Неоконченная пьеса для механического пианино рецензия

Молодому режиссёру Никите Михалкову кто-то подарил книгу с пьесой Антона Чехова «Безотцовщина». Произведение ему понравилось и заинтриговало — о нём мало кто знал, так что Михалков начал собирать справки. Оказалось, что это была первая пьеса 18-летнего Чехова, о которой он старался не вспоминать. Эту полную героев и драм историю в четырех актах он отправил знаменитой актрисе Марии Ермоловой в надежде на постановку. Через какое-то время пьесу вернули без ответа. Разочарованный Чехов убрал её с глаз долой, и нашли произведение только спустя много лет после его смерти. Публиковали пьесу под разными названиями, пока по перепискам Чехова не поняли, что автор назвал её «Безотцовщина».

Никита Михалков договорился написать сценарий вместе со своим постоянным соавтором — драматургом и художником Александром Адабашьяном. Подали сценарную заявку на киностудию, но результат был как у Чехова — им никто не ответил… Ждали они примерно год, а потом на киностудии до выполнения плана не хватило одного фильма, и они вспомнили про заявку Михалкова. Его попросили дать сценарий — тот ответил, что текст надо немного подправить, хотя на самом деле готового сценария просто не было. Пришлось срочно садиться за работу. Пьесу сократили, переписали и вплели в её сюжет истории из других чеховских произведений.

На главную мужскую роль режиссёр сразу утвердил Александра Калягина, но при этом взял его фотографию и обвёл контур, показав до каких размеров ему надо похудеть. Актёр сначала возмутился, но режиссёр сказал: «Не хочешь — будем пробовать Мягкова!». Калягин так хотел сыграть Платонова, что сел на гречневую диету и за месяц сбросил 25 килограммов! В театре он никому не рассказывал, что получил роль в кино, и коллеги всерьёз забеспокоились о его здоровье — актёр буквально таял на глазах.

На роли генеральши Войницевой и Трилецкого взяли Людмилу Гурченко и Евгения Стеблова, но случилось сразу два ЧП! Гурченко сломала ногу на съёмках мюзикла «Мама», а Стеблов попал в серьёзное ДТП и лёг в больницу. Генеральшей стала Антонина Шуранова, а Трилецкого решил сыграть сам режиссёр — Михалкову оказались впору костюмы, которые уже были сшиты на Стеблова.

Роль Софьи писали сразу под Елену Соловей, которая снялась в предыдущем фильме режиссёра «Раба любви». Но актриса недавно родила и сказала, что на год берёт отпуск. Съёмки начали с актрисой Натальей Лебле, но роль у неё не получалась и она ушла с картины. Тогда Михалков вызвал свою помощницу и умолял вернуть Соловей любыми путями. Женщина поехала к актрисе на дачу, передала письмо от режиссёра и сказала, что если Михалков её повесит за возвращение ни с чем, то она будет приходить к Соловей во снах… Актриса сдалась, собрала ребёнка, взяла маму и поехала с ними на площадку. Для неё специально составили персональный график и наняли помощницу по уходу за ребёнком.

Снимали в заброшенной усадьбе недалеко от города Пущино. Режиссёр поставил условие — никто из занятых в фильме актёров не должен уезжать, пока работа не будет закончена, поэтому желающие могут привезти с собой семью. Подход у него был театральный — долгие репетиции, генеральные прогоны и быстрые съёмки. Иногда текст репетировали на выдуманном языке, который был отдалённо похож на татарский или узбекский. Михалков хотел, чтобы актёры могли донести роль на эмоциональном уровне и героев можно было понять даже без слов. Кроме того, это было невероятно смешно…

На площадке все актёры обращались друг к другу на «вы» и по имени-отчеству, беседовали о погоде, природе и высоком искусстве. Это помогало сохранять чеховскую атмосферу даже после выключения камеры. Потом актёры вспоминали эти съёмки, как самое счастливое время. Все жили одной семьёй, в свободное время ходили купаться на Оку, играли в футбол, собирали грибы, пили чай, разбирали роли и постоянно смеялись.

К моменту съёмок Александр Калягин был вдовцом с маленькой дочерью на руках. В «Неоконченной пьесе…» жену его героя играла молодая актриса Евгения Глушенко. Она была младше актёра на десять лет и роль Сашеньки была её первой серьёзной работой в кино. Калягина она воспринимала как уже немолодого и очень знаменитого после «тети из Бразилии» актёра, но они быстро нашли общие темы для разговоров. Их взаимный интерес вылился в бурный роман и свадьбу после окончания съёмок. Этому актёрскому браку недавно исполнилось 40 лет.

Сам Калягин относился к своей роли с сомнением. Он был комическим актёром и боролся с собой, чтобы не комиковать в образе драматического героя. Когда он увидел себя на плёнке, то почти не узнал и очень расстроился. Ему казалось, что роль он провалил, это вообще не он, какой-то незнакомый актёр, который играет непонятное. Режиссёр Никита Михалков был, наоборот, в восторге и сказал Калягину, что как раз Платонов — его лучшая роль. За эту работу актёр получил несколько призов международных кинофестивалей.

После премьеры «Неоконченную пьесу для механического пианино» стали называть гимном русской интеллигенции и одной из лучших экранизаций Чехова. Фильм был в международном прокате, получил награды нескольких западных кинофестивалей, но больше всего его полюбили в Италии. Драме присудили премию итальянских кинематографистов «Давид ди Донателло», а спустя несколько лет Никиту Михалкова пригласили в Рим, чтобы он поставил спектакль с Марчелло Мастроянни по сценарию «Неоконченной пьесы для механического пианино».

За кадром фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»: Жертвы ради роли и роман на съемках



24 февраля исполняется 72 года народной артистке РСФСР Елене Соловей. Одна из самых известных ее киноработ – фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Режиссеру Никите Михалкову удалось собрать в нем блестящий актерский состав, хотя многие звезды кино, которых он видел в главных ролях, – Людмила Гурченко, Евгений Стеблов – не смогли сниматься. А вот Александра Калягина и Елену Соловей удалось убедить, хотя ради этих съемок им пришлось пойти на жертвы. И о своем решении актеры не пожалели, ведь одному из них даже посчастливилось встретить на съемках свою судьбу…

Никита Михалков на съемках фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: aif.by

Этот фильм был снят по мотивам нескольких произведений Чехова. Соавтором Никиты Михалкова во время работы над сценарием стал Александр Адабашьян. Обоим на тот момент было по 32 года, исполнителю главной роли Александру Калягину – 35, как и его герою, Михаилу Платонову. Возможно, это сыграло не последнюю роль в таком убедительном изображении сложного периода жизни главного героя, что сейчас бы назвали «кризисом среднего возраста».

Юрий Богатырев в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Съемки проходили в Подмосковье, на берегу Оки в Пущино, где была заброшенная усадьба с каменным домом и парком. Сценарий изначально писали именно под это место. Для того, чтобы актеры смогли максимально вжиться в образы, режиссер поставил перед ними непростую задачу: все лето жить в Пущино, никуда не уезжать, на съемки ходить пешком, не суетиться и общаться так, как их герои, – на «вы» и по имени-отчеству. Совместные вечерние чаепития превращались в обсуждения образов и в репетиции отдельных сцен.

Олег Табаков в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Со многими актерами Михалков уже работал в фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви» и заранее знал о том, что хочет продолжать с ними сотрудничать. У Олега Табакова, Юрия Богатырева, Александра Калягина не было конкурентов – они получили свои роли сразу, так как еще во время работы над сценарием в этих образах Михалков и Адабашьян представляли только их.

Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: aif.by

Елену Соловей тоже называли «михалковской актрисой» – она снялась в нескольких его фильмах и действительно пользовалась его особым расположением. Но на главную роль в этом фильме претендовали очень сильные конкурентки – Наталья Гундарева и Ирина Муравьева. К тому же Елена Соловей незадолго до этого родила второго ребенка, и ей было не до съемок. На эту роль утвердили Наталью Лебле, но тут начали происходить какие-то мистические вещи. Актер Сергей Никоненко рассказывал: «Снимаем на «Кодак» Лебле – разложение эмульсии. Как будто бы это проклятье какое-то! Снимаем Пастухова, проходы его – всё нормально. Тут же начинаем снимать Лебле – ничего не получается…».


Елена Соловей в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: nastroenie.tv


Елена Соловей в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

В результате Михалкову удалось уговорить Елену Соловей приехать в Пущино вместе с малышом. Актриса вспоминала: «Ко мне приехала наша помреж с письмом огромным от Никиты Сергеевича. Если я хочу ехать с мамой, с няньками, с папой, детьми, всё будет для меня создано. Только приезжай. И мы дома решили, что, наверное, я поеду сниматься».

Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru


Никита Михалков в роли Трилецкого | Фото: ekskluziv-smi.ru

В роли Трилецкого зрители должны были увидеть Евгения Стеблова, но актер накануне попал в ДТП и оказался в больнице с множественными переломами руки. Сценаристы уж было придумали, что их герой будет появляться в кадре в гипсе, но врачи были категоричны: «Если вы хотите, чтобы ему руку ампутировали, тогда везите!». И от этой идеи пришлось отказаться. Костюмы на него уже были сшиты, а поскольку Михалков оказался с ним одного роста, Адабашьян убедил режиссера самому сыграть эту роль. На роль Анны Петровны пробы проходили Людмила Гурченко, Людмила Максакова и еще несколько актрис. Изначально в этой роли Михалков видел только Гурченко, однако она не смогла сниматься, о чем позже очень жалела. Дело в том, что во время съемок в предыдущем фильме – «Мама» – актриса сломала ногу. В результате на эту роль утвердили Антонину Шуранову.

Александр Калягин в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: nastroenie.tv


Евгения Глушенко и Александр Калягин в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: aif.by

Ради роли в этом фильме Александру Калягину пришлось пойти на определенные жертвы – ему нужно было за месяц сбросить около 20 кг! Долгое время актер питался одной гречневой кашей, и ему удалось добиться впечатляющих результатов! Калягин не просто похудел – эти перемены сказались на его манере двигаться, мимике и походке настолько, что он сам себя не узнал на экране. И это сильно озадачило актера: «Роль Платонова стала «переломной». Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Я испугался. Я понял, что провалил роль. Это был такой удар, что плакать хотелось. Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам и вдруг смотрю – на экране другой человек. Это не Калягин, это не я. Я не привык к тому, что я так двигаюсь, нет моих привычных ужимочек, привычных красок. Какой-то другой актер. И ощущение ужаса провала. Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!» Зато все его усилия были вознаграждены – во время съемок у Калягина начался роман с актрисой Евгенией Глушенко, которая играла супругу его героя, и после завершения работы над фильмом она стала его супругой и в реальной жизни!

Александр Калягин в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Этот фильм за рубежом называли жемчужиной мирового кинематографа и лучшей картиной о русской интеллигенции. Он был удостоен нескольких кинонаград, в том числе Специального приза жюри на МКФ в Картахене (Испания) и премии «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго (США).

Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: ekskluziv-smi.ru

В начале 1990-х гг. любимая актриса Михалкова неожиданно пропала с экранов. Как стало известно позже, она уехала в США: Как сложилась судьба Елены Соловей в эмиграции.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как в Пущине снимали фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Фильм по мотивам пьесы Антона Павловича Чехова снят мэтром советского и российского кинематографа Никитой Михалковым в 1977 году. Критики назвали «Неоконченную пьесу для механического пианино» полным погружением в реальность прошлого. А погружение это вряд ли было возможно без реальных декораций. Нашли их в подмосковной усадьбе Арцибашевых в Пущине. Случайно. Впрочем, и сам фильм мог так и не увидеть свет. Почему? Ответ узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

Сценарий за 1,5 месяца

Как только «Неоконченная пьеса…» увидела свет, критики, актеры и режиссеры окрестили ее лучшим фильмом о русской интеллигенции. Образы Чехова, гениально воплощенные на экране Александром Калягиным и Еленой Соловей, Евгенией Глушенко и Никитой Михалковым, словно сошли со страниц Антона Павловича. Они мастерски дополнялись яркими пейзажными образами и «говорящими» усадебными планами. И сегодня нам трудно представить, что всего этого могло бы и не быть вовсе.

Вот как вспоминает о начале съемок напарник Никиты Михалкова Александр Адабашьян:

— Когда мы с Никитой подали заявку, она с год пылилась безнадежно. А потом выяснилось, что до выполнения плана киношникам не хватает одной единицы. Вызвали нас, спросили, есть ли у нас готовый сценарий. Мы сказали: «Да». Хотя у нас ничего не было. «Приносите». — «Ну, надо поправить, он не совсем готов». — «Сколько может стоить фильм?» Мы назвали заниженную сумму – порядка 300 тысяч рублей.

В Пущине рядом с новой гостиницей, где поселились сценаристы, оказалась заброшенная усадьба с полуразвалившимися постройками.

— Когда мы ее увидели, то поняли – это то, что нужно. Даже сценарий родился за полтора месяца, — вспоминает Адабашьян.

Стеблов не стал Трилецким

В отличие от написания сценария, подбор артистов затянулся. Генеральшу Войницеву изначально должна была играть Людмила Гурченко. А Трилецкого – Евгений Стеблов. Но перед съемками случилось сразу два ЧП: на мюзикле «Мама» Гурченко сломала ногу. А Евгений Стеблов, которому уже были пошиты костюмы для роли, попал в ДТП и слег в больницу. Пришлось срочно заменить Гурченко Антониной Шурановой, а играть Трилецкого уговорили самого Михалкова. Да еще утвержденная Софи – Елена Соловей – перед съемками родила и сообщила, что не может работать. Подобрали похожую актрису, но очень быстро стало ясно, что та не вытянет роль.

Соловей ловили из кустов и снимали по-театральному

Уговаривать Соловей сниматься отправилась помощник режиссера. По воспоминаниям Адабашьяна, она сидела в кустах и дожидалась, когда актриса пойдет гулять с коляской. Бросилась ей в ноги, рыдала, что, если вернется на съемочную площадку одна, то ее уволят… В итоге Соловей приехала на съемки с ребенком, пеленками, сосками, бутылочками и прочими атрибутами счастливого материнства.

Калягин сел на гречку

Зато Александра Калягина на главную мужскую роль Михаила Платонова утвердили сразу. Мы его там видим непривычно стройным с огромными синими глазами. И если глаза – природная прелесть артиста, то вес ему пришлось подкорректировать. Мягко, впрочем, сказано. Сбросил 25 килограммов! Для этого Калягин сел на гречневую диету.

— Из суеверия он не говорил, что худеет для роли, а на расспросы, почему так тает, отвечал, что само собой получается. В театре решили, что он серьезно болен, — вспоминал в одном из интервью позже Адабашьян.

Играли, кстати, по-театральному. Много репетировали и только потом делали дубли. Михалков говорил: «Мы тратим пленку, а артисты — себя». А чтобы становиться ближе друг другу вся группа каждый вечер после съемок играла в футбол, потом шла купаться. От гостиницы к усадьбе всегда ходили пешком, вели неспешные беседы о погоде, чтобы ощущалась атмосфера того времени и обращались друг другу исключительно на «вы» и по имени-отчеству. Многие артисты потом в интервью не раз упоминали красоты Пущина на Оке и мечтали туда вернуться.

Хотя сейчас вряд ли кому-то тут понравится. Утонувший в зарослях памятник истории и культуры, кстати, федерального значения, стоит с заколоченными окнами и дверями и полуразвалившейся парадной лестницей. Так что может послужить разве что декорациями к какому-нибудь ужастику.