Никита переславский

Вериги

Фото: Василий Нестеренко

Выдающийся человек, помимо прочего, обладает таинственной способностью превращать обычные вещи в нечто большее – в реликвии. Так появляются музейные экспонаты, которые становятся символами определенного вида искусства и свидетелями незаурядной человеческой жизни: скрипка Никколо Паганини, чернильница Александра Пушкина, ледоруб Анатолия Букреева. Если говорить о подобном символе христианства и поискать вещь-свидетеля незаурядной жизни святого, то нужно признать: вериги преподобного Сергия – лучшее материальное выражение драматургии отношений человека и Христа. Именно в них можно увидеть трагизм и логику христианской жизни.

«Эти тяжелые цепи и металлические пластины использовались аскетами для умерщвления плоти и подавления страстей» – поясняет экскурсовод. Но едва ли он способен объяснить, почему вериги возлагает на себя преподобный Сергий, который к тому времени уже творит чудеса. Но в то же самое время молодому монаху, находящемуся в самом начале аскетического пути, коему вопрос борьбы со страстями более актуален, ни один старец, скорее всего, не дозволит сделать этого. Что же такое вериги?

Поставленный вопрос имеет отнюдь не частный характер. Ведь вериги можно рассматривать как материальный образ морали – высокой и сложной культуры самоограничения. Немецкий философ Имануил Кант признавал: моральный закон прагматически не оправдан. «Звездное небо над головой» и «моральный закон внутри нас» наполняли философа все более глубоким удивлением и благоговением. Зачем нужен молитвенный труд, посты, терпение обид и волевое укрощение страстей – словом, все то, что противно биологической природе живого существа? Зачем это издевательство над собой? К чему изнемогать под тяжестью вериг? Не лучше ли идти по жизни радостно и налегке?

В «Приключениях барона Мюнхгаузена», созданных причудливым воображением Рудольфа Эриха Распэ, есть рассказ под названием «Мои чудесные слуги». Турецкий султан посылает Мюнхгаузена в Египет со сверхважным секретным поручением. В ходе этого вояжа барон приглашает к себе на службу удивительных людей: один из них обладал настолько тонким слухом, что мог услышать шум растущей травы; другой выстрелом убивал воробья на расстоянии нескольких дней пути; третий голыми руками вырывал из земли вековые деревья; четвертый был помощником мельника и вращал крылья мельниц, зажав пальцем левую ноздрю, и выдувая из правой целый ураган. Пятый слуга оказался скороходом. Вот как описывает Распэ сцену встречи:

«Едва я отъехал от турецкой столицы, как мне попался навстречу маленький человек, бежавший с необыкновенной быстротой. К каждой его ноге была привязана тяжелая гиря, и все же он летел как стрела.

– Куда ты? – спросил я его. – И зачем ты привязал к ногам эти гири? Ведь они мешают бежать!

– Три минуты назад я был в Вене, – отвечал на бегу человек, – а теперь иду в Константинополь поискать себе какой-нибудь работы. Гири же повесил к ногам, чтобы не бежать слишком быстро, потому что торопиться мне некуда».

Так эпизод из сказки проясняет религиозную логику веригоношения. Это ничто иное как логика силы.

«Крепка, как смерть, любовь». Это выражение из Песни песней заставляет помыслить любовь уже не как чувство, но как силу. А если любовь – сила, ее можно вполне понять в терминах динамики. Сущностью любой силы является ее стремление исчерпаться, объективироваться, выразиться в действии. «Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума» – говорит Лермонтов, тем самым ясно утверждая: силу таланта удержать или скрыть в себе невозможно. Непризнанного гения не бывает, так же как не может быть «города, скрытого на вершине горы». Музыкант тоскует без инструмента, у физически сильного человека в праздности и вне ситуации борьбы, что называется, «чешутся руки». В любви человека к Богу ясно прослеживается та же ситуация: «Не могу я вместо «раздай все» давать лишь пятак, вместо «следуй за Мною» ходить лишь к обедне» – так поясняет свое решение пойти в монастырь младший брат Алеша Карамазов. Тяжесть обетов выражает модуль любовной силы, так же как художественный масштаб произведения – величину таланта.

Вектор же этой любовной силы очевиден: сотворить добро любимому, помочь, спасти, «положить жизнь за други своя». Любовь предназначена для критической ситуации, поэтому неудивительно, что ее сила, в поисках точки приложения, мечтает о катастрофе – так же как богатырь о достойном сопернике.

Любовная сила тревожит человека, побуждая его помогать, спасать, жертвовать собой. И трагедия религиозной любви состоит в том, что Бог, на которого она направлена, самодостаточен. Ему невозможно оказать даже мелкой услуги. Христос в Гефсиманском саду отклоняет заступничество Петра словами: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?»

К счастью, там, где невозможно что-то «сделать для», всегда остается возможность «сделать ради». Эта возможность, если ею воспользоваться, не оставляет места несчастью неразделенной любви. Наверное, поэтому Христос указывает на возможность обратить на ближнего ту любовь, которая стремится к Богу: «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Ради Христа подвижник налагает на себя вериги. Посты, бдения, столпничество и другие способы усложнить себе жизнь есть ничто иное как «гири», которые привязывает к своим «сильным ногам» «скороход»-святой. Они утешают избыточную силу любви, которая не находит прямого выхода на свой Предмет. Это не средство достижения святости – наоборот, это ее плоды.

То же самое можно сказать и о других, нематериальных «веригах». Среди философов много веков идет спор о происхождении морали: откуда берут начало традиции самоограничения? Какие-то нормы оправданы необходимостью общежительного существования людей, какие-то даже медицинскими основаниями. Но есть среди прочих источников морали традиции и или обычаи, заложенные святым человеком. Когда-то по вдохновению любви подвижник сочиняет поступок. Потом повторяет его снова и снова, превращая в личное правило. Людям, приходящим к святому, нравится этот личный обычай – они начинают подражать ему. Так появляется народная традиция, которая с течением времени набирает авторитет и превращается в моральный закон.

Христианский вклад в общий корпус человеческой морали – это традиции, начало которым положены поступками святых, сочиненных по вдохновению любви. Вспомним слова Христа: «Потому и узнают, что вы Мои ученики, что будуту иметь любовь между собою». «Вы – свет миру. Вы – соль земли. Если соль потеряет силу, чем сделаешь ее вновь соленою?» Соль передает свое свойство любой пище, но сама не черпает его из неких внешних источников. Таков гениальный композитор: он не может выйти на сцену и спросить слушателей: «Что вам сыграть?» Это к нему обращено всеобщее внимание. Требование к нему аудитории только одно: «Играй что хочешь: нам не нужно твое послушание – нам интересно твое вдохновение». Вот и настоящему христианину, в отличие от мусульманина или иудея, уже не на кого оглядываться и спрашивать, как поступить. Это к нему обращен в ожидании заинтригованный мир: что еще он придумает ради своего распятого Бога?» Вот потому жития святых – самое прекрасное, что есть в христианской культуре. Там люди находят такие поступки, которым нельзя научиться у законоучителей – даже таких, как Моисей, Мухаммед или Зороастр.

Блаженный Августин говорит: «В христианстве есть только одна заповедь: люби Бога и делай, что хочешь». Но это заповедь совершенных. А что делать, если любви нет? Стать сильным можно лишь подражая сильным. Богатырь утешает зуд в своих могучих руках, поднимая тяжелые гири. То, что для него является утешением, для слабого пусть станет тренировкой. И совсем не тоскливо носить «вериги» морального и религиозного закона, если знать, что это – «гири» святых, а для нас – упражнение в любви.

Преподобный Никита Столпник, Переяславский

Кондак 1

Взбранный чудотворче и великий Христов угодниче! Восхваляем тя с любовию, чада твоя, тепла предстателя к Богу тебе стяжавше. Ты же моли прославившаго тя Господа от всяких нам бед свободитися, зовущим: радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Икос 1

Ангелов подобника и бесов противоборца провидя тя всея твари Зиждитель словесы пророческими: измыйтеся и чисти будите, на покаяние огласив тя, яко втораго Павла, человеколюбно к себе призва, нас же научи ублажати тебе сице:

Радуйся, сосуде избранный, свыше Богом предуведанный; радуйся, в храм Духа Всесвятаго предуставленный.

Радуйся, сподобивыйся Божественнаго призвания; радуйся, удостоивыйся от Господа оправдания.

Радуйся, благодать Божию, умягчающую сердце твое, получивый; радуйся, очистительнаго покаяния токи слез источивый.

Радуйся, веру в призвавшаго тя Господа несумненну восприявый; радуйся, всего себе водительству Божию предавый.

Радуйся, супружницу и клевретов твоих Господа ради оставивый; радуйся, невозвратное твое шествие к снисканию спасения направивый.

Радуйся, Царствия Небеснаго стяжателю; радуйся, о всех к тебе притекающих теплый ко Господу предстателю.

Радуйся, Никите преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 2

Видя супружницу твою, дивящуюся пременению снедных мяс якобы в человеческия члены и недоумевающую о неисповедимых судьбах Божиих, свыше озарен, исповедал еси, яко Господь на покаяние тя призывает, и абие познал еси спасающему тя Богу пети: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый, в дивном призвании твоем проявленный разумети ища, преподобне отче Никито, помышлял еси, како о Господе возмощи мир и диавола посрамити, к лавре святаго великомученика Никиты абие потекл еси, идеже и ангельский образ на ся восприим, добль воин Христов показался еси. Мы же, Господа спасшаго тя прославляюще, радостно вопием ти:

Радуйся, яко мытарь, ко Господу о помиловании вопиявый; радуйся, яко заблудший сын, Отца Небеснаго взыскавый.

Радуйся, яко хананея, от Христа не отступавый; радуйся, яко блудница, о гресех рыдавый.

Радуйся, яко Езекия, умильно моливыйся; радуйся, яко Манассия, в покаянии смиривыйся.

Радуйся, яко Иов, искушения крепко терпевый; радуйся, яко Даниил, премудрость Божию разумети вожделевый.

Радуйся, Давидово раскаяние явивый; радуйся, Петровы слезы источивый.

Радуйся, путь истинный к животу вечному обретый; радуйся, яко крин, любовию Божественною процветый.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тя, преподобне отче Никито, егда в начале не был еси удостоен приятия в лавру великомученика Никиты, и трехдневным твоим пред враты оныя приседением и всенародным грехов твоих исповеданием победителя на диавола тя яви, научая нас дающему крепость людем Своим Богу пети: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй благоприятное стремление во святей лавре великомученика Никиты водворитися, но от сея быв отреваем, в тинное блато наг поверглся еси на терзание мшицем и гадом. Мы же толико крепкому твоему терпению дивящеся, вопием ти:

Радуйся, миру единожды навсегда умерый; радуйся, нераскаянно вся красная мира сего презревый.

Радуйся, тщеславныя помыслы смиривый; радуйся, мысль в Бозе утвердивый.

Радуйся, сребролюбие изсушивый; радуйся, сластолюбие умертвивый.

Радуйся, всякий гнев и избыток злобы отложивый; радуйся, смиренномудрие возлюбивый.

Радуйся, душу твою по слову Христа возненавидевый; радуйся, делы благими Велиара преобидевый.

Радуйся, плоть со страстьми и похотьми распный; радуйся, по обращении твоем не себе, но единому Богу живый.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, святыя лавры игумен смятеся, зря тебе, грехолюбива бывша, на подвиги иночествующих толико бодренно дерзающа, в месте тесне тя затвори во испытание благаго твоего произволения; ты же на диавола, яко Давид на Голиафа, единоборствовати радостно с каменем веры потекл еси, поя Господу Сил: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав сказания житий древних подвижников, преподобне, како от Господа наставляеми и укрепляеми, труды ко трудом прилагаху, тем подражати возревновал еси, и тяжкия вериги, по благословению игумена, на ся возложив, день и нощь в молитвах пребывал еси. Мы же, дивное твое подвижничество прославляя, зовем ти таковая:

Радуйся, житием отцев пустынных плененный; радуйся, любовию Божественною распаленный.

Радуйся, произвольное узничество возлюбивый; радуйся, во умерщвление плоти железа на себе возложивый.

Радуйся, в подвизех неутомимый; радуйся, во благочестии неохладимый.

Радуйся, во плоти безплотных Ангелов сожителю; радуйся, своего произволения воли Божией покорителю.

Радуйся, исправлении твоими безплотных удививый; радуйся, равноангельнаго жития образ истинный нам явивый.

Радуйся, в собеседование с Богом выну углубленный; радуйся, благодатию Божиею преобогащенный.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 5

Богопесненную Псалтирь к достижении Небеснаго Отечества, яко светильник, во уме твоем выну содержа, тою прославлял еси Небеснаго Отца, воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ближнии и дальнии, еже по Бозе житие твое, преподобне, чудному твоих нравов изменению удивляхуся, добродетели же и подвиги твоя прославляху, с ними же и мы сице вопием ти:

Радуйся, яко в старости крепость мужескую показал еси; радуйся, яко обет иночества делами оправдал еси.

Радуйся, в многострастней плоти подвизавыйся, яко безплотный; радуйся, благими помыслы и делы многоплодный.

Радуйся, твоими подвиги от обленения нас возставляяй; радуйся, твоею жизнию путь ко спасению всем изъявляяй.

Радуйся, любовь велию к Богу показавый; радуйся, многообразне помощь Божию испытавый.

Радуйся, Божией любви к кающимся зерцало; радуйся, подвизающимся на диавола крепкое забрало.

Радуйся, выну о нас с молитвою Богу предстоящий; радуйся, и поднесь обитель твою нерушиму хранящий.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 6

Проповедают тяжкия твоя вериги, смиренномудре Никито, труды и болезни, Бога ради тобою подъятыя, ихже ради дивно прослави тя Господь, обильныя исцелений струи тобою источая нам, да выну поем Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшая в сокрушеннем сердце твоем благодать Всесвятаго Духа провидца будущих и скораго наветуемым от бесов свободителя показа тя, преподобне, научая всех вопити тебе сице:

Радуйся, предняя, яко настоящая прорекавый; радуйся, дальная, яко близ сущая прозиравый.

Радуйся, яко князю Михаилу вину разслабления его телеснаго объяснил еси; радуйся, яко мученическую кончину ему и болярину его быти предвестил еси.

Радуйся, со пророки прославленный; радуйся, чудотворцем сопричисленный.

Радуйся, гордыни диаволей низложителю; радуйся, бесов прогонителю.

Радуйся, силу вражию поправый; радуйся, в силе Божией преспевавый.

Радуйся, яко Царствие Божие внутрь себе стяжал еси; радуйся, яко Христа навеки в тебе жити восприял еси.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 7

Хотящу диаволу явлением своим во образе дракона устрашити тя, стояща на молитве, оружием креста поражение бесконечное нанесл еси, победителю Богу воспевая: Аллилуиа.

Икос 7

Новую тварь показа тя Зиждитель, от миролюбия к толикому боголюбию сердце твое обратив, преподобне отче, яко ты на столп, аки Илия на огненную колесницу, возшед, бдение, пост и молитву, аки кони быстротечныя от земли к небеси стяжал еси, и тако ко Христу представ, выну ходатайствуеши о нас, вопиющих тебе:

Радуйся, яко еже по Бозе истинное житие познал еси; радуйся, яко тое ищущим делами показал еси.

Радуйся, велемудров века сего обуивый; радуйся, истинную мудрость в смиренномудрии быти явивый.

Радуйся, иго Христа восприявый: радуйся, благость онаго житием оправдавый.

Радуйся, язвы Господа Иисуса любезне на теле твоем понесый; радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый.

Радуйся, земный странниче; радуйся, Божий избранниче.

Радуйся, монахов наставнице; радуйся, Богоприятный о нас молитвенниче.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 8

Странное и преславное чудо видится всем, притекающим к тебе, отче Никито, яко и вода от изрытых тобою кладенцев, черплемая с верою, телесныя и душевныя недуги исцеляет, научая чудодеющему Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8

Весь от Всесвятаго Бога облагодатствован еси, преподобне отче, яко духом Престолу Божию предстоиши, телом же в недре земли почивая, от гроба твоего подаеши цельбы. Сего ради и взываем ти таковая:

Радуйся, верный рабе Владыки Всеблагаго; радуйся, храме преукрашенный Духа Всесвятаго.

Радуйся, Царя Небеснаго предстоятелю; радуйся, скорый прошений подателю.

Радуйся, источниче исцелений; радуйся, сокровищнице чудотворений.

Радуйся, видимыми чудесы невидимую благодать, в тебе сущую, являяй; радуйся, верных души знаменьми в вере утверждаяй.

Радуйся, чадам Церкве лучезарный светильниче; радуйся, дивный Христов угодниче.

Радуйся, увенчанный подвижниче; радуйся, Богу присный любимиче.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, преподобне Никито, яко и древяный посох твой, страждущему телесным разслаблением Черниговскому князю Михаилу посланный от тебе и в руку им приятый, абие исцеление тому дарова и научи его пети чудодеющему тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаниии недоумеют по достоянию восхвалити тя, достославно отче, яко паче естества силу вражию преславно низлагаеши. Еще бо в телеси пребывая, беса, шествовавшу к тебе князю Михаилу явльшася во образе инока и благое княже предприятие воспящавша, видимо к столпу твоему именем Христа пригвоздил еси, и поднесь туюжде власть на бесы являеши, разрушая злокозненныя действа их на человеков. Сего ради и зовем ти сице:

Радуйся, лжи диаволей обличителю; радуйся, прелести бесовския посрамителю.

Радуйся, власть на духи нечистыя приявый; радуйся, туюжде и по смерти удержавый.

Радуйся, яко демони и гроба твоего трепещут; радуйся, яко на них и вериги твоя стрелы палящия мещут.

Радуйся, яко бесныя во обитель твою точию нуждею привлачаеми бывают; радуйся, яко они здравии и смыслящии тую оставляют.

Радуйся, яко демони зде и не хотяще себе открывают; радуйся, яко тобою гоними, из одержимых ими скоро убегают.

Радуйся, реко исцелений быстротечная; радуйся, стражо обители вечная.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, богомудре отче, в кротости и смиренномудрии Христове выну поучался и дивно преуспел еси. Темже и рабом твоим, хотящим нуждно изъяти душу твою, ничтоже пререкл, ниже возопил еси; но, яко агнец незлобивый, главу подклонив, смерть от тех приял еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси всем, воспевающим тя и притекающим с верою к заступлению твоему, Никито столпниче. Темже и нам, к тебе прибегающим, буди столп непоколебим, от всяких нас бед и напастей выну застеняя и ограждая, за еже и поем тебе таковая:

Радуйся, пристанище обуреваемых; радуйся, помоще озлобляемых.

Радуйся, скорбных утешителю; радуйся, немощных укрепителю.

Радуйся, грешных Бога умилостивляяй; радуйся, благих в добре утверждаяй.

Радуйся, кающихся своим примером ободряяй; радуйся, о спасении подвизающимся спобораяй.

Радуйся, мятущихся помыслами умирителю; радуйся, вражиих наветов отразителю.

Радуйся, наших царей державо и похвало; радуйся, града Переславля утверждение и красото.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 11

Пение благодарственное Господу приносят вси, приемлющии, видящии и слышащии многочисленная чудеса, от тяжких вериг и гроба твоего бывающая силою Божиею, юже ты выну на небесех прославляеши, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило, на тверди церковней возсиявшее, преподобне отче Никито, показаша тя три огневидныя столпы, явльшияся над поверженными от убийц твоих и яко древо в водах волжских плававшими твоими веригами, яже и положити зде на гробе твоем, яко почесть трудов твоих, в нощнем видении повелел еси. Чесо ради твое водворение во светлостех святых быти уразумевше, тя воспеваем:

Радуйся, жителю Божественнаго селения; радуйся, достигший вечнаго упокоения.

Радуйся, благ неизреченных наслаждающийся; радуйся, лицезрения Божия насыщающийся.

Радуйся, со Ангелы присно ликующий; радуйся, Трисвятую песнь немолчно поющий.

Радуйся, с преподобными ублажаемый; радуйся, с мучениками увенчаваемый.

Радуйся, радостию вечною преисполняемый; радуйся, любовию Божественною преуслаждаемый.

Радуйся, яко тобою Вышний на небеси и на земли славится; радуйся, яко и ты сего ради Вышним на небеси и на земли прославился еси.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 12

Благодать чудес твоих, преподобне отче Никито, в сердце первосвятителя Фотия велие ко отысканию многоцелебных мощей твоих желание возжже. Ты же, богомудре, аще и попустил еси откопати и видети нетленное и чудесы благоухающее тело твое; обаче якоже и прежде человеческия славы убегавший, всех из храма, аки бурею, изринув, паки себе в землю скрыл еси. Чесо ради дивному во святых Своих Богу Иаковлю воспеваем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще преславно действующаго тобою чудеса Царя Небеснаго, тя, отче достославне, восхваляем, аще и недостойными устами, обаче усердно ублажая тя сице:

Радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление; радуйся, святыни Духа чистое и непорочное селение.

Радуйся, чудес пучино, Богом излиянная: радуйся, мироварнице, на вся недуги врачеваниями преизобильная.

Радуйся, образе агнцем и пастырем; радуйся, преукрашенный всяким Божественным дарованием.

Радуйся, правило веры и образе кротости духовныя; радуйся, зрителю красоты Божественныя неизреченныя.

Радуйся, мира Христова благоухание; радуйся, многоцветный крине райскаго прозябения.

Радуйся, яко Ангели о твоих исправлениих радуются; радуйся, яко мнози человецы по твоему примеру и предстательству спасаются.

Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 13

О, преславный чудотворче и великий Христов угодниче, Никите преподобномучениче! Нынешнее наше хвалебное приношение прием, не остави присно ходатайствовать о нас у Отца Небеснаго, да в житии сем сетей вражиих и прелести бесовския избывше, воздушных мытарств и геенны вси избегнем, и всельшеся в горний Иерусалим, сподобимся с тобою пети Всеблагому Богу нашему вечно немолчное: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мощи и вериги преподобного Никиты Столпника. Никитский мужской монастырь. Переславль-Залесский.

Живописные просторы Никитской слободы, что в Переславльском крае, украшают белокаменные стены древнего монастыря, который стоит на этой земле уже несколько веков. Издалека напоминает ледяной дворец. Многое он повидал, богата его история. Никитский монастырь (Переславль-Залесский) ежедневно принимает теперь сотни паломников, которые съезжаются со всех уголков нашей страны, чтобы поклониться святыне. На берегу Плещеева озера, вдалеке от суеты мирской местные обитатели несут послушание, трудятся, восстанавливают разрушенный в смутные времена монастырь.

Никитский монастырь является древнейшей обителью русской земли, назван так в честь воина-великомученика Никиты. Датой основания считается рубеж XI-XII вв. Создавался монастырь при управлении суздальского князя Бориса Владимировича, ставшего после смерти вместе с братом Глебом первым святым на Руси, канонизирован ликом мученика-страстотерпца. Именно во времена его правления Никитский монастырь был опорным пунктом, где язычников обращали в христианскую веру. Никитский монастырь (Переславль-Залесский) носит имя великого мученика, который жил в IV веке. В те времена христианство распространялось по Европе, Никита – богатый готский военачальник, отказавшийся от язычества и последовавший учению Христа. Загодя до этого он увидел во сне отрока с крестом, а проснувшись, обнаружил на груди у себя икону с изображением Девы с младенцем, в руках которого был крест. Приняв крещение, Никита стал проповедовать учение Христа, за что и был приговорен язычниками к сожжению. От пламени костра его защитила икона на груди, которую он носил под одеждой. Тогда бросили его на растерзание диким животным. Ночью его тело похитил друг Мариан, который и похоронил его. Позже уже христиане поставили на месте могилы церковь, которая была названа именем великомученика. Мощи Никиты обрели способность к исцелению, стали чудотворными. Уже позже монастырь, выстроенный на этом месте, приобрел известность благодаря другому мученику. Его тоже звали Никита (Столпник). Так и зовется монастырь именем этих святых.

Исцеление князя Михаила Всеволодовича.

Каждый, кто приходил за сотни верст в Переславль-Залесский, Никитский монастырь посещал с целью поговорить с Никитой Столпником. Облегчал он страдания людей, исцелял не только души, но и тела. Дошла о нем молва и до Чернигова, где страдал болезнями с ранних лет князь Михаил Всеволодович. С ближним своим боярином князь собрался в путь, чтобы подойти к столпу Никиты, пообщаться с чудотворцем. Вера в исцеление у князя Михаила была очень велика, но прошел в пути он немало испытаний. Добрались они до стен монастыря, остановились. Прибыв в обитель, боярин обрел Никиту в веригах и каменной шапке, денно и нощно молящегося, рассказал обо всех своих бедах. Выслушал его великомученик, дал свой посох и велел прийти к нему самому князю. Когда Михаил взял посох из рук боярина, тут же почувствовал в себе великую силу. Сам добрался до столпа Никиты, изливал ему свою благодарность, а обитель наградил щедрыми подарками.

Гибель великомученика Никиты.

Обретение вериг. Весть о чудесном исцелении и щедрых подарках князя быстро разошлась по миру. Родственники Никиты поспешили к нему, потому что намеревались получить часть богатства. Долго внушал им праведник о зле, о грехе сребролюбия, но те не вняли его словам, а только ожесточились сердцем. Решили они, что вериги на Никите серебряные, так блестели они на солнце. Задумали лиходеи черное дело. В ночь тайно проникли злоумышленники в обитель, подобрались к столпу и стали разрушать доски, которыми была накрыта яма (от дождей и непогоды). Никита все это слышал, догадался об их намерениях, но не стал поднимать шум и тревогу. Молча он принял побои, смерть от мучителей, отдался воле божьей. Так бренное тело его обрекло покой, а душа вознеслась на небо. Лиходеи же сняли с него вериги и бросились за врата. Уже в поле они поняли, что это не серебро, а обычное железо, и в отчаянье побросали вериги в Волгу. Обнаружив тело бездыханного Никиты, братья отнесли его в храм. Молва о его гибели быстро разнеслась, и потянулось к гробу великомученика множество народу. Многие в то время получили исцеление пред гробом его.

В XVII веке серьёзных потрясений монастырю претерпеть не довелось. Даже трудное для многих обителей время правления Екатерины II, ознаменовавшееся секуляризацией (изъятием) церковных земель, он пережил без особых потерь. Продолжалось на его территории и строительство. В частности, к возведённой ранее Благовещенской церкви был пристроен придел, и возведена часовня над столпом, стоя на котором, по преданию, день и ночь молился святой Никита. Этот столп играл в жизни монастыря важную роль. Он и железные вериги, которые носил когда-то для умерщвления плоти святой подвижник, на протяжении многих столетий демонстрировали как величайшую святыню, и они привлекали в монастырь множество паломников, способствуя пополнению монастырской казны. Было время, когда вместе с ними показывали и каменную шапку, того же назначения что и вериги, но в 1735 году московские церковные власти её изъяли.

Никитский монастырь. Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20

Как и в прежние годы, сюда съезжаются тысячи паломников, желающих поклониться его святыням, главная из которых – мощи святого преподобного Никиты столпника, и все, кому дорога наша история.

Святой источник Никиты Столпника.

Источник находится в километре от Никитского монастыря. Уж сколько времени прошло, а источник дарит людям свою целебную воду. Источник хорошо обустроен: есть купальни, место набора воды и маленькая часовня. Место вокруг с любовью облагорожено: цветы на клумбочках, чистые гравийные дорожки. Окунулись в источник абсолютно все: от мала до велика, и сонные проснулись, усталость как рукой сняло, лица всех сразу засияли.

Как победить плоть – 5 мощных мест Писания, которым стоит научить вашего сына

Как юноше содержать в чистоте путь свой?

Любимый сыночек, когда ты набираешь в поисковой строке этот жаргонный термин, ты даже не представляешь, что за ящик Пандоры ты открываешь.

Ты не представляешь, какие появятся изображения и видео.

У тебя нет ни малейшего представления о том, как это может обжечь твоё сознание.

Ты не имеешь понятия, насколько скользким и обманчивым является этот путь, и о том, как легко дьявол сможет получить плацдарм.

И сынок, живёшь ли ты на ферме, в городе или где-то в другом месте, учишься ли ты дома, ходишь ли в обычную школу или учишься за границей, тебе всегда придётся сражаться с этой штукой под названием плоть.

Плоть очень ловко умеет открываться для греха и в конце концов перед тобой во весь рост предстанет монстр, с которым ты познакомился вчера, — сексуальная похоть.

Послушай, сынок, я хочу кое-что сказать тебе как женщина, встречавшаяся с сексуальным соблазном. Я — не отсталый от жизни взрослый человек, не понимающий, что это такое.

Тебе следует доверять мне, когда я говорю, что сексуальный грех заведёт тебя дальше и будет держать тебя дольше, чем ты хочешь, и будет стоить тебе больше, чем ты хотел бы.

Это правда.

И я пишу тебе, чтобы сказать…

…Тебе нужно довольно мощное оружие, чтобы разрушать твердыни (2 Кор. 10:4). Тебе нужен достаточно мощный динамит, чтобы уничтожить зависимость. Тебе нужны настолько сладостные и манящие отношения, чтобы перед тобой не стоял вопрос верности.

И, сыночек, есть только одна вещь, которая это может сделать: Слово Божье и живые, настоящие отношения с его Автором.

Я хочу снарядить тебя на этот путь к мужественности. Я хочу помочь тебе понять, как победить плоть и заложить основание в твоём сердце и сознании, которым ты смог бы однажды гордиться, чтобы не жалеть ни о чём. Вот пять мест Писания, которые помогут тебе, когда ты будешь сталкиваться с сексуальной похотью и искушением. Запомни их, сынок. Размышляй о них. Молись о них Богу. Предай твой путь Ему (Пс. 36:5) и Он направит твои шаги.

Псалом 118:9

“Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.” (Пс. 118:9)

Сынок, Слово Божье достоверно. Ты можешь доверять ему, чтобы оно направляло тебя на правильный путь. Наилучший способ хранить свою сексуальную чистоту — это посвятить свою жизнь Богу и жить в послушании Его слову. Если у тебя когда-либо возникнут сомнения о том, что правильно или неправильно, посмотри, что Писание говорит по этому поводу… и повинуйся этому. Это защитит тебя от многих опасностей.

2 Послание Тимофею 2:22

“Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.” (2 Тим. 2:22)

Когда заходит речь о выборе друзей, о месте, в которое пойти, или о том, как провести свободное время, делай мудрый выбор. Постоянно проси Господа послать тебе благочестивых друзей, которые будут ободрять тебя приближаться ко Христу.

Притчи 22:14

“Глубокая пропасть — уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда.” (Притч. 22:14)

Остерегайся девушек, даже женщин, которые возбуждают похоть в твоём сердце своими соблазнительными словами. Они вокруг. Эти женщины — это проблема, и любой невнимательный попадается в их ловушку. Следуй примеру Иосифа и убегай от них!

1 Послание Коринфянам 10:13

“Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.” (1 Кор. 10:13)

Бог верен и всегда посылает спасательный плот в бушующее море искушения. Он обещает никогда не позволять соблазнам пересекать ваш путь без возможности избежать их. Ищите этого! Прежде всего, сосредоточьтесь на имени Иисуса… путь на свободу прямо здесь!

1 Послание Иоанна 2:1-2

“Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.” (1 Ин. 2:1-2)

Это жизненно важно знать, что делать со своим грехом, потому что будут случаи, когда ты будешь так или иначе грешить. Порция осуждения самого себя не искупает тебя от греха. Только кровь Иисуса может сделать это, и хорошая новость в том, что она уже это сделала! Грех отделяет тебя от Бога, кровь Иисуса очищает тебя и примиряет тебя с Ним. Научись быстро принимать это, сынок. В этом надежда Евангелия!

Я горжусь тобою и люблю того молодого человека, которым ты становишься. Драгоценный мальчик, я молюсь за тебя!

С любовью, мама.

Вот ещё некоторые любимые лично мною стихи о сексуальном искушении:

Евреям 11:6: Бог — тот, кто вознаграждает по-настоящему. Сексуальный грех — нет.

“А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.” (Евр. 11:6)

В то время, как сексуальный грех предлагает мимолётное наслаждение, истина в том, что только Господь даёт настоящую награду… И Он не лишает благ тех, кто ищет Его (Пс. 83:12). Когда внезапно приходит сексуальное искушение, я взываю к Богу как единственному, у Которого есть награда. Я приму Его предложение вкусить и увидеть, что Он благ. Я скажу нет греху и возложу моё упование на Его способность и волю дать мне “намного больше”, чем может дать грех (Лук. 11:13).

Римлянам 6:11: я мертва для греха и жива для Бога.

“Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.” (Рим. 6:11)

Это искушение согрешить чувствуется очень сильно и кажется сильнее, чем моё желание выбирать Христа. Но Слово Божье говорит мне кое-что другое. Чувства лгут, потому что то, что Христос во мне, а я во Христе, означает, что я могу сделать выбор и предложить своё тело Богу как инструмент праведности. Меня не принуждают действовать соответственно этим бушующим желаниям.

Матфея 6:13: Бог может избавить меня от зла.

“И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.” (Мф. 6:13)

Иисус научил нас молиться: “И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.” Я могу воззвать к Нему, и Он освободит меня.

Иакова 1:14-16: Выбор греха только разрушит меня.

“Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.” (Иак. 1:14-16)

Хотя грех и привлекателен, я знаю истину: позже я буду сожалеть. Возможно, сказать греху “нет” в этот момент и больно, но выбор Божьего пути — вот то, чего я в действительности хочу.

Иисус — моя праведность

Моя праведность уже куплена, и за неё уже заплачено. У меня нет чувства собственного благочестия, но я признаю кровь Христа и верю, что Он очистил меня от всякой неправедности. Я держусь за то, что Христос совершил за меня.