О Игорь Фомин

ФОМИН Игорь (протоиерей) ( род. 1970)

Интервью | Статьи | АудиоПротоиерей Игорь ФОМИН (род. 1970) — настоятель храма Александра Невского при МГИМО: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.
Протоиерей Игорь Фомин родился 25 февраля 1970 г. в семье служащих. В 7 лет пошел в школу, а в 9 принял крещение и уже из храма не выходил.
В 14 лет стал алтарничать в подмосковном храме Покрова Божией Матери села Алексино, где настоятелем был ставший духовником протоиерей Василий Владышевский. После возвращения из рядов вооруженных сил, нарушив благословение духовника, пробовал поступить в медицинский институт. Естественно, провалился, и уже через год благословение было исполнено – в 1991 г. поступил в семинарию. В 1994 г. венчался со своей будущей матушкой. А в 1995 г. был рукоположен в диакона, в 1996 г. – во пресвитера. 6 декабря 1995 г., на Александра Невского, был назначен штатным диаконом Казанского собора на Красной площади. А ровно через год, 6 декабря 1996 г., рукоположен в священники Казанского собора.
С первых номеров журнала «Фома» стал членом редакционного совета издания.
Так как журнал «Фома» вышел из коридоров и аудиторий МГИМО, встал вопрос о строительстве храма при сем славном учебном заведении. Когда вопрос был решен положительно святейшим патриархом Алексием, был назначен настоятелем строящегося храма Александра Невского при МГИМО.
Имеет четверых детей.
.

.
.

.

Протоиерей Игорь ФОМИН: интервью

Протоиерей Игорь ФОМИН (род. 1970) — настоятель храма Александра Невского при МГИМО: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.
МОЛИСЬ, КАЙСЯ, ЛЮБИ
Как нам строить духовную жизнь сегодня — когда вокруг бушует XXI век? К чему стремиться, а чего остерегаться? Какими словами молиться? Нужно ли современному мирянину быть аскетом? Корреспондент портала «Православие и мир» беседует с клириком Казанского собора на Красной площади протоиереем Игорем Фоминым.
— Чем руководствоваться в духовной жизни современному человеку, ведь все серьезные книги, в том числе «Добротолюбие», написаны преимущественно для монашествующих?
— Монашествующий человек и просто православный человек на самом деле мало чем отличаются друг от друга. Ведь обеты, которые дает монах точно такие же, как и обязательства мирского человека.
Монашествующий дает обет безбрачия, но и мирскому человеку запрещается распутство.
Монах дает обет воздержания от мясной пищи, но и мирскому человеку воспрещено объедаться и необходимо соблюдать посты.
Монах дает обет постоянно молиться, но ведь апостол Павел, призывая непрестанно молиться, обращается не к монашествующим, а ко всем людям, желающим жить во Христе Иисусе.
Конечно, условия жизни монашествующих и мирских людей разные. Одни живут в тишине и спокойствии, другие в мятущемся бурном мире.
Но если у мирянина в сердце живет молитва, то он будет спасен от многих житейских катаклизмов, которые в обилии сейчас у нас появляются, например, гнев, раздражение, злоба. Эти явления не совместимы с молитвой. Если в сердце человека живет молитва, то страсти там просто не уживаются, тернию там невозможно взойти. Молитва является орудием, которым обрабатывается почва души человека, для того чтобы зерно Слова, упав в эту почву, выросло и дало плод.

Если говорить о том, что конкретно может мирянин взять из «Добротолюбия», этого сборника мудрых мыслей и молитвенного опыта людей, потрудившихся именно на поприще духовного делания, то это взаимоотношения человека и Бога. Они в обилии должны присутствовать у мирского человека, без этого человек не может обожиться, не может войти в радость Божию.
— А какие это принципы?
— Плоды духовные, о которых говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Плоды, которые проявляются во взаимоотношениях человека с Богом, человека с человеком, человека с самим собой.
— Вы сказали, что если в сердце человека будет жить молитва, то духовная жизнь будет развиваться правильно. А что значит «молитве жить в сердце»? Имеется в виду непрестанная молитва Иисусова или молитва перед каждым делом или еще что-то?
— Молитва — это общение с Богом, разговор с Богом. Причем не монолог, а все-таки всегда диалог. Вершина молитвенного делания – это молитва Иисусова: пять слов, которые мы лучше будем творить умом, чем заниматься многоглаголанием, как говорит апостол Павел. Также молитва может быть вопросительная: «Господи, благослови старушку через дорогу перевести». Это тоже молитва, потому что это живое общение с Богом. И сразу слышишь в сердце ответ: «Конечно, любимое чадо, благословляю тебя на доброе дело».
Или спрашиваешь: «Господи, благослови меня покурить», и сразу слышишь ответ: «Что-то не то ты просишь у Меня». И так во всем. Молитвенное общение с Богом – это живое общение, когда ты непрестанно ощущаешь, что Он стоит рядом, от Него зависит моя жизнь на следующее мгновение. Это и есть молитва, это и есть хождение пред Богом.
— Что собой должно представлять молитвенное правило семейного, работающего человека? Допустима ли молитва в метро и Серафимово правило?
— Если семья вся воцерковленная, то обязательно должно быть общее молитвенное правило как утром, так и вечером. Если есть еще традиция совместно читать Евангелие, то, мне кажется, это самое лучшее семейное правило. Я помню из детства, как мы всей семьей читали вечерние молитвы, утром меня будили под начало чтения утренних молитв. Я вскакивал, несмотря на то, что меня сложно было растолкать, но когда папа становился рядом и начинал читать молитвы, у меня просыпалась совесть, и я вставал.
— А у вас не было протеста: вот, мол, «изверги», мучают меня?
— Нет-нет, не было. У меня был, я не могу сказать, что страх, но благоговение перед Богом. Это было воспитано с детства и для меня это было естественно и нормально. Вообще слова «изверги» и «мучают» я узнал гораздо позже, наверное, когда сам стал «мучить» своих детей. По поводу родителей у меня никогда таких мыслей не возникало.
Однажды я был в многодетной семье, в которой и своих и приемных детей всего тринадцать, и увидел такую традицию. Во время завтрака кто-то рассказывает главу Евангелия, и все дети, от мала до велика, ее обсуждают. Взрослые, конечно, их поправляют, папа в этой семье очень хорошо знает Евангелие. Таким образом, получив правильный заряд на весь день, они идут в школу.

— Просто жизнь на Марсе.
— Да, я с этим согласен. Но эти «марсианские» традиции не сами собой у людей образовались, над ними очень много работали. Когда мы заходим в дом и видим идеальный порядок, все сверкает и блестит, везде развешаны красивые рюшечки, мы прекрасно понимаем, что за всей этой красотой стоит многочасовой труд хозяйки или всей семьи. Только там, где человек трудится, есть красота и бытовая, и духовная, и молитвенная. Надо трудиться.
Но это что касается семьи воцерковленной. Если же в семье только один человек тянется к Богу, его положение, наверное, сходно с положением монашествующего. Он должен затвориться в клети души своей и там внутри тихо стоять на молитве, чтобы своим православием не смирять всех окружающих. Как сейчас говорят: наши неверующие ближние первые войдут в Царствие Небесное, так как православные смиряют настолько, что наши родственники уже готовы быть равноангельными.
В этой ситуации, конечно, все по-другому. Здесь уместно и читать в метро Серафимово правило, здесь может быть и ночное домашнее бдение. Когда все ложатся спать, ты тихонечко встаешь на молитву. Бывает и такая практика. Если у человека есть потребность молиться, он всегда найдет способ.
Говоря о правиле, можно провести аналогию со спортивными тренировками. Как спортсмен тренирует свое тело, готовясь к состязаниям, так и православный человек должен тренировать свою душу, готовясь к Царствию Небесному.
Иногда надо себя понуждать встать утром на 15 минут раньше. Эквивалент этим 15 минутам — 1/8 любого фильма, и на те же 15 минут позже лечь спать. Это не сравнимо с тем, сколько времени мы проводим перед телевизором или за компьютером, если это, конечно, не работа.
На самом деле ничего сложного в этом нет. Начни молиться и все у тебя получится. Замечательный совет есть по этому поводу у Антония Сурожского. Он говорит, что если ты не можешь молиться длинными правилами, начни молиться по часам. Поставь иконку, рядом будильник, и помолись пять минут, не больше.
Через некоторое время ты увидишь, что молитва тебе понравится, и ты с удовольствием будешь читать и большие, длинные правила.
— Молитва в метро и Серафимово правило — реальность для работающего человека?
— Я не против молитвы в метро. Я считаю, что лучше помолиться в метро, чем совсем не молиться или чем в давке метро отвечать на толчки в спину. Мне кажется, лучше в метро почитать святых отцов или даже Евангелие, хотя, казалось бы, не место в суете читать слово Божие. Но это всяко лучше, чем смотреть и осуждать пьяные физиономии твоих попутчиков или разглядывать рекламу, которая является совершенно непристойной. Каждый, как мне кажется, должен сам для себя понять, может ли он молиться в метро, а не перед иконой.
Относительно Серафимова правила я думаю, что оно допустимо, но только не в той редакции, в какой оно сейчас принято, а именно в той редакции, в которой его дал Серафим Саровский.
— Три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево радуйся» и один раз «Верую»?
— И еще помянник о здравии и об упокоении. Если почитать житие преподобного Серафима, то мы увидим, что эта составляющая везде присутствует. Такое Серафимово правило приемлемо, а вот в современной редакции, без помянника, я считаю, недопустимо.
— Надо ли что-то менять в современном правиле и отношении к нему?
— Отношение к правилу, я считаю, ни в коем случае менять не надо. Правило и должно оставаться правилом. Господь нас не будет судить, если мы не выполним все правило. Все-таки правило существует для нас, а не мы для правила. Но, скажем так, должны присутствовать некоторые угрызения нашей совести относительно того, что я что-то не доделал, не доработал, может быть, доработаю в следующий раз, когда будет свободное время, будет другой настрой, тогда я может быть, более полно прочитаю.
Молитвы святых людей, которые есть в молитвослове, это камертон настройки нашей беседы с Богом. Мы ведь можем менять и дополнять молитву. Есть очень интересное изменение в вечернем молитвенном правиле в самой последней молитве, в которой перечисляются грехи. Многие вместо перечня этих грехов исповедуют свои грехи за день. Их можно даже записывать. Я считаю, что это очень правильное изменение. Таких вариаций достаточно много.
Некоторые вместо молитвы ангелу-хранителю читают молитву своему небесному покровителю, например благоверному князю Игорю или мученице Наталье.
Я помню, когда был маленький, лет в десять, пришел таким важным молитвенником к батюшке Алексею Зотову, который сейчас уже старенький служит на Павелецкой в храме Фрола и Лавра, и говорю: «Батюшка, как мне совершать молитвенное правило, благословите?» Он спрашивает: «А как ты молишься?» Я говорю, что читаю предначинательные молитвы, а потом каждый день по одной новой молитве еще добавляю, которые идут под номерами.
Первый день читаю первую молитву, потом «Достойно есть» и т. д. То есть такой сокращенный детский вариант. Я помню, что тогда он оценил мое усердие, а я про себя думаю: «Нет, наверное, он меня осуждает, надо наверное все-таки все читать».
Сейчас, когда я уже стал священником, я понимаю, что на самом деле он правильно оценил, скажем так, мой подвиг, и я очень рад, когда вдруг случайно вижу моих детей молящимися, не всем правилом конечно, но какие-то кратенькие молитвы в их жизни присутствуют.
— Если грехи мешают молиться, то надо все равно себя заставить встать на правило?
— Мы помним, что в молитвослове есть такое примечание: перед тем, как читать молитвы, постой немного в тишине, пусть твои чувства улягутся, и тогда рцы*: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Вообще, перед тем как начать молиться, желательно испросить прощения у всех, кого ты обидел, с кем ты поругался, на кого ты прогневался. Мысленно попросить, примириться сначала в своем сердце, а потом уже будет возможность примириться и по-настоящему. И потом уже рцы.
— А можно заменить утренние и вечерние молитвы Иисусовой молитвой из тех соображений, что такое обращение к Богу некоторым более близко, чем слова святых, которые не соответствуют их духовному уровню? Например, пятьдесят молитв произносить?
— Ну, почему пятьдесят молитв? Существует определенное количество, которое изложено в правиле. Вообще это правило для неграмотных — заменять утренние и вечерние молитвы и правило ко Святому Причащению Иисусовой молитвой. Я думаю, что такая замена возможна, если согласовать это со своим духовником. Он свободно благословит.

— А обязательно согласовывать?
— Все-таки Церковь — это союз людей верующих во Христа. Мы единым сердцем исповедуем Бога и предстоим ему. Это и замечательно, что ты не считаешь себя одиноким. Некоторые изменения, безусловно, допустимы, но совет духовника нужен для того, чтобы самому не заблудиться. Первые десять изменений ты сделаешь правильно, а на одиннадцатом, возможно, ошибешься. Лучше посоветоваться с третейским судьей, который со стороны на тебя посмотрит и скажет: «Знаешь, тебе лучше не Иисусову молитву творить, а «Богородице Дево радуйся».
— Как сегодня постятся и должны поститься православные? Отмечают, что пост — это самое острое время — все ругаются, в интернете не стихают самые страшные и сокрушительные дискуссии…
— Предваряя разговор о посте, хочу рассказать такой случай. Один преподаватель Троице-Сергиевой Лавры выходил из своей квартиры, тогда еще в Загорске, к нему подошел его сосед и спросил: «У вас неделю назад пост начался?» Тот говорит: «Да, а откуда Вы знаете, вы же, в общем-то, неверующий?» А сосед отвечает, что под ним живут две верующие бабушки, два Божиих одуванчика, но как только начинается пост, они сразу начинают ругаться. Так он время поста и определяет.
Пост нужен для того, чтобы мы научились сдерживать свои чувства — и физические, и душевные. Однако когда пост начинается, обнажаются очень негативные стороны нашей души. Я знаю людей, у которых с началом поста открывается жуткая блудная страсть, казалось бы, наоборот, должно быть, а они себя еле-еле держат в руках. Некоторые начинают ругаться, гневаться.
Мудрый человек за это должен бы ухватиться, чтобы осознать живущие в себе страсти, выяснить, что по этому вопросу говорит Священное Писание, святые отцы, как это можно излечить. Многие же зачастую просто делают вывод, что «все вокруг козлы». Мне кажется, пост — уникальное и необходимое время, когда и молитва более в душе отзывается.
— Можно ли ослабить пост?
— Я считаю, можно, но это надо делать тоже с благословения духовника. Все-таки на ослабление поста должны быть какие-то причины. Должно быть и покаянное чувство из-за того, что ты не соблюдаешь пост вместе со всей Церковью так, как положено. Но полностью себя отстранять от Церкви, которая постится, мне кажется, можно только больным и беременным. Есть люди, которые ищут причины, а есть люди, которые ищут средства. То есть одни ищут причины, чтобы «законно» нарушить пост, другие ищут средства, чтобы даже в тех моментах, когда можно сделать себе послабления, хранить пост.
— Как обуздать свою раздражительность и гневливость в начале поста, когда все страдают, в том числе сам согрешающий в первых рядах?
— Если гневливость — постоянный недуг души, то, может быть, стоит положить в карман записку: «Я гневный человек». Возможно, что такой способ будет немножечко останавливать. Но на самом деле молитва, исповедь и причащение полностью искореняют из человека эти грехи. Можно также противопоставлять подобным поступкам соответствующие добродетели. Из одного источника не может течь и горькая, и сладкая вода. Если источник заполнить сладкой водой, то, может быть, и горечи такой не будет.
— Что такое послушание, каково его место в духовной жизни?
— Под послушанием понимается выполнение требований начальника, родителей, духовника, учителя.
В Священном Писании есть интересное замечание по этому поводу, когда Господь говорит про фарисеев: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф 23:3).
Мы очень часто бываем не согласны с властями предержащими, со своим начальством. Они дают задания, которые нам кажутся тупыми, бессмысленными, глупыми, показывающими духовное развитие наших начальников. Но, вы знаете, мы подчиненные, и мы действительно должны проявить в этом послушание и выполнить свои обязательства, если, конечно, требования начальства не противоречат догматике.
Если тебе говорят убить кого-то, то, естественно, ты должен отказаться, если ты не солдат. Воин, защищающий Родину, просто обязан держать в руках оружие и им пользоваться, но и он вполне может отказаться от исполнения своего долга, если речь идет о захватнических войнах. Я считаю, что здесь человек может сложить с себя всякие обязательства, то есть уйти из армии.
— А зачем нужно послушание, ведь человек может не без основания полагать, что он умнее своих наставников?
— Человек должен иметь послушание, потому что все, к чему призывают родители или духовник, направлено на твое спасение. Например, есть такая «заповедь»: не суй два пальца в розетку. Ведь с этим все согласны, и никто не требует, что бы ему подвели под это требование научное обоснование о том, что ток по межклеточной жидкости пройдет к мозгу и т.д. Здесь все готовы быть послушными безоговорочно, просто все святые.
Но если речь идет о таком требовании как «не завидуй», то начинаются вопросы и сомнения: «А почему мне запрещено завидовать? Ну и что, помечтаю немножко, позавидую кому-нибудь». Но это точно такая же «заповедь», как и с розеткой, только она направлена на твое духовное состояние, а не физическое.
Когда ты еще являешься учеником в духовной ли жизни или за школьной партой, то ты многое еще не понимаешь, и не обязательно учителю объяснять ученику, зачем ему учить то или иное правило. Ученик должен просто выучить: «жи», «ши» пиши через «и».
Необходимость послушания Церкви, кажется, понятна. А говоря о послушании родителям, надо сказать, что любящий родитель никогда не пожелает своему ребенку плохого. Только надо эту любовь понять.
Ребенку тяжело осознать, что родитель его любит, когда заставляет учиться, чистить зубы и заправлять постель. «Кошмар — думает чадо – это не любовь, а какое-то издевательство». А потом вырастает, хватает родителей за грудки и начинает упрекать: «Почему ты меня не заставлял учиться? Почему ты меня не заставлял английский учить? Почему ты мне позволял валяться на диване и играть на гитаре? Надо было бить меня как сидорову козу, чтобы во мне ума было побольше». Сейчас многие дети предъявляют претензии своим родителям о том, что они не дали им образования. Да ты же сам не захотел его получить.
Послушание – это, наверное, акт любви друг перед другом. У монашествующих существует безоговорочное послушание, в миру такого нет. В миру есть ответственность взрослых перед детьми, супругов друг перед другом, перед родителями, и послушание должно соизмеряться с твоими обязанностями.

— Что такое вообще духовная жизнь?
— Это жизнь со Христом. Это такая жизнь, когда у тебя на лице есть отблеск Славы Божией. Это такая жизнь, когда любой человек хочет спросить именно у тебя, сколько сейчас времени, лишь бы с тобой поговорить, потому что приветливых людей сейчас становится мало.
Духовная жизнь — это ни в коем случае не длинные юбки, черные платочки и длинные бороды. Это не духовная жизнь. Духовная жизнь – это когда в твоем сердце есть любовь, как к президенту, так и к какому-нибудь бомжику, так и к «благодетелю-кассиру», который выдает тебе зарплату. Одинаковое отношение ко всем.
— Это же 30-ая ступень лествицы, которой у нас, по определению, нет и быть не может!
— Может быть, и есть. И любовь есть, и люди такие есть. Золото всегда тонет в житейском море, и его не видно. На поверхности любого моря — и житейского, и природного, известно, что плавает, вот это видно всем и всегда. А золото, оно всегда тонет, но оно есть.
— В чем главная проблема современного православного человека?
— Наверное, главная проблема в том, что каждый православный человек считает, что он самый православный человек на свете. Ощущение того, что ты делаешь все правильно, мне кажется, самая главная проблема в человеке. Теперь редко можно встретить смирение, послушание, и вообще любовь.
— Какие грехи сегодня самые трудные и распространенные?
— Мне кажется, это самооправдание и, не буду оригинальным и скажу, что это блуд. Это самые страшные грехи. Так же, я считаю, что один из самых ужасных грехов — лень.
— Если с блудом и ленью понятно, что делать, то, как искоренить самооправдание? Оно какое-то невидимое, и вычленить его в своих поступках сложно, хотя чувствуешь, что оно вроде бы есть?
— Если у человека присутствует самооправдание, у него обязательно присутствует другой грех – осуждения ближнего. Осуждение ближнего можно победить только оправданием всех. Противоположная добродетель греху самооправдания – это оправдание своих ближних.
— Какой из грехов самый труднопреодолимый?
— Те грехи, которые вошли в твою привычку, без которых ты не можешь жить, которые стали твоим сокровищем. Как говорит Господь: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21).
Если мы привыкли к телевизору, и он уже является фоном нашей жизни, то тогда это самое труднопреодолимое, потому что выключить его очень трудно. Трудно ездить в машине и не слушать радио. Если ты понимаешь, что уже не можешь не слушать радио, ты зависишь от него – это плохо. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12) – говорит апостол Павел.
То же самое можно сказать про кофе и сигареты. У Клайва Стейплза Льюиса в «Расторжении брака» один из персонажей приехал в рай с ящеркой. Вот эта ящерка и символизирует греховную привычку, от которой человек боится избавиться: «Ой, мне будет больно, я чего-то лишусь в жизни» и т.д. Так что грех, который становится привычкой, самый труднопреодолимый.
— Как строить общение с другими, в том числе неверующими?
— Если не с позиции снизу вверх смотреть, то хотя бы на равных. Строить общение с другими людьми, исходя из того, что это тоже образ и подобие Божие, ничем не хуже тебя. А если мы себя еще и декларируем православными христианами, то мы вообще должны быть скромными и поставить себя в очередь в Царство Небесное самыми последними. Из этого и должно вытекать наше с вами построение общения с другими людьми.
— Но если мы здраво рассуждаем, то мы понимаем, что Богу милее не убийцы, чем убийцы, верующие, чем неверующие. А если мы это понимаем, то как же тогда нам не превозноситься над неверующими?
— Во-первых, кто первым вошел в рай?
— Может быть, благоразумный разбойник был просто первым умершим, после того как Христос открыл двери рая.
— Нет, дорогие мои. Когда мы придем в Царствие Небесное, мы начнем Господу перечислять: «Господи, я не убил, я не украл, я не прелюбодействовал, я не завидовал, и т.д. Я выполнил твои заповеди?» Господь однозначно скажет: «Нет. Потому что Моя заповедь не «Не делай», Моя заповедь «Люби»».
А чтобы не превозноситься над другим человеком, надо осознавать, что если тебя поставить в условия, в которых был этот убийца, то ты бы поступил еще хуже. И это однозначно.
— Что такое этика семейного общения? Что должно быть главное в семейной жизни?
— Я считаю, что это строгая иерархичность, когда муж берет ответственность за семью на себя. Когда жена берет ответственность за чад на себя. И когда дети находятся в послушании своим родителям.
— Самостоятельным, современным женщинам особенно тяжело поставить себя в подчиненное положение, но раз такой тип женщины исторически уже сложился, то как сейчас решить эту ситуацию?
— Нельзя выхватывать из руки молоток, который должен быть не в твоей руке. Сейчас женщины прибегают и жалуются, что муж такой-сякой ничего не делает. Начнешь разбираться и оказывается, что она сама все у него захватила, причем захватила невольно. А теперь говорит, что он такой-сякой. Так с какой же стати он будет другим? Или прибегает муж и говорит: «У меня жена загуляла». «Давай разбираться, почему она у тебя загуляла. Может быть, ты к ней относишься потребительски? Может быть, ты в ней не видишь женщину?» Как часто жены говорят: «А ты сам додумайся, почему я загуляла», намекая на то, что муж больше не замечает в ней женственности. Нельзя выхватывать инициативу у мужчин и забирать ее себе.
— Что должно быть главным в семейной жизни?
— Любовь с большой буквы и Бог.
— Разве любовь можно контролировать, ведь она сама приходит и уходит?
— Можно. Любовь — это внутреннее философское понятие, а не охи-вздохи под луной, как ее многие понимают. Любовь — это умение с радостью и благодарностью воспринять все, что происходит с тобой. Когда в семье есть радость и благодарность, эта семья счастлива. В такой семье жена может восхищаться мужем, который вовремя не принес зарплату или принес маленькую зарплату. А муж благодарен жене за то, что ужин готов, и ничего, что котлеты не прожарены. Он понимает, что жена старалась. Что важнее в данной ситуации: то, что она старалась или то, что котлеты не прожарены? Если важнее то, что котлеты не прожарены, то это самолюбие у мужа, а если то, что жена старалась, то это любовь к ней.
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР Ежедневное интернет-СМИ

Протоиерей Игорь ФОМИН: статьи

Протоиерей Игорь ФОМИН (род. 1970) — настоятель храма Александра Невского при МГИМО: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.
ОРЕЧЕНИЕ ПЕТРА – К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЛОЖЬ ВО БЛАГО?

Вечером, в Великий четверг на утрене Великой пятницы мы будем читать Страстные Евангелия. И будем вспоминать, в том числе те события, когда Господа уже забрали в преториум, когда Петр, желая быть рядом со своим Божественным Учителем, любыми способами пытается пройти во двор, туда, куда отвели Христа.
Сидя у разложенного огня, на вопрос, не он ли был с Арестованным, Петр начинает лгать: ему необходимо находиться рядом со Спасителем. Когда в третий раз Петру задается тот же вопрос, он и в третий раз говорит неправду, причем из благих намерений: желание не уйти от Христа он ставит выше, чем внутреннее состояние истины.
Но потом, вспоминая пророчество Спасителя — «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 33-34), – раскаивается и убегает со двора, горько плача.
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что каждое утро апостол Петр встречал с мокрыми глазами, потому что оплакивал то свое отречение. Которое не было предательством, а являлось просто банальной ложью, хитростью. Апостол шел на уступки со своей совестью ради, как ему казалось, благой цели. Но потом все-таки раскаялся.
В нашей семье есть история, связана она с храмом Всех Святых на Соколе. Моя двоюродная прабабушка была сестрой милосердия у Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители, другая двоюродная бабушка – монахиней в женском монастыре под Воронежем.
После революции Марфо-Мариинская обитель была закрыта и монастырь разорен. Двоюродные прабабушки вернулись в родной дом на Соколе, недалеко от храма Всех Святых, куда и начали активно ходить в двадцатые – тридцатые годы. Они помогали в храме, в том числе в алтаре и за свечным ящиком, мыли полы.
В контексте богоборческого времени встал вопрос о закрытии храма. К тому времени у нас в доме, где жили двоюродные прабабушки, собиралась московская интеллигенция: художники, писатели, композиторы: Корин, Голованов, Нежданова, Федосеев, Ланге и так далее. Большинство из них были воспитанниками туберкулезного детского приюта при Марфо-Мариинской обители, который возглавляла сестра милосердия Ольга, моя двоюродная прабабушка. На одной из таких встреч встал вопрос, как сделать так, чтобы храм на Соколе не был закрыт. Было несколько попыток именитых людей к властьимущим, от которых зависело закрыть или не закрыть храм. Но все было тщетно, храм неминуемо должен был быть закрыт.
Тогда было решено обратиться к обновлеченскому епископу Введенскому. Он был любим и почитаем советской властью. Он приехал, посмотрел храм и через какое-то время храм на Соколе отошел к обновленцам.
Но после того, как, казалось бы по-человечески, храм был спасен, многие верующие перестали в него ходить. В том числе, — и мои двоюродные прабабушки.
Они тяжело переживали за человеческую оплошность и за, как некогда им казалось, благое дело.
А храм на Соколе все равно закрыли незадолго до войны. А открылся он на Пасху 1948 года.
Но до конца своих дней сестра милосердия Марфо-Мариинской обители Ольга горько оплакивала свой поступок. Потому что именно она была его инициатором.
В своей жизни мы очень часто совершаем, казалось бы, безвинную ложь. Чтобы побывать в храме или не уронить образ Христа в глазах другого человека. Мы говорим сослуживцам, что опоздаем, так как идем утром в поликлинику или у нас кто-то заболел, а сами отправляемся в храм. Задумаемся, принесет нам такой поход в храм, даже причастие благо, если мы ради этого обманули кого-то, пусть нам кажется и невинно.
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР Ежедневное интернет-СМИ

Протоиерей Игорь Фомин


Родился 25 февраля 1970 года в семье служащих. Небесный покровитель – святой благоверный князь Игорь Черниговский, память – 18 июня (н/ст).
Крещен в возрасте девяти лет в храме Преображения Господня (Новая Деревня, Московской обл.).
С 14 лет алтарничал в подмосковном храме Покрова Божией Матери села Алексино, где настоятелем служил ставший впоследствии духовником протоиерей Василий Владышевский.
После возвращения из рядов вооруженных сил, нарушив благословение духовника, пробовал поступить в медицинский институт, провалился, и уже через год благословение было исполнено – в 1991 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1994 году.
В 1994 году венчался со своей будущей матушкой.
25 июня 1995 года был рукоположен в диакона. 6 декабря 1995 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, был назначен штатным диаконом Казанского собора на Красной площади г. Москвы. А ровно через год, 6 декабря 1996 года, рукоположен в священники Казанского собора.
С 2003 года, с момента выхода первых номеров православного журнала «Фома», стал членом редакционного совета издания. Так как руководство и коллектив журнал «Фома» вышел из коридоров и аудиторий МГИМО, встал вопрос о строительстве храма при данном учебном заведении. Вопрос был решен положительно.
9 января 2007 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II в дополнение к несомому послушанию штатного священника Казанского собора назначен настоятелем строящегося храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
17 июня 2013 года, в связи с началом регулярных богослужений в храме при МГИМО, Указом Святейшего Патриарха Кирилла протоиерей Игорь Фомин был освобожден от послушания в Казанском соборе на Красной площади.
С 2013 года по настоящее время является настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского – Патриаршего подворья при МГИМО.

22 декабря 2016 года на ежегодном итоговом Епархиальном собрании избран Председателем Комиссии по миссионерству и катехизации г. Москвы.
Имеет четверых детей.
Богослужебные награды:
1998 г. — набедренник;
2001 г. — камилавка;
2006 г. — наперстный крест;
2010 г. — возведен в сан протоиерея.
2015 г. — право ношения палицы.
Церковные награды:
— в 2004 году награжден медалью прп. Сергия Радонежского I степени.
— 6 марта 2016 года, во внимание к трудам по строительству храма св. блгв. кн. Александра Невского – Патриаршего подворья при МГИМО удостоен ордена прп. Серафима Саровского III степени.

«Если представить очередь в Царствие Небесное — я буду в ней последним» — протоиерей Игорь Фомин о вере, любви и покаянии

Сегодня настоятелю храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, члену редакционного совета журнала «Фома» протоиерею Игорю Фомину исполняется 50 лет. Мы от всего сердца поздравляем дорогого отца Игоря с юбилеем, желаем ему здоровья душевного и телесного и во всем — помощи Божией.

В подборке «Фомы» — несколько цитат из бесед с отцом Игорем, в которых он рассказывает о себе, вере и Церкви.

Мои родители меня никогда не ругали. Мне очень легко представить Бога, потому что у меня были великолепные, равноангельные, святые родители. Они меня никогда не ругали, давали решать самому — хорошо это или плохо. Я знал позицию родителей, но должен был решить сам. И вы знаете, это мучение. Я даже просил отца: «Пап, ты хоть выпори меня». А он отвечал: «Что тебя пороть? Если ты умный, ты и так все понял, а если дурак — бесполезно».

Мой дедушка рассказывал мне, как он оперировал в госпитале во время войны. Два солдата держали его под руки, а если он засыпал — была такая договоренность, — следовал удар по печени. От такой боли летели искры из глаз и сон мигом проходил. У моего дедушки был выбор: можно было сослаться на то, что больше двенадцати часов не оперируют (это неэффективно), но тогда кто-то умер бы; а можно было продолжать оперировать. И он продолжал ампутировать, резать и вырезать, по двое суток стоя на ногах. Конечно, страх сделать что-то не так — присутствовал, но побеждался он любовью к ближнему.

Мне легко представить, как меня любит Христос, потому что я чувствовал любовь духовника. Всю жизнь, пока я был у него духовным чадом, думал, что меня он любит больше всех окружающих. Когда мы встретились на годовщину его смерти, все вдруг сказали одно и тоже: «Меня он любил больше всех, мне он уделял больше внимания!». Тогда я понял: если человек способен на такую любовь, то как любит Христос, проливший за тебя Свою кровь?

Духовная жизнь — не инструкция по переходу с одной стороны улицы на другую. Духовная жизнь — это жизнь, в которую мы можем прийти, только усвоив какие-то уроки, что-то пережив, отказавшись от себя, изменив себя по Евангелию. А все Евангелие говорит о смирении Богочеловека.

Мы приходим в храм изменяться, а не менять других. Дело священника — утешать страждущих, поддерживать, но ни в коем случае им не потакать. У меня был случай, когда пришла девушка и попросила благословение на аборт. Мы долго говорили, я попытался отговорить, у меня ничего не получилось. Я предложил пойти вместе с ней. Она отказалась от аборта.

«Бог в душе» — это очень удобный Бог. Этот Бог любит пьяниц, любит гордецов, любит блудников, потому что я сам пьяница, гордец и блудник. Но «Бог в душе» никогда не помилует тещу, потому что я — не теща. Такой Бог очень удобный, выстраеваемый. Но приходя в Церковь, это мы должны выстраивать себя под Бога.

Логика церковной жизни строится не на волшебстве и «сверхспособностях», а на постоянном и вдумчивом соработничестве человека и Бога. Работе, которая начинается в собственном доме, продолжается на богослужениях и в Таинствах в приходском храме.

Самый страшный грех нашего времени, я считаю, — это не гордость, не пьянство, не блуд, не убийство. Это способность к оправданию себя абсолютно во всем. Потому что «я достоин всего мира, я от мира должен взять по максимуму, потому что мир крутится вокруг меня».

Господь не сразу дает избавление от какой-либо страсти. Ты должен немножечко приложить своих усилий, поплакать об этом. На самом деле выход есть всегда. Но мы не любим кардинальных решений, борьбы, нам хочется, чтоб было легко.

Не надо сомневаться в Господе, не надо относиться к исповеди как к какому-то бухгалтерскому отчету, где одну строку забыл, значит цифры не сойдутся. Господь все знает и промышляет о нас.

Дело покаяния — это, конечно, дело всей жизни, но это не самое главное, с чем мы должны столкнуться в Православии. Самое главное — увидеть, почувствовать Христа. Самое главное — соединиться со Христом. Самое главное — узнать Христа. И жить во Христе и со Христом.

Нам зачастую нужен Бог, который бы творил чудеса. Финансово помогал бы, например. Приходят иногда люди с просьбой: «Батюшка, надо освятить офис», – я говорю: «Зачем?» – «Что-то дела плохо пошли». Я говорю: «Вы не сюда обратились, вы понимаете, мы можем помолиться и у вас вообще все закроется и рухнет. Потому что дело может быть не богоугодное, а мы будем просить, чтобы Господь ниспослал волю Свою». И большая часть людей, которые просят освятить офис, после этих слов задумывается, интеллигентно благодарят за оказанное внимание и уходят.

Смирение — это не рабская покорность, а радостное, благодарное принятие того, что тебе ниспосылается. Когда человек начинает смиряться, у него в жизни вдруг начинают происходить чудеса.

Проповедь христианства говорит о том, что надо пересмотреть, что для тебя первично. Еда или Христос? Семья или Христос? Работа или Христос? Что в твоей жизни может возглавить Христос, то в твоей жизни должно остаться. Что Христос не может возглавить в твоей жизни – это должно из твоей жизни уйти и об этом говорит апостол Фома своей проповедью и все остальные апостолы. Они проповедуют о том, что наша жизнь должна быть в свете Христа, не в тени Христа, а в свете Христа.

Самое большое заблуждение неверующего человека, это считать, что для нас вера — это костыли, с помощью которых мы преодолеваем эту жизнь. Вера — это не костыли и даже не крылья. Для того, чтобы ощущать Бога рядом — костыли и крылья не нужны. В вере — ты всегда пред лицом Божиим. И это большая ответственность.

Мы заблуждаемся, когда говорим, что вера — это очень просто. Вера — это не просто. Я хотел бы охарактеризовать эту непростоту веры теми словами, которые также сказал один любимый нами святой: люби Бога и делай, что хочешь. На первый взгляд эта фраза очень простая, но несет за собой такую ответственность, что многие бы с удовольствием сказали: лучше бы я родился заново и без веры. Вера — это гигантская ответственность.

Если представить очередь в Царствие Небесное по своим заслугам, я четко вижу свое место: я последний. Но я четко понимаю, что у меня есть надежда на Христа, что я войду в Царствие Небесное.

Что может священник? Наверное, ничего. Священник может попробовать открыть направление в тот мир, где человек будет счастлив, и он знает эту дорогу туда. Он может показать Бога. А вот взаимоотношения с Богом человек выстраивает сам. Священник может только плакать с плачущим и радоваться с радующимся.

Что такое страх смерти в моем понимании? Это тот болевой порог, который уберегает человека от физической смерти. Если у человека не будет болевого порога, он очень быстро умрет. Положил руку на горячую плиту — получил ожог и даже не заметил. Есть болевой порог — отдернул руку. Точно так же и здесь. Если есть страх смерти — страх предстать пред Богом, то ты всегда будешь одёргивать свою душу, свое сердце от тех страстей, которые тебя не пустят в игольное ушко — в Царствие Небесное.

Если мы препарируем любовь, увидим там три качества: радость, благодарность и жертвенность. Отсутствие любого качества делает любовь неполной. Отсутствие любого качества делает любовь не любовью. И если мы говорим, что мы любим, а сами лежим на диване, пока любимая бегает вокруг с пылесосом — это не любовь к ней, это любовь к комфорту, к себе. Тогда получается, что мы любим других людей не потому, что они образ и подобие Божие, не потому, что за них Господь пролил кровь и купил дорогой ценою, а потому, что они нам в данный момент удобны.

Любовь подразумевает жертвенность. Не кошельковую жертвенность, а участие в жизни другого человека. Что такое участие в жизни другого человека? Это готовность пожертвовать часами, которые ты мог бы потратить на себя, работу, семью. Это готовность сесть и хотя бы выслушать человека.

Иногда думаешь: только ли святые могут обладать настоящим христианским терпением или есть и в нашей земной жизни такие люди? И понимаешь, что, наверное, по-настоящему терпеливый — это тот человек, который всегда радостен. Он такой не потому, что у него нет проблем: возможно, у него их гораздо больше, чем у нас. А потому, что он умеет с ними жить. А это и есть терпение.

У меня большая личная проблема: у меня очень хорошая матушка. Она меня избаловала. То, что я могу уделять время прихожанам столько, сколько того требуют сами прихожане, это не моя заслуга. Если при входе в Царствие Небесное нас будут спрашивать про добрые дела и я скажу, что жертвовал свое время на прихожан, то Господь скажет: нет-нет, это не ты жертвовал свое время на прихожан, это матушка жертвовала свое время на твоих прихожан.

Подготовила Анастасия Бавинова
Фотографии Владимира Ештокина

Протоиерей Игорь Фомин: «Животный страх — это более страшная вещь»

Москва, 6 апреля 2020, 12:18 — REGNUM Настоятель храма великого князя Александра Невского при МГИМО (Патриаршее подворье), председатель комиссии по миссионерству и катехизации Москвы протоиерей Игорь Фомин в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM отметил, что в период мировой эпидемии коронавируса и вынужденной самоизоляции более страшным, чем COVID-19, является страх и агрессия. Отвечая на вопрос о том, как гражданам пережить период заточения, сохранив самообладание, он, в частности, отметил:

«Действительно, когда человек активен, когда он привык не сидеть на месте, общается с окружающим миром, сесть дома перед телевизором или компьютером всегда бывает очень сложно: мы боимся одиночества, не умеем находиться в постоянном общении с ближними, мы привыкли себя развлекать и отвлекаться даже очень серьёзными вещами. Тем более многие СМИ, пытаясь привлечь к себе внимание, выбирают «жареное», чем здравую информацию. Пережить всё это, понимая, что ты правильно действуешь, можно только сообща, придерживаясь общих правил и, конечно, со Христом, в молитве, с Евангелием перед глазами.

Мы не все являемся специалистами в каких-либо областях медицины, эпидемиологии и других. Поэтому отчасти должны доверять профессионалам. Если бы у нас в СМИ было больше разъяснительных выступлений, было бы намного легче.

И второй момент. Мы всё-таки должны видеть, что противоэпидемиологические меры предпринимаются беспрецедентные. Все наши беды и несчастия зародились в Адаме, развитие до гнева и недоверия произошло в нас. Недоверие, отсутствие смирения и кротости — вот наши беды. «Я всё знаю и всё понимаю, во всем разбираюсь» — вот несчастие человека: самость. Когда у нас совсем недавно был грипп с большим количеством смертей и осложнений, никакие меры не вводились. Наверное, научившись на этом, мы понимаем, что меры должны быть какие-то очень серьёзные. Но и, наверное, всё-таки мы должны включать свой ум и критическое мышление: все меры предпринимаются. Допустим, я по храмам вижу, что они, меры, беспрецедентные. Поэтому — что нам бояться? Бояться нам, в общем-то, нечего. Кроме того, чтобы образ и подобие Божие в нас не утратилось.

Животный страх — это более страшная вещь, чем какая-либо зараза. Страх — он быстрее распространяется, порождает неправильные домыслы, как в том известном фильме: «Я знаю, у тебя там не закрытый перелом, а открытый!». Всегда пытаемся домыслить что-то отрицательное. Почему? Наверное, потому что здесь вырабатывается адреналин, и у нас появляется защитная реакция с чем-то бороться. Я, честно говоря, не вижу никакой надобности кричать и орать, как это очень часто бывает сейчас в магазинных очередях: «Не подходи ко мне ближе полутора метров!». Моё мнение, что злоба — она сама к себе притягивает заразу. И человек, который в злобе пытается себя защитить, он больше подвержен всякой инфекции.

«На кого воззрю — говорит Господь — только на кроткого и смирённого сердцем». Ведь мы прекрасно должны понимать, что от эпидемии во многом спасает иммунитет, а иммунитет от правильной жизни. Соблюдайте заповеди Евангелия, и за Вами будет наблюдать сам Господь. Это то, что является совокупностью всех факторов. Это, в том числе, и биологическое состояние организма, которое очень сильно зависит от эмоционального состояния. Мы должны быть эмоционально положительно настроены. Поэтому давайте соблюдать благоразумие, в терпении проявим мудрость, в Господе положим наше упование, и Господь не посрамит. Всё будет тогда хорошо».

Как уже сообщало ИА REGNUM, поскольку случаи заражения коронавирусной инфекцией выявлены почти во всех российских регионах, президент России Владимир Путин в своем втором обращении к нации заявил о необходимости продления нерабочих дней до 30 апреля 2020 года включительно.

Читайте также: Путин объяснил своё решение о продлении нерабочих дней в России