На какой горе?

Елеонская Гора

Гефсимания: последние дни Иисуса.

Гефсиманский сад Евангелие называет местом, где пребывал Сын Человеческий между жизнью, смертью — и Вечной жизнью.

    • Здесь сохранился Гефсиманский грот, где Он встречался с учениками на Тайной вечере — и где предал Его Иуда. На полу грота — след кровавого пота, растопившего камень. Сейчас в Гефсиманском гроте — действующая подземная церковь.
    • В Гефсиманском саду в 1924 г. францисканцы построили Базилику агонии Господней, которую еще называют Храм Всех Наций — так как сооружена она была на средства католиков 12 стран мира, в честь них у церкви 12 куполов. Главная святыня Храма Всех Наций — расположенный в алтаре и огороженный коваными терновыми венцами камень, на котором Иисус совершал Моление о чаше. Так как церковь католическая, другие христианские конфессии, желающие провести свои службы в Гефсиманском саду, делают это на открытом алтаре возле храма.
    • Гробница Богородицы и Церковь Успения находятся у подножия западного склона Елеона.
      Считается, что Богоматерь скончалась в Иерусалиме в 57 г., и ученики Христа захоронили ее в семейной гробнице, рядом с родителями и мужем. А незадачливый Фома (тот самый, по прозвищу Неверующий) как-то умудрился опоздать на погребение и явился проститься с Марией спустя три дня. Попросил открыть гроб… а прощаться оказалось не с кем. Тело отсутствовало — Мать ушла к Сыну. После такого вряд ли останешься неверующим.Нашла эту погребальную пещеру св. царица Елена, она же построила над ней первую церковь Успения Богородицы в 326 г. Далее церковь перестраивалась и неоднократно разрушалась, но Гробницу мусульмане не трогали никогда: для них в ней покоится мать пророка Исы. Да и пророк Мухаммад в своем чудесном полете из Мекки в Иерусалим видел в ночной тьме свет, который лился из Гробницы. После поражения крестоносцев в 1187 г. султан Саладин разрушил церковь, но не тронул Гробницу. С тех пор за ней ухаживали братья ордена св. Франциска. А сейчас она — в совместном ведении Греческой, Армянской, Сирийской и Коптской православных церквей — и мусульман, у которых здесь даже есть своя молельня.
  • Неподалеку от места упокоения Богоматери стоит православная церковь св. Марии Магдалины, первой увидевшей воскресшего Сына Человеческого. Этот храм выглядит родным для глаз русского человека: московский стиль, колокольня шатром и золотые луковицы куполов. Все иконы и фрески здесь — русского письма, к ним приложил руку даже художник В. Верещагин. Храм был освящен в 1888 г., во время празднования Крещения Руси.
  • Часовня Последнего Чуда — Храм Вознесения на Елеонской горе, небольшая, с круглым куполом — все, что осталось от храма, называемого еще Имвомон и построенного в IV в. римлянкой-христианкой Пименией на месте самого последнего чуда воскресшего Сына Человеческого на земле — Вознесения на небеса. Крест Имвомона виден был из долины Кедрона, свет фонарей, освещавших его террасу — в Иерусалиме. Но время не пощадило древний храм. Внутри часовни — камень с отпечатком ступни Сына Человеческого. Считается, что камень этот невозможно сдвинуть с места. И он не стирается от прикосновений рук — ну, раз уж не стерся до сих пор, а ведь здесь перебывало несметное множество паломников.
    Русские паломники, глядя на отпечаток стопы, направленной на север, горячо верили, что Иисус при Вознесении обратился лицом к России и даже благословил ее.

Возле часовни Вознесения нужно пройти около 200 м, чтоб попасть на смотровую площадку. Вид с горы открывается потрясающий: на востоке можно увидеть пустыню Иудейскую, Мертвое море, вершины гор Моав; на западе — Иерусалим во всем его великолепии. Именно отсюда можно сделать отличные фото горы Елеонской — во всяком случае, двух других ее вершин.

Глядя на юго-восток, вы увидите гору Искушений (ту самую, где строили свои языческие храмы жены Моисеевы), глядя на север — гору Скопус. На иврите и арабском она называется по-другому, дословно — «гора обзора» или «гора наблюдателей». А вот «Скопус» — слово греческое, впоследствии латинизированное. И означает оно «цель, мишень». Скорее всего, это прозвище горы пошло от римлян, чьи легионы всегда располагались на этой удобной стратегически высоте. А «целью и мишенью» был, разумеется, Иерусалим. К сожалению, не так уж давно вооруженные силы Иордании считали точно так же, как некогда римские легионы. Сейчас Скопус находится в пределах муниципальных границ Иерусалима.

голгофа

гора в Иерусалиме, место казни Иисуса Христа

Альтернативные описания

• достопримечательность: место казни Иисуса Христа в Иерусалиме

• повесть Лиханова

• холм близ Иерусалима, на котором совершались казни и где, по евангельскому мифу был распят Христос

• холм, на котором казнили Спасителя

• холм в окрестностях Иерусалима, ставший местом распятия Иисуса Христа

• назовите место вблизи Иерусалима, которое служило у древних евреев местом казни преступников

• в Библии — холм возле Иерусалима, место казни Иисуса Христа

• какое место мучений переводится с арамейского как «череп»?

• какая гора стала местом встречи Адама и Иисуса Христа?

• гора страданий

• холм возле Иерусалима, место казни Иисуса Христа

• холм, где Иисуса казнили

• гора Кальвария — одна из главных святых христианства

• место казни в прямом и переносном смысле

• место мучений

• место страданий (книжн.)

• холм, где был распят Иисус

• «крестная» гора Иисуса

• место казни Иисуса Христа

• на нее взошел Иисус

• известный холм близ Иерусалима

• Холм близ Иерусалима, где был распят Иисус Христос

• Холм, на котором по христианскому преданию был распят Христос

• Место распятия Христа

• Холм в окрестностях Иерусалима, место распятия Христа

• Повесть Лиханова

Список прилагательных к слову «горе»

Здесь вы найдете огромную (самую полную в сети) коллекцию слов, с помощью которых можно описать каким бывает горе. Список разделен на 2 части:

  1. В первой вы найдете слова, которые являются прилагательными (как часть речи в русском языке).
  2. Во второй части собраны слова являющиеся различными частями речи, но главная их особенность в том, что они необычны, редко используются как эпитеты к слову «горе» (этот список – не основной). Зато они полезны для сочинения стихов, песен, историй.

Для удобства слова разделены по начальной букве алфавита. Примечания к списку находятся в конце страницы.

Основной список:

А

  • абсолютное
  • аналогичное

Б

  • бабье
  • бабское
  • банальное
  • безбрежное
  • безграничное
  • бездонное
  • безмерное
  • безмолвное
  • безнадежное
  • безотрадное
  • безумное
  • безусловное
  • безутешное
  • безысходное
  • бесконечное
  • бескрайнее
  • беспредельное
  • беспросветное
  • большое
  • былое

В

  • вдовье
  • великое
  • вечное
  • внезапное
  • внутреннее
  • временное
  • вселенское
  • всенародное
  • всеобъемлющее
  • всеобщее
  • всепоглощающее
  • всепроникающее
  • вымышленное

Г

  • гибельное
  • гигантское
  • гипотетическое
  • глубокое
  • глубочайшее
  • глубинное
  • глухое
  • горькое
  • грандиозное
  • громадное
  • губительное

Д

  • давнее
  • двойное
  • девичье
  • действительное
  • демонстративное
  • детское
  • дикое
  • длительное
  • долгое
  • долговременное
  • душевное
  • душераздирающее

Е

  • единственное
  • едкое (книжн., поэтич.)
  • ежедневное
  • естественное

Ж

  • жгучее
  • женское
  • жестокое
  • живое (невыплаканное, годами живущее внутри)
  • живучее
  • житейское
  • жуткое

З

  • забытое
  • замаскированное
  • заметное
  • запредельное
  • застарелое
  • застывшее
  • затаенное
  • злое
  • злобное
  • значительное
  • зримое

И

  • извечное
  • излечимое
  • изнурительное
  • иллюзорное
  • индивидуальное
  • искреннее
  • истинное

К

  • кажущееся
  • карикатурное
  • катастрофическое
  • колоссальное
  • кошмарное
  • крайнее
  • кратковременное

Л

  • лихое (книжн.)
  • личное
  • лишнее
  • людское
  • лютое (книжн., поэтич.)

М

  • маленькое
  • малозаметное
  • малопонятное
  • мальчишеское
  • мамино
  • массовое
  • меньшее (по отношению к другому – большему по масштабам)
  • мимолетное
  • минувшее
  • мирское
  • мнимое
  • многодневное
  • многолетнее
  • молчаливое
  • мрачное
  • мужское
  • мучительное

Н

  • наивысшее
  • надуманное
  • наигранное
  • наибольшее
  • наименьшее (по отношению к другому, похожему)
  • наистрашнейшее
  • напускное
  • народное
  • настоящее
  • национальное
  • небывалое
  • неведомое
  • невеликое
  • невероятное
  • невиданное
  • невидимое
  • невообразимое
  • невыдуманное
  • невыносимое
  • невыразимое
  • невыплаканное
  • недолговременное
  • нежданное
  • незаметное
  • незаслуженное
  • незваное (книжн.)
  • незначительное
  • незримое
  • неизведанное
  • неизлечимое
  • неизгладимое (из памяти, из сердца)
  • неизмеримое
  • неизъяснимое
  • неимоверное
  • неискоренимое
  • неиссякаемое
  • неистовое
  • неисцелимое
  • неисчерпаемое
  • неминуемое
  • немое (поэтич.)
  • немыслимое
  • неодолимое
  • неожиданное
  • неописуемое
  • неотвратимое
  • неотступное (поэтич., книжн.)
  • непереносимое
  • непередаваемое
  • неподдельное
  • неподъемное (книжн., поэтич.)
  • непомерное
  • непонятое
  • непоправимое
  • непосильное
  • непостижимое
  • неправдоподобное (например, плохо сыгранное на театральной сцене или на киноэкране)
  • непредвиденное
  • непредотвратимое
  • непреодолимое
  • непрошеное
  • неразделенное
  • нереальное
  • несказанное
  • нескрываемое
  • неслыханное
  • несравнимое
  • нестерпимое
  • неутешное
  • новое

О

  • обнаженное (поэтич.)
  • общее
  • общемировое
  • общенародное
  • общенациональное
  • общечеловеческое
  • обыкновенное
  • обычное
  • оглушительное (книжн., поэтич.)
  • огромное
  • опустошительное
  • острое
  • отцовское
  • очевидное
  • очередное
  • ошеломительное
  • ощутимое

П

  • патологическое (это – используемый специалистами в области психологии, т.е. – специальный термин)
  • первое
  • персональное
  • повсеместное
  • повторное
  • подлинное
  • полузабытое
  • поправимое
  • последнее
  • постоянное
  • постылое
  • потаенное
  • похожее
  • предсказуемое
  • прежнее
  • преходящее
  • прилюдное
  • притворное
  • продолжительное
  • проклятое
  • пронзительное
  • простое
  • пустяковое (разг.)

Р

  • разрушительное
  • реальное
  • родительское
  • роковое

С

  • свинцовое (лирич., поэтич.)
  • сдержанное
  • семейное
  • сердечное (книжн.)
  • серьезное
  • сильное, сильнейшее
  • скрытое
  • слепое (поэтич.)
  • смехотворное (например: беда обманутого обманщика)
  • собственное
  • соизмеримое
  • сокровенное
  • сокрушительное
  • сокрытое (устар., книжн.)
  • сопоставимое
  • соседское
  • стариковское
  • старушечье
  • странное
  • страшное
  • супружеское
  • суровое (поэтич.)
  • схожее
  • сыновнее

Т

  • тайное
  • тихое
  • травматическое (понятие в области исследования реакций на психическую травму и утрату)
  • труднопонимаемое
  • тяжелое
  • тяжелейшее
  • тяжкое

У

  • убийственное
  • ужасающее
  • ужасное
  • уродливое
  • утолимое

Ф

  • фальшивое (разг.)
  • финансовое (разг.)

Х

  • холостяцкое
  • хроническое
  • худшее

Ч

  • человеческое
  • черное (поэтич.)
  • чиновничье
  • чрезмерное
  • чудовищное
  • чужое

Э

  • эдакое (местоименное прилаг.)
  • экое (местоименное прилаг.)
  • экономическое
  • экстремальное (это психологический термин)
  • этакое (местоименное прилаг.)

Ю

  • юношеское

Я

  • явное
  • ядовитое (поэтич.)

Дополнительный список:

  • абсурдное
  • адское
  • анализируемое
  • аномальное
  • апокалиптическое
  • безальтернативное
  • безразмерное
  • вековечное
  • внушительное
  • возвеличенное
  • возвышающее
  • воображаемое
  • вопиющее
  • воплощенное
  • впечатляющее
  • всесокрушающее
  • вспоминаемое
  • выдуманное
  • выплаканное
  • высказанное
  • выслушанное
  • высмеянное
  • высшее
  • выцветшее
  • вычеркнутое (из памяти)
  • главное
  • глубокопроникающее
  • глухонемое (поэтич., песен.)
  • гражданское
  • грозное
  • давнопрошедшее
  • демонстрируемое
  • деморализующее
  • дестабилизирующее
  • душащее (которое душит, порождает ощущение удушья)
  • единящее
  • ежеминутное
  • ежечасное
  • ерундовое
  • ехидное (поэтич., книжн.)
  • забывшееся
  • заведомое
  • завершившееся
  • завуалированное
  • заглушенное
  • задавленное
  • заедаемое
  • закаляющее
  • закаменелое
  • закончившееся
  • закравшееся
  • залеченное
  • замалчиваемое
  • замолчанное
  • заполняющее
  • запомненное
  • запоминающееся
  • запрятанное
  • заразное
  • зарождающееся
  • затаившееся
  • затопляющее
  • затопившее
  • захватившее
  • захороненное
  • зияющее
  • зловещее
  • зубастое (книжн., поэтич.)
  • зубоскалящее
  • игнорируемое
  • избыточное
  • изведанное
  • извергнувшееся (из недр души)
  • изводящее
  • извращенное
  • изгоняемое
  • изжитое
  • изливаемое
  • излучаемое
  • изматывающее
  • измучившее
  • изнуряющее
  • изображенное
  • изображаемое
  • интегрированное (это – психологический термин)
  • изъедающее
  • иссушающее
  • иссякшее
  • истлевшее
  • истощающее
  • истязающее
  • исчезнувшее
  • исчерпанное
  • каждодневное
  • картинное (т.е. ненатуральное)
  • коварное
  • конкретное (сленговое выраж.)
  • контролируемое
  • красноречивое
  • латентное
  • легкоустранимое
  • липкое (книжн.)
  • лихолетнее
  • лихорадящее
  • ложное
  • маскированное
  • маскируемое
  • материализовавшееся
  • мелкое
  • мерещащееся
  • меркнущее (на фоне другого, похожего или большего)
  • метафизическое
  • мешающее
  • мещанское
  • мистифицированное
  • мифическое
  • надвигающееся
  • надоевшее
  • надоедливое
  • накопленное
  • накликанное (устарев., разговорн., от слова – накликать беду, горе, гибель… это не про компьютерное скликивание мышью)
  • накопившееся
  • наполняющее
  • настигшее
  • наступившее (наступающее)
  • нафантазированное
  • неестественное
  • нежеланное (поэтич.)
  • неистребимое
  • ненавидимое
  • ненавистное
  • ненатуральное
  • ненужное
  • необозримое
  • необоримое
  • необратимое
  • необъятное
  • обжигающее (лирич., поэт.)
  • обрушившееся
  • общественное
  • объединяющее
  • обременяющее
  • оглушающее
  • огорошившее
  • ожесточающее
  • ожидаемое
  • озлобляющее
  • окаянное (поэтич.)
  • олицетворенное
  • опаляющее (лирич., поэтич.)
  • оплаченное (Образное выражение. Например: оплаченное слезами, страданиями)
  • опустошающее
  • ослепляющее
  • осязаемое
  • отведанное
  • отпущенное
  • отягощающее
  • охватившее
  • ошеломляющее
  • ощущаемое
  • парализующее
  • перегоревшее
  • переваренное, перевариваемое (разг., сленговое)
  • пережитое
  • переживаемое
  • пережидаемое
  • переигранное (употребляется в случае, если было сыграно на сцене, киноэкране или в реальности)
  • перенесенное
  • переосмысленное, переосмысляемое
  • переполняющее
  • побежденное
  • поблекшее (в памяти, в сердце)
  • поведанное (устар.)
  • повторившееся, повторяющееся
  • погибельное
  • поддельное (разговорн., сленгов.)
  • позабытое
  • познанное
  • показушное (разговорн., сленг.)
  • посланное
  • постигшее (кого-либо)
  • постороннее
  • поучительное
  • предвиденное, предвидимое
  • предначертанное
  • предопределенное
  • предотвращенное
  • предрекаемое
  • предсказанное
  • представляемое (себе в мыслях, фантазиях)
  • предчувствуемое
  • преодоленное
  • преувеличенное
  • преуменьшаемое
  • придуманное
  • прилипчивое (разг.)
  • примеряемое (на себя)
  • принародное
  • притаившееся (поэтич., книжн.)
  • притупившееся
  • приуменьшаемое
  • прогнозируемое
  • проецируемое (на себя или на кого-то)
  • пронизывающее
  • прорвавшееся (из недр сердца, души, изнутри и т.п.)
  • прочувствованное
  • пугающее
  • раздирающее
  • сближающее
  • свалившееся (разг.)
  • сдерживаемое
  • сжигующее (изнутри)
  • сжимающее (за горло)
  • сжирающее (изнутри)
  • сиюминутное
  • сковавшее (по рукам и ногам)
  • скрываемое
  • случившееся
  • смакуемое
  • смертельное
  • созерцаемое (кем-то или самим собой внутри себя)
  • сомнительное
  • сопровождающее
  • сопутствующее
  • сплотившее
  • сплачивающее
  • спрятанное
  • сразившее
  • сражающее (наповал)
  • среднестатистическое
  • стихийное (поэтич.)
  • стихшее
  • стороннее (здесь в значении: не своё, чужое)
  • сумасводящее
  • сущее
  • съедающее (душу, сердце)
  • сюрреалистичное
  • театральное (т.е. ненатуральное, изображаемое)
  • тлеющее (в душе)
  • токсичное (разг.)
  • тотальное (разг.)
  • травмирующее
  • тяготящее
  • убивающее
  • увиденное
  • угнетающее
  • удвоенное
  • удручающее
  • удушающее
  • ужаснувшее
  • умноженное, умножаемое
  • упрятанное (глубоко внутрь)
  • усугубленное, усугубляемое
  • утихшее, утихающее
  • утопленное (в вине, в суете дней и т.д.)
  • ханжеское
  • целительное (в отдельных случаях, беда имеет исцеляющее, обновляющее душу воздействие)
  • цепкое (книжн., поэтич.)
  • чертово (разг.)
  • шокирующее
  • эгоистичное (поэтич.)
  • явившееся
  • язвительное

Примечания:

  • Если каких-либо букв алфавита не хватает в списке (и, соответственно, отсутствуют слова, начинающиеся с этих букв), это означает, что слов начинающихся с этой буквы просто не нашлось в русском языке… поэтому они не были включены в коллекцию.
  • Будьте внимательны, по правилам русского языка некоторые (их немного, но есть) слова могут являться как прилагательным, так и причастием одновременно. Каким именно окажется слово – зависит от контекста, в котором его употребляют. В нашем списке с названием «Основной» слова употреблены именно как прилагательные.
  • Во втором списке (дополнительном) находятся слова, большинство из которых по правилам русского языка являются причастием. Помните, что он прилагается как дополнение к основному, исключительно для «полноты картины».
  • Следует знать, что горе – это не состояние, а процесс. Этот факт поможет вам понять откуда взялись в списке некоторые, на первый взгляд неуместные, слова (например: патологическое, закончившееся, хроническое и др. подобные).
  • Эта коллекция слов была собрана вручную и у неё есть автор. А у автора есть – авторское право. Используйте список в личных, некоммерческих целях и не используйте для перепечатки (полной или частичной) на любых других ресурсах (как бумажных, так и – электронных).

Елеонская гора

Елеонская гора (гора маслин, масличная) (Зах. XIV, 4, Лк. XIX, 37) – одна из Иудейских гор, лежащих к в. от Иерусалима, от которого отделяется долиной Кедронской (Ин. XVIII, 1). Несомненно, что она получила свое название от оливковых или масличных деревьев, в обилии росших около нее еще с глубокой древности и вековые экземпляры которых доселе еще можно видеть на западном склоне горы в саду Гефсиманском. (См. Гефсимания).

Об Елеонской горе в первый раз упоминается в трогательном библейском повествовании о бегстве Давида из Иерусалима по случаю возмущения сына его Авессалома: Давид пошел на гору Елеонскую, говорит свящ. писатель, шел и плакал, голова у него была покрыта, он шел босой… (II Цар. XV, 30 и сл.). Кроме сего, она прямо называется горой Елеонской еще один раз в В. З., именно в книге пр. Захарии: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку (Зах.XIV, 4).

Настоящее название горы Донебел-Эль-Тур, и на ней стоит небольшое селение Тур, с церковью Вознесения.

С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 200 футов, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток – иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницей, а несколько далее к в. лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков, затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения, близ которых возвышается минарет с величественным видом на окрестности, как-то: на Иерусалим, на поток Кедронский, на Иордан, Мертвое море, за которым темной линией тянутся горы Моавские. Чрез Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию.

Сколько священных, торжественных воспоминаний из земной жизни нашего Господа соединено с этою горой для каждого христианина! Ни одно наименование в Свящ. Писании не возбуждает в нас с ранних лет детства столько трогательных и умилительных чувств, как гора Елеонская. Эта гора так тесно связана с частной земной жизнью Спасителя, что мы не можем ни читать о ней, ни смотреть на нее без чувств самого глубокого благоговения и любви. На эту гору Господь часто ходил со Своими учениками в ночное время (Ин. VIII:1, XVIII:2) для молитвы и телесного успокоения; здесь, в виду Иерусалима, Он скорбел о несчастной, грядущей судьбе Его; беседовал с учениками о чудесных будущих событиях, о конце видимого мира, разрушении св. града, о страданиях, гонениях и, наконец, о полном торжестве и победе Своих последователей (Мф. XXIV). Здесь изрек Он две чудные свои притчи: о десяти девах и о пяти талантах (Мф. XXV). Сюда, в сад Гефсиманский, пошел Он с учениками Своими после Тайной вечери и молился здесь об удалении от Себя чаши страданий: Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. XXVI, 39). И когда смерть и ад крестной смертью были побеждены, Он вывел их (т. е. учеников) из города до Вифании и благословил их, вознесся на небо с горы Елеонской (Лк. XXIV, 50, 51, Деян. I, 12).

В недавнее время (в 1885 или 1886 г.) Православное палестинское общество, состоящее под председательством Е. И. В. Великого Князя Сергея Александровича, воздвигло на крутом склоне горы Елеонской русский православный храм в честь св. равноап. Марии Магдалины и в поминовение покойной государыни императрицы Марии Александровны. Храм этот очень красивой наружности и архитектуры.

Персональный блог

19.10.2019 | Комментариев нет

vartumashvili

Выбрав день для поездки в Уплисцихе, мы вернулись в Гори накануне, но ночью прошел ливень, утро было сырым. К обеду немного просохло, сквозь густые серые тучи иногда стало проглядывать Солнце и было решено все же попытать счастья. Из Гори в Уплисцихе хорошая дорога (12 км), которая приводит прямо к комплексу. Я был здесь раньше в 2003 году, тогда дорога была старая в ямах и колдобинах, возле комплекса стояла будка, в которой скучал охранник. Плата за вход отсутствовала, как и отсутствовали желающие это место увидеть. Сейчас здесь уже все отстроено. На парковке стоят несколько туристических автобусов, машины. Появились кафе и туалеты, облагородили дорожку. И вход стал стоить 3 лари (чуть больше 50 рублей).
Вид на Уплисцихе с Куры:
Новая инфраструктура:
По легенде при постройке Уплисцихе рабу, работавшему на обработке камня, выдавали резец, большая часть которого была изготовлена из драгоценного материала, а режущая часть — из простого металла. Раб должен был работать до тех пор, пока полностью не износится режущая часть, дойдя до драгоценного металла. Этот металл и свобода даровались рабу.
Скала, в которой высечены пещеры — песчанниковая. Этот материал относительно легко поддается обработке:
Уплисцихе — одно из древнейших поселений на территории Грузии. Возникновение пещерного города относится к 16-15 в. до нашей эры. Затем в течение столетий город несколько раз перестраивался, забрасывался и приходил в упадок, и вновь поднимался. И вот уже без малого 200 лет с прекращением набегов и войн здесь никто не проживает, люди переместились вниз, в долину Куры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий.
Основание города именно в этом месте обусловлено его месторасположением, с одной стороны неприступный утес, а с другой — ущелье. Таким образом город являлся природной крепостью.
Вид на Куру. Внизу возле берега видны остатки средневекового поселения на северо-западной окраине Уплисцихе:
Рядом пасутся овцы, на окрестные горы из окружных деревень также выгоняют коров:
В X-VII веках до нашей эры Уплисцихе был резиденцией вождя объединенной общины Шида Картли (сейчас так называется край Грузии с центром в Гори). Вождя звали богоподобным, отсюда и произошло название Уплисцихе (Упали — божество или властелин, цихе — замок). В VIII-IX веках, когда шла борьба за объединение Грузии, Уплисцихе становится стратегической опорой для участвующих в борьбе сил. Завладеть Уплисцихе значило завладеть всей исторической областью. Значимость города упала только с прекращением междуусобных войн, а окончательно разрушен он был регулярными набегами монголов в 13-14 веках.
Первые жители Уплисцихе использовали естественные пещеры. Вероятно в конце I — начале II века н. э. эти пещеры были переустроены, в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города.
Тайный ход к реке:
Пешеходные дорожки:
И лестницы:
Храм Маквлиани (большая пещера внизу) — самый крупный (общей площадью около 300 кв. м) из сохранившихся храмов эллинистического периода. Более крупные языческие храмы были перестроены позже в христианские церкви.
Он же, другой ракурс:
Поскольку выдолбленные в скале храмы занимали огромную площадь, они быстро разрушились. В Х веке почти на самой вершине была построена церковь Уплисцули, которую видно практически отовсюду. В советское время церковь была заброшена, сейчас она действующая. Ее росписи были уничтожены, зато стены хранят автографы солдат и офицеров частей русской армии, расквартированной в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.
Первые туристы тоже оставили о себе память.
В период существования Уплисцихе здесь высоко были развиты сельское хозяйство, скотоводство и рыболовство, виноделие, о чем свидетельствуют обнаруженные в результате археологических раскопок многочисленные ямы для хранения зерна, кости животных, давильни и огромные кувшины для хранения вина (марани).
Архитектура Уплисцихе этого времени изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов.
Когда-то эти помещения не нуждались в подпорках.
На рубеже XII—XIII веков в Уплисцихе могла останавливаться царица Тамара, один из прежних языческих храмов сохранился в устных преданиях местного населения XIX века как «зал Царицы Тамары».
Замечаете человеческий профиль?
Каменные стены были воздвигнуты в средневековье:
Древнее захоронение:
Жилые помещения:
Наверное, сюда что-то привязывали:
_________________________________________________________________________________________
По дороге из Гори в Уплисцихе можно повернуть направо (там сейчас везде есть указатели), а на обратном пути — налево, в сторону села Атени. За этим селом, в долине реки Тана находится храм Сиони, названный в честь священной горы Сион в Иерусалиме. Постройка храма была завершена в I-й половине VII века, таким образом этот христианский храм является одним из древнейших не только в Грузии, но и в мире.
Я был в этом храме 3 года назад, также стояли леса с намеком на реставрационные работы. Движется ли реставрация вперед судить сложно, но здесь действительно есть что реставрировать. В храме чудом уцелели росписи 1080 года, а также надписи на сразу двух вариантах древнего грузинского письма. Иранский шах Аббас (бывший по словам Саакашвили до появления Путина злейшим врагом Грузии) завоевав эти земли на рубеже 16-17 веков, велел разжечь костер прямо посреди храма. Копоть от костра до сих пор заметна на стенах. Внутри к сожалению нельзя фотографировать.
Снаружи сохранились барельефы:
Если посмотреть на фотографию Сиони, то немного правее креста, на горе, находятся развалины еще одного древнего сооружения. С этого места можно увидеть Тбилиси, хотя расстояние до города больше 70 км. В случае опасности именно на этой горе разжигался костер, дававший предупредительный сигнал в столицу.
От древнего города Атени сейчас осталась пара деревень.
И руины (найдите крепость на фотографии):
Недалеко от храма находится отреставрированный Атенский женский монастырь.
Церквушка на горе.
P.S. При написании этого поста я пользовался материалом в Википедии и буклетом, купленным на входе в Уплисцихе. В некоторых местах мои источники противоречили друг другу.
P.P.S. Для тех, кто поедет. Единственная попавшаяся мне карта Уплисцихе имеется в Википедии,очень рекомендую иметь ее распечатку, чтобы осмотр комплекса имел смысл, на месте ее не найти.
15 мая 2011 г.
(Смотрим другие мои рассказы о Грузии.)
Вы можете добавить меня в друзья в ЖЖ нажав СЮДА.
Или следить за обновлениями этого журнала и новыми рассказами в Facebook, ВКонтакте или Twitter.
Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты через Яндекс.Деньги или PayPal.

Tags: грузия

Монастырь Атенский Сиони — памятник архитектуры в Грузии

Адрес: Окрестности г. Гори Ateni Sioni Church, Shida Kartli, Georgia

История монастыря

В 10 километрах от города Гори расположен монастырь 7 века – Атенский Сиони.

Монастырь Атенский Сиони

Автор этого строения неизвестен, но так как здание имеет много общего со зданием монастыря Джвари, логично предположить что за образец зодчий взял монастырь Джвари, который на 30-40 лет раньше построил грузинский строитель Микел Тхели.

Спустя много лет после строительства, в 960-970-е годы эристав Рати Багваши решил обновить монастырь и провел капитальный ремонт здания, во время которого на здании появились надписи на которых авторство всего монастыря приписывает зодчий, который ремонтировал и менял барельефы на здании. Надпись гласит: «Я, Тодосак, строитель этой святой церкви». Что имел в виду Тодосак история умалчивает, но мы надеемся что он имел в виду реконструкцию.

После воцарения Давида IV Строителя, контроль над прилежащими территориями получил он, и около 1093 года Давид заказывает расписать Сион фресками. На стенах Сиона появляются изображения его самого, епископа Чкондидского и, что особо интересно, изображение предыдущего царя, Гиоргия II, который ушёл в монахи.

В то же время царь Давид основал неподалеку от монастыря город Гори.

Форма храма отличалась от той, которую использовали в Византии. Это была самостоятельная разработка грузинских строителей, которые хотели, чтобы форма храма органично вписывалась в сложный горный рельеф.

Грузинский царь Давид IV Строитель

Храм Атенского Сиони построен в форме тетраконха (квадрат, в который вписан крест). Эта форма храма распространена в Грузии, встречается в Ватикане, Армении и России.

Стены храма расписаны картинами и фресками религиозного и исторического содержания. Часть из них сохранилась со времен 10-12 века. На фресках присутствуют образцы древнейшей грузинской письменности – хуцури и мхедрули.

Фреска ангела на внутренней стене монастыря, 11 век

На стенах сохранились следы персидского вторжения – персидский шах Абасс по неизвестной причине развел в храме большой костер, который опалил стены.

В 2011 году в храме началась реставрация и довольно долгое время здание стояло в лесах. В 2018-м году все работы завершились и сейчас можно внимательно рассмотреть этот шедевр древней грузинской архитектуры.

Как добраться до монастыря

Чтобы из Тбилиси попасть в монастырь Атенский Сиони, двигайтесь к северному (Мцехтскому) выезду из города. Двигайтесь по трассе на север, затем северо-запад в сторону краевого центра Гори, край Шида-Картли. Расстояние от Тбилиси до Гори 76 км. Проезжайте Гори и сворачивайте на юго-восток, к селу Атени. Затем направляйтесь к монастырю.

Монастырь Атенский Сиони – неотъемлемая часть истории Грузии и всего Кавказа. В монастыре вы увидите архитектуру прошлого времени, многочисленные исторические свидетельства различных событий, следы деяний великих царей и тяжелых кровопролитных войн.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Галерея

Грузия, Самтависи и владения князей Амилахвари.

Собор Самтависи не трудно увидеть, проезжая по национальному хайвею село Игоети, примерно посередине между городами Гори и Мцхета. Он расположен в километре от трассы и заметно выделяется своим масштабом на фоне окружающей равнины. Мы как раз движемся с запада на восток, отыскивая достопримечательности, поэтому сворачиваем на развязке и направляемся на север вдоль реки Лехура (притока Куры, сливающегося с ней в городке Каспи). А пока мы не доехали, я немного расскажу о князьях Амилахвари, владевших этими землями на протяжении пяти столетий.

Жил некогда дворянин Иотам Зедгенидзе, потомок древнего рода, известного аж с XI века, но в истории ничем не прославленного. Иотам служил при дворе царя Георгия VIII (1417—1476) и сопровождал последнего во время похода на княжество Самцхе-Саатабаго в 1465 году, незадолго до этого самовольно отделившееся от Грузии. Когда лагерь стоял у озера Паравани, Иотам каким-то образом узнал о готовящемся убийстве царя. Георгий VIII не поверил рассказу, на что Иотам предложил: «Разреши провести эту ночь в твоей постели и проверить истинность моих слов!» Ночью заговорщики, пробравшись в царский шатер, убили спящего в ней Иотама. Оценив преданность, царь наградил детей героя землями и наследственными должностями — моуравов (управляющих) города Гори и амилахоров (командующих конницей). От должности впоследствии произошла фамилия (подобное в Грузии часто имело место), ставшая известной далеко за пределами страны. Сам Иотам Зедгенидзе был причислен к лику святых.

Потомкам Зедгенидзе приглянулся в качестве резиденции древний замок Схвило, отстроенный на возвышенности, с которой все окрестности видны как на ладони. Позже они перебрались на равнину в другую резиденцию и выбрали фамильной усыпальницей собор Самтависи, удобно расположенный недалеко от их основного жилища. Потомки Иотама, известные под фамилией Амилахвари, продолжали славить свой род, сделав его одним из самых влиятельных в Грузии. Многие представители династии занимали высокие придворные и военные чины как при Картлийском царстве, так и после вхождения Грузии в состав Российской империи. Двое были патриархами Грузии: Христофор II и Николоз VII.

1. Вид на Самтависи с автобана Тбилиси-Батуми. На горе виден замок Схвило — первая резиденция Амилахвари.

2. Дорога в Самтависи.

Но вот мы на месте. В наше время громадина собора стоит посреди сонной деревни, проезжая которую можно не встретить ни одного жителя, а когда-то здесь располагалась резиденция епископа и одноименный монастырь, основанный еще — страшно представить — в середине VI века Исидором Самтависским, одним из ассирийских отцов. Но первая церковь на этом месте появилась и того раньше — в 472 году. Построили её по прямому указанию царя Вахтанга Горгасала (440-502). Согласно одним источникам от первой постройки не осталось и следа, согласно другим — древний фундамент находится ниже уровня пола и его можно видеть через стеклянную конструкцию. Как бы там ни было, между современным собором и той первой церковью был еще один храм, сооруженный в виде базилики, так что история Самтависи многослойна и запутана… Могила святого Исидора Самтависского находится в левом приделе собора также ниже уровня пола, над ней горит лампадка. Современное здание начали строить в 1025 году и закончили относительно быстро — спустя всего пять лет (без малого тысяча лет прошла). Для сравнения собор Светицховели в Мцхете строился 19 лет и был завершен в 1029 году, за год до освящения Самтависи. Возможно, оба собора возводились одними мастерами. Но именно здесь впервые в Грузии для декора был использован орнамент, полностью сохранившийся лишь на восточном фасаде. Создатели Самтависи породили целое направление в грузинской храмовой архитектуре. Кроме собственно собора на территории сохранилась небольшая часовня, типовая колокольня над главными воротами и каменная ограда — все это постройки XVII-XVIII веков. Все остальные сооружения, как культовые, так и хозяйственные, ушли в небытие, оставив на память фрагменты стен и фундаментов.

3. Колокольня над главными воротами.

4. Для начала обойдем территорию вокруг собора по часовой стрелке. Северный и восточный фасады. На заднем плане видна часовня.

5. Украшение северного фасада.

6. Украшения восточного фасада.

7. Декоративные ниши.

8. Грифон — страж сокровищ.

9. Общий вид со стороны восточного фасада. В том месте, откуда я снимаю, находилась резиденция епископа.

10. Жернова возле развалин резиденции.

11. Украшения южного фасада.

13. Южный фасад в целом. Перед собором фундаменты более ранних построек. Видно, что они были не менее капитальными и основательными.

14. Под фундаментом сохранились подвальные помещения неясного назначения.

16. Часовня у южной стены комплекса.

17. Внутри часовни.

18. Рисунок на старой могильной плите.

19. Южный и западный фасады.

20. Украшения западного фасада. Видно, что орнаменты были демонтированы, а потом собраны «как попало».

22. Портал. Войдем внутрь.

Около 1500 года в результате землетрясения обрушился купол и пострадали три стены. Собор пришлось восстанавливать, а в некоторых местах и переделывать. Следы реставрации особенно заметны на южном фасаде, разноцветном от кладки разных эпох. Не тронутым остался восточный фасад, благодаря чему на нем сохранились богатые резные орнаменты, бывшие, возможно, со всех сторон храма. Вероятно, в то же время была перестроена одна из опорных колонн — единственная сделанная в виде пилона, а не в виде восьмиугольной призмы, к тому же она как-то странно повернута, нарушая симметрию внутреннего пространства. Имеет ли это обстоятельство какой-то «космический» смысл не ясно, но явно является не обычным архитектурным решением, и едва ли так получилось в результате спешки… Во время описываемых событий пострадали и фрески. То, что не подлежало восстановлению было расписано заново, но позднее — в 1679 году, о чем повествует надпись на стене храма. Однако, до наших дней сохранились только фрески на куполе и апсидах. В одном из комментариев к другой статье мне написали, что роспись Самтависи была уничтожена в советское время, однако подтверждений этому я не нашел, зато нашел обратную информацию — о специальных научных реставрационных работах, проведенных в 1964 году.

23. Слева видна повернутая колонна.

24. Купол.

26. Роспись заалтарной части собора.

27. Херувим.

28. Та часть храма, где росписи не осталось, действительно выглядит так, будто её «чистили» от фресок.

29. Общий вид. На заднем плане «повернутая» колонна. Обратите внимание на надгробия семьи Амилахвари и стеклянный пол.

30. Надгробный камень в «повернутой» колонне.

31. Одна из плит на полу.

32. Святые, связанные с Самтависи?

33. Могила Св. Исидора Самтависского.

34. Село Самтависи. Удивительное соседство — чьё-то хозяйство срослось с древней монастырской стеной.

Теперь посмотрим, как жили именитые грузинские князья. Если продолжить движение от Самтависи на север, то до крепости Схвило, которую выбрали себе в качестве дома сыновья храброго Иотама Зедгенидзе, всего пять километров. Я, впрочем, туда не поехал по ряду причин. Во-первых, видел фотографии и знал, что кроме стен ничего особенного там нет. Во-вторых, моя машина совсем не для поездок по бездорожью. И, наконец, в-третьих, буквально в километре находится фактически линия фронта — граница т.н. Южной Осетии, от которой (особенно в то время) был смысл держаться подальше.

35. Замок Схвило.

О замке Схвило кое-что известно, но не особо интересное. Предположительно, он был возведен в X веке и как-то связан с кахетинскими азнаурами (низший дворянский титул) Дачи и Иване Схвилоселни, упоминаемыми в летописях «Картлис Цховреба». В 1629-м замок послужил царю Симону II — вероятно, монарх пользовался им за несколько месяцев до смерти. Описаны случаи, когда представители Амилахвари укрывались в замке во время локальных конфликтов. Так некто Иотам Амилахвари в 30-е годы XVII века атаковал войска проиранского царя Картли Ростома и даже одержал победу. Столетие спустя в 1742 году Гиви Амилахвари скрывался за стенами замка во время восстания против Персии, замок выдержал осаду. Тогда же около Схвило произошло сражение. С XVIII века замок не используется.

Пожив два с половиной столетия в Схвило, Амилахвари отстроили себе ровно на полпути к собору Самтависи (сейчас здесь село Квемо-Чала) новую резиденцию, более удобную, соответствующую течениям времени и моде XVII века. Соседи, среди них Мухранские князья, также в это время переселялись из тесных горных казиматов, более подходящих для обустройства тюрем, в удобные равнинные имения. Первоначально комплекс состоял из трех крепостей, отстоящих на некотором расстоянии друг от друга и никак между собой не связанных — возможно, в них жили разные семьи. Самая старая из крепостей и наверняка основная находилась западнее двух других и имела помимо собственно небольшого двухэтажного дворца, от которого почти ничего не осталось, церковь и башню-колокольню. Все это было небольшим по площади и, конечно, ни в какое сравнение не шло с огромными дворцами европейской знати.

37. Замок Амилахвари в Квемо-Чала. Вид с дороги.

Если крепость Схвило изредка появляется в хрониках, то про новый дворец сказать почти нечего. Лишь Вахушти Багратиони упоминает один эпизод, относящийся к 1728 году, когда «подошли лезгины к Чала, убили Амилахора Эрасти, сына Реваза и, разгромив Чала, вывели тысячу душ пленников и ушли». Собственно отношение современников к историческому замку такое же: на грани игнора. Последняя (и, полагаю, единственная) реабилитация была проведена в советское время, когда был укреплен балкон и заменены перекрытия в башне. Тогда же на одном из бастионов появилась памятная табличка, давно проржавевшая насквозь.

38. Ржавый квадрат на бастионе — все, что осталось от таблички.

39. Вид на южный угол резиденции, где располагался миниатюрный княжеский дворец.

40. Собственно резиденция представляет собой маленькую крепость внутри большой крепости. Внешняя крепостная стена размером примерно 150 на 70 метров тянется аж до реки Лехура. Резиденция занимает маленький угол этой обширной укрепленной территории.

41. Зайдем внутрь. Прямо — развалины дворца.

42. Я нахожусь внутри дворца. Тесно, как они тут жили?

43. Вид в другую сторону.

44. Заглянем сначала в церковь. У входа могила одного из представителей рода Амилахвари — мтавара (то есть владетельного князя) Вахтанга Симоновича Амилахвари. Не понятно, почему здесь, а не в Самтависи.

45. Барельеф на фасаде.

Церковь — самая ранняя постройка всего комплекса. По фрагментам сохранившейся на восточном фасаде надписи известно, что она была построена при Гиви Амилахвари неким Карумидзе Папуной в 70-80 годах XVII века. Когда-то фрески были заштукатурены, но небольшие еле читаемые фрагменты сохранились.

46. Фамильная церковь.

47. Фрагменты росписи.

Самое интересное (потому что не типичное) строение всего комплекса в Квемо-Чала — башня с балконом, примыкающая к церкви. Первый этаж башни является как бы крыльцом перед входом в церковь. Изначально башня была колокольней и судя по куполообразному потолку второго этажа вторым этажом и заканчивалась (это видно даже по кладке). Затем её перестроили, добавив еще один этаж и соорудив на крыше террасу. Узкая лестница припрятана сбоку и, если сначала оказаться перед входом в церковь, то и в голову не придет, что она проходит внутри угловой арки. Второй этаж имеет камин, означающий, что помещение было жилым. Камин есть и на третьем этаже. Там же невесть откуда взявшиеся квеври для вина, которым обычно место в подвале (уж не на случай ли длительной осады были сделаны все эти перестроения?). На террасу, увы, подняться без приставной лестницы нельзя, зато можно выглянуть с балкона. Но осторожно! Он давно в аварийном состоянии.

50. Вход в башню.

51. Ступени выложены из кирпича.

52. Упс… Опять спугнул влюбленную парочку. Это уже превращается в традицию.

54. Потолок второго этажа выложен кирпичом в виде купола, напоминая мечеть в Ахалцихе.

55. Третий этаж.

56. Балкон.

57. Вид с балкона.

С балкона открывается вид на обширный двор внешней крепости. Не знаю, откуда я взял — возможно, подсказали местные, а возможно, где-то вычитал — но особнячок, выходящий парадной частью на дорогу, а задней во двор крепости, является последним фамильным домом князей Амилахвари. Построен он был в XIX веке, когда вопросы обороны отошли на последний план, и выполнял чисто жилые функции, являясь загородным имением. В советское время в нем располагались сельские конторы, для которых в нынешних реалиях места не нашлось. Так и стоит прекрасное здание заброшенным, ждёт инвестора.

60. Камин.

А напротив особнячка, через дорогу, находится школа, во дворе которой сохранилась башня — то немногое, что напоминает нам о других крепостях комплекса Амилахвари. Рядом с башней небольшая церковь, сильно перестроенная, но также стоящая на этом месте с XVII (XVIII) века. Еще одну башню, относящуюся к третьей крепости, можно найти, поездив по Квемо-Чала. Севернее села отмечена еще пара одиноких башень не ясного происхождения, но находятся они прямо на границе, и попытка их осмотра совершенно не стоит того, чтобы нарваться на неприятные вопросы.

Шавнабадский монастырь святого Георгия Победоносца (Shavanabady monastery of St. George)

Шавнабадский монастырь святого Георгия Победоносца стоит на высокой горе Телети Гардабанского района Джавахетии. Первоначально на этом месте стояла грузинская церковь. Она была построена в XVIII веке, а затем перешла к армянам, подвергшись переделкам и перестройке. Позже на месте древней церкви был выстроен новыей храм во имя святого Георгия Победоносца и колокольня.
Шавнабадский монастырь святого великомученика Георгия Победоносца является одним из главных паломнических центров Грузии. С ним связано немало чудес, одно из которых произошло в древности, когда осажденное врагами грузинское войско молилось святому Георгию Победоносцу у подножия горы. На рассвете все увидели спускавшегося с горы всадника в черной бурке, испугавшись которого войско противника побежало. Войдя в храм после сражения, все поняли, что сам святой помог им в этом бою, и после этого назвали гору и церковь Шавнабада. В переводе с грузинского это означает «черная бурка». В честь этого события был установлен праздник во второе воскресенье октября.

Храмы Тбилиси

Тбилиси – грузинский многонациональный город с огромным числом храмов, соборов и небольших церквей. Древние православные храмы Тбилиси, современные соборы, армянские церкви, иудаистские синагоги и внушительная мусульманская мечеть «Джума» украшают столицу Грузии. В Тбилиси умеют ценить величие храмов.

Вид на Кафедральный собор Святой Троицы и город Тбилиси.

Тбилисский собор Святой Троицы

Тбилисский собор Святой Троицы (Цминда Самеба) – главный кафедральный собор Грузинской православной церкви. Храм действующий, освящен в 2004 году. Собор Святой Троицы – самый новый и впечатляющий храм Тбилиси на холме Святого Ильи. Его строительство велось с 1995 по 2002 годы. Храм имеет 13 престолов.

Собор Святой Троицы в Тбилиси. Грузия.

Собор Святой Троицы в Тбилиси виден со всех точек столицы. Высота храма составляет 75,5 метров вместе с крестом. Собор Цминда Самеба – это целый храмовый комплекс, растянувшийся на площади 5 тысяч кв. метров. Территория храма «Пресвятой Троицы» огромна: сама церковь, отдельно стоящая звонница с 6 колоколами и смотровой площадкой, мужской монастырь, резиденция Патриарха, гостиница для паломников, пасека, зооуголок и даже ресторанчик. Храм Святой Троицы в Тбилиси кроме наземной части имеет два подземных этажа и 9 часовен (5 из них сооружены под землей). Залы второго подземного этажа занимает небольшой храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Храмовый комплекс. Собор Святой Троицы. Тбилиси.

К центральному входу в Собор Святой Троицы ведут многочисленные ступени. Тбилисский кафедральный собор Цминда Самеба – это красиво, статно, величаво. Свежий ветер гуляет среди колонн храма. По дорожкам храмового комплекса можно гулять бесконечно. Здесь сама природа столицы подсказывает необычные дизайнерские решения собора. Внутри церкви все торжественно: мрамор, золоченые оклады икон и благословляющий жест Иисуса Христа. Фрески, алтари, росписи стен собора Святой Троицы в Тбилиси – произведения талантливых художников и скульпторов. Завершает обзор высокий свод храма, словно воздушная лестница в облака.

Храм Святого Давида и Пантеон на горе Мтацминда

Каменный храм Святого Давида и Пантеон выдающихся деятелей Грузии находятся на горе Мтацминда в Тбилиси. Пантеон (некрополь) общественных и литературных деятелей страны был открыт в 1929 году. Эта дата совпадает со 100-летием со дня трагической гибели Грибоедова — главы русской дипломатии в Тегеране, который завещал семье найти свое последнее пристанище в Тифлисе на горе Мтацминда в гроте у монастыря Святого Давида. Первое захоронение пантеона – могила писателя А. Грибоедова. Городской закрытый рельсовый фуникулер на вершину горы Мтацминда, построенный в 1905 году, делает всего одну остановку на станции «Пантеон». От нее можно пройти к церкви Отца Давида (середина XIX века).

Древний храм Метехи

Храм Метехи – памятник культуры Грузии. Храм Метехи – православная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая находится в Старом Тбилиси. История района Метехи начинается с V века, когда при основании Тбилиси здесь был построен первый царский дворец. Храм Метехи (Успенская церковь) впервые упоминается в летописях с XII столетия. У православной Успенской церкви в Тбилиси сложилась трудная судьба. Рядом был построен замок-крепость, помещения которого впоследствии использовали как тюремные казематы. Сама церковь за свою многовековую историю превращалась в казармы казачьего полка, хранилище оружия и пороховой склад. В советское время здесь существовали разные организации. Здание храма Метехи в 1974 году занимал даже молодежный экспериментальный театр со зрительным залом на 100 мест. Храм Метехи был возвращен верующим только в 1988 году.

Храм Метехи на скале над речкой Кура перестраивался не раз. Стены и купол восстановили в середине XVIII века: именно этот храм туристы видят сегодня. Крестово-купольная Успенская церковь на Метехской скале гордо возвышается над своенравными водами Куры. Недалеко красуется конный памятник царю Вахтангу Горгасали – основателю Тбилиси, который был торжественно открыт 25 апреля 1967 года. Храм Метехи – одна из визитных карточек столицы Грузии и символ Старого Тбилиси. Рядом с храмом Метехи обустроился маленький сквер с колоколами. Икона великомученицы царицы Шушаник – основная религиозная достопримечательность храма Метехи. Обзорная площадка у храма Метехи дарит туристам панорамные виды на древность и современность столицы Грузии.

Крепость Ананури

Крепость Ананури (XVI-XVII века) – сооружение поздней феодальной эпохи в Грузии. Крепость Ананури с 2012 года – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самым известным монастырем в окрестностях Тбилиси и Мцхеты считается Шио-Мгвимский монастырь. Шио-Мгвимский монастырь основан в середине I века святым Шио (ассирийский отец). Монастырю Святого Шио покровительствовал клан князей Амилахвари, который и стал их фамильной усыпальницей.