Обет целомудрия

Добродетели: что это такое? Список добродетелей

Что такое добродетели?

Добродетели — это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду «по умолчанию». Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к «новому» миру, миру, который подарил нам Новый Завет.

Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.

Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?

Добрый поступок Добродетель
Помириться с обидчиком Простить обидчика, молиться о нем даже, если он не желает примирения. Отказаться от мщения, не желать ему зла.
Хранить верность супругу Не изменять супругу даже помышлением, ведь Христос сказал «кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем».
Накормить нуждающегося Отдать последнее тем, кто нуждается в помощи. Не привязываться к материальному миру, деньгам, вещам.

Итак, добродетели отличаются от стандартных «добрых дел». Добродетели — это не перечень обязательных условий для попадания в рай. Это значит, что, если очень стараться быть добродетельным формально, не вкладывая душу в свои хорошие поступки, их смысл теряется. Добродетель — то, что естественно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь.

К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?

Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели — поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.

Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.

Добродетели: список

Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их:

Второй же исходит из противопоставления грехам:

На самом деле, под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.

Главное, что мы знаем о добродетелях — Господь ничего не «придумывает» для того, чтобы усложнить человеку жизнь, но дает возможность даже зло обратить во благо. До последнего человеку дается шанс исправить свои плохие поступки, изменить свою жизнь.

Добродетели

Надежда и любовь в качестве добродетелей отличаются от мирского понимания этих слов. Например, если женатый человек полюбил другую женщину, их отношения не будут добродетелью, несмотря на то, что мужчина действительно будет страдать от своих чувств. Добродетельная любовь — это высшая любовь и высшая правда. Так, проявлением любви к жене, будет борьба с греховной страстью к другой.

Если же говорить о вере, то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как иные люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы странно избегать соблюдения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, но из желания хоть немного приблизиться к Божественной святости.

Милосердие как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В попытках простить, понять и принять слабости другого человека. Милосердие — это отдавать последнее, не жалея ничего для других людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.

Смирение — это победа над грехом гордыни, осознание себя грешным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Именно смирение открывает двери и для других добродетелей, ведь стяжать их может только тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.

Ревность, как добродетель, не имеет ничего общего с желанием «присвоить» человека себе и не давать ему общаться с противоположным полом. Обычно мы употребляем слово «ревность» именно в таком контексте. Но среди добродетелей ревность — это решимость быть с Богом, ненависть ко злу.

Казалось бы, как среди добродетелей оказалась умеренность? В чем она должна выражаться? Умеренность дарит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-либо привычек, умеренность в еде, например, хранит человека от многих заболеваний, умеренность в алкоголе не дает скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и душу человека.

Не случайно в списке добродетелей оказалось и благоразумие. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Целомудрие говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от соблазна.

Разумеется, стяжание добродетелей дается людям непросто, но с Богом человеку все под силу.

Высказывания о христианских добродетелях

«Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями» (св. Феофан Затворник).

«Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения. Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду» (прп. Макарий Великий)

«Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу» (св. Силуан Афонский)

«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт» (св. Иустин Попович)

«Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: уклонися от зла и сотвори благо (Пс.33:15); не сказано только: уклонися от зла, но и: сотвори благо. Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель» (прп. авва Дорофей)

«Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение. Святой апостол Павел следующие указывает христианские благорасположения сердца, яко плоды Духа Святаго: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23). В другом месте: облецытеся… якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и благодарни бывайте (Кол.3:12-15)». (свт. Феофан Затворник).

«Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах» (прот. Алексий Уминский)

Целомудрие

Целомудрие – это моральная добродетель, состояние души и тела индивида, при котором он выбирает для себя телесную и духовную чистоту. В настоящее время значение целомудрия отчасти забытое и для многих является даже смешным и ненужным. Положение дел таково, что с каждым годом технический прогресс развития общества дает все больше возможностей для подрастающих поколений избегать цензуры со стороны взрослых, родителей и обучающих наставников. Но при этом мало дается основ и понятий моральных ценностей, таких как благородство, честь, целомудрие, скромность. Быть таковым в сегодняшней действительности, особенно в мегаполисах, равно почти неспособности к выживанию. Однако у каждого из нас есть вероятность выбора, каким нам быть. Может осознанный выбор в пользу добродетелей и не принесет богатства и славы, но даст возможность оставаться самим собой.

Что такое целомудрие

Попробуем опереться на само слово «целомудрие». Если разбить на два слова, то получается, что целомудренным будет тот человек, который проявляет мудрость, оставаясь целым и цельным. Я и мой мир – единое сбалансированное целое. У Гераклита (Геракли́т Эфе́сский, древнегреческий философ, 544—483 гг. до н.э.) есть очень красивое определение мудрости, и звучит оно так: «быть мудрым это является высшей добродетелью и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину».

Синонимами целомудрия являются такие понятия как непорочность, нравственность, честь, чистота, здравомыслие, невинность, девственность.

Всегда ли понятие целомудрия касается невинности и девственности? Вплоть до ХХ века целомудрие женщины имело огромное значение, особенно в жизни девушки, и было связано не сколько с положением в обществе, сколько обеспечивало отношение к ней окружающих и мужчин и женщин. Если девушка любого сословия, будь то Европа или Россия, берегла свою невинность до брака, то в обществе ей было гарантированно уважение. Например, в России еще с языческих времен с потерей девственности был связан очень серьезный и ответственный ритуал. Когда в соответствии со святками и праздниками был назначен день свадьбы, собирались гости и молодые усаживались между родителями и сватьями, начинались пожелания, тосты и ритуальные песни. Когда приходило время для новобрачных готовилось ложе, и они провожались дружками, сватьями, родителями и всеми желающими под песни и присказки в комнату. Это считалось самым ответственным моментом, так как именно признаки девственности – пятна крови при лишении целомудренности на белье невесты, и определяли ее честность перед будущей семьей и мужем. Если же девушка не была невинна, ее с позором могли вернуть родителям, и в будущем всю семью ждало очень неутешительное будущее.

Притча о лилии. У берега одной реки росла прекрасная белая лилия. И так она была прекрасна, что стал ее соблазнять омут. Он нашептывал, в какие дали он отнесет лилию, какие наслаждения ей подарит. И нежная лилия, обвороженная обещаниями и в предвкушении нового и неизведанного, уже была готова согласиться и прыгнуть в омут. Но тут вмешался соловей, который давно и страстно любил лилию. Они долго спорили, соловей умолял ее не делать этого, ибо там опасность и тьма, и ничего более. Но лилия не соглашалась. И чтобы доказать свою любовь и спасти нежную и доверчивую лилию, соловей взмыл вверх и камнем упал в омут. И омут поглотил его благородное и пылкое сердце навсегда. Только тогда прекрасная лилия поняла, от какой опасности она была спасена…

Всего несколько десятилетий назад западное и европейское общество ослабили жесткость в отношении невинности супругов до брака. Необходимо сказать, что христианские и православные церковные школы по сей день обучают своих воспитанников четким понятиям целомудрия, непорочности и чистоты.

В средних школах и университетах одной из провинций Китая будут преподавать предмет «учение о жизни», на котором будут рассматриваться межполовые отношения, любовь, понятия брака, а также и понятие целомудрия. Ученикам предлагается написать письмо своему сыну или дочери, в котором будет рассказано, с какими трудностями и соблазнами встречается человек в начале своего пути, а главное – почему они должны начинать вести половую жизнь только после вступления в брак. Какие преимущества дает сбережения чистоты, каково значение целомудрия в целом для создания счастливого будущего. В пособиях по обучению этого предмета целомудрие до брака предлагается, как единственный способ сохранить здоровье, не заразиться венерическими заболеваниями и не попасть в зависимость от нежелательной беременности, что в целом ежедневно изменяет многие судьбы навсегда.

Интересен опыт в вопросах значения целомудрия и полового воспитания одной из англиканских церковных школ в Великобритании. Здесь христианские ценности преподносятся воспитанникам как темы для размышления, а не незыблемые догмы. Учеников учат думать и высказывать мнение о происходящем в мире и одновременно опираться на христианские заповеди. Учат терпимости к другим личностям и к себе самим.

Само понятие целомудрия можно разделить на две парадигмы – религиозную (церковную) и социально-бытовую.

Рассмотрим сначала социально-бытовую. В каком возрасте может стать вопрос о принятии решения сохранять ли женщине целомудрие? Возрастная психология считает, что как раз в пубертате, т.е. половом созревании, когда вопросы становления и нахождения своего места подростка в своем сообществе становятся ведущей деятельностью на фоне все возрастающего интереса к интиму, исследования своего меняющегося тела, открытия связанных с этим удовольствий.

При разных темпераментах, характерах и социальных статусах решения сохранять ли целомудрие могут быть разными. Здесь необходимо проявлять самоконтроль и силу воли, чтобы не поддаться ложному поведению – если все мои подружки в четырнадцать занимаются интимом (хотя это, возможно, далеко не так), то я не хочу от них отличаться. Со стороны родителей должны быть проявлены максимальные тактичность и терпение по поводу поведения, важные не только для девочек, будущих женщин, но и в не меньшей степени для подрастающих мужчин.

Религиозное понятие. Это добродетель, направленная на победу над вожделением, особенно интимным, так как вожделеть человек может и материальные ценности, а не только плотские удовольствия.

В религии понятие целомудрия тесно связано с понятием греха. Защититься от греха добродетельному и религиозному человеку помогает обет или зарок. Обет существует как стимул для выполнения задуманного, будь то победа на бранном поле или духовное развитие.

Обет целомудрия

Обет целомудрия дается непосредственно Богу и считается невозвратным. Давший подобный обет уже не имеет права вступать в брак и иметь детей, а также заниматься интимом навсегда. Обет целомудрия могут давать и мужчины и женщины, и в монашестве и в миру. Мона̀шество, а также ѝночество – переводится как «уединённое, одинокое жительство».

Также существуют сходные понятия: аске́за (от греч. «упражнение»), как вид духовной практики, целью которой является достижение определённого духовного состояния либо приобретение сверхъестественных способностей, признана во всех религиях и культурах; целибат (букв. «безбрачие»), брахмача́рья – половое воздержание; самоконтроль над желаниями, стремление к чистоте помыслов, слов и дел всегда и при всех обстоятельствах.

Обет целомудрия, возможно, один из самых сложных обетов, так как он идет в разрез с самой природой человека. Выбравший этот путь столкнется с множеством соблазнов и сложностей в обуздании своих естественных желаний.

Пояс целомудрия

Пояс целомудрия, по́яс ве́рности или «венециа́нская решётка» – кожаное или металлическое устройство, механически делающее половой акт невозможным.

Понятие «пояс целомудрия» упоминается впервые в древнегреческих текстах. Якобы он был создан для того, чтобы уберечь рабынь от нежелательной беременности, которая мешала бы использовать их труд.

Исторически сложилось, что упоминаний о поясе целомудрия больше всего приходится на эпоху средневековья. Когда муж отлучался из дома, чтобы его жена не подвергалась соблазну измены, ей на бедра одевался кожаный или металлический пояс, спереди крепилась полоска металла или кожи, проводилась через промежность и закреплялась сзади. Ключ от пояса вручался мужу. Сегодня считается, что пояс верности – это выдумка, если опираться на логику и представления, сколько можно проходить в кожаных или металлических «стрингах», не повредив кожных покровов, не говоря уже о невозможности соблюдать хотя бы частичную гигиену. Но история знает массу примеров истязания людей, особенно во имя сохранения целомудрия женщины. Но подобные пояса со временем стали создаваться не только для хранения женской верности. Разные модели поясов для мальчиков, препятствующие мастурбации до сих пор хранятся в некоторых европейских музеях.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Потеря девственности

Потеря девственности — это достаточно деликатная тема. Несмотря на увеличивающуюся в обществе свободу нравов, она до сих пор вызывает смущение, неловкость и мало обсуждается. А зря, ведь этот важный шаг влияет на то, как в дальнейшем сложится жизнь человека. И это не преувеличение. Сексуальная составляющая играет важную роль в жизни людей и является неотъемлемой её частью. И оттого, как идут дела в этой сфере, многое зависит. Первый сексуальный опыт – часть опыта жизненного, а недостаточная информированность может привести к проблемам, которые в будущем могут развиться в психологические травмы и различные фобии (например: коитофобия или сексофобия, эротофобия, интимнофобия и др.).

Психологические травмы при потере девственности

Причина, по которой девушка или молодой человек решается на интимную близость в первый раз, во многом влияет на последующее отношение к самому процессу и к лицам противоположного пола в будущем. В тех случаях, когда первый секс не является обдуманным, взвешенным шагом любящих и доверяющих друг другу людей, и случается не от глубокого светлого чувства, а из-за того, что:

  • «давно пора»;
  • «у всех вокруг уже было»;
  • из желания поскорее стать взрослой/взрослым;
  • чтобы доказать любовь партнёру, из боязни потерять его;
  • по принуждению партнёра, и так далее;

впечатление от процесса может быть сильно и надолго испорчено. Чаще всего первый сексуальный опыт далёк от идеала, нередко после него могут остаться неоднозначные эмоции, даже разочарование, вызванное несоответствием радужным ожиданиям, болезненностью процесса, дискомфортом, грубостью или невнимательностью партнёра, осуждением окружающих. Неудачный опыт может закрепить в памяти отрицательные ассоциации, связанные с сексом, и даже отвратить от него. Так как человеку свойственно застревать в негативных воспоминаниях, любая попытка сблизиться с кем-то в дальнейшем будет вызывать панический страх, может развиться боязнь и отвращение к людям противоположного пола. Появляются фобии. Любое проявление чувств ассоциируется с сексом, который вызывает панику, поэтому человек запрещает себе идти на сближение и романтические отношения. Такое положение вещей вызывает чувство подавленности, отчуждённости. Помимо этого люди, как правило, стыдятся таких проблем, не могут ни с кем ими поделиться, из-за этого становятся замкнутыми и одинокими.

Кроме того, психологические травмы, связанные с потерей девственности, могут возникать «благодаря» социуму и близким людям. Так, например, девушка, получившая ханжеское воспитание родителей, внушающих ей, что секс – это грязно и отвратительно, после потери невинности может чувствовать себя чуть ли не преступницей, совершившей что-то непристойное, и если с этим не бороться, такие ощущения будут мешать ей вести полноценную сексуальную жизнь впоследствии.

В основном же проблемы, связанные с потерей девственности, возникают из-за недостаточной подготовленности к этому шагу. Готовность определяется не только физиологическим созреванием, но и уровнем психоэмоционального развития личности. Причём последний фактор имеет даже большее значение.

В каком возрасте лучше всего расстаться с девственностью, точно никто не скажет. В этом отношении всё очень субъективно и индивидуально. Нижний предел, помимо всего прочего, регулируется Уголовным Кодексом и традициями, принятыми в обществе, верхний же возрастной рубеж чётко не ограничен. По статистике в настоящее время средний возраст потери невинности 18-20 лет. Он считается самым оптимальным. Существуют понятия ранней (до 18 лет) и поздней (после 23-х) потери девственности.

Ранняя потеря девственности

Часто девушки в юном возрасте решаются на этот шаг не из большой любви, а из-за любопытства, желания поскорей стать взрослыми, боязни потерять партнёра, нежелания его обидеть, или, ещё хуже, по его принуждению и под действием уговоров и психологического давления. Для них это пропуск во взрослую жизнь, в которую очень интересно попасть. Но часто они сталкиваются с тем, что не созрели для этого шага психологически, и в результате ранний опыт может оставить неприятные впечатления, которые влияют на дальнейшую взрослую жизнь.

Специалисты категорически не рекомендуют девушкам начинать половую жизнь слишком рано, так как молодой организм формируется постепенно, и до определённого момента девственная плева служит защитным барьером от инфекций. Если же сексуальная жизнь начинается очень рано, до формирования защитной флоры влагалища, риск развития воспалений половой сферы очень велик. Это физиология. Что касается психологического фактора, то нужно чётко осознавать, что потеря невинности – очень значимая веха в жизни девушки. Именно после первого сексуального опыта начинает формироваться чувственность женщины, которая влияет на её взрослую сексуальную жизнь. Когда молодая девочка из интереса и потому что «у всех подружек уже было» теряет невинность, она редко задумывается о последствиях и чаще всего сталкивается с разочарованием. Во-первых, не оправдываются ожидания, это оказывается не так волшебно и прекрасно, как в фантазиях. Во-вторых, её может испугать и оттолкнуть от секса в будущем испытанный физиологический дискомфорт или боль. В-третьих, юные девушки часто мало информированы или не сильно задумываются о вопросах безопасности при половом акте. Обычно представление о средствах защиты у них бывает очень слабым или многие из них ошибочно полагают, что об этом должен позаботиться партнёр. Поэтому девушки, рано теряющие девственность, часто подвергают себя риску ранней беременности и различных инфекций, передающихся половым путём.

Нередко девушка чувствует себя использованной, подавленной. Чаще всего отношения с партнёром довольно быстро прекращаются, а неприятные ощущения и ассоциации остаются надолго, мешая завести новые. Кроме того, получив ранний сексуальный опыт, девушки обычно надолго теряют к этому интерес и не стремятся вступать в половые отношения вновь. Сексологи отмечают, что девушки, начавшие рано половую жизнь, часто к 20 годам обращаются с жалобами на сексуальное выгорание.

Поздняя потеря девственности

В отношении потери невинности чёткого возраста, когда «совсем поздно», не существует. Поздней девственностью считается отсутствие сексуального опыта у женщины после 23 лет. Девушка может не спешить с началом половой жизни из-за воспитания, религиозных соображений, разборчивости в связях и желания сохранить целомудрие до брака. Также причина может крыться в низкой самооценке, закомплексованности, боязни не понравиться партнёру внешне.

Сексологи считают, что поздняя девственность негативно сказывается на психоэмоциаональном состоянии женщины, а также на её здоровье в целом. Чувственность женщины, потерявшей невинность в зрелом возрасте, развивается медленнее, и получать удовольствие от сексуальной жизни она начнёт гораздо позже, кроме того, могут произойти гормональные изменения, развиться сексуальные расстройства. Существует ещё такой фактор, как общественное давление, явное или не очень, девушке становится стыдно признаться, что она ещё девственница, из-за этого возникает подавленное эмоциональное состояние. Чем дольше женщина откладывает потерю девственности, тем сложнее ей на это решиться. Возникают психологические проблемы. Специалисты отмечают, что поздние девственницы вызывают недоверие у представителей противоположного пола, им сложнее устроить свою личную жизнь.

Однако, стоит отметить, что и в этом вопросе всё очень индивидуально, и, если женщина не испытывает психологического дискомфорта, связанного с поздней девственностью, живёт полноценной активной жизнью, регулярно наблюдается у гинеколога и прекрасно себя чувствует, она может спокойно существовать и при отсутствии сексуальной жизни, ожидая подходящего партнёра. В остальных случаях необходимо обратиться к сексологу или к психологу, чтобы проблема не усугубилась и не обрела более серьёзные формы.

Потеря девственности у мужчин

С потерей девственности у представительниц слабого пола, так или иначе, всё понятно. Большинство девушек относится к своей невинности бережно, доверяя её своему избраннику. Но ведь и у мужчин бывает первый раз. Девственность мужчины – это отсутствие сексуального опыта. В отличие от девушек, молодые люди стремятся как можно раньше расстаться со своей невинностью (в среднем в 16-19 лет). И в этом вопросе они также могут столкнуться с психологическими трудностями. Если девушка может просто довериться партнёру, юноше необходимо проявлять активность. Очень важно, чтобы партнёрша была терпелива, деликатна и внимательна, ни в коем случае не подшучивала над неопытным партнёром, а направляла и поддерживала его. В противном случае неудачный опыт может наложить негативный отпечаток на всю дальнейшую сексуальную жизнь мужчины, мешая ему получать от этого должное удовольствие.

Как подготовиться к потере девственности

Как говорилось выше, в вопросе потери невинности и для девушек, и для молодых людей основную роль играет психологическая подготовленность. Для того, чтобы подготовиться к первому сексу, нужно осознавать, что это очень важный шаг в вашей жизни, к совершению которого нужно подходить серьёзно и со всей ответственностью. Для начала необходимо прислушаться к себе и выяснить прежде всего с самим собой – действительно ли я готов/готова к этому, хочу ли я этого по-настоящему или решаюсь на это по какой-либо другой причине. Нужно проработать все свои комплексы, если они имеются, стараться не стесняться себя и своего тела. Выбор партнёра должен быть осознанным, он имеет колоссальное значение. Это должен быть человек, которому вы по-настоящему доверяете, с которым сможете откровенно поговорить и поделиться своими страхами и тревогами, касающимися первого секса. Место и время также должно располагать к интимной близости и расслаблять. Вы должны максимально избавиться от напряжения и страха. Нужно помнить, что первый раз – это не показатель. Испытывать неловкость во время первого секса нормально, это не стыдно, а естественно. Кроме того, во избежание неприятных последствий, таких как нежелательная беременность или заболевания, передающиеся половым путём, необходимо тщательно изучить все возможные средства контрацепции и защиты.

Страх потери девственности

Страх перед первым сексом испытывают представители обоих полов. Иногда он обретает даже патологические формы, что приводит, например, к таким явлениям, как виргогамный (девственный) брак. Это ситуация, когда супруги живут в официальном браке без сексуальных отношений из-за того, что один из них панически боится лишиться девственности и никак не может побороть это состояние. Так и живут, причём это может длиться годами. Таких пар немало, и, как правило, к специалисту они решают обратиться только в том случае, когда хотят завести ребёнка. Для решения этой проблемы супругам необходимо проконсультироваться с семейным психологом-сексологом. И тянуть с этим не стоит, так как к коитофобии одного партнёра со временем могут присоединиться сексуальные расстройства другого.

Какие же страхи могут беспокоить девственников?

Женщины в основном боятся боли, нежелательной беременности, инфекций. Часто женщина страдает от навязанного в семье культа девственности, которую необходимо хранить и беречь, а потерять которую постыдно и неприлично.

Страх молодого человека может быть вызван тем, что он боится быть осмеянным, боится не справиться, «ударить в грязь лицом», не удовлетворить партнёршу. Также и юноши, и девушки могут испытывать робость перед сексом из-за низкой самооценки, комплексов, связанных с какими-либо дефектами внешности (часто надуманными). В особо сложных случаях имеет место гимнофобия – боязнь обнажённого тела и прикосновений других людей. Кроме того, паническая боязнь секса может быть связана с какими-либо психологическими травмами из детства (если ребёнок подвергался какому-либо насилию). Это вызывает психологические блоки, избавиться от которых очень сложно.

Побороть страх перед первым сексом можно попытаться самостоятельно при помощи:

  • тщательного самоанализа и проработки причин страха;
  • повышения самооценки и работы над комплексами;
  • откровенной беседы с партнёром;
  • чтения книг и других материалов по сексологии.

В тех случаях, когда страх непобедим и имеет патологический характер, необходимо как можно скорее обратиться к специалистам. Только грамотный сексолог или психолог сможет выявить причину и найти оптимальный путь для её устранения.

Если вам требуется помощь специалиста, запишитесь на прием к сексологу по телефону: (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

ОБЪЯДЕНИЕ

Смотреть что такое «ОБЪЯДЕНИЕ» в других словарях:

  • ОБЪЕДЕНИЕ — ОБЪЕДЕНИЕ. В семантической истории старославянизмов чрезвычайно существенную роль играли процессы их стилистической перегруппировки и экспрессивной переоценки. Распад системы высокого славянизированного «штиля» XVIII в., стремительно протекавший… … История слов

  • МРАКОБЕС — МРАКОБЕСИЕ, МРАКОБЕС Проф. И. А. Бодуэн де Куртенэ выдвигал такой методологический принцип в области языкознания: «Специальные исследования, основанные на обособленных, отдельных фактах, могут только тогда принести какую нибудь пользу, когда они… … История слов

  • Ушаков, Семен Федорович — (впоследствии Пимен) знаменитый царский иконописец; родился 1626 г.; состоял при Оружейной палате, где делал рисунки для граверов серебреников, украшавших резьбою и гравировкою царскую серебряную посуду. В Московском публичном музеуме есть его… … Большая биографическая энциклопедия

  • ОБЪЕДЕНИЕ — ОБЪЕДЕНИЕ. см. объядение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Грехи в христианстве — Христианство Портал:Христианство · ‎ … Википедия

  • ПОД МУХОЙ — МУХУ ЗАШИБИТЬ, МУХУ ЗАДАВИТЬ, МУХУ РАЗДАВИТЬ, МУХУ УБИТЬ, С МУХОЙ, ПОД МУХОЙ Выражения муху убить, муху зашибить, муху задавить, муху раздавить являются своеобразными идиоматическими синонимами. Трудно с точностью определить стилистический круг… … История слов

  • Нравы русского духовенства — Ефим Грекулов Язык оригинала: русский Оригинал издан … Википедия

  • брошюра — ы, ж. brochure f. 1. Небольшая книжица, обычно без переплета. БАС 2.Переводы и выписки из всех многочисленных газет, журналов и брошюров, кои разныя фракции в обеих каморах .. каждый день обнародывают. 1797. С. Р. Воронцов. // АВ 16 246. Новыя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка