Мозаика живопись

Цветовая палитра

Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

Из небольших модулей различной фактуры получается прочная и влагостойкая облицовка, отличающаяся сложной конструкцией узоров

Что собой представляет мозаика

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

Узор геометрического орнамента был выложен из обожжённых кусочков глины

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Основные способы мозаичной кладки

Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.

Маркетри

Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.

Интарсия

Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.

Инкрустация

Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.

Блочная мозаика

Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.

Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:

Размеры и формы отдельных модулей

Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².

Наиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести- , восьмиугольника и круга

Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.

Пользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сетки

Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².

Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.

Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.

Такие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человека

Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.

Палитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнат

По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.

Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.

На основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радуги

Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.

Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.

Цветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещение

Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.

Достоинства и недостатки

В последнее время мозаика как облицовочный декор получила широкое распространение благодаря множеству достоинств. Отделочные материалы имеют большой потребительский спрос, так как обладают такими качествами:

  • универсальность и практичность;
  • огромное разнообразие фактуры и цветовых оттенков;
  • устойчивость к влажной среде и высокой температуре;
  • невосприимчивость к чистящим химическим средствам;
  • устойчивость к ультрафиолетовому излучению.

К недостаткам такого покрытия можно отнести высокую стоимость и трудоёмкость укладки.

Мозаика в дизайне интерьера современного жилища

Являясь не только облицовкой, но и красивым декором, мозаика будет уместна в любом помещении. С помощью этого декоративного приёма можно украсить городскую квартиру, частный дом или офис.

Панно в жилых комнатах

Благодаря экологичности материалов, мозаичные узоры органично впишутся в спальни и гостиные. Причём не только на полах и стенах. Фактура материала позволяет отделывать даже выпуклые поверхности.

Удачно подобранные оттенки в настенной композиции с каминомУзор на акцентной стенеВ гостиной комнате мозаичное решение предполагает различные варианты: и в виде панно, и даже целой стеныМожно декорировать камин для придания ему завершённого вида

Облицовка кухни и ванной

Для кухонного пространства оптимально украсить мозаикой рабочую зону, где она станет ярким акцентом, либо сгладит интенсивность общего фона. Оттеночную гамму следует подбирать под общий дизайн интерьера. Из материалов следует отдать предпочтение наиболее устойчивым – смальте, керамике, стеклу.

Золото во вкраплениях оригинального фартука добавит пространству освещенияЯркий акцент кухонного фартука всегда придаст помещению нотку свежестиФартук с запрограммированным мозаичным рисунком

Для ванной комнаты оптимальным решением будет использование плитки из стекла или смальты.

Дизайн изысканной ванны будет стоить очень дорого, но долговечность и высокая эстетичность окупят затратыМозаичное покрытие в стиле «Гауди» придаст ванне волшебный колоритТурецкий хаммам – прекрасный декор для частной сауны

Мозаика, в сравнении с любой другой отделкой, в любом дизайнерском интерьере выглядит более значимо и интересно. Её использование подчёркивает благосостояние и эстетический вкус хозяев дома.


Почему-то не нашел в интернете удовлетворительного рейтинга или списка современных художников православной направленности. Пришлось вспомнить самому. Решил составить свой рейтинг понравившихся православных художников. Возможно, кому-то будет интересен мой небольшой обзор. Чтобы не перегружать пост картинами, выбрал по 2 произведения от каждого художника.
1. Татьяна Юшманова (http://www.yushmanova.com/). Довольно известный художник, который пишет очень красивые северные пейзажи. Ее проникновенные картины Русского Севера всегда меня трогали. Между прочим она жена отца Алексея Яковлева, который организовал общественную организацию Общее Дело, занимающуюся восстановлением деревянных храмов Русского Севера (http://obsheedelo.ru/), он служит в Раеве г. Москва (Серафимовский храм, проезд Шокальского, 48), где организована школа плотников (http://www.raevo.ru/).


2. Павел Рыженко (http://xn—-7sbgmbf3aevlbr7l.xn--p1ai/). Этот художник известен своими историческими полотнами, его любимая тематика – средневековая Русь и гражданская война. К сожалению этот художник уже умер, ему было всего 44 года. Часто его критикуют за подражание Нестерову, но я считаю, что у него есть свой индивидуальный ярко выраженный стиль. Это несомненно один из самых талантливых художников нашего времени.


3. Алия (в крещении Александра) Нуракишева (http://www.pravoslavie.ru/58823.html , http://www.pravoslavie.ru/108584.html). Также московская художница известная своими акварелями, сделанными для подарочного издания стихов иеромонаха Романа (Матюшина). Акварель – это ее любимая техника. Ненавязчивые нежные пейзажи Алии трогают за живое.


4. Александр Простев (http://www.pravoslavie.ru/112719.html). Очень многоплановый художник, имеющий однако свой узнаваемый стиль. Известен как и иллюстратор, и иконописец. Мне кажется, что из него вышел бы не плохой мультипликатор.

5. Михаил Шаньков (https://valsur.livejournal.com/106665.html). Самарский художник, профессионал, академик и преподаватель. Наверное, ошибочно называть его исключительно православным художником, т.к. большинство его полотен совершенно безрелигиозны, но некоторые картины заставили меня включить его в данный список и не на последнее место. В конце концов, Левитан вообще был иудеем, однако его картины можно считать глубоко христианскими.
6. Дмитрий Белюкин (http://www.belukin.ru/). Ученик Глазунова и братьев Ткачевых, активный участник студии им. М. Грекова (военные художники). Этот художник, как и все последующие также пишет довольно нейтральные пейзажи и портреты. И все же мне понравилось.
7. Олег Молчанов (https://fishki.net/2675217-hudozhnik-molchanov-oleg-ivanovich.html). Его пейзажи напоминают Левитана, но, как мне кажется, он не дотягивает до известного гения, хотя определенно талантливый художник.
8. Виктор Маторин (http://victor-matorin.ru/). Схож с Рыженко несколькими работами, хотя большая часть картин нейтральна.
9. Андрей Шишкин (https://a-shishkin.ru/). Замечательный портретист. Его тематика – славянская языческая Русь и средневековая Европа. Вообще очень разноплановый художник. Есть у него и «православные» портреты.
10. Василий Нестеренко (http://www.vnesterenko.ru/). Схож по сюжету и с Молчановым и с Рыженко. Имеет много патриотических работ.
11. Игорь Машков (https://valsur.livejournal.com/94402.html). Также ученик Ткачевых, любит писать портреты казаков, но мне больше понравились вот эти работы:

Мозаичная красота (+ 60 ФОТО)

Дмитрий Кунцевич, руководитель мозаичной мастерской минского Свято-Елисаветинского монастыря, – о радостях и сложностях работы с мозаикой, о секретах этого древнего искусства, о творчестве как со-работничестве Богу.

Зверинецкий монастырь,Киев, Украина

Основание мастерской и кое-что оставшееся «за кадром»

– Дмитрий, расскажи, пожалуйста, как мастерская начала быть.

– Наша мастерская существует уже около 12 лет. Она была основана по благословению духовника Свято-Елисаветинского монастыря – протоиерея Андрея Лемешонка. Когда в монастыре начали возводить храм в честь иконы Божией Матери «Державная», спроектированный в византийском духе, идея мозаичного убранства показалась очень уместной. Монахиня Марфа и архитектор Николай Дятко, ответственные за храм, вынесли эту идею на обсуждение отца Андрея и сестер. Батюшка благословил: «Давайте попробуем мозаику». Начиная работать в Державном храме, мы не представляли, что сможем осуществить такой грандиозный проект. Но когда воплотилось задуманное, а точнее сказать – немыслимое, у всех была такая радость – Пасха!

Свято-Успенская Почаевская Лавра, Почаев, Украина

Кстати, когда после окончания работ намывали храм, готовясь к праздничному богослужению, произошел один необычайно знаковый случай. Тогда я не придал ему значения, а если честно, даже вознегодовал. И только много лет спустя, читая предание о создании Софии Киевской, обнаружил, что нечто подобное упоминается и там.

Дмитрий Кунцевич

Голуби кружились под изображением Матери Божией, исчезали в фигуре Господа под куполом, снова вылетали… Зрелище это было сказочное!

А случилось вот что. Мы зашли с отцом Сергием, нашим главным иконописцем, посмотреть, как продвигается уборка, и увидели такую картину: из вентиляционного отверстия в куполе храма (отверстие замаскировано мозаикой), прямо из фигуры возносящегося Спасителя вылетели два голубя. Они кружились, садясь на карниз в конхе под изображением Матери Божией, снова исчезая в фигуре Господа под куполом, перелетая от одной композиции к другой. Зрелище это было сказочное, но видеокамер в телефонах тогда еще, к сожалению, не было… Из санитарных соображений мы пытались выгнать птиц через окна, но ничего не выходило. А через несколько часов, на пасхальной службе, их уже не было.

Художественный ликбез

– А с чего начинали?

– Начинали с нуля – то есть с меня… Тогда, еще будучи студентом, я нес послушание в сестричестве – посещал болящих в интернате при психоневрологическом диспансере (микрорайон Новинки г. Минска. – Ю.Г.), помогал в иконописной. Решил привлечь своих друзей – тех, с кем учился в Академии искусств. Некоторые из них уже были верующими людьми, кто-то начинал воцерковляться. Именно эти братья стали основой, фундаментом и авангардом нашей артели: Михаил Лавшук, его брат Димитрий, Саша Трусковский, Максим Дударев, Денис Черновец и др. Мы трудимся вместе до сих пор. Про «пуд соли» не скажу, но тонны смальты уже «съели».

Ионинский монастырь, Киев, Украина

Никаких знаний не имели, опыта тоже… Это во многом и помогло нам, иначе вряд ли мы взялись бы за такое дело. В институте на кафедре монументально-декоративного искусства, где мы отучились, технологии мозаики был выделен один семестр. Этого, конечно, было недостаточно. Специфика храмового искусства предполагает наличие богословских знаний, которых мы в академии не получили. Для меня это было серьезной трудностью. Ведь существуют определенные закономерности и требования к церковной стенописи.

Занялись самообразованием – иначе говоря, «ликбезом». Начали с посещения святынь – с благоговением осматривали древние храмы Киева, монастыри России. Тогда же поехали на машине в Ферапонтово, Вологду, Кириллов. Из путешествия вернулись пешком: под Новгородом Великим видавший виды двигатель «Мерседеса» нашего компаньона Ильи Мохова «стукнул» – и так и не восстановился.

Потом ездили в Питер, Москву, разыскивали мастеров-мозаичистов с опытом – их не так много оказалось. Но и они не на все вопросы имели ответы. Многое приходилось изобретать самим. И, как говорил известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор): «Сразу ничего не выйдет, но если пробовать снова и снова, обязательно получится». Кроме этих вдохновляющих слов он открыл нам и некоторые важные приемы написания образа. Неоценимую помощь, точнее сказать – закваску, я получил в Оптиной пустыни. Стенописцы – иеромонах Иларион, инок Алипий (недавно скоропостижно скончавшийся), монахиня Мария – незримо присутствуют во всех наших работах, их методами и рецептами мы пользуемся до сих пор. С благодарностью вспоминаю Александра Николаевича Солдатова, преподавателя иконописной школы при Московской духовной академии; московского художника-мозаичника Корноухова Александра Давыдовича и других. У некоторых мастеров учились «заочно», глядя на плоды их трудов.

Ионинский монастырь, Киев, Украина

Созванивались с ребятами из Тихоновского тогда еще института, просили пленки с негативами древних балканских росписей, мозаик Италии для печати фото. В Минск возвращались с сумками снимков – это был шикарный материал, предел мечтаний. Влетали такие поездки по тем временам в копеечку. Но разве счастье измеришь рублями?

– Сейчас, видимо, гораздо проще добывать информацию и материалы.

– Даже и сравнивать нечего… Тогда на дворе стояла совсем другая эпоха – всё приходилось собирать по крупицам огромными усилиями. Не было интернета, всевозможных гаджетов – использовали такие «носители», как книги, фотографии (очень скудные, конечно), журнальные вырезки. Московские иконописцы и искусствоведы имели возможность бывать в Сербии, Греции, Италии, нам такое и не снилось. Однажды в телефонном разговоре известный реставратор А.Н. Овчинников из лучших побуждений посоветовал мне не тратить времени на собирание фото, а лучше самому съездить в Равенну и на месте поглядеть интересующие меня мозаики. Кому сейчас за 35, могут представить мою реакцию – недавнего пионера из рабоче-крестьянской семьи, воспитанного в советской школе, отец которого, строитель, был разве что в Афганистане с дружественным визитом по коммунистической путевке…

Делать «как получается» не имеем права

– Интересно узнать о самом процессе создания мозаики.

– Внешнюю сторону можно описать достаточно просто. Это так: делается эскиз, разрабатывается богословская программа, цветовое решение, подбираются колера; потом – «картон» в размер; далее набор на стене в раствор – мозаика готова. Однако внутренний процесс много сложнее – автор переживает всё на «своей шкуре», и зачастую очень болезненно.

Именно это является центральным образом в нашем искусстве – кусочек Царствия Божия, мира, перерожденного Святым Духом.

Эскизу предшествует замысел, идея, которая может быть очень абстрактной, например: «слава Божия и красота иного мира». В принципе, полная абстракция, но именно это является центральным образом в нашем искусстве: кусочек Царствия Божия, Небесного Иерусалима, мира, перерожденного Святым Духом, преображенного благодатью. В реальной жизни мы практически не встречаем воплощения подобной идеи в чистом виде: святыня соседствует с хаосом, безобразием, ужасом, всё искажено, запутано… Только Божественная Литургия, деятельная и молитвенная помощь ближнему, церковное служение (совершенно разного рода), осознание своей вины могут дать нам на мгновение пережить опыт близости Божией, ощутимого присутствия Христа. Тогда абстракция перерождается в конкретную композицию, обретает ясные очертания, воплощается в изображение праздника или отдельного святого.

– Можешь описать свои ощущения в процессе создания эскиза?

– Во время работы над эскизом я смутно представляю, в какие формы в итоге всё облечется. Что-то делаю наугад, пытаясь понять, какими средствами достичь желаемого. Нередко уже надо исполнять в материале конкретную часть композиции, нужно приступать к набору мозаики на стене, а мы еще не знаем, с чего начать…

Из ниоткуда, зачастую в последний момент, появляется понимание того, какими должны быть конкретные детали композиции: цветовое решение одеяния, орнаментальный декор нимба, власы, шрифт надписаний и т.д. Всё это витает где-то рядом, интуицией чувствуешь, пытаешься угадать, как через мутное стекло, что и как нужно сделать. И только в ходе работы мучительные догадки облекаются в конкретную форму. Принимают участие в этом все – от заказчика до трудящегося над набором. Конечно, легче работать, имея точное понимание, в каком направлении необходимо двигаться. Много труднее и мучительнее длительное время идти наугад, даже если понимаешь, что и в этом есть действие Божие… Но ощущать свою беспомощность довольно трудно.

Зверинецкий монастырь,Киев, Украина

– Но Господь все-таки действует…

– Конечно. Хотя порой кажется, что многое не получается, не нравится, не имеет смысла. Однако если продолжать трудиться за святое благословение, веря, что Бог всё видит, всё знает и, когда нужно, вмешается, – жить можно. В любом случае – разве у нас есть выбор? Бывает, спустя некоторое время смотришь на сделанное и думаешь: все-таки неплохо получилось, хорошо, что взялись, довели до конца.

Кому-то представляется: иконописец зажег лампадку, прочитал молитву – и сразу отрешился от всего мирского. Такого не бывает…

Каждый день много суеты, беготни разной, занятий, не имеющих прямого отношения к живописи, много обязанностей и задолженностей: перед заказчиками, сотрудниками, родственниками, друзьями… Внутренняя незрелость, несобранность только и ищут повод к праздности да унынию. Кому-то представляется: вот иконописец пришел, зажег лампадку, прочитал молитву и сразу отрешился от всего, забыл о «мирском», погрузился в какую-то «нирвану» творчества… Такого, наверное, не бывает, а исключения очень редки. Однако стремление хотя бы на время забыть ВСЁ, чтобы сделать нечто «идеальное», несмотря на то, что не умеешь, не знаешь, болит голова, плохое настроение или погода да и в принципе – жизнь не удалась… – всё же такое стремление обязательно должно появляться время от времени. И мне кажется, так или иначе, это присутствует в нашей работе. Жизнь показывает: дело превосходит наши силы – значит, дело это Божие, а потому работать по принципу «как получается» мы не имеем права.

Диалог со временем

– Мозаика считается одной из самых долговечных техник. Это так?

– В смысле долговечности и сохранности мозаика действительно лучше многих живописных техник. Дольше всего мозаика сохраняется в тех широтах, где ровный климат, влажность и температура воздуха не сильно разнятся на протяжении года. Так что в Средиземноморье, например, мозаика будет стоять гораздо дольше, нежели у нас. В наших широтах температура воздуха колеблется от –20 до +30 градусов, а влажность достигает 100 процентов, причем всё это в короткие промежутки времени. Поэтому мозаика в таком климате сохраняется хуже.

Свято-Успенская Почаевская Лавра, Почаев, Украина

В Почаеве мы реставрировали мозаичное панно, выполненное по эскизам Рериха, – его набирали в начале прошлого века. За 100 лет, которые мозаика простояла в экстерьере, крепежные штыри, стальная армировка проржавели, цемент местами высыпался, требовал поновления. Условия же интерьера намного благоприятнее. Но при всем этом даже на улице мозаика сохраняется лучше живописи, на чем бы та ни была выполнена – на доске, холсте, металле или стекле. Однако на этот счет один бывалый мозаичист имел такое мнение: «Пусть лучше технологически неправильно исполненная, но красивая вещь простоит хоть немножко и рассыплется, нежели технологически грамотное безобразие останется на столетия».

50 лет – это минимальный срок, на который рассчитано любое монументальное произведение и особенно мозаика. Требует она тяжелого, кропотливого труда, и сами материалы в изготовлении очень сложны и стоят недешево.

– Какие материалы используете?

– Техника «византийской» мозаики, в которой выполнена основная часть наших работ, использует смальту – глушенное цветное стекло и сусальное золото, т.н. «золотую» смальту. Эти материалы мастера раскалывают на модуль – кубики нужного размера (от 15 до 3 мм) – из них-то и набирается панно. Применяем также натуральные камни: мрамор, гранит, морскую гальку, полудрагоценные минералы.

Решая задачи живописи, приходится обращать внимание на нюансы, вплоть до скола камня, швов между модулем мозаики, рельефа поверхности – всё это имеет свою художественную ценность, выразительность.

Небольшие панно набираем на клей с полимерным связующим – как правило, итальянский. Используем растворы, близкие к минеральным, избегаем чистой синтетики. Масштабные работы набираем в известковый левкас, требующий длительной подготовки некоторых составных компонентов – извести, кирпичной крошки, льна, кварцевого песка и др.

Часовня-усыпальница на подворье Свято-Духова монастыря г.Тимашевска. Хутор Некрасова. Краснодарский край. Россия

– Дмитрий, расскажи еще, пожалуйста, о людях. Кто трудится в мастерской?

– Мастерская всё время пополняется. Периодически приходят потрудиться совершенно разные люди. Зачастую это те, кто хочет работать в художественной мастерской, но не имеет опыта, специального образования, иногда даже начального. Мы берем их, кто-то остается надолго. Батюшка говорит (мне его слова близки): если у человека есть желание – мы рады каждому, по евангельскому принципу «приходящего ко мне не иждену вон». Ловких мастеров не ищем, не подбираем особую команду. У нас трудятся только те, кто захотел этого сам. Я бы желал, чтобы это были люди, любящие Бога, храм, монастырь, свое дело, что обязывает ко многому, в первую очередь меня самого.

Работа над мозаикой – это еще и подготовка стен, «левкаса» (раствора). За время работы у нас сформировалась крепкая в профессиональном отношении бригада «левкасчиков». Сергей Кудлач, Алим Раула, Виталик Жаров и др. – братья, на которых можно положиться. Очень укрепляют коллектив сестры – Инна Корней, Наталья Белоусова, Анна Савченко, Ольга Ладутько, Ксения Приступа и др.

«Работа у нас – соборная»

– Как ты считаешь, чем отличаются мирские художественные объединения от церковной артели?

– В Церкви мы стремимся, несмотря на нашу неготовность, нести церковное послушание как служение, получать духовную пользу, даже если это больно, расширять свои интересы – и в вертикальном векторе тоже. Хотя, конечно, бывает и непонимание между людьми, неприязнь, нежелание всего вышесказанного – очень тяжелые моменты.

Зверинецкий монастырь,Киев, Украина

– Уместно ли говорить об авторстве, об авторском стиле в мастерской? Применимо ли это к коллективному творчеству?

Работа у нас – соборная. Есть такое красивое русское слово. Важно чувствовать общее настроение, дух коллектива.

– Работа у нас – соборная. Есть такое красивое русское слово. Каждый участник является частью единого организма. Важно чувствовать общее настроение, дух коллектива, ведь кто-то начинает, кто-то продолжает, а кому-то приходится заканчивать начатое другими. Именно это дорого в нашей работе, где невозможно всё сделать самому. Приходится чувствовать плечо сотрудника, единство со всеми, что вынуждает учиться понимать другого, стараться облегчить его труд. Делать это непросто каждому из нас. Приходится пересиливать себя, пересиливать хотя бы чтобы подняться на леса и сидеть там в холоде, в полумраке, когда вокруг сыро и пыльно, а рядом сверлят и стучат отбойники… Это и физически непростой труд – к тому же он совмещается со строительными работами. Хочется сидеть в теплой, светлой комнате за столом. А ползать на коленках в грязи – куда менее романтично… Но всё братья и сестры мастерской пытаются участвовать в общем деле, помогать друг другу – и в этом главная красота и ценность такого рода художественной работы. Есть те, кому ты нужен, кто за тебя переживает, есть те, за кого переживаешь сам. Работа дает возможность участвовать в жизни другого, поддержать ближнего, находить в этом свое утешение… Таким мне видится духовное авторство каждого участника мастерской, пусть бы это было нашим стилем.

Между качеством и количеством

– У мастерской сейчас много заказов?

– Заказов много, слава Богу. На данный момент труд мозаичиста востребован. Мы размышляли, как нам быть в такой ситуации. То ли реагировать на рынок, стараться делать быстро – в этом есть конкретный резон. То ли делать упор на качество и не гнаться за количеством, предъявлять к работе высокие художественные требования. Наверное, некий компромисс в подобных решениях присутствует всегда, и всякий раз, сталкиваясь с этим вопросом, мы заново пытаемся найти ответ.

Кафедральный собор свв. Веры, Надежды и Любови и матери их Софии, Тернополь, Украина

Каждый случай, каждый заказ индивидуален. Но всё же, чтобы получилось что-нибудь хорошее, нужно быть уверенным, что сделал всё возможное: изучил материал, проникся темой, разработал идею, пропустил ее через сердце, предложил несколько кардинально разных вариантов, после чего выбрал один, тот, что подходит только для этого конкретного места – по духу, по настроению, по стилистике. Только исчерпавшись до последнего, можно иметь уверенность, что лучшего на данный момент ты сделать не мог…

– А для тебя, как для художника, что такое иконопись? Есть ли у тебя какое-то личное видение иконописи как искусства?

Художник-иконописец не имеет права на личные фантазии. Творцом является Бог, тогда как художник – Его со-трудник, что весьма ответственно.

– Иконопись – это, прежде всего, проповедь церковных, евангельских истин, Предания Церкви, она наглядно являет Христа в этом мире. Посредством искусства и несложного вещества (красок и доски, например) мы можем затрагивать в душе человека прекрасное, заложенное Богом представление о благе, пробуждаем высшие устремления, напоминаем о рае. В определенном смысле художник-иконописец не имеет права на личные измышления, фантазии и взгляды. Он призван войти в жизнь Церкви, впустить в себя Бога, Который и является по-настоящему Творцом, тогда как художник – Его со-трудник, что весьма ответственно. Икона, роспись, храм – это целый мир, существовавший задолго до нас и который будет существовать до скончания века, рождаясь и перерождаясь в произведениях церковных авторов. Мир Божественный – область, затрагивающая учение Церкви, место, где благодать Божия касается души человека.

От Минска до Йоханнесбурга

– Какие основные ваши проекты ты бы выделил?

– Если говорить о завершенных проектах, в первую очередь нужно упомянуть наш монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Державная». Небольшие мозаики, а также росписи есть и в других наших храмах – на монастырском подворье, на фасаде церкви Северного кладбища в Минске. Сейчас планируем начинать росписи в Елисаветинском храме (Свято-Елисаветинского монастыря. – Ю.Г.). Отец Андрей мечтает о Крестовоздвиженском соборе, проект которого еще в работе. Он говорит, что для него это будет лебединая песня…

Свято-Успенская Почаевская Лавра, Почаев, Украина

Были небольшие заказы по Беларуси: в Бресте, Гродно, Бобруйске, Барановичах, Полоцке, в поселке Сокол под Минском. Нас приглашают совершенно разные люди. Как правило, это священники и архиереи, которым важно, чтобы в храме была создана красота, а не роскошь. Нам это очень дорого. К нам не обращаются дельцы с амбициями, желающие потешить свое самолюбие.

Люди звонят, увидев работы мастерской в интернете. Недавно интересовались из Мадрида, Польши. Наши мозаики есть в часовне Йоханнесбурга в ЮАР, в Финляндии, храме Сахалинска. В Москве, Киеве, Тернополе, Каменце-Подольском, Почаеве, Ростове-на-Дону; в монастыре под Краснодаром также есть работы нашей мастерской.

Недавно по благословению митрополита Илариона мы участвовали в конкурсе на оформление мозаичным декором собора святого Саввы в Белграде. Постарались сделать всё возможное – сроки были коротки. Как дальше будет продвигаться работа для Сербии – неизвестно, очень много обстоятельств, от коих она зависит. Нас подобного масштаба предложения, признаться, немного пугают, мы сознаем всю ответственность такой работы. Но на всё воля Божия.

Свято-Успенская Почаевская Лавра, Почаев, Украина

Сделано с Любовью

– Чего ты, как руководитель, желал бы для мастерской?

– Хочется, чтобы творчество было праздником и для исполнителя-мозаичиста, и для заказчика, и для всех молящихся. Возможно, это единственное, что способно удержать людей в мастерской, в коллективе, в профессии, в деле, в Церкви. Всё остальное утомляет, исчерпывает себя… Но если почувствуешь в процессе работы, что ты приобрел новый опыт, открыл для себя нечто, доселе не известное, если смог обрести идею, наполниться смыслом и поделиться им с людьми, если это хоть для кого-то стало неким откровением – то, полагаю, это и можно назвать главным стимулом в творчестве и жизни. Хочется, чтобы, несмотря на множество заказов и сжатые сроки, суету, занятость и трудности, именно это присутствовало в нашем труде.

Если что-то сделано с любовью, в порыве превзойти свою ограниченность, свое нынешнее жалкое умение, если это попытка суметь больше, чем можешь на сегодняшний день, попытка дать возможность действовать Богу, а не только себе-испорченному – тогда можно ожидать Божией помощи и результата.

Избранные работы мозаичной мастерской
минского Свято-Елисаветинского монастыря

Зверинецкий монастырь,Киев, Украина

Ионинский монастырь, Киев, Украина

Кафедральный собор свв. Веры, Надежды и Любови и матери их Софии,
Тернополь, Украина

Минск, Свято-Елисаветинский монастырь,
храм иконы Божьей Матери Державная

Монастырь в честь иконы Божьей Матери Отрада и Утешение,
Великая Ольшанка, Украина

Собор св. Александра Невского, Каменец-Подольский, Украина

Свято-Иверский монастырь, Ростов-на-Дону, Россия

Турку

Мозаика

Мозаичное искусство как один из видов монументальной живописи – многовековая техника прикладного искусства. Древнейшая мозаика, называемая античной или римской, была распространена на территории Римской империи.

На Русь пришла византийская мозаика из Константинополя, где широко использовалась в украшении храмов, таких как: Собор Святой Софии, монастырь Хора, монастырь Паммакаристос (Pammakaristos Church).

Расцвет использования этой мозаики приходится на X-XI века (Киев, Новгород). Примеры ее применения существуют и по сегодняшний день, например Собор Святой Софии в Киеве.

Мастерские выполняют комплекс работ по проектированию и исполнению художественного храмового убранства, ориентируясь на традиции и каноны Православной церкви.

Работы включают как фасадные, так и интерьерные росписи, со специализацией на технике мозаики, с применением всех традиционных приемов и материалов. Используется золотая и серебряная смальта, цветная смальта, стекло, мрамор и природный камень.

По стоимости работы могут различаться, в зависимости от используемых материалов и сложности исполнения.

Материалы — по возрастанию стоимости: природный камень, мрамор, стекло, цветная смальта, золотая смальта.

Работы по возрастанию стоимости:

  • монументальные мозаичные росписи на сводах и стенах — от 150 000 руб./ кв.м
  • монументальные мозаики в иконостасе, в киоте — от 200 000 руб./ кв.м
  • мозаичные иконы — от 250 000 руб./кв.м
  • миниатюра в мозаике — по договоренности

Мозаичные работы ведутся в технике прямого набора как в мастерской, с последующим монтажом, так и непосредственно на стене.