Не знаю кем хочу быть

На вопрос отвечает Эльмира Давыдова, директор центра профориентации «ПрофГид», кандидат психологических наук, консультант по карьере и профориентации.

У нас спрашивают взрослые и дети: «Как выбрать профессию, если не знаешь чего хочешь?» и «Не знаю, как выбрать профессию?». Что эти люди имеют в виду? У них много интересов и трудно выбрать между ними? Или совсем нет никаких интересов? И это две разные проблемы. Здесь мы говорим о первой. А для вторых — читайте «Как выбрать профессию, если ни к чему не тянет?»

Самому трудно разобраться, если даже интересов много. Ведь нужно знать, какие бывают профессии: что делает человек, с каким объектом он работает и какие требования предъявляет данная профессия к человеку. Вот это и нужно знать при выборе профессии.

По правде сказать, для каждого из нас есть штук десять подходящих и приятных профессий. Но десятью путями не пойдёшь: надо выбрать самую приятную и самую подходящую профессию.

От чего же зависит выбор профессии?

Тут мы вам Америку не откроем. Выбор профессии зависит от интересов, способностей, ценностей выбирающего человека, возраста, материальных возможностей и планов семьи, от места жительства. Но даже если вы всё это знаете про себя, что же делать с этими знаниями? И как понять, на какую профессию они указывают? Есть два пути: пробовать самому ставить себе диагноз или довериться мне.

Как выбрать профессию самому

Попробуйте пройти тесты. Есть профориентационные тесты и есть тесты на профессии. Пробуйте то и другое. Есть методика 7 шагов для выбора профессии. Она не тест, но помогает разобраться в своих желаниях. Можно, наконец слушать интервью с профессионалами, читать книги о профессиях и даже пробовать поработать на каникулах в какой-нибудь компании и внимательно присматриваться, что там делают люди. И всё это очень может помочь, но если не помогло, то помогу я.

Помощь в выборе профессии (профориентация)

Я помогаю выбрать профессию старшеклассникам или сменить профессию взрослым. Делаю я это за 2 часа. А вы должны подготовиться. Пройти мой вопросник и приготовить работы, если они есть. В результате вы получаете не список профессий, а одну такую, к которой вы способны и к которой лежит ваша душа. И, конечно, список хороших учебных заведений. , а .

Текст песни(слова) FLESH — Мой стиль — мне решать

Друзья! Обращаем Ваше внимание: чтобы правильно исправить текст песни, надо выделить как минимум два слова

:
Я решаю, кем мне быть. Мой стиль не сможешь купить.
Сделай сам, крути-верти. Покажи, что ты Orig!

:
— О, клёво, кстати.

:
Я решаю, кем мне быть. Мой стиль не сможешь купить.
Сделай сам, крути-верти. Покажи, что ты Orig!

Здесь я, дроп в эту рампу. Качу вниз на новом байке.
Backfleep, lockdown — каждый день, как сальто.
Это пламенный стилёк — просто, homie, будь собой
И не слушай этих hoe (ага).

Твои подруги снова нас обсудят —
Мне наплевать, что люди будут обо мне тут думать.
Какой стиль — мне решать.
Смотри, как я беру и делаю — мне лучше не мешать!

:
Я решаю, кем мне быть. Мой стиль не сможешь купить.
Сделай сам, крути-верти. Покажи, что ты Orig!

:
Я решаю, кем мне быть. Мой стиль не сможешь купить.
Сделай сам, крути-верти. Покажи, что ты Orig!

Дополнительная информация

Текст песни FLESH — Мой стиль — мне решать.
Автор текста: Павел Флеш (FLESH).

Мне 20, и я не знаю, кем быть. Это нормально? Что мне делать?

Скоро третий этап репетиционного тестирования, но совершенно непонятно, куда поступать и что сдавать. Знакомо? Ничего, дальше дела обстоят (нет, не лучше) так же. Пока сверстники корпят над резюме и дипломами, ты пребываешь в состоянии немого ужаса: в паспорте написано, что тебе двадцать лет, но ты так и не понял (-а), кем хочешь быть в этой жизни. Нормально ли такое «подвешенное» состояние и можно ли что-то сделать, чтобы из него выйти?

Фото: Reuters

Как у нас и как у «них»

Выпускной класс — время необъяснимой жути: в спину хрипло дышат экзамены, вопрос «а что будет дальше?» скребет подкорку, а календарь превращается в часы Судного дня, которые отсчитывают минуты до неминуемого централизованного тестирования.
ЦТ становится «неминуемым» просто из-за того, что эти две буквы непрерывно преследуют на протяжении последнего школьного года: учителя настоятельно рекомендуют сходить на репетиционное тестирование, одноклассники спрашивают тебя, на сколько ты это тестирование сдал, а родители, напустив скорбный вид, отщелкивают деньги на задачники, курсы и репетиторов.

В это время мы сами делимся на две группы. Это те, кто с класса восьмого знает, в какой университет отнесет школьный аттестат, и те, кто выбирает альма-матер по остаточному принципу: мол, я не знаю математику и физику, но люблю читать и неплохо говорю на английском — значит, надо идти в иняз.

У иностранцев есть такая штука, как gap year — годовой перерыв между школой и высшим образованием. В это время бывшие школьники пытаются понять, что они вообще хотят от этой жизни. В итоге одни поступают в колледжи и университеты, а другие, объевшись научным гранитом, забивают на «вышку» и идут работать. И в первом, и во втором случае выбор становится более осознанным: абитуриенты со спокойной головой начнут превращаться в студентов, а будущие работники не возьмутся за трудовые книжки только из-за того, что их на работу гонят родители.

Фото: Reuters

Белорусские реалии немного отличаются от западных: если Гарвардский университет разрабатывает специальные программы для тех, кто берет gap year, то в отечественных вузах академический отпуск доступен только после того, как студент сдаст хотя бы одну сессию. Если же юный белорус решит организовать себе отпуск после одиннадцатого класса, он рискует оказаться в армии. Этот фактор, как и страх отстать от своих сверстников, подталкивает ребят к хаотичному поступлению. Неважно, какая специальность будет красоваться в «студаке», и не страшно, что за обучение придется платить.

Чуть позже, стерев на злосчастной скамье не одну пару брюк и осознав, что хочешь быть не юристом, а поваром, ты забираешь документы из деканата и отправляешься учиться делать ризотто. Или наоборот: во время скручивания очередной порции суши в тебе просыпается страсть к истории Японии, и ты, сняв передник, подаешь документы на исторический факультет. И то и другое — нормально: это классическая история о том, как мы вслепую, на ощупь, ищем свой путь. Схема «школа, университет, работа» приходит в негодность из-за того, что пошаговой инструкции для достижения успеха просто не существует: мир не похож на линейную игру.

«Жизнь оттянула от судьбы инженера в сторону искусства»

Мы попросили у нескольких молодых людей, которые не побоялись бросить свои учебные заведения, рассказать о своем опыте.

Никита Дашкевич, 22 года. Поступил в Польшу, но через год вернулся обратно

— Так получилось, что мой gap year случился в Польше. Я поступил в университет Марии Кюри-Склодовской. Выбрал экономику и раскладывал логарифмические уравнения на парах истории (даже они включали в себя математические «вставки»). Тогда же университет начал проводить киновечера, и это заглушило во мне «волка с Уолл-стрит». На досуге начал писать рецензии на фильмы. Скоро пришло и понимание, что собирать буквы в слова увлекательнее, чем разбираться в векторах геометрической интерпретации.

Определившись с ремеслом, пришлось учесть его особенности, где широкий круг общения и знание тонкостей языка играют главную роль в достижении успеха. Именно это и привело меня на журфак БГУ — назад в Беларусь.

Рома Бахолдин, 26 лет. Учился в БНТУ, но в итоге играет в фанк-группе

— Когда я переехал из родного города в Минск учиться в БНТУ, дорвался до самостоятельной жизни и куражился на полную катушку: посещал невероятное количество тусовок и «вписок», было круто и весело.

Но однажды я проснулся и понял, что своим развитием не занимаюсь, а даже наоборот — деградирую. Еще я как раз вернулся из США, куда ездил по программе Work and Travel, и понял, что универ оказался бесполезным: у меня осталась куча крутых знакомств и угарных историй, но на этом все. Я осознал, что пришло время заняться чем-то полезным и приносить хоть какую-нибудь пользу другим людям, стараться быть отзывчивым и понимающим, нести светлые и положительные эмоции окружающим. Это огромный каждодневный труд.

Я вспомнил, что, помимо всего прочего, я невероятно люблю музыку, поэтому начал двигаться в этом направлении: нашел преподавателя по гитаре, собрал фанк-группу Groove Dealers и стал писать такую музыку, которая будет помогать людям и вдохновлять их в разные периоды жизни.

Саша Воробьева, 20 лет. Уехала из Беларуси учиться, а в итоге участвовала в проектах с Нагиевым и Хабенским

— Когда я поступила в БГУ на веб-журналистику, сходила на первую пару, послушала лекцию и поняла, что это не мое: тогда я начала готовиться к поступлению в Москву, в Высшую школу экономики. Туда я прошла без особых проблем — меня даже взяли без собеседования, просто по итогам вступительного проекта.

Здесь у меня очень мало пар: я учусь раза три в неделю, поэтому с самого старта начала вписывать себя во всякие активности. Я была автором в издании The Vyshka и была в ТелеВышке — это то же самое, только в видеоформате. Там я отсидела год, а потом был проект по продюсированию, после которого я попала на стажировку в «Останкино». Это было круто и очень жестко, потому что мы могли там сидеть с одиннадцати утра и до бесконечности, занимаясь своими проектами. Я делала проект со звездами, приуроченный ко Дню российского кино: мы снимали Нагиева, Хабенского, Меньшикова. Тогда я и узнала о том, как работает Первый канал и как там что устроено.

Это был классный опыт, но я ушла и стала вписываться в другие проекты: раньше мы снимали «Нежного редактора» и Тину Канделаки, а сейчас я участвую в съемках сериала для одного федерального канала, нахожусь на амбассадорстве в Philip Morris International, продюсирую и создаю проекты для онлайн-школы ресторанного бизнеса.

Я поняла, что мне нравится не журналистика и телевидение, а создание проектов, поэтому сейчас развиваюсь в этом ключе. Мне хочется делать что-то свое: сейчас я прохожу онлайн-обучение в школе бизнеса и планирую через три месяца запускать собственный проект. Так что я не жалею, что уехала из Беларуси: понимаю, что там бы у меня не было таких возможностей.

Женя Миронов, 25 лет. Попал из технологического колледжа — в фотографию (трансфером через журналистику)

— Я учился в технологическом колледже в Могилеве: вся семья обрекала меня на карьеру инженера. В один прекрасный день я познакомился со своей девушкой Марией, а буквально на втором свидании — и с ее мамой, которая, послушав меня, предложила уехать учиться в Польшу. За год до этого во мне начали просыпаться странные творческие позывы, которые выражались игрой в КВН, ведением «внутриколледжных» мероприятий и подработкой внештатным журналистом в «Вечернем Могилеве».

Ее предложение я сначала принял как шутку, но буквально через пару месяцев начал относиться к ее словам иначе и стал жадно собирать деньги на переезд. Ограничив себя во всем, мне удалось за год накопить на первый год обучения в Варшавском университете на факультете журналистики. И вот, пройдя игру со сбором документов, мы с Машей наконец переехали.

Прошел год. Я успешно закрыл сессию и как-то постепенно начал фотографировать: сначала для себя, потом — свою девушку, потом пошли в ход знакомые и так далее. Я снимал и снимал, но в этом не было ни души, ни стиля, ничего. Понимая, что дальше так действовать нельзя, мы запустили проект HUMANS: мы начали идти туда, где не было дороги, наши фотографии перестали походить на то, что было эталонно в этой стране. Все стало еще хуже: начались творческие депрессии, несколько раз мы пытались отказаться от этого всего, но все-таки здравый смысл всегда выигрывал — и мы продолжали работать.

Публикация от HUMANS (@humanspage) 18 Янв 2018 в 10:30 PST

Прошло уже три года с момента появления на свет нашего детища: теперь наш стиль узнаваем и уникален, аудитория растет все интенсивнее, за нашими плечами уже две выставки и обложки журналов. Нас с девушкой периодически стали узнавать на улице. Мы — это то, что мы создали, мы — это и есть HUMANS. Вот как-то так от судьбы инженера оттянула меня жизнь в сторону искусства: кстати, университет я все же окончил, только теперь это второй диплом, который будет лежать на полке.

Так что мне делать?

Мы не призываем вас бросать свои вузы и записываться на ближайшие курсы. Просто не знать, кем ты хочешь быть, — это нормально.

По словам педагога-психолога Натальи Кучерявенко, нет ничего сверхъестественного в том, что человек в двадцать лет еще не обрел ориентиры в жизни.

— Посмотрите, какой большой процент людей после вуза перепрофилируется, получает смежные профессии или вообще переходит в другие сферы деятельности, — обращает внимание специалист. — Иногда люди уходят из университета, потому что понимают, им не подходит выбранная ими же специальность: одно дело — мечтать стать врачом, а другое дело — прийти в поликлинику и посмотреть, какой объем работы сваливается на докторов. Кстати, часто окружение делает выбор за вас: каждый родитель хочет блага для своего ребенка, поэтому он пытается определить его шаги. Но это неправильно даже в том плане, что молодой человек не думает сам. За него все решили, это удобно, но потом он сталкивается с разочарованием в профессии. Поэтому в первую очередь нужно слушать себя, и в двадцать лет, не имея особого жизненного опыта, нормально не знать, кем ты хочешь быть.

Получается, попытка осознать свое место в этом мире — это не инфантилизм, а естественное человеческое желание. Если не будешь обжигаться и ошибаться, откуда возьмется тот самый ценный жизненный опыт? С работой, набившей оскомину, нужно прощаться, бесполезные курсы надо бросать. Вот и с учебой, вызывающей приступы мигрени и стойкую тягу к прогулам, необходимо расставаться. Если на паре по экономике представляешь, что после вручения диплома ты наденешь фартук бариста, ускорь процесс — устройся в кофейню прямо сейчас. Может быть, ты не сможешь отличить мокко от латте, но также возможно, что ты будешь варить самый лучший кофе на этой планете. Не узнаешь, пока не попробуешь.

Не знаю,кем хочу стать и чем заниматься в жизни

Здравствуйте!
Мне 18 лет.
Так получилось,что к этому времени у меня не осталось никаких желаний и планов на жизнь.
С детства я пела и мечтала заниматься этим всю жизнь профессионально,но мама говорила мне,что это глупое направление жизни,что всё в шоу-бизнесе делается через «одно место» ,и суваться туда не нужно.
Так я отказалась от этой профессии,и решила стать журналистом,очень часто записывала видео своих интервью,новостей;стояла у зеркала и представляла,как я веду всякие передачи. И к этому времени я была в классе 7-8,мой отец раскритиковал эту затею,парируя тем,что журналистов не уважают,избивают их,убивают за секретную информацию.В это же время родители напару стали пропагандировать мне,что лучше всего мне стать врачом- ведь из нашей семьи все либо пытались стать врачами,либо становились ими,значит и я должна.Я сопротивлялась,но они очень строго реагировали на мои возражения. Так я сдавала ОГЭ и ЕГЭ для профессии врача.Желания готовиться не было вообще,я этого и не делала,кроме общих занятий с учителями в школе и выполнения по ним дз.Как результат,я сдала ЕГЭ на 185 баллов из 300 возможных, и смогла поступить в мед.колледж только нашего города в 100 тыс.чел.Родители были искренне удивлены таким результатам,и спрашивали,почему я раньше не говорила им,что не хочу становится врачом(серьёзно что ли?).Учится там мне не нравится,хоть и закончила единственная из группы все предметы на 5,только из-за того,что всячески ухитрялась,специально учила ради оценок,а ещё из-за того,что мать жёстко критиковала меня за наличие четвёрок во время обучения,не говоря уже о итоговой по предмету.Грозилась,что если плохо закончу,то не смогу гулять с парнем на каникулах,буду сидеть дома,да и вообще бы она мне это постоянно припоминала.Ещё я по натуре лидер,поэтому ещё и сама хотела быть лучше всех,для этого же стала и старостой группы,учавствую по максимуму во всех мероприятиях,но это лишь для создания «крутого» образа.
Попутно с учёбой в период с 9 по 10 класс у меня было общение с парнем со школы,мы с ним часто виделись и общались,особенно в ВКонатке,но я его сильно ревновала и не могла с ним нормально общаться,часто психовала и плакала из-за этого,хотя ,как я сейчас смотрю,он был расположен ко мне очень хорошо,а я была как в каком-то панцире и не осознавала своих чувств к нему,и вела себя как полная дура,до сих пор не понимаю почему у меня была на него именно такая реакция. Я даже к нему не осознавала тогда своих чувств,и смогла их пережить окончательно лишь месяца 2 назад с появлением парня. Но эти отношения забрали у меня очень много душевных сил.
Также в 11 классе мой отец стал выпивать каждый день,и постоянно подозревать мать в изменах,припоминать старые обиды,каждая ночь у нас была бессонной,он избивал мать,и я постоянно пыталась её защитить. Сейчас же ,как месяца 3,мы ушли от него,но мама никак не может прекратить с ним общение из-за того,что с нашей младшей сестрой нужно кому-то сидеть,пока она на работе,а я на учёбе. Меня это очень сильно напрягает. А негативное напряжение между мной и отцом просто зашкаливает. Мы ненавидим друг друга.Этот год тоже заставил меня пережить многое,я стала более замкнутой,печальной.
В данный момент я вообще не знаю,кем хочу стать,и чем мне заниматься по жизни. Становиться врачом я не хочу,нормальные отношения ,кажется,никогда не построю. Сейчас моя жизнь больше похожа на день сурка,чем на наполненную событиями и интересную жизнь.
Буду благодарна за помощь,и выборе направления для того,чтобы выбраться из моего состояния,и начать нормально жить с целями и правильным настроем.

Возраст 17 лет. Особенности развития и воспитания.

Возраст 17 лет считается переходным перед наступлением взрослой жизни. В возрасте 17 лет заканчивается пубертат и ближе к 18 годам заканчивается формирование Личности. Родителям необходимо осознать, что их дети выросли и принципы детско-родительских взаимоотношений должны измениться. Подросток в 17 лет, который вот-вот станет самостоятельным, должен иметь как права, так и обязанности перед семьей. Если вы смогли выстроить доверительные и теплые отношения с сыном или дочерью до этого возраста, то они останутся такими на всю жизнь с большим процентом вероятности.


Психологические особенности возраста

Выросшему ребенку в 17 лет предстоит сложнейшая задача найти свое место в жизни, определиться с профессиональными предпочтениями и направлением развития своей личности. Психология подчеркивает, что в 17 лет часто возникает переоценка или недооценивание своих возможностей. Потому что у наших взрослых детей еще не достаточен социальный опыт. Роль родителей заключается в оказании помощи и поддержки, так как становление личности может быть болезненным и трудным.

Особенность этого возраста заключается в том, что многие ищут себе кумира и образца для подражания. Это может быть причиной формирования негативных привычек и деструктивного поведения. Психологи подчеркивают, что, если у молодого человека не сформированы навыки самодисциплины, которые позволят работать над самосовершенствованием, может возникнуть соблазн отличиться с помощью нелепого внешнего вида или саморазрушительных тенденций. Эта возрастная проблема особенно часто присутствует у ребенка из семьи с постоянными конфликтами и напряженными отношениями.

Комплексы

Комплекс собственной неполноценности – частый спутник подросткового возраста, нередко он становится основной характеристикой психологических особенностей семнадцатилетних людей. Девушки и парни в 17 лет нередко формируют идеальный образ и страдают от несоответствия ему.

Если для подростков более младшего возраста имеет большое значение оценка окружающих и их мнение, то семнадцатилетние больше полагаются на свою точку зрения. Стремление быть похожим на ровесников соперничает с собственной индивидуальностью.

Для того, чтобы избежать разочарований в собственной внешности, родителям необходимо позаботиться о посещение спортивных секций, танцев. Приобретенная гибкость и грация будет способствовать повышению самооценки.

Стадный эффект


Проявлением психического кризиса в 17 лет является копирование стиля жизни и привычек сверстников. Такое явление может приобрести негативный оттенок, если друзья склонны к экспериментам в области курения и употребления алкоголя, психоактивных веществ. Родителям важно позаботиться о правильном окружении, о во время сформированных качественных ценностях, от этого во многом зависит поведение подростка.

Прямые запреты могут дать эффект запретного плода, поэтому следует проявить родительскую мудрость и такт. Необходимо с детства внушать важность собственного мнения и ценность индивидуальных качеств своей личности.

Любовь и секс

Любовь и отношения с противоположным полом часто играет первостепенную роль для семнадцатилетних юношей и девушек. Первая любовь в 17 лет распространенное явление, но часто в этом возрасте за это чувство ошибочно принимают влюбленность или симпатию. Родители должны объяснить, что любые чувства нуждаются в проверке, спешка в сближении может привести к негативным последствиям.

Физиологически молодые люди в этом возрасте уже сформированы, поэтому может показаться, что есть готовность к сексуальным контактам. Но только единицы в таком возрасте полностью созревают нравственно и духовно и готовы взять ответственность за себя и партнера. Инфантильность влечет за собой душевные травмы, чтобы избежать разочарований, необходима сдержанность. Адекватные физические и интеллектуальные нагрузки способствуют уравновешиванию гормонального фона и эмоциональности.

Немало мук доставляет и неразделенная любовь, молодым людям следует объяснить, что любовь прекрасна сама по себе и способствует духовному обогащению.

Выбор профессии

Семнадцатилетие является переходным этапом перед взрослой жизнью и профессиональное самоопределение является острой необходимостью, молодые люди встают перед выбором своего профессионального будущего. Родителям следует помнить, что этот ответственный шаг требует внутренней чуткости. Нельзя принуждать ребенка выбрать престижную профессию, руководствуясь только меркантильными соображениями. Полное раскрытие способностей и талантов принесет как моральное удовлетворение, так и способность обеспечить материальное положение.

Мамам и папам не нужно стремиться, чтобы ребенок повторил их профессиональный путь. У каждого человека – свое предназначение, ребенку нужно помочь реализовать его в полной мере. (читайте мою статью «Профессиональная успешность: все в наших руках!» https://www.b17.ru/article/127605/?prt=124853)

Мнение сверстников

Общение со своими ровесниками очень важно, так как способствует социализации и развитию коммуникативных качеств. Важно, чтобы оно внутренне обогащало сына или дочь, с этой целью необходим контроль. Повышение родительского авторитета будет способствовать способности противостоять негативному влиянию некоторых сверстников.

Конфликт с одноклассниками может приводить к тому, что агрессивное настроение ребенок демонстрирует не только в школе. Отношение подростков к друг другу порой оставляет желать лучшего, такое явление часто отражает проявление агрессии и конфликтности в семье.

Особенности воспитания мальчиков


Мальчишки семнадцати лет пытаются самоутвердиться и доказать свою независимость. Правильно сформированная ранее мотивация позволяет активно накапливать информацию и тренироваться применять ее на практике. Проявления психического кризиса в 17 лет тесно связано с неумением самоопределиться с местом в жизни. Вялость и инертность только усиливает негативный процесс и вызывает растерянность и депрессию. Приобретение вредных привычек ухудшает физическое состояние и внешний вид, непосредственная задача родителей состоит в том, чтобы объяснить подросткам, что разрушающие привычки не приведут к успеху. Психология многих парней в 17 лет показывает неудержимое стремление к самоутверждению, важно чтобы оно не проявлялось саморазрушением.

Если вы будете давать сыну карманные деньги, то у него будет формироваться независимость и самоуважение. И эти качества усиливаются, когда выросшие дети сами начинают зарабатывать деньги. А вот родители, которые как общались с ребенком, так и продолжают общаться с семнадцатилетним парнем, имеют все шансы воспитать инфантильного и неуверенного в себе молодого человека, «маменькиного сыночка».

Особенности воспитания девочек


Симптомы кризиса 17 лет у девушки не будут появляться слишком болезненно, если у нее раньше сложились доверительные отношения с матерью. Привитое чувство ответственности, умение ухаживать за собой и дисциплинированность способствуют повышению осознания ценности своей личности.

Сформированное чувство собственного достоинства не позволит девушке стать игрушкой в чьих-либо руках. Родителям следует помнить, что ошибки, совершенные 17-летней дочерью, могут иметь более фатальные последствия, чем 17-летнего сына. Рождение ребенка или аборт в этом возрасте негативно повлияют на всю последующую жизнь. Воспитывая девочку, следует предоставлять ей определенный уровень свободы поведения, но обязательно должен присутствовать контроль круга общения.

Итак, резюмируем

Советы психологов для успешного преодоления кризиса семнадцатилетних :

  • стремимся установить доверительные отношения со своим ребенком (неприятные слова друг другу мы иногда говорим, потому что обижены. Поэтому применяем «Я-общение»).
  • повышаем свой авторитет, что неизбежно приведет к положительному влиянию на подростка;
  • принимаем априори факт взросления и готовимся отпустить свое чадо во взрослую жизнь;
  • помогаем определиться с профессиональным выбором (не забывая, что наш социальный опыт больше, чем у наших взрослых детей!). Помним, что правильно выбранная профессия является не только гарантом уверенности в себе, но и элементом счастья человека!

И последнее: берем на себя ответственность! Это НАШИ дети и МЫ их выпускаем во взрослую Жизнь. Которую уже они будут выстраивать либо В СООТВЕТСТВИИ с тем, что мы им дали в детстве, либо ВОПРЕКИ. Выбор за вами!

Любите ваших детей сердцем!

Элеонора Абрамова, психолог-консультант, бизнес-тренер, тренер личностного роста.