Мыльные оперы

Почему мыльная опера так называется?

Почему мыльная опера так называется?

Сегодня едва ли можно включить телевизионный канал (разве что, спортивный), который бы не транслировал хоть один сериал. А мы, телезрители, как только не называем эти слезливые мелодрамы: и «мыльная опера», и «мыло». Так откуда взялось такое название?

Оказывается, во всем виновата реклама.

Самые первые мыльные оперы не показывались по телевизору, а транслировались по радио, собирая у радиоприемников миллионы домохозяек. В расчете на эту аудиторию спонсировали трансляцию производители мыла и других моющих средств. Первая мыльная опера вышла в эфир американского радио 10 октября 1932 года, и называлась «Betty and Bob». Ее популярность стала толчком к выходу многих других мыльных радио- опер.

Первым спонсором радио-сериалов была известная компания «Procter&Gamble». Во время передачи она рекламировала мыльный порошок Oxydol. Резкое увеличение продаж подсказало менеджерам компании, что расчет на целевую аудиторию оказался верен.

Вслед за «Procter&Gamble», и другие производители моющих средств заполнили рекламное время сериальных эфиров.

А прижилось название «мыльная опера» с легкой руки одного критика, именно так назвавшего сериалы в одной из своих статей о радио.

Первую телевизионную версию мыльной оперы Америка увидела в 1947 году. С выходом на экраны телевизоров мыльных опер радиотрансляции быстро сошли на нет.

У мыльных опер есть свои правила, стандарты, каноны. Многие из них снимаются по несколько лет, подчас, сменяя исполнителей одной роли, и имеют множество сюжетных линий. Все изменения и дополнения в сюжете мыльной оперы происходят в интересах поднятия рейтинга.

Мыльные оперы отличаются повышенным драматизмом, очень медленным течением повествования (это делается для того, чтобы, даже пропустив несколько серий или начав смотреть сериал с середины, зритель мог легко уловить суть сюжета).

Несмотря на такой почтенный возраст, в нашей стране мыльные оперы приобрели популярность относительно недавно, но попав на экраны наших телевизоров, по сегодняшний день, прочно удерживают свои позиции.

Топ-10 самых длинных сериалов в мире

25290 просмотров 160

«Великолепный век» шел около четырех лет и очень полюбился зрителям по всему миру. Эпизоды «Друзей» снимались с 1994 по 2004 годы и завоевали огромную популярность во многих странах. Сериал «Зачарованные» снимался 8 лет и до сих пор крутится по ТВ. Многие выросли на этих телевизионных «эпопеях» , но есть и такие, на которых взрослело даже несколько поколений. Да что там! Порой зрители не просто выросли, но и состарились вместе с любимыми героями. Думаете, что 10 лет — очень и очень много? А 20, 30, 40? Да, есть и такие телесериалы. Специально для вас «Музыка Первого» собрала самые долгоиграющие мыльные оперы. Смотреть их вы действительно будете долго. Лучше почитать.

10) Сериал «Санта-Барбара» начался 30 июля 1984 года и завершился 15 января 1993 года. Всего вышло 2 137 серии. В России эту мыльную оперу показывали не сначала да и финал мы так и не выяснили. Но Если вы решите посмотреть всю Санту-Барбару, то вам потребуется 66 дней 18 часов 45 минут или 96 165 минут непрерывного (!) просмотра. И много попкорна. Очень много!

И это еще не все герои «Санты-Барбары»…

9) «Санта-Барбара» очень популярна и в России, и в мире, но есть сериалы, которые шли гораздо дольше. Например, «На пороге ночи». За 28 лет было отснято 7 420 серий. Премьера состоялась 2 апреля 1956 года, а продолжалась эта мыльная опера до 28 декабря 1984 года. Мы же в родных пенатах видели только 251-ю серию.

Актеры сериала «На пороге Ночи»

8) Сериал «Дерзкие и красивые» транслируется с 23 марта 1987 года и до сих пор. С 2010 года он держит 2-ое место в рейтинге самых популярных «мыльных опер». Зрители по всему миру следят за историей семьи Форрестеров.
Вышло уже 7 тысяч (!) серий. Интересно, долго еще они будут отношения выяснять?

7) Если ты не красивый, то хотя бы молодой. Видимо, по такому принципу действуют создатели сериала «Молодые и дерзкие». Вышла эта мыльная опера в 1973 году и идет до сих пор (хотя намечался перерыв в 2009 году). Здесь охватывается жизнь двух семей — бедной и богатой. Сначала серии шли по 30 минут, затем увеличились до часа.

6) Сериал «Одна жизнь, чтобы жить» стартовал в 1968 году. Закончилась мыльная опера в 2012 году. Вышло большее 11 тысяч серий. Эта драма затронула серьезные социальные и расовые проблемы.

5) Сериал «Другой мир» стартовал в 1964 году, а закончился в 1999. Снято более 8 тысяч серий. Герои попадают в необычные ситуации и весьма забавно из них выбираются. И впервые в сериалах была затронута тема абортов.

4) Мыльная опера «Соседи» вышла в 1985 году и идет до сих пор. 30 лет стажа, но создатели, видимо, работают не на количество — на качество. Пока вышло под 6 тысяч серий. Как живут и уживаются рядом друг с другом соседи и выбираются из смешных ситуаций? За пару тысяч эпизодов мы наверняка разберемся.

3) Сериал «Все мои дети» идет с 1970 года. Порой сериал прерывался, но продолжал жить в сердцах телезрителей. В ноябре 2012 года вышла финальная 1000-я серия. История замешана на жизни и взаимоотношениях матери-одиночки и ее дочки. Плюс богатая девица и ее свита. В общем, не скучная женская компания.

2) Сериал «Как вращается мир» шел с 1956 по 2010 год. Снято более 13 тысяч серий. До 1967 года сериал даже шел в прямом эфире, потом его перевели в запись. События происходит в вымышленном городе Окдейл. Сложное переплетение сюжетных линий и напряженная драматургия, вот он — секрет успеха.

1) Сериал «Направляющий свет» — самая длинная мыльная опера в мире. Она началась с 21 января 1937 года и шла по радио, к 1952 году перешла на телевидение и закончилась 18 сентября 2009 года. То есть, теленовелла шла 72 года! Решили посмотреть всю историю? Тогда вам потребуется 164 дня 4 часа и 30 минут. Сериал рассказывает о жизни священника, который всегда ставил на окно зажженную лампу с огоньком. Она была символом того, что любой заблудившийся (и в прямом, и в переносном) человек может прийти к нему. Потом, правда, сюжет сместился, но суть осталась добрая. Наверное, поэтому так долго он и держался.

Мыльная опера

Портал Телевидение

История

Телевидение в США
Телевидение в России
Телевидение в СССР

Термины

Телевизионная синдикация
Апфронт · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона
Финал сезона · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех

Жанры и форматы

Мыльная опера
Ситком
Процедурная драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу

Оформление статей
Категории

Мыльная опера — один из жанров телесериалов, который отличается последовательным изложением сюжетной линии в эпизодах сериалов на телевидении и радио. Название произошло от того что в ранних мыльных операх размещалась реклама таких компаний-производителей мыла как Procter & Gamble, Colgate-Palmolive и Lever Brothers. Первые мыльные оперы начали выходить на радио по будням в дневное время, когда у радиоприемников были преимущественно домохозяйки, и таким образом мыло было направлено конкретно на женскую аудиторию. Мыльные оперы также отличаются огромным количеством серий и клиффхэнгерами в финале каждой серии и снимаются и транслируются десятилетиями.

Признаки

Не следует путать понятия «мыльной оперы» и «теленовеллы». Отличительными признаками мыльной оперы являются следующие ниже.

Неоконченность

В отличие от других сериалов, состоящих из структурированных эпизодов с ограниченным в их рамках сюжетом, у сюжета мыльной оперы почти нет начала и нет конца. История, начатая в определённом эпизоде, никогда в нём не завершается. Чтобы ход рассказа не останавливался, в мыльной опере постоянно происходит несколько параллельных действий, протяжённость которых варьирует от нескольких эпизодов до нескольких месяцев. Чтобы заинтересовать телезрителя посмотреть следующий эпизод, концовка часто характеризуется драматическим событием, последствия которого раскрываются только позже. Данный подход выгоден владельцам платных каналов, так как для того, чтобы увеличить шансы сохранения аудитории, удобно оставить к концу месяца сюжет незавершенным — тогда зрители, интересующиеся продолжением (окончанием), заплатят за следующий месяц просмотра канала.

Медленный темп

Из-за большой частоты показа мыльной оперы (обычно пять раз в неделю), она вынуждена сохранять медленный темп повествования. Таким образом, сюжет понятен телезрителю, который пропустил несколько эпизодов или вообще только начал смотреть сериал.

Драматика

Ещё одним признаком мыльной оперы является драматический и эмоциональный характер сюжета. Драматика вспыхивает и утихает в параллельных сюжетах не одновременно, а по очереди. Для выделения драматических моментов используются специальные приемы (крупный план, появление музыкального сопровождения и т. д.), иногда в качестве «подсказки» зрителям в юмористических (по мнению создателей) моментах используется закадровый смех.

Смена актёров

Актёр мыльной оперы, играющий одного персонажа, может меняться до нескольких раз. Также возможно «воскрешение» погибшего персонажа в целях поднятия рейтинга сериала.

История

Мыльные оперы родились в США и транслировались изначально по радио. Первой настоящей мыльной оперой считается Betty and Bob (первая передача 10 октября 1932). После этого последовали многие другие. В 30-х годах также сформировалось название «мыльная опера», так как их аудиторией были американские домохозяйки, а спонсорами показа — производители мыла и других моющих средств, в частности Procter & Gamble.

В 1947 появилась первая телевизионная мыльная опера под названием A Woman to Remember. Хотя мыльные оперы по радио ещё некоторое время продолжались, появление телевидения означало их конец.

См. также

  • Список американских мыльных опер по дате выхода
  • Список немецких мыльных опер по дате выхода
  • Теленовелла

Примечания

Ссылки

Текущие мыльные оперы в США

Шоу

Дерзкие и красивые (CBS) · Дни нашей жизни (NBC) · Главный госпиталь (ABC) · Молодые и дерзкие (CBS)

«Мыльная опера»

Пётр Образцов,
кандидат химических наук
«Наука и жизнь» №02, 2012

Что такое «мыльная опера», знают даже дети — это телесериал, состоящий из огромного числа коротких фильмов, которые снимают и показывают изо дня в день, из года в год. Однако мало кому известно, что первые «мыльные оперы» транслировались по радио. Появились они в Америке в 1932 году. Многосерийные радиоспектакли собирали у радиоприёмников огромную аудиторию и были очень удобной площадкой для рекламы разных товаров. Активным спонсором радиосериалов выступала известная компания по производству моющих средств «Проктер энд Гэмбл» (Procter and Gamble), наводнившая сериалы рекламой мыла. Телевизионные версии «мыльных опер» с ещё более навязчивой рекламой мыла появились в 1947 году. Так что «мыльная опера» имеет к мылу самое прямое отношение.

В 1837 году произошло событие, предопределившее дальнейшее развитие мыловаренного производства, — два американских предпринимателя Уильям Проктер и Джеймс Гэмбл решили создать совместную фирму, вложив в неё, по нынешним деньгам, несколько миллионов долларов. Изображение с сайта ihm.nlm.nih.gov

Согласно легенде, слово «мыло» (по-английски soap) произошло от названия горы Сапо, на которой древние римляне совершали жертвоприношения. Смесь из растопленного жира приносимых в жертву животных и древесной золы жертвенного костра смывало дождём в глинистый грунт на берегу реки Тибр. Женщины, стиравшие там бельё, заметили, что эта смесь отстирывает одежду значительно лучше, чем просто глина. Некоторые сорта глины использовали для стирки и без добавок, поскольку она обладает способностью адсорбировать грязь. Такая глина есть, например, на одном из холмов около Севастополя, за что холм получил название Сапун-гора. Прославилась она тем, что во время Великой Отечественной войны советские солдаты штурмовали здесь позиции немецких войск и освободили Севастополь.

Рекламный плакат компании «Проктер энд Гэмбл» начала ХХ века. На плакате написано: «А почему твоя мама не моет тебя мылом “Фейри”?». В то время подобная реклама была в порядке вещей. Изображение с сайта totallytop10.com

Что же такое мыло с точки зрения химии? Проще всего ответить на этот вопрос, вспомнив инженера Сайреса Смита — одного из героев романа Жюля Верна «Таинственный остров». Чтобы сделать удобный выход из пещеры, где поселились он и его товарищи, попав на неизведанный остров после кораблекрушения, Смит решил взорвать скалу. Для этого он из обычной древесной золы выделил природную соль — поташ (химическая формула K2CO3), из тушки водного млекопитающего дюгоня вытопил жир и разложил его поташом на глицерин и соли жирных кислот. Напомним, что животные и растительные жиры и масла представляют собой сложные эфиры глицерина и органических кислот с большим количеством атомов в углеродной цепочке. Эти кислоты так и называют — жирные.

В XIX веке сырьём для изготовления мыла служило наряду с другими кокосовое масло, которое добывали из свежих плодов кокоса. Изображение: «Наука и жизнь»

Затем Смит провёл реакцию между селитрой (NaNO3), месторождения которой нашёл на острове, и серной кислотой (Н2SО4), выделенной им из кислого сульфата железа, и получил азотную кислоту (HNO3). В результате реакции глицерина с азотной кислотой образовался нитроглицерин (CHONO2(CH2ONO2)2) — очень эффективное взрывчатое вещество, именно с его помощью Смит и его товарищи устроили взрыв на входе в пещеру.

Однако нас в данном случае интересует совсем другое — попутно с глицерином гениальный инженер получил мыло, потому что калиевые, а если взять соду (Na2CO3), то натриевые соли жирных кислот — это и есть мыла. Моющее действие мыла обусловлено несколькими факторами, среди которых важнейшую роль играет образование так называемых мицелл — шариков из молекул мыла. На поверхности шариков находятся катионы натрия или калия, а внутрь шарика обращены «хвосты» из длинных остатков органической кислоты, которые образуют органическую среду. В этой среде, как в бензине, отлично растворяются жировые загрязнения.

И полтораста лет назад при Жюле Верне, и сейчас мыло получали и получают щелочным гидролизом жиров или масел (раствор поташа или соды в воде имеет щелочную реакцию). Образующийся попутно глицерин можно удалить, а можно и оставить (глицериновое мыло будет прозрачным). Избыток поташа или соды не повредит, поскольку щелочная среда только способствует удалению грязи.

Но вернёмся к истории.

Самое раннее описание мыловарения археологи обнаружили на шумерских глиняных табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Шумеры брали смесь древесной золы и козлиного жира, заливали водой и кипятили. Сами того не подозревая, они проводили реакцию гидролиза жира, поскольку древесная зола и есть поташ. Получался моющий раствор. Твёрдого мыла тогда не знали.

Настоящее твёрдое мыло придумали не то арабы, не то итальянцы, которые уже в VII веке образовали гильдию мыловаров в Неаполе. Интересно, что с тех пор вплоть до конца XIX века большинство людей мыли с мылом только руки и лицо, мыть же тело или стирать с мылом одежду никому не приходило в голову — стоило оно очень дорого.

Самую древнюю мыловарню нашли недалеко от Неаполя, в древнем римском городе Помпеи, там же сохранились куски очень жёсткого мыла, которым можно было только стирать. В древнеримских термах мылись просто горячей водой, иногда с добавлением уксуса, хотя покорённые римлянами галлы уже тогда пользовались чем-то вроде мыла. Посыпая голову пеплом в дни траура, они заметили, что волосы потом хорошо очищаются, и стали делать это в другие дни. Моющий эффект объясняется тем же самым щелочным гидролизом: пепел (он же поташ) вступает в реакцию с кожным салом на волосах, к тому же часто смазанных жиром для поддержания причёски.

Действующая старинная мыловарня на острове Корфу (Греция)

В Древнюю Русь обычай мыться с мылом пришёл из Византии. Впервые мыло упоминается в средневековых новгородских берестяных грамотах. Известно, что мыловарение поощрял царь Пётр I. При нём мыловаренное производство работало на военно-промышленный комплекс, мылом стирали сукно и парусину, и лишь впоследствии стали применять на ситценабивных и красильных производствах.

До конца XIX века при варке мыла использовали золу от сжигания деревьев. Из одной столетней сосны можно было получить всего-то несколько килограммов поташа, в бочку с этой солью влезала небольшая рощица. Долгое время поташ был одним из важнейших предметов экспорта России, на его производство извели половину лесов европейской части страны. Но незадолго до Великой французской революции французский подданный Никола Леблан первым придумал промышленный способ получения соды из обычной поваренной соли, которая прекрасно заменяет поташ. Сжигать деревья стало не нужно, так что в некотором смысле француз спас русские леса.

Магазин Товарищества высшей парфюмерии «А. Ралле и Ко.», открытый в Москве в конце XIX века, торговал духами, помадой, пудрой и мылом. Фото с сайта moscowwalks.ru

В то время производством мыла в России занимались в основном иностранцы. Самым известным из них был опять же француз — Анри Брокар. Поначалу он работал в России в должности технолога на московской фабрике по производству одеколона. Здесь он придумывал духи и одеколоны, в частности, первым изобрёл концентрированные духи на основе природных ароматизаторов, растворяющихся в спирте в больших количествах. Изобретение он продал и на полученные деньги открыл в Москве в 1864 году собственное мыловаренное производство. Брокар выпускал мыло в виде различных фигур, например шара или огурца, а для детей варил мыло в виде букв кириллицы. Однако главным достижением француза стало «народное мыло», кусок которого стоил одну копейку. До этого простой народ мыла не знал, купить его могли позволить себе только представители высших слоёв общества. Ставшая знаменитой парфюмерно-косметическая империя Брокара после революции 1917 года была переименована в фабрику «Новая заря».

Реклама дешёвого «народного мыла», выпускавшегося на мыловаренном производстве фабрики «Брокар и Ко.» с 70-х годов XIX века. Изображение с сайта www.liveinternet.ru

В начале ХХ века в Америке возник самый настоящий культ чистоты, и потребление мыла возросло в десятки раз. В 1930–1940-х годах к мылу прибавилось специальное средство для мытья волос — шампунь. Некоторые считают, что история шампуня началась в Древней Индии, где мыли голову жидким мыльным раствором, полученным с добавлением корней одного из местных растений. Однако к настоящему шампуню он не имеет никакого отношения, за исключением названия: слово «шампо» на хинди означает «натирать голову».

Раствором для мытья волос заинтересовались англичане, завоевавшие Индостанский полуостров. Они разработали жидкое калиевое мыло, в которое добавили местные растительные масла. Однако и его ещё нельзя считать полноценным шампунем. Первый настоящий шампунь изготовили в Германии в 30-е годы прошлого века. Это жидкое моющее средство имело нейтральную реакцию среды, правда, при гидролизе калиевого мыла на волосах образовывалась слабая щёлочь, вредная для белка волос — кератина. Считается, что лучше всего мыть голову шампунем с кислотностью 5,5 единицы (примерно как у обычной водопроводной воды). Такой шампунь волосам не вреден.

Продукция современных парфюмерно-косметических фабрик — мыло на любой вкус. Изображение: «Наука и жизнь»

Современные шампуни, так же как гели для душа и некоторые другие моющие средства, обычно изготавливают на основе так называемых анионных поверхностно-активных веществ с добавками ароматизаторов, красителей, кондиционеров. Но и старое доброе мыло не забыто. Его продолжают выпускать в огромных количествах, прежде всего из-за дешевизны исходных продуктов: растительных масел или животных жиров и соды, получаемой из обычной соли. В зависимости от добавок мыло может быть хозяйственное, лечебное, туалетное, для взрослых и для детей, с увлажняющим эффектом и без него, с самыми разными запахами, любого цвета, формы и размера. А в последние годы появилось ещё и мыло ручной работы, ставшее объектом дизайна.

«Да здравствует мыло душистое!» — написал 90 лет назад автор «Мойдодыра» Корней Иванович Чуковский. Дети и взрослые, живущие в XXI веке, с ним вполне солидарны и в правоте его слов не сомневаются.