Монастырь под Москвой

Экскурсия: Святые обители Подмосковья (паломничество с размышлением) Код экскурсии: 5901

В рамках нашей экскурсии мы посетим подмосковные обители, интересные своей историей и архитектурными комплексами, монастыри, некогда служившие оплотом борьбы с «расколом старообрядчества» в Подмосковье. Знаменитая «подмосковная лавра» Николо-Угрешский монастырь станет началом нашего путешествия. Гуслицкий Спасо-преображенский и Покровско — Васильевский монастыри, бывшие миссионерские центры, возродились к духовной жизни. А рядом тот мир, которому они противостояли, мир «коренной» народной старой веры. Старообрядческий храм Рождества Христова в Больших Дворах (Андроново) – старинный молитвенный дом, чудом сохранившийся до нашего времени.

Николо-Угрешский монастырь — жемчужина монастырской цепи, окружавшей столицу. Это живописное место, где в 1380 году по пути на Куликово поле войско Великого князя Дмитрия Ивановича остановилось на отдых. Именно здесь явилась благоверному князю Дмитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепила Князя верой и надеждой и «сия вся угреша сердце его». С тех пор это место называется Угреша. Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая. Подобно другим монастырям, расположенным близ столицы, Николо-Угрешский монастырь испытал немало бедствий в тяжелые для нашего Отечества годы, горел и разорялся, но потом вновь возрождался и благоукрашался. С 1840-х годов на протяжении полувека монастырь непрерывно отстраивался. Обновлялись стены, перестраивались старые и новые церкви. Были построены гостиницы для паломников. Эта эпоха была временем небывалого расцвета обители. Монастырь был одним из самых посещаемых. Грандиозный Преображенский собор, сооруженный архитектором А.С. Каминским 1880-1894 годах, стал доминантой монастырского ансамбля.

Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1858г. по распоряжению Митрополита Московского и Коломенского Филарета, который поручил иеромонаху Парфению найти подходящее место для того, чтобы положить основу монастырю. Главной целью, для достижения которой было принято решение о строительстве данного монастыря, стало стремление обратить к православию старообрядцев, традиционно населявших эту местность. В центре монастыря расположен девятиглавый Преображенский собор с прекрасными росписями. Периодом наивысшего расцвета считаются 1872-1895 годы. В настоящий момент в монастыре активно ведется духовно-просветительская и миссионерская деятельность.

История Покровско — Васильевского монастыря в городе Павловский Посад относится к середине 70-х годов XIX столетия. Благодаря своим устроителям и попечителям в лице потомственного и почетного гражданина города, крупного фабриканта и благотворителя Якова Ивановича Лабзина и его семьи, обитель в короткий срок стала одним из красивейших монастырей Московской Епархии по церковному убранству и внутренней жизни насельниц. Святой праведный Василий родился в 1816 году в деревне Евсеево Богородского уезда Московской Губернии. Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих старообрядцев, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью.

Старообрядческая община в дер. Андроново берет начало от храмов во имя Рожества Христова и свт. Тихона Амафусийского на погосте у Данилищева озера, который ныне известен как деревня Заозерье. Погост же этот, вероятно, существовал еще в языческие времена и когда-то мог включать в себя мольбище жившего в этом краю славянского племени вятичей, священную рощу над озером и место погребения. Крещение вятичей происходило в 12 веке. Скорее всего, в близкое к этому время и был построен первый храм. В самом Заозерском приходе существует легенда, что церковь была основана по обету св. князем Даниилом Московским, который якобы, охотясь, заблудился в здешних лесах (ныне истребленных) и вышел именно к этому озеру.

Нынешний молитвенный дом в Андронове построен в 1883 году на земле, пожертвованной богатым крестьянином (имевшим и небольшую фабрику при доме) Андреем Агафоновичем Плоховым. Довольно долго крестьяне не могли начать в нем богослужение, — вплоть до середины 1890-х годов. Вплоть до известного Манифеста 17 апреля 1905 года «О укреплении начал веротерпимости» литургия совершалась тайно, в походном парчовом алтаре, который разбирали и прятали после службы. Позднее были устроены постоянный престол и иконостас с царскими вратами, было приобретено большое паникадило. Моленная была закрыта в 1938, но в 1947 вновь открыта.

Подмосковье издавна было одним из православных центров. Здесь находится много действующих женских и мужских монастырей. Часть из них с многовековой историей (они были основаны в 14 – 15 веках). Есть и совсем молодые обители, построенные за несколько десятилетий до революции. Все монастыри переживали тяжелые периоды разорения и были закрыты во время Советской власти. В 90-х годах они восстановили монашескую работу.

Александро-Невский монастырь

Был основан в 1892 году. Купец Бачурин И. Д. построил обитель в знак спасения семьи Александра Третьего во время крушения поезда. Это женский православный монастырь. Он был закрыт во времена Советской власти, с 1923 года. В нем располагались почта, школа, медицинский пункт. В 90- х обитель вернули православной церкви, и с 1995 года монастырь благословили на работу. Он расположен в селе Маклаково, в Талдомском районе.

Белопесоцкий монастырь

Женская православная обитель. История монастыря начинается в конце 15 века. Его построили на Оке, в те времена здесь проходила граница Руси. Монастырь закрыли в 1924 году, часть зданий была отдана под исторический музей. Но службы проходили до 1933 года. Затем в обители открыли тюрьму для строителей мостов через Оку. Только в 1993 году ее восстановили, а в 1998 году был отпразднован 500 юбилей. Монастырь находится в городе Ступино, на улице Белопесоцкой.

Бобренев монастырь

Мужской православный монастырь. Его основали в 1381 году в знак победы в Куликовской битве. Строительство обители благословил Сергий Радонежский, построен был на пожертвования воеводы Дмитрия Боброка-Волынца. В монастыре сохранились старые здания, но во времена большевиков их использовали под складские помещения, поэтому строения пришли в аварийное состояние. Обитель снова открыли в 1991 году, в 90-е годы были начаты реставрационные работы. Адрес: село Бобренево, Коломенский район.

Борисоглебский Аносин монастырь

Это женская православная обитель, относящаяся к ставропигиальным. В 1823 году монастырь основала Авдотья Мещерская, княгиня была родной тетей Федора Тютчева. При обители была открыта богадельня и женское общежитие. Монастырь закрыли в 1927 году, а возобновление деятельности пришлось на 1999 год. Архитектурный комплекс включает в себя соборы и церкви, построенные в 20-е годы 19 века. Посетить монастырь можно по адресу: деревня Аносино, Истринский район.

Борисоглебский монастырь

Мужской монастырь, первые упоминания о нем приходятся на вторую половину 15 века. Был построен в честь православных мучеников Бориса и Глеба. Обитель переживала периоды расцвета и тяжелых времен. Была закрыта в 1926 году. На ее территории располагалось Управление Дмитлага (отделение ГУЛАГа), военная часть, музей и т.д. В 2004 году монастырь снова освятил, возобновилась монашеская работы. На территории сохранился Собор Бориса и Глеба, построенный в 16 веке. Адрес обители: город Дмитров, Московская область.

Брусенский монастырь

Его основали в 1552 году. Изначально обитель была мужской. Но в Смутное время она сильно пострадала, ее восстановили и сделали женской. Монастырь был закрыт с 1922 по 1997 год. На его территории сохранилась Успенская церковь, построенная при Иване Грозном. Обитель находится в городе Коломне, по улице Лажечникова, 12.

Введенский Владычный монастырь

Женская православная обитель, основанная в 1360 году. Монастырь был закрыт с 1920-х по 1990-е годы. В списке его святынь чудотворные и чтимые мироточивые иконы, мироточивый крест Голгофа. Монастырь можно посетить, поехав в город Серпухов, на улицу Октябрьскую, 40.

Вознесенская Давидова пустынь

Это мужской православный монастырь. Его основал преподобный Давид в 1515 году. Обитель переживала несколько сложных периодов упадка и разорения. Ее окончательно закрыли в 1929 году, некоторых монахов репрессировали, но часть успела разойтись. В 1995 году работа была возобновлена. В обители собраны частички мощей более 200 святых. Адрес: поселок Новый Быт, в Чеховском районе.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Мужской православный монастырь. Он исторически относился к ставропигиальным. Его открыл патриарх Никон, в 1656 году. Изначально планировалось, что в обители будет создан комплекс Святынь Палестины. В 1919 году монастырь закрыли. Во время войны немцы взорвали многие исторические сооружения. Реставрационные работы начались уже в 40-х годах. С 1994 года монастырь снова начал свою деятельность. Посетить его можно по адресу: город Истра, улица Советская, 2.

Высоцкий монастырь

Православный монастырь для мужчин. Считается одним из самых старых на территории Подмосковья. Был основан в 1374 году, с благословения Сергия Радонежского. В монастыре находится икона «Неупиваемая Чаша». Считается, что она помогает справиться с алкоголизмом. Обитель находится в городе Серпухове, на улице Калужской, 5/3.

Екатерининская пустынь

Православная обитель для мужчин. Была открыта во времена правления Алексея Михайловича, в 1658 году, по приказу царя. В советские годы ее закрыли. На территории обители находилось главное управление Сухановской тюрьмы. Часть строений, монастырскую стену и башни уничтожили. В 1992 году обитель снова открыли. В архитектурный ансамбль входят исторические здания: Надвратная колокольня и Екатерининская церковь, построенные в 18 веке. Адрес: город Видное, проезд Петровский.

Зосимова пустынь

Она известна и как Троице-Одигитриевская пустынь. Это женская ставропигиальная обитель. Ее основал монах Зосима, в 1826 году. Пустынь не работала с 1918 по 1999 год. На территории монастыря сохранились храмы, стена, постройки 19 века. Посетить монастырь можно по адресу: Новофедоровское поселение, село Зосимова пустынь. С 2012 года эта территория административно включена в город Москву.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Мужской общежительный монастырь, относящийся к ставропигиальным. Его основал преподобный Иосиф в 1479 году, в честь Успения Божией Матери. На территории обители сохранились каменные строения 16 – 17 века, выполненные в стиле московского барокко. В 16 веке сюда ездили цари и прочие известные особы. Монастырь закрыли в 1922 году. Его вернули РПЦ в 1989, а присвоили статус ставропигиального в 1999 году. Находится в Волоколамском районе, селе Теряево.

Казанский Колычевский монастырь

Это женская православная обитель, образованная в 1875 году. Монастырь закрыли в 1918 году, монахинь отправили в ссылку, а на его территории заработал дом престарелых. В 60-х годах здесь находилась психиатрическая больница. В 2004 году монастырь вновь начал действовать. Адрес обители: деревня Колычево в Егорьевском районе Подмосковья.

Колоцкий монастырь

Женская православная обитель, при основании была мужской. Предположительная дата открытия монастыря – 1413 год. В 15 – 16 веках был знаменит, в него приходили многие паломники. Считался богатым, на его территории регулярно строились новые сооружения. Монастырь был местом штаба Кутузова при войне за Москву 1812 года. С 1918 по 1990-е был закрыт. Находится по адресу: деревня Колоцкое Можайского района.

Крестовоздвиженский Иерусаимский монастырь

Женская православная обитель, относящаяся к ставропигиальным. Монастырь основали в 1865 году, при богадельне. Сейчас на территории работают три храма, построенных в 19 веке. Обитель была закрыта во времена Советской власти, с 1918 по 1992 год. Она располагается по адресу: село Лукино, в городском округе Домодедово.

Лужецкий монастырь

Мужскую обитель образовали в 1408 году, по просьбе Андрея Можайского. Основатель – Ферапонт Белозерский, он был учеником Сергия Радонежского. Лужецкий монастырь посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Обитель была закрыта с 1918 по 1994 годы. На территории сохранились архитектурные памятники 16 – 19 века. Посетить монастырь можно по адресу: город Можайск, улица Герасимова, 1.

Николо-Берлюковская пустынь

Первое упоминание о ней приходится на 1606 год, когда в пустынь пришел и остался здесь иеромонах Варлаам. В 1719 году был основан мужской монастырь. Обитель была упразднена в 1920 году, в ней открыли санаторий для больных туберкулезом. В 2006 году Синод официально открыл Николо-Берлюковский монастырь. Располагается в деревне Авдотьино, Ногинского района.

Николо-Пешношский монастырь

Мужская православная обитель, образованная в 1361 году. В 16 веке монастырь был богатым, в нем началось строительство каменных церквей и других сооружений. Обитель была разорена в период Смуты и долгое время находилась в упадке. С 1927 по 2007 год была закрыта. На территории монастыря действуют 6 храмов. Есть несколько святынь, среди них образ святого Иоанна Предтечи, написанный Андреем Рублевым. Монастырь находится в поселке Луговой, Дмитровского района.

Николо-Радовицкий монастырь

Это мужской монастырь, он был открыт в 1584. Предшественником монастыря считают Акакиеву пустынь, которую основал инок Пахомий. В монастыре хранится резной образ святителя Николая Чудотворца. Эта святыня творит чудеса и исцеляет больных. Обитель постигла участь всех монастырей. В 1918 году она была закрыта. В 2006 году ее торжественно открыли. Сегодня на территории ведутся реставрационные работы. Адрес обители: село Радовицы, Егорьевский район.

Николо-Угрешский монастырь

Мужская ставропигиальная обитель, открытая в 1380 году. Ее основал Дмитрий Донской на том месте, где явилась икона Святителя Николая Чудотворца. Обитель несколько раз горела во время пожаров, подвергалась разорению. Ее атаковали французы в 1812 году. Монастырь закрыли в 1919 году, а в 1940 взорвали его древнейший храм. Работа обители была восстановлена в 1991 году. Она находится в городе Дзержинский, на площади Святителя Николая, 1.

Ново-Голутвин монастырь

Это женский православный монастырь. Он был основан в 19 веке. На территории обители действуют две церкви (Троицкая и Покровская), колокольня и каменные палаты. Часть сооружений построена в 18 веке. В обители работает трапезная и гостиница для паломников, медицинский центр, где прием ведут монахини (профессиональные врачи), много мастерских, в которых работают насельницы. Адрес: город Коломна, улица Лазарева, дом 11а.

Покровский Хотьков монастырь

Женская православная обитель. Первое упоминание приходится на 1308 год. До 1918 года это был штатный монастырь 3-го класса. В 1992 году он получил статус ставропигиального. Изначально монастырь был мужеско-женским. Здесь постригались в монахи родители Сергия Радонежского. Их могилы – главная святыня монастыря. Обитель была закрыта с 1922 по 1989 годы. Находится в городе Хотьково, Сергиево-Посадского района.

Покровско-Васильевский монастырь

Это мужской православный монастырь. Он образовался в 1885 году, изначально обитель была женской. До революции в общине проживало около 150 сестер, работал приют для бедных детей (до 12 человек). В 1918 году его закрыли, монахинь разогнали, а над игуменьей устроили показной суд. Адрес обители: город Павловский Посад, переулок Максима Горького.

Саввино-Сторожевский монастырь

Мужская православная обитель, организованная в 1398 году. Ее основал монах Савва – ученик Сергия Радонежского. В 15 – 17 веке монастырь был своеобразным форпостом на западной границе Московского княжества. Сюда часто приезжал Иван Грозный и его сын Федор. А при Алексее Михайловиче обитель стала царской резиденцией, расположенной за городом. Была закрыта с 1919 года по 1995. В год открытия монастырю присвоили ставропигиальный статус. Адрес: город Звенигород, шоссе Ратехинское, дом 8.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Один из самых крупных православных монастырей. Это мужская ставропигиальная обитель с богатой многовековой историей. Ее основал Сергий Радонежский в 1337 году. Его мощи – это главная святыня монастыря. Пик расцвета пришелся на 18 – 19 века. В 1744 году монастырь получил титул лавры. При приходе к власти большевиков монастырь закрыли, а в 1946 году началось медленное восстановление монашеской жизни. В архитектурный ансамбль входят соборы 15 – 19 веков. В 1993 году здания собора включили в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сегодня в лавре служат 200 монахов. Обитель можно посетить по адресу: город Сергиев Посад, Московская область.

Серафимо-Знаменский скит

Это малый женский монастырь, который был заложен в 1910 году игуменьей Ювеналией (грузинская княжна Тамара Марджанишвили). В 1912 году его освятили и открыли. Монахини спокойно жили лишь до революции, затем несколько лет они терпели притеснения властей. В 1924 году монастырь закрыли. Религиозный центр был восстановлен в 2000 году. Его можно посетить по адресу: село Битягово, Домодедовский район.

Спасо-Бородинский монастырь

Женская православная обитель была основана в 1839 году М. М. Тучковой. Монастырь закрыли в 1929 году. В Советское время здесь находился и госпиталь, и машинно-тракторная станция. Реставрация архитектурного ансамбля началась в 70-х годах. Сам монастырь начал работать в 1992 году. Он находится в селе Семеновское, Можайском районе.

Спасо-Влахернский монастырь

Это женская православная обитель. Изначально на ее месте была организована женская община, в 1852 году. Спустя 9 лет ее преобразования в монастырь. Он был закрыт большевиками в 1922 году. Во время войны здания сильно пострадали, превратившись в руины. В 90-е годы началось восстановление обители. Официальное открытие состоялось в 2001 году. Монастырь расположен в Дмитровском районе, поселке Деденево.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь

Это миссионерский мужской православный монастырь. Его основали во времена Александра Второго, по указу императора. Обитель должна была сочетать несколько функций: вести монашескую работу, учить детей и заниматься миссионерской деятельностью. Большевики закрыли монастырь в 1922 году. Возобновление работы произошло в 1998 году. Находится по адресу: город Куровское, Орехово-Зуевский район.

Старо-Голутвин монастырь

Это мужская обитель, была основана в 1385 году. Монастырь возник в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Первым настоятелем был ученик святого – Григорий Голутвинский. Монастырь играл значительную роль в качестве оборонительного сооружения Московского княжества от набегов татар. Был закрыт в период с 1929 по 1994 год. Расположен по адресу: город Коломна, улица Голутвинская, 11.

Троицкий Мариинский монастырь

Это женский православный монастырь. Он был открыт в 1900 году. Но обитель недолго работала. Уже в 1918 году ее закрыли, а все церковные ценности изъяли. Спустя 11 лет закрыли и сам Троицкий храм, расположенный на территории монастыря. Оставшихся монахинь посадили в тюрьму, двух послушниц расстреляли. В Советское время уничтожили колокольню и сняли купола. Сейчас монастырь восстановил свою работу. Он находится по адресу: город Егорьевск, улица Владимирская, 2.

Давайте устроим виртуальную поездку по маршруту «Чудотворные иконы Москвы», который недавно разработала экскурсовод проекта «Москва шаг за шагом» Виктория Шеногина.

Кольца в знак благодарности

— Сначала мы едем в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, которая существует еще с 1370 года, — рассказывает Виктория. — Возле нее были когда-то захоронены герои Куликовской битвы. В советское время прямо на этих могилах устроили компрессорную завода «Динамо»… В 1989-м храм наконец вернули верующим. И там есть две чудотворные иконы.

Первая — список* иконы Тихвинской Божией Матери. Она известна со времен Ивана Грозного. Хранилась в Тихвине, потом в Пскове. А когда в 1943 году фашисты отступали, местный священник взял эту икону и ушел вместе с ними… После его смерти вскрыли завещание, где было написано, что он просит вернуть икону в Россию. И потомки этого священника более 10 лет назад действительно привезли Тихвинскую обратно. Оригинал сейчас в Санкт-Петербурге, а у нас — один из первых списков, который был сделан с этой чудотворной иконы и который тоже почитается как чудотворный. Люди порой приносят сюда кольца в знак благодарности за избавление от болезни.

Тут же хранится еще один чудотворный образ — список иконы Влахернской Божией Матери. Оригинал был назван по местности Влахерны близ Константинополя, откуда образ и привезли в Россию в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу. В иконе хранится множество мощей самых разных святых.

И еще. Помните огромные очереди к Поясу Пресвятой Богородицы в 2011 году? Так вот, в этой же церкви можно в любой день поклониться частице ризы (одежды) Богородицы. Без давки.

А мы ставим свечи — и едем дальше.

«Церковь пришлых образов»

— Следующий храм в этой экскурсии — Воскресения Христова в Сокольниках, — продолжает Виктория. — Построен в стиле модерн: таким заказала его в начале ХХ века местная община. И в советское время не закрывался. Когда мы заходим сюда, люди в недоумении: неужели храм не православный? Что-то в нем не так. А просто алтарная часть ориентирована не с запада на восток, как в большинстве наших церквей, а на юг. Как бы показывает в сторону Святой Земли, Иерусалима — родины Христа.

В детстве я жила недалеко. Помню, люди называли этот храм церковью пришлых икон. Потому что когда в 1930 годы соборы закрывали, многие иконы принесли на сохранение сюда. Я не знаю других храмов в Москве, где было бы так много чудотворных икон сразу:

— Страстная Божия Матерь — родом из XVII века, перенесена из Страстного монастыря (на чьем месте теперь стоит памятник Пушкину).

— Боголюбская (изображается со свитком) — одна из двух чудотворных икон под названием «Боголюбская» в Москве. Конкретно эта спасена при разрушении Варварских ворот в 1934 году.

— Иверская икона — привезена из разрушенной при СССР Иверской часовни на Красной площади, где находилась с 1669 года. Написана она была по заказу патриарха Никона. Можно представить, сколько молитв она услышала и впитала в себя за это время. А знаете, почему Иверская всегда изображается с капелькой крови на шее Богородицы? Во времена гонений на христиан в дом православной женщины пришли стражники и стали мечами протыкать все, что было в доме. А хозяйка спрятала икону в ларь. Когда меч попал по ларю, икона вскрикнула. Открыли крышку и увидели, что она кровоточит. Отсюда и капля крови. Стражники в ужасе вернули икону: спрячь! А где?! И хозяйка отнесла ее на реку. Спустя какое-то время ее увидели монахи на Афоне. Там она и хранится. А в Сокольниках — список с иконы.

— Грузинская — которая сменила несколько монастырей с XVIII в., пока не осталась в храме Воскресения Христова в Сокольниках. За этой копией древнего образа Богоматери, которая хранится в Грузии, тянется длинный список чудесных исцелений.

И еще три чудотворные иконы есть тут, перед которыми молятся о здоровье: Целительница, Святого Николая и Святого Пантелеймона.

Спасенные мощи Алексия

— Третий храм в нашей экскурсии — Богоявленский собор в Елохове. Он тоже никогда не закрывался. История его в подмосковном селе Елох (название происходит от слова «ольха») идет с начала XVIII века. Тут, к слову, крестили Пушкина.

В храме есть четыре чудотворные иконы:

— Всех скорбящих Радость — но ее выносят только в день ее праздника (6 ноября — в этот день в 1688-м перед иконой излечилась сестра тогдашнего патриарха Иова).

— Млекопитательница — образ Богородицы, которая кормит грудью младенца. Считается, что икона помогает женщинам выносить, вскормить ребенка.

— Казанской Божией Материи — особо чтимый список Казанской иконы Богоматери, прежде находившийся в Казанском соборе на Красной площади.

— Николая Чудотворца.

Есть тут и два захоронения — патриарха Сергия (умер в 1944 году) и патриарха Алексия Второго (умер в 2008-м). А в алтарной части — мощи митрополита Алексия (XIV век). Вообще-то он был похоронен в Чудовом монастыре, но в 1920-х тот разрушили. И тогдашний реставратор Петр Барановский ухитрился перевезти мощи на телеге в Елоховский храм.

Редкая икона «Млекопитательница» хранится в Елоховском соборе (фото справа). Перед ней молятся о будущих детях, а у «Троеручицы» зачастую просят об излечении больной руки или ноги. Фото: vidania.ru/icons , vidania.ru/icons

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Чтобы икону почитали именно как чудотворную, в старину собирались три человека (один непременно в сане священника), запечатывали икону на 3 дня в алтарной части, потом вынимали и устанавливали, чудотворна она или нет. А когда Петр Первый затеял разнообразные реформы, то среди прочих в 1722-м издал указ: отобрать чудотворные иконы из частных домов в церкви и монастыри. С тех пор преклонение давно почитаемым образам в храмах разрешалось, а вот почитание неизвестных икон пресекалось. Считалось, что этот шаг как-то регламентирует религиозную жизнь и борется с суевериями.

СЕМЬ ХРАМОВ ЗА ДЕНЬ

— В древности было поверье, — говорит Виктория Шеногина, — мол, если случилось несчастье или, наоборот, ожидаешь радости, надо поставить за один день свечи в семи храмах. Я спланировала такой маршрут, в который вошли семь находящихся недалеко друг от друга церквей. Среди них — три (!) храма, посвященные одному из самых любимых наших святых, Николаю Чудотворцу.

Отправимся в каждый по порядку.

1 — храм Успения Божией Матери в Гончарах, XVII век. Подворье болгарской церкви. Внутри есть чудотворная икона «Троеручица». По преданию, жил в VII веке такой Иоанн Дамаскин. Его оклеветали по политическому делу, отрубили руку. И отрубленную отдали. Он молился перед Божией Матерью, чтобы рука приросла, и это случилось. В благодарность Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. С тех пор появилась «Троеручица».

2 — храм Николы в Котельниках. Древний, но сильно перестроенный после Отечественной войны 1812 года. Подворье чешских и словацких земель.

3 — храм Троицы в Серебряниках. Тут когда-то жили мастера серебряных дел. Еще в 1990-м храм использовали как склад студии «Диафильм»…

4 — храм Богородицы на Кулишках на Стрелке (Солянка). «На Кулишках» — значит, на болотистой местности. Перед ним — памятник погибшим детям Беслана.

Церковь в Старом Симонове (в круге) и храм в Сокольниках хранят в себе множество прекрасных спасенных во времена СССР образов. Фото: starosimonovo.rop.ru , patriarchia.ru

5 — храм Николы в Подкопаях (Подкопаевский пер.). «Подкопаи» — видимо, потому, что когда-то подкоп был сделан под храм. На службах тут всегда много военных и курсантов. Может, благодаря священнику, который занимается патриотическим воспитанием молодых людей. Правая сторона храма — вся в мощевиках.

6 — храм Петра и Павла, что у Яузских ворот. Подворье сербской церкви. Здесь находится икона преподобного Стилиана, покровителя детей, с завернутым в пеленку младенцем. Перед ней молятся о здравии больных деток.

7 — храм Николы на Болвановке. Название «Болвановка» — от того, что там когда-то стоял идол, он же «болван». Там есть интересная икона «Прибавление ума», у которой просят, например, чтобы детям легче давалось учение.

Организатор — «Москва шаг за шагом»