Незнайка история

LiveInternetLiveInternet

Незнайка – один из самых известных героев детских сказочных книг. Все мы в детстве с удовольствием читали эту книжку, с интересом следили за приключениями Незнайки и других малышей.
А знаете ли вы, что Незнайка по происхождению — эльф? Тогда сейчас вы это узнаете))
Итак, Незнайка — самый известный коротышка Цветочного города, главный герой трилогии Николая Носова, посвящённой его приключениям.

И хотя в Цветочном городе живёт много малышей и малышек, среди которых и учёный Знайка, и механик Шпунтик, и музыкант Гусля, но именно балбес и непоседа Незнайка стал любимым книжным героем.
Почему же?
Ответ прост — из-за обаяния! Да-да! Того самого обаяния, что делает этого малыша неотразимо привлекательным и даёт ему возможность завоевать читательское сердце.
К тому же Незнайка не так и прост. Он очень любопытен, общителен и отнюдь не лишён талантов.
Судите сами: первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. Ну, а то, что он работал скорее в жанре шаржа, нежели реалистического портрета, говорит только о своеобразии художественного дара.))

Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихотворные шедевры:

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

или

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Подумать только, какая сила воображения, какая экспрессия!))
Сравните эти поэтические строки хотя бы с виршами поэта Цветика:

Огромный шар, надутый паром,

Поднялся в воздух он недаром,

Наш коротышка хоть не птица,

Летать он всё-таки годится.

И всё доступно уж, эхма!

Теперь для нашего ума!

А ведь Цветик профессионал, тогда как Незнайка сделал лишь первые шаги на поэтическом поприще.
И какая у нашего героя тяга к новым знаниям и широта интересов! Едва он отложил в сторону кисти и краски, ещё в воздухе носились отзвуки его поэтических опытов, а он уже сидел за рулём газированного автомобиля, который соорудили Винтик и Шпунтик. И даже не зная толком, как этот автомобиль устроен, Незнайка с первого раза смог не только его завести, но и прокатиться с ветерком по всему городу. Да, конечно, не без некоторых происшествий…

Вот такой он, Незнайка, разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, поразительно похожий на любого (не сказочного, а реального) мальчишку.
Собственно, это и главное. Ведь Незнайка, по сути своей, — квинтэссенция мальчишеского характера и поведения.

Малыш Незнайка — без сомнения, большая удача Н.Н.Носова. Хотя по большому счёту и все предыдущие герои писателя — «незнайки». Витя Малеев и Коля Синицын из повестей, Мишка и Коля из рассказов — это мальчишки, которые пока мало что знают и умеют, но стремятся всё испробовать, узнать и сделать.
Вообще, «“незнайство”, связанное с детской наивностью», Н.Носов использует и обыгрывает виртуозно, заставляя его служить в своих произведениях (реалистических и сказочных) и главным двигателем сюжета, и основным источником комического.
………………..

История создания Незнайки очень интересна.

Был ли прототип у Незнайки? Был! Вернее, были. От вполне реальных до вполне сказочных.
Говорят, что Незнайка буквально срисован с сына Н.Носова — Петра. И волосы у него были вьющиеся, непослушные, и по характеру он — непоседа.
От своего создателя, самого Н.Н.Носова, герой тоже унаследовал некоторые черты. Вот, к примеру, коротышки не раз говорили, что Незнайка — мастер присочинить. Этот дар у него, несомненно, от Николая Николаевича.

По словам самого Носова, у Незнайки (и других малышей) такой жизненный прототип:

«Это ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».
Коротышки Цветочного города

Но, были у Незнайки и совсем даже не жизненные, а сказочные прототипы.
Просто удивительно и неожиданно, оказывается — Незнайка — в прошлом — Мурзилка, да к тому же ещё и эльф!
Станислав Рассадин в книге о творчестве Носова, пишет, что Николай Николаевич рассказывал ему о прочитанной в детстве сказке «Царство малюток: Приключения Мурзилки и лесных человечков». Воспоминания об этой книге и натолкнули его на мысль о новом герое — Незнайке.
Эта книжка на рубеже веков была весьма популярна. Героями её были малютки эльфы с забавными именами (Мурзилка, Чумилка-Ведун итп), а основу сюжета составляли их путешествия и приключения.

Впервые Мурзилка и его друзья появились на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году в сказке «Мальчик — с пальчик, девочка — с ноготок». Автором этой сказки была писательница Анна Хвольсон, а иллюстрациями служили рисунки из комиксов канадского художника Палмера Кокса. Главным героем был Мурзилка — человечек во фраке, с тросточкой и моноклем.

А Палмер Кокс (1840-1924), как оказалось, стоял у истоков создания первых комиксов, которые начали печататься на страницах американских журналов со второй половины XIX века. Ранним примером этого жанра является серия рисунков П.Кокса «The Brownies», про маленький народец «брауни».

К слову сказать, эльфы А.Б.Хвольсон имеют не очень большое сходство с фольклорными эльфами, которые обитают в сказках и легендах многих народов мира.
В конце статьи дается список книг, которые подробно расскажут и об эльфах, и о других представителях обширного «маленького народца» — гномах, карликах, цвергах, лепреконах и т.п. Кстати, среди сказочного миниатюрного населения есть и наши доморощенные. Вы, например, слышали о лесавках или боли-бошках?))
………………..
Первое издание книжки «Царство малюток», включающее 27 рассказов и 182 рисунка, вышло в 1889 году, а после 1917 года книжка А.Б.Хвольсон не переиздавалась. Поэтому и о родстве героев А. Хвольсон и Н. Носова почти никто не знал.
И оказалось, что Мурзилка до невозможности похож на Незнайку. Он такой же хвастунишка, лентяй и бузотёр, из-за своего характера постоянно попадающий в разные переделки.
Хотя характер Мурзилки схож с характером его литературного потомка, выписан Незнайка куда более живо и объёмно. И если у Хвольсон герой умышленно карикатурен, то у Носова это живой и обаятельный мальчишка. Поэтому, над безалаберным и хвастливым Мурзилкой читатели только смеются, а вот Незнайке часто сочувствуют, искренне его жалеют и любят.
Но вернёмся к Мурзилке. Почему же «позаимствовав» у Хвольсон образ героя, хотя и трансформировав его, Носов пренебрёг его именем? Да потому что в середине XX века имя это было уже весьма «раскручено» популярным детским журналом.
А сам Мурзилка стараниями художника А.М.Каневского в 1937 г. из лесного эльфа превратился в желтенький пушистый персонаж в беретике, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.
Так что имя для своего героя Носову пришлось искать другое. И в этом ему помогли всё те же малютки эльфы Хвольсон, один из которых, Незнайка, был братом Знайки и полным его антиподом.
Первая публикация в журнале «Барвинок» вышла в 1953—1954 гг. на двух языках — русском и украинском (в переводе Ф.Макивчука) — под названием «Приключения Незнайки и его товарищей» с подзаголовком «сказка-повесть».

Существенную роль в завоевании Незнайкой любви у маленьких читателей сыграл удачный выбор иллюстраторов. Первые две части трилогии были проиллюстрированы А. Лаптевым, третья – Г. Вальком.
И портрет получился настолько удачен и схож с оригиналом, что последующие «портретисты» повторяли и обыгрывали созданный А.М.Лаптевым образ.
Носов получил за трилогию о Незнайке в 1969 году Государственную премию РСФСР им. Н.К.Крупской.
………………………..

Что же до литературных прототипов, то есть у Незнайки ещё один, уже наш, коренной, российский.

Вот две цитаты.

— Скажите, пожалуйста, кто это придумал на воздушном шаре летать?

— Это я, — ответил Незнайка…

…Меня давно просили наши малыши что-нибудь придумать: «Придумай что-нибудь, братец, да придумай». Я говорю: «Мне, братцы, уже надоело придумывать. Сами придумывайте». Они говорят: «Где уж нам! Мы ведь глупенькие, а ты умный. Что тебе стоит? Придумай!» — «Ну ладно, — говорю. — Что с вами делать! Придумаю». И стал думать…

Думал я три дня и три ночи, и что бы вы думали? Придумал-таки! «Вот, говорю, братцы: будет вам шар!» И сделал шар.
Н.Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Гл. XIII. Разговор за столом.

Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно и в журналах помещаете?
Хлестаков. Да, и в журналах помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений. Женитьба Фигаро, Роберт Дьявол, Норма. Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь, братец!» И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня лёгкость необыкновенная в мыслях…».
Н.В.Гоголь. Ревизор. Действие III. Явление VI.
Даже этих строк вполне достаточно для выявления несомненного сходства двух героев.
И ещё о литературных родственниках.

Есть у Незнайки и его друзей коротышек ещё одна весьма многочисленная родня — «маленькие человечки» из сказок: Мальчик-с-пальчик Ш.Перро, Дюймовочка Х.К.Андерсена, Пиноккио К.Коллоди и его брат-близнец Буратино А.Н.Толстого, Чиполлино Д. Родари…

Все эти литературные малыши возникли по одной причине — маленькому читателю близок маленький герой, с которым он может себя отождествить.
………………

Обретя стараниями художников свой зрительный образ, Незнайка смело шагнул за страницы родной книжки. Незнайку можно встретить где угодно. В мультфильмах и на сценах театров, в детской периодике, на радио и телевидении, на карнавалах (кстати, костюм Незнайки — беспроигрышный и очень недорогой вариант) и викторинах. Есть игрушки «Незнайка», конфеты «Незнайка» итп.
Фантик от конфеты
Даже в экзотической Японии известный кондитер Мацуо Кокадо позаимствовал имя и образ носовского героя для своей вкусной продукции.
О мультфильмах про Незнайку
(Зайдите сюда, если хотите уточнить каких)
Мультфильмы про Незнайку шли на экранах нашей страны с начала 1960-х годов. Не так давно появился и мультик «нового поколения» — «Незнайка на Луне». Режиссёр А.Люткевич не только разглядел в романе Н.Носова и иллюстрациях Г.О.Валька идеальную мультипликационную историю, но и воплотил её в экранную жизнь.
…………………
А еще и заболевание есть такое — «Синдром Незнайки» или » синдром нарушенного внимания». Он часто является причиной «плохого» поведения детей. Их повышенная импульсивность, невнимательность и гиперактивность плохо укладываются в традиционные схемы поведения, мешает учебе.
………………
Вот какая интересная история у Незнайки!
Автор Ирина Казюлькина
……………………………..

Списки книг

Маленький список книг о маленьких существах

Аппензеллер Т. Гномы / Пер. В.Шартова.
Булычёв Кир. Фантастический бестиарий.
Заяц В. Привидения и духи.
Каневский А. Монстры и чудовища.
Мифологический бестиарий: От Алкоста до Ягила.
Феи и эльфы.
………………………..

Библиография — источник информации к размышлению

Бегак Б. Странствия продолжаются.

Жизнь и творчество Николая Носова.
Очень хороший сборник, отлично составленный и весьма разнообразный. Здесь представлены статьи Ю.Олеши, В.Катаева, Л.Кассиля (какие имена!).
Карлов Б. «Я знаю только то, что ничего не знаю», — сказал Сократ, но он не знал Незнайку: Всё о Незнайке // Пять углов. — 1996. — № 19.
Эта статья Бориса Карлова подарила множество фактов, идей и ассоциаций, отталкиваясь от которых мы выстроили наш материал о носовском герое.

Медведева Н. Кто первый познакомил наших детей с Мурзилкой? // Детская литература. — 1993. — № 7.
Первик А. Мир фантастических существ в советской детской литературе.
….
Источники

Тема 4.14. Трилогия о Незнайке

Основные понятия и термины по теме: автор, герой, тема, проблема, идея, композиция, стилизация, ирония, внутренний мир героя

План изучения темы

Краткое изложение теоретических вопросов:

Трилогия о Незнайке («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне») – роман-эпопея для маленьких. Приключения и юмор в романе-сказке. Фантастический мотив. Уникальность композиции трилогии. Тематика авторских отступлений. Образы героев-коротышек, индивидуальность их характеров. Сочетание дидактического материала с познавательным и фантастическим. Сатира и гротеск в сказке. Значение творчества Н.Носова в детской литературе.

Н. Носов успешно разрабатывал различные прозаические жанры. Неизменной любовью ребят — дошкольников и младших школьников — пользуются его сказки: «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-трилогию.

Первая часть — «Приключения Незнайки и его друзей» — напечатана в 1954 г. Сюжет ее основан на фантастических приключениях коротышек, живущих в Цветочном городе. «Приключения Незнайки» по жанру роман-сказка. Носову удалось, не разрушив признаков, присущих и роману и сказке, создать произведение приключенческое и юмористическое. Действие в «Приключениях Незнайки» постоянно развивается на грани событий реальных и фантастических.

Автор поясняет, что коротышками его героев называют потому, что они очень маленькие — это еще не выходит за пределы реального, но следующая же фраза уточняет, что каждый был ростом с небольшой огурец. Так на реальность накладывается новый, фантастический мотив. В восприятии ребенка возникают образы сказочных мальчиков и девочек, которые были настолько малы, что грибы и орехи распиливали пилой на части и перетаскивали домой по кусочкам.

Композиционно роман-сказка Носова разделен на 30 небольших глав, почти каждая из которых содержит какое-либо завершенное событие и в то же время связана с предыдущими. То это рассказ о том, как Незнайка был музыкантом, художником, сочинял стихи, катался на газированном автомобиле; то это события, происходящие с Винтиком и Шпунтиком в городе Змеевке; то путешествие коротышек на воздушном шаре. Как во всяком романе, в «Приключениях Незнайки» есть авторские отступления, они различны по тематике и представляют собой непринужденный разговор автора с читателями.


Характеры коротышек четко индивидуализированы: это «самый известный малыш» Незнайка, «самый главный малыш-коротыш» Знайка, охотник Пулька, художник Тюбик, доктор Пилюлькин. Сахарин Сахаринович Сиропчик и др. Незнайка, главный герой,— хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает «для рифмы», что «Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный»; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка — фантазер, чем-то напоминающий Мишку Козлова из цикла рассказов Носова «Мы с Мишкой». Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.

В веселой, эмоциональной форме преподносится дошкольникам обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. «За всеми веселыми приключениями ненавязчиво присутствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с под­линными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность. Книга художественна, и потому урок, который стремится преподать автор, безусловно, дойдет до детворы»,— писал в рецензии на сказку Ю. Олеша.

В 1958 г. была закончена вторая часть трилогии — «Незнайка в Солнечном городе». Носов нашел здесь новые повороты сюжета. Вернувшись после путешествия на воздушном шаре, коротышки строят фонтан, тростниковый водопровод и мост через Огурцовую реку. Незнайка решил исправиться, стать вежливым, начать учиться, но вскоре ему все надоедает. Автор по этому поводу с шутливой иронией замечает: «Это часто случается в стране коротышек. Иной коротышка наобещает с три короба, наговорит, что сделает и это, и то, даже горы свернет и вверх ногами перевернет, на самом же деле поработает несколько дней в полную силу, а потом снова понемножку начинает отлынивать».


Дидактический материал органически сочетается в этой сказке с познавательным и фантастическим. Незнайка совершает бескорыстные поступки, получает волшебную палочку и попадает в чудесный Солнечный город будущего. Сюжет насыщен сказочными превращениями, приключениями, комическими ситуациями, в которых оказываются Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестренький.

Заключительная часть трилогии — «Незнайка на Луне» — вышла отдельным изданием в 1965 г. В центре ее — события, которые произойти через два с половиной года после возвращения трех друзей из Солнечного города. За это время изменился облик Цве­точного города. Коротышки ввели у себя многое из того, чем был знаменит Солнечный город. Построены новые дома, в том числе два вертящихся здания; на улицах появились спиралеходы, труболеты, авиагидромотоколяски. Знайка придумал ракету, в которой коротышки собираются полететь на Луну. Когда все было готово к путешествию, Незнайка и Пончик спрятались в пищевом отсеке и нечаянно запустили ракету. Так начались новые приключения Незнайки в лунных городах Давилоне, Лос-Паганосе, Брехенвилеи на Дурацком острове.

Познавательное и научно-фантастическое в этой части трилогии тесно переплетается с сатирическим. Гротескные образы Скуперфильда, Спрутса, госпожи Миноги, господина Гадкинза разоблачают заправил буржуазного мира. Грустные приключения двух путешественников в лунном мире помогли Незнайке понять многое. Он оценил могущество дружбы и взаимопомощи, пережив с бедными коротышками-лунатиками метаморфозы на Дурацком острове. Он познал новое, неведомое, «огромное-преогромное» чувство любви к родной земле.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме ре­шать важные морально-этические проблемы.

Практические занятияне предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

Трилогия о Незнайке– роман-эпопея для маленьких.

Приключения и юмор в романе-сказке.

Фантастический мотив. Уникальность композиции трилогии.

Тематика авторских отступлений. Образы героев-коротышек

10 цитат из книги «Незнайка на Луне»

«Я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…», — вспоминал Николай Носов о начале своей карьеры.

Автор был уверен, что к юным читателям нужно относиться не только с любовью, но и с уважением, возможно поэтому его книги, опубликованные еще во второй половине XX века, популярны до сих пор, а последний роман о коротышках экономисты называют самым толковым учебником по их специальности.

Мы выбрали 10 цитат из «Незнайки на Луне»: Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах. — А кто такие эти полицейские? — спросила Селёдочка.
— Бандиты! — с раздражением сказал Колосок.
— Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских — защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе. Пончик до такой степени уставал на работе, что, придя домой, растягивался на койке и вставал только для того, чтобы чего-нибудь пожевать. Даже еда не доставляла ему прежнего удовольствия. Теперь единственным для него наслаждением было отправиться в выходной день на берег и самому повертеться на каком-нибудь чёртовом колесе, параболоиде или хотя бы на водяной колбасе. — Вот и чудесно! — со злорадной усмешкой бормотал он. — Целую неделю я вертел разных бездельников, а теперь пусть другие бездельники повертят меня! Каждому, понимаешь, хочется показать, будто он лучше других, а так как ум, доброта, честность у нас ни во что не ценятся, то хвалятся друг перед другом одним лишь богатством. Многие богачи, которые вместе с фабриками потеряли также свои доходы, вынуждены были поступить на работу и в конце концов поняли, что это даже лучше, чем по целым дням и ночам трястись над своими капиталами, теряя сон и аппетит и думая лишь о том, как бы облапошить кого-нибудь и не дать другим облапошить себя. Наконец он все же набрался храбрости настолько, что решился признаться в собственной трусости. В заключение Незнайка спросил, почему лунные астрономы или лунологи до сих пор не построили летательного аппарата, способного достичь внешней оболочки Луны. Мемега сказал, что постройка такого аппарата обошлась бы слишком дорого, в то время как у лунных учёных нет денег. И почему это всегда так бывает: стоит выдумать какую-нибудь чепуху — и тебе все поверят, а попробуй скажи хоть самую чистую правду — так тебе накладут по шее, и дело с концом! Кроме заботы о пище, Жулио проявил также заботу о чистоте. — У вас, голубчик, в этой комнате слишком много скопилось дряни, — сказал он однажды Спрутсу. — Однако убирать здесь не стоит. Мы попросту перейдём в другую комнату, а когда насвиним там, перейдём в третью, потом в четвёртую, и так, пока не загадим весь дом, а там видно будет.