Национальность Иисуса

Рождество Христово. Волхвы с Востока и какой «национальности» был Иисус Христос?

Рождество Спасителя

С Рождением Спасителя нам дана возможность уз­реть Образ Бога невиди­мого, ощутить Бога во всей Его безграничной любви к людям. Рождество Христо­во – это пришествие Сына Божия в мiр, во зле лежащий, для победы над злом через искупительный крестный под­виг и Воскресение – для обнов­ления пораженной грехопа­дением прародителей чело­веческой природы. «Он явился для того, чтобы взять грехи наши» (1 Ин. 3:5), «грехи всего мира» (1 Пет. 2:21, 24) – и искупить их Своим жертвенным подвигом победы над смертью.

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле … И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли , потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Евангелие от Луки, гл. 2).

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов . Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Евангелие от Матфея, гл. 2).

14-лучевая серебряная звезда на месте рождения Иисуса Христа в храме Рождества Христова в Вифлееме. Храм построен над вертепом, местом рождения Господа, в 326 г. по указанию «царицы Елены, матери римского Императора Константина Великого. Это единственный в Палестине храм, уцелевший в 614 г. после завоевания Палестины персами. А произошло это потому, что на его стенах были изображения волхвов-персов в персидской одежде, приносящих дары младенцу Иисусу Христу в день его Рождества.

Волхвы с Востока были из Персии

Одновременно с Рождеством Христовым Церковь отмечает память трех волхвов, которые принесли дары родившемуся Божественному младенцу. Краткий евангельский рассказ о поклонении Ему волхвов (Матф. 2:1-12) свидетельствует о том, что и языческий мір, подобно ветхозаветной иудейской Церкви, был приготовлен Божественным Промыслом ко принятию Обетованного Мессии в лице лучших своих представителей – восточных мудрецов. Кто же такие были эти мудрецы, почитаемые Православной Церковью в день Рождества Христова: свв. Мельхиор, Гаспар и Вальтазар? Откуда и почему пришли они в Вифлеем для поклонения воплотившемуся Мессии и как они узнали об этом?

Апостол Матфей не указывает точно той страны, из которой пришли волхвы, а говорит лишь в общем: «от восток приидоша». Поэтому некоторые толкователи полагали, что волхвы могли прийти не только из близлежащих стран, как Персия, но и из Аравии и даже Индии. Однако устоявшееся древнее предание Церкви, выраженное у «свт. Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Феофилакта, называет родиною волхвов Персию.

Слово «волхвы» или «маги» (по-гречески) имело тогда весьма широкий смысл. В Священном Писании так называются чародеи, которые бесовскою силою производят колдовские чудеса. Такое понятие о волхвах имела и ветхозаветная Церковь. При этом в Персии маги были жрецами и вместе с тем учеными: они занимались астрономией и астрологией с целью предсказания будущего. В Вавилоне, как видно из книги «пророка Даниила (гл. 2), маги-халдеи (5-й стих) составляли высшее сословие ученых или мудрецов, над которыми был поставлен начальником не кто иной, как сам Даниил (стих 48). С завоеванием Вавилона персами это сословие во главе с пророком Даниилом было самым почетным при дворе персидских царей (гл. 6 и 7). Так вот, евангельские волхвы, пришедшие поклониться Спасителю, и были последователями того клана мудрецов.

С ученостью эти мудрецы соединяли высокие нравственные качества чистых и благоговейных душ, способных воспринимать Божественные внушения и готовых повиноваться им, что можно видеть уже из того, как они удостоились во сне получить наставление от Самого Бога (Мф. 2:12). Есть основание полагать, что некоторые из волхвов приняли даже религию своего наставника, пророка Даниила, и имели вполне близкие к истине понятия о Боге, имели веру в Него и сохраняли пророчество Даниила о Царе Иудейском, который должен прийти через семьдесят седьмин (Дан. 9:24-25) – то есть с точным указанием времени пришествия Христа. Известно было им и пророчество Валаама о звезде, которая воссияет от Иакова (Числ. 24:17).

Если все так, то нет ничего удивительного в том, что персидские волхвы точно знали время рождения Мессии, и когда появилась в небе ожидаемая ими звезда – они узнали по ней, что родился предказанный Даниилом Царь Иудейский, и пошли поклониться Ему.

Некоторые из отцов и учителей Церкви (Иоанн Златоуст, Киприан, Тертуллиан, Августин и др.), имея в виду слова пророка Давида «Царие Фарсийстии и острови дары принесут… и поклонятся Ему вси цари земные» (Пс. 71:10-11), думали, что волхвы были царями, быть может, предводителями своих племен или начальниками городов.

В святоотеческом предании, называющем родиною волхвов Персию, говорится также: «яко в то время наипаче тамо славно бе учение звездочетское и не можаше кто у них царем быти, аще не первее звездочетства научен будет» (стихира на литии в неделю пред Рождеством Христовым); волхвы также прямо называются персидскими царями. Предание донесло и их имена: Мельхиор – старец с седыми волосами и длинною бородою, Каспар – румяный и безбородый юноша, Валтасар – смуглый человек зрелых лет. В Кельнском соборе хранятся честные главы этих трех волхвов-царей, увенчанные драгоценными коронами.

Таким образом, эти восточные мудрецы, путеводимые Вифлеемской звездою и наставленные в Иерусалиме от книжников, что из Вифлеема «изыдет вождь, еже были в князя во Израили» (Мих. 5:2), пришли в Вифлеем и принесли Ему свои дары: злато, ладан и смирну (Мф. 2:11).»Принесоша ему, – говорит «свт. Димитрий Ростовский, – злато яко царю, ладан яко Богу, смирну яко человеку смертну».

Не смутили мудрецов персидских ни бедность родителей Иисуса, ни хлев с яслями вместо гостиницы: «по просвещающей их тайно Господней благодани, видевше отроча, Бога Его быти познаша, и того ради не точию царю, но и яко Богу Ему поклонишася, поклонением Богу приличествующим…»

Поклонившись Сыну Божию волхвы собирались вернуться в Иерусалим, чтобы сообщить Ироду, согласно его желанию (Мф. 2:8), известие о Младенце, но во сне получили от Бога повеление не возвращаться к Ироду «и иным путем отыдоша в страну свою» (Мф. 2:12).

Согласно статье в «Википедии», узнавание волхвами Христа было облегчено и тем, что тогдашняя религия Ирана (в отличие от других соседних народов) – «зороастризм исповедовал монотеизм, т.е. веру в единого Бога. Авеста (священная книга зороастрийцев) так же как и Библия, обещает приход Спасителя в мiр. Основной темой зороастризма является противостояние добра и зла и выбор человека между ними. Иранцы (персы) увидели в иудейском народе духовных единомышленников, поскольку евреи также как и персы не поклонялись идолам, а чтили единого Бога. вскоре после своей победы над Вавилоном Иранский правитель Кир освобождает евреев которые находились в Вавилонском плену. Он отправляет их на родину и повелевает восстановить храм. Снабжая всем необходимым для этого». Поэтому ветхозаветные пророчества о Мессии были персам весьма близки, хотя они и не понимали это достаточно четко.

«Волхвы прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человек. По возвращении в свою страну они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему мiру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в «Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, известный под названием «Праздника трёх царей» (6 января н. ст.) и они сделались покровителями путешественников. Вследствие этого последнего обстоятельства имена их нередко употреблялись для названий гостиниц». От принесения даров Христу волхвами идет христианская традиция делать рождественские подарки.

Дары волхвов поныне сохранились в монастыре св. Павла на «Св. горе Афон. Это 28 небольших золотых пластин разной формы – трапеция, четырехугольник, многоугольник; на каждой – тончайший филигранный орнамент, который ни разу не повторяется (возможно, в такой вид дары волхвов были преобразованы позже из более простых предметов). Ладан и смирна – около 70 небольших шариков величиной с маслину. Помещены дары в небольшие ковчежки – мощевики. От даров исходит благоухание. Иногда их выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и тогда благоуханием наполняется вся церковь. Монахами замечено, что дары исцеляют одержимых нечистыми духами.

В этом важном событии весьма примечательно, что первыми благовестниками о воплощении Мессии стали мудрецы-язычники, а не иудейские священники того времени, ждавшие Мессию согласно иудейской религии и даже знавшие место его рождения. Это означало, что иудейское духовенство, под воздействием соблазна сатаны о национальной богоизбранности евреев для господства над всеми народами, уже было подвержено глубокой духовной порче и ждало «иного» мессию, который «придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43), – о чем свидетельствовал вскоре и Сам Христос: «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44).

Было бы очень полезно вдуматься в этот факт и нашим «неоязычникам, твердящим о том, что «Библия – программа жидовского закабаления мiра» и что «христианство подбросили нам жиды».

М. Назаров

Использованы материалы:
«Русский паломник (1893, № 52)
Статья «Волхвы» в «Википедии».

Ясли Богомладенца Иисуса Христа (из кленовых досок). Ныне находятся в Риме в базилике Санта Мария Маджоре.

Какой «национальности» был Иисус Христос?

На эту тему порою разгораются жаркие споры. Например, на форуме диакона Андрея Кураева таковая дискуссия была начата с утверждения «Христос по национальности Еврей» проповедью епископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Да смолкнут уста нечестивые!» из книги «Благодатный жар покаяния»:

… Недавно с крайним удивлением я услышал, что слова мои о Пресвятой Богородице в одной из проповедей моих, в которой я сказал, что Она была еврейкой, весьма неприятно поразили некоторых из вас… Говорят они: «Как, и Иисус Христос был евреем?! Что же, мы, значит, покланяемся распятому на Кресте еврею!?»
О, Господи мой, Господи! Как поразили меня эти безумные слова, это полное незнание священной истории, это нечестивое рассуждение. Неужели вы не знаете, что праотец наш Авраам был родоначальником народа израильского, т.е. народа еврейского! Неужели не знаете вы, что все пророки святые были евреями? Неужели никогда не читали в послании святого апостола Павла к евреям такие слова: «Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина»? Что такое колено Иудино? Колено Иудино — одно из 12 колен, из 12 родов, на которые делился народ израильский, народ еврейский.
Так что же, что Христос был еврей, некоторым неприятно. Почему это может быть неприятно? Почему может быть неприятен тот народ, который был избран Богом, отмечен Богом, почему? Потому, что у нас еще держатся застарелые антипатии к евреям. Так надо вырвать с корнем эту антипатию. Если это Богом избранный народ, то мы должны относиться к нему с глубоким уважением, с любовью.
Ведь христианство началось из недр народа еврейского, первые христиане были все евреями. Не должны ли мы поэтому любить тот народ, из которого воссиял Христос, из которого приняло начало и христианство наше?..
Да смолкнут же уста нечестивые, смеющие говорить грубые издевающиеся над Христом слова, о которых сказал я: «Неужели мы поклоняемся распятому на кресте Еврею?!» Да, будем, будем поклоняться, ибо этот еврей был Сын Божий…». (1947)

Такая аргументация епископа Луки нам кажется не вполне уместной, тем более как аргумент против т.н. «антисемитизма».

Поскольку еврейская национальность зарекомендовала себя в последние две тысячи лет во всех народах не лучшим образом, то принадлежность к ней мало кому кажется приятной. Было бы наоборот – соперничали бы за честь принадлежать к еврейству. Это главная причина данного спора. Поэтому язычники-юдофобы, желая уязвить русских православных христиан, называют Христа «евреем». Некоторые христиане-юдофобы по той же причине горячо отрицают это, приводя аргументы, что Богородица и Иисус были галилеянинами, Христос говорил на арамейском языке, черты лица у него арийские, как и обнаруженная на Плащанице группа крови, и т.п.

Однако дело, нам кажется, совсем не в этом. Несомненно, что Сын Божий воплотился в избранном (точнее: созданном) для этого еврейском народе, в его лучшей и чистой малой части – в Ветхозаветной Церкви, в потомстве Царя Давида (и Иосиф Обручник, и Пречистая Богоматерь происходили из этого рода). То, что Мессия воплотился именно в этом центральном народе истории, которому было дано такое обетование Самим Богом, но он отказался от этого избранничества – в этом духовная логика всего Священного Писания, смысла истории, трагедии богоизбранного народа, предпочевшего избрать себе иного «отца» и стать сатаноизбранным для сатанизации и разрушения мiра. В великом призвании и великом падении богоизбранного народа – стержень драмы человеческой истории. Тот, кто отрицает первоначальную богоизбранность евреев, – не способен понять «смысл истории, завершающейся на наших глазах так, как описано в Апокалипсисе.

Однако придало ли это воплощение «национальность» Сыну Божию на время Его земной жизни? С одной стороны – да, потому что Он обрел человеческую плоть от еврейской Девы (и у Нее, Чистейшего Сосуда, вместившего Бога, не было никаких причин стыдиться своего еврейства, наоборот: тогда благочестивое еврейство, иудейство, было полной противоположностью нынешнему талмудическому). В этой плоти Христос общался с еврейским народом, проповедовал среди него, страдал, был распят этим народом по наущению его вождей.

Но с другой стороны, в символе веры о Христе говорится: «И во единаго Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век». Можно ли говорить, что Сын Божий был рожден с какой-то человеческой национальностью, если Он был рожден Богом Отцом и существовал еще прежде начала времени, до создания земли и человечества, и до появления еврейского народа? Далее в символе веры говорится: «и воплотившагося от Духа Свята и вочеловечшася». То есть в Богородице Марии Он потом вочеловечился, не сказано «воевреился» только для евреев. Так что, говоря о Рождестве Христовом, мы имеем в виду его Воплощение в человеческом облике для всех людей, а не для освящения еврейской крови и плоти как безгрешных на все времена. Да и плоть еврейского народа ведь тоже не изначально была «еврейской» (она создана Богом в Адаме, от которого имеют свою плоть все народы), то есть эта плоть изначально создана всечеловеческой, и стала называться «еврейской» с Авраама.

Так стал ли воплотившийся Христос именно «евреем» – или же просто вочеловечился в еврействе? Ведь Он не перестал быть Сыном Божиим, «рожденным прежде всех век», и пришел Он в мір для всего человечества, а не только для еврейского народа – это было лишь место пришествия. Его при этом приветствовали волхвы-неевреи, а еврейские вожди обрекли на распятие. Христианство было воспринято в основном иафетическими (европейскими) народами, а не евреями. Поэтому называть Христа «евреем» по крови в целях национального возвеличивания еврейства – значит неподобающе умалять предвечное Богочеловечество Сына Божия (для искупления людей из всех народов). Тем более, что ныне слово «еврей» имеет несколько оттенков смысла, и не подобает втискивать Христа-Спасителя сегодня – неважно в каких целях: филосемитских или «антисемитских» – в плотские рамки того ныне духовно переродившегося, обуянного национальной гордыней племени, которое само отказалось считать Его Своим Мессией.

И неужели, вознесшись на Небо, Сын Божий забрал с собой и «национальность», в которой временно действовал в земной жизни для спасения всех людей? Нуждается ли Он в ней (кровной национальности духовно переродившегося бывшего богоизбранного народа, ставшего сатаноизбранным), сидя на Небесех одесную от Своего Отца? Нуждается ли в какой бы то ни было «национальности» Сам Бог Отец, которого иудеи и жидовствующие тоже часто пытаются национализировать термином «еврейский Бог»? Бог существовал вечно, еще до появления евреев, и истинные дети Его – во всех народах, а не только в еврейском. Делается это иудеями с целью объявить «богохульной» любую критику любого еврейства, в том числе антихристианского жидовства со всеми его преступлениями.

Тем более что о «национальности» избранного народа сказано апостолом Павлом: «Не все дети Авраама, которые от семени его… То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети по обетованию признаются за семя» (Рим. 9:7–8). «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Так что пора неоязычникам прекратить талдычить нам о «преклонении христиан перед еврейским Израилем». Наш Израиль – это новый народ Божий: Церковь. – Это и есть подлинная «национальность» Христа: Он по земной Своей природе – Всечеловек.

М. Назаров

См. также поздравление издательства «Русская идея» с праздником Рождества Христова.

ПОЧЕМУ ЕВРЕИ НЕ ВЕРЯТ В ИИСУСА

Более двух тысяч лет евреи не принимают Иисуса как Машиаха. Почему?

Один из самых популярных вопросов, обращённых в редакцию Aish.com, – следующий: «Почему евреи не верят в Иисуса?» Давайте последовательно рассмотрим ответ на этот вопрос, ни в коем случае не умаляя других верований и не пренебрегая иными религиями, но, главное, проясним этот вопрос с еврейской точки зрения, то есть в свете Торы.

Евреи не принимают Иисуса как Машиаха по следующим причинам:

  1. Иисус не исполнил мессианские пророчества.
  2. Иисус не обладал личностными качествами, присущими Машиаху.
  3. Библейское упоминание Иисуса как Машиаха связано с неточностью перевода.
  4. Еврейское вероучение основано на «всенародном откровении».

Но сначала небольшое предисловие: Кто есть Машиах на самом деле?

Слово מָשִׁיחַ(Машиах) на иврите означает «Помазанник Божий», то есть человек, поставленный Б-гом на особое служение, и в знак своей избранности предварительно помазанный маслом (елеем) (Шмот 29:7; 1 Мелахим 1:39; 2 Мелахим 9:3).

Иисус не исполнил мессианские пророчества

Танах говорит нам, что должен выполнить Машиах:

  • Построить Третий Храм (Йехезкель 37:26-28).
  • Собрать всех евреев, находящихся в рассеянии, на Землю Израиля (Йешаяѓу 43:5,6).
  • Возвестить эру мира во всём мире, положить конец ненависти, угнетению, страданиям и болезням, как написано у пророка: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Йешаяѓу 2:4).
  • Распространить учение о Б-ге Израиля, которое объединит человечество в единый союз. Так возвещает пророк: «И будет Г-сподь царём на всей земле, в день тот будет Г-сподь один (для всех), и имя Его — одно» (Зхарья 14:9).

Если претендующий на звание Машиаха терпит неудачу в выполнении хотя бы одного из указанных условий, он не может быть истинным Машиахом.

Но еще никто за прошедшие годы не исполнил роль Машиаха, описанного в Танахе, вот почему евреи до сих пор ожидают его. Все те, кто уже претендовал на роль Машиаха, включая Иисуса из Назарета, Бар-Кохбу и Шабтая Цви, потерпели неудачу и были отвергнуты евреями.

Христиане утверждают, что Иисус исполнит все пророческие предзнаменования во времена Второго Пришествия. Еврейские же источники раскрывают Машиаха, который осуществит Б-жественную миссию с первого раза, ибо в Танахе не существует понятия о Втором Пришествии.

Иисус не обладал личностными качествами, присущими Машиаху

А. Машиах как пророк

Машиах будет величайшим пророком в истории человечества после Моше (Таргум — Йешаяѓу 11:2; Маймонид — Тшува 9:2).

Пророчество может осуществиться только на Земле Израиля, когда множество евреев соберутся вместе воедино, в одном месте; такое событие не происходило с 300 года до нашей эры. Во времена Эзры, когда большая часть евреев находилась в Вавилоне, пророчество закончилось смертью последних пророков — Хагая, Зхарьи и Малахи.

Иисус появляется на исторической сцене спустя приблизительно 350 лет после конца пророчества, таким образом, он не мог быть пророком.

Б. Потомок Давида

Машиах должен быть потомком царя Давида по отцовской линии (см. Берешит 49:10; Йешаяѓу 11:1; Ирмеяѓу 23:5, 33:17; Йехезкель 34:23-24). Согласно христианскому заявлению, Иисус зачат непорочно, а это значит, что у него нет отца, — таким образом, он не может претендовать на абсолютное исполнение пророчества, не будучи отпрыском царя Давида по отцу1.

Согласно еврейским источникам, Машиах родится от человеческих родителей и будет обладать качествами, присущими обычным людям. Он не будет ни полубогом2, ни человеком со сверхъестественными способностями.

В. Соблюдение Торы

Машиах поведёт за собой народ для служения Творцу, согласно указаниям Торы. Тора утверждает, что все мицвот скреплены навечно, и никто не сможет изменить их. Всякого, кто попытается это сделать, нужно объявить лжепророком (Дварим 13:1-4).

Принимая во внимание написанное в христианском «Новом Завете», Иисус пересматривает установления Торы и утверждает, что её заповеди устарели и больше не применимы. Например, в Евангелии от Иоанна 9:14 написано, что Иисус смешал грязь со слюной, тем самым нарушив Шабат, что послужило причиной возмущения фарисеев (стих 16): «Он не хранит Шабат!».

Неверно переведённые тексты, «намекающие» на Иисуса

Танах верно понимается только в том случае, когда изучают оригинальный еврейский текст. В случае с христианским переводом Танаха, можно обнаружить целый ряд несоответствий с первоисточником.

А. Непорочное зачатие

Христианская концепция о непорочном зачатии берёт своё начало из текста книги пророка Йешаяѓу (7:14), который называет женщину словом «альма», действительно, слово «альма» всегда означало «молодую женщину», но христианские богословы, несколько столетий спустя, перевели его иначе, как слово «девственница». Такой подход к рождению Иисуса восходит к язычеству первого века, где смертные существа оплодотворялись богами.

Б. Страдающий слуга

Христианство убеждено, что пророчество из Йешаяѓу 53 обязательно принадлежит «страдающему слуге» – Иисусу.

В действительности глава 53 (Йешаяѓу 53) прямо следует из центральной темы 52 главы, где описывается изгнание и искупление еврейского народа. В пророчестве используется форма единственного числа потому, что евреи («Израиль»), рассматриваются как единое целое — народ Израиля. Во всех еврейских источниках Израиль рассматривается как единственный «Б-жий слуга» (см. Йешаяѓу 43:8). Воистину, в книге пророка Йешаяѓу до 53 главы Израиль упоминается, как Б-жий слуга, не менее 11 раз.

Если правильно читать эту главу (Йешаяѓу 53), то в ее содержании в полную меру зазвучит идея о том, что еврейский народ был «притеснён и измучен, и не открывал рта своего, как овца, ведомая на заклание» в руках народов мира. Эти образы неоднократно повторяются во всех еврейских писаниях, чтобы с особой силой описать страдания еврейского народа. (см. Теѓилим 44).

В заключение, Йешаяѓу 53 делает вывод о том, что когда еврейский народ будет искуплен, остальные народы осознают происшедшее и признают свою ответственность за необоснованные страдания и смерть каждого еврея.

Еврейское вероучение основано на «всенародном откровении»

На протяжении всей истории тысячи религий, созданных людьми, всегда отличались убежденностью в непреложности своих заявлений и уверенностью в истинности откровения от самого Б-га. Но личное откровение — это очень слабая основа для веры, потому что всегда есть основание для сомнения: было ли откровение на самом деле? Ибо никто не слышал, как Б-г говорил с тем или иным человеком, и все его утверждения основаны только на его словах. И в том случае, когда человек, претендующий на личное откровение, может творить чудеса, это не может быть доказательством того, что он — пророк. Все чудеса — даже если они подлинны — рассматриваются сквозь призму определённых возможностей человека, но не для провозглашения и придания ему статуса пророка.

Иудаизм, единственная из всех основных мировых религий, не полагается на чудеса, как на фундамент своего учения. На самом деле, Тора говорит, что иногда Б-г даёт шарлатанам силу «творить чудеса» для того, чтобы испытать верность еврейского народа своей Торе (Дварим 13:4).

Из многих тысяч религий за всю историю человечества, только иудаизм строит основу своего вероучения на «всенародном откровении», то есть, на том, что Б-г говорит со своим народом. Если Б-г закладывает фундамент Его религии, значит, в этом есть особенный смысл, и раскрывать Скрижали Своего учения, Он будет всему народу, а не одному человеку в личной беседе.

Маймонид утверждает (Основания Торы, глава 8): «Евреи не верили в Моше, нашего учителя, из-за чудес, которые он совершал. Всякий раз, когда чья-то вера основывается на увиденных чудесах, у еврейского народа возрастают сомнения, ибо, вероятнее всего, чудеса могли совершаться с применением магии или колдовства. Но все чудеса, которые совершил Моше в пустыне, использовались по назначению, а не в качестве доказательства его пророческого дара».

Что же послужило прочным основанием веры? Прочным основанием веры стало Откровение на горе Синай, которое мы видели собственными глазами и слышали своими ушами, и это Откровение не зависело от свидетельств других людей, ибо написано: «Лицом к лицу Б-г говорил с вами…». Тора утверждает: «Не с отцами нашими заключил Г-сподь этот завет, но с нами; мы это, те, которые здесь сегодня все живы» (Дварим 5:4,3).

Иудаизм — это не величие чудес. Это личное свидетельство очевидцев: каждого мужчины, женщины и ребёнка, воочию стоявших на горе Синай 3300 лет назад.

Ожидание Машиаха

Мир крайне нуждается в искуплении. Мы хорошо знаем проблемы общества, и по этой причине мы будем стремиться к искуплению. По Талмуду, одним из первых вопросов, заданных еврею в День Суда, станет следующий: «Ты жаждал прихода Машиаха?»

Как мы можем ускорить пришествие Машиаха? Лучшим способом проявления любви к человечеству является соблюдение мицвот Торы (как можно лучшим образом) и побуждение для других поступать так же.

Несмотря на мрачность событий, происходящих сегодня на земле, мир, по-видимому, верно движется к порогу искупления. Одним из очевидных признаков приближения Эры Машиаха является то, что еврейский народ возвращается в землю Израиля и вновь расцветает. Кроме того, мы наблюдаем массовое движение молодых евреев, возвращающихся к истокам своей традиции — Торе.

Машиах может прийти в любой день: всё зависит от наших действий. Б-г готов действовать, но Он ждёт нас, ибо, как сказал царь Давид: «Искупление наступит сегодня, если вы внемлите голосу Его».

Примечания

  1. В конечном итоге Йосеф принимает Иисуса и проводит свою генеалогию через усыновление. Но вокруг этого возникают две проблемы:

а) В Танахе нет даже намёка на то, что отец может передать своё колено через усыновление. Священник, принявший сына из другого колена через усыновление, не может поставить его священником.

б) Йосеф не может передать того, чего у него нет, путём принятия. Поскольку Йосеф восходит от Йеhояхина (Евангелие от Матфея 1:11), на него ложится проклятие этого царя, дабы никто из его потомков не мог царствовать на престоле Давида. (Ирмеяѓу 22:30, 36:30). Хотя Йеhояхин и покаялся, как обсуждается в Талмуде (Сангедрин 37а) и других местах, до конца неясно, возможно ли продолжение царской линии через его покаяние. (См., например, Берешит Раба 98:7 на примере царя Цидкияѓу.)

Чтобы разрешить эту непростую дилемму, защитники христианства утверждают, что Иисус принимает генеалогию потомка царя Давида через свою мать — Марию, которая, якобы, является его прямым потомком, как написано в 3 главе Евангелия от Луки. В этом утверждении кроются ещё 4 основных противоречия:

а) Нет никаких доказательств, что Мария — потомок царя Давида. Третья глава Луки раскрывает родословную Йосефа, а не Марии.

б) Даже, если Мария происходит из рода царя Давида, Иисус не будет являться царственным преемником, так как помазание на царство идёт через отца, а не через мать (ср. Бемидбар 1:18; Эзра 2:59).

в) Если бы семейная родословная проходила по линии матери, Мария была бы не из законной семьи Машиаха. Согласно Танаху, Машиах должен быть потомком Давида через своего сына Шломо (2 Шмуэль 7:14, 1 Диврей а-Ямим 17:11-14, 22:9-10, 28:4-6). Третья глава Евангелия от Луки не имеет отношения к этой дискуссии, потому что она описывает родословную сына Давида — Натана, а не Шломо (Евангелие от Луки 3:31).

г) В Евангелии от Луки в генеалогии упоминаются Шеалтиэйль и Зеруббавэл. Эти имена встречаются и в Евангелии от Матфея как потомки проклятого Йеhояхина. Если Мария происходит от них, тогда это лишает её права быть прародителем Машиаха.

  1. Маймонид посвящает большую часть своего труда «Путеводитель растерянных» фундаментальной идее о том, что Б-г не имеет физической формы. Б-г вечен, вне времени и превыше него. Он — бесконечен, вне пространства. Он не может родиться и не может умереть. Утверждать, что Б-г принимает человеческую форму, – значит, умалять Б-га, загонять его в невозможные рамки, сужать Его единство и обесценивать Его Б-жественность. Тора резюмирует: «Б-г не смертен» (Бемидбар 23:19).

Глава VI. Христос. Новый Адам

В Новом Завете Христос назван «искуплением» за грехи людей (Мф. 20:28, 1Кор. 1:30). «Искупление» – славянский перевод греческого слова lytrosis, означающего «выкуп», то есть сумму денег, уплата которой дает рабу освобождение, а приговоренному к смерти – жизнь. Человек через грехопадение подпал в рабство греху (Ин.8:34 и др.), и требуется искупление, чтобы освободить его от этого рабства.

Древне-церковные писатели ставили вопрос: кому Христос заплатил этот выкуп за людей? Некоторые полагали, что выкуп заплачен диаволу, у которого в рабстве находился человек. Так, например, Ориген утверждал, что Сын Божий предал Свой дух в руки Отца, а душу отдал диаволу в качестве выкупа за людей: «Кому Искупитель дал душу Свою в выкуп за многих? Не Богу, а… диаволу… Как выкуп дана за нас душа Сына Божия, а не дух Его, ибо Он уже прежде предал его Отцу со словами: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой», также и не тело, потому что об этом мы ничего не находим в Писании».123 За такое понимание искупления упрекал Оригена святитель Григорий Богослов: «Если великая и преславная кровь Бога, архиерея и жертвы дана как цена искупления лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает не только цену выкупа от Бога, но и самого Бога!»124

Святитель Григорий Нисский трактует искупление как «обман» и «сделку с диаволом»: Христос, чтобы выкупить людей, предлагает ему Свою собственную плоть, «спрятав» под ней Божество; диавол бросается на нее как на приманку, но глотает вместе с приманкой «крючок», то есть Божество, и погибает.125 На вопрос о том, не является ли «обман» безнравственностью, несвойственной Божеству, святой Григорий отвечает, что так как диавол сам обманщик, то вполне справедливо было со стороны Бога тоже обмануть Его: «(Диавол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благой и премудрый (Бог) измышлением обмана воспользовался к спасению растленного, благодетельствуя не только погибшему (человеку), но и самому причинившему нашу погибель (диаволу)… Поэтому и самому противнику, если бы восчувствовал он благодеяние, не показалось бы совершенное несправедливым».126

Некоторые другие Отцы тоже говорят о том, что диавол «обманулся», но не идут так далеко, чтобы утверждать, что Бог его обманул. Так, в Огласительном слове, приписываемом святому Иоанну Златоусту (оно читается на Пасхальной утрени), говорится, что ад был «осмеян» Воскресением Христа и «попался» на том, что не заметил под видимым человеком невидимого Бога: «Ад огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился, огорчился, потому что был осмеян… Принял тело – и коснулся Бога, принял землю – и встретил небо, принял, что видел – и попался в том, чего не видел».127 В одной из трех коленопреклонных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, говорится, что Христос «началозлобнаго и глубиннаго змия богомудростным льщением (т.е. обманом) уловил».128

По другой трактовке, выкуп был заплачен не диаволу, так как он не имеет власти над человеком, а Богу Отцу. Западный богослов Ансельм Кентерберийский в XI веке писал, что грехопадением человека была прогневана Божественная Правда, которая требовала удовлетворения (лат. satisfactio), но, так как никаких человеческих жертв не было достаточно, чтобы ее удовлетворить, Сын Божий Сам приносит ей выкуп. Смерть Христа удовлетворила Божий гнев, и человеку возвращена благодать, для усвоения которой ему нужно иметь некоторые заслуги – веру и добрые дела.129 Но так как опять же у человека нет этих заслуг, то он может черпать их у Христа, обладающего сверхдолжными заслугами, а также и у святых, которые совершили в своей жизни больше добрых дел, чем это было необходимо для их личного спасения, а потому имеют как бы излишек, которым могут делиться. Эта теория, родившаяся в недрах латинского схоластического богословия, носит юридический характер и отражает средневековые представления об оскорблении чести, требующем сатисфакции. Смерть Христа при таком понимании не упраздняет грех, а лишь избавляет человека от ответственности за него.

Надо, однако, отметить, что теория сатисфакции проникла и в русское академическое богословие, которое находилось в XVIII-XIX столетиях под большим влиянием латинской схоластики. Так, например, в «Пространном христианском катиехизисе» написано: «Его (Христа) вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая ему право без оскорбления правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом».130 Обилие юридических терминов (цена, заслуга, удовлетворение, оскорбление, правосудие, право) свидетельствует о том, что подобное понимание ближе к средневековой схоластике, чем к воззрениям Отцов Восточной Церкви.

В Восточной Церкви реакцией на западное учение об искуплении как сатисфакции был Константинопольский Собор 1157 г., участники которого, опровергая ересь «латиномудрствующего» Сотириха Пантевгена, согласились, что Христос принес искупительную жертву всей Святой Троице, а не одному Отцу: «Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе с Отцом и Духом… Богочеловек Слово… принес спасительную жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, Которыми человек призван из небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, и с Которыми произошло примирение страданиями Христа».131 О том, что Христос одновременно приносит и принимает жертву, говорится в священнической молитве, читаемой на Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого: «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй, и раздаваемый, Христе Боже наш». В одной из проповедей святителя Кирилла Иерусалимского сказано: «Младенца вижу, приносящего законную жертву на земле, но Его же вижу принимающим жертвы от всех на небесах… Сам Он – Дары, Сам – Архиерей, Сам – жертвенник, Сам – очистилище, Сам – Приносящий, Сам и Приносимый как жертва за мир. Сам – огонь сущий, Сам – всесожжение, Сам – древо жизни и познания, Сам – меч Духа, Сам – Пастырь, Сам – жрец, Сам – Закон, Сам же и исполняющий этот закон».132

Многие древне-церковные авторы вообще избегают говорить о «выкупе» в буквальном смысле, понимая под искуплением примирение человечества с Богом и усыновление Ему. Они говорят об искуплении как о проявлении любви Божьей к человеку. Этот взгляд находит подтверждение в словах апостола Иоанна Богослова: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Не гнев Бога Отца, а Его любовь является причиной крестной жертвы Сына. По мысли преподобного Симеона Нового Богослова, Христос приносит искупленное Им человечество в дар Богу, окончательно освобождая его от власти диавола.133 Так как человек порабощен диаволу от самого своего рождения в течение всей жизни, Господь проходит через всякий возраст, чтобы на каждом этапе развития человека диавол оказался побежденным: Христос «воплотился и родился… освящая зачатие и рождение, И понемногу возрастая, благословил всякий возраст… сделался рабом, приняв образ раба – и нас, рабов, снова возвел в достоинство господ и сделал господами и властителями самого диавола, который прежде был нашим тираном… сделался проклятием, будучи распят… и Своей смертью умертвил смерть, воскрес – и уничтожил всю силу и энергию врага, имевшего власть над нами через смерть и грех».134

Воплотившийся Христос, желая во всем уподобиться нам, проходит не только через всякий возраст, но и через все возможные виды страдания вплоть до богооставленности, которая является наивысшим страданием человеческой души. Крик Спасителя на кресте «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46) есть кульминация Его голгофского страдания. Но великая тайна этой минуты в том, что Божество Христа ни на мгновение не разлучалось с человечеством – Бог не оставлял Его, хотя Он как человек чувствует человеческую богооставленность… И даже когда тело умершего Христа лежало во гробе, а душа Его сошла в ад, Божество не разлучалось с человечеством: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника Пасхи Христовой). Христос одновременно и в аду, и в раю, и на земле, и на небе, и с людьми, и с Отцом и Духом – все наполняет Собою, не будучи «описуем», то есть ограничен чем-либо.

Во Христе осуществляется единение Бога с человеком. «Видишь ли глубину таинств? – пишет преподобный Симеон Новый Богослов. – Познал ли беспредельное величие преизобильной славы?.. (Христос) будет иметь с нами такое же единение по благодати, какое Он Сам имеет с Отцом по природе… Ту славу, которую дал Отец Сыну, дает и нам Сын по благодати… Став однажды родственником нашим по плоти и сделав нас сопричастниками Своего Божества, Он (тем самым) сделал нас Своими родственниками… Мы имеем со Христом такое же единение… какое имеет муж с женой своей и жена с мужем».135 Во Христе обновляется и воссозидается человек. Искупительный подвиг Христа совершен не ради абстрактной «массы» людей, но ради каждого конкретного человека. Как говорит тот же преподобный Симеон, «Бог послал Сына Своего единородного на землю для тебя и для твоего спасения, потому что предузнал тебя и предопределил тебе быть братом и сонаследником Его».136

Во Христе получает оправдание, завершение и абсолютный смысл вся история человека, включая его грехопадение и изгнание из рая. Царство Небесное, даруемое Христом тому, кто верует в Него, есть нечто гораздо большее, чем первозданный рай; это «нетленное, нескверное и неувядающее наследие», по словам апостола Петра (1Пет. 1:4), это «третье небо», о котором апостол Павел не смог ничего сказать, потому что «неизреченные глаголы», звучащие там, превосходят всякое человеческое слово (2Кор. 12:2–4). Воплощение Христа и Его искупительный подвиг имеют для человека большее значение, чем даже само сотворение человека. С момента боговоплощения наша история как бы начинается заново: человек вновь оказывается лицом к лицу с Богом, столь же близким, а может быть – еще более близким, чем в первые минуты существования людей. Христос вводит человека в «новый рай» – Церковь, где Он царствует и человек царствует вместе с Ним.

На кого распространяется действие искупительной жертвы Христа? Евангельское слово отвечает: на всех уверовавших во Христа («кто будет веровать и крестится, спасен будет»; Мр. 16:16). Вера во Христа делает нас детьми Божьими, родившимися от Бога (Ин. 1:12–13). Через веру, Крещение и жизнь в Церкви мы становимся сонаследниками Царства Божьего, освобождаемся от всех последствий грехопадения, воскресаем вместе со Христом и приобщаемся жизни вечной.

Во Христе достигается цель существования человека – приобщение к Богу, соединение с Богом, обожение. «Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божьим», – говорит священномученик Ириней Лионский.137 Еще лаконичнее выразил ту же мысль святитель Афанасий Великий: «Он вочеловечился, чтобы мы обожились».138 Преподобный Максим Исповедник говорит: «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога, в такой мере делающее человека богом, в какой Сам Бог сделался человеком. Ибо явно, что сделавшийся человеком без греха может обожить и естество (человеческое) без преложения в Божество, в такой мере возвысив его до Себя, в какой Сам смирил Себя ради человека». Преподобный Максим называет Бога «желающим спасения и алчущим обожения» людей.139 По Своей безмерной любви к человеку Христос взошел на Голгофу и претерпел крестную смерть, которая примирила и воссоединила человека с Богом.

Национальная принадлежность любого человека сильно сказывается на протяжении всей жизни. Интерпретировать родство с той или иной нацией можно по-разному. Однако стоит признать, что этническая среда напрямую влияет на менталитет, воспитание, традиции и даже на мышление. И было бы логично предположить, что на Иисуса Христа повлияла окружающая обстановка, так же сильно, как и на прочих людей.

Задавая вопрос о принадлежности Христа к той или иной национальности, параллельно встает и другой вопрос: «кем же был Иисус Богом или человеком?». В этой статье будет разбор этих вопросов на основании некоторых фактов, но это всего лишь теории, ведь дать точный ответ вряд ли кто-то сможет.

Противоречия

Именно противоречия послужили первым толчком в изучении данного вопроса. Ведь любой христианин вне зависимости от конфессии и деноминации фактически уверен, что Иисус — иудей. Спросив у евреев, о принадлежности Иисуса к их национальности, они будут всячески это отрицать. Все это подогрело интерес историков к решению этой задачи.

Читайте о Христе:

  • Крестные страдания Иисуса Христа
  • Смерть Иисуса Христа
  • Воскрешение Иисуса Христа

Икона «Нерукотворный Образ Иисуса Христа»

Споры по этому поводу ведутся достаточно давно. Все русские в подобной тематике руководствуются православной традицией. Митрополит Димитрий Ростовский в своих сочинениях, в 18-19 веке, упомянул: «Христос по-человечески — был племени иудейского». Спустя некоторое время в начале 20-х годов, данный постулат подвергся сомнению в христианском обществе. Эрнест Ренан, заявлял, что все споры бессмысленны.

Однако многие богословы 20 века, в частности протестанты, вновь приняли вывод о том, что Иисус был иудеем. Отсюда следует, что Он был не согласен с некоторыми учениями Моисея, при этом всю систему иудаизма Христос не отрицал.

Объясняются разногласия вполне просто. Учитывая, что большая часть православных, были плохо осведомлены об истории Палестины и о том времени, когда Иисус жил, то они и считали, что любой родившийся в Палестине — иудей.

Ученые-гебраисты в наше время не согласны с этим. Во время жития Иисуса Палестина была поделена на 3 самостоятельных объекта:

  1. Иудея, где проживали верующие покорные закону Моисея;
  2. Галилея, здесь все были «верны» Ветхому Завету;
  3. Самария, в этой стране люди далеко ушли от иудаизма. У них была своя религия. Проживали тут в основном потомки вавилонян. Самаряне для прочих вышеуказанных были злейшими врагами. Существовали запреты на любые близкие контакты с этим народом.

Отсюда следует, что как таковую правду никто выяснить не смог. Так как ни те, ни другие даже близко не могли правильно обосновать свою позицию.

Родители Иисуса

Дабы все доводы и аргументы не подвергались лишней критике, все высказывания будут подкреплены Священным Писанием. Стоит сразу отметить, что изучая вопрос национальности Иисуса Христа, Иосиф не был причастен к Его зачатию. Ведь согласно Библии, по прибытии в дом мужа, Мария уже была беременна. (От Матфея: 1-18).

Тогда логичным будет предположить племенную принадлежность Марии. Но тут не все так ясно. Её родителями были Иоаким и Анна, родилась в Галилее, что говорит о том, что Мария не была иудейкой. Она была галилеянкой с конфессионными взглядами закона Моисея. К сожалению, в Писании нет упоминаний о её детстве, что лишь затрудняет поиски истины.

Иосиф и Мария — земные родители Иисуса Христа

Интересным было исследование Эрнеста Ренана, который предполагал, что Богородица обладала сирийской красотой. Основанием для этого послужил отрывок из Библии: «…Ты самарянин…». (От Иоанна: 8-48).

Для Иисуса было присуще утверждать истину и опровергать ересь. Тем самым встает вопрос: «можно ли утверждать, что Христос принадлежал этносу самарян?». Однако же иудеи точно знали, что Мария была галилеянкой, тогда в чем именно заключался смысл этих слов остается загадкой.

Впоследствии ни служители церкви, ни представители духовенства, ни атеисты, ни писатели и т.д. не подчеркивали тот факт, что Иисус, родившись в Галилее у родителей, исповедовавших закон Моисея, получил греческое имя «Христос», что переводится как «Помазанник».

Бог или человек

Как уже упоминалось выше, что если Иисус был человеком, то его национальность должна хоть как-то определяться, но если он был Богом, то, как следует полагать «у Бога нет принадлежности к той или иной нации».

В Библии нет упоминаний, где Иисус прямым текстом заявляет, что Он Бог. Но и человеком Он не является. Богом Христос был всегда, до сотворения вселенной, времени и пространства. Оценить масштаб Его существования человеческим мозгом сложно, а вернее, невозможно. Он является на 100% Богом и на 100% человеком. Тем самым выходя за границы понимания всех людей.

Церковь учит, что Иисус Христос обладает двумя природами — Бога и человека

То есть в Нем не совмещены обе природы, эти две сущности не создают полубога или получеловека. Понять подобное даже в современных реалиях невозможно. Бог неизменен, что на Земле, что на Небесах, Он обладает всеми качествами.

И углубляясь в данную тему, стоит заметить, что Иисус, приняв человеческий облик, стал полностью подобен людям. Во всем, кроме греховности. Христос безгрешен и совершенен и это главное отличие.

Интересно! Определить национальность путем установления Его природы нельзя. Так как это вызывает лишь больше вопросов, на которые человек ответить не в силах.

Учения и икона

Различные учения и иконы могут стать зацепкой, приближающей людей к истине. Однако и здесь все не так однозначно.

Седьмой Вселенский собор 787 г. установил иконопочитание. Другими словами, учения основывались на изображении или представлении Христа в человеческой натуре. В этой статье изложить всю проделанную работу, которой была посвящена огромная статья именуемая «Аномалия». Если вкратце, то на основе всех упоминаний внешности и характера Иисуса, был создан Его фоторобот.

Спустя громадное количество времени и потраченных сил, был создан Его портрет. В созданном лике не обнаружилось никаких признаков семитской принадлежности. У Него был утонченный и ровный нос, а глаза были глубоко посажены. Антропологи сошлись во мнении, что лицо на иконе было склонно в сторону греко-сирийцев, которые проживали в Восточном Средиземноморье.

Христос Вседержитель. Монастырь св. Екатерины, Синай

Для выяснения подлинности изображения на иконе, можно основываться на изображение, которое находится в монастыре Святой Екатерины, на горе Синай. Написана икона была Куртом Вестуманом. Исходя из летописей и научных исследований, то создана она была в 6 веке. Ведь именно в то время, поддерживались обычаи позднеримского искусства, которые всегда старались максимально точно передать, черты лица и принадлежность к той или иной расе.

При наложении изображений можно было разглядеть общие черты и сходства. Однако сейчас, исследователи поняли, что икона не очищена, и говорить о её первоначальном виде нет никакого смысла. Все же есть вероятность, что христиане разглядывают в Иисусе европейские черты.

Существует и предание, которое гласит, что однажды Иисус увидел художника и понял, что тот не сможет нарисовать Его. Послал живописца больной царь Эдессы. И видя все это, Христос умылся до подбородка и на «полотенце», которым он вытерся, запечатлелся Его лик. Этот отпечаток, служит неким напоминанием и возникновением иконописи.

Интересно! На сегодня эта икона известна как икона Спаса Нерукотворного, и является одной из самых важных и знаменитых. Стоит отметить, что это единственное изображение, где особо выражены глаза. Как говорили на Руси, в эпоху античности, что это творение — идеал симметрии и золотого сечения.

Все вышесказанное не дает оснований утверждать национальность Христа. Ничто из этого, в принципе не может доказать принадлежность Иисуса к нациям. Иконы и прочие изображения, также не несут большой информации. Однако, если об этом умалчивает Писание — значит это действительно не так важно.

Кто был по национальности Иисус Христос?

Кто был Иисус Христос по плоти? — Галилеянин

М.И.Анохин

Как ни странно, очевидный ответ, заявленный в заголовке, неизвестен большинству даже воцерковлённых христиан. Большинство людей убеждено в том, что Спаситель по рождению был евреем, хотя существует мнение, что он был арамеем или ассирийцем. Однако со всей определенностью следует сказать, что Иисус из Назарета был галилеянином, жителем иудейской провинции Галилея, представителем этнической группы, образованной из нескольких народностей (что дает основание Его называть «Всечеловеком» не только с богословских позиций).

Арамейская версия происхождения Иисуса основана на том, что Он проповедовал на арамейском языке, но этот язык в то время был языком общения всего Ближнего Востока. В настоящее время на нем разговаривают современные ассирийцы, что, по их мнению, является аргументом в пользу того, что Иисус Христос происходил из их народа. Из Галилеи, согласно евангелиям, произошли Его первые ученики-апостолы (включая равноапостольную Марию Магдалину), исключение составляют Фома, о происхождении которого не сообщается, и Иуда-предатель, уроженец иудейского города Кариота (т.е. Иуда был единственным евреем среди двенадцати апостолов). В евангелиях приводится генеалогия только Иосифа, номинального отца Христа, причем Матфей представляет Его потомком царя Давида в 27-м колене, а Лука — в 41-м колене; вообще, цель обеих генеалогий — в доказательстве происхождения Спасителя от Давида, соответственно предсказаниям пророков. О происхождении Богоматери не известно ничего, если не считать упоминания Луки о том, что Елизавета, иудейка, мать Иоанна Крестителя, была Ее родственницей.

Некоторые противники христианства утверждали, что отцом Иисуса Христа был римский солдат Пантира, но, скорее всего, такое имя — искажение греческого «партéнос», означающее «дева»: «παρθεηος» употреблено в пророчестве Исайи о «Деве, рождающей Сына» (Исайя VII, 14). Вообще вопрос о земном происхождении Спасителя, по-видимому, встал позже осмысления Его учения. Научная критика и ортодоксальное богословие единодушны в том, что между первохристианами вначале распространялись списки речений, «логии», Иисуса Христа.

Из сочинений, признанных каноническими, — и все они написаны на греческом языке, — в науке самыми ранними считаются послания апостола Павла, Апокалипсис и евангелия от Иоанна и Марка, тогда как евангелия от Матфея и Луки, в которых приводятся некоторые «биографические данные» Христа, датируются обычно началом II в. Церковь считает самым ранним недошедшее до нас арамейское Евангелие от Матфея и датирует его приблизительно 50-м годом, но, возможно, это были «логии».

Галилея находится на севере Палестины; первоначально это область Израиля, которую в 30-х годах VIII века до н.э. Исайя её назвал самой языческой — в пророчестве о рождении Спасителя там, среди «народа, ходящего во тьме» (Исайя IX, 2). Ассирия, которую библейские пророки характеризуют как «бич Божий», захватывает Израиль в 735-722 гг. до н.э. (Галилею около 730 года) и выселяет оттуда жителей, заменяя их народами из покоренных стран: преимущественно семитами — арамеями, вавилонянами, арабами, — но также индоевропейскими племенами, к которым относят, например, мидян; собственно ассирийцев было переселено немного. Языком новых галилеян стал арамит, на который евреи перешли только к концу I в. до н.э., а в те времена еще не знали, как об этом свидетельствует 4-я Книга Царств при описании осады Иерусалима ассирийским царем Синаххерибом. Заметим, что при «вавилонском пленении», произведенном после захвата Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 597 г. до н.э. масштаб депортации был гораздо меньшим: тогда из южного еврейского царства изгнали преимущественно элиту (4-я Книга Царств XXIV, 14-16 и XXV, 11-12)Х.

Галилея входила в состав ассирийской империи, пока в конце VII века до н.э. эта первая империя в истории человечества не была уничтожена. Затем Галилея стала провинцией Иудеи, а той последовательно владели сменявшие друг друга властители Ближнего Востока: Вавилон, Персия, эллинистические царства преемников Александра Македонского и, наконец, с 64 г до н.э. — Рим, причем Галилея и Заиорданье имели общего правящего тетрарха, а Иудея, Самария и Идумея подчинялись римскому прокуратору?. Вследствие враждебности самарян, земля которых находилась между Иудеей и Галилеей, сношения между разделенными областями всегда были стеснены, и из Галилеи проще было добраться до Дамаска в Сирии, чем до Иерусалима в Иудее.

В Галилее ко времени Рождества Христова жило немало греков, сирийских и тех, кого переселил в близлежащую Самарию Александр Македонский после подавления мятежа в Македонии в 311 г. до н.э.. Эта область считалась наиболее языческой и эллинизированной8, и, когда около 17 г. н.э. Ирод Антипа построил Тивериаду, он в Галилее не нашел ни одной еврейской семьи для заселения новой столицы.

Ассирийский след в Евангелиях. Верования галилеян долго оставались синкретическими (смешанными), а иудаизм утвердился примерно за 100 лет до Рождества Христова , так что к Новому Времени следы языческих обычаев в Галилее должны были оставаться. Эти следы можно назвать «ассирийскими», поскольку ассирийская мистика наиболее известна по археологическим находкам на месте Ниневии, древней столицы Ассирии; в той мистике этнографы ищут корни даже некоторых современных суеверий.

Изгнанники в Вавилоне завершили оформление иудаизма. В этом можно увидеть сходство с ситуацией в нашей стране, когда интеллектуалы (элита страны), страдавшие от правительственных репрессий, в конце ХIХ и в конце ХХ века создавали идеологию протеста, воспринятую затем большинством народа. После открытия архивов КГБ выяснилось, что диссидентами масштаб сталинских репрессий был преувеличен в десятки раз, однако по сей день принято считать, что едва ли не «половина народа сидела, половина охраняла». Другой пример преувеличений, укоренившихся в массовом сознании, — число пострадавших от католической инквизиции, хотя таковых было несравненно меньше, чем жертв светских судов или даже убитых на дуэлях. Характерно, что советские энциклопедии приписывают испанскому фанатику-инквизитору Торквемаде более 10 тыс. казней, тогда как зарубежные издания обычно называют около 2 тыс., и это составляет более половины всех жертв инквизиции за историю ее существования.

Еще ближе сходство ассирийских ритуалов с некоторыми евангельскими событиями. Так, в ассирийской магии «самый простой и естественный из ритуалов — это омовение, которое само по себе не всегда является законченным обрядом разрушения, но первым этапом освобождения от чар», а другой ритуал «предписывает убить свинью и заключить в ее тело чары, которыми отягощен человек»13. В Евангелии от Матфея, III, 11: «Я крещу вас в воде в покаянии, но Идущий за мною… будет крестить вас Духом Святым и огнем»; в Евангелии от Марка, V, : «И просили Его бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им, и нечистые духи, вышедши, вошли в свиней».

Язычество было первым этапом богопознания, и обнаружение некоторых его форм в христианстве закономерно. Исторически объясним и оправдан тот факт, что в земном служении Спасителя заметны следы ассирийской мистической традиции, для которой характерно целительство, тогда как в иудаизме больше пророчеств. Следы древних азиатских культов заметны в добровольном мученичестве первохристиан (с которым боролись отцы церкви). Катулл, Лукиан Самосатский и другие античные авторы оставили красочные описания экстатических оскоплений мужчин при языческих храмах (ср. от Матфея XIX, : «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного»). Лукиан описал также молитвенное сидение на вершине гигантского каменного фаллоса — подобие столпничества у православных христиан.

Деве Марии и Ее супругу в Вифлееме не нашлось места в гостинице: не потому ли, что их в этом провинциальном городе сочли почти иноплеменниками? Евангелия, особенно от Иоанна, отмечают некоторый антагонизм галилеян и иудеев. Разговорные языки их настолько различались, что предсмертные слова Иисуса не поняли стоявшие у креста иудеи (от Матфея ХХVII, 46, 47; от Марка XV, 34, 35). Иудеям галилеяне напоминали иноверцев-самарян (от Иоанна VIII, 48), а самаряне считали галилеян иудеями (от Луки IX, 53; от Иоанна IV, 9).

Индоевропейский след. Отношения в Святом семействе, по-видимому, отличались от таковых в Иудее: их характеризует сдержанность, более типичная не для семитов, а для индоевропейцев. Яркий пример того — в Евангелии от Луки (II, 46): возвращаясь вместе с другими паломниками из Иерусалима, родители лишь на полпути спохватились, что 12-летнего Иисуса нет с ними, после чего вернулись и «через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их». Такая демонстративная восточная сдержанность отражена у классика осетинской литературы К.Хетагурова14: отец не называл сына по имени и не имел права его спасать, даже если бы тот, например, упал бы в огонь или с крыши. Заметим также, что в европейских аристократических семьях сыновья по сей день получают самостоятельность очень рано и воспитываются по большей части вне отчего дома в учебных заведениях строгого режима. Напротив, для еврейских семей характерна повышенная эмоциональность с чрезмерной опекой (едва не по анекдоту, рассказанному Геннадием Хазановым: «В чем разница между террористом и еврейской мамой?» Ответ: «Разница в том, что с террористом можно договориться»). Немало примеров чадолюбия в Библии: назовем Ноеминь из Книги Руфи или «вопль великий» Рахили о детях своих, донесшийся через века (от Матфея II, 18).

Вековое заблуждение, еврейская версия, основана на том, что Иисус Христос проповедовал в Иудее и, по Его словам, был «послан только к погибшим овцам Израилева» (от Матфея ХV, 24; но там же в последующих стихах описывается исцеление дочери хананеянки).

Во времена раннего христианства вопрос о происхождении Спасителя не ставился, или ответ на него часто был таким, как в словах, приписываемых римскому императору Юлиану Отступнику: «Ты победил, Галилеянин». Именно так следует отвечать на вопрос о «национальности» Иисуса Христа: галилеянин. «Галилеянством» иногда называли христианство (поначалу слово «христианство» было оскорбительным). Крупнейший историк ХХ века А.Тойнби евангельскую притчу о горчичном зерне, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (от Матфея, XIII, 32), истолковывал как бурный рост нового религиозного учения из «галилейского горчичного зерна», преодолевающего сопротивление консервативного иудаизма.

Примеров же векового заблуждения много. У Лютера имеется воззвание «О том, что Иисус был рожден евреем». Так же думали Гегель, А.С. ПушкинХ, Л.Н.Толстой и многие другие. В опровержение этому приведем цитату из В.В.Розанова: «Убеждение европейцев, что Христос был евреем, совершенно аналогично тому, без сомнения, всеобщему убеждению жителей Канады или Пиренейского полуострова, незнакомых с подробностями русского существования, что, например, Никон, преобразователь русского богослужения, родом из Нижегородской области, — был славянского происхождения, русский по рождению». (Как известно, патриарх Никон был мордвином). Мнение Розанова основано на работе Чемберлена «Явление Христа», но к аналогичному выводу приходило большинство беспристрастных исследователей данного вопроса, в числе которых А.С.Хомяков, Э.Ренан, Д.Коннер, А.Тойнби и другие.

Золотая легенда», популярные средневековые жития святых от XIII в., называет предками Девы Марии по отцу — Натана, сына царя Давида, и по матери — Аарона, брата Моисея, ссылаясь на св. Иоанна Дамаскина. Так или иначе, но Деву Марию от Давида отделяет тысяча лет, а от Аарона еще больше. Если же впервые о еврейском происхождении Девы Марии написал Дамаскин, то на это могла повлиять политическая ситуация. Великий православный богослов жил в арабском халифате и состоял на службе у халифа. Военное противостояние его страны и византийской империи отражалось также на внутренней политике. В халифате к евреям (точнее, к исповедующим иудаизм) относились хорошо — в отличие от Византии. Также известно, что когда власть в Константинополе оказалась в руках иконоборцев, противники этой ереси могли находить убежище в арабском государстве, где в середине VIII века в Дамаске, а затем в монастыре в Иерусалиме жил и проповедовал самый авторитетный защитник иконопочитания Иоанн Дамаскин, преданный анафеме в Византии.

В мировой литературе немало работ на тему «Иисус Христос не был евреем». Почему большинство верующих и неверующих этого не знает или не хочет знать? Не сродни ли сей психологический феномен попыткам приписать к семитам Христофора Колумба, Гитлера, В.И.Ленина, св. равноапостольного князя Владимира «Красное солнышко», былинного героя Садко и даже писателя Александра Солженицына («Солженицера»)?Х

Галилеяне. Репутация этого народа в глазах иудеев была довольно сомнительной (от Луки XIII, 2; от Иоанна I, 46, VII, 41, 52). Взятие под стражу Иисуса Христа, окруженного учениками, согласно Евангелиям, выглядит почти военной акцией, и выдал Иисуса единственный приближенный к Нему негалилеянин, Иуда. Из истории известно, что первое антиримское восстание, жестоко подавленное, началось в 6 году н.э. именно из Галилеи и последующие мятежи также всегда захватывали эту беспокойную область (то же в Деяниях Апостолов V, 36-37). Галилея являлась базой фанатичных непримиримых зилотов (к ним, в частности, принадлежал апостол Симон), их вождь Менахем во времена Нерона истребил римский гарнизон Иерусалима и был казнен по обвинению в том, что выдавал себя за Мессию. Иоанн из Гешалы (город на севере Галилеи) руководил отчаянной обороной Иерусалима против легионов Тита в 70 году, а после взятия города галилеянин Елеазар почти три года продолжал сопротивление в горах, в крепости Масада, и его воины вместе с ним предпочли погибнуть, но не сдаться: умертвили своих жен и детей, а затем самих себя. Позднее, в 614 году, галилеяне отличились в походе перса Шарбарца на Иерусалим, входивший в те времена в состав Византийской империи.

Возможно, что на характере галилеян отразилась народная память о происхождении из страны, внушавшей ужас всем соседям, где царь лично выкалывал глаза пленникам, а кожу, содранную с них, набивали на стены взятых крепостей. Но что может быть тому противоположней, чем проповедь «любите врагов ваших» и «отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку»? Такой идеал, к которому человечество сегодня не ближе, чем две тысячи лет назад, становится более понятен, если вспомнить, что он возник из глубины самой ужасной предыстории: данный психологический парадокс близок тому явлению, когда из болезненного ребенка вырастает великий полководец, заика становится оратором, а склонный к глухоте — композитором.

Галилеяне могут считаться первыми христианами в лице первых учеников Спасителя и также потому что после Его Воскресения уверовавших в Него в Галилее насчитывалось гораздо больше, чем, например, в Иерусалиме (1 Кор., XV, 6; Деян, I, 16).

Духовное важнее генетики. После исчезновения галилеян со страниц истории, на первенство в принятии христианства претендуют ассирийцы. Действительно, уже со II века н.э. север Месопотамии как жребий апостола Варфоломея стал важным центром распространения христианства и, согласно легенде, туда, в город Эдессу ее правителю Авгару (кстати, он был из арабской династии) Спаситель посылал Свое изображение, чудесным образом запечатленное на полотенце, «Нерукотворный Спас». Исторически, однако, пожалуй, не ассирийцы стали первыми христианами, а, наоборот, потомками «населения земли Ашшура» (самоназвание древней Ассирии) осознало себя население Месопотамии, принявшее христианство. Предки их в течение многих веков после падения Ниневии, произошедшем в 612 г. до н.э., могли называться не только ассирийцами, но также арамеями, вавилонянами, халдеями, израильтянами, сирийцами, парфянами, арабами, греками и именами других племен, населявших территорию бывшей ассирийской империи. Данный факт напоминает более известный, о котором говорится: «евреи сохранили субботу, и суббота сохранила евреев».

Почему сегодня ассирийцы («айсоры») есть, а вавилонян, например, нет, хотя цивилизационный вклад Вавилонского царства был бóльшим и существовало оно дольше? Ответ на данный вопрос, по крайней мере, частично — в Библии. Там отношение к Вавилону — худшее, что исторически несправедливо, поскольку Ассирия, «бич Божий», полностью уничтожила Израиль, а Вавилон на последующие почти две тысячи лет(!) сделался центром еврейской культуры. Тем не менее «вавилонская блудница» и бестолковщина «вавилонской башни» стали нарицательными определениями, и, фигурально говоря, получилось, что лучше иметь отцом жестокого царя, чем мать-блудницу. Так, например, Багратиды, правители средневековой Армении и Грузии, гордились происхождением от двух ассирийских принцев, бежавших на Кавказ после того, как они убили своего отца, знаменитого Синаххериба.

Определенное место в исторической памяти ассирийцев занимает пророк Иона, израильтянин из Галилеи (еще прежде завоевания ее Ассирией), призывавший древних ниневитян к покаянию. Один из холмов, на котором стояла Ниневия, называется «Наби Юнус», то есть «Пророк Иона». Считалось, что там похоронен Иона, и на этом холме стояла церковь, позже превращенная в мечеть. Важнейшие ссылки в евангелиях на Книгу Ионы заключают слова: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (от Матфея XII, 40), а также «Как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего» (от Луки ХI, 30). Согласно последнему, служение в Ниневии галилеянина пророка Ионы, — вероятно, мифическое — явилось прообразом служения Галилеянина Иисуса Христа также в призыве к покаянию, и некоторые откликнувшиеся ощутили в себе даже кровное родство с древними ниневитянами.

История галилеян, ассирийцев, евреев (и русских тоже; список можно продолжить) — примеры решающего значения духовного начала над генетическим. Одним из первых среди историков об этом писал А.Токвиль , критикуя расовую теорию Ж.А.Гобино; противником «племенной политики» был Константин Леонтьев , а сегодня доказано, что различия между расами генетически несущественны. Более того: большинство наших генов — общие даже со всем животным миром! Так что «нет ни эллина, ни иудея» не только во Христе, то есть в высшем смысле, но и на низшем уровне в биологическом отношении тоже (зато достаточно различий на промежуточном уровне).

Отношение материального к духовному в свете современной науки стало еще более загадочным, и, думается, насколько правильнее до середины XVIII века вместо «национальности» употребляли более конкретное и идеологически нейтральное — «языки» (и, конечно, учитывались подданство и, главное, религиозная принадлежность). Русское слово «народ», английское «people» или французское «peuple» не подразумевают племенного, кровного родства, тогда как в немецком «Folk» это есть, из-за чего был предложен термин, лишенный такого «неполиткорректного» оттенка: «ментальная общность» или «ментальное сообщество», что хорошо подходит, в частности, к евреям (но не только).

Ближайшие соседи («ближайшие родственники») нередко играют ведущую роль в интеллектуальной жизни культурной метрополии. Швейцарец Руссо, испанец Пикассо, англоязычные писатели ирландского происхождения Уайльд, Шоу, Джойс, житель малоазиатского побережья (предположительно) Гомер и, наконец, наши великие малороссы Гоголь и Репин — все они реализовали свои таланты на «второй родине», привнеся туда идеи, образы и краски своей «малой родины» и создав в итоге произведения мирового значения. Религиозные гении также могли принадлежать иному племени или воспитываться не с тем народом, который они потом просветили: пример тому Моисей. Какая из народностей преобладала в галилеянах? На данный вопрос невозможно дать ответа, и он малосущественен, по сравнению с важнейшим фактом того, что пришедший из «Галилеи языческой» Иисус Назаретянин проповедовал, исходя из традиции иудаизма, еврейской религиозной культуры (хотя в Его деятельности заметны также следы местных, очевидно, галилейских, традиций, уходящих корнями в месопотамскую древность).