Мучение грешников в аду

Чтобы приблизительно представить себе, что грешник будет чувствовать в аду, допустим его разговор в аду с самим собой.
Безбожник, вспомнив свою жизнь, скажет себе: «еще и намеренно я подавлял в себе религиозные убеждения. Истины веры сами о себе говорили моей душе. Но я искал таких книг и таких людей, которые бы убедили меня в противном, т.е. что будто нет Бога и нет будущей жизни. Теперь же я вижу, что есть Бог. Не хотел я знать Его добровольно, теперь познаю Его невольно. Теперь самим делом я убеждаюсь в безумии прежних моих рассуждений, например, будто «душа ничего не значит, будто человек только материя, или состав плоти и крови, которые навсегда разрушаются с его смертью». Еще как многих я заразил своим вольномыслием и неверием! Как бесстрашно входил в церковь, в которую, между тем, другие входили с благоговением! Как презирал священников, смеялся над всякой святыней, и таким образом безумно лишал себя сам спасительной благодати!» Упорный раскольник припомнит себе: «сколькими увещаниями пренебрег я! Не хотел верить и самым очевидным доказательствам православной истины! Отверг и пред самой смертью исповедь и св. Причащение, которые предлагали мне принять мои близкие, но от которых отклоняли меня «наставники» по расколу. Был я призываем в Церковь, как в ковчег Ноев, но вместо законных священников захотел лучше слушать таких же невежд, или, по крайней мере, мирских людей, как и я сам. И вот теперь я очутился за спасительным ковчегом, утопаю в потопе огненном!»Идолопоклонник вспомнит о бездушных истуканах, которым поклонялся вместо Бога…
Вспомнит и сребролюбец о своих деньгах и имуществе, которые теперь также полагает себе вместо Бога, почему и называется идолопоклонником.
Сластолюбец, который в этой жизни все дни веселится, пиршествует блистательно, смотрит на эту жизнь, как только на срок для того, чтоб наслаждаться всевозможным образом, там почувствует на самом деле силу священного текста: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15: 50) Он спросит сам себя: «где эти пиры с музыкой? Где повседневные вечера для ненужного отдыха, с игрой в карты, с бегством от своей семьи? Где те, которые гостили у меня в столь великом довольстве, что и обливались вином? Где женская красота?»
Упорный гордец вспомнит, сколько от его гордости, которую теперь он проявляет различно: и властолюбием, и недоступностью, и раздражительностью, и честолюбием, и презрительным обхождением с другими, вспомнит, сколько же от его сатанинской гордости пострадали другие. В настоящее время он и минуты не хочет послушать, когда кто думает пробудить в нем совесть, начнет высказывать ему правду прямо или только в скромных выражениях: он бежит от правдивой речи и затворяет за собой дверь, так что и нет возможности когда-либо передать ему истину, вывести его из заблуждения. Но там он будет связан по рукам и ногам, там уже поневоле выслушает все обличения от своей совести
Богохульник вспомнит, как он небрежно и дерзко употреблял имя Божье в разговорах, письме и напрасной божбе; как даже сквернословил имя Божье, оставшись по долготерпению Божьему не пораженным в ту же минуту; как нечестиво думал и говорил о приснодеве Марии Богородице; как называл своим «ангелом» женское лицо, к которому имел нечистую любовь и с которым даже жил развратно.

Клятвопреступнику придут на память его многие присяги, которые он без всякого страха принимал и с сознанием нарушал, еще его обеты перед Богом и заверения других в чем-нибудь именем Божьим, которых и не думал исполнить.
Кощунник вспомнит все случаи, когда обращал в шутку и смех церковные службы, святые иконы и священнослужителей.
Не почитавшие воскресных дней и праздников приведут себе на память, как в то время, когда добрые христиане спешили в церковь, они, напротив, отправлялись на полевые работы, или – еще хуже – собирались в дома пира и разврата…, как под праздничные дни, будто нарочито, составляли у себя пение и лики, а то собирались все в одном доме (клубе) для веселья; как и все праздничное время проводили только в разгуле. Эти же люди вспомнят, как, кроме двух-трех дней говенья, которое выполняли только по обычаю, ни разу в продолжение всего года не бывали в церкви; как, встав утром и отходя ко сну вечером, каждый раз и не подумали помолиться Господу Богу.
Нарушители постов припомнят себе мяса и вина, которыми пресыщали свое чрево, между тем как другие (даже и слабее их силами) оставались на сухоядении или совсем не помышляли о пище (например, в великий пяток). Хулители Духа Святого, выражавшие свою хулу, например, тем, что не признавали святых мощей и чудес, которые может быть, совершались перед их глазами, уверятся, что хула на Духа святого не отпускается и в будущем веке.
Непокорные дети припомнят, как своими грубыми словами, своим противлением и развратной жизнью заставляли родителей своих скорбеть и плакать о них. Но тяжело будет и самим родителям вспомнить, как они явно соблазняли своих детей беззаконной жизнью, как не старались воспитать детей в страхе Божьем, а таким образом и их привели вместе с собой на это место мучения.
Сколь ужасны будут воспоминания самоубийц, которые вольны были погубить свои души, легко и самовластно распорядились со своей жизнью, но не в силах будут прекратить свои мучения в аду новым самоубийством! С каким ужасом припомнят свои преступления и прочие убийцы, особенно те, которые подняли убийственные свои руки на самих родителей или пролили кровь священника или же мучили собственных жен и детей, как некогда гонители за Христа, или еще лишали жизни беременных и младенцев!
Страшны будут воспоминания ненавистников, досадителей, жестоких богачей, соблазнителей, вообще всех тех, которые убивали ближнего медленно, телесной или душевно-нравственной смертью! Сознанию этих людей предстанут все слезы, которые от их жестокостей пролили невинные. И они тем сильнее будут плакать, чем более слез он них самих пролили в этой жизни другие.
Блудники и прелюбодеи вспомнят на том свете, как они смеялись над целомудрием других, как с ранних лет оскверняли себя блудом, как соблазнили к тому же многих невинных; как расторгали законные супружества своими преступными связями, как обольщали вдов; как имели наложниц или наложников до самой старости и даже умирая не хотели прекратить постыдной связи; как доходили до таких грехов плотской страсти, что стыдно и говорить; вспомнят, что они не удерживались от своей страсти даже в великие светлые праздники, в строжайшие посты и постные дни. При этом им придут на память скверные слова и столь же скверные песни их, музыка и театральные представления, от которых изнеживалась их душа и воспламенялось воображение. Смрад от адского огня тем более будут чувствовать эти люди.
Грабителю и вору припомнятся их грабежи и кражи, равно как сами вещи, которые они приобрели и которыми пользовались неправедно.
Ленивые припомнят свои таланты, которые зарыли в земле: огненный пламень, как бич какой, будет уязвлять их за леность.
Клеветнику придут на память его напрасные подозрения на других, его пересуды, его злой язык, от которого погибли многие, его лживые доносы и показания, сама уклончивость от защиты человека правого и невинного, вообще всегдашнее благоволение только к неправде и лжи.
Завистник вспомнит, как он зло радовался неудачам ближнего, сколько раз останавливал по своей зависти добрые начинания других, а сам, между тем, ничего полезного не предпринимал; как желал один бы овладеть всем; как сердце надрывалось, когда видел ум, достоинства и успехи другого, и как после этого мстил этому человеку, сам не зная за что; сколько своими кознями и завистливым преследованием отнял он у других спокойных ночей, здоровья и лет жизни. За это самой и будет он на том свете сильно снедаться от своей совести и как бы выть, подобно тому, как воет одуревший пес.
Вот вам примеры, как грешники в будущей жизни будут вспоминать свое прошедшее!!!
Фомин. «Загробная жизнь»

Любит ли Бог грешников?

Очень часто мы можем слышать от людей верующих: » Бог любит грешников, но ненавидит грех».
Так же христиане, стараясь обратить кого-то ко Христу, первым делом пытаются привлечь внимание грешника словами о том, что Бог его любит, и поэтому желает спасти его душу…
Необходимо в этом разобраться, ибо многие люди никоим образом не могут согласиться с тем, что Бог их любит …по причине уже того, например, что они больны, увечны… или находятся в тюрьме, детдоме….а, возможно, война «отобрала» у них родителей или детей…
Многие другие имеют родителей алкоголиков и никогда не испытывали родительской любви, а только унижения, побои, голод и скитания…им тоже очень трудно понять Божью любовь к их родителям и к ним самим…
Так КОГО любит Бог и в ЧЁМ заключена Божья Любовь?….
В Евангелии от Иоанна 3 гл. мы находим такой фундаментальный стих Писания:
«16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.»
«Возлюбил мир»….ЧТО это значит?….Неужели Бог может любить падший, греховный мир людей, которые идут вслед своих страстей и безбожия?
Ведь, тот же Ап. Иоанн в другом месте Писания (1 Иоанна 2 гл) говорит:
«15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.»
Нет, здесь нет никакого противоречия….Потому что не об этом говорит Иоанн, провозглашая: » Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…»
А имеется ввиду здесь Любовь Бога к своему Творению, то есть ко всему, что Бог создал изначально прекрасным, чистым, святым!……..для Блага и Любви, Славы Своей……А не для греха!….
Вот чтО Бог возлюбил!….
Но т.к люди отошли от Бога и направили свои стопы во тьму и погибель души, Бог в своей Совершенной Любви всегда желал и желает спасти людей и вернуть их в Свою Обитель…
Бог, Который однажды раскаялся в том, что создал людей, уничтожил их всех(кроме Ноя и его семьи) Всемирным Потопом, всё же никогда не оставлял Надежды на то, что люди опомнятся, поймут, как далеко они заблудились, потеряли Благодать, Радость Отцовской Заботы и Святости…и захотят снова вернуться в Дом Отца!….
Ради того, чтобы это произошло и люди могли снова возродиться, стать такими, какими их Бог создал, какими желает их видеть, чтобы общаться с ними и отдавать им всё самое лучшее,Бог на продолжении рода человеческого предпринимал множество попыток достучаться до людей, обратить их внимание к Небесам, растопить лёд ожесточения, стряхнуть оковы неправды!…
Бог из всех народов избрал человека, который более всего искал Бога, был послушен Ему….Его имя Авраам….и затем от Авраама произвёл народ израильский, чтобы через него являть на землю свою Славу, свои Суды, Свои Законы….
Как любящий Отец, Бог благословлял народ за послушание и наказывал его, когда тот отступал от Него (шёл вослед «иных» богов…)
Многие люди, читая Ветхий Завет, возмущаются Богом, когда узнают о Его Судах и наказаниях, истреблениях нечестивцев и целых народов языческих….
Люди говорят: » так в ЧЁМ же любовь Бога, если Он так поступал?…это больше похоже на ненависть и жестокость, но не на Любовь..»…
Да…людям (особенно современным, приученным демократией и либерализмом к вседозволенности), изнеженным и растленным своими вожделениями, трудно постигнуть Божью Любовь в Судах и наказаниях ….
Приведу такой пример: отец «воспитывает» сына и старается не наказывать его ни за какие провинности…
однажды сын своровал у отца деньги, и тот, узнав об этом,решил сделать вид, что не заметил…не поговорил, не вразумил, не объяснил, что это зло…
В следующий раз сын привёл домой друзей и устроил там погром…делали хим. опыты…чуть дом не подзорвали…пришёл отец, видит – дым, грязь, пол обгорел….Отец опять решил не наказывать сына, не обличать его в своеволии…но даже похвалил: молодец, сынок, химиком станешь…. убирать за собой сыну некогда было…убежал в поисках других приключений…
Сын пропускал уроки, где-то проводил часы…отцу и дела нет…думает: дам сыну побольше свободы, ведь люблю его… не буду ограничивать его самостоятельность….
Отец и думать не думал, что сын уже вовсю порно-журналы смотрит, бегает к женщинам продажным, наркотики пробует….сын знает, что отец не интересуется его жизнью…а если и узнает, не накажет – добрый ведь….
Закончилось тем, что сын попал в тюрьму…стал наркоманом..пропала его душа…
Это самый краткий пример того, как безнаказанность и безразличие родителей к душе детей развращает их, приучает к разгильдяйству и вседозволенности…. губит душу…
Сейчас многие родители по своей беспечности и безразличию к душе ребёнка, истребляют в них дух жизни тем, что угождают только их чреву и глазам, покупая им всё, что те захотят и разрешая им часами просиживать за тупыми мультиками и разрушающими мозг и душу компьютерными играми…..
Родители при этом уверены, что они любят своих детей…ведь кормят же, одевают…к врачам водят и таблетками пичкают…..
Но такие родители не понимают главного — должна трудиться душа, учиться сострадать, преодолевать, любить, плакать, стыдиться, сокрушаться…
Человек(ребёнок) уже с детства должен узнавать Заповеди Бога, жизнь праведную и святую, направленную на созидание, а не на разрушение себя…
Отец Небесный не таков. Он был всегда внимателен к своему народу, ревностен и Добр…Его Любовь Истинная, так же как и Добро..
А это значит, что Бог всегда хотел, чтобы народ жил в послушании, не был своеволен и беспечен, не творил беззаконий и зла, не поклонялся идолам, исполнял Закон, был способен на верность, праведность и святость…
В Слове написано: » возмездие за грех – смерть»… —
Это значит, что всякое непослушание Богу(это и есть грех)ведёт к смерти, как привело к смерти и того парня, который жил по своей воле, не имея послушания Богу и своему земному отцу, не советуясь с ним, не стремясь к честности и трудолюбию…
В данном примере виноват в первую очередь родитель, который вовремя не обличал, не наказывал, не учил праведной жизни…
И такое отношение отца к сыну нельзя назвать любовью истинной….но скорее ненавистью…ведь ненависть означает — «не хочу видеть»…—
отец не желал видеть души ребёнка….будущих плодов беспечной жизни…не желал знать, ЧЕМ занимается его сын, чтО у него в мыслях и чувствах?….отец жил своей жизнью и своими интересами….а сын катился по наклонной…
НЕ ТАК БОГ. Бог всегда видит, слышит и знает мысли каждого человека….
…самые затаённые желания и стремления….
Бог желает помочь человеку не совершать греха, не делать зла, удержать от падения во тьму….
НО человек, не любящий Бога и не желающий иметь с Ним личных отношений, удаляющийся от Него, но надеющийся на себя и своих кумиров, пристрастия, постепенно и обязательно расточает всё доброе, становясь злодеем своей жизни…
Поэтому, когда уже никакие попытки (достучаться до человека) Богу не удаются, Он наказывает человека…
Причём, это наказание происходит часто даже не как удар извне, а кАк результат сеяния собственного зла….
Ведь, всем известно: что посеешь, то и пожнёшь…— если человек курит или пьёт алкоголь – он приобретёт ряд проблем…
Если человек блудит и смотрит порно – у него обязательно будет «сдвиг мозга», полное опустошение души…
Если человек ворует и насилует, он не только потеряет душу…но попадёт в тюрьму, или будет кем-то уничтожен и т. д…
Бог уничтожал языческие народы с лица земли потомУ, что они становились раковой опухолью мира,растленные в своих варварских обычаях, погрязшие в распутстве, жертвоприношениях людей, детей, жён своим языческим божкам…, пьяных, разнузданных оргиях группового насилия…с животными и детьми…
———
Уничтожение Содома и Гомморы – это только один из известных Судов Господа над нечестивцами!…
И совершён этот суд был из Любви Господа…из той самой Любви к Творению, которое ОН хотел сохранить, очистить, защитить от распространяющейся заразы….
Любил ли ОН тех, кого уничтожал?…НЕТ. Бог ненавидит Грех и Зло.
Бог готов простить грехи самому отъявленному грешнику и это является проявлением Божьей, Святой Любви – Прощение тем, кто пожелает раскаяться и обратиться к Богу с истинным желанием стать Божьим!…
НО Бог ненавидит тех, кто упорен в своём отвержении Любви и Святости, кто сам ненавидит Бога и желает уничтожить Его и Его Творение..
Думаю, никто не будет доказывать, что Бог любил (любит)фашистов, сексманьяков, педафилов, серийных убийц, сатанистов и всех тех, кто избрал путь неповиновения и борьбы с Богом, не желает раскаиваться в своём зле, освобождаться от него…
В Библии есть много мест Писания, подтверждающих это высказывание:
Библия. Притчи 6 гл:
«16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями..»
Псалом 5 гл:
«5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.»
Псалом 10:5
«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его».
Римлянам 1: 18
«18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.»
Псалом 3:8
«8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.»
Псалом 144:20 :
«Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит»
Псалом 1:
«5 не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.»
Грех не живет сам по себе. Он исходит из испорченного и лукавого человеческого сердца (Матф.15:19):
«ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ..» — а сердце человеческое, его душа – это и есть сам человек.
Многие христианские деятели утверждают, что с приходом Христа Божья Любовь стала другой, жертвенной….(Как будто Бог изменился с приходом Его Сына на Землю..)
В соцсетях, в блогах, в церквях различных конфессий всё более распространяются лжеучения (которые сливаются с мирскими философиями) под такими лозунгами:
» Любовь никогда не просит, она всегда даёт»….
» Любовь не требует, она безусловна»…
» Любовь не наказывает, а только жертвует»..
» Любовь покрывает ВСЁ» …
Эти учения ложны, ибо они противоречат Слову Божьему и Самой Сути Любви…
Ибо, если Любовь не будет ни просить, не требовать, она превратится в безразличие, потакание злу, потворству грехам и вседозволенности…—
Христовая Жертвенная Любовь ТРЕБУЕТ…
Она требует исполнения Заповедей и Узкого Пути следования за Господом…
Евангелие Христа, Его Учение – это УСЛОВИЯ… (требования) — условия Спасения:
Матфея 5 гл:
«Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну…»
Матфея 6 гл, Христос:
«19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.»
Матфея 7 гл:
«13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.»
«21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.»
Матфея 10 гл:
«32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.»
Матфея 16:
«24если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»
Иоанна 3 гл:
«5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.»
Иоанна 15:
«4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.»
**********************************************
Любовь никогда не просит? — это ложь…
————
Даже на простом примере можно видеть, что любовь может и должна просить, а не только давать:
Допустим, мать болеет, или усталая пришла с работы…она просит детей помочь ей что-то сделать..принести..сварить…постирать..мать любит детей, но просит….по логике слов: «любовь никогда не просит, но только даёт» мать должна была через силу, но сама всё это сделать, а детки пусть «не заморачиваются»….
но
ведь, Любовь знает, что таким образом она в других будет взращивать эгоизм, потребительство, безразличие, наглость…….поэтому мать взывает к детям….
Жена просит (требует) мужа перестать курить….она любит мужа и детей и просит или требует этого именно потому, что любит их и знает, что благо — не курить….а не благо — закрывать глаза и терпеть это зло ради эгоизма мужа…
Любовь взаимодействует…она нуждается в ответной реакции…она должна находить отклик…..так же как Бог желает найти отклик в сердцах людей когда взывает к ним…
На протяжении всего периода человеческой истории Бог (=Любовь)просил, взывал, требовал, умолял свой народ быть послушным Ему…
Так же, как любовь (к народу своему), живущая в Моисее, умоляла Бога (Исход 32 гл):
«11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою..»
И любовь Христовая, живущая в Ап. Павле взывала к братьям по вере(Римлянам 12):
«1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего…»
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.»
Да и любящие друг друга муж и жена (родители – детей) разве не просят, не требуют, не умоляют друг друга о чём-то, желая спасти, предотвратить, наставить на путь истинный…
Любовь истинная наказывает сына или дочь, желая исправления, осознания вины, неправедности, зла….чтобы понял сын или дочь, что поступает низко, отвратительно, жестоко, эгоистично…. – Конечно, это наказание должно быть достойным, без применения извращённой жестокости и пыток (что случается с иными безумными родителями!)
Есть родители, которые наказывают детей по любому поводу, унижая, оскорбляя их, сравнивая со свиньёй, ишаком, быдлом….давая подзатыльники за любые ошибки, ставя детей коленями на соль, отправляя их голыми на холод и пр…даже говорить мерзко об этом…
немало случаев, когда родители наказывают детей за плохие оценки, когда ребёнок просто не справляется с нагрузками, не понимает предмета…а родители берут ремень..или унижают словами…это уже не любовь, а ненависть, ибо ищет своего (родители желают гордиться успехами детей перед другими…)….
Если ребёнок не соображает по предметам в школе — это не грех, не зло…это его трудности, необходима помощь или освобождение его от непомерных занятий…
Если ребёнок отказывается ходить в какие-то кружки и делать то, что требуют родители, за это детей не наказывают, ибо необходимо подумать: а нУжен ли ребёнку сей кружок, ради каких целей его туда водят?….— В основном эти цели преследуют мирские ценности — гордость, власть, слава…
Нужно понимать истинные потребности души и её призвания…
Какое же наказание (и когда) может быть правомерным и благим? —
Когда ребёнок без спросу берёт и делает то, что ему запрещали брать и делать..
Когда дочь или сын совершают насилие и унижение над другими, сквернословят, бьют слабых, отбирают чужое, воруют, не приходят ночевать домой, слушают и смотрят непротребство…, проводят в пустую время за ТВ, компом, ..не помогают по дому, пререкаясь и психуя, обижают бабушек и дедушек, обзывают их, калечат животных….курят…пьют водку…совершают сексуальные домогательства и извращения….——— то есть совершают грехи.
О наказании — В первую очередь — разговор, обличение, вразумление….
Если в ответ — смех, издевательство, угрозы, надменность… — приложить ремень…
Я так же приводила уже пример, как мать одного парня, который став наркоманом, вынес всё из дома, оскорблял мать, требовал денег…и мать решилась наказать его…— она выгнала его из дома, объявив ему : «уходи, ты больше мне не сын…»….
Парень, оказавшись на улице, зимой, без жилья и денег впервые в жизни ощутил себя виноватым перед матерью (доведённой до такого состояния)…..он не знал, чтО ему делать..но жить хотел…пошёл искать церковь…Сейчас он исцелён…женат…примирён с Богом и мамой…
Самые большие наказания человек пожинает «собственными руками», собирая посев своих неправедных дел, решений, поступков….—
Совершаются Божьи Законы…
Поэтому можно сказать, что и в этом случае наказывает Бог…
Бог дал человеку свободную волю выбора…и человек сам решает, КАК ему поступать, слушать Бога или нет, исполнять Его Волю или следовать своим помыслам и желаниям, своим понятиям о любви и добре, потакая себе и своим близким в их страстях и безбожном образе жизни…
Христос по этому поводу сказал следующие слова (Матфея 10:37):
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;» —
это как раз о том, когда родитель (или любой другой член семьи) угождает близким в их грехах, безбожном образе жизни, не обличая, не вразумляя их…, тем самым НЕ угождая Богу, Его требованиям Истинной Жизни…
Если человек закрывает глаза на зло и неправды своих близких, боясь потерять их, рассориться с ними, лишиться их расположение к нему, то тем самым он показывает, что его душевный комфорт ему дороже Бога, дороже спасения души своей и близких…
НО Христос (в том же месте Писания) подчеркнул:
«34 Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку — домашние его.»
Многие считают, что это слова о войне, мол Господь (Христианство) породило множество войн… Это заблуждение…
Здесь говорится о мече духовном — Слове Господа, о нём сказано в Писании :
Библия. Евреям 12 гл:
«12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт»
————
Меч Господа (Его Слово) во «внутреннем человеке» (его духе), при Действии Духа Святого отсекает всё блудное, нечистое, непотребное…
И этот человек уже не может мириться с грехами ближних, закрывать на них глаза…но открыто обличает и назидает своих родных…
а те, если примут обличение, то покаются и очистятся, а если нет, то отделяться,(отсекутся духовным мечом)…станут чужими для тех, кто желает идти за Господом…
И для ненавидящих Бога ( и Его Слово) те, кто обрёл веру и встал на путь следования за Христом, станут чужими, ненавистными, раздражающими и противными….
Стало удобным сейчас проповедовать Любовь Христову, любящую всех и прощающую всех, кто не перестаёт грешить…
говорят – ничего страшного, Благодать Христа покроет все ваши грехи…
На Западе открываются церкви для гомосексуальных пар, там прославляют устами Бога, считая, что это ОН им разрешил делать непотребства и беззакония, да ещё и благословил их, покрыл своей Любовью…. Это ложь от сатаны…
Да, Благодать покроет любой грех, НО при одном Условии – ПОКАЯНИЕ…. и отвращение от греха!….
Господь простит грехи и не вспомянет их никогда, НО только тогда, когда человек сам захочет избавится от этих грехов и никогда их не повторять, если возненавидит свои грехи и пожелает стать Божьим человеком, жить жизнью праведной….
Но в том случае, когда человек использует Дар Спасения, как магический щит, надеясь, что достаточно произнести молитву покаяния, а жить дальше так же, как и жил, по собственным правилам и похотям, то таким Христос сказал следующее:
Матфея 7:21:
«21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.»
Поэтому если вам кто-то обещает всепрощающую любовь Христа, которая ничего не требует и не наказывает, это ложь ….
Вы все сами воспитываете детей и знаете, что непослушание детей приводит к тому, что вам приходится их наказывать, иначе, дети «сядут на голову»….а в дальнейшем станут бунтарями и проходимцами….
Конечно, если ваше воспитание не несёт детям ничего, кроме требований и окриков, то это не любовь, а только дрессировка…
Любовь приносит свет, радость, участие в человеке и его душе, объяснение Божьей жизни и порядка, труд во благо семьи, научение добрым поступкам, помощи слабым, жертвенности, любви к природе и творению, понимание истинных ценностей дружбы, взаимопомощи, уступок, уважения к товарищам, служение им с готовностью и радостью…
Теперь немного о тех, кто живёт в тяжких условиях от рождения, не имеет родителей, болеет, потерян, одинок…
В ЧЁМ явлена к таковым Любовь Божья?…. –
в том, что у этих людей всегда есть возможность обрести веру в Христа, прощение их грехов, примирение с Отцом Небесным, возможность спасения своей души и обретения вечной Жизни, той Жизни, в которой не будет уже смерти, болезни, горя и бед…но только Радость и Любовь!…
Да, эти люди потерпели в этой жизни возможно больше чем другие лишений и страданий…и часто причина их бед кроется в проклятии рода…в том, что их предки жили без Бога, во грехах, которые совершали род за родом, не ища Бога, не покоряясь Его Воле…посеяли Зло…которое даёт всходы в поколениях…
НО у этих «несчастных» есть гораздо больше шансов для сокрушения их духа, понимания призрачности земного счастья, хлипкости человеческих сил и возможностей без веры и Любви к Богу…
Такие люди гораздо ближе находятся к Покаянию, к жажде Царства Небесного, ибо в этом мире они не имеют таких искусительных вещей, как внешняя красота, здоровье, богатство,власть, удобства… (ведь мир искушён этими «возможностями» в самоуверенном движении к славе и вседозволенности..)
Покаяние для обретения мира в сердце через Жертву Христа, Его Благодатный Дар Спасения…
Принять внутрь своего духа Христа и Царство Его — это ведь, не ритуал, не магия….НО это ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР — ДОВЕРИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ГОСПОДУ И ПОВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ОН — ГОСПОДЬ, СПАСИТЕЛЬ, ОН — САМА ЖИЗНЬ И ВЫХОД!
Люди, поверившие и принявшие Христа своим Господом, меняются…меняется их состояние духа…их отношение ко всему…их чувства, мысли, реакции…
Знаю свидетельство одного инвалида с рождения….мать отдала его в дом инвалидов сразу….у него тяжёлая форма болезни костей — они постоянно ломаются и прогибаются…он всю жизнь лежит в инвалидном кресле….Ему пришлось пройти множество страданий и духовных и физических…он ненавидел мать, людей и Бога….
Но когда он обрёл Христа, Дух Жизни, его душа была преображена…он понял, что такая его «судьба» — это благая возможность сохранить душу от всего греховного, что есть в мире, не быть обольщённым славой, самовозвышением, самоуверенностью, видимой успешностью — ГОРДОСТЬЮ….
Сокрушение и понимание того, что земная жизнь коротка и предназначена только для того, чтобы человек осознал свою нужду в Господе (или отверг Его навсегда), привела его душу в мир и покой, радость свободы во Христе…
Он полюбил Слово Божье…простил свою мать… она приехала к нему и просила у него прощения….несчастная,ничего хорошего не приобретшая за эти годы, но сокрушённая ещё больше…
Кроме того, парень стал помогать другим…через интернет и телефон и при личных встречах… он даёт пример Любви и благодарности Богу, пример чистоты и святости в восприятии мироздания….люди, которые порой рыдают в трубку о потери своего кота или собаки и знать не знают, что с ними говорит человек, не имеющий «ничего», кроме Христа….
У парня появилось много друзей среди верующих, он не одинок, не голоден, не оставлен……….
Здесь, на земле никто и никогда не сможет быть счастливым, потому что земля лежит во зле, подвержена тлению и уничтожению….
НО На Новой Земле и под Новым Небом, которые когда-то создаст Господь для своей Церкви (спасённых людей) будет царить Мир, Жизнь и Порядок… Вечное Блаженство Бытия во Христе Иисусе!..
***********************************************

Глава 7 Загробная участь грешников

Что такое огонь неугасаюший? Прямого ответа на этот вопрос мы не находим ни в св. писании, ни в учении церкви. Поэтому св. Иоанн Дамаскин об огне адском выражается так «Грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу»50 И блаженный Августин: «Каков огонь, какого рода и в каком месте вселенной, того, думаю, никто из людей не может знать, кроме разве того, кому откроет Дух Божий».

Как ни трудно уразумение этого предмета, но мысль человеческая, ищущая разгадки всего таинственного, не оставила совсем не затронутым решение занимающего нас вопроса. Решение его распадается на два вида: одни думали и думают, что огонь неугасающий и червь неумирающий могут быть понимаемы в смысле переносном, как символы жесточайших адских мучений, что червь выражает преимущественно внутренние угрызения совести, а огонь – страшные мучения внешние. Так думали: Ориген, Амвросий, Иероним и Августин; так думали и думают и прежде и теперь многие, пытавшиеся определить таинственный предмет51. Другие, напротив, понимают слова писания совершенного буквально, вывескою чего могут служить картины страшного суда, на которых мучащиеся в аде представляются горящими в пламенеющих кострах, зацепленные железными крюками – кто за язык, кто за бок, кто за ноги, или сидящими в котлах с кипящею смолою, или стоящими на раскаленном железе. Большинство христиан, особенно из низшего, необразованного или малообразованного класса, смотрит, кажется, на адские мучения именно так, а не иначе.

Из этих двух взглядов на адские мучения церковь не приняла первого, хотя он высказывался и высказывается лицами высокообразованными, оставляя его в ряду частных мнений. Да и не могла церковь принять его, так как крайности не свойственны точному учению православной веры; а таковое, без ущерба истине, не может принимать слов Христовых об адских мучениях за метафору: Христос много раз с точностью и определенностью говорит, что мучениями грешников во аде будут – огонь и червь (Мф. 5:22, 30, 13:50, 25:41; Мк. 9:43–50; Лк. 16и др.). Апостолы говорят то же (2Сол. 1, 8; Евр. 12, 29; Откр. 20, 15 и др.). Общий голос церкви таков же. Этот голос преосвященнейший Антоний, в своем Догматическом богословии, сокращенно выражает так «Множество свидетельств Священного Писания, очевидно, не оставляет, никакого сомнения в том, что огонь геенский должно понимать не в каком-нибудь переносном смысле или иносказательном, а в смысле собственном»52.

Не придавая значения точного учения первому взгляду на адские мучения, оставляя его в ряду частных мнений, церковь тем более не может принять последнего, как переводящего на будущую обновленную жизнь грубые понятия теперешней жизни, скрывающие от наших очей высокий образ любвеобильного Бога христианского. Грубые понятия об адских мучениях могут быть приличны религиям, составляющим произведение человеческого ума, и людям, мыслящим в духе учения об аде, которое, по Корану, таково: «Какое страшное жилище (геенна)! Когда грешники будут ввержены (туда), то услышат её рыкающею, а огонь загорится с силой. Ад чуть не треснет от ярости». – «Кожа мучащихся истребится огнем, но мы оденем их другою, чтобы заставить их испытать наказание». – «Мы заставим его (грешника) жариться на огне сакара (адского огня). Он ожигает тело человека. Он не оставляет ничего, не истребивши, не оставляет ничего целым, ничему не дает скрыться». – «Осуждаемый на жилище в огне, имея тело сверху покрытым слоями огня, будет напоен кипящей смолой, которая изорвет ему внутренности; он покроется вонючей водой». «Нечестивые еще будут накормлены деревом Цаккум. Это дерево растет из глубины ада; его вершины как будто демонские головы. Отверженные будут им питаться и наполнять желудок». «Сверх того увидим их обремененными по рукам и ногам цепями. Их туники будут из смолы, огонь покроет их лица, потому что Бог распределяет каждую душу по делам ее»53. Эти буквальные выдержки из Корана не оставляют никакого сомнения в том, что магометанство разумеет адские мучения в грубочувственнем смысле.

Если же ни один из двух приведенных взглядов на адские мучения не может быть принят за точное учение веры православной, а церковь сочла за лучшее оставить вопрос об адском огне без определенного ответа, который, по выражению блаженного Августина, ведом только Духу Божию и тому, кому благоволит открыть этот Дух, то не следует ли, ввиду молчания церкви и замечания блаженного учителя оной, отказаться от уяснения довольно нелегкого для понимания предмета? Следовало бы, если бы Дух Божий сам не поднимал завесы, прикрывающей будущее от наших глаз. Заглянем же за эту завесу, насколько она приподнята Духом Божиим верующим во Христа и приникающим с благоговением к его Божественному слову, к учению церкви и к книге природы. Что же читаем в этих органах вещаний Духа Божия?

Слово Божие, говоря об огне геенском, усвояет ему странные, по-видимому, свойства. Оно, во-первых, называет его «огнем неугасимым» (Мк.9:43, 45; Мф.25, 41); во-вторых – огнем, опаляющим свои несчастные жертвы и никогда не сжигающим их (Апок. 20,10.); в третьих – огнем, в котором не будет ни луча света, который будет непроглядною тьмою (Мф. 8:11–12, 22:13 и др.). На этих чудных свойствах адского огня, как свойствах, заслуживающих особенного внимания, размышляющих о нем, останавливались многие отцы и учители церкви,например: Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Августин, Тертуллиан, Минуций Феликс, Лактанций, Василий Великий и др. Последний например, говорит: «Тамошний огонь будет огонь несветлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности»54, в котором, по Ефрему Сирину, «нет ни луча света»55, который совсем не похож на настоящий: «этот, что захватит, сожжет и изменит на другое, а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым», – говорит святой Златоуст56. Лактанций пишет: «Этот (адский) огонь будет весьма отличен от употребляемого нами огня. Наш огонь потухает, как скоро недостает топлива для поддержки его; но огонь, который Бог возжжет для казни нечестивых, будет огнем, не имеющим надобности ни в каком топливе; он будет без дыма, будет чист и жидок как вода, не будет подниматься вверх, как наш огонь, которого земляные части и грубые испарения принуждают подниматься к небу неровными и нестройными волнами. Этот огонь будет иметь силу вместе и жечь нечестивых, и сохранять их; ибо, служа сам для себя пищею, он будет уподобляться баснословному коршуну, который гложет Тития, не умерщвляя его, как то поэты повествуют. Он будет жечь и мучить тела, не истребляя их. – Те, которых добродетель будет совершенна, нисколько не коснутся этого огня, потому что будут иметь в себе силу, от него их устраняющую. Огню этому Бог дарует власть мучить преступных, но щадить непорочных57». И нельзя мыслящей душе не остановить внимания на свойствах адского огня! В природе, нам известной, мы знаем огонь угасающий, огонь, истребляющий вещи, подвергающиеся его действию, огонь, в обыкновенном виде сопровождающийся пламенем. Разница, очевидно, громадная. Как же понимать чудные свойства адского огня, и какое составить понятие о нем?

Ключ к разрешению этого вопроса мы думаем видеть в словах самого Иисуса Христа, заимствуемых из его притчи «О богатом и Лазаре». В этой притче, известной всякому христианину, внимательному к слову Божию, говорится, что богатый, находясь в аде, в муках, увидел вдали от себя Авраама и Лазаря на лоне его, возопив, сказал: «… отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь…» (Лк.16:24–25). Из этих слов притчи прежде всего видно, что мучения богача в геенском огне состоят в теснейшей внутренней связи с земною его жизнью: «помяни, яко восприял еси благая в животе твоем», – говорит ему Авраам; взамен чего – «ныне страждеши». – Что же это за благая, яже богатый восприял в животе своем? Во время земной своей жизни, как сказано в начале притчи, богатый каждый день пиршествовал блистательно: «каждый день пиршествовал блистательно» (Лк.16:19). После такого рода земной жизни, какой род мучения выпал на долю богача? У него опаляется нестерпимо жгучим огнем гортань; для неё просит прохлаждения у Авраама несчастный страдалец. Чем грешил он во время земной своей жизни, то и опаляется адским огнем; страдалец был сластолюбец, и страждет у него орган сластолюбия, язык; страдалец любил на земле искусственный, изысканный способ удовлетворения своего вкуса – в аде видит единственное средство к прохлаждению этого органа чувств в самом естественном предмете утоления жажды, в воде; он говорит: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». Чтобы геенский огонь опалил все тело страдальца, этого из притчи не видно58.

Какое же понятие об адском огне, имеющем опалять нераскаянных грешников, следует из притчи Христа Спасителя? Приточный страдалец горит в огне своей земной страсти; огонь получает свою пищу в искусственности, изысканности, ненормальности употребления грешившего органа; источник прохлаждения для него усматривается в самом простом, естественном предмете, назначенном для удовлетворения опаляемой части тела; словом – «ими же страдалец согрешат, сими и мучится» (Прем. 11:17). Отсюда так естественно следует, что всякий нераскаявшийся грешник будет опаляться в геенне огнем своей страсти, опаляться настолько, насколько органы страсти уклонялись от естественного употребления их к неестественному, от простого к искусственному, от нормального к ненормальному, от законного к незаконному; эта ненормальность, эта незаконность и будут очагом адского огня, который мог бы быть погашен только тем, что составляло простой, безыскусственный, нормальный, законный способ удовлетворения грешивших органов, но поздно. Каждый из отходящих в геенну будет вопиять подобно приточному страдальцу: «стражду во пламени сем», в пламени моей земной страстной наклонности. В этом источнике будет заключаться и разнообразие адского огня для разного рода грешников, о чём святой Ефрем Сирин говорит так «Иначе мучится прелюбодей, иначе убийца, иначе вор и пьяница и т.д.59.

Чтобы вывод, извлеченный нами из притчи Спасителя, получил прочность, и понятие об адском огне – большую определенность и ясность, обратимся за разъяснением занимающего нас предмета к книге природы и прочитаем из нее необходимое для нас при пособии науки. Это необходимое будет относиться к обстоятельнейшему рассмотрению устройства нашего тела, насколько оно имеет значение в нашей нравственной жизни. Что же мы черпаем из этого источника?

а) «По всему нашему телу, везде, где только есть признаки ощущения и движения, распространяется сеть нервов, получающих свое начало в центрах нервной системы – головном и спинном мозгу, находящихся в костяных хранилищах».

б) «Нервные нити сами по себе не обладают над силою возбуждаться и действовать, ни способностью чувствовать, мыслить и хотеть, но посредством их и не иначе душа управляет всеми жизненными отправлениями, они не что иное, как бессознательные проводники возбуждения, которые производятся душою, или получаются ею от внешнего мира. Когда порыв какой-нибудь страсти волнует душу человека, тогда возбужденное состояние её сообщается нервной системой, как бы телеграфными проволоками, всем членам человеческого тела60».

в) «Нерв, возбуждаемый душою к известной деятельности, от частого повторения одних и тех же действий, не только легче выполняет эти действия, но может получить и нередко получает к ним физическую наклонность, дает чувствовать эту наклонность душе, которая ощущает нервный организм с его особенностями и теми физическими наклонностями, которые в нем установились от частого повторения той или другой деятельности. Таким образом, сначала нам нужно употреблять значительное напряжение сознания и воли, чтобы дать то или другое направление той или другой деятельности наших нервов, а потом мы принуждены бываем употреблять такое же усилие сознания и воли, чтобы противодействовать наклонности нервов, которую мы сами же в них укоренили: сначала мы ведем свои нервы, куда хотим, а потом они ведут нас, куда, быть может, мы совсем не хотим идти». «Правда, сознание и воля всегда остаются при нас и, как бы сильно ни было влечение нервного организма в каком-нибудь направлении, мы всегда можем противодействовать ему, но дело в том, что, тогда как сознание наше и воля действуют почти моментально, урывками, нервный организм, со своими наклонностями и привычками, влияет на нас постоянно. Как только воля наша ослабеет на мгновение, или сознание займется другим предметом, так нервы и начинают подталкивать нас на тот образ действия, к которому они привыкли, и «мы, – по выражению Рида, – увлекаемся привычкою, как потоком, когда плывем, не сопротивляясь течению». Только напряженное внимание к самому себе и время могут изменить настроение нервного организма.

г) «Опыты показывают, что один и тот же нерв может порождать только одного рода ощущения, хотя и в различной степени. Мы, например, заметно устаем живо представлять себе, т. е. выражать в нервных движениях, какую-нибудь одну картину, так что картина эта, несмотря на все усилия нашей воли, начинает бледнеть все более и более, тогда как в то же самое время мы можем представить себе живо другую картину. Но пройдет несколько времени, и мы можем представить себе прежнюю с прежнею живостью».

д) Из этого пояснения о способности известного рода нервов производить только известную работу поясняется новое положение: «нервы от деятельности устают, но, отдохнув, снова продолжают свою работу». Об этом свойстве нервов заметим себе следующее: «правильная смена утомления отдыхом составляет нормальную деятельность нервов и дает себя чувствовать всему существу человека хорошо. Но когда нервы выведены из своей нормальной деятельности, то как бы перестают уставать, продолжают работать с необыкновенною энергией и часто мучат нас своею непрошенною деятельностью. Ненормальная деятельность раздраженных нервов, повторяясь часто и продолжаясь долго, истощает силы тела, – это общеизвестный факт»61.

е) Если же ненормальная деятельность нервной системы и всегда сказывается болезненно, то не можем из опыта не видеть, что такая болезненность с большею силою заявляет себя в ненормальном раздражении нервов противозаконными, безнравственными поступками людей. Возьмем для примера распутство: до чего доводит оно предающихся ему? При продолжающемся удовлетворении страсти, т. е. при гашении пожара маслом, жертвы распутства не всегда замечают опасность своего положения. Впрочем, и при этом дело доходит иногда до такого неестественного настроения нервного организма, при котором жертвы страсти являются фуриями, выходящими из границ всякого приличия. Кто не слыхал о беспутствах – Мессалины, Поппеи, Лукреции Борджио и многих других? А что, если бы они вздумали воздержаться от своих страстных подвигов? О, тогда они испытали бы то, что испытала Мария Египетская, с всею добросовестностью исповедавшая греховные деяния своей жизни, незадолго до своей смерти. Она говорит: «17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями борясь со своими помыслами… Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысел о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух». При этом «Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть». Итако скончах седмьнадесят лет, бесчисленные беды пострадавши62. Из этих слов преподобной Марии для нас важно её признание в том, что её нестерпимо опалял огонь привычных страстей, с прекращением удовлетворения их. Эти слова признания дают нам возможность понять, что и все фурии сладострастия потому и являются фуриями, что горят в огне своей страсти, возжженном ими самими и поддерживаемом непрекращающимся удовлетворением страстных требований. Да едва ли не испытывал внутреннего горения и всякий, кто состоял когда-нибудь под влиянием сильно возбужденной плотской страсти. Прислушаемся также к заявлению горьких пьяниц, когда им отказывают в рюмке водки на похмелье. По собственному признанию этих несчастных, они сгорают внутренне опаляющим их огнем. Это признание пьяниц св. Василий Великий выражает так «В утробах безмерно пиющих вино горит пламень, который погасить они не в состоянии. «О таких людях пророк Исайя проливает слезы, говоря: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис. 5:11)»63.

Что сказано об одних страстях, то же бывает и при всех с наступлением невозможности удовлетворять им; что на высшей степени ненормального раздражения нервов сказывается так наглядно, то же совершается и на низших степенях, только в меньшей мере. Св. Василий Великий говорит: «Живущие страстно имеют собственный огонь страстей, как и богач имел внутри себя причину, которая палила его жаждою»64. Или: «Сами себя приуготовляем к тому, чтобы стать годными к сожжению, и как искры огненные, возгнетаем в себе душевные страсти для возгорания геенского пламени, как и палимый жаждою в пламени богатый»65. Или еще: «Сладостное для тебя в настоящем будет иметь горький конец; это, ныне от удовольствия происходящее в нашем теле, щекотание породит ядовитого червя, который будет бесконечно мучить нас в геенне, и это раздражение плоти будет матерью вечного огня»66.

ж) Что же сказать об этом огне, жгущем людей, приводящим свой нервный организм в ненормальное, страстное раздражение: есть ли этот огонь метафорическое выражение болезненного, мучительного состояния организма под влиянием страсти, или это действительный огонь? Приходится отстранить всякую мысль о метафоричности, сказать: да, это действительный огонь, а не огонь, в переносном смысле понимаемый. Объяснимся. Мы сказали, что уставшие нервы, по отдыхе, опять являются способными к деятельности. Что же делается с ними во время отдыха? Что за сущность отдыха? Во время его в нервы поступают новые материалы из питательного процесса, вместо израсходованных, материалы, пополняющие убыль и, вследствие того, возобновляющие крепость и силу уставшего организма.

Что же это за расходуемый материал, восполняемый из питательного процесса? Это электричество, присутствие токов которого в нервах положительно доказано Дюбуа – Раймоном67 и принято наукою как факт, уже не подлежащий сомнению. При нормальной деятельности нервов, во время отдыха, в них поступает нового материала столько, сколько нужно для продолжения таковой деятельности. Но если известный отдел нервов раздражен ненормально, если, потому, количество электричества, притекающего из питательного процесса, не может соответствовать силе и напряженности возбужденных нервов, то этот недостаток восполняется из наличных средств организма таким образом: наука, на основании опыта, принимает солидарность между всеми физическими силами, по которой одна из них может переходить в другую: движение в тепло, тепло в движение, то и другое в электричество, электричество в магнетизм и т. д. Отсюда становится понятным, что чрезмерно, ненормально раздраженные нервы могут превращать в необходимое для них электричество другие силы, потребные для других отправлений организма, вследствие чего, как сказано выше, и бывает истощение тела при нормальной деятельности нервов того или другого отдела68.

Сообразив все сказанное о нервном организме и зная, что люди воскреснут в том же самом теле, в каком теперь живут на земле, в том же, хотя оно явится по воскресении в обновленном виде, теле, с тою же нормальностью или ненормальностью отправлений, какая выработана в нем душою на земле и которая, потому, окажется сродною ей и по воскресении, – сообразив все это, мы полагаем, что будущий адский огонь будет не метафорически понимаемый, но огонь действительный, материальный, только огонь не извне опаляющий грешника, но жгущий его изнутри, тот самый, который составляет основу жизнедеятельности нервного организма, огонь электрический. При чрезмерной ненормально раздраженной деятельности нервов, служивших той или другой греховной наклонности, количество этого огня явится в них несравненно больше того, чем следует для нормального состояния организма, явится на основании перехода сил одной в другую, вследствие их солидарности. Увеличение количества огня в греховно настроенных нервах и сделает то, что человек будет гореть именно в огне своей страсти, гореть тем сильнее, чем значительнее ненормальное раздражение нервов, чем обильнее, потому будет переход сил страдающего организма, вследствие их солидарности, в электричество ненормально раздраженных нервов. Этот огонь будет жечь человека – грешника, но не сожжет, потому что он (огонь) есть самая основа жизнедеятельности нервного организма, будет гореть и никогда не угаснет, будет гореть, но не светить, далее скорее отуманивать сознание человека, вследствие своей невыразимо мучительной жгучести. Чтобы гореть человеку в этом огне, не нужно ни пламенеющих костров, ни прислуги, возжигающей костры и поддерживающей силу пламени прибавкою нового горючего материала, вместо израсходованного, ни кипящих котлов со смолою, ни других каких-либо орудий казни грешников. С этим огнем, куда бы ни был помещен нераскаянный грешник на жительство, везде будет мучиться, хотя бы даже поместили его в рай, по прекрасному выражению покойного Высокопреосвященнейшего Иннокентия69.

В настоящее время излишнее количество огня в ненормально возбужденных нервах уменьшается чрез разного рода органические выделения, следствием чего бывает усталость нервов, а не жжение их привлеченным в излишестве огнем, – хотя и теперь, как сказано выше, как бы в показание будущего огня, бывают случаи горения в огне страсти. Теперешние выделения ненормально возбужденного огня, носящие на себе печать нравственного повреждения, образуют нравственно растленную атмосферу, растлевающую мир и подготовляющую материал для огня, имеющего преобразовать и обновить вселенную. Но когда мир преобразится и обновится, когда в пределы его, по писанию, не может уже войти ничто скверное и нечистое (Апок. 21, 27), не может, иначе снова нарушилась бы гармония природы и явилась бы не соответствующею блаженному состоянию праведников, тогда выделения ненормально возбужденного и излишне накопленного внутреннего огня грешников не будет, следовательно, не будет и усталости нервов, тогда внутренний огонь останется безысходно в своем внутреннем очаге и составит для собравшего его мучение неослабляющееся, непрекращающееся, вечное, всегда равное самому себе.

Этот огонь, как плод нарушенного равновесия сил, привлеченных в излишестве к ненормально настроенным нервам, в ущерб другим, естественным образом и необходимо произведет физическое безобразие в организме, которое увеличится еще вследствие болезненных потрясений внутренне горящего страдальца. Пояснение можем привести из явлений теперешней жизни, со слов св. Василия Великого. Этот святой отец, изображая состояние гневающегося человека на высшей степени раздражения, говорит: «У тех, кои желают мщения, в сердце кровь кипит, как от огня, волнуясь и шумя; вышедши же наружу, в ином образе гневающегося показует: очи гневающихся свойственные и обыкновенные не познаются; взор свиреп и огневиден; они зубы острят, как свиньи во время ярости; лицо синее и кровавое, голос жесток и паче меры напряжен, слова неясно, безрассудно, не подробно, ниже благочинно и благознаменито произносимые. Когда же неисцельно, как пламень от много подгнета, разжжется человек, тогда молено видеть позорище еще большее, кое ни словом объяснить, ни делом показать нельзя»70. Если же человек так сильно обезображивается от внутренне действующего огня страсти теперь, когда равновесие сил может снова восстановиться, то что будет с прекращением этой возможности? Естественно заключать, что степень безобразия обнаружится тогда в несравненно большей мере.

Пояснение на то, что адский огонь останется безвыходно внутри страдальца, а вследствие своей безвыходности – без возможности прохлаждения адского жжения, молено находить в следующем церковном повествовании. Из этого повествования усматриваем, что язвы, мучащие грешника во аде, сокрыты от всего окружающего, – что выражается покрывающею их одеждою, – и, если делаются заметными для принимавшего откровение тайны о загробной жизни, то только по особому устроению Божию, для вразумления нерадящих о своем спасении71. Повесть эта передается так «Двое друзей вошли в храм Божий, и как раз попали на трогательное, сильное истинами и сладостию речи слово проповедника, который доказывал спасительность самоотвержения и всю опасность мирской суетности. Один из них так тронут был силою этого слова, что его сердце не выносило упреков потрясенной совести и теплоты умилившихся чувств: он горько плакал о своем положении и, в этих горючих слезах души кающейся, дал обещание Господу – разлюбить все и пойти в монахи; напротив, другой был совершенно в ином расположении. Вместо того, чтобы убедиться в справедливости слова Божия и, при искренности покаяния, решиться исправить свое развращенное сердце, он ожесточился и жестоко издевался над евангельскими истинами. Эти друзья в церкви еще расстались между собою духом, а по выходе из нее – и телом: один, действительно, раздал все имение свое нищей братии и сделался монахом, а другой жил роскошно и в точном исполнении сердечных прихотей, как евангельский богач, и «каждый день пиршествовал блистательно».

Случилось, что монах пережил мирянина, и когда этот последний скончался, друг его пожелал узнать положение загробной судьбы его, и в этом желании искренно и с верою молился Господу Богу, предоставляя его святой воле исполнение своей детской молитвы. Бог услышал его, и чрез несколько дней во сне ему является умерший друг его. «Что, братец, каково тебе, – хорошо ли?» – спросил обрадованный видением монах. – «Ты хочешь знать это? – со стоном отвечал мертвец. – Горе мне, бедному! Червь неусыпающий точит меня и не дает покою чрез целую вечность» – «Что ж это за мучение?» – продолжал вопрошать монах. – «Это мучение невыносимо, но делать нечего: нет возможности избежать гнева Божия. Мне теперь дана свобода ради твоих молитв и, если хочешь, я тебе покажу мое мучение, только совершенно ли хочешь ты видеть и чувствовать то, или отчасти? Вполне моего мучения ты не можешь вынести, итак, некоторую часть испытай и виждь…» При этих словах он приподнял подол своего платья по колено, и – ужас и невыносимый смрад так поразили все чувства спящего, что он в то же мгновение проснулся… Вся нога, которую открыл ему друг его, была покрыта страшным червем, и от ран его исходил такой зловонный смрад, что нет слова и пера для выражения того… И этот адский смрад так охватил келью и монаха того, что он едва мог выскочить из нее, не успев даже захлопнуть дверь за собою, отчего смрад не переставал распространяться на весь монастырь; все кельи переполнялись им, и переполошенные иноки не понимали, что это значит… В течение долгого времени этот адский воздух не исчезал, и братия поневоле должны были оставить монастырь и в другом месте искать себе приюта, а друг покойного не мог ничем и никак избавиться от раз вдохнутого зловония, ни омыть, ни заглушить ароматическими эссенциями этого запаха72.

О замкнутости внутри страдальца адского огня и невозможности ослабления адского жжения говорит и Св. Писание в приведенной нами притче Христа Спасителя» «О богатом и Лазаре». Несчастный страдалец опаляется огнем своей страсти, действующим внутри его, и ни в чем не находит облегчения своему мучению. В этой невозможности и заключается вечная отделенность ада от рая, или, по евангельскому выражению, пропасть велика, которой никому нельзя перейти (Лк. 16, 26).

Слабое подобие состояния страдающих в адском огне молено видеть на земле в людях, страдающих горячкою. Все мы по опыту знаем, что правильное распределение теплоты в организме, соединенное с правильным и своевременным выделением всего излишнего, производит приятное ощущение, доставляет удовольствие для организма. Но лишь только в организме возникнут отклонения, лишь только поры его, вследствие какой-нибудь причины, закроются для испарения, что тогда происходит в человеке? Внутренний огонь, благодетельно согревавший его, начинает мучительно жечь; жжение этого огня заметно и для окружающих больного. При этом горении пламени однако нет; тьма огня увеличивается помрачением ума, при котором страждущий мечется во все стороны, готов бы броситься и в огонь и в воду, если бы не удерживали, не замечая далее опасности для себя.

Этим сравнением пользуется св. Иоанн Златоуст при рассуждении об адском огне, который понимал он, кажется, одинаково с нами. Он говорит: «Услышавши об огне вечном, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний: этот, что захватит, сожжет и изменит на другое, а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым… Если ты будешь когда в сильной горячке, то перенесись умом к оному (геенскому) пламени73. Ибо если горячка мучит и беспокоит нас, то что мы будем чувствовать, когда попадем в огненную реку, которая будет течь пред страшным судилищем!»74

Как душа может чувствовать боль и мучиться в Аду, если у нее нет нервных окончаний?

Здравствуйте, Андрей Юрьевич!

Спасибо за интересный вопрос. Говорят наши мудрецы, благословенной памяти: «Огонь — это одна шестидесятая Ада». То есть Ад «жжет» намного сильнее известного нам огня (комментаторы отмечают, что слова «одна шестидесятая» не следует понимать буквально; имеется в виду, что наш огонь даёт некое отдаленное представление об Аде).

На первый взгляд это непонятно: душа — это духовная, то есть нематериальная сущность. И, соответственно, Ад — понятие духовное. И, если так, то о каком адском огне и связанных с ним страданиях может идти речь? Ответ: важно отметить, что наш язык состоит из слов, обозначающих, главным образом, реалии мира материального. Поэтому само собой разумеется, что, если мы захотим описать реалии духовные, — столкнемся с проблемой. Язык не предназначен для этого.

Решение: употреблять слова, обозначающие реалии материального мира, понимая, что это только аллегории, которые призваны дать нам некоторое представление о духовной реальности. Так, если нам говорят, что в аду есть огонь и душа страдает от него, то следует понимать: речь идёт о сильнейших духовных страданиях. Так как в материальном мире страдания, причиняемые огнем, огромны.

Немного иначе объясняет это раби Элияу-Элиэзер Деслер: «…из-за того, что человек, состоящий из тела и души, не может воспринять своей мыслью страдания души, отделенной от тела, нам объяснили аллегорически, а именно: что в Аду душе на самом деле больно, в несколько раз больнее, чем телу при сожжении, и душа испытывает огромные страдания… И это ужасно — страдание от утраты духовности». Далее он пишет о том, что человек особенно эффективно воспринимает именно образы.

Возможно, эти объяснения не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Кроме того, чтобы нам было легче воспринять идею духовных страданий, отмечу, что и в нашем материальном мире боль не всегда связана с нервными окончаниями. Так, человеку бывает больно от какой-либо утраты. Или даже, сочувствуя чьей-то физической боли, человек испытывает боль духовную.

Вспомним советскую классику: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было МУЧИТЕЛЬНО БОЛЬНО за бесцельно прожитые годы». Кстати, возможно, это и есть мучения Ада: когда душе открывается истина и она понимает, что жизнь прошла впустую, но исправить уже ничего невозможно.

Закончим на оптимистической ноте. Ведь Ад в любом случае — только на какое-то время, а потом душа удостоится вечной жизни в Грядущем мире. И сказали наши мудрецы, что один час наслаждения в Грядущем мире больше всех удовольствий этого мира. Тут тоже идёт речь о блаженстве духовном. И тут тоже можно найти — в нашем мире — примеры удовольствий, не связанных со зрительными, слуховыми, вкусовыми и т.п. рецепторами.

Кстати, здесь напрашивается интересное замечание: удовольствия, которые принято считать духовными, такие, как удовольствие от музыки, живописи и т.п., на самом деле не на сто процентов духовные, ведь в восприятии произведений этих искусств участвуют нервные окончания. Чисто духовное наслаждение человек испытывает, например, помогая ближнему или постигая какую-то интересную идею. Так, царь Давид в Тэилим, воспевая Тору, говорит, что она слаще меда.

Ещё один хороший пример — это наслаждение субботой. Я не имею сейчас в виду субботние трапезы. Высказывание наших мудрецов об Аде, приведенное выше, имеет продолжение: «Суббота — это одна шестидесятая Грядущего мира». Действительно, евреи, по-настоящему соблюдающие субботу, свидетельствуют о блаженстве, которое невозможно описать словами, так как оно не связано с материальными ощущениями.

Возьмём же на вооружение образы, приведенные нашими мудрецами, чтобы они помогали нам избегать греха и выполнять заповеди.

С уважением, Менахем Эпель