Об учителях

«Интересные факты из истории педагогики»

История образования в России содержит множество любопытных и даже шокирующих фактов. Школы в России стали массово создавать после принятия христианства на Руси. Упоминание об этом есть в Повести временных лет, где рассказывается о событиях 988 года: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме… Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых».

Обучение получали представители духовенства и городской администрации. В первых школах могли учиться только мальчики. А девочки стали учиться гораздо позднее, поначалу только в женских монастырях.

Первых педагогов называли книжниками. Они учили по примеру византийских и болгарских школ. В роли педагогов выступали монахи. В качестве тетрадей использовали куски бересты, ручками служили писала — острые палочки. Только в 15 веке стала дешевой и доступной бумага, с тех пор ученики стали писать чернилами на бумаге.

Русский алфавит постоянно менялся — с 863 года по 1917 год. Многие буквы отменили, другие восстанавливались и отменялись вновь. Что касается первых учебников, то ими были богослужебные книги. Оценки не ставили, вместо них были разряды. Так, высший разряд обозначал очень хорошие успехи, средний разряд — успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд — «учение слабое, подлое, прехудое, безнадежное, ленивое». Только в 19 веке в качестве оценок стали употреблять цифры от 0 до 5. Ноль обозначал то, что ученик не сделал вообще ничего. За два нуля могли назначить порку розгами. Телесные наказание в школе были отменены в середине 19 века.

При Петре I появились первые специальные школы для девочек. А при Екатерине II — Воспитательное общество благородных девиц, известное как Смольный институт. Там готовили гувернанток, экономок, нянь. Дворянки обучались отдельно, в частных пансионах.

(По материалам сайта aif.ru)

История образования в России содержит множество любопытных и даже шокирующих фактов. Школы в России стали массово создавать после принятия христианства на Руси. Упоминание об этом есть в Повести временных лет, где рассказывается о событиях 988 года: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме… Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых».

Обучение получали представители духовенства и городской администрации. В первых школах могли учиться только мальчики. А девочки стали учиться гораздо позднее, поначалу только в женских монастырях.

Первых педагогов называли книжниками. Они учили по примеру византийских и болгарских школ. В роли педагогов выступали монахи. В качестве тетрадей использовали куски бересты, ручками служили писала — острые палочки. Только в 15 веке стала дешевой и доступной бумага, с тех пор ученики стали писать чернилами на бумаге.

Русский алфавит постоянно менялся — с 863 года по 1917 год. Многие буквы отменили, другие восстанавливались и отменялись вновь. Что касается первых учебников, то ими были богослужебные книги. Оценки не ставили, вместо них были разряды. Так, высший разряд обозначал очень хорошие успехи, средний разряд — успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд — «учение слабое, подлое, прехудое, безнадежное, ленивое». Только в 19 веке в качестве оценок стали употреблять цифры от 0 до 5. Ноль обозначал то, что ученик не сделал вообще ничего. За два нуля могли назначить порку розгами. Телесные наказание в школе были отменены в середине 19 века.

При Петре I появились первые специальные школы для девочек. А при Екатерине II — Воспитательное общество благородных девиц, известное как Смольный институт. Там готовили гувернанток, экономок, нянь. Дворянки обучались отдельно, в частных пансионах.

Рассказ «Самая важная профессия – Учитель!»

Рассказ

Самая важная профессия – Учитель!

Учитель! Сколько надо любви и огня!
Чтобы верили!
Чтобы слушали!
Чтобы помнили люди тебя!

На вопрос о том, какая профессия самая важная, каждый ответит по-своему. А, если спросить, какая самая нужная, востребованная, без какой профессии немыслимо современное общество, то вот с этим, я думаю, со мной согласятся все — учитель. В современном мире существует огромное множество интересных и полезных профессий. Учитель учит детей, строитель возводит новые здания, художник создаёт прекрасные картины.

Профессия учитель — одна из важных и нужных профессий. Хочется задать вопрос, почему же она так важна и нужна? Попробуем найти ответ. Мы приходим в школу несмышлеными малышами. Учитель «берёт» нас за руку и ведёт к знаниям. С ним мы проходим по жизни все свои школьные годы, переживая свои первые взлёты и падения. Мы учимся читать, писать, узнаём много нового. Наши знания пополняются, несмотря на то, что у нас меняются учителя. Помимо знаний учитель учит нас любить природу, уважать старших, быть честным, порядочным. Учитель — это человек, который хочет, чтобы его ученики были умными, и поэтому он всегда вкладывает в наши головы новые знания. Все это требует физических и душевных сил. Поэтому педагог – это не просто профессия. Это профессия требующая огромного терпения, ответственности и огромной любви к своим ученикам и к своему делу.

Я считаю, сегодня, как и во все времена, самая важная профессия – Учитель. Это одна из самых необходимых профессий во всем мире. Что бы мы делали без учителей? Без учителя не было бы никаких профессий: ни врачей, ни полицейских, ни продавцов, ни военных, ни строителей». У кого бы мы учились писать, читать, различать добро от зла?

С первой встречи со своей первой учительницей я запомнила её опрятность. Сейчас даже смешно, но я, будучи семилетней маленькой девочкой, обратила внимание именно на её чистую и аккуратную одежду. Уверена, такие черты, как чистоплотность и опрятность, будут приветствоваться во все времена. И нисколько не сомневаюсь в том, что учителя в будущем останутся такими же.
А ещё в моей памяти несколько десятков эпизодов жизни. Это в основном уроки. Сколько непонимания и нежелания идти с учителями на контакт мы проявляли порой! Мы, глупые и несмышленые дети, не понимали сложности учительского дела. А самое стыдное – даже не пытались войти в их положение, помочь им. Только огромное терпение учителей, только их благородное упрямство и понимание со временем из шумной и дерзкой группы детей вырастили сплочённую крепкую семью – наш класс. К моему большому счастью, нас и сейчас окружают такие добрые, понимающие учителя. На уроках они серьёзны и строги. Но на переменах и после уроков они живут жизнью учеников, нашими детскими проблемами. Они всех нас поймут, всем помогут. Если мы бываем на уроках невнимательны или в чём-то не разбираемся, терпеливые наши учителя могут задержаться после занятий и ещё раз объяснить нам учебный материал.

Сейчас, заканчивая 9 класс, я понимаю, что учитель это не просто человек, который преподает курс школьной программы. Учитель — это человек, который переживает за тебя, как за собственного ребенка. Это человек, который искренне радуется твоим победам и поддерживает тебя в трудную минуту. Зачастую учитель, отходя от школьной программы, старается дать дополнительные знания. Это человек, которого ты вряд ли когда-нибудь забудешь. А учитель никогда не забывает ни одного из своих выпускников. Все учителя очень хотят, гордиться в будущем своими бывшими учениками, чтобы они достигали определённых вершин в карьере и в личной жизни.
Я убеждена, что одной из самых тяжёлых, ответственных и почётных профессий, можно смело назвать профессию учителя. Безусловно, от учителя зависит очень многое, он не просто делится своими знаниями, но и обогащает внутренний мир своих учеников, дает им надежду и учит их стремиться к лучшему.

Учитель – это не просто слово из семи букв. В нём есть что-то такое, что нежно согревает наше сердце, вызывает радость, смех и даже слёзы. Идеальный учитель – не тот, кто идеально знает свой предмет, а тот, кто умеет общаться со своими учениками. В нашем «переходном» возрасте найти к нам подход очень трудно, трудно нас понять и угодить. Чтобы нас «понять», требуются крепкие нервы и много сил. Конечно же, важно, чтобы педагоги любили свой предмет, любили и умели его преподнести так, чтобы ученики загорались интересом и на каждое следующее занятие шли в легком волнении, думая: «А что же еще ожидает меня на уроке, что нового я смогу узнать и вынести для себя?».

Учитель – это тот, кто понимает истинную суть своей профессии. Он любит детей, всегда может прийти на помощь в трудной ситуации. Для своих воспитанников он настоящий друг, искренний помощник и мудрый советчик. Учителем не может стать человек, безразличный к судьбам детей.
В моей жизни есть и будет много учителей, я благодарна каждому из них, за вклад в мое образование, за участие в моей жизни, за все.

Может показаться, что школа создана для учеников, и всё должно подчиняться их интересам и проблемам. Но долго ли продержится школа, если в ней не будет настоящих учителей, трудолюбивых, разумных и справедливых?

Я учусь в школе, где трудятся прекрасные педагоги, с разными вкусами, взглядами, но их всех объединяет преданность своей нелегкой, но такой интересной и нужной профессии, любовь к детям. Но это не просто учителя, а это настоящие люди, которые ведут нас по дороге знаний, показывая маршрут, а мы пробуем пройти по нему. И нам удаётся, так как рядом есть люди, к которым всегда можно обратиться за помощью и поддержкой. Многое в нашей жизни зависит от учителя, от духовных качеств его личности, его мировоззрения и профессиональной подготовленности. ….

Учитель – важная профессия. Учитель – самая благородная профессия! Чтобы им стать – нужно им родиться! Наши учителя каждому из нас отдают частичку своего сердца. И я хотела бы пожелать им оставаться красивыми, молодыми, энергичными, добрыми и всегда целеустремлёнными.

Я согласна с Р.Рождественским. Учитель – это призвание, учителем надо родиться так же, как рождаются люди, создающие музыку, умеющие рисовать жизнь, так же рождаются люди, способные посвятить свою жизнь чужим детям.
Думаю, что это очень верно. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский одну из своих книг озаглавил «Сердце отдаю детям». Жить, отдавая себя по капле детям, наверное, долг каждого учителя, который пришел в эту профессию по призванию. Только о таком человеке можно сказать: «Это учитель с большой буквы».

Да, Учитель — это человек с большой буквы, в школе могут работать только люди, которые обладают большим терпением и любят детей. Большую часть жизни учитель проводит в школе, иногда даже в ущерб своей личной жизни. Можно заметить, что мы забываем своих воспитателей в детском саду, а учителей мы помним всю жизнь. Окончив школу, приходим к своим учителям за помощью, за советом.

Формирование человека начинается в стенах школы. Подготовиться к взрослой жизни, научиться решать сложные проблемы, определить свое место в жизненном пространстве нам помогают учителя. Наверное, каждый из нас, будучи школьником, рисует в своем воображении образ учителя. Это, конечно, чуткий, внимательный, справедливый человек, любящий детей и свою профессию, обладающий глубокими знаниями. Мне кажется, именно таким и должен быть учитель: честным и справедливым, требовательным прежде всего к себе, любящим свое дело и с уважением относящимся к каждому ученику. В школе примером для подражания является — учитель. От учителя зависит многое, каким увидят мир его ученики, какие знания они получат, смогут ли использовать полученные навыки по окончании школы.

Человек, чье призвание учитель, всегда думает о работе, живет работой, любит ее, любит своих учеников, ценит каждый свой день на работе.
Быть учителем — нести огромную ответственность за все, что сделал. Поэтому, я думаю, учитель должен быть образцом для подражания. У него не должно быть любимцев или, наоборот, тех, кого он недолюбливает. Если все выше перечисленное получается, то можно смело сказать: учитель — призвание. Настоящий учитель — это профессия и призвание вместе. Это призвание, требующее огромного терпения, ответственности и огромной любви к своим ученикам и к своему делу. Огромное желание учителей – в будущем видеть своих учеников состоявшимися людьми. Ведь именно учителя помогают нам раскрыть наши способности, развить творческий потенциал, стать личностью и гражданином своей страны. Именно поэтому каждый должен выбирать себе профессию по призванию. В моем понимании, учитель не только наставник, но и друг, к которому можно обратиться за советом, кому можно доверить самое сокровенное.

«Я считаю, что самая важная, главная профессия 21 века — учитель. Быть учителем большая ответственность. Учителю нужно быть примером во всем и для всех. Педагог должен иметь доброе сердце, любить свою работу, много знать. Благодаря такому учителю вырастут умные, трудолюбивые, добрые, ответственные люди». Учитель — это тот, кто может делать свое дело, не роняя собственное достоинство и достоинство учеников, не ущемляя их права и интересы.

Да, настоящий учитель сам находится в постоянном творческом поиске, в непрерывном развитии и совершенствовании своих педагогических способностей. Наши учителя ездят на курсы, выписывают журналы и читают энциклопедии, ищут ответы на вновь возникающие вопросы в Интернете. Это же здорово и правильно! Участвуют в различных конкурсах-«Учитель года», «Фестиваль методических идей»,»Новое в образовании» и т. д., чтобы воспользоваться появившейся возможностью проявить себя. И мы, ученики, благодаря нашим педагогам, покоряем вершины наук, занимая призовые места. Они работают сплоченным коллективом. В нашей школе нет случайных людей, те, кто здесь трудятся- это преданные своей профессии люди. Здесь работают и пожилые педагоги, работают и молодые инициативные учителя. Они одинаково заслуживают уважения и любовь своих учеников! Каждый учитель хорош по-своему, поэтому нельзя выделить кого-либо из учителей. Согласитесь, было бы неправильно выделить кого-то одного.

Из всего сказанного, я думаю, мы нашли ответ на вопрос: профессия учитель – это самая важная и нужная профессия. Он помогает нам выбрать правильный жизненный путь!!! можно словесно нарисовать образ настоящего учителя. Итак, он должен быть аккуратным, терпеливым, в меру настойчивым, понимающим. И обязательно, чтобы его саморазвитие и любовь к детям и к своей работе постоянно росли. Сама я думаю, что учителями любого времени становятся обычные мальчишки и девчонки. Хотя нет, не обычные, а сильные и волевые. Ведь воспитать себя до готовности воспитания других – тяжёлый труд. Я уважаю моих нынешних учителей, ценю их самоотдачу, очень дорожу моими отношениями с ними и искренне люблю их. И хочется, чтобы учителя всегда высоко несли гордое имя – УЧИТЕЛЬ — и всегда помнили, что учителями славится Россия,
ученики приносят славу ей!

У меня есть одна заветная мечта: стать Президентом Российской Федерации и наградить моих учителей всеми премиями и наградами, которые существуют в стране. Этим самым я смогу выразить всё своё уважение к ним, потому что они достойны этого. Став Президентом, я сделаю так, чтобы ни один учитель не остался без внимания и жил хорошо. Ведь именно он закладывает в нас особое видение мира, даёт нам знания, с которыми мы идем по жизни. Профессия учитель — сложная, трудоемкая, но самая необходимая и важная на Земле.
У каждого из нас, даже у самого Президента России, был учитель, который оказал огромное влияние на становление личности. Очень хочется, чтобы настоящих учителей, людей, преданных своей профессии, было больше. Можно ещё много говорить об учителях, но я просто поклонюсь. Спасибо всем учителям школы!

Эволюция понятия учитель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 37.013 ББК 74.0

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ УЧИТЕЛЬ

I Г.Л. Ильин

Аннотация. В статье рассматривается понятие «учитель» с древности по настоящее время. Анализируются три вида культур общения педагога с учащимися: культура устного слова, книжная культура и современная информационная культура. Каждой культуре соответствует свой тип учителя. Особо исследуются понятия дисциплины как способа поддержания порядка и появление научной педагогики. Делается вывод о девальвации понятия «учитель» и возрастании роли обучающегося по мере развития массового образования, информатизации общества и изменений роли учителя в учебном процессе.

Ключевые слова: учитель, история, мессия, культура общения, дисциплина, научная педагогика, воспитание, обучение, образование, проективное образование.

THE EVOLUTION OF THE CONCEPT «TEACHER»

| G.L. Ilyin

Учитель — понятие известное исстари. Все древние народы и цивилизации имели своих учителей: религиозных, научных, культурных.

В Китае они назывались «священно-мудрыми», в Египте им поклонялись как богам (Тот), в древней Греции и средневековой Европе они почита-

лись как Трисмегист. Эти посвященные приходили к людям и делились с ними знаниями и умениями, возникновение которых, казалось, невозможно было объяснить иначе: язык, счет, нравственные и астрономические представления.

Затем появились мессии — в лице отдельных выдающихся представителей человеческого рода, пассионарии, которые объявляли себя носителями божественной истины, готовыми идти ради нее на смерть. В основном это были религиозные проповедники, такие как Заратустра, Будда, Христос, Мухаммед — основатели мировых религий и их апостолы, ученики, последователи, приверженцы.

Но известны и не религиозные исторические фигуры, вроде Пифагора, обладавшего, помимо превосходства в знаниях перед слушателями (магия, математика, музыка), несомненной харизмой, как и названные мессии, но тем не менее заботившегося о поддержании своего авторитета, демонстрируя перед ними позолоченное бедро как знак божественного происхождения, по словам Диогена Лаэртского .

Другой пример — Сократ, который, будучи несправедливо приговорен афинским судом к смертной казни (за разглашение священных тайн, поклонение чужим богам, растление молодежи Афин своими беседами) и имея возможность избежать наказания, предпочел смерть, подав пример более позднему Христу. Оба приняли смерть — один за научную, второй за религиозную истину.

У Сократа были и знаменитые слушатели и собеседники: Алкиви-ад — политический деятель, Ксено-фонт — писатель и военачальник,

Платон — философ, создатель образа Сократа — философа. Сам Сократ, как подлинный представитель культуры устной речи, в отличие от своих собеседников сторонился письменной фиксации своих высказываний, хотя и жил в условиях развитой письменной речи.

Это роднит его и Пифагора с религиозными мессиями — Заратустрой, Буддой, Христом, Мухаммедом, Конфуцием, которые также по разным причинам избегали записи своих изречений в письменном виде, оставляя свои учения лишь в словесной форме. Все их взгляды представлены в высказываниях, которые им придали их последователи в меру понимания. Отсюда разночтения, встречаемые при разборе любых учений.

Позднее возникло более приземленное, не мифологическое и не полубожественное понятие учителя — гуру, сэнсэй, мулла, учитель. Это были носители книжных знаний, которые являлись толкованием устных истин, провозглашенных мессиями — носителями божественных истин. Они излагали учения с обязательной ссылкой на авторитет либо самого мессии, либо его ближайших последователей, то есть на источники своих знаний.

В христианстве такого рода книгами-источниками были Ветхий и Новый заветы, в исламе — Коран, в буддизме — Трипитака, в конфуцианстве — «Беседы и суждения», иудаизме — Танах, индуизме — Веды, даосизме — Дао Дэ-цзин, зороастризме — Авеста и прочие. Эти учителя излагали знания, опираясь на письменное слово, в отличие от первоначальных учителей — Посвященных, извещавших истину в устной форме, как откровенение свыше.

С появлением книгопечатания, сменившего изготовлениие рукописей, книги стали доступными массовому читателю. В них включалась не только перепечатка рукописей, но и авторские сочинения, не только религиозная, но и светская литература — научная, художественная, учебная. Возникла книжная культура, дополнившая и вытеснившая культуру устной речи первых Учителей и породившая современного учителя, не столько религиозного, сколько светского, опирающегося на научные авторитеты.

Современный массовый учитель, сформировавшийся не более 200 лет тому назад, представляет собой значительно более развитую и все более усложняющуюся фигуру. Его появление можно связать с возникновением научной педагогики и профессионализацией занятия учителя. Хотя основная его функция — передача опыта от прошлых поколений к нынешнему — сохранилась, однако цели и способы этой передачи значительно изменились.

Период европейского Просвещения начался с критики церковных представлений об окружающем мире и в особенности основ средневековой жизни — Ветхого завета (Б. Спиноза, Богословско-политический трактат) . В XVII веке Ян Коменский, созе датель протопроекта современной школы, критиковал средневековую школу и порядки, царившие в ней, особенно бессмысленную зубрежку под угрозой физического наказания.

Вот как он сам описывает состояние этой школы:

• «до сих пор не создано школ, вполне соответствующих своему назначению;

• школа не место для приятных занятий, а толчея;

• нигде не учат всему, даже главному;

• пользуются методом не свободным, а насильственным;

• образование поддерживается скорее словесное, чем реальное» (гл. 11) .

Решение этих проблем, предложенное Коменским, состояло в том, чтобы установить порядок — «основою преобразования школ является точный порядок во всем», «должна быть изобретена организация школ, похожая на часы» . Часы с тех пор, действительно, стали регулятором жизни школы, до минуты определяя распорядок учебных занятий, продолжительность учебных часов и время желанных перемен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такое понимание школы определялось механистическим мировоззрением Коменского, которое в то время было передовым. Но сейчас мы можем сказать, что школа — более сложное образование, чем идеальный часовой механизм. Комен-ский как представитель механистического мировоззрения, стремился рационализировать, упорядочить учебный процесс. Основой школы всегда была дисциплина. «Школа без дисциплины есть мельница без воды», — отмечал он. При этом ученый ограничивался гуманными принципами ее поддержания, предполагающими воздействие на разум учащегося: личный пример учителя, наставления, увещевания и, в крайнем случае, выговоры. Как далеки были эти принципы от реальности можно судить по «Очеркам бурсы» Н. Помяловского, написанным в середине XIX века .

н

Школьная дисциплина была неразрывно связана с розгами — средством наказания, авторитет которого никто не оспаривал в педагогической практике до Коменского. Таково было отношение к наказаниям в обществе в целом. Достаточно заглянуть в книгу «История розги» (Д.Г. Бертрам, псевдоним «доктор Купер») , в которой описываются наказания розгами в разные времена и в разных странах взрослых людей, не говоря о детях.

Идеи гуманного отношения к детям, которых в те времена били нещадно за малейшую провинность, нашли отклик в работах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.И. Пи-рогова и других педагогов-гуманистов в Европе. Однако это было в теории, а в жизни сохранялась, пусть и не в форме розог, но изощренная практика физических и моральных наказаний до конца ХХ века.

Основной фигурой учебно-воспитательного процесса на всем протяжении истории воспитания и обуче-12 ния оставался учитель. Как римский ликтор, он обладал фасциями — пучком розог, вверенных ему вместе со званием учителя, и применял их для сохранения своего авторитета, пользуясь своим правом носителя знаний, известных только ему. При этом часто не столько учил учеников, сколько стремился сохранить их невежество.

Интересны исследования Н.А. Ами-нова о мотивации власти, свойственной педагогической деятельности, как прежде, так и ныне. Он выделил несколько мотивов власти учителя: власть вознаграждения, власть наказания, нормативная

власть (знание правил поведения), власть эталона (образца для подражания), власть знатока (информированного человека), информационная власть (знание развития событий).

Эти виды мотивации объясняют выбор и привязанность к педагогическому занятию не только любовью к детям и умением объяснять, но и возможностями власти над учащимися, которых нет ни в каком ином виде деятельности. Возможности открываются самим статусом учителя, который получает право поощрять и наказывать, сообщать или утаивать информацию, грозить или радовать последствиями проступков или поступков.

Подлинные изменения в педагогике: в ее отношении к учащемуся, понимании учащегося, методах обучения и в самой педагогической деятельности — произошли лишь в XIX— ХХ веках, по мере утверждения научного характера педагогики и сближения ее с возникшей научной психологией, вплоть до создания педагогической психологии и превращения учителя-предметника, преподавателя в учителя-педагога.

Изменилась и школа. Из начальной и общей школы, идеалом которой выступал девиз Коменского: «учить всех всему», она превратилась в специализированный институт, в котором изучали только то, что необходимо для получения специальности и профессии. Учитель-предметник появился в результате специализации преподаваемых знаний и умел лишь рассказывать о них; педагогикой он не владел и даже пренебрегал ею.

Школа из беспорядочной группы учащихся, управляемой только учителем, постепенно упорядочивалась,

ЕК

приобретала характер системы, в основе которой лежал закон — правила и уставы, регламентирующие распорядок дня и поведение не только учащихся, но и педагогов в учебном заведении. И те, и другие оказывались составными частями педагогической системы, которая стала массовой и в которой учитель становился функционером.

А педагогика все более заявляла о себе как область знания, претендующая на научный статус: исследовалась деятельность педагога, деятельность учащегося, проводилась систематизация педагогических знаний, вводился эксперимент в учебный процесс. Педагогика утверждалась как наука, единая для всех форм воспитания и обучения и для всех учащихся, «истинная во всех возможных мирах», по образцу естественных наук.

Возникло разделение воспитания и обучения (преподавания). Воспитание, которое в прошлом выступало основой образования от Конфуция и Сократа до Руссо, Оуэна, Песталоцци, Гербарта, Бецкого, Ушин-ского, Л. Толстого и даже Пушкина («Записки о воспитании народа»), в XX веке теряет былое значение. Формируется образ педагогики, задачами которой являются не проблемы воспитания, а проблемы обучения.

При этом обучение то отождествляется с воспитанием, то противопоставляется ему, то игнорируется им. Этот переход от воспитания к обучению, как основной черте образования, личности следует признать основным результатом рационализации педагогики в ХХ веке, результатом ее стремления к картезианскому научному идеалу, под обаянием ко-

торого развивалась педагогика XIX— XX веков.

Однако проект создания единой научной педагогики, о котором мечтали все представители педагогического Просвещения (Дистервег, Гербарт, Ушинский), развалился под грузом множества педагогик, которые породил этот проект и которые немецкий исследователь В. Лай в конце XIX века назвал «Вавилонским столпотворением» . Это многообразие никак не укладывалось в стройную научную теорию, общую для всех случаев жизни.

Становилось все яснее, что педагогика не должна развиваться только в русле дидактики, то есть поучения — деятельности самого учителя, преподающего знания ученикам. Для ее развития необходимо также понимание самого учащегося и его представлений о мире, чтобы донести до него нужные знания. Нужна была иная педагогика, и она возникла вначале в виде андрагогики — обучения взрослых людей.

Андрагог был педагогом с новыми качествами, обусловленными составом его слушателей — взрослых, уже имеющих образование и жизненный опыт и потому вольно или невольно критически воспринимающих предлагаемую информацию. Он должен их не поучать, а скорее консультировать, помогать в решении реальных задач и проблем, предлагаемых слушателями, на которые порой нет готовых ответов.

Новая педагогика быстро распространилась из области повышения квалификации на все звенья образовательной системы: на высшую школу, общую и начальную и даже на дошкольные учреждения, где педа-

гогу рекомендовалось относиться к студенту, школьнику или воспитаннику как к субъекту, а не объекту обучения, принимающего и занимающего в учебном процессе активную позицию, со своими учебными интересами.

Этому распространению способствовало появление идеи непрерывного образования, как получения знаний на протяжении всей жизни человека. Непрерывное образование способствовало смене педагогической парадигмы, дополнившей обучение — образованием, а педагогический процесс (взаимодействие педагога с учащимся) — образовательным (взаимодействием обучающегося с окружающим миром).

Так термин «образование» стал вытеснять из педагогики «обучение». В самом деле, немыслимо представить непрерывное обучение, то есть постоянное сидение в классах всю жизнь, а в непрерывном образовании это оказывается возможным. Нужно только видеть, что в обучении основной фигурой учебного процесса 14 является учитель, тогда как в образовании — обучающийся, а учителем выступает любой носитель нужной информации.

Замещение обучения образованием можно констатировать, сославшись на изобилие определений «образовательный», появившихся в последние годы: государственные образовательные стандарты, образовательные технологии, образовательные траектории и т.п. Причина все та же — смена традиционного обучения непрерывным образованием. Итак, исторически «воспитание» сменяется «обучением», а последнее — «образованием».

Это образование, не сводимое к учебной деятельности, хотя в этот процесс может быть включено в качестве составляющей формальное обучение личности в учебных учреждениях. Но побуждается оно личностной мотивацией учащегося, а не косвенной мотивацией обучения. Это образование, приобретаемое в общении личности с множеством людей, связанных общими интересами в процессе обмена информацией.

Непрерывное образование, называемое еще проективным, отличается тем, что обучающийся руководствуется личным проектом, замыслом, планом, а не учебным, предложенным учителем, хотя и созданным на его основе, но приобретшим личностный характер. Этот замысел возникает из реальной жизни учащегося, из тех ситуаций и обстоятельств, в которые он попадает и которые создают его жизненные проблемы.

Традиционно образование понимается в лучшем случае как соединение обучения с воспитанием, как внешнее воздействие на учащегося либо в целях обучения, либо в целях воспитания. Современное понимание смещает точку отсчета с учителя на учащегося. Термин «образование» входит в процесс образования пока терминологически, а не по сути — как процесс учения обучающегося, основанного на его собственной активности.

В новом понимании непрерывное образование выступает в двух ипостасях: институциональном и личностном. В институциональном понимании оно является расширением школьной формы обучения на всю жизнь человека, предполагая, что он может участвовать в учебном процес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

се периодически, сочетая учебу с жизнью; в личностном, напротив, не школа, а жизнь выступает основой образования личности.

Образование в личностном понимании выступает не как процесс деятельности обучения, в который учащийся оказывается вовлеченным порой против своей воли и желания, а как процесс жизнедеятельности обучающегося, осуществляемой помимо школьной деятельности и даже далеко не школьниками или студентами, решающими посредством образовательной деятельности свои жизненные проблемы.

Примерами такого рода жизненных проблем, стоящих перед каждым человеком, могут быть следующие:

• выполнить поручение или сослаться на обстоятельства и уклониться от него

• играть или делать школьные уроки

• выбор образования (закончить или продолжать)

• выбор занятия или профессии (любая или престижная)

• выбор спутника жизни (по чувству или по обстоятельствам)

• рождение ребенка (от кого, когда, где)

• выбор или поиск места работы (денежная, удобная или перспективная)

• квартирный обмен (опасение, что обмен превратится в обман)

• лечение серьезной болезни — поиск нужного врача или лекарства

• общение с банкоматами и компьютерами в пожилом возрасте.

Xотя в каждом случае можно обратиться к чужому примеру или совету родных и знакомых, к специа-

листу или специальным службам услуг, все равно решение придется принимать самостоятельно и нести за него ответственность. В результате формируется уникальный жизненный опыт человека, приобретаемый на основе успехов или неудач, который может тиражироваться в форме советов или наставлений другим людям.

Поведем итоги очерку эволюции понятия «учитель».

Выяснилось, что в человеческой истории с древнейших времен учитель играл значительную роль, достигая божественного или полубожественного значения. Как пишут современные почитатели профессии учителя, «наилучший вклад в улучшение жизни человека на Земле внесли из представителей рода человеческого не ученые со всеми их чудесными и заслуживающими похвал открытиями, не изобретатели, не промышленные магнаты, не политические лидеры, не правители и государственные деятели, а Учителя — носители знаний, и прежде всего духовных знаний, пророки и святые» . В том же духе высказывание Н. Некрасова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

Однако если отвлечься от благоговейного почитания Учителя и перейти к реальной истории педагогической деятельности, то тут обнаруживается, что, за исключением отдельных представителей, педагоги со временем сильно измельчали. Это можно видеть по их ученикам. Даже Цицерон жалуется на своих слушателей: «Начни учителя преподавать не то, что нравится мальчишкам, — они остались бы в школах одни-оди-

нешеньки» , как это случалось на лекциях Г. Гегеля. Ученикам скучно слушать Цицерона или Гегеля, если им непонятны красоты риторической речи или виртуозные логические построения малоизвестных понятий.

Подавлению того, «что нравится мальчишкам», и поддержанию статусного авторитета учителя служила дисциплина, подкрепленная розгами. Реального учителя не только не уважали, его ненавидели, особенно когда учение было насильственным или велось через «задние ворота». Истинный, безусловный авторитет первоначальных Учителей сменился статусным, должностным. Культура устного Слова сменилась книжной культурой, когда уроки и лекции читались по заранее написанным или отпечатанным текстам, в соответствии с учебными планами, далекими не только от интересов ребенка, но и самой жизни. Происходило «окукливание» школьных знаний, замыкание педагогики на саму себя — знания преподавались для усвоения других знаний, а не для реальной жизни.

После появления идей гуманной педагогики возникло понятие свободного воспитания, которое пропагандировалось особенно в переломные периоды общественного развития: Ж-Ж. Руссо, Л. Толстой, К. Вент-цель, причем каждый из авторов вкладывал в него свое содержание, соответствующее времени. «Свободное» означало, прежде всего, освобождение от прежних педагогических представлений, в том числе от прежнего представления об учителе, как суровом менторе, вооруженном если не розгой, то линейкой или указкой. Во всяком случае, стало яс-

но, что нужно менять, наряду с общественными устоями, понимание самого учащегося, его изменяющегося внутреннего мира, его интересов, жизненных целей и идеалов, а не видеть в нем мальчика для битья.

Появления проекта научной педагогики в XIX веке с его социал-рее форматорским замахом вызвало общественный интерес к педагогике, породило множество энтузиастов, стремившихся разрабатывать научные основы педагогики в связи с интересами общества. В России эта форма общественной активности получила название народничества, «хождения в народ» — своего рода просвещения народных масс. Именно к этому времени относятся приведенные выше пламенные слова Некрасова об Учителе .

Но первоначальные попытки вести педагогику на научных основах: объективности, фактах, полученных опытным, экспериментальным путем, систематизации знаний, обретении точности определений — привели к неожиданному результату — обилию идей и замыслов, которые никак не стыковались друг с другом, ни о какой науке на картезианских принципах не могло быть и речи. И это состояние сохраняется до сих пор.

Причина неудач в особом предмете педагогики — ребенке, обладающем субъективностью, в отличие от объекта картезианской науки, существующего объективно, независимо от наблюдателя. Природу субъекта педагогики начинают понимать сегодня в свете постмодернистской философии науки и синергетических идей, как взаимодействие двух субъектов, познание которых немыслимо друг без друга .

С начала периода научной педагогики можно говорить о трех пониманиях образования. Первое — воспитание, доминирование которого длилось до начала XX века. Второе — обучение, которое стало преобладать во множестве теорий XX века и в известной степени реализовало проект научности в педагогике, особенно в педагогических технологиях обучения. Третье — образование, понимаемое в ином, нетрадиционном смысле. Образование, которое прежде понималось как соединение воспитания с обучением, в личностном непрерывном образовании приобрело самостоятельный категориальный статус как проявление самого учащегося и формирование в нем собственных представлений о мире. Появилась андрагоги-ка с новым пониманием отношений учащего и учащегося.

Превращению педагогического процесса в образовательный способствует информатизация современного общества, которая оснащает учебный процесс средствами обмена информацией. Она в известной степени освобождает педагогов и учащихся от непосредственного учебного контакта, заменяя его дистанционным, с соответствующими формами и методами работы и способствуя большей свободе обучающихся. Возрастает роль самостоятельной работы студентов, школьников и даже дошкольников , выполняющих проектные задания, которые могут носить совместный характер, с участием учителя.

Таким образом, можно видеть, что роль учителя от возвышенной (положения полубога) свелась к положению функционера педагогической системы, выполняющего предписанные правила по определенной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологии. Однако современные средства связи диктуют новые отношения участникам образовательного процесса. В условиях современной педагогики положение учителя меняется с доминирующего на равное или обслуживающее учащегося.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Лаэртский Диоген. — М.: Мысль, 1979, кн. 8.

2. Спиноза, Б. Богословско-политический трактат / Б. Спиноза. — Харьков: Фолио, 2001.

3. Каменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955.

4. Помяловский, Н.Г. Очерки бурсы / Н.Г. Помяловский. — М: АСТ, 2003.

5. Бертрам, Д.Г. История розги / Д.Г. Бертрам / пер. с англ. А.Б. Головин.

— М.: Просвет, 1992.

6. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов.

— М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.

М.: Просвещение, 1971. — С. 534-558.

8. Научно-философское общество «Мир через Культуру» . -URL: https://www.Refdb.ru (дата обращения: 10.06.2017).

9. Петроний, Арбитр. Сатирикон / Арбитр Петроний. — М.: Вся Москва, 1990. — 43 с.

11. Ильин, Г.Л. О своеобразии педагогической науки / Г.Л. Ильин // Педагогика. — 2013. — № 6. — С. 36-44.

2. Bertram D.G., Istorija rozgi, trans. A.B. Go-lovin, Moscow, Prosvet, 1992. (in Russian)

3. Diogen Lajertskij, O zhizni, uchenijah i iz-rechenijah znamenityh filosofov, Moscow, Mysl, 1979, kniga 8. (in Russian)

4. Ilin G.L., O svoeobrazii pedagogicheskoj nauki, Pedagogika, 2013, No. 6, pp. 36-44. (in Russian)

Ильин Георгий Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет, Gor-946@yandex.ru Ilyin G.L., ScD in Education, Professor, Preschool Pedagogy Department, Moscow State University of Education, Gor-946@yandex.ru

7. Nekrasov N.A., Pamjati Belinskogo, available at: http://ilibrary.ru/text/1252/p.1/index. html (accessed: 10.06.2017). (in Russian)

8. Nauchno-filosofskoe obshhestvo «Mir cher-ez Kulturi», available at: https://www.Refdb. ru (accessed: 10.06.2017). (in Russian)

9. Petronij Arbitr, Satirikon, Moscow, Vsja Moskva, 1990, 43 p. (in Russian)

10. Pomjalovskij N.G., Ocherki bursy, Moscow, AST, 2003. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клички и прозвища учителей.

Активные темы

  • Как выглядят стюардессы на работе все в курсе. А вне ее? (223)

    SDragon Картинки 07:14

  • СМИ пишут о ‘пропаже’ полковника Захарченко в столичном СИЗО (44)

    TauNau Инкубатор 07:14

  • Рюмка водки на столе. Про хохлов и не только. (45)

    Postowskoy Инкубатор 07:14

  • В Нью-Йорке обнаружены грузовики с десятками разлагающихся тел. (2)

    Globemaster Инкубатор 07:14

  • Роспотребнадзор пытается запретить шашлыки и подготовил рекоменд… (204)

    stim99 События 07:14

  • Утреннее настроение (12)

    pticeed Инкубатор 07:14

  • Ларису Гузееву очень развеселила фраза «стояк в подъезде» (108)

    kzi2006 Видео 07:14

  • Из-за локдауна состоятельным британцам приходится учиться готови… (23)

    mrzorg Инкубатор 07:14

  • Чуток картинок на ночь глядя (42)

    sellinger Инкубатор 07:14

  • До чего же верно! (57)

    PaRaNoEkKk Инкубатор 07:14

  • Дед молодец! (105)

    Faustyara Видео 07:14

  • «Еб*шь всё!» Чувак изрядно принял на грудь и устро… (185)

    Bombast Видео 07:14

  • Когда старческий маразм зашкаливает … (3)

    LawnmowerMan Инкубатор 07:14

  • Эй! Кто это там? Упс, кто-то непонятный … Включаем режим н… (8)

    курунгуй Инкубатор 07:13

  • Погладь черепашку (13)

    russianhunter Инкубатор 07:13