Научно популярная литература для детей

Содержание

13 полезных научно-популярных детских книг

Фото: (OULAILAX NAKHONE)

Чувствуете, что скоро не сможете ответить на все «почему?» ребёнка? Дайте ему книгу на интересующую тему! Наш блогер Анна Федулова собрала подборку детских научно-популярных книг, которые расскажут о химии, биологии, ботанике и даже робототехнике.

Есть книги, которые могут принести детям не меньшую (а зачастую и большую) пользу, чем классика. Например, издания, которые повествуют школьникам о мире вокруг нас: о жизненно важных изобретениях, о растениях и редких видах животных, об отличительных особенностях тех или иных видов, о научных ноу-хау, о том, что не увидишь невооружённым глазом. В общем, о самом интересном и действительно важном, а также о том, что захочется прочитать самому (и, быть может, даже рассказать другим).

1. «Живой мир под микроскопом», Элен Ражкак и Дамьен Лавердан

Даже если вы никого вокруг себя не видите, это вовсе не означает, что вы одиноки. Повсюду, где бы вы ни оказались, вас окружают невидимые миры. Населяющие их животные такие крошечные, что их просто невозможно увидеть невооружённым глазом. Тем не менее они есть везде: на поверхности океана и морском побережье, в траве, мхе, луже, воздухе домашней кухни, в постельном белье, одежде и даже на вашей коже.

Книга позволяет не только подробно прочитать о них, но и рассмотреть. На раскладных страницах в большом масштабе показаны обитатели десяти микроэкосистем: вода морей и океанов, песчаные пляжи, морские глубины и океаническое дно, спальное место, человеческая кожа, домашняя кухня, лесная подстилка, лесной мох, лужи, чистая речка умеренных широт.

Все микроскопические существа изображены очень реалистично, так, как если бы вы разглядывали их в микроскоп

Более того, каждую новую главу открывает краткое описание очередной экосистемы, где наглядно изображены её обитатели: тихоходки, эвглены, амёбы, диатомеи, гидры, морские, иксодовые, мучные и пылевые клещи, инфузории, остракоды, нематоды, планарии, блохи, мокрицы, ложноскорпионы, микроскопические грибы. Перед нами масштабированная картина крошечной жизни в капле морской воды или малом образце грунта. У каждого обитателя есть подробное описание, а на последних страницах размещён тематический словарь основных терминов, краткая история и схема устройства микроскопа и иллюстрированные таблицы, содержащие изображение основных видов простейших, клещей и ракообразных.

Потрясающее пособие по микробиологии и зоологии для любителей и фанатов всего живого.

2. «Звероботы. Потрясающие роботы, придуманные самой природой», Хелейн Беккер и Алекс Райс

Думаю, что никого не удивлю новостью, что люди уже давно стремятся к сверхсиле. Как её достичь? Правильно: взять всё самое лучшее, добавить немного фантазии, знаний и креатива и помножить на современные технологии. У кого взять лучшее? Конечно же, у животных. Именно их способностей: силы, выносливости, скорости, невидимости, гибкости, плавучести, — не хватает человеку для совершенства.

На страницах книги вы сможете воочию увидеть 12 уникальных роботов, созданных гениями человечества. Творения на грани фантастики. Существа на стыке природы и техники! Невероятные роботы, взявшие от живых организмов уникальные способности и дополненные возможностями современной электротехники, механики и компьютерных технологий. У каждого есть внешнее и внутреннее описание, общие характеристики, указаны область применения и планируемые в дальнейшем возможности использования. Также есть фото и небольшое описание биологического прототипа. Звероботы — это именно то, над чем стоит работать, ломать голову и на что тратить свои силы. Ведь они не наши враги, а помощники и порой наши единственные спасители!

Ориентировочный возраст читателя — от семи лет.

3. «Сэр Периметр и первый Круглый стол короля Артура», Синди Нойшвандер

Что бы вы сделали, если бы соседнее королевство стало угрожать вам войной? Естественно, первым делом вы бы созвали своих самых храбрых и верных рыцарей, чтобы вместе найти самое эффективное решение. Впрочем, если стол переговоров вызывает больше проблем, чем сам враг, то без помощи истинного эксперта уже не обойтись!

Вы всё правильно поняли. Изначально знаменитый стол короля Артура был вовсе не круглым. По крайней мере, если верить книге, его первоначальной формой был прямоугольник 8×2 метра. Затем, думая одновременно о предстоящей войне и что сидеть за прямоугольным столом не так уж удобно, король Артур дал распоряжение о его модернизации. Целеустремлённая команда, в рядах которой сэр Периметр, его супруга леди Ди из Аметра, их сын Радиус и плотники Гео и Сим из Метрии, стоит на пороге великих открытий. Все вместе они перебирают варианты, чертят рисунки, измеряют углы — всё ради того, чтобы идеальный стол помог королю и его рыцарям прийти к правильному решению.

«Сэр Периметр и первый Круглый стол короля Артура» — это первая книга из серии «Пифагоровы штаны. Рыцари Круглого стола». Отличные истории, полные юмора и новых знаний. Вместе с героями книги читатели поймут, что такое окружность, где искать её периметр, диаметр и радиус, узнают, что такое симметрия, и увидят, как из обычного прямоугольника может получиться идеальный круг!

4. «Аста-Ураган. Путешествие по России», Кристина Кретова

В одном красивом северном городе Санкт-Петербурге, что стоит на реке Неве, живёт девочка Аста. Дома её зовут Асей, Аськой, а иногда даже и Карасём. Как любая маленькая девочка, она любит маму, папу, бабушку, дедушку и дядю с тётями. Ася с родителями много ездит по миру, поэтому рано выучила английский язык. Ещё девочка умеет путешествовать не только на поездах и самолётах, но и с ветрами. Иногда вместе со сквозняком, метелью или морским бризом Аста исчезает и появляется в другом уголке Земли, где какому-нибудь мальчику или девочке нужна помощь.

«Аста-Ураган. Путешествие по России» — это продолжение полюбившихся всем приключений девочки Асты. В первой книге она путешествовала по миру, знакомилась с мировыми столицами, узнавала, как живут люди в разных уголках нашей планеты. В новой книге речь пойдёт о нетипичной поездке, непривычной даже для такой опытной путешественницы, как наша героиня.

На этот раз мы увидим Уральские горы, озеро Байкал, Владивосток, Японское море, Тихий океан и многое другое

Помимо основного текста, вы найдёте страницы с вопросами и удивительными фактами, которые сделают из вас настоящих знатоков России.

Вместе с главной героиней новой книги Кристины Кретовой «Аста-Ураган. Путешествие по России» дети узнают, как появились самые крупные и известные российские города, как они получили названия, какими памятниками знамениты, какими заводами гордятся и какими особенностями обладает их местное население.

5. «Приключения Тима в мире бактерий», Мария Косовская, Дмитрий Алексеев, Алла и Саша Тяхт

Оглянитесь вокруг. На что бы вы ни посмотрели, везде живут бактерии. Да-да! Например, на ваших ладонях их десять миллионов! Если поместить такое же количество мышей в вагоны, то получится целый поезд.

Мама Тима заболела, и папа взял сына с собой на работу — в настоящую научную лабораторию. Там чего только нет! И кластеры (это такие гигантские компьютеры), и электронные микроскопы, и вращающиеся с бешеной скоростью центрифуги (похожие на те, что у космонавтов, только поменьше), и даже лабораторный реактор! Будучи любознательным ребёнком, Тим не упускает свой шанс и, пользуясь случаем, задаёт папе волнующие его вопросы, интересуется всем, что видит вокруг себя. Забегая вперёд, открою секрет: именно Тим нашёл хорошие бактерии, из которых папа сделал лекарство и которые помогли его маме выздороветь.

Внутри книги всё самое интересное об эволюции и Чарльзе Дарвине, о строении бактерий и способах их размножения, о полезных бактериях: пробиотиках и пребиотиках

Кроме того, прочитав историю Тима дети узнают, как бактерии попадают в организм, что такое антибиотики и как они работают, где могут обитать бактерии и где им живётся лучше всего, кто такие плохие бактерии, почему болит живот или горло и какие микроорганизмы состоят на службе человека. Здесь множество интересных фактов, творческие задания и эксперименты.

Отличная книга для будущих врачей и микробиологов, а также для всех тех, кто неравнодушен к тому, что меньше их самих в тысячи раз. Ориентировочный возраст читателей — от четырёх лет и старше.

6. «Большая книга путешествий. Путеводитель для детей», Любовь Бросалина и Андрей Мерников

«Большая книга путешествий» от редакции «Аванта» — это красочно иллюстрированный и качественно оформленный географический сборник. Здесь собрана информация о более чем ста самых значимых мест нашей планеты. Вы сможете прочитать о самых интересных городских достопримечательностях, о легендарных памятниках истории, которые когда-либо были созданы самими людьми или природой, о самых знаменитых и красивых городах России и мира. Причём сами путешествия будут сопровождаться интереснейшими рассказами и иллюстрациями, что создаёт максимальный эффект присутствия. Не останутся без внимания и наиболее значимые исторические события и личности, повлиявшие на ход истории конкретного города или всего государства. Ещё здесь есть перечень основных мировых событий, фестивалей и праздников. Так что скучать точно не придётся!

Такие виртуальные путешествия помогают нам познакомиться с окружающим миром и дают понять, что любая страна и любой город имеют многовековую историю, архитектуру, богатейшие народные традиции, многочисленные праздники, области с необычайно красивой природой. Это отличный повод обсудить с детьми особенности расположения городов и вспомнить, каким образом тот или иной полис был образован, что было на его месте раньше и как он назывался в разные исторические периоды. Конечно же, это уникальный способ побывать сразу в нескольких знаменитых парках развлечений, исторических заповедниках и зоопарках: здесь вас ждут Порт Авентура, Тиволи, Сидар-Пойнт, Чимелонг, Евро-парк, Дисней Уорлд, Диснейленд, Пекинский и Пражский зоопарки, Юнивёрсал Студио, деревня Санта-Клауса, Пушкин и Петергоф.

7. «Мир изобретений», Ричард Платт и Джеймс Браун

У американцев есть игра: человека на семь суток помещают в изолированное пространство, где нет ни одного современного блага. Ставят скрытые камеры и смотрят с экранов, как этот несчастный потихоньку сходит с ума. Семь дней и ночей без телефона и интернета, электроламп и радио, тарелок и ложек, шариковых ручек и книг, туалетной бумаги и самого унитаза. Вот такая не игрушечная игра! Выдерживают не все. Большинство сдаётся на вторые сутки.

К счастью, для того чтобы вспомнить 30 самых значимых вещей, которые действительно сделали жизнь человека лучше, достаточно взять в руки хорошую познавательную книгу, например «Мир изобретений» Джеймса Брауна. Из неё мы узнаем, как возникло и развивалось то, без чего сегодня наша жизнь практически невозможна. То, чем мы пользуемся ежедневно и даже ежечасно. То, что спасает тысячи жизней и помогает появляться новым людям. То, что облегчает нам жизнь и делает её проще и комфортнее. Внутри книги 30 самых значимых и самых полезных изобретений человечества (их история и настоящее), среди которых огонь, колесо, антибиотики, вакцины, электричество, радио, телевидение, двигатель внутреннего сгорания, унитаз, линзы, холодильные установки, интернет и многое-многое другое.

Отличное научно-популярное издание для детей в возрасте от шести лет и старше.

8. «Как мы устроены. Путеводитель по человеческому организму», Дэвид Маколи и Ричард Уокер

Как вы думаете, сколько страниц понадобится, что подробно изложить и зарисовать всё то, что происходит в нашем организме? Не знаете? А я теперь знаю! Ровно 336 страниц о нём, о них, о тебе и обо мне. Со всей ответственностью заявляю, что эта книга должна быть у каждого. Дэвид Маколи и Ричард Уокер создали её для детей, но учитывая наши огромные пробелы в области физиологии и анатомии. Читать её нужно в первую очередь взрослым! В ней рассказывается о разных уровнях и системах человеческого тела, как работают клетки, как устроен мозг и органы чувств, за счёт чего человек ходит, видит, дышит, растёт, рождается и живёт.

Из отличительных особенностей хотелось бы отметить следующее:

  • большое количество сравнительных оборотов (например, цитоскелет клетки, как каркас у туристической палатки; артерии и вены, как магистрали кровеносной системы; капилляры, как боковые улочки);
  • потрясающие карандашные иллюстрации и схемы, всё очень детально и предельно ясно;
  • поэтапное изложение информации от простого к сложному;
  • все вещи названы своими именами, никаких небесных ангелов и аистов;
  • самая полная книга по физиологии человека для детей;
  • самый честный и познавательный текст о том, как устроен человек.

Ориентировочный возраст читателей — 9+ лет.

9. «Как тебя зовут? Всё о цветах, живущих рядом с нами», Евгения Гюнтер

Цветы — это одно из лучших творений природы. Они притягивают нас тончайшими ароматами и радуют самыми разнообразными оттенками. Они, как музыка или тексты, создают настроение, воодушевляют и окрыляют. Издавна именно цветы были для человека символом чувств и мыслей.

В книге Евгении Гюнтер «Как тебя зовут? Всё о цветах, живущих рядом с нами» мы познакомимся с цветами, которые нас окружают. Ведь даже будучи городскими жителями, мы не лишены возможности наблюдать прекрасное. Где бы мы ни были, куда бы ни шли, повсюду нас будут сопровождать цветы.

С помощью книги дети научатся отличать мать-и-мачеху от одуванчика, вьюнок полевой от лютика едкого, маргаритку от незабудки

Изучат строение самых популярных видов и прочтут об их применении в жизни человека. Кроме того, данное издание — это настоящий кладезь для флористов. Здесь подробно описаны основные свойства цветущих растений, способы их размножения и защиты, а также указаны периоды их роста и цветения. Как по волшебству, перед нами раскроют свои лепестки более тридцати декоративных и лекарственных видов. Среди них: чистяк весенний и вероника дубравная, яснотка белая и звездчатка средняя, сурепка и смолёвка обыкновенные, марьянник дубравный и чертополох курчавый, горошек мышиный и цикорий обыкновенный.

Самое главное — благодаря книге дети поймут, что, даже изучая растения, абсолютно недопустимо вырывать их с корнями, до некоторых опасно даже дотрагиваться, ведь среди великого множества растений бывают и ядовитые, и колючие, и пахучие, и усыпляющие. В общем, скорее открывайте книгу и с головой погружайтесь в представленный в ней цветной и ароматный мир, конечно же, не забывая при этом, что именно природа создала человека и на самых законных основаниях требует к себе почёта и уважения.

Ориентировочный возраст читателей — от четырёх лет.

10. «Удивительные кости. 10 животных-рекордсменов», Габриела Балкан и Сэм Брюстер

Прочитав эту книгу, юные читатели убедятся, что кости действительно бывают самых разных форм и размеров, что они есть (или были) у всех животных — от крошечной мышки до огромного тираннозавра, также узнают, что даже современные учёные до сих пор знают о костях далеко не всё. Например, никто ещё не взвесил кости каждой отдельно взятой птицы, не определял и не сравнивал скорость роста рогов лосей и оленей карибу. Всё потому, что животных не так уж легко изучать, а многих из них просто не поймать. Конечно же, навряд ли кому-либо удастся пригласить к себе в гости синего кита или гигантскую акулу-молот, чтобы поближе присмотреться к строению их черепа. Каждый год учёные узнают о животных и их костях всё больше и больше. Возможно, кто-нибудь из читателей книги в будущем тоже станет научным сотрудником и раскроет новые, ранее неизведанные нами тайны.

Что внутри:

  • десять животных-рекордсменов, удивительных и выдающихся тем, что каждый из них имеет уникальное строение скелета: самые интересные кости, самая большая кость, самые маленькие косточки, самая длинная шея, самые тяжёлые кости, самые лёгкие кости, самые тонкие кости, самые быстро растущие кости, самые острые кости, необыкновенные кости и те, у кого костей больше или меньше всего;
  • огромное количество фактов о синем ките, этрусской землеройке, сетчатом питоне, жирафе, африканском слоне, соколе-сапсане, летучей мыши (мышь-шмель), аляскинском слоне, солнечной рогатой ящерице и гигантской акуле-молоте;
  • интереснейшие загадки и познавательные подсказки к ним.

Отличное издание для детей в возрасте от пяти лет и старше, а также для всех, кто интересуется темой животного мира.

11. «Миграция. Невероятные путешествия животных», Майк Анвин и Дженни Десмонд

Представьте себе, что вы птенец ласточки, а на дворе осень. Всего несколько недель назад вы вылетели из гнезда, а теперь, хотя вам нет ещё и двух месяцев, надо преодолеть тысячи километров, чтобы добраться до Африки. Это ещё не всё. Следующей весной, когда вы уже сами сможете построить себе гнездо, придётся лететь назад, в Европу. Да-да, каждый год, до конца жизни, вы будете постоянно летать в Африку и обратно. Так начинается один из двадцати удивительных рассказов о миграции животных, с которыми вам предстоит познакомиться в книге. Двадцать невероятных и порой кажущихся абсурдными путешествий, необходимость которых обусловлена самой природой. У каждого своя история!

Из книги читатели узнают, зачем, а главное, как животные преодолевают столь значительные расстояния. Есть здесь и знаменитый горбатый кит, который за год проплывает около 25 тысяч километров, и императорские пингвины, которые не такие уж ленивые и неподвижные, как многие о них думают, и чьи самцы признаны чуть ли не самыми заботливыми папашами, и бабочки-монархи, которые в период миграции могут преодолевать до ста километров в день, умело используя воздушные потоки, и африканские слоны, заслужившие себе славу не только традиционным матриархатом, но и способностью проходить огромные расстояния в поисках воды. Также: олени-карибу, полярные крачки, деревенские ласточки, американские журавли, рыжие бродяжницы стрекозы, сардины-пильчарды, странствующие альбатросы, зеленые черепахи, красные земляные крабы и краснозобые колибри, горные гуси и белые акулы, тихоокеанский лосось и крупная хищная птица скопа, голубые гну и пальмовые крыланы. Все они нуждаются в нашей заботе и помощи, ведь несмотря на все трудности и вынужденные перемещения, самым страшным врагом для многих из них по-прежнему остаётся человек.

Уникальная в своём роде книга для детей в возрасте от пяти лет и старше.

12. «Чем они отличаются? 58 пар, которые легко перепутать», Эмма Страк и Гийом Плантвен

Гадюка и уж, кузнечик и кобылка, кролик и заяц, пчела и оса — природа создала их похожими, но в то же время каждый из них имеет свои отличительные признаки. Впрочем, такие парные близнецы есть не только среди животных.

Прочитав книгу, дети с лёгкостью научатся отличать оливки от маслин, клементин от мандарина, сливочное масло от маргарина, щербет от мороженого

Сталактит от сталагмита, шорты от бермуд, панчо от плаща, вены от артерий, бактерии от вируса, бульвар от проспекта, террасу от балкона. Итого 58 пар, похожих друг на друга как две капли воды.

В книге шесть тематических разделов: животный мир, еда, мир вокруг, одежда, человек и город. В каждом от семи до десяти пар. Одна пара — это разворот с подробными иллюстрациями и краткой характеристикой, которая включает в себя как общую классификацию, так и отличительные детали и признаки (что это, откуда происходит, как выглядит, из чего состоит, чем ценны и как используют). Например, лапша и макароны: всё это изделия из пресного теста, но макароны высушены в виде трубочек, а лапша — в виде полосок. Или, например, звезда и планета: издалека они похожи на вращающиеся и перекатывающиеся мячики, но, в отличие от планет, звёзды со временем меняют размеры и срок их существования ограничен.

Книга наполнена необычной и очень увлекательной информацией. Читать и рассматривать её можно часами. Издание прекрасно подойдёт в качестве подарка, а также послужит отличным источником знаний.

Ориентировочный возраст читателей — от четырёх лет и старше.

13. «Химические элементы», Александр Иванов, Игорь Гордий

Всем химикам и нехимикам, а также всем тем, кто пока не знает, кем хочет стать! Книга, подготовленная совместно с просветительским проектом «Химия — просто», отмеченным Министерством образования России наградой «За верность науке». Её авторы — Александр Иванов и Игорь Гордий — молодые учёные, знающие про мышьяк, фтор и радиоактивный уран столько, сколько не расскажет ни один школьный преподаватель. Ведь школьная программа охватывает далеко не всё, и как раз то, что она не охватывает, наиболее интересно. Да и многие данные, про ту же радиохимию, были до недавнего времени засекречены. Внутри книги вы найдёте принципы построения периодической таблицы Менделеева, истории открытия химических элементов, любопытные случаи из жизни химиков, интересные свойства элементов, а также забавные истории об их применении в обыденной жизни и интересную информацию о великих (и не очень) учёных, совершивших значимые открытия в истории человечества.

Самое главное — это то, что авторы книги не заставляют читателей вдаваться в сложные научные понятия, не умничают и не докучают заумными формулами, а если случайно это делают, то стараются всё подробно и внятно разъяснить. Не стоит волноваться, издание предназначено для всех и каждого и написано так, чтобы любой смог окунуться в мир науки и не краснеть потом, что он чего-то не знает или не понимает.

Ориентировочный возраст читателя — от семи лет.

Больше интересных книг для детей по истории вещей и людей можно посмотреть .

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Научно-познавательная литература для детей учебно-методический материал

Природоведческая литература для детей и ее особенности

К природоведческой литературе относят произведения самого разного характера. Это познавательные беседы по зоологии и биологии, рассказы и повести о животных, описание явлений природы, природоведческие сказки, практические рекомендации юным любителям природы. Популярность природоведческих тем объяснить нетрудно — с животными и растениями ребенок встречается на каждому шагу, и интерес к ним сохраняется на протяжении всех детских лет. С объяснения явлений природы начинается для ребенка путь к научному познанию мира. Но объяснениями природоведческая тема ограничивается редко, довольно часто она выходит в область духовно-нравственных идей. Они связаны с осмыслением места человека в мире и воспитанием в нем бережного отношения ко всему живому. Несомненно и патриотическое звучание такой литературы: она прививает любовь к своей стране и родному краю. Читая книги талантливых писателей-натуралистов, мы не только узнаем окружающий мир, но и начинаем лучше понимать жизнь. Именно на таком значении природоведческой литературы настаивал Виталий Бианки:

…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных («объективных») знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета…

Тогда читателю откроется «чистейшая «правда», глубоко верное изображение действительности…». Причем речь идет не только о «правде» из мира животных или растений. Сравним два коротких рассказа Геннадия Снегирева. В заметке «Ворон» из книги «Птицы наших лесов» описывается жизнь воронов:

Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеек. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мертвую рыбину на берегу, — сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук-кррук», — несется над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашел добычу.

Картинка очень выразительна, да к тому же оживлена звуковой игрой. Теперь читатель-дошкольник сможет отличить среди птиц наших лесов ворона. Совсем иначе описан ворон в другом рассказе Снегирева. Черная одинокая птица кружит над землей в поисках добычи, вызывая у всех страх и неприязнь.

Ворон возвращается ни с чем: он очень стар. Он сидит на скале и греет больное крыло. Ворон отморозил его лет сто, а может, и двести назад. Кругом весна, и он совсем один.

Больное крыло и неудачная охота — это не только зарисовка с натуры, но и образ печальной одинокой старости, которая вызывает у читателя ассоциации с человеческой жизнью и связанные с этим эмоции и раздумья.

Гуманистический пафос, характерный для природоведческих книг, выделяет их на фоне остальной познавательной литературы. Писатели часто открыто обращаются к юному читателю, призывая его бережно относиться к природе. Но сила литературы не в призывах. Любовь к природе начинается с живого интереса к ней, и задача писателя-натуралиста пробудить этот интерес средствами литературы. Немалую роль здесь играют интересные факты и наблюдения из мира природы, способные поразить воображение читателя. Писатель берет их из научных книг по биологии, но чаще он опирается на собственные наблюдения, полученные в экспедициях и путешествиях. Но факты сами по себе не могут составить содержание природоведческой книжки. Важнее оказывается то, как рассказывает о них писатель.

Авторы многих природоведческих книг пишут в форме познавательной беседы, используя все преимущества этого жанра: разговорную манеру, эмоциональный тон, яркие сравнения, шутливые замечания. Особенно отличаются этим книги Игоря Акимушкина. Они пестрят выражениями «интересно узнать», «поразительное открытие», которыми сопровождается рассказ о научных фактах. Писатель словно призывает читателя разделить с ним восхищенное удивление перед чудесами природы. Одна из книг Акимушкина для малышей так и называется «Природа-кудесница» (1990), и каждое описание в ней полно эмоций, например, о каракатице сказано:

Живет она в море, а плавает — диво дивное! — наоборот. Не так, как все животные. Головой не вперед, а назад!

В книгах для подростков писатель прибегает к другому приему: он остроумно сопоставляет повадки животных с жизнью современного человека. Поэтому кенгуру («Мир животных», 1971):

переговариваются с родичами по беспроволочному телеграфу, такого же типа, как у кроликов и зайцев — стучат лапами по земле.

Пробудить интерес читателя к миру природы помогают и такие испытанные в литературе приемы, как загадки, тайны, интриги. Автор умеет так расположить материал, что он вызывает интерес у читателя, интригует его. При этом не теряются из вида научная логика и объективность. Многие книги Акимушкина знакомят с классификацией животных. Но писатель постоянно играет с научной логикой, удивляя читателя тем, что вместе оказываются столь не похожие по внешнему виду звери. Особенно это заметно в книгах для маленьких. Их названия звучат интригующе — «Это все кошки» (1975), «Это все собаки» (1976), «Это все антилопы» (1977). Видовая классификация превращается в увлекательную игру-загадку — попробуй, догадайся о родстве столь разных животных. Композиция книги может следовать и другому принципу — показать различие в повадках животных, которые объясняются разной средой обитания. В книге Юрия Дмитриева «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?» (1986) рассказы посвящены тому, как слышат, чувствуют, передвигаются разные животные. Иногда кажется, что все эти приемы призваны позабавить читателя, «подсластить» ему горький корень учения. Но это далеко не так. Не меньший интерес вызывает личность писателя-натуралиста, человека, влюбленного в природу. Мы обращаемся к книгам И.Акимушкина, Ю.Дмитриева, В.Бианки или Н.Сладкова не только для того, чтобы узнать что-то новое про природу, но и для того, чтобы вместе с ними пережить чувство радости от встречи с удивительным и прекрасным миром. Разумеется, это относится не только к авторам отечественной природоведческой литературы, но и к замечательным зарубежным писателям, таким как Эрнест де Сетон-Томпсон или Джералд Даррелл.

Вопросы и задания

1. Какие задачи стоят перед природоведческой литературой для детей и как она их решает? Покажите это на примере книг И. Акимушкина и Ю.Дмитриева.

2. Какими средствами решают эти задачи писатели-натуралисты?

Сказки В.Бианки

Сказка — самый популярный в детском чтении жанр, и попытки использовать его преимущества в природоведческой литературе для детей делались не раз. Однако сделать это непросто, поскольку сказочная фантастика не должна искажать факты науки. Не должны искажать их и моральные представления о добре и зле, которым не соответствуют царящие в природе законы. Поэтому традиционный тип сказки, содержащей «добрым молодцам урок», для природоведческой тематики мало подходит. Речь в такой сказке идет об «уроках» другого рода, а животные в них не превращаются в аллегории человеческих достоинств и недостатков, как это происходит в баснях.

Создателем природоведческой сказки по праву считают Виталия Бианки (1894—1959). Под его пером сказка перестала быть только носительницей морально-этических идей, она наполнилась естественнонаучными знаниями (поэтому свои произведения Бианки называл «сказки-несказки»). Сказочная фантастика не была для писателя просто развлекательным приемом, в понимании Бианки художественно-поэтическая форма познания мира не менее важна, чем научно-реалистическая.

В рассказе «Глупые вопросы» (1944) описывается разговор между отцом-ученым и его маленькой дочерью. Предметом спора между ними стало разное восприятие природы: отец познает окружающий мир в категориях объективного научного знания и учит этому свою дочь. Но девочке мало точных определений и научных классификаций. Расспрашивая про птиц, она задает отцу вопросы, в которых отражен поэтический взгляд на мир («Отчего зуёк кланяется, а плиска хвостиком кивает? Это они здороваются?»). Отцу такой ненаучный подход кажется глупостью («Какие пустяки! Разве птицы здороваются?»). И только когда отец ловит себя на мысли, что «глупые» вопросы дочери натолкнули его на интересные открытия, он признает значение поэтического взгляда на мир. Этот взгляд позволяет познать природу во всей ее глубине. Вот почему сказка, по словам Бианки, «самый глубинный вид литературы».

Важным достоинством сказки Бианки считал ее остросюжетность, эмоциональную насыщенность и близость к живой разговорной речи — наследство народной сказочной традиции. К ней писатель обращался в собственном творчестве, называя «эмоции, фабульность, простоту языка» тремя китами своей поэтики.

Связь с народной сказкой в произведениях Бианки не была прямолинейной, ведь перед ним стояли иные, познавательные задачи. Но, рассказывая о законах природного мира, писатель не раз обращался к отдельным мотивам и приемам народной сказки, а также пользовался разговорной речью с характерным для нее метким словом. Но не только этим отличаются сказки Бианки. В них есть напряженный повествовательный ритм, художественная игра со звуком и словом, яркая образность — все это характерно для поэтической культуры начала XX века, на которой Бианки воспитывался и сформировался как писатель. Традиция двух культур — народной и литературной — определила своеобразие природоведческих сказок Бианки.

Материалом для них послужили наблюдения над жизнью различных животных. Особенно много Бианки писал о птицах (его отец был известным орнитологом, и в своих научных интересах писатель шел по стопам отца). Но о чем бы ни писал Бианки, он придерживался правила: изображать жизнь животных не в виде отдельных разрозненных фактов, а в глубокой взаимосвязи с общими законами природы. От этого зависят внешний вид и повадки животного, и задача писателя — показать действие этих общих законов на примере конкретных представителей из мира птиц и животных. Сохраняя общее в своих персонажах, писатель избегает безликости, которая чужда самой природе литературного героя.

Индивидуальность начинается с того, что персонаж получает имя. Случайных имен у Бианки нет, каждое имя говорит о принадлежности персонажа к тому или иному виду животных, и в то же время характеризует его. Иногда для имени достаточно большой буквы (ласточка Береговушка) или легкого изменения слова (Муравьишка). Часто встречаются у Бианки имена, которые обыгрывают внешний облик животного (куропатка Оранжевое горлышко). Не редкость у Бианки и звукоподражательные имена (мышонок Пик, воробей Чик). Что же касается черт характера героев, то они писателем только намечены. Гораздо важнее, что они — маленькие, и такая близость к миру детства всегда вызывает живой отклик у читателей.

Сказка «Лесные домишки» (1924) — одна из самых популярных среди произведений Бианки. Причину такого успеха писатель связывал с образом главной героини сказки — ласточки Береговушки.

Отовсюду слышу, что «Лесные домишки» — любимейшая книжка дошколят. Что в ней угадано для маленьких? Мне кажется — большая уютность: все домики, и один другого лучше, уютнее. Маленький герой — еще «глупенький», ничего в большом мире не знающий, всюду тыкающийся носом, как и сами читатели. Может быть, то доброе, что встречает Береговушку, — слабую и беспомощную в этом огромном, но уже не чужом ей мире.

Действительно, история странствий Береговушки в поисках домика для ночлега похожа на рассказ о заблудившемся ребенке. Сходство с миром детства обнаруживается уже в первых словах сказки:

Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.

Чем не детские игры? Но игра продолжается и потом, когда ласточка посещает птичьи гнезда, каждое из которых чем-то похоже на игрушечный домик. Ни один из них не нравится маленькой страннице, и только достигнув родного дома, Береговушка сладко засыпает в своей кроватке.

Детская игра в маленькие домики не исчерпывает содержания сказки. Сюжет о странствованиях Береговушки позволяет Бианки развернуть широкую картину жизни птиц на примере рассказа о птичьих гнездах. Их описания точны и достоверны, но каждый раз наблюдательность орнитолога дополняется взглядом художника. Вот одно из описаний:

Висит на березовой ветке крошечный, легкий домик. Такой уютный домик и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги.

Каждое слово эмоционально окрашено и приближено к детскому видению мира. Поэтому гнезда птиц называются то «воздушной колыбелькой», то «шалашиком», то «плавучим островком». Ни один из этих милых домиков не привлекает Береговушку — чем не привередница из сказки «Гуси-лебеди»? Но Бианки исподволь подводит читателей к тому, что не капризный характер мешает Береговушке найти подходящий домик, а зависимость каждой птицы от определенной среды обитания. На это указывают факты, которые есть в описаниях всех сказочных домиков.

Детские черты есть и в герое сказки «Мышонок Пик» (1927). Его приключения описываются в духе популярных в детском чтении робинзонад. Отсюда интригующие названия глав («Как мышонок стал мореплавателем», «Кораблекрушение»), которые напоминают об опасных морских приключениях. Несмотря на то что сопоставление мышонка с Робинзоном комично, рассказ о его злоключениях не превращается в шутку или пародию. Речь идет о реальных отношениях в мире природы, участником которых оказывается герой Бианки. Эти отношения достаточно суровы, и сказка служит иллюстрацией существующей в природе борьбе за жизнь. Так, страшный соловей-разбойник — это сорокопут-жулан, гроза мышей, который «хоть и певчая птица, а промышляет разбоем». Сам мышонок — представитель определенного биологического вида. Поэтому домик он строит так, «как строили все мыши его породы», а от верной смерти его спасает не чудо, а «желто-бурая шерстка, точь-в-точь под цвет земли». Рассказывая мышиную робинзонаду, Бианки не выходит за пределы природных законов. Это не мешает читателю видеть в мышонке бесстрашного мореплавателя и переживать за исход его приключений. Они завершаются главкой под названием «Хороший конец», и такой конец — важное условие для детской книжки.

Такая же приближенность к миру детства есть и в сказке «Приключения Муравьишки» (1936). Ее герой должен поспеть в муравейник до захода солнца — факт из жизни муравьев. В то же время в поведении героя есть явное сходство с ребенком, который торопится домой до наступления темноты и жалостливо просит о помощи у взрослых. Этим он вызывает сочувствие у всех персонажей сказки, которые готовы помочь попавшему в беду малышу. Кроме того, Муравьишка похож на хитрецов народных сказок о животных: с помощью ловкости и хитрости они неизменно одерживают победу, и герой Бианки в нужную минуту к таким хитростям прибегает. А вот описание того, как ходит или летает каждый из персонажей, к традиции народной сказки отношения не имеет: речь у Бианки идет о строении насекомых и способах их передвижения. Но, рассказывая о них, писатель не порывает со сказкой — все описания из мира художественной образности. Поэтому крылья у жука «точно два перевернутых корыта», жужжит он, «словно мотор заводит», а на нитке, что гусеница дала, можно весело покачаться, как на настоящих качелях. Сравнения, которыми часто пользуется Бианки, не только соотносят неизвестное с известным ребенку, но и вносят в повествование элемент игры. Игра продолжается и в звукоподражании, а также в использовании метафорических выражений и поговорок. О закате сказано: «Солнышко уже краем землю зацепило», а о переживаниях героя: «Хоть вниз головой бросайся». Все это позволяет сохранить в повествовании на познавательную тему атмосферу настоящей сказки.

Из народной сказочной традиции взял Бианки тип героя-хвастуна. Такой хвастунишка — щенок в сказке «Первая охота» (1924). Он посрамлен тем, что все животные и птицы сумели от него скрыться. Рассказ о том, как животные укрываются от врагов в природе, похож на описание детской игры в прятки, только играют в нее не дети, а звери. И «играют» они по правилам, подсказанным самой природой. Рассказано об этих правилах в образных сравнениях.

Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла.

Совсем другой хвастун в сказке «Росянка — комариная смерть» (1925). Это типично сказочный герой, хвастливо распевающий песню о своей неуязвимости. И если глупого щенка автор пожалел (уж больно в нем много детского), то хвастливый комар наказан, но вполне естественным образом — он стал жертвой болотного растения.

Не раз обращался Бианки к характерному приему народной сказки — загадке. Иногда загадка звучит уже в заголовке («Кто чем поет?», «Чьи это ноги?»). Разгадать их не просто, потому что загадка усложняется игрой в парадоксы. Сказка «Кто чем поет?» (1923) начинается с парадокса: «Вот послушай, чем и как поют безголосые». А разве безголосые могут петь? Так возникает новая загадка. «Слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял». Поющий в небе барашек — это бекас. Но тут же новая загадка: чем он поет? И новый парадокс — хвостом. На читателя обрушивается целый хор голосов, которые Бианки воспроизводит средствами звуковой игры и ритмическим построением фразы. «То тише, то громче, то реже, то чаще трещотка трещит деревянная» (это об аисте). «Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит» (это о шмеле). Но звуковая игра имеет и самостоятельное значение. «Прумб-бу-бу-бумм» — это кто? Не обязательно сразу искать реалистическое объяснение, это говорит на своем языке чудесный мир природы. Передача звуков животных в сказках Бианки не сводится к натуралистическому звукоподражанию (хотя на этом основывается). Не менее важны для писателя поэтическое и игровое преображение мира. В сказке «Птичьи разговоры» (1940) звуки птичьих голосов легко переходят в стишки и прибаутки, которыми густо пересыпано повествование.

Многие народные сказки о животных повествуют о спорах зверей за первенство, и выглядят они как непрерывный диалог между спорщиками. Немало таких споров и в сказках Бианки. Аргументами в них служат природные закономерности («Чей нос лучше?», 1924).

Об этих закономерностях Бианки рассказывает во многих сказках. Одна из них — «Теремок» (1929) — написана в традиции народных кумулятивных сказок. Для этой разновидности сказок характерно присоединение одинаковых звеньев, завершающееся гротескным финалом. Однако сказка Бианки не повторяет народный «Теремок». Писатель откровенно играет с традицией: его «теремок» оказывается дуплом лесного дуба, в котором находят временное пристанище обитатели леса. Так народная сказка в изложении Бианки становится иллюстрацией природных закономерностей. Как и сказка «Сова» (1927), рассказывающая о неразумном желании человека прогнать сову. Словно в кумулятивной сказке здесь выстраивается цепочка, но в соединении ее звеньев есть объективная логика: ведь речь идет о пищевой цепочке. Так сказочный парадокс (улетят совы — не будет молока) получает вполне научное подтверждение.

Есть у Бианки сказки, в которых тому или иному природному явлению дается не научное, а мифологическое объяснение. Традиция таких сказок восходит к мифологическим рассказам. Некоторые из них Бианки слышал и записывал сам во время своих поездок. В цикле «Сказки зверолова» (1935) нашли отражение записи сказочного фольклора, которые Бианки сделал у живущих на Крайнем Севере остяков. В сказке «Люля» рассказывается о том, почему у этой птички, обитающей на севере, красные глаза и клюв. Народная мифология связала внешний вид птицы с происхождением суши. Маленькая бесстрашная птичка, ныряя на большую глубину, достала со дна моря щепотку земли и спасла тем самым все живое.

Некоторые сказки Бианки посвящены описанию годового природного цикла. Картина годового цикла есть в сказочном «романе» «Оранжевое горлышко» (1941), рассказывающем о жизни куропаток. Бианки называл это произведение «маленьким гимном Родине», тесно связывая знание природы с чувством любви к родной земле.

Вопросы и задания

1. Как традиции народной сказки живут в сказках В. Бианки?

2.В чем своеобразие героев сказок В. Бианки?

3. Приведите примеры словесной игры из сказок В. Бианки.

Рассказы о животных

Рассказы о животных очень популярны в детском чтении. Среди их авторов не только детские писатели, но и признанные классики русской литературы. Тематика большинства произведений связана с идеями гуманного отношения человека к «меньшим братьям», вот почему героем многих рассказов о животных является человек. В его общении с животными раскрываются истинные свойства характера. Писатели любят приводить примеры заботливого отношения людей к животным, особенно в рассказах о дружбе детей и животных. Общение с животным много значит и для взрослого человека, который видит в нем верного и преданного друга. Но даже если в мир животных писателя-натуралиста влечет исключительно познавательный интерес, то и в этом случае мы довольно много узнаем о человеке, наблюдающем природу.

Но присутствие человека не заслоняет в рассказах о животных самих животных, будь то гигантский слон или маленькая лесная пичужка. Такое преувеличенное внимание в литературе к «мелочам» имеет свое объяснение — в каждом из зверей отражен мир природы, и это придает значительность происшествиям, связанным с ними. В рассказах для детей об этой значительности говорится прямолинейно — описываются случаи, в которых звери или птицы проявляют сообразительность и находчивость. «Разумными» могут быть как домашние животные, так и дикие, с которыми человек встретился в их естественной среде или наблюдал их в зоопарке. О способностях животных рассказывают также истории, написанные известными дрессировщиками (например, В. Дуровым) про своих четвероногих воспитанников.

Многие рассказы о животных близки к документальной литературе (использование фотографий в их оформлении — не редкость), но и те из них, которые относятся к литературе художественного вымысла, отличаются достоверностью описания животных и их повадок. Как правило, писатели опираются на реальные наблюдения и собственный жизненный опыт. Сошлемся на свидетельство В. Бианкипо поводу его «Маленьких рассказов» (1937):

Научно-познавательная литература для младших школьников

4-й класс

Тема: Цель: Обучающие:

— формирование навыков выразительного чтения;

— формирование основ библиографической грамотности;

— формирование умений организовывать самостоятельное чтение.

Воспитательные:

— воспитание бережного отношения к книге;

— воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.

Развивающие:

— расширение кругозора детей;

— пробуждение творческой активности ребёнка;

— раскрытие индивидуальных способностей;

— формирование у детей элементов творчества;

— формирование литературного вкуса.

дать детям понятия о научно-художественной и научно-познавательной литературе; ознакомить с особенностью этой литературы; заинтересовать учеников научно-познавательной литературой, убедить их в том, что ответы на разнообразных «почему»

они получат именно из этих книжек.

Оборудование: книжная полочка (научно-художественные, научно-познавательные, художественные, энциклопедические книги с предисловиями, развернутым справочным аппаратом), рекомендательные плакаты, компьютер.

Ход занятия

І. Организационная часть

Как приятно видеть вас, дорогие дети, на встрече с книгой. Но сегодня наша встреча необычна, потому что мы будем путешествовать по книжной стране.

ІІ. Основное содержание занятия

Задание 1. Ознакомьтесь с литературой, которая называется

«научно-познавательной» (на мониторе компютера выедено значение и происхождение этого слова).

В этом задании я вам немного помогу. Вы уже четвероклассники, много читаете разных книг. Давайте вспомним, с какими книжками вы уже знакомы! Когда вы были маленькими, что вам читали мамы, бабушки? (Сказки.)

— А что вы любите учить наизусть? (Стихи)

— А какие жанры мы еще не назвали? Вспомните! (Рассказ, басни, юморески, повести, романы.)

— А как одним словом это все называется? (Художественные произведения.)

Все это художественная литература. Но эти книжки, которые стоят на полке, — не художественная литература.

А теперь мы попробуем это доказать.

Рано утром встает солнышко. Откуда встает? Вечером солнышко садится, исчезает за горизонтом. Куда спряталось солнышко? По небу плывут тучки, высоко, низко, плывут себе, гонимые ветром. Откуда и куда? Весной прилетают стаи птичек, а осенью, перед наступлением зимы, улетают. Куда? Почему?

— Знаете ли вы какой большой свет, в котором мы живем.

— И что вам известно о нем и о Земле, на которой стоит наш дом, и по которой вы ходите?

Знаете вы о том, что Земля такая большая, что когда в одних странах солнце ясно светит над головой, в других — ночь, и все смотрят сны.

— А почему снятся сны? Обо всем этом вам еще предстоит узнать, услышать впервые, по удивляться необычному, и я немножечко завидую вам, ведь у вас столько интересного впереди.

— Как же об этом все узнать? Ведь часто на наших «почему» даже папа и мама, а то и учительница ответа не знают.

Человек всего знать не может. А для этого у него есть верные друзья — книжки. Они знают все. Но книги это необычные. Их называют научно-художественными, научно-познавательными.

— Дети, может кто-то догадался, почему они так называются?

То, что происходит в природе, изучают естественные науки. Сможете назвать их? (Природоведение, география, зоология, ботаника, астрономия.)

То, что в технике у нас происходит, что создается техникой, изучают науки технические. Но все эти науки вы будете изучать значительно позже. Например, астрономию (науку о небесных телах), вы будете изучать аж в

10-ом классе. А вы уже сегодня хотите знать, далеко ли до солнца, почему солнце желтое? Поэтому и существует для младших и средних школьников научно-познавательная литература, то есть литература, которая помогает детям познавать мир, которая доходчиво, понятно, популярно объясняет разные научные понятия.

Дети, вспомните, возможно, кто-то из вас уже ознакомился с подобными книжками? Посмотрите на книжную полочку. Есть среди этих книжек ваши знакомые? Назовите их.

Упражнение «Посмотри и расскажи»

Рассмотрим еще раз эту книжку. И попробуем сказать, что же в ней особенного.

1. Сведения титульного листа (рисунки автора).

2. Содержание не в конце, а перед текстом. Книга состоит из разделов. Названия разделов — вопросительные предложения. Ответы на определенные вопросы в определенном разделе. Читать всю книгу не обязательно.

3. Предисловие. Книга для общего чтения родителей и детей.

4. Рисунки. Их много, есть схемы, фотографии.

5. В тексте много материала вынесенного на поля, напечатанного курсивом — это комментарии автора.)

Упражнение «Отыщи информацию»

На отдельных листах по всей библиотеке разбросана разная информация, которая касается сегодняшнего занятия. Отыщите листы, на которых записаны особенности научно-познавательной литературы и прочитайте их :

  • текст научного стиля, употребляются сроки;

  • расширенный справочный аппарат (предисловие, послесловие, толковые словари, комментарии и тому подобное);

  • большое количество иллюстраций, их разнообразие (рисунки, схемы, карты, фотографии, таблицы и тому подобное).

Мы уже знаем, что такое научно-познавательная литература и в чем ее особенности. А потому переходим ко второму заданию.

Задание 2. Узнайте, кто пишет научно-познавательные книжки? (Библиотекарь раздает детям книжки и они узнают об авторах книг.)

Авторы научно-познавательных книжек не просто писатели, они по профессии ученые, научные работники, инженеры. Ведь только они могут достоверно объяснить детям разные научные вопросы. Многих авторов научно-познавательных книжек вы уже знаете. Кто может назвать? (Виталий Бианки, Николай Сладков, Игнат Майстренко, Иван Соколов-Никитов, Юрий Дмитриев, Анатолий Димаров.)

Задание 3. Выучите инструкцию «Как читать научно-познавательную литературу».

1. Необходимо внимательно просмотреть книгу (начинать следует с титульного листа, ознакомиться с содержанием книги, понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности располагается материал, на который есть иллюстрации).

2. Следует внимательно прочитать аннотацию, предисловие, вступление, послесловие, выводы; это поможет лучше понять содержание, назначение и цель книжки, получить совет, как надо читать книгу.

3. Ознакомиться непосредственно с основным текстом.

4. Читать надо достаточно внимательно, вдумчиво, по частям.

5. Необходимо делать выписки, записи непонятных слов.

6. После каждого раздела необходимо спросить себя, все ли понятно, что надо перечесть еще раз.

7. Записать все ответы о прочитанной книжке в «Читательский дневник».

Вы заметили, дети, что чтение научной и научно-познавательной литературы — это наилучшая «умственная гимнастика». И потому, кто добросовестно ее выполняет, она приносит настоящее наслаждение. И тогда самые сложные книжки становятся увлекающимися и доступными.

Задание 4. Научитесь выбирать книжки, находить необходимую.

Мы уже умеем выбирать книжки по темам, и также по картотеке. А сегодня научимся искать литературу, которая даст ответу на наши вопросы. Вы бросали в нашу шкатулку бумажки с вопросами, которые вас больше всего интересуют. Сейчас мы попробуем найти книги, которые дадут на них ответ.

1. Почему трава зеленая?

Заглянем к многотомной иллюстрированной картотеке. Если вопрос о траве, это же о природе (ищем в картотеке соответствующую карточку, читает аннотацию, находит книжку на полке). Поэтому все, кто спрашивает: «Почему трава зелена»? найдут ответ в этой книжке: Топачевський А.О. Мастерская флоры : Наук.-худож. кн.: Для среди. 1 ст. шк. возраста /

худож. І.О. Ком’яхова. — К.: Радуга, 1998. — 135 с.: 1 л.

2. Когда и как возникла жизнь на Земле»?

3. «Как дрессируют животных»?

Есть в Москве театр зверей имени В. Дурова — известного дрессировщика. Он был еще и ученым. О своей работе он написал книжечку «Мои звере». Читайте ее и вы научитесь правильно дрессировать животных.

4. Почему человек спит?

Жизнь во сне // Мезенцев В. Кн. 2. ч. 4

5. Кто придумал название «альбом»?

Альбом. Это существительное. А существительные изучает язык. Значит книжку будем искать о языке. (Находит в картотеке нужное карточку, потом — книжку на полке, а в книжке — ответ). Вот и нашли, где узнать. Прочитаем и будем знать.

6. Где спит зимой медведь»?

7. Что такое «радиация»?

8. Когда просыпается от сна природа?

9. Кто создает телепередачу?

Телепередачи мы смотрим по телевизору. А телевизор — это техника. Будем искать книгу о технике. А вот и карточка на книжку с телевизором на рисунке. Прочитаем аннотацию. О, нашли. Это же то, что нужно (ищет книгу на полке, показывает детям). Косач Ю. Волшебный кинескоп. — М.: Радуга, 1971. — 95 с.

Я думаю, что все вы теперь знаете, где и как искать ответ на свои вопросы.

ІV. Итог занятия. Рефлексия.

Игра «Кто умнее» всего.

1. Какое колесо во время движения не вертится? (Запасное)

2. Где вода столбом стоит? (В бутылке)

3. Какие два местоимения портят мостовую? («Я» и «мы»)

4. Что остается в коробке, если из нее вынуть спички? (Дно)

5. Какая река течет во рту? (Десна)

6. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)

7. Как написать в четырех клетках «сухая трава»? (Сено)