Неделя по пятидесятнице

Пасха и Светлая седмица: как правильно встретить и провести, чтобы не перечеркнуть труды Великого поста?

На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. О чем важно помнить в эти дни, знает иерей Андрей Чиженко.

Известный советский кинорежиссер Иван Пырьев, экранизировавший романы Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы», рассказывал о своем детстве следующее…

…Он родился в старообрядческой семье. В Прощеное воскресенье перед Великим постом к ним в дом съезжались родственники. Они чинно крестились, становились друг перед другом на колени, земно кланялись и испрашивали прощения друг у друга со словами «Прости меня Христа ради». Потом вместе шли в храм на службу. После, уже дома, садились за стол. И здесь начиналась вторая – темная – половина встречи. Родственники напивались страшно, потом происходила драка. И по завершении Прощеного воскресенья родственники, обозленные друг на друга, разъезжались по своим деревням. Во время одной из таких драк был убит отец Пырьева.

Я это рассказываю к тому, что в нашей широкой и многогранной славянской душе великое христианское благочестивое чувство часто соседствует с языческим пьяным разгулом. Последнее особенно вырывается, как пар из клокочущего чайника, во время праздников.

Человек долго и честно себя сдерживал во время Великого поста. Старался вести более-менее благочестивую покаянную жизнь. После Пасхи ему дали «зеленый свет». И он перестал себя смирять. Пружина распрямилась с мощной кинетической энергией. Итог – в худшем случае несварение желудка, больница или запой на период Светлой седмицы. Человек несколькими днями перечеркивает в себе все достижения поста. Почему это бывает?

Потому что он часто неправильно относится к посту, воспринимая его нормативно-механистически: не есть того-то, выполнить то-то и прочее. И потом, не стараясь изменить свою внутреннюю духовную природу, исправить ее, взывая к Богу о помощи, человек усилием воли пытается обуздать свои страсти. Но не искореняя их в глубине сердца, а сдерживая где-то на поверхности. Потому в праздники – Пасху или Рождество Христово – он снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца), в будущия блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лице или событие».

Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь. Через них Господь изменяет-исцеляет нашу духовную природу. Вот в чем самоцель праздника. И нам необходимо откликнуться на этот призыв Всевышнего, а не вернуться к лени, пьянству и чревоугодию. Не без того, конечно, чтобы тело отдохнуло. Это тоже нужно. Особенно в Светлую седмицу. Но все хорошо в меру. Это не значит, что вышли из храма после Пасхальной службы и забыли дорогу к церкви. Будем только есть, пить, веселиться. Нет, жизнь во Христе продолжается, как и борьба с диаволом, со страстями своими. Ведь, наоборот, сатана начинает уловлять нас тогда, когда мы расслабимся.

– Слава Богу, причастился! – думает человек.

А бес уже ждет, чтобы ножку подставить.

– Слава Богу, дождался Светлого Воскресения Христова. Теперь разговеюсь! – мыслит постник.

Но сатана уже ждет, чтобы он разговелся ТАК, чтобы перечеркнуть все свои усилия и труды.

Потому, дорогие братья и сестры, будем иметь перед собой не плотяные, а духовные цели. Важно на Светлой седмице не скатиться вниз, но продолжать с Божьей помощью упорное тяжелое восхождение вверх – в Царствие Небесное.

Для тех же, кто желает и в Светлую седмицу участвовать в богослужениях и причащаться Святых Христовых Таин, хочется сказать несколько слов о подготовке к Евхаристии в данный период. Пищевой пост мы не держим. Это запрещено Церковным Уставом. Соблюдается только евхаристический пост: с двенадцати ночи и до момента причастия. Вместо подготовительных канонов читается один канон Святой Пасхи, вместо утренних и вечерних молитв – часы Святой Пасхи. Последование ко Святому Причащению не опускается, оно обязательно для готовящихся к Евхаристии и во время Светлой седмицы.

Не будем же, дорогие братья и сестры, перечеркивать собственные усилия и труды Великого поста. Главное изменяться сердцем, соединяться душой с Господом нашим Иисусом Христом посредством праздников, в том числе и Светлого Христового Воскресенья. Ведь нам нужно просить у Бога, чтобы Он помог нам, неразумным, оставаться в свете Его Божества, а не упасть в грязь пьянства и чревоугодия.

Мы должны и разговеться, и отдохнуть, и побыть с близкими своими, поделиться с ними пасхальной радостью, но вместе с тем помнить, что ГЛАВНОЕ достижение Пасхи – наша воскресающая обновленная душа. Не будем же ее снова втаптывать в грязь страстей.

Светлая неделя после Пасхи 2020: названия по дням, традиции и обряды, что нельзя делать

Первая неделя, следующая за Пасхой, называется Светлая неделя (седмица). В 2020 году Светлая седмица отсчитывается от Пасхи, 19 апреля, до субботы, 25 апреля, включительно. Первое воскресенье после Пасхи называют Антипасха (то есть, обновленная Пасха, посвященная апостолу Фоме), или Красная горка (в народном календаре).

Как празднуют Светлую неделю

Светлая неделя посвящена самой большой радости в жизни каждого христианина — Воскресению Христову. Ежедневно проводятся праздничные службы и крестные ходы, не смолкает колокольный звон. По традиции на Пасху звонить в колокола разрешали всем желающим. Увы, в этом году из-за пандемии, вызванной коронавирусом, все церемонии и развлечения Светлой недели с участием прихожан под запретом, в пасхальных службах участвуют только священники.

Что можно делать в Светлую седмицу

По традиции в это время следует радоваться воскрешению Христа и молиться. Молитвы в пасхальную неделю считаются самыми угодными богу, который охотно исполняет все просьбы. Всю пасхальную неделю люди приветствуют друг друга возгласом: «Христос воскрес!», получая ответ: «Воистину воскрес!».

А вот троекратные целования и традиционные пасхальные визиты в этом году из-за эпидемии запрещены.

На Пасху и сразу после нее принято устраивать изобильные застолья (из-за коронавируса в этом году — только домашние). Работа в это время разрешена, но считается, что она не должна быть тяжелой. Также на Руси в это предсвадебное время начинались смотрины невест.

Что нельзя делать в Светлую неделю

В Светлую седмицу нельзя поститься, церковь этого не одобряет. Скоромное разрешено во все дни, включая среду и пятницу. Также церковь не благословляет посещать в пасхальную неделю кладбища, для этого есть специальный поминальный день — второй вторник после Пасхи (Радоница, 28 апреля). Увы, и в Светлую седмицу, и на Радоницу кладбища будут закрыты во избежание распространения инфекции.

Также в Светлую неделю запрещены венчания, чтобы мирское не отвлекало верующих от радости Воскресения Христова. Венчать начинали с Красной горки, поэтому Светлую неделю можно было посвятить подготовке к свадьбе.

Светлая неделя: названия дней

В славянской традиции каждый день Светлой седмицы имел свое название.

Понедельник называли Поливальным. В этот день было принято обливаться колодезной водой, чтобы смыть грехи и болезни.

Вторник называли Купальницей, в этот день также были в ходу обливания холодной водой, но на этот раз парни и девушки обливали друг друга, это считалось формой заигрывания.

Среду называли Градовой, или Хороводницей. В этот день старались не выходить в поле, иначе, как считалось, урожай градом побьет. А вот ритуальные хороводы, в которых участвовали как девушки, так и парни, были самым подходящим развлечением для пасхальной среды.

Четверг называли Навский (от древнерусского слова «навь» — покойник, потусторонний мир), или Пасха мертвых. В этот день вспоминали умерших, которые, по поверью, приходили к живым попировать и разделить радость Христова Воскресения, прообраз воскрешения всех мертвых.

Пятницу звали Прощеной, в этот день в молодых семьях принято было мириться с родителями: зять мирился с тестем и тещей, невестка — со свекром и свекровью.

Суббота называется Артос: в этот день священники по традиции раздают прихожанам хлеб (по-гречески «артос», традиция идет от апостолов), а родители навещают недавно поженившихся детей.

Воскресенье Светлой недели в православии называется Антипасхой, или Фоминым воскресеньем; народное название — Красная горка. Это первый после начала Масленицы день, когда церковь разрешает венчания. На Руси с Красной горки начинался весенний свадебный сезон, жениться в это время считалось очень престижным.

Подробнее о свадебных традициях на Красную горку читайте в материалах Федерального агентства новостей.

Народные традиции, обряды и приметы на Светлую седмицу

На Руси в это время среди молодежи было принято качаться на качелях, считалось, что обрядовая забава помогает «сдувать грехи».

Считалось, что ребенок, родившийся в Светлую седмицу, будет здоровым и проживет долго.

Хорошая погода в это время, согласно приметам, сулила отличной урожай; ненастье было предвестником неурожайного года.

Поверья для девушек

В Светлую неделю девушки загадывали на будущее: услышать кукушку — не за горами замужество; горит лицо от ветра — жди сватов; ударилась коленкой — кто-то тебя вспоминает; увидела проснувшуюся муху — жди свиданья и т. д. В это время девушки старались умываться «серебряной» водой, для этого в таз для умывания клали серебряную вещицу. По поверью такое умывание придает девушке миловидности, приносит здоровье и удачу.