Мышкин князь

Секрет Ф.М. Достоевского. Мышкины, но Кошкины…

Одной из многочисленных тайн романа «Идиот» является фамилия князя Мышкина. Интерес к фамилии князя возникает уже в тот момент, когда князь Мышкин явился к семейству Епанчиных и заявил о своем родстве с генеральшей Епанчиной. За чашкой чаю они выяснили, что некоторое, хотя и очень дальнее родство они все-таки да имеют. И вот здесь-то и возникает интрига тайны родового имени Мышкин. Многие читатели, так же как и многие ученые, считают, что фамилия Мышкин является некоторым отражением характера князя Льва Николаевича. То бишь, приезжает в Россию «подлечившийся» от болезни князь, и по причине своей бывшей болезни несколько неадекватен в своих поступках. Иные же считают, что князь, тайной своей фамилии проводит параллели с характером Иисуса Христа. То есть, человек не агрессивного склада ума, спокойный и порой уравновешенный, поступает так, как возможно бы поступил Иисус Христос.

Мнений о фамилии Мышкин очень много. Одна из версий фамилии Льва Николаевича описана в романе «Тайна», где автор детективного, литературно-исторического романа считает, что фамилия Мышкин в сочетании с именем и отчеством означает — Мышление. То бишь, Федор Михайлович Достоевский, в романе «Идиот» сочиняет множество интересных логико-математических загадок. Одной из которых является загадка о корнях логико-математического дерева.

Одним словом, необходимо «вычислить корень» из фамилии Мышкин. Для этого «случая», Федор Михайлович сочиняет текст сюжета романа специальным образом, дабы привлечь внимание к логическому ребусу. К примеру, однажды семейство Епанчиных, вдруг встало перед дилеммой , как представить «свету» князя, ибо молва о нем идет неоднозначная. Все семейство стало решать возникшую задачу. Генерал Епанчин высказал свое мнение:

Сестрицы также поспешили высказать свое мнение о князе: «Сестрам Аглаи почему-то понравилась мысль о князе; даже казалась не очень и странною; одним словом, они вдруг могли очутиться даже совсем на его стороне».

Таким образом, вокруг родового имени князя Мышкина Ф. М. Достоевский создает логико-образную оболочку интриги, где обращает внимание читателя на родовое имя Льва Николаевича – Мышкин. «Техническая подсказка» решения данного ребуса находится в самом начале романа, в вагоне поезда, в разговоре между Рогожиным, Лебедевым, и Львом Николаевичем: » — А позвольте, с кем имею честь… — обратился вдруг угреватый господин к белокурому молодому человеку с узелком. — Князь Лев Николаевич Мышкин, — отвечал тот, с полною, и немедленною готовностью. — Князь Мышкин? Лев Николаевич? Не знаю-с. Так что даже и не слыхивал-с, — отвечал в раздумье чиновник, — то есть я не об имени, имя историческое, в Карамзина истории найти можно и должно, я об лице-с, да и князей Мышкиных уж что-то нигде не встречается, даже и слух затих-с».

В представленном эпизоде, Лебедев «очень любезно-с» выясняет личность князя. И как бы случайно, повторяет его, переставив местами имя, отчество и фамилию. Именно в перестановке местами и находится подсказка, что имя и отчество должно располагаться после фамилии. Что подтверждается высказыванием генерала Епанчина, что именно родовое имя является доминирующим, а посему, и прописывается первым. И самое главное условие решения логического ребуса; девицы Епанчины, ставшие на сторону «папеньки», то есть, на сторону князя, интуитивно призывают читателя решить задачу «одним словом». То есть, из родового имени князя (фамилии, имени, и отчества) сделать одно искомое слово:

Что мы наблюдаем? Данная логико-фантастическая конструкция предлагает читателю пойти наперекор всем нормам литературного анализа, и увидеть в родовом имени князя один из корней логико-математического дерева, который называется «мышление». Второй корень (дерево имеет два «корня») называется «евангелие», и также сочинен из имен и отчеств персонажей романа «Идиот». Однажды, в 1867 году, Федор Михайлович писал Майкову из Женевы: «…роман называется «Идиот». А, впрочем, никто себе не судья, особенно сгоряча».

Из чего и следует, что в роман называется «Идиот», но, разгадав ряд логико-математических загадок, читатель «обнаруживает», что роман имеет другое название – «Мышление».

Таким образом, проанализировав одну из сторон загадки о фамилии Мышкин, мы пришли к выводу, что нам все-таки, наконец-то, надо «начать мыслить». И прислушавшись к совету Ф. М. Достоевского, мы должны обратить внимание на родовые взаимоотношения между князем Мышкиным, и генеральшей Епанчиной. И вот по каким причинам.

Во-первых, в загадке о «корне» фамилии Мышкин, в диалоге между Лебедевым и князем, «угреватый» отметил одну интересную деталь, где надобно искать «след» о разгадке секрета, а именно: «имя историческое, в Карамзина истории найти можно и должно». То есть, не только «можно», но и «должно».

Во-вторых, Федор Михайлович, в романе «Идиот», не единожды, делал логические намеки читателю, что князь Мышкин так же, как и Елизавета Прокофьевна дальняя родственница князя, были «последние в своем роде».

Интрига собственно в том, что генеральша Епанчина неслучайно имела имя Елизавета. Но, имя созвучное с именем российской императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Первого. Суть дела данной загадки в следующем: императрица Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I, была обручена со старшим братом принца, правителя Гольштинии, незадолго до смерти Петра I. Но брак не состоялся, по причине смерти жениха от оспы. Елизавета Петровна не имела потомства, и поэтому императрица вызвала своего племянника, сына старшей сестры Анны, чтобы тот продолжил линию императора Петра I, генеалогическую линию династии Романовых. Говоря иначе, императрица Елизавета Петровна и немецкий принц Карл Петр Ульрих (Великий князь России), в будущем император Петр II I, были последние в династии Романовых (линия Петра I). И спасая генеалогическую линию, идущую от Федора Никитича Романова, императрица Елизавета вызвала на унаследование престола и для продолжения рода, своего племянника. Для этой цели (продолжения генеалогической линии Петра I), подыскала для него невесту, в лице бедной немецкой принцессы Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской (Екатерина II ).

Именно по этому историческому факту, и об упоминании своих родословных корней, с князем Мышкиным и Елизаветы П. в романе «Идиот», можно заключить, что фраза Фердыщенка : » — Ай да последний в роде князь Мышкин!», является очень важной подсказкой в определении разгадки с двумя «князьями». Ибо князь Мышкин по сюжетной линии романа «Идиот», был последний в своем роде, равно как и Петр III по линии династии Романовых также был последним в своем роде. И вот только теперь, мы «ухватили» ту тонкую нить, которая выведет нас на разгадку тайны фамилии Мышкин.

Логической нитью является история государства российского. То есть, биографии императоров России.

А именно: Елизавета Петровна (1709-1761/62), императрица с 1741. Дочь Петра I от брака с Екатериной I. Одним словом, генеалогическая линия императрицы Елизаветы идет от Петра I. В свою очередь это означает, что имеет смысл обратиться к генеалогической линии Петра I: Петр I Алексеевич (Великий) (1672-1725), царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721). Младший сын Алексея Михайловича — от второго брака с Н.К. Нарышкиной.

И вот разгадка! Расследуя генеалогическую линию императрицы Елизаветы, в биографии Петра I, мы обнаруживаем фамилию Нарышкина; Наталья Кирилловна Нарышкина (1651-1694) — мать Петра I, жена Алексея Михайловича (1629-1676), царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. Михаил Федорович (1596-1645), царь с 1613. Сын Федора Никитича Романова (в монашестве Филарета). Фамилия Натальи Кирилловны Нарышкиной, привлекла свое внимание полифоническим сочетанием с фамилией Мышкин. Мышкин и НарЫшкин = Мышкин — нОрУшкин . «Перековерковывание» фамилии Нарышкин, в нОрУшкин , один из способов кодирования информации.

Из чего и следует, что Федор Михайлович, еще раз «перековеркал» (слово подсказка писателя) слова, дабы интуитивно логической форме подсказать читателю путь к «норке», где сокрыта история государства российского.

И вот уж, кажется, загадка решена, но нет, загадка только начинает набирать «обороты»…

Дело все в том, что князь Мышкин в романе «Идиот» справляет свой день рождение в июне. Достоевский рассчитал таким образом, чтобы день рождение князя «случилось» именно в июне, по той простой причине, чтобы по гороскопу князь Мышкин был близнец. Вопрос зачем?

Столь тонкий расчет писателя был крайне необходим, дабы показать двойственную (а вернее сказать, тройственную структуру персонажа). Чтобы в свою очередь показать, что в дом к Епанчиным, вошел не только император Петр III, как «последний в своем роде», но император Петр I, как один из первых, серьезных реформаторов России. Столь «несерьезное заявление», объясняется очень просто: после дальней дороги, войдя в дом к Епанчиным, первое, что сделал князь Мышкин, попросил закурить. Разумеется, курить вредно, но этого не знал император Петр I, когда ввез в Россию вредную привычку курить. Просьба князя была любезно удовлетворена, и лакей предложил князю покурить у «открытого окна». Выражая тем самым, аллегорию на «прорубленное окно в Европу» Петром Алексеевичем.

Казалось бы, зачем нужно было Федору Михайловичу столь витиеватые логические, шахматные ходы? И снова ответ достаточно прост. Если следопыт-читатель, учитывая факт, что князь Мышкин близнец по гороскопу, и что князь логически «привязан» к двум Императорам России – императору Петру I, как «первому в своем роде», и Петру III, как «последнему в своем роде», обратит внимание на гороскопы их рождения, то будет крайне удивлен. Ибо, император «первый», и император «последний», оба родились в год Крысы! То бишь, Петр I родился в 1672 году, по китайскому гороскопу год – Крысы, Петр III родился в 1728 году — год Крысы! Воистину семейство «грызунов»!

И вот что еще загадочно так это имя князя Мышкина – Лев (Николаевич). Случайно выбранное имя, или глубокий расчет? Разумеется расчет. Имя Лев выбрано писателем по многим причинам: во-первых, как связь с библейскими мотивами, которые выступают как подсказки в решении логико-математических загадок. Во-вторых, если следопыт взглянет на фамильный герб династии Романовых, то явно увидит, что по обе стороны находятся два животных: туловище льва с крыльями, голова орла с открытым клювом (это только лишь один из множества гербов династии Романовых):

Два «чудных» льва держат вымпел с рисунком двуглавого орла в центре герба династии Романовых.

Из чего и следует, что князь Лев Николаевич неслучайно имел день рождение в июне, то есть, близнец по гороскопу, но с расчетом, что читатель увидит тех двух «загадочных» львов на гербе рода Романовых.

Таким образом, Федор Михайлович, подводит мысль читателя к логическим параллелям истории российской империи (в частности, к гербу династии Романовых) и именем князя Мышкина – Лев.

Данные логические ребусы были крайне необходимы, дабы «следопыт» сам того не желая, осознал в полной мере цели и задачи сцены из XIII главы, книги первой, романа «Идиот», где речь идет о басне Крылова – «Лев да Осел».

То есть: «Знаете Крылова басню, ваше превосходительство: «Лев да Осел»? Ну, вот это мы оба с вами и есть, про нас и написано. — Вы, кажется, опять заврались, Фердыщенко, — вскипел генерал. — Да вы чего, ваше превосходительство? — подхватил Фердыщенко, так и рассчитывавший, что можно будет подхватить и еще побольше размазать: — не беспокойтесь, ваше превосходительство, я свое место знаю: если я и сказал, что мы с вами Лев да Осел из Крылова басни, то роль Осла я, уж конечно, беру на себя, а ваше превосходительство — Лев, как и в басне Крылова сказано: «Могучий Лев, гроза лесов, От старости лишился силы». — А я, ваше превосходительство, — осел. — С последним я согласен, — неосторожно вырвалось у генерала».

Достоевский «вплел» данный эпизод в общую логическую «картину», дабы читатель прикоснулся к мудрости басен Крылова, но теснейшим образом связанных с романом «Идиот». Как одна из форм выражения своих политических взглядов. Где следопыт обнаруживает, что Лев Николаевич принадлежит к роду Романовых, их «знамением» львов. Чтобы показать «истинное лицо» этих «львов» — царей зверей, но которые, такие же «звери», но с лицом «осла». То есть, «Лев да Осел».

За столь тонкую логическую «шутку» Федора Михайловича, если бы так случилось в свое время, писатель уже бы не «выкрутился», и «на верно» пошел бы на плаху второй раз.

Переписывая на чистовик, уже можно сказать, что Ф. М. Достоевский, использовал ряд аргументов, что фамилия Мышкин выражает не только характерные особенности князя Мышкина, но одновременно является доказательством, что в романе «Идиот» речь идет о династии Романовых и ее тайнах (подробнее в романе «Тайна», книга первая «Мышка-норушка»).

Ну вот и все тайна раскрыта, скажет читатель… и ошибется, ибо тайна еще далеко не раскрыта.

Фамилия Мышкин не так проста, как кажется на первый взгляд. Ведь и верно, ведь мог же Достоевский дать своему персонажу фамилию Крысятин, или, к примеру, Крыскин (если желаете смягчить участь вашего «любимца»). Или просто Крыса. Но нет, именно Мышкин!

Интрига Федора Михайловича заключается в том, что писатель пытается раскрыть, собственно не свой секрет, но Александра Сергеевича Пушкина. Достоевский логически связал свой роман с различными произведениями великого поэта, которые также «повествуют» о династии Романовых и ее тайнах.

А тайна заключается в том, что род Романовых произошел от Кобылы. Нет, нет, это не хулиганство какое-то, род Романовых действительно произошел от Андрея Ивановича Кобыла. Историки утверждают, что по родовому преданию отец его Гланда-Камбила Дивонович, приехал в Россию в конце ХIV столетия из Литвы (или из Пруссии). Но существует так же иная версия, что Романовы произошли из Новгорода. Романовы – старинный русский дворянский род, по прошествии веков, «переродившийся» в династию русских царей и императоров. Фамилия Романовых, так как она есть, в «чистом ее виде», начала свой исторический путь в середине ХVI века. Брак Ивана IV Грозного с Анастасией Романовной-Захарьиной, приблизил род Захарьиных-Романовых к царскому двору (ХVI век), а впоследствии, пересечение с московской линией Рюриковичей, они стали претендовать на престол.

В 1613 году внучатый племянник Анастасии, Михаил Федорович, взошел на царский престол. Родоначальником «семейства» Романовых является Андрей Иванович Кобыла, который имел пятерых сыновей: Семена Жеребца, Александра Елку, Василия Ивантая, Гавриила Гавшу, Федора Кошку. И которые, стали родоначальниками 17 русских дворянских домов. В первом колене Андрей Иванович, и его семейство звались Кобылиными. В последствии, сын его Федор Андреевич (Кошкин) и его сын Иван – Кошкиными. Сын Ивана, Захарий – Кошкиным-Захарьиным. Потомкам Кобылы, по каким-то причинам, известным только им самим, не понравилось зваться Кошкиными, и они оставили себе только фамилию Захарьиных. Но, уже начиная с шестого колена (Юрия Захарьевича) они стали зваться Захарьиными-Юрьевыми. Дети Петра Яковлевича и брата его Василия стали зваться Яковлевыми (6, 7, и 8 коленах). От Романа Юрьевича – Захарьиными-Романовыми. И уже потомки сего славного «семейства» просто – Романовы.

Таким образом, столь «дедуктивный» метод исследования истории государства российского, вывел нас на «след» фамилии Кошкин, от которой и произошла фамилия Романовых. И, к которым, якобы, условно принадлежит князь Мышкин.

И так мы выяснили, что Мышкины раньше были Кошкины. И вот как бы вдруг, мы вспоминаем слова князя Мышкина на вечере у Епанчиных, где князь говорит: «Я не имею права выражать мою мысль, я это давно говорил; я только в Москве, с Рогожиным, говорил откровенно… Мы с ним Пушкина читали, всего прочли; он ничего не знал, даже имени Пушкина… Я всегда боюсь моим смешным видом скомпрометировать мысль и главную идею. Я не имею жеста. Я имею жест всегда противоположный, а это вызывает смех и унижает идею. Чувства меры тоже нет, а это главное; это даже самое главное…».

Мышкин «утверждает», что имеет «жест всегда противоположный». А что может быть «противоположней», чем кошка и мышка? Но, здесь же князь упоминает имя Александра Сергеевича Пушкина. Вопрос зачем?

А собственно затем, чтобы подвести читателя к произведениям Пушкина, и в частности, к «Руслан и Людмила». И кто читал данное произведение, тот помнит, что начинается оно следующими словами:

На первый, поверхностный взгляд, чего уж проще, посадили «бедного» кота на цепь, чтоб он всему честному миру «глаголил» сказки. Но не тут-то было, Александр Сергеевич неслучайно приковал «несчастного» кота именно к дереву, к дубу. Могучий дуб, с его корнями, аллегория на генеалогическое древо династии Романовых, где одним из «прародителей» сего славного рода, был Кошкин. Но у которого, потомки, волею судьбы, относились к «семейству грызунов» («две крысы» – Петр I, и Петр III).

И кота гениальный поэт посадил не на железную цепь, но на золотую, которая, в свою очередь, символизирует логическую «цепь» следствий и выводов, поставленных поэтом условий логических задач. Но одновременно, золотая цепь — символ могущества и богатство рода. И ходил кот налево и направо, дабы логическая «цепь» выводов вращалась вокруг генеалогического древа «Кошкиных-Романовых», и вокруг тайн императорской династии.

И уж раз мы затронули тему «корней» императорской фамилии, то нет никакой возможности пройти мимо одного замечательного факта, так щепетильно продуманного Достоевским. А именно того аргумента, что Настасья Филипповна, также является одной из «Кошкиных-Мышкиных».

И вот по каким причинам: во-первых, если следопыт-читатель еще раз обратит внимание на имя главной героини романа «Идиот», Настасьи Филипповны, и еще раз вернется к истории государства российского, то не сможет не заметить, что имя Настасья (Филипповна) созвучно с именем жены Ивана IV Грозного — Анастасией Романовной-Захарьиной. В романе «Идиот» — Настасья, в истории России – Анастасия. Во-вторых, в самом начале романа в вагоне поезда, неслучайно прозвучала история с подвесками, где главными персонажами таинственной истории стала Настасья Филипповна, Парфен Семенович (Рогожин) и его грозный отец. История с подвесками, это собственно история государства российского, ибо, в одном интуитивно-логическом пространстве объединяет Настасью (Анастасию) с Иваном Грозным, якобы отцом Парфена Семеновича. Достоевский специальным образом сочинил сюжет истории с подвесками, чтобы у читателя сложилось впечатление об отце Рогожина, как об Иване Грозном. Писатель подчеркивает, что отец Парфена имел калиновый посох, и был постоянно как «гроза». Не является секретом, ибо факт исторический, что именно Иван Грозный постоянно ходил с калиновым посохом. В-третьих, Парфен Семенович, якобы случайно, упомянул о своем брате Семене Семеновиче, который был настолько жаден, что обрезал золотые подвески с гроба отца своего. И далее, Рогожин называет князя Мышкина юродивым. То есть, складывается интересный ребус: Парфен Семенович, имеет брата Семена Семеновича, которые имеют отца «грозу», и вдруг на сцену «является юродивый». Ну, впрямь, история сюжета «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, где, разумеется, упоминается о Борисе Годунове и его брате Семене Семеновиче.

И если так случится, что следопыт-читатель, обратит внимание на эпиграф «Бориса Годунова», то увидит, что посвящается произведение Карамзину, автору «Истории государства российского».

А секрет в том, что Федор Михайлович, действительно создал интуитивно-логическую связь с «Борисом Годуновым», дабы подвести читателя к истории развития генеалогической линии династии Романовых. Но одновременно, Федор Михайлович Достоевский предоставляет читателю возможность обнаружить одно из гениальных пророчеств Александра Сергеевича Пушкина, закодированное в «Борисе Годунове», и за которое, разгадай его во времена Пушкина, поэт поплатился бы своей жизнью (книга третья романа «Тайна» — «Осел»).

Переписывая на чистовик историю о детективных ребусах Федора Михайловича Достоевского, можно сказать, что Мышкин, а, равно как, Настасья Филипповна, Рогожин и его отец, являются не только персонажами романа «Идиот», но и персонажами реальной истории государства российского. Почему и зачем необходимо было кодировать писателю данную информацию, уважаемый читатель сможет прочесть в романе «Тайна». Роман «Тайна», от начала и до последней страницы, раскрывает тайны императорской династии Романовых, с точки зрения Ф.М. Достоевского.

Буэнос Айрес 2008 год

В сущности, не только имя князя Мышкина подверглось кодировкам, но и другие имена, отчества и фамилии романа «Идиот» были рассчитаны, для объяснения читателю своих тайных мыслей. Это лишний раз, но уже математически, подтверждает, что Федор Михалович Достоевский особо относился к каждому имени и его значению.

О математических расчетах Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина можно подробнее прочесть в интернете, в книге Александра Матвеева «Леонардо да Винчи и Ф.М. Достоевский».

Образ и характеристика Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение

Ф.М. Достоевский написал великий роман «Идиот», когда переживал не лучшее время в своей жизни. Он много раз писал и переписывал произведение. Достоевскому хотелось создать идеального человека. Чтобы он был положительным во всех отношениях. И надо сказать у автора это получилось.

Князь Мышкин Лев Николаевич — главный герой романа «Идиот». Внешне довольно симпатичный молодой человек. Он выше среднего роста. Блондин с густой шевелюрой, большими голубыми глазами и остренькой бородкой такого же цвета как волосы. Особо подчёркнуты у Льва Николаевича взгляд и голос. Во взгляде сквозит что-то тихое и тяжёлое». Голосом он тоже наделён тихим.

Впервые читатель знакомиться с князем Мышкиным, когда тот возвращается из Швейцарии, чтобы уладить дела с наследством. Общество, в которое он попадает, принимает его по-разному. Кто-то соглашается с его взглядами, кто-то спорит, а кто-то считает его странным, или просто идиотом.

Странным князь был из-за того, что пытался во всём и во всех найти хорошее. В людях он искал детские проявления. Он считал их чистыми и, доверчивыми и простодушными. В нём самом, в его характере прослеживаются черты ребёнка. Князь верит в чудо преображения. То есть люди ещё могут понять и оценить доброту. Что им удастся прозреть. Мышкин верит в то, что рай на земле возможен. Но, не смотря на репутацию странненького, князь Мышкин легко может расположить к себе собеседников. Его с удовольствием слушают. Людей подкупает его откровенность и чистосердечность. Князь умеет слушать. Умеет уделить внимание каждому, кто нуждается. Готов удовлетворить любопытство собеседников.

Лев Николаевич очень любит природу. Природа у него ассоциируется со счастьем. «Я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым»- говорит князь высоким сановникам и генералам, рассуждая на тему великого счастья на земле. Мышкин приводит много примеров того, в каком случае человек должен и может быть счастливым. Счастье, по словам князя Мышкина, это любящие и любимые глаза, утренняя заря, выросшая трава и т.д. своими рассуждениями он пытается добиться того, чтобы народ начал видеть прекрасное. Ведь в мире так много замечательных вещей.

Однако Мышкин не лишён переживаний. Ему грустно за общество. Он понимает, что в мире много корысти и жестокости. Он много рассказывает о смертной казни. Размышляет в разговорах о тех, кого казнили, об их последних мыслях и желаниях. Князю больно за людей.

Лев Николаевич Мышкин — это искренний, сострадающий, понимающий все человеческие пороки, желающий помочь всему миру — словом, идеальный герой. Сам автор назвал его «князь Христос». Только в отличие от сына бога, князь Л.Н. Мышкин был не чужд мирским страстям. Он был влюблён, мог испытывать противоречивые чувства присущие обыкновенному человеку.

Таким образом, Мышкин не смотря на противоречивость своих чувств, подобно богу-Христу хочет чтобы все люди были счастливы. Однако люди находятся под властью различных обстоятельств и страстей. И князю одному не справится с такой задачей. Ведь он просто человек. Именно поэтому стремление помочь миру и невозможность совершить чудо приводит князя к гибели.

2 вариант

В произведении Достоевского “Идиот” одна из главных идей, это путь, который должен пройти человек ради достижения душевной гармонии. Автор собрал всех представителей современного общества, отличимые друг от друга в взглядах на действительность, однако с совпадениями в взглядах в некоторых положительных и отрицательных действиях.

Мышкин выступает главным героем произведения, который возвращается домой после лечения за границей в клинике для душевнобольных. Автор делает данного персонажа уникальной и закрытой личностью до такой степени, чтобы этот человек казался новым для света. Главная идея романа – опровергнуть факт того, что идеалом человека служит искренняя любовь к самому себе, однако исходя из природы человека, он никогда не сможет дойти до такой степени, так как рано или поздно люди дают частичку себя нуждающимся.

Князь Мышкин задуман как личность, приближенная к идеалу Христа. Все это задумано с целью показать читателю насколько сильно отошло от поставленного идеала, и провести эксперимент: увидеть мир с точки уникальности, сравнивая его с идеалами Христовой проповеди. У главного героя можно заметить множество схожестей с евангельским Христом. Но у Мышкина совершенно нет никакого мистицизма в повседневной жизни. Он не страдал физически ради людей и не был послан провиденциальными силами. Его цель – не спасти людей, которые приняли веру в Бога, а более подходящая герою его времени. Мышкин ищет настоящего человека в подлинном обличии и помощью униженных. В главном герое заметен Иисус Христос, так как он, словно Иисус, живет с целью как можно больше помочь кому-то, несмотря ни на какие жертвы.

В один прекрасный момент он оказывается в схожей с Иисусом ситуации: ему не доверяют и испытывают. Однако он продолжает любить людей и сострадать к ним, что является настоящей гармонией чистой души. Его можно было бы назвать “Не от Мира Сего”, но он человек, с полными человеческими качествами. Мышкин влюбляется сразу в двух девиц. Одна из них, чтобы доказать свою любовь к Мышкину, бежит от него, попав под нож – пример, схожий с идеологией главного героя. Вследствие чего вновь пускается во сострадание, в который раз становясь причиной кого-либо горя.

Мышкина стоит расценивать как идеал сентиментальной личности, которая страдает и терпит ради людей.

Князь Мышкин

Роман Фёдора Михайловича затрагивает проблемы морали и нравственности. Современный человеческий мир настолько разложился, что подлые действия, обман и ложь стали обыденными в жизни каждого человека.

В момент написания романа писатель сам находился в тяжелой жизненной ситуации. Ему нужны были деньги. Несмотря на этот факт автор хотел написать качественное произведение. Он очень боялся, что его детище будет не таким.

Фёдор Михайлович поднимает тему идеального человека. На первый взгляд может показаться, что в описании идеала нет ничего сложного. Однако, взявшись за подобную идею, многие писатели понимают, что не могут изобразить идеал. Они бросали начатую работу. К радости, Достоевский не относится к их числу. Он перебирает множество произведений, подбирает положительные качества известных героев.

Идеалом для написания образа князя стал Иисус Христос. Он был единственным, кто сосредотачивал в себе все необходимые черты. Христос – Бог и человек, способный понять чужое горе, облегчить страдания и принести утешение. Он не выставляет свою праведность напоказ, не отделяется от грешников, а наоборот идёт к ним. Христос не смотрит на мнение духовенства, а делает так, как считает нужным.

Характер главного героя наделён чертами Божественного идеала. Однако, жизнь его полна забот, проблем и нерешенных вопросов. Князю двадцать шесть лет. Четыре года он провёл в Швейцарии, где проходил лечение. До этого герой столкнулся с наследственными вопросами, которые истрепали его нервы.

Главный герой последний представитель своего рода. У него было тяжелое детства. Мышкин рано стал сиротой, страдал падучей болезнью. Удивительно, но несмотря на все невзгоды, герой не утратил способности видеть прекрасное в окружающем его мире. Он очень любил природу, находил в ней гармонию и успокоение.

Герой свято верит, что людей можно изменить. Для этого им необходимо духовно прозреть, тогда они сами захотят стать другими. Будучи в Швейцарии, Мышкин смог убедить в этом детей. В главном герое очень много детских черт. Он наивен, простодушен и чист.

Князь сильно выделяется на фоне окружающих его людей. Он пытается нести чистоту и благородство. В отличие от монахов, главный герой идёт в люди и пытается личным примером показать, как правильно поступать. Он всегда готов выслушать и прийти на помощь.

Князь Мышкин способен видеть красоту природы, восхищаться нежными взаимоотношениями влюбленных. Герой способен находить хорошее, в отличие от остальных, которые видят только плохое.

Другие герои заботятся только о себе и своих желаниях. Их не волнуют нужды и вопросы окружающих персонажей. Князь Мышкин, даже когда ему самому было очень сложно, помогал другим. В итоге, его нервная система не выдержала перенапряжения.

Неслучайно автор назвал произведение таким словом как «Идиот». Правильный человек на фоне подлых, мерзких и развращенных людей будет казаться ненормальным. Окружающие не понимают причины его поступков, ведь им близки только эгоистичные мотивы.

Характеристика и образ

Фёдор Михайлович Достоевский является автором произведения Идиот. Главная цель, которую преследовал автор на протяжении написания всего произведения, так это создание идеального персонажа у которого, не существовало бы значимых недостатков. Много раз он пытался начать произведение и много раз прекращал его написание, но всё же спустя долгое время, ему удалось написать рассказ и воссоздать картину человека, у которого были все достоинства положительными. Несмотря на все трудности у автора получилось создать героя, который бы полностью его удовлетворил.

Главным героем произведения он сделал Мышкина Льва Николаевича, это молодой человек у которого, весьма привлекательная внешность, у него густые блондинистые волосы и бородка цвета его волос. Он среднего роста и несмотря на свою статность, является тихим молодым человеком.

Первый раз главный герой появляется, когда приезжает из Швейцарии в которой, проживал достаточно долгое время, для того чтобы уладить все вопросы связанные с наследством. Несмотря на свою образованность и интеллигентность, он не у всех завоевал доверие и уважение, его взгляды принимали все по-разному, кто-то считал что он говорит умные вещи ,для кого-то они были непонятными, а кто-то считал его полным глупцом не понимающим ничего в смысле жизни.

Главный персонаж является по сути маленьким ребенком, который верит что все люди добрые и искренние. Он верит, что рай на земле возможен и для этого необходимо всего лишь изменить своё отношение к окружающим себя людям. Со многими людьми он общался очень добросердечно и ему удалось расположить к себе немалое количество народа. Люди с удовольствием готовы узнать его мнение и выслушать речи, которые он ведёт.

Лев Николаевич очарован окружающей природой, которая окружает его, главной ценностью его жизни это то что вокруг него находится потрясающие пейзажи. Многих людей он старается убедить в том что, всю эту природу необходимо ценить, любить и ухаживать за ней, для того чтобы поддерживать её состоянии на протяжении многих лет. Он не понимает, как люди не могут восхищаться окружающими их деревьями и проходить мимо не обращая внимания на прекрасное солнце.

Самое важное, что он желает, чтобы все люди в мире начинали жить сплочённо и были добры по отношению друг к другу.

Также читают:

Достоевский

Картинка к сочинению Образ и характеристика Князя Мышкина в романе Идиот

  • Сочинение по картине Левитана Лесное озеро 3 класс описание

    Репродукция Левитана Лесное озеро продумывалась художником тщательно и основательно. Он перепробовал сочетание различных оттенков. Смешивал различные краски и накладывал на холст.

  • Сочинение по картине Левитана В лесу осенью 8 класс

    Осень — любимое время года многих поэтов и художников. Как сказал непревзойдённый Пушкин «…в багрец и золото одетые леса…» Эта фраза оживает на полотне Левитана «В лесу осенью»

  • Образование Обломова и Штольца сочинение

    Роман «Обломов» И.А.Гончаров писал с 1847 по 1859 года. Роман назван в честь главного героя Ильи Ильича Обломова. Герой охарактеризован как ленивый, безынициативный, но в этой философии жизни кроется противостояние укладу

  • Главная мысль повести Станционный смотритель Пушкина сочинение

    Станционный смотритель — небольшое произведение А.С.Пушкина, вошедшее в сборник Повести Белкина. Именно оно дало начало одной из основных тем русской литературы — изображение маленького человека.

  • Некрасов

    Русская литература XIX века известна множеством выдающихся творческих личностей. Н.А.Некрасов – не исключение. Ведь именно этот великий поэт напоминает нам о заветном клапане души, открывающийся только поэзией.

Ф. М. Достоевский. Идиот князь Мышкин. заметки

Идиот князь Мышкин. Достоевский
Трудная задача – попытаться понять роман Идиот Достоевского. Она осложняется многими обстоятельствами. Я бы назвал – некий стереотип, созданный у читателя о романе за все время его существования. Достоевский – художник человеческой души, русская душа, Бог и Человек, ломка человеческого сознания и размышления, ведущие героев к мучительным выводам, поступки, проступки и преступления, на которые способен человек и разрешение вопроса – как с этим жить и что происходит в этой душе, когда переступают моральные ценности и нарушаются нравственные законы.
Все это вроде и так, но так ли это важно для современного мира? Где нынешние Мышкины? Где Настасьи Филипповны?
Вот интересно: Достоевский дал своему герою имя – Лев Мышкин. Странное сочетание… Лев – и Мышкин. Лев, как символ уверенности и силы, и – Мышкин, имя, которое даже и не требует какой-то отдельной характеристики.
Зачем это надо было Достоевскому, что он хотел этим подчеркнуть? Вот я не думаю, что такой подбор имени случаен. Все другие могут носить имя обыденное, рядовое, каких тысячи – Епанчины, Иволгины, Лебедев, Рогожин, и даже вызывающе-ироничное – Фердыщенко.
Итак – Лев и – Мышкин. В чем же его сила, в чем его слабость? И есть ли эти качества в Мышкине?
Первое, что поражает в Мышкине – это способность видеть глубоко и в то же время – избирательно. Мышкин видит в человеке только положительное, можно сказать – подсознательное идеальное в идеальном варианте. Над ним пытаются смеяться, шутить, его чаще всего в начале воспринимают как действительно умалишенного, идиота.
Но странно, после общения с ним люди вокруг становятся как бы чище, искреннее. Что-то происходит в них, меняется. Может в этом его сила? Чем Мышкин изменяет людей? Почему они начинают видеть вокруг и в себе хорошее?
Мне хочется напомнить историю, о которой рассказал Мышкин, беседуя с семьей Епанчиных – генеральшей Елизаветой Прокофьевной и дочерьми Александрой, Аделаидой и Аглаей. Трогательная история. О девушке Мари, детях, учителе Шнейдере, душе и любви человеческой. Мышкин рассказывает, как он, проживая в деревне в Швейцарии, начал общаться с детьми в школе.
— От детей ничего нельзя утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! Они все понимают.
Мышкина невзлюбили дети, Шнейдер. Камнями кидали, смеялись над ним. В деревне жила несчастная девушка Мари. Мать ее не любила. А когда Мари увез приезжий французский комми (приказчик, коммивояжер), и через неделю бросил где-то, и Мари пешком, голодая, шла целую неделю домой, то все вокруг осуждали, порицали ее, и мать первая злобно и с презрением говорила о ней: «Ты меня обесчестила». В деревне все ее гнали и не давали работы. Девушка болела, была малоразговорчива. И дети дразнили ее со злостью, даже грязью кидали. А Мышкин просто начал с ними разговаривать. И изменилось отношение детей и к Мари, и к самому Мышкину. В детях проснулось сочувствие и душа. Когда Мари умирала, дети ухаживали за ней, носили еду, присматривали.
Почему эта история мне показалась знаковой в романе? А ведь это квинтэссенция того, о чем говорит Библия и христианская идея. «Возлюби ближнего, как самого себя» — это один из трех главных постулатов христианства.
И, наверное, суть романа – это вопрос о человеческой душе, способен ли кто-либо изменить человеческую душу? А может она не способна меняться?
Я читал несколько попыток анализировать роман Идиот. Достаточно шаблонные тексты. Образ Настасьи Филипповны протипоставляется образу дочери Епанчиных Аглае. Смысл романа сводится к критике «мира денег, миллионеров, капиталистов, дельцов, ростовщиков и жадных авантюристов». Душа и сознание как обьект романа. Вроде похоже. Но так ли? Ответа я не увидел – какая же душа и сознание исследованы Достоевским?
Ведь Достоевский в романе пишет о Жизни, о Смерти. Есть два монолога Мышкина – в доме Епанчиных в самом начале романа именно о Жизни и о Смерти.
Первый – о состоянии человека, приговоренного к смертной казни, в последние минуты, секунды жизни. Его везут на казнь.
— Как бесконечно, долго жить осталось – еще три улицы, вот лавка булочника, десять тысяч глаз, но их никого не казнят, а меня-то казнят! Мысли стучат, разные. Вот бородавка на лбу одного.
Тут его приводят на эшафот. Он заплакал, побледнел. Целует крест, а в глазах – он все знает.
— И вот нож гильотины соскальзывает. Я слышу, слышу. Пять секунд, мгновение!
Что в этом монологе? Разве Смерть? И почему Мышкин, предлагая Аделаиде Епанчиной нарисовать картину, говорит о сюжете, который видит он сам:
— Нарисуйте так, чтобы видна была ясно и близко одна только последняя ступень; преступник ступил на нее: голова, лицо бледное как бумага, священник протягивает крест, лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу.
Может Смерть – это последнее? И последняя ступень – это именно последняя ступень. И за ничего нет?
И в этом сомнении: за последней чертой НИЧЕГО нет – нечто главное, что хотел сказать Достоевский?
Второй монолог — о чувствах, ощущениях человека, которого тоже должны казнить. И как развиваются его мысли, когда мгновение казни приближается. Какими длинными и содержательными становятся эти последние минуты, и как вдруг мелочи, которые в обычной жизни не замечаешь, приобретают важный смысл и содержанием жизни становятся отдельные слова, пуговица на сюртуке палача. И как не верится, что наступит момент, когда ты исчезнешь и превратишься в нечто.
Но Мышкин – как он оценивает эти ситуации?
— О, так издеваться над человеческой душой! – цитирую не дословно, пытаюсь передать только идею.
Т.е. вот бы пытали, мычали человека перед казнью, и его душа была бы обращена к телесной боли, она бы отвлекала приговоренного от мыслей о Жизни.
Все-таки Душа – это главное для Мышкина. Душа страдающая, верующая, любящая.
Наверное, этот монолог можно назвать монологом о Смерти. Смерть – антипод Жизни, или наоборот – неизбежная часть Жизни, без которой нет Смерти, и Смерть – продолжение Жизни?
Когда читаешь, то кажется, что дай этому осужденному на казнь человеку возможность жить, то как бы духовно, с пользой, ценя каждое мгновение он прожил бы эту Жизнь!
— Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь – какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!
Да, какие сильные, правильные мысли перед лицом Смерти.
Но – его помиловали!
И что? Помилованный после этого вовсе так не жил и много, много минут потерял. Получается – все зря? Все хорошие, правильные мысли – зря? А если бы казнили – с какими бы умными мыслями ушел бы из Жизни человек! Мудрым! Понявшим Жизнь!
Но – думал, думал, к жизни вернули, и оказывается – Жизни не понял?
Ведь не случайно Достоевский в самом начале романа дает эти три монолога и разговора Мышкина. Все происходит в первый день приезда его в С.Петербург.
Предполагая, как Достоевский выстраивает сюжет романов, излагая часто главные события и главную идею произведения в начале, чтобы потом они разворачивались и заставляли читателя идти по следам чувств, поступков, мыслей героев, их душевных сомнений. Чтобы читатель – сам решал.
Поэтому эти три текста на мой взгляд – ключевое понятие. К моменту этих монологов все герои уже «засветились» в романе. Все фамилии озвучены. И даже буквально на 6-7-ой странице на вопрос: женится ли Рогожин на Настасье Филипповне? – Мышкин отвечает: женится, и через неделю зарежет. Вот оно, Чеховское ружье, курок взведен, осталось только дочитать до последней страницы. То есть – известно, чем кончится роман.
Поэтому монологи важны, и самый важный – о Мари. Потому что он о Любви, христианской, о Вере и пробуждении человеческой души.
Вообще практически на первых страницах романа, а по времени – за один день, происходят все самые важные события.
Напомню – Ганя Иволгин, личность с мелкой душонкой, трусливый, эгоистичный, расчётливый, все сомневающийся из-за размера приданного, на ком жениться – на Настасье Филипповне (его тайно пытаются сватать и деньги семьдесят пять тысяч собрали Тоцкий и Епанчин для приданного Настасье Филипповне) или дочке Епанчиных – Аглае, которая и так с хорошим приданным? И при этом он не любит Настасью Филипповну, боится ее и даже ненавидит. За что и почему? Можно лишь гадать. Достоевский не позволяет себе ремарку и обьяснений мотивов того или иного поведения героев. Может оттого, что Настасия Филипповна по роману – чуткая, умная, гордая женщина, а Ганя пресмыкается перед богатыми людьми и готов, по словам Рогожина, за три целковых проползти куда угодно?
И вот Настасья Филипповна, зная о тайных действиях к сватовству, неожиданно без приглашения приезжает к Иволгиным. Никто ее не ждал. Она врывается в это семейное пространство, там чудак генерал Иволгин, алкоголик и врун, дочка Вера, девушка честная и порядочная, Ганя и князь Мышкин. Именно здесь происходит знакомство Мышкина с Настасьей Филипповной. Но об этом чуть позже.
После разных разговоров в квартире появляется Рогожин с пьяной компанией. И тут начинается торг – кто больше даст денег в приданном, Ганя или Рогожин. Сильнейшая эмоционально-насыщенная сцена.
В этот момент конфликта Мышкин защищает Веру от Гани, а он ударяет по щеке Мышкина.
— Ну, это пусть мне… а ее… все-таки не дам! – тихо проговорил Мышкин, и в этом его суть.
Мне показалось, что то, что Ганя ударил по щеке Мышкина, сыграло свою роль в дальнейшем. Где-то я слышал, что эта заповедь «подставь другую щеку», имеет глубокий смысл. Подставляя другую щеку, мы дает возможность человеку, ударившему, устыдиться. Очеловечиться. В дальнейшем это, если не ошибаюсь, с Ганей это и произошло.
О знакомстве Мышкина и Настасьи Филипповны: Мышкин, реагируя на вызывающее поведение Настасьи Филипповны, говорит ей: «Вы же не такая» …
И еще одно малозаметное, но чрезвычайно загадочное обстоятельство. Знакомясь с Мышкиным Настасья Филипповна говорит: «Я эти глаза где-то видела». И впоследствии, прощаясь, Настасья Филипповна вновь повторяет: «Я где-то видела это лицо…».
Не случайно, не случайно Достоевский оставил в тайне эту фразу. Нет никакого обьяснения, намеков на то, что это были за глаза и лицо. Догадки или догадка? В контексте романа и образа Мышкина напрашивается одно предположение. А что, если Достоевский говорит об образе Христа? И зачем образ Христа связывается с Настасьей Филипповной? Она видела его как мерило совести? Почему этот образ должен был появиться для Настасьи Филипповны, что же не так в ее жизни и поступках? А ведь что-то действительно не так.
И второе событие в этот вечер – уже дома у Настасьи Филипповны. На фоне разных разговоров, выяснения обстоятельств, розыгрышей вновь появляется компания Рогожина с его навязчивой идеей жениться на Настасье Филипповне и собранными ста тысячами рублей. И эти деньги – не приданное, это Рогожин пообещал собрать по тем временам огромные деньги, если Настасья Филипповна выйдет за него замуж.
Я не пишу о разговорах, лицах, Настасья Филипповна понимает, что ее «торгуют». Князь, князь зовет ее тоже замуж, пытаясь спасти ее душу от Гани и Рогожина, но Настасья Филипповна отвергает его предложение.
— Не хочу губить душу, ему самому нянька нужна, не будет, князь, у нас счастья…
И, смеясь, бросает в камин пачку со ста тысячами, и говорит Гане:
— Хочу твою душу напоследок посмотреть. Вытащишь пачку из огня – твоя, все сто тысяч твои!
И уезжает с Рогожиным.
Кто помнит детали – нет смысла повторяться, кто не помнит – есть возможность вернуться.
Это события 2-ух дней и содержание 1/3 части романа.
Затем в романе происходят разные вещи, Настасья Филипповна мечется, убегает от Рогожина, чуть не выходит все-таки замуж за князя, появляется друг Коли Иволгина Ипполит со своей странной компанией, в семье генерала Епанчина меняются люди, настроение, все это на фоне потаенной мысли о Настасье Филипповне.
Чтобы не возвращаться к персонажам хочется несколько слов сказать о главных:
Настасья Филипповна – туманный образ, хотя и с яркой характеристикой Достоевского. Современному человеку трудно, наверное, понять – в чем причина трагедии, оскорбленной гордости Настасьи Филипповны. Недостойных поступков не совершала. Содержал ее Тоцкий. Не любовник, непорядочный – это верно, но в определенных рамках приличия. Единственная причина чувствовать унизительность своего существования – бедность и на ее фоне попытки Тоцкого и генерала Епанчина, тоже проявившего «страсть», как выражалась его жена, к Настасье Филипповне, выдать ее замуж.
Мне в какой-то момент Настасья Филипповна показалась похожа на Маргариту Булгакова, преобразившуюся в ведьму и летящую на бал. Кураж, азарт, свобода, веселость, ироничность. Судьба только разная у этих двух женщин. Настасья Филипповна – жертва. Бездушности, эгоистичного, сурового и пошлого мира? Необузданных страстей и ревности?
Настасья Филипповна полюбила Мышкина. Что это за любовь – можно спросить? В ней сочетаются жалость и понимание Души Мышкина, в ней презрение к самой себе, в ней злоба на Рогожина.
У Достоевского каждая фраза – тонкий психологический анализ героев, их мотивов, каждое слово имеет двойственное значение, одно – само слово, другое, настоящее, за его пределами и формой.
Очень важным представляется встреча Мышкина и Рогожина после возвращения. Сильная, эмоциональная. Когда Рогожин признается, что может убить Настасью Филипповну. Что ненавидит ее. И точно также Настасья Филипповна ненавидит его.
— Как же ты женишься, как жить с этим будешь? – спрашивает его Мышкин.
А ведь в этом вопросе страх и чувство ужаса, что человек так будет калечить и насиловать свою Душу.
Душа, ее чистота и спасение – в этом Мышкин.
И еще: Рогожин произносит фразу – она замуж соглашается выйти за него от злости. И она знает, что это замужество – в воду или под нож. Она мстит ему. Умышленно.
Что же это такое? – хочется спросить. Почему? Почему злоба в Настасье Филипповне и что это – злоба?
А ведь в образе Рогожина и Настасьи Филипповны – это борьба Добра и Зла. Помните, как Рогожин в разговоре с Мышкиным говорит, что ненавидит его, отравил бы, а поговорил четверть часа с ним, и уже любит? Это в Рогожине борется Добро и Зло, в Рогожине! Помните, как они обменялись крестиками и Рогожин вдруг говорит ему – забирай ее! Отказываюсь от нее!, а через некоторое время выхватывает нож и чуть не убивает Мышкина. Это Зло, Зло взяло верх в Рогожине. Вот она вечная тема, вот главный смысл Достоевского.
Добро и Зло борется и в Настасье Филипповне. Вот она с Рогожиным по-человечески разговаривает, и Рогожин счастлив!
— Со мной никто и никогда так не разговаривал!
А ведь пробудилась чистая Душа в Рогожине тогда, заговорила в нем теми лучшими оттенками, что есть в каждом человеке.
Достоевский чрезвычайно насыщенный, плотный, каждая фраза обдумана и на своем месте. Вот не случайно опять же в разговоре с Рогожиным Мышкин рассказывает о двух купцах, когда один, увидев красивые серебряные часы у другого, берет нож и режет его и забирает часы.
Мышкин не понимает этого, для него страшно и дико, что человек сотворил со своей душой, какой грех на душу принял.
А Рогожин со злой радостью кричит: — Вот это по-нашему!
И вот, опять Зло и злобное выплескивается из Рогожина.
А еще, чрезвычайно важное: Мышкин говорит Рогожину, что любит Настасью Филипповну «не так», а из жалости.
Что же это за смысл такой в слове Жалость? А ведь это христианская Любовь, Божья Любовь. И это Мышкина мучает, что не видит он этой Любви во многих окружающих. Мышкин часто употребляет фразу «не понимаю». То есть откуда в людях Нелюбовь, Злоба, скряжничество и другие пороки в Душе. И гениальный Достоевский не пытается через Мышкина некими словами обьяснить, почему он не понимает. И в этом же опять суть Мышкина, он чист как ребенок, и в его душе нет места для таких помыслов.
Вспомните историю о Вере в Бога, которую Мышкин рассказал Рогожину: Женщине улыбнулся ее новорожденный ребенок, и она счастлива, это, говорит, как Бог взглянул на грешника, раскаивающегося перед Богом.
Вот вроде маленький эпизод в романе – женщина и ребенок, через улыбку которого снисходит Божья благодать и радость, но сколько смысла в нем, как значимо каждое слово, фраза, мысль Достоевского.
В Настасье Филипповне злое побеждает. И она, зная, что ее ждет нож, и смерть с Рогожиным, сознательно идет в брак.
К ней не пришло покаяние, она и поступки совершает недобрые, вроде успокаивает свою совесть тем, что пытается Мышкина с Аглаей поженить, но ведь это противно человеческой природе, не так приходит Любовь, и хотя Аглая любит Мышкина, и Мышкин любит Аглаю.
Противоречивая натура. Но противоречие извечное же – Добро и Зло.
И это странное наслаждение от презрения самой к себе. Самоуничтожающее чувство. Что же вложил в нее Достоевский? И притяжение Настасьи Филипповны с Рогожиным? Злое, недоброе соединилось и Добро, Любовь проиграли? Или просто трагедия одной жизни?
Но нет, в разговоре Мышкин о случае, когда один убил шестерых, на вопрос «общее» это или «частное», ответил – «общее». И Настасья Филипповна – «общее». Трагедия личности, не нашедшей примирения между Добром и Злом.
Мышкин. Без сомнения – он главный герой. И при этом второстепенный, ведь важно не его мироощущение, чувства, эмоции, поступки (его поступки, которых, кстати, почти совсем нет в романе), поведение, а другие люди, с которыми он встретился. Их поведение, их душа и эмоции – главные, чтобы понять окружающий мир. То есть первоначально второстепенные герои становятся главными: Епанчины, Рогожин, Лебедев, Ипполит и др. Их внутренний мир, их действия и рассуждения, через которые раскрывается опять же их душа. И Достоевский медленно, методично, последовательно ведет читателя по роману. Все-таки Федор Михайлович – гениальный писатель. Из обыденных криминальных историй, прочитанных в газетах, создать мир Преступления и наказания, Идиота, и других.
Да, Мышкин… Достоевский называл своего героя – князь Христос. Кто может сказать – какой Христос? У кого хватит смелости разложить по полочкам поведение и поступки Христа по единственному источнику его жизни – Евангелиям? Христос – символ. И Мышкин – символ. Только первый – символ Любви. А Мышкин? Сочетая в себе Любовь ко всем, он также несет в себе трагедию утраты Любви. Наверное, физическая смерть Христа и его воскресение – путь для спасения заблудших душ, через совесть, покаяние. А неизлечимая болезнь Мышкина – это скорее тупик. Любовь Мышкина не смогла спасти души прошедших мимо людей.
И при этом Мышкин – самый притягательный герой романа. И, читая, любишь его в его детской непосредственности и необычайном взгляде на окружающий мир. Трогательный, наивный. Его душа не знает недоброй эмоции, и он так радуется в романе, когда видит, как Доброта в человеке побеждает, когда человеку совестно за свои мысли и поступки, радуется как ребенок, тот, на которого обращен взгляд Бога.
Бесконечно доверчивый. Беззащитный. Перед любым насилием. Над душой. Над каждой душой.
Рогожин – яркая в своей страстности личность, необузданная, в чем-то по-настоящему русская и при этом вызывающая чувство неприязни и даже некоторой брезгливости. Хочется быть от них подальше. И закономерно, что Рогожин убивает Настасью Филипповну. Были ли они в чем-то похожи – Рогожин и Настасья Филипповна? Может, может…
Когда-то я работал следователем прокуратуры. Однажды поступил вызов и следственной группой мы выехали по одному адресу. Было известно, что в квартире жила молодая женщина, только вернулась с Турции, куда ездила за товаром. Нашли ее труп с ножевой раной. Мы зашли в квартиру на 3-ем этаже. Труп лежал на кухне. На тело был одет только халатик, он распахнулся и было видно тело красивой, молодой женщины. Крупные груди, красивый животик, все выглядело идеально. На левом боку под ребрами видна была ножевая рана. Крови почти не было. По информации ее мог зарезать ее парень, он жил в Беларуси и был очень ревнив. Осматривая дальше квартиру нам с трудом удалось открыть дверь в одну из комнат. На дверной раме в петле висел труп убийцы. Он повесился. Счастлив был? Спокойна его душа, если души после смерти уходят в другой мир? Разрешил проблемы?
Вот вам и Рогожин.
А Рогожин?
Они, князь и Рогожин, вошли в комнату. Сумерки, князь дрожал от мертвой тишины, из-под простыни обозначался кончик обнаженной ноги; он как бы казался выточенным из мрамора и ужасно был неподвижен. Князь напряг все силы, чтобы понять и все спрашивая взглядом.
— Это ты? – выговорил он, наконец, кивнув головой на портьеру
— Это… я… — прошептал Рогожин и потупился. – Да, я ножом ее, тем самым…
– Придут люди, заберут. Нельзя отдавать. Пусть полежит возле нас, подле меня и тебя…
Символ близости. Символ неизбежной связи между людьми, между Мышкиным, Рогожиным и Настасьей Филипповной. Даже убив, Рогожин не в силах расстаться с ней, с ее телом, с ее душой.
Трагизм высочайшего уровня. Тишина в комнате, труп молодой женщины и два страдающих человека. Один – от сострадания к душе убитой и убийцы, другой – от душевных мучений от того, что сила Зла в нем оказалась сильнее. Он побежден. Демоны, демоны вселились в его душу. И они победили.
У меня совсем нет цели, да и способности анализировать Достоевского. Это просто заметки, не более.
Есть ли Бог в романе Достоевского? Достоевский не пишет прямолинейно или назидательно. Каждый сам решает, где разговор о деньгах, чинах и прочем, или о душе, совести и Вере. Не сомневаюсь, что Достоевский думал о Боге. Но особенно, глубоко, вкладывая в понятие Бога свое представление о человеческой душе. Достоевского читать нелегко. Лексика, слова середины 19-го века. Сложные конструкции предложений. За массой событий, разговоров нужно увидеть мысль автора. Она не на поверхности. Назиданий нет. Обьяснений нет. Все его мысли – рядом с текстом. Параллельно.
Первый позыв был найти в Евангелиях подобающее роману выражение и мысль. Отказался.
Но Достоевский затягивает, чем больше углубляешься в его прозу, тем сильнее и сильнее она заставляет постоянно думать.
Так чем закончился роман «Идиот» Достоевского? Настасья Филипповна убита. Рогожин на каторге. Мышкин безвозвратно заболел психически. Другие мало изменились.
Роман «Идиот» закончился крахом христианской идеи. Понимаете – крах главной идеи христианства — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; возлюби ближнего твоего, как самого себя
.
Наверное, в этом и заключается слабость главного героя романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот» князя Мышкина Льва…
Я снова и снова возвращаясь к роману, перечитывая его уже по 2-3-му разу за месяц, и дополняю эти заметки. Мышкин и другие живут во мне. Они завладели мной.

История персонажа

Главный герой романа «Идиот» авторства Федора Достоевского, а также ряда экранизаций. Молодой человек дворянского происхождения, болен эпилепсией. Закончив курс лечения в швейцарской клинике, прибыл в Петербург, где тут же попал в водоворот трагических событий, которые привели героя обратно в швейцарскую клинику.

История создания

Создавая образ князя Мышкина, Достоевский, по собственному заявлению писателя, пытался изобразить «положительно прекрасного человека». Писатель находил эту задачу чрезвычайно трудной по причине того, что образ идеального героя, на взгляд Достоевского, не выработан ни в российской культуре, ни в европейской.

Федор Достоевский

Достоевский описывает Мышкина как простого и смиренного человека с тихим нравом, который, однако, кажется другим персонажам чудаком. Мироощущение Мышкина сродни мироощущению ребенка. Доброго и высоконравственного князя Достоевский противопоставляет другим персонажам. В образе Мышкина Достоевский пытается создать героя, который воплощал бы добродетель в христианском понимании.

Отдельные детали биографии Мышкина писатель позаимствовал из собственной жизни. Как и Мышкин, Достоевский был подвержен приступам эпилепсии. Писатель проводит также очевидные параллели между Мышкиным и Иисусом Христом. Некоторые эпизоды романа похожи на сцены Евангелия. Третьим прототипом героя считают образ Дон Кихота из романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Сюжет

Внешность князя Мышкина

Князь Лев Мышкин проходит четырехлетнее лечение в швейцарской психиатрической клинике, после чего возвращается домой, в Петербург. В поезде герой сводит знакомство с неким Рогожиным, купеческим сыном и обладателем громадного состояния, которое досталось тому после смерти отца.

Прибыв в город, князь останавливается в доме дальних родственников Епанчиных. У генерала Епанчина есть супруга и три молодые дочери, а еще секретарь Ганя Иволгин. Этот Ганя собирается жениться. Будущая жена Гани — Настасья Филипповна Барашкова, женщина со сложной судьбой и характером.

В семь лет героиня потеряла родителей и оказалась под опекой в доме некоего господина Тоцкого, который сделал из девушки любовницу и содержанку, когда той было только четырнадцать. Теперь Настасья Филипповна мнит себя падшей женщиной и сводит с ума окружающих мужчин. Ганя хочет жениться на героине, потому что господин Тоцкий выплатит той щедрые отступные.

Настасья Филипповна Барашкова

Князь Мышкин также проникается интересом к Настасье Филипповне и влюбляется в героиню. В князя при этом влюбляется дочка генерала Епанчина Аглая, которая считает Настасью соперницей и собирается бороться с той за любовь Мышкина.

Сам князь – человек с тонкой душевной организацией. Герой пробуждает в окружающих лучшие чувства, но сам при этом не в состоянии ничего изменить к лучшему. В конечном счете Настасью Филипповну на почве ревности убивает Рогожин, тот, с которым князь познакомился в поезде. А сам Мышкин, не вынеся эмоционального напряжения, снова лишается рассудка и отправляется назад в Швейцарию, в психиатрическую клинику.

Рогожин и Мышкин

Внешне герой выглядит как молодой мужчина лет 26-27, чуть выше среднего роста, худой, с густыми белокурыми волосами, большими внимательными голубыми глазами и тонким, но бесцветным лицом. Подбородок князя украшает маленькая острая бородка.

Экранизации

В 2003 году вышел на экраны телевизионный сериал «Идiотъ», снятый режиссером Владимиром Бортко. Роль князя Мышкина там сыграл актер Евгений Миронов. Бортко известен экранизациями русской классики. В 2005 году режиссер снял сериал по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». А актер Евгений Миронов, что забавно, сыграл в 2011 году роль писателя Федора Достоевского в мини-сериале «Достоевский». В сериале «Идiотъ» – 10 пятидесятиминутных эпизодов.

Евгений Миронов в образе князя Мышкина

Экранизации «Идиота» дважды выходили в Японии. Первый фильм, черно-белую драму, снял режиссер Акира Куросава в 1951 году. Фильм воспроизводит сюжет романа, но в японских реалиях.

Главного героя зовут Киндзи Камада, роль исполняет актер Масаюки Мори. Герой несколько лет провел в плену, после чего вернулся на Хоккайдо. В поезде Киндзи знакомится с неким господином Акамой, который едет на Хоккайдо, чтобы получить наследство. У господина Акамы есть пламенная страсть — это женщина по имени Таэко Насу. Акама показывает герою фотографию этой роковой барышни, и Киндзи принимается плакать, испытывая к ней сострадание.

Кадр из японского фильма «Идиот»

На Хоккайдо героя ждет семейство Оно. Это дальние родственники, которые, пока Киндзи был в плену, распродали его наследство. Теперь эти Оно определили Киндзи в гостиницу. Герой знакомится с Таэко Насу и влюбляется в нее, однако сама барышня считает, что не имеет права на любовь. Таэко пытается свести Киндзи с младшей дочерью господина Оно, а сама живет с господином Акамой, к которому не испытывает никаких чувств. В конечном счете Акама решает убить женщину.

Второй фильм под названием «Настасья» — совместного японо-польского производства. Режиссер фильма Анджей Вайда, в роли князя Мышкина снялся японский актер Бандо Тамасабуро V. Лента вышла в 1994 году и снята в стилистике японского театра кабуки. Тамасабуро там играет одновременно и князя, и его возлюбленную Настасью Филипповну.

Бандо Тамасабуро в образе князя Мышкина

Дело в том, что в театре кабуки женские роли традиционно исполняют мужчины. Есть специальное амплуа оннагата — «женский стиль», и господин Тамасабуро как раз принадлежит к нему, то есть играет исключительно женщин. Актера пришлось уговаривать три года, прежде чем тот согласился исполнить роль князя Мышкина.

Фильм начинается с того, что князь ведет Настасью Филипповну под венец, а та бежит от алтаря с Рогожиным. Мышкин заявляется в квартиру Рогожина и спрашивает, куда подевалась Настасья. Затем герой видит труп невесты, который лежит на кровати. Князь вместе с Рогожиным проводят ночь, предаваясь воспоминаниям, которые здесь же в квартире обыгрывают.

Мышкин рассказывает о том, как лечился от болезни и потерял состояние, а Рогожин вспоминает эпизод, связанный с Настасьей Филипповной. По рассказам Мышкина выходит, что бегать из-под венца Настасье Филипповне свойственно, и такое происходило уже дважды. У фильма закольцованный сюжет — в финале все снова приходит к убийству Настасьи.

Кадр из фильма «Шальная любовь»

В 1985 году экранизация «Идиота» вышла во Франции под названием «Шальная любовь». Фильм снял польский режиссер Анджей Жулавский, а в роли главного героя, которого на французский манер назвали Леоном, снялся актер Франсис Юстер. Местом действия становится Франция 80-ых годов ХХ века, а главный герой, которого недавно выпустили из психиатрической лечебницы, называет себя потомком венгерского принца.

В 2001 году режиссер Роман Качанов снял по мотивам романа «Идиот» черную комедию «Даун Хаус» с Федором Бондарчуком в роли князя Мышкина и Иваном Охлобыстиным в роли Рогожина. События фильма разворачиваются в современном мире, в России 90-ых годов прошлого века.

Федор Бондарчук в роли князя Мышкина

Основная сюжетная линия романа сохраняется, но при этом на экране мелькают «новые русские» и автомобили-внедорожники «Hummer», герои употребляют тяжелые наркотики и т.д. Музыку к фильму писал DJ Грув. Князь Мышкин в фильме занимается программированием, слушает музыку хаус и страдает галлюцинациями.

Цитаты

Высказывания князя Мышкина стали афоризмами.

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». «Меня тоже за идиота считают все почему-то, я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота; но какой же я идиот теперь, когда я сам понимаю, что меня считают за идиота?» «Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его?» «От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают». «Этот человек был раз взведен, вместе с другими, на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование, и назначена другая степень наказания; но однако же в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет». «У всех нас есть возможность оценить, сколько времени мы потеряли безвозвратно в нашей жизни. И часто откуда-то из глубины сознания приходит мысль: уже поздно что-то менять, времени почти нет».

Князь Мышкин – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В его образе заключен идейный смысл всего произведения: писатель хотел «воскресить» человечество. С этим замыслом связано сходство Льва Николаевича с Иисусом Христом.

Внешнее описание

Льву Николаевичу Мышкину было двадцать шесть лет. Выглядел он на свой возраст. Рост его был выше среднего. Волосы были густые и белокурые. Мышкин имел маленькую бородку беловатого оттенка. Лицо героя было приятное, хотя и было бледным, как бы бесцветным. Глаза были большие и голубые, они имели странное выражение. Именно глаза говорили о «падучей болезни» (эпилепсии) Мышкина.

Герой был в поношенном, хотя и ловко сшитом пиджаке, на голове его была шляпа, а с собой был узелок со всем его дорожным состоянием. На ногах – башмаки с толстой подошвой. Автор, давая портретную характеристику, отмечает: «все не по-русски».

Сам Мышкин, оценивая свою внешность, отмечал, что он некрасив и «дурен».

Странность героя

Другие персонажи романа Ф. М. Достоевского «Идиот» отмечали странность Мышкина. Почти сразу он показывает себя как человек блаженный, потому что Мышкин – это довольно тихий и спокойный молодой человек, который не привык совершать злые поступки.

У Мышкина совершенно детское восприятие мира, он ведет себя как ребенок. Он сам признается, что с детьми ему общаться намного проще, потому что общаться со взрослыми он просто не умеет.

Для него мир огромен, герой не привык не только делать зло, но и ожидать его от других людей. Мышкин очень доверчив, он плохо знает реальный мир.

Непохожесть на других позволяла персонажам называть Мышкина идиотом. Герои называли князя Мышкина жалким существом, дурачком, нищим и сущим ребенком. Герой был отличен от толпы, он являлся посторонним наблюдателем.

Сам Мышкин признает, что раньше, когда он страдал эпилепсией, он действительно был похож на идиота, однако он уже давно выздоровел. Ф. М. Достоевский демонстрирует то, что Мышкина называли не за его прошлую болезнь, а за то, что он был непохож на всех остальных.

Замысел автора

Другие люди положительные черты Мышкина оценивают как «идиотизм». Они не привыкли к тому, что в обществе есть человек, который стремится к всеобщему благу, поэтому клеймят таким словом Льва Николаевича.

Мышкин добр, милосерден и сострадателен. В то же время от очень умный человек, который способен рассуждать на многие философские и общественные темы. Мышкин, несмотря на то, что из-за своей болезни не смог получить хорошего образования, отличается своей эрудицией и мудростью.

Сам Ф. М. Достоевский признавался, что в образе князя Мышкина он хотел изобразить совершенного, «положительно прекрасного» человека. По замыслу герой должен быть олицетворением всех христианских добродетелей, быть подобным самому Христу. Автор даже внешнюю характеристику образа князя Мышкина дает схожей с принятым портретом Иисуса.

На близость образа Мышкина самому автору говорит то, что Ф. М. Достоевский дал своему герою некоторые свои черты.

Изображая идеального героя, противопоставляя его другим персонажам, Ф. М. Достоевский, по его же признаниям, хотел воскресить человека. Автор демонстрирует то, что «идиотизм» князя Мышкина – это идиотизм общества, в котором принято называть добродетельного и милосердного человека идиотом.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Князь Мышкин», рассмотрит портретную характеристику образа Льва Николаевича Мышкина, его черты характера, которые не признавались обществом, а также авторский замысел, согласно которому Мышкин являлся «положительно прекрасным человеком».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Идиот»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Идиот»
  • для самых компанейских — Главные герои «Идиот»
  • для самых крутых — Читать «Идиот» полностью

Тест по произведению