Матушка Феодосия

Матушка Феодосия Скопинская Богом данная старица

Матушка Феодосия – ее монашеское имя означает Богом данная, – пример кротости и терпения, живой и крепкой веры, благодарной покорности Промыслу Божию, а от того и молитвы, которую слышит Бог. В 2014 г. подвижница преставилась ко Господу.

Матушка родилась в 1923 г. в деревне Велемья Скопинского района Рязанской области. Нарекли ее Натальей. Точной даты рождения – сама матушка говорила – никто не знает. Праздновали всегда на Казанскую икону Божией Матери – 4 ноября. Вообще матушка говорила о себе очень мало. Когда один из ее внучатых племянников иеромонах Феодорит (Тихонов) попросил разрешения описать ее жизнь, она сказала скромно:

«Да что обо мне писать-то»…

Но было бы странным, если бы матушка сказала иное, так как скромность и смирение были ее главными добродетелями.

Наташа родилась в многодетной семье Никифора и Ефросиньи Косоротихиных. Всего детей было пятеро: старшая Фекла, потом Анна (все звали ее Оня), Тихон, Наташа – будущая матушка Феодосия – и последняя, самая младшая Ольга. Рождались и еще дети, но они умерли в младенчестве.

Мама у них вышла замуж совсем молоденькой, всю работу по дому делала сама, а тогда были коровы и мелкая скотина, и огороды – со всем надо было управляться. Отец ездил в Москву на заработки. Мама надорвалась, а врачей в глубинке не было, – умерла рано, на руках своей дочери Наташи (об этом отцу Феодориту рассказывала свидетельница этого события его бабушка – племянница матушки Феодосии). Наташе было тогда лет 13–14.

Домик матушки Феодосии

Дети очень тяжело переживали смерть мамы. «Вот, бывало, – говорит матушка, – уйдем на кладбище, упадем на могилку и плачем. Люди мимо проходят, найдут нас, домой приводят».

Детство, юность тяжелые были. Великая Отечественная война началась. Наташу на войну отправили окопы копать. «Если у кого родители были, – матушка рассказывает, – могли как-то выгородить детей, а за нас заступиться было некому. Куда угонят, куда увезут, где живем, чем питаемся? – ничего не знали, только одну работу и видели».

Учиться Наташе так и не довелось. Однако у нее окормлялись иеромонахи, священники и архиереи; приезжали за советом спикеры Госдумы, губернаторы. Путин не приезжал, но она за него сама молилась и других наставляла молиться; знала, чем он занят, иногда точно разговаривала с ним.

Удивительно, что Наташа знала много молитв наизусть. Когда ее потом уже, прикованную к постели, спрашивала ходившая за ней простодушная сестра Оля, откуда она это знает, ведь они же росли и жили вместе, Наташа многозначительно и прикровенно отвечала:

«Меня там учили».

А тогда на дворе были трудовые будни советских пятилеток… Страна оправлялась после войны. В послевоенный период Наташа работала с военнопленными в шахте. Потом – в строительной бригаде.

«Была очень трудолюбивая, – вспоминают ныне здравствующие соработницы Раиса и Анна. – Тяжеленные мешки могла взваливать на плечи, такая сильная была».

Матушка всегда очень серьезно к труду относилась, говорила, что трудиться все должны. К ней приезжали потом за благословением уйти на пенсию, а матушка, как правило, отвечала:

«Поработай еще, поработай…»

Сейчас времена в бытовом отношении полегче, а тогда никакой центральной системы отопления, ни воды горячей не было. С вечера надо было печку топить, дров не было, ходили после изнурительной работы еще и в лес за хворостом, носили вязанками. Но как-то весело, матушка вспоминает, жили:

«Идем после работы – песни поем, а сейчас вы что все такие унылые?!»

А тогда столько трудностей: и работа тяжелая, и по хозяйству дела, весной да летом – огороды, а осенью–зимой пока дров наберешь, да пока натопишь, пока помоешься, пока есть приготовишь…

Люди тех лет – подвижники в миру. Монастырей тогда уже в основном и не было: все были разорены. Но уклад общинной жизни, взаимовыручки – особенно в деревнях – оставался. Человек не замыкался, как сейчас, на себе, думал о ближнем. Вот и Наташа с утра вставала пораньше, блинов напечет себе на работу взять и завозит еще племянникам Наталье и Петру – это дети старшей сестры Феклы. «Слышу, машина сигналит, – вспоминает племянница матушки 83-летняя Наталья, – тетя Наташа из машины: «Нате, я вам уже с утра горячих блинов напекла!» И едет дальше на стройку».

Строили дома многоэтажные, заводы. «Автоагрегатный завод я строила», – говорила потом схимонахиня Феодосия, в подробностях рассказывая, что где там находится. Память у матушки была феноменальная. И это несмотря на то, что авария случилась, когда ей всего-то 30 лет было, а потом почти 20 лет летаргического сна.

В храме

Авария случилась в 1953 г. на стройке. Запись есть, где муж сестры матушки рассказывает: «Идем с Наташей с работы. Эх, Наташа, говорю, жалко я тебя раньше не узнал, а то бы на тебе женился! – А чем, отвечает Наташа, – тебе моя сестричка не нравится? – Нравится». Так и образумила.

Замуж Наташа не хотела выходить, устроение у нее было монашеское, а монастырей тогда уже не было… А так как жили бедно, ее сестры все-таки хотели сосватать. И она, вспоминает потом уже старица, шла как-то днем и молилась:

«Не хочу! Мне сегодня должны кого-то свататься привести…»

В этот день авария и случилась. Как стала молиться будущая схимонахиня:

«Господи, не допусти моего сватовства»,

– так тут же авария и произошла.

Тогда народ много калечился: и на производстве, и по пути на работу. Это было время великих строек, жизнь и здоровье конкретного человека не брались в расчет. Возили раньше рабочих не в автобусах, а и летом и зимой в кузовах самосвалов. Так Наташа вместе с младшей сестрой Ольгой попала в первую аварию: грузовик, который их возил на работу, перевернулся. Увечья у них были сильные, им даже хотели дать инвалидность, но они отказались: неудобно, молодые, работать надо.

А потом уже через год произошла вторая авария: разгружали кирпичи и борт самосвала упал. Пострадали двое: мужчину сразу же насмерть убило (у него четверо детей осталось, они потом приезжали к матушке Феодосии), и Наташа. Ее тоже сначала в морг увезли. А потом, матушка сама рассказывает, одна из сестричек-санитарок говорит:

«Лицо у нее какое-то очень живое»,

– взяла зеркальце и приложила, а оно запотело!

Год провела матушка в больнице, не приходя в себя. Врачи наотрез отказывались отдавать ее домой.

«У вас все равно нет средств, чтобы ухаживать за таким тяжелобольным человеком, – говорили они. – Мы таких больных в Москву на опыты увозим».

Сколько ни просили родные, следовали отказы. Тогда муж младшей сестры Ольги написал расписку, что берет больную домой под свою ответственность. Для него это означало – крест на семейной жизни, так как он был военным и его отправляли в дальнюю командировку. Оля осталась ухаживать за сестрой, лежавшей без сознания…

Родную деревню пришлось покинуть, переехали в село Новые Кельцы, где жили у родни по материнской линии, а оттуда потом, когда сестре Ольге дали свое жилье, перебрались в маленький домик поселка Октябрьский. Здесь матушка спустя 19,5 лет летаргического сна на отдание Пасхи в 1973 г. и пришла в себя. Приходить в себя она стала постепенно. Признаки сознания обнаружили во время похорон одной из ее сестер Они. Она стала стонать и плакать. Когда заговорила, одними из первых слов ее были:

«Зачем вы меня подкармливали? Меня Сама Матерь Божия кормила…»

Но глаза Наташа открыла не сразу, спустя несколько лет, при этом всех удивляла тем, что видела всё с закрытыми глазами. Иеромонах Феодорит свидетельствует:

«Мои родители поженились в 1976 г. И тогда у матушки еще были закрыты глаза. В день свадьбы мои родители зашли к ней за благословением. Мой отец в гостях у матушки был не в первый раз – как родственник и помощник по хозяйству, а мама – приезжая, была впервые. Во время разговора матушка заметила, что у молодой очень легкая обувь и что ей надо беречь ноги. Мама очень удивилась, откуда женщина с закрытыми глазами знает, что в феврале месяце она пришла в летних туфлях. Подобных историй в моей семье много и все они произошли в конце 1970-х, когда матушка еще не видела».

Особые мир и благость ощущались в комнатке матушки и тогда, когда она была без сознания. Здесь царил животворящий покой. Матушку с сестрой навещали родные да и просто неравнодушные к ним люди. А брат Тихон пришел проститься, и здесь же скончался, отсюда его и хоронили. Когда выносили гроб, у матушки и в летаргическом сне слезы потекли…

Матушка пришла в себя, а впереди еще 40 лет терпения, смирения, служения Богу и ближним. Некоторые соседи недолюбливали сестер, открыто враждовали и пакостили им, но сестры все смиренно терпели. Пока жива была сестра Ольга, матушка нарадоваться на нее не могла: в любви купалась и сама очень ее любила.

«Как бы ни была больна она, а все ж глоточек воды даст»,

– говорила матушка про сестру. Просила ее не ложиться в больницу, но Ольга не посмела ослушаться врачей, в больнице и умерла.

Это потом уже к матушке за советами ездили главврачи крупных столичных больниц. А часто бывало и так, что мнение даже консилиума врачей расходилось с тем, что она говорила, но потом все-таки подтверждались диагнозы матушки и ее рекомендации оказывались верны. Матушка могла молитвенно духом присутствовать на операции. А после пересказывать весь ход операции родным больного.

«Я медсестрам скальпели подавала»,

– шутила потом.

Матушка лечила всех травами, сама составляла рецепты. Ее чада по ее благословению травы собирали, сушили. Но больше, конечно, матушка врачевала молитвой, а через травяные рецепты она скрывала свой сильный молитвенный дар. Вот стоит достаточно моложавая женщина в красном полупальтишке и рассказывает:

«У меня рак был уже последней стадии… А матушка меня исцелила!» – «А как матушка вас исцелила?» – спрашиваем. «Травку сказала пить… Я до сих пор эту травку пью. Как же она называется… А! Подлабазник!»

И таких историй очень много. Местные, скопинские или рязанские, врачи в очередной раз фиксируя чудо, всегда уже сразу констатировали: «Вы были на Октябре!» Жалко только, что таким образом через все те же топонимы богоборческого периода слава воздавалась «октябрю», а не Богу.

Матушка всегда учила своих чад благодарению, благодарить надо всех: и людей, хотя бы какой-то радующей душу мелочью:

«Дорога потеха»,

– говорила она и прежде всего учила благодарить всегда во всем – Бога, Матерь Божию!

Вся жизнь самой матушки есть исполнение апостольских слов:

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18).

Хотя столько всего пришлось пережить…

После смерти сестры Ольги матушка, прикованная к постели, натерпелась от крутого нрава хожалки Пелагеи. В мороз та оставляла матушку с ненатопленной печью. Придет хожалка: «Ты еще не сдохла?» – а у матушки волосики к подушке примерзли.

А было и так, что чуть заживо не сгорела: рядом с кроваткой матушки печка находилась, у которой стенка была проломлена и горящие угли могли просыпаться прямо под кровать, и матушка постоянно ухаживающих просила поменьше дров закладывать в печь… Лишь когда стали кровать менять, уже при ходившей за матушкой последние 10 лет келейнице Ольге, супруге внучатого племянника матушки – Сергея, это обстоятельство и открылось. Да и у соседей пожар случался: их дома не было, а матушка была одна – к постели прикована, а пламя уже подступало…


«Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина» — это первая книга о почитаемой церковным народом старице Феодосии (Косоротихиной; †15.05.2014). Составлено издание по благословению ее чада митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) и выходит в свет к очередной годовщине подвижницы.

Это издание — приношение благодарной памяти старицы — порадует и укрепит на пути спасения и тех, кто с ней Божией милостью общался, и тех, кто встретится со старицей на страницах этой книги впервые.

Это потом уже люди матушку почитать стали, ездить к ней. Принимала она ночью, часов с 9–10 вечера и до последнего посетителя, а их могло быть и 100, и 150 человек… Матушка всем улыбалась, всех утешала, ободряла, а только самым близким признавалась, как у нее голова раскалывается – сосуды, как она говорила, «буздякают».

А для всех матушка – само гостеприимство. Сказать бодрое слово, обнадежить:

«Помолимся!»

– да всех чаем своим «фирменным» из трав напоит, каравайцами с медом накормит. У старцев чай да угощение – это вещественные носители благодати.

Многие замечали: если матушка усаживает в своей келье и чаем начинает поить, да конфет еще из своей коробочки, висящей рядом с кроваткой на фиолетовой ленточке, даст или откуда-то у себя из-под подушки достать велит, у человека тут же многие вопросы так, незаметно в процессе чаепития и разрешаются, вся смута с души уходит…

У кровати матушки постоянно открытой лежала Псалтирь. Некоторых, в основном из духовенства, матушка иногда просила почитать именно ту страницу, которая открыта. В частности, и таким образом читающий или кто-то в комнате из слушающих могли получить ответ на свой вопрос.

Вообще матушка любила отвечать притчами. Задают ей прямой вопрос, а она какую-то историю про некоего человека начнет рассказывать издалека… А человек вслушивается и понимает: про него это матушка говорит!

А еще в келье матушки часто читались Акафисты, особенно она любила Акафисты Матери Божией, разным Ее иконам. По богородичным праздникам матушка обычно не принимала, к ней приезжали иногда по 15–20 священников из монашествующих и женатых – служили в ее комнатке молебны с водосвятием.

В 1990-х гг. Наталью постриг в схиму с именем Феодосия, что значит «Богом данная», в честь святителя Феодосия Черниговского архимандрит Авель (Македонов), святогорец, подвижник высокой духовной жизни, наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рязанской области.. Это было своеобразным церковным признанием даров матушки, данных ей по Благодати Духа Святаго: даров молитвы, утешения, исцеления, прозорливости, пророчества.

Хотя к матушке уже тогда ездили многие иеромонахи, священники, епископы, митрополиты. Особенно был любим у матушки митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, ранее архиепископ Ярославский и Ростовский. Приезжал к ней и архимандрит Наум (Байбородин) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Многих матушка знала и духом, «заочно». Так, одна из ее чад Надежда Макарова рассказывает, что, прочитав книжку про архимандрита Павла (Груздева), спросила: «Матушка, а вы отца Павла (Груздева) знали?» «Нет», – ответила матушка, а потом вдруг и говорит: «А это такой слепенький? Они с отцом Авелем духом похожи…» Известно, кстати, что архимандрит Павел многих своих чад перед кончиной тогда еще Наташеньке препоручил.

Матушка Феодосия почила в возрасте 90 лет 15 мая 2014 г. в день памяти святых страстотерпцев и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба – этим святым посвящен ближайший к ее домику храм, там ее и отпевали. «На престол преставилась», – люди говорят. За несколько часов перед кончиной рано утром матушка в полной памяти приобщилась Святых Христовых Таин. После приобщения попросила приобщившего ее священника и духовника – протоиерея Константина Гусарова, настоятеля Борисоглебского храма – посмотреть ее «смертный узел», то есть вещи, отложенные на погребение, готовясь тем самым к смерти. Это было торжество престольного праздника в еще пасхальные дни, когда пели «Христос Воскресе!» Еще Великим постом матушка говорила: «Пасху встретите радостно, а провожать будете со слезами». Словами, исполненными победы над смертью, и сейчас завершаются все панихиды на могилке матушки. 40 дней блаженной кончины матушки отметили на Собор Рязанских святых.

Рядом с домиком старицы сейчас строится храм Всех Святых в земле Российской просиявших, чтобы люди, как тому и служила матушка Феодосия, возвращались к Богу, чтобы всем нам встретиться в вечности. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). А Богом данная нам матушка Феодосия, и ныне слышащая просьбы и мольбы, исполняет волю Божию.

Ольга Орлова

Бесовские нападки (рассказы об искушениях матушки Феодосии Скопинской)

Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923/† 15.05.2014), из-за тяжёлой травмы около двадцати лет находилась в коме — в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, сорок лет несла подвиг старчества, окормляя многочисленных своих чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. Однако были и такие случаи, когда матушка Феодосия претерпевала искушения. Об одном из них я и хочу рассказать.

Бесовские нападки

В конце прошлого века слава о матушке Феодосии возрастала, но тем больше восставал против нее враг рода человеческого. К скопинской старице стремилось приехать множество людей, и тогда нашлись такие «предприниматели», которые стали зарабатывать на славе матушки Феодосии. Интернет запестрел такими объявлениями: «Организация индивидуальных поездок к схимонахине Феодосии в город Скопин. Из любой точки Москвы. стоимость поездки 2.5 т.р.». Или вот еще такое интернет-объявление: «Организую групповые поездки к схимонахине Феодосии в город Скопин в легковых автомобилях по 3 человека, стоимость — 2500 рублей с человека, с выездом из Москвы от ст. метро Жулебино и Домодедовская. Если необходима развозка по Москве после визита к матушке Феодосии, стоимость 500 рублей за адрес». А к этим объявлениям, как правило, добавлялись рекламные призывы: «Кто хочет исцелиться, снять порчу, создать семью или наладить бизнес — езжайте к схимонахине Феодосии! Мы всегда готовы отвезти вас туда и обратно!»

А теперь представьте себе, какие толпы жаждущих чуда людей стали приезжать к больной старице! Но эти толпы были из лукавого рода, о котором Христос говорил: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему…» (Мф. 16:4.)

Люди из лукавого рода очень утомляли больную скопинскую старицу и ее келейниц. Одна из благочестивых почитательниц матушки Феодосии Алена Андриянова о такой неприглядной ситуации сказала: «Я была у матушки не однажды и поверьте видела там разных людей… Много было таких, которые не хотели работать над собой (жить в Боге), а искали быстрого пути решения проблем. А когда у них после посещения матушки ничего не получалось, то они начинали хаять ее, (ничего она не может, ничего не умеет, лжестарица). А потом начинали ездить к разным «бабкам» и экстрасенсам за «быстрой помощью. Матушка после того, как ее посещали такие люди, очень сильно болела».

В то же время вокруг скопинской старицы стали плестись интриги, возникали сплетни и даже фальсификации ее жизни. Апогеем такого бесовского шабаша стало создание и показ каналом РЕН ТВ фильма о матушке Феодосии под названием «Вся правда о Ванге». Не будем пересказывать его лживое содержание. Приведем лишь историю борьбы за доброе имя скопинской старицы. Приведем для того, чтобы показать читателю, насколько тогда ополчились бесы против Божьей угодницы. А еще для того, чтобы показать насколько большим уважением матушка Феодосия пользовалась среди известнейших людей России, вставших на ее защиту и написавших обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой привлечь журналистов РЕН ТВ к уголовной ответственности за лживую фальсификацию. Итак, приводим цитаты из обращения в защиту матушки Феодосии:

«Уважаемый Владимир Владимирович!

…Мы столкнулись с вопиющим фактом оскорбления чувств православных христиан, циничного попрания норм морали…

Рен ТВ широко демонстрировал фильм «Вся правда о Ванге». Мы бы не обратили внимания на эту жалкую телеподелку, призванную оболванивать доверчивого зрителя лжесенсациями, если бы в этом фильме не оскорблялись наши религиозные чувства и, если бы создатели фильма не провоцировали агрессию в отношении широко почитаемой в народе старицы схимонахини Феодосии…

Мало того, авторы фильма внушают зрителю вздорную мысль, что Ванга не умерла, а была вывезена болгарскими спецслужбами в Россию в Скопин, и объявилась под именем матушки Феодосии. Чтобы зритель в это поверил, нагло монтируются кадры, на которых матушка якобы говорит по-болгарски. При этом лживо утверждается, что местные жители убеждены, что матушка Феодосия — это и есть «воскресшая Ванга». Эта выходка свидетельствует о том, что речь уже идет не о незнании, а о сознательной попытке дискредитировать схимонахиню Феодосию, убедить зрителя, что ее духовные дары — не плод молитвы и смирения, а результат манипуляций болгарских спецслужб. И эта бессовестная подтасовка оскорбляет наши религиозные чувства.

Авторы фильма лживо заявляют, что матушка Феодосия, подобно Ванге, «охотно берет деньги с посетителей», что является откровенной клеветой на схимонахиню и также оскорбляет наши религиозные чувства.

…Мало того, авторы фильма внушают зрителю вздорную мысль, что Ванга не умерла, а была вывезена болгарскими спецслужбами в Россию в Скопин и объявилась под именем матушки Феодосии. Чтобы зритель в это поверил, нагло монтируются кадры, на которых матушка якобы говорит по-болгарски. При этом лживо утверждается, что местные жители убеждены, что матушка Феодосия — это и есть «воскресшая Ванга». Эта выходка свидетельствует о том, что речь уже идет не о незнании, а о сознательной попытке дискредитировать схимонахиню Феодосию, убедить зрителя, что ее духовные дары — не плод молитвы и смирения, а результат манипуляций болгарских спецслужб. И эта бессовестная подтасовка оскорбляет наши религиозные чувства.

Авторы фильма лживо заявляют, что матушка Феодосия, подобно Ванге, «охотно берет деньги с посетителей», что является откровенной клеветой на схимонахиню и также оскорбляет наши религиозные чувства.

Но особенно вопиющим является комментарий авторов фильма о том, что несметные сокровища Ванги были перевезены в Скопин и спрятаны там. Это, на наш взгляд, не что иное, как подстрекательство к ограблению и даже убийству. И, как нам рассказывали, уже имел место факт грубого вторжения в дом матушки Феодосии трех пьяных хулиганов.

Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить Генеральной прокуратуре России проверить изложенные нами факты, дать им юридическую оценку, привлечь виновных к установленной законом ответственности, в том числе уголовной».

Обращение подписали: В.Н.Крупин, сопредседатель Союза писателей России; А.Д.Степанов, главный редактор «Русской народной линии»; П.А.Безукладичный, председатель МОО «За Веру Православную»; В.А.Ланцева, президент Фонда Святого Апостола Павла; Т.М.Боровикова, руководитель Всероссийского Сообщества многодетных семей «Много деток — хорошо» и другие общественные деятели.

В заключение скажем, что данное обращение к Путину осталось без последствий, поскольку к тому времени матушка стала очень сильно болеть, а через некоторое время отошла ко Господу.

Болезни скопинской старицы проистекали от переутомленности и внутренних переживаний, которые для окружавших ее людей были малозаметны. Внешне матушка продолжала улыбаться, была добродушной и ласковой ко всем. Правда некоторые ее почитательницы замечали, насколько трудно стало ей принимать посетителей. Понимали и переживали за матушку. Криком души можно назвать интернет-обращение близко знавшей матушку Алёны Андриановой:

«Люди! Прежде чем утруждать матушку, поймите, что она не бабка-гадалка, а человек, который несколько десятков лет лежит прикованный к постели и молится. Зачем вы к ней приезжаете? Чтобы спросить про ИНН, куда он него бежать, и когда конец света? Или на какую работу лучше устроиться, чтоб хорошо все было…

Ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложиться… Ходите в храм, читайте Святых Отцов, исповедуйтесь своему духовнику (кстати, если его у Вас нет, лучше займитесь его поиском, а не охотой за старцами) и, если он (духовник) Вам сам посоветует поехать к матушке, только тогда езжайте.

Оставьте матушке сил для молитвы за тех, кто в ней действительно нуждается! У кого дети больны раком, муж — единственный кормилец семьи умирает, дочь-наркоманка погибает… Оставьте матушке сил для молитв за них…

Прощу прощения, если кого-то обидела своими высказываниями, просто очень жалко матушку, она после пустых, неуместных или даже провокационных вопросов сильно болеет…»

Трудно, да и незачем оспаривать утверждения Алёны Андриановой. Согласен с ними и автор сей книги, приводивший в своем предисловии аргументы о немаловажности даже простых житейских проблем, с которыми ехали люди к матушке Феодосии. Но то, что говорилось в предисловии, относится к конкретным случаям. Обобщенно же я согласен с Алёной — более половины своих вопросов, люди, которые приезжали к матушке, могли решить в своем приходском храме, обратившись к священнику. Но то, что совершенно больная скопинская старица принимала всех, и отвечала на все вопросы, и молилась за всех (даже за тех, кто клеветал на нее и враждовал против нее), только возвеличивает ее христианский подвиг смирения, терпения и любви. А подвиг этот был исполнением очень и очень важной заповеди Христа Бога нашего: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф.5,44-46).

Солнце любви матушки Феодосии восходило над злыми и добрыми, и посылала она дождь своих молитв на праведных и неправедных…

«Я, когда молюсь — говорила матушка, — то всех поминаю. Начинаю со своей деревушки Велемья, а потом молюсь за всех, кто ко мне приходил…»

Игорь Евсин, православный писатель, г. Рязань

Источник: ИМ Зерна

Скопинская старица матушка Феодосия. Как старица, которая не могла ходить, в день помогала 150 человекам

Скачать эту статью

Однажды молодая девушка рассказала о том, как у нее был рак в последней стадии. Она не знала, что ей делать, постепенно она готовилась к смерти. Потом она пришла к бабушке Феодосии, которая дала ей пить траву, после этого матушка Феодосия исцелила ее. Все врачи были удивлены такому чуду. Но девушка не раз благодарила матушку Феодосию из Скопина.

Немногие знают, что Рязанская область известна своими людьми. На этой земле проживала Скопинская старица матушка Феодосия. Кем же была эта женщина, и чем она стала известна?

Монашеское имя «Феодосия» означает Богом данная. Старица Феодосия на своем примере кротости и терпения показала людям живую и крепкую веру в Бога. 15 мая 2014 года она представилась ко Господу.

Матушка Феодосия показала всем людям на своем примере, как надо верить в силу Господа

Скопинская старица Феодосия родилась в 1923 году в деревне Велемья

Скопинская старица родилась в 1923 году в деревне Велемья Рязанской области. Матушка говорила, что точную дату ее рождения, никто не знает. В миру ее нарекли именем Наталья. День рождения ее всегда праздновали на праздник Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября.

На самом деле, сама матушка Феодосия из Скопина говорила о себе очень мало. Однажды один из ее племянников, Иеромонах Феодорит, попросил у нее разрешение на то, чтобы описать всю ее жизнь, на что она ему ответила: » да что обо мне писать то…».

Матушка всегда говорила, что скромность и смирение — это ее главные добродетели.

Родилась Наталья в многодетной семье Никифора и Ефросинии Косоротиных.

В семье было 5 детей. Старшую дочь звали Фекла. Потом Анна, Тихон, Наталья, это наше будущая Феодосия матушка, и последняя самая младшая из них была Ольга. Родились и после этого дети, но еще в младенчестве они умерли.

Мать Наташи вышла замуж еще совсем молодой. Всю работу по дому она всегда делала сама. В то время были и коровы, и огороды, и со всем этим надо было управляться. Отец ездил в Москву на заработки. Когда Наталье исполнилось 13-14 лет, ее мама сильно надорвалась, умерла она рано, так как тогда в тех местах врачей не было. Она умерла прямо на руках у своей дочери.

Детство и юность матушки Феодосии были очень тяжелыми. После смерти мамы, многие обязанности по дому выполняла именно она

Все дети в семье Натальи очень сильно переживали смерть своей мамы.

Сама матушка рассказывала о том, что порой они приходили на могилку и плакали. Мимо проходили люди, находили их, и отводили домой. Детство и юность матушки были очень тяжелыми. Сначала Наталью отправляли копать окопы. Как сама матушка рассказывала, у кого были родители, те могли как-то выгородить своих детей, а за них заступиться было некому. Куда повезут — туда увезут.

Учиться в школе матушке Феодосии так и не довелось

Учиться Наталье так и не довелось. Однако очень часто у нее окормлялись священники, и даже архиереи. За советом приезжали также губернаторы, сам Путин не приезжал, но она всегда за него молилась и других наставляла молиться за наше правительство.

Также удивительно было то, что Наташа знала наизусть много молитв. Однажды ее сестра Оля спросила о том, откуда же она знает молитвы, если они все время жили и росли вместе. Матушка ей сказала, что «меня научили». Тогда были трудовые будни советских людей. Страна, наконец-то стала оправляться после войны.

В этот период Наталья работала в шахте с военнопленными, затем в строительной бригаде. До сих пор работница Раиса вспоминает, что матушка была очень трудолюбивая. Она взваливала на себя тяжелые мешки, на плечи. Матушка при жизни любила очень трудиться, она говорила, что трудиться должны все. Когда же к ней приезжали на благословение, чтобы уйти на пенсию, матушка Феодосия говорила «поработай еще, поработай».

За советом к матушке Феодосии в Скопино приезжали священники, и даже архиереи

В наше время мы многое не знаем, так как у нас есть все возможное для жизни. Тогда же никакого отопления не было, воды горячей тоже, поэтому вечером нужно было затопить печку, а так как дров не было, нужно было идти в лес за хворостом.

Очень часто матушка вспоминала, как они ходили за хворостом и шли после работы пели песни. Зимой было трудностей намного больше. Также она вспоминает о том, что монастырей в то время в основном не было, они все были разорены.

На заводе с Натальей случилась беда, после чего она перестала ходить

Город Скопин тогда не отходил от строительства. В нем строили многоэтажные дома, заводы. Матушка Феодосия вспоминает, что она строила автоагрегатный завод. Также она в подробностях рассказывала о том, где он находится, и что там делали.

Замуж Наташа выходить не хотела, так как строение у нее было больше монашеское. Так как жили они бедно, сестер она все-таки хотела сосватать. Также она вспоминала, что как-то днем она молилась, что не хочет, чтобы ей приводили кого-то сватать. Когда монахиня стала молиться Богу о том, чтобы он не допустил ее сватовства, тут на заводе и случилась авария.

В то время народ калечился и на производстве, и даже по пути на работу, так как это было время великих строек. Жизнь и здоровье человека практически не бралось в расчет. Тогда Наташа вместе с младшей сестрой Ольгой попала в аварию. Старик, который отвозил их на работу, перевернулся.

19,5 лет после аварии провела старица в летаргическом сне

Наталье и сестре ее тогда захотели даже дать инвалидность, но они отказались, так как было неудобно по той причине, что они еще совсем молодые. Вскоре через год произошла еще одна авария, когда загружали кирпичи, упал самосвал. Пострадало два человека: мужчину сразу же убило насмерть, у него осталось четверо детей. Пострадала сильно и Наталья.

Для начала ее тоже увезли в морг — думали, что она умерла.

Монахиня Феодосия вспоминает, что как одна из санитарок сказала в морге, что лицо у нее какое-то очень живое. И когда приложили зеркальце, то увидели, что оно запотело. После этого события матушка пролежала в больнице год, но врачи не хотели отдавать ее домой. Также они говорили, что таких больных возят в Москву, а у них нет средств на то, чтобы ухаживать за таким тяжело больным человеком.

На заводе, где работала Наташа, случилась беда, после которой она навсегда лишилась возможности ходить. С того момента она только лежала

Сколько родные не просили, следовали только одни отказы. Муж младшей сестры Ольги написал расписку о том, что возьмет на себя ответственность за матушку. Для него это означило крест на всей семейной жизни, так как он был военным человеком и его часто управляли в командировку. Осталась Ольга ухаживать за больной сестрой.

Родную деревню им пришлось покинуть, и они переехали в новое село, где стали жить у родни по материной линии. Затем там сестре Ольге дали жилье, и они перебрались в небольшой домик. Здесь матушка 19,5 лежала летаргическим сном.

В 1973 году во время праздника Отдания Пасхи матушка пришла в себя

В 1973 году во время праздника Отдания Пасхи матушка Феодосия пришла в себя. В себя она приходила постепенно. Признаки ее жизни обнаружили во время того, когда стали хранить одну из ее сестер. Она стала стонать и плакать и сказала, зачем они ее подкармливали, ведь сама Матерь Божия кормила ее. Но глаза схимонахиня Феодосия открыла спустя несколько лет.

Но уже тогда, какой-то особый мир и благость ощущалась в ее небольшой комнатке. Здесь царил покой. Очень часто матушку навещали родные и неравнодушные к ней люди. Некоторые соседи очень их недолюбливали, порой даже устраивали им пакости, но сестры все это терпели.

Пока была жива ее сестра, матушка не могла нарадоваться. Вскоре когда Ольга заболела, матушка просила ее не уходить, но та легла в больницу по наставлению врачей, и вскоре умерла.

Очень часто матушку и ее сестру навещали родные и неравнодушные люди. Многие их и недолюбливали, но сестры все терпели

После к матушке стали ездить за советами главврачи из столичных больниц. Она подтверждала диагнозы и давала рекомендации. Матушка Феодосия лечила травами, сама составляла рецепты. Ее чада духовные собирали и сушили травы. Конечно же, больше всего матушка врачевала своей молитвой, а через травяные рецепты, она и пыталась скрыть свой молитвенный дар.

Однажды молодая девушка рассказала о том, как у нее был рак в последней стадии. Она не знала, что ей делать, постепенно она готовилась к смерти. Потом она пришла к бабушке Феодосии, которая дала ей пить траву, после этого матушка Феодосия исцелила ее. Таких историй было очень и очень много. Матушка всегда говорила о том, чтобы люди молились обо всем Матери Божией. А также матушка всегда говорила: «… живите с миром, и оставайтесь с Богом».

Посетителей у Скопинской старицы в день было до 150 человек

После смерти своей сестры, матушка была прикована к постели и многого натерпелась от своей хозяйки по дому. Однажды она чуть заживо не сгорела, так как ее кровать находилась рядом с печкой.

1990 в этом году приняла схиму с именем Феодосия

Много людей приходило к бабушке. Она принимала с 9 часов утра и до самой ночи, до 10 часов вечера. В день посетителей могло быть до 150 человек, всех же матушка одобряла, утешала. На кровати у нее всегда лежал псалтырь. Иногда она просила почитать именно ту страницу, которая была открыта, и тогда человек, который читал, мог получить ответ на свой вопрос.

Очень часто она любила отвечать притчами. Когда ей задавали вопрос, то она начала рассказывать как бы издалека, и когда человек вслушивался, то сразу понимал, о чем она говорит. Очень часто она читала акафисты.

В 1990 году Наталью постригли в схиму с именем Феодосия.

Матушка Феодосия помогала не только взрослым, то и детям. Она молилась за них, и младенцы выживали даже от самых страшных недугов

Настоятель храма, который находился в той же деревне, очень часто к ней приезжал. Также ее хорошо знали и в Скопинской епархии. К ней часто приезжали монахи, священники, епископы и даже митрополиты.

Умерла матушка в возрасте 90 лет в день памяти святых Бориса и Глеба

Умерла матушка в возрасте 90 лет в день памяти святых страстотерпцев и благоверных князей — Бориса и Глеба. Перед своей кончиной она удостоилась причащения Святых Христовых Тайн.

Тогда еще матушка сказала, что встретят они Пасху радостно, а провожать будут со слезами.

Многие люди спрашивают, где захоронена матушка Феодосия? В деревне, в которой она проживала, была возведена часовня, где каждый верующий может приклониться и помолиться матушке Феодосии. Там же было освящено место под закладку храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Так в настоящее время выглядит часовня матушки Феодосии из Скопина