Ной, это кто?

Глава 63. Когда жили Ной и Адам?

Согласно библейским преданиям, Адам родился в год сотворения мира. Если допустить, что это событие, согласно летоисчислению, принятому в крещённой Руси, произошло в 5508 до н.э., то потомки Адама могли жить в следующий период времени:
Адам (5508-4578 до н.э.)
Сиф (5378-4466 до н.э.)
Енос (5273-4368 до н.э.)
Каинан (5183-4273 до н.э.)
Maлелеил (5113-4218 до н.э.)
Иаред (5048-4086 до н.э.)
Енох (4886-4521 до н.э.)
Maфусал (4821-3852 до н.э.), умер в год потопа 3266 до н.э.
Ламех (4634-3857 до н.э.)
Ной (4452-3502 до н.э.), современник потопа 3266 до н.э.
Полученная родословная противоречит некоторым фактам, изложенным в книге «Бытие». Так в книге написано, что Мафусал умер в год Всемирного потопа, который произошёл в 3266 до н.э. Однако в данной родословной получается, что Мафусал умер почти на шестьсот лет раньше. То же самое можно сказать и о Ное. В книге написано, что тот был очевидцем того же потопа, но в данном случае получается, что Ной умер за 236 лет до него. Для того, чтобы устранить это противоречие, представим теперь родословную предков Ноя от Адама в таком виде, где Мафусал умирает в год Всемирного потопа, то есть в 3266 до н.э.:
Ной (3866-2916 до н.э.)
Ламех (4048-3271 до н.э.)
Maфусал (4235-3266 до н.э.)
Енох (4300-3935 до н.э.)
Иаред (4462-3500 до н.э.)
Maлелеил (4527-3632 до н.э.)
Каинан (4597-3687 до н.э.)
Енос (4687-3782 до н.э.)
Сиф (4792-3880 до н.э.)
Адам (4922-3992 до н.э.)
Согласно этой родословной получается, что Адам родился не в год сотворения мира, то есть в 5508 до н.э., а на 586 лет позже. Что же касается времени жизни самого Ноя, то эта родословная противоречит армянским преданиям, так как, родившись в 3866 до н.э., он вряд ли мог быть прапрадедом Гайка даже если Иапет, Гомер и Гатлас становились отцами в том же возрасте, как и их предок Мафусал, а ведь он стал отцом позже других, то есть в возрасте 187 лет. Кроме того, у нас получилось бы, что Гатлас жил более тысячи двухсот лет, то есть дольше всех. Самое большее же число лет по книге «Бытие» опять же жил Мафусал, то есть 969 лет:
Гайк (ок.2107-2027 до н.э.)
Гатлас (ок.3305 до н.э.)
Гомер (ок.3492 до н.э.)
Иапет (ок.3679 до н.э.)
Ной (ок.3866 до н.э.)
Исходя из выше изложенного, мы имеем право предположить следующее: или Ной жил позже, чем получилось у нас в последней родословной, или Гайк не был праправнуком Ноя. Поэтому попробуем составить ещё одну родословную предков Ноя, предположив, что он всё же был прапрадедом Гайка, но все его предки рожали своих детей в обычном возрасте, то есть в возрасте 25-30 лет:
Ной (ок.2220 до н.э.)
Ламех (ок.2250 до н.э.)
Maфусал (ок.2280 до н.э.)
Енох (ок.2310 до н.э.)
Иаред (ок.2340 до н.э.)
Maлелеил (ок.2370 до н.э.)
Каинан (ок.2400 до н.э.)
Енос (ок.2430 до н.э.)
Сиф (ок.2460 до н.э.)
Адам (ок.2490 до н.э.)
Мы видим, что эта родословная также противоречит книге «Бытие». Во-первых, Адам родился не в год сотворения мира, а на несколько тысяч лет позже. Во-вторых, и Мафусал здесь умирает не в год Всемирного потопа, то есть в 3266 до н.э., а позднее почти на тысячу лет. В то же время, период жизни Ноя здесь очень близок дате потопа, упоминаемого в китайских летописях. Поэтому попробуем представить родословную предков Ноя, исходя из предположения, что он был очевидцем именно этого потопа, а не Всемирного.
Ной (ок.2350 до н.э.)
Ламех (ок.2375 до н.э.)
Maфусал (ок.2400 до н.э.)
Енох (ок.2425 до н.э.)
Иаред (ок.2450 до н.э.)
Maлелеил (ок.2475 до н.э.)
Каинан (ок.2500 до н.э.)
Енос (ок.2525 до н.э.)
Сиф (ок.2550 до н.э.)
Адам (ок.2575 до н.э.)
Согласно этой родословной получается, что Мафусал мог быть очевидцем потопа 2297 до н.э., если бы прожил 103 года. Это вполне реально. В то же время Адам мог жить приблизительно в XXVI веке до н.э.
Попробуем теперь сравнить эту родословную с древними китайскими преданиями. В этих преданиях упоминались Фуси (Дуньшань лаожень) и его сестра и жена Ва (Нюйва, Наньшань), полуженщина-полузмея, прародительница племён Ся. Она лепила людей из глины, была богиней бракосочетаний, первой свахой, ей приносили в жертву скот, в её честь пели песни, танцевали. Она же восстановила космическое равновесие после катастрофы, когда обрушились четыре предела земли и когда дух вод Гунгун ударил о гору Бучжоушань. Одновременно она боролась с разлившимися водами, пытаясь устроить запруды и убила чёрного дракона. «Во времена далёкой древности четыре предела разломились, девять областей распались. Небо не покрывало всё охватывая. Земля не несла всё обнимая. Огонь полыхал жаром, не затухая, вода разливалась океаном, не переставая. Свирепые звери пожирали добрый люд, хищные птицы хватали стариков и младенцев. Тогда-то Нюйва отшлифовала пятицветные камни и заштопала ими лазурь Неба, отломила ноги у черепахи и утвердила четыре предела. Убила чёрного дракона и спасла область Цзи. Набрала тростника и пыли и преградила течение вод. Лазурное небо починилось, четыре предела установились, половодье иссякло, Область Цзи и все остальные области соединились».
Когда вселенная была только создана, Ва жила в горах Кунлунь вместе со своим братом Фуси. Они решили стать мужем и женой, но устыдились. Тогда брат привёл её на вершину Кунлуня и произнес заклинание: «Если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь; если нет, – пусть дым рассеется». Дым поднялся столбом и они поженились. Во время потопа все люди погибли кроме них. У них родился сын Жэнь. От него пошли мэншуаны, то есть жители страны Мэншуго (Страны Птиц), подданные Мэн-си. Фамилию Жэнь носили также жители страны Дань-эр (данавы, исседоны?). Эта страна располагалась за Северным (Каспийским?) морем.
Если сравнивать эти китайские предания с греческими и скифскими о полуженщине-полузмее, то мы можем придти к выводу о том, что сыном Фуси и Ва мог быть не просто Жэнь (Человек), а Скиф, первопредок скифов. В то же время, если сравнивать китайские, греческие и скифские предания с библейскими, то можно заметить некоторые параллели между ними.
Во-первых, имя Ва очень похоже на имя Евы, а имя её брата Фуси очень просто преобразовать в имя Сиф, поменяв местами слоги «фу» и «си». Всё сказанное здесь о Фуси и Ва позволяет нам предположить, что они могли послужить прообразом Сифа и Евы. Где жили Фуси и Ва перед потопом, китайские предания не сообщают. Согласно сведениям археологов, изображения змееподобных людей с человеческими головами имели только эламиты. Поэтому Фуси и Ва могли быть родом только оттуда.
С другой стороны, даже христианская «Александрия», история об Александре Македонском, потомками Сифа называла нагов, жителей Макаринских островов в Индийском океане. В Индии же нагами называли тех, кто поклонялся змеям. Получается, что даже согласно христианским источникам, потомками Сифа были мореходы, поклоняющиеся змеям. Всё выше изложенное позволяет нам теперь понять, почему: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя… И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя…» (Числа 21:8, 21:9)
Как мы уже знаем, в Саксонской хронике была дана родословная предков Вотана от Скифа, сына Ноаха (Ноя). Если верить этой родословной, то получается, что Скиф, действительно, мог быть сыном того человека, который пережил какой-то потоп.
Согласно скифским преданиям, детьми Скифа были Пал и Нап. Имя Пала имеет сходство с именем Пели, основателя династии в Аване (Эламе), а имя Напа – с именем верховного бога Авана и с именем Напилхуша, одного из преемников Пели. Имя Нап напоминает нам и имя Апам Напата (Нептуна).
Из китайских преданий также известно, что потомком Фуси и Ва в девятнадцатом поколении был Юй. Он правил в 2205-2197 до н.э. Если поколением считался средний период времени, равный достижению человеком того возраста, когда он становился отцом или матерью, то Фуси мог жить в 19х(20-25)+2205=2585-2680 до н.э., то есть во времена правления императора Фуси (Тай-хао), а тот по одной из версий правил в 2639-2525 до н.э. Если Фуси-Тай-хао – это Сиф, то Адам…
Полученная нами последняя родословная потомков Адама в основном совпадает с преданиями различных народов в той части, что Ной и Мафусаил могли быть очевидцами потопа (но 2297 до н.э), что Сиф (Фуси) мог быть в родстве с Адамом (Женем), что первая женщина (но после потопа) носила имя Ева-Ва (по-русски Ива, как часть Ивана). Попробуем теперь сравнить потомство Ноя, а точнее, Ноаха, с потомством индоария Нахуши:
Ной (Ноах)———————-Нахуша
Иапет (Иафет, Иафет)————Яяти
Тирас, брат Иавана—————Турвас, предок яванов.
Как мы можем заметить, имена соответствующих персонажей этих двух родословных очень похожи друг на друга. Более того, согласно библейским преданиям, греки были потомками Иавана, брата Тираса, а предания индоариев греков называли яванами, потомками Турваса. Таким образом, можно придти к выводу о том, что библейский Ной (Ноах) и ведийский Нахуша – это один и тот же персонаж. В то же время, все имена библейской родословной предков Ноя не совпадают с именами предков Нахуши, зато практически совпадают с родословной предков Ноемы:
Сифлянская генеалогия————Кенитская генеалогия
Ной (Ноах)———————-Ноема, жена Ноаха (или Эноса)
Ламех (Лемех)——————-Ламех
Мафусал (Ментушелах)————Мафусал
Енох (Ханок)———————Мехиаель (Малелеил)
Иаред (Йеред)——————-Ирад (Гаидад)
Малелеил (Магалальэль)———-Енох
Каинан (Кейнан)——————Каин
Энос (Энош)
Сиф (Шет)
Адам—————————-Адам
Сифлянская генеалогия————Лунная династия
Ной (Ноах)———————-Нахуша
Ламех (Лемех)——————-Аюс
Мафусал (Ментушелах)————Пуруравас
Енох (Ханок)———————Будха
Иаред (Йеред)——————-Сома
Малелеил (Магалальэль)———-Атри
Каинан (Кейнан)——————Брахми
Энос (Энош)———————(Жэнь?)
Сиф (Шет)————————(Фуси?)
Адам
Если сравнивать между собой кенитскую и сифлянскую генеалогии, то можно придти к выводу о том, что одна из выше приведённых родословных не соответствует действительности. Если исходить из тождества Ноя и Нахуши, то можно придти к выводу о том, что не соответствует действительности именно сифлянская генеалогия, а кенитская генеалогия, возможно, истинна. В этом случае род библейского Ноя (Нахуши) и его детей можно представить следующим образом:
155. Яяти (ок.2325 до н.э.), царь Лунной династии в стране Чеди, прославился своим необычным чувством справедливости, сострадания и самоотверженности. Первой женой Яяти была Деваяни, дочь Шукры. От неё сыновья Яду (Мадай?) и Турвас (Тирас), предок яванов, то есть греков. Второй женой была Шармиштхи, дочь Вришапарвана, царя асуров. От неё родились Друхью, Ану (Иаван?) и Пуру.
Или Яфет(?), предок Иавана и греков, согласно библейским преданиям.
Или Иапет(?), согласно греческим преданиям, отец Атланта и Прометея, предка эллинов (греков).
Или Посейдон-Нептун(?), согласно египетским преданиям, основатель Атлантиды, его жена Клейто, дочь Эвенора и Левкиппы. Их дети: Атлант, Гадир, Амферей, Евемон, Мнесей, Автохтон, Эласипп, Мнестор и Азаэс.
156. Нахуша (ок.2350 до н.э.), царь Лунной династии, создатель великой империи, провёл свою армию через все страны мира, захватывал власть над тремя мирами. Прославился аскетическими подвигами, занял место царя богов на небе после Индры, однако за своё высокомерие был сброшен на землю и превращён в змея.
Или Ной, Ноах(?) Согласно библейским преданиям, во времена Ноя на земле обитали исполины. Когда Ною было шестьсот лет, он построил ковчег, а потом спасся на нём во время потопа. Его женой была Ноема (Ноемгара), дочь Ламеха, или Емзараг, дочь Ракиела. Согласно армянским преданиям, Ной основал в Закавказье город Нахичевань, в котором и умер, а его жена умерла в городе Маранте. Следует также вспомнить о том, что братья Ноемы научились торговать, играть на музыкальных инструментах, изготавливать оружие, средства косметики и украшения от ангелов, которых нередко отождествляют с детьми ведийского Ангираса. При этом Тувал-Каин, брат Ноемы (или Емзараг), стал «отцом всех ковачей», Иувал – «отцом всех владеющих арфою и свирелью», а Иавал – «отцом живущих в шатрах со стадами». В то же время потомки Сифа сами изобрели все полезные науки, поэтому мы можем придти к выводу о том, что они относились к роду Сынов Божьих или ангелов, а не к роду Тувал-Каина и его братьев.
Братья Нахуши:
Кшаттравридха, его сын Кашираджа.
Амавас, его потомок Каушика. Потомками последнего были Гадхи и его дети: Сатьявати и Вишвамитра.
167. Аюс (ок.2375 до н.э.), царь Лунной династии. Его жена Прабха. Их дети: Нахуша, Кшаттравридха, Амавас. Младшие братья Аюса стали основателями царских домов в Каньякубдже (современный Канаудж), Каши (современный Варанаси) и других городах Индии.
Далее следуют уже известные нам:
168. Пуруравас (ок.2400 до н.э.), первый царь Лунной династии, владевший странами Запада. Правил тринадцатью островами в океане.
169. Будха-Мудрый (ок.2425 до н.э.)
170. Сома (ок.2450 до н.э.), основатель Лунной династии.
171. Атри (ок.2475 до н.э.), риши, мудрец, принадлежащий пяти племенам.
172. Брахми или Праджапати (ок.2500 до н.э.). Его первое имя напоминает нам название страны Барахше в Аване, а второе имя имеет сходство с именем Эпарти (Юпитера), правителя Авана. При этом следует ещё раз напомнить что индоарии предков греков называли яванами, то есть жителями страны Аван!
Попробуем теперь ещё раз вернуться к родословной предков Ламеха, предположив, что Мафусаил умер в год потопа 2297 до н.э., но он и его предки жили не как реальные люди, а как библейские сверхдолгожители. У нас может получиться следующая родословная:
Ламех (3079-2302 до н.э.)
Maфусал (3266-2297 до н.э.)
Енох (3331-2966 до н.э.)
Иаред (3493-2531 до н.э.)
Maлелеил (3558-2663 до н.э.)
Каинан (3628-2718 до н.э.)
Енос (3718-2813 до н.э.)
Сиф (3823-2911 до н.э.)
Адам (3953-3023 до н.э.)
Мы видим, что в этой родословной дата рождения Мафусала совпадает с датой Всемирного потопа, а дата его смерти – с датой потопа, произошедшего в 2297 до н.э. Удивительное совпадение! Вряд ли оно получилось случайно. Вероятно, за этим совпадением скрываются вполне определённые причины.
Попробуем теперь преобразить эту родословную так, чтобы все предки Ламеха (отца Ноемы, а не Ноя), рожали бы своих детей именно в том возрасте, как это указано в книге «Бытие», то есть в возрасте 65-187 лет:
157. Ламех-Сильный (р.2392 до н.э.)
158. Мафусал или Мефусалаг (2579-2297 до н.э.), жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. Умер за семь дней до потопа.
159. Енох-Посвящённый (р.2644 до н.э.), жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.
160. Иаред-Нисхождение (р.2806 до н.э.), жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
161. Maлелеил (р.2871 до н.э.), жил шестьдесят пять лет и родил Иареда, в стране Бабиль (Вавилон) основал город Сус (Сузы).
162. Каинан-Стяжание (р.2941 до н.э.), родился в 325 году от сотворения мира (или от Всемирного потопа?). Жил семьдесят лет и родил Малелеила.
163. Енос (р.3031 до н.э.), жил девяносто лет и родил Каинана.
164. Сиф (р.3136 до н.э.), жил сто пять лет и родил Еноса.
165. Адам (р.3266 до н.э.), жил сто тридцать лет и родил Сифа.
Мы видим, что в этой родословной дата рождения Адама практически совпала у нас с датой Всемирного потопа. Скорее всего, это произошло не случайно, а закономерно. Поэтому мы имеем право предположить, что Адам (Жэнь?) действительно мог родиться после потопа 3266 до н.э. В этом случае его родителями могли быть Фуси (Сиф?) и Ва (Ева?).
Результаты археологических раскопок на территории между Тигром и Евфратом подтверждают, что Всемирный потоп мог произойти в 3266 до н.э. Поэтому в этом отношении следует согласиться с книгой «Бытие». Можно также согласиться с ней и в том, что Мафусал умер в год потопа. Но, скорее всего, это произошло не во время Всемирного потопа, а во время потопа, упоминаемого в китайских летописях. Можно также согласиться с тем, что Адам родился за 1056 лет до рождения Ноя, но только не в год сотворения мира, а в год Всемирного потопа.
Таким образом, книга «Бытие» в какой-то части соответствует истине, а в какой-то части противоречит сама себе. Неточности изложения легко объясняются, если исходить из того факта, что её авторы два различных потопа, произошедших когда-то на Земле, посчитали за один. Это и не удивительно, так как они жили по прошествии многих веков после этих катастрофических событий.
Следующий вывод, который мы обязаны сделать, исходя из получившейся родословной Ламеха от Адама, заключается в том, что нам надо искать и другие источники, свидетельствующие о жизни очевидцев различных потопов. К таковым относятся, прежде всего, Авеста – священное писание ираноариев, Веды – священное писание индоариев, а также предания армян, греков, китайцев, обских угров и других народов.
С другой стороны, если Адам был свидетелем Всемирного потопа, то он мог быть современником Зиусудры. Как мы уже знаем, армянские предания называли Ксисутруса (Зиусудру) отцом Иапета. Согласно библейским преданиям, Адам тоже был предком Иапета и его братьев. Исходя из изложенного, мы можем придти к выводу о том, что Адам и Зиусудра могли быть и современниками, и родственниками.
Если Зиусудра являлся правителем ещё до потопа, то Адам, согласно нашим выводам, родился уже после него, поэтому Зиусудра мог быть старше Адама. Вместе с тем, Зиусудра в библейских преданиях ассоциируется, прежде всего, с Ноем, а не с Адамом. В этом случае детьми Зиусудры могли быть библейские Сим, Хам и Иапет. Поэтому получается две разные версии непосредственных потомков Зиусудры, и нам необходимо определить наиболее вероятную из них.
Детьми Хама, как мы можем знать по Библии, были Куш, Мицраим, Кут и Ханаан. Из них потомками Мицраима, например, считались египтяне, а потомками Куша – народы, которые жили к югу от Египта. Если сравнить эти факты с событиями, развернувшимися после Всемирного потопа, то можно отметить следующее. Во-первых, именно после этого потопа в долине Нила возникло государство под названием Мистраим, объединяющее Верхний и Нижний Египет и напоминающее нам имя Мицраима, сына Хама. Причём в Египте тогда правителем впервые стал колосс-гигант. Такими же гигантами были и потомки Ханаана, ещё одного сына Хама. Поэтому в отношении Куша, Мицраима, их братьев и отца Хама можно сделать вывод о том, что они действительно могли быть современниками Всемирного потопа и детьми Зиусудры. При этом по своему физическому типу их нельзя было отнести к семитам или средиземноморцам, в том числе восточным.
Что касается Иапета, который тоже мог быть очевидцем потопа, то здесь сложнее. Если верить армянским преданиям, то его правнук Гаик стал основателем армянского государства в XXI веке до н.э. Кроме того, братьями этого Иапета, согласно тем же преданиям, были не Сим и Хам, а Зерван и Титан. Поэтому получается, что Иапет не мог быть современником Хама и его отца Зиусудры, он мог жить на тысячелетие позднее.
Если же верить Библии, то тогда получается, что Иапет не мог быть прадедом Гаика, так как жил за тысячу лет до него. В этом случае, если верить археологам, его правнуком должен был быть не правитель армян, а какой-то правитель племён Древнеямной археологической культуры, который после Всемирного потопа мог привести эти племена в Северное Причерноморье. Одновременно его родичи должны были править племенами Афанасьевской культуры на Енисее, а до того момента жить в Среднеазиатском Двуречье.
Все эти предположения резко противоречат библейским преданиям. Поэтому мы должны сделать вывод о том, что, скорее всего, Иапет действительно мог быть прадедом Гаика, но не мог быть братом Хама и сыном Зиусудры.
В то же время Ной не мог быть отцом Хама, так как по армянским и библейским преданиям после потопа он жил не в Шумере или Египте, где начали править потомки Хама, а далеко к северу у горы Арарат. Зиусудра же после потопа оказался не у горы Арарат, а у горы Нисир. На основании выше изложенного можно ещё раз сделать вывод о том, что Ной был очевидцем не Всемирного потопа, а потопа 2297 до н.э. Поэтому Хам не мог быть его сыном.
Что касается Иапета, то армянские предания называли его сыном (потомком) Ксисутруса (Зиусудры) и братом Зервана и Титана. Согласно греческим преданиям, Иапет относился к титанам, то есть к людям высокого роста. Соответственно, и брат его Титан тоже был таким же. Имя Гаика, правнука Иапета, переводится как Исполин. По некоторым библейским преданиям Ной во время потопа спасся вместе с Огом, великаном. Скорее всего, тот тоже находился в родстве с Иапетом и его братьями. Все они, если верить армянским преданиям, скорее всего, были потомками Ксисутры (Зиусудры) и, возможно, его сына Хама.
В отношении родства Адама и Зиусудры можно сказать следующее. Если родителями Адама действительно были Сиф (Фуси) и Ва (Ева), то Зиусудра, он же Зевс – отец Скифа (Сифа), мог быть дедом Адама. При таком допущении потомки Адама вплоть до Ламеха могли жить в Скифии (Поволжье) рядом с исседонами и мэншуанами и относиться к племенам Льяловской археологической культуры.
Примерно в 3200 до н.э., то есть как раз после Всемирного потопа, в Поволжье в поселении Сахтыш I появился первый слой этой культуры. Археологи считают её чужеродным элементом среди местных культур. По мнению антропологов, у погребённых обнаруживались южные черты лица. Затем случилось новое наводнение. Поселение было занесено илом. Скорее всего, это произошло при Еносе. В 3000-2850 до н.э. здесь существовал второй культурный слой той же культуры. Третий культурный слой существовал уже после 2850 до н.э., то есть со времён Иареда (Рода?) и появления здесь ангелов или Сынов Божьих и продолжался вплоть до 2550 до н.э., то есть до времён Мафусала. Племена, родственные льяловцам, занимали огромную территорию между Кольским полуостровом, Украиной, Уральским хребтом и Балтикой. Проживание вместе с ними потомков Адама объясняет также причину появления в языке местных финно-угров таких слов, как аедем (человек) и еви (женщина).
И, наконец, защищая самих же авторов Ветхого завета, мы невольно должны придти к выводу о том, что в своём изложении они совершили одну незначительную ошибку, когда детьми Ноя называли Сима, Хама и Иапета. Эти персонажи действительно могли быть детьми очевидцев потопа, но это были разные очевидцы: Зиусудра и Ной. Устные предания соединили их в один персонаж. Подобным образом это произошло, например, много позже в русских былинах с Александром Поповичем. Один Александр Попович служил киевскому князю в 1000-1004 годы, а другой – в 1218-1223. Однако былины представили их нам как одного героя.
(продолжение см. глава 64. Восточные иноземцы Китая http://www.proza.ru/2008/05/28/13)
На картине вверху Фуси и Ва (Нюй-Ва)
(другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)

Ной и Ноев ковчег: Библейская история

Кто такой Ной?

После грехопадения первых людей и братоубийства (Каин убивает Авеля) прошло некоторое время. Люди продолжали населять Землю, но, увы, они вели совсем неправедную жизнь, не чтили Господа, творили злые дела. И все же среди них был один праведник по имени Ной. У Ноя была семья и три сына: Сим, Хам и Иафет. Ной — это библейский персонаж, благодаря которому человеческий род сохранил свое существования, несмотря на все злодеяния в прошлом.

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

(Бытие, глава 6)

Ной: история

Увидев, как неправедно живут люди, Господь обратился к Ною, единственному праведнику.

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Господа.

(Бытие, глава 6)

Богу не понравилось то, что Он увидел на Земле, Он пожалел, что создал человека, увидев его деяния и решил истребить человеческий род, оставив только Ноя и его семью. Господь повелел Ною сделать большой ковчег из дерева гофер, взять смолу осмолить его внутри и снаружи, так вода не проникла бы в щели. Внутри надо было сделать множество отделений, а сбоку дверь, сверху окно, чтобы можно было смотреть наружу.

Строительство ковчега описывается в Билии достаточно подробно.

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.

(Бытие, глава 6)

В этом ковчеге Ной и его семья должны были спастись, когда с небес хлынут потоки дождя, посылаемого Господом и вода покроет всю землю. Господь предупредил, что много дней придется провести в воде и также сказал взять по паре всех животных на ковчег.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.

(Бытие, глава 6)

Великий потоп

Как только Ной доделал ковчег, на землю хлынули дожди. Ной и его семья — жена Ноя, его сыновья и их жены вошли в ковчег, а за ними, как и повелел Господь, все животные по паре, птицы и пресмыкающиеся. Господь затворил за всеми дверь. Потоп же длился 40 дней и 40 ночей, его назвали Великим Потопом. Вода поднималась так высоко, что все, даже самые высокие горы оказались под ней.

И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

(Бытие, глава 7)

Наконец, дождь перестал…

Ноев Ковчег

Ноев Ковчег выдержал все испытания, ведь Ной построил его точно так, как велел ему Бог. Сильный ветер налетел и тучи рассеялись. Ковчег же больше не плыл, а встал на месте у Араратских гор. Ной попробовал открыть окно наверху ковчега и выпустил ворона, но ворон не нашел ни клочка земли и вернулся на ковчег ни с чем. Тогда Ной выпустил голубя. Голубь, пролетев, тоже не увидел суши и снова оказался на ковчеге.

Прошло еще семь дней. Ной вновь выпустил голубя. Возвратившись на ковчег, голубь держал в клюве листок оливы… Ной ждал еще семь дней, чтобы вновь выпустить голубя. На этот раз голубь уже не вернулся. Земля стала сухой. Бог повелел Ною и его семье выйти их ковчега, после них на сушу вышли все животные, птицы и пресмыкающиеся.

И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

(Бытие, глава 8)

Сыновья Ноя

Господь благословил Ноя и его потомков, указав на радугу, Он указал им «Вот знамение Завета, который Я поставил между Мною и между всякой живой душой на земле».

грех Хама и грех Илия

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.
И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;
и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

(Бытие, глава 9)

От сыновей Ноя заселилась вся земля. Однако, нам известно, что дальше произошел эпизод, из-за которого Хам стало именем нарицательным. Ной возделывал землю и посадил виноградники. Однажды он выпил вина, опьянел и лежал в шатре обнаженным.

Хам увидел наготу отца и рассказал о ней братьям, те пошли и прикрыли отца, не глядя на него из уважения к нему.

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

(Бытие, глава 9)

Ной: почитание в религии

Ной почитается не только в православии.

  • В Исламе Нух (Ной) — первый из пяти великих пророков (наби) и посланников (расуль) Аллаха к людям. Имя Нуха встречается во многих аятах Корана. Его история рассказана в назидание народам, которые знали своего пророка, но не поверили ему.
  • Ноах — прародитель человечестве и в иудаизме.

Образ Ноя в искусстве

Библейские сюжеты стали основой для многих кинокартин. Великий потоп — одна из наиболее известных историй Писания. Эпический фильм «Ной» (2014) режиссера Даррена Аронофски во многих эпизодах отходит от канонической версии, но авторы фильма и не скрывают, что это — их творческая фантазия на тему.

Предпотопное состояние человечества в мифах и преданиях

Древнейшие источники о потопе

Автор книги о гренландцах Кранц пишет: «Почти все языческие народы знают кое‑что о Ноевом потопе. Первые миссионеры нашли и среди гренландцев наивные и поэтические предания, а именно: мир был когда‑то уничтожен потопом, все люди, кроме одного человека, утонули; впрочем, некоторые были превращены в огненных духов. Единственный спасшийся от потопа человек ударил палкой о землю, и оттуда появилась женщина, их потомство заселило мир. В подтверждение того, что потоп залил всю землю, обитатели Гренландии указывают на множество раковин и остатки рыб, встречающихся внутри страны, где люди никогда не жили, а также на кости китов, найденные на одной высокой горе» .

Аналогичные доказательства слышал от эскимосов и путешественник Холл: «У них есть предание о потопе, который они объясняют необычайно высоким морским приливом. Во время моей беседы с Тукулито о её народе она как‑то сказала мне: “Все иннуиты убеждены в том, что земля была некогда залита водой”. На мой вопрос, на чём основано такое убеждение, она ответила: “Разве вы никогда не видели в горах, вдали от морей, камешки вроде ракушек и другие предметы, свойственные только морям?”» .

Самые ранние из известных на сегодняшний момент письменных источников о потопе — шумеро-аккадские клинописные таблички — датируются вторым тысячелетием до н.э., а упоминание потопа встречается как в составе имён собственных, так и в мифологических фрагментах из города Шуруппак, датируемых XXVI в. до н.э. Потоп неоднократно упоминается и в литературных текстах III династии Ура (ок. 2111 г. до н.э. — 2003 г. до н.э.), особенно в гимнах царям .

Британский ассириолог, ассистентхранитель клинописной коллекции отдела Ближнего Востока Британского музея Ирвинг Финкель указывает, что в месопотамской культуре потоп воспринимался как некий временной горизонт, деливший все главнейшие события на те, что были «до», и те, что были «после». Также Финкель констатирует, что «все важнейшие элементы цивилизации пришли к человечеству из допотопной эпохи».

Месопотамская история о потопе имеет три различных клинописных версии: Шумерскую историю о потопе, Эпос об Атрахасисе и Эпос о Гильгамеше. Поскольку в каждой версии фигурирует свой герой потопа, Финкель полагает, что правильнее говорить не об одной общей месопотамской истории о потопе, а о трёх различных историях с близким сюжетом. Внутри каждой из указанных трёх традиций сосуществовало несколько версий текста, различавшихся между собой некоторыми деталями сюжета, а также языком.

Ещё одно важное свидетельство о потопе и допотопных временах содержится в т.н. Шумерском, или Ниппурском, царском списке — документе, в котором перечисляются имена и сроки правления шумерских царей до и после потопа. В конце ХХ века в научный оборот был введён ещё один важный клинописный источник, содержащий четвёртую версию мифа о потопе — т.н. Табличка Ковчега, написанная между 1900 и 1700 гг. до н.э. на аккадском языке. Лицевая сторона таблички, содержащая руководство по строительству ковчега, превосходно сохранилась, так что практически весь текст можно прочесть и перевести.

Наличие тесной связи между библейским мифом о Ноевом потопе, изложенном в Книге Бытия (Быт. 6–9), и рассказом, содержащимся в XI табличке Эпоса о Гильгамеше, было хорошо известно с конца XIX века, после его открытия британским ассириологом Джорджем Смитом. Однако, невзирая на очевидные параллели, ветхозаветная и известные на сегодняшний момент вавилонские версии истории о потопе имеют принципиально важные различия.

Так, в Эпосе о Гильгамеше не даётся никаких объяснений причины потопа: Утнапишти просто рассказывает Гильгамешу о решении главных богов, но мотивы этого решения никак не объясняются. Из рассказов об Атрахасисе следует, что потоп был третьей попыткой богов уничтожить человеческий род, слишком шумный, многочисленный, малоценный и причиняющий им беспокойство.

В отличие от вавилонских источников, Книга Бытия объясняет причину потопа тем, что «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11). Содержание этого фрагмента раскрывает и комментирует псевдоэпиграфическая традиция, связанная с именем прадеда Ноя — допотопного патриарха Еноха.

Значение книги Еноха для христианском традиции

Имя Еноха было почитаемо у самых разных народов с первых веков нашей эры до начала Нового времени. Книга Еноха упоминается в Послании апостола Иуды, ссылки на неё встречаются в сочинениях Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского и Оригена. Несмотря на подобную популярность, полный текст Первой книги Еноха был неизвестен вплоть до XVII века. В 1773 году английский путешественник и исследователь Джеймс Брюс привез из Абиссинии в Европу три рукописи, содержавшие полный вариант книги Еноха на эфиопском языке. Эфиопская православная церковь и по сей день сохраняет её в составе своей Библии.

В середине XIX века, при публикации описания манускриптов, хранящихся в Ватиканской апостольской библиотеке, «задним числом» неожиданно выяснилось, что в её фондах «с давних времен» хранилась полная рукопись Первой книги Еноха.

Начиная со второй половины 40‑х годов ХХ века фрагменты Первой книги Еноха на арамейском и древнееврейском языках были обнаружены в пещерах Кумрана, древней крепости Масаде и других районах Иудейской пустыни. Вторая книга Еноха сохранилась исключительно на славянском языке, так что полностью на еврейском языке до нашего времени дошла только Третья книга Еноха.

Епископ Митрофан (Баданин) отмечает, что особое расположение каждого христианина к тексту этой книги вызывает описание призвания Еноха на Небеса, где рядом со Всевышним он видит «Сына человеческого», Чей лик окружён светом. И на вопрос Еноха: «Кто это?» — ангел отвечает, что «это Тот Сын Человеческий, Который предшествовал созданию мира. И прежде чем солнце и знамения были сотворены, прежде чем звёзды небесные были созданы, Его Имя было названо пред Господом духов» (Ен. 8:21-22). Именно в Книге Еноха грядущий Мессия называется «Сыном человеческим», и именно в этой книге подробнейшим образом раскрывается суть Его миссии.

Единственное исключение составляет упоминание «Сына человеческого» в Книге пророка Даниила (Дан. 7:13-14). Епископ Митрофан напоминает, что Иисус Христос всего лишь один раз в течение всего Своего служения назвал Себя «Сыном Божиим» (Ин. 10:36). В течение всех трёх лет Его служения Евангелие сохранило одно имя Христа — «Сын Человеческий». Восприятие выражения «Сын человеческий» равноценное слову «Христос» было полностью принято иудейским народом ко временам земного служения Спасителя: «Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому?» (Ин. 12:34).

Наряду с другими псевдоэпиграфическими текстами (Откровение Авраама, Лествица Иакова и др.), сосредоточенными прежде в замкнутой среде ветхозаветных мистиков, Книга Еноха получила широкое распространение среди славянских народов, сумевших сохранить уникальную ветвь этой древнейшей традиции. Эти книги не просто сохранялись и скрупулезно переписывались православными монахами, фрагменты из них активно распространялись через различные компиляции и сборники, призванные наставлять православных верующих (Мерило Праведное, Четьи-Минеи, Палеи и т.д.).

В результате возникла особая традиция, основанная на знании, полученном Енохом в Небесных Чертогах, которая не должна прерываться на протяжении всей последующей, послепотопной истории человечества. В Книгах Еноха подчёркивается — полученные патриархом знания со временем приобретут новое значение. Вот как об этом говорится в Славянской книге Еноха: «Тогда потоп наведу на землю, и земля сама сокрушится в грязь великую. И оставлю мужа праведного из племени твоего, со всем домом его, который делал всё по воле моей. И от семени их поднимется род последний, многочисленный и не пресыщенный. И когда взойдёт род тот, явятся книги, написанные тобой и твоими отцами, поскольку стражи земные покажут их мужам верным, и будут те книги рассказаны роду тому, и будут почитаемы впоследствии более, чем в первый раз». Более лаконично тот же самый мотив звучит в Первой книге Еноха: «От них (ангелов) я слышал всё и уразумел, что видел, но не для этого рода, а для родов отдалённых, которые явятся».

Отдельной передачи «небесного знания» удостаивается правнук Еноха — Ной: «Всех злых свирепствовавших мы связали в месте суда, оставив (только) десятую часть из них действовать на земле перед сатаной. Мы поведали Ною всё врачевство от болезней их, происходящих от вреда их, чтобы он мог лечить их с помощью земных растений. Ной записал в книге всё, чему мы научили его касательно всякого рода врачевства, и злым духам было (таким образом) воспрепятствовано досаждать сынам Ноевым. Он отдал все те книги, которые записал, своему старшему сыну Симу, ибо любил его более всех сынов своих».

В положенный срок ангелы повторно возносят Еноха, чтобы, пребывая на «небесной высоте», теперь уже в качестве архангела Метатрона, дабы он мог свидетельствовать людям будущего против поколения потопа: «Для всех, кто придёт в мир, чтобы они не могли сказать: “Милосердный — жесток!”».

Причина деградации допотопного человечества в Третьей книге Варуха

Важные указания на причины деградации допотопного человечества содержатся в некоторых фрагментах из Книги Исполинов и Третьей книги Варуха, сохранившейся исключительно в славянской версии. Согласно последней, тайновидец Варух узнаёт от ангела-путеводителя, что Бог повелел архангелу Михаилу собрать двести тысяч и три ангела, чтобы «насадить сад». Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил и Сатанаил насадили пять деревьев. Другие ангелы также насадили «различные деревья».

Далее ангел рассказывает Варуху историю затопления «небесного сада» (3 Baр. 4:8), в процессе которого потоп, наведённый Богом на Землю, потопил «всяких первенцев», включая 104 тысячи «мужей великих» (исполинов). Профессор Орлов обращает внимание на то, что и в Книге Варуха, и в Книге исполинов затопление сада представляет собой параллель затоплению всей Земли.

Таким образом, «небесные садовники», описанные в 4‑й главе Третьей книги Варуха, соответствуют «стражам», которые, согласно Книге исполинов, также насаждают на Земле гигантские «деревья». Насаждаемые ангелами «деревья» обозначают обитателей сада, представленных человеческими и смешанными существами. К примеру, избежавший потопа Ной с тремя сыновьями, также символически изображается в виде дерева с тремя ветвями, сохранившимся после разрушения сада.

Профессор Орлов констатирует, что, согласно Третьей книге Варуха, главной причиной деградации допотопного человечества явилось «древо», насаждённое «проклятым ангелом» Сатанаилом, принимавшим участие в процессе «насаждения сада» наравне с прочими ангеламисадовниками.

Побудительный мотив Сатанаила представлен в эпизоде с его отказом воздать почтение Адаму («и собрались все ангелы, и поклонились все Адаму по чину, а Сатанаил не поклонился, сказав: “Я грязи и праху не поклонюсь”»), представленный в некоторых русских рукописях Третьей книги Варуха.

Пережившие воды потопа

Для авторов Книги Еноха «злые духи убитых исполинов остаются на Земле и являются источником и причиной продолжающегося присутствия в послепотопном мире зла и греха». Временное заключение «стражей» также «ни в коей степени не предупредит гибельного влияния на человечество, и особенно — на людей Израиля», что очень детально описано автором Книги видений (1 Ен. 83–90). Аналогичные идеи фигурируют в арамейских фрагментах Книги исполинов, обнаруженной в Кумране.

Следующий фрагмент из Книги Зогар наглядно иллюстрирует мысль о том, что заточённые «стражи» в эзотерическом иудаизме считались вполне способными передавать свои знания людям: «Рабби Йоси спросил: “Где Билам научился всему тому, что делал он, а именно всему своему чародейству и всему, что знал он?” Рабби Ицхак ответил ему: “Он научился от отца своего. Но в горах Востока, в восточной земле, он изучил наибольшую часть заклинаний и разновидностей магии, ибо в этих горах обитали ангелы Аза и Азаель, которых Господь, будь Он благословен, сбросил с небес, ведь они осудили творение человека. Там прикованы они железными цепями, и там они обучают людей заклинаниям. Именно там Билам получил знание, ибо написано: “Балак , царь Моава, привёл меня из Арама, от гор восточных, где обитель Азы и Азаеля”».

В Книге Юбилеев упоминается, что письменное знание сохранилось после потопа, равно как и тексты, излагавшие тайное знание «стражей». Так, один из внуков Сима — Каинан — через обнаружение древнего письма впал в грех, приобщившись тайных знаний падших «стражей»: «отец научил Клинана писанию, и он пошёл искать себе место, где бы основать город. И нашёл скалу, на которой праотцы начертали подписание; и он прочёл его, и переписал его, и согрешил из‑за него. Ибо содержало оно учение Стражей, в согласии с которым наблюдали они приметы солнца, и луны, и звёзд, и все знамения небесные. И он записал это, но ничего о сём не рассказал, ибо он боялся рассказать о сём Ною, чтобы он не разгневался на него за это» (Юб. 8:3-4).

Пережившие Великий потоп шестипалые рефаимы упоминаются во Второй книге Царств: «Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов, и он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова. Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его» (2 Цар. 21:20-22).

Судя по угаритским текстам, наряду с рефаимами (рапаитами) потустороннего мира, существовали также рапаиты земного мира, пережившие воды Великого потопа. В одном из угаритских текстов говорится о рапаите, который, подобно Oгy, правит в Аштароте и Эдреʼи (столичных городах Башана).

«Из остатка рефаимов» был Oг, царь Башанский (Втор. 3:11–13; И. Нав. 12:4–5, 13:12). Он был побежден евреями под руководством Моисея во втором крупном сражении в войне за покорение Земли Обетованной. Спустя несколько столетий с великанами-рефаимами активно воевал царь Давид.

Блаженный Феодорит Кирский писал: «Когда слышу, что Божественное Писание говорит об Енаке, а именно что он произошёл от исполинов (Числ. 13:34), и об Оге, что одр его был железный, девяти локтей в долготу и четырёх локтей в широту (Втор. 3:11), и что он “остался от Рефаимов”; когда слышу, как рассказывают соглядатаи: «бехом предо ними, яко прузи» (Числ. 13:34), когда слышу о Голиафе, что “высота его шесть локоть и пядь” (1 Цар. 17:4), то думаю, что исполины были весьма великорослые люди».

Относительно широкая распространённость рефаимов и их экстраординарные качества нашли своё отражение в ряде библейских текстов, где рефаимов рассматривают как особенный народ исполинов, живший в Ханаане, а также к востоку от Иордана, в Башане и на окрестных территориях.

Секретный культ рефаимов на Ближнем востоке

Первое археологическое свидетельство существования тайного культа рефаимов, сложившегося у древних обитателей Палестины и окрестных территорий, было зафиксировано при раскопках древней Эблы (ТелльМардих, в 55 километрах к югу от Халеба, Сирия), начатых в 1964 году.

Культ рефаимов, практиковавшийся в иудейских аскетических сектах ессеев и терапевтов, сформировался вокруг дренеханаанейской и древнеизраильской концепции, в которой рефаимы (или рофеимы, ивр. רפאים ,(упоминаемые в угаритских источниках как «боги», «звёздные боги», «звёздные «, «пребывавшие в обители богов», предстают в качестве «божественных предков», а также «целителей», или «врачей». В рамках этой концепции рефаимы воспринимались как реальный род, восходящий к допотопным «стражам» и унаследовавший от прародителей определённую сопричастность потустороннему миру.

Согласно народным верованиям, обитатели потустороннего мира считались обладающими экстраординарными знаниями и обозначались как «знающие (духи)» (yidde»onim). Они владели даром предвидения и способностью исцелять, откуда происходит их наименование «целители».

В некоторых угаритских текстах встречаются свидетельства того, что рефаимы-целители, наряду с земными участниками, прошедшими специальное посвящение, являлись непосредственными членами культовых сообществ (марзехим). Характерной чертой таких сообществ были совместные сакральные трапезы посвящённых и рефаимов-целителей. О практике таких трапез у ессеев и, как предполагают, их египетской ветви — терапевтов (θεραπευταί, от глагола θεραπεύειν — «исцелять», «лечить»; также «служить», «почитать») известно из сообщений античных авторов.

Замечание Иосифа Флавия о том, что ессеи, «основываясь на сочинениях древних», «изучают свойства тех корней и медицинских камней, которые могут излечивать недуги» (Иудейская война, II, 136), свидетельствует о том, что члены этих сообществ занимались целенаправленным сбором и использованием практических знаний прикладного характера. Справедливости ради, нужно отметить, что знания, собираемые ессеями, могли относиться как к тем, что были получены рефаимами от своих небесных прародителей («стражей»), так и к знаниям «касательно всякого рода врачевства», полученным Ноем в преддверии потопа.

С. Петров делает очень важное замечание о том, что тексты, возникшие внутри кумранской общины ессеев, более 170 раз упоминают богов во множественном числе — ʼlym (ʼelim) и ʼlhym (ʼelohim). В качестве полного синонима к слову «боги» используется слово «святые» (qdwšym), а также «духи» (rwḥwt), соответствующие рефаимам. Отдельные подразделения богов включают «воителей» (gbwrym), т.е. одну из разновидностей, или одно из обозначений исполинов.

Представление о могуществе рефаимов-рапаитов (rp’um) зафиксировано в угаритском тексте KTU 1, 124, где рассказывается, как сам Эл — Господин Великих Богов или Предков — приходит к угаритскому царю-рапаиту Дитану (рапаиты именовались также bn ddn — «сынами Дитану»), чтобы справиться о болезни ребёнка. Таким образом, рапаитский предок Дитану оказывается могущественнее верховного бога Эла.

Фишелев сопоставляет послепотопную активность рефаимов-целителей с допотопной деятельностью «стражей». В 10‑й главе Книги Юбилеев (10:1) описывается схожая деятельность исполинов во время Потопа: «И в третью седьмину этого юбилея начали нечистые демоны обольщать сыновей Ноя, чтобы ослеплять их и губить». Дж.С. Вандеркам переводит данный отрывок следующим образом: «Во время третьей недели этого юбилея нечистые демоны стали вводить в заблуждение внуков Ноя, заставляя их поступать глупо, и разрушать их». Фишелев отмечает, что «возможные предпосылки развития подобного представления могут заключаться в греховном обучении, в рамках которого падшие ангелы открыли людям небесные тайны».

Голландский историк древних религий профессор К. Ван дер Торн отмечает, что древнеизраильский культ предков и, в частности, представления о рефаимах/рофеимах являются «во многих отношениях скрытым наследием — скрытым, поскольку оно было удалено из письменных источников или, по крайней мере, замаскировано и завуалировано». Он также полагает, что религиозные учёные, занимавшиеся отбором, кодификацией и редактированием библейских произведений, не были склонны упоминать или ссылаться на древнеизраильские верования, связанные с почитанием (выдающихся) предков, и «пытались устранить или выхолостить любые намёки на позитивную оценку культа мёртвых».

Гебраист и переводчик И.Р. Тантлевский считает, что именно в этой плоскости следует рассматривать и огласовку масоретами термина для обозначения духов почивших как repaɩm («слабые», «немощные», «бессильные»), вместо изначального чтения ropeιm «целители», «врачи» resp. «благодетели» (от רפא» — исцелять», «врачевать»; «помогать»; «утешать»). Он указывает, что ряд основных аспектов положительных представлений о рефаимах был завуалирован, а в отдельных случаях удалён из ортодоксальных еврейских письменных источников, чрезвычайно негативно относящихся к культу лиц, перешедших в потусторонний мир, и контактам с ними в любой форме. Невзирая на это, подобные представления продолжали воспроизводиться в той или иной форме в народных религиозных верованиях, а также практиковаться отдельными сообществами Иудеи в эллинистический и раннеримский периоды.

Впрочем, следы культа рефаимов можно встретить и на Западе, в частности, в тайных учениях ряда патрицианских родов Древнего Рима, а затем венецианской аристократии. При этом известия о неких культах, связанных с персонажами допотопной истории, циркулировали на европейском Западе задолго до возникновения Римской империи. В частности, древнегреческий мифограф и космолог VI века до н.э. Ферекид Сиросский (Сирский) упоминает о неких «тайных учениях (мистериях), о Титанах и Гигантах, находящихся в противоречии с богами».

Матриархальная мистериальность как угроза человеческой цивилизации

К пережившей воды потопа традиции рефаимов примыкает матриархальная традиция, связанная с мистериальным наследием «дочерей человеческих». В этом смысле представляется глубоко неслучайным, что в различных течениях современного энвайронментализма (особенно в экологическом феминизме) особое место занимает почитание языческого образа Великой Матери-Природы, Земли, Геи. Сквозь этот образ в современный мир активно прорастает Логос Кибелы (она же — Великая тёмная Мать, тёмное верховное божество неолитического матриархата), по мнению А. Дугина, во многом определяющий структуры современного западного мира.

Фундаментальная аномальность матриархата (от противного) дважды зафиксирована в Книге Бытия: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2:24), «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). В таком ракурсе матриархат — откровенное нарушение двух фундаментальных заповедей Божиих, данных примордиальному человечеству.

Чтобы возникнуть и укрепиться в допотопном жёстко патриархальном (Быт. 3:16) обществе, обзаведясь к тому же собственной автономной (!) мистериальностью, такое, по выражению епископа Митрофана, «странное состояние человеческого общества» должно было иметь некий весьма существенный внешний повод и не менее существенную внешнюю поддержку. В качестве такой инспирирующей и поддерживающей силы в ветхозаветной традиции выступают «сыны Божии» («стражи»).

Тёмный и наиболее опасный в своей метафизической сверхнакалённости аспект матриархальной мистериальности, по всей видимости, возникает как естественная реакция «дочерей человеческих» на заточение «стражей» и взаимное уничтожение на их глазах большей части их возлюбленного (!) потомства: «Все сыны их взаимно будут избивать друг друга, и они увидят погибель своих любимцев» (Ен. 2:42). Отсюда следует, что кровавые жертвоприношения и ритуалы, практикующиеся в рамках такой мистериальности (в т.ч. человеческие), могут адресоваться как заточённым «стражам», так и «злым духам убитых исполинов», которые «остаются на земле и являются источником и причиной продолжающегося присутствия в послепотопном мире зла и греха».

Подтверждение такого предположения обнаруживается в Притчах Соломоновых, где настойчиво указывается на глубинную связь распутных и ходящих путями тьмы женщин с мертвецами (в подлиннике — рефаимами): «дом её ведёт к смерти, и стези её — к рефаимам» (Притч. 2:18). «Женщина безрассудная, шумливая, глупая» совращает с истинного пути «идущих прямо». Она нашёптывает им: «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен». И порой легкомысленно ведёт себя глупец, «и не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею» (Притч. 9:13;18). Ту же мысль продолжает автор далее: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (Притч. 21:16).

Практически не вызывает никакого сомнения «генетическая» связь библейского образа «дочерей человеческих» — первоамазонок, получивших полноту своего знания от «стражей», — с описанием матриархальной цивилизации, обладающей «высшими магическими силами», в котором классики современной научной и социальной фантастики братья Стругацкие видели смертельную угрозу (!) для всей человеческой цивилизации. Философ Б. Межуев констатирует, что в повести «Улитка на склоне» (1966), а также в её первой редакции — повести «Беспокойство» (1965) «либерально мыслящие интеллигенты Стругацкие в качестве главного зла, угрожающего человечеству, описали экологическую цивилизацию, управляемую женщинами. В нескольких местах “Беспокойства” прямо указывается на то, что этот путь представляет собой “пропасть”, в которую может свалиться не подозревающее о ней коммунистическое человечество Полдня. Женщины будущего (в описании магических способностей которых Стругацкие следуют за своим учителем Иваном Ефремовым) обладают некими высшими магическими силами, превосходящими всю премудрость технократической цивилизации. Они способны управлять живой и неживой природой вплоть до превращения одной в другую, к тому же их всемогущество обусловлено и неким психологическим тяготением людей к этому матриархатному состоянию».

Располагающийся на диаметрально противоположном от братьев Стругацких мировоззренческом «полюсе» итальянский философ-традиционалист и знаток герметической традиции барон Ю. Эвола тем не менее также отождествлял с матриархатом субстрат всякой подрывной деятельности, или, по его выражению, «деметротеллурические» силы, враждебные мужской солнечной духовности. Одержимость этой идеей заставляла его подозрительно относиться к христианству, учитывая то значение, которое придаётся в нём поклонению Деве Марии, которое Эвола полагал воплощением ненавистного ему культа Великой Матери. В революции 1789 года Эвола видел возвращение сил женского полюса и матриархата, связанного с идеями родины и народа и противоположного обществу мужчин государству, которое, по сути, имеет мужской характер. В основании картины мира Эволы лежала подвергшаяся некоторой ревизии традиция классической и индоевропейской Античности, в которой мужским солнечным силам космоса противостоят женские лунные силы хаоса.

Развенчание зверя

Оценивая перемены, привнесённые библейским потопом, епископ Митрофан констатирует, что при всей радикальности произошедшего очищения и исключительности Ноя как последнего избранника Божьего проблема духовного наследия эпохи исполинов не была уврачевана и перекочевала в послепотопный мир.

Воды потопа успешно пережили два типа традиций. К первому типу относятся традиции, связанные с именами Ноя, Мелхиседека и Еноха. Второй тип представлен традициями, ведущими своё начало от заточённых на земле «стражей» и их человеческого потомства. К последнему типу принадлежит особая матриархальная традиция, связанная с мистериальным наследием «дочерей человеческих». Все перечисленные традиции в той или иной степени оказали влияние на формирование современной человеческой культуры и цивилизации, их сложное (зачастую жёстко антагонистичное) взаимодействие продолжает определять актуальную динамику современных социальных, культурных, религиозных и политических процессов.

В этом смысле следует обратить внимание на тревожный интеллектуальный тренд, в рамках которого происходит идеализация/романтизация допотопной цивилизации. Историческая и метафизическая миссия России по спасению здоровой ветви человечества и жизни вообще должна позиционироваться как непосредственное продолжение миссии Ноя. Такое позиционирование должно сопровождаться подробным разоблачением/визуализацией губительных пороков допотопного общества и настоящих причин потопа во всей их неприглядной обнажённости, а также сил, стоящих за попытками «воскрешения» подобной цивилизационной проектности. Этот процесс должен сопровождаться глубоким изучением и публичным дезавуированием механизмов трансферта допотопной «идеальности», чрезвычайно пунктирно (!) обозначенных в данной работе.

Не потерявший своей актуальности механизм публичного разоблачения, ведущий к нейтрализации чудовищного противника (его сущностному развенчанию), закодирован в древнегреческом мифе об укрощении Гераклом стража Аида — удивительного по силе, чудовищного трёхголового пса Кербера (12‑й подвиг Геракла). Достигнув последней глубины подземного мира и вступив в борьбу с хтоническим чудовищем, Геракл не убивает его, как можно было ожидать в подобном сюжете, а душит Кербера до тех пор, пока не укрощает его. Затем он выводит чудовищную собаку на поверхность земли и, показав его царю Арголиды Эврисфею, возвращает Кербера в Аид.

Филолог и переводчик М. Евзлин следующим образом расшифровывает этот мифологический сюжет: «Смысл появления Кербера в “верхнем мире” очень хорошо “резюмируется” Диодором: “он показал его людям” (Bibl. his., IV, 26). Выводя хтонического зверя из скрытой от глаз людей “области”, Геракл неявное делает явным, таким образом лишая его “ужасности”, после чего в этом “развенчанном виде” Кербер отводится обратно в Аид. Заключительным актом священной битвы, которую Геракл ведёт со всякого рода хтоническими чудовищами, становится развенчание зверя. Ср. реакцию Кербера на солнечный свет: ослеплённый, он сопротивляется, бешено лает и исходит слюной, т.е. в верхнем “солнечном” мире он теряет всякую способность к ориентированному действию, становится жалкой (обезвреженной) игрушкой. Выведение Кербера на поверхность земли, или «освещение» его, имеет вполне конкретное значение: пугает то, что не имеет образа. В тот момент, когда это “нечто” пугающее приобретает образ, даже самый ужасный и отвратительный, оно в значительной степени нейтрализуется в своём деструктивном действии».

Примечания:

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»