Наш Пушкин национальный миф

Пушкин был лешим и не погиб на дуэли: где миф, а где правда о главном поэте России?

Что реально Пушкин значит для нас? Понимаем ли мы его? Что знаем о его жизни — не только «событийной», но и внутренней, духовной? Представляем вашему вниманию интервью с писателем, заведующим сектором изучения жизни и творчества А. С. Пушкина Валентином Семеновичем Непомнящим — размышления, которые актуальны и сегодня, и в другие дни.

Наш национальный миф

— Валентин Семенович, сейчас Пушкина читают мало — и это, конечно, плохо. Но неужели в XIX веке его читали больше? Какая часть населения Российской империи была знакома с творчеством Пушкина?

— Думаю, очень небольшая. Пушкина читали немногие, по причине неграмотности большинства жителей России. Но все же именно образованная часть населения всегда определяла вектор культурного развития всего народа. И потом, как это ни странно, имя Пушкина было тогда популярным даже в среде людей малограмотных и совершенно незнакомых с его творчеством.

— Интересно, каким же образом возникала эта популярность?

— Самым парадоксальным и даже сказочным. Вплоть до существования целого ряда мифов о Пушкине. Была статья А. А. Анненковой «Пушкин в простонародном сознании», в ней были собраны воедино сведения из разных источников.

Оказывается, среди неграмотных людей в России бытовали различные слухи о Пушкине как о народном герое. По одной версии, именно он посоветовал царю освободить крестьян, поскольку царь его очень почитал и прислушивался к его мнению. Еще один вариант этого же мифа гласил, что Пушкин умер не на дуэли, а… в темнице, закованный в цепи за то, что стремился опять же — освободить крепостных крестьян.

Были совершенно сказочные истории о том, что Пушкин живет в глухом лесу и иногда выходит на опушку, где поет свои то ли стихи, то ли песни. Такой вот образ поющего лешего. Но другие слухи гласили, что Пушкин вовсе не леший, а совсем наоборот — святой, Божий угодник.

Люди могли не знать «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», но имя Пушкина было им известно и дорого. Каким образом происходило такое знакомство, можно представить себе на примере одного из произведений замечательного собирателя русского северного фольклора Бориса Шергина. Он жил одно время среди неграмотных поморов и целую зиму 1934-1935 годов читал и объяснял им произведения Пушкина, а после собирал и записывал их впечатления. Получился потрясающий сказ «Пинежский Пушкин», перед которым хочется просто умолкнуть с благоговением. Эти необразованные люди сразу почувствовали сердцем, что Пушкин — это родное, свое. И, кстати, в этом сказе Пушкин снова предстает в образе народного героя, который наряду с прочими подвигами еще и со Змеем Горынычем борется.

Так что количественно людей, читавших Пушкина, было в Российской империи немного, но вот дух пушкинской поэзии проникал даже в самые дремучие и безграмотные слои русского народа.

— Но в советское время, в эпоху всеобщей грамотности, ситуация, наверное, изменилась?

— Кинорежиссер Андрон Кончаловский в одной из телепередач как-то рассказывал о любопытном социологическом исследовании той поры. Французским крестьянам и советским колхозникам были заданы два одинаковых вопроса: во-первых — как делают самогон? И во-вторых — кто самый главный поэт их народа?

Ответы русских были просты и очевидны: с самогоном — понятно, без комментариев, а вот главный поэт — Пушкин.

А у французов главного поэта нации определить не получилось. Хотя с самогоном там все оказалось в полном порядке и даже, наверное, похлеще, чем у нас. Но вот на второй вопрос внятного ответа так и не прозвучало.

Поэтому я всегда говорю, что Пушкин — это наш национальный миф. Миф не как сказка, а как средоточие важнейших национальных ценностей и смыслов. Как говорит мой друг, выдающийся филолог Юрий Чумаков: факт — это то, что бывает «когда», а миф — то, что «всегда».

Пушкин, безусловно, — то, что всегда, то есть — миф. Но сейчас этот миф подвергается серьезному испытанию. Все, что сейчас происходит с пушкинским наследием, да и со всей русской культурой — это жесткое испытание нашего национального духа. Устоим ли мы перед нашествием американизированных стандартов и идеалов жизни, которые нам глубоко чужды в своей основе? Дай Бог…

На мой взгляд, американским культурным «символом веры» является произведение «Унесенные ветром» — как роман, так и кинофильм, где очаровательная главная героиня Скарлетт О’Хара в кульминационный момент клянется сделать все, чтобы никогда больше не голодать. Я уже писал, что это твердое плебейское кредо. Потому что Америка по духу своему — плебейская страна, такова ее история, так она сформировалась, и глупо было бы с этим спорить.

У нас тоже есть свое национальное кредо, но совсем иное — «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Это и народное, и аристократическое кредо, поскольку оно предполагает ответственность высшего порядка за все, что ты делаешь. И если бы неграмотный русский крестьянин умел так же, как Пушкин, выражать свои мысли и чувства, думаю, он сказал бы нечто подобное.

— Но это в прошлом, а что сейчас? Вспомните — в XX веке Пушкина то сбрасывали с корабля современности, то чуть ли не канонизировали, объявляли «нашим всем», видели в нем то революционера номер один, то светоч Православия. К чему же в итоге мы пришли? Чем стал Пушкин для наших современников?

— Да, футуристы в начале XX века предложили «сбросить Пушкина с корабля современности», но ведь в то время пытались сбросить не одного только Пушкина. Тогда был период общего культурного слома. И Пушкин появился в этой формуле не просто как поэт, но как некий символ традиции, которую нужно отбросить, потому что она мешает обществу двигаться вперед, к светлому будущему.

А сегодня ни с каких кораблей никого не сбрасывают. Просто бытует мнение, что Пушкин устарел и не отвечает запросам и чаяниям сегодняшнего читателя. Причем так думают люди уже не очень грамотные и плохо знающие творчество Александра Сергеевича. Я помню, как еще в 1999 году, когда Россия отмечала юбилей поэта, один из телеведущих высказался: «Как говорил Пушкин, все мы вышли из гоголевской “Шинели“». Хотя это слова Федора Михайловича Достоевского. В том же юбилейном году московские улицы были украшены многочисленными растяжками с наиболее известными цитатами пушкинских стихотворений. На одной из них можно было прочесть: «…Средь шумного бала, случайно…». Конечно, очень поэтичная фраза, есть в ней некая недосказанность, глубина… Но самое главное — подпись: А.С. Пушкин! Что тут скажешь? Строка из знаменитейшего романса на стихи А.К. Толстого каким-то странным образом оказалась приписана пушкинскому перу — и ни у кого это не вызвало особого возмущения! А сейчас в связи с циклом передач о поэме «Евгений Онегин», который я делал на телевидении, мне довелось узнать мнение одного из сотрудников редакции канала: «Онегинский текст тяжело слушать». Подчеркиваю — это было сказано человеком, работающим на телеканале «Культура». На таком печальном фоне разговоры о том, что Пушкин устарел, звучат как симптом тяжкой духовной болезни всего нашего общества, теряющего связь со своими культурными корнями.

Пушкина не сбрасывают сегодня с корабля современности, его просто отодвигают от себя в сторону, как нечто бесполезное, по принципу: «Да, конечно, Пушкин это — прекрасно, но сейчас другое время, и современный человек вполне может без этого обойтись». Более того, мне даже приходилось выслушивать вопросы типа: »А нужно ли вообще сегодня преподавать классическую литературу в школах?». Я считаю, что для нашей культуры это уже в каком-то смысле эсхатологическая ситуация.

Тогда — прощай, Россия…

Фото Замира Усманова/ТАСС

— К вопросу о преподавании Пушкина в школе. Я хорошо помню, как мы проходили «Евгения Онегина» в восьмом классе по принципу — прочитал и забыл. В пятнадцать лет человек просто не готов адекватно воспринять такое серьезное произведение, нет у него еще ни достаточного жизненного опыта, ни культурного багажа. Как нужно преподавать школьникам Пушкина, не рискуя оттолкнуть их от его поэзии на всю оставшуюся жизнь?

— Конечно, девятиклассникам преподавать «Евгения Онегина» бессмысленно. Это произведение для более взрослых читателей. А в пятнадцать лет, на мой взгляд, прекрасно будут восприняты «Дубровский», «Капитанская дочка»… Даже «Повести Белкина» в восьмом классе будут уместны просто как занятные сюжетные истории, написанные прекрасным языком. Всей их глубины школьники, конечно, понять не смогут, потому что даже филологи с «Повестями Белкина» до сих пор не могут до конца разобраться. Но язык — это такая стихия, войдя в которую, непременно меняешься сам. И это очень важно именно для подростков.

А вот в старших классах преподавание серьезных произведений Пушкина, да и вообще русской классики должно быть преобладающим. Конечно, нужно преподавать и шедевры литературы XX столетия, это бесспорно. Но если мы потеряем традиции преемственности классической русской литературы, если наследие великих авторов XIX века будет сложено в сундук и благополучно забыто, тогда — прощай, Россия. Тогда наша традиционная ментальность буквально за два поколения изменится настолько, что это будет уже совсем другая страна. Которая мне, честно говоря, малоинтересна.

Именно в языке заложен, если можно так выразиться, некий генетический код русской культуры, само понятие «русскости». Ведь ни в одном европейском языке нет слова, которое в полной мере соответствовало бы русскому понятию «совесть». Есть conscientia, франц. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen, но все эти слова образованы из корня, обозначающего знание, все это слова, в точном смысле соответствующие русскому слову «сознание». И в древнегреческом языке нет слова «совесть». Есть даже специальная работа крупнейшего отечественного филолога-античника Виктора Ноевича Ярхо, которая так и называется «Была ли у древних греков совесть?», где он очень убедительно доказывает, что это понятие в древнегреческой литературе отсутствует. Там есть понятие стыда перед окружающими, то, что у В.И. Даля определено словами «слыть, слава».

В русской же классической литературе понятие совести является ключевым и наиглавнейшим для понимания и изображения русского характера. Недаром Достоевский писал, что даже когда русский человек безобразничает, он все равно помнит, что безобразничает. В классических произведениях русской литературы есть некая иерархия ценностей, вертикальное измерение бытия. А сейчас эта вертикаль и в жизни, и в культуре упразднена. Остаются одни горизонтальные связи. На этом принципе основан весь постмодернизм, где все произведения расположены на одной плоскости и отделены друг от друга лишь расстоянием, а не иерархией. Вот пример: покойный Дмитрий Александрович Пригов, пусть земля ему будет пухом, переложил по-своему «Евгения Онегина» путем употребления двух слов — «безумный» и «неземной». Вместо всех пушкинских эпитетов он вставлял эти свои «безумный» или «неземной», в зависимости от ритмической структуры стихотворения. И почему-то считал это большим своим художественным достижением, он им очень гордился.

Поэтому, повторюсь, состояние отечественной культуры сегодня представляется мне весьма и весьма плачевным. Остается лишь верить в истину слов Чаадаева о том, что русский народ не принадлежит к нациям, которые развиваются по нормальной человеческой логике. Наше развитие происходит по верховной логике Провидения. Кто знает, может быть, пройдет время, и все еще изменится, несмотря на нынешние печальные обстоятельства. Просто очень жаль, что современные русские мальчики и девочки, такие умные, талантливые, свободные, могут лишить себя этого бесценного сокровища — классической русской литературы, которую наше поколение сумело сохранить и пронести сквозь все ужасы истории XX века.

Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него. Потому что они теряют такие ценности, без которых человеку очень трудно оставаться человеком.

Уроки афеизма, или «поэт православного народа»

— А теперь я задам вопрос, который сейчас вызывает множество споров, в том числе и в церковной среде. Был ли Пушкин верующим человеком?

— Я скажу так: до определенного момента он считал себя неверующим, потому что его так воспитали — французская литература, Вольтер, Дидро… В Лицее их, конечно, водили в церковь, к исповеди и причастию, но все равно это было скорее для проформы. Лицейские методики воспитания и преподавания были во многом основаны на идеях французского Просвещения. И в идеологическом плане юный Пушкин был скорее атеистом, чем верующим. Но посмотрите его стихотворение «Безверие», написанное им в 1817 году для экзамена. Как он там описывает духовные страдания неверующего человека! Совершенно очевидно, что в этом лирическом стихотворении Пушкин изливает собственные переживания.

Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.

Придумать такое нельзя, это искренняя печаль человеческого сердца, лишенного веры. Конечно, это была всего лишь заданная на экзамене тема — неверие. Но если содержание этого стихотворения изложить несколько иным образом, то получилась бы прекрасная церковная проповедь. И все же он продолжает считать себя неверующим. Даже в 1824 году, когда он уже работает над «Борисом Годуновым» — который написан так, что и малейшего сомнения не возникает в том, что это произведение принадлежит перу глубоко верующего православного человека — даже тогда он пишет в письме Кюхельбекеру:

«…читая Шекспира и библию, святый дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гёте и Шекспира. — Ты хочешь знать, что я делаю — пишу пестрые строфы романтической поэмы — и беру уроки чистого афеизма. Здесь англичанин, глухой философ*, единственный умный афей, которого я еще встретил. Он исписал листов 1000, чтобы доказать qu’il ne peut exister d’être intelligent Créateur et régulateur**, мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но, к несчастию, более всего правдоподобная».

То есть Пушкин соглашается с тем, что, скорее всего, Бога нет, но считает это ужасным фактом, который ему совершенно не нравится. И в то же время он пишет «Бориса», в котором описывает русскую историю так, как она не могла бы идти, если бы Бога не было.

После «Бориса Годунова» он меняет свои политические пристрастия. Пушкин становится спокойным монархистом, без всяких крайностей и истерик. Или, как потом скажет о нем Вяземский, — либеральным консерватором. И тогда же он обнаруживает, что все-таки верит в Бога. Пушкин понимал очень тонкое различие между личностью человека и его душой. Эти понятия часто сливают воедино, но Пушкин знал, что они — различны. Это тот самый случай, о котором Тертуллиан говорил, что душа человека по самой природе своей — христианка. Душа Пушкина всегда была христианкой, просто он до поры не знал этого или не хотел признавать. А потом — чем дальше, тем больше в нем начинает проявляться вера: «Борис Годунов», «Медный всадник», «Анжело» — откровенно христианские по духу произведения. Стихотворение «Странник» — потрясающей силы свидетельство веры. Это перевод английского автора Джона Буньяна, протестанта, но ничего специфически протестантского в пушкинском переводе нет:

…Познай мой жребий злобный:

Я осужден на смерть и позван в суд загробный — И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит.

Ну, и последний его цикл 1836 года, где «Отцы-пустынники и жены непорочны…» — переложение молитвы преподобного Ефрема Сирина, и перевод сонета об Иуде итальянского поэта Франческо Джанни «Как с древа сорвался предатель-ученик»… Здесь уже совершенно ясно, что все эти стихи написаны глубоко верующим человеком, они так и называются — Евангельский цикл.

И в то же время Пушкин не был человеком церковным. В храм он ходил редко и даже писал жене, которая была весьма набожна: «Помню, как ты молилась на коленях… Я не молитвенник, так хоть ты помолись за меня». Вера была в его сердце, но жил он очень по-разному. Понимаете, быть поэтом — это ведь очень тяжелая доля. Это — стихия, которая может унести человека куда-то даже вопреки его воле и желанию… Поэтому, когда я слышу разговоры о том, что Пушкин был православным поэтом, я всегда возражаю — нет, он им не был. Православный поэт — Хомяков, потому что он выражает в своих стихах православную идеологию. А Пушкин — поэт православного народа. Чувствуете разницу?

Он выражает в своих стихах душу православного народа, но не декларирует и не призывает… Нет, он, конечно, прекрасно знал Писание, читал и перечитывал Евангелие, пробовал писать о преподобном Савве Сторожевском, была у него рецензия на «Словарь о святых», причем написанная таким слогом, что можно подумать, будто это принадлежит перу умудренного жизнью старца. У Пушкина был интерес к духовной стороне жизни Церкви, но он не выпячивал его, все таилось у него внутри, было скрыто от посторонних взоров.

Но когда он умирал, раненный на дуэли, и велел позвать священника, то батюшка из ближайшей церкви, принимавший у Александра Сергеевича исповедь, вышел от него и сказал: «Я себе желал бы такой кончины». Так потрясла священника глубина покаяния Пушкина.

А то, что Александр Сергеевич на смертном одре простил Дантеса, покусившегося на честь его жены, лишившего его репутации в обществе да и самой жизни — это говорит о христианстве Пушкина гораздо больше, чем любые устные и письменные свидетельства. Когда Данзас сказал ему, что собирается вызвать Дантеса на дуэль, уже умирающий в страшных мучениях Пушкин твердо сказал ему: «Нет, мир. Мир…». Он простил своего убийцу. Я считаю, это — проявление высочайшего христианского духа, который таким вот образом открылся в Пушкине за несколько минут до смерти.

И вообще, это ведь еще Гоголь писал: «Говорить о вере брата твоего во Христе — дело страшное». Поэтому я всегда стараюсь очень осторожно высказываться о религиозных чувствах других людей. Их сердца видит Господь, а мы можем лишь строить какие-то предположения. Только чего они стоят?..

Валентин Семенович НЕПОМНЯЩИЙ родился в 1934 году в Ленинграде. Окончил филологический факультет МГУ. Писатель, доктор филологических наук, зав. сектором изучения жизни и творчества А.С. Пушкина и председатель Пушкинской комиссии Института мировой литературы РАН. Автор книг «Поэзия и судьба» и «Пушкин. Русская картина мира» (за которую он получил в 2001 году Государственную премию Российской Федерации), а также множества публикаций о Пушкине (первая вышла в 1962 году).

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения публицистического стиля.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
    • научить вычленять главное в информации, сокращать текст, пользуясь приемом исключения и обобщения;
    • пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы,
    • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
    • способствовать развитию мышления, внимания, устной и письменной речи, памяти;
    • работать как самостоятельно, так и в коллективе.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать любовь к родному русскому языку;
    • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.

Оборудование к уроку: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как писать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока, цели и задач предстоящей работы.

ГИА по русскому языку состоит из трех частей: 1 часть – написание сжатого изложения, 2 часть – тесты на основе прочитанного текста, 3 часть – сочинение – рассуждение.
Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

3.Актуализация знаний

– Что такое изложение? (Изложение – это пересказ текста, передача его языковой формы и стиля автора).
– Каким может быть изложение? (Подробным и сжатым).
– Мы будем готовиться к написанию сжатого изложения.
– Что значит сжатое изложение? (Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности, то есть содержание передается сжато, кратко, обобщенно.)
– Назовите основные приемы сжатия текста. (Основных приемов сжатия текста – три: замена, исключение, слияние.)
– Что должно остаться в тексте? (Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова, микротемы).
– Что такое микротема? (Микротема – это тема фрагмента текста, его части; сумма микротем передает основное содержание текста)
– Вспомним алгоритм работы сжатия текста на экзамене (памятка «Как писать сжатое изложение» у каждого ученика на столе)

Как писать сжатое изложение

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
9. Запишите этот сокращённый, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.
10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

4. Знакомство с текстом

– Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у вас перед глазами (текст у каждого ученика на столе)

«Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?» – задавался я вопросом. Вот памятники ему, которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за нами с легким укором и некоторой отстраненностью. Вот расставленные по фойе театров, библиотекам, школам и музеям бюсты. Вот бесчисленные портреты – штампы и просто силуэты с вытянутым лицом и кудрями, в которых сразу же угадывается Александр Сергеевич. Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта. И даже город его имени. А еще – станции метро, заповедные места, музеи, парки, дома культуры, наверняка есть теплоход. А сколько мемориальных табличек на домах, где он бывал, сколько туристических маршрутов по пушкинским местам! А уж про «мероприятия» разные и говорить нечего. Вот и день рождения Александра Сергеевича объявлен официальным государственным праздником. А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов? Не счесть. Все уже, кажется, сыграно, все спето, но нет, вновь и вновь обращаются к Пушкину, открывают что-то новое, доселе неведомое. А книги, исследования, монографии! Над всем этим работают «пушкиноведы», «исследователи жизни и творчества», и всякий раз они что-то находят. Но памятники, бюсты, книги – это, как говорится, «по-крупному» . Есть ведь еще мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта… Я в одном из городов видел троллейбус с изображением Александра Сергеевича на фоне номера телефона какой-то туристической фирмы. Пушкин окружает нас повсюду. Но не только внешне. В каждом из нас тоже так или иначе присутствует Александр Сергеевич. В одном – так. в другом – эдак, в ком-то меньше, в ком-то больше. И хотя грозят пушкинисты: дескать , нельзя с ним «совершать прогулки» да еще «на дружеской ноге», но кто же слушает пушкинистов, когда сам поэт ясно дал понять. что будет еще долго любезен народу, и не только русскому? Вот он и любезен. А уж тут с поэтом у каждого личные взаимоотношения. У академика – одни, у шофера – другие. И кто из них больше любит Пушкина, неизвестно: Пушкин – то писал для всех. А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца. Они могут любоваться им, даже восторгаться, но…. Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом – известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам… Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе. Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею. Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит. И, пока будет Россия, в каждой живущей здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

(404 слова) (По материалам периодической печати)

5. Анализ текста и работа над сжатием

– Давайте вспомним этапы работы с текстом.

1. Определение темы текста.
2. Определение идеи текста.
3. Определение структуры текста.
4. Определение микротем текста как частей общей темы.
5. Моделирование сжатого изложения.

Задание 1: Прочитайте текст. О ком этот текст? Определите стиль

(Этот текст о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине).
Текст относится к публицистическому стилю ).

Задание 2: Определите идею текста. Какая мысль в нем выражена? (Идея текста в том, что образ великого русского поэта А.С. Пушкина окружает русского человека повсюду).

Задание 3: Озаглавьте. (Обсуждение вариантов ответов).

Задание 4: Разбейте текст на абзацы. Составьте план текста.

«Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?» – задавался я вопросом. Вот памятники ему, которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за нами с легким укором и некоторой отстраненностью. Вот расставленные по фойе театров, библиотекам, школам и музеям бюсты. Вот бесчисленные портреты – штампы и просто силуэты с вытянутым лицом и кудрями, в которых сразу же угадывается Александр Сергеевич. Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта. И даже город его имени. А еще – станции метро, заповедные места, музеи, парки, дома культуры, наверняка есть теплоход. А сколько мемориальных табличек на домах, где он бывал, сколько туристических маршрутов по пушкинским местам! А уж про «мероприятия» разные и говорить нечего. Вот и день рождения Александра Сергеевича объявлен официальным государственным праздником. А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов? Не счесть. Все уже, кажется, сыграно, все спето, но нет, вновь и вновь обращаются к Пушкину, открывают что-то новое, доселе неведомое. А книги, исследования, монографии!. Над всем этим работают «пушкиноведы», «исследователи жизни и творчества», и всякий раз они что-то находят.
Но памятники, бюсты, книги – это, как говорится, «по-крупному» . Есть ведь еще мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта… Я в одном из городов видел троллейбус с изображением Александра Сергеевича на фоне номера телефона какой-то туристической фирмы. Пушкин окружает нас повсюду. Но не только внешне. В каждом из нас тоже так или иначе присутствует Александр Сергеевич. В одном – так. в другом – эдак, в ком-то меньше, в ком-то больше. И хотя грозят пушкинисты: дескать, нельзя с ним «совершать прогулки» да еще «на дружеской ноге», но кто же слушает пушкинистов, когда сам поэт ясно дал понять. что будет еще долго любезен народу, и не только русскому? Вот он и любезен. А уж тут с поэтом у каждого личные взаимоотношения. У академика – одни, у шофера – другие. И кто из них больше любит Пушкина, неизвестно: Пушкин – то писал для всех…
А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца. Они могут любоваться им, даже восторгаться, но…. Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом – известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам…
Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе. Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею. Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит. И, пока будет Россия, в каждой живущей здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

(404 слова)
(По материалам периодической печати)

План текста

1. В нашей жизни очень много пушкинского.
2. Пушкин окружает нас повсюду.
3. Иностранцы понимают русского поэта не до конца.
4. Великий поэт и русская душа.

Проверка выполненных работ

Какими приемами сжатия мы можем воспользоваться и что характерно для каждого приема сжатия текста

Замена:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
  • замена прямой речи косвенной.

Исключение:

  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Слияние:

  • образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

– При сжатии текста чаще всего одновременно используется несколько способов.

Подчеркните ключевые слова первого абзаца. Сформулируйте микротему. Каждый ученик работает самостоятельно.

Посчитайте количество слов в первой микротеме.

Перед вами один из вариантов первой микротемы

Сколько же в нашей жизни всего пушкинского? (7 слов)

Подчеркните ключевые слова второго абзаца. Сформулируйте микротему.

Посчитайте количество слов во второй микротеме.

Перед вами один из вариантов второй микротемы

Вот памятники ему, которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за нами с легким укором и некоторой отстраненностью. Вот бесчисленные портреты-штампы, в которых угадывается Александр Сергеевич. Вот улицы, площади и даже город, названные в честь поэта. А еще станции метро, музеи, парки, дома культуры, туристические маршруты по пушкинским местам! Есть еще сувениры разные с изображением поэта! Вот и день рождения Александра Сергеевича объявлен официальным государственным праздником. Не счесть театральных постановок…. Вновь и вновь обращаются люди к Пушкину и открывают что-то новое. Исследователи-«пушкинисты» пишут о нем книги. (89 слов)

Подчеркните ключевые слова третьего абзаца. Сформулируйте микротему.

Посчитайте количество слов в третьей микротеме.

Перед вами один из вариантов третьей микротемы

Иностранцы не могут до конца понять Пушкина. Только русские могут понять те чувства, о которых пишет поэт. (17 слов)

Подчеркните ключевые слова четвертого абзаца. Сформулируйте микротему.

Посчитайте количество слов в четвертой микротеме.

Перед вами один из вариантов четвертой микротемы

Александр Пушкин – один из всех, кто так близко подступил к русской душе и сросся с нею. Пока будет Россия, в душе у каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом. (33 слова)

После применения всех способов сжатия текст приобретает следующий вид:

Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?
Вот памятники ему, которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за нами с легким укором и некоторой отстраненностью. Вот бесчисленные портреты-штампы, в которых угадывается Александр Сергеевич. Вот улицы, площади и даже город, названные в честь поэта. А еще станции метро, музеи, парки, дома культуры, туристические маршруты по пушкинским местам! Есть еще сувениры разные с изображением поэта! Вот и день рождения Александра Сергеевича объявлен официальным государственным праздником. Не счесть театральных постановок…. Вновь и вновь обращаются люди к Пушкину и открывают что-то новое. Исследователи-«пушкинисты» пишут о нем книги.
Иностранцы не могут до конца понять Пушкина. Только русские могут понять те чувства, о которых пишет поэт.
Александр Пушкин – один из всех, кто так близко подступил к русской душе и сросся с нею. Пока будет Россия, в душе у каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом. (146 слов)

Проверьте написанное. Посчитайте количество слов в вашем изложении. В работе должно быть не менее 70 слов.

ПАМЯТКА

Как проверить написанное

1. После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2. Первый раз читай с целью проверки содержания.

Ответь на вопросы:

  • Передано ли основное содержание исходного текста?
  • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
  • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
  • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3. Второй раз читай с целью корректировки текста.

Ответь на вопросы:

  • Можно ли текст назвать связным?
  • Правильно ли выделены абзацы?
  • Нет ли грамматических ошибок?
  • Нет ли речевых ошибок?
  • Выразительна ли речь?

4. Третий раз читай с целью проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5. После переписывания текста на чистовик также проверь чистовой вариант.

6. Итог

– Из скольких слов состоит исходный текст? (404 слова)
– Сколько слов получилось в сжатом тексте? (146 слов, текст сокращен почти втрое, сжатию подвергся каждый абзац)

Мудрые мысли Пушкина. Словарь

К 175-летию со дня смерти А. С. Пушкина
Каждое слово Пушкина драгоценно.
Д. Мережковский
А
АМБИЦИЯ.
Мы все глядим в Наполеоны. (Евгений Онегин).
Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя. (Евгений Онегин).
АНЕКДОТ.
Дней минувших анекдоты. (Евгений Онегин).
АФОРИЗМ.
Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание. (Метель).
БАНАЛЬНОСТЬ.
Как стих без мысли в песне модной, Дорога зимняя гладка. (Евгений Онегин).
БЕДА.
Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу. (Друзьям).
БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ.
Описывать слабости, заблуждения и страсти человеческие не есть безнравственность, так, как анатомия не есть убийство. (Les consolations. Poesies par Sainte Beuve. — Утешения. Стихотворения Сент-Бева).
БЕСПРАВИЕ.
Народ безмолвствует. (Борис Годунов). Выражение употребляется в значении: бесправное положение народа.
БЕССМЕРТИЕ.
Ах! Ведает мой добрый гений, Что предпочел бы я скорей Бессмертию души моей Бессмертие своих творений. (В альбом Илличевскому).
БЕССМЫСЛИЦА.
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая — от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
БИТВА.
Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. (Песнь о вещем Олеге).
БЛАГОДАТЬ.
Нет ни в чём вам благодати, С счастием у вас разлад, И прекрасны вы некстати, И умны вы невпопад. («Нет ни в чем вам благодати…»).
БЛАЖЕНСТВО.
Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел. («Евгений Онегин»).
БОЖЕСТВО.
Без божества, без вдохновенья… (К*** «Я помню чудное мгнове-нье…»).
БРАК.
Брак холостит душу. (Письмо Вяземскому П. А., не позднее 24 мая 1826 г.).
БУЛАТ. См. Золото.
ВДОХНОВЕНИЕ.
Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впе-чатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).
И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. (Осень).
ВЕК.
С веком наравне. (Чаадаеву).
ВКУС.
Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ВЛАСТИТЕЛЬ.
Властитель дум. (К морю).
ВЛАСТЬ.
Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мёртвых. (Борис Годунов).
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (Борис Годунов).
ВНИМАНИЕ.
Сладостное внимание женщин – почти единственная цель наших усилий. (Арап Петра Великого).
ВОЛЯ.
На свете счастья нет, но есть покой и воля. («Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»).
ВООБРАЖЕНИЕ.
Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения. (История села Горюхина).
ВОСПИТАНИЕ.
Слишком жестокое воспитание делает из них палачей. (О народном воспитании).
ВОСТОРГ.
Восторг есть напряженное состояние единого воображения. Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует. (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).
Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство (без которого нет лирической поэзии). (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).
ВЫМЫСЕЛ.
Над вымыслом слезами обольюсь. (Элегия. «Безумных лет угасшее ве-селье…»).
ГАРМОНИЯ.
Поверил я алгеброй гармонию. (Моцарт и Сальери).
ГЕНИЙ. См. Просвещение.
ГЛУПЕЦ.
Должно стараться иметь большинство голосов на своей стороне: не оскорбляйте же глупцов. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ГОРДОСТЬ.
Что за аристократическая гордость, дозволять всякому негодяю швырять в вас грязью. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).
ГОСТЬ.
Каменный гость. (Названии драмы А. С. Пушкина). Выражение употребляется в значении: страшный гость.
ГРАММАТИКА.
Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи. (Заметки и афоризмы разных годов).
ДЕКАБРИСТЫ.
Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. («Во глубине сибирских руд…»).
ДЕТИ. См. Жена.
ДОВОЛЬСТВО. См. Воображение.
ДОЛГОТЕРПЕНИЕ.
Нет ничего безвкуснее долготерпения и самоотверженности. Со слов А.П.Керн («Воспоминания о Пушкине»).
ДОРОГА. См. Банальность.
ДРАМАТУРГИЯ.
Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя. (О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина).
ДРУГ.
Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, Боже! (Евгений Онегин).
Иных уж нет, а те далече. (Евгений Онегин).
Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга. (Чаадаеву. «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…»).
ЕВРОПА.
В Европу прорубить окно. (Медный всадник).
ЖЕНА.
Жена и дети, друг, поверь — большое зло: От них все скверное у нас произошло. (Послание цензору).
ЖЕНЩИНА.
Браните мужчин вообще, разбирайте все их пороки, ни один не подумает заступиться. Но дотроньтесь сатирически до прекрасного пола — все женщины восстанут на вас единодушно — они составляют один народ, одну секту. (Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям»).
ЖИЗНЬ.
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? («Дар напрасный, дар случайный…»).
Земная жизнь в болезни, в нищете, В печалях, в старости, в неволе… будет раем В сравненье с тем, чего за гробом ожидаем! (Анджело).
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (Элегия. «Безумных лет угасшее веселье…»).
ЗАБОТА.
Жизни мышья беготня. (Стихи, сочиненные во время бессонницы). Цитата употребляется в значении: ежедневные будничные заботы.
ЗАВИСИМОСТЬ.
Зависеть от властей, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать: для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи. (Из Пиндемонти).
Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. (Письмо Н. Н. Пушкиной, 8 июня 1834 г.).
ЗАВИСТЬ.
Зависть — сестра соревнования, следственно, из хорошего роду. (Заметки и афоризмы разных годов).
ЗЛОСЛОВИЕ.
Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы. (Гости съезжались на дачу).
ЗНАТОК.
С ученым видом знатока. (Евгений Онегин).
ЗОЛОТО.
Все куплю, — сказало злато; Все возьму, — сказал булат. (Золото и булат).
ИСКУССТВО.
Главное достоинство искусства есть польза. (О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина).
По строгим правилам искусства. (Евгений Онегин).
ИСТИНА.
Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви. (Александр Радищев).
ИСТОРИЯ.
Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбину. (Борис Годунов).
Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков (Письмо П. Я. Чаадаеву, 19 октября 1836 г.).
От Ромула до наших дней. (Евгений Онегин). Выражение употребляется в значении: начинать повествование издалека.
Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. (Наброски статьи о русской литературе).
КАРАМЗИН.
Древняя Россия … найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. (История русского народа).
Карамзин Николай Михайлович (1766—1826) — русский писатель, публицист и историк.
КЛЕВЕТНИК.
Клеветник без дарованья Палок ищет он чутьем, А дневного пропитанья Ежемесячным враньем. (Эпиграмма. «Клеветник без дарованья…»).
КОМЕДИЯ.
Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров. (О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина).
КРАСОТА.
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей. («Евгений Онегин»).
Гений чистой красоты. (К*** «Я помню чудное мгновенье…»).
Красота дело вкуса. (Гости съезжались на дачу).
КРАТКОСТЬ. См. Точность.
КРИТИКА.
Где нет любви к искусству, там нет и критики. (О критике).
Критик смешивает вдохновение с восторгом. (Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»).
Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. (О критике).
Кто в критике руководствуется чем бы то ни было, кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими, корыстными побуждениями. (О критике).
Презирать критику значит презирать публику. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).
Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных. (О журнальной критике).
Состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы вообще. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).
Это уж не ново, это было уж сказано — вот одно из самых обыкновенных обвинений критики. Но все уже было сказано, все понятия выражены и повторены в течение столетий: что ж из этого следует? Что дух человеческий уже ничего нового не производит? Нет, не станем на него клеветать: разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов. (Об обязанностях человека).
ЛАКЕЙ.
Лакей сиди себе в передней, А будет с барином расчет. («Надеясь на мое презренье…).
ЛЕНЬ.
Мы ленивы и нелюбопытны. (Путешествие в Арзрум).
ЛУКАВСТВО.
Лукавый царедворец. («Борис Годунов»).
ЛОМОНОСОВ.
Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. (Путешествие из Москвы в Петербург).
ЛЬСТЕЦ.
Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить И в подлости осанку благо-родства. («Сказали раз царю, что наконец…»).
ЛЮБОВЬ.
Болезнь любви неизлечима! (Надпись на стене больницы).
В миг, когда любовь исчезает, наше сердце еще лелеет ее воспомина-ние. (Заметки и афоризмы разных годов).
И может быть на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою про-щальной. (Элегия. «Безумных лет угасшее веселье…»).
И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…»).
Кому судьбою непременной Девичье сердце суждено, Тот будет мил на зло вселенной; Сердиться глупо и смешно. (Руслан и Людмила).
Кто в силах удержать любовь? (Цыганы).
Любви все возрасты покорны. (Евгений Онегин).
Любви не утаишь… («Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает…»).
Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достой-ный: ничего Любезней, верно, нет его. (Евгений Онегин).
Любовь есть самая своенравная страсть. (Возражения критикам «Полтавы»).
Любовь одна – веселье жизни хладной, Любовь одна – мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец. («Любовь одна — веселье жизни хладной…»).
Недолго женскую любовь Печалит хладная разлука: Пройдет любовь, настанет скука, Красавица полюбит вновь. (Кавказский пленник).
Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. (Письмо П. А. Вяземскому, ноябрь 1825 г.).
Но я, любя, был глуп и нем. (Евгений Онегин).
Первая любовь всегда является делом чувствительности. Вторая – делом чувственности. (Письмо В. Ф. Вяземской, не позднее 28 апреля 1830 г.).
Первый несчастный воздыхатель возбуждает чувствительность жен-щины, прочие или едва замечены или служат лишь… Так, в начале сражения первый раненый производит болезненное впечатление и истощает сострадание наше. (Заметки и афоризмы разных годов).
Против солнышка луна не пригреет, Против милой жена не утешит. (Яныш королевич).
ЛЮДИ.
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей. (Евгений Онегин).
О люди! Все похожи вы На прародительницу Эву: Что вам дано, то не влечет; Вас непрестанно змий зовет К себе, к таинственному древу, Запретный плод вам подавай, А без того вам рай не рай. (Евгений Онегин).
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха! (Полководец).
МГНОВЕНИЕ.
Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. («Если жизнь тебя обманет…»).
МЕРКАНТИЛЬНОСТЬ.
Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. (Евгений Онегин).
МЕЧТА.
Мечтам и годам нет возврата. («Евгений Онегин).
Мечты поэта, историк строгий гонит вас» (Герой).
МОЛОДОСТЬ.
Вольнее птицы младость. (Цыганы).
Здравствуй, племя младое, незнакомое! («Вновь я посетил…»).
И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть. («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).
Когда легковерен и молод я был. (Черная шаль).
Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана. (Евгений Онегин).
МОСКВА.
Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось! (Евгений Онегин).
МУДРОСТЬ.
Воды глубокие Плавно текут, Люди премудрые Тихо живут. («Воды глубокие…»).
Есть время для любви, Для мудрости – другое. (Фавн и пастушка).
МУЖЧИНА.
В некотором азиатском народе мужчины каждый день, восстав от сна, благодарят Бога, создавшего их не женщинами. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
МУЗА.
Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно. И не оспоривай глупца. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).
Прошла любовь, явилась муза, И прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. (Евгений Онегин).
МУЗЫКА.
Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает, Но и любовь — мелодия… (Каменный гость).
МЫСЛЬ.
Мысль отдельно никогда ничего нового не представляет; мысли же могут быть разнообразны до бесконечности. (Об обязанностях человека).
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Арап Петра Великого).
Что же и составляет величие человека, как не мысль. (Путешествие из Москвы в Петербург).
НАДЕЖДА.
В надежде славы и добра. (Стансы).
Разбитое корыто. (Сказка о рыбаке и рыбке). Выражение употребляется в значении: разбитые надежды.
НАРОД.
Народ, как дети, требует занимательности, действия. (О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина).
НАРОДНОСТЬ.
Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком. (О народности в литературе).
НЕБЛАГОДАРНОСТЬ.
Зачем кусать нам груди кормилицы нашей; потому что зубки прорезались? (Письмо К. Ф. Рылееву, 25 января 1825 г.).
НЕВИННОСТЬ.
Невинность есть лучшее украшение молодости. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
НЕЛЕПОСТЬ.
Нелепость, как и глупость, подлежит осмеянию общества. (Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной).
НЕОПЫТНОСТЬ.
К беде неопытность ведет. (Евгений Онегин).
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ.
В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань. (Полтава).
НЕСЧАСТЬЕ.
Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному. ( Письмо П. В. Нащокину, март 1834 г.).
НРАВ.
Отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться. (О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова).
ОБЕД. См. Ужин.
ОБМАН.
Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад! (Признание).
ОБЫЧАЙ.
Обычай — деспот меж людей. (Евгений Онегин).
ОДНООБРАЗНОСТЬ.
Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хотя, может быть, и глубокомысленного. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ОПЫТ. См. Просвещение.
ОСТРОУМИЕ.
Остроумием называем мы способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения. (О втором томе «Истории русского народа» Полевого).
ОТКРОВЕННОСТЬ.
Откровенные, оригинальные выражения простолюдинов повторяются и в высшем обществе, не оскорбляя слуха, между тем как чопорные обиняки провинциальной вежливости возбудили бы общую улыбку. (О новейших блюстителях нравственности).
ОТРИЦАНИЕ. См. Сомнение.
ОТЧИЗНА.
Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (К Чаадаеву).
ОШИБКА.
Ошибаться и усовершенствовать суждения свои сродни мыслящему созданию… Бескорыстное признание в оном требует душевной силы (Письмо А. А. Бестужеву, 24 марта 1825 г.).
ПАМЯТНИК.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).
ПАТРИОТ.
Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некото-рое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ПАТРИОТИЗМ.
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство. (Письмо П. А. Вяземскому, 27 мая 1826 г.).
ПЕРЕВОДЧИК.
Переводчики — почтовые лошади просвещения. (Заметки и афоризмы разных годов).
ПЕРЕМЕНА.
Охота к перемене мест. (Евгений Онегин).
С корабля на бал. (Евгений Онегин). Выражение употребляется в значении: резкая перемена обстоятельств.
ПЕТЕРБУРГ.
Москва девичья, а Петербург прихожая. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ПЕЧАЛЬ.
Долгая печаль не в природе человеческой, особенно женской. (Арап Петра Великого).
ПЕЧАТЬ.
Никакая власть, никакое правление не может устоять противу всераз-рушительного действия типографического снаряда. (О цензуре).
ПИР.
Пир во время чумы. (Название драматических сцен А. С. Пушкина). Выражение употребляется в значении: беспечная жизнь во время какого-либо бедствия.
ПИСАТЕЛЬ.
Всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства. (Вольтер).
Кс. находит какое-то сочинение глупым. — Чем вы это докажете? — Помилуйте, — простодушно уверяет он, — да я мог бы так написать. (Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям»).
ПОКОЙ. См. Воля.
ПОЭЗИЯ.
А поэзия; прости Господи, должна быть глуповата. (Письмо П. А. Вя-земскому, май, 1824 г.)
Глас поэзии чудесной Сердца враждебные дружит. (Графу Олизару).
Почитай поэзию доброй, умной старушкою, к которой можно иногда зайти, чтобы забыть на минуту сплетни, газеты и хлопоты жизни, повеселиться ее милым болтаньем и сказками; но влюбиться в нее — безрассудно. (Письмо Л. С. Пушкину, 24 сентября 1820 г.).
Поэзия бывает исключительною страстию немногих, родившихся по-этами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни. (О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова).
Поэзия выше нравственности — или по крайней мере совсем иное де-ло. (Заметки на полях статьи П. А.Вяземского «О жизни и сочинениях В.А.Озерова»).
Поэзия как ангел-утешитель Спасла меня, и я воскрес душой. («Вновь я посетил…»).
не должна унижаться до того, чтоб силою слова потрясать вечные истины, на которых основаны счастие и величие человеческое, или превращать свой божественный нектар в любострастный, воспалительный состав. (Les consolations. Poesies par Sainte Beuve. — Утешения. Стихотворения Сент-Бева).
Поэзия … по своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя. (Les consolations. Poesies par Sainte Beuve. — Утешения. Стихотворения Сент-Бева).
Сохрани нас боже быть поборниками безнравственности в поэзии. (Les consolations. Poesies par Sainte Beuve. — Утешения. Стихотворе-ния Сент-Бева).
ПОЭТ.
Все поэты – Любви мечтательной друзья. (Евгений Онегин).
И неподкупный голос мой Был эхом русского народа. (К Н. Я. Плюсковой).
Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. (Поэт и толпа).
Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй. (Поэт и толпа).
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен. (Поэт).
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы. (К другу стихотвор-цу).
ПРАВДА.
Нет правды на земле, Но правды нет и выше. (Моцарт и Сальери).
ПРАЗДНОСТЬ.
Гуляка праздный. (Моцарт и Сальери).
ПРЕДАНИЕ.
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. (Руслан и Людмила).
ПРЕДКИ.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
Неуважение к предкам есть первый признак дикости <и> безнравст-венности. (Гости съезжались на дачу).
ПРЕДПОЧТЕНИЕ.
Печной горшок тебе дороже, Ты пищу в нем себе варишь. (Поэт и толпа).
ПРИВЫЧКА.
Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. (Евгений Онегин).
ПРИЛИЧИЕ.
Чувство приличия зависит от воспитания. (О статьях кн. Вяземского).
ПРИМЕР.
Его пример другим наука. (Евгений Онегин).
ПРОВИДЕНИЕ.
Сквозь магический кристалл. (Евгений Онегин). Выражение употребляется в значении: о провидении, проникновении в будущее.
ПРОЗА.
Лета к суровой прозе клонят. (Евгений Онегин).
ПРОСВЕЩЕНИЕ.
О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. («О, сколько нам открытий чудных…).
ПРОСТОТА.
Не мудрствуя лукаво. (Борис Годунов). Употребляется в значении: просто, без затей.
ПУБЛИКА.
Искренно признаюсь, что я воспитан в страхе почтеннейшей пуб-лики и что не вижу никакого стыда угождать ей и следовать духу времени. (Письмо к издателю «Московского вестника»).
ПУШКИН.
Ай да Пушкин! ай да сукин сын! (Письмо П. А. Вяземскому, около 7 ноября 1825 г.).
РАВНОДУШИЕ.
Добру и злу внимая равнодушно. (Борис Годунов).
РАДОСТЬ.
Чредою всем дается радость; Что было, то не будет вновь. (Цыганы).
РАЗБОЙНИК.
Братья-разбойники. (Заглавие поэмы А. С. Пушкина).
РАЗГОВОР.
Какова компания, таков и разговор. (Писатели, известные у нас под именем аристократов…).
РЕВНОСТЬ.
Да, да, ведь ревности припадки – Болезнь так точно, как чума, Как черный сплин, как лихорадка, Как повреждение ума. (Евгений Онегин).
РИФМА.
Рифмы запросто со мной живут; Две придут сами, третью приведут. (Домик в Коломне).
РИФМОПЛЕТ.
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. (К другу стихотворцу).
РОДИНА.
Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. («Два чувства дивно близки нам…»).
Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью – ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину, или иметь иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог. (Письмо П. Я. Чаадаеву, 19 октября 1836 г.).
РОМАН.
Роман требует болтовни. (Письмо А. А. Бестужеву, май – июнь 1825 г.).
РОССИЯ.
От финских хладных скал до пламенной Колхиды. (Клеветникам России). Выражение цитируется как характеристика безграничных просторов России.
РУКОПИСЬ.
Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. (Разговор книгопродавца с поэтом).
САМОЛЮБИЕ.
Одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, — наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным че-ловеком чем бы то ни было: мнениями, чувствами, привычками — даже слабостями и пороками. (Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям»).
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. См. Долготерпение.
СЕМЬЯ. См. Зависимость.
СЕРДЦЕ.
Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность. (Заметки и афоризмы разных годов).
Сердце в будущем живет. («Если жизнь тебя обманет…»).
СКАЗАНИЕ.
Еще одно последнее сказанье, И летопись окончена моя. (Борис Году-нов). Цитата употребляется в значении: последнее замечание, послед-нее слово.
СКАЗКА.
Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (Сказка о золотом петушке).
СКРЯГА.
Скупой рыцарь. (Названии драмы А. С. Пушкина). Выражение упот-ребляется в значении: скупец, скряга.
СКУКА.
Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа. (Письмо К. Ф. Рылееву, вторая половина мая 1825 г.).
СЛАВА.
Обманчивей и снов надежды, Что слава? Шепот ли чтеца? Гоненье ль низкого невежды? Иль восхищение глупца? (Разговор книгопродавца с поэтом).
Уважение к именам, освященным славою, не есть подлость (как осмелился кто-то напечатать), но первый признак ума просвещенного. (История русского народа).
Что слава?— Яркая заплата На ветхом рубище певца. (Разговор книгопродавца с поэтом).
СЛЕЗЫ.
Девица плачет, что роса падет; Взойдет солнце, росу высушит. (Борис Годунов).
СЛУЧАЙ. См. Просвещение.
СМЕЛОСТЬ.
Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план об-ширный объемлется творческой мыслью. (Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям»).
СМЕРТЬ.
Перед собой кто смерти не видал, Тот полного веселья не вкушал И милых жен лобзаний не достоин. («Мне бой знаком — люблю я звук мечей…»).
СМЕСЬ.
Какая смесь одежд и лиц, Племен, наречий, состояний. (Братья-разбойники).
СОВЕСТЬ.
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (Борис Годунов).
СОЛНЦЕ.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Вакхическая песня).
СОМНЕНИЕ.
Дух отрицанья, дух сомненья. (Ангел).
СОН.
В объятиях Морфея. (К Дельвигу). Выражение употребляется в значении: спать.
Не ужинать — святой закон, кому всего дороже сон. (Сон).
СОРАТНИК.
Птенцы гнезда Петрова. (Полтава). Выражение употребляется в значении: ближайшие соратники какого-либо видного государственного деятеля.
СОРЕВНОВАНИЕ. См. Зависть.
СОЧИНЕНИЕ.
Безнравственное сочинение есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство. (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).
СПОКОЙСТВИЕ.
Быть славным — хорошо, Спокойным — лучше вдвое. (К другу сти-хотворцу).
СПОР.
И грянул бой, Полтавский бой! (Полтава). Цитата употребляется в качестве характеристики шумного спора или ссоры.
Разберись, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи. (Капитанская дочка).
ССОРА.
Вы, рыцари парнасских гор, Старайтесь не смешить народа Нескромным шумом ваших ссор; Бранитесь — только осторожно. (Руслан и Людмила).
СТАРОСТЬ.
И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят!». (Евгений Оне-гин).
СТИХИ.
И выстраданный стих, пронзительно-унылый, Ударит по сердцам с неведомою силой. (Ответ анониму).
СТРАСТЬ.
И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. (Цыганы).
СУДЬБА. См. Страсть.
СУЕВЕРИЕ.
Как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам. (Капитанская дочка).
СЧАСТЬЕ.
А счастье было так возможно, Так близко!.. («Евгений Онегин»).
ТАЙНА.
Не надобно все высказывать — это есть тайна занимательности. (Письмо П. А. Вяземскому, 6 февраля 1823 г.).
ТАЛАНТ.
Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и в умиленье! (Полководец).
ТОЧНОСТЬ.
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не слу-жат. (О прозе).
ТРУД.
Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда. (Цыганы).
УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ. См. Истина.
УВАЖЕНИЕ.
Уважен хочешь быть, умей других уважить. (О г-же Сталь и о г. А. Муханове)
УЖИН.
Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом. (Заметки и афоризмы разных годов).
УМ.
Не дай мне Бог сойти с ума — Уж лучше посох да сума… (Не дай мне Бог сойти с ума).
Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера… (Письмо А. А. Бестужеву, январь 1825 г.).
УПОЕНИЕ.
Есть упоение в бою И бездны мрачной на краю. (Пир во время чумы).
УЧЕБА.
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь. (Евгений Оне-гин).
ХАРАКТЕР.
Разве у хорошеньких женщин должен быть характер? главное — это глаза, зубы, ручки и ножки. (Письмо А. П. Керн, 13 – 14 августа 1825 г.).
ХРАБРОСТЬ.
Я еду, еду, не свищу, А как наеду, не спущу. (Руслан и Людмила).
ХРИСТИАНИН.
Ныне христиане стали скупы: деньгу любят, деньгу прячут, мало Богу подают. (Борис Годунов).
ХУДОЖНИК.
Взыскательный художник. (Поэту).
ЧЕЛОВЕК.
Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он? («Была пора: наш праздник молодой…»).
ЧЕРНЬ. См. Власть.
ЧИН.
Он чином от ума избавлен. (Евгений Онегин).
Чины не дают ни честности плуту, ни ума глупцу, ни дарования за-дорному мараке. (Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем).
ЧУВСТВО.
Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней. (Евгений Онегин).
ШУМ.
О чем шумите вы, народные витии? (Клеветникам России). Цитата употребляется для характеристики бурных споров и дискуссий.
ШУТ.
Не хочу быть шутом ниже у Господа Бога. (Письмо Н. Н. Пушкиной, 8 июня 1834 г.). «Ниже» в переводе с архаичного русского языка «даже».
ШУТКА.
Острая шутка не есть окончательный приговор. (Заметки и афоризмы разных годов).
Шутка, вдохновенная сердечной веселостию и минутной игрою воображения, может показаться безнравственною только тем, которые о нравственности имеют детское или темное понятие, смешивая ее с нравоучением (Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений).
ЭГОИЗМ.
Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо отменно благоразумен. Однако есть люди, которые любят себя с такой нежно-стью, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким состраданием, что в них и эгоизм имеет смешную сторону энтузиазма и чувствительности. (Отрывки из писем, мысли и замечания).
ЭСТЕТИКА.
Прекрасное должно быть величаво. (19 октября. «Роняет лес багряный свой убор…»).
Прекрасное есть подражание изящной природе. (О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина).
ЯЗЫК.
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова).

03:17 pm — Как говорил Пушкин
Услышать, увы, нельзя, но представить можно.
Сто-двести лет назад в русском языке было аристократическое произношение, в лингвистике оно называется «старшая московская норма». Можно послушать аудиозаписи графа Льва Толстого – вот там как раз она. Основные отличия от младшей московской нормы (речь образованных москвичей последних 50 лет) – в примерах. Все сильно упрощаю, конечно.
– Мягкие шипящие – Дождь – дожди , позже
– Твердые окончания в прилагательных – Высокий , тихий
– «Ы» вместо «а» после шипящих – Шаги , жакет , лошадей
– Твердые «к», «г», «х» в суффиксах глаголов – Подскакивает , подпрыгивает
– «Шн» вместо «чн» – Булочная , горничная
– Мягкие согласные перед мягкими – Дверь , зверь , четверг
– «Ю» вместо «я» в глаголах – Гонят , пилят
– Твердое «с» в глаголах – Боюсь , призналась
– «Х» вместо «к/г» в словах «Бог» , «когти» , «ногти» , «Господи» .
Любопытно, что у старшей московской нормы есть исторический локус – речь жителей района так называемой Собачьей площадки (это примерно около кинотеатра Октябрь на Новом Арбате), а также кодифицирующий институт – Малый театр в Москве.
UPD. Поясню, что эта норма была образцовой не только для Москвы, а для всего русского языка. Императоры, двор и Пушкин, жившие в Питере, говорили в 19 в. именно так. Об этом есть классическая книга М.В.Панова «История русского литературного произношения».
FB
Добавлю несколько слов от себя. В Малом театре это произношение можно было услышать еще лет двадцать назад у «актеров старой школы» – Царев, Анненков, Любезнов, Гоголева и др. Элементы произношения присутствовали в спортивных репортажах Николая Озерова и даже – как ни странно! – у Никиты Михалкова.
Ну, а произношение «дощ» можно услышать до сих пор у дикторов телевидения, которые получали профессию не на месячных коммерческих курсах J И последнее: как отметил один из комментаторов, «У Высоцкого почти во всех песнях слышатся все перечисленные в посте «устаревшие» нормы, особенно в песнях от лица московских народных персонажей. Есть и еще одна исчезающая норма: ударения на предлог с уводом ударения с основного слова (как когда-то говорили пошлИ пО грибы, пО воду, нА реку) «Мне хтой-то нАплечи повис, Валюха крикнул — берегис! Валюха крикнул берегис, но было позна.»

Конспект урока по русскому языку на тему «Подготовка к контрольной работе Изложение с творческим заданием» (10 класс)

Тема: Подготовка к контрольной работе Изложение с творческим заданием

Цель урока: познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

— Что такое изложение?

— Какие виды изложений вы знаете? В чем их отличие? (Сжатое, подробное, выборочное, с творческим задание).

— Что такое творческое задание?

3. Чтение текста учителем

НАШ ПУШКИН — НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИФ

Сейчас Пушкина читают мало — и это, конечно, плохо. Но неужели в XIX веке его читали больше? Пушкина читали немногие по причине неграмотности большинства жителей России. Но все же именно образованная часть населения всегда определяла вектор культурного развития всего народа. И потом, имя Пушкина было тогда популярным даже в среде людей малограмотных и вовсе не знакомых с его творчеством.

Популярность эта возникла сказочным образом, появился ряд «мифов о Пушкине». Среди неграмотных людей в России бытовали слухи о Пушкине как о народном герое. Говорили, что именно он посоветовал царю освободить крестьян, поскольку царь прислушивался к его мнению. По второй версии, Пушкин умер не на дуэли, а… в темнице, закованный в цепи за стремление освободить крепостных крестьян. Были и совершенно сказочные истории о том, что Пушкин живет в глухом лесу и иногда выходит на опушку, где поет свои то ли стихи, то ли песни. Такой вот образ поющего лешего. Но другие слухи гласили, что Пушкин не леший, а наоборот — Божий угодник.

В советское время, в эпоху всеобщей грамотности, ситуация, разумеется, изменилась. Французским крестьянам и советским колхозникам был задан вопрос: кто самый главный поэт их народа. Ответы русских были просты и очевидны: главный поэт — Пушкин. А у французов главного поэта нации определить не получилось. Поэтому я всегда говорю, что Пушкин — это наш национальный миф. Миф не как сказка, а как сосредоточение важнейших национальных ценностей и смыслов.

Сейчас бытует мнение, что Пушкин устарел и не отвечает чаяниям современного читателя. Причем так думают люди, плохо знающие творчество Александра Сергеевича.

Очень жаль, что современные мальчики и девочки, такие умные, талантливые, могут лишить себя этого бесценного дара — классической русской литературы, которую наше поколение сумело сохранить и пронести сквозь все ужасы истории XX века.

Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него. Потому что они теряют такие ценности, без которых человеку очень трудно оставаться человеком.

298 слов (По В. Непомнящему)

Творческое задание

Дополните текст рассуждением о том, чем для вас является А. С. Пушкин.

4. Работа с текстом

— Определите тему текста.

— Какую цель ставил автор, создавая текст?

— Каким стилем написан данный текст? (Публицистическим) Докажите это.

— Каков тип текста?

— Назовите микротемы материала.

— Назовите опорные слова предложенного текста.

— Лексика какого типа присуща тексту? (Высокого)

— Почему?

— Выпишите опорные слова и словосочетания

Национальный миф; культурное развитие; популярность; грамотность, сказочные истории, устареть, творчество Александра Сергеевича, классическая литература, бесценный дар, остаться человеком.

— Составьте план к тексту

5. Итог урока

Написание диктант.

ТАИНСТВЕННЫЕ ПРИМЕТЫ В ЖИЗНИ ПУШКИНА

В многолетнюю мою приязнь с Пушкиным. я часто слышал от него самого об этом происшествии. Он не раз сказывал об этом именно при тех лицах, которые были у гадальщицы при самом гадании.

Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что ему будет сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; в четвертых, что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека, которых и должен он опасаться.

Первое предсказание о письме с деньгами сбылось в тот же вечер. Такое быстрое исполнение первого предсказания сильно поразило Александра Сергеевича.

(По С. Соболевскому)

6. Рефлексия

7. Домашнее задание. Подготовиться к изложению.