Мистика, это что?

Каково это — видеть ангелов

⇐ Предыдущая234567891011

Многие мои ученики, проходящие курс духовного консультирования ошибочно полагают, что ясновидение означает способность видеть ангелов как отчетливую, телесную фигуру, наподобие живого человека. Они ожидают, что будут видеть образы за пределами своей головы, а не внутренним взором.

Однако многие примеры ясновидения похожи на образы, возникающие в вашем сознании, которые вы видите, когда мечтаете или спите. То, что образ появляется перед вашим внутренним взором, не делает его менее реальным или достоверным. Когда я объясняю это своим студентам, они часто восклицают: «О, так значит, я все-таки вижу ангелов!»

Имея ясное намерение и регулярно тренируясь, большинство людей развивают в себе способность видеть ангелов за пределами своего ума, с открытыми глазами. Другими словами, они могут смотреть на человека и отчетливо видеть ангела, парящего за плечами этого человека. Однако начинающие ясновидящие обычно прикрывают глаза, «сканируя» видение, и только после этого — своим внутренним взором — видят образы аигелов-хранителей этих людей.

На первых порах некоторые видят свет или разные цвета, кто-то наблюдает мимолетные видения голов ангелов или их крыльев, видит фигуры с мерцающим светом, исходящим от них. Бхть также те, кто видит их в полный рост, ярко различая цвет их волос и даже одежды.

В тяжелые времена или во время интенсивной молитвы отдельные люди способны пережить весьма живую встречу с ангелом, похожую на встречу с привидением. Находясь в полном сознании, с открытыми глазами, они видят ангелов, которые могут быть похожи на людей или принимать традиционный образ ангела в длинном одеянии и с крыльями за спиной. В такие моменты ангел является очень отчетливо, к нему даже можно прикоснуться или услышать его голос, но человек понимает, кто являлся ему, лишь после того, как ангел исчезает.

Аура на фотографии

Один из новых способов, с помощью которых ангелы обнаруживают свое присутствие, — их фотоизображения. Они проявляются на фотоснимках в виде ауры или столба света. Феи также появляются на фотографиях, сделанных на природе, их аура представляет собой цветную радугу, парящую над полями и лесами.

Наилучший способ сфотографировать ауру этих существ — сделать моментальный снимок новорожденного или духовно просветленного человека. Или попробуйте сделать фотографию, когда находитесь на семинаре по метафизике, особенно если его темой являются ангелы. Когда вы проявите снимок, вы обязательно увидите на нем множество аур. Этот метод срабатывает лучше, если во время фотографирования вы удерживаете намерение увидеть ангелов.

Так же, как и во всех остальных случаях, когда вы обращаетесь к своим ангелам, мысленно попросите их появиться на пленке, когда будете печатать фотографию. Современные цифровые фотокамеры особенно хорошо приспособлены для того, чтобы запечатлевать фотоизображения ангелов.

Явления ангелов

Ангелы не только позируют перед объективами и являются нам в моменты истовой молитвы и страшной печали. Они могут посещать нас в разных ситуациях и разным способом.

Сновидения. Доктор Ян Стивенсон из университета Вирджинии зафиксировал тысячи случаев «посещений во сне», во время которых люди общались со своими умершими близкими или ангелами. Доктор Стивенсон говорит, что «степень яркости» — это то, что отличает обычные сновидения от настоящих посещений . Посещения характеризуются богатством красок, интенсивными эмоциями и устойчивым ощущением реальности происходящего. После пробуждения человека пережитый им опыт надолго остается в памяти, значительно дольше, чем обычное сновидение, — в деталях, даже годы спустя.

Искры света. Если вы видите вспышки света шіи искры, это значит, что ангелы где-то рядом. Вы становитесь свидетелем вспышек энергии, когда ангелы появляются в вашем поле зрения. Этот эффект похож на появление искр в задней части автомобиля и означает, что ваше духовное зрение адаптируется к ясновидению; вы учитесь видеть волны энергии.

Архангелы и вознесенные мастера излучают цветной свет (в моей книге «Ангельская медицина» приводится список различных архангелов и соответствующие им цвета ауры). Белый свет — это сверкающее свидетельство ангельского присутствия.

Около половины моей аудитории по всему миру сообщают о том, что регулярно видят искры и вспышки света. Многие, впрочем, неохотно признаются в этом — из страха, что их видения сочтут галлюцинациями. Но это не галлюцинации. Видеть ангелов — самый что ни на есть реальный и вполне естественный опыт.

Цветной туман. Если вы видите туман зеленого, фиолетового или другого цвета — это значит, что рядом с вами находятся ангелы или архангелы.

Облака в форме ангелов. Когда вы смотрите в небо и видите облака в форме ангелов — это еще один способ, который Божественные сущности используют для демонстрации своего присутствия.

Знаки. Если вы находите перышко, монетку или остановившиеся часы; если вы обнаруживаете в своем доме передвинутые или перевернутые объекты; если вы или страх, произнося эти слова, старайтесь дышать как можно глубже. С каждым выдохом представляйте себе, как выдыхаете свою обеспокоенность по поводу того, что являетесь ясновидящим.

2. Возьмите в вашу ведущую руку (в ту, которой вы пишете) прозрачный кварцевый кристалл. Представьте себе луч белого света, который появляется сверху и проходит сквозь кристалл. Удерживайте намерение того, что белый свет очищает ваш кристалл от любой негативной энергии, которую тот мог впитать.

3. По-прежнему удерживая кристалл ведущей рукой, поднимите его на уровень бровей и, придерживая пальцами, приложите к энергетическому центру «третьего глаза». Расположите средний палец так, чтобы сквозь кристалл он указывал на «третий глаз».

4. Затем поместите средний палец другой руки (той, которой вы обычно не пишете) на самую высокую точку в задней части головы.

5. Представьте себе мощную и яркую струю света, исходящую из среднего пальца вашей ведущей руки: она проходит сквозь «третий глаз» и попадает в средний палец недоминирующей руки. Таким образом вы формируете своего рода электрическую цепь, ведущей рукой посылая энергию и другой рукой принимая ее. Когда энергия начинает бежать по кругу через вашу голову, она очищает ее от духовного мусора и пробуждает «третий глаз». Весь процесс в общей сложности занимает от одной до двух минут. Вы можете ощутить некоторое давление в голове, тепло в пальцах рук и покалывание в ладонях. Это естественные признаки того, что происходит работа энергии.

6. Затем расположите правую руку напротив правого уха, продолжая держать кристалл в доминирующей руке. Проделайте то же самое с левым ухом и левой рукой. Представляйте белый свет, исходящий из среднего пальца ведущей руки. Медленно одновременно передвиньте обе руки к самой высокой точке задней части головы. Повторите это движение широким жестом семь раз. Удерживайте намерение зацепить заднюю сторону «третьего глаза» (который выглядит так же, как и оборотная сторона обычного физического глаза), соединив его с затылочной частью головы. Эта область мозга отвечает за осознанность и распознавание образов. Она выглядит, как округлый тонкий шлем, надетый на заднюю часть черепа.

С помощью белого света вы открываете обширную — двенадцать сантиметров — область, простирающуюся от задней части «третьего глаза» по всей поверхности черепа до затылочной доли мозга. Эта область соединяет поток образов, попадающих в «третий глаз», со зрительным центром мозга. Таким образом, вы будете лучше распознавать образы, которые получаете, и понимать их значение.

Мне приходилось работать со многими людьми, у которых был чистый и открытый «третий глаз», однако они сетовали на то, что не имеют ясновидческих способностей (или имеют ограниченные). Наличие открытого и чистого «третьего глаза» еще не гарантирует умение ясновидения! Без соединения задней стороны «третьего глаза» со зрительным центром мозга человек не сможет распознавать или понимать свои видения. Это похоже на демонстрацию фильма без светового прожектора.

7. Заключительный этап: вам нужно поместить средний палец ведущей руки на верхушку кристалла и расположить руку напротив «третьего глаза» (напоминаю: слегка касаясь области между бровями). Сейчас вы будете устранять все защиты, которые могли наложить на «третий глаз». Легкими, нежными движениями в направлении вверх уговорите этот барьер подняться (как будто вы открываете жалюзи окна). Помните о необходимости глубоко дышать, так как задержка дыхания может привести к замедлению процесса. Повторите процесс поднятия щита как минимум семь раз, пока не почувствуете, что каждая защита устранена.

Вы также можете проделать все это для другого человека. Если вы знакомы с кем-то, кто является духовно просветленной личностью или человеком с открытым умом,особенно с кем-то, кто имеет опыт исцеления посредством энергии, попросите его провести эту процедуру для вас. Хотя все семь этапов вы можете пройти самостоятельно, их сила увеличивается, если другой человек с чистыми намерениями (я имею в виду — с минимальной долей скептицизма) осуществляет их для вас.

После того, как вы сами (или другой человек — для вас) прошли все эти семь этапов, вы сразу заметите значительное улучшение качества своих ментальных образов. Если вы закроете глаза и представите себе, скажем сад, возможно, этот образ будет сильнее, а цвета и картинки ярче, чем это было до того, как вы прошли через процесс открытия «третьего глаза». Ваши ночные сновидения могут стать более интенсивными и запоминающимися, а ваша зрительная память, скорее всего, усилится.

Повторюсь: образы, которые вы видите, не всегда будут появляться где-то снаружи; ментальные образы могут прокручиваться внутри вашей головы, как кинофильм на экране. Со временем, в ходе практики, вы сможете видеть эти образы и снаружи. Однако, на самом деле, где они появляются — не так важно. Я заметила, что образы, которые вижу я — как внутренним зрением, так и во внешнем пространстве, — одинаково точны.

Расположение образа в пространстве не так уж и важно. То, что действительно имеет значение, так это то, отмечаете ли вы эти образы и обращаете ли вы на них внимание или нет, потому что очень часто они оказываются посланиями от ангелов.

Основные страхи, блокирующие способности к ясновидению, и освобождение от них

У многих людей способности к ясновидению заблокированы страхами. Эти страхи вполне естественны. От них можно избавиться, когда вы будете к этому готовы.

Основные страхи и пути избавления от них таковы.

1. Утрата личного контроля над своей жизнью

Страх: вы беспокоитесь о том, что, открыв свои способности к ясновидению, позволите образам ангелов и усопших людей повсюду преследовать вас. Также вас может пугать то, что Бог станет открыто контролировать вас или предлагать что-то неприемлемое.

Истина: ясновидение похоже на телевизор, который вы можете включить, выключить или выкинуть (подарить), если захотите. Божественная воля в данном случае идентична вашему высшему «Я». В соответствии

4. Наказание

Страх: вы беспокоитесь о том, что ясновидение — это происки дьявола, и что Бог накажет вас за грехи.

Истина: этот страх уходит корнями в Ветхий Завет, предостерегающий от общения с колдунами и медиумами и от разговоров с усопшими. Однако из Нового Завета мы узнаем, что сам Иисус и многие другие общаются как с ангелами, так и с умершими. Святой Павел в своем Послании коринфянам объясняет им, что мы все наделены даром пророчества, и что нам следует устремляться к этим духовным дарам. Правда, при одном условии, что использоваться они будут во благо и с любовью.

В этом и заключается вся разница. В третьей части руководства для учителей из «Курса Чудес» говорится, что духовные способности могут использоваться во имя эго (оно считается единственным злом в этом мире) или во имя Святого Духа. Если вы применяете свои способности ясновидения для служения Богу и для исцеления — вам нечего бояться. Поняв и приняв это, вы очень быстро обнаружите, что критика других людей начнет просто отскакивать от вас.

5. Осмеяние

Страх: вы боитесь прослыть «сумасшедшим», «странным», «чудаковатым», «не в себе» или «слишком восприимчивым».

Истина: скорее всего, вы — «служитель Света» или Индиго, призванный сделать этот мир лучшим местом для жизни с точки зрения духовной перспективы. Служители Света и их юные помощники — дети Индиго — часто ощущают, что они не такие, как все, или что они «не от мира сего».

Если люди начинают дразнить вас, напоминая о ваших духовных интересах или талантах, то чувство «непохожести» лишь усиливается. Если вас дразнили в детстве, то, вероятнее всего, с тех пор у вас осталось большое количество незалеченных эмоциональных ран, связанных с подобного рода насмешками. Попросите своих ангелов вмешаться и следуйте их указаниям, даже если они посоветуют вам обратиться за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту.

6. Перемены

Страх: вы боитесь оказаться неготовым к жизненным переменам или увидеть в своем образе жизни нечто, что вам очень не понравится, или то, что предпочли бы и дальше не замечать.

Истина: ясновидение может усилить осознание вами тех сфер вашей жизни, которые требуют доработки. Это так. А «инвентаризация» вашей жизни может определенным образом усилить неудовлетворенность, однако пересмотр взаимоотношений, вопросов карьеры и здоровья, а также других сфер не требует немедленного разворота на 180 градусов. Неудовлетворенность — мощный движущий фактор для того, чтобы предпринять определенные шаги на пути улучшения текущей ситуации. Именно неудовлетворенность вдохновляет людей на занятия спортом, утренний бег трусцой, консультацию психолога, здоровое питание и так далее.

7. Апокалипсис

Страх: вы боитесь увидеть пугающие изменения планетарного масштаба.

Истина: если вы «видите» это и совершенно уверены, что видения исходят не от вашего эго, — вам должна стать более понятной ваша миссия служителя Света. Вселенная будет специально вас направлять, чтобы вы помогли планете избежать апокалипсиса, преодолеть страшные катаклизмы и справиться с серьезными изменениями. Например, вас могут призвать помолиться за мир, посылая миру целительную энергию, шіи привлекать Свет, обучая других служителей Света, или помогать восстановиться тем, на ком эти изменения уже успели отразиться.

Хотя эти задания могут показаться вам пугающими или привести вас в уныние, вспомните: это было поручено вам еще до вашего воплощения; ни Бог, ни ангелы не поставили бы перед вами таких глобальных задач, если бы не были уверены, что вы с ними справитесь!

К тому же они обеспечивают вас полной поддержкой на протяжении всего вашего пути — пока вы обращаетесь за ней и открыты для ее получения.

8. Ответственность

Страх: вы боитесь увидеть в будущем какую-либо негативную ситуацию, поскольку не знаете, стоит ли вам вмешиваться в нее, и если да, то сможете ли вы поспособствовать наилучшему ее разрешению?

Истина: как правило, ангелы Земли должны молиться о благополучном исходе ситуации, если нет особых указаний; поэтому, если вы видите, что вам необходимо вмешаться или предупредить кого-то, обратитесь за четкими указаниями по поводу того, что именно вам нужно делать.

9. Неуверенность в своих силах

Страх: вам кажется, что вы самозванец — некомпетентный, не обладающий духовными способностями и не способный заниматься целительством. Возможно, вас мучает вопрос, есть ли у вас ангелы, и если да, то можете ли вы контактировать с ними.

Истина: все мы время от времени чувствуем себя некомпетентными, не обладающими и неспособными. Психологи обычно называют это «комплексом неполноценности». Исследования показывают, что даже самые квалифицированные и успешные люди подвержены подобным переживаниям. Это вовсе не означает самозванства, а лишь говорит о том, что вы сравниваете свое внутреннее состояние (например, испытываете беспокойство в непривычной ситуации) с внешними проявлениями других людей (которые выглядят спокойными, невозмутимыми и собранными).

Эго (или низшее «Я») использует страх в качестве уловки (например, такой, как описанный выше), чтобы отвлечь вас от реализации вашей жизненной цели.

После того, как вы освободитесь от этих сдерживающих страхов и начнете практиковать полезные процедуры, о которых я говорила в предыдущей главе «Как услышать своих ангелов», ваши способности ясновидения станут проявляться значительно ярче и отчетливее. Вы легко сможете получать послания от своих ангелов для себя или для другого человека.

Эго (или низшее «Я») использует уловки, завязанные на страхе, чтобы отвлекать нас от осознания того, кем мы являемся, и от работы над реализацией нашего жизненного предназначения.

Религия и мистика

Мистика, мистицизм (от греч. μυστικός – закрытый, таинственный) – вера в возможность непосредственного духовного общения человека с таинственными метафизическими силами (Бог, безличный Абсолют, первосущность мира, духи и пр.) путем, выходящим за пределы естественных человеческих способностей. Понятие «мистика» охватывает как практику, личный опыт общения индивида с тем, что он считает объектом мистического соединения, так и многообразные религиозные и философские учения, содержащие представления об этом объекте и о способах соприкосновения с ним. Мистика составляла существенную сторону творчества ряда теологов и философов.

В гносеологическом плане мистика в неадекватной форме отразила стремление человечества к обладанию абсолютной истиной. Мистик стремится обрести мгновенное знание обо всех вещах сразу, минуя многоступенчатый естественный путь познания, ощутить свою неразрывную связь с первосущностью мира или с запредельными явлениями. Он не доверяет чувству и разуму, возводя в абсолют факт ограниченности постижения мира человеком.

Истоки мистики – в религиях Древнего Востока и Древней Греции, в их тайных обрядах (мистериях), в которых участвовали немногие посвященные. Для мистика характерно стремление достичь глубоко эмоционального переживания, которое поможет соединить его с Богом или другой метафизической сущностью. Соединение мистика с вожделенным объектом предполагает как правило выход за пределы чувственного мира, отказ от чувственных ощущений (кстати, термин μυστικός связан с глаголом μύω – закрывать глаза) и умственных усилий, достижение состояния экстаза. Мистик погружается в глубины своего «Я», считая себя тем самым возвысившимся над всем чувственным и умопостигаемым. Парадоксальным образом отказ от познания вещей естественным путем воспринимается им как предпосылка наиболее совершенного и единственного способа познания тайн бытия.

Представления об общении с абсолютным объектом в мистицизме различны: опыт непосредственного общения, встречи человека с Богом, мгновенное постижение сущности вещей, растворение человеческого «Я» в бесконечном, уничтожение личности в Боге, слияние с Богом и обретение тем самым божественных свойств и т.д. При этом сугубый индивидуализм переживаний мистика не исключает его связей с окружающим миром.

Мистическая практика нередко осуществляется под контролем духовного наставника (шейха, гуру, старца, цадика и т.д.), воспринимаемого в качестве непререкаемого авторитета. Мистик может сохранять автономию в отношении таких же, как и он, но может и объединяться с подобными себе: мистики создавали свои организации (например, суфийские братства, религиозные общины средневековых еретиков мистического направления).

Мистика не является нейтральной но отношению к социальным реальностям. Мистические настроения в обществе более всего распространяются в периоды социально- политических неурядиц, кризисов, ухудшающих положение народных масс, когда возникает стремление к аскетизму, стойкому перенесению страданий, психологическому самоустранению от внешнего мира, поискам средств сближения с Божеством.

Мистику нельзя отождествлять с религией, хотя ее элементы присущи любой религии; в каждой из них она проявляется своеобразно. Мистика занимает различное место в религиях. В католицизме мистика менее выражена, чем в православии, хотя в католической философии есть направления, в которых мистика играет бо́льшую роль, чем в других (например, августинианство). В исламе наряду с основным, традиционным, не поглощенным мистицизмом, направлением, есть еще мистико-аскетическое – суфизм, восходящий к VIII в. и существующий в наши дни.

В христианстве различают мистику принимаемую и практикуемую церковью, иногда проявлявшуюся в крайних формах (например, в творчестве и поведении монахинь Терезы Авильской (1515–1582) и Екатерины Сиенской (1347–1380)), и еретическую, служившую обоснованием социальных притязаний слоев, оппозиционных господствующим порядкам. В первом случае внутреннее единение с теистическим, персонифицированным Богом сочеталось с традиционными формами религиозного поведения. Мистическая жажда соприкосновения с Богом способствовала процессу усложнения культа, внесению в него таких, например, таинств, как евхаристия. Во втором случае трактовка божественного в пантеистическом духе, предполагающая частичное или полное обесценение внешнего культа, выводила мистику в сферу свободомыслия. В этом случае мистико-пантеистические учения (например, Амальрика из Бена (ум. 1206), Орглиба Страсбургского (ум. 1212), Майстера Эккарта) становились оппозиционными по отношению к официальной церковной идеологии.

Существует также вневероисповедная мистика, представленная, например, в теософии и антропософии. Цель теософа, по мнению одного из ведущих представителей теософии Е. Блаватской (1831 – 1891), выявить в себе «ментальное тело» и достичь сверхсознания, чтобы овладеть способностью посылать свое тело в любые точки времени и пространства. Из теософии в начале XX в. выделилась антропософия – учение о человеке как носителе неких тайных духовных сил. Основатель антропософии Р. Штейнер (1861–1925) пытался соединить элементы гностицизма, неоплатонизма, немецкой средневековой мистики, Эккарта, каббалистики, идей Гёте, немецких романтиков.

Мистические истории Ангелы хранители

Ангелы хранители

Исцелил умерший сын

Эта мистическая история произошла с Елизаветой – мамой моего бывшего молодого человека Кирилла. У нее, помимо Кирилла, был еще один сын – Илья, И вот, когда Илье было девять лет, он заболел какой-то тяжелой болезнью и умер.

Прошло больше десяти лет, как вдруг заболела сама Елизавета. У нее обнаружили опухоль мозга. Поездки по самым сильным врачам, лекарства, обследования, целители… Около года Елизавета боролась с болезнью, но безуспешно. Она уже почти сдалась и знала, что жить ей осталось недолго.

Однажды, когда женщина лежала в больнице, ей приснился сон. Ее умерший сын, именно такой, каким был при жизни, подошел к ней и положил руки на голову.

Елизавета сказала ему:

– Я скучаю по тебе, Илюша.

Сын ответил:

– По тебе скучает Кирилл. Елизавета проснулась в слезах. Она решила, что Илюша будто приходил за ней во сне и предупредил, что когда она умрет, по ней будет скучать Кирилл.

Но вскоре после этого женщину выписали из больницы. Все были шокированы – Елизавета выздоровела, от опухоли не осталось и следа. Опухоль исчезла внезапно, как будто ее и не было. Елизавета понимала, что выздоровление связано с ее сном. Илья вернул ее к Кириллу, который скучал по маме, когда та лежала в больнице. После этого случая Елизавета обратилась к экстрасенсу, а тот пояснил, что под видом сына во сне к женщине приходил ангел, который ее и спас. Елизавета не знала, был ли это ангел или все-таки душа ее сына, но после этого случая она стала верующим человеком, постоянно ходит в храм, помогает по возможности деньгами больным детям и не устает благодарить бога за свое чудесное исцеление.

Маргарита, г. Ступино Московской обл.

Растянутое время

Осенью 1999 года меня сбила машина. Я тогда учился в десятом классе одной из школ Витебска. Наш класс был набран из сельских детей, желающих углубленно изучать биологию и химию.

Сбитый на дороге

Поздним осенним вечером мы всем классом возвращались в свое общежитие с лекции, которую читал нам профессор медицинского университета. Было уже темно. В толчее троллейбуса я отстал от своих и испугался, что заблужусь в тогда еще мало знакомом мне городе.

Нужно было перейти через улицу с довольно интенсивным движением. Я старался догнать свой класс, который только что пересек дорогу, и побежал следом. И тогда меня в левую ногу ударила легковая машина.

Помню свет фар и резкий визг тормозов. Хорошо помню, что упал левым боком на капот и перекатился через машину. Со стороны очевидцев (там были мои одноклассники) все произошло просто моментально – какие-то доли секунды. Однако я воспринимал происходящее не так уж быстро.

Вереница мыслей

Хорошо помню красный капот машины, я еще обратил внимание, какой он пыльный. А самое главное – целый рой мыслей в голове. Я успел и мысленно прокомментировать происходящее: «Какой пыльный капот у автомобиля», «Вот меня сбила машина, и я перекатываюсь через нее, прямо как в кино», – и подумать, как все вокруг будут жалеть меня и приходить в больницу.

Мне представилось в красках, как переживают мои родители и учителя. И я понял, что этого не хочу. И не то моя мысль, не то голос, не то совет: «Отклони голову вправо». Я так и сделал, наклонил голову вправо и избежал удара о лобовое стекло машины… Отделался я тогда легкими ушибами и даже не обращался в больницу —так, похромал несколько дней.

До сих пор не перестаю удивляться, как много мыслей было в тот момент…

Если вдруг это читает тот самый шофер, который меня сбил, я прошу у него прощения.

Вот такие мистические истории из жизни обычных людей, где без сомнения приложили свою руку ангелы хранители.

Юрий Олегович КОЗЛОВ, Витебская обл., Беларусь

Христианский мистицизм

Христианский мистицизм — практика в христианстве, направленная на единение с Богом, осознанное познание Бога. Основным инструмент на пути к Божественному является глубокая молитва, связанная с образами Иисуса Христа и Святого Духа.

Христианский мистицизм неотделим от Христа — только при его посредничестве можно восстановить прерванную связь между человеком и Богом. При этом для постижения истины нужно, наряду со следованием мистическим практикам, очищаться, творить дела любви во славу Христа.

Ключевыми составляющими христианской мистики являются личность, свобода и любовь. Именно личная составляющая отличает христианскую мистику от внехристианской, так как первая подразумевает не только отрешённость, но и воплощённость, конкретность.

Среди известных христианских мистиков нужно отметить Псевдо-Дионисия Ареопагита, Св. Максима Исповедника, Св. Фому Аквината, Якоба Бёме, Ангелуса Силезиуса, Майстера Экхарта, Иоганна Таулера, Валентина Вайгеля.

История христианского мистицизма началась с возникновения христианства. Это подтверждается в ряде цитат из Библии, например, «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1-е Иоанна 3:2).

Способы, с помощью которых христианские мистики приближались к Богу, весьма разнообразны и подкреплены, как правило, сложной системой интеллектуальных обоснований, основанной на христианском учении. Это также отличает их от внехристианских мистиков, у которых во главе угла стоит практика, а не теоретические изыскания. Христианская мистика большое внимание уделяет трактовке библейских текстов, поиску в них аллегорического смысла. Каждое течение христианских мистиков выделяло в Библии ключевые фрагменты, на основе которых строило своё постижение божественного. Например, в отшельнической традиции кармелитов таким фрагментом являлись 3–4 стихи первой книги Царств.

Мистики христиане для постижения Бога двигались различными путями, например, учились думать как Христос.

Важнейшим понятием христианского мистицизма является «обожение» — «теозис». Это преображение человека, когда он приближается к Богу через жизнь в гармоничном общении с Ним, Церковью, человечеством и всеми творением, включая себя.

Есть различные трактовки этапов приближения к Богу в христианском мистицизме, например, очистительный, аскетический и озарительный, объединительный, дающий возможность лицезреть Бога лицом к лицу. Другая распространённая трактовка шагов мистического пути — очищение (соответствует телу), просвещение (относится к разуму) и единение (категория духа).

Очищение подразумевает исполнение требований, касающихся телесного аспекта жизни («умерщвлении духом дел плотских»): соблюдение постов, воздержания, молитв в строго определённое время и в необходимых позах (например, на коленях). К этой же категории относятся акты милосердия — помощь голодным, предоставление ночлега и т.д. В процессе очищения христианин должен избавиться от пагубных привычек, страстей и др. Этот путь связан с понятием аскезы, что первоначально трактовалось в том плане, что мистик является «духовным атлетом», соблюдающим самодисциплину и смирение.

Просвещение — это проникновение ума как в суть Священного Писания, так и постижение истины, скрытой в самой природе. Это позволяет лицезреть Бога в различных стихийных проявлениях. Как говорится, «неверующий смотрит вокруг и нигде не видит Бога, а мистик смотри вокруг и видит только Бога».

Единение, которое также называют контепляцией, заключается в познании сердцем божественной любви: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём».

Важную роль в христианском мистицизме играет религиозная община, без связи с которой даже отшельники не могут идти по пути познания Бога. Групповые поклонения, обряды — как например — Евхаристия, открытие своей души перед исповедником — всё это проявления общинной основы в христианском мистицизме.

Несмотря на множество направлений мистицизма и известных мистиков, которые добились больших успехов на своём пути, положение практикующих мистические учения со стороны официальной Церкви было далеко не однозначным. Любой мистик, который переживал божественное откровение, рисковал быть обвинённым в ереси, если его духовный опыт не сочетался с церковной доктриной. Именно поэтому он должен был смягчать и затаивать свои духовные открытия, что в целом тормозило развитие христианского мистицизма.

В настоящее время христианский мистицизм претерпел серьёзные изменения. С одной стороны, вероятно, сохранились различные мистические традиции, которые практикуются в закрытых сообществах, а с другой — элементы мистицизма особенно католического, были переняты учением нью-эйдж, хотя и серьёзно переработаны им (например, отрицается догма о постижении Божественного только через Иисуса Христа, который рассматривается только как один из просветлённых мастеров). Прогнозы дальнейшей судьбы христианского мистицизма тесно связаны с будущим, которое уготовано самой христианской вере — будет это трансформация и новое развитие или закостенение и упадок.

Видение Бога «лицом к лицу»

Святоотеческое богословское учение о видении лица Божия святыми и ангелами имеет долгую историю. Отцы Церкви без оговорок принимали свидетельство Священного Писания о том, что святые и ангелы действительно видят лицо Божие (Мф. 18, 10.1 Кор. 13, 12. 1 Ин. 3, 2), но они никогда не воспринимали это как видение божественной сущности. Святитель Иоанн Златоуст, представитель антиохийской богословской школы, соотносил видение Бога с воплощением Слова. Сын Божий, как образ невидимого Отца, был невидим для твари, однако видение Бога стало доступно ангелам и человеку благодаря боговоплощению. Сущность же Бога, как и прежде, остается трансцендентной и невидимой. Святитель Кирилл Александрийский, представитель александрийской богословской традиции, говорил об обожении человека действием Святого Духа, благодаря которому человек приобщается божественной природе.

Византийские богословы, и в частности Григорий Палама, объединили эти две традиции и связали видение Бога с воплощением Слова и с обоже- нием человека, достигаемым в Святом Духе через боговоплощение. Праведники, по словам Григория Паламы, будут сиять святым светом в Царствии Небесном и, как дети этого света, будут достойны созерцать божественное сияние Христа. Для Григория Паламы видение Бога «лицом к лицу» — это видение не Его сущности, а Его божественного сияния, которое, будучи в полноте сообщено человеческой природе, ипостасно соединенной со Словом Божиим, становится доступным для приобщения и видимым человеку в Святом Духе.

Преображение Христа — это залог того, что люди увидят Бога «лицом к лицу» в будущем веке. Это видение возможно потому, что Бог, как личность, действует личностно. Нетварный свет, который исходил от Христа во время преображения, был не безличной и не определенной силой, а личной и конкретной энергией Слова Божия. Этот же свет созерцают исихасты, а в будущем веке все святые узрят его.

По мнению Григория Паламы и ранних отцов Церкви, преображение Христа, как обетование видения Бога «лицом к лицу», имеет глубокое эсхатологическое значение. Следуя учению святых отцов, Григорий Палама в этом событии видит исполнение обетования Христа о Его скором пришествии во славе (Мф. 16, 27—28). Пользуясь терминологией современных экзегетов, можно сказать, что отцы Церкви рассматривают преображение Христа как типичный случай осуществившейся эсхатологии. Поскольку свет Преображения — это тот же самый свет, что и свет Царства Небесного, и благодаря тому, что он был явлен через Христа и подается людям в Святом Духе, Царство Божие уже присутствует в мире. Другими словами, пришествие Царства Божия связано не с перемещением из одной точки пространства в другую, а с откровением. Царство Божие повсюду, и с помощью благодати оно открывается достойным.

Истолковывая слова Христа: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1), Григорий Палама замечает: «Царь Вселенной всюду, и всюду — Царствие Его, поэтому слова, говорящие, что Царствие Его» приходит», обозначают не то, что оно должно прийти из одного места в другое, но то, что оно должно явиться силою Божественного Духа; посему Он и сказал:»… пришедшее в силе», которая не кому угодно дается, но стоящим с Господом, то есть утвержденным в вере в Него и подобным Петру, и Иакову, и Иоанну, сначала возведенным Словом на высокую гору, то есть превознесенным над ничтожеством нашего естества; поскольку и ради сего Бог является на горе, согласно сказавшему, Сам снисходя со Своей высоты, нас же возводя из дольнего ничтожества, чтобы, будучи невместимым, вместиться отчасти и насколько это возможно в сотворенное естество».

Таким образом, даже в настоящей жизни человек может приобщиться эсхатологической славе Царства Божия и получить залог видения Бога «лицом к лицу».

Следовательно, это видение начинается уже здесь, а полноты и совершенства достигает в Царстве Божием. Однако даже в будущем веке видение Бога святыми не будет статично. «Разве святые в будущем веке не бесконечно будут преуспевать в боговидении? — спрашивает Григорий Палама и сам же отвечает: — Нет сомнения, что бесконечно, ибо ангелы, как передает нам изъяснитель небесного мира Дионисий, тоже всегда получают в нем прибавление даров, от предшествующего завершающегося озарения идя к более яркому. На земле во все веки мы тоже не знаем и не слышали ни об одном человеке, кто, причастившись его, не стремился бы уже к более совершенному. Если желание сподобившихся его не прекращается, но предшествующая благодать укрепляет их для причастия большего, а подающий Сам Себя бесконечен и одаривает щедро и не скупясь, то каким еще образом могут сыны будущего века не преуспевать бесконечно, получая благодать от благодати и неустанно в радости совершая восхождение? Не всякий ли дар совершенный свыше, а не совершеннейший? Ибо совершеннейшее не принимает прибавления».

Святые, приобщаясь благодати Божией и благодаря этому приобщению становясь все более и более способными воспринимать божественное сияние, будут получать благодать на благодать от Самого Господа — ее бесконечного и неиссякаемого источника.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >