Метро храм Христа спасителя

Храм Христа Спасителя — самый большой кафедральный собор в Русской Церкви, одна из знаменитых достопримечательностей российской столицы.
Храм Христа Спасителя был задуман императором российским Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.
Наконец, 26 мая 1883 года он был освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. Вместимость храма составляла до 7200 человек. Фасады храма были оформлены мраморными горельефами работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова, входные двери собора выполнили из бронзы, интерьер собора украшали росписи и каменная отделка (лабрадор, порфир, мрамор). Над украшением храма работали известнейшие русские художники: В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской.
По распоряжению коммунистических властей храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. На месте храма в 1958–1960-х годах был построен открытый плавательный бассейн «Москва».
После подписания в 1992 году указа президента РФ Б.Ельцина «О создании фонда возрождения Москвы» началась подготовка реконструкции разрушенного святилища. Строительство нового собора велось максимально близко к разрушенному оригиналу. Длилось строительство 7 лет и завершилось в 2000 году. Нынешний храм Христа Спасителя одновременно вмещает до 10 000 верующих и является крупнейшим в Русской Церкви.
Сегодня в храме проходят торжественные богослужения. На вершине храма имеются смотровые площадки, с которых открывается захватывающая панорама центральной части Москвы.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Храм Христа Спасителя расположен по адресу: Москва, ул. Волхонка, 15. Телефон для справок: 8 (495) 637-12-76.

Храм Христа Спасителя находится на берегу Москвы-реки, между улицей Волхонка и Пречистенской набережной, а к противоположному берегу от него идёт пешеходный Патриарший мост. Этот мост – хорошее место для фотографии. Стоя на нём, фоном для фото может служить как сам храм, так и Москва-река с Кремлём вдалеке или памятник Петру Великому, который также хорошо видно с этого моста.

На метро

Самый удобный транспорт для перемещения по городу — это метро.

  • Пользуясь схемой Московского метрополитена, доехать до станции «Кропоткинская» (Сокольническая — красная линия московского метрополитена).
  • Ориентируясь по указателям на станции, выходите к храму.

На общественном наземном транспорте

К храму можно добраться и наземным общественным транспортом. Вблизи расположены остановки маршрутов:

  • Маршрут автобуса «А» (кольцевой от стадиона Лужники-Южная) — остановка «метро Кропоткинская»
  • Маршрут автобуса №15 (кольцевой от ВДНХ) — остановка «метро Кропоткинская»
  • Маршрут автобуса №255 (кольцевой от стадиона Лужники-Южная) — остановка «Храм Христа спасителя»
  • Маршрут автобуса №М3 (метро «Семёновская» — стадион Лужники-Южная) — остановка «метро Кропоткинская»
  • Маршрут троллейбуса №33 — остановка Пречистенская набережная

Пешком через Красную площадь

  • Выйти на любой станции метро, ближайшей к Красной площади: «Охотный ряд» (Сокольническая — красная линия метрополитена), «Театральная» (Замоскворецкая зеленая линия метрополитена), «Площадь революции» (Арбатско-Покровская — синяя линия метрополитена).
  • После осмотра достопримечательностей Красной площади пройти в сторону Александровского сада.
  • Осмотрев Александровский сад, спуститься к Кремлёвской набережной.
  • С Кремлёвской набережной, повернув направо, дойти до Пречистенской набережной, продолжить путь к Патриаршему мосту и храму Христа Спасителя.

Не спускаясь на набережную, можно выйти из Александровского сада к Боровицкой площади и по улице Волхонка дойти до храма.

Пешком через пешеходный Патриарший мост

  • Доехать до станции метро «Полянка» (Серпуховско-Тимирязевская — серая линия метрополитена)
  • Пройти по улицам Малая Полянка или Малая Якиманка до Якиманского проезда.
  • Через Якиманский проезд перейти на улицу Большая Якиманка и продолжить путь до Патриаршего моста.
  • Патриарший мост, перекинутый через Москву-реку и водоотводный канал, соединяет Якиманскую, Болотную, Берсеневскую и Пречистенскую набережные. Заканчивается мост перед соборной площадью.

Стоянок и мест парковки возле собора нет. Поэтому, если вы путешествуете по Москве на своём транспорте, может возникнуть проблема — где поставить автомобиль на время осмотра достопримечательности.

Стоимость билетов в Храм Христа Спасителя в 2018 г.

Вход в Храм Христа Спасителя и в музей Храма – бесплатный.

Стоимость экскурсии в Храм Христа Спасителя

Экскурсии, в том числе в музей Храма и на смотровую площадку, проводятся только в составе экскурсионных групп. Билеты на экскурсии можно приобрести в турфирмах. Группы из индивидуальных посетителей не формируются.

Часы работы Храма Христа Спасителя в 2018 г.

Храм открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00, в понедельник — с 13:00 до 17:00.

Расписание богослужений можно уточнить на официальном сайте.

Храм в честь Иконы Казанской Божьей Матери

Старый Казанский Собор на Хлебной площади в Самаре. Дореволюционная открытка
Храм Казанской иконы Божьей Матери: «Христианство — это не цепь бесконечных запретов и подавлений. Это религия свободного и добровольного восхождения к Богу».
Храм Казанской иконы Божьей Матери расположен на ул Коммунистической, 1. Рядом — школа № 70, в которой я когда-то училась, ходила по этой самой улице и не знала, что здание — с такой удивительной историей.
Из года в год, день в день 4 ноября — день празднования Казанской иконы Божией Матери.
И сегодня в «Хрониках самарочки» — немного самарской истории.
Предшественницей Казанского собора была старинная церковь в честь святителя Николая Чудотворца, которая была построена практически одновременно со строительством самарской крепости.

Точно не известно, был ли храм изначально самостоятельным или, как гласят некоторые предания, некоторое время был придельным для первого собора Самары — деревянной церкви Святой Троицы.
А перед тем, как отправиться в Вечность,
Будет примерка на человечность.
Все мы друг другу портными случимся,
Что накроили, в то облачимся.
Тёплый Никольский храм был кубовидным, одноглавым, с полуциркульной апсидой на востоке; стиль сооружения напоминал храмы древнего Новгорода. На его колокольне находился особый вестовой колокол весом 14 пудов — подарок царя Михаила Фёдоровича за храбрость и преданность самарцев престолу, за то, что они храбро отражали все нападения кочевников. В 1739 году храму был пожалован ещё один колокол, весом 18 пудов 17 фунтов, отлитый «по усердию тайного советника Татищева».
Храм пользовался почётом среди самарцев, на его погосте хоронили именитых горожан, в том числе начальников Оренбургской экспедиции Ивана Кирилова (ум. 1737) и князя Василия Урусова (ум. 1741).
Только не плачьте. Пожалуйста, верьте:
Мы не нагими достанемся смерти.
Тело оставив, оденем одежды,
Из милосердия и надежды.
Казанско-Богородицкий храм
К XVIII веку здание Никольской церкви обветшало, но не было разобрано. Вместо этого в 1744 году возле южного фасада храма была построена новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, а Никольский храм стал её левым, северным приделом. В сложившемся архитектурном ансамбле доминировала Казанско-Богородицкая церковь, она и дала общее название храму. Кем был освящён храм — неизвестно, сохранились сведения лишь о том, что управлявший в ту пору епархией архиепископ Казанский Лука (Конашевич) лично храм не освящал.
25 декабря 1773 года, после захвата Самары отрядом сподвижника Емельяна Пугачёва И. Ф. Арапова, в соборе был отслужен торжественный молебен в честь Петра III. После восстановления государственной власти в городе это стоило священно- и церковнослужителям сана, все они были разосланы для покаяния по монастырям.
С 1787 по 1851 год храм был главным городским собором. В этом статусе он в 1824 году принимал императора Александра I, который отстоял в соборе литию.
1 января 1851 года в соборе состоялись торжественная литургия и благодарственный молебен по случаю создания Самарской губернии. Богослужение проводил епископ Симбирский и Сызранский Феодотий, благословивший город иконой святителя Алексия, митрополита Московского, полагающегося небесным покровителем Самары, и вручивший образ первому губернатору. В это время у храма насчитывалось 2374 прихожанина, из которых 105 человек были старообрядцами.
Шейте друг другу наряды из ласки.
Красьте любовью их в яркие краски.
Ближним тепла не жалейте и хлеба,
Не для земли шейте ризы — для Неба.
Однако первый самарский епископ Евсевий по прибытии в Самару счёл, что Вознесенский храм благодаря своей большей вместительности и расположению в центре города лучше соответствует статусу кафедрального собора.
31 марта 1851 года, в день открытия Самарской епархии, духовенством старого и нового соборов был совершён совместный крестный ход из Казанского храма в Вознесенский.

С этого времени Казанско-Богородицкая церковь часто именовалась «старым собором». С утратой статуса и увеличением числа городских церквей число прихожан сократилось, в 1877 году их было лишь 1141 человек, среди которых 49 старообрядцев.
Сократилось и число членов соборного причта: если в 1851 году штат состоял из протоиерея, двух священников, двух дьяконов и четырёх причетников, то спустя четверть века в штате осталось два священника (один из которых протоиерей), дьякон и три причетника. На протяжении всей своей истории и храм, и причт существовали лишь на пожертвования прихожан.
В 1894 году Казанско-Богородицкий храм отмечал своё 150-летие. К этому событию убранство храма было несколько обновлено. Однако торжественное празднование, назначенное на 22 октября 1894 года — день иконы Казанской Божией Матери, пришлось перенести из-за смерти императора Александра III.
Юбилей отметили лишь в декабре, по этому случаю была выпущена памятная брошюра с описанием истории собора.
Казанско-Богородицкий собор содержал богадельню и Фёдоровскую церковно-приходскую школу, получившую своё название в честь протоиерея Фёдора Васильевича Ястребцова, более 40 лет служившего священником в соборе и многое сделавшего для открытия школы. Также к храму относилась часовня за рекой Самарой. Кроме этого, по малочисленности прихода к Казанскому собору относилась старейшая в городе каменная Преображенская церковь, около 1772 года она стала самостоятельной приходской, но в 1834—1843 годах вновь была приписной к Казанскому собору.
Путь свой земной, как стежки совершая,
Шейте для вечности, телом ветшая
Шелком добра, не линялым во веки,
В жизнь облачайтесь душой, человеки.
При советской власти храм был закрыт в 1920-е годы. Здание использовалось под столярную мастерскую завода «Автотрактордеталь» (ныне завод клапанов). Примерно в 1952 году здание храма было разрушено, на его территории находятся производственные здания завода клапанов.
Храм во имя Казанской иконы Божией матери был построен в характерном для той эпохи стиле — восьмерик на четверике — и обнесён деревянной оградой. В дальнейшем храм претерпевал различные изменения и перестройки, хотя и с сохранением наружного вида.
Сначала храм соединили деревянным коридором с отдельно стоящей колокольней, в 1835 году была значительно расширена трапеза, а придел во имя святителя Николая был удлинён к западу, в результате колокольня вошла в состав церковного здания. В 1856 году (по другим данным в 1859—1860) колокольня была разобрана до половины, затем перестроена заново с одним дополнительным ярусом, став значительно изящнее и достигнув высоты в 18 саженей. Также она получила новую восьмериковую звонницу.
В 1864—1867 годах был построен правый придел храма, освящённый 29 января 1867 года в честь Сретения Господня. Спонсором строительства выступил ктитор храма, купец I гильдии, почётный гражданин И. М. Плешанов. При строительстве фундамента было обнаружено множество человеческих костей с бывшего некогда при церкви кладбища — одного из первых кладбищ Самары. Деревянная ограда была заменена каменной. В конце 1860-х западный фасад здания был переделан в стиле классицизма.

К 150-летнему юбилею в храме был устроен новый иконостас. Более 40 лет бывший ктитором собора самарский купец и благотворитель И. М. Плешанов пожертвовал на престол, купленное в Москве ценное серебряное с позолотой чеканное одеяние, выполненное ювелирной фирмой Овчинникова.
В той же фирме купец А. А. Субботин приобрёл и пожертвовал храму изготовленные из позолоченного серебра потир и семисвечник с семью лампадами.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Путь свой земной, как стежки совершая,
Шейте для вечности, телом ветшая
Шелком добра, не линялым во веки,
В жизнь облачайтесь душой, человеки.
Строчки, использованные в заметке, не сопровождаются уточнением авторства. Прочла их — на сайте Храма (Храм Казанской иконы Божьей Матери | ВКонтакте
vk.com›samarakazanskyhram).
В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон: Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) — в честь обретения, и 4 ноября — осенняя Казанская. Осенняя Казанская — праздник победы.
Добра всем нам и радости.
С праздником!
Источник используемого в заметке материала:
Собор Казанской иконы Божией Матери (Самара)…
ru.wikipedia.org›Собор Казанской иконы Божией Матери (Самара)
Храм Казанской иконы Божьей Матери | ВКонтакте

Храм Христа Спасителя: история возведения

Когда в 1812 году войска Наполеона были повержены, воодушевленный Александр I задумался о возведении в Москве церкви во имя Христа Спасителя. Эта идея была жестом благодарности Всевышнему за спасение русского народа. Впоследствии Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма и издал указ о празднестве 25 декабря как дня избавления от врагов. Между тем, несмотря на то, что сам замысел возведения церкви принадлежал государю, его строительная идея была воплощена генералом русской армии Михаилом Ардалионовичом Кикиным. Архитектурная же задумка была представлена Александром Витбергом. Среди множества конкурсных работ именно его оказалась более подходящей для создания храма-памятника.

Проект Храма Христа Спасителя. (theoryandpractice.ru)

Проект начал реализовываться в 1817 году. Тогда и состоялась торжественная закладка храма. Проходила она на Воробьевых горах, но возникшие вскоре проблемы, связанные с непрочностью почвы, вынудили уже нового правителя — Николая I — приостановить работу. В апреле 1832 года император утвердил новый проект храма. В этот раз архитектором выступал Константин Тон, а местом возведения храма-памятника стал берег Москвы-реки, рядом с Кремлем. Находившийся на этой территории Алексеевский монастырь был переведен в Сокольники, а церковь Всех святых разрушена. Закладка нового храма состоялась в сентябре 1839 года.

Храм Христа Спасителя строился более сорока лет

Преодолевая пожары, затопление грунтовыми водами и обвалы фундамента, рабочие строили храм больше сорока лет. В 1841 году с поверхностью цоколя были выровнены стены. В 1846 году сведен свод большого купола. Через еще три года была завершена работа по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. В 1849 году закончен свод большого купола. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичами. Уже в 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствующую в первоначальном проекте. И к 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари. Работы по внутренней росписи храма к этому времени тоже подошли к концу.

На всех стенах храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за русскую землю, а также русских князей, отдавших свои жизни за целостность страны. Имена этих героев были начертаны на мраморных досках, разложенных в нижней галерее храма. В целом, скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков. А также те пути и средства, которые господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого спасителем.

5 декабря 1931 года храм был варварски разрушен большевиками

Освящение храма состоялось в день Вознесения Господня — 26 мая 1883 года. В это же время на престол вступил Александр III. В июне, во имя святого Николая Чудотворца, совершилось освещение предела храма, а в июле во имя святого Александра Невского был освящен второй предел. После этого в храме стали проводится регулярные богослужения. Хор, учрежденный при храме, вскоре стал считаться одним из лучших в столице.

Некоторое время на месте храма был огромный бассейн «Москва»

Всевозможные события, юбилеи и коронации с размахом отмечались в храме. Главным же престольным праздником считалось Рождество Христово, которое до 1917 года отмечалось всей православной Москвой как день победы в Отечественной войне 1812 года. В начале 1918 года, в период гонений на церковь, храм полностью лишился помощи от органов власти, а 5 декабря 1931 год был разрушен большевиками.

Проект Дворца Советов. (wikipedia.com)

В честь победившего социализма на этом месте власти решили построить Московский Дворец Советов. По задумкам, это должно было быть самое высокое в мире здание, которое стало бы символом новой страны. Предполагалось, что размеры здания превысят четыреста метров, а на его крыше будет установлена вращающаяся статуя Ленина. Впрочем, воплотить проект в жизнь так и не удалось. И после Второй мировой войны на месте памятника-храма появился бассейн «Москва».

Этапы разрушения и восстановления Храма Христа Спасителя. (infourok.ru)

В годы перестройки возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя. Впоследствии было принято решение восстановить храм на его изначальном месте и в точности соответствующим оригиналу. Бассейн разобрали, и в середине 1990-х годов началось строительство. Великое освящение Храма Христа Спасителя свершилось в 2000 году и ознаменовало начало нового тысячелетия.

Святыня русского народа — Храм Христа Спасителя в Москве был построен в ознаменование победы нашего народа в Отечественной войне 1812 года и впервые освящен в 1883 году. Храм был возведен по проекту выдающегося архитектора К.А.Тона, расписан фресками и украшен скульптурами знаменитых русских художников-академиков. Среди них скульпторы Ф.П.Толстой и П.К.Клодт, живописцы В.И.Суриков, В.П.Верещагин, Г.И.Семирадский и многие другие прославленные мастера.
В 1931 году храм был взорван и полностью уничтожен по распоряжению властей того времени. В начале 1990-х годов новое, демократическое руководство России и Москвы приняло решение о восстановлении храма. Эта грандиозная задача была осуществлена в невиданно короткие сроки, и ныне храм сияет своей нетленной красотой, являясь одним из доминирующих архитектурных центров города, украшая столицу своим горделивым видом и величавыми формами. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освещение Храма Христа Спасителя.
Возрождение храма стало актом искупления вины пред Русской Православной церковью за его варварское разрушение в прошлом. Оно должно было достойно завершить двадцатое столетие и стать своего рода подарком к встрече двухтысячелетия Рождества Христова.В кратчайшие сроки необходимо было осуществить задачи, поставленные руководством России, Москвы и Патриархии.
Для выполнения этих задач был создан общественный наблюдательный Совет во главе с его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М.Лужковым. Все решения по воссозданию Храма коллегиально принимались Советом. С самого начала было поручено возглавить работу по архитектуре академику, члену Президиума Российской академии художеств, директору управления «Моспроект-2» М.М.Посохину, а по дизайну, живописному и скульптурному убранству — президенту Российской академии художеств З.К.Церетели, который проявил большую творческую активность и организационную энергию в руководстве подготовкой и исполнением всех художественных работ.
Воссоздание художеcтвeнного убранства Храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач современного российского искусства. Здесь снова, как и при первом cтpoительстве храма, ведущую роль сыграла Академия художеств. Тpудности были огромны: в XIX веке Храм украшался художниками несколько десятилетий, сегодня удалось завершить все менее чем за два года к 2000-лeтию Рождества Христова, что придало всей работе символический смысл.
Стены Храма ныне построены из двух слоев кирпичной кладки с воздушной прослойкой между ними, благодаря чему в храме достигнута великолепная акустика.
Оказалось необходимым создать гранитный стилобат, на котором ныне стоит храм. А также обширную нижнюю часть сооружения, которой ранее не было. Там размещаются: еще одна (помимо верхней части) церковь для богослужений, трапезная на полторы тысячи человек, зал для церковных соборов на полторы тысячи мест, помещение Синода, синодальная библиотека и резиденция Патриарха. Таким образом, при сохранении прежнего внешнего облика храм стал еще более внушительным и обширным, подлинным центром русского православия.
В воссоздании скульптурного и живописного убранства участвовали крупнейшие деятели отечественного искусства.
Бронза оказалась оптимальным для cовременных условий материалом и к тому же соответствующим первоначальным замыслам К.А. Тона. Скульптуры в бронзе органично вписались в экстерьер храма и выглядят убедительно, полны духовности и святости, а несовпадение с оригиналом некоторых второстепенных деталей, вызванное техническими причинами, не снижает художественно-образных достоинств всего облика Храма.
На западном фасаде помещено центральное изображение самого Спасителя и статуи небесных покровителей императоров, при которых строился собор. На восточной стороне, обращенной к Кремлю, расположены сцены Воскрешения и Рождества Христа, изображения прославленных святых русской церкви, сыгравших заметную роль в истории страны. Фигуры, находящиеся на южном и северном фасадах Храма, передают образцу святых в дни празднования памяти которых происходили основные события наполеоновских войн.
Внутреннее живописное убранство Храма осуществлено в основном в технике масляной живописи. Но некоторые части выполнены в технике темперы, которая является древним, освященным традицией материалом настенных росписей.
Храм преобразил центр Москвы, ярко выразил в нем тему исторических религиозных символов, традиционной духовности народа России. Трудно найти аналогию этому грандиозному свершению в мировой художественной практике ХХ века. Отчасти можно сопоставить его, пожалуй, только с восстановлением разрушенных во время второй мировой войны исторических центров Варшавы и Гданьска. Но в Польше эти задачи рассматривались как утверждение национальной идеи, которую не удалось убить врагу. У нас возрождение Храма Христа Спасителя было обращено к переосмыслению истории страны, искуплению вины пред Богом и самим собою, радикальным преобразованием системы ценностей, выражающих представление о развитии государства и нации.
При подготовке текста использованы материалы В.В.Ванслова «Святыня русского народа» и Д.О.Швидковского «Возрождение Храма Христа Спасителя» для сборника «Храм Христа Спасителя» ( Москва, «Изобразительное искусство».2000)
КЕМ И КАК ВОЗРОЖДАЛСЯ ХРАМ
31 мая 1994 года Правительство Москвы во главе с Ю.М.Лужковым по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя. В общественном наблюдательном Совете по воссозданию Храма, возглавляемом святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М.Лужковым от Российской академии художеств активно работали академики Н.А.Пономарев, М.К.Аникушин, З.К.Церетели, М.М.Посохин.
С целью подготовки кадров художников для работы в Храме Российская академия художеств открыла отделение церковно-исторической живописи в Санкт¬-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Более 70 лет в России иконописных школ не существовало. Всей работой по созданию проектной документации руководил директор управления «Моспроект-2», главный архитектор проекта комплекса Храма Христа Спасителя, член Президиума Российской академии художеств, академик М.М.Посохин. Строительство храма велось под руководством генерального директора АО «Моспромстрой» В.В.Мороза.
Общегосударственное значение Храма Христа Спасителя как национальной святыни определило порядок воссоздания каждого элемента его убранства на конкурсной основе. Президент Российской академии художеств, народный художник России, лауреат Государственных премий, профессор З.К.Церетели стал победителем ряда всероссийских конкурсов. Им воссозданы 6 крестов, 16 врат, большие люстры Храма, осуществлено благоустройство территории и многое другое. Исполненные по историческим материалам кресты Храма образуют своеобразный пластический аккорд, завершают общий архитектурный строй соборного сооружения и придают художественную целостность всему комплексу.
Воссоздание скульптурного убранства
Над воссозданием скульптурного убранства Храма Христа Спасителя под руководством вице-президента Российской академии художеств, народного художника России, лауреата Государственных премий Ю.Г.Орехова работали лучшие ваятели России, члены Российской академии художеств: И.М. Рукавишников, В.Е. Цигаль, Т.М. Соколова, А.М.Белашов, выпускники академических вузов, скульпторы, удостоенные наград Российской академии художеств; И.А. Козлов, В.П. Мокроусов, М.О. Лушников, В.Ф. Гyбко, Д.Н. Тугаринов, А.Н. Ковальчук, А.П. Смынин, М.В. Дронов и другие. По инициативе Ю.Г. Орехова для решения многих творческих организационных, экономических вопросов был созданфонд содействия скульпторам России «Скульптор». В необычайно сжатые сроки помимо лепки рабочих моделей скульпторам пришлось провести большую поисковую работу, и ряд композиций по праву можно считать авторскими.
По инициативе З.К. Церетели был налажен процесс отливки скульптуры на единственном в России заводе «Монументскульптура» в Санкт-Петербурге. Этот крупный заказ позволил заводу сохранить в сложных экономических условиях производственную базу. Тpудоемкая, требующая высокого мастерства работа по возрождению скульптурного убранства была исполнена в необычайно сжатые сроки. Огромные светлые плоскости фасадов оформлены гармонично скомпонованными двумя горизонтальными рядами скульптур, верхние из которых представляют собой рельефы в круге, расположенные в центре полукружий закомар, нижние — отдельные фигуры святыx и большие сюжетные композиции. Скульптура играет значительную роль в архитектурном образе Храма.
Воссоздание живописного убранства
Вице-президент Академии, народный художник СССР, лауреат Государственных премии Е.И.Зверьков вел работу по организации и объединению художников, способных на высоком художественном уровне воссоздать живописное убранство Храма Христа Спасителя, участвовал в организации первого и второго туров всероссийских конкурсов.
В составе групп художников (руководители: Е.Н.Максимов, Н.А.Мухин, А.В. Артемьев, В.А. Бакшаев, А.К. Быстров, С.Н. Репин, Н.Н.Соломин, А.Н.Устинович, З.К. Церетели, В.Н. Челомбиев), выигравших конкурс на право воссоздания росписей, и групп (руководители: В.Э. Бойцов, В.Г. Витошнов, А.А. Живаев, В.Н. Медведев, В.Ф. Павлов, З.К. Церетели), победивших в конкурсе на право воссоздания орнаментальной живописи храма Христа Спасителя, большинство является выпускниками академических вузов: Санкт-Петербургского им. И.Е. Репина и Московского им. В.И. Сурикова. Группа художников под руководством З.К. Церетели победила в двух конкурсах и выполнила самые ответственные масштабные и сложные работы, воссоздав росписи свода главного купола, барабана, трех малых сводов приделов и многое другое.
Первыми к воссозданию живописного убранства приступили орнаменталисты. Творческие группы победителей конкурсов возглавляли замечательные мастера своего дела, художники, реставраторы: З.К. Церетели, В.Г. Витошнов, А.А. Живаев, В.Ф. Павлов.
Заалтарное пространство
Композиция «Рождество Христово (Дева Днесь Пресущественного рождает…)» выполнена академиком РАХ, народным художником РФ Н.А. Мухиным.
Подкупольное пространство
Подкупольное пространство — традиционно главная, определяющая композицию интерьера часть Храма. Самая ответственная и сложная — масштабная роспись главного свода — композиция «Отечество», изображающая Бога Саваофа с младенцем Иисусом на коленях и голубя — символа Святого Духа, и роспись пояса главного купол, где представлены Спаситель и Богоматерь.
33 фигуры святых были воссозданы художниками под руководством академика З.К. Церетели, опытного мастера-монументалиста, начавшего изучать росписи храмов в научных экспедициях в 1960-е годы. В составе его группы работали опытные живописцы, такие как профессор Е.Н.Максимов — победитель многих европейских конкурсов, народный художник России В.Л.Псарев, В.П. Мясоедов, исполнившие росписи в нескольких московских храмах.
Живопись пилонов
Ниже располагается живопись пилонов, повествующая об истории земной жизни Христа. Многофигурные композиции восточных пилонов «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» возродили художники под руководством В.А. Бакшаева. Картины «Евангелист Лука» и «Евангелист Иоанн» на восточных пилонах воссозданы художниками под руководством А.В.Артемьева. На северо-западном пилоне композиции «Вознесение Господне» и «Евангелист Матфей» исполнил заслуженный художник России В.И. Нестеренко. Возрождали живопись юго-западного пилона — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Евангелист Марк» — народный художник России С.Н. Присекин,С.П. Оссовский, М.А. Полетаев, А.К.Сытов.
Большие многофигурные композиции в четырех нишах пилонов выполняли живописцы под руководством народного художника России, лауреата Государственной премии Н.Н. Соломина.
Довольно трудной задачей было изображение святых в медальонах центральных подпружных арок, с которой успешно в сжатые сроки справился художник С.В. Кузяков (южная и восточная арки). Орнаментальные композиции исполнили В.Н. Медведев, А.Н. Карпухин, а на северной и западной арке — В.Э. Бойцов, Т.И. Тарасов, В.М. Бибиков, П.К. Ивушкин, И.С Петров.
Живопись приделов храма
Торжественность, праздничность, звучность колористического решения отличает живопись четырех приделов Храма, воссозданная художниками под руководством З.К. Церетели, А.К. Быстрова, Н.А. Мухина, Е.Н. Максимова, В.П.Псарева, Н.В. Кочетовой, В.Г. Витошнова, В.Ф. Павлова.
Росписи галерей Храма
Большая часть ансамбля росписей располагается на галереях Храма. Композицию «Крещение Господне» на северной стене галереи и «Вход в Иерусалим» на западной стороне исполнил заслуженный художник РФ В.И. Нестеренко. Московский мастер В.М. Ананьев воссоздал на южной стене композицию «Сретение Господне». Исторические и житийные композиции в южном крыле галереи в приделе, посвященном святителю и чудотворцу Николаю, воссоздавали художники под руководством профессора С.Н. Репина. Росписи в северном крыле галереи в приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского исполнили художники под руководством профессора А.К Быстрова. Иконы для иконостасов двух приделов написали художники под руководством В.А Черного. Воссоздавать образы святых на стенах галерей было поручено группе художников под руководством профессора, заслуженного деятеля искусств России В.Н. Челомбиева. Чрезвычайно сложная задача успешно решена художниками из Ярославля под руководством опытного мастера монументальной живописи, академика Российской академии художеств, народного художника РФ Н.А.Мухина, которые по описаниям и аналогам создали четыре большие композиции икон с изображением Богоматери на северо-западных стенах галереи. Росписи выполнялись по традиционной технологии в соответствии с концепцией воссоздания Храма.
Орнамент
Орнамент составляет более половины живописного убранства. Он имеет важное значение для композиционного единства росписей с архитектурными формами Храма, обрамляет композиции сводов, пилонов, исторические и житийные картины, оконные проемы, грани подпружных арок, он очень красив и разнообразен по своим мотивам. Многие орнаменты исполнены на золотом фоне (использовано более 50 килограмм сусального золота).
Иконы главного иконостаса
Иконы главного иконостаса воссоздавали художники и реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством С.В.Филатова, С.Р.Брагина и объединения «Арт-Храм» под руководством А.Н.Оболенского, А.В.Артемьева и Н.В.Нужного. Эта работа заставила художников многое переосмыслить в собственной творческой практике, способствовала созданию в Храме глубоко духовной среды. Несмотря на многообразие форм, композиционных и колористических решений достигнуто удивительное единство, гармония внутреннего пространства Храма.
Масштабная, не имеющая аналогов в современной художественной практике работа Российской академии художеств по воссозданию скульптурного и живописного убранства Храма Христа Спасителя завершена в небывало короткий срок и принята с высокой оценкой Государственной комиссией 16 декабря 1999 года.
Л.В.Ширшова

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве — самый большой собор Русской Православной Церкви и ее главный символ. Трагическая история храма, как в зеркале, отражает всю историю взаимоотношений власти, народа и церкви в XX веке.

Храм Христа Спасителя. Наши дни. Ольга Ваганова/АиФ

История создания

Идея строительства кафедрального собора во имя Христа Спасителя возникла после окончательной победы России над Наполеоновской армией в 1812 году. Возведение церкви возрождало древнерусскую традицию обетных храмов, строившихся в знак благодарности за победу.

25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест о построении церкви в Москве. В результате проведенного конкурса победил проект художника Александра Витберга, согласно которому храм был втрое больше нынешнего, увенчан исполинской колоннадой и включал Пантеон погибших.

Интересно, что архитектор был лютеранином, но ради реализации проекта принял православие.

Возведение собора началось на Воробьевых горах, там, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьевский дворец. Руководил строительством сам Витберг, неопытность которого в подобных делах привела к масштабным денежным хищениям.

Вступивший на престол в 1825 году император Николай I останавливает стройку из-за непригодности почвы, а руководители обвинены в растратах и отданы под суд.

В качестве нового места для возведения храма выбрана территория на берегу Москвы-реки, на Чертолье (Волхонка), занятое Алексеевским женским монастырем. Монастырь сносится, и по преданию, игуменья Алексеевской обители проклинает строителей со словами: «Сему месту быть пусту». Так оно впоследствии и случится.

Архитектором храма Христа Спасителя становится Константин Тон – автор Ленинградского вокзала и Большого Кремлевского дворца. Он проектирует собор в официально принятом тогда, отвечающем вкусам царя русско-византийском стиле.

В 1837 году состоялась торжественная закладка церкви, а строительство началось в 1839 году и продолжалось почти 44 года, до окончания правления уже следующего императора – Александра II.

В 1860 году году наружное здание храма было построено, и начались работы по отделке внутренних интерьеров. Оформлением собора занимались художники Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие члены Академии Художеств. В нижней галерее храма были размещены мраморные плиты с именами павших солдат и с названиями всех сражений Отечественной войны 1812 года.

Торжественное освящение собора состоялось в 1883 году при Александре III. Храм становится центром не только религиозной, но также общественной и культурной жизни страны. Здесь проводятся коронации, юбилеи и всенародные праздники.

Первый проект храма архитектора Витберга. wikipedia.org

Дворец Советов и бассейн «Москва»

В 1917 году, во время революции и развертывающейся Гражданской войны, церковь, после 200-летнего перерыва, восстанавливает институт Патриаршества. В храме Христа Спасителя избирается новый патриарх Московский и Всея России Тихон. Таким образом, храм становится центром церковной жизни страны и обрушившихся на нее потрясений.

В 1918 году специальным декретом правительство прекращает финансирование церквей. Со времени постройки храм Христа Спасителя не ремонтировался, для его восстановления и поддержания жизнедеятельности требовались колоссальные средства. Тогда было организовано Братство храма, которому силами частных жертвователей на непродолжительное время удается продлить его работу.

В 1922 году году Патриарх Тихон был арестован, а храм передали «обновленцам» – противникам Патриарха. Тогда же рождается идея возведения Дворца Советов, одного из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, а построить его было решено на месте храма Христа Спасителя.

Летом 1931 года ВЦИК вынес резолюцию: «ввиду отвода участка храм ликвидировать и снести».

5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные удары содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Кадр взрыва храма. 1931 год. wikipedia.org

Строительство Дворца Советов, к которому приступили в 1937 году, пришлось остановить из-за начавшейся войны. Здание было разобрано, так как стройматериалы потребовались для изготовления противотанковых ежей и других оборонительных сооружений. От идеи возведения Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

В послевоенные годы в столице разворачивается масштабное строительство, на фоне которого огромный пустырь в центре Москвы, на Волхонке, выглядит нелепо. На его месте было решено сделать открытый плавательный бассейн с подогревом воды для зимнего купания.

Так, в 1969 году в столице, на месте храма Христа Спасителя, появляется бассейн «Москва». Он проработает до начала 1990-х годов и закроется в связи с износом коммуникаций.

Бассейн «Москва». 1980 год. wikipedia.org

Восстановление храма

В Перестройку, в конце 1980-х, организован народный референдум за возрождение храма Христа Спасителя. Свои подписи за восстановление церкви ставят тысячи советских людей. Тогда же появляются первые фонды по сбору средств на строительство собора. Но на правительственном уровне соответствующее решение принимается только в 1994 году.

Пожертвования на строительство храма Христа Спасителя поступают от сотен тысяч граждан, а также от российских и зарубежных компаний.

Проект нового храма разработала группа архитекторов во главе с Михаилом Посохиным и Алексеем Денисовым, которого позже заменил скульптор Зураб Церетели.

Церетели внес в облик здания значительные изменения, отличающие его от исторического: вместо белокаменной облицовки, появилась мраморная, добавилась стилобатная часть, мраморные горельефы на фасаде сменили бронзовые композиции.

В 2000 году, после завершения всех работ, новый храм освятил патриарх Алексий II. В память о ранее существовавшем на этом месте Алексеевском монастыре в подцерковье освящен нижний храм во имя Преображения Господня с приделами Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

На сегодняшний день храм Христа Спасителя – второй по величине православный собор в мире и первый по высоте.

Здесь проводятся торжественные богослужения с участием первых лиц государства. Сюда в Пасхальную ночь доставляется частичка Благодатного огня из Иерусалима.