Основы православной культуры

bellabs

Подводим итоги успешного разрешения проблемы с попыткой принудить ребенка к изучению ОПК.

В соответствии распоряжением правительства, с 2012-2013 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введен обязательный для посещения курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» содержит 6 модулей:

  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы буддийской культуры.

В соответствии с приказами Минобрнауки, каждый учащийся должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.

Как на деле может выглядеть «выбор» модуля

В мытищинской школе, в которой учится наша дочь, свободный выбор модуля решили не предоставлять, приняв решение изучать только «Основы православной культуры».

На родительском собрании нам сказали, что выбор модуля ОПК уже осуществлен, причем не в школе, а выше, и «ничего сделать нельзя». Мы так не считали и не согласились с предложением «просто не ходить на занятия, если вас это так задевает». Мы написали довольно жесткое письмо, и с ним отправились поначалу к директору – чтобы дать школе шанс самой навести порядок, не обращаясь с жалобами в Минобр и прокуратуру.

Параллельно мы разместили свое письмо в сети (bellabs.livejournal.com/12410.html и ru-antireligion.livejournal.com/8792873.html), поскольку полагали, что подобные нарушения закона могут быть массовыми. Результат существенно превзошел наши ожидания: сотни комментариев и перепостов, попадание в топ-20 блогосферы, письма и звонки из СМИ, ссылки от популярных блогеров и т.п. – тема оказалась чрезвычайно актуальной.

Прочтите наше письмо, а затем мы расскажем о том, что в итоге получилось.

Директору МБОУ СОШ №10 г. Мытищи …
от …, родителей ученицы 4Б класса …

На родительском собрании 5 сентября 2012 г. всем родителям была выдана для подписи официальная бумага следующего содержания:

Мы отметили в документе свое несогласие с принудительным выбором модуля «Основы православной культуры», указав на желание обучать ребенка основам светской этики.

Внимательно изучив официальное учебное пособие «Основы православной культуры», написанное священнослужителем РПЦ А.В. Кураевым, мы убедились, что в нем общекультурные рассуждения и общепринятые этические нормы смешаны с навязыванием религиозной идеологии в миссионерском ключе (концепция первородного греха, бог как творец всего сущего, религия как основа этики и т.п.). Сам Кураев называет подобную тактику «агрессивным миссионерством»: «Агрессивное миссионерство – это просто впечатывание в чужой текст нужных мне смыслов». В учебнике не определено понятие «религиозная культура» и вместо нее вводится религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением.

Вне зависимости от личности преподавателя и его личного отношения к предмету, стилистика учебного пособия позволяет однозначно трактовать модуль «Основы православной культуры» как религиозную проповедь.

В связи с этим, хотим официально известить Вас о своей позиции:

  1. Мы считаем абсолютно недопустимым нарушение законных прав детей, происходящее в нашей школе, и требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Многие родители привыкли пассивно принимать любые предложения школьной администрации; практически никто не видел заранее учебного пособия; кто-то побоялся поссориться со школой и тем осложнить ребенку учебу; кто-то не умеет доказательно обосновать свою позицию – однако по закону никто из родителей и не обязан ничего доказывать, он просто должен иметь право свободного выбора.
  2. Мы категорически возражаем против присутствия нашей дочери на уроках «Основ православной культуры» и настаиваем на выборе одного из религиозно неангажированных модулей – «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

Свою позицию мы обосновываем следующими юридическими и мировоззренческими причинами:

  1. Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. Обязательность модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе является грубейшим нарушением данной статьи Конституции.
  2. Согласно статье 14, пункт 2 Конституции РФ, «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». На основании этой статьи Конституции, финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении.
  3. Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».
  4. Мы уважительно относимся к религиозной вере любого совершеннолетнего человека, пришедшего к религии добровольно и осознанно. Однако принудительное навязывание религиозного мировоззрения в младшей школе является грубым давлением на детскую психику и квалифицируется нами как сознательная попытка духовного насилия над несовершеннолетними. Церковное лобби сознательно воспротивилось введению светского курса «Религии мира» (написанного сотрудниками Института истории РАН) в старшей школе, стремясь развернуть религиозную пропаганду в младшей. На наш взгляд, это красноречиво свидетельствует об истинных целях данного курса, не имеющего ничего общего с объективным освещением роли религии в жизни общества.
  5. Ситуация, в которой преподаванием религии вынуждены заниматься учителя общеобразовательных школ, разрушает тщательно создаваемое нами уважительное отношение к школе, преподавателям и учебным пособиям. Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды мы считаем абсолютно недопустимым.
  6. По нашему мнению, некоторые религиозные этические нормы (например, явно присутствующие в учебном пособии концепции первородного греха, божественного вмешательства, религии как основы этики и т.п.) и тем более их искаженное воспроизведение в реальных жизненных ситуациях могут принципиально расходиться с современной гуманистической этикой. Это способно повлечь за собой психологические травмы и помешать развитию способности ребенка к принятию самостоятельных, ответственных решений, сузить его потенциал при поиске своего места в мире.
  7. Мы регулярно проводим занятия с детьми, направленные на освоение культурных достижений человечества, в том числе религиозных или косвенно связанных с религией. В частности, мы внимательно изучаем памятники, связанные с христианской культурой различных конфессий: православия, католичества, протестантизма. Мы уверены, что пристрастная церковная трактовка исторических событий и навязывание догматов одной из религий вместо трезвого анализа мешает адекватному изучению роли религиозных учений в человеческой истории.
  8. Мы убеждены, что не встретив законного отпора, религиозная догматика будет расширять свое присутствие в школе в форме креационизма и других антинаучных концепций, что приведет нашу образовательную систему к полной деградации и потере конкурентоспособности в постоянно усложняющемся глобальном мире.
  9. Мы считаем, что показное пренебрежение конституционными правами граждан в области свободы совести и вероисповедания неизбежно приведет к дальнейшему росту правового нигилизма и противоправного насилия на религиозной почве – религиозного экстремизма с одной стороны, и антирелигиозного вандализма с другой.
  10. По данным на февраль 2012 года в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью у родителей пользуется модуль «Основы светской этики» – 42% (православие – 30%, основы мировых религиозных культур – 18%). Введение безальтернативного изучения модуля «Основы православной культуры» мы считаем не только нарушением закона, но и прямым лоббированием интересов РПЦ, не соответствующим реальным предпочтениям граждан России, сознательной попыткой исказить статистику запросов.

Мы требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Если произошедшее в нашей школе массовое нарушение прав детей и их родителей не будет устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Министерства образования и науки. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий посредством лишения их родителей законного права выбора, мы обратимся в прокуратуру и суд.

Просим Вас предоставить письменный ответ на наше заявление в установленный законом срок.

C уважением,
дата, подписи

Как развивались события

Мы распечатали свое заявление в двух экземплярах и отправились к директору школы. Нам не потребовалось много времени, чтобы договориться об исправлении допущенной ошибки и проведении честного опроса мнений родителей. Не знаем, насколько на это повлиял состоявшийся накануне звонок с радиостанции «Сити-FM», но взволнованность руководства была заметна.

Поскольку представители СМИ и Минобра о наших договоренностях узнали не сразу, день для школы выдался горячим. Вечером директор позвонила уже достаточно расстроенная и сердитая: «Зачем вы разместили письмо в интернете, разве нельзя было договориться без лишнего шума». С одной стороны, обида школьного руководства понятна – начало учебного года, забот полон рот – и доставленная нами нервотрепка радости не добавила. С другой, мы действовали в соответствии с информацией, которую сама же школа нам и сообщила – ведь обратиться за помощью мы были вынуждены после того, как нам повторно (уже после родительского собрания) сказали, что решение о выборе ОПК было якобы спущено сверху, а не принято на уровне школы.

Мы дополнили наш пост в ЖЖ просьбой не оказывать дополнительного давления на руководство школы, дать спокойно выправить ситуацию. Всем, кто пойдет по нашим стопам, следует иметь в виду – журналисты являются нашими союзниками и зачастую самым сильным рычагом влияния, но, подарив СМИ информационный повод, вы быстро потеряете контроль над ситуацией.

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленых), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также по Москве и С.-Петербургу).

Для нас результат голосования был отчасти неожиданным – ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм – не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

Почему мы не согласились «просто не посещать занятия»

Не стоит соглашаться на противозаконные компромиссы, наиболее очевидным из которых является попытка кулуарно договориться в стиле «ваш ребенок может просто не ходить на эти занятия».

  1. Ваша реальная сила – следование законам нашего, пока еще светского, государства. Ступив на тропу беззакония, вы становитесь соучастником преступления, и вами уже можно манипулировать;
  2. Ваш ребенок непременно почувствует враждебность одноклассников, вынужденных «париться» на богословских занятиях, пока их товарищ «отдыхает»;
  3. Нельзя забывать, что страдает не только ваш ребенок, которого вы можете защитить лично, но и дети родителей, у которых недостаточно опыта для осознания проблемы или сил для сопротивления административному давлению;
  4. В школе всегда очень сильна инерционность – выбор этого года наверняка будет транслирован на последующие годы, а для новых недовольных задача существенно усложнится – появится аргумент «уже не первый год так работаем, и все довольны, ради вас одного мы не можем перевернуть весь учебный процесс»;
  5. Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они всегда охотно пользуются;
  6. Публичное пресечение противоправных действий создает важные прецеденты, помогающие преодолеть беззаконие в других аналогичных ситуациях. Нарушающие закон не боятся частных исключений, но очень не любят публичности.

Аналогичные формы принуждения и аргументы школы

Поступившие к нам комментарии позволяют сделать вывод, что наш случай отнюдь не единичный.

В школе соседнего с Мытищами города Королёв модуль ОПК был также назначен принудительно, а родители, желающие избежать религиозной пропаганды, должны были «предоставить справку о том, что ребенок посещает другие курсы» – то есть решать проблему школы за свой счет!

В одной из московских школ модуль ОПК был якобы выбран «большинством голосов родителей», и под этим предлогом модуль был объявлен обязательным для всех, вне зависимости от желания родителей.

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

  1. Напишите заявление на имя директора. Наше письмо можно брать за образец, но его стоит «подсушить» и сократить (убрав эмоциональные оценки, полезные при обсуждении в сети, но излишние в формальной жалобе);
  2. Распечатайте заявление в двух экземплярах и отнесите в школу;
  3. Официально зарегистрируйте факт передачи заявления в секретариате, оставьте у себя второй экземпляр заявления с отметкой о регистрации;
  4. Добивайтесь письменного отказа удовлетворить ваше законное право на выбор;
  5. С этим отказом обращайтесь в надзорные органы Минобра и прокуратуру. Если школа намеренно затягивает с ответом, заявление в вышестоящие инстанции можно подавать и просто по факту нарушения, не дожидаясь комментариев школьного начальства.

С большой вероятностью, руководство школы не избежит выговора – в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Главный аргумент школы – «у нас нет средств на обеспечение преподавания нескольких модулей». Для любого учебного заведения введение нескольких дисциплин вместо одной – очевидное усложнение и без того «лишнего» предмета обязательной программы. Требуется разделить детей на группы, обеспечить их аудиториями, преподавателями и учебными пособиями.

Доводы школы опираются на реальную проблему, но это не ставит их выше ваших законных прав. К тому же, на этот аргумент есть вполне логичный ответ – если вы можете преподавать только один модуль, вводите «Основы светской этики» – он единственный из всех не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не содержит ни религиозной, ни атеистической пропаганды, и против него обычно не возражает никто из родителей. Модуль «Основы мировых религиозных культур» кажется нам даже более интересным и полезным, но может встретить возражения со стороны верующих родителей, опасающихся «бесовских сказок» своих религиозных конкурентов. Если на «светский» компромисс школа не соглашается и навязывает модуль религиозный – требуйте законного права на выбор модуля индивидуально для вашего ребенка.

Одной из важнейших проблем остается качество учебных пособий (ну и уровень подготовки учителей). В нашей школе выбор «Основ православной культуры» объяснили еще и тем, что этот учебник «понятно написан», в отличие от «мутного» учебника по «Основам светской этики». Не следует забывать, что образованные церковнослужители часто владеют русским языком и методами доступного изложения лучше, чем светские методисты. Понятно, что из двух зол – «методическая невнятность» и «религиозная пропаганда» приходится выбирать первое. Но еще лучше – организовать кампанию в поддержку написания действительно сильных учебников по «Основам светской этики» и «Основам мировых религиозных культур». Очевидно, что по-настоящему полезное учебное пособие по этике и истории религий может быть адресовано только старшеклассникам, а пропаганда церковников обращена на младшие классы именно потому, что целью ставится промывка мозгов, а не понимание. Но поскольку объективная ситуация сейчас именно такова, нужно совершенствовать методы увлекательного научного изложения вопросов этики и религиоведения для нужд 4-5 классов.

Почему так происходит

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия?

Первоначально школьное руководство сослалось на некое решение, принятое на региональном уровне. Однако на очной встрече с директором версия о «приказе сверху» была суетливо дезавуирована. Действительно, никаких письменных указаний такого рода нам предъявлено не было. Тем не менее, анализ общедоступных документов, сообщений СМИ и реплик преподавателей и чиновников не оставляют никакого сомнения в наличии административного давления – в форме «настоятельных рекомендаций» и однобокой подготовке учителей к преподаванию нового предмета. Одним из проводников клерикализма в школы (и даже в детские сады) является лично Министр образования правительства Московской области г-жа Антонова Лидия Николаевна (подробнее см.: bellabs.livejournal.com/15609.html).

Школам «советуют» вводить модуль ОПК «по умолчанию» – а там как кривая вывезет. Понятно, чем церковников и их лоббистов привлекает этот жульнический способ повысить процент «выбравших православие»:

  • авторитет школы и привычка родителей пассивно принимать предлагаемые школьной администрацией решения служат более эффективным инструментом религиозного миссионерства, чем прямая проповедь священнослужителей, чья пристрастность слишком очевидна;
  • в «православные» автоматически зачисляются все неопределившиеся и пассивные – а это большинство родителей;
  • в случае возникновения скандала, ситуацию всегда можно «отыграть назад», причем заведомо остаться в плюсе – любой социолог объяснит вам, что процент родителей, не поменявших первоначальное согласие (пусть и вынужденное), будет заведомо больше, чем выбравших ОПК свободно.

Итак, непосредственное решение принимает сама школа – и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовало долгое обсуждение правомерности религиозного обучения в светской школе. На наш взгляд, распространение религии в школе антиконституционно. На основании статьи 14, пункт 2 Конституции РФ («Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»), финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении. Поэтому уже само наличие в школе религиозно ангажированных предметов, даже при условии обеспечения свободы выбора, является незаконным.

Однако практической пользы для родителей это знание не имеет. Курс на поддержку религиозности (прежде всего в форме пропаганды православия и тесного сотрудничества с РПЦ) сознательно выбран на высшем государственном уровне. Означает ли это неизбежность изучения «закона божьего» для вашего ребенка? Нет, пока не означает.

Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. На эту статью Конституции пока не покушаются ни чиновники, ни даже церковники, так что для вас она является единственной серьезной опорой.

Руководящие структуры Минобрнауки и функционеры РПЦ вынуждены непрерывно лгать, называя религиозные модули «культурологическими», направленными якобы не на пропаганду религии, а лишь на изучение «религиозной культуры». Демагогичность подобных утверждений легко доказывается анализом учебных пособий и не менее ярко видна при изучении заявлений и рекомендаций РПЦ, адресованных чиновникам от образования.

Например, в органы управления образованием Московской области поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (причем поступило как приложение к письму областного Министерства образования и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием!). В этом письме, в частности, недвусмысленно сказано: «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть учебных предметов (модулей). Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета – атеистические (безрелигиозные): светская этика и религиоведение». Таким образом, РПЦ не скрывает своего истинного отношения к данному курсу – религиоведение, то есть сравнительное изучение религий как культурного феномена, для них является безрелигиозным и даже «атеистическим» предметом, в популяризации которого церковь абсолютно не заинтересована. Изучение «основ православной культуры», напротив, является предметом религиозным – и в этом мы полностью согласны с мнением «отдела религиозного образования и катехизации».

Вообще же, для РПЦ весь курс «Основы религиозных культур и светской этики» – вынужденный паллиатив. Оставаясь в рамках принятой государственной стратегии (не предусматривающей пока формального пересмотра Конституции и введения полноценного «закона божьего»), церковное лобби оказывает давление в двух направлениях:

  1. Сделать изучение основ православия обязательным для всех школьников, в первую очередь за счет дискредитации «атеистических» модулей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» (важным инструментом такой дискредитации служит подтасовка статистических данных о предпочтениях населения);
  2. Распространить религиозные занятия с 1-го по 11-й класс (по часу ОПК в течение 11 лет – это больше, чем полный курс физики!).

На данном этапе, пропаганда религии преследует цель «статистического» влияния на школьников, а не поголовного принуждения – важен процентный охват, а не отдельная личность ребенка. Официальным чиновничьим структурам публичные обсуждения проблемы совершенно не нужны, они стараются не обострять противостояние и внедрять религиозные модули как можно мягче, не вызывая жесткого сопротивления родителей. Поэтому индивидуальная защита от религиозной проповеди не только полностью легитимна, но и вполне может быть эффективна.

Заключение

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям – это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа – лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше делать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры – хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.

P.S. Версия от господина Гундяева или Наглость – второе счастье

В январе 2013 года Патриарх Кирилл порадовал нас своей трактовкой извращений в сфере религиозного воспитания в школе:

«Кирилл выразил обеспокоенность небольшим количеством московских школьников, выбравших для изучения модуль «Основы православной культуры». В Москве изучать православную культуру захотели лишь 23,4 процента школьников. Это самый низкий показатель в Центральном федеральном округе. «Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру», – заявил патриарх. По его мнению, «это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятия светскости государства, а также оказанием давления на родителей, с тем, чтобы они выбрали для своих детей основы светской этики или основы мировых религиозных культур».

Ах, вот оно что. Оказывается, это не РПЦ лоббирует безальтернативное введение «Основ православия», оказывая непрерывное давление и ведя противозаконную деятельность в учебных заведениях и государственных учреждениях. Виноваты, оказывается, те наглецы, которые смеют сопротивляться беззастенчивому выкручиванию рук и деградации системы образования.

«Кирилл подчеркнул, что именно церковь предложила ввести модуль «Основы светской этики», пойдя навстречу нерелигиозным людям. «Мы представить не могли, что этот предмет станет использоваться для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру», – заявил он.»

Образцовый и наглый цинизм. Вы-то думали, введение религиозных занятий – это уступка церковному лобби? Оказывается, все наоборот – это г-н Гундяев милостиво разрешил нашим детям изучать светскую этику и сравнительное религиоведение. Но вы не оправдали оказанного вам высочайшего доверия, и теперь сам патриарх сердито топчет ножкой – похоже, пора запретить эти бесовские альтернативы единственно верному учению КПСС.

Что эти заявления значат для нас? С одной стороны, не все так плохо – даже несмотря на абсолютно беззастенчивое давление и пропаганду сросшихся с властью церковников, процент фанатов ЗАО РПЦ оказался существенно ниже ожидаемого. С другой – совершенно очевидно, что давление будет только усиливаться, стадо вздумало взбунтоваться, забыв, что его место в стойле, а не в светской школе:

«Президент России Владимир Путин предложил «уйти от вульгарного примитивного понимания светскости» и тем самым расширить толкование понятия «светское государство».

Под этот чудный тезис можно подложить любое содержание, поэтому его тут же радостно подхватили полоумные «радетели за нравственность»: «»Я беру пример с нашего президента Владимира Владимировича Путина,» – так объясняет свою политику директор школы… Когда директор начинает говорить о курсе «Основы православной культуры» в 4–5–м классах, она поясняет: это официальная, «президентская» программа. Показывая учебник по этой же дисциплине, один из разделов которого называется «Молитва», Елена Анатольевна объясняет удивленному собеседнику: такова «политика нашего президента».» (Характерно, кстати, что преподавание ОПК в этой школе ведется даже не по учебнику профессора духовной академии Кураева, а по пособию безграмотной графоманки Людмилы Шевченко.)

Ждем продолжения, но не опускаем руки – пока законных способов навязать ОПК против воли родителей не существует, так что бороться можно и нужно.

Tags: религия

ООО «Детская ОПК»

Дополнительные Торговля оптовая консервами из мяса и мяса птицы (46.32.3) Торговля оптовая молочными продуктами (46.33.1) Торговля оптовая соками, минеральной водой и прочими безалкогольными напитками (46.34.1) Торговля оптовая шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями (46.36.2) Торговля оптовая мучными кондитерскими изделиями (46.36.3) Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами (46.38.2) Торговля оптовая гомогенизированными пищевыми продуктами, детским и диетическим питанием (46.38.21) Торговля оптовая текстильными изделиями, кроме текстильных галантерейных изделий (46.41.1) Торговля оптовая галантерейными изделиями (46.41.2) Торговля оптовая одеждой, включая спортивную, кроме нательного белья (46.42.11) Торговля оптовая нательным бельем (46.42.12) Торговля оптовая аксессуарами одежды и головными уборами, кроме меховых (46.42.14) Торговля оптовая электрической бытовой техникой (46.43.1) Торговля оптовая грампластинками, аудио- и видеомагнитными лентами, компакт-дисками (CD) и цифровыми видеодисками (DVD) (кроме носителей без записей) (46.43.3) Торговля оптовая чистящими средствами (46.44.2) Торговля оптовая парфюмерными и косметическими товарами, кроме мыла (46.45.1) Торговля оптовая туалетным и хозяйственным мылом (46.45.2) Торговля оптовая фармацевтической продукцией (46.46.1) Торговля оптовая бытовой мебелью (46.47.1) Торговля оптовая прочими бытовыми товарами (46.49) Торговля оптовая книгами (46.49.31) Торговля оптовая писчебумажными и канцелярскими товарами (46.49.33) Торговля оптовая играми и игрушками (46.49.42) Торговля оптовая спортивными товарами, включая велосипеды (46.49.43) Торговля оптовая прочими потребительскими товарами, не включенными в другие группировки (46.49.49) Торговля розничная садово-огородной техникой и инвентарем в специализированных магазинах (47.52.6) Торговля розничная обоями и напольными покрытиями в специализированных магазинах (47.53.3) Торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах (47.54) Торговля розничная мебелью в специализированных магазинах (47.59.1) Торговля розничная книгами в специализированных магазинах (47.61) Торговля розничная писчебумажными и канцелярскими товарами в специализированных магазинах (47.62.2) Торговля розничная музыкальными записями, аудиолентами, компакт-дисками и кассетами в специализированных магазинах (47.63.1) Торговля розничная лентами и дисками без записей в специализированных магазинах (47.63.2) Торговля розничная спортивным оборудованием и спортивными товарами в специализированных магазинах (47.64) Торговля розничная играми и игрушками в специализированных магазинах (47.65) Торговля розничная нательным бельем в специализированных магазинах (47.71.2) Торговля розничная головными уборами в специализированных магазинах (47.71.7) Торговля розничная аксессуарами одежды (перчатками, галстуками, шарфами, ремнями, подтяжками и т. п.) в специализированных магазинах (47.71.8) Торговля розничная косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла в специализированных магазинах (47.75.1) Торговля розничная туалетным и хозяйственным мылом в специализированных магазинах (47.75.2) Торговля розничная прочая в специализированных магазинах (47.78) Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков (47.9) Торговля розничная по почте (47.91.1) Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет (47.91.2) Торговля розничная через Интернет-аукционы (47.91.3) Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона (47.91.4) Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (47.99) Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (49.3) Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (49.4) Деятельность по складированию и хранению (52.10) Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом (52.21.2) Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (52.29) Деятельность курьерская (53.20.3) Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая (62.09) Деятельность рекламных агентств (73.11) Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику (77.33) Аренда и лизинг торгового оборудования (77.39.27) Свернуть

Православная христианская картина мира

  • Духовно-мировоззренческие основы культуры
  • Религия и наука. Откровение
  • Единобожие. Бог — Троица. Бог и творение, мир духовный и материальный
  • Дух, духовность, духовная жизнь. Духовная, душевная и телесная сущность человека
  • Символ веры
  • Брак и семья в православной культуре
  • Боговоплощение. Богочеловек Иисус Христос
  • Посмертная жизнь человека и будущее человечество в православном учении. Всеобщее воскресение и Страшный суд
  • Православное христианское отношение к природе, жизни, растительному и животному миру на земле
  • Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

История православной религии и культуры

  • Основные события Ветхозаветной истории
  • Ветхий Завет о Мессии-Спасителе
  • Евангелие — Благая Весть. Евангельская история
  • Погребальная Плащаница Иисуса Христа. Икона Спаса Нерукотворного
  • Крещение Руси. Православное просвещение славян
  • Православная христианская религия и культура в современном мире

Православная культура и религиозные учения

  • Оккультизм
  • Деструктивные религиозные секты. Неоязычество

Письменная культура Православия

  • Священное Писание и Священное Предание. Ветхий Завет и Новый Завет
  • Церковнославянский богослужебный язык
  • Православная литература. Агиография (жития святых)
  • Проповедь в православной культуре
  • Письменная культура русских монастырей
  • Православие и русская художественная литература
  • Современная православная литература

Православный образ жизни

  • Православные христианские праздники
  • Православные посты. Духовно-нравственный смысл поста в Православии
  • Святые в Православной Церкви, их почитание
  • Молитвенная традиция Православия
  • Таинства Православной Церкви
  • Происхождение, история и современное состояние православного монашества
  • Православная культура почитания святых икон. Чудотворные иконы. Крестные ходы
  • Поминовение усопших в Церкви и в семье

Нравственная культура Православия

  • Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества
  • Христианские добродетели. Заповеди Ветхого Завета и Нового Завета
  • Православная культура отношения к ближнему. Благотворительность, милостыня
  • Православная христианская культура отношения к болезни и смерти
  • Христианское воинство. Православные нравственные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности
  • Христианская аскетика. Пост и молитва как средства борьбы с грехом

Художественная культура Православия

  • Православное христианское понимание художественного творчества и его задач
  • Православная храмовая архитектура, канонические нормы храмостроительства
  • Православная икона, канонические нормы иконографии
  • Православная художественная культура, возрождение церковных традиций

Православие — традиционная религия русского народа

  • История формирования и развития православной культуры в России
  • Государствообразующая роль Православия в истории России
  • Церковь и Древнерусское государство, русские князья и Церковь
  • Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII веке
  • Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в России и за рубежом
  • Новомученики и исповедники Российские, Царская семья. Гонения на веру и массовые репрессии верующих
  • Современная деятельность Русской Православной Церкви на канонической территории Московского Патриархата и за его пределами

Реферат: Основы православной культуры

Введение

Глава 1

Глава 2

2.1 Понятие о религии

2.2 Происхождение религии

2.3 Откровение

2.4 Ветхозаветная религия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Православие, как одно из основных направлений христианства, окончательно сложилось в 11 веке как восточнохристианская церковь. Сегодня в Росси многие желают познать основы православной веры . Православие называют «наукой из наук» — сложнее всех наук. Это особое мировоззрение, основывающееся на множестве своих понятий без сознания которых не возможно воспринять веру предков.

Девять веков Православная Церковь была в нашей стране основной созидающей, защищающей непобедимой духовной силой благодаря воспитанию в народе нравственности и любви к Отечеству.

Православная вера каждому, кто её обретал, давала осознание высшего смысла жизни, помогала возрастанию лучших качеств – доброте и красоте души, творческим и созидательным способностям, стойкости и героизму. Эта сила собрала и объединила разрозненные народы в Единую русскую нацию, создала Великую русскую культуру; в основном мирным путём овладела громадной территорией (одной шестой частью земли на планете) и успешно защищала её от захвата другими народами.

Феномен духовной силы можно почувствовать только через постижение многосторонней духовной мощи России, которая создаётся благодаря нескольким факторам:

церковным Таинствам Крещения, Покаяния, Причащения, Венчания;

покровительству Христа, Богородицы и святых по сердечным молитвам народа к ним;

самоотверженной любви к Богу, ближним и Отечеству;

прекрасным храмам с чудотворными иконами, святыми мощами и колокольным звоном;

почитанию Креста Христова и его животворящей силе;

лучшим произведениям русской литературы и искусства, пропитанных православным духом и содержанием.

Такая особенная непобедимая духовная мощь была и есть у России. В том была крепость Руси, что она неизменно веровала в Бога. Теперь Россия опять испытывает бедствие многостороннего кризиса. Как и в прежние времена, Православная Церковь становится и должна быть главной силой в преодолении очередного исторического кризиса.

Современное состояние России и путь её спасения глубоко и точно выразил в 1990 году известный православный поэт иеромонах Роман (Матюшин):

Без Бога нация – толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль что ещё страшней – жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

Глава 1

В 90-е годы в России духовно пробудилось много людей, имевших безбожное, атеистическое воспитание. У них появилось почтение к вере своих предков и к Богу или они приняли Крещение, стали носить нательный крестик, накладывать на себя крестное знамение или оказали помощь делам возрождения веры и Церкви. Они сделали первый шаг к Богу, но не дошли пока до храма, поскольку не имеют для этого необходимых сил. Сегодня к ним относится большинство народа России. Для них требуется особое миссионерское просвещение и духовное окормление. И всё же для человека, который был всегда в темноте неверия и маловерия, первый шаг к Богу – это настоящий духовный подвиг .

В Евангелии об этом сказано: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Марк,12:41-44). Здесь имеется ввиду скудость и богатство веры и дел вероисповедания людей, сделавших первый шаг к Богу, по сравнению с теми, кто постоянно молится и ходит в храм.

Православная вера имеет свою систему основополагающих понятий, своё мировоззрение. Без их познания затруднительно обрести сердечную веру в Бога. Вот некоторые из них.

Таинство Крещения – это духовное рождение человека для вечной жизни, когда крещаемый очищается от грехов прошлой жизни, в полноте соединяется с Богом и может иметь от него всестороннюю защиту и покровительство.

Крест нательный – это святыня, соединяющая человека с Богом и передающая его силу и помощь; защита и ограждение нас от тёмных сил и бесовских нападений; утешение и поддержка в скорбях и печалях; свидетельство Божией любви к нам, за нас Христос отдал себя на крестные муки. Каждый достойный человек несёт по жизни свой крест добрых дел и испытаний. А нательный Крест Христов помогает с ними справляться. Поэтому наши предки никогда не снимали с себя креста.

Крестное знамение – крестообразное осенение себя или кого-либо. Оно освящает человека, даёт ему защиту и помощь в разных обстоятельствах.

Молитва. Наши предки в сложных жизненных обстоятельствах прибегали к защитной молитве. Просили Бога, Богородицу или святых о помощи и часто получали просимое.

Православные священники-врачи утверждают, что почти все болезни начинаются с грехов. А если грех не является первопричиной недуга, то нарушения Божиих заповедей во время болезни затрудняют выздоровление. Чтобы лечение было успешным, нужно, во-первых очиститься на Исповеди от совершенных грехов, во-вторых, воздерживаться от нарушения Божиих заповедей. По мнению священников, в современном обществе имеют распространение следующие грехи:

— осуждение людей, когда говорим о человеке плохое, даже если это правда;

— злые слова и мысли о ком-то, присутствие в сердце обиды, злобы, ненависти (всё это поражает в первую очередь себя);

— непочтительное отношение к Богу, святым, родителям, Церкви, нецензурная брань;

— нецеломудрие и прелюбодеяние;

— чтение растлевающих книг, просмотр подобных телевизионных и театральных зрелищ и прочее.

Болезнь с точки зрения православных священников обретает двусмысленное толкование. В книге Половинкина А.И. «Азбука Православия», говориться: «Нужно знать и помнить, что болезнь – это также и благо для человека. Её пускает Господь для защиты от предстоящих возможных грехов или очищения от уже совершённых в пошлом нарушений Божьих заповедей, чтобы оправдать человека на Суде».

Православная вера и Церковь – это самое большое богатство русского человека. Обретение веры и православного образа жизни помогает укреплению совести, исправлению грехов и соответственно возрастанию доброты и любви к людям. Регулярное чтение Евангелия и Псалтири умножает мудрость человека. Обострение веры способствует раскрытию и возрастанию высшего рода творчества. Человеку нужна православная вера, чтобы полнее и глубже воспринимать русскую культуру и продолжать её лучшие традиции. Православие является культурообразующей верой – основой русской культуры. Поэтому неверующему человеку не возможно глубоко и полно воспринимать и почувствовать произведения Достоевского и Пушкина, Чайковского и Рахманинова и других знаменитых творцов.

Глава 2

2.1 Понятие о религии

Современный человек окружён большим количеством разнообразных вер и идеологий. Но все они объединяются в конечном счете вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма.

Говоря о религии, можно сразу же указать на одно её существенное логическое отличие от атеизма. Главным предметом их разногласий, как известно, является вопрос о бытии Бога. Отсюда в зависимости от подхода к решению этого вопроса уже можно сделать весьма серьёзные выводы о логической обоснованности обоих мировоззрений.

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: внешней (так как она представляется постороннему исследователю) и с внутренней (которая открывается лишь человеку, живущему религиозно). Понимание религии даёт и сама этимология данного слова.

Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio – совестливость, святость, благочестие и так далее). Происхождение слова «религия» указывает на два основных его значения – благословение и соединение, которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом единении человека с Богом.

С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых она теряет самое себя, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и прочее. Все эти псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы, в действительности представляют собой лишь продукты её распада.

Одной из первых и главных истин религии является исповедание личного, духовного Начала – Бога, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека. Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов добрых и злых, ангелов и демонов и так далее.

Следующим важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек способен духовному единению с Богом, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догмам и заповедям данной религии.

Важным признаком религии, прямо вытекающим из предыдущих, является и утверждение ею первичности для человека духовных и нравственных ценностей по сравнению с ценностями материальными. История свидетельствует, что чем слабее звучит это принцип в религии, тем она грубее, безнравственнее. И напротив, чем с большей силой утверждается необходимость господства духа над телом, власти личности над своей низшей животной природой, тем религия чище, выше и совершеннее, тем она человечнее.

2.2 Происхождение религии

Вопрос о происхождении религии является одним из основных в дискуссии между религией и атеизмом. В ответ на утверждение религиозного сознания об изначальной религии в человечестве и о сверхъестественном характере её возникновения. Отрицательной критикой было представлено много различных вариантов так называемого естественного происхождения идеи Бога.

Существуют несколько атеистических происхождений гипотез: натуралистическая, анимистическая, Л.Фейербаха, социальная.

Натуралистическая (от лат.natura – природа) гипотеза, высказанная ещё римским поэтом и философом Лукрецием (I век до н.э.), утверждает, что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы, не понимая их, незнания законов природы.

Это психологическое объяснение, однако, не учитывает того обстоятельства, что страх скорее вызывает стремление избежать данного явления, скрыться от него, нежели олицетворять его и обращаться к нему с мольбой. Человек много боялся, но тем не менее обоготворял не все предметы страха: хищников, стихии, своих врагов – людей и т.д., а лишь некоторые из них и часто самые безобидные (камень, дерево). Видимо страх явился причиной религиозного отношения к ним.

Несостоятельность натуралистической гипотезы в том и состоит, что она совершенно не объясняет того, как страх (или, напротив, восторг, восхищение) перед окружающим земным, материальным миром мог вызвать в первобытном, «примитивном» сознании человека идею бытия совершенно нового, духовного Существа, бытия принципиально иного – невидимого, неслышимого и неосязаемо-духовного мира. Но если явления этого мира сами по себе не способны породить в сознании человека идеи Бога и мира потустороннего, то есть дать начало религии. То, напротив, при наличии такой идеи и чувства в душе человек способен не только верить в Единого Бога, но при определённых условиях и обоготворить любое явление природы, любое существо, даже свою собственную фантазию. И тогда становится вполне объяснимой религиозность как древнего, так и современного человека.

Анимистическая гипотеза (от лат.animus – дух), высказанная и подробно развитая в прошлом столетии, видит источник происхождения религии в сновидениях, обмороках, галлюцинации, смерти и прочих явлениях, наблюдения за которыми привели «неразвитого человека» к мысли о существовании другого столь же реального мира, как и этот.

Изъяны данной гипотезы столь значительны и бесспорны, что даже в серьёзных атеистических кругах она перестала пользоваться каким-либо доверием.

Гипотеза Фейербаха. Несколько иную идею происхождения религии высказал один из гегельянцев прошлого столетия Фейербах (1872). Свою гипотезу он основывает на старом положении об олицетворении человеком сил природы как основе древних религиозных верований. Религия, по его мнению, непосредственно вырастала из олицетворения отдельных сторон и свойств абстрактной природы человека, превратного её объяснения. «Что такое дух, — вопрошает Фейербах, — как не духовная деятельность, получившая самостоятельное бытие благодаря человеческой фантазии и языку, как не духовная деятельность, олицетворённая в виде существа?». Он делит религии на «духовные»: иудаизм, буддизм, христианство, ислам и «естественные»: все первобытные и древние языческие верования. В «духовных» религиях «Бог, отличный от природы, есть ни что иное как собственное существо человека», а в естественных религиях «отличный от человека бог есть не что иное как природа или существо природы».

Кратко точку зрения Фейербаха можно изложить следующим образом: тайну теологии составляет антропология. Этот тезис у него прямо вытекал из понимания им существа религии, которое определяется одним словом – человекобожие. Фейербах и пытался создать новую, по его мнению, религию с культом человека. Ошибка его в утверждении того, что религия есть фантастическое отражение в человеческом сознании самого сознания и всей действительности. Создание абстракций и вера в их объективную реальность, тем более в их божественность, — вещи, слишком далеко друг от друга стоящие, чтобы их можно было так легко объединять, как это сделал Фейербах. Гипотеза эта годна разве для объединения происхождения различных языческих видов религии, но никак не происхождения самой идеи Бога.

Социальная гипотеза – последнее слово отрицательной критики по данному вопросу. Основная её мысль достаточно ясно раскрывается из следующих высказываний.

«Как форма общественного сознания, религия изначально есть общественный продукт, результат исторического развития общества. Её отличие от других форм общественного сознания заключается в том, что отношение реальной жизни отражается в ней иллюзорно, в форме представлений о сверхъестественном. Религиозная форма отражения реальной жизни обусловлена в свою очередь социально: в первобытном обществе чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах – чувством бессилия перед социальным гнётом».

«Из-за низкого развития производительных сил люди не располагали источниками регулярного получения необходимых средств существования. Это порождало у человека своей полной зависимости от сил природы и представление о последних как о стоящих над ним и имеющих сверхъестественный характер.

Именно в независимости общественного производства заключены социальные корни религии первобытных людей. Но для возникновения религии должны были сложиться ещё определённые гносеологические предпосылки. Религиозное объяснение мира предполагает во-первых, осознание человеком своей личности как чего-то отдельного от окружающей природы; во-вторых, способность формулировать весьма отвлечённые понятия об общих свойствах явлений и предметов».

Содержание социальной гипотезы сводится к следующим положениям:

Религия «могла возникнуть лишь на определённой ступени развития общества и самого человека», то есть она – явление не изначальное в человеческом обществе.

Возникновение религии обусловлено:

социальным фактором – «ввиду неразвитости общественного производства» (в первобытном обществе чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах – чувством бессилия перед социальным гнётом);

гносеологическим фактом – умением «формулировать весьма отвлечённые понятия», когда «у человека развивается способность к абстрактному мышлению», Абстрактное мышление даёт возможность возникновения в человеческом сознании «фантастических отражений реальной действительности», то есть сверхъестественных, религиозных.

Даже при первом взгляде на основные положения данной гипотезы становится очевидным её эклектический характер. Она является лишь новой попыткой найти земные источники религии на основании старых идей.

Желающий убедиться в бытии Бога должен искать веру не только рационально, путём изучения и сопоставления различных мировоззрений, но соответствующим образом и нравственно очищаться, что предполагает осуществление в себе евангельской нравственности, которая характеризуется основными признаками:

полным и чистосердечным раскаянием во всём злом, несправедливом и нечестном, что было совершено прежде, что ранит и убивает совесть и душу, — раскаяние внутри себя.

законом жизни должна стать решимость исполнить все те нравственные принципы и требования, которые содержатся в Новом Завете и которые можно выразить словами апостола Иоанна Богослова: «Возлюбленные, Будем любить друг друга!».

Уверенность в бытии Бога или чего-то сверхъестественного ещё не делает человека членом Церкви. Необходимо знание основ православной веры и вытекающих из них принципов духовной жизни. Однако путь в этот мир для человека, находящегося в условиях современного религиозного плюрализма, значительно сложнее того, когда основной выбор происходил между атеизмом и религией (под которой, как правило, подразумевалось Православие).

2.3 Откровение

Одним из существенных элементов христианского мировоззрения является убеждение в возможности и необходимости для человека Божественного Откровения. Христианство целиком и полностью зиждется на Откровении, ему обязано своим возникновением.

Необходимо при этом отличать Откровение сверхъестественное от так называемого естественного богопознания, часто называемого откровением. Откровением разумеется особое благодатное действие Божие на человека, дающее ему истинное знание о Боге, о человеке, о спасении. Оно имеет два вида: общий и индивидуальный.

Общее Откровение дано Богом через особо избранных людей – пророков и апостолов – для возвещения тех основных истин, исповедание и исполнение которых необходимо для спасения каждому человеку, всему миру или отдельному народу.

Индивидуальным откровением называется такое сверхъестественное посещение Богом отдельных лиц, преимущественно святых, при котором им открывались Царствия Божия, души человека, мира. Большинство подобных откровений носят такой характер, что их другому, не имеющему соответствующего духовного опыта человеку нельзя пересказать. Поэтому в святоотеческих писаниях и житийной литературе хотя и сообщается о фактах откровения святым, однако, как правило, передаётся исключительно их внешняя сторона. При этом в индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, по сравнению с евангельскими, но даётся более глубокое, опытное познание того, что уже дано в общем Откровении.

2.4 Ветхозатетная религия

Монотеистическая религия, которую имели праотцы и которая приобрела свою полную определённость через Откровение, полученное Моисеем и пророками до пришествия Мессии, Господа Иисуса Христа, называется ветхозаветной.

К основным чертам этой религии, сведения о которой мы черпаем из Библии, следует отнести, во-первых, её безусловный монотеизм. Утверждения некоторых исследователей о политеистическом характере ветхозаветной религии не выдерживают критики при внимательном рассмотрении приводимых аргументов, главные из которых следующие:

в еврейском тексте Библии с первых же строк говорится об «Элогим», то есть Богах (суффикс «им» указывает на множественное число), а не о Боге, как это переведено на другие языки;

в Библии упоминаются имена различных богов, которым евреям предписано поклоняться: Адонаи, Ягве, Саваоф и другие;

многочисленные библейские антропоморфизмы в отношении Бога говорят о примитивном, свойственном политеистам, представлений о Боге в ветхозаветной религии.

Относительно этих возражений можно заметить следующее:

суффикс «им» в еврейском языке указывает не только на множественное число, но также используется для выражения превосходной степени. Например, в Библии небо звучит как «шамаим», вода (как стихия) – «маим» и так далее. В отношении употребления «Элогим» некоторые отцы склонны полагать даже, что этим в Священном Писании Ветхого Завета указывалось на Троичность Ипостасей в Боге. Данное употребление должно было подчеркнуть, что речь идёт не просто о семитском божестве, а о Боге высочайшем;

Ягве, Адонаи и другие встречающиеся в Библии имена Бога означают не разных божеств, а различные имена единого Бога, указывающие на те или иные свойства Бога;

антропоморфизмы сами по себе не могут служить сколько-нибудь достаточным указанием на политеистический характер данной религии, поскольку антропоморфизмы присущи всем религиям и всякому познанию человека.

Указанные возражения против монотеизма ветхозаветной религии, оказывается, не имеют под собой какой-либо почвы. Но очевиден тот факт, что заповедь о почитании единого Бога стоит первой в десятисловии Моисея и повторяется настойчиво и многократно в различных вариантах и ситуациях на протяжении всей Библии.

Ветхозаветная религия являлась своего рода светлым лучом в сумраке дохристианского языческого мира. Её монотеизм в ту эпоху был явлением исключительным, так как являла собой запрет человеческих жертвоприношений, моральная чистота культа, относительная строгость жизненных установлений и многих нравственных предписаний.

Ветхозаветное Откровение сохраняет определённое значение и в христианскую эпоху. Главным его моментом, имеющим непреходящую ценность для новозаветного человека, являются пророческие и прообразовательные указания Христа Спасителя. Эти указания, многие из которых поражают точностью своих хронологических, географических и генеалогических предсказаний, исполнившись на Иисусе Христе, дают исключительную возможность для каждого беспристрастного искателя истины увидеть в Нём обещанного Богом Мессию и Господа.

Ветхозаветное Откровение даёт и наиболее полную картину творения мира, происхождения человека, истории грехопадения. Однако в прочих элементах вероучения оно существенно и подчас принципиально восполнено (Мф.5,17) или даже отменено Благовестием Христовым, ибо закон имел лишь «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10,11).

В вероучении необходимо отметить следующие наиболее важные, «восполненные» Новым Заветом, положения. Ветхому завету фактически неизвестна была тайна Триипостасности Бога, открытая миру лишь в воплощении Единого Сына Божия.

Ветхозаветное Откровение сохраняет определённое значение и в христианскую эпоху. Главным его моментом, имеющим непреходящую ценность для новозаветного человека, являются пророческие указания на Христа Спасителя. Эти указания, многие из которых поражают точностью своих хронологических, географических и генеалогических предсказаний исполнились на Иисусе Христе, дают исключительную возможность для каждого искателя истины увидеть в Нём обещанного Мессию и Господа.

Благословение Нового завета даёт возможность видеть, насколько несовершенным был сам принцип ветхозаветной религии. Она вся сосредоточилась на законе, на «рабско-наёмнической» психологии, на внешнем исполнении установленных предписаний.

Факты подтверждающие несовершенство Ветхозаветной религии:

Завет носил прообразовательный и временный характер, подготовительный к пришествию Христа;

это несовершенство объясняется тем, что ветхозаветные нравственные и обрядовые установления были этнически ограниченными, они не предназначались всему человечеству, а одному племени, избранному для исполнения конкретного дела;

Ветхозаветная религия не могла быть совершенной, поскольку совершенство связано с самим явлением Бога во плоти и осуществления им через жертву любви тайны спасения человека.

Заключение

Важнейший аспект, составляющий существо христианства, – это правильное духовное устроение человека. Христианство предлагает то, что принципиально отличает его от учения всех других религий. Во первых, учение о Боге, во-вторых, понимание существа и цели духовной жизни человека, далее – учение о Воскресении и многое другое.

Ещё одна особенность христианства (в настоящее время правильнее говорить – Православия) касается существа духовной жизни человека. Христианство всецело устремлено на исцеление души, а не на заработок блаженства и рая. Преподобный Симеон Новый Богослов указывает: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека (т.е. открывает человеку) его немощи». Обратим внимание, что подчеркивается преподобным Симеоном: исполнение заповедей делает человека не чудотворцем, пророком, учителем, не достойным всяких наград, даров, сверхъестественных сил – что является главнейшим следствием «исполнения» заповедей во всех религиях и даже целью. Православный путь ведет человека совсем к иному – к тому, чтобы человек увидел глубочайшую поврежденность человеческого существа, ради исцеления которой воплотился Бог Слово и без познания которой человек в принципе неспособен ни к правильной духовной жизни, ни к принятию Христа Спасителя.

Может быть, самым важным, о чем говорит христианство и что отличает его от других религий и без чего христианству невозможно быть, является его величайший догмат, выраженный в главнейшем христианском празднике, Пасхе, – догмат Воскресения. Христианство говорит не просто о том, что христианская душа соединяется с Богом, что душа будет испытывать те или иные состояния. Оно утверждает, что человек – это душа и тело, это единое духовно-телесное существо, и обожение присуще не только душе, но душе и телу. В обновленном человеке все изменяется, не только душа, ум, чувства, но и само тело.

Православие говорит о воскресении как факте, который последует вследствие Воскресения Христова. Весть о Воскресении пронизывает все христианское сознание на протяжении всех 2000 лет. Величайшие святые, достигшие озарения и просвещения ума, утверждали со всей силой и категоричностью эту истину. Она уникальна в истории религиозного сознания человечества.

Список использованной литературы

1. Половинкин А.И. Азбука Православия: Учеб.пособие/ ВолГТУ, Волгоград, 2002.

2. Осипов А.И. Основное богословие.- М., 1994.

3. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 2001.