Оптимизм пессимизм

Оптимизм и пессимизм

Оптимисты отличаются от пессимистов тем, что первые убеждены, что смерти нет, а вторые – что и жизни не было.

Оптимизм и пессимизм — это два настолько распространенных понятия, что едва ли найдется человек который о них не слышал. Однако в представлении большинства они представляют из себя две крайности, как яркий свет и кромешная тьма. На самом деле все гораздо сложнее и интереснее, давайте разберемся в этих двух способах смотреть на мир.

— Salik.biz

Начнем с вопроса, который давно интересует многих психологов: почему столько выдающихся умов проповедовали чисто пессимистическое мировоззрение?

В знаменитой книге Екклесиаста, которую приписывают царю Соломону, жившему в X веке до н.э., говорится что «все суета сует и всяческая суета». В ней же автор пишет что «возненавидел жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем, ибо все суета и томление духа».


Но степени учения пессимизм достиг позже, благодаря Будде по мнению которого жизнь – это сплошное страдание. «Рождение – страдание, старость – страдание, смерть – страдание, связь без любви – страдание, разлука с любимым – страдание, неудовлетворенное желание – страдание».

Именно пессимизм Будды стал источником большинства современных пессимистических теорий. Поначалу он распространился в Индии, а затем перекочевал в Европу. За три века до рождества Христова одним из самых рьяных проповедников пессимизма в Европе был философ Гегесий Киренский .

Он не только проповедовал, что надежда влечет за собой разочарования, а сумма страданий превышает сумму наслаждений, но и утверждал, что поскольку жизнь и смерть стоят друг друга, предпочтительно покончить жизнь самоубийством. У него появилось столько последователей, что царь Птоломей, испугавшийся, чтобы отвращение к жизни не стало заразительным, закрыл школу Гегесия, а самого его изгнал.

Рекламное видео:

Особенно широко пессимизм стал проповедоваться в новейшие времена. Помимо философов (Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман) пессимистическое мировоззрение было подхвачено поэтами. Г. Гейне, Дж. Г. Байрон, Д. Леопарди, А. Пушкин и М. Лермонтов, имея большое влияние на читателей, помогали укоренять пессимистическое мировоззрении, которое объясняло жизнь как череду страданий.

Джордж Гордон Байрон (1788 — 1824).

Очень большой вклад в изучение оптимизма и пессимизма внес выдающийся русский ученый И.И. Мечников (1845 — 1916), который в 1909 году выпустил книгу «Этюды оптимизма».

«Три главные жалобы, — на жизненную неправду, на болезни и на смерть — часто сливаются в одну… «Судьбу» представляют себе в виде злобного существа, несправедливо посылающего людям всякие бедствия. К пессимистическому мировоззрению приходят путем сложной психологической работы, в которой есть и чувства, и размышления. Вот почему так трудно удовлетворительно анализировать её и почему в прежние времена ограничивались общим и очень туманным определением механизма, приводящего к пессимизму» — писал Мечников.

Ученый попытался понять, какие факторы могут привести к подобным состояниям. Первая, казалось бы самая очевидная мысль, это связь оптимизма и здоровья: «Здоровые дети и животные вообще веселы и обнаруживают самое оптимистическое настроение. Но как только они заболевают, то становятся грустными и впадают в меланхолию — до выздоровления. Отсюда можно бы заключить, что оптимистическое миросозерцание связано с нормальным здоровьем, в то время как пессимизм зависит от какой-нибудь физической или душевной болезни.

Пессимизм у Байрона приписывали его хромоте, а у Леопарди — чахотке. Оба эти представителя пессимизма XIX века умерли молодыми. Но, с другой стороны, Будда, Шопенгауэр и Гартман жили долго. Болезни их в молодости, следовательно, не были очень опасны, а между тем они проповедовали самые мрачные теории насчет человеческого существования.

Поэтому, считает Мечников, несмотря на частичную справедливость рассуждений о болезнях как причинах пессимизма, легко убедиться в том, что задача гораздо сложнее, чем это кажется с первого взгляда. К примеру, слепые часто обладают ровным, хорошим настроением, хронические больные могут отличаться оптимистическим мировоззрением и вдохновлять других своей стойкостью. А молодые люди, полные сил и здоровья, наоборот становятся меланхоликами и предаются крайнему пессимизму.

Этот странный контраст был отлично обрисован в романе Эмиля Золя «Радость жизни», где старый подагрик, несмотря на страшные страдания от острых приступов болезни, сохраняет отличное настроение духа; рядом же с ним его здоровый и молодой сын высказывает самые пессимистическое воззрения.

Мечников считал, что даже психологические эксперименты не всегда отражают действительность. «Вот, например, человек, который в течение одного дня ощутил девять тяжелых впечатлений и только лишь одно приятное. По оценке экспериментаторов-психологов, этого достаточно, чтобы стать пессимистом. А между тем это вовсе неверно, потому что девять тяжелых впечатлений могли быть гораздо слабее одного радостного. Они могли быть вызваны мелкими оскорблениями самолюбия, преходящими, но несерьезными болями, незначительными денежными потерями, между тем как радостное впечатление могло быть вызвано любовным посланием. Итог десяти впечатлений, следовательно, был бы всё же счастливым и должен был бы вызвать самое оптимистическое настроение».

Итак, получается что здоровье и внешние события хоть и значительно влияют на наше мировоззрение, тем не менее не являются основной причиной пессимизма или оптимизма. Что же тогда может быть их источником?


Мечников в своих исследованиях констатирует факты, но на вопрос о природе пессимизма и оптимизма не отвечает. И, что странно, психологических исследований этих явлений до второй половины XX столетия практически не было. А ведь они очень актуальны, поскольку тесно связаны с мотивацией, настойчивостью, стрессом и депрессией.

Лишь сравнительно недавно ученые всерьез занялись этой темой, и их открытия проливают свет на многие аспекты нашей жизни…

Оптимисты изобретают самолет, а пессимисты – парашют.

Итак, переходим ко второй части статьи об оптимизме и пессимизме. В первой части мы рассмотрели историю их изучения, а сейчас узнаем о самых последних исследованиях и открытиях в этой области.

С тех пор как ученые занялись изучением этих двух типов мировоззрения, они задались вопросом — от каких факторов зависит то, станет человек оптимистом или пессимистом. По результатам исследований было выявлено несколько основных причин, которые на это влияют.

Во-первых, очень большую роль играет воспитание в детстве. Согласно многочисленным научным исследованиям, существует прямая связь между оптимизмом-пессимизмом у родителей и у их детей. Объясняя все сложности в жизни маленького человека его недостатками, а также постоянно жалуясь при нем на жизненную несправедливость, можно вырастить законченного пессимиста.

Во-вторых, согласно данным финских психологов, на формирование пессимизма и оптимизма влияет социально-экономическое положение семьи, в которой подрастает ребенок. В семьях с высоким социальным статусом и достатком вырастает больше оптимистов, чем в малообеспеченных семьях. И даже если выросший в бедной семье человек разбогатеет, ему будет сложнее оптимистично смотреть на жизнь. А люди, выросшие в обеспеченных семьях, как правило, даже при наличии трудностей с оптимизмом смотрят в будущее.


Третий, очень важный фактор — это генетическая предрасположенность. Американскими учеными из калифорнийского университета выявлено, что уровень оптимизма зависит от того, каким вариантом гена окситоцинового рецептора наградила человека природа. Ген этого рецептора существует в двух версиях: в определенном участке последовательности ДНК может стоять либо аденин (А-версия), либо гуанин (G – версия). И наличие того или иного варианта гена соответствует психологическому профилю человека: насколько он устойчив к стрессу, легко ли подается унынию и т.д.

Также интересные исследования провели ученые из лондонского университетского колледжа. Воздействие методом транскраниальной магнитной стимуляции на «зоны пессимизма», которые, как считают исследователи, находятся в правой нижней лобной извилине, не изменило поведение испытуемых. А торможение в левой извилине, предполагаемой зоне оптимизма, заставило участников эксперимента признать существование опасности и задуматься о последствиях. Кто знает, возможно, наградив организм человека склонностью к пессимизму, природа перестраховалась, ограждая его от бездумных поступков.

Но, с другой стороны, есть много исследований, которые подтверждают преимущества оптимистов. Они лучше адаптируются к трудным жизненным ситуациям, обладают лучшим здоровьем. Оптимисты придерживаются в целом положительных ожиданий в жизни, и живут на фоне радостного эмоционального состояния. Пессимисты же, ожидая худшего, часто находятся в подавленном настроении и унынии.

Оптимист верит, что неудачи носят временный характер, и в их возникновении виноваты обстоятельства. Определяющей же чертой пессимизма является вера в то, что неудачи будут преследовать постоянно, и виноват в них сам человек.

В 1950-х—1960-х стала развиваться позитивная психология, которая опиралась на достижение Гордона Олпорта, Карла Роджерса, и Абрахама Маслоу. Эти и другие представители гуманистической психологии призывали психологов больше обращать внимание на стимулирование психического здоровья, чем на лечение болезней и патологий. Среди современных исследователей в этой области наиболее известны Эд Динер, Михай Чиксентмихайи, Чарльз Снайдер, Альберт Бандура, Дэниел Гильберт и Джон Хайдт.

Основателем позитивной психологии как академической области является Мартин Селигман (род. в 1942), который, при избрании президентом Американской психологической ассоциации в 1998 году, свою речь посвятил именно этому новому направлению. В своем выступлении Селигман подчеркнул, что в течение предшествующих пятидесяти лет психология занималась исследованием и лечением всевозможных патологий, не обращая внимания на позитивные аспекты жизни человека, такие, как способность к творчеству, надежда или упорство в достижении своих целей.

Селигман призвал своих коллег «восстановить равновесие» и предложил два основных направления для будущих исследований: положительные эмоции и субъективное ощущение счастья (например, наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем, оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);

Первые свои психологические эксперименты Селигман провёл в Университете Пенсильвании в 1967 году, чтобы понять, как лечить депрессию. В ходе специальных экспериментов он с коллегами обнаружил, что собаки, которые получали лёгкий разряд тока, не пытаются убежать, если видят, что всё равно получат его. Позднее Селигман провёл подобный эксперимент с людьми, только вместо тока он использовал шум. И большинство людей точно также быстро становились беспомощными перед экспериментатором, и не пытались ничего сделать, чтобы что-то изменить.

Мартин Селигман, один из родоначальников позитивной психологии.

Позже оказалось, что как собаки, так и люди вели себя беспомощно в одной ситуации — после нескольких безуспешных попыток избежать неприятностей, даже когда шансы на изменения к лучшему оставались. Селигман наблюдал подобное поведение у пациентов с депрессией и решил, что клиническая депрессия связана именно с неумением человека что-либо предпринимать для улучшения своего состояния. Этот феномен он назвал «синдромом выученной беспомощности».

Однако, не все участники эксперимента прекращали борьбу после нескольких неудач. Некоторые из участников вновь и вновь, несмотря на неудачи, пытались избавиться от шума. Именно они и заинтересовали Селигмана, который решил понять, чем же они отличаются от остальных. Так Селигман пришёл к открытию «феномена сознательного оптимизма», — способности человека влиять на своё мышление и через него — на своё поведение.

Именно благодаря Селигману идеи позитивной психологии очень быстро превратились в новое направление в психологической науке. Теория сознательного оптимизма становится национальной идеей Америки, а ее автор — самым известным психологом в стране.

Его программа применяется в школах, в армии США, перерабатывает базовые установки Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Селигман консультирует ведущие корпорации и правительство, по его тестам принимают на работу новых сотрудников, и горе тем, кто не показывает необходимый уровень оптимизма.

Его теории применяется и в России. В последние годы огромную популярность приобрели тренинги позитивного мышления, призванные привить людям более оптимистичный взгляд на жизнь и тем самым способствовать успехам. «Все будет хорошо! Все проблемы разрешимы! Будьте оптимистами, и успех вам обеспечен! Оптимизм – это залог успеха, достатка, несокрушимого здоровья! – вот основная мысль подобных тренингов.

Но, похоже, эра полного оптимизма подошла к концу. Те же американские психологи, поддержавшие в свое время позитивное движение в психологии, усомнились в том, что традиционно являлось одним из символов процветания США и ее граждан. В Вашингтоне даже прошел симпозиум под девизом «Незамеченные достоинства негативизма»

О чем же говорили его участники? О том, что у оптимизма кроме плюсов есть и минусы. Что односторонний взгляд на мир и на себя искажает реальную картину происходящего. Бездумный оптимист живет лишь сегодняшним днем, не задумываясь о последствиях своих и чужих поступков. Беспечность и эгоизм, разочарование и крах надежд – все это его плоды. И каждому человеку нужна доля пессимизма, чтобы не обольщаться и трезво смотреть на вещи.

Очевидно, в итоге психология приходит к тому же о чем издревле говорила народная мудрость – к «золотой середине». Не стоит, да и невозможно полностью менять свое мировоззрение в погоне за очередным рекламируемым идеалом. Однако, чтобы сделать свою жизнь более комфортной нужно стараться соблюдать баланс в своих эмоциях и взглядах.

Оптимисты, пессимисты и реалисты: медаль с двумя сторонами и ребром

Толковый словарь дает следующие определения словам «оптимизм» и «пессимизм»:

Оптимизм (от латин. Optimus — «лучший») — склонность во всем в жизни видеть хорошие стороны, верить в успех и в благополучный исход чего-нибудь.

Пессимизм — это мрачный, безрадостный взгляд на жизнь, склонность видеть всё в мрачном свете; унылое настроение.

В сущности, оптимизм и пессимизм — две стороны одной медали: лицевая, светлая и радостная, и изнаночная — мрачная и серая.
Однако в толковом словаре есть еще один важный термин — реализм. Он обозначает способность ясно понять и реально оценить окружающую действительность при осуществлении чего-либо.
Оптимист и пессимист — две крайности, между которыми находится точка рождения реалиста.
Реализм наступает, когда ожидание плохого и хорошего в человеке приходит в некое состояние равновесия.

Какая точка зрения на мир лучше?

Бытует мнение, что самый лучший способ восприятия мира — оптимистический.
Ведь кто такой оптимист? Это тот, кто никогда не унывает, во всем видит только хорошие стороны, не думает о худшем, в любой неприятности способен найти положительные моменты.

Значение оптимистов в нашей жизни трудно не переоценить: работодатели любят их за способность прощать выволочки, и за то, что они спокойно относятся к сверхурочным работам и никогда не нагнетают обстановку. Коллеги – за доброжелательность и взаимопомощь. Соседи — за спокойную атмосферу в доме. Наша психика не выносит дискомфорта, всеми силами старается избежать его, поэтому оптимист — это человек, общение с которым вызывает положительные ощущения. В то время как пессимист — это тот тип личности, от которого все бегут как от огня: неуживчивый, желчный, вечно недовольный субъект, жалобами способный испортить настроение кому угодно.
Если давать человеку характеристику, то слово «оптимист» говорит собеседнику сразу о многом благодаря позитивному взгляду на жизнь.

Чем опасен излишний оптимизм

Мало кто задумывается, что чрезмерно радужный взгляд на мир может быть еще более опасным и неприятным для самого оптимиста, нежели мрачное восприятие реальности хроническим пессимистом.

Нередко оптимизм идет рука об руку с добротой и нежеланием создавать конфликтные ситуации, спорить, отстаивать свою точку зрения. Это означает, что такой человек, будучи обиженным либо по чужой вине оказавшись в неприятной ситуации, вместо того чтобы требовать компенсации от того, кто виноват, все простит. И, если в быту это повредит только самому оптимисту и его семье («Залили соседи? Зачем же с ними ругаться, за свой счет все восстановим»), то на работе может вылиться в серьезные неприятности для всей организации.

Оптимист, в отличие от пессимиста, может недооценить ситуацию, понадеявшись на хороший исход, и если случится что-то неприятное, растеряется.

Пессимист готов к беде, и потому имеет план на самый плохой вариант развития событий, а вот оптимист оказывается лицом к лицу с несчастьем, о возможности которого даже не думал — ему просто в голову не приходило, что все может быть так плохо!

У пессимизма есть положительные стороны

Кто такой пессимист, по мнению большинства? Неудачник, у которого из-за дурного характера и вечного недовольства нет друзей.

Это верно лишь для самых упорных, самых «идейных» пессимистов, хрестоматийным отображением которых можно считать механика по имени Филидор Зеленый из рассказов Кира Булычева об Алисе Селезневой. Его бессмертные фразы: «Добром это не кончится!» и «А ведь я предупреждал!» можно назвать отображением самой негативной стороны пессимистического взгляда.

Однако существуют и условно «умеренные» пессимисты, а это значит, что есть люди, которые видят в черном цвете не весь мир, а только его отдельные его части.
Определение самого термина говорит о том, что пессимист — это тот, кто постоянно ожидает от мира подлостей и подножек. И в этом таится его сила.

Настоящий пессимист всегда помнит: сколько ни надейся на удачный исход событий, вероятность неудачного результата гораздо выше, и чтобы минимизировать ущерб, следует, надеясь на лучшее, всегда готовиться к худшему.
Поэтому пессимисту, который стремится к самосовершенствованию, необязательно пытаться изменить взгляд на жизнь — иногда достаточно развить свои сильные стороны (предвидение неприятностей и подготовка к ним) и научиться справляться с негативными.

Третья сторона медали — идеальное ребро

У реализма множество значений: для кого-то это обозначает сухого дельца, который методично высчитывает, как выгодно оценить данную ситуацию, а другие считают, что лучше интересная крайность, чем скучная ровная середина.
На самом же деле, быть реалистом означает осознавать, что любая ситуация может развернуться как в хорошем, так и в неудачном направлении; что жизнь многогранна и не дает готовых ответов; нельзя постоянно ожидать бед, но и надеяться только на радости тоже не следует, чтобы не обмануться.

Реалист смотрит на ситуацию ровно и разумно, принимает решения исходя из фактического положения дел. Он не утешает себя тем, что «завтра будет лучше», но и не портит себе настроение мыслями о неприятностях, которые могут последовать за удачей.

Реализм позволяет трезво оценивать окружающих, свои поступки, не перегибать палку при принятии решений, дает возможность проявить гибкость в зависимости от ситуации: реалист, не будучи привязанным к той или иной крайности, имеет возможность выбирать тип собственной реакции.

Там, где для пессимиста в стакане почти нет воды, и мысленно он умирает от жажды, боясь сделать глоток; а для оптимиста воды еще много, и он умрет, допив воду одним глотком; реалист же четко рассчитает, как быстро он может позволить себе опустошить стакан, чтобы не остаться в дураках.

Оптимист и пессимист — где гарантия счастья?

Значение слова «оптимист» никоим образом не относится к слову «оптимальный», и это следует четко осознавать: да, люди с доброжелательным взглядом на мир приятны, их любят, но это не значит, что они всегда все делают правильно или счастливы больше, чем остальные.

Счастье — это такое невесомое понятие, что никакой самый положительный взгляд на жизнь не даст гарантий по получению этой самой вещи в личное распоряжение в оплату за улыбку, добродушие и способность расценивать неприятности как нечто положительное.

В то же время постоянное ожидание неудач, железная готовность к ним и план на самые страшные случаи жизни точно так же не гарантируют, что подложенная со всех сторон соломка убережет от бед.

И оптимисты, и пессимисты — все эти люди способны совершать ошибки, что-то не предусмотреть, не предугадать, недооценить. Даже реализм не гарантирует счастливой жизни, однако, самосовершенствование дает больше шансов на то, что такие изменения не пройдут бесследно, и это внушает надежду на лучшее.
Ведь у человека, который сгладил острые углы своего характера и развил сильные стороны, всегда больше друзей, от него веет гармонией, он вызывает положительный отклик в душах окружающих, радует и себя, и других. Кто знает, может, именно в этом и заключается суть счастья?

Эсхатологический

Смотреть что такое «Эсхатологический» в других словарях:

  • эсхатологический — эсхатологический … Орфографический словарь-справочник

  • ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ — ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ, эсхатологическая, эсхатологическое (ист. рел.). прил. к эсхатология, проникнутый эсхатологией. Эсхатологические настроения в средние века в связи с концом первого тысячелетия хр.э. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

  • Эсхатологический — прил. 1. соотн. с сущ. эсхатология, связанный с ним 2. Свойственный эсхатологии, характерный для неё. 3. Принадлежащий эсхатологии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • эсхатологический — эсхатологический, эсхатологическая, эсхатологическое, эсхатологические, эсхатологического, эсхатологической, эсхатологического, эсхатологических, эсхатологическому, эсхатологической, эсхатологическому, эсхатологическим, эсхатологический,… … Формы слов

  • эсхатологический — эсхатолог ический … Русский орфографический словарь

  • эсхатологический — … Орфографический словарь русского языка

  • эсхатологический — см. эсхатология; ая, ое. Э ие сочинения, сказания … Словарь многих выражений

  • религиозно-эсхатологический — религиозно эсхатологический … Орфографический словарь-справочник

  • бред эсхатологический — (эсхатология мистическое учение о конце мира и человека; греч. eschaton предел, конец + logos учение) см. Бред гибели мира … Большой медицинский словарь

  • ИЕРУСАЛИМ НЕБЕСНЫЙ — эсхатологический символ социальной гармонии. Вариант иудейской и христианской утопии, воплотившей представление об идеальном городе. Небесный Иерусалим противостоит погрязшему во грехе, ложному и неправедному земному Иерусалиму, а также является… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

7 отличий оптимиста от пессимиста.

Кто из нас не знаком с утверждением, что оптимистам живется легче, что им чаще сопутствует удача и по-настоящему успешным человеком может стать исключительно оптимист. Все это знают, только оптимистов от этого больше не становится. На самом деле оптимизм и пессимизм – не форма поведения человека, а состояние души, тот внутренний мир человека, который и определяет его действия в той или иной ситуации. Множество действий, правильных и неправильных, как раз и создают саму жизнь человека, кто-то становится президентом, а кто-то – бомжом.

Так чем же оптимист отличается от пессимиста? Рассмотрим основные отличия:

1. Отношение к жизни.

Оптимист считает, что если не все в жизни, то многое зависит от него самого. Пессимист уверен, что мы находимся во власти обстоятельств, и все зависит от их стечения.

2. Понимание счастья.

Оптимисту по жизни живется легче. Он отличается жизнелюбием и жизнерадостностью, которые охотно пропагандирует и которыми делится с окружающими людьми. Он искренне любит саму жизнь, часто прибывает в хорошем настроении и радуется каждому дарованному Богом дню. Материальные блага для него важны, но находятся на втором месте. Пессимист, напротив, приуменьшает свое внутреннее ощущение счастья. Он постоянно в душе чем-то недоволен, и любые приятные события, которые в его жизни происходят, воспринимает как нечто само собой разумеющееся.

3. Энергичность.

Оптимисты, в отличие от пессимистов, более энергичны, работоспособны, инициативны, нацелены на результат, и в итоге обычно достигают лучших показателей в своей деятельности. Пессимисты, в отличие от оптимистов, чаще впадают в состояние депрессии и пасуют перед возникающими трудностями.

4. Отношение к успехам и неудачам.

Оптимисты успехи воспринимают как закономерный результат своих усилий, а неудачи, наоборот, как неблагоприятное стечение обстоятельств, которым они не смогли противостоять. Пессимисты успехи объясняют случайностью: просто повезло. Неудачи пессимисты обычно приписывают себе: «Я так поступил, и сам виноват». Иногда пессимисты обвиняют в своих неудачах других людей.

5. Отношение к самосовершенствованию.

Оптимисты стремятся к самосовершенствованию. Они занимаются самообразованием, развитием памяти и мышления, изучением методик поиска эффективных решений задач и многим другим.

6. Отношение к деньгам.

Оптимист копит деньги, и большую их часть расходует на приобретение тех вещей, о которых он мечтает. Пессимист копит деньги «на черный день».

7. Отношение к проблеме.

Оптимист в каждой проблеме видит возможности. Пессимист видит трудности при каждой возможности.

Оптимизм – прекрасное качество и состояние души, но небольшая доза пессимизма, а именно – трезвое, реальное видение ситуации помогает решать проблемы, не ускользая в мир иллюзий. Пусть у Вас всего будет в меру!

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Представления о конце света и о Страшном Суде как кульминации человеческой истории, характерные для средневековой ментальности, которые были восприняты на Руси из Византии вместе с христианством и достигли своего апогея в конце XV веке. Основным источником подобных представлений, являющихся важной частью средневековой философии, был тексты Священного Писания: «Откровение» Иоанна Богослова и Книга пророка Даниила. Тема близящегося конца времен разрабатывалась в христианской экзегетике и патристике со II-III веков.

Представления о времени наступления Апокалипсиса

В Евангелиях вопрос о времени светопреставления оставался открытым, что способствовало появлению многочисленных толкований и оценок. Согласно пророчествам, Апокалипсису должны были предшествовать грозные стихийные бедствия – отсюда проистекает интерес средневековых книжников к различным небесным знамениям и кометам, природным катаклизмам и сверхъестественным событиям, которым отмечены и древнерусские летописи.

Однако в III-IV веках утверждается очень популярная идея о том, что конец света произойдет на исходе седьмого тысячелетия, основанная на многочисленных аллюзиях, которые средневековые богословы находили в ряде библейских и апокрифических текстов — Экклезиасте, Послании св. Петра, Псалтири и других. Особенно популярной эта идея была на Востоке. Взгляда о наступлении Апокалипсиса после 7 тыс. лет придерживались Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин. В этой хронологии человеческой истории каждая тысяча лет соответствует одному из семи дней творения. Внутри этого периода выделяют «четыре царства» — Вавилонское, Персидское, Македонское и Римское, каждое из которых побеждает предыдущее и поднимается на его развалинах.

Бытование эсхатологических идей в Древней Руси

На Руси идеи о конце света приобрели определенные особенности в силу географического положения и исторического опыта страны и своеобразия национальной психологии. Признаками наступающего конца света считались солнечные и лунные затмения, голод, болезни, вражеские нашествия, а также уникальные события, чудеса. Идеи о значимости подобных событий вызывали отклик в народе: каждая аномалия способствовала всплеску религиозной экзальтации. Одним из наиболее верных признаков скорого конца света на Руси, согласно византийской традиции, считалось наступление измаильтян. Под измаильтянами здесь понимали печенегов, половцев, позднее – монголов, нашествие которых древнерусские книжники восприняли как исполнение древних пророчеств.

Источниками эсхатологических представлений на Руси, помимо Библии, был также целый ряд переводных произведений: «Слово об Антихристе» Ипполита Римского, «Откровение Мефодия Потарского», жития Андрея Юродивого, Василия Нового и др.

Особенное преломление эсхатологической идеи в Древней Руси было связано с представлениями об исключительном характере местного христианства. В центре «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона стоит идея о торжестве Руси, «последней» пришедшей к служению Богу. Подобная же идея прослеживается и в «Повести временных лет», само название которой, по мнению И.Н. Данилевского, свидетельствует о выраженных в тексте эсхатологических настроениях, наблюдениях и размышлениях. Древнерусские летописи являются ярким примером распространенности эсхатологических представлений, поскольку в них фиксировались деяния людей, знамения в природе и на небе, размышления о последних временах.

Толчком к усилению эсхатологических настроений могли быть какие-либо чрезвычайные события или особая, «круглая» дата. Во второй четверти XIV века подобных дат выпало две: тысячелетие христианства в Византии и тысячелетие Константинополя. Эти события способствовали волнениям и в среде древнерусских книжников. Однако конца света не произошло, что способствовало перенесению даты на ближайшее будущее.

В Древней Руси, воспринявшей из Византии христианство и местное летоисчисление «от сотворения мира» около середины седьмого тысячелетия, эсхатологические ожидания, связанные с 1492 годом – истечением отмеченного пророчествами срока, были необычайно сильны. Они выражались в литературе самых различных жанров того времени.

Страшным предзнаменованием для древнерусских книжников стало падение Константинополя, рассматриваемое как явный признак скорейшего пришествия Антихриста.

Ярким свидетельством уверенности в грядущем светопреставлении являлись церковные пасхалии (таблицы для расчета даты празднования Пасхи по годам), которые доводились только до 1492 года и не продолжались далее. В пасхалиях, относящихся к XV веку, можно также встретить множество размышлений о Втором пришествии в 7000 году и о различных знамениях, которые его предвещают.

Древнерусские летописи этого века рассказывают о множестве аномальных явлений, происходящих в природе, чудесах и бедствиях, которые предвещают близящийся конец времен. Большинство летописных сводов обрывалось на второй половине XV века – моменте, который, по мнению их составителей, станет финальным для человеческой истории.