Монастыри костромы

Этот пост я размещала в своем журнале год назад, но думаю, он хорошо подходит к тематике сообщества 🙂
Накануне первомайских праздников мы задумались над вопросом как бы провести выходные интересно и познавательно. Выбор пал на Кострому и ее окрестности.
Почитав о достопримечательностях Костромской области, у меня в голове сложился маршрут: Сусанино-Домнино-Кострома-Сумароковская лосеферма-Щелыково.
Первым пунктом нашей экскурсионной программы было с.Сусанино и Домнино — места, связанные с подвигом Ивана Сусанина.
Из Москвы выехали рано — в 5.30 утра, и возможно, благодаря этому удалось избежать извечных московских пробок, так что по московской и по большей части ярославской областям ехали мы очень даже шустро. А вот в окрестностях Ярославля нам пришлось постоять — в связи с приближающимся тысячелетием Ярика дороги очень активно ремонтировались.
А вообще дорога порадовала! с.Сусанино находится в 65 км от Костромы и я оч.переживала за качество дорог в такой глуши, т.к. нашей малолитражке с низким обвесом не каждая колдобина по зубам, но все обошлось — в некоторых местах приходилось снижать скорость, но вообщем-то доехали с ветерком!.
По дороге увидели забавное название населенного пункта…не остановится не смогли:
с.Сусанино (бывшее Молвитино) привлекло нас Воскресенской церковью постройки к.XIX века, известной тем, что ее купола и колокольня служат вторым планом на известной картине А.Саврасова «Грачи прилетели».
Это картина Саврасова:
А это церковь Воскресения:
В сам музей мы решили не ходить, поскольку впереди нас ожидали музей Костромы, да и экспозиция посвященная подвигу человека, о котором мало что известно (а главное, до сих пор неизвестно, а был ли подвиг?) нас мало привлекала.
Ориентируясь по карте, которую мне любезно предоставили обитатели форума с.Сусанина, мы отправились в с.Домнино.
п.1 -часовня на месте дома Сусанина в д.Деревеньки
п.2-памятный камень «Иван Сусанин»
Домнино — родовое гнездо Ксении Ивановны Шестовой, матери первого царя династии Романовых. Прочь именно от этого села повел Сусанин поляков. Сейчас на месте родового дома Шестовых стоит Успенская церковь:
А рядом с храмом во дворе церкви на месте предполагаемого захоронения И.Сусанина установлен Поклонный крест:
В нескольких километрах от с.Домнино в средние века находилась д.Деревеньки — родина русского героя. Сейчас этой деревни уже нет, но осталась памятная часовня, построенная в 1913г. на месте дома Сусаниных:
Нам очень повезло — одновременно с нами к часовне подъехала группа школьников с театрализованной экскурсией. Есть в с.Сусанино турфирма «Романовы и Сусанин» (http://www.travelforlife.ru/p862), которая водит группы по сусанинским местам и не просто рассказывает историю подвига, но и показывает ее. Вот мы и попали на маленькое шоу.
Иван Сусанин вышел из леса:
Польский пан заставляет И.Сусанина провести их к дому будущего царя:
От часовни экскурсия (и мы вместе с ней) переехала к Исуповским болотам, где должно было развернуться основное представление.
Если присмотреться, то на фотке можно разглядеть и тропинку к болотам, и гать, по которой водят экскурсии вглубь болот, к предполагаемому месту трагедии. Но мы не рискнули идти туда. Во-первых, нам не оч.повезло с погодой — было дождливо, во-вторых, наша обувь не была предназначена для прогулок по болотам, а в-третьих, прикинув , я поняла, что спуститься к болотам у меня получиться, а вот подняться уже вряд ли….
Поэтому сделав фото памятного камня, поставленного в 1988году, мы отбыли Кострому:

Монастыри Костромского края


Спасо-Запрудненская церковь в Костроме церкви костромской губернии

В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный список, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костромской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.
Территориально монастыри были размещены неравномерно: большая их часть находилась в западной части края (два «сгустка» обителей сосредоточены в древнейших городах — Костроме и Галиче). В восточной части, за р. Унжей, имелись лишь единичные монастыри (подобная ситуация обусловлена исторически, ведь большая часть заунженского края в состав российского государства вошла лишь во второй половине XVI в.). С эпохи Петра I для монастырей началось трудное время, продолжавшееся вплоть до начала XIX в. В 1764 г. в ходе секуляризационной реформы 16 костромских монастырей были закрыты и обращены в приходские церкви. Новые монастыри на костромской земле стали возникать лишь во второй половине XIX в. Всего к 1917 г. в Костромской епархии действовало 19 монастырей. Все они после революции, в 1919-1929 гг., были закрыты.


Николо-Бабаевский монастырь Фото 1904-1909 гг.

Из-за административно-территориальных изменений 20-40 гг. XX в. ряд исторических костромских монастырей (Тихоно-Лухский, Макариево-Решемский, Николо-Бабаевский и др.) отошли в состав современных Ярославской, Нижегородской и Ивановской областей. Возрождение монастырей началось в 90-е гг. XX в. В настоящее время в Костромской епархии действует 7 обителей.

АНТРОПОВСКИЙ РАЙОН

1) Николо-Надеевская пустынь (находилась вблизи д. Паново). Впервые упоминается в 1532 г., когда пустынь разорили казанские татары. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь — Никольский погост. В 1826 г. погост был приписан к Кривоезерской Троицкой обители. Возобновление пустыни начато с 30-е гг. XIX в. прп. Тимоном Надеевским, учеником прп. Серафима Саровского. С 1856 г. — самостоятельная обитель. В 1912 г. монастырь из мужского обращен в женский. Пустынь закрыта в 1919 г., в ней был создан совхоз «Восход». В советское время ансамбль пустыни полностью разрушен.
2) Словинская Богородицкая мужская пустынь (с. Словинка). Основана около 1629 г. на месте обретения в ветхой деревянной церкви в лесу чудотворной Смоленской иконы, называемой Словинской. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В 1870-1892 гг. взамен деревянного возведен огромный каменный Богородицкий храм. В советское время храм не закрывался.
3) Богородицко-Казанская Карпищева мужская пустынь (с. Бушнево). Основана в 1643 г. на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
Упразднена в начале XVTII в. и обращена в приходскую церковь. В 1818 г. возведен взамен деревянного каменного летний храм в честь Явления Казанской иконы Божией Матери, в 1833 г. — зимний Троицкий храм. Оба храма закрыты в 30-е гг. XX в.

БУЙСКИЙ РАЙОН

1) Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь (с. Борок). Основан прп. Иаковом Железноборовским, учеником прп. Сергия Радонежского на рубеже XIV и XV вв. Закрыт в 1929 г. В 1996 г. в бывшем монастыре организовано подворье костромского Ипатьевского монастыря, в 2004 г. подворье обращено в самостоятельную обитель.
2) Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь. Основан в начале XV в. прп. Макарием Писемским, учеником прп. Сергия Радонежского. Упразднен в начале XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1821 г. взамен деревянного возведен каменный Преображенский храм, в начале XX в. над покоящимися под спудом мощами прп. Макария возведен деревянный Преображенский храм.
Обитель возобновлена как женский монастырь в 1994 г.
3) Благовещенский Ферапонтов мужской монастырь (с. Ферапонт). Основан, вероятно, в XV в. По неизвестной причине прекратил своё существование, по-видимому, в первой половине XVI в. Возобновлен в 90-е гг. XVI в. прп. Адрианом Монзенским. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. В 1798 г. взамен деревянного возведен каменный Благовещенский храм, в котором под спудом покоятся мощи прпп. Адриана, Ферапонта и Феодосия Монзенских. Храм закрыт в 1937 г., возобновлен в 1998 г.

ВОХОМСКИЙ РАЙОН

1) Никольский Кажиров мужской монастырь (с. Кажирово). Считается, что он основан в 1423 г. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. В 1836 г. взамен деревянного возведен каменный Никольский храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в. Его возрождение началось в 90-е гг. XX в.
2) Тихонова мужская пустынь (с. Тихон). Основана в первой четверти XVII в. прп. Тихоном Вохомским. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. Храм закрыт в 30-е гг. XX в.

ГОРОД ГАЛИЧ

1) Спасский мужской монастырь. Предположительно возник в первой половине XIV в. Время упразднения неизвестно, как полагают, он был обращен в Спасо-Преображенский собор Галича.
2) Монастырь во имя свв. Космы и Дамиана. Полагают, что он основан в первой половине XV в. боярином Иваном Овиным. Упразднен и обращен в приходской храм до начала XVII в. В 1755 г. взамен деревянного возведен каменный храм во имя свв. Космы и Дамиана. Храм закрыт в мае 1941 г. Возвращен верующим в 1989 г.
3) Васильевский мужской монастырь (Рыбная слобода). Предположительно основан в середине XV в., упразднен в первой половине XVIII в. и обращен в приходскую церковь. Во второй половине ХУШ в. взамен деревянных возведены каменные храмы во имя святителя Василия Великого и в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Васильевский храм закрыт в 1930 г. и частично разрушен. Введенский храм в советское время не закрывался, с середины XX в. — кафедральный собор епархии. В 90-е гг. XX в. Васильевский храм возвращен верующим, его почти полностью разрушенная шатровая колокольня восстановлена в 1996-1997 гг.
4) Никольский Староторжский монастырь. Основан около середины XV в. прп. Иаковом Галичским, учеником прп. Паисия Галичского. В 1668 г. обращен в женский монастырь. Закрыт в 1919 г. В 90-е гг. XX в. Троицкий собор обители частично реставрирован.
5) Богоявленский мужской монастырь. Время возникновения неизвестно. Упразднен, по-видимому, в начале XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1686-1689 гг. взамен деревянного возведен каменный Никольский храм, в первой половине XVIII в. — Богоявленский храм. Церкви закрыты в 1930 г., Богоявленский храм вскоре был разрушен.

6) Зачатиевский женский монастырь (Рыбная слобода). Время возникновения неизвестно. Существовал уже в начале XVI в. Упразднен в 1759 г. и обращен в приходскую церковь. В 1799 г. взамен деревянного возведен каменный храм Бо-гоотец Иоакима и Анны. Закрыт в 1930 г., позднее разрушен.
7) Монастырь Рождества Богородицы. Точное местонахождение неизвестно. Упоминается в 1702 г. Время упразднения неизвестно.

ГАЛИЧСКИЙ РАЙОН

1) Авраамиев Новозаозерский Успенский мужской монастырь (с. Умиление). Основан во второй половине XIV в. прп. Авраамием Галичским и Чухломским, учеником прп. Сергия Радонежского. Упразднен в 1773 г. и обращен в приходскую церковь. Оба бывших монастырских храма — Успенский (XVII-XIX вв.) и Петропавловский (конец XVII в.) — закрыты в 30-е гг. XX в., в настоящее время пребывают в руинах.

2) Паисиев Успенский монастырь (с. Успенская слобода). Основан, скорее всего, в конце XIV в. боярином Иваном Овиным. Закрыт в 1919 г. Возобновлен как женский монастырь в 1994 г.

3) Рождественский мужской монастырь (вблизи от д. Мелешино). Возник на рубеже XIV и XV вв., разорен в начале XVII в. поляками и был возобновлен как приходская церковь (погост Игнатово). В 1807 г. взамен деревянного возведен каменный храм Рождества Богородицы. Закрыт в 30-е гг. XX в. Пребывает в руинах.

4) Благовещенский Унорожский мужской монастырь (с. Унорож). Основан, скорее всего, в XIV в., существовал уже в начале XV в. Упразднен в 50-е гг. XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1814 г. взамен деревянного возведен каменный Благовещенский храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в. Пребывает в руинах.

5) Георгиевский монастырь на р. Ноле (с. Старый Георгий). Основан, судя по всему, в XIV в., существовал уже в начале XV в. Время упразднения монастыря и обращения его в приходскую церковь неизвестно. В 1748 г. взамен деревянного возведен каменный Георгиевский храм. Храм закрыт в 1952 г., ныне пребывает в руинах.

6) Флоро-Лавровский монастырь на берегу Галичского озера (устье р. Чел-смы). Время возникновения неизвестно, монастырь существовал уже в нач. XVI в. Упразднен в 1726 г. и обращен в приходскую церковь во имя свв. Флора и Лавра. В 1814г. взамен деревянного возведен каменный храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в., позднее разрушен.

КАДЫЙСКИЙ РАЙОН

1) Макариев мужской монастырь в устье р. Нёмды. Основан местными жителями во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского в начале XVII в. в память о бывшей здесь в 1609 г. битве с поляками. Упразднен в 1708 г. и обращен в приходскую церковь (Макарьевский погост). В 1798 г. взамен деревянного
возведен каменный Макариевский храм. Закрыт в 30-е гг. XX в., полуразрушен. В 1956 г. руины храма затоплены водами Горьковского водохранилища.
2) Боголюбский женский монастырь (с. Рубцово). Основан кинешемским купцом I гильдии А.И. Поленовым в 1864 г. в качестве женской общины при церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери, построенной в 1862 г. С 1893 г. — монастырь. Монастырь закрыт в 20-е гг. XX в., в нем был создан совхоз, позднее — дом инвалидов.

КОЛОГРИВСКИЙ РАЙОН

Успенская Княжая мужская пустынь на р. Княжей (бывшее с. Княжая пустынь). Время возникновения неизвестно, существовала уже в конце XVI в. Упразднена, скорее всего, в сер. XVIII в. и обращена в приходскую церковь. В 1842 г. взамен деревянного возведен каменный Успенский храм. Храм закрыт в 1936 г., пребывает в руинах.

ГОРОД КОСТРОМА

1) Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Считается, что он основан в 60-70 гг. XIII в. князем ВасилиемЯрославичем на месте явления чудотворной Фео-доровской иконы Божией Матери. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. В 1754 г. взамен деревянного возведен каменный храм Спаса на За-прудне.
2) Ипатьевский Троицкий мужской монастырь. Традиционно считается, что монастырь основан в 1330 г., но, скорее всего, он возник еще в начале ХШ в. Закрыт в 1919 г., возобновлен в 1991 г.


Бывший Ризоположенский-Анастасьин монастырь.

3) Анастасии женский монастырь (Ризоположенско-Анастасиин, Анастасиин-Крестовоздвиженский, Богоявленско-Анастасиин). Находился в квартале, образуемом улицами Островской, Пятницкой и пр. Текстильщиков. Впервые упоминается в 1417 г. Как полагают, монастырь основан на рубеже XIV и XV вв. дочерью Димитрия Донского княжной Анастасией Дмитриевной. Упразднен в 1764 г., но в 1773 г. возобновлен под названием Анастасиин-Крестовоздвиженский. В 1863 г. объединен с упраздненным Богоявленским монастырем и стал называться Богоявленско-Анастасиин. Закрыт в 1919 г., в 30-е гг. большинство строений монастыря разрушено.
4) Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь. Основан в нач. XV в. прп. Никитой Костромским, учеником и сродником прп. Сергия Радонежского. Упразднен в 1847 г. Возобновлен как женский и объединен с Анастассии-ным-Крестовоздвиженским монастырем в 1863 г. Закрыт в 1919 г. Возобновлен в 1991 г.

5) Крестовоздвиженский монастырь (Здвиженский). Находился в кремле («старом городе») Костромы. Впервые упоминается в 1580 г., основан предположительно в XV в. В 1681 г. обращен в женский монастырь. Упразднен в 1773 г.
6) Симеоновский Богородицко-Феодоровский мужской монастырь (находился на месте первого костромского кремля, у пересечения улиц Островского и Пятницкой). Основан в первой половине XVII в. Упразднен в 1723 г. (по другим данным — в 1764 г.). В 1768-1771 гг. взамен деревянного возведен каменный храм во имя Богоотец Иоаким и Анны, один из приделов которого в память о монастыре был освящен во имя прп. Симеона Столпника. Храм снесен в 1936 г.
7) Спасо-Подвязный мужской монастырь. Находился в центре квартала, образуемого улицами Островского, Депутатской, пр. Текстильщиков и Спасокукоцкого. Время возникновения неизвестно. Существовал уже в нач. XVII в. Упразднен в 1691 г. и обращен в приходскую церковь. В середине XVIII в. Взамен
деревянного возведен каменный Спасский храм. Храм закрыт в 1929 г., разрушен в сер. 30-х гг. XX в.
8) Вознесенский монастырь. Находился в районе Комсомольской улицы (бывшей Вознесенской). Основан царем Михаилом Федоровичем Романовым. Упразднен около середины XVII в. и обращен в приходскую церковь. Упразднена в 1779 г.
9) Тихонов монастырь. Находился вблизи устья р. Костромы. Время основания неизвестно, упразднен до 1628 г. В память о нем вблизи Власьевской церкви была поставлена деревянная часовня во имя свт. Тихона Амафунтского. В 60-е гг. XIX в. взамен деревянной построена каменная часовня. Часовню закрыли вместе с Власьевской церковью в 1924 г., позднее здание часовни снесено.
10) Знаменский женский монастырь. Основан в 1993 г. при действующем храме Воскресения на Дебре.

КОСТРОМСКОЙ РАЙОН

1) Богородицко-Игрицкий монастырь (д. Песочная). Основан в 1624 г. на месте обретения чудотворной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, называемой Игрицкои. Монастырь закрыт в 1919 г., последний храм закрыт в 1932 г. В 30-60 гг. XX в. почти весь ансамбль монастыря разрушен.
2) Богородицко-Казанская мужская пустынь (д. Казанка). Упоминается в начале XVIII в. Упразднена в 1764 г.
3) Успенский монастырь у впадения р. Андобы (Андомы) в р. Кострому (д. Пустынь). Время основания неизвестно. Упразднен до начала XVII в. и обращен в приходскую церковь. В XVI1I-XIX вв. на месте монастырского храма стояла деревянная часовня. В начале XX в. часовню перестроили в старообрядческую церковь, освященную в 1908 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь закрыли в 1940 г. В настоящее время здание церкви заброшено.

Храмы костромского района >>

КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН

1) Ильинская Яблонная пустынь. Находилась на правом берегу р. Волги вблизи устья р. Шачи (в 3 км от с. Сидоровского), Время возникновения неизвестно. Упоминается в начале XVIII в. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. Построенная в 1720 г. Успенская церковь с приделом во имя пророка Илии закрыта в 30-е гг. XX в. и вскоре разрушена. В 1956 г. при подъеме уровня Волги место, где находился монастырь, затоплено.

МАКАРЬЕВСКИЙ РАЙОН

1) Макариево-Унженский Троицкий монастырь (г. Макарьев). Основан в 1439 г. прп. Макарием Унженским и Желтоводским. Закрыт в 1929 г., возобновлен в 1993 г. как женский монастырь.
2) Спасская Унженская пустынь, что на Красной горе (с. Красногорье). Время возникновения неизвестно. Существовала уже в конце XVI в. В 1620 г. пустынь была приписана к Макариево-Унженскому монастырю и обращена в приходскую церковь. В 1810 г. взамен деревянного возведен каменный Спасо-Преображенский храм. Храм закрыт в 1938 г., возвращен верующим в 1990 г.
3) Кривоезерская Троицкая пустынь. Находилась на левом берегу р. Волги возле устий рек Нёмды и Унжи. Основана в 20-е гг. XVII в. Закрыта около 1919 г. В 1956 г. руины пустыни затоплены водами Горьковского водохранилища.

НЕРЕХТСКИЙ РАЙОН

1) Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь. Основан во второй половине XIV в. прп. Пахомием Нерехтским. Упразднен в 1764 г. и обращен в
приходскую Троицкую церковь. Церковь закрыта в марте 1941 г. Обитель возобновлена как женский монастырь в 1993 г. /г j t*./u^J< )
2) Богородицко-Владимирский Сретенский монастырь Основан как женский монастырь в 1634 г. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую Владимирскую церковь. Церковь закрыта в 30-е гг. XX в., частично разрушена.
3) Успенская Тетеринская женская пустынь (с. Тетеринское). Образована в 1993 г. при храме Успения Божией Матери.

ОСТРОВСКИЙ РАЙОН

1) Никольская пустынь на р. Сендега (с. Николо-Пустынь). Время возникновения неизвестно. Пустынь существовала уже в XVII в. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В начале XIX в. (точный год неизвестен) взамен деревянного возведен каменный Никольский храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в.

ПАРФЕНЬЕВСКИЙ РАЙОН

1) Рождественский монастырь, «что на ямах Черного бору на р. Нее» (с. Пар-феньево). Предположительно возник в XVI в. Упразднен, по-видимому, в нач. XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1848 г. взамен деревянного возведен каменный храм в честь Рождества Христова. Храм закрыт в 30-е гг. XX в., частично разрушен.

ГОРОД СОЛИГАЛИЧ

1) Воскресенский монастырь. Традиционной датой основания монастыря считается 1335 г., но, судя по всему, он возник около середины XIV в. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. Оба бывших монастырских храма -летний Воскресенский (1669 г.) и зимний Богоявленский (1681 г.) — закрыты в 30-е гг. XX в.
2) Рождественский монастырь. Основан как женский монастырь в 1663 г. царицей Марией Ильиничной, первой женой царя Алексея Михайловича. Упразднен в 1764 г. и обращен в собор Рождества Богородицы. Закрыт в 193 0 г. В 1945 г. летний храм собора был возвращен верующим, но в 1951 г. он вновь был закрыт. Возвращен Костромской епархии в 2004 г.
3) Богородицко-Феодоровский монастырь. Основан помещицей А.Ф. Найцо-киной в 1869 г. в качестве женской общины, с в 1892 г. — женский монастырь. Закрыт в 20-е гг. XX в., позднее большая часть монастырского ансамбля разрушен.

СОЛИГАЛИЧСКИЙ РАЙОН

1) Спасская Александрова пустынь на р. Воче (с. Коровново). Основан в начале XV в. прп. Александром Вочским. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В 1767 г. над гробницей прп. Александра возведен деревянный Преображенский храм, в 1792 г. рядом с ним построен каменный Покровский храм. Оба храма закрыты в 30-е гг. XX в., Преображенская церковь разрушена.
2) Успенский монастырь на р. Солде (с. Солда). Время возникновения неизвестно. Впервые упоминается в 1515г. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. В 1802 г. освящен возведенный взамен деревянного каменный храм Рождества Христова, в 1855 г. — храм Успения Божией Матери. Оба храма закрыты в 30-е гг. XX в., позднее разрушены (от ансамбля осталась одна колокольня).

СУСАНИНСКИЙ РАЙОН

1) Ново-Троицкий Сумароков монастырь (с. Сумароково). Основан помещицей Е.Н. Варенцовой в 1870 г. в качестве богадельни, с 1874 г. — женская община, с. 1893 г. — женский монастырь. Закрыт в начале 20-х гг. XX в.
2) Домнинский женский монастырь во имя свв. царственных страстотерпцев (с. Домнино). Один из самых молодых монастырей Костромского края. Основан при Успенской церкви — историческом храме Домнина, построенном, по преданию, на месте усадьбы Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича Романова. В марте 1991 г. при церкви было создано подворье костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. В марте 2004 г. подворье преобразовано в женский монастырь во имя свв. царственных страстотерпцев.

ЧУХЛОМСКОЙ РАЙОН

1) Покровский женский монастырь (г. Чухлома). По преданию, находился на берегу Чухломского озера, на левом берегу впадающей в озеро р. Сандебы. Время возникновения неизвестно. Существовал уже в первой половине XV в. Время упразднения неизвестно.
2) Авраамиева Ризоположенская Великая пустынь (с. Озерки). Основана во второй половине XIV в. прп. Авраамием Галичским и Чухломским. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В 1813 г. взамен деревянного возведен каменный Ризоположенский храм. Храм закрыт в 1949 г., пребывает в руинах.
3) Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы (с. Коровье). Основана во второй половине XIV в. прп. Авраамием Галичским и Чухломским. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В 1797 г. взамен деревянного возведен каменный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы. Храм закрыт в 30-е гг. XX в., пребывает в руинах.
4) Авраамиево-Городецкий Покровский монастырь (с. Ножкино). Основан во второй половине XIV в. на берегу Чухломского озера прп. Авраамием Галичским и чухломским. Закрыт в 1929 г. Возобновлен в 1991 г.
5) Спасская Серапионова мустынъ (с. Серапиха). Время возникновения неизвестно. Существовала уже в начале XVH в. Упразднена, по-видимому, в начале XVIII в. и обращена в приходскую церковь. В 1820 г. взамен деревянного возведен каменный Преображенский храм с приделом свт. Серапиона Новгородского. Храм закрыт в 30-е гг. XX в.
6) Богородицко-Казанский монастырь на Идском городище (вблизи д. Овсян-никово). По преданию, на этом месте находился город, разоренный поляками в Смутное время нач. XVII в., следовательно возникновение монастыря можно отнести к первой половине XVII в. Время упразднения неизвестно. В начале XX в. здесь находилась деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, приписанная к храму соседнего с. Иды. Закрыта в 30-е гг. XX в.

БИБЛИОГРАФИЯ
Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863; Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868;
Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909; Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской археологической комиссии. СПб., 1909;
Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Справочная книга. Кострома, 1911;
Баженов И.В. Обозрение упраздненных монастырей и пустынь Костромской епархии.// Костромские епархиальные ведомости. 1917, ч. неоф., № 6, 10, 11.

В конце лета 1439 года девяностолетний старец Макарий пришёл в эти безлюдные места, желая безмолвствовать в одиночестве. Поставил крест на поляне, рядом срубил келью и жил, по своему обыкновению в трудах, дни и ночи служа Богу молитвою. Вскоре собралось около него достаточно братии, и с этого времени ведёт начало история монастыря.
Через пять лет преподобный почувствовал приближение смерти. Зная когда и как он скончается, Макарий пришёл в Унженск и там слёг. Перед смертью он заповедал, чтобы его тело отнесли в созданную им обитель и там похоронили. После чего помолившись и благословив всех бывших при нём, тихо отошёл ко Господу.
Это случилось 25 июля (7 августа ) 1444 года. Все болящие и увечные, припадая к его мощам, получали исцеление. По молитвам святого люди возвращались из татарского плена, избавлялись от бесовских козней и наветов.

В середине XVIII в. на территории монастыря возводится комплекс храмов включавший в себя Троицкий, Макарьевский, Благовещенский, Никольский соборы, трапезную, братский, настоятельский корпуса и казённую палату. В 1735 году на месте, где находились деревянные кельи, в которых останавливался в 1619 году царь Михаил Фёдорович, выстроена каменная Успенская церковь с пристроенными к ней больничными кельями. В 1764 году была завершена каменная ограда с четырьмя башнями.

В 1919 году новые власти изгнали братию из монастыря. Начиная с 1929 года храмы закрывают и, разобрав монастырскую ограду, строят из этих кирпичей общественную баню на территории монастыря.

В 1993 году монастырь возрождается как женский. В 1994 г. освящается Макарьевский храм, а годом спустя возвращаются в родную обитель мощи преподобного Макария. Возрождается молитва и богослужения. Указом Священного Синода в 2016г. монастырь преобразован в мужской.

Те, кто бывают здесь часто, могут отметить, что здесь время словно бы остановилось:
так же тихо и безлюдно, как и более пяти с половиной столетий назад, когда впервые пришел сюда преподобный старец Макарий, ища уединения.

В настоящее время монастырь продолжает возрождаться стараниями и молитвами немногочисленной братии.

Комплекс монастыря огромен. Из 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский — Макариевский храм — единственный, который достаточно восстановлен для совершения регулярных богослужений. В нем же почивают мощи преподобного Макария.
Ранее в Макариево-Унженском монастыре было до нескольких сот насельников, сегодня — 7 человек братии.
Предстоят значительные объемы работ по восстановлению обители. Братия монастыря с благодарностью примет любую помощь.

Ипатьевский монастырь – одна из главных святынь России

Адрес: Россия, Кострома, Ипатьевская слобода, ул. Просвещения, 1
Основан: около 1330 года
Координаты: 57°46′35″N 40°53′40″E
Основные достопримечательности: Троицкий собор (фрески собора XVII века), звонница, палаты бояр Романовых, Наместничий корпус
Святыни монастыря: часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, икона священномученика Ипатия Гангрского с частицей мощей

История Ипатьевской обители

Архитектурные памятники на территории обители

Современное состояние и режим посещения

Как доехать до Ипатьевского монастыря

Ипатьевский монастырь на карте

Старинный мужской монастырь, расположенный в западной части Костромы, стоит особняком среди русских обителей. Он выделяется не только древней историей, берущей начало в XIV веке. Этот монастырь сыграл ведущую роль в становлении царских династий Годуновых и Романовых и сегодня хранит уникальные иконы и ценности. Посетить его будет интересно не только православным паломникам, но и любому образованному человеку, желающему прикоснуться к отечественной истории.

Вид на Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь со стороны реки Костромы

История Ипатьевской обители

Исследователи склоняются к мнению, что обитель создали в 1330 году на деньги, выделенные богатым татарским чиновником Четом, который через костромские земли направлялся в Москву в услужение князю Ивану I (Калите).

Существует предание, что на отдыхе, возле места, где Волга принимает воды Костромы, татарскому мурзе привиделись Богоматерь, апостол Филипп и священномученик Ипатий. И Чет повелел построить на речном берегу монастырь, а позже сам принял христианство под именем Захарий.

Слева направо: Домовая церковь Хрисанфа и Дарии, Троицкий собор, колокольня

Чет-Захарий стал прародителем двух влиятельнейших российских фамилий – Сабуровых и Годуновых. Известно, что потомки основателя обители были набожны и перед кончиной приезжали в монастырь, чтобы постричься в монахи и провести здесь свои последние дни. В монастырских стенах погребены оба родителя Бориса Годунова. И если бы Борис не стал русским государем, скорее всего, местом его упокоения также был бы Ипатьевский монастырь. Но прошло очень много лет, и сегодня на территории монастыря уцелела лишь одна из трех почитаемых усыпальниц.

Летописи свидетельствуют, что в XIV и XV веках об обители на берегу Костромы еще мало кто знал. Возвышение ее произошло во времена роста влияния рода Годунова при царском дворе. За пять десятков лет, с середины XVI века здесь провели большие работы по обустройству территории, а многие монастырские постройки возвели в камне. По обычаям тех времен обитель создавали как крепость, способную отражать набеги неприятеля. Для этого всю территорию опоясали надежной каменной оградой.

Собор Троицы Живоначальной

Годуновы делали монастырю богатейшие подношения. Они дарили ему драгоценные рукописные книги, имеющие серебряные и позолоченные оклады, а также жертвовали серебряную и золотую богослужебную утварь: блюда для панихид, потиры, дискосы, водосвятные чаши и звездицы. Сегодня часть этих ценностей можно увидеть в столице – в Оружейной палате, Третьяковской галерее и Историческом музее, а некоторые хранятся в музейной коллекции — на территории самой обители.

Смутные времена стали для монастыря суровым испытанием. Первое наступление польско-литовских войск Лжедмитрия II, благодаря ополченцам из Галича, удалось отбить. Но в 1609 году, когда неприятелей вторично выбивали из монастыря, взорвали одну из его стен. И от мощного взрыва сильно пострадали собор Живоначальной Троицы и два надвратных храма.

Домовая церковь Хрисанфа и Дарии

1612 год стал знаковым не только для самого монастыря, но и для в всего государства. Именно в этом году возле стен обители посольство из столицы вручило грамоту об избрании царем 16-летнему Михаилу Романову. Несколько последующих десятилетий, до самого конца XVII века, монастырь перестраивался и процветал. А работы по его обновлению проводились по распоряжению и на деньги царской фамилии. Новые монастырские храмы и здания возводили каменных дел мастера, жившие в Богословской и Ипатьевской слободах.

Монастырская братия постоянно создавала рукописные книги религиозного характера – евангелии, жития святых и синодики. Здесь же хранились ценные рукописи, привезенные из разных мест России и из-за рубежа. В 1814 году известному русскому историку Николаю Михайловичу Карамзину удалось разыскать в библиотеке обители ценнейшую рукопись XV века, созданную в Пскове, и позже названную Ипатьевской летописью. В ней описывается история становления Руси с начала XII по конец XIII века.

Звонница Ипатьевского монастыря

С конца XVII по середину XVIII века монастырь пережил полувековой период упадка. Из него в столицу для военных нужд вывезли несколько больших колоколов. Власти урезали денежное содержание для монахов, а саму обитель впервые стали использовать как место ссылки. Но в 1744 году обитель вновь ожила. На ее территории разместилась резиденция костромского архиерея, а через некоторое время здесь даже открыли Духовную семинарию.

Потом в монастырь стали наезжать представители царской фамилии. Первые визиты в костромскую обитель нанесла Екатерина II. А в XIX веке монастырская братия принимала всех правящих российских государей. Император Николай II бывал в монастыре неоднократно и последний раз заехал в обитель с семьей во время торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых, которые отмечали во всей Империи в 1913 году.

С 1919 году, при советской власти, монастырь закрыли, всю братию изгнали из его стен, а имущество национализировали. Часть монастырских помещений отдали под музейные нужды, а в других поселили жителей костромской окраины.

Екатерининские ворота Ипатьевского монастыря

В начале 1920-х годов, когда государство экспроприировало церковные ценности из всех российских храмов, из обители забрали все серебряные и золотые изделия, а это свыше 14 кг золота и 200 кг серебра. К середине 30-х годов прошлого века на монастырской территории проживало уже около семисот человек, и часть древних храмов была разрушена.

Но с середины 1940-х годов отношение к древней русской обители поменялось. Ее, наконец, стали воспринимать как культурную и историческую ценность. Сюда перевезли уникальную деревянную церковь из села Спас-Вежи, которое подлежало затоплению новым Горьковским водохранилищем. А потом в монастыре создали музей-заповедник и начали постепенно выселять проживавших в нем людей.

Процесс возрождения православной обители начался в конце 1980-х годов. В 1989 году в Троицком соборе прошла первая служба, а спустя два года монастырь официально открылся. Освящение всей восстановленной территории произошло в 2002 году. Кроме того, в монастырских стенах возродили уникальный церковный музей.

Палаты бояр Романовых

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный Троицкий собор считается главным храмом на монастырской территории. Каменному зданию, которое появилось в 60-е годы XVI века, предшествовала деревянная Троицкая церковь – одна из самых первых монастырских построек. Но и первый каменный собор неумолимое время не пощадило. От взрыва при осаде в Смутные времена он сильно пострадал, и было принято решение о строительстве нового кирпичного храма.

Собор, который мы можем увидеть сегодня, возвели в середине XVII века. Эта пятиглавая крестовокупольная церковь имеет подклет и окружена живописной галереей. Ее крыльцо выходит на север со стороны богато декорированного фасада.

После строительства внутренние помещения храма стали расписывать. Но спустя два года по Костроме прошла большая эпидемия моровой язвы, и роспись прервали почти на три десятилетия. Заканчивала изографические работы в соборе знаменитая артель мастеров под руководством Гурия Никитина – известнейшего монументалиста того времени. Фрески распределены в четыре яруса, и их отличает манера письма, характерная для костромских иконописцев.

Зеленая башня Ипатьевского монастыря

В монастыре также можно увидеть храм Хрисанфа и Дарии (1852-1863 гг.). Эта домовая церковь имеет стройное шатровое завершение. Совсем недавно палехскими мастерами были закончены масштабные работы по ее росписи. И основными сюжетами фресок стали приход послов из Москвы к юному Романову и ввод русских войск в Париж в 1814 году.

В обители также сохранились звонница, построенная в XVII веке, Святые ворота с привратными часовнями (1767 г.), Архиерейский корпус (XVII в.), и несколько башен на монастырской ограде, возведенных в середине XVII века. А Церковь Рождества Богородицы, утраченная в годы борьбы советской власти с религией, была отстроена заново в 2013 году.

Современное состояние и режим посещения

Ипатьевская обитель – действующий епархиальный мужской монастырь, поэтому в нем следует вести себя в соответствие с церковными правилами и традициями. Войти на территорию и посетить Троицкий собор можно бесплатно. Богослужения в монастырских храмах проходят ежедневно в 8.00 и 17.00.

Памятная колонна

Для посещения музея нужно покупать билеты. В летний период (с 1 мая до 30 сентября) он открыт с 9.00 до 18.00. Зимой (с 1 октября по 20 апреля) – с 10.00 до 17.00. Фото- и видеосъемка на монастырской территории и в музее возможна только на платной основе. А внутри храмов – вообще запрещена. Также не разрешена фото- и видеосъемка монахов и священнослужителей.

Как доехать до Ипатьевского монастыря

Монастырь расположен в Ипатьевской слободе, на ул. Просвещения, 1.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская. По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги — реку Кострому. Ипатьевская слобода расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет Береговая улица.

Вид на Новый город Ипатьевского монастыря

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. От городского автовокзала до монастыря ходят автобус и маршрутное такси № 14. Также до Ипатьевской слободы доходят маршрутные автобусы № 4, 8, 11 и 38.

Рейтинг достопримечательности