Мытарь, это кто?

История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

***

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Кто такой мытарь в Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой мытарь.

Мытарь – сборщик податей.

В новозаветные времена Иудея была одной из провинций Римской империи. Налоги и пошлины собирало не государство, а арендаторы отдельных областей. Для этого они нанимали особых чиновников – мытарей (как правило, из местного населения). Государство заранее определяло размеры пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше. Естественно, что мытарей (сборщиков податей) не любили во всех провинциях империи. Также иудеи считали, что мытари оскверняли себя, так как регулярно общались с язычниками.

«Мытарь» было очень близко понятию «грешник» (Мф 5:46 и далее; 9:10 и след.; 11:19; 21:31; Лк 5:30; 7:34). Согласно Талмуду, еврей, который стал мытарем, считался отлученным от израильского общества (См. Мф 18:17).

В притче о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14) Христос ставит готового к покаянию мытаря, выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея.

Один из мытарей – Матфей (или Левий), стал апостолом Иисуса Христа (Мф 10:3; Мк 2:14), другой — Закхей — Его последователем (Лк 19:2).

Иллюстрация: Ян Массейс, Мытарь

Мыто, мытарь, мытник — этимология

Два человека вошли в храм помолиться:
один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей… Боже! Благодарю… что я не мытарь.
Мытарь…Боже! Будь милостив ко мне грешнику!
От Луки 18:10, 11, 13
В княжествах Руси примерно в XI веке сформировались таможенные органы контролировавшие ввоз и вывоз товаров, в светских актах сбор пошлин называли общим термином «мыто, мытъ» (мыто сухое и водяное), а служащих именовали «мытарями» или «мытниками». Происхождение термина не определено, версии этимологов носят гипотетический характер.
По традиции, идущей с 1827 года флаг российской таможни – белый крест на зеленом фоне: «По высочайшему утвержденному фасаду главного строения Кронштадской Таможни, назначен на оном флаг. …Министр Финансов имеет счастье представить на Высочайшее усмотрение рисунок флага светло-зеленого с белым Андреевским крестом».
По настоянию генерал-адмирала Е.И.В. Константина Николаевича Романова флаг таможни с Андреевским крестом 1827 года был отменен в 1871 году. Великий князь считал, что Андреевский крест был исключительно принадлежностью военного флота; в России ввели новый таможенный символ, синее полотнище с национальным флагом в кантоне и скрещенными кадуцеями (жезлами) под ним.
Таким образом, первоначально небесное покровительство над Таможенной службой принадлежало святому Андрею Первозванному. Собственно в православии нет четко установленного положения; в католичестве, покровительство над таможенниками приписывают апостолу Матфею и Закхею.
1) Торговые отношения
См. подробно в ЕЭБЕ,
Благоприятное географическое положение на стыке континентов и удобные караванные пути обусловили участие Израиля в мировой торговле. 3 Царств 10:15: «сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников».
Первоначально таможенная система формировалась стихийно, главные принципы: защита местных производителей и получение из-за рубежа необходимых товаров и продуктов, которые в стране не производились. Таможенные пошлины развились из даров, которые купцы (мощные торговые организации) приносили местным правителям за покровительство, охрану караванов, путей, справедливое судейство и прочие необходимые мероприятия по защите имущества и жизни. Со временем сложились нормы торгового права и налогового обложения товаров, поступающих в страну из-за рубежа. С распространением иудеохристианства, многие нормы еврейского торгового права заимствуются племенным миром Европы.
* Ахмед ибн Фадлан (921/2 г.). Записка о путешествии на Волгу

«Когда же я окончил его (письмо), его спутники рассыпали на него (царя) многочисленные дирхемы. Потом я вынул подарки, (состоявшие) из благовоний, одежд, жемчуга для его жены, и я непрерывно возлагал на него и на нее одну вещь за другой, пока мы не покончили с этим. …
И когда прибывает корабль из страны (города) хазар в страну (город) славян, то царь выезжает верхом и пересчитывает то, что в нем (имеется), и берет из всего этого десятую часть. А когда прибывают русы или же другие из прочих племен, с рабами, то царь, право же, выбирает для себя из каждого десятка голов одну голову».
Наиболее распространены были сборы за въезд в царство или в город и проведения в них различных торговых операций; пошлины собирались в местах торговли, у городских застав (ворот), на переправах и важных дорогах. Каждое городское торгово-ремесленное сообщество защищало свой небольшой (по тем временам) рынок сбыта произведенных товаров и продуктов.
2) Существующая этимология
а) Викисловарь
* Мыто. Корень – мытарь. Значение: устар. таможенная пошлина.
Этимология по Максу Фасмеру
(Происходит от общеслав. формы – вставка неизвестного автора) *mуtо, ср: др.-русск. мыто «пошлина, налог, награда», русск. мыто, укр. мито, болг. мито, хорв. mito; из др.-в.-нем. m;tа «пошлина» (взятка).
* Мытарь (также мытник). Корень: -мытарь-. Значение: религ. сборщик податей, откупщик в Иудее; старин. сборщик мыта в древней Руси. Этимология – нет.
* Этимологический словарь Макса Фасмера
Мытарь. м. «таможенник, взиматель пошлины за ввоз», также «хитрец, обманщик», др.-русск., ст.-слав. мытарь греч. telonis (Супр.), болг. митар (Младенов 299), словен. mitar, -arja, чеш. mytar «сборщик податей». Возм., что это слав. новообразование от мыто (см.) или заимств. из д.-в.-н. mutari; см. Шварц, AfslPh 42, 306; Кипарский 271 и сл. Нет оснований предполагать заимствование из гот. motareis «мытарь», вопреки Преобр. I, 575. От мытарь произведено мытарство.
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, вып. 9

* Мыто, мытъ. 1. Плата, вознаграждение, мзда. XII в. 2. Пошлина за проезд и провоз товаров через установленные заставы (907); «не платити мыта», Радз. Лет. 3. Место сбора пошлин за проезд и провоз товаров. «А свободъ ти, ни мыт Новгородьской волости не ставити», Грам. Новг. и Псков., 1270; и т.д.
* Мытарь. 1. Сборщик податей, откупщик в древней Иудее…, «аки мытарь», Изб. Святос., 1076 г. 2. Сборщик налога, пошлины за проезд и провоз в древней Руси. (1399).
б) Национальный корпус русского языка
* Докончание вел. князя московского Василия Васильевича с вел. князем тверским Борисом Александровичем. Грамота в. кн. Бориса Александровича в. кн. Василию Васильевичу (1456): «А кто ся промытит, ино с воза промыты 6 алтын, а заповеди 6 алтын, колко бы возовъ ни было. А промыта то, кто обьедет мытъ. А проедет мытъ, а мытника оу завора не будет, ино промыты нетъ».
* С. М. Соловьев. История России с древнейших времен, т. 9 (1859): «Из Нарвы, Ижоры, Орешка и других порубежных мест нельзя проезжать извощикам в русские города, потому что берут с них большое мыто».
4) Обобщение и вывод
Все исследователи указывают, что термин возник в Иудее, применяется в греческом Новом Завете в форме «telonis» сборщик податей. От еврейского «корня» может вырасти…???
Откуда в русских переводах Нового Завета появился термины «мытъ» и «мытарь» этимологи не объясняют. Для дешифровки понятия вероятно надо привлечь данные теологии и библеистики (научная дисциплина, изучающая библейскую литературу). Слова «мытъ» и «мытарь» могут быть образованы от различных терминов иврита, в любом языке есть омонимы, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.
а) Мытъ, мыто, мытарь
Если рассматривать МЫТЪ (таможню) как общественное производство (создание благ необходимых человеку), то эта организация с древних времен с минимальными затратами на своё содержание делала деньги из «воздуха» — «Божий Дар». Чем больше товаров проходило через таможню, тем больше пошлин поступало в казну.
Из библейских письменных источников ясно, что таможенная деятельность организовывалась в городах, крупных поселениях имеющих ремесленное производство и рынки сбыта для производимых товаров, а также находящихся на важных торговых путях. Доходы от пошлин шли первоначально в казну города, а затем переопределялись в системе власти, часть шла на содержание таможенного аппарата, благоустройство города и дорог.
Правитель города и совет горожан управляли налоговыми возможностями, исходя из военно-хозяйственных условий, разрешали или запрещали ввоз товара, уменьшали или увеличивали таможенные пошлины.
Организация древнерусского общества (города) строилась по библейским канонам, других идеологических доктрин регулирующих экономические и общественные отношения не было. Следовательно, в библейских текстах нам необходимо отыскать образ и термин служащего римской налоговой системы Иудеи, а затем сравнить его с анализируемыми понятиями.
б) Матфей и Закхей
* Апостол Левий Матфей, ивр. Mattithyahu or ивр. Mattay, «Дар Яхве»; автор Евангелия от Матфея. Известно только, что он был мытарем, сборщиком налогов; в католичестве считается покровителем бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.
* Закхей (ивр. ЗКИ — достойный, чистый), начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек; в православии почитается как святой, упоминается в Евангелии от Луки 19:2,5,8.
* Библейский сюжет
Иисус проповедовал в синагоге Капернаума (ивр. Кфар Нахум) где совершил много чудес и приобрел учеников, в.т. ч. и Левия Матфея. Древний город Капернаум находится на северо-западном побережье Тивериадского моря (озеро Кинерет), в Израиле. Через Капернаум (рыбачий посёлок и таможня) пролегали торговые пути с побережья моря, Кесария — Дамаск.
У нас «очередное совпадение», еврейское имя мытаря Матфея (от ивр. М.Т.Т., МАТТАТ дар, вознаграждение) идентично с древнерусским словом-понятием МЫТ (одни согласные буквы). Возможно, что образ Матфея-мытника послужил основой для образования этого понятия. Если наши имена, по мнению многих исследователей, заимствованы из библейской терминологии, то какие могут быть препятствия для образования специального налогового термина из еврейского слова-понятия М.Т.Т.???
Вывод
Целесообразно рассмотреть имя Маттитиаху в связи библейской терминологией и образами.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Имя Маттитиаху образовано от термина МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение; подавать (Иезекииль).
* МЫТЪ = М.Т.Т.Т, МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение, награда; подавать.
* МЫТНИК = МЫТН+ИК = М.Т.Н., МАТТАН (стронг 4976) подарки, подношение, дары.
* МЫТАРЬ = М.Т.Т.Т. + АРЬ = М.Т.Т.Т, МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение, награда; подавать +А (связка) + РЕА друг, товарищ, компаньон, попутчик (см. стронг 7453); т.е. вознаграждение за товарищескую услугу (содействие), или товарищеский подарок.
См. стронг иврита 4991, МАТТАТ
б) Вариант термина «мытарь»
Термин «мытарь» мог быть выведен из слова иврита МАТАР, имеющего одно из значений — стража.
МЫТАРЬ = ивр. МАТАРА стража, охранник.
См. стронг иврита 4307, МАТАР
в) Библейский образ
* Притчи 25:14: «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками (МАТТАТ)».
* Екклесиаст 5:18: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар (МАТТАТ) Божий».
* 3 Царств 13:7: «И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок (МАТТАТ)».
Таким образом, рассматриваемые нами термины «мыто», «мытарь», «мытник» имеют прочную историко-лингвистическую, философскую, теологическую с библейской лексикой и образами. Оторвать русское слово-понятие от еврейского корня (образа и термина) невозможно, сразу же возникает несовместимость представлений, образная путаница в сознании, что мы и наблюдаем в бесплодных попытках этимологов объяснить русское слово.
21.1.2016 г.

Словом «мытари» сейчас называют сборщиков налогов и пошлин. Это работники налоговых органов, судебные приставы, таможенники.

Кто такой мытарь

Слово пришло в русский язык из церковнославянского. При переводе Библии так назвали иудейских сборщиков податей. В современном русском языке ударение ставится на первый слог, в церковнославянском — на второй.

Происхождение слова

Представлено во всех группах славянских языков.

Есть две версии его происхождения:

  • заимствовано из древневерхненемецкого mutari;
  • образовано от общеславянского «пошлина», произошедшего от древневерхненемецкого muta (подать, пошлина).

В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок.

Государственные пошлины стали называть «мыто». Сборщиков — «мытниками». Таможню — «мытня», «мытница».

До нашего времени дошел договор от 911 года, заключенный между князем Олегом и Византией. Уже в нем есть упоминания о мыто.

Мытники в Древней Руси собирали с купцов плату за провоз и продажу товаров. Часто их называли лихоимцами и притеснителями.

Значение понятия в Библии

Для понимания библейских текстов необходимо знать, кто такие мытари и фарисеи.

Первые — сборщики податей в Иудее в пользу римской казны, алчные и жестокие. Сограждане презирали их за предательство.

Вторые — уважаемые народом, глубоко верующие люди, соблюдавшие все религиозные правила.

Бог милосерден ко всем. Избранный Христом апостол Матфей собирал подати.

История мытарства

В современном русском языке в память об истории мытарства осталось слово «мытарить» (мучить).

Появление мытарства

В Древнем Риме можно было купить разрешение на право собирать с населения пошлины и другие сборы. Откупщики вносили деньги в казну, а потом собирали их с населения.

Мытарство появилось, когда откупщики стали нанимать сборщиков.

Сборщики стремились побыстрее вытрясти из должников деньги. Угрожали расправой, унижали, отправляли в тюрьму.

В то время Иудея была провинцией Рима. Сборщиков податей нанимали из местного населения. Народ презирал их как прислужников иноверцев и язычников.

Сборщики брали гораздо больше положенного. Наживались за счет людей, не знавших таможенных тарифов.

В Евангелии от Матфея (Мф 5:46) они уравнены с грешниками.

Развитие и дальнейшая судьба

В Древней Руси в XII-XIII веках с появлением границ между княжествами появились таможенные заставы для контроля за перемещением товаров. Величину пошлин устанавливал князь. Мытники входили в княжескую дружину.

С купцов брали пошлину:

  • при проезде через внешние и внутренние заставы — «мыто» (сухое, водяное);
  • в городах за право торговли — «замыт».

От «мыто» произошло название подмосковного города Мытищи, где собирали пошлину при перевозе товаров через реку Яузу.

В XIII веке татаро-монголы ввели свою пошлину — тамгу. Впоследствии это название перешло на таможенные платежи и на место их сбора — таможню.

Единая таможенная политика начала складываться в Российском государстве в XVI веке. В 1653 году был принят Таможенный устав, в 1667 году — Новоторговый устав. Разрозненные сборы заменила единая система таможенных пошлин.

Сейчас таможенные платежи — важнейший источник государственного бюджета.

Современное положение

В толковых словарях кроме библейского значения есть и «сборщик мыта в Древней Руси», и «таможенник».

Похожа на мытарство деятельность современных коллекторов. Это посредники между кредитором и заемщиком, профессиональные сборщики долга за определенный процент.

Но в современном обществе так обычно называют работников налоговых органов.

Сложная система налогов и сборов обеспечивает функционирование государства. В России уплата налогов — крупнейшая экономическая и социальная проблема. Действующим законодательством (Налоговым и Уголовным кодексами) за неуплату предусмотрены наказания.

Притча о мытаре и фарисее

Притча Иисуса Христа о необходимости признания своих грехов. Упоминается в Новом Завете в Евангелии от Луки (Лк. 18-9-1).

Цель текста

Показать, что никто не должен утверждать, что праведен, и презирать других. Покаяние жизненно необходимо и явным грешникам — за их грехи, и считающим себя праведными — за их гордыню.

Суть и сюжет

«Фарисей» стало понятием, обозначающим ханжу и лицемера. Но фарисеем был апостол Павел.

Необходимо правильно понимать значение слова в Библии. «Фарисей» происходит от древнееврейского глагола, обозначавшего «отделять» (от нечистоты, от нечистых людей). Это были богобоязненные люди. Стремились точно осознать и исполнить Божий Закон.

В притче фарисей говорит себе и Богу, что соблюдает все правила. Постится дважды в неделю, отдает десятую часть дохода в жертву храму.

В молитве благодарит Бога за свою праведность и осуждает других.

В своей обычной жизни фарисей, вероятно, натерпелся от беззакония. Он высказывает презрение к сборщику податей.

Сборщик раздавлен своей греховностью:

  • приходит только к порогу храма;
  • не смеет поднять глаза на небо;
  • бьет себя в грудь и искренне молится;
  • просит Бога о милости.

Притча заканчивается тем, что грешник за свое смирение перед Богом вышел из храма более оправданным (помилованным), чем праведник.

Толкование

Фарисей судит и себя, и других вместо Бога. Ему свойственны самомнение и ложная успокоенность. Но все люди — грешники перед Богом.

Чтобы получить прощение, надо смириться, а возвышающий себя будет унижен.

В церковных проповедях часто говорят о современных фарисеях, считающих себя непогрешимыми, но замечающих грехи других.

Неделя о мытаре и фарисее

Название недели происходит от евангельской притчи о них. На литургии будут читать Евангелие от Луки (Лк. 18-9-1).

Слово «неделя» на церковнославянском языке обозначает воскресенье. После этой недели (воскресенья) начинается сплошная седмица, то есть дни с понедельника по субботу, в которых нет поста.

Даты и сроки

Это первое из четырех подготовительных воскресений к Великому посту. После этого воскресенья подготовка длится три календарных недели. То есть, притча о мытаре и фарисее вспоминается православной церковью за четыре недели до праздника Пасхи — Воскресения Христова — который имеет разные даты празднования каждый год.

Даты первого подготовительного воскресенья и Великого поста в 2018 — 2020 годах по новому стилю:

  • 2018 — 28 января, с 19 февраля по 7 апреля;
  • 2019 — 17 февраля, с 11 марта по 27 апреля;
  • 2020 — 9 февраля, с 2 марта по 18 апреля.

Значение недели

Напоминает о покаянии и смирении. Смирение — это умение видеть свои недостатки и обуздывать гордыню. Это трезвость, мудрость, уважение к другим. Искреннее раскаяние грешника лучше, чем фарисейская гордыня.

Начиная с этой недели за всенощной поют «Покаяния отверзи ми двери…». Это песнопение будет на каждой воскресной всенощной вплоть до пятого воскресенья Великого поста.

Видео о притче о мытаре и фарисее

В этом видео священник Александр Князюк говорит о евангельской притче и посвященной ей неделе.