Нимф над головой

Иконография нимба Спасителя

Есть вещи, которые в определённых кругах считаются «общеизвестными», тем удивительнее наталкиваться на мнение, противоречащее тому, что, казалось бы, должны знать все православные христиане. И в этом мне приходилось убеждаться не единожды.
Таким образом, для тех, кто знает «Закон Божий» в рамках воскресной школы, данный материал можно пропустить… А кому интересно — представляю новую статью для мартовского номера журнала «Лоза»
Образы святых в православной иконографии имеют один общий атрибут – нимб. Нимб, как мы знаем, это круг, символизирующий святость изображенного лица (иногда, нимб также может означать царственность персонажа или, в более редких случаях, сопровождать фигуру, которая является аллегорией времени суток, природного явления, города и страны).

Все нимбы в большей или меньшей степени, однотипны и только нимб Господа Иисуса Христа имеет определенные отличия.

Ещё в период, когда иконография Спасителя только складывалась, предпринимались различные попытки выделить Его образ различными знаками. Например, в нимб вписывалась монограмма Христа (соединенные греческие буквы «хи» и «ро», так называемая «хрисма»), а по сторонам от фигуры Господа писались первая и последняя буква греческого алфавита «альфа» и «омега» ( «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8)). Что лишний раз демонстрирует Божественность Христа.

Позднее, в нимбе Спасителя стал изображаться главный символ нашего спасения – крест. Этот атрибут очень прочно закрепился за иконографией Христа и остается до сих пор практически непременным ее атрибутом. Такой нимб именуется крестчатым.

Форма такого креста в разные времена была различной, как и цвет. Крест мог быть и белым, и золотисто-охристым, и красным, и пурпурным, и небесно-голубым.

Он мог быть плоским, иметь условный объем, простым или украшенным «драгоценностями».

Со временем в три видимых лопасти креста стали вписывать греческое слово «ό ών», что значит «Сущий», «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».(Исход.3:13,14) .

Центром развития христианской иконографии долгое время был Константинополь, тем интереснее, что буквы в нимбе Христа в самой Византии появляются сравнительно поздно, в то время, как они уже употреблялись на периферии византийского мира – например, в Южной Италии и на Руси.

Итак, «ό ών», греческие буквы «омикрон» (в данном случае, это артикль мужского рода) и «омега» с «ню» («ни» в византийском произношении), собственно, само слово «сущий». Обычно на иконах они располагаются следующим образом: в верхней лопасти «омикрон» и ниже слева направо относительно зрителя, «омега» и «ню».

Реже, буквы располагаются по часовой стрелке и даже против.

В мировой культуре много примеров, когда значение некого символа забывается и, со временем начинает иметь другой смысл. К сожалению, так случилось и с буквами крестчатого нимба. Греческий язык на Руси к XVI веку практически никто не знал. Толкование «ό ών» — «сущий» было утрачено. Однако, разгадать тайну «загадочных букв» очень хотелось. Греческие буквы очень похожи на славянские (тем более, что шрифты на то время, практически не отличались), греческая «омега», с надстрочными знаками, была принята за славянскую букву «от» T. И это уже давало известный простор в толковании .

В старообрядческой литературе, которая игнорировала греческие источники, имеется несколько вариантов толкования нового буквенного сочетания: TОН. Например: T — «еже есть отчески», О — «ум», Н — непостижим сый».Или: T — «от небес приидох», О – «они же Мя не познаша», Н – «на кресте распяша» и т.п. Были и простонародные толкования, вроде : «Он Отец Наш».

Точно также девять линий креста в нимбе (рудимент объемности) тоже стали наделяться символическим значением, например – 9 чинов ангельских. Какое отношение ангельские чины имеют к кресту Христовому решительно непонятно, но на первый взгляд может показаться, что ничего страшного в этих альтернативных прочтениях нет.
И все же. Сама тенденция придавать глубокий смысл случайным мелочам (как тем же линиям креста) и выдумывать свои собственные толкования, игнорируя историческое значение символов, может привести рано или поздно к печальным результатом.
Так, в последнее время, распространяется информация, что якобы в нимбе Спасителя зашифрована дата конца света: http://samlib.ru/n/nostr_a_g/kod2.shtml
Такую методику, используя нашу малограмотность и инертность, часто применяют различные сектантские группировки. Знание же своей традиции, лучшее противоядие.

Ответы на сканворд дня из «Одноклассников» номер 20539

20538 20540

комментарии, вопросы и ответы к сканворду дня:

ХЛОПЧАТНИК м. 1. Культурное однолетнее растение семейства мальвовых, волокна семян которого идут на изготовление пряжи; хлопок. 2. Поле, где возделывается такое растение.

РОСА ж. 1. Водяные капли, осаждающиеся в теплое время года из влажного воздуха на поверхности растений, почвы и различных наземных предметов вечером, ночью и рано утром при понижении температуры. 2. перен. разг. Время суток, когда оседают такие капли.

СКУТЕРИСТ м. Спортсмен, управляющий скутером.

ТИГР м. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих оранжево-желтой с черными полосами окраски.

ТИГР м. Название немецкого тяжелого танка периода второй мировой войны.

АТАС м. разг. Охрана, стража, выставляемые для предупреждения об опасности.

КОРСЕТ м. 1. Особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки, талию и живот с целью придания фигуре стройности. 2. Жесткий лечебный бандаж, носимый при заболеваниях, деформациях и травмах позвоночника.

ПЛАНШЕТ м. 1. Доска мензулы с натянутой на ней бумагой, на которую наносится план местности при топографической съемке; составная часть мензулы. 2. План местности, получаемый при съемке мензулой. 3. Плоская сумка для ношения карт с прозрачной пластинкой на наружной стороне.

ПЛАНШЕТ м. 1. Пол сцены, состоящий из отдельных выемных щитов, позволяющий изменять рельеф сцены (в театре).

СЕЗАМ м. Масличное южное однолетнее растение; кунжут.

НЯНЬКА ж. разг. То же, что: няня.

НЯНЬКА м. и ж. разг. Тот, кто заботится о ком-л., опекает кого-л.

МАРТ м. Название третьего месяца календарного года.

РОМБ м. 1. Параллелограмм, все стороны которого равны. 2. То, что имеет форму такого параллелограмма.

ОКОРОК м. 1. Бедро как часть туши. 2. Свиное копченое бедро; ветчина.

НОМА ж. Прогрессирующая влажная гангрена мягких тканей лица, наблюдаемая обычно у ослабленных детей; водяной рак.

КИЧКА ж. Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями.

КИЧКА ж. местн. Нос, передняя часть речного судна.

Традиционно иконы сияют золотом и яркими красками. У каждого цвета своё место, своё особое значение:

ЗОЛОТОЙ в системе христианской символики занимает особое место. Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю, ковчег Завета древнего Израиля был украшен золотом, спасение и преображение человеческой души также сравнивается с ним. Как самый драгоценный материал на земле, золото служит выражением наиболее ценного в мире духа. Им украшают фон, нимбы святых, сияние вокруг фигуры Христа, одежды Спасителя, Богородицы и ангелов — всё это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей. Золото было всегда дорогим материалом, поэтому часто заменялось другими, семантически близкими цветами: красным, зелёным, жёлтым, охристым.

Почему именно золото? Потому что оно является символом негаснущего сияния, к тому же у молящегося христианина не должно быть никаких ненужных или отвлекающих ассоциаций, как, например, при взгляде на чёрный, зелёный, оранжевый или фиолетовый.

ЗЕЛЁНЫЙ символизирует вечную жизнь и цветение, считается цветом Святого Духа. Он природный и живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зелёным писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества.

ЖЁЛТЫЙ фон наиболее близкий по спектру к золотому, является часто заменой либо напоминанием о нём.

КОРИЧНЕВЫЙ — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

БЕЛЫЙ цвет и свет одновременно. Он символизирует чистоту, святость, непорочность, причастность божественному миру. Белым цветом пишутся одежды Христа, например, в композиции «Преображение». «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк. 9:3).

ЧЁРНЫЙ — Белому противостоит черный, не имеющий света и поглощающий все цвета. Чёрный, как и белый, употребляется в иконописи редко, потому что символизирует ад, максимальную удалённость от Бога — источника света. Ад в иконе изображается обычно в виде чёрной зияющей пропасти, бездны, которая разверзается под ногами Воскресшего Христа, стоящего на поломанных вратах. Это хорошо видно на иконе «Воскресение»/»Сошествие во ад».

В композиции «Распятие» под Голгофским крестом обнажается чёрная дыра, здесь видна голова Адама — первого согрешившего человека. Христос же принял все грехи рода человеческого на Себя «смертию смерть поправ», безгрешный, воскрес «…дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». (1Петр. 2:9).

КРАСНЫЙ — делает иконы весьма выразительными, символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих. В русском языке слово «красный» означает «красивый», поэтому красный фон также ассоциировался с нетленной красотой Горнего Иерусалима. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому он стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников, им сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писался фон в знак торжества вечной жизни.

СИНИЙ и ГОЛУБОЙ — цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Голубой считался цветом Пресвятой Богородицы — чистый, небесный, непорочный. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Красный и синий часто выступают вместе, их сочетание являет собой природу Спасителя, земную, человеческую, небесную и Божественную. Здесь тайна Боговоплощения, тайна соединения двух миров: тварного и нетварного, ибо Он есть совершенный Бог и совершенный Человек. Цвета одежд Божией Матери те же — красный и синий, но расположены в другом порядке: Небесное и земное в Ней рассматриваются иначе. Если Христос — Первичный Бог, ставший человеком, то она земная женщина, родившая Бога.

Стоит заметить, что в иконописи никогда не использовался СЕРЫЙ цвет. Смешав в себе чёрное и белое, добро и зло, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.

Цвет в иконе неразрывно связан со светом. При написании лика, идут от тёмного к светлому. Сначала кладут санкирь (тёмный оливковый цвет), производят вохрение (накладывание охр от тёмной к светлой), затем производится подрумянка и в последнюю очередь пишутся пробела (белильные движки). Постепенное высветление лика показывает действие божественного света, преображающего личность человека. Особенно свет струится из глаз, озаряя весь лик святого. Свет в иконе выражен и через нимбы и через золотой фон. Говорят, икона «умирает», когда в ней исчезает внутренний свет.

Иконы — это богословие и откровение Божие на языке линий и красок. Они вещают людям о существовании и непосредственном присутствии Небесных сил. Силой своей неземной красоты, ведут к познанию Бога, являются источником благодати и устремляют к изображённым ликам благочестивые, молитвенные мысли. Через иконы люди способны общаться с Господом, Матерью Его Пречистой, ангелами, святыми угодниками, просить о ниспослании благодати, молиться за близких и родных, исцеляться от недугов, избавляться от грехов и искушений.

Паломник Волгограда

Буквенные коды денег и удачи. Буквы для богатства

Вполне естественно для любого человека желать искренних отношений, мечтать о карьерном росте и о реализации своих способностей, пытаться открыть новые таланты, хотеть изобилия и процветания для себя и своей семьи.

Но часто именно деньги являются камнем преткновения для многих людей.

Однако, существует немало инструментов для решения денежных проблем. Например — коды для денег или буквы для богатства.

Они помогут вам буквально притянуть деньги в свою жизнь и наполнить ее изобилием, к тому же, в достаточно короткие сроки.

По преданиям эти коды дали людям архангелы, к примеру, «ВУПНККМ» было начертано на мече архангела Михаила.

Такие надписи помогают быстро разбога­теть и сохранить ваши деньги.

Как использовать коды для денег

1. Написать зелеными чернилами на голубой бумаге: «ГПМКБЦ». Носить код денег в кошельке.

2. Написать синими чернилами на розо­вой бумаге: «ВЦМКГУ». Хранить дома в сейфе или шкатулке.

3. Написать красными чернилами на ро­зовой бумаге: «ПРДКФВ». Хранить дома.

4. Написать синими чернилами на бе­лой бумаге: «УМХКБР». Носить с собой в кошельке.

5. Написать зелеными чернилами на желтой бумаге: «ДДВЦМП». Носить в кармане.

6. Написать на бумаге и вложить в папку с деловыми документами, в ручку, которой подписываете договора: «КНИРК ВУПНККМ».

7. Написать фиолетовыми чернилами на розовой бумаге: «КББФДЦ». Носить с собой на сделки.

8. Написать золотыми чернилами на зелёной бумаге: «ПУРККБ». Держать в кармане, когда играете в азартные игры.

9. Написать розовыми чернилами на белой бумаге: «МУУФППК». Носить в кошельке.

10. Написать синими чернилами на розовой бумаге: «ПККБМША». Хранить в сейфе.

11. Написать синими чернилами на зелёной бумаге: «ПППМКУБ». Брать с собой в коммерческие поездки.

Писать все буквенные коды на бумаге нужно без кавычек.

Расшифровки буквенных кодов

Если попробовать расшифровать эти денежные коды, применяя старославянскую азбуку, вырисовывается очень интересная картина:

  • «ГПМКБЦ» — основанное мыслью слово подобно божественной энергии.
  • «ВЦМКГУ» — энергия мысли познаётся словом как основа знания.
  • «ПРДКФВ» — изречение добра есть основа, дающая познание жизни.
  • «УМХКБР» — наука мыслить, есть данное свыше божественное изречение.
  • «ДДВЦМП» — познавший высшую энергию добра имеет свои мысли в покое.
  • «КНИРК ВУПНККМ» — познавший мироздание и передавший эти знания достигает покоя.

Зарядка визитных карточек

Этот обряд для деловых людей, кто без визитной карточки не выходит из дому. Цель ритуала — притянуть успех в сферу вашего бизнеса.

Исполняется так: напишите мелкими буквами в одном из углов карточки магическое слово латинскими буквами – vehuiah.

Положите стопку визиток с написанным словом на стол, сядьте у стола в полутемной комнате, можно зажечь свечу.

40 минут смотрите на них, не отводя взгляда и мысленно представляйте, как они попадают в руки нужным вам людям, как много денег помогут они вам заработать, как вы тратите эти деньги.

Представляйте, как много денег вы заработаете благодаря этим визиткам.

Передайте карточкам свою энергию, возьмите их в руки, думайте о них как о своих друзьях и помощниках.

Потом три раза подуйте на стопку. Отложите карточки в сторону. Так надо действовать 28 дней.

Да, обряд идет долго, но он того стоит! Потом визитки можно положить в портмоне и при надобности раздавать их.

Лучше всего начинать обряд в среду. Успех вам обеспечен!

VEHUIAH

Пишется на кошельке, на кредитной карте, можно написать на листочке бумаги и положить в портмоне.

Чтобы не пугать окружающих, например, на кредитной карте золотого цвета можно написать в тон золотыми чернилами.

После написания несколько часов картой не пользуйтесь, происходит активация кода.

Если впоследствии код сотрется — не страшно, энергетически он уже наложен.

Если возникла опасность или угроза вашей жизни, запомните одно слово: «АБАРА». Пуля пройдет мимо, нож упадет, беда не случится.

Не стоит относиться скептически к этим наборам букв и другим фразам-заговорам на «тарабарском» — они действительно помогают и просты в использовании.

Предыдущая статья: Украшения для привлечения денег по знакам Зодиака Следующая статья: Дональд Трамп: хочешь стать богатым, думай как миллиардер