Отдаленный православный монастырь

Долгая дорога к Богу: 10 удалённых монастырей


Долгая дорога к Богу: 10 удалённых монастырей

Говорят, что любовь заставляет сердце болеть. Ну, а любовь к Богу, должно быть, тоже способна принести телу боль. На протяжении многих веков люди отказывались от мирской жизни, жили в монастырях и посвящали всю свою жизнь Богу. Предлагаем обзор монастырей, которые не только позволят приблизиться к Богу, но и обеспечат боль в спине, ногах, ведь добраться до них не так-то и просто.

Монастырь Острог (Черногория)


Монастырь Острог (Черногория)


Монастырь Острог (Черногория)

Невероятную церковь, которая относится к Сербской Православной Церкви, можно найти высоко в скале Ostroška Greda. Монастырь является самым популярным местом паломничества в Черногории, и тысячи людей со всего мира посещают его каждый год. Эта пещера-церковь была основана в 17 веке Василием, епископом Герцеговины. Одной из причин невероятной популярности этого места среди верян является тело епископа, молитвы к которому, как утверждают люди, могут вылечить разные недуги и решить сложные жизненные проблемы.

Метеоры (Греция)


Метеоры (Греция)


Метеора (Metéora) в переводе с греческого означает «середина неба». Монастырь расположен на самой вершине скалы, которая находится на равнине Фессалии в центральной Греции. Восточный православный монастырь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Легенда гласит, что основателю монастыря Святой Афанасий не пришлось взбираться на вершину скалы, внезапно появился орел и перенес его туда. В 14 веке для транспортировки материалов на 550-метровую высоту для строительства монастыря использовались лестницы и сети. До 1920-х годов большинству людей приходилось использовать веревки и блоки, чтобы подняться на самый верх скалы. А теперь для посетителей единственным способом добраться до монастыря являются каменные ступени. Монастырь также известен тем, что показан в фильме о Джеймсе Бонде «For Your Eyes Only».

Буддистский монастырь Ki (Индия)


Буддистский монастырь Ki (Индия)

Монастырь Ki (варианты написания монастыря часто отличаются: “Ki”, “Kye” или “Kee”) выглядит как часть декораций из фильма «Властелин Колец». Расположен он в поселке Ki в Гималаях. Тибетский буддийский монастырь находится на вершине холма, на высоте 4166 метров над уровнем моря с видом на долину Spiti. Это религиозный центр подготовки лам. На протяжении многих веков монастырь стал свидетелем многих нападений монгольской и других армий.

Кожозерский монастырь


Кожозерский монастырь

Православный монастырь расположен недалеко от озера Кожозеро, в северо-западной части России. Это один из самых отдаленных уголков страны. Кожозерский монастырь, основанный в 1500-х годах, ‒ одно из самых уединенных зданий в мире. Добраться до него очень непросто, ведь туда нет никаких дорог. Любой желающий посетить монастырь сначала должен добраться на поезде до станции Нименьга, затем дождаться какого-нибудь грузовика, который бы смог подвезти его, и, наконец, последние 32 км придется идти пешком. И даже после всего этого, есть еще одно хитрое препятствие — озеро. Путешественники должны зажечь огонь и ждать лодку.

Phugtal Gompa (Индия)


Phugtal Gompa (Индия)

Спрятанный в далеком юго-восточном регионе Zanskar, высоко в Гималаях, находится монастырь Фуктал Гомпа, выточенный в массивном ущелье скалы на высоте 3800 метров. В 12 веке его построили лама Gangsem Sherap Sampo и еще 70 монахов. Удивительно, что конструкция из глиняных кирпичей, камней и дерева сохранилась на протяжении сотни лет.

Монастырь Paro Taktsang (Бутан)


Монастырь Paro Taktsang (Бутан)

«Гнездо тигра» – так называется монастырь, который просто свисает со скалы на высоте 3000 метров в долине Paro Valley (Бутан, Гималаи). Легенда гласит, что гуру Rinpoche, второй Будда, прибыл на скалу верхом на большой тигрице. Он выбрал именно пещеру для своих медитаций. В 1692 году здесь и был построен храм. В 1998 году монастырь реконструировали. Сейчас это действующий строго практикующий буддизм. Единственный способ, чтобы добраться сюда – идти пешком или на ехать верхом на муле. Правда, туристов сюда не пускают.

Монастырь Xuan Kong (Китай)


Монастырь Xuan Kong (Китай)


Монастырь Xuan Kong (Китай)

В китайской провинции Shanxi есть храм «Hanging Temple» («Висящий храм»). Этот монастырь расположен на скале с видом на близлежащую гору Heng. На первый взгляд храм выглядит очень хрупким, неустойчивым, кажется, что сильный порыв ветра сбросит всю конструкцию на землю. Наверное, монастырь хорошо защищают боги (или все дело в действительно хорошем инженере-строителе), ведь храм пережил несколько землетрясений на протяжении многих лет.

Монастырь Sümela (Турция)


Монастырь Sümela (Турция)


Sümela – это 1600-летний древний православный монастырь, построенный на скалах. Добраться до него можно с помощью винтовой каменной лестницы, проходящей через лес. Храм расположен в Турции в долине Altindere в скале на высоте 1200 метров. Официально монастырь перестал действовать с 1920-х годов. Сейчас это монастырь-музей и популярный туристическое место. В 2010 году, впервые после его закрытия, здесь была поведена православная служба.

Монастырь Popa Taungkalat (Мьянма)


Монастырь Popa Taungkalat (Мьянма)

Головы людей, посещающих Popa в Мьянме, находятся в облаках … в прямом смысле этого слова. Храм расположен на вершине скалы, на высоте 737 метров. Шокирующее расположение. Монастырь находится на бездействующем вулкане, когда он был построен, никто не знает. Монастырь ‒ знаменитое место паломничества для буддистов. Согласно легенде, здесь жили 37 Mahagiri Nats (духи умерших людей от насильственной смерти). Желающие посетить монастырь должны всегда помнить о двух важных вещах, во-первых, им придется пройти все 777 ступенек. Во-вторых, придется отказаться от обеда, поскольку местные обезьяны очень любят воровать у людей бутерброды.

Монастырь Святого Георгия (Израиль)


Монастырь Святого Георгия (Израиль)

Расположенный на западе от территории Палестины монастырь Святого Георгия является уникальным монастырем, с одной стороны которого располагается обрыв. Добраться до христианской святыни шестого века можно с помощью пешеходного моста через Wadi Qelt. Существует теория, что это та самая долина Теней, которая упоминается в ветхозаветном Псалме 23. Монастырь построен рядом с пещерой, которой монахи четвертого века придавали особое духовное значение (по их мнению, это было место, где вороны выкормили пророка Илью). Тем не менее, монастырь не всегда был мирным местом. Вскоре после того, как он был построен, персидские войска напали на него и убили всех 14 живущих здесь монахов. Кости и черепа погибших можно увидеть в священных стенах монастыря и по сей день.
Возможно, это и хорошо, что монастыри находятся в таких труднодоступных местах, шанс, что их превратят в отель, как Garimasu Hotel в Турции, минимален.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Мужской монастырь Нило-Сорская пустынь м. Пустынь
Епархиальный мужской монастырь

Вторым храмом обители стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. По отписным книгам первой половины XVII века, в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня и старая мельница.
В 1641 году Нилов скит по указу царя Михаила Федоровича приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю, что позволило несколько оживить ремонтные и строительные работы. Были возведены новая колокольница и небольшая холодная церковь во имя Третьего обретения Честной Главы Иоанна Предтечи над захоронением основателя скита.
Подчиненность Нилова скита Кирилло-Белозерскому монастырю продолжалась до 1777. В 1777 году по указу Вологодской духовной консистории Нило-Сорскую пустынь перевели в ведомство Кирилловского духовного правления. Ее деревянные строения постепенно ветшали, все приходило в запустение. С конца XVIII века в Нило-Сорскую пустынь стали ссылать монахов «за неблаговидное поведение» из других монастырей.
В самом конце XVIII века была сделана попытка возродить обитель. Настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря игумен Феофан взял пустынь под свое управление и начал ее восстановление. Но из-за дальнего расстояния вести дела в пустыни из Кирилло-Новоезерского монастыря было неудобно, поэтому в 1805 году Нило-Сорская пустынь вновь возвращается в ведение Кирилло-Белозерского монастыря. В это время должность строителя (настоятеля) пустыни выполнял переведенный сюда из Новоезерского монастыря иеромонах Серапион, вместе с которым жили также священник и три послушника. Вскоре Серапиона сменил иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Варсанофий. В ведении Кирилло-Белозерского монастыря в этот раз пустынь оставалась почти полвека.
Общий хозяйственный и духовный упадок обители беспокоил настоятеля Кириллова монастыря Иннокентия который в 1837 году он уговорил принять на себя обязанности строителя пустыни Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837-1842 годах. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание. Возросло число благотворителей, вкладчиков, доходы пустыни стали расти. Отец Никон ввел ежедневную службу, следил за выполнением монастырского устава, боролся с нетрезвостью. Все это способствовало укреплению авторитета пустыни и увеличению числа ее насельников.
В 1840 году пустынская братия обратилась к настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря Рафаилу с прошением о восстановлении самостоятельности их обители, и вскоре решение об этом было принято указом Святейшего Синода от 31 декабря 1850 года . Нило-Сорскую пустынь восстановили как заштатный общежительный монастырь
Иеромонахом Никоном было положено начало каменному строительству в Нило-Сорской пустыни. Первый каменный храм в честь Тихвинской иконы Богоматери заложили на месте разобранных церквей Сретенья Господня и Иоанна Предтечи. Во время работ были обнаружены нетленные мощи — вероятно самого преподобного Нила. Иеромонах Никон оставил для перезахоронения после постройки храма. По неискушенности он не сообщил о находке по инстанциям и поплатился, по доносу о «скрытии мощей», лишением священства и права ношения монашеской одежды на год, а также ссылкой в Валдайский Иверский монастырь.
Строительство продолжалось уже при другом настоятеле. Пятиглавый Тихвинский собор, состоящий из теплой и холодной церквей с приделами, строился в течение 1841-1854 годов. Храм украсили новые барочные иконостасы, настенная живопись. В холодной церкви близ юго-восточного придела преподобного Нила на месте деревянной раки установили новую, с чеканными изображениями на серебряных накладках сцен из жизни основателя монастыря. В обители также хранилась власяница преподобного Нила. К теплой церкви главного храма примыкала колокольня. В северной части монастыря стоял двухэтажный настоятельский корпус, построенный в середине XIX столетия. Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя башнями. В ограде размещались кельи, трапезная, различные службы. Над святыми воротами в 1860-е годы была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы где была поставлена деревянная рака, в которой мощи преподобного хранились прежде.
В 1871 году в обители уже жили сто тридцать человек, из них пятьдесят монахов и послушников. Годовой доход пустыни в это время составлял более двенадцати тысяч рублей. Однако это возрождение обители преподобного Нила не означало возвращения прежних традиций монастырской жизни, завещанных основателем.
Все это время Нило-Сорская пустынь оставалось местом ссылки для исправления лиц духовного звания.
Вместе с тем в этот период в ней жили старцы, прославившие ее своим подвижничеством. Недалеко от самой пустыни находились два скита — Иоанно-Предтеченский и Успенский, — в которых в уединении и аскезе жили схимники. Устройству этих скитов положил начало возродитель обители иеромонах Никон, который любил уединяться в келье, поставленной на том месте, где когда-то была келья Нила Сорского и сохранялся вырытый им колодец. Здесь же было начато в 1841 году строительство церкви Иоанна Предтечи из разобранных деревянных церквей, но из-за удаления Никона она стояла незаконченной. Вернувшись из ссылки, Никон, с разрешения нового настоятеля, поселился в келье около недостроенной церкви. Его трудами она была завершена, украшена и 15 ноября 1852 года освящена. На другой день иеромонах Никон принял пострижение в схиму с именем Нил и было положено начало Иоанно-Предтеченскому скиту. Скит был окружен невысокой деревянной оградой, посторонних, особенно женщин, на его территорию не пускали. С приходящими за помощью старец общался в основном через своего келейника. Подвижническая жизнь старца являлась образцом для других. В Иоанно-Предтеченском скиту Нил прожил около восьми лет, после чего в поисках еще большего уединения, построил новую келью в пятидесяти саженях от того места, в лесной и болотистой чаще. Это стало началом второго скита, в котором старец поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы, две часовенки, выкопал два небольших пруда, расчистил землю под огород и сад. Территорию Успенского скита также окружала деревянная ограда. Здесь старец провел остаток жизни и скончался в 1870 году. Схимник Нил был, возможно, единственным постоянным обитателем указанных скитов, хотя иногда там появлялись и другие старцы
В 1890 году по ходатайству братии Нило-Сорской пустыни ее настоятелем назначили отца Герасима (Никитина), который управлял пустынью четырнадцать лет
В 1904 году он ушел на покой, а впоследствии принял схиму с именем Нил и жил в скитах. К этом времени обитель представляла из себя немалое хозяйство. Помимо строений пустыни и двух скитов имелись многочисленные хозяйственные постройки: скотные дво.ры, конюшни, овины, сеновалы, амбары, кладовые, баня, прачечная с водопроводом, кузница, мельница, гостиницы для паломников, а также два жилых дома в городах Белозерске и Кириллове. За пустынью числилось триста десятин земли, расположенной вблизи нее, и триста тридцать десятин в семидесяти верстах от нее, которые сдавались в аренду местным крестьянам. В аренду сдавались и две рыбные ловли на Спасском и Бородаевском озерах, также принадлежавшие пустыни.
Игумен Иларион (Павлинов), приложил большие труды для поддержания хозяйства, ремонта зданий, в том числе пустовавшего после кончины Никона (в схиме Нила) Иоанно-Предтеченский скита. Все это делалось в преддверии 400-летия со дня кончины преподобного Нила — даты, которую пустынь широко отметила бдением, торжествами и крестным ходом 7 мая 1908 года.
По одному из первых декретов советской власти монастырская земля и постройки перешли в распоряжение местных органов власти. В 1918 году специальная комиссия произвела учет изымаемых имущества и ценностей пустыни. В апреле 1919 года братия пустыни и жители окрестных деревень, как религиозная община, заключили договор с Вогнемским советом, а в сентябре того же года Кирилловский исполком, рассмотрев устав Нило-Сорской общины, зарегистрировал ее. Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления на некоторое время, но по инициативе губернских и уездных властей в 1924 году договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома.
В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для «культурных нужд» населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а в 1961 году — психоневрологический диспансер. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи.
3 декабря 2018 года закрылся находившийся на территории пустыни почти 60 лет Пустынский психоневрологический интернат. Первоначально Нило-Сорская пустынь была возрождена как архиерейское подворье Вологодской епархии и его настоятель, иеромонах Евфимий (Ершов), начал заниматься оформлением документов по передачи имущества, находящегося в областной собственности, в собственность возрождаемой обители.
30 мая 2019 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Нило-Сорская пустынь была возрождена как епархиальный монастырь, а иеромонах Евфимий был назначен её игуменом

Сразу хочу подчеркнуть, что не надо воспринимать название статьи буквально. Во-первых, я ни только не берусь рассказывать про все монастыри, но и не знаю сколько их. Во-вторых, говорить о Русском Севере в географическом или административно-территориальном смысле неправильно. Это скорее историко-культурное понятие, признаки которого сформировалось за долгие годы на территории разных областей России. В-третьих, знакомство с монастырями (по месту и времени) определялось ни моими пожеланиями, а маршрутом речного круиза Москва- Санкт-Петербург-Валаам-Москва. На плановых стоянках организаторы круиза предлагают туристам разные варианты экскурсий, в том числе и в монастыри. Вот о них и пойдет речь.

Но прежде всего, несколько слов о Калязинской колокольне. Еще одно отступление от заявленной темы. Это еще не север, а место на пути из Москвы, порта пяти морей, в том числе и по нашему маршруту. Ни один круизный теплоход, вышедший из Северного порта столицы, не может миновать бывшую колокольню (1800 г.) бывшего Никольского собора (1694 г.) бывшего Николо-Жабенского монастыря. Поэтому самое главное о ней. Высота над уровнем воды — 70 метров. В былые времена колокольня имела 12 колоколов, самый большой из которых (весом 1038 пудов) отлили в 1895 году на средства собора в честь восшествия на престол Николая II.

Калязинская колокольня

В 30-е годы прошлого века после строительства Угличской ГЭС и образования водохранилища значительная часть Калязина, в том числе и неразобранные монастырские и соборные постройки, оказались в зоне затопления. Колокольня была оставлена в качестве маяк. Существуют разные версии о принятии того решения, а также несколько легенд и правдивых историй, так или иначе связанных с колокольней и ее большим колоколом. Но это отдельная тема.

Кирилло-Белозерский монастырь

В конце XIV — начале XV вв. последователи Сергия Радонежского основали ряд новых монастырей, главным образом, в районах Русского Севера. В их числе Кирилло-Белозерский, ставший в последствии крупнейшим и богатейшим монастырем в России, центром духовной жизни региона.

Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника (1572)

Основан монастырь был в 1397 году монахом Кириллом Белозерским, который на берегу Сиверского озера вырыл пещеру, ставшую первым шагом в создании обители. Для сравнения, через полторы сотни лет в собственности монастыря насчитывалось 607 одних только деревень. А в первой половине XVIII века, ставшей апогеем в его развитие, монастырь был собственником 21 тысячи крестьян, проживавших в 16 уездах. Но вернемся к истокам.

Крепостные стены и башни Кирилло-Белозерского монастыря

Уже в начале XV века, Кирилло-Белозерская обитель стала центром большой группы монастырей, и активно способствовала процессу, получившему название «монастырская колонизация». В пределах 7-15 километров от этого центра обосновались Феропонтов, Горицкий, Воскресенский монастыри и Нило-Сорская пустынь. Трудно переоценить значение монастырей для освоения этих суровых и богатых районов, сравнительно недавно вошедших в состав Московского Княжества. Московские князья, понимая это, оказывали им всяческую поддержку. Более того, многие из правителей посещали обитель: великий князь Василий II Васильевич Темный, Государь всея Руси Василий III – отец Ивана IV Грозного, царь Петр I. Сам Иван Грозный особо почитал Кириллов монастырь, т.к. считал свое рождение связанным с ним. В 1528 году Василий III приезжал сюда с женой Еленой Глинской, чтобы молиться о появление наследника. Получилось, родился Иван.

Интересный факт! Развитие монастыря, проходившее в условиях конкурентной борьбы Москвы с Великим Новгородом, превратило его в крупный экономический центр и место, через которое проходили торговые пути к побережью Белого моря.

Ввиду того, что монастыри в ту пору выполняли еще и военные, оборонительные функции они вынуждены были создавать фортификационные сооружения. В 1600 год вокруг обители были построены первые каменные ограждения с башнями. В Смутное время, в 1612-1613 гг. защитники монастыря выдержали несколько нападений и осаду польских и литовских захватчиков.

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря с Успенским собором (1497 г.)

В 1654-1658 гг. построенные новые стены превратили Кириллов монастырь в самую большую и мощную крепость России. Оценить это можно и сейчас.

Интересный факт! Однако с выходом России к Балтийскому морю и сокращением торговли через Архангельск, стала уменьшатся и экономическая роль монастыря. В 1764 году Екатерина Великая лишила его угодий и крестьян, и вскоре монастырская слобода была преобразована в город Кириллов, а крепость в городскую и уездную тюрьму.

В эти, не лучшие для бывшего монастыря, годы его ценности (иконы, старинные книги, церковная утварь из храмов обители) растаскивались всеми способами. Хорошо если цивилизованными для, столичных музеев. А часто просто варварскими. В 1924 году на территории монастыря создан Кирилло-Белозерский музей-заповедник, который спас храмы от разрушения в 30-е годы. Со временем он был дополнен экспонатами, привезенными из соседних деревень (мельница, деревянная церковь, иконы).

В монастыре сохранились и по мере возможности реставрируются более десятка культовых зданий, находящихся в ведении музея. Главный из них — Успенский собор с церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира, епископа Епифания Кипрского и игумена Кирилла Белозерского.

Воскресенский Горицкий монастырь

С точки зрения очередности знакомства участников круиза с монастырями, Воскресенский Горицкий должен оказаться в списке раньше, чем Кирилло-Белозерский. У села Горицы, на берегу реки Шекстны оборудована небольшая пристань. Буквально в двух шагах от нее расположен Горицкий женский монастырь. А до Кирилло-Белозерского надо еще ехать 7 км. Но с точки зрения возраста и статуса приоритет отдается последнему.

Реставрация храмов Воскресенского Горицкого монастыря

В 1544 году, который считается годом основания Воскресенского Горицкого женского монастыря, в селе Горицы на месте деревянных церквей была построена каменная Воскресенская церковь с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Заслуга основания обители принадлежит княгине Ефросинье Старицкой, вдове князя Андрея Старицкого, родного дяди Ивана Грозного. Имя этой женщины сохранилось в истории главным образом, ввиду ее борьбы с первым царем Всея Руси. В 1563 году она была сослана в ею же созданный монастырь, где и закончила свой жизненный путь при странных обстоятельствах.

Монастырские стены

Горицкую обитель называли «монастырем опальных княгинь». Кроме княгини Старицкой, здесь, в почетном заточении, в разные годы оказывались: княгиня Палецкая, жена брата Ивана IV, жены Ивана Грозного – Мария Нагая и Анна Колтовская, дочь Бориса Годунова – Ксения, Екатерина Долгорукова – невеста императора Петра II.

Интересный факт! Кроме «воспитания» царственных особ, монастырские насельницы занимались и обычной хозяйственностью деятельностью, расширением обители и совершенствованием инфраструктуры. Некоторые результаты их труда используются и по сей день.

На территории обители три каменные церкви (Воскресенская – 1544 г., Троицкая – 1821 г., Покровская – 1832 г.), много хозяйственных построек, монастырские стены, в которых находились жилые, гостиничные, больничные помещения, подвалы с ледниками. В

Покровская церковь после реставрации – главный храм обители

В монастыре был проведен водопровод, который работает до сих пор. За пределами монастырских стен была построена пристань, скотный двор и т.д. Дальнейшая судьба обители схожа с тем, что выпало на долю десятков, а то и сотен церквей, храмов, монастырей. В 1932 г. она был закрыта. За годы советской власти в помещениях и на территории монастыря были сельхозартель, гараж, правление совхоза. Кельи и другие подходящие помещения использовались как жилье. В Троицкой церкви размещался сельский дворец культуры. После войны часть помещений передали дому инвалидов.

Новейшая история монастыря началась в 1990 году, с реставрации храмов. Осенью 1999 года монастырь объявлен действующим. Сейчас там живут 10-20 насельниц. И постоянно увеличивается поток паломников и туристов. Продолжение моего путешествия читайте во второй части нашего повествования.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Для тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен

Пустынский монастырь

КНЯЗЬ ЛУГВЕН (СИМЕОН) ОЛЬГЕРДОВИЧ И МЕСТА СИЛЫ БЕЛАРУСИ
Последнее время редко пишу про монастыри. Есть пара-тройка любимых и посещаемых раз в год-полтора, как, например, Череменецкий — Русский Патмос. А в других, особо в «брендовых», происходят весьма любопытные процессы. Когда-то Игорь Северянин написал такие строки:
Как царство средь царства стоит монастырь.
Мирские соблазны вдали за оградой.
Но как же в ограде — сирени кусты,
Что дышат по веснам мирскою отрадой?
Ныне мирская отрада представлена, помимо кустов сирени, вертолетными площадками, «Домами знатных богомольцев» и даже плавучими саунами. При всём том публикуются пафосные статьи о пагубности «духовного туризма». Уместно вспомнить слова одного мудрого еврея, св. апостола Павла: «Корень бо всем злым сребролюбие есть, его же нецыи желающе, заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай» (1Тим.6: 10–11).
Сохранилось ли за монастырскими стенами пространство для чудес или, говоря другим языком, «мест силы»?
К счастью, да. Это краткий рассказ об обители, где отыщет радость для души и «человече Божий», и скромный блогер-краевед. Автору удалось побывать там в июне 2018 г.
ПУСТЫНКИ — ГДЕ ЭТО?
Адрес Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря: Беларусь, Могилёвская область, Пустынки. Деревни или поселка с таким названием нет на карте, это урочище в нескольких сотнях метров от границы с Россией.
Ухоженный проселок от райцентра, городка Мстиславля проходит среди смешанного леса и поросших люпином полей. Неожиданно справа от него вашему взору предстанет высоченная белая многоярусная колокольня (фото в заголовке). Древняя кирпичная ограда слегка подновлена, краска уже начала облезать, а у монастырских ворот бросается в глаза стенд с предупреждающей о возможности несчастных случаев надписью.
«С полуразрушенного храма падают обломки кирпичей»… это относится к руинам Успенского собора, их вы сразу увидите за воротами. И в нынешнем состоянии они поражают своим скорбным величием.
Собор был крестово-купольной формы, с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых. Так монастырь выглядел 100 лет назад (источник фото).
Прервем на время прогулку по обители и расскажем об истории ее основания.
КНЯЗЬ МСТИСЛАВСКИЙ ЛУГВЕН СИМЕОН И ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ
Цитата из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»: «Пустынский Успенский монастырь, 2 класса, в 8 верстах от города Мстиславля. Основан в XIV в. родоначальником князей Мстиславских — Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 г. впал в унию, из которой освободился в 1839 г. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой половине XIV в. владетельному Мстиславскому князю Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, через омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта святая икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 — в ширину; Богоматерь на этой святой иконе изображена склонившей Свою голову к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, голова Которого, как и Богоматери, увенчан короной; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 15 августа…».
Многим ли у нас сегодня что-то говорит имя князя Лугвена (1356 — 19 июня 1431)? А помянуть его есть за что.
Лугвен или Лугвений, во крещении Симеон, был был сыном вел. князя литовского Ольгерда от его второй жены Иулиании Александровны, дочери вел. князя тверского Александра Михайловича. Его родной брат — Ягайло (1351-1434), основатель великокняжеской и королевской династии Ягеллонов, правившей в Польше, Венгрии, Хорватии и Чехии в XIV—XVI вв.
Князь Лугвен (справа), источник изображения
Лугвен в 1385 г. вместе с братом Ягайло и тремя другими князьями подписал Кревскую унию. В католичество не перешел. Активно участвовал в политической и военной жизни Руси в период её феодальной раздробленности. Участвовал в разгроме великого князя Смоленского Святослава Ивановича, княжил в Великом Новгороде, воевал с Псковом, разбил под Орешком ганзейских пиратов-витальеров. В 1392 г. съехал с Великого Новгорода и получил в правление от своего брата Ягайло, короля Польского, Мстиславское княжество. В 1394 г. он женился на Марии, дочери великого князя Московского Димитрия Донского. Брак заключался в Москве.
«В том же году в Москве отдали дочь великого князя Дмитрия Ивановича Донского за князя Лугвена Ольгердовича,
внука Гедимина Литовского, в неделю Всех святых месяца июня в 24 день». Источник
В Великой войне против Тевтонского ордена 1409-1411 гг. князь Лугвен принял активнейшее участие. В Грюнвальдской битве 1410 г., сломавшей хребет ордену, он командовал тремя хоругвями: Смоленской, Мстиславской и Оршанской, поставленными в центре боевого порядка союзной армии. Именно они, понеся значительные потери, остановили натиск противника, благодаря чему союзное польско-русско-литовское войско удержало боевую линию, а затем разгромило крестоносцев. Князь Лугвен участвовал в 1411 г. в заключении Торуньского мира. В 1412 г. он распрощался с Новгородом и окончательно осел в Мстиславле.
Памятный монумент князю Лугвену в Мстиславле
Князь Лугвен Симеон известен как защитник Православия, строитель храмов. Помимо Пустынского монастыря оду он в 1407 г. заложил возле Мстиславля монастырь святого Онуфрия, прославившийся переписчиками книг и рукописей.
Пустынский Свято-Успенский монастырь уже к XVI в. был одним из крупнейших православных монастырей в восточной Беларуси. В 1563 г. в войне Московии и Речи Посполитой часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников.
В 1605 г. монастырь стал униатским (орден базилианцев), начался период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нем вообще не было насельников. Но именно униаты в 1801-1808 гг. построили каменный Успенский храм.
В 1839 г. древняя обитель сделалась снова православной, но находилась она в плачевном состоянии. На восстановление монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. Архимандрит Анатолий (Левшиновский) создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса — плоды его трудов. В 1864 г. прямо на источнике, где князю Лугвену явилась икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1865 г. была освящена новопостроенная Покровская церковь, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами. В 1866 г. была построена величественная колокольня (58,67 м).
Тогда же в Пустынках было создано православное братство, учредившее в монастыре церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Братская библиотека насчитывала 656 книг. Велась их бесплатная раздача и рассылка.
В 1919 г. насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на его территории земледельческую коммуну, но в 1925 г. коммуну ликвидировали, а монахов окончательно выселили. В обители разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал.
Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая
В годы Великой Отечественной войны здесь не пострадало ни одно здание, не погиб ни один ребенок, хотя некоторое время располагалась немецкая армия. Основные разрушения пришлись на период хрущевской паранойи, когда здания разбирались, ломались, сжигались, взрывались, а все что не могли уничтожить люди, оставляли на растерзания стихии и времени. Лишь в 2003 г. в заброшенный Пустынский монастырь приехали монахи из западной Беларуси, а в 2005 г. прошел первый постриг. С тех пор идет посильное восстановление обители, но до окончания работ еще очень далеко.
МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ. НЕОБЪЯСНИМОЕ
Строительные работы.
Такою будет обитель после восстановления.
Возрождаемая Покровская церковь и келейный корпус.
Апсида Покровской церкви (крупногабаритный господин ростом около 190 упорно лез в кадр, оставил его в качестве ориентира масштаба)
Восстановленные корпуса хозпостроек и старая монастырская дорога.
В низинке возле источника находится церковь Рождества Богородицы, восстановленная одной из первых. Рядом купальня. Здесь всегда много народа, так как вода обладает лечебными свойствами.
Интерьер Рождественской церкви. Справа копия Пустынской (Патриаршей) иконы Божией Матери.
Вот тот самый родник, вода которого исцелила зрение князю Лугвену.
А теперь совсем необъяснимое. Это возрожденное здание монастырской школы.
На его дверях следующее объявление.
Когда монахи вернулись в Пустынки в начале 2000-х гг., здание школы было без крыши с полуразрушенными стенами. Им негде было жить, они начали реставрацию помещений, и в одном из них выявился лик Христа.
Здесь всегда много богомольцев, но никто не запрещает фотосъемку. Некоторые этим злоупотребляют и вовсю пользуются вспышкой. Однако изображение с каждым годом становится ярче.
Явившийся лик удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. По воспоминаниям бывших учащихся на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.
Иконы на подоконниках кельи с Нерукотворным образом.
МСТИСЛАВЛЬ
В завершение рассказа несколько слов о центре здешних мест, Мстиславле. Это удивительный древний городок, совсем неисхоженный туристами, с потрясающей, физически ощущаемой энергетикой.
Панорама Мстиславля, гравюра сер. XIX в.
Здесь два городища — Девичья гора (днепро-двинской культуры, до I века до н. э.) и Замковая гора, где был найден культурный слой с деревянными постройками и предметами XII в., обнаружена берестяная грамота (всего в Беларуси их найдено две).
Замковая гора, современный вид
Здесь интереснейший костел кармелитов XVII в. (попасть не удалось, открыт только по воскресеньям).
Еще есть костел иезуитов, в котором только что рухнула стена; много православных церквей, было несколько монастырей и синагог и до сих пор действует кагальный колодец с чистейшею водой. И, что самое удивительное, на главной площади вместо неотвратимого Лукича стоит памятник первопечатнику Петру Мстиславцу (эта фотка из сети, мой снимок вышел неудачным).
Сюда надо обязательно приехать.
Основные источники
1. Сайт radzima.org Достопримечательности Беларуси и Литвы.
2. Протоиерей Георгий Бирюков. Герои Грюнвальда. Лугвений (Семен) Ольгердович, князь Мстиславский.
Авторские фото июнь 2018 г.