Миф лосев

Алексей Федорович ЛОСЕВ.

ДИАЛЕКТИКА МИФА

Предисловие

Настоящее небольшое исследование имеет своим предметом одну из самых темных областей человеческого сознания, которой раньше занимались главным образом богословы или этнографы. Те и другие достаточно оскандалились, чтобы теперь могла идти речь о вскрытии существа мифа богословскими или этнографическими методами. И не в том беда, что богословы-мистики и этнографы-эмпирики (большею частью богословы весьма плохие мистики, пытаясь заигрывать с наукой и мечтая стать полными позитивистами, а этнографы – увы! – часто очень плохие эмпирики, находясь в цепях той или другой произвольной и бессознательной метафизической теории). Беда в том, что мифологическая наука до сих пор не стала не только диалектической, но даже и просто описательно-феноменологической. От мистики все равно не отделаться, раз миф претендует говорить о мистической действительности, и, с другой стороны, без фактов невозможна никакая диалектика. Но если будут считать, что факты мистического и мифического сознания, которые я привожу в пример, суть исповедуемые мною самим факты или что учение о мифе только и состоит из наблюдения одних фактов, то лучше им не вникать в мой анализ мифа. Надо вырвать учение о мифе и из сферы ведения богословов, и из сферы ведения этнографов; и надо принудить стать сначала на точку зрения диалектики и феноменолого-диалектической чистки понятий, а потом уже предоставить делать с мифом что угодно. Позитивно анализируя миф, я не пошел вслед за многими, которые теперь позитивизм изучения религии и мифа видят в насильственном изгнании из того и другого всего таинственного и чудесного. Хотят вскрывать существо мифа, но для этого сначала препарируют его так, что в нем уже ничего не содержится ни сказочного, ни вообще чудесного. Это – или нечестно, или глупо. Что касается меня, то я вовсе не думаю, что мое исследование будет лучше, если я скажу, что миф не есть миф и религия не есть религия. Я беру миф так, как, он есть, т. е. хочу вскрыть и позитивно зафиксировать, что такое миф сам по себе и как он мыслит сам свою чудесную и сказочную природу. Но я прошу не навязывать мне несвойственных мне точек зрения и прошу брать от меня только то, что я даю, – т. е. только одну диалектику мифа.

Диалектика мифа невозможна без социологии мифа. Хотя это сочинение и не дает специально социологии мифа, но это является введением в социологию, которую я всегда мыслил философско-исторически и диалектически. Разобравши логическую и феноменологическую структуру мифа, я перехожу в конце книги к установке основных социальных типов мифологии. Этой социологией мифа я занимаюсь специально в другом труде, но уже и тут ясна всеобъемлющая роль мифического сознания в разных слоях культурного процесса. Теория мифа, которая не захватывает культуры вплоть до ее социальных корней, есть очень плохая теория мифа. Нужно быть очень плохим идеалистом, чтобы отрывать миф от самой гущи исторического процесса и проповедовать либеральный дуализм: реальная жизнь – сама по себе, а миф – сам по себе. Я никогда не был ни либералом, ни дуалистом, и никто не может меня упрекать в этих ересях.

А.Лосев

Москва. 28 января 1930 г.

ВСТУПЛЕНИЕ

Задачей предлагаемого очерка является существенное вскрытие понятия мифа, опирающееся только на тот материал, который дает само мифическое сознание. Должны быть отброшены всякие объяснительные, например, метафизические, психологические и пр. точки зрения. Миф должен быть взят как миф, без сведения его на то, что не есть он сам. Только имея такое чистое определение и описание мифа, можно приступать к объяснению его с той или иной гетерогенной точки зрения. Не зная, что такое миф сам по себе, не можем говорить и об его жизни в той или другой иноприродной среде. Надо сначала стать на точку зрения самой мифологии, стать самому мифическим субъектом. Надо вообразить, что мир, в котором мы живем и существуют все вещи, есть мир мифический, что вообще на свете только и существуют мифы. Такая позиция вскроет существо мифа как мифа. И уже потом только можно заниматься гетерогенными задачами, например, «опровергать» миф, ненавидеть или любить его, бороться с ним или насаждать его. Не зная, что такое миф, – как можно с ним бороться или его опровергать, как можно его любить или ненавидеть? Можно, разумеется, не вскрывать самого понятия мифа и все-таки его любить или ненавидеть. Однако все равно какая-то интуиция мифа должна быть у того, кто ставит себя в то или иное внешнее сознательное отношение к мифу, так что логически наличие мифа самого по себе в сознании у оперирующего с ним (оперирующего научно, религиозно, художественно, общественно и т. д.) все-таки предшествует самим операциям с мифологией. Поэтому необходимо дать существенно-смысловое, т. е. прежде всего феноменологическое, вскрытие мифа, взятого как таковой, самостоятельно взятого самим по себе.

I. МИФ НЕ ЕСТЬ ВЫДУМКА ИЛИ ФИКЦИЯ, НЕ ЕСТЬ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ВЫМЫСЕЛ

Это заблуждение почти всех «научных» методов исследования мифологии должно быть отброшено в первую голову. Разумеется, мифология есть выдумка, если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской историй последних двух-трех столетий. С какой-то произвольно взятой, совершенно условной точки зрения миф действительно есть вымысел. Однако мы условились рассматривать миф не с точки зрения какого-нибудь научного, религиозного, художественного, общественного и пр. мировоззрения, но исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами самого мифа, мифическими глазами. Этот вот мифический взгляд на миф нас тут и интересует. А с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция и игра фантазии. Когда грек не в эпоху скептицизма и упадка религии, а в эпоху расцвета религии и мифа говорил о своих многочисленных Зевсах или Аполлонах; когда некоторые племена имеют обычай надевать на себя ожерелье из зубов крокодила для избежания опасности утонуть при переплытии больших рек; когда религиозный фанатизм доходит до самоистязания и даже до самосожжения; – то весьма невежественно было бы утверждать, что действующие тут мифические возбудители есть не больше, как только выдумка, чистый вымысел для данных мифических субъектов. Нужно быть до последней степени близоруким в науке, даже просто слепым, чтобы не заметить, что миф есть (для мифического сознания, конечно) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но – наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола. Заметим, что для науки XVII–XIX столетий ее собственные категории отнюдь не в такой мере реальны, как реальны для мифического сознания его собственные категории. Так, например, Кант объективность науки связал с субъективностью пространства, времени и всех категорий. И даже больше того. Как раз на этом субъективизме он и пытается обосновать «реализм» науки. Конечно, эта попытка – вздорная. Но пример Канта прекрасно показывает, как мало европейская наука дорожила реальностью и объективностью своих категорий. Некоторые представители науки даже любили и любят щеголять таким рассуждением: я вам даю учение о жидкостях, а существуют эти последние или нет – это не мое дело; или: я доказал вот эту теорему, а соответствует ли ей что-нибудь реальное, или она есть порождение моего субъекта или мозга – это меня не касается. Совершенно противоположна этому точка зрения мифического сознания. Миф – необходимейшая – прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая – категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинная и максимально конкретная реальность.

Стандартная христианская мифология

Некоторые авторы основывают свое произведение на стандартной христианской мифологии — вернее, на представлении о ней массового сознания. Характерная черта: к настоящему христианству и его мифологии это имеет мало отношения; мифология основана на народном христианстве, том самом, где Илья-пророк с тучки молнии кидает, и является его современным развитием. Также в стандартно-христианской мифологии часто встречаются элементы Каббалы, герметических учений средневековья и современного нью-эйдж.

Итак, стандартный христианский сеттинг — это ангелы и демоны.

Ангелы

Существо, похожее на человека, но с более хрупким телосложением, и — что главное — с большими белыми крыльями. Крылья большие, с перьями, ангелы на них летают. Над головой ангела висит светящееся кольцо — это нимб. Опционально — белые хламиды и арфы. Конечно же, ангелы очень красивы.

Ангелы у нас — формально посланники Бога, хотя более точным было бы назвать их служащими небесной канцелярии.

Поскольку обычно действие происходит не на небе, ангелы отправляются на Землю, чтобы спасать невинные души. Или влиять на главного героя, подталкивая его к свету.

Архангелы

Архангел — это продвинутый ангел. Иерархию серафимов никто не помнит, поэтому есть ангелы и архангелы, e basta! Чем ангел отличается от архангела — сказать сложно. Чином, да. Те авторы, которые ещё смутно помнят «и шестикрылый серафим на перепутье мне явился» добавляют архангелам крылья. Их у них теперь 4 или 6. В других случаях серафим — второй апгрейд ангела, выше архангела. О херувимах никто не вспоминает (их поп-культурный образ слишком каваен, чтобы им быть крутыми), о таких же ангельских чинах, как престолы или господства, никто понятия не имеет.

Ангелы-хранители

Ангелы, приставленные оберегать отдельно взятых христиан. В произведениях, основанных на стандартной христианской мифологии, часто проявляют себя весомо, грубо, зримо, являются своим подопечным, беседуют с ними, отчитывают их в случае грехов.

Демоны

Демоны — антиподы ангелов. Живут и работают в аду. Огромны, рогаты и неприятны. Хвост и трезубец прилагаются, иногда в комплекте идут копыта и чёрные, кожистые крылья, как у летучей мыши. Демоны подталкивают ГГ принять сторону зла или как минимум интересуются душами.

Скорее всего действие происходит или на Земле или в классическом таком аду, где очень жарко, кипят котлы и греются сковородки с грешниками и куда никто не хочет попасть после смерти. Причём в ад попадают плохие люди за плохие поступки, а не добрая половина наших читателей за то, что они не крещёные или крещёные, но не ходят в церковь. Лимб? Нет, не слышали.

Чистилище — никто, кроме католиков, не понимает, что это такое. Поэтому пихают туда всё, что не помещается ни в рай, ни в ад.

Ещё нужно подчеркнуть различия между полами. Демоны в большинстве случаев чуть ли не карикатурно уродливы, хотя и попадаются отдельные более человекоподобные, как Хеллбой. А вот демонессы почти всегда сексуальные (что не равно красоте — то к ангелам) и выглядят либо в точности как люди, либо имею несколько малозначительных и только добавляющих колорита деталей: рожки, хвост с треугольным кончиком, крылья, ну максимум чуть искажённые конечности. Соответственно, демоны занимаются военным делом и всякими там пытками, демонессы же — искусительницы, подталкивающие людей на греховный путь. Если уж демонесса и занимается убийствами или чем-то подобным, то «интриганскими методами». Ну там яд в вино, все дела.

Иерархия

Иерархия демонов как-то ближе авторам, поэтому проявляется более детально.

  • Бес или имп — это что-то мелкое и не очень опасное.
  • Чёрт — постарше и посерьёзнее, может и купить душу а-ля Мефистофель, а может тыкать вилами в котёл с очередным грешником.
  • Дьявол — начальство. В особо запущенных случаях дьяволов много, это нечто вроде архангелов.

Роль Люцифера

Одно из запутанных мест в том, что Люцифер — шеф всея ада — по идее, бывший ангел. Его, кхм, работодатель разжаловал (за что — уже никто не помнит), он и стал таким, какой он есть. Мало кто вспомнит, что так-то с точки зрения церкви Сатана сам не правитель ада, а его узник. Как и демоны, впрочем. Ад — это такая тюрьма, грубо говоря.

В современном сеттинге или эта деталь вообще опускается, или «стать чёртом» — реальная альтернатива для любого плохо себя ведущего ангела. И вроде бы наоборот. Это часто сильно запутывает ситуацию.

«Конкурирующая фирма»

Вообще-то ангелы и демоны — непримиримые враги. Но в нашем бренном мире границы непримиримости весьма сдвинулись, деконструкция этого: ангелы и демоны — всего лишь сотрудники конкурирующих фирм. Они как-то и не очень ненавидят друг друга, каждый делает свою работу. Особо «романтичные» авторы делают им ещё и два пола с возможностью любви между демоницей и ангелом или наоборот. По мнению же церкви, ангелы бесполы или дуальны.

… и кальмары!

Довольно распространённая вариация — добавление третьей силы, чужеродных чудовищ, стоящих вне добра и зла и желающих чаще всего всеобщего умножения деления (ибо чужеродны и непостижимы) на нуль. Такая вариация тропа называется Ангелы, демоны и кальмары.

Примеры

  • Одна половина дамских романов — традиционно про любовь с ГГ-мужчиной, который грубый, но в глубине души очень милый аристократ. А вот другая — о нежной любви девушки-ангела (хотя по первоисточнику ангелы бесполые, но об этом никто не помнит) и кого-то ещё. Или о любви девушки-человека и романтичного, страдающего демона. Или… вариантов много, особенно если считать полукровок.
    • Более экзотический пример — романы Рейчел Мид, в которых главная героиня — суккуб. Однако она не демон, а бывший человек, поступивший на работу к адским силам. А вот её начальник — демон. В целом в сеттинге используется бело-серый вариант «конкурирующих фирм»: ангелы там почти однозначно хорошие, но и демоны не такие уж плохие. Да, а ещё там ангел или демон могут сделать ребёнка со смертным; получится весьма крутое дитя-нефилим.
  • «Благие Знамения» Терри Праттчета и Нила Геймана полностью посвящены стёбу над предметом статьи.
  • Троп часто встречается в детских произведениях (кхм, Садов, кхм), а также в качестве фона в более серьёзных вещах. Если в городском фэнтези есть ангелы и демоны — то они скорее всего такие, как описано выше. Просто потому, что автору лень придумывать что-то своё и даже лень почитать первоисточник.
  • Досье Дрездена — есть ангелы, притом вполне каноничные, даже архангелы есть. Точно так же есть и демоны, в том числе и динарианцы — падшие ангелы. А ещё есть создания Небывальщины, многие из которых принимаются за демонов, но имеют принципиально другую природу; именно они в сеттинге играют роль уродливых демонов, а вот падшие ангелы вполне себе прекрасны — взять хотя бы ту же Лашиэль. А ещё там есть «ктулхи»-Внешние.
  • Метавселенная Рудазова — Рай, Чистилище и Ад срисованы у Данте с минимальными модификациями, тогда как само мироздание строится скорее по буддийско-пантеистическим правилам. Особенно ярко это заметно в «Призраке».
  • «Моя жена — ведьма» и «Сестренка из Преисподней» А. Белянина. У протагониста-поэта Сергея имеются персональные черт и ангел Фармазон и Анцифер, воплощающие дуализм его души.
    • Стандартные фентезийные черти имеются в трилогии «Меч без имени», а вот Люцифер нестандартный. Как поясняет Андрею черт Брумель — как раз в собственном Аду Люцифер опасен меньше всего, а чертям в особенности. Так как местный Люцифер — просто главный чёрт, ВЫБИРАЕМЫЙ ВСЕОБЩИМ ГОЛОСОВАНИЕМ. Некая минимальная магия и модификация внешности, похоже, прилагается к должности истинным Сатаной. Но для простых смертных более серьезного противника в пределах тамошнего мира не сыскать, да.

Кино

  • «Константин: повелитель тьмы». Вариант «конкурирующие фирмы», а заодно чёрно-серая мораль: как объясняет Анжеле Константин, демоны тут самые настоящие, а вот ангелы только прикидываются светлыми мудрецами, а по факту даже методы у них одинаковые.
  • «Адвокат дьявола». Мрачный триллер на тему падения души. Аль Пачино после этой роли Сатаны трудно воспринимать в комедиях и мелодрамах, да. Ангелов не завезли (да, Киану, тут ты не демоноборец), зато есть проникновенные философические монологи «с тёмной стороны» силы, например, о том, что «XX век — мой (дьявола) век».
  • «Догма» и «Никки — дьявол-младший». Стебалово на тему. С т. з. христианской доктрины, естественно, ересь, но светлые добряки там всё ж побеждают.
    • В «Догме», впрочем, высмеивается пренебрежение канонами: т. н. Дружище Иисус, которого презентовал священник, сыгранный Джорджем Карлином (!).

Телесериалы

  • «Сверхъестественное»: педаль в пол. Тут все перемешалось. Ангелы добрые? Уже нет. Демоны злые? Проехали. Дошло до того, что ангел и демон (а потом и рай с адом) и вовсе работали сообща.

Мультсериалы

  • «Люси, дочь дьявола»: дочь дьявола вопреки воле отца встречается не с продажным политиком, а с Иисусом.
  • «Соседи из Ада»: семью демонов выслали послали на Землю, чтобы остановить бур, способный просверлить кору до ада.
  • «Школа ангелов»: ангелы-хранители и демоны-искусители с подростками в главных ролях.

Комиксы

  • «Спаун»: Бог и Дьявол — дети великой Матери, создательницы всего вообще.
  • Top Cow Universe: Ад — биржа человеческих душ. С языческими элементами (Цербер, Харон). Рая нет. Но ангелы имеются — похожи на агентов Смитов и нейтрально-дружелюбны людям (по крайней мере, спасителям Вселенной). Сатана — стареющий хипстер в свитере, которого смог свергнуть подлюка-бизнесмен. А ещё есть Древние, которые штурмуют Рай… простите, всего лишь базу Ангелуса в стиле Diablo III. Протагонист расстрига и вообще неверующий (цитируя его, верит достаточно), но может и молитвой бесов разогнать, и сам поюзать адскую силу, как заправский инквизитор-радикал. От таки дела.

Примечания

  1. Это в Новом Завете. В Ветхом, по крайней мере в Пятикнижии, они очень даже обладают полом и женятся на людских женщинах. В общепринятой Библии об этом пара стихов в книге Бытия, но как минимум Эфиопская церковь признает Книгу Еноха, где все это описано более детально.

Сеттинг

Место действия

Мир: Астрал • Вселенная за кадром • Вымышленная вселенная • Другой мир • Загадочная белая цивилизация • Земля • Зеркальная вселенная • Микромир • Миниатюрный мир • Мир загадок • Не совсем нормальный мир (Альтернативная реальность (Жуткая альтернативная реальность • Странная альтернативная реальность • Чужеродное место) • Искусственная реальность/Машина лотофагов • Это был только сон/Между бредом и реальностью/Приключения в Комаляндии/Твист Амброза Бирса/Твист Найта Шьямалана) • Мир без людей • Мир снов • Не космос • Страна еды • Тот свет • Цивилизация • Чуждая геометрия • Экологическая катастрофа (Мёртвые земли • Мир-помойка/приглаженная помойка • Мордор • Порча • Тёмная электроника)
Город: Вольный город • Город Бензоград и деревня Патроновка • Город-государство • Город для народа • Город-завод • Город-здание • Город каналов • Город между мирами • Город под куполом • Город-месторождение • Город-призрак • Городские трущобы • Затерянный город в джунглях • Затерянный город в пустыне • Знаковое место • Караван-сарай • Летающий город • Маленький городок • Мегаполис • Мерзкий Улей • Мистический лес • Нуар-Сити • Плавучий город • Подводный город • Подземный город • Последний город • Сияющий град • Столица • Тихий омут • Экуменополис
Деревня: Деревня со зловещим секретом • Забытая богом деревня • Хутор
Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Школа: Академия зла • Школа волшебства • Школа обыкновенная • Школа с секретом • Школа ужасов
Жильё: Башня мага • Город-здание • Дворец-призрак • Дом-бестиарий • Дом на дереве • Дом с привидениями (Дом у озера • Проклятый старый дом) • Замок (Неприступная цитадель • Плацкартный вагон • Трейлер вместо дома • Фэнтезийный замок)
Общепит: Забегаловка «Жирная ложка» • Косплей-кафе • Опасный трактир • Таверна «Кружка эля»
Места развлечений: Гадский цирк • Жуткие увеселения • Ржавый луна-парк • Стимпанковские развлечения • Страшный парк развлечений • Фрик-шоу • Цирк ужасов
Ужасные места: Адская гостиница • Аркхэм • Вампирский ночной клуб • Вентиляция • Город-призрак • Дворец-призрак • Деревня со зловещим секретом • Дом-бестиарий • Дом с привидениями • Дом у озера • Жуткий маяк • Заброшенная лаборатория • Заброшенный госпиталь • Заправка в глуши • Зловещая детская площадка • Зловещая роскошь • Зловещий колодец • Зловещий остров • Интерьер из останков • Канализация • Кладбище • Летучий Голландец • • Маленький городок • Мёртвая космическая станция • Мистический Юг • Опасный трактир • Подъезды и подворотни • Пристанище «Вражье логово» • Проклятый старый дом • Страшный летний лагерь • Страшный парк развлечений • Ужасная вечеринка • Цирк ужасов • Школа ужасов

Другие локации: Архитектурная доминанта • Библиотека • Бродячая локация • Великая стена • Вулкан • Грибной лес • Горячие источники • Живописные руины • Заброшенная фабрика • Катакомбы • Круизный лайнер • Лабиринт • Лепрозорий • Макгаффин-место • Мегаподземелье • Музей всякой всячины • Небесный океан • Обречённый корабль • Пересохший водоём • Планетарий • Пляж • Преступная корпорация • Приграничье/Фронтир • Пустота между мирами • Секретная база • Сидеть на крыше • Тёмный лес/Чудесный лес • Торговый центр/Рынок рабов

Время действия

Великая депрессия • Где-то в наше время • Давным-давно • Далёкое будущее (Забытые звёзды • Эра гаснущих звёзд) • Додревняя тьма • Доисторическое Средневековье • Золотой век • Именные годы • Легендарная реальность • Мир вне эпох • Мифическая эра • Начало конца • Наше время + 20 • Нескоро-нескоро • Пещерное человечество • Полночь без пяти • Средневековье • Тёмные Века • Час Быка • Человечество на испытании • Через недельку нашей эры • Эклектичное будущее • Эпоха тьмы …

Конец Эпохи vs Рассвет новой Эпохи

Страны и континенты

Не-государства Антарктида • Арктика • Атлантида • Граница проходит по Андуину • Декоративная локация • Затерянный мир • Оазис • Облачная страна • Остров (Зловещий остров) • Сказочный мир • Страна Чудес • Страна чудовищ • Тортуга • Эдем

Государства • Восточная сказка • Единая Европа • Китай захватит мир • Клюква-лэнды (Банановая республика • Булунги • Верхняя Вольта с ракетами • Древний Грим • Испексика • Коммилэнд • Курак • Руритания/Убервальд vs Франглиспания • Утай) • Полярные медведи и пингвины • Россия (Белая Россия • Красное будущее • Медведь снова зол • Россия — часть Запада) • США (Америка захватит мир • Дикий Запад • Довоенный Юг • Разъединённые Штаты Америки vs Расширенные Штаты Америки) • Япония (Бакумацу • Япония захватит мир)

Мирография

Безводный океан • Дисбаланс полушарий • Карта • Колония (Забытая колония) • Космический океан • Мир тысячи островов • Море на западе, земля на востоке • Пангея • Пара континентов • Символическая география • Три сверхдержавы…

Государственное устройство

Альянс • Анархия ( — мать порядка • — это бардак) • Балканизация (Кто сколько унесёт суверенитета • Разъединённые Штаты Америки) • Вольный город (Город-государство) • Демократия (Демократия — это хорошо • Демократия — это плохо) • Единый мировой порядок • Замок-государство • Иллюминократия • Капиталисты плохие • Кастовое сообщество (Иерархия улья) • Конституция • Королевство (Королевства — плохо, а республики — хорошо • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Королевства — хорошо, а республики — плохо • Крохотное королевство • Личная уния • Правитель что-то делает) • Корпоратократия • Загнивающий Запад • Магократия • Марионеточное государство • ООН — сверхдержава/Альтернативная ООН • Племя • Пиратское братство • Республика (Аристократическая республика • Олигархическая республика • Республиканская Империя • Тиранская Народно-Демократическая Республика)• Сволочи бывают разные… (Буржуазно-коричневая сволочь • Красно-буржуазная сволочь • Красно-коричневая сволочь) • Теократия • Триумвират • Федеративная монархия • Федерация
Империя: Абсолютистская Империя • Империя зла • Конституционная Империя • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Кочевая Империя • Потрескавшийся монолит • Республиканская Империя • Феодальная Империя • Цикл империй: Утро • Полдень • Вечер • Ночь (Осколок Империи)

Суперимперия захватит мир: Америка • Германия • Китай • Россия • Япония

Погода и климат

Аномальная погода • Благое солнце • Осенняя хандра (Вечная осень) • Гроза • Война под дождём • Драматический ветер • Драматический гром • Зловещая луна vs Прекрасная луна • Конец осени • Крайне долгая зима • Многозначительный туман • Надвигающаяся буря • Низкая облачность, возможен кратковременный рок • Очистительный дождь vs Унылый дождь • Прекрасная Зима (Романтический снег) • Просвет в тучах • Роковой туман • Снег означает смерть • Солнечное затмение • …

Небесные тела

Однообразные планеты: Вулканическая • Радиоактивная (Выжженная радиацией) • Ледяная • Мир смерти • Болотная • Водяная • Планета Луна • Планета Небо • Пустынная • Райская • Раскалённая • Токсичная • Экуменополис
Другое: Астероиды • Безводный океан • Двойная планета • Живая планета • Космическая станция • Космический океан • Космическое поселение • Мёртвая космическая станция • Планета с островком обитаемости • Планета-свалка • Планета-тюрьма • Плоская Земля • Полая планета • Шелезяка

Конкретные миры: Венера • Марс

Эстетика

Прошлое: Эпоха кровавых оргий • Древний Грим • Романтическое Средневековье vs Навозные века • Плащи и шпаги • Романтика парусов • Стилистика декаданса/Стиль модерн • Art Deco • Великая депрессия • Пар и плазма • Белый заборчик • Контркультура шестидесятых • Китч восьмидесятых • Метал, хип-хоп и яппи • Эстетика девяностых • …
Будущее: iВсё • Банальный космос • Блестящие башни и тоги • Высокотехнологичные шестиугольники • Города печатных плат, диодное освещение • Имперская космоопера • Металлические коробочки • Монументальная гигантомания • Ретрофутуризм • Ржавое будущее • …
СФК: Люди = европейцы • Ряженые под Египет • Ряженые под индейцев • Ряженые под испанцев • Ряженые под Пруссию • Ряженые под Рейх • Ряженые под Рим • Ряженые под Россию • Ряженые под Японию
Панки: Атомпанк (Атом и турбины) • Биопанк • Ветропанк • Дизельпанк • Киберпанк • Кейппанк • Клокпанк • Стимпанк • Сплэттерпанк • …
Подражания стилю: Линча • Кафки • Тарантино • Тарковского • …

Другое: Герилья • Костёр в бочке • Кругом одни качки/Кругом одни красавцы • На динозавра с каменным топором • Народы моря • Пейзажное порно (Прекрасная Зима) • Пейзажное гуро • Смертельный спорт (Бой насмерть • Гонки на выживание • Королевская битва • Кровавый спорт • Тактика космических рейнджеров) • Люди везде • Чернуха • Эклектика …

Остановки на дорогах и тропах

Великая река • Горы Слёз • Замороженный Север • Место передышки (Город Приключенск • Деревня со зловещим секретом • Избушка каннибалов • Остров Удовольствий) • Мордор • Пустыня Смерти • Река Безумия • Тёмный лес • Ширские холмы • …

Прочее

Ангелы, демоны и кальмары/Ангелы, демоны и эльфы • Антисеттинг (Идиотский сеттинг) • Географический сеттинг vs Героецентричный сеттинг vs Идеецентричный сеттинг vs Мироцентричный сеттинг vs Семьецентричный сеттинг vs Фракциоцентричный сеттинг • Земля — поле боя • История по-голливудски • Маскарад (Влипнуть в маскарад vs Просочиться в маскарад) • Мозаика сверхспособностей • Мультивселенная • Неудобных точек зрения нет • Общая вселенная • Планы бытия • Повседневность • Стандартный фэнтези-сеттинг • Стандартная христианская мифология • Статичный сеттинг • Хроноцентризм • Шкала технических уровней сеттинга

Основы • Море

11 мифов и заблуждений о библейской истории

Даже если предположить, что Бога нет, Библия всё равно останется важнейшей книгой в истории человечества. Культура, философия и законы целых цивилизаций опирались на неё. Для верующих это священная книга, для неверующих — увлекательный и масштабный эпос, сборник древних мифов с битвами, драмами и чудесами.

Но мифы есть не только внутри Библии — не меньше мифов бытует вокруг неё. Массовая культура, фольклор и интерпретации богословов изменили наше представление о библейских героях и событиях до неузнаваемости. Итак, Библия вовсе не утверждает, что…

…ЗЕМЛЯ ПЛОСКАЯ | Миф

В отличие от мифологии древних индийцев или скандинавов, Библия не описывает фантастический мир с гигантскими слонами на черепахе, обвивающими мир змеями или ясенями размером с галактику. Упоминается лишь, что Бог «восседает над кругом Земли», которая «повешена над ничем». Это можно трактовать по-разному — то ли диск, то ли шар в космическом пространстве. Мелькающие время от времени термины типа «тверди» и «оснований Земли» тоже очень неопределённы.

Авторы Библии считали вопрос об устройстве Вселенной неважным — к счастью для потомков. Туманность формулировок позволяет христианству тысячелетиями оставаться гибким в каверзных вопросах науки. Земля шарообразная? Так Библия и не утверждала обратного.

…ДЬЯВОЛ — ЭТО КОЗЛОНОГИЙ АНТИ-БОГ | Миф

Сатана в нынешнем представлении — это смесь из нескольких разных отрицательных библейских персонажей.

«Диаволос» — греческий перевод слова «сатан», которое на иврите значит «обвинитель» или «оппонент». В Ветхом Завете оно много раз употребляется в этих значениях, чаще всего в отношении людей.

В Книге Иова Бог спорит с неким ангелом, названным «сатана», но и это не рогатый суперзлодей, а просто «оппонент в споре», отнюдь не враждебный Богу. Так же и падший ангел Люцифер известен лишь из гневных пассажей в адрес Тира и Вавилона, которым авторы Библии предрекали падение. Дьявол появляется собственной персоной в Евангелиях, но и там он скорее искуситель, испытывающий волю Христа, чем «Бог со знаком минус». Красную кожу и рога сатане, видимо, подарил Зверь из Книги Откровений. Остальное, включая покупку душ и копыта как у сатира, — фольклорные фантазии.

И кстати, Змей из Эдемского сада, согласно Книге Бытия, просто хитрое животное. Эго уже потом богословы додумались до интригующей идеи, что Змеем мог прикидываться главный злодей христианства.

…АНГЕЛЫ — ЭТО ЛЮДИ С КРЫЛЬЯМИ | Миф

Этот образ — фантазия художников и скульпторов. В Библии помощники Бога описаны куда более сюрреалистично. Серафимы, появляющиеся в Книге Исайи, действительно имеют крылья — целых шесть, двумя из которых каждый ангел закрывает лицо, чтобы не обжечь других своим сиянием. У херувимов (одним из которых был Люцифер) четыре лица — льва, быка, орла и человека, их тела — нечто среднее между телами этих животных, а глаза у них на крыльях. А офанимы из Книги Иезекииля вообще выглядят как колёса в колёсах, покрытые глазами по всему ободу.

Жаль, что в массовую культуру вошли скучные амурчики. Реальная Библия — это готовый материал для фильма Дель Торо!

…АД — ЭТО ПЫТОЧНАЯ С КОТЛАМИ И ВИЛАМИ | Миф

Об аде и вообще о загробной жизни Ветхий Завет говорит крайне мало. Древние иудеи после смерти попадали в «шеол», царство теней, похожее на греческий Аид. От прижизненной «кармы» их посмертие не зависело. Цель жертвы Иисуса, согласно Новому Завету, была как раз в том, чтобы подарить людям загробную жизнь в раю — только праведникам, конечно. Грешники отправляются в «Геенну огненную» — место гибели души. В реальности Геенна (Ге Хинном) — это долина около Иерусалима, считавшаяся нечистым местом (якобы там в древности приносились жертвы Ваалу), и её название использовалось как метафора. Ранние христиане, трактовавшие слова Христа, решили понимать Геенну как антирай, куда после смерти отправляются недостойные.

Что до чертей с вилами, котлов и прочих популярных образов, ими мы в основном обязаны фольклору. А ещё Дайте, придумавшему девять кругов Ада, распределение по ним

…У АДАМА И ЕВЫ БЫЛИ ТОЛЬКО СЫНОВЬЯ| Миф

За этим утверждением обычно следует вопрос: «И как же от Каина и мёртвого Авеля появилось человечество?» Но авторы Книги Бытия не могли оставить таких сюжетных дыр. У Адама и Евы были и сыновья, и дочери, точное число которых в Библии не указано. По имени назван только их третий сын Сиф, предок Ноя, от которого, по библейскому мифу, и происходят современные люди. Просто с Сифом и прочими детьми, в отличие от Каина и Авеля, ничего интересного не приключилось.

…СОДОМ И ГОМОРРА ПОСТРАДАЛИ ЗА ГОМОСЕКСУАЛИЗМ | Миф

На самом деле, согласно Книге Бытия. Содом и Гоморра получили кару по совокупности своих злодеяний, на которые их жертвы жаловались Богу. Последней каплей стала попытка жителей Содома напасть на ангелов (в человеческом облике), гостивших в доме праведника Лота. То есть «содомией» следовало бы называть не однополый секс, а нарушение законов гостеприимства.

…МОИСЕЙ БЫЛ РОГАТЫМ | Миф

Это забавное заблуждение бытовало в Эпоху Возрождения: ветхозаветного пророка изображали с рогами, как у сатира. Великий Микеланджело изваял рогатую статую Моисея для Ватикана. А конспирологи позже строили версии, что Моисей был из народа рогатых людей или что его прототипом был Пан.

На самом деле, как гласит Книга Исхода, после встречи с Богом на горе Синай лицо Моисея испускало сияние. Переводчик Вульгаты, латинской версии Библии, принял слово «карай» — «сиять» за «керен» — «рог». Даже зная об ошибке, художники в дань традиции часто изображают Моисея с двумя лучами, исходящими изо лба, словно рога.

Вопреки другому заблуждению, Моисей был вовсе не мирным проповедником вроде Иисуса. Ветхий Завет описывает, как он своими руками убил египтянина-надсмотршика, а, став вождём евреев, нередко водил их в завоевательные походы на другие народы. Так что будущий фильм Ридли Скотта «Исход: Цари и боги» почти не преувеличивает, показывая Моисея царём-воином.

КНИГА ИЛИ КНИГИ?

Те, кто думает, будто Библия — это одна книга, заблуждаются. На самом деле это скорее книжный цикл. И Ветхий, и Новый Заветы состоят из множества книг разных авторов, порой живших в разные тысячелетия. Кстати, вопреки ещё одному заблуждению, христиане не утверждают, что Библию написал сам Бог. Они лишь считают её авторов вдохновлёнными Богом.

…НОЙ СПАСАЛ КАЖДОЙ ТВАРИ ПО ПАРЕ | Миф

Предусмотрительный Ной брал на ковчег не по два, а по семь животных каждого вида, кроме тех, которые у иудеев считаются «нечистыми», например свиней. Нечистых он действительно спасал только по два экземпляра. Почему об этом забыли, нетрудно понять: в христианстве идеи нечистых животных не осталось. А в русском «каждой твари по паре» ещё и рифмуется.

…ИИСУС РОДИЛСЯ 25 ДЕКАБРЯ | Миф

Ни в одном Евангелии не сказано ни слова о дате рождения Христа. Праздник середины зимы, который сейчас празднуется как Рождество, существовал в Европе до распространения христианства и назывался Йоль или Нуль. День почитания Иисуса просто приурочили к этому празднику.

Кстати, волхвов, принесших дары младенцу Христу, было… невесть сколько. Версия о трёх волхвах родилась потому, что они принесли три дара: золото, ладан и смирну.

…МАРИЯ МАГДАЛИНА БЫЛА БЛУДНИЦЕЙ | Миф

Профессия Магдалины в Евангелиях не упоминается. Известно лишь, что Иисус изгнал из неё бесов, после чего Мария стала его ученицей и спутницей. А в другом месте Евангелий рассказана история о блуднице, которую толпа хотела побить камнями. Иисус остановил толпу, озадачив её философским афоризмом «Кто сам без греха, пусть первым бросит камень». После этого блудница немедленно исправилась и стала вести добродетельную жизнь. Только в VI веке папа Григорий I постановил считать, что речь в двух преданиях идёт об одной и той же женщине. Канонической эта версия считается лишь у католиков.

…ИИСУС НЁС СВОЙ КРЕСТ ОДИН | Миф

Образ Христа, волочащего тяжеленный крест к месту казни, стал настолько каноническим, что превратился в поговорку («нести свой крест»). Тем удивительнее, что три из четырёх Евангелий описывают этот эпизод совершенно иначе: крест к месту казни тащил рабочий Симон Кирениянин. Только евангелист Иоанн настаивает, что крест нёс сам Иисус. Церковная традиция примиряет спор авторов Библии: сперва крест нёс Христос, а Симона позвали на помощь, когда тот обессилел.

СВЯЩЕННИКИ ПЕРЕПИСЫВАЮТ БИБЛИЮ

Любимая тема конспирологов и маргинальных историков: якобы изначально текст Библии был совсем другим, но хитрые священники его утаили. А нынешняя Библия, дескать, результат многократных переписываний злодеями из Ватикана.

На самом деле древнейшие из сохранившихся рукописей Евангелия датируются II-III веком нашей эры. Написаны они на древнегреческом — любой, знающий этот язык, может проверить, что в них сказано. Древнейшие же копии Ветхого Завета (часть свитков Мертвого моря) и вовсе старше христианства на двести лет. Библия — не статья в Википедии, которую можно исправить сразу для всех читателей. Нельзя переписать все рукописные копии разошедшиеся за столетия по Европе и Азии и прочитанные тысячами людей. Любой перевравший священное писание был бы уличен обладателями старых книг и объявлен еретиком. В Средние века сжигали и за меньшее. Так что «секретной настоящей Библии» не существует, как бы о том ни мечтали авторы вроде Дэна Брауна.