Народной воли

Что такое «Чёрный передел»?

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193, безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Газета. (pinterest.com)

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела».

Вера Засулич. (pinterest.com)

Чернопередельцы считали, что конституция в России могла бы обеспечить только торжество буржуазии. Впрочем, они не отрицали политическую борьбу полностью, а лишь ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы). К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.

Плеханов. Источник: pinterest.com

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены «Чёрного передела» составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек. К «Чёрному переделу» принадлежали такие известные в революционной среде личности как Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов.

Народничество и «Народная Воля» в кинематографе

Сразу после свержения царизма к народнической теме обратился отечественный кинематограф. В картотеке Н.А.Троицкого зафиксированы всего 12 художественных кинофильмов, снятых о героях народничества с 1917 г. и поныне. Из них почти половина — 5 фильмов были созданы между февралем и октябрем 1917 г.

Уже в апреле 1917 г. самый выдающийся в России того времени кинорежиссер Я. А. Протазанов снял фильм «Андрей Кожухов» (по роману Степняка-Кравчинского) с «королем экрана» Иваном Мозжухиным в главной роли. Фильм строго следовал исторической правде, производил сильное впечатление и не сходил с экрана до 1925 г. А в мае 1917 г. вышел на экран другой фильм Протазанова. Назывался он «Не надо крови (Дело Ольги Перновской)», но рассказывал — тоже вполне достоверно — о борьбе и гибели Софьи Перовской, роль которой исполнила известная актриса МХАТ и Малого театра О. В. Гзовская (ей, кстати, тогда было, как и Перовской в 1881 г., 27 лет); роль студента исполнил начинающий В.Г.Гайдаров.
В августе того же 1917 г. второй по значению кинорежиссер дореволюционной России (считавший себя первым) П. И. Чардынин, не желая уступать Протазанову, выпустил свой фильм «Софья Перовская», который специалисты ставят вровень с фильмами Протазанова, лучшими в то время. Тем же летом режиссер Б. Н. Светлов поставил фильм «Бабушка русской революции» — кинобиографию видной народницы, а затем эсерки Е. К. Брешко-Брешковской. Наконец, 2 октября 1917 г. вышел на российский экран «Домик на Волге» режиссера В. А. Старевича (основоположника отечественной анимации) — фильм по одноименной повести Степняка-Кравчинского.

После Октябрьской революции еще в 20-е годы замечательный кинорежиссер А. В. Ивановский поставил два интересных фильма на революционно-народническую тему. Особенно значим первый из них — «Дворец и крепость» (1924 г.) по сценарию историка П. Е. Щеголева и писательницы О. Д. Форш — лучший, в оценке специалистов, исторический фильм раннего советского кино. Он стал первым советским фильмом, проданным за границу, и с успехом демонстрировался в Германии, Франции, скандинавских и прибалтийских странах. Фильм давал кинопанораму народнического движения от Герцена до Александра Ульянова. В нем действовали Каракозов и Нечаев, Желябов и Перовская, картинно представлено цареубийство 1 марта 1881 г., причем все подчинялось исторической достоверности.

А.В.Ивановский: «Декораций ставить не надо было. Мы могли работать в подлинных местах, указанных в сценарии, а для сцены цареубийства получили разрешение взять ту самую карету, в которой ехал царь в свой последний путь. Ее в свое время починили и хранили как реликвию в каретнике придворно-конюшенного ведомства.»

В 1925 г.на студии «Севзапкино» А.Ивановский поставил фильм «Степан Халтурин», где главный герой показан выразительно, но односторонне, лишь как народоволец-террорист. Здесь свою первую роль в кино сыграл Борис Дмоховский (заключенный). Не удовлетворенный «Халтуриным», Ивановский задумал поставить фильм о Софье Перовской, но отказался от этого замысла «после того как из разговора с Верой Фигнер понял неуместность своей идеи — показать, как Перовская остается в Петербурге (после цареубийства 1 марта 1881г. — Н. Т.) из-за любви к Желябову», а не из чувства партийного долга.
Более историческим стал фильм «Софья Перовская» (1968 г.), созданный на «Мосфильме» — уже третий с 1917 г. об этой революционерке, — над которым работали выдающиеся мастера: режиссер Л. О. Арнштам, сценарист Е. И. Габрилович, композитор Д. Д. Шостакович (вальс к кинофильму — оп.132), популярные актеры, как опытные, так и молодые А.Назарова, В.Тарасов, Б.Хмельницкий, Г.Тараторкин, В.Стржельчик, Е.Копелян и др. Кстати, на роль Желябова пробовался Владимир Высоцкий: не умаляя достоинств Тарасова, следует отметить, что Высоцкому, как никому другому, подходил непростой образ Андрея Желябова.
К сожалению, и здесь историческая канва фильма представлена без должного ее понимания: планы, силы, масштаб деятельности «Народной воли» и самый образ Перовской обеднены.

В 1964 г. на «Мосфильме» режиссер Евгений Андриканис, по сценарию Г.Рябова, А.Ходанова и А.Нагорного создает картину «Казнены на рассвете», посвященную Александру Ульянову, одному из организаторов и руководителей «Террористической фракции партии «Народная Воля». В ролях: В.Ганшин, Е.Солодова, Т.Конюхова и др. Недостаток историзма присущ всем вообще советским фильмам о народниках с 60-х годов, включая последние по времени — «Домик на Волге» («Смятение») режиссера Андрея Булинского (1971 г.) и «Нас венчали не в церкви» режиссера Бориса Токарева (1982 г.), — хотя фильм Токарева получился очень зрелищным, благодаря сценарию А. П. Свободина и Н. Я. Эйдельмана и, главное, его первоисточнику — воспоминаниям народника С. С. Синегуба.

В 1980 году на экраны вышел фильм известного прибалтийского киномятежника Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека». В картине, снятой по одноименному рассказу А.П.Чехова, снялись звезды отечественного кино — А.Кайдановский, Е.Симонова и Г.Тараторкин.

В 1961 году вышел Художественно-документальный фильм «Великое предвидение», посвященный Н.И.Кибальчичу. Сценарий Н.Саламанова. Режиссер М.Авербах. Ленинградская Киностудия хроникально — документальных фильмов.
В 1962 году на этой же киностудии вышел кинофильм в 2 частях»Николай Кибальчич». Сценарий В.Травинского и М.Хейфеца. Режиссер Б.Мельников.

В 1986 году на киностудии «Молдова-фильм» вышла картина В. Гаджиу «Таинственный узник», посвященная судьбе М.С.Бейдемана, революционера, навечно заточенного в застенках Алексеевского равелина. Фильм создан по мотивам известного романа Ольги Форш «Одеты камнем». В ролях: Георге Грыу, Дмитрий Харатьян, Ольга Сирина, Лариса Гузеева, Александр Лазарев, Геннадий Чулков, Ефим Лазарев, Г. Колчицкий.

В 2000 году ставропольские документалисты сняли телевизионный документальный фильм о судьбе Г.Лопатина, выдающегося революционного деятеля, народовольца, проведшего 20 лет в шлиссельбургской одиночке, первого переводчика на русский язык «Капитала» К.Маркса. Евразийский телефорум принял документальный фильм о Лопатине «Герой своего времени» на конкурс, где ему был присужден специальный почетный диплом за актуальность и своевременность.
На кировском телевидении вятским кинорежиссером Мариной Дохматской снят документально-публицистический сериал «Как устроена Россия»
По масштабу это действительно эпохальное произведение: фильм охватывает героев и события трех веков — девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого. В огромный временной пласт вписано множество событий, картина очень плотно населена людьми разных возрастов, профессий и социальных слоев. Документальные кадры чередуются с игровыми, причем куски из старых советских фильмов выбраны точно и вставлены к месту – они служат фоном для документального повествования. Первый фильм – «Уроки» – перенасыщен персонажами, которые говорят о разном, стягивая в тугой клубок множество сложных тем. Терроризм вчера и сегодня, взаимоотношения личности и власти, проблемы демократии, воспитание и образование в дореволюционной России и в современном обществе, становление мировоззрения подростка – уж слишком много всего здесь понамешано.
Режиссер параллельно монтирует довольно подробно изложенную историю народовольца Степана Халтурина и историю современного журналиста Сергея Бачинина, но смысл этих сопоставлений непонятен, зритель тужится сделать, так сказать, самостоятельное умозаключение, но не может.
Да, Сергей Бачинин пострадал от медийного терроризма (эту фразу произносит с экрана Вера Якубович), когда грязная публикация помешала ему победить на выборах на пост главы администрации города, но ведь и сам он не кто иной, как медийный террорист – обе его статьи «Убить дракона» были подобны разорвавшимся бомбам. Как и Степан Халтурин, он тоже выступил против существующей власти, хотя очевидно, что цель, средства и результат были другими.
Мы видим, как с памятника Степану Халтурину снимается кисея – прием довольно избитый, говорящий о том, что с образа народовольца стирается хрестоматийный глянец. Побольше бы нам таких Степанов – с иронией произносит режиссер за кадром, как бы боясь остаться непонятой.

В 2003 году на телеэкраны вышел сериал «Любовь императора», режиссера А.Орлова, снятый по роману В.Азерникова «Хроника любви и смерти». Народовольцы здесь явлены нам в виде неясных мрачных теней на прекрасном голубом небе российского самодержавия, слегка потревоженном лишь любовными похождениями императора. Особенно удачна сценка на железной дороге, когда Перовская и Фигнер, с папиросками в зубах, стоят «на стреме», в то время, как их сообщники, с искаженными злобой лицами, запихивают мину под рельсы прямо перед приближающимся поездом. В ролях Г.Тараторкин, Н.Антонова, И.Купченко. Интересно, что первой ролью Георгия Тараторкина в кино стала роль Игнатия Гриневицкого в «Софье Перовской», теперь же актер заканчивает свою творческую биографию ролью Александра II.

НАРОДНАЯ ВОЛЯ

Революционная партия, существовавшая в Российской империи в 1879-1884 гг.

Партия «Народная воля» возникла в августе – октябре 1879 г. в результате раскола «Земли и Воли», объединила сторонников активизации террористической борьбы с самодержавием. Имела жестко централизованную структуру, во главе с Исполнительным комитетом (ИК), все члены которого были равноправны и подчинялись воле большинства. В ИК входили А. Михайлов, А. Желябов, Л. Тихомиров, А. Зунделевич, Н. Морозов, С. Перовская, М. Ошанина, В. Фигнер и др.

Всего за время существования – 45 человек. Существовала более узкая Распорядительная комиссия. Народовольцы считали, что интересы народа и самодержавия противоположны. Программа ИК включала требования создания постоянного представительного государственного органа с широкими полномочиями, широкого местного самоуправления, свободы совести, слова, печати, собраний, ассоциаций и агитации, передачи в заведование общинам и пользования крестьянам земли, ликвидации на нее собственности, передачи заводов и фабрик в руки рабочих и т.д. Народовольцы стремились организовать вооруженное свержение самодержавия и передачу власти избранному на основе всеобщего избирательного права Учредительному собранию. Для дезорганизации и запугивания властей предполагалось провести ряд террористических актов по устранению крупных фигур царской администрации. 26 августа 1879 г. народовольцы приговорили к смерти императора Александра II.

К 1881 г. в «Народную волю» вступило около 500 человек, еще больше противников самодержавного режима сотрудничали с ней. В ее составе существовали организации, формировавшие кружки в разных городах: Студенческая, устраивавшая массовые сходки, Военная, включавшая десятки офицеров, Рабочая, включавшая Центральный рабочий кружок в Петербурге (несколько сот рабочих) и др. кружки. Были налажены связи с революционной народнической эмиграцией. «Народной волей» издавалось несколько газет: «На­род­ная во­ля» (1879–85), «Ра­бо­чая га­зе­та» (1880–81), «Лис­ток «На­род­ной во­ли»» (1880–86), «Вест­ник «На­род­ной во­ли»» (1883–86). В эмиграции было создано Общество Красного креста «Народной воли» для оказания помощи жертвам репрессий.

«Народная воля» подготовила ряд террористических актов, в том числе 5 покушений на Александра II, в итоге удалось осуществить убийство Александра II 1 марта 1881 г. Достаточно успешному функционированию в 1879-1880 гг. организация обязана также своему агенту в полиции Н. Клеточникову. В начале 1881 г. полиция, воспользовавшись предательством И. Окладского, приговоренного к вечной каторге и вступившего на путь сотрудничества с охранкой, осуществила аресты Желябова, Клеточникова и др., что тяжело ударило по организации. Был разгромлен Исполком. Арестованный при убийстве царя Н. Рысаков выдал Центральный рабочий кружок. С этого момента центр партии находится в Москве.

После убийства Александра II «Народная воля» обратилась к Александру III с предложением созвать Учредительное собрание, обещав прекратить террор. Но правительство пошло по пути эскалации репрессий. 18 марта 1882 г. революционеры осуществили убийство киевского военного прокурора В. Стрельникова, известного в революционной среде своей жестокостью. С июня 1882 г. после отъезда Тихомирова и серьезно больной Ошаниной за границу, во главе «Народной воли» встала Фигнер, пытавшаяся восстановить организацию.

По доносу С. Дегаева в феврале 1883 г. она была арестована. Народовольцам удалось убить инспектора секретной полиции Г. Судейкина. После удара, который был нанесен организации «делом Дегаева», деятельность организации угасла несмотря на попытки возродить «Народную волю», предпринятые в 1884 Г. Лопатиным и в 1885 г. Б. Оджихом, а также попытку Тихомирова продолжить выпуск ее периодических изданий за границей. Над народовольцами прошло пять громких процессов над народовольцами: процесс 16-ти (1880), процесс по делу 1 марта 1881, процесс 20-ти (1882), процесс 17-ти (1883) и процесс 14-ти (1884). За причастность к «Народной воле» различным наказаниям подверглось более 15 тысяч человек. В дальнейшем предпринимались попытки возродить революционную народническую партию (например, «Террористическая фракция Народной воли» 1886-1887 гг.), но удалось это только организаторам Партии социалистов-революционеров (эсеров) в 1902 г.

Исторические источники:

Андрей Иванович Желябов. Материалы для биографии. М., 1930;

Ар­хив «Зем­ли и во­ли» и «На­род­ной во­ли». М., 1932;

Ли­те­ра­ту­ра пар­тии «На­род­ная во­ля». М., 1930;

«На­род­ная во­ля» в до­ку­мен­тах и вос­по­ми­на­ни­ях. М., 1930;

На­ро­до­воль­цы по­сле 1 мар­та 1881 г. М., 1928;

Мо­ро­зов Н. А. По­вес­ти мо­ей жиз­ни. М., 1947;

Ре­во­лю­ци­он­ное на­род­ни­че­ст­во 70-х гг. XIX в.: Сб. до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов. М., 1965;

«На­род­ная во­ля» и «Чер­ный пе­ре­дел». Л., 1989;

Суд над цареубийцами. Дело 1-го марта 1881 года. С-Пб., 2014;

Фиг­нер В. Н. За­пе­чат­лен­ный труд. Вос­по­ми­на­ния. М., 1964. Т. 1–2.

6 покушений на царя, или как народовольцы охотились на Александра II Освободителя



Александр II, бесспорно, является одним из самых выдающихся российских монархов. Сложно переоценить значение осуществлённых им либеральных реформ, главная из которых – отмена крепостного права. Именно за это в народе самодержца стали называть Освободителем. Однако судьба Александра II – это некий исторический парадокс: правитель, давший своим подданным невиданную дотоле свободу, стал «рекордсменом» не только отечественной, но и мировой истории по числу совершенных на него покушений и в конечном итоге пал жертвой террора.

Чем обернулось для Ишутина и Каракозова неудачное покушение на жизнь «царя-злодея»


Выстрел Каракозова. Художник В. Лебедев. 1866 год./Фото: img.rg.ru

Охота на императора стартовала в апреле 1866 года револьверным выстрелом бывшего студента Дмитрия Каракозова. Смертный приговор императору вынесло тайное общество «Организация», возглавляемое революционером-заговорщиком Николаем Ишутиным. Покушение состоялось, когда венценосец с племянниками выходил из Летнего сада после ежедневной прогулки, совершаемой без охраны. От фатального исхода императора спас простолюдин, некто Осип Комиссаров.
Он инстинктивно ударил находившегося рядом с ним террориста по руке, поэтому пуля в цель не попала. Каракозова помогли задержать находившиеся вокруг люди. После личного досмотра и допроса его отправили в Петропавловскую крепость. Суд приговорил Дмитрия Каракозова к смерти через повешение.
После покушения «Организация» была ликвидирована, а её руководитель приговорён к повешению. В последние минуты перед казнью смерть заменили пожизненной каторгой. Более года Ишутин содержался в одиночной камере в Шлиссельбургской крепости, где лишился рассудка, после чего был отправлен в ссылку.

Чем закончилось парижское нападение на царя


Покушение на императора Александра II в Париже. 1867 год./Фото: img.rg.ru

Опасность подстерегала российского императора не только на родине. Через год самодержец подвергся нападению за границей – во время посещения французской столицы. Два выстрела прозвучали в районе Булонского леса, когда русский царь в открытой карете возвращался с военного смотра на ипподроме. Трагедию предотвратил охранник французского правителя, восседавшего рядом русским царём. Последний вовремя увидел вооружённого человека и предпринял соответствующие действия – успел оттолкнуть его руку. Пули поразили лошадь, «охотника на царя» удалось задержать.
Французы быстро установили личность нападавшего – им оказался поляк Антон Березовский, участник национально-освободительного движения. Он заявил, что мотивом для совершения его действия была месть за подавление Российской империей польского восстания 1863 года. По приговору суда Березовский отправился в Новую Каледонию на каторжные работы.

Результат третьего покушения на Освободителя – пять неточных выстрелов


Третье покушение на Российского императора Александра II./Фото: ruspekh.ru

Белее десяти лет после парижского инцидента Александр II прожил относительно спокойно. А в апреле 1879-го Александр Соловьёв – недоучившийся студент Петербургского университета – подкараулил государя во время утренней прогулки у Зимнего дворца и выпустил в него пять пуль из револьвера. К счастью, нападавший не имел хорошего опыта работы с огнестрельным оружием. Император вовремя заметил опасность и сумел уклониться от выстрелов. А вот охрана среагировала только после того, как террорист полностью разрядил оружие.
При задержании Соловьёв пытался покончить с собой, но ему это не удалось. В ходе следственных действий он сообщил, что, несмотря на принадлежность к тайному революционному обществу «Земля и воля», решение о цареубийстве принимал самостоятельно, по личной инициативе. Жизнь Александра Соловьёва закончилась на виселице.

Итоги попытки №4 – взорванный поезд


Софья Перовская — член Исполнительного комитета организации «Народная воля», развернула охоту на Александра II, организовала ряд покушений на царя./Фото: историк.рф

Осенью того же года ликвидацию государя тщательно планировала «Народная воля». Приняв во внимание печальный опыт предшественников, участники этой организации разработали план подрыва поезда, на котором царственная семья обычно возвращалась из Крымского полуострова.
Первая попытка остановилась на полпути: мину на железной дороге заложили, но поезд изменил маршрут. Вторая сорвалась из-за технической неисправности взрывного устройства. Третья группа, возглавляемая Софьей Перовской, установила бомбу на рельсах неподалёку от Москвы. Заговорщиков проинформировали, что царский кортеж состоит из двух составов: первый – багажный, второй – пассажирский, который и был взорван.

Г. Мейер. Взрыв поезда, везущего багаж императорской свиты. 1879 год./Фото: img.rg.ru

Но фортуна снова была на стороне монарха. В грузовом поезде обнаружилась неисправность, поэтому пассажирский пустили первым. Благодаря случайности никто из венценосной семьи не пострадал.

Динамит под столовой – попытка №5


Покушение на императора и его семью в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге в 1880 году./Фото: img.rg.ru

Члены «Народной воли» не оставили намерений уничтожить «царя-злодея», поэтому зимой 1880 года предприняли ещё одну попытку. Получив информацию о том, что в Зимнем дворце начался ремонт подвальных помещений, террористы разработали новый план: бомбу было решено установить в вином погребе, который находился под обеденным залом.
Одного из народовольцев, Степана Халтурина, внедрили в ремонтную бригаду, и он проносил в подвалы взрывчатку, которую маскировал среди стройматериалов. Взрыв прогремел точно в назначенное время, когда в столовой предположительно находились все члены царской семьи. Но к огромному разочарованию злоумышленников, торжественный ужин в честь принца Гессенского начался позже из-за опоздания его поезда. На этот раз жертвами заговорщиков стали солдаты охраны.

Бомба в карету и под ноги царя


К. Порфиров. Покушение на императора 1 марта 1881 года./Фото: img.rg.ru

Серия неудач подсказала народовольцам, что к теракту надо готовиться более основательно. Они тщательно изучили маршруты царского кортежа, разработали несколько вариантов и выбрали оптимальный. Он заключался в следующем: заминировать проезжую часть на пути следования императора; если мина не сработает, забросать карету бомбами; если же Александр II все-таки останется жив – в суматохе заколоть его кинжалом. Акцию назначили на 1 марта 1881-го. К ужасу заговорщиков, в назначенный день государь отправился по другому пути.

Часовня на месте гибели императора./Фото: img.rg.ru

Скорректировав план, четверо террористов изменили свои позиции. Первая брошенная бомба не достигла цели: Александр II остался невредимым, а метальщик был схвачен. В этот момент император совершил роковую ошибку: вместо того, чтобы как можно скорее удалиться с места происшествия, он решил посмотреть на преступника и подошёл к задержанному. Тогда под ноги Освободителю полетела вторая бомба, спастись от которой он уже не смог.
А ведь царская тайная полиция по этим причинам проморгала все покушения на царя.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кем стали народовольцы: от монархистов до сионистов

После разгрома организации «Народная воля» в 1880-х годах многие бывшие ее участники стали лидерами или идеологами разных политических сил
Официально «Народная воля» перестала существовать в 1887 году. Историк Фриче писал тогда в статье «Крушение Народной воли»: Разгром «Народной воли» был прежде всего равносилен крушению веры во всемогущество интеллигенции, в ее историческую миссию, в ее творческие силы».
Однако Фриче поспешил выдать желаемое за действительное. «Народная воля» образовалась после раскола народнической «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю». Чернопередельцы делали ставку на пропаганду социалистических идей в крестьянстве и среди городских рабочих. А «Народная воля» быстро встала на более радикальные позиции, считая, что революцию можно подтолкнуть террором. Именно народовольцы 1 марта 1881 года убивают царя Александра II. Реакция общества оказывается совсем не такой, на которую рассчитывали радикальные революционеры. Царское правительство вскоре смогло разгромить оставшуюся в изоляции организацию.
«Народная воля» не умерла бесследно, а дала жизнь новым политическим, общественным и даже научным движениям в России. Активные народовольцы породили марксистские движения, еврейскую организацию БУНД, «цивилизованный монархизм» и русский национализм. По сути почти все российские политические силы того времени выросли из «Народной Воли».
Степан Халтурин: классический народоволец
3 апреля (22 марта) в Одессе был казнен соучастник убийства прокурора города Василия Стрельникова. За четыре дня до этого ненавидимый революционерами прокурор был застрелен на Приморском бульваре из револьвера в затылок. Террористы пытались скрыться, но были задержаны прохожими.
Степан Халтурин.
На допросе они представились вымышленными именами, уже через три дня в Одессу пришел приказ царя Александра III «судить убийц военно-полевым законом, и чтобы в 24 часа они были повешены без всяких отговорок».
На следующее утро двух террористов казнят, их имена станут известны позже. Непосредственным убийцей Стрельникова был Николай Желваков, а его помощником — Степан Халтурин. Именно Халтурин за два года до этого организовал взрыв в царском Зимнем дворце. После убийства царя 1 марта 1881 года партия «Народная воля» была практически разгромлена, но Халтурин избегает ареста и два года ведет агитацию на юге страны, до убийства Стрельникова.
Будущий революционер родился в семье зажиточных крестьян, рано увлекается народовольческой литературой. Из Вятской земской учительской семинарии его исключают в 1875 году за плохую успеваемость. К этому времени с группой единомышленников он решает уехать в Америку и основать коммуну. Но попутчики украли паспорт Халтурина и уезжают с ним из Петербурга. Оставшийся без документов и средств к существованию Халтурин берется за самые разные временные работы, пока не устраивается столяром в железнодорожные мастерские. Он быстро знакомится с петербургскими народниками, в частности с Георгием Плехановым. Во время раскола народнической «Земли и воли» Халтурин поддерживает сторонников террора.
К 1879 году революционер под именем Степана Батышкова попадает на работу на императорскую яхту. Царскому чиновнику нравится его работа, и осенью его нанимают для столярных работ в Зимнем дворце. Халтурина селят в подвальное помещение, сюда он небольшими порциями приносит динамит, всего около двух пудов (более 30 кг). Целью народовольцев к тому времени было убийство царя, Халтурин планировал взорвать Александра II во время обеда. Помещение народовольца-столяра располагалось двумя этажами ниже столовой. По случайности царь во время взрыва был далеко, он встречал опаздывающего брата императрицы. К тому же перекрытия между этажами оказались надежными, никто из царской семьи не пострадал. Погибли 11 солдат из караульного помещения, располагавшегося между комнатой Халтурина и столовой, еще 56 человек были ранены. Халтурин так и не был арестован, по распоряжению «Народной воли» он уехал в Москву, а уже потом на юг.
В советское время Халтурин был одним из самых почитаемых народовольцев, в том числе из-за большой симпатии к нему лидера большевиков Владимира Ленина. Создатель советского государства неоднократно упоминал рабочего-народовольца в своих работах, а кабинет вождя в Кремле был украшен горельефами Маркса и Халтурина.
БУНД
К осени 1881 года из 28 членов исполнительного комитета «Народной Воли» на свободе остались всего восемь человек (остальные были либо казнены, либо осуждены). К власти в НВ пришли молодые народовольцы, среди которых выделялся 26-летний еврей Савелий Златопольский. Одновременно вместе с ним в исполнительный комитет были приняты шесть новых членов, что примечательно — все не евреи. Лидерами этой нееврейской части стали Лебедев и Романенко.
В этот же 1881 год в связи с убийством царя Александра II по России прокатилась волна еврейских погромов. «Народная воля» не могла оставаться в стороне от таких событий и напечатала прокламацию. Эта бумага поразила большую часть российской интеллигенции, и особенно — евреев: НВ выступила в поддержку еврейских погромов!
Автором этой антисемитской прокламации был Романенко (впоследствии он стал редактором антисемитской газеты «Бессарабец»). В № 6 журнала «Народная воля» Романенко писал:
«Все внимание обороняющегося народа сосредоточено теперь на купцах, шинкарях, ростовщиках, словом, на евреях, этой местной «буржуазии», поспешно и страстно, как нигде, обирающей рабочий люд».
Савелий Златопольский
Еврей и фактический руководитель НВ в то время Савелий Златопольский был полон возмущения и приказал уничтожить оставшуюся часть журнала с антисемитской статьей. Но внутреннюю фракцию антисемитов (себя она называла «рабочая фракция») в «Народной воле» уже было не остановить. Русская часть организации брала верх, евреи стали выдавливаться из НВ, но чаще — уходить сами. Более того, некоторая часть народовольцев сама участвует в погромах, оправдывая это тем, что они «экспроприируют деньги у жидов на революцию».
Через два года в «Приложении» к «Листку Народной воли», вышедшем в июле 1883 года, появилась новая статья «По поводу еврейских беспорядков» (ее написал Лебедев). Она окончательно оформила «новый курс» НВ. В ней еврейские погромы истолковывались как начало всенародного движения, «но не против евреев как евреев, а против «жидов», то есть народных эксплуататоров. «Народ отлично понимает, что и начальство поддерживает их вовсе не как евреев, не как угнетенный народ и тем более не как интеллектуальную силу, которую оно жестоко преследует, а только как жидов, то есть людей, помогающих держать народ в кабале, и как людей, делящихся с ним, дающих ему взятки», — говорилось в статье.
К концу статьи автор счел нужным напомнить, что и Великая французская революция началась с избиения евреев, и сослался на Карла Маркса, «который когда-то прекрасно объяснил, что евреи воспроизводят, как зеркало (и даже не в обыкновенном, а удлиненном виде), все пороки окружающей среды, все язвы общественного строя, так что, когда начинаются антиеврейские движения, то можно быть уверенным, что в них таится протест против всего порядка и начинается движение гораздо более глубокое».
Народоволец Дейч по поводу нового, антисемитского курса «Народной воли» писал Аксельроду: «Еврейский вопрос теперь действительно, на практике почти неразрешим для революционера. Ну что им, например, теперь делать в Балте, где бьют евреев? Заступиться за них, это значит вызвать ненависть против революционеров, «которые не только убили царя, но и жидов поддерживают». И приходится им быть между двумя противоречиями. Это просто безвыходное противоречие как для евреев, так и для революционеров, на практике и в действии».
Неудивительно, что те же Дейч и Аксельрод стали склоняться к марксизму, который в то время только проникал в Россию. «Народная воля» не только для них, но и для других евреев, состоявших в этой организации, стала враждебной.
Вторым движением, после марксизма, куда вынуждены были направиться евреи-народовольцы, стали сионистские организации. Первые чисто еврейские рабочие кружки появились в Минске уже в 1883 году. Основателем их был Хаим Хургин, впоследствии видный сионист. А в 1884—1885 годах сионизм стал завоевывать другие города запада Российской империи.
Но настоящий «взрыв» ожидал еврейские социалистические организации. В начале 1890-х группа еврейских социалистов организовала «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» — на идише аббревиатура БУНД. В числе отцов-основателей этой организации было немало бывших народовольцев. К примеру, один из них, Исай Айзенштадт, уже будучи в эмиграции в Германии, в 1920-е вспоминал процесс организации БУНДА: «Мы процентов на восемьдесят заимствовали программу «Народной воли» периода ее расцвета — народный социализм. А остальные двадцать процентов — это уже еврейская повестка».
В конечном итоге именно на основе БУНДа выросла и РСДРП (и большевиков, и меньшевиков — после их разделения).
Монархисты
Несколько видных народовольцев положили начало и «цивилизованному» (как они сами его называли) монархизму. Переход от радикального, террористического социализма к сытому, бюргерскому варианту «Православия, самодержавия и народности» совершили Иван Петров, Лев Тихомиров и еще около десяти бывших народников. Самой заметной фигурой среди них стал Лев Тихомиров.
Лев Тихомиров.
Тихомиров застал период расцвета движения. В 1873 году он был арестован, четыре года затем провел в тюрьме – в Петропавловской крепости. В 1877 году народник оказывается на свободе, уже, как он говорил сам, в качестве «авторитетного революционера».
Лев Тихомиров стал членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли». Но главное — он признанный главный теоретик и идеолог организации.
После убийства Александра II, с наступлением в стране реакции Тихомиров бежит за границу. В 1882 году в Женеве он предлагает еще одному видному народовольцу, впоследствии основателю русского марксистского движения, Георгию Плеханову создать Заграничный центр НВ. Тот не верит в перспективы народовольчества и советует Тихомирову изучать анархизм или марксизм — именно они, как говорит Плеханов, в будущем поднимут Россию на дыбы.
Тихомиров впадает в депрессию. Он переезжает в Париж и там еще по инерции редактирует несколько лет «Вестник “Народной воли”». Психосоматические заболевания приводят Тихомирова к православному фанатизму. Глубокой верой он отличался еще в годы руководства «Народной волей». Вера Фигнер вспоминала российский период его увлечения религией:
«Лев Тихомиров — наш признанный идейный представитель, теоретик и лучший писатель, уже в 1881 году отличавшийся некоторыми странностями и, быть может, носивший в душе зачатки психологического переворота, который привел его к полному изменению прежней идеологии и сделал из революционера и республиканца — монархиста, из атеиста — религиозного ханжу, а из социалиста — единомышленника Каткова и Грингмута.
Еще в мартовские дни (1881 года. — РП) в Петербурге он изумлял нас. Так, после 1 марта он явился к нам с траурной повязкой на рукаве, какую носили военные и чиновники по случаю смерти Александра II. В другой раз он сообщил, что ходил в церковь и принес присягу новому императору. Мы не знали, чем объяснить эту комедию, но, по словам Тихомирова, это было необходимо, чтобы легализировать его в глазах дворника, который так любознателен, что забирается в квартиру, когда хозяев нет дома. Шпиономания, по-видимому, овладела им. Так, в Москве, живя в меблированных комнатах, он вообразил, что соседи сделали отверстие в стене и подслушивают разговоры в его помещении. Тотчас он оставил эту квартиру и отправился на богомолье в Троицко-Сергиевскую лавру».
В Париже Тихомиров изнуряет себя многочасовыми молитвами и постами. Его жена вспоминала, что шпиономания не покидала Льва и там: «Он никогда не ходил прямым путем, а только кружным. Он искал в квартире отверстия, через которые русская полиция подсматривает за ним и подслушивает».
В мае 1888 года Тихомиров закончил свою книгу «Почему я перестал быть революционером». В августе книга вышла небольшим тиражом в Париже. Он присылает экземпляр книги товарищу министра (заместителю министра. — РП) внутренних дел Плеве вместе с прошением о возвращении на Родину. В октябре 1888 года Лев Тихомиров обращается с Александру III с письмом о помиловании. Он получает ответ: амнистия и пять лет гласного надзора.
В январе 1889 года Тихомиров уезжает из Парижа, вскоре за ним возвращается в Россию и его семья. Министерству внутренних дел был выгоден «раскаявшийся революционер», и оно, что называется, ведет Тихомирова по жизни. Его устраивают редактором в «Московские ведомости» по повышенной ставке — 180 рублей в месяц (из них 100 рублей платит МВД). Столько же в то время получал армейский полковник.
В июле 1890 года по высочайшему повелению с Тихомирова был снят полицейский надзор. Вместе с философом Константином Леонтьевым он создает тайную общественную организацию для противодействия революционному движению — снова под патронажем МВД (охранка за эту деятельность еще доплачивает Тихомирову — 100 рублей в месяц).
Когда жизнь становится хорошо обеспеченной стараниями МВД, Лев Тихомиров получает возможность для работы над книгами. Главной из них становится капитальный труд «Монархическая государственность». В ней он отстаивает идею о синтезе самодержавия и народного представительства (тот самый «цивилизованный монархизм»). Тихомиров пишет, что необходимо бороться не только с революционным движением в стране. «Главный враг России — либерализм. Он — главный виновник революционизирования русского общества». Тихомиров предлагает монархии (через работу МВД, как это было в его случае) привлекать «способных интеллигентов к государственности. А кто не согласен — то пусть пеняют на себя». Именно Тихомиров разработал основы взаимодействия власти и интеллигенции, которые затем станут основополагающими для всех российских режимов (вплоть до сегодняшнего).

На волне успеха его идей во власти Тихомирова вновь настигает психосоматическое расстройство. Только теперь ему кажется, что за ним шпионит не охранка, а евреи и либералы. Он вместе с семьей ищет спасения в Сергиевом Посаде, где каждодневно молится в церквях.
В 1919 году он публично раскаивается в своей монархической и провокаторской деятельности. Большевики, помня его заслуги во время периода народничества, прощают Тихомирова. Он умирает своей смертью 16 октября 1923 года в Загорске.
Русский национализм
Впервые идею русского национализма в России стал разрабатывать тоже бывший народоводец — наполовину немец и дворянин Иосиф Каблиц.
В народническом движении Каблиц основал кружок, а потом и течение «вспышкопускателей». Основатели кружка разделяли концепцию анархиста Бакунина о готовности русского крестьянства к немедленному восстанию, пропагандировали идею организации отдельных крестьянских выступлений («вспышек», отсюда название кружка) с целью революционного воспитания народа.
После разгрома «Народной воли» в 1881 году Каблиц уходит из революционного движения в академическую работу. Он перекрещивается из лютеранства в старообрядчество (семейского согласия) и начинает заниматься проблемами русского народа.
Каблиц разделяет российское общество на две большие группы — европейскую аристократию (царский двор, высшие дворяне, немцы и т.д.) и собственно русский народ, «еще не пробудившийся». Необходимость свержения самодержавия он обосновывает именно из такого разделения общества: «Россией правит чуждая, почти колониальная элита. Русские должны скинуть ее».
Положительным примером решения национального вопроса для Каблица выступала Франция с ее унитаризмом. «Русский народ в своих отношениях к чужим племенам, вошедшим в состав его политического тела, способен отнестись беспристрастно и справедливо к их этнографическим требованиям», — писал Каблиц. Российское государство должно было оставаться преимущественно русским, при безусловном доминировании русского этнического, языкового и культурного элемента, которое, впрочем, обеспечивалось не юридическим закреплением преимуществ русских, а преобладанием численности и развитой культурой. Политическая автономия национальных регионов исключалась, допускалась автономия этнографическая, то есть культурно-национальная.
Иосиф Каблиц умер молодым, в 1893 году, прожив всего 45 лет. Позднее на основе его наследия усилиями белоэмигрантов будет развиваться «русский фашизм».
Польский национализм
Глава получившей независимость после Первой мировой войны Польши Юзеф Пилсудский был в юности народовольцем. Со своим старшим братом Брониславом он еще в 15 лет кружок самообразования для чтения книг на польском языке.
Юзеф Пилсудский.
Братья были выходцами из знатного шлехетского рода, их отец во время польского восстания 1863 года был комиссаром национального правительства. Закончив гимназию в Вильно, Юзеф Пилсудский поступает в Харьковский университет на медицинский факультет. Здесь он примыкает к народовольцам. В 1886 году Пилсудский просит о переводе в Дерптский (современный Тарту. — РП) университет в Эстонии, но, не получив ответа, возвращается в Вильно и вступает в кружок к местным социалистам. Учившийся в Петербурге Бронислав Пилсудский тем временем входит в состав группы народовольцев во главе с Александром Ульяновым, планировавших покушение на Александра III. Сам Юзеф, хотя, видимо, и сочувствовал народовольцам, непосредственно в заговор посвящен не был. Тем не менее после раскрытия террористической ячейки будущий основатель независимой Польши получает пять лет административной ссылки с Восточную Сибиль, хотя на процессе народовольцев и выступает как свидетель. Дело в том, что в Вильно Юзеф Пилсудский несколько раз помогал с размещением народовольцам из террористической группы, суд это расценил как соучастие в антиправительственной деятельности. Наказание для Бронислава Пилсудского было куда строже: сначала его приговаривают к смертной казни, которая в дальнейшем была заменена на 15 лет каторжных работ на Сахалине.
Возвратившись в 1892 году из Сибири, Юзеф Пилсудский в Польскую социалистическую партию, вскоре становится одним из ее лидеров. В 1900 году он вновь арестован, но имитирует психическое заболевание и бежит из психиатрической больницы. К этому времени Пилсудский убежденный польский националист, во время русско-японской войны он едет в Японию и предлагает создавать польский легион из пленных, которые сражались бы против царской армии. Между двумя революциями Пилсудский руководит военизированными группировками, занимавшимися, в том числе экспроприациями. Именно он в 1918 году возглавляет независимое польское государство.