Митрополит Москва

Сколько было столиц у России

Столицей нашей родины вот уже больше 100 лет является город Москва, когда её в 1918 году перенесли из Петрограда. А до Петрограда и до Петербурга столицей была… Но давайте разберем всё по порядку, с чего всё начиналось. В древнерусском языке не было слова «столица», а города, где была сконцентрирована власть, именовались «стол» или «стольный град». В таком виде история вспоминает несколько городов.

Старая Ладога (862 – 864)


Старая Ладога. Источник: https://upload.wikimedia.org

«Повесть временных лет» упоминает Старую Ладогу как первую резиденцию князя Рюрика. В этом городе князь сидел до 864 года. Правда, не все историки соглашаются с возвеличиванием города, учитывая условность летописных дат, и из других соображений. Вообще же Старая Ладога вообще была самым древним городом Руси и являлась важным оборонительным центром против северных соседей. Это первая каменная крепость России.

Великий Новгород (864 – 882)


Древний Великий Новгород. Источник: www.playbuzz.com

А вот другие летописи указывают, что Великий Новгород сразу стал стольным градом Рюрика. Резиденция размещалась на Рюриковом городище, в двух километрах от нынешнего центра города. Новгород был расположен очень выгодно, на перекрёстке водных путей, и к середине IX века стал крупным политическим, культурным и торговым центром северо-западных русских земель. Но столицей город продержался недолго. Уже преемник Рюрика князь Олег в 882 году предпринял поход на Киев, где и остался княжить. Но Великий Новгород ещё долгие годы оставался важнейшим центром древнерусской государственности. Великий князь ещё долго отправлял на княжение в Великий Новгород своего старшего сына.

Киев (882 – 1243)


Древний Киев. Источник: www.playbuzz.com

С приходом к власти Олега Киев становится столицей Руси. В конце Х века с принятием христианства князем Владимиром город на Днепре объединяет в себе политические и религиозные функции. В древнерусской литературе столица соответствовала понятию «старейший стол», и в дальнейшем Киев получил статус Матери городов русских (т. е. метрополии), что сравнивало его с Константинополем.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 года власть в Киеве постоянно была объектом борьбы. Век спустя князь Андрей Боголюбский, обладая признанными правами, впервые в 1169 году отказался занять киевский престол. Он посчитал, что быть самым сильным и сидеть в Киеве отныне не обязательно, это вполне может выполнять и кто-нибудь из сыновей. Точку в столичном статусе поставило монгольское нашествие. В 1240 году город был разрушен и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за Киев прекратилась. Старейшими князьями были признаны Ярослав Всеволодович и Александр Ярославович Невский, им были переданы права на Киев, но они, как ранее и Боголюбский, предпочитали сидеть во Владимире-на-Клязьме.

Владимир (1243 – 1389)


Дрвений Владимир. Источник: www.playbuzz.com

Город был основан в 1108 году Владимиром Мономахом и стал столицей Северо-Восточной Руси. После монгольского нашествия северо-восточные князья получили старшинство, в город переехал и митрополит.

Москва (1389 – 1712)


Старая Москва. Источник: https://moscowchronology.ru

Москва появилась в 1147 году, о чём сообщили летописи. В 1263 году город в удел получает младший сын Александра Невского Даниил Александрович, который смог за короткое время значительно его усилить. Он пригласил к себе на службу много служилых людей, которые со временем стали основой московского боярства. Сыновья Даниила Юрий Данилович и Иван Калита деятельность отца успешно продолжили, вступили в борьбу с владимирскими князьями за великокняжеский ярлык, значительно расширили владения Московского княжества.

В 1325 году в Москву переехал митрополит. Особое место в истории Москвы принадлежит Дмитрию Донскому. Первоначально ярлык на Владимир Дмитрию Ивановичу не достался (ему было 9 лет), но из-за усобиц внутри самой Орды московское боярство получило ярлык от другого претендента на ханский престол и отстояло владение Владимиром. Дмитрий проигнорировал все ярлыки, которые были выданы Мамаем Михаилу Александровичу Тверскому.

Московский князь сумел создать устойчивую коалицию из своих союзников, включая все земли Северо-Восточной Руси, а также части верховских и смоленских княжеств. Объединёнными силами князь принудил к покорности оставшуюся без союзников Тверь и разгромил ордынскую армию Мамая в Куликовской битве 1380 года.

При Иване III Московское княжество смогло объединить вокруг себя большую часть русских земель и окончательно освободиться от зависимости от Орды.

В 1547 году Иван IV венчался на царство, и Москва до эпохи Петра Великого становится столицей Русского государства.

Санкт-Петербург (1712 – 1918)


Санкт-Петербург в XVIII веке. Источник: http://www.dmdonskoy.ru

В 1703 году в устье Невы началось строительство нового города, который должен был связать Россию с Европой. Царь Пётр строил образцовый европейский город.

В 1712 году столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург. Первоначально в новый город на Неве переехал царский двор, а чуть позже и правительственные учреждения.

Правда, в 1727 году столица на пару лет вновь вернулась в Москву. Это было решение юного императора Петра II, но царствование его было недолгим, и всё быстро вернулось на свои места.

В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны город был переименован в Петроград.

Москва (1918 – наст. время)


Москва 30-х годов. Источник: https://typical-moscow.ru

Идея переноса столицы вновь в Москву родилась летом 1917 года и принадлежала она Временному правительству. Сложилась очень непростая внутриполитическая обстановка в городе, да и немецкие войска находились в опасной близости. Начало эвакуации было запланировано на 12 октября 1917 года, но события развивались настолько стремительно, что пришлось эту операцию отложить. Но с теми же проблемами столкнулось и новое Советское правительство.

В феврале 1918 года состоялось заседание Совета Народных комиссаров, на котором В.И. Ленин представил проект постановления об эвакуации правительства в Москву. Соответствующее сообщение было опубликовано в газете «Правда». Все учреждения обязывались переехать в Москву 11-12 марта.

12 марта 1918 года Москва вновь стала столицей нашего государства.

Завершая наш небольшой экскурс, стоит отметить, что вокруг слова «столица Руси» всегда хватало всяких спекуляций. Например, один из наших соседей с удивительным упорством доказывает, что единственной и легитимной столицей Руси и всех прилегающих территорий (Россия, Украина, Беларусь) является исключительно Киев. Мотивировка очень простая: это исконная и первоначальная столица Руси, и именно этот город был очень долго столицей. Насколько это соответствует истине, судить вам, а мы подробно рассказали, сколько было на самом деле столиц Русского государства.

Обложка: Дрений Киев. Источник: www.playbuzz.com

Митрополиты московские и всея Руси. Список предстоятелей

Митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей начинается с 15-го века и продолжается по настоящее время. Название «московский» говорит о том, что предстоятели начинали службу именно в этом месте. Но все бумаги подписывались как «Митрополит всея Руси».

1. Феодосий (Бывальцев). Годы службы — с 3 мая 1461 г. по 13 сентября 1464-го. Это был талантливый церковный деятель и публицист. До того, как он вступил в сан митрополита, служил в Чудовом монастыре архимандритом. Но московский князь впервые, самостоятельно, без патриарха Константинополя назначил его митрополитом. Прослужил он всего 4 года, потом по причине недуга был вынужден уйти в отставку. После этого Феодосий прожил еще 10 лет, умер в 1475 году.

2. Филипп первый. Годы службы — с 11 ноября 1464 г. по 5 апреля 1473-го. Был во главе 10 лет. Именно в его правление произошли большие церковные события. Например, строительство Успенского собора. Канонизирован православной церковью.

3. Геронтий. Годы службы — с 29 июня 1473 г. по 28 мая 1489-го. Время его правления охарактеризовано множественным возведением храмов и соборов. Канонизирован русской церковью.

4. Зосима (Брадатый). Служил митрополитом с 1490 по 1495 год. Стал известен тем, что был заподозрен в еретичестве.

5. Симон. Годы предстоятельства — с 22 сентября 1495 г. по 30 апреля 1511-го. При нем много раз собирались Соборы, где решались очень важные церковные вопросы. Но быстро покинул митрополию и скончался.

6. Варлаам. Годы службы — с 3 августа 1511 г. по 18 декабря 1521 г. Активно защищал Феофана Грека, за что впал в немилость и ушел в отставку. Затем был отправлен в Спасо-Каменный монастырь.

7. Даниил. Служил с 1522 по 1539 год. Известен своими литературными трудами. Но за поддержку матери Иоанна Грозного Елены Глинской был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

8. Иоасаф (Скрипицын). Годы правления — с 6 февраля 1539-го по январь 1542-го. За его ходатайство за князя Бельского был низложен и отправлен в Кириллов монастырь.

9. Макарий. Годы службы — с 19 марта 1542 г. по 31 декабря 1563-го. При нем были восстановлены и обновлены многие иконы и фрески, возведен храм святого Николая и открыта первая печатная типография для издания церковной литературы. Помогал в составлении нового владычного свода.

10. Афанасий. Годы правления — с 5 марта 1564-го по 16 мая 1566-го. Автор известных произведений и хороший иконописец. Отказался от службы и ушел в монахи в Чудов монастырь.

11. Герман (Садырев-Полев). Был назначен митрополитом в июле 1566 года. Почитается как святитель, так как был убит опричником.

12. Филипп II (Колычёв). Правил с 25 июля 1566 года по 4 ноября 1568-го. Обличал опричников Ивана Грозного. По решению церковного суда был отстранен от службы и сослан в монастырь Тверской губернии. Там он был убит Малютой Скуратовым.

13. Кирилл (III/IV). Был митрополитом с 11 ноября 1568 года по 8 февраля 1572-го. Ни во что не вмешивался и ничего не предпринимал. Скончался и похоронен в Москве.

14. Антоний. Вступил в сан в мае 1572 г. О его деятельности сохранилось мало сведений. Известно, что время, в которое ему довелось быть митрополитом, было очень тревожным. Ушел на покой в 1581 году.

15. Дионисий. Годы в сане — с 1581-го по 1587-й. Известно, что это был умный, образованный оратор, который получил прозвище «Премудрый грамматик». За то, что обличил шурина Годунова, был заточен в Хутынский монастырь.

16. Иов. Принял сан 11 декабря 1586 года. Во всем поддерживал Бориса Годунова. Но после его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия. За это с него сорвали патриаршие одежды и отправили в изгнание. Даже после его восстановления в сане Шуйским, Иов больше не стал патриархом, так как был слеп, и вскоре умер.

Патриарший период № 1 (1589—1721 гг.)

  1. Патриарх Иов. В миру Иван. Принял сан 11 декабря 1586 года. Считается первым московским патриархом. Во всем поддерживал Бориса Годунова. После его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия, за что с него сорвали патриаршии одежды и отправили в изгнание. После его восстановления в сане Шуйским Иов больше не стал патриархом, поскольку был слеп, и вскоре умер.
  2. Патриарх Игнатий. Возведен в сан 30 июня 1605. Получил свой сан при Лжедмитрии 2. Но после смены власти был лишен престола в 1634 году.
  3. Гермоген. Годы патриаршества — с 3 июня 1606-го по 17 февраля 1612-го. Был патриархом в эпоху смутного времени. Это был человек выдающихся ума и грамотности. После его правления осталось много сочинений. Умер Гермоген от голода в польском плену.
  4. Митрополит Ефрем. Первым подписал грамоту об избрании царем Михаила Романова. Правил с 17 февраля 1612 года по 26 декабря 1613-го.

  5. Митрополит Иона. Период предстоятельства — с 1614 года по 1619-й. Зарекомендовал себя жестоким человеком, часто предпринимал опрометчивые шаги в правлении.
  6. Патриарх Филарет. Мирское имя — Федор Никитич Романов, родной отец первого царя из рода Романовых. Вместе с женой был насильно пострижен в монахи. Был предстоятелем с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633-го. Большое внимание уделял книгопечатанию. Провел церковную реформу.
  7. Иосаф 1. Был предстоятелем с 1634 года по 1640-й. Приводил в порядок Русскую церковь. За свой короткий срок правления построил 3 храма и восстановил 5 церквей.
  8. Иосиф. 1642–1652 гг. При его правлении было канонизировано большое количество святых и напечатано много книг.
  9. Никон, в миру Никита Минин. Период предстоятельства: 1652–1666 гг. Имел официальный титул «Патриарх московский и всея Руси». Провел масштабные церковные преобразования. Из-за старообрядческих взглядов был лишен сана. Стал простым монахом.
  10. Иоасаф II. Был предстоятелем с 1667 по 1672 год. Помогал издавать сочинения против раскольников.
  11. Патриарх Питирим (1672–1673 гг.) Крестил будущего императора Петра 1.
  12. Патриарх Иоаким. Период предстоятельства — с 26 июля 1674 года по 17 марта 1690-го. При нем были учреждены новые епархии, изданы богослужебные книги. Был против всего иноземного.
  13. Патриарх Адриан. Правил с 1690 по 1700 год. При нем было издано много имевших большое значение проповедей и богослужебных книг.
  14. Стефан Яворский. Не избирался, а лишь выполнял функции блюстителя престола с 1700 по 1721 год.

Далее Петр 1 создал Святейший Синод, руководителями которого были обер-прокуроры. Лишь в 1917 году поместный собор решил вновь возродить патриаршество.

Патриарший период № 2 (1917 г. и до настоящего дня)

  1. Патриарх Тихон (Беллавин Василий Иванович). Был назначен предстоятелем в 1917 году. Издал знаменитое «Воззвание». Умер в 1925 году.
  2. Митрополит Петр. (Полянский Петр Федорович). Период предстоятельства: 1925–1936 гг. Почти сразу же был арестован, на допросе сказал, что не одобряет революционный строй. Был расстрелян.
  3. Митрополит Сергий (Страгородский Николай Иванович). Годы правления —1936–1943 гг. я. Благословил всех на борьбу с фашизмом. Писал ходатайство о священнослужителях, которые попали под репрессии.
  4. Патриарх Сергий (Страгородский Иван Николаевич). Автор многих церковных сочинений и духовных стихов. Был предстоятелем с 1943 по 1944 год.
  5. Алексий 1 (Симанский Сергей Владимирович). Годы предстоятельства: 1944–1970. Доктор богословия, кандидат юридических наук. Был предстоятелем самый долгий срок — 25 лет. Совершил первое паломничество по святым местам. В период его правления было совершено много церковных дел, которые имели большое значение для государства.
  6. Митрополит Пимен (Извеков Сергей Михайлович). Был предстоятелем с 1970 по 1990 год. Жестко вел контроль всех дел церкви. При нем сократилось количество храмов в стране. Но за последние два года при Горбачеве все встало на свои места.
  7. Митрополит Филарет (Денисенко Михаил Антонович). Был предстоятелем всего 3 месяца — с мая по июль 1990 г. Был отлучен от церкви и предан анафеме за высокомерное отношение к духовенству, клевету и вымогательство.
  8. Патриарх Алексий 2 (Ридигер Алексей Михайлович). Годы предстоятельства: 1990–2008. Сблизил интересы государства и церкви.
  9. Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович). С 2008 по 2009 год – патриарший местоблюститель, а с 1 февраля 2009-го и по настоящее время является патриархом всея Руси. Ведет большую государственную и общественную деятельность. Сплотил государство и церковь.

Здесь перечислены все митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей очень подробный — с годами их правления и основными делами, которые были совершены за время несения службы.

Почему Москва стала столицей? надо кратко

Столицей Русской земли Москва становилась несколько раз и не просто так. Этому способствовал ряд причин, делающих расположение более выгодным с политической и географической точки зрения, по отношения к другим городам:

Расположение Москвы между восточной и западной Россией, в самом центре страны делало ее оплотом развития. Именно здесь зарождались и развивались ремесла и процветала торговля.

Удобное месторасположение на пересечении рек и торговых путей делало положения города выгодным с экономической точки зрения.

Природные ресурсы вокруг города позволяли развивать ремесла и производит торговлю с другими городами.

Стратегическое расположение города позволяло отражать нападения врагов, а также быстро восстанавливать силы и ресурсы после битв.

Москва была одним из городов, которые, благодаря месту своего расположения реже остальных подвергались нападкам вражеских княжеств, именно здесь искали убежища люди, бежавшие от войны.

Москва является географическим центром, что позволяло сплотить вокруг себя соседние княжества.

«Без святителя Петра не было бы возвышения Москвы» – Игумен Петр (Еремеев)

Значение для истории Москвы и России личности митрополита Киевского и всея Руси Петра невозможно переоценить. Именно митрополит Петр перенес престол митрополита всея Руси из Киева и Владимира в неприметную тогда Москву. Святитель Петр не просто явил удивительный образец святости и чистоты жизни, но своим служением сделал возможным возвышение новой столицы – Москвы.

«Кто знает, в каком веке жил святитель Петр?» – именно с такого вопроса к аудитории начал лекцию игумен Петр.

Несколько человек неуверенно подняли руку.

«К сожалению, – посетовал игумен Петр, – в большинстве случаев, мои собеседники не знают, где в Москве находится Высоко-Петровский монастырь и почти ничего не знают о жизни удивительного святого – святителя Петра».

Святитель Петр – монашеское служение и избрание митрополитом Киевским и всея Руси

Святитель Петр уроженец современной Западной Украины. Он родился на Волыни в семье благочестивых родителей, которые сделали все возможное, чтобы привить юноше благочестие.

Он воспитывался в вере, научался наукам и уже к 12 годам избрал для себя путь монашеского жития. Вскоре за добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. Затем, так как потребность Петра в подвиге и аскезе превосходила способности и возможности братии той обители, он испрашивает благословение у игумена монастыря и основывает небольшой монастырь на берегу реки Ратс.

Очень скоро о добродетельном подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приезжал Галицкий князь Юрий, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Когда скончался митрополит Киевский Максим, князь Юрий предпринимает усилия, чтобы именно благочестивый игумен Петр стал Киевским митрополитом и посылает его в Константинополь.

Важно отметить, что митрополит Максим посещал в свое время монастырь, в котором подвизался игумен Петр, и принял от него подарок – икону Успения Пресвятой Богородицы или Петровскую икону Божией Матери, написанную рукой будущего митрополита Петра. Эта икона стала личной святыней митрополита Максима.

Великий князь Владимирский Михаил Тверской также направил к Патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия, передав ему именно эту Петровскую икону Богоматери.

Ночью плывшему Черным морем Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии».

Слова Божией Матери в точности исполнились. Святитель Афанасий Константинопольский возвел на Русскую митрополию Петра и передал ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

Святитель Петр Киевский

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Начало объединения Русских земель

Митрополит Петр возвращается в Киевские пределы. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания.

Первоначально митрополит Петр избирает местом своего постоянного пребывания город Владимир. Не сразу князья приняли митрополита Петра, но его кротость, монашеский уклад жизни и всепоглощающая любовь к своей пастве в итоге переменили их отношение.

Русь в то время была терзаема не только набегами захватчиков, но и междоусобными распрями князей. Наиболее властным и сильным был князь Михаил Тверской, ставший наследником великокняжеского престола.

Московское же княжество было слабым и неприглядным. Однако митрополит Петр, впервые посетив Москву в 1315 году, проникся любовью к москвичам и князю Ивану Калите. Эта первая встреча предопределила на будущее, какой город изберёт митрополит Петр.

Когда после смерти Михаила Тверского Александр Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Калитой Московским, святитель Петр принял сторону последнего.

В 1325 году святитель Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Москва становится местом, откуда духовная власть Русского митрополита простирается во все пределы единой Русской земли.

Современники митрополита Петра не могли представить себе, как далеко взирал святитель духовными очами. Митрополит Петр понимал, что однажды, когда Русь объединится, начнется её возрождение, а начало этому – единство во Христе. Без единой Церкви ни одному из князей невозможно объединить Русскую землю.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Калита заложил в 1326 году в Москве на площади первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда святитель Петр умирает, его тело было погребено в Успенском соборе в каменном гробу. Рака с мощами Первосвятителя становится центральным местом всей Руси: у гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому.

Святейший Патриарх Кирилл у раки с мощами святителя Петра

Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители, здесь же, вплоть до революции, коронуются русские монархи.

Без митрополита Петра не было бы возвышения Москвы, так как без его чистоты и святости решение митрополита жить в Москве не имело бы такого значения для потомков. Святитель Петр был не просто администратором и правителем Церкви, он был святым человеком. Именно поэтому все последующие митрополиты считали великим благом наследовать ему Московскую кафедру как кафедру митрополита Киевского и всея Руси.

Посеянное семя единства русских земель, благодаря молитвам святителя Петра, очень скоро дало всходы. Последующие за ним митрополиты отличались личной святостью. Митрополит Феогност, митрополит Алексий – люди удивительной чистоты, привлекающие своим служением окрестных князей и простых людей. Очень скоро вокруг Москвы стали собираться княжества, объединяясь ради единой цели – единства русского народа.

Собор святителя Петра в Высоко-Петровском монастыре

Высоко-Петровский монастырь – жемчужина Москвы

Наступающий 2015 год – юбилейный. Мы празднуем 700-летие прибытия в Москву митрополита Петра и 700-летие основания Высоко-Петровского монастыря. В 1315 году митрополит Петр основал подле Кремля на возвышении у Неглинки небольшой скит во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Князь Иван Калита, вскоре после кончины митрополита Петра, переименовал храм Петра и Павла в честь самого митрополита Петра — московского первосвятителя.

К сожалению, в Москве не сохранена традиция почитания митрополита Петра, и это трагично для Москвы. Каждый день мы поем кондак митрополиту Петру, которой завершается строкой: «Радуйся града нашего утверждение».

Митрополит Петр – это краеугольный камень величия и благополучия Москвы. Благодаря ему из совершенно неприглядного городка Москва превратилась в тот прекрасный город, который мы видим сегодня.

Возрождение памяти митрополита Петра тесно связано с возрождением церковной жизни в Москве. Без почитания первого московского святого, первого Московского митрополита это возрождение невозможно.

Решением Священного синода возрождение монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре началось в 2009 году. Сегодня мы, монахи Высоко-Петровского монастыря, не отделяем монашескую жизнь от внешнего служения монастыря, в том числе возрождения его архитектурного комплекса. Сам монастырь своей историей подсказывает нам, каким он должен быть сегодня.

Последние три века с монастырем было связано московское образование и просвещение. В 19 веке наместниками обители часто назначались ректоры духовных академий — Московской и Петербургской.

После революции именно на территории Петровского монастыря развивала подпольную работу закрытая большевиками Московская духовная академия. В 90-е годы в монастыре разместился Отдел религиозного образования, а затем Российский Православный Университет.

Высоко-Петровский монастырь

Монастырь был формально закрыт в 1918 году, но храмы продолжали действовать. Осенью 1923 году здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни.

Это было настолько сильное духовное явление, что последний открытый храм монастыря – Боголюбский – не вмещал всех молящихся. Вскоре монастырь закрывают окончательно, часть насельников расстреливают, также формируется тайное монашество.

Возрождение начинается в 1992 году, и одним из знаков преемства от тайных Петровских монахов к новой жизни монастыря, становится служение в монастыре протоиерея Глеба Каледы, который сам долгое время нес свое священническое служение в тайне.

Сегодня насельники монастыря – люди, имеющие непосредственное отношение к образовательной сфере. В монастыре уже год действует Петровская богословская школа, насельники обители преподают в этой школе, а также в Православном Университете.

Монастырь возрождается. Я надеюсь, что однажды, когда вы придете в монастырь, вы сможете увидеть отлаженную монашескую жизнь и возрожденный комплекс монастыря – жемчужину города Москвы.

Подготовила Мария Строганова

Фото: Ефим Эрихман

Видео: Виктор Аромштам

В сентябре москвичи в очередной раз отмечали день своего города. Сейчас это столица самой большой страны в мире. Однако не все­гда Россия была такой большой, и не всегда Москва была ее столицей. Но когда же она ею стала? Попробуем разобраться.

Первое упоминание Москвы датируется 1147 годом. В этом небольшом пограничном поселении князь Юрий Владимирович Долгорукий встретился со своим союзником, черниговским князем Святославом, отцом героя «Слова о полку Игореве». Тогда и речи не могло быть, чтобы Москва стала местом главного княжеского стола, то есть столицей не то что всей Руси, но и даже ее северо-востока.

Богородица выбирает Владимир

Сын Юрия Андрей Боголюбский сделал своей столицей Владимир. Он же перенес туда из Вышгорода икону Богородицы, которая была подарена греками киевскому князю. Икона стала называться Владимирской и была главной святыней Северо-Восточной Руси. По легенде, именно Богородица определила место новой столицы северо-восточного княжества. Когда князь с иконой проезжал мимо Владимира, лошади остановились и отказывались ехать дальше. Князь понял, что это знак свыше, что икона должна быть в этом городе. И он сам решил править здесь.

После княжеских усобиц в следующем поколении сложились такие правила: было несколько династий, которые владели своими уделами, а Владимир был общим и главным городом. Им мог владеть самый старший князь в роду. Ну, или самый сильный, который всех остальных силой оружия заставил признать себя старшим.

Статус Владимира сохранился и после Батыева нашествия. Более того, он стал фактически главным городом не только северо-востока, но и всей Руси, так как северо-восточные князья быстрей других добирались в Сарай, столицу Золотой Орды. Владимирский князь становился главным князем на Руси, только теперь, чтобы стать им, нужно было ездить к ханам Золотой Орды, чтобы получить от них ярлык на Владимирское княжение. И получал его тот, кто производил на ханов лучшее впечатление (как правило, богатыми дарами).

Киев же свое значение потерял. До Батыева нашествия он был главным объектом борьбы между сильнейшими князьями, но при татарах это прекратилось. Формально он оставался церковным центром, и глава Русской церкви носил титул митрополита Киевского. Но митрополиты, как правило, предпочитали жить не в разоренном Киеве, а во Владимире.

Ханский ярлык

А что Москва? Московские князья тогда были одними из многих князей северо-востока, которые мечтали получить от ханов ярлык на владимирское княжение, то есть признание себя самыми старшими князьями на Руси.

Кроме московской династии, за ярлык боролись князья Ростова, Переславля-Залесского, Суздаля, Городца, Твери. Ярлык переходил из рук в руки, то один, то другой город оказывался победителем. Но никто не мог удержать первенство долго, и политический расцвет города сменялся закатом. Это происходило по ряду причин. Во-первых, сама система подразумевала переход старшинства от одной династии к другой. Во-вторых, монгольские ханы не видели смысла в усилении какого-то княжества. Они считали выгодней ситуацию, когда несколько русских князей примерно одинаково равны по силе и никто не выделяется. Поэтому, когда какое-то княжество усиливалось, его ослабляли, в том числе забирая владимирский ярлык.

В начале XIV века на первый план вышли Тверь и Москва. Высказывались разные предположения, почему именно они. Например, есть версия, что они находились на важных торговых путях. Но на самом деле тогда их успех никого не удивлял и казался временным — потому что, как уже говорилось, города-лидеры постоянно менялись.

При этом статус общего города вскоре стал плохо сказываться на Владимире. Ведь те, кто владел им, как правило, не видели смысла его отстраивать, украшать и развивать, так как он должен был достаться другим. Поэтому князья предпочитали вкладываться в развитие родных княжеств, которые могли передать его по наследству своим сыновьям. Так, когда московские князья получали ярлык на владимирское княжение, они развивали Москву, тверские князья — Тверь, суздальские — Суздаль и так далее. Владимир становился все беднее, хотя владеть им все равно было почетно и выгодно.

Переселение митрополита

Так благодаря чему же победителем в этой борьбе вышла Москва?

Пожалуй, главное знаменательное событие произошло в 1326 году. Глава Русской церкви митрополит Петр решил переехать в Москву. В том же году он скончался, завещав похоронить его в Успенском соборе, который начали строить после его переезда.

На месте Москвы вполне могла оказаться Тверь. Дело в 1305 году тверской князь попытался сделать своего ставленника митрополитом. Логично предположить, что тот захотел бы жить в Твери. Но в Константинополе предпочли сделать митрополитом Петра, который был представителем Галицких земель. Тверской князь к нему относился прохладно, и Петр стал симпатизировать Москве из принципа «враг моего врага — мой друг». Поэтому он в конце жизни и сделал Москву своей резиденцией. Его примеру последовали следующие митрополиты, таким образом Москва стала религиозным центром Руси.

Кроме того, в 1327 году произошло стихийное восстание в Твери, в результате которого был убит Щелкан (Чолхан), двоюродный брат хана Узбека, гостивший тогда в городе. Восстание было жестоко подавлено, что привело к сильному ослаблению тверских князей, которые тогда были главными конкурентами московских.

Благодаря этим событиям вскоре московские князья стали самыми могущественными, а территория их удела — самой большой. Именно им ханы стали чаще всего выдавать ярлыки на владимирское княжение. Особенно интересным был случай 1363 года. Тогда получилось, что старейшим князем на Руси был объявлен князь Дмитрий Иванович, будущий Донской, которому было всего 13 лет. Это стало возможно благодаря митрополиту Алексею, который в это время фактически правил Москвой (он был регентом при малолетнем Дмитрии). При этом выходило так, что люди, поддерживающие московского князя, поддерживали главу церкви.

Москва уже никому не отдавала пальму первенства. Одним из показателей ее могущества и богатства стал белокаменный Кремль, построенный Дмитрием, когда он достиг совершеннолетия. Этот Кремль блестяще показал себя во время войн с литовским великим князем, который не смог взять московскую крепость. Тогда же были построены Чудов и Воскресенский монастыри и другие архитектурные памятники.

Мамай, Тохтамыш, Тамерлан

Итак, московские князья стали самыми влиятельными, но формально Москва еще не была главным городом — таковым оставался Владимир. При этом он становился все бедней, так как московские князья по-прежнему не хотели вкладываться в город, который в любой момент могли потерять. Ведь правители Орды всегда могли отдать владимирский ярлык другим князьям.

Между тем темник Мамай, фактически правивший Золотой Ордой, решил, что Москва слишком усилилась и надо ее ослабить. Он изъявил волю отдать владимирский ярлык тверскому князю. Но Дмитрий Иванович не подчинился. Это привело к войне, в которой на стороне Москвы выступили почти все самостоятельные княжества, включая Тверское. При этом Мамая поддерживала лишь часть Орды — около половины.

Борьба закончилась знаменитой битвой, которая произошла в сентябре 1380 года на Куликовом поле. В этом сражении московский князь Дмитрий Иоаннович одержал блестящую победу, хотя и дорогой ценой. Выяснилось, что Русь достаточно сильна, чтобы победить половину Орды. Мамай бежал и вскоре был убит, а новый хан орды Тохтамыш оставил владимирский ярлык за Дмитрием.

Впрочем, потом Тохтамыш решил, что Москву надо ослабить, и попытался отобрать ярлык у московского князя. В 1382 году он напал на Москву и устроил резню, в результате которой погибло около 24 тысяч человек. Но вскоре выяснилось, что война против Москвы может стать тяжелой и долгой — отдельные татарские отряды были разбиты русскими. И Тохтамыш решил отказаться от своего намерения и уступить московскому князю. При этом разрушение Москвы не привело к ее политическому падению: владимирский ярлык остался за Дмитрием, а город вскоре был восстановлен.

А в 1389 году, после смерти Дмитрия, его сын Василий получил ярлык на владимирское княжение от посла хана. Ему уже не нужно было ехать в Орду, чтобы просить ярлык, не нужно было бороться с конкурентами. Владимир стал наследственным владением московских князей и потерял статус общего города. Однако при желании тот же Василий Дмитриевич мог сделать его своей столицей. Но он предпочел княжить в Москве.

В 1395 году произошло еще одно знаменательное событие. Хан Тохтамыш был разбит знаменитым среднеазиатским полководцем Тамерланом — Тимуром. Возникла угроза вторжения Железного Хромца на Русь. Его войсками уже был взят город Елец. Превосходство армии Тимура над русской было очевидно. Князь Василий Дмитриевич сделал все для подготовки к обороне, но этого было недостаточно — численность армии Тамерлана достигала 400 тысяч людей. Русь замерла в ожидании бедствий, которые вполне могли превзойти ужасы Батыева нашествия.

День Москвы

Оставалось надеяться на чудо и молиться. Тогда в Москве вспомнили о Владимирской иконе. Князь Василий Дмитриевич приказал перенести ее из Владимира в Москву. Десять дней ее несли, а люди стояли вдоль дороги и молились об избавлении от нависшей угрозы. 26 августа весь город вышел навстречу процессии, которая несла чудотворную икону.

И в это время Тамерлан повернул свои войска от Руси. Кто-то может сказать, что это случайное совпадение, но верующие видят в этом Божий промысел. А те, кто молился перед Владимирской иконой, увидели заступничество Богородицы.

В любом случае в результате этих событий святыня оказалась в Москве. Это было очень символично: когда-то Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир, сделав его столицей Северо-Восточной Руси, теперь же ее перенесли в Москву, которая стала новой столицей уже всей Руси.

Показательны последующие события. Вскоре после смерти Василия Дмитриевича началась феодальная война между его сыном Василием Васильевичем и братом Юрием Дмитриевичем. При этом воюющие стороны будут бороться не за Владимир, а за Москву. Для них, как и для всех, будет очевидно, что именно она — главный город Руси.

День Москвы теперь отмечается в сентябре — потому что именно 8 сентября по новому стилю москвичи встретили чудотворный образ Богородицы. А в церкви в этот день празднуется Сретение Владимирской иконы Божией Матери.