Новый валаам в финляндии

В финском заливе находится много островов больших и маленьких…
Однако лишь немногие смогут назвать какие-либо острова, кроме острова Котлина, на котором расположен Кронштадт. Вместе с тем есть очень интересные и красивые острова.

1. Остров Котлин
Самый знаменитый, самый важный и самый населенный остров Финского залива. Длина острова — около 12 км, максимальная ширина менее 3 км, площадь около 16 кв. км. Остров соединён с материковой частью автодорогой, проходящей по комплексу защитных сооружений от наводнений (Дамбе). На части острова располагается город Кронштадт.
Остров расположен на легендарных путях «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», и упомянут в договоре 1269 года Новгорода с Ганзой. Город который стоял на этом месте был старше Петербурга как минимум на 500 лет. А учитывая, что в договоре было написано о перегрузке судов на острове, «как исстари было» — город был значительно старше. В последующее время прибывавшие купцы дожидались на острове лоцманов из Новгорода, которые проводили торговые караваны через Неву и Волхов до Ильменя.
Существует легенда, согласно которой шведы при высадке на остров русских поспешно бежали, оставив на костре котелок. Этот легендарный котелок изображён на гербе Кронштадта. От слова «котёл» якобы и происходит название Котлин. По другой легенде, Котлин назвали так потому, что на старых картах горловина Финского залива восточнее острова напоминала котёл.
На островке, отсыпаном на отмели к югу от острова Котлин Петром I в 1703 году был заложен форт Кроншлот, который перекрыл для потенциального противника главный фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица империи — Санкт-Петербург. 7 мая 1704 года укрепления, включавшие в себя и две батареи на острове Котлин, вступили в строй (дата основания Кронштадта).
В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя Кронштадт. Пётр I считал Кронштадт частью столицы.
1. Остров Гогланд
Этот небольшой гранитный остров, расположенный в восточной части Финского залива, один из самых известных островов Финского залива. Гогланд расположен в 180 км к западу от Санкт-Петербурга. Его площадь – около 21 кв. км, высота – до 176 м.

Основой острова является гранит, который образует множество разновеликих сопок и падей, где встречаются небольшие пресные озера ледникового происхождения. Все побережье изрезано сотнями бухт всех форм и размеров.

Хотя остров считается одним из самых опасных на Балтике мест для судоходства, местные жители издавна считались превосходными моряками и их охотно нанимали матросами на парусные суда.

Природа Гогланда богата и разнообразна. Одних только сосудистых растений порядка 700 видов (для сравнения, столько же видов в Ленинградской и Псковской областях, которые в десятки раз больше Гогланда). Почти 80% территории острова покрыто хвойными и мелколиственными лесами. Подножия скал укутаны черничниками, малинниками, кустами альпийской смородины и можжевельника.

Животный мир представлен 25 видами жуков, 6 видами земноводных и пресмыкающихся, 126 видами птиц (причем четверть занесена в Красную книгу природы Ленинградской области). Что касается млекопитающих, то их состав неизвестен, поскольку постоянно меняется. Здесь часто видят бурозубок и разнообразных мышей, иногда зайца-беляка, белок и лисиц, европейскую норку, енотовидную собаку.

Гогланд – Мекка для археологов и историков. Стоянки человека каменного века, средневековые пираты, Гогландское сражение, посланники Петра Великого, гибель «Лефорта», «Америки», меридиан Струве, сеанс радиосвязи Попова в 1900 году, 300 лет войн, бесконечные укрепления и десятки затонувших кораблей, битвы Второй мировой, постоянная смена хозяев, закончившаяся лишь в 1947-м возвращением острова домой, в Россию.

2. Транзундский архипелаг
Остров находится в Выборгском заливе, он долгое время был известен лишь знатокам истории и радиолюбителям. Раньше располагалась финская артиллерийская батарея.

На рубеже XIX – XX веков на островах архипелага Александр Попов испытывал свой беспроволочный телеграф, а с 1963 по 2012 годы остров Малый Высоцкий находился в аренде у Финляндии. В этот период среди радиолюбителей были популярны специализированные экспедиции на Малый Высоцкий, который не принадлежал Финляндии, но временно не принадлежал и России, и где использовался особый позывной для сеансов связи.
3. Соммерс
Этот скалистый остров Петр Великий подарил своему шуту Яну Лакосте вместе с насмешливым титулом «самоедского короля». Он находится в восточной части Финского залива.

В следующий раз остров отметился в истории России уже во время Великой Отечественной войны, и произошло это при весьма трагических обстоятельствах. В июне 1942 года на Соммерс, захваченный финскими войсками, был безрассудно высажен морской десант. Отчаянный бой шел трое суток, однако плохая продуманность операции взяла верх над стойкостью и храбростью советских солдат. Из полутора тысяч краснофлотцев, высадившихся на этот клочок суши, не выжил никто. Остров был освобожден только после выхода Финляндии из войны в 1944 году.
4. Остров Мощный
Это довольно большой остров. Раньше был плотно заселен. Сейчас на острове располагаются лишь небольшая погранзастава с радиотехническим постом да пост освещения надводной и подводной обстановки Ленинградской военно-морской базы.

5. Большой Тютерс и Малый Тютерс
Два острова находятся в центральной части Финского залива. На обоих островах стоят маяки, обслуживающий персонал является единственными обитателями островов. На Малом Тютерсе водится кольчатая нерпа.

Большой Тютерс долгое время был известен как «остров смерти». Во время Второй мировой войны немцы его заминировали, в последующие годы предпринималось несколько попыток разминировать остров, но успешной оказалась лишь последняя седьмая. В 2005 году российские и шведские специалисты обезвредили более 30 тысяч взрывоопасных предметов. На обоих островах имеются маяки, а члены персонала является единственными обитателями Тютерсов, если не считать кольчатую нерпу весьма распространенную на Малом.
6. Остров Лисий
Один из самых спокойных и зеленых островов, затерялся в Ключевской бухте Выборгского района. Здесь сохранились прекрасные леса с кучей грибов и ягод, чистейшие берега, вдоль которых плавает и нерестится всевозможная рыба.

Это пожалуй один из самых спокойных и зеленых островов из всех перечисленных. Заповедных ограничений нет и остров является довольно популярным местом отдыха тех кто имеет катер.
7. Острова Виргины
В Финском заливе есть свои острова Виргины. Это, практически тезки Виргинских островов, что расположены в Карибском море. Особенно интересен Южный Виргин: на нем находится таинственный круглый лабиринт из гальки, сложенный древними людьми.

Этот лабиринт называют Парижем: одни говорят, что в честь запутанных парижских улочек, другие — что это название происходит от шведского слова Paris, то есть церковный приход, и отражает сакральную сущность этого места.
Подробнее об островах на сайте https://ria.ru/

Гогланд

Основной источник: piter и Википедия

Ново-Валаамский монастырь в Финляндии

Нет и не было никогда на Святой Руси такой монашеской обители, мужской ли, или женской, которая за свою историю не переживала бы времена расцвета или упадка. Некоторые худо-бедно выживали, а затем с Божией помощью поднимались и расцветали вновь, иные же и вовсе уходили в небытие.

Многие так и не пережили семи десятилетий советского богоборчества и по сию пору остаются от них одни развалины, где только «плач и скрежет зубовный», но к счастью есть и такие, которым суждено было возродиться заново.

Ушёл бы в небытие и некогда знаменитый на всю Россию древний Валаамский монастырь, если бы не упорство и твёрдая воля его насельников, и стремление их, несмотря ни на что, несмотря на невзгоды и лишения, нести Слово Христово и дальше – через время и через расстояния.

Из истории Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Финляндии

… 26 ноября 1939 года, оказавшийся в самом пекле советской-финской войны, Валаам впервые подвергся бомбардировке советской авиацией. Несколько дней спустя, 9 декабря варварский авианалёт на монастырь повторился вновь.

А во второй половине декабря месяца, в условиях продолжавшихся боевых действий, интенсивность которых, казалось, только нарастала, началась вынужденная эвакуация монашествующей братии. И, как выяснилось немногим позже, вовремя – в январе-феврале 1940 года бомбардировки монастыря советской авиацией опять повторились и стали ещё более частыми.

По счастью во время поспешной эвакуации в декабре 1939 года никто из монастырского начальства и братии не пострадал. Удалось насельникам и увезти с собой всё самое ценное, что только оставалось в это время в монастыре.

Ушедшие с Валаама монахи перебрались в прежде частную усадьбу Папинниеми в будущей Восточной Финляндии, где мало по малу, день за днём, и стали неспешно обустраивать свой новый дом – Новый Валаам.

Новый Валаам сегодня

Сегодня Новый Валаам – Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь является единственной мужской монашеской обителью Финляндской Православной Церкви и одной из двух наиболее заметных туристических достопримечательностей Хейнявесе, что в Южном Саво, недалеко от современной финско-русской государственной границы.

Кстати, второй туристической достопримечательностью этой местности из числа православных святынь является находящаяся тут же, неподалёку – всего в 18 км, единственная и всё ещё немногочисленная женская монашеская обитель той же Финляндской Православной Церкви – Линтульский монастырь, повторивший в своё время судьбу Валаамского монастыря – его, Линтульского монастыря Русской Православной Церкви, насельницы довоенного времени также были вынуждены покинуть место своего прежнего жительства на Карельском перешейке вследствие боевых действий во время советско-финской войны.

Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь – непременный участник паломнической программы русского паломнического братства Русской Православной Церкви «Радонеж». Результатом самого тесного сотрудничества монастыря и братства «Радонеж» стало увеличение числа туристов и паломников из России, ежегодный поток которых в настоящее время составляет, по разным оценкам, от 15 до 25 тысяч человек.

А в 2012 году имя Новый Валаам прогремело на всю Финляндию – тогда эта обитель была признана лучшим туристическим объектом Суоми.

Последнее вовсе не удивительно – туризм и паломничество составляют в настоящее время едва ли не основную статью весьма скромных по нынешним временам доходов монастыря, а для приёма столь многочисленных гостей на его территории устроен гостевой дом, под который приспособлено одно из старых строений Ново-Валаамской обители.

Кроме того, в монастыре действует информационный и культурный центры, народное училище с отелем и церковная (читай, сувенирная) лавка. Есть здесь и свой ресторан с говорящим названием «Трапеза». Кстати, конференц-зал здешнего культурного центра рассчитан ни много не мало на 300 мест, здесь же работает монастырская библиотека, выставочные залы, в одном из которых действует постоянная экспозиция, посвящённая истории Нового Валаама.

Ещё одна статья доходов Спасо-Преображенского мужского монастыря – производство столового вина и солодового виски. Правда, здесь не всё так однозначно – в Суоми существует государственная монополия на алкоголь, а потому монастырь обязан официально заказывать данную продукцию у финского алкогольного монополиста, компании Oy Alkoholiliike Ab, чья деятельность официально подтверждена и регулируется соответствующими законодательными актами не только Финляндии, но и Евросоюза. Причём, последними прямо запрещена продажа на территории Финляндии алкоголя происхождением из других стран, входящих в ЕС.

Интересно, что монастырь не имеет привычных русскому человеку крепостных стен, а сам он находится на открытой местности.

Где находится – расположение на карте

Ново-Валамский монастырь расположен в усадьбе Папинниеми в Хейнявеси, в Финляндии.

Как добраться до Валаамского монастыря

В настоящее время до монастыря предусмотрен автобусный маршрут ежедневным сообщением с Йоэнсуу и через Варкаус с Хельсинки. Кроме того, к Спасо-Преображенскому монастырю приписан небольшой теплоход «Сергий», курсирующий от здешнего причала до Линтулы и обратно, а также совершающий круизы по местным озёрам. Для частных лиц, предполагающих добираться до монастыря на собственном транспорте, на официальном Интернет-сайте, адрес которого приводится ниже, даются точные координаты геолокации.

Официальный сайт на русском языке

Виртуальное представительство Ново-Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря во Всемирной Паутине на языке Пушкина и Достоевского, созданное по благословению и трудами нынешнего отца настоятеля Сергия, находится по адресу: http://rus.valamo.fi/.

Туры в Новый Валаам из Санкт-Петербурга

Из Петербурга до Нового Валаама можно добраться на комфортабельном автобусе – три раза в неделю, в среду, пятницу и воскресенье. Протяжённость маршрута – 553 км. С автобусным расписанием можно также ознакомиться на сайте монастыря.

Ново-Валаамский монастырь

Финляндия Восточная Финляндия Ууси-Валамо

Идёт загрузка карты…

Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь или Новый Валаа́м — единственный православный мужской монастырь Православной Церкви Финляндии, основан в 1939. Расположен в усадьбе Папинниеми в Хейнявеси, в Финляндии. Финское название — Uusi Valamo.

История

В 1939 году в связи с эвакуацией в период советско-финской войны около 190 монахов из Валаамского монастыря, были предприняты попытки создания новой православной обители в Восточной Финляндии.

24 июля 1940 года руководством эвакуированного валаамского братства была оформлена сделка на покупку усадьбы XIX века «Папинниеми», принадлежавшей Юрьё Саастомойнену и расположенной в сельской местности Хейнявеси, а выбор места был обусловлен обнаружением в главном здании усадьбы небольшой иконы святых Сергия и Германа Валаамских. Новый монастырь получил названием «Ново-Валаамский», а первая Преображенская церковь была устроена из двух переоборудованных под храм амбаров. В убранстве храма были использованы иконы и утварь, вывезенные с Валаама: иконы нижнего ряда иконостаса первоначально находились в трапезной церкви Валаамского монастыря, иконы второго яруса — из праздничного ряда иконостаса главного храма, а царские врата — из нижнего храма. Игуменское кресло, находящееся в настоящее время в левом углу храма, было изготовлено в 1869 году для игумена Дамаскина.

Позднее в состав Ново-Валаамского братства влилась монашеская община эвакуированного Печенгского монастыря (настоятель которого игумен Паисий (Рябов) попал в руки советских спецслужб и 12 декабря 1940 года был расстрелян). В 1956 году в монастырь переселились монахи Коневецкого монастыря, привезя с собой чудотворную Коневскую икону Божией Матери (в настоящее время вместе с Валаамской иконой Богоматери находится в каменном Преображенском соборе обители).

После окончания Второй мировой войны митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил валаамскую братию, включив обитель в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1957 году Русская православная церковь вернула монастырь в духовное и административное подчинение Финляндской архиепископии, а часть братии, не принявших введение в монастыре нового стиля, получив разрешение, переехала в Псково-Печерский монастырь.

В 1977 году в связи с празднованием 800-летия православия в Финляндии в монастыре по проекту архитектора Ивана Кудрявцева был построен каменный Преображенский собор.

В 1984 году в монастыре был возведён культурный центр, объединивший помещения монастырской библиотеки и архива, конференц-зал, а также центр по реставрации икон и произведений живописи. с 19 по 27 июня 1988 года здесь проводилась пятая пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу, её темой стало обсуждение вопроса «Таинство священства в таинственной структуре Церкви, в частности важность апостольского преемства для освящения и единства народа Божия».

В 1989 году рядом с Преображенским собором было возведено здание Валаамского народного училища.

В 1997 году на берегу озера, у монастырской пристани, была построена и освящена часовня во имя святителя Николая Чудотворца, а на другм берегу бухты было устроено братское кладбище, где в 1979 году была возведена часовня в карельском стиле в честь святого преподобного Германа Аляскинского. На монастырском кладбище помимо братии Ново-Валаамского монастыря погребены также насельники и насельницы Коневского, Печенгского и Линтульского женского монастырей (находится в 18 км от Нового Валаама). Летом 2006 года рядом с оградой кладбища была построена и освящена часовня во имя святого Иоанна Крестителя.

Современное положение

Основной источник дохода для жизнедеятельности монастыря — туризм и ретрит. На территории обители возведены несколько гостиниц для туристов и паломников, для этого же приспособлены некоторые старые здания усадьбы. Также доход приносит производство столового вина и запланированное к производству изготовление виски на основе ячменного солода.

В 2012 году в связи с возросшим интересом к Новому Валааму со стороны российских туристов, руководство монастыря для централизации туристических потоков заключило договор с российской паломнической службой «Радонеж». В год обитель посещает до 15 тысяч паломников из России, что составляет 1/7 всех посетителей, а гильдией финских журналистов, пишущих о туризме, монастырь признан лучшим туристическим объектом Финляндии 2012 года. На 2013 год монастырь предоставлял 33 рабочие ставки для гражданского населения.

В настоящее время в братии монастыря находится несколько человек, являющихся этническими финнами. Богослужения в монастыре совершаются по новому григорианском календарю, включая Пасху.

9 ноября 2011 года решением архиепископа Карельского Льва (Макконена) многолетний настоятель монастыря архимандрит Сергий (Райаполви) (1997—2011) был отстранён от исполнения своих обязанностей, а временным управляющим обителью назначен епископ Йоэнсуйский Арсений (Хейккинен). 8 ноября 2012 года заместитель канцлера юстиции Финляндии Микко Пуумалайнен вынес замечание архиепископу Льву, который согласно закону не имел права единолично отстранять от должности настоятеля Валаамского монастыря пост которого является пожизненным. 22 ноября архиепископ Лев восстановил архимандрита Сергия в должности настоятеля обители.

Пожары

Дом настоятеля

18 марта 2012 года в монастыре произошёл сильный пожар, в котором сгорел верхний этаж настоятельского корпуса. Ущерб был оценен в 1,6 млн евро.

Пострадавшее здание было запланировано к восстановлению, в связи с чем летом 2012 года начались подготовительные работы.

Центром экономического развития, транспорта и окружающей среды Южного Саво (ELY) и Музейным ведомством Финляндии администрации монастыря было рекомендовано отреставрировать сохранившиеся при пожаре бревенчатый каркас и печи старого здания усадьбы, дополнив их новыми строительными материалами, но данный проект не нашёл поддержки у руководства монастыря, коммерческий директор которого Вейкко Халонен настаивает на полной замене всех конструкций здания.

Ангар

В ночь с 22 на 23 января 2014 года возникло возгорание хозяйственных построек, находящихся при въезде в монастырь, близ жилого здания «Sillankorva», используемого как VIP-гостиница. Имуществу монастыря был нанесён значительный ущерб.

25 января в Липери, в Северной Карелии, в связи с подозрением в поджоге, полиция задержала сорокалетнего жителя Оутокумпу, который признался в совершении двух поджогов в Южном Саво на этой неделе.

Настоятели

Контакты

Местоположение: Восточная Финляндия. Между городами Joensuu и Varkaus по трассе №23.

Почтовый адрес: Valamontie 4279850

Интернет-страница: http://www.valamo.fi/ru/

Электронная почта: valamo@valamo.fi (Служба гостеприимства)

Телефоны: +358-17-570-111 — коммутатор Службы гостеприимства

Ссылки

  • Трудничество в Ново-Валаамском монастыре
  • Финляндский Спасо-Преображенский Ново-Валаамский монастырь
  • Новый Валаам
  • Монастырь Ууси-Валамо. Ново-Валаамский монастырь
  • Ново-Валаамский монастырь
  • Вспоминая. Новый Валаам
  • Новый Валаам — православный монастырь в Финляндии
  • Валаам в Финляндии
  • Новый Валаам
  • Новый Валаам

Горячее сердце «хладных финских скал»

Новый Валаам

Главное – без спешки

Финляндия располагает к сосредоточенности, как замечают многие. Даже самые рассеянные не могут не сосредоточиться, попав в суровую Суоми поздней осенью: и так-то не слишком разговорчивые ее жители окончательно уходят в себя, не оставляя ни малейшей возможности праздным разговорам и слишком веселому, поверхностному восприятию действительности. Природа благосклонно принимает это смирение, и мелкий дождь из низко нависших туч, порывы северного ветра, раскачивающие хвойный океан, иногда могут даже смениться проблесками солнечных лучей, отчего можно грустно улыбнуться: «О, лес! Научи меня умирать без печали!» Опытные в таких делах финны, несмотря на всю внешнюю суровость – что свою собственную, что природы, – помирать все-таки не торопятся: «Чашка хорошего финского кофе в такую погоду не повредитт. Но две чашки хорошего финского кофе лучше. К тому же вторая и каждая следующая – бесплатно. Будете кофе?» – «Кто ж откажется от старого доброго финского кофе? О, эти бескрайние солнечные финские кофейные плантации!» – «Шутить извоолите?» – «Ага». – «Тогда заходите! Как дорога? Сильно устали?»

Преподобные Сергий и Герман Валаамские Дорога от Хельсинки до Нового Валаама занимает примерно шесть часов на автобусе. Честное слово, после времени, проведенного в пути, хочется и пошутить: осенняя серьезность окружающей действительности иногда требует улыбки. К тому же наши извечные соседские шуточки-прибауточки в отношении друг друга, если они, конечно, добрые и уважительные, не могут ее не вызвать. А доброте и уважению очень способствует желание узнать то общее, что нас связывает, – я сюда и отправился вообще-то именно для этого. Что может связывать народы крепче и лучше общей веры? – Монастырь Новый Валаам многое может рассказать. О том, например, что ставить диагноз тотальной апостасии «плохой Европе» несколько поспешно. Здесь, в Суоми, как известно, спешки не любят. И негромко, настойчиво продолжают жить со Христом, держа эту самую Европу на плаву, несмотря на действительно серьезные, страшные вызовы, которые звучат, правда, не только здесь, надо признать. Иногда своей негромогласностью, настойчивостью и верностью Богу подавая и достойный пример для подражания некоторым горячим парням из-за границы.

Почему финский Валаам – Новый? Всё просто и, увы, печально: Старый-то Валаам был разорен и опустошен в годы безбожного лихолетья в России. До Зимней войны святая обитель на Ладожском озере находилась в составе Финляндии, но зимой и весной 1940 года она оказалась в границах советской тогда России. По примеру Соловков и других монастырей разоренной Святой Руси можно догадаться, какую участь готовили Старому Валааму новые хозяева. Чтобы избежать этой участи, иноки, а также трудники Валаамского монастыря – русские, финны, корелы – покинули древнюю обитель и поселились неподалеку от города Хейнявеси, где потом и возник новый монастырь. По льду Ладожского озера, в сопровождении армейских частей шли и ехали иноки Старого Валаама, унося с собой и боль за истерзанную Россию, и древние святыни, и огромную библиотеку, которой славилась обитель.

Трагедия? Да, и страшная! Но, как считает настоятель Нового Валаама архимандрит Сергий (Райаполви), часто именно трагедии Бог может использовать для спасения. Мы беседуем с ним о Православии в стране Суоми, о жизни Спасо-Преображенского Ново-Валаамского монастыря.

архимандрит Сергий (Райаполви)

– Отец Сергий, как появилась эта обитель в Финляндии?

– В течение четырех месяцев – с декабря 1939-го по март 1940-го, в период страшной для обеих наших стран войны шла эвакуация монашествующих из Валаамского монастыря вглубь Финляндии, которой не грозила опасность подпасть под власть большевиков. Большая часть беженцев покинула Валаам в феврале, по льду Ладожского озера. Зима тогда была ужасно холодной, и лед на Ладоге, слава Богу, смог выдержать беженцев: они покидали монастырь на грузовиках финской армии, помогавшей последним жителям старого монастыря. Финская армия помогала в эвакуации монастыря: монашествующих, огромного архива, многих икон, других ценностей, которым грозило полное уничтожение, как мы знаем на примере обителей разоренной России. Например, только в православной Карелии, которая после войны оказалась под властью безбожников, было уничтожено более 90% храмов, среди которых были жемчужины каменного и деревянного зодчества.

По решению правительства в Финляндии были построены десятки церквей: ведь большинство беженцев из Карелии были православными. Таким образом, храмы появились и в других частях Финляндии. Раньше были храмы в больших городах – в Хельсинки, Вазе, Тампере, Турку, и построены они были в имперское время, но в провинции православных церквей практически не было.

– Это и объясняет, почему большинство храмов в Финляндии вряд ли старше 60 лет?

Появились в 1940 году в Финляндии православные беженцы – и по всей стране стали строиться новые храмы. Это был духовный сев

– Совершенно верно: их начали строить после того, как появились православные беженцы. Вообще, говоря о трагедии революции – в России и в Финляндии, о братоубийственных войнах, нужно, на мой взгляд, уметь видеть и действие Промысла Божиего. Казалось бы, происходят страшные, ужасные вещи – гибель людей, разорение святых обителей и храмов и подобное. Но Господь даже в таких условиях продолжает дело спасения: ведь из-за того, что появились православные беженцы, они распространились по всей Финляндии. По всей стране стали появляться новые храмы, начала совершаться Литургия. Это был духовный сев, сев евангельских семян.

– Как и в России времен преподобного Сергия Радонежского: были же очень трудные времена – оккупация, раздробленность, междоусобицы, но, тем не менее, из обители Преподобного исходили лучи христианства, его ученики основывали обители по всей России?

– Да, это так. Как мы видим, для Слова Христова нет внешних преград – даже страшные времена могут, по Промыслу Господню, служить спасению многих.

– Кто сейчас составляет Финляндскую Православную Церковь? Кто эти люди?

– Православная Церковь Финляндии – вторая христианская конфессия в стране. Официально православных здесь 61 500 человек, это примерно 1% от всего населения страны. Большинство христианского населения – лютеране: около 70%.

Из главных вызовов для Церкви сегодня я бы отметил, пожалуй, движение за выход из христианских Церквей. Проще говоря, секуляризацию. Она очень сильна: всё больше людей стремится покинуть Церковь, особенно это касается Лютеранской церкви. Но у нее свои трудности. Например, всё громче слышны разговоры об официальном признании так называемых гомосексуальных «браков» Лютеранской церковью, но отток прихожан продолжается. Православная Церковь, конечно, никогда не признает такие «браки».

– А в чем причина, на ваш взгляд, этой секуляризации?

– В достатке. Нет, даже не в достатке, а в его избыточности. «Зачем нужен Бог, если человек сытый, богатый и здоровый»?

Сегодня выйти из церкви просто – это можно сделать с помощью пары кликов на сайте налоговой службы

Большинство финских православных живут сейчас в регионе Хельсинки или на юго-западе страны – эти регионы притягивают к себе жителей менее развитых и «перспективных» севера, востока и центральной части Финляндии. Атеистическая пропаганда особенно развита в столице, движение под названием «Покинь Церковь» очень активно и агрессивно. Используя всевозможные рекламные акции, пиар-кампании, оно призывает людей выходить из христианской Церкви, прекратить платить церковный налог. Ведь в Финляндии, как и в Германии и в других странах, существует церковный налог, который платят налогоплательщики – члены Церкви, он составляет 1–2% от дохода, и на эти деньги во многом и существует, и работает Церковь. Атеистическая пропаганда призывает отказаться от уплаты этого налога и найти деньгам другое применение – многие это делают. Это несложно: заходят на сайт налоговой службы и в пару «кликов» заявляют о себе как о людях, вышедших из такой-то конфессии и, следовательно, не желающих платить деньги на ее содержание.

Новый Валаам

– Получается интересно: две лепты вдовицы превращаются в два «клика» в 30 сребреников.

– Очень может быть. Но справедливости ради должен сказать: среди тех, кто вот так вот, «в два клика» ушел из Церкви, есть и такие, которые потом возвращаются в нее.

– Отец Сергий, вы сказали о достатке как о главной причине отказа человека от Бога. Простите, но не во всем с вами тут соглашусь. Возьмем опять печальные для обеих наших стран советские времена: в России-то Церковь гнали, храмы сжигали и рушили, хулили Бога люди, которые жили в условиях, скажем мягко, далеко не самых комфортных. Бедняки же громили храмы. Бедные люди высмеивали Церковь в более позднее время. Почему так, вы не знаете?

– Когда люди очень бедные, они с болью могут воспринимать благосостояние, полученное за счет использования их труда. А Церковь в России, я имею в виду Церковь земную, перед революцией бедной материально назвать, на мой взгляд, было очень сложно. Огромные владения, земные богатства земной Церкви… Вы знаете, я долго думал, почему же русские люди с такой силой разрушали церкви. Не уверен в правоте своих выводов полностью, но считаю, что земная Церковь забыла о своем призвании. Я имею в виду помощь бедным, диаконию, служение.

– По каким причинам люди приходят в Ново-Валаамский монастырь?

– К нам в монастырь постоянно обращаются бедные люди за помощью. По совершенно разным причинам люди обращаются сюда: кому-то действительно не хватает еды или одежды, огромное количество ищет духовного утешения – у каждого приходящего свои беды, и долг христианина – помочь. Мы пытаемся это делать.

– Так кто эти люди? Бездомные, эмигранты, потерявшие смысл и цель жизни, алкоголики, наркоманы – кто они?

– Всех много. И финны, и русские, из самых различных слоев общества. Обращаются по самым разным поводам. Экономические трудности преодолимы: у нас хорошая система социальной помощи, и монастырь помогает наладить связь с социальными службами, со службой занятости, иногда и помогает найти работу сам.

– Но обращаются же и за духовной помощью, наверное?

Приходят в обитель не только православные, но и лютеране, и неверующие. Иногда, проведя здесь несколько дней, решают принять Православие

– Да, ежедневно! Исповедь в монастыре, можно сказать, не прекращается. Говоря «исповедь», я имею в виду и духовные беседы тоже: ведь приезжают, приходят в Новый Валаам не только православные люди, но и лютеране, и неверующие. Иногда, проведя несколько дней, а то и часов в монастыре, люди решают принять Православие. Становятся слушателями курсов катехизиса в нашей мирянской академии, принимают Православие потом. Притом курсы основ Православия есть при каждом большом приходе в Финляндии, и сотни людей принимают его по всей стране. Несколько дней назад перешла из лютеранства бывшая женщина-пастор, и таких случаев, кстати, за последние годы немало.

– Есть ли в Ново-Валаамском монастыре известные святыни?

– К их числу относятся, например, чудотворные иконы Божией Матери – Валаамская и Коневская. Есть и много других святынь.

– Как обстоит дело с преподаванием Православия в финских школах?

– Наша система образования подразумевает: если в школе есть три ученика, исповедующих Православие, то государство обязано предоставить им возможность для его изучения, то есть оно оплачивает труд педагога. Если меньше трех, то Церковь оплачивает обучение. И Церковь делает так: если, предположим, в одной школе два ученика православных, в другой один и так далее, то мы оплачиваем транспорт для учеников – они ездят на уроки Православия в школы покрупнее.

– Не убыточно?

– Нет, не «убыточно»: Церковь готова тратить деньги на образование. Церковь не жалеет денег на образование.

С 1-го класса школы и до последнего – будь то школа или гимназия – ведется преподавание Православия. У нас разработаны учебники для всех классов, разумеется, разного уровня сложности. Несколько лет назад мы разработали новые учебные пособия.

– Пожелаете ли что-нибудь нашим читателям?

– Будьте верны Православию, всегда живите в Церкви – переживайте вашу веру сердцем, умом и делами!

Иноки, Никсу и святитель Игнатий

Сегодня в Ново-Валаамском монастыре 12 иноков. Казалось бы, не так и много, по сравнению с большими обителями. Но молитва и труд этих 12 человек приводят сюда тысячи людей. Здесь действует и Культурный центр, который объединяет иконописные и реставрационные мастерские, огромную библиотеку и просто потрясающий архив, спасенный иноками от уничтожения в 1940 году. Постоянно в монастыре проходят какие-то образовательные мероприятия. Совсем недавно, например, закончился семинар «Знакомство с Православием. Священное Писание и традиция Церкви». Занятия проводятся чаще всего на двух языках: на финском и русском. Что радует, внимание к просветительским курсам всегда большое, так что надежда архимандрита Сергия на распространение света Православия в Финляндии, думается, вполне обоснованная.

А архив действительно впечатляющий! Главный архивариус, игумен Кассиан, показал мне с восторгом, например, обычный отчет о посещении каким-то архимандритом Игнатием Валаамского монастыря в 1838 году. Ну, казалось бы, посетил и посетил. Ну, оставил пару заметок красивым почерком.

– Ты на подпись смотри!

– Архимандрит Игнатий.

– Дальше читай.

– Брянчанинов. Брянчанинов?!

– Он самый. Святитель Игнатий был назначен в это время благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии. Он способствовал расцвету духовной жизни монашества, в том числе и Валаамского монастыря. Здесь, в архиве, есть много писем святителя к братии, в которых говорится о разных сторонах духовного руководства. Кстати, вот небольшая выдержка из его записей: «Монашеская жизнь на Валааме и восточное исповедание веры христианской в стране той процветали гораздо раньше и сильнее, нежели сколько мог бы заключить путешественник при поверхностном посещении края, при кратковременном взгляде на него… Жители берегов исповедовали православную веру, заимствовав познание ее из монастыря Валаамского; по берегу до самого Кексгольма стояли храмы православные. Корелы этого берега Ладожского озера были православны, как православны теперь корелы противоположного берега, жители Олонецкой губернии…

Святитель Игнатий: «Едва ли многие знают, что в недрах Финляндии живо Православие, что оно не вновь насажденное, живет там исстари…»

Но пришло злополучное время – финны склонились к учению Лютера. На местах, где красовались православные храмы, где совершалось богослужение православное, где Божественная Литургия роднила небо с землею, – ныне стоят лютеранские кирки, оглашаемые лишь тощей проповедью холодного пастора… Едва ли многие знают, что в недрах Финляндии еще живо Православие, что оно не вновь насажденное, живет там исстари, остаток общей древней христианской религии, заменившей язычество… Религиозная участь финляндского берега, в союзе с участью Валаамского монастыря, из которого, видно, всегда текла, как из сердца, религиозная жизнь для всей страны этой, процветала и умалялась, сообразно тому, много ли или мало сообщал ей сил Валаамский монастырь.

В начале XVII столетия шведский полководец Понтус де ла Гарди, причинивший столько зла России, разорил обитель Валаамскую; церкви и кельи предал пламени, иноков – острию меча; некоторые убежали, унеся с собою мощи святых основателей монастыря. Подобной участи подвергся и левый берег Финляндии: православные храмы сожжены; священнослужители убиты или изгнаны; распространен между жителями лютеранизм, последователи которого дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере, готовившей умыться в крови Тридцатилетней войны. Достойно замечания, что селения, сохранившие православную веру, находятся не на самом берегу Ладожского озера, не на пути завоевателей, но глубже в Финляндии, за горами, за болотами – естественными оградами страны: там затаились, спаслись они от взора и религии протестантов. В это время многие финны перебежали в Россию для сохранения веры…» – святитель Игнатий рассказывает о том, что Православие в стране Суоми имеет глубокие корни, что оно естественно для ее жителей.

«Посетители монастыря помещаются в гостинице. Есть особый приют и для нищих, которыми богата эта часть Финляндии. Нищим дозволяется быть на Валааме в течение двух суток и пользоваться трапезой, нарочно приготовляемой в их приюте, а на дорогу дают каждому два куска ржаного хлеба. И для этого-то подаяния стремится за 40, за 50 верст финляндец в монастырь Валаамский!» – через полтора столетия эти слова читаются уже несколько по-другому: с уважением к «финляндцам», сумевшим превратить свой дом в достойную страну.

Архив впечатляющий: письма преподобного Германа Аляскинского, равноапостольного Николая Японского, заметки святителя Игнатия (Брянчанинова)…

О каждом, казалось бы, незначительном на первый взгляд документе, сухом отчете или о чем еще отец Кассиан может устроить целую лекцию. По истории, географии, архитектуре, картографии, а то и геополитике – про богословие и не говорю. Разворачивает старые документы – ты видишь, например, письма миссионеров, отправленных из Валаама на Аляску в 1794 году. Одно письмо содержит автограф преподобного Германа Аляскинского и священномученика Ювеналия – в этом письме идет речь о благополучном прибытии миссионеров из Иркутска в Охотск и приготовлении к плаванию на Аляску. Есть еще письмо равноапостольного Николая Японского, в котором святой просит прислать ему кого-нибудь из братии для помощи в миссионерских трудах и описывает качества, которыми должен обладать миссионер.

Книг много – глаза разбегаются. Из «Алфавитного указателя ко всем делам», охватывающего период с 1836 по 1918 год, например, вы узнаете, что данные метеорологических наблюдений иноков поступали в Академию наук; что в Валаамском монастыре находились в 1869 году георгиевские кавалеры; что в 1880 году было учреждено Финляндское православное братство; что монастырь обзавелся «гидропультами» (огнетушителями)… Есть и повествования о государственном перевороте 1917 года, о переходе из Старого Валаама в Новый и со связанными с этим препятствиями. В общем, записал меня отец Кассиан в библиотеку Ново-Валаамского монастыря и строго-настрого пригласил приезжать почаще и сидеть в монастырской библиотеке и архиве подольше.

Новый Валаам

А еще в этой обители есть черный кот – Никсу. Живет себе и в ус не дует: тут его любят. Более того: превратили его котовью персону в шутливый и добрый символ обители, напечатав открытки с его изображением. Не знаю, есть ли в финском языке пословица про кота и масленицу – судя по довольной морде Никсу, нет. Хотя, кто знает, кто знает…

От монастыря проложены несколько паломнических маршрутов – до поклонного креста на берегу озера, до женской православной обители Линтула, небольшой кружной маршрут через старое кладбище. Мне кажется, имеет смысл воспользоваться этими тихими, спокойными дорожками – на душе легче становится. Приезжайте.