Монастыри афона святая гора афон

«Афоня»: интересные факты о фильме

«Афоня» — комедийный художественный фильм кинорежиссёра Георгия Данелии, снятый в 1975 году. Этот фильм смотрели все. Фильм о нашей жизни, о людях, о простых человеческих радостях и бедах, об отношениях…

«Да совести-то у меня во, с прицепом! А времени нет…» Помните?

Год: 1975
Страна: СССР
Слоган: «Плохой хороший человек»
Режиссер: Георгий Данелия
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Зрители СССР: 62.2 млн

Сюжет. Слесарь-сантехник Афанасий Борщов, пьяница и эгоист, живет безалаберной, непутевой жизнью. В него влюбилась молоденькая и наивная медсестра Катя. Афоня переспал с ней и бросил. Есть там и штукатур Коля, которого жена выгнала из дома, и он поселился у Афони. Есть и друг Афони – законченный алкоголик Федул.
Вот что рассказал о съемках фильма режиссер Данелия:
«Началось с того, что в Госкино мне дали почитать сценарий Александра Бородянского: «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа № 2». Сюжет был жесткий, с печальным концом. Сценарий мне понравился. Я встретился с Бородянским, мы поговорили, поняли, что понимаем друг друга, и сели работать. Работали мы несколько месяцев, а в итоге чуть-чуть изменилась интонация, кое-где сместились акценты, и появилось новое название – «Афоня». А сюжет, в принципе, остался таким, каким и был.

На Афоню у нас было три кандидатуры – польский актер Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели.
На роль Кати ассистент по актерам Леночка Судакова привела юную студентку театрального училища имени Щукина Женю Симонову. Женя мне понравилась, и я утвердил ее без проб. Но тут выяснилось, что она уже подписала договор с другой картиной. Там у нее главная роль, и все лето она будет сниматься где-то в Башкирии. Стали искать другую Катю. Приводили немало способных молодых актрис – хорошеньких и славных, но все не то. И я понял, что никого, кроме Жени Симоновой, в этой роли не вижу.

– И что в ней особенного, в этой Симоновой, что ты так за нее держишься? – спросил меня директор картины Александр Ефремович Яблочкин.
– Что в ней особенного, не могу объяснить, – сознался я, – но она в фильме будет луч света в темном царстве.
Тогда он сказал:
– Будет тебе твоя Катя.
И действительно. Яблочкин полетел в Башкирию и привез оттуда Женю и ее маму в Ярославль. (Этот фильм мы снимали в Ярославле.) А на следующий же день из Башкирии от директора той группы пришла истеричная, гневная телеграмма! Раздались не менее истеричные, гневные звонки со студии Горького и из Госкино. Выяснилось, что актрису с мамой наш директор просто-напросто похитил, чуть ли не тем же способом, что и герои Гайдая в фильме «Кавказская пленница». И только оставил записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».
А мне он сказал:
– Кровь из носа, но ты ее должен снять за три дня. Иначе сорвем съемки на той картине!
Яблочкин был матерый киношник и понимал, что нельзя, но все-таки можно, а что – никак нельзя.

И мы снимали Женю днем и ночью, в буквальном смысле этих слов. (Иногда ей удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока ставили свет или переезжали с объекта на объект.) А так она была все время с нами на съемочной площадке.
Штукатура Колю сыграл Евгений Леонов. В противовес разгильдяю Афоне Коля считался у нас фигурой положительной: он аккуратный, здраво рассуждает, интересуется международной политикой и мечтает о всеобщей коммуникабельности.
А Леонов своего героя не уважал, говорил, что Коля — эгоист еще хуже, чем Афоня. И все время ворчал, что этот штукатур у него получается плоский, как блин. И только когда сняли сцену «уход Коли домой», он успокоился. В этой сцене Коля, который помирился с женой, уходя от Афони, оставляет ему листок со своим телефоном.
На репетиции Леонов вынул из кармана бумажку с телефоном, и из нее на стол случайно выпало несколько монет. Он убрал монетки и записку в карман и сказал:
– Смотри.
Он снова достал бумажку из кармана, из нее снова высыпались монетки. Он снова аккуратно их собрал и положил в карман.
– Понял? – спросил он меня.
– Что?
– Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!

Женя всегда искал в своих героях отрицательные черты – считал, что так образ объемнее.
Зрители полюбили светлую и наивную Катю (не зря старались!), рассудительного Колю и даже разгильдяя Афоню, но самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл Борислав Брондуков. (Реплика Федула: «Гони рубль, родственник!» – стала визитной карточкой фильма.)
В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съемок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актер, что без него съемки сорвутся, – швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов! Брондуков настаивал. Швейцар пригрозил, что вызовет милицию. И вызвал бы, но тут на улицу выглянула моя помощница Рита Рассказова.
– Борислав Николаевич, вы здесь?! – обрадовалась она. – А там паника: куда актер делся?!
– Неужели он и вправду артист? Надо же! – удивился швейцар.

Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Я попросил, чтобы были современные музыканты. Привели группу, главный – курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Макаревича, а вторая – «Аракс» Шахназарова.
Теперь я очень горжусь, что «Машина времени» дебютировала в фильме «Афоня».
Актрисе сделали грудь из манной каши.
На девушку с бюстом Леночка Судакова привела актрису Татьяну Распутину. Очень хорошая артистка, но с нормальным бюстом. А нам хотелось, чтобы бюст был внушительный. Кто-то из съемочной группы, тот, кто жил рядом, сбегал домой и принес манную крупу. Ею и наполнили бюстгальтер. Пуговицы тяжести манки не выдержали, и пришлось лифчик связать на спине узлом. (На экране это видно.) Однако грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью…

По последнему варианту сценария в финале Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс и валяется на летном поле в ожидании самолета. К нему подходит милиционер и просит предъявить документы. Афоня сует ему паспорт. На фотографии в паспорте молодой парнишка, с кудрями и беззаботной улыбкой, а в действительности перед милиционером унылый мужчина с абсолютно пустыми глазами. На этом фильм и заканчивался.
Такой мрачный финал мне с самого начала не нравился.
И мы с Бородянским еще в процессе работы над режиссерским сценарием написали вариант, в котором Афоня и Катя в конце фильма встречались. Но поняли – такая концовка нарушает логику повествования, это банальный хеппи-энд. И оставили все как было.

И все-таки финал я переделал. Когда Женя Симонова прилетела в Ярославль и мы начали ее снимать, Катя получалась такой чистой, нежной и трогательной, что мне очень захотелось, чтобы она обязательно появилась в конце фильма. И мы решили снять так: Афоня в аэропорту лежит на траве и ждет самолет. К нему подходит Катя и говорит, как всегда:
– Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы.
Афоня открывает глаза – никакой Кати нет. Над ним стоит милиционер и требует документы. (Катя ему привиделась.)
В последний съемочный день Жени – третий – работали очень интенсивно, снимали по одному дублю, чтобы успеть снять незапланированный «сон». И к концу дня приехали в аэропорт. Начали снимать подход Кати. Первый дубль сняли рапидом – Катя идет медленно, словно плывет. Не то! Сняли вариант – идет с цветочком. Не то! Сняли: она идет, волосы развеваются, платочек. Не то!
И я понял, что дело не в том, как Катя идет по полю, с цветочком или еще как. А в том, что мне очень хочется, чтобы Катя появилась реально.
И вот уже тридцать лет в конце фильма, когда Афоня идет к самолету, его кто-то окликает. Он оглядывается, а там стоит Катя и говорит:
– Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы!

А умные люди написали в рецензиях, что фильм мог бы быть не таким примитивным, если бы не финал. Появление Кати на летном поле – банальный хеппи-энд…»
Между прочим. «В Ярославле снимали вид из окна к сцене «Афоня просыпается в комнате Кати». Снимать надо было в пять утра. (Утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает.) По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой…
— Пусть эта телега проедет, — сказал он.
Сняли лошадь.
Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.
— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на «Мосфильме». — Как это точно!
— Что точно? — осторожно спросил я.
— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?
Я скромно кивнул…»

Некоторые цитаты:

— Отсутствие жалоб со стороны населения — лучшая награда за наш труд! До свидания!

— А ты кто такой? — Я?.. Родственник! Дальний…

— Чувствуйте себя как дома, да не забывайте, что в гостях!

— Вот так вот, Катюша… Все производство, общественные нагрузки, самообразование… Никакой личной жизни!

— И когда только ты, Борщов, всё успеваешь — и в фонтаны нырять, и на танцах драться?..

— Что-то я расхворался… Пойду лягу, прессу почитаю…

— Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был!

— Не люблю я таких людей!.. Непунктуальных!..

— Посидим, чайку попьём, радио послушаем — программу для тех, кто не спит.

— Ну, полкапли, полкапли… для запаха.

Всего в нескольких часах езды от города Салоники находится мир за пределами этого мира, государство вне государства, общество, игнорирующее и одновременно сохраняющее основы социума — Святая Гора Афон.

Из всех монашеских государств, когда-либо созданных на православном востоке, Святая Гора Афон единственная, выжившая, неутраченная, нетронутая и сохранившая непрерывную историю 12 веков.

Зачастую, Святая Гора характеризуется как Ковчег, и это не случайно. Также как Ковчег Ноя спас божьих тварей от потопа, также и Святая Гора спасает человека, его сознание и совесть, что позволяет ему приблизиться к Богу.

Вторым свойством этого Ковчега является то, что Афон хранит бесценные культурные традиции.

Вершина Горы Афон. Как подняться?

Путь к вершине горы Афон труден и небезопасен. Никогда не пытайтесь совершить это путешествие в одиночку. Безусловно, этот маршрут предназначен для опытных путешественников. Обязательно стоит учесть прогноз погоды, прежде чем отправиться в путь на Святую Гору. Не забудьте взять с собой мобильный телефон и GPS. Самый удобный маршрут берет начало в Великой Лавре, однако, он предполагает ночёвку в монастыре или в Ските Честного Иоанна Предтечи.

Маршрут к вершине Горы Афон

Стоит принять в расчёт, что потребуется для ночевки (в укрытии Богородицы и на самой вершине). Если вы прибыли на Афон с единственной целью подняться на вершину, то свой путь стоит начать от причала Святой Анны или из Клефтико. Обратите внимание, что паром из Дафни прибывает к причалу около 13:30, и вы должны прибыть в укрытие Богородицы до наступления темноты. Маршрут пролегает по западной стороне, что означает, что первые часы пути светит сильное жаркое дневное солнце в спину.

Для ночевок существуют небольшие укрытия в Кресте (с колодцем, для 3-4 человек) и в Богородице (с дождевой водой, для 10 12 человек).

От Креста тропа поднимается через густой лес каштановых деревьев, сменяющихся елями. Чуть выше лес редеет, и появляются сосны. Постепенно деревья исчезают, и вы подходите к часовне в укрытие Богородицы (высота 1500 м). Здесь стоит остановиться на ночлег, чтобы привыкнуть к климатическим условиям и температурам вершины. К укрытию можно также добраться на осликах из Святой Анны или Керасья. Отсюда по тропе пройти можно только пешком. При строительстве храма на вершине (1894) была сооружена тропа, выложенная камнями, но сейчас она разрушена.

Время в пути к вершине Горы Афон

В укрытии Богородицы можно оставить часть своих вещей, чтобы не нести на себе большой груз, вам понадобится непромокаемая ветровка, так как грозы на вершине случаются довольно часто. Если на вершине вас застанет гроза, то рекомендуется спуститься ниже и переждать ее. От укрытия Богородицы к вершине тропа поднимается своеобразным зигзагом в направлении северо-востока. Путь пролегает по южной стороне горы. Западная и северо-восточная стороны доступны только скалолазам. Время маршрута Богородица — вершина составляет 2, 2 1/2 часа.

Что находится на вершине Горы Афон?

На высоте 1.500 м находится храм Богородицы, построенный в 1665 году патриархом Дионисием III. Тем не менее, и до этой даты здесь должен был существовать храм, так как здесь монашествовал святой Яков (до 1520 года). Храм пережил множество разрушений вследствие погодных условий и был восстановлен в 1972 году средствами Великой Лавры.

Первый Храм на вершине построил сам Святой Афанасий Афонский (965 год), посвятив его Преображению Господню и завещал совершать в нём каждый год всенощные бдения. Этот храм был разрушен грозами и молниями и восстановлен впоследствии патриархом Дионисием III. При патриархе Иоакиме III (1895 год) храм был построен заново. В 1901 году храм находился в плохом состоянии из-за всё тех же молний. Сегодняшний вид здания является результатом реконструкции 1977 года. Выше храма, на вершине (высота 2033 м) находится большой железный крест (1897 год, 3х4 м.).

Тень горы Афон видна на морской глади в направлении Востока и представляет собой пирамиду с острой вершиной. Предания гласят, что во время заката солнца, тень Афона достигала острова Лемнос.

С вершины горы открывается захватывающий вид на весь полуостров Святого Афона. Отсюда можно различить столицу монашеского государства Карьес, Скит Святого Андрея, монастырь Кутлумуш.

На северо-восточных склонах видны:

  • Монастырь Каракал;
  • Монастырь Филофей;
  • Монастырь Ставроникита;
  • Монастырь Пантократор;
  • Скит Богородица.

На юго-западной стороне различимы:

  • Монастырь Святого Павла и башня его причала;
  • Монастырь Симонопетра;
  • Монастырь Святого Пантелеймона;
  • Монастырь Ксенофонт;
  • Причал монастыря Зограф;
  • Остров Амульяни.

С вершины горы Афон можно увидеть не только объекты, находящиеся на полуострове, но также и другие полуострова: Кассандру и Ситонию. Удивительно, но можно также разглядеть и совсем далекие места, такие как:

  • Гора Олимп (85 морских миль);
  • Остров Лемнос (37 морских миль)
  • Остров Тасос (35 морских миль).

Возможно, именно эта удивительная панорама вдохновила утверждение, что Афон является той самой горой Нового Завета, где сатана искушал Христа: