Можно поминать 40 дней раньше

Можно ли 40 дней поминать раньше или позже и как это делать правильно

История понятия «40 дней» как сакрального начинается в библейские времена. Упоминаемый период нередко встречается в Церковном Предании — он необходим, чтобы приуготовить себя к достойному принятию особого дара от Господа и получению Его благодатной помощи.

Так, беседе пророка Божия Моисея с Творцом на Синайской горе и получение от Него скрижалей Завета предшествовал 40-дневный пост.

Далее — 40 дней оплакивали израильтяне смерть Моисея; столько же шел пророк Илия к горе Хорив. Но более понятным становится то, что Сын Божий вознесся на небеса тоже в 40-й день по Своем Воскресении.

Возможно, это все вкупе и предрешило установление Церковью особого поминовения новопреставленных именно в 40-й день после их ухода.

Зачем поминать?

Душа новопреставленного, представ на 9-й день перед Отцом Небесным и не получив еще окончательного решения относительно своей дальнейшей судьбы, отправляется на воздушные мытарства.

Что они собой представляют? На этом пути будут возникать всяческие преграды из грехов, совершенных покойным при жизни, и представители темных сил будут стараться увлечь его к себе. Душа, сопровождаемая ангелом-хранителем, должна преодолеть их, доказав, что добрых дел у усопшего значительно больше и они перевешивают все «инкриминируемое» темными силами.

После этого нелегкого испытания душа снова предстанет перед Господом Богом, чтобы получить окончательный «приговор» о том, куда она будет определена — в рай или ад.

Понятно, что церковное поминовение в эту дату особенно актуально — как помощь и защита. Сам новопреставленный уже лишился возможности замолить совершенные им грехи, но это по силам тем, кто остался на земле. И молитвы их имеют для усопшего огромное значение: они испрашивают у Бога помилования его грешной души.

Когда поминать?

Молитвы помогут усопшему обрести покой.Сорок дней отсчитывается со дня смерти, т.е. он является первым днем отсчета (до полуночи). Если человек преставился ночью и это произошло после полуночи, датой смерти будет считаться уже день наступающий.

Можно ли поминать раньше/позже? В храме необходимо сделать это день в день. Что же касается поминок в смысле поминального обеда, то организовать его допустимо в любое удобное время — раньше ли, позже ли этой даты, ведь для новопреставленного главное — не накрытый, хоть и в его память, стол, а своевременная теплая молитва.

Бытуют мнения, что если сороковины выпадают на воскресенье или понедельник, то в эти дни поминать нельзя. Подобные установки безосновательны, тем более что в воскресный день в храмах служится Божественная Литургия, и это самый лучший способ поминовения. Что же касается понедельника, то если в ближайшей церкви литургии не служатся ежедневно, то в означенную дату можно специально заказать литию или панихиду.

Виды поминовения

Как поминать на 40 дней после смерти? Христиан поминают:

  • молясь об упокоении их душ — в церкви и дома,
  • организованной по этому поводу особой трапезой,
  • милостыней.

Как правило, сорокоуст о новопреставленном заказывают в день смерти, и с этого дня в церкви умершего поминают ежедневно. Хорошо по истечении срока заказать новый сорокоуст.

Есть еще такая молитва как Неусыпаемая Псалтирь. Такое моление заказывают в монастырях, монахини читают Псалтирь в течение суток, сменяя друг друга. Днем во многих храмах подобным же образом читают Псалтирь и прихожане, такое чтение также можно заказать с целью поминовения.

Очень душеполезны дела милостыни, помощи ближним.

Православной традицией предусматривается раздача вещей умершего не после, а до 40 дней. Отдать их надо тем, кто в этом нуждается, и попросить их молиться за отшедшего в мир иной. Подобное действие будет зачтено в его «актив» как доброе дело.

На сороковины принято посещать кладбище, принести цветы на могилу, затеплить свечу или лампадку, помолиться.

Поминальный обед

Можно пригласить священника на поминки.Служба в храме прошла. Поминальный обед считается как бы продолжением богослужения, потому и проходить должен на достойном уровне.

Поминки сорокового дня, как и девятого, называют «незваными». На них не приглашают, приходят люди, которые желают отдать последний долг усопшему.

Если на девять дней собираются, как правило, родственники и близкие друзья, то на сороковины могут прийти почтить память коллеги, соседи, знакомые.

Совсем нередко это скорбное мероприятие превращается для многих знакомых в возможность «общего сбора», где можно обменяться новостями, насущными проблемами. При этом забывается, что православным и за поминальным столом должно молиться об усопшем.

Если на обед приглашен священник, он отслужит краткий заупокойный молебен и скажет несколько назидательных слов в качестве проповеди. Если же собрались сугубо миряне, то молитвы об усопшем все равно должны прозвучать. Если нет возможности самим прочитать литию, то на крайний случай пусть это будут хотя бы 90-й псалом и «Отче наш». При молитве должны гореть церковные свечи.

На поминках неплохо произнести речь о качествах и достоинствах покойного, а после этого почтить его память минутой молчания.

Поминальная речь, хоть и грустна по настрою, однако не должна являть безысходность.

Основным мотивом пусть прозвучит: да, человек ушел от нас, его нет на этой земле, но существовать-то он не перестает, просто нынче он в иной форме и в ином мире.

От спиртного в ходе поминальной трапезы следует отказаться, даже в том случае, если сам новопреставленный был, как говорится, не дурак выпить — не стоит усугублять его грех.

Стол: что на нем должно быть?

Самое первое — и традиционное — поминальное блюдо — это кутья. Зерно (в данном случае отваренные рис или же пшеница) почитается как символ воскресения, а добавленные в кашу мед и изюм — той сладости, наслаждения которой удостоятся праведники в Царствии Божием. Кутья по традиции освящается в храме в ходе панихиды, но иногда, если почему-то такой возможности не было, ее окропляют святой водой.

Блюда для поминального стола тоже с давних времен традиционны. Кроме кутьи, это рыба во всех видах. На столе присутствуют также:

  • Поминальный обед.бутерброды с сельдью или шпротами;
  • салаты из свеклы, включая винегрет;
  • рыбное заливное;
  • рыба запеченная;
  • голубцы;
  • котлеты или зразы с грибами;
  • фаршированный овощами и грибами перец;
  • сдобные блинчики;
  • разнообразные пироги.

Поминальный стол включает что-нибудь из таких напитков:

  • квас;
  • кисель — ягодный или овсяный;
  • компот;
  • лимонад;
  • морс;
  • сбитень;
  • сок.

Всех ли Церковь поминает?

Есть несколько категорий покойников, которых поминать в церкви, служить по ним заупокойные службы не положено, независимо от срока их ухода. Это касается:

  • самоубийц;
  • тех, кто ушел в состоянии опьянения (алкогольного или же наркотического);
  • некрещеных.

Самоубийц поминать в церкви нельзя.Самый главный дар Бога — это жизнь. И если некто самовольно решил пренебречь им, то Церковь не имеет права поминать его как верующего, служить по нему молебны. За такого человека можно молиться частным образом (но с благословения духовника), полезно в память о нем подавать милостыню.

Однако случаются ситуации , когда счеты с жизнью сводит душевнобольной или человек, которого довели до края притеснениями да издевательствами (скажем, в армии или тюрьме). Тогда правящий архиерей по письменному прошению может благословить отпеть и поминать его.

Употребление алкоголя и наркотиков — тяжкий грех, по сути это то же самоубийство, растянутое во времени, и поминать умершего в подобном состоянии грешника недопустимо.

Что касается некрещеных, то Церковь не вправе поминать и их, ведь они не являлись ее членами: не были возрождены к новой, духовной жизни посредством Таинства Крещения, не соединялись с Господом нашим Иисусом Христом в Таинстве Причащения, потому и не могут унаследовать тех благ, что Он обещал любящим Его.

Облегчить участь душ ушедших некрещеными (как и мертворожденных младенцев) православные могу домашней молитвой — св. мученику Уару, получившему благодатный дар от Всевышнего быть предстателем за тех, кто не сподобился Святого Крещения:

«О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь».

Согласно православным воззрениям, третий, девятый и сороковой дни после смерти человека особенно значимы для его души. Однако именно последний в сравнении с другими «поминальными сроками» наиболее важен. В этот период, пройдя все воздушные мытарства, душа перестает быть новопреставленной.

Для нее в эту третью встречу с Богом уже определится по ее делам дальнейшее место пребывания — до самого Страшного суда. И день ожидания этого решения представляется датой более трагичной, чем даже физическая смерть. Потому поминальные молитвы за усопших, за определение их душ «в месте злачне, в месте прохладне, в месте покойне» являются христианским долгом всех верующих.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем… преломлять для них хлеб (Иер. 16: 7). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в

первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и

близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Слава, и ныне:»

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

«Богородице Дево, радуйся…»

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш…», «Достойно есть…»

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20)

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21: 22).

Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.

Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.

В православной традиции поминкам уделяется особое внимание. Они назначаются на определённые дни, когда родные и близкие усопшего собираются и молятся за упокой его души. Данная статья расскажет об особенностях проведения поминок и о том, можно ли 40 дней поминать раньше или позже.

Когда и зачем поминают

Поминальные обычаи берут своё начало из библейских времён. Ещё в Ветхом Завете есть указания, что помочь душе покойного вознестись на небеса могут людские молитвы и добрые дела.

Согласно христианским преданиям, помины следует делать:

  • В день смерти или на следующие сутки, когда душа отделяется от тела.
  • Через 3 дня, что часто совпадает с датой похорон. Всё это время дух присутствует на земле, посещает любимые места, старается завершить начатые дела.
  • На 9-й день, когда человек предстаёт перед творцом. Все 6 дней до этого ангелы сопровождают душу в путешествии по раю и показывают ей небесные блага.
  • На 40-й день, в который бог принимает окончательное решение, где дух будет обитать до Страшного суда, – в аду или в раю. Этому предшествует целый месяц страданий и испытаний грехами. Цель человека – выстоять и доказать, что при жизни он совершил больше добра, чем зла. Поскольку душа не может вымолить прощение самостоятельно, это должны сделать родственники и близкие люди. Поэтому, поминки в эту дату – наиболее важные для православных христиан. Они также символизируют воскрешение Иисуса Христа и его вознесение, которое произошло на сороковой день после гибели.
  • Через полгода и год после кончины. Годовщина – достойный повод собраться и вспомнить благие поступки усопшего. Ведь, как гласит церковное предание, человек жив, пока живо воспоминание о нём.

Дни отсчитывают от даты смерти, которая и является первым числом. Если человек умер незадолго до полуночи, поминать можно на следующее утро.

Помимо личных годовщин, в каждой религии существует дата, в которую отмечают общие помины всех умерших. В христианстве она приходится на второй вторник после пасхи, так называемый праздник Радоницы. В это число в церквях и на кладбищах устраивают заупокойные богослужения.

В ответ на якобы существующие запреты поминать в понедельник и воскресенье священники говорят, что эти предания – не более чем суеверия. Церковь разрешает проводить данный ритуал в любой день недели.

Какие обряды проводят в поминки

Смысл ритуала поминовения – почтить память покойника благими делами и добрыми словами. Нельзя воспринимать этот обычай как повод встретиться, пообедать, отмечать шумно и, тем более, предаваться алкогольному веселью.

Согласно традициям, помины состоят из моления (лично на дому, в храме, заказа молебнов священнослужителям), благих дел и поминального обеда (его проводят в доме усопшего, церковной столовой или кафе).

Ритуальная трапеза

На помины не принято приглашать – люди, которым дорога память об ушедшем человеке, должны прийти сами. Но также нельзя и прогонять незваных гостей. Дух покойного от этого страдает и мается. Именно эту часть поминания годовщины смерти можно отмечать раньше или позже.

На 1 и 3 день собирают только самых близких – детей, родителей, супругов и других родственников. На девятины и сороковины допускается прийти коллегам, друзьям и хорошим знакомым.

Если за стол приглашён священник, перед началом трапезы он читает краткий молебен и проповедь об ушедшем. Если собрались только родственники, друзья, коллеги, принято почтить память человека минутой молчания и зажечь церковные свечи.

Список поминальных блюд подчиняется строгим правилам и символике. Так, рисовая или пшённая кутья с мёдом и изюмом символизирует тело и небесные блага, которые ждут безгрешного в раю. В меню обязательно включают рыбные блюда, пироги и блины. С алкоголем стоит быть аккуратным, отдавая предпочтение церковному Кагору, воплощающему кровь Христа.

Поминальные дары, которые несут на кладбище на сороковину, желательно освятить во время Панихиды. Для этого в церкви есть специальный стол – канун. Обычно, приносят сладости, фрукты, хлеб и овощи, кутью или другие блюда с ритуального стола. Прямой запрет распространяется только на мясо и его продукты.

Моления

Замаливать грехи умершего человека начинают сразу после кончины. Особенно важно делать это на протяжении первых сорока дней, пока не определена судьба его духа. Церковники говорят, что для это не обязательно, хотя крайне желательно, читать специальные молитвы. Даже простая, но искренняя просьба: «Господи, помилуй душу раба твоего», – будет услышана и засчитана.

В день смерти в церкви заказывают сорокоуст, отныне священники будут молиться за ушедшего ежедневно. По окончании его срока, можно заказать моление на более продолжительное время. Также, на 9 и 40 день проводят Панихиду и Литургию об упокоении, подают записку с указанием полного имени человека, за которого будут молиться. Если нет возможности провести полноценное служение, ограничиваются пением литии. Необходимо не просто подать прошение, а лично присутствовать на службе от начала до конца.

В монастырях есть возможность заказать чтение Неусыпаемой Псалтири. Служители возносят молитвы богу непрерывно, сменяясь в течение суток. Днём к ним могут присоединиться и простые люди.

Подаяния

«Перевесить» чашу благих дел можно раздавая милостыню от имени усопшего. Эта традиция широко проповедуется в исламе, но нашла своё применение и в христианстве. Подаяния нуждающимся, пожертвования на нужды церкви, раздача вещей умершего – эти поступки помогут убедить высшие силы отправить душу в рай.

Можно ли поминать раньше или позже срока

Многих православных христиан волнует вопрос, можно ли помянуть человека раньше или позже. В ответ церковь говорит, что сделать это возможно при наличии уважительных причин. Желательно провести поминание в ближайшую к точному сроку дату и, если есть выбор, не отмечать годовщину смерти заранее.

Весомым поводом отложить заупокойное собрание является:

  • Церковный праздник: время Пасхи, Великого поста, Страстной недели. В православии общепоминальным днём признана Радоница.
  • Рождественский Сочельник. Если помины приходятся на канун Рождества, лучше перенести их и отметить после 8 января.
  • Рождение или крестины ребёнка. Суть этих обрядов – возрадоваться и приветствовать ниспустившуюся душу. Поэтому, траур переносят на другой день.

Уважительной причиной также является плохое самочувствие или невозможность уйти с работы. Главное – это желание вспомнить умершего человека, а день, в который это делается, не столь важен.

Отвечая на вопрос, нужно ли устраивать поминки строго через 40 дней после смерти день в день или можно раньше/позже, следует помнить ряд церковных ограничений. Так, панихиды и другие служения в храме не проводят заранее. Если нет возможности посетить службу, допустимо кратко помолиться за покойного человека дома.

Трапезу же можно перенести на любой удобный собравшимся день. Следует помнить, что сам обед не столь важен ушедшему человеку, как добрые слова о нём. Чтобы облегчить душе отхождение в мир иной, следует до сорокового дня раздать вещи усопшего нуждающимся. Подаяния и ежедневные молитвы помогут убедить высшие силы вынести положительный вердикт.

Ответ на вопрос о том, можно ли поминать годовщину смерти раньше или позже, зависит от ситуации и намерений. Несмотря на церковные правила, связанные с определёнными датами, можно найти подходящее решение. Даже если не делать общий стол или служение в храме, а только мысленно помянуть покойника молитвой и благими словами, – этого будет достаточно.

Можно ли поминать на день-два раньше 40 дней? Можно ли сделать поминки в понедельник?

Вопрос читателя:

Можно ли отмечать поминки по усопшему, девять или сорок дней, на день или два раньше? И правда, нельзя поминать в понедельник?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Про понедельник — это какое-то суеверие. Поминки можно сделать в любой день недели, в том числе и в понедельник.

Сегодня, к сожалению, есть множество и других суеверий и неверных представлений о поминовении покойных, поэтому скажу несколько слов о смысле поминок и сразу дам ссылки на другие ответы на точно такие же, как у Вас, вопросы.

Главный смысл собраться вместе — это в первую очередь вместе помолиться о упокоении усопшего — читать далее

Накрыть стол, собрать обед — это уже вторично. В общем, обед — для того, чтобы накормить собравшихся (у нас есть об этом отдельный текст Поминки: нужна ли покойнику еда?.

Если не получается вместе собраться именно в самый 9-й или 40-й день — ничего страшного. Для совместной молитвы можно собраться немного раньше или позже, как уж позволяют обстоятельства. А в самый 9-й или 40-й помяните человека кратко: «Упокой, Господи. душу усопшего раба Твоего ИМЯ, прости ему всякое согрешение, вольное и невольное, и даруй Ему Царство Небесное) Постарайтесь выделить полчаса и прочитать о человеке Последование (канон) заединоумершего человека. Также Вы можете заглянуть в наш материал, в котором собраны другие молитвы о упокоении, в том числе по дням: Молитвы за усопших

В канун этих дней советую заказать в церкви поминовение на Проскомидии. «Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы»,

Почему так важно поминать человека в эти особые дни после смерти? «На девятый день после кончины, как говорит преподобный Макарий Александрийский, душа видит рай и поклоняется Богу… На сороковой день умерший отправляется до Страшного суда либо в рай, либо в ад. В это время ему тоже нужна молитва на проскомидии и поминовение на панихиде». Подробнее об этом — в материале Дни поминок после смерти.

И даю ссылки еще на два материала, которые, возможно, будут Вам интересны:

11 вопросов о поминовении усопших

Как поминать усопших?

Храни Вас Господь! Царство Небесное усопшему!