Можно ли венчаться?

Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться?

Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова.

Продолжение. Смотрите Часть 1. – Венчание. Почему брак – таинство

Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?

Препятствия, конечно же, существуют. Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный. Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» . Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак. Тем не менее, суть от этого не меняется. Поэтому расскажу обо всем по порядку. Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений.

Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие:

1. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством. Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку. Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь…

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности. Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.

Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора). Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому измена этому правилу грозит лишением священного сана.

3. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.

4. В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.

Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».

5. Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.

7. Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г . запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е).

8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки.

Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР. В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.

Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, винов­ные в принуждении детей к браку или в насильственном удержа­нии от брака, подвергались суду.

В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и не­весты. И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключен­ный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.

Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.

1. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном — одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком — две степени, между дядей и племян­ником — три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам.

Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей — родство в 7-й степени. Закон Мо­исея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18, 7—17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апо­стольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире».

Значит, брак между ли­цами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматри­вался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й сте­пени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г ., состо­явшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно рас­торгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В

России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г . Свя­тейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запреща­лись и подлежали расторжению браки, заключенные между лица­ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не растор­гались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея.

2. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.

Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав. 54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г . безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распростра­нился лишь до 4-й степени. Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г . и от 28 марта 1859 г . строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.

3. Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства. Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.

Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике.

Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».

Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).

Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.

Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного.

Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».

В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).

Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.

4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя».

5. Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака. Это отражено в чино­последовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому бра­ки, заключенные по принуждению, признаются недействительны­ми. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

6. Важное условие для признания действительности церковного бра­ка — единство религии. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: «…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14).

На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.

В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.

Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.

Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.

Как пережить измену?

Всё большее количество современных пар, кроме официальной росписи в загсе, выбирают церемонию венчания, но далеко не все знают правила и особенности этого таинства. А между тем большинство сопряженных с обрядом моментом чрезвычайно важны, ведь венчание – не просто красивая церемония, а создание неразрывных духовных уз между новобрачными. Итак, о каких правилах важно помнить?

Повторное


Венчание – одно из семи великих таинств православной церкви, мистерия, скрепляющая две судьбы воедино. Жених во время этого обряда символизирует Христа, а невеста – Церковь. Данные во время церемонии клятвы любви и верности – священны, а потому развода или развенчания для православной церкви не существует.

Условия, из-за которых архиерей разрешит повторное венчание, ограничены, при этом потребуется подача личного прошения и предоставление веских доказательств.

Причины, препятствующие церемонии

Существуют и другие причины, препятствующие участию в церемонии. До таинства не допускаются:

  • атеисты и представители других конфессий (исключение возможно для католиков или протестантов, но только после беседы со священником и обещания, что дети будут расти в православной традиции);
  • люди, официально не оформившие разрыв предыдущего союза или уже успевшие побывать в браке трижды (причём считается даже гражданский союз);
  • новобрачные, являющиеся друг другу кровными или духовными родственниками;
  • пары, не зарегистрировавшие свои отношения в загсе;
  • недееспособные или несовершеннолетние;
  • женщины старше 60 и мужчины старше 70 лет, так как после этого возраста физически невозможно деторождение (правило имеет большое количество исключений).

Выбор дня по православному календарю

Когда можно запланировать венчание? Необязательно оно должно происходить сразу же после росписи в загсе. Часто супружеские пары приходят к такому решению в возрасте, после многих лет брака, когда есть дети и даже внуки, и чувства уже давно проверены жизненными невзгодами. Церковь относится к такому решению крайне положительно, с радостью благословляя крепкий союз в любом возрасте.

Совершается таинство не каждый день. Не венчают по вторникам, четвергам и субботам, чтобы брачная ночь не выпадала на постные дни или воскресенье. Нельзя обручаться и во время Великих постов, важных церковных праздников – двунадесятых, великих, храмовых, в период Масленицы, Пасхи и Святок.

Важно! Невестам следует помнить о том, что во время критических дней женщины не имеют права переступать порог храма, а значит, стоит учитывать также и собственный календарь.

Лучше всего перед выбором даты свериться с церковным календарём или посоветоваться с батюшкой.

Дресс-код

В церкви существует определённый дресс-код, который необходимо соблюдать всем присутствующим, не только новобрачным. Мужчины заходят в храм без головного убора, женщины, напротив, с покрытой головой. Обязательно наличие на шее нательных крестов. Это основные условия.

Для невесты

Невесте следует отдать предпочтение целомудренному фасону платья – обязательно должны быть закрыты плечи, декольте, колени. Полностью открытые руки также нежелательны, поэтому лучше выбрать наряд с рукавами или дополнить его накидкой. В крайнем случае вы можете надеть перчатки, но помните, что их придется снимать перед обменом кольцами.

Необязательно использовать для платья и аксессуаров чисто-белый цвет, подойдёт любой светлый, пастельный оттенок. От кричаще-красного, кислотных неоновых тонов, а также тёмной гаммы коричневого, чёрного или фиолетового стоит отказаться.

Голову невеста может покрыть фатой – в этом случае важно, чтобы аксессуар крепился достаточно высоко, на макушке, закрывая практически все волосы. Или выбрать целомудренный платок – прекрасный вариант, представленный в разнообразных моделях – болеро, накидка, косынка. Помните, что по церковным канонам фату может надевать только невинная девушка, что делает использование этого аксессуара неуместным для беременных или уже имеющих детей невест.

Важно! Платье для венчания не должно быть слишком обтягивающим, подчёркнуто сексуальным, вычурным, ведь образ невесты в первую очередь ассоциируется с непорочностью и чистотой.

Макияж подбирают спокойный, нюдовый. Нельзя красить губы, даже бесцветным блеском. Дело в том, что вам предстоит целовать венцы и образа, а делать это накрашенными губами попросту неприлично.

Ещё один важный момент – украшения. Их не должно быть много, при этом от вычурных и роскошных лучше отказаться вообще. На руках недопустимы никакие кольца или перстни, исключение – обручальное кольцо, если вы собираетесь носить его с венчальным в дуэте.

Обувь выберите простую, без высоких каблуков, ведь вам предстоит практически час неподвижно стоять, а свидетелю – держать на вытянутых руках венец над вашей головой.

Для жениха

Что касается жениха и приглашённых мужчин, то для них правил меньше. Важно, чтобы наряд был парадным, но не роскошным. Традиционный строгий костюм тёмного цвета подойдёт как нельзя лучше.

Церковь не место для экспериментов с собственной внешностью, поэтому стоит отказаться от необычных фасонов, кислотных цветов, кричащих деталей.

Подготовка к таинству

До таинства непременно посетите церковь, в которой собираетесь венчаться. Это необязательно должен быть самый роскошный собор города. Некоторые пары, напротив, выбирают небольшие сельские приходы, полные уюта и благодати.

Важно! Вам должно быть хорошо и легко под сводами храма, радостно и спокойно.

Не менее важен священник, которому предстоит проводить таинство. Поговорите с батюшкой до церемонии. Это необходимо и ему для подтверждения, что венчание разрешено, и вам – батюшка проведет вас через волнующий жизненный этап, поэтому его личность должна вызывать доверие.

Если вы воцерковлены, то вопроса о том, где венчаться, не возникает. Обряд следует провести в своей церкви и у своего духовника – это наиболее правильное решение. Но поговорить до церемонии, исповедаться, причаститься всё равно необходимо, ведь в новую семейную жизнь следует входить подготовленными.

Атрибуты

Кроме духовной стороны вопроса, существует и материальная. Таинство предполагает наличие определённых вещей, которые вы должны взять с собой. Их можно купить одним специальным набором или подобрать отдельно каждое наименование.

Понадобятся:

  • образа Спасителя и Богородицы;
  • венчальные кольца;
  • рушник;
  • свечи и платочки.

Иконы

Образа вам предстоит целовать перед алтарём, давая друг другу клятву в вечной верности. Невеста держит икону Богоматери и олицетворяет Церковь, жених – икону Спасителя и олицетворяет Христа.

Лучше всего, если образа достанутся вам в наследство от родителей. Так символ будет наиболее светлым, благословенным, правильным. Но если православная традиция начинается только на вашей семье, не возбраняется купить и новые венчальные иконы.

Кольца

Канонически венчальные кольца делают из разных металлов. Жених приносит золотое, символ солнца и мужского начала, невеста – серебряное, знак луны и женственности.

Во время таинства новобрачные трижды обмениваются кольцами, и в итоге на невесте остаётся золотое кольцо мужа, как его обещание всегда защищать её, а на женихе – серебряное кольцо жены, символизирующее её клятву в вечной преданности и беззаветной любви.
Венчальные кольца – это знак, который, как и нательный крест, не снимается в течение всей жизни. Именно поэтому не стоит выбирать вычурные, яркие драгоценности с большими камнями. Можно украшать кольца гравировкой – чаще всего молитвами, именами супругов, пожеланиями, клятвами.

Не возбраняется выбрать одинаковые кольца из золота, серебра или платины, но другие металлы – запрещены. Вместо колец, возможны и венчальные перстни.

Важно! Роскошные разноцветные перстни священник может посчитать за бижутерию и отказаться класть на алтарь для освящения.

Свечи и рушник

Рушник представляет собой полотенце розового или белого цвета. Оно должно быть довольно большим, чтобы оба супруга сумели на него встать. Нередко края рушника украшаются символической вышивкой.

Венчальные свечи лучше всего купить в церковной лавке. Если собираетесь приобретать их в другом месте, убедитесь, чтобы они были восковыми и именно венчальными. Низ свечи стоит обмотать специальным платочком, чтобы воск не капал на кожу.

Что делать с атрибутами после?

Все символы венчания по традиции должны бережно храниться. Выбрасывать их или передаривать нельзя.

Иконы остаются в доме новой семьи, защищая очаг. Венчальные свечи зажигают при тяжёлых родах или болезнях детей. Остальные атрибуты остаются семейной реликвией.

Отдельно стоит сказать про подвенечное платье. Его нельзя дарить, продавать, а также резать. А вот надеть снова, к примеру, на годовщину свадьбы, можно.

Стоимость

У церкви нет прайс-листа и закрепленной цены, поэтому каждая пара оставляет пожертвование в том размере, который кажется им адекватным. Необеспеченным семьям могут пойти навстречу и обвенчать за символическую плату или бесплатно.
Что касается принятых размеров пожертвований, то они варьируются в зависимости от собора. Венчание в храме Христа Спасителя в Москве или Казанском Соборе в Санкт-Петербурге обойдётся приблизительно в 10000 рублей, в менее известных приходах – от 500 до 5000.

Нужно ли поститься?

За три дня до венчания следует ограничить себя в животной пище и интимных отношениях. Делается это для того, чтобы молодые настроились духовно. В сам день венчания с полуночи не стоит кушать, пить, курить, ведь с утра вам предстоит посетить литургию.

Можно ли есть при плохом здоровье? Если у вас есть медицинские противопоказания или вы боитесь упасть в обморок, то обязательно обсудите этот момент с батюшкой. Церковь идёт на уступки, и при желании можно выпить перед церемонией сладкого чаю или йогурт.

Что нельзя делать после?

После обряда можно отметить столь важное событие, но не стоит закатывать развесёлый пир с излишне откровенными или громкими развлечениями. Караоке, дискотеки, обилие алкоголя стоит оставить для другого случая.

Лучше всего отпраздновать светлый день вдвоём с любимым человеком или в небольшой компании самых родных и близких, на природе, в уютном ресторане или дома.

Хорошо, если выбранное мероприятие пройдет в православной традиции. Юмор и конкурсы допустимы, но они ни в коем случае не должны быть пошлыми.

Приметы

Такое важное таинство, как венчание, обросло за столетия приметами и суевериями:

  • Ни в коем случае нельзя, чтобы жених видел невесту в платье до венчания. Покупать наряд совместно также запрещено;
  • Дать кому-либо, даже самому близкому, примерить подвенечное платье – позволить и счастье своё примерить;
  • Для бездонной супружеской любви дайте перед венчанием клятву верности, говоря в колодец;
  • Плохой знак, если одна из венчальных свечей погаснет раньше – это значит, что держащий её человек покинет мир раньше супруга;
  • Во время церемонии новобрачным не стоит смотреть друг другу в глаза, тогда семейная жизнь будет безоблачной;
  • Хорошая примета – снег, выпавший в ночь перед венчанием. Он символизирует новую, чистую, светлую жизнь;
  • Гладкие обручальные кольца сулят гладкую семейную жизнь, а вот камни, гравировка, шероховатости – разнообразные проблемы;
  • Подвернуть, а тем более сломать каблук во время церемонии – всю семейную жизнь сделать хромой, поэтому лучше выбирать максимально удобную обувь;
  • Часть наряда невесты, к примеру, платок, должны быть взяты у близкого – тогда семье всегда придут на помощь друзья.

Важно! Как относиться к приметам, каждый решает самостоятельно. Православная церковь смотрит на подобные суеверия скептически, но в народной мудрости часто есть рациональное зерно.

Полезное видео

Венчание в православной церкви – это одно из семи главных таинств, и правила для него верующие люди стараются соблюдать как можно тщательней. Все, что нужно знать жениху и невесте про таинство венчания, — в видео:

Венчание – серьёзный шаг единения двух судеб, а потому перед ним необходимо тщательно подготовиться духовно и изучить выдвигаемые церковью требования.

Материальная сторона вопроса решается грамотной организацией. Справиться с психологией – сложнее, ведь нужно преодолеть волнение, настроиться на благодать и внимание наставлений священника. Но молитвы, общение с избранником, разговор с батюшкой обязательно помогут, чтобы вы вошли в новую семейную жизнь обновлёнными и подготовленными.

Почему не венчают в пост

В соответствии с действующими правилами Русской Православной Церкви таинство браковенчания не совершается в дни постов. В частности, в дни Великого поста. Почему же так? Первоначально стоит отметить что таинство венчания — единственное таинство, которое имеет ограничения по периодам совершения. Пост это время особого внимания православного христианина к своей душе и к своим отношениям с Богом. Таинство венчания и сопутствующий ему процесс заключения брака, как правило, неизменно связан с праздником. Торжество создания новой семьи, закономерное веселье, застолья, последующая супружеская близость и прочие атрибуты любой свадьбы не соответствуют покаянному духу великопостных дней. Поэтому Церковь и предназначает Великий пост, как особый период церковного года, свободный от всего, что могло бы помешать покаянным мыслям и достойной подготовке к встрече великого праздника Пасхи Господней. На Руси существовала традиция заключать браки на «Красную горку» — неделю, следующую за Пасхальной неделей. Существует нынче традиция, когда православные христиане заключают брак в два этапа. Регистрация брака в государственных органах пприсходит в «рабочем порядке» в любое время, которое будет указано государственным органом, а само свадебное торжество происходит после, в те дни, когда совершение браковенчания разрешено церковными правилами. При этом не стоит забывать, что венчание это большая ответственность как перед Богом, так и перед самими супругами, которая остаётся у них на всю последующую жизнь.

Пост перед венчанием в церкви: что можно и нельзя есть, какие ограничения?

Таинство венчания – одно из церковных, религиозных обрядов, буквально брак перед Богом. К нему необходимо подготовиться – духовно и физически. Накануне обряда молодые должны исповедаться и причаститься, молиться, готовясь к важному событию. Также подготовка включает в себя пост. Действительно ли он так необходим? Что именно нельзя есть, а что можно? У многих пар возникают подобные вопросы, но не всегда есть время, чтобы обратиться к священнику за ответами.

Нужно ли поститься перед венчанием в церкви?

Пост считается обязательным условием подготовки к венчанию, равно как и к другому таинству, поскольку перед обрядом нужно причаститься, а перед причастием пост необходим. Таким образом душа и тело очищаются перед обрядом.

Сколько дней лучше поститься? Не меньше 3-х суток

Иногда священники рекомендуют выдержать недельный пост, но это не строгое правило. Важно не столько ограничение себя в пище, сколько духовное смирение, отречение от мирского накануне вступления в венчаный брак.

Посетить священника перед венчанием в церкви

Также непосредственно в день венчания лучше ничего не кушать, особенно, если молодым предстоит причастие перед обрядом. Но если венчание запланировано на вторую половину дня, а супруги уже причащались несколько дней назад, то легкий завтрак допустим. Если есть опасение почувствовать себя плохо из-за голода или упасть в обморок во время свершения таинства, то лучше посоветоваться со священнослужителем. Иногда священник может благословить пару на вкушение легкой пищи накануне венчания.

В случае, когда по каким-либо причинам пост невозможно соблюдать, например, невеста беременна или кто-то из молодоженов болен, то лучше обратиться с вопросом к священнослужителю, который будет проводить таинство – можно ли есть мясо и молочные продукты в таком случае. При объективной невозможности соблюдения поста священник может сделать послабление в порядке исключения по особым обстоятельствам. Однако не стоит злоупотреблять этим и давить на жалость, выдумывать причины для того, чтобы не поститься.

Пост – лишь начало ограничений и духовного труда, который предстоит супругам, решившим обвенчаться

Поэтому ограничение лучше воспринимать как духовное испытание на прочность веры и решимости для венчания.

Если пост воспринимается как тяжелая повинность, стоит ли венчаться? Ведь супружеская жизнь будет наполнена испытаниями и каждодневным терпением. Если даже трехдневное воздержание кажется непреодолимым препятствием, хотя на самом деле таковым не является, то лучше еще раз обдумать свое решение.

Венчание в церкви

Несмотря на то, что поститься необходимо, точные сроки и ограничения лучше уточнить у священника в том храме, где планируется венчание. Он точно скажет, как лучше поступить и сколько дней держать пост.

Какие ограничения в пост перед венчанием?

Пост предполагает полный отказ от любых продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, рыбной икры, яиц, молочных продуктов, сливочного масла, сыра и так далее. Также нужно исключить любые алкогольные напитки. Исключение делается для кагора, которым причащают прихожан в церкви.

Во время больших постов, как например, Великий, разрешается вкушать рыбу, но для короткого трехдневного ограничения лучше обойтись без нее

Все-таки цель подобного воздержания, в первую очередь, духовное очищение.

Что можно есть в пост: любую пищу растительного происхождения, например, крупы, овощи и фрукты, ягоды, грибы, орехи и так далее. Важно понимать, что ограничение – это не просто отказ от мяса и прочего, а также воздержание от переедания. Нужно питаться скромно, не позволяя себе лишнего.

Пост перед свадьбой

Как поститься накануне венчания? Помимо того, что нельзя кушать мясную и молочную пищу, пост предполагает смирение и обращение к духовному. Стоит воздержаться от интимной близости, увеселительных мероприятий, обратиться к чтению молитв и святых книг.

Откуда пошла традиция поститься?

Посты, как религиозное явление, связывают с повторением 40-дневного поста Иисуса Христа, когда он удалился в пустыню. Также посты связывают с обычаем поститься в дни скорби, разделяя страдания Спасителя, или в качестве покаяния в своих грехах.

Еще одно значение поста – аскетическое, для смирения и укрощения желаний. Подвиги святых-аскетов, ведущих уединенный образ жизни, конечно, трудно повторить в мирской жизни, да и вряд ли удастся без вреда здоровью, но можно брать пример и по мере сил стараться ограничивать себя в благах, усмиряя дух и тело.

Постное меню перед венчанием

Также было принято поститься накануне больших праздников, чтобы лучше подготовиться к ним.

Зачем поститься накануне венчания?

Пост не столько воздержание от употребления пищи, сколько духовное очищение и обновление, возможность начать свою новую брачную жизнь на хорошей ноте. Он сочетает в себе помимо ограничений в еде уход от всего, что рассеивает мысли: социальные сети, телевизор, развлекательные мероприятия и прочее. В это время следует обратиться к Богу, сосредоточившись на труде, молитвах, самосовершенствовании и чтении православных книг.

Лучше воздерживаться от ссор и конфликтов, зависти и гордыни, одним словом – вести себя благопристойно, готовясь к таинству

Конечно, в рабочем графике в суматошном современном мире не всегда получается отдалиться от всего, но цель поста – следовать ему по мере сил и возможностей, стремясь к духовному, а не к материальному.

Ругаться перед венчанием

К сожалению, многие новоцерковленные люди воспринимают пост исключительно как воздержание от пищи, что по сути не так. По крайней мере, одну только диету нельзя назвать постом без должного усилия, направленного на очищение, в первую очередь, души, а не тела. Задача поста ‒ научиться смирению и воздержанию, что должно касаться не только диеты, но и всех аспектов жизни.

Венчание – не только красивый обряд, но и таинство, соединение супругов в жизни вечной. Естественно, что к нему нужно определенным образом подготовиться, в том числе и поститься.

Из этой статьи вы узнаете, когда можно, а когда нельзя проводить венчание в церкви, какой нужно соблюдать пост перед венчанием.

Венчание в церкви – древний обряд. Наши бабушки и дедушки придерживались его. Теперь же венчаться в церкви желают немногие пары. Узнаем об этом таинстве больше.

Можно ли венчаться в церкви в пост Рождественский, Успенский, Петров?

В пост венчаться нельзя

Православная церковь делает много ограничений по поводу венчаний. Русская Православная Церковь гласит, что венчаться молодоженам нельзя:

  • На протяжении поста (Великого – 7 недель перед Пасхой, Петрового – в 2017 году с 12 июня по 11 июля, Успенского – с 14 по 27 августа, Рождественского – с 28 ноября по 6 января)
  • Вторник, среду, субботу
  • В Новогодние Святки (с 7 по 19 января)
  • В дни празднования Пасхи и остаток недели
  • 1 день перед празднованием дванадесятых праздников и в праздники (венчание не запрещается, но не рекомендуется)
  • В дни храмовых празднеств (в каждой церкви свой храмовый праздник) и 1 день перед праздником
  • На Масленичной неделе (последняя неделя перед пасхальным постом, называемым Великим, на этой неделе венчание не запрещается, но не рекомендуется)
  • 1 день перед праздничным днем Усекновение головы Иоанна Предтечи (11 сентября) и в день праздника

Исключение из устава сможет сделать архиерей, правящий церковью, где собираетесь венчаться.

Итак, запрещенных для венчания дней много, в 2017 году, в России, венчаться молодоженам можно 116 дней из 365.

Русская Православная Церковь придерживается самых строгих правил. В Западной Европе православные церкви не так строги к дням, разрешенным для венчания, в субботу, воскресенье здесь основные дни, когда молодые венчаются. В Греции и Румынии можно венчаться в Петров пост, на Кипре – в оба летние посты.

Согласно церковному уставу, если местный батюшка вас повенчал в церкви, в недозволенный день, брак все равно действительный.

Примечание. Дванадесятые праздники:

  • 7 января – Рождество Христа
  • 19 января – Крещение Христа
  • 15 февраля — Сретение Господнее
  • 7 апреля — Благовещение
  • За 1 неделю до Пасхи – Вербное воскресенье
  • Сороковой день по Пасхе — Вознесение Господнее
  • Пятидесятый день по Пасхе — Троица
  • 19 августа — Преображение
  • 28 августа — Успение Богородицы
  • 21 сентября — Рождество Богородицы
  • 27 сентября — Воздвижение
  • 4 декабря — Введение в храм Богородицы

За сколько до венчания нужно держать пост?

Пост перед причастием, предшествующим венчанию, нужно держать минимум 3 дня, но лучше 1 неделю

Перед венчанием православная церковь советует устроить пост не только телу, но и душе – осознать все грехи и покаяться. За несколько дней до венчания жениху и невесте нужно прийти на исповедь и причаститься.

Как проходит исповедь и причащение?

  • Прежде всего, за несколько недель перед венчанием, узнайте расписание богослужений в церкви, которую собираетесь посетить.
  • Исповедование и причащение проходит после вечерней или утренней службы.
  • К исповеди нужно готовиться 1 неделю, а если времени нет, то 3 дня, не меньше.
  • Накануне посещения церкви нужно вспомнить, какие грехи за вами числятся и записать на листочек, чтобы потом не забыть рассказать священнику, поскольку не названный во время исповеди грех останется непрощенным.
  • В дни, предшествующие причастию, нужно помириться со всеми, с кем вы ссорились, и попросить у них прощения.
  • Также нельзя в это время ругаться, развлекаться, заниматься сексом.
  • Всю неделю нужно придерживаться поста – не есть мясные, молочные блюда и яйца.
  • Утром и вечером читайте молитвы. Кроме каждодневных молитв нужно читать Покаянные каноны к Пресвятой Богородице Марии, Христу и Ангелу хранителю.
  • Для женщин. Заранее подсчитайте, когда должны наступить месячные кровотечения, поскольку в церковь можно заходить только после полного прекращения менструации.
  • Если собираетесь на исповедь с утра, после полуночи взрослым нельзя принимать пищу, воду и курить, есть и пить можно только детям до семилетнего возраста.
  • Приходите в церковь до начала службы, слушайте молитвы, звучащие в храме и повторяйте их про себя.
  • После богослужения все, кто желает исповедоваться, по очереди подходят к священнику и каются в своих грехах.
  • Если батюшка отпускает вам грехи, вы направляетесь целовать крест с Евангелием.
  • Затем священник выносит для всех, кто исповедался, чашу, в которой Святые Дары.
  • Прихожане же должны сделать земной поклон (стоя на коленях нужно коснуться челом пола) в будние дни, и поясной (небольшой наклон головы и тела) – в праздничные дни и воскресенье. Во время поклона читается литургия, молитву нужно всем тихонько повторять.
  • После молитвы руки нужно сложить на груди: снизу левая, сверху правая, и подойти, по одному, к чаше со Святыми Дарами. Вначале выстраиваются дети, за ними — мужчины, а потом женщины. Перед принятием Святого причастия называете свое имя, принимаете ложечку с причастием, целуете край чаши, и отходите к столику запить водой. Это нужно делать, чтобы во рту не осталось ничего.
  • Оставшуюся часть дня нельзя ругаться, попусту болтать, заниматься сексом.

Пост перед венчанием: какие ограничения, что можно кушать?

Перед венчанием желательно 3 дня поститься

В течение трех дней перед венчанием жених и невеста устраивают себе пост двух видов: для тела (можно кушать только постную еду) и для души. В эти дни нельзя есть скоромную еду (мясо, молочные блюда и яйца). Некоторые священники советуют не кушать и блюда из рыбы. Можно есть овощи сырые и вареные, каши на растительном масле или с орехами, супы, заправленные постным маслом, фрукты.

Духовный пост заключается в том, чтобы не сплетничать, не ругаться и ссориться, не смотреть непристойные фильмы, не заниматься сексом. Вместо фильмов и светской литературы читать нужно духовные книги и Евангелие.

Если придерживаться таких истин, тогда пост будет правильным.

Но не все люди могут держать пост. Например, если человек болеет или занимается тяжелым физическим трудом, ему дается послабление – батюшка может разрешить молочные блюда или рыбные.

Итак, теперь мы знаем, когда можно венчаться в церкви, и как придерживаться поста.