О страсти блуда

За последнее время к нам поступило очень много писем с различными вопросами о борьбе с блудной страстью. Я решил объединить все письма и сделать единую подборку советов святых Отцов отвечающих на главный вопрос — как побороть блудную брань?

Советы от владыки Игнатия (Брянчанинова)

Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии,чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились.

Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве…

Совет от святителя Тихона Задонского

Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть.

Совет от аввы Дорофея

Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети

Совет от Иоанна Лествичника

Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой веревкой… Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами… Кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему своего противника и похоронившему его в песке.

Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы.

Советы от Иоанна Кассиана Римлянина

Если хотим законно подвизаться духовным подвигом и победить нечистого духа блуда… нужно надеяться не на свои силы (ибо это невозможно совершить человеческим усилием), но на помощь Божию. Ибо душа неизбежно терпит нападения от этой страсти до тех пор, пока не осознает, что она ведет войну, превышающую ее силы, и не может одержать победу собственным старанием и трудом, если не будет подкреплена помощью и защитой Господа.

Но для всякого из нас, всеми силами подвизающегося против духа блуда, победа в том, чтобы не ожидать средства (к победе) от своего старания но от Бога.

Советы от Иоанна Златоуста

Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние.

Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает безстыдный взгляд к прелюбодеянию

Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания

Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону.

Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью.

Прелюбодеяние есть следствие тщеславия, чувственного разжения и чрезмерного сладострастия.

Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но только повредишь ему.

Совет от Нила Синайского

Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении

Совет от Ефрема Сирина

Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу

Совет от Василия Великого

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем

Советы от Аввы Исаии

Блудная брань усиливается от пяти причин: от празднословия, тщеславия, многого сна, от склонности к красивой одежде, от пресыщения. Желающий отстранить от себя брань блуда пусть хранится от упомянутых поводов к ней… ибо страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.

Если тебя борет блудная страсть, удручай тело подвигами, со смирением припадая перед Богом, и обретешь покой

Если ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждой, смиряясь перед всеми

Советы Оптинских старцев

А что вам попущением Божиим попущена брань блуд­ных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и бла­годать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и <повергает> в та­ковые безместные и скаредные помышления и воображе­ния. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми­лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев).

Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя­того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма­терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны… N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро­шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий).

М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных — скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев).

Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные мо­литвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старай­ся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий).

От блудной страсти молись преподобному Иоанну Мно­гострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: моли­тесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф).

Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это слу­чится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», — псалом (50) Когда блудные помыслы нападают, молись святой му­ченице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… (преп. Анатолий).

Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело — смириться, 2-е — не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, — потерпеть (преп. Анатолий).

Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпени­ем! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «по­терпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» (Пс. 26, 14) (преп. Анатолий).

Святой Марк Подвижник говорит в своем законе ду­ховном: «корень похоти — любление похвалы и славы че­ловеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий).

Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где дол­жна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряет­ся воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Не­бесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более уси­лится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. — Это вернее (преп. Амвросий).

Советы от Нила Сорского

Не ты один пребываешь в этой духовной борьбе, но и все подвизающиеся с помощью Божией; ибо велика эта борьба, как свидетельствуют отцы. Она требует двойного подвига – души и тела, чтобы преодолеть это естество. Для этого нужно прикладывать больше усилий, трезвенно и неусыпно охранять свое сердце от помыслов и, имея страх Божий пред очами, не забывать данных нами обетов – пребывать в целомудрии и чистоте.

Целомудрие же и чистота должны проявляться не во внешнем только житии, но и в сокровенном сердце человека, когда он хранит себя от скверных помыслов. Поэтому нужно всячески тщательно отсекать эти помыслы, побеждать их непрестанной молитвой Богу, как поступали святые отцы, различными способами, но едино по существу.

Один из отцов много лет молился так: Изгоняющии мы ныне обыдоша мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс.16:9 и Пс.31:7). Иной же из отцов говорит Боже, в помощь мою вонми, и так деле (Пс.70:12 и след.). Иной же отец: Суди, Господи, обидящия мя и возбрани борющия мя, и прочее из псалма (Пс. 34). Призывай же на помощь святых, подвизавшихся в целомудрии и в чистоте, о которых свидетельствуют Писания. Когда же надлежит тебе вступить в особенно сильную духовную брань, тотчас встань, возведи очи и руки к небу, молись так: Ты силен еси, Господи, и Твой есть подвиг: Ты ратуй и победи в том, Господи, о нас (см., например, Пс.117:15-16), – и воззови ко Всесильному в немощах смиренными словами: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь(Пс.6:3).

Таково предание святых. И если преодолеешь эти борения, то познаешь искусом, что, по благодати Божией, побеждаются эти помыслы всегда именем Иисусовым и нет более верного средства для победы.

Сохраняй же себя от видения лиц и от слышания бесед, которые порождают страсти и восстанавливают против нас нечистые помыслы. Да сохранит тебя Господь. Это касается борьбы с блудными помыслами.

Как сопротивляться хульным помыслам. Этот помысел – безстыдный и злой. Сильно докучает он и крепким, и нетвердым в вере; и не только ныне, но и издревле так было – являлся он великим отцам и святым мученикам, причем и в то самое время, когда хотели мучители пытать их и предать их смерти горькой, во имя исповедания веры в Господа нашего Иисуса Христа. Нужно одерживать победу над этим помыслом, считая источником его не душу свою, но нечистого беса полагая виновником этого помысла. Молись против хульного этого духа так: Отыди от мене сатана; Господу Богу моему поклоняюся, и Тому единому послужу; тебе же – хула твоя, на верх твой возвратится тебе; напишет и сию Господь; отступи убо от мене. Бог, создавый мя по образу Своему и по подобию, да упразднит тя.

Если и после этого докучает этот помысел безстыдно, перенеси мысли свои на что-либо иное, Божественное или человеческое, в пределах подобающего.

Сохраняй же себя от гордыни и стремись идти путем смирения; ибо говорили отцы, что от гордыни рождаются хульные помыслы (Лествица 23:34); бывают же они и от зависти бесовской. И как олень истребляет ядовитых змей (Лествица 26:199; 30:14), так, независимо от причины порождения помыслов, смирение оказывается губительным для этой страсти, и не только для нее, но и для прочих страстей. Так писали святые отцы

Совет от святителя Феофана Затворника

«Всякий, кто смотрит на женщину… уже прелюбодействовал с нею» (Мф. 5, 28). Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на женщин? Но ведь не просто «кто смотрит на женщину… прелюбодействует», а «кто смотрит с вожделением».
Смотреть – смотри, а сердце держи на привязи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин должно и любить, ибо из заповеди о любви к ближним не исключаются и они, но любовью чистой, которая помышляет о душе и духовном родстве, помимо всего прочего… В христианстве, как перед Богом «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28), так и во взаимных отношениях христиан. Во всех отношениях, ты скажешь, это трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нежелание зла; нежелание же милостивым Господом вменяется в чистоту

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»

Нажмите, чтобы задать свой вопрос

БЛУДНЫЕ ПОМЫСЛЫ

А что вам попущением Божием попущена брань блудных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то об этом не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что это попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и благодать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас, беззащитных, отомщает и в таковые безместные и скаредные помышления воображения. Но мы, этим событием наказавшись и до изнеможения утомившись, и как уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, как младенствующие и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всемилостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас, слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (прп. Лев, 20).

* * *

Насчет волнения – терпением, и самоукорением, и смирением тецы21 и проси в помощь покровительств и молитв преподобного Моисея Угрина, Иоанна Многострадального, киевских чудотворцев и святую мученицу Фомаиду, и воспоминай час смертный, и за их молитвы утишится волнение (прп. Лев, 20).

Что же вы, дочь, жалуетесь, яростная и плотская страсть хотя отступила на время, а недуг малодушия временем наиболее погружает, то, о мати и дочь, да будет твоей любви известно, то всеобщий враг-диавол свои брани и козни всегда переменяет и таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями нас, неискусных, обманывает и побеждает, и вы не утверждаетесь в том, чтобы у вас вовсе поугасла ярость и плотская страсть, но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения. И это не враг ослабу преподает, но по милосердию Божию благодать Божия невидимо нам за молитвы отец и матерей вспомоществует; и если бы не благодать Божия нас, немощных, от этих браней невидимо защищала и подкрепляла, то бы едва кто-либо возмог соблюсти себя в непорочности (прп. Лев, 20).

Страстные волны через помыслы и сонномечтаниями обуревают твою душу, и в оных находишь себя виновной нерадением, леностью и прочим. Это справедливо, что вины подаешь, но во всех оных твоих поползновениях всегда приноси Богу покаяние с сокрушенным сердцем и всегдашним самоукорением, и Бог не попустит возобладать врагу твоим сердцем, только ты сама, сколько можно, сопротивляйся страстным помыслам, не допуская их до сердца, а прибегай к Богу молитвой и сознанием своей немощи. О страстных делах не иметь никаких разговоров, кроме откровения матери, которое весьма бы было для тебя полезно, но я вижу, ты по оным перед ней закосневаешь от стыда, и это есть вид гордости (прп. Лев, 20).

А что вам было за ваше (высокоумие) и самомнение попущено, было и бесовским действом… в означенное время представлялось вам, что на вас даже и никто не смотрит… Вопрошу я, недостойный, вас, что вам за таковое желание, для чего вам хотелось, чтобы на вас многие смотрели? И какое вам было бы удовольствие, что на вас все свои взоры обратили бы и смотрели, воистину телесного удовольствия, кажется, не может быть, а душевное устроение, то есть тщеславие и высокое о себе мнение, до избытка повредит, и ум оскверня, и тело в сладострастное ощущение вложа. И всего себя мыслью и чувствами оскверня и других, которые на вас и на ваше лицо с похотью зрящих и мысленно с вожделением похотевших, и, по Христову слову, уже любодеевших в сердце своем (см. Мф. 5, 28), и таковым преподав соблазн, и впадаем в обоюдный грех, и сугубо за это истязаны будем на Страшном Суде за таковые претыкания.

И таковую обоюдную опасность сознавши, да соблюдем себя и прочих, юных и слабостью недугующих, дабы от зрения на вас не повредить, но да помним то, что вы дева и обязаны девство свое непорочно сохранять, и не только едино тело от действия блуда, но и ум, и сердце от скверных помыслов и от тех сладострастных мечтаний… Но только смотри, моя любимая духовная дочь, и не предприми этих моих ясных доказательств себе в противоположную сторону, ибо я писал и объяснял вам это не с тем, чтобы, от сего внявши, и вдались бы в безмерную печаль и пагубнейшее отчаяние! Но Премилосердый Господь да сохранит вас от этого, но я пишу это для вашего смирения, дабы вы сами в себе не мечтали и не тщеславились тем, что «я настоящая и целомудренная девица», но считали бы себя за мысленную блудницу, и этим много себя будем обуздывать не только от осуждения других, но и посмирней о себе будешь мудрствовать, и благодушнее будешь переносить находящие неприятности!

Но и пагубнейшие мнения и самосмышления тогда места не обрящут в вашей душе и всех чувствах (прп. Лев, 20).

Упоминаете, что иногда блудной мыслью побеждаетесь и сребролюбием; совершенно не иметь таковых мыслей свойственно только естеству ангельскому, а не человеческому. Нам же, ежели что и когда прилучится чем и поползнуться, то немедленно прибегаем с покаянием, себя же укорением ко Врачу Небесному; человеколюбивый Господь мало того, что прощает наши бесчисленные грехопадения, но еще и в сыновление приемлет истинно кающихся, для этого-то Он, пришедший на землю, стал призывать сперва грешников, дабы никто из нас своего спасения не отчаивался (прп. Лев, 20).

Пишешь, что боишься того, что по новому послушанию твоему тебе иногда приходится входить в с мужским полом, хотя от того пока и не чувствуешь вреда. Надо бояться и остерегаться (прп. Иларион, 20).

Как и Спаситель сказал: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). А потому должно остерегаться и этих тонкостей и строго смотреть за собой. Радость, так же как и слезы, может иногда происходить тоже от блудной страсти (прп. Иларион, 20).

Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. K молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденной в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные молитвы, домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старайся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это случится, должна класть 50 поклонов и читать «Помилуй мя, Боже» – псалом (50) (прп. Анатолий, 18).

От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним – к слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам. Впрочем, святой Исаак Сирин пишет: «Юному хранение паче дел» (прп. Анатолий, 18).

Когда блудные помыслы нападают, молись святой мученице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву (прп. Анатолий, 18).

Что воюет тебя бес блуда – это не диво, он и Антония Великого не оставлял без внимания, а насто с тобой и подавно. А вот что побеждаешься и поддаешься ему мысленно – это означает оставление тебя Богом за что-нибудь. Своя волька тут сподручнее всего для диавола… Прежде всего и больше всего старайся приобрести смирение, тогда и помощь Божия не будет далека (прп. Анатолий, 18).

Блудная страсть всех воюет. И на мытарствах бес блуда похваляется перед всеми князьями тьмы, что он больше всех дал добычи аду. Терпи и проси Божией помощи (прп. Анатолий, 18).

Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобой соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленная ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодной водой. Да, несмысленная ты, возьми воды и залей ею огонь, т.е. потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом22– гордостью и нетерпением! Потерпи и спасешься (прп. Анатолий, 18).

Блудный помысел и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение (прп. Анатолий, 18).

От помыслов, которых не любишь и, по крайней мере, от которых стараешься избавиться, – не погибнешь. Только кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. А что враг рисует тебе мирскую жизнь и супружество – это его обычное дело. И в древние, и в нынешние времена блуд и мнимый покой мирской суть самые первые орудия диавола против монахов. Но когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе сего во грех (прп. Анатолий, 20).

Значит, тебя обманывает лукавый и льстит. При напоре блудных помыслов клади поклончики по силе. А без брани ни одна душа не вошла в рай. Победители же венчаются (прп. Анатолий, 20).

А что помыслы скверные лезут – не смущайся. Они и к старухам лезут. Да те как знают, что Бог за раскаянные помыслы не наказывает, то и не боятся их (прп. Анатолий, 20).

От блудной страсти молись преподобному Иоанну Многострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться(Иак. 5, 16) (прп. Иосиф, 19).

Смиряйся перед младшими тебя, живи воздержанно, не наедайся до сытости, ибо от этого умножаются помыслы. Если будешь себя очень смело и вольно держать, то не миновать тебе лютой плотской борьбы (прп. Иосиф, 19).

Против блудной страсти надо быть осторожным даже до смерти, как пишут святые отцы (прп. Иосиф, 19).

Помыслами блудными не услаждайся, а старайся молитвой Иисусовой их отгонять от себя (прп. Иосиф, 19).

В страстных и греховных помыслах не должно разбираться, но употреблять против них меч духовный. Это тебе и В. говорю, а размышлять о страстных помыслах и разбирать их – только усиливать их. От пристрастия да хранит всех Господь. Исповедовать свои помыслы надо с сердечным сокрушением, с сознанием своей греховности, с покаянием, также и выслушивать исповедь надо с молитвой, то и вреда не будет. А лишних разговоров или подробных разъяснений не надо делать (прп. Иосиф, 19).

Против нечистых помыслов меч духовный употребляй – имя Божие. Покаяние надо приносить Господу; не должно и от духовного отца скрывать. Объявляемые струпы скоро исцелеют (прп. Иосиф, 19).

Пишешь, что брань беспокоит. Терпи, больше смиряйся и не осуждай других. А то за осуждение больше и бывает это. От мужчин старайся удаляться, лишнее не говори с ними, не смотри на них, с молитвой старайся быть около них. А если когда увлечешься мыслью, то приноси покаяние Господу. Отцу духовному про мысли не надо говорить всегда, а только когда будешь исповедоваться. А открывай все матушке и ее молитв проси. Также и Пресвятой Богородице молись с усердием (прп. Иосиф, 19).

Когда ты помыслами сама в себе разжигаешь блудную страсть, которая называется скоктанием, то этим ты смертно грешишь, и если в таком состоянии застанет смерть, то пойдешь в муку вечную. Надо покаяться и воздерживаться от таких мерзостей, живи воздержанно, тело утомляй работой. Наше тело со дня крещения есть храм Божий, а ты его блудными похотьми растлеваешь подобно блуднице. Kайся и исправляйся. Помни суд и муку вечную (прп. Иосиф, 19).

Просишь благословения и молитв за тебя и Марию, одержимых блудной страстью (обещаюсь молиться). Эта страсть попускается за осуждение других и за гордость. Не осуждайте никого, и никогда, и ни в чем, да просите у Господа смирения. Считайте себя худшими всех на свете, и с помощью Божией угаснет похотноблудный огонь. Часто размышлять нужно, какие томления смертные Христос претерпел на Кресте, и тем отгонять от себя блудные помыслы. Нужно подумывать, что вот-вот позовут дать ответ Господу Богу за содеянные дела, слова и помышления (прп. Иосиф, 19).

Говорил батюшка о страстях и в особенности о блудной:

– Эта страсть никого не щадит: ни старого, ни средних лет, ни молодого. Достаточно вспомнить прп. Иакова отшельника и восьмидесятилетнего епископа, впавших в блуд…

Также недавно говорил батюшка о том, что блудная страсть и сребролюбие одинаково сильны, от них никто не застрахован, хотя, конечно, каждому возрасту соответствует преимущественно одна страсть. У старых обыкновенно скупость и сребролюбие, а у молодых – блуд (прп. Варсонофий, 32).

Тягчайшие брани помысла: блуд, уныние. Надо смиряться. Смирение привлекает помощь Божию. Растлевающее действие блудных помыслов от услаждения ими – надолго отступает благодать Божия, привлечь которую опять можно только покаянием искренним и воздержанием от этих помыслов (прп. Никон, 20).

2. Признаки блудной страсти

1. Чтение сладострастных книг, просмотр блудных фильмов, картин, изображений, слушание песен и музыки — навевающих и провоцирующих блудную страсть.
2. Наивные и романтические представления о «возвышенной любви».
3. Восприятие блудной влюбленности, основанной на физиологии, за «настоящую, возвышенную любовь».
4. Романтизация трагедий и преступлений — воспринятых в качестве проявлений «несчастной любви».
5. Насмешки над девственностью, целомудрием, супружеской верностью.
6. Подталкивание других людей к нецеломудренному поведению и образу жизни.
7. Желание ловить взгляды симпатий и вожделения. Наивное отношение к действительности: отсутствие нравственной защиты от порока, распространяемого через СМИ и примеры окружающих.
8. Непристойные, блудные речи или толерантное терпение таких речей в своем присутствии.
9. Участие в мероприятиях, настраивающих на блуд: ночные дискотеки, разгульные вечеринки, шоу стриптиза и пр.
10. Мысленное самоопределение себя самцом/самкой и соответствующее поведение.
11. Пристрастные разговоры на блудные темы.
12. Блудные мысли, вызывающие чувства похоти.
13. Вольное обращение с лицами противоположного пола: заигрывание, флирт, кокетство.
14. Нарушение личных дистанций, прикосновения и объятия.
15. Распевание неприличных песен и частушек.
16. Танцы с бесстыдными телодвижениями.
17. Одобрение измен, блуда, разводов, «гражданских» браков и пр.
18. Нецеломудренное поведение до заключения супружеского союза с противоположным полом (объятья, поцелуи и пр.)
19. Самообольщение помыслами, преждевременно приближающими к объекту блудных симпатий: «Теперь я обрету счастье с этим человеком»; «У нас все будет хорошо»; «Мы – прекрасная пара» и пр.
20. Снисходительность к объекту блудной симпатии: прекраснодушие в отношении его поступков.
21. Смотрение в зеркало с целью оценки своей внешности на степень блудной привлекательности.
22. Предпочтение всегда видеть перед собой красивых людей: стильно одетых и вызывающих в душе сладостное чувство блудных симпатий.
23. Рассматривание своего тела.
24. Касание своего тела в интимных местах.
25. Блудный интерес к внешности других людей: разглядывание фигуры через одежду и пристрастная оценка внешних качеств.
26. Внутренняя готовность ответить взаимностью на блудную симпатию посторонних.
27. Чувства сладостной симпатии к случайным лицам.
28. Тяга к получению нежности и ласки от посторонних.
29. Желание соблазнять, влюблять, увлекать.
30. Чувство огорчения и разочарования в случае, если «объект» блудной симпатии не отвечает взаимностью.
31. Желание послужить объекту своей страсти: подчиняться и беспрекословно исполнять его желания.
32. Сводничество: содействие в знакомстве людей, ищущих блудные отношения.
33. Ложные стереотипы относительно личных отношений, например: «Блуд необходим для здоровья и хорошего настроения»; «Средства контрацепции полностью надежны»; «Нельзя отказывать себе в удовольствиях, если того требует природа»; «Сейчас все так живут» и пр.
34. Неспособность к настоящей, чистой дружбе и чистым отношениям из-за различных блудных мыслей и эмоций, производимых порочным умом.
35. Использование техник НЛП и других приемов психологии, с целью соблазнения объекта симпатий.
36. Блудное вожделение к окружающим.
37. Возникновение блудных ассоциаций в повседневной жизни.
38. Туманность разума в блудной истоме.
39. Навязчивые подозрения в чьих-то «блудных намерениях».
40. Ношение соблазнительной одежды — выставляющей пленительные формы и обнажающей тело.
41. Невербальные выражения блудной страсти: в походке, движениях, жестах и пр.
42. Провоцирование других своим соблазнительным видом или поведением.
43. Принятие за честь получение блудных симпатий, восхищения и других блудных эмоций от посторонних.
44. Не сохранение девства до заключения супружеского союза.
45. Супружеская измена.
46. Разрушение чужих отношений.
47. Зачатие детей вне брака.
48. Убежденность в «старомодности» благочестивых традиций в семейных отношениях и желание следовать «прогрессу» и «современной моде».
49. Невоздержание от супружеской близости в дни цикла у женщин, беременности и других объективных причин.
50. Эгоистическое поведение в отношениях.
51. Неумеренность в супружеской близости.
52. Доведение супружеской половины до измены через необоснованные отказы в супружеской близости.
53. Убежденность в том, что свою любовь супруги должны выражать, прежде всего, в физическом плане, а не в духовном и душевном.
54. Нежелание иметь детей — из-за необходимости перестройки с блудного уровня на душевный.
55. Безответственное отношение к супружеской близости: желание получать удовольствие, не будучи готовым к возможному зачатию детей (ни один безопасный метод предохранения не дает полных гарантий).
56. Применение абортивных методов контрацепции — при которых отторгается уже зачатый ребенок на первых стадиях своего созревания и страдает организм женщины.
57. Совершение аборта на любых сроках или советы другим убить, таким образом, собственного ребенка.
58. Проявление плотского влечения при детях и подростках.
59. Разговор о сексе с детьми, не достигшими возраста 14 лет; «просвещение» их в половых вопросах и побуждение этим к раннему опыту.
60. Превратное отношение к лицам противоположного пола — как к объектам вожделения, не обращая внимание на душевный план их личности, помимо физического.
61. Извращенные симпатии.
62. Душевное охлаждение и безразличие к тем объектам блудных симпатий, которых удалось добиться.
63. Ханжество, вызванное чувством собственной «праведности» и жгучее осуждение «блудников».
64. Жесткое отношение к людям, которые не входят в круг блудных симпатий — чувство душевной холодности к инвалидам, старикам, детям и пр.
65. Убежденность мужчин в том, что женщинам нравится образ «распутного Казановы», и желание эксплуатировать этот образ, чтобы вызывать успех у женщин; убежденность женщин в том, что мужчинам нравится образ «роковой, прельщающей красотки» и желание эксплуатировать этот образ, чтобы вызывать успех у мужчин.
66. Блудная реакция на малейший раздражитель: случайное касание других людей, интонации голоса, внешний вид и пр.
67. Принятия различных лекарственных или растительных средств, искусственно стимулирующих либидо.
68. Подсчет количества блудных симпатий и партнеров; восприятие их в качестве «трофеев».
69. Толерантное или одобрительное отношение к однополым союзам.
70. Вступление в однополые отношения.
71. Рукоблудие, онанизм.
72. Извращенная форма блуда: оральный или анальный блуд, оргии, инцест, геронтофилия, скотоложство и пр.
73. Развращение малолетних или неискушенных на блуд, заражение людей блудным пороком.
***
Люди, не верующие в Бога, должны избавляться от порочных наклонностей ради здоровья тела; а люди, верующие в Бога — еще и ради здоровья души, поскольку страсти искажают черты личности, обезображивают душу.
Дурные наклонности отражаются и на поведении и на мировоззрении и в конечном счете, плохо влияют на судьбу. Люди, желающие избавиться от пороков, должны осознать их и принять решение впредь их не совершать, укоряя себя каждый раз, если по слабости пришлось нарушить внутренний запрет. Важно относиться к порочным влечениям с самоосуждением, критикой и покаянием, а также решимостью исправиться. Любому недостатку можно найти противоположную ему, добродетель.
Духовная гигиена также важна, как гигиена для тела. Душа, загрязненная пороком, не может быть счастливой.
Верующие люди для исправления своего нрава и избавления от порочных наклонностей, обращаются в молитве за помощью к Богу — поскольку Создатель может избавить от порочности, при желании самого человека.
В этом весьма помогают святые таинства православной церкви: исповедь, причащение и соборование.
Для исповеди нужно указать на листке все порочные наклонности и пойти в православный храм — в часы, когда там совершается святое таинство исповеди.
Не крещенным людям, прежде любых таинств, необходимо информационное воцерковление и принятие таинства крещения в православном храме.
***

Одолевает блудная страсть. Почему Христос не помогает?

Вопрос читателя:

Одолевает блудная страсть, молюсь Богу о помощи, но пока что тишь да гладь. Ну ведь Христос — врач душ и телес наших, почему ни помощи, ни ответов? Так можно и в ад попасть.

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Дорогой во Господе Роман!

Для исправления себя в первую очередь необходимо желание и действие самого человека, и далее — опора на Бога. То есть Бог не может делать за Вас ту часть работы над собой, которую должны совершить Вы сам, понимаете? Потому что принцип духовной жизни в нашей традиции православной выражен словом «синергия» — то есть «соработничество», «совместное делание», в котором, соответственно, две стороны — человек и Господь. Вы Христа просите о помощи — и правильно делаете! Но первым шагом после этого должно быть Ваше активное делание по отношению к себе самому.

Помимо молитвы, в Вашем случае необходимо выполнить и некие действия, дабы страсть, которая Вас одолевает, начала утихать. Если смотреть на уровне бытовых действий и повседневной жизни, я бы посоветовал (и о полезности и действенности этого свидетельствует и опыт, зафиксированный святыми отцами, и опыт многих христиан и вообще людей) соединить молитву с постом. В любом случае это не повредит, ведь Сам Господь в Евангелии от Матфея 7:21 заповедует нам поступать именно так. Отказ от мясной пищи в принципе несколько умирит силы организма, Вы не будете так разжигаться. Пост вообще нужен не только пищевой. Вам надо ограничить, а лучше — убрать из жизни просмотр фильмов, изображений, чтение текстов, которые соблазняют на блудную страсть, избегать разговоров, которые могут ее спровоцировать, и общения, которое ведет к тому же. То есть Вам нужна своего рода «диетическая» жизнь, чтобы организм пришел в норму и не находился постоянно в состоянии возбуждения.

И надо опираться на помощь Божию! Благодать Божию человек может черпать в церковных Таинствах — именно для этого Господь их и радовал нам. Обязательно, помимо молитвы и поста, необходима исповедь. В Вашем случае — как можно чаще, дабы окончательно победить страсть. На исповедь Вы приходите и говорите, как есть: вот то-то сделал, это посмотрел, от этого не удержался… Вы каетесь в этом, и не просто констатируете факт того, что было, но Вы одновременно меняете точку зрения на это, то есть Вы начнете реально видеть, какие вещи Вас соблазняют и от каких Вам нужно удерживаться. Конечно, в душе и в теле есть уже определенная привычка ко греху но, с помощью Божией, при действии благодари, она постепенно начнет Вас отпускать и уже не страсть эта будет Вами владеть, но Вы ее обуздаете и не дадите ей больше над собою власти, потому что не страсть должна стоять над человеком, а человек над нею, а страсти в душе — не место, человек должен быть от страстей свободным и чистым. Не надо для исповеди искать специальные слова: как есть, так и говорите. Ваша задача — очистить душу от грехов и соблазнов, которые в ней есть уже, и излечить следы и раны, которые остались от тех, что были совершены раньше.

Даю ссылки на материалы, связанные с Вашим вопросом:

7 смертных грехов: блуд

Почему Церковь настаивает на воздержании до брака и верности в браке?

Остаются ли мужчина и женщина “одной плотью” после разрыва?

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.