О чем преступление и наказание?

Тесты по литературе на тему: «Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1.В какое время года проис

ходит действие романа «Преступление и наказание»?

а) зимой

б) весной

в) летом

г) осенью

2.Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?

а) 1 год

б) полгода

в) 1 месяц

г) 14 дней

3.Укажите имя и отчество Раскольникова.

а) Роман Родионович

б) Григорий Романович

в) Родион Романович

г) Григорий Родионович

4.Сколько лет было Раскольникову в начале романа?

а) 19-20

б) 23-24

в) 30-32

г) 20-21

5.К какому сословию принадлежал Раскольников?

а) мещанин

б) разночинец

в) дворянин

г) купец

6.Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет?

а) врач

б) учитель

в) дипломат

г) юрист

7.Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы?

а) он хочет достать деньги и помочь матери и сестре

б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение

в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором он оказался

г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит

8.Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

а) в спешке не взял деньги

б) деньги не являлись целью преступления

в) боялся, что его разоблачат

г) забыл место, где спрятал деньги

9.Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?

а) Пётр Первый

б) Цезарь

в) Иван Грозный

г) Наполеон

10.Какое событие произошло не до, а после совершения Раскольниковым преступления?

а) разговор в распивочной офицера и студента о бесполезной старухе-процентщице

б) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни

в) встреча с Семёном Мармеладовым

г) знакомство с Соней Мармеладовой

11.Какое событие в романе явилось началом крушения «идеи» Раскольникова?

а) разговор с Порфирием Петровичем

б) встреча с Мармеладовым

в) второе свидание с Соней

г) самоубийство Свидригайлова

12. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони, потому что

а) она тоже «преступила» нормы человеческой морали

б) она не выдаст его

в) она сможет понять Раскольникова

г) ему больше не к кому идти

13.Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)

б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

г) внутренний (происходящий в душе героя)

14.Для понимания теории Раскольникова в роман вводятся диалоги-поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем. Сколько таких поединков вы можете насчитать в романе?

а) 2

б) 1

в) 3

г) 4

15.Известно, что сны Раскольникова являются воплощением его реальной и подсознательной жизни. Кому ещё из героев романа снились сны и кто являлся психологическим двойником Раскольникова?

а) Лужин

б) Разумихин

в) Мармеладов

г) Свидригайлов

16.Каким образом автор развенчивает теорию Раскольникова?

а) автор сам указывает на её ошибочность

б) её ошибочность доказывает один из персонажей-оппонентов Раскольникова

в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории

г) доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления

17.На сколько лет был осуждён Раскольников за совершённое преступление?

а) на 8 лет

б) на 10 лет

в) на 12 лет

г) на 20 лет

18.Петербург в романе «Преступление и наказание» является:

а) декоративным фоном

б) психологическим фоном

в) соучастником преступления, героем романа

19.Символика цвета играет большую роль в романе. Какой цвет преобладает в описании Петербурга Ф. М. Достоевского?

а) серый

б) зелёный

в) чёрный

г) жёлтый

20.Какой смысл заключён в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены

б) несоответствие наказания совершённому преступлению

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление

Ответы:

1-в

5-в

9-г

13-г

17-а

2-г

6-г

10-г

14-в

18-в

3-в

7-г

11-в

15-г

19-г

4-б

8-б

12-а

16-в

20-г

Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния. Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» — это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь» . Раскольников приходит к выводу, что он такая же «тварь дрожащая» , как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля — вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (вопросы по содержанию романа) 10кл

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

(ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА)

Часть 1, гл. 1.

1. В какое время начинаются события?

2. Какое чувство испытывает герой?

3.Как герой отвечает на вопрос: «Чего люди больше всего боятся?»

4. Какова атмосфера петербургских улиц?

5. В чем контраст портрета героя и окружающего его?

6. Какие мысли о шляпе героя сопоставимы с названием романа?

7. Какие детали отбирает автор для портрета старушонки?

8. Какое символическое значение имеет именно этот заклад?

9. Каково положение распивочной относительно улицы?

Часть 1, гл.2.

10. Как выглядит чиновник, привлекший внимание героя?

11. Что считает пороком Мармеладов?

12. Как выражается оппозиция «сострадание – наука»?

13. Как характеризует Мармеладов Катерину Ивановну?

14. Почему Мармеладов называет себя свиньей?

15. В каком поступке выразилось раскаяние Катерины Ивановны за произошедшее с Соней?

16. Из-за чего Лебезятников побил Катерину Ивановну?

17. В чем выразилось падение Мармеладова?

18. Как связаны для Мармеладова понятия «сострадания» и «жалости»? Кто способен пожалеть Соню, его самого – «пьяненького»?

*Сопоставьте финал исповеди Мармеладова с евангельскими притчами о судном дне, блуднице, блудном сыне.

19. Какое значение имеет время (11 часов), когда герой привел Мармеладова домой?

20. К каким размышлениям о привыкании человека к подлости приходит герой?

Часть 1, гл.3.

21. С чем сравнивает автор комнату героя?

22. Какую «работу» делает герой?

23. Объясните, каково значение Родиона для матери и Дуни: «… ты наше всё, вся надежда, упование наше».

24. Ради чего терпела Дуня грубости Свидригайловых?

25. Какое унижение перенесла Дуня из-за Свидригайловых?

26. Почему Дуня подходит Лужину на роль жены?

27. Какой «проект» составила Дуня о будущем брата?

28. Какое значение имеет страх матери, не посетило ли сына «новейшее модное безверие»?

Часть 1, гл. 4.

29. Почему герой называет предстоящее замужество Дуни Голгофой?

30. Как относится Раскольников к жертве собою сестры и матери?

31. В чем сходство поведения Сони и Дуни?

32. О каких качествах Раскольникова говорит его отношение к пьяной девочке на бульваре?

33. Как относились к Раскольникову товарищи по университету?

34. Как характеризуется Разумихин?

Часть 1, гл. 5.

35. В связи с чем в романе упоминается зеленый свет?

36. Составьте схему пространства, увиденного Раскольниковым во сне.

37. Какое значение имеет упоминание о кресте?

38. Почему после сна раскольников впервые словами описывает задуманное преступление?

39. С какими словами герой обращается к Богу?

40. Какое значение имеет то, что Раскольников сошел с прямого пути домой?

41. Как характеризуется Лизавета?

42. Почему Раскольников чувствует себя приговоренным?

Часть 1, гл.6.

43. Какие мысли, высказанные студентом в трактире, зародились и в голове Раскольникова?

44. Почему Раскольникову пригрезилась Африка?

45. С какой целью упоминается машина, в которую попадает клочок одежды?

46. Как связаны, по мнению Раскольникова, преступление и болезнь?

47. Объясните фразу: «Не рассудок, так бес».

48. В чем сходство мыслей Раскольникова с мыслями приговоренных к казни?

Часть 1, гл. 7.

49. В какую сторону направлено острие топора в момент удара?

50. Объясните, как с «пробами» Раскольникова связана «крысиная» косичка старухи?

51. Какое значение имеет эпизод с ключами?

52. Как защищалась Лизавета от удара?

53. Какие значения имеет реплика: «Ишь, нарезался!»?

Итоги 1 части.

Каковы причины преступления Раскольникова?

Часть 2, гл. 1.

1. В чем Раскольников видит начало «казни»?

2. С каким намерением Раскольников входит в контору?

3. С какой целью автор помещает героя в «безвоздушную» атмосферу?

4. По какому поводу героя вызвали в контору?

5. Как характеризует Раскольникова его стычка с поручиком?

6. Что почувствовал Раскольников после исповеди квартальным?

7. В чем причина обморока Раскольникова?

Часть 2, гл.2.

8. Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным? Почему не вода или дерево, а камень?

9. Почему герой не заглянул в кошелек?

10. Почему Раскольников не принял помощь Разумихина?

11. Почему не принял милостыню?

12. Какое впечатление на героя производит панорама собора?

13. Какова дистанция для героя между прошлым и настоящим?

14. Как объяснила Настасья бред Раскольникова об избиении хозяйки?

Часть 2, гл. 3.

15. Какие известия, сообщенные Разумихиным, были неприятны Раскольникову?

16. Какие услуги оказал Разумихин больному другу?

Часть 2, гл. 4.

17. Как относится Разумихин к недостаткам людей (Заметова)?

*Притча: из ада была освобождена женщина, совершившая во всю жизнь только один хороший поступок – подала милостыню печеной луковицей.

18. Чем следствие доказывает вину красильщика Митрия?

19. Как доказывает Разумихин невиновность Митрия?

Часть 2, гл.5.

20. Объясните выражение лица Раскольникова: «как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки».

21. Какое впечатление производят наряд Лужина и его манера поведения?

22. Какова экономическая теория Лужина?

23. До каких «последствий» доводит теорию Лужина Раскольников?

24. Что заинтересовало Зосимова в поведении Раскольникова?

25. Как объясняются многочисленные контакты Раскольникова с людьми его мыслями об «аршине пространства» приговоренного к смерти?

26. В чем сходство ощущений Раскольникова во время разговора с Заметовым и у двери старухи в день убийства?

27. Какое значение имеет попытка женщины утопиться?

28. Почему Раскольникову приятно слушать звук колокольчика в квартире старухи?

29. Какие мотивы сближают письмо матери и разговор работников?

Часть 2, гл. 7.

30. Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове?

31. Найдите контраст наряда и выражения лица, поведения Сони?

32. Почему встреча преступника и полицейского происходит на лестнице? Как автор расположил героев? Что имел в виду Раскольников, отвечая Никодиму Фомичу?

33. Какое новое ощущение возникло в Раскольникове?

34. Какое значение имеет время (11 часов)?

35. В каких мыслях выразилась гордость и самоуверенность Раскольникова?

36. Почему Раскольников прощается с Разумихиным на лестнице? Как автор расположил героев?

Итоги 2 части.

По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему этого не происходит?

Часть 3, гл.1.

1. Чего потребовал Раскольников от сестры?

2. Что сделал Разумихин для сестры и матери Раскольникова?

3. За что Разумихин целует руки Дуни?

4. Как выглядит Авдотья Романовна?

*Сравните образы Прасковьи Павловны Зарницыной и Агафьи Матвеевны Пшеницыной (Гончаров «Обломов)

Часть 3, гл. 2.

5. Какую характеристику дает Разумихин Раскольникову?

6. Чего потребовал Лужин от Пульхерии Александровны?

Часть 3, гл.3.

7. Какая мучительная мысль заставляет Раскольникова встать с места?

8. Что говорят Раскольников с матерью о квартире?

9. Какой клеветой Лужин пытался рассорить Раскольникова с родственниками?

Часть 3, гл. 4.

10. Каково выражение глаз, лица Сони?

11. Почему Дуня отнеслась к Соне уважительно?

12. Как объясняет Раскольников Разумихину цель посещения Порфирия Петровича?

Какова истинная цель посещения Порфирия Петровича?

13. Как выглядит Порфирий Петрович?

*Петь Лазаря – лгать. Каково происхождение фразеологизма?

14. Почему Раскольников сравнивает себя с бабочкой, летящей на свечку?

Часть 3, гл.5.

15. Как выглядит Порфирий Петрович?

16. Почему Раскольников считает, что с ним играют как кошка с мышью?

17. В чем причина преступлений с точки зрения социалистов?

Какое слово часто встречается в его монологе?

18. В чем видит Разумихин цель развития общества?

19. Чему посвящена статья Раскольникова?

20. На какие разряды делит людей автор статьи?

*Совместимы ли гений и злодейство? Как решался этот вопрос Пушкиным?

21. Какой вывод делает Разумихин из статьи Раскольникова?

22. Как соотносятся гениальность и страдание?

23. Объясните цель упоминания о Наполеоне. Сопоставьте с отрывком из «Евгения Онегина»:

… Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…

*Какие фигуры мировой культуры могут быть противопоставлены Наполеону?

24. Какая ловушка заключалась в вопросе Порфирия Петровича о красильщиках?

Часть 3, гл. 6.

25. Почему Раскольников был ошеломлен встречей с мещанином в халате.

26. О какой арифметике рассуждает раскольников сам с собой?

27. Почему Раскольников в мыслях объединяет Лизавету и Соню?

28. Объясните сон Раскольникова о смехе старушонки.

Итоги 3 части.

Почему нельзя согласиться с тем, что Раскольников совершает преступление, потому что «среда заела»?

Часть 4, гл. 1.

1. Какое мнение о манерах Свидригайлова сложилось у Раскольникова?

2. Как соотносится рассказ Свидригайлова о привидениях с состоянием Раскольникова?

3. Как представляет Свидригайлов справедливость загробной жизни?

4. Как характеризует себя Свидригайлов?

5. Какое дело было у Свидригайлова к сестре Раскольникова?

Часть 4, гл. 2.

6. О каких подозрениях на Свидригайлова говорит Лужин?

7. Цитату из какой притчи использует Раскольников, говоря о Соне?

Часть 4, гл.3.

8. Что поразило Лужина в Авдотье Романовне?

9. Как могла бы Дуня способствовать карьере Лужина?

10. В чем суть проекта Разумихина?

11. Что заставляет Раскольникова отказаться от семейных связей?

12. Как воспринял Разумихин состояние Раскольникова?

Часть 4, гл.4.

13. Начертите план комнаты Сони. Объясните, почему разговор героев происходит именно в таком пространстве?

14. С какой целью автор указывает точное время?

15. С каким чувством говорит Соня о Катерине Ивановне?

16. Какое качество выделяет Соня в Катерине Ивановне?

17. В какой «жестокости» сознается Соня?

18. Чего добивается от Сони Раскольников, говоря о будущем семьи Мармеладовых?

Добился ли он нужной ему реакции?

19. Как объясняет Раскольников целование ноги Сони?

20. За что Раскольников называет Соню «великой грешницей»?

21. Как понимает Раскольников, ради кого Соня не покончила с собой?

22. Почему мысль о помешательстве рассудка Сони вызвала вопрос о Боге?

23. Какой эксперимент ставит Раскольников, прося Соню прочесть эпизод воскрешения Лазаря? (2 варианта)

24. Что чувствует Соня перед чтением Евангелия?

25. О чем «мечтается» Соне во время чтения?

26. Какое определение происходящему дает автор в конце эпизода?

27. В чем видит Раскольников сходство Сони с собой?

28. К какой цели Раскольников зовет Соню?

Часть 4, гл. 5.

29. Почему у Раскольникова возникает чувство ненависти к Порфирию Петровичу?

30. Какие «загадочные словечки» Порфирия Петровича могли Раскольникову показаться намеками на обвинение в преступлении?

31. С какой целью Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова раньше времени?

32. Объясните уверенность Порфирия Петровича, почему Раскольников не сбежит «в глубину отечества».

33. Почему Порфирий Петрович рассказывает Раскольникову о всех имеющихся подозрениях?

34. Почему Раскольников не верит в искренность Порфирия Петровича?

Часть 4, гл. 6.

35. Как отнеслись к признанию Николая Порфирий Петрович? Раскольников?

36. Какое объяснение получает «сюрприз» Порфирия Петровича?

Итоги 4 части.

С какой целью автор знакомит читателя со Свидригайловым? Лужиным? Соней?

Порфирием Петровичем?

Часть 5, гл. 1.

1. С какой целью Лужин поселился у Лебезятникова?

2. Как выглядит Лебезятников?

3. Как характеризуется Лебезятников автором?

4. С какой целью упоминаются система Фурье? теория Дарвина? коммуна? любовник жены? некрещеные дети?

5.С какой целью Лебезятников мог бы пойти на поминки?

6. Почему Лебезятников жалеет, что его родители умерли?

7. С какой целью упоминаются Добролюбов? Белинский?

8. Что, по мнению Лебезятникова, выше и полезнее Рафаэля и Пушкина?

9. Как собирается Лебезятников относиться к изменам жены?

Часть 5, гл. 2.

10. Какова причина «бестолковых поминок»?

11. Как относится Катерина Ивановна к людям?

12. какую обиду Катерина Ивановна не сможет простить?

Часть 5, гл. 3.

13. Как «оправдывает» Лужин «похищение» Соней 100 рублей?

14. предположите, о чем думает Раскольников во время сцены со 100 рублями?

15. Каким образом Лебезятников спасает Соню?

16. Как Раскольников объясняет цели Лужина?

17. Может ли Соня постоять за себя?

Часть 5, гл. 4.

18. Какой выбор не осмеливается сделать Соня?

19. В чем заметил Раскольников сходство поведения Лизаветы и Сони?

20. Что в словах и поступках Сони «размягчило» душу Раскольникова?

21. Объясните значение слов Раскольникова: «…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был».

22. Что пытается Раскольников объяснить через сопоставление себя с Наполеоном?

23. На какие цели Раскольников хотел употребить украденное?

24. Как оценивают человека Соня и Раскольников?

25. В чем суть «мрачного катехизиса» Раскольникова?

26. Какой вывод делает Соня из признания Раскольникова?

27. На какие вопросы о себе Раскольников хотел получить ответ через преступление?

28. К каким выводам об убийстве пришел Раскольников?

29. Какой совет дает Соня Раскольникову?

30. В чем проявляется грех гордыни в Раскольникове?

31. Почему Соня хочет дать Раскольникову крест?

Часть 5, гл. 5.

32. Какие слова Лебезятникова о сумасшествии и слезах связаны с основной проблемой романа?

33. С какой целью Дуня приходит к Раскольникову?

34. Как соотносятся последние слова Катерины Ивановны с эпизодом сна Раскольникова?

35. Как Свидригайлов распорядился 10000 рублей?

36. Какое значение для Раскольникова имеют намеки Свидригайлова?

Итоги 5 части.

С какой целью автор сопоставил образы Катерины Ивановны и Сони с образом Раскольникова?

Часть 6. Гл. 1.

1. Объясните состояние Раскольникова в течение 3-х дней после смерти Катерины Ивановны.

2. Сопоставьте слова Свидригайлова о воздухе с предыдущими эпизодами.

3. Какие надежды возникают у Раскольникова после слов Разумихина?

Часть 6, гл. 2.

4. На что надеялся Порфирий Петрович в конторе (часть 4, гл. 5-6)?

5. Как характеризует Порфирий Петрович Раскольникова?

6. Как объясняет Порфирий Петрович, почему Миколка принял меню на себя?

7. Как связывает Порфирий Петрович преступление и современность?

8. На что, по мнению Порфирия Петровича, способен Раскольников?

*Какое значение имеет упоминание Шиллера?

9. Чему должен раскольников научиться у Миколки?

Часть 6, гл. 3.

10. Предположите, чего «нового» искал Раскольников в Свидригайлове?

11. Как Свидригайлов характеризует Петербург?

12. Предположите, чего «новенького» ждал Свидригайлов от Раскольникова?

13. С какой целью приехал Свидригайлов в Петербург?

14. Что пришлось б делать Свидригайлову, если бы он не занялся развратом?

15. К какому выводу о Свидригайлове приходит Раскольников?

Часть 6, гл. 4.

16. Как «спасала» Дуня Свидригайлова?

17. Какое впечатление на Раскольникова производит рассказ о «невесте» Свидригайлова?

18. Объясните мотивы поведения Свидригайлова с «невестой» и 13-летней девочкой из «клоаки».

Часть 6, гл. 5.

19. В чем видит Свидригайлов тождество своих взглядов с теорией Раскольникова?

20. С точки зрения Свидригайлова, есть ли в Раскольникове совесть?

21. Что говорит Свидригайлов о русских людях?

22. Как относится Свидригайлов к Дуне?

23. Почему Дуня отбросила револьвер?

24. Что остается Свидригайлову, когда он теряет надежду на счастье с Дуней?

Часть 6, гл. 6.

25. Какое значение для романа имеет перемена погоды?

26. На какие цели Свидригайлов дает деньги Соне?

27. Каково истинное значение 15000 для «невесты» Свидригайлова?

28. Объясните выбор автором названия гостиницы – «Андрианополь».

29. *В романе «Идиот» положительный герой, воплощенный Христос, носит фамилию Мышки. Объясните символику сна о мыши.

Почему Свидригайлов грезит об утопленнице?

30. Почему Свидригайлов намерен отправиться под куст, облитый дождем?

31. Почему Свидригайлову приснился кошмар о 5-летней девочке?

32. Что означает для Свидригайлова «поехать в Америку»?

Часть 6, гл. 7.

33. Для чего Раскольников пришел к матери?

34. Почему Раскольников не утопился в Неве?

35. в чем видит Дуня искупление греха брата?

36. Как относится Раскольников к своему преступлению?

37. Чего не произошло бы с Раскольниковым, если бы его никто не любил?

Часть 6, гл. 8.

38. Что, по мнению Сони, кроме боязни смерти, должно удержать Раскольникова от самоубийства?

39. Для чего приходит Раскольников к Соне?

40. Объясните символику эпизода с нищей.

41. С каким чувством Раскольников целует землю?

42. Почему Раскольников не произносит на площади слов признания?

43. Как подействовало на Раскольникова известие о самоубийстве Свидригайлова?

44. Как встреча с Соней под лестницей повлияла на решение Раскольникова признаться?

Итоги 6 части.

Чего ищет Раскольников от встреч со Свидригайловым?

Эпилог. Глава 1.

1. Как меняется время действия?

2. Как меняется пространство для героя?

3. Какие факты из прошлого Раскольникова смягчили приговор?

4. Каково настроение Раскольникова в течение 9 месяцев каторги?

Эпилог. Глава 2.

5. Какова причина болезни Раскольникова?

6. Чего стыдился Раскольников?

7. Чему бы Раскольников мог обрадоваться?

8. Объясните, почему в остроге Раскольников чувствует себя «на свободе»?

9. В чем видел Раскольников свое преступление?

10. Что удивило Раскольникова в остроге?

11. В чем обвинили Раскольникова каторжники?

12. Как относились каторжники к Соне?

13. Каково значение сна-бреда?

14. Что видит Раскольников с берега реки?

15. Что означает «воскресение» для Раскольникова?

16. Каково отношение Раскольникова к религии в финале?

Первое впечатление об Родионе Раскольникове. Ребят срочно надо напишите пожалуйста)

Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание». Он задавлен бедностью. Родион голоден, одет в лохмотья, его грязная и тёмная каморка походит более на гроб, чем на человеческое жильё. Уже довольно давно он выключен из жизни, вынужден оставить занятия в университете, потерял частные уроки. А между тем это человек незаурядный, обладающий сильным характером, привлекательный. Он умён, наблюдателен, сдержан. В его сознании неустанно совершается напряжённая работа мысли, в речах его проявляются и зрелая логика, и сила темперамента. Раскольников сохранил умственную силу, нравственную чуткость, тонкость и многосторонность впечатлений. Но выброшенный из жизни он проводит целые дни в одиночестве в тёмном углу, раздумывая о своей судьбе, и в его уме зреют самые фантастические планы борьбы за утверждение собственной личности. Писарев в статье «Борьба за жизнь», посвящённой «Преступлению и наказанию», писал, что обстоятельства могут даже честного, ищущего дела человека поставить в безвыходное положение, в положение человека, медленно утопающего в грязном болоте.
Под низким потолком каморки, напоминающей гроб, рождается теория, чудовищная по своей сути, но имеющая убедительный вид. По мнению Раскольникова, люди делятся на две группы. Первая — люди обыкновенные, живущие в послушании, не способные сказать новое слово. Их призвание — рабская покорность. Вторая группа — люди, способные на протест, на самостоятельность поведения, имеющие дар или талант сказать новое слово. «Большею частью они требуют… разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо для своей идеи перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам её». Герой спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он мучительно размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь», а прирождённый «властелин судьбы». Всё доброе, чистое, детское, всё человеческое восстаёт в Раскольникове против убийства. Но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают «счастливые случайности» и он идёт — как на казнь, но идёт…
Сначала Раскольников, уже совершив преступление, уже испытывая нравственные мучения, сохраняет веру в свои идеи. Но постепенно всё более расшатывается система его взглядов. Он всё чаще и ожесточённее, издеваясь над собою, думает о том, что и «принцип свой убил и сам, в своих собственных глазах, оказался вошью». Родион понимает умом, что нельзя, преступно считать вошью человека вообще и эту злосчастную старушонку тоже. Раскольников всё отчётливее чувствует внутреннюю связь своей теории с взглядами Лужина и Свидригайлова. Ведь и они считают, что человеку, обладающему силой и властью «всё позволено».

Каково псих. состояние Раскольникова до, во время и после убийства?

Какое может быть психическое состояние у человека, который собрался убить старуху-проценщицу, никому не нужную и только этим сделать доброе дело, избавив от злодейки свет? Человек, который доведен до отчаяния сложившимися обстоятельствами, жалкими условиями существования, бедностью, невозможностью помочь своим близким? А вокруг него только жизнь с ее нищетой, жалкими трущобами Петербурга, грязь улочек и «вонь», «духота», господство денег и убогая жизнь людей? Как может он себя чувствовать, убедив себя, что делает хорошее дело и оправдывая таким образом свои поступки? Наверное, Родион Раскольников был в тот момент, до совершения преступления, наделен определенной решимостью, до деталей обдумал свои поступки. На него влияют несколько обстоятельств. Это его жизнь в таких условиях, «тесной каморке», невозможность заплатить за обучение в университете; письмо от матери, где она сообщает ему, что Дуня собирается выйти замуж за Лужина; его встреча и разговор с Мармеладовым; сон Раскольникова. С одной стороны, Раскольников стремится помочь всем обреченным, сделав одно доброе дело, двизимый гуманной целью: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен!». С другой стороны — у него возникает теория, что люди делятся на две категории: «низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже «кровь по совести». И сам он не знает, к какой катеории принадлежит: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Какое у него состояние до его поступка? — он сам не верит, что может такое совершить: «Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?» Во время преступления Родион Раскольников выполнял задуманное, действовал по плану. Его разум был во власти идеи и он все делал, как решил. Ему даже хотелось не раз уйти. После совершения преступления им овладели страх, рассеянность. После преступления у главного героя романа что-то вроде «помутнения рассудка». Ему кажется, что все знают о том, что он совершил. В конце концов, он готов признаться в содеянном. До совершения преступления Родион рассуждал:

Финал «Преступления и наказания»

Блок аналитической информации по роману «Преступление и наказание»

К чему все-таки приходит Раскольников? Раскаялся ли он в своем преступлении, в чем главный вывод автора по окончании великого философского романа? Все эти вопросы мы попытаемся поднять, прочитав внимательно последние страницы романа. Мы начинаем с главного пункта: Раскольников не отрекается от своей «идеи», более того, теперь он обдумал все совершенно спокойно, рационально и пришел к выводу, что его мысль была не преступнее многих других.

Надо сразу уяснить, что решающее значение здесь – как и вообще в литературе, — имеет жанр произведения. Если это философский роман (а это очевидно), значит психологические, социальные, даже нравственные мотивы уходят на второй план и приносятся в жертву. Задача автора выяснить философские предпосылки действий, в конечном счете, оправдать человека. Утвердить возможность нормальной жизни и морали. Эта задача представляется гораздо более глобальной, чем выяснение вопроса, можно ли убивать людей. Очевидно, что такой убогой теме не мог быть посвящен такой роман!

Идея

По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. Но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, прежде.

«Чем, чем, — думал он, — моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так… странною. О отрицатели и мудрецы в пятачок серебра, зачем вы останавливаетесь на полдороге!»

Тут очень важно слово «отрицатели», которое выводит его в нигилисты, а идею в чисто ницшеанское отрицание мещанской морали, за стенами которой человек надежно защищен от жизни.

Ну, чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно! Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг.

Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.

Он страдал тоже от мысли: зачем он тогда себя не убил? Зачем он стоял тогда над рекой и предпочел явку с повинною? Неужели такая сила в этом желании жить и так трудно одолеть его? Одолел же Свидригайлов, боявшийся смерти?

Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь.

Совершенно ясно, что Достоевский выводит героя и его философию в перспективу. На признании правильности «идеи» не завершается эволюция идей Раскольникова. Но человек должен пройти «ложь» — чтобы прийти к правде. Зачем? Затем что мы только грешные люди, а не боги, мы не можем сразу принять истину в душу (а в голову – это мало), и поэтому человек проходит каторгу жизни на пути к истине – это главная, чисто экзистенциальная, философская установка Достоевского.

Он скорее допускал тут одну только тупую тягость инстинкта, которую не ему было порвать и через которую он опять-таки был не в силах перешагнуть (за слабостию и ничтожностию). Он смотрел на каторжных товарищей своих и удивлялся: как тоже все они любили жизнь, как они дорожили ею! Именно ему показалось, что в остроге ее еще более любят и ценят, и более дорожат ею, чем на свободе. Каких страшных мук и истязаний не перенесли иные из них, например бродяги!

Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца, дремучий лес, где-нибудь в неведомой глуши холодный ключ, отмеченный еще с третьего года и о свидании с которым бродяга мечтает, как о свидании с любовницей, видит его во сне, зеленую травку кругом его, поющую птичку в кусте? Всматриваясь дальше, он видел примеры, еще более необъяснимые.

Откровение, вынесенное писателем из собственного горького опыта… Жизнь может полюбить только тот, кто увидит несколько на отдалении ее прелесть, кто будет лишен ее, кто ощутит себя на «аршине пространства». Тут нужно самоуглубление, самопознание. Человек в остроге – это ведь то же самое, для Достоевского, что и Подполье: метафора познания.

Острог

В остроге, в окружающей его среде, он, конечно, многого не замечал, да и не хотел совсем замечать. Он жил, как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом. Казалось, он и они были разных наций. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтоб эти причины были на самом деле так глубоки и сильны.

В остроге были тоже ссыльные поляки, политические преступники. Те просто считали весь этот люд за невежд и холопов и презирали их свысока; но Раскольников не мог так смотреть: он ясно видел, что эти невежды во многом гораздо умнее этих самых поляков. Были тут и русские, тоже слишком презиравшие этот народ, — один бывший офицер и два семинариста; Раскольников ясно замечал и их ошибку.

Очень важный мотив. Раскольников — мыслитель, «всечеловек» (слово из Пушкинской речи), а потому он стоит над бытовой или политической сварой. Над стратами общества, классовыми различиями или национальной неприязнью. Он чужд всем им этой отстраненностью от надежд и боли реальной жизни, и они ощущают: он видит всю их мелочность и пошлость, условность их существования. Пожалуй, тут мы свидетельствуем глубочайшую философскую и психологическую интуицию писателя: человек, даже самый простой человек, не может смутно не чувствовать истинное свое положение в мире и в Боге, человек ощущает свою духовную неполноценность и ужасно переживает ее. Вот причина поступка каторжника, который бросился с ножом на Раскольникова – да еще в церкви!

Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал того. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее.

— Ты барин! — говорили ему. — Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело.

На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе с своей казармой. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. Из-за чего, он и сам не знал того, — произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением.

— Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! — кричали ему. — Убить тебя надо.

Он никогда не говорил с ними о боге и о вере, но они хотели убить его, как безбожника; он молчал и не возражал им. Один каторжный бросился было на него в решительном исступлении; Раскольников ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась, ни одна черта его лица не дрогнула. Конвойный успел вовремя стать между ним и убийцей — не то пролилась бы кровь.

Этот эпизод – один из центральных. Собственно, церковь не случайно выбрана местом для этого нападения: именно тут, в церкви, обретается их главная надежда, тут они полагают себя рядом с Богом, и тут, конечно же, еще резче ощущается его превосходство. Он верует иначе, он богоборец – они стадо. Отметим также силу духа героя, который стоит не шевельнувшись перед ножом убийцы: это доказывает, что перед нами тут уже другой Раскольников, совершилась эволюция, перевернулось все его существо, и он здоров, силен и уверен в себе и своей правде. Дальнейшие ремарки автора покажут, что он готов на любые испытания, потому что верит, что теперь воистину прошел свою каторгу, главную, душевную, и обрел путь к истине. Ради этого он готов пострадать.

Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей.

Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, — все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» — говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться.

Это интересный подтекст: Соня ведь, в контексте романа, не просто отдельный образ, она связана с героем крепкой нитью, она – истерзанная, битая и возрождающаяся душа Раскольникова. А потому Достоевский указует нам тут двойственное отношение заключенных к этой паре (читай – к герою): вот, они презирают его, барина, высокомерного пророка, — а вот, они прибегают лечиться к Соне. Посмотрите, и вы найдете точно такое же отношение к любому пророку – включая и самого автора романа.

Сон

Сон Раскольникова породил столько догадок и комментариев, что нуждается в более подробном разборе, хотя бы кратком:

Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Главное слово тут: «неколебимые» — именно, тут люди, уверенные в своей правоте, немыслители, догматики; великое пророчество воцарения догматических доктрин ХХ века.
Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Эгоизм — порождение догматизма и узости мышления. Общество, в котором царствует одна идея – или противоположная одна идея, — обречено не эгоизм, кишение мелких честолюбий, и там никто друг друга не понимает, и каждый слушает только себя. (Что-то напоминает…)
Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и все погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Отсюда, утеря морали. Мораль, тут, полагается чем-то общим, а раскол, когда люди оторваны друг от друга и все враги всех, — в этой ситуации даже в ясной голове не удержится ни одной моральной догмы.
Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса. Ключевое слово: «избранные». В нашей советской критике был взгляд, по которому весь сон есть «крушение человеконенавистнической идеи», якобы потому что именно заражение трихинами гордыни, наполеоновскими амбициями и пр. – и приведет человечество к мору. На самом деле, видимо, как всегда, наоборот: именно сохранение личности, нерастворение ее в кишении честолюбий и эгоизмов, избранность предохраняет против моровой язвы воинствующего мещанства. Вот вывод Достоевского и Ницше.

Надо добавить, что не совсем ясен финал, да и вообще в этом сне есть, конечно, намек на опасность самовозвышения человека: если каждый начнет полагать себя исключительной личностью, человечество превратится в кишащий осиный рой. Как всегда, сохраняется диалектика явления: оно высокое, однако угрожает и страшной бедой. Нет никаких оснований относить Раскольникова к рою – он герой.

Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни; в арестантской палате отворили окна (решетчатые, под которыми ходил часовой). Соня, во все время болезни его, могла только два раза его навестить в палате; каждый раз надо было испрашивать разрешения, а это было трудно. Но она часто приходила на госпитальный двор, под окна, особенно под вечер, а иногда так только, чтобы постоять на дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты.

Однажды, под вечер, уже совсем почти выздоровевший Раскольников заснул; проснувшись, он нечаянно подошел к окну и вдруг увидел вдали, у госпитальных ворот, Соню. Она стояла и как бы чего-то ждала. Что-то как бы пронзило в ту минуту его сердце; он вздрогнул и поскорее отошел от окна. В следующий день Соня не приходила, на третий день тоже; он заметил, что ждет ее с беспокойством. Наконец его выписали. Придя в острог, он узнал от арестантов, что Софья Семеновна заболела, лежит дома и никуда не выходит.

Он был очень беспокоен, посылал о ней справляться. Скоро узнал он, что болезнь ее не опасна. Узнав в свою очередь, что он об ней так тоскует и заботится, Соня прислала ему записку, написанную карандашом, и уведомляла его, что ей гораздо легче, что у ней пустая, легкая простуда и что она скоро, очень скоро, придет повидаться с ним на работу. Когда он читал эту записку, сердце его сильно и больно билось.

В нашей интерпретации их синхронная болезнь есть «болезнь не к смерти» — это именно обретение единства, цельности личности. Добавим, что у Достоевскогно ни одна болезнь в его романах не носит физический характер (как и сами романы!), но символична, конечно…

Любовь

День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки, где в сарае устроена была обжигательная печь для алебастра и где толкли его. Отправилось туда всего три работника. Один из арестантов взял конвойного и пошел с ним в крепость за каким-то инструментом; другой стал изготовлять дрова и накладывать в печь. Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила.

Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом. Было еще очень рано, утренний холодок еще не смягчился. На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку.

Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно молчал во все время ее посещения. Случалось, что она трепетала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору отворотился.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута…

Цельность и есть предварение любви, потому что полюбить настоящей духовной любовью не может тот, в ком внутренний раскол (наконец, пришли к пониманию загадки его фамилии). И этот пейзаж, чувство свободы – и любовь совершенно органично венчают путь Раскольникова в романе.

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Кстати, важна и эта последняя фраза. Возрождение героя идет не от идей. Идеи – пища ума, идеи необходимы, потому что их надо пройти. Они строят ум и личность, однако не могут спасти. Тут Достоевский, могучий мыслитель, ставит предел философии, он дальше скажет, что «диалектика кончилась – началась жизнь». И потому совершенно справедливо и понятно: «Их воскресила любовь».

Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!

Еще одно косвенное доказательство того внутреннего единства – двое есть одна личность, — о котором мы сказали выше.

Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково. Он припомнил теперь это, но ведь так и должно было быть: разве не должно теперь все измениться?

Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бедное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания.

Каковы отношения человека с душой своей? Есть люди, вообще ее не ведающие, а есть и такие, что знать не хотят; есть те, кто любит ее и бережет от всего, и душа тихо умирает, — а есть мучительные люди, любимые герои Достоевского, люди с болящей и кричащей, пронзительно живой душой. Раскольников измучил душу свою, но обрел ее, полюбил ее. Это и ответ на вопрос, надо ли любить самого себя? Себя надо создать — такого, какого можешь полюбить.

Да и что такое эти все, все муки прошлого! Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом. Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.

Но знаменитая фраза хороша и очень значима вся целиком. Философ дошел до истины – не какой-то там всеобщей истины, теории, — а до истины своей души, ее бытия в мире, закона ее существования в свете. Теперь совершенно иной образ жизни и образ мыслей явится, и в этой внутренней подвижности существенная особенность всех героев Достоевского.

Евангелие

Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.

Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…»

Замечательная прозрачность подтекста! Раскольников еще не дошел до мысли о Боге. Достоевский понимает важность и глубину, и решающее значение этой главной человеческой мысли. Весь его великий роман именно и описывает по стадиям медленный и неуклонный, через «пробы» и падения, и ошибки, и преступления, кошмар и бред, сны и явь – путь к Богу. Иного пути для человеческой души нет, потому что все иные пути ведут в тупик (и мы это видели на «двойниках»).

Как же приходим мы к Богу? Умом, волей? Нет… «До сих пор он ее и не раскрывал». Воля тут ничего не решает. Нужна готовность, духовная зрелость, чтобы стать призванным… Вся жизнь героя – приуготовление к приятию благодати.

Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастия. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…

Итак, роман Достоевского есть не рассказ о досадной ошибке безумного студента, который решил, что «можно людей по совести резать», а сага о рождении героя. Теперь это воистину герой, способный к подвигу – к подвижничеству, внутренне свободный и динамичный, мыслящий и осознавший ограниченность любой идеи, этот человек нам совершенно ясен и недаром стал эталоном мыслящего героя в нашей классике. Изящная концовка никого не обманула: Мережковский первый написал о том, что роман окончен: все сказано.

Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.

В.Б. Левитов 1 января 2018 В.Б. Левитов 1 января 2018

Показать статьи на
схожую тему:

  • Духовный путь
  • Любовь
  • Преображение
  • Раскольников
  • Ф. Достоевский