Отношение к религии в СССР

Научный атеизм

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (15 октября 2011)

Нау́чный атеи́зм — система взглядов, подвергающая критическому анализу религию и предполагающая её философскую, естественно-научную и историческую несостоятельность с материалистической точки зрения. Области, в которых «научный атеизм» подвергает критике религиозные взгляды, включают в себя философскую критику, направленную на дискредитацию религиозного мировоззрения, естественно-научную критику, обосновывающую несовместимость религиозного взгляда на мир с научными представлениями в таких вопросах как, например, происхождение жизни и человека, а также историческую критику, объясняющую происхождение и развитие религий как естественный социальный процесс.

История

В странах Западной Европы

Понятие «научный атеизм» употреблялось по крайней мере с начала XIX века.

В СССР и странах восточной Европы

Термин «научный атеизм» получил широкое распространение в СССР с 1954 года, когда он был использован в постановлениях ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения» и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (сам термин использовался и ранее). В 1959 году курс «Основы научного атеизма» был введен в программы вузов СССР. В СССР в 1964—1991 годах существовал Институт научного атеизма.

В 1990-х годах кафедры научного атеизма вузов были преобразованы в кафедры религиоведения.

«Новый атеизм»

Основная статья: Новый атеизм

«Новый атеизм» — общественное движение, возникшее в начале XXI века на Западе, члены которого с научных позиций критикуют религию и утверждения верующих о существовании сверхъестественных существ, явлений и сил. Сторонники нового атеизма утверждают, что современные достижения науки требуют менее примиренческого отношения к религии, суеверию и религиозному фанатизму, чем это традиционно распространено в западном секуляризме. В отличие от многих других учёных, которые полагают науку индифферентной по отношению к сверхъестественному или даже неспособной к его исследованию, новые атеисты предлагают считать существование сверхъестественного реальной научной гипотезой, которая должна быть исследована научными методами.

Движение связано с именами таких авторов, как Ричард Докинз, Дэниел Деннет, Сэм Харрис, Кристофер Хитченс и Виктор Стенджер. Это движение наряду с другими атеистическими течениями как сторонниками, так и критиками зачастую характеризуется как «научный атеизм».

Научный атеизм и академическая наука

Методология научного атеизма

Согласно определению науки, она не может ни доказать, ни опровергнуть сверхъестественные явления и богов, поскольку не занимается такими вопросами. Наука по своей сути не предполагает атеизм. Однако некоторые утверждения, следующие из религиозных представлений, могут быть верифицированы научными методами (например, представления об устройстве Вселенной, происхождении жизни, и, в частности, человека, исторические сведения, содержащиеся в религиозных текстах и др.).

Некоторые аргументы научного атеизма

Данные естественных наук противоречат представлениям о происхождении и устройстве мира, принятым в большинстве религий. Так, например, возраст Земли, вычисленный креационистами на основе Библии (менее 10000 лет), не соответствует научным данным (около 4,6 млрд лет). Важнейшей основой научной аргументации атеизма является эволюционное учение, которое не требует наличия какого-либо «высшего разума» для объяснения возникновения и развития жизни на Земле. Важное значение имеет также объяснение психических явлений исключительно на основе физиологии без привлечения сверхъестественных понятий, таких, например, как душа. Данные исторических наук и религиоведения раскрывают эволюционную историю религий и указывают на то, что их священные тексты созданы людьми и менялись на протяжении истории народов, исповедовавших эти религии.

Критика научного атеизма

Богословская критика

  • Согласно некоторым богословам, критика «научного атеизма» базируется не на споре о конечности или бесконечности этого мира в пространстве, а на противоречии богословского утверждения о бесконечности человека и утверждении «научного атеизма» о конечности бытия человека в этом мире. Также, некоторые богословы критикуют утверждение атеистов о ненаблюдаемости бога на том основании, что «бог не есть слуга, чтоб появляться по первому требованию человека». Для встречи бога с человеком необходимо выполнение условий, предусмотренных каждым из религиозных учений мира (за исключением классического, не тибетского, буддизма)
  • Среди представителей разных конфессий распространенно мнение о том, что «научный атеизм» является религией, поскольку, по их мнению, атеисты принимают на веру недоказанное утверждение, что Бога не существует. Из-за того, что наука не видит научности в голословном, неподтвержденном утверждении постулатов, А. И. Осипов делает вывод об антинаучности и сомнительности самого термина «научный атеизм».

См. также

  • Атеизм
  • Научный коммунизм

Примечания

  1. Атеизм // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981]
  2. Friedrich von Schlegel, William Duckett. Histoire de la littérature ancienne et moderne. Т.1. F. Michel, 1829.
  3. См., например, Г. Ф. Александров. «История западноевропейской философии» (1945)
  4. Лидия Орлова. «Религиоведов пока недооценивают». Интервью с Николаем Шабуровым. Независимая газета, 07.09.2011.
  5. Nicholls D. The Critical Relevance of Scientific Atheism in the Modern World
  6. What is the definition of atheism? «Most people who classify themselves as scientific Atheists consider the following definition to be a good working model: „Atheism is the acceptance that there is no credible scientific or factually reliable evidence for the existence of a god, gods or the supernatural“».
  7. Michael M. Christensen The Devil’s Delusion, Atheism and its Scientific Pretensions // Denver Seminary
  8. Alister McGrath The bankruptcy of scientific atheism // 2007 ISCAST Annual Lecture, Reviewed by James Garth
  9. Крывелёв И. А. «Библия: историко-критический анализ» — М.: Политиздат, 1985
  10. Крывелёв И. А. Книга о Библии. — М.:Соцэкгиз, 1958
  11. 1 2 3 Осипов А. И. Атеизм и религия, ч.1 (Основное богословие, 5 курс МДС 1998—1999)
  12. Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими
  13. А. Беломорский. Правы ли отрицатели религии?
  14. Атеизм — религия лжи // газета «Вера», 8, 1996.

Ссылки

В Википедии есть портал
«Атеизм»
В Википедии есть проект
«Атеизм»
  • «Научный атеизм»
  • «Атеистический сайт»
  • «Научно-популярный портал „Наука и религия“»
  • «Разум или вера?»

Литература

  • А. М. Крайнев. Итак, атеизм — это…
  • Pierre Sébastien Laurentie. L’athéisme scientifique. Lagny Frères, 1862.

Атеизм

Критика религии

Летающий Макаронный Монстр · Чайник Рассела · Невидимый Розовый Единорог · Копимизм · Разумное падение · Дискордианизм · Парадокс всемогущества · Научный атеизм · Новый атеизм

Сходные течения

Агностицизм · Антиклерикализм · Антитеизм · Атомизм · Игностицизм · Лаицизм · Локаята · Материализм · Нетеизм · Позитивизм · Рационализм · Светский гуманизм · Скептицизм · Теологический нонкогнитивизм · Ниришваравада

Эволюционизм

Эволюция · История эволюционного учения · Доказательства эволюции

Критика

Критика эволюционизма · Научный креационизм · Критика атеизма

Произведения

Апгрейд обезьяны · Забавная Библия · Бог как иллюзия · Бог: неудачная гипотеза · Настольная книга атеиста · Песнь Арфиста

Общество: конфликты

Религиозная нетерпимость · Карикатурный скандал · Процесс Галилея · Обезьяний процесс · Дело Шрайбер

Общество: прогресс

Секуляризация · Научно-техническая революция · Свобода вероисповедания · Права человека

Общество: движение

Атеистическое движение в России · Популяризация науки · Рекламная кампания · Письмо десяти академиков

Для улучшения этой статьи по философии желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Почему в СССР религию уничтожали, а сейчас развивают?


— В церковь сходи! – заявил мне как-то один из партнеров, когда речь зашла о снижении доходов по одному из направлений бизнеса. Далее полчаса рассказывал о падении нравов, о том, что в церковь бизнесмены ходят редко, а нужно как-то исправлять ситуацию: ведь только церковь способна объединить нацию, наладить личную жизнь и, естественно, улучшить дела в бизнесе. В какой-то момент я не мог понять: передо мной айтишник сорока лет или бабка лет семидесяти?!
На самом деле, к религии я отношусь положительно и сам являюсь православным. Просто никогда не считал церковь инструментом решения моих личных жизненных проблем, а особенно инструментом, улучшающим бизнес-процессы. Религия для меня – это уголок спокойствия, где можно отречься от будничной суеты и поразмышлять о вечных темах (о прощении, любви, помощи).
Церковные служители мне представляются специалистами, которые могут помочь как раз найти это спокойствие и научить отрекаться от бытовухи ради этих нескольких минут в день светлых мыслей. Возможно, я ошибаюсь, но как реально мне может помочь в принятии бизнес-решений человек, который даже понятия не имеет, что такое современный онлайн-бизнес, не говоря уже о нюансах? Да и вообще, странно, когда священники примеряют на себя образ консультантов по всем вопросам, касающихся жизни верующих, особенно бизнеса и политики.


Как-то так выглядел обычный священник в 40-е годы прошлого века. Показывает дорогу партизанам
Религия – опиум для народа. Ведь какая ёмкая фраза! Действительно же, когда человек абсолютно лишен способности брать на себя ответственность за собственную жизнь, он подсознательно ищет того, кто эту ответственность как бы примет. Допустим, не хватает у человека силы воли развестись со своей женой. Вот слабак он по жизни. Пошел в церковь, спросил совета у священника, а тот и ответил, что, мол, отбрось дурные мысли свои и живи в мире со своей супругой. Как поступит человек? Скорее всего, будет терпеть свою жену-зануду далее.

Религиозные деятели и генсек СССР товарищ Леонид Брежнев
Или политика. В любом светском государстве церковь точно не является местом агитации, а церковные служители не могут быть агитаторами, но в России ведь иначе дела идут! Нет-нет, да и скажет священник пару слов о стабильности, построенной Петровым-Ивановым-Сидоровым. Нет-нет, да и похвалит губернатора, отвалившего деньжат на новый храм. На Кавказе вообще все однозначно – только один вариант выбора может быть, и голосовать мы все будем за такого-то человека!
Так вот что интересно. В СССР с религией боролись, всячески препятствуя распространению влияния церкви на население. Все-таки, большинство священников были рождены не в СССР (допустим, священнослужители 40-50-х годов), и они помнили еще и царя, и Отечество. А это были огромные риски для только что рожденной страны. Вдруг священник начнет учить молодежь, что Ленин – это просто лысый дядька, а коммунизм – что-то второстепенное (в сравнении с верой, например)? А если завтра действительно будет приказ идти и убивать противников коммунизма, что скажут вот такие вот верующие?! Что они не могут убивать, поскольку вера запрещает? Кроме этого, священники в советскую эпоху не были агитаторами.
Получается, что в СССР религию запрещали, поскольку попросту руководство страны не имело реальных рычагов влияния на церковь? Подсадить священников на финансовую иглу тогда было сложно: потреблядство совершенно не развивалось (и было фактически запрещено в СССР), а, соответственно, и строительства новых храмов никто не требовал. Храмы превращались в склады, спортивные залы, концертные площадки или клубы. ЦК КПСС всячески пыталось уничтожить сам канал общения неконтролируемой малочисленной группы священников с многочисленной группой верующих.

Собор Рождества Христова (Храм Христа Спасителя) после взрыва в 30-х годах прошлого века
Сейчас храмы строятся на каждом свободном углу. Количество только православных священников превышает 33 000 (это только священники и диаконы), а общее число персонала, обеспечивающего деятельность РПЦ в России, думаю, значительно выше 100 000 человек. Государство всячески поощряет церковную деятельность, как финансово, так и своими решениями в отношении выделения земель, например. Очевидно, что гнев сменился даже не на милость, а на щедрость.

Современные священники живут значительно лучше своих коллег из СССР
Получается, что связь церкви с народом не только восстановилась, но и значительно укрепилась со времен СССР. Что изменилось? Государство беспокоится о душевном спокойствии своих граждан, или все-таки найден подход, при котором церковь и власть действуют сообща? Получается, что возросший уровень потребительства добавил желания священникам жить лучше: иметь мерседесы, виллы, яхты? А повышенный спрос на блага рождает и вполне конкретное предложение этих благ в обмен на что-то?
Как вы относитесь к религии вообще и к РПЦ в частности? Часто ли посещаете церковь: берете ли на службу семью или нет? И самое главное, как изменилась церковь со времен СССР, есть среди моих читателей те, кто могут провести сравнение?
Добавляйтесь в друзья и выигрывайте жетоны ЖЖ!

Сталин: «Ну, а дьявол, разумеется, на моей стороне. Потому что, конечно же, каждый знает, что дьявол — коммунист.…»
11 марта 1931 года вошло в историю России как день, когда в СССР были запрещены продажа и ввоз Библии. Эта книга, согласно мнению партии, противоречила идеям марксизма-ленинизма и потому приравнивалась к антисоветской литературе. К тому же запрещение на ввоз было связано с идеологической паранойей, так как предполагались разного рода контакты с иностранными организациями. Запрещена была также розничная продажа Библии в государственных книжных магазинах СССР.
Большевики с самого первого дня пребывания у власти взяли курс на уничтожение церкви – достаточно лишь вспомнить массовые казни священников в годы Гражданской войны, или кампанию по изъятию церковных ценностей в 1922 году, затеянную лишь с одной целью – разгром церковной организации, арест, а затем расстрел Патриарха и членов Синода. Патриарх Тихон был арестован и содержался во внутренней тюрьме ОГПУ, но образцово-показательное дело обустроить не получилось, поэтому его отпустили домой – под домашний арест.
После убийства Тихона в 1925 году, казалось, травля церкви постепенно сходит на нет. Но, как выяснилось, это была не просто пауза, а затишье перед бурей.
В начале 30-х маховик антицерковной кампании начал раскручиваться с новой силой – но теперь большевики хотели уже не просто уничтожить церковь, но и вытравить саму память о Боге.
На рубеже десятилетий в Москве прошел “исторический” II съезд Союза безбожников, на котором эта организация была переименована в Союз воинствующих безбожников. Смена названия ознаменовала собой резкий поворот антирелигиозной риторики — от довольно беззлобной атеистической пропаганды власть перешла к созданию собственного культа – гротескной пародии на христианство. Впрочем, тот, кто мог бы распознать всю нелепость действий власти, подлежал уничтожению.
Репрессии против духовенства в 1918-3. Статистика.
Точно известно только число погибших (расстрелянных и убитых) в 1918 году иерархов РПЦ – 13, из них 12 епископов и один митрополит. Амвросий (Гудко) – епископ Сарапульский и Елабужский. Андроник (Никольский) – епископ Пермский и Кунгурский. Варсонофий (Лебедев) – епископ Кирилловский. Василий (Богоявленский) – архиепископ Черниговский и Нежинский. Владимир (Богоявленский) – митрополит Киевский и Галицкий. Гермоген (Долганов) — епископ Тобольский и Сибирский. Дионисий (Сосновский) – б. епископ Измаильский. Ефрем (Кузнецов) — епископ Селенгинский. Исидор (Колоколов) – епископ бывш. Михайловский. Лаврентий (Князев) – епископ Балахнинский. Макарий (Гневушев) — б. епископ Орловский и Севский. Пимен (Белоликов) — епископ Семиреченский и Верненский. Феофан Ильминский – епископ Пермский. Это – 7 % от общего числа иерархов до революции .
Долю священников среди расстрелянных позволяют представить данные по одной из губерний. Во всей Вятской губернии со 2 сентября по 20-е октября ЧК было расстреляно 136 человек, из них 7 представителей духовенства . 5 % от числа расстрелянных – высокая пропорция. Всего, по сохранившимся в архиве отчётам, ЧК в 1918 году расстреляли 6300 человек , И. С. Ратьковский увеличивает это число до 8500 . Методом экстраполяции можно рассчитать, что в 1918 году ЧК было расстреляно более 300 представителей духовенства – полпроцента от их общего количества в 1915 году.
В апреле 1919 году Комиссия Деникина по расследованию злодеяний большевиков привела «список пастырей Православной церкви, погибших от руки большевиков. Имена эти взяты из длинного списка, содержащего более 20 имен епископов и 500 имен священников, пострадавших от ярости большевиков. Список этот собран архиепископом Силивестром Омским, запротоколирован на Киевском Покровском Соборе и разослан всем государствам Европы» . Одной из целей комиссии было показать «гонение против церкви и её служителей», «массовое уничтожение духовенства» . Белые учитывали не только расстрелы, но и убийства. Так, Комиссия учла 37 «священнослужителей, убитых большевиками в пределах Ставропольской епархии» в 1918 году, но уточнила, что 10 из них были убиты «проходившими красноармейскими частями по обвинению в «сочувствии кадетам и буржуям», в осуждении большевиков в проповедях, в том, что служили молебны для проходивших частей Добровольческой армии» . Если применить ту же пропорцию к информации о 520 погибших священнослужителях на апрель 1919 года, то в 1918 году было расстреляно более 300 и убито более ста православных священнослужителей.
По данным профессора Sarolеa, поместившего серию статей о России в эдинбургской газете «Thе Scotsman» (No. 7, ноябрь 1923 г.), за всё время Красного террора были убиты 28 епископов и 1219 священников , опять-таки около 300 в год…. https://shatsky.livejournal.com/2968.html

Суд в филармонии

Дело было огромным, в несколько томов, и постоянно распухало. Но при этом изобиловало несообразностями, противоречиями, а в каких-то моментах юридическим абсурдом (например, страдала хронологическая последовательность, события, вызвавшие дело «о сокрытии и хищении церковных ценностей» в институте глухонемых, произошли в декабре 1920 года, когда декрет об изъятии ценностей еще не был издан). Но это не смущало обвинителей.

Полтора дня допрашиваемый митрополит Вениамин уводил других из-под обвинений и подозрений Ревтрибунала… Фото: wikipedia.org

Как и резко бросавшийся в глаза вид подсудимых — они были столь разных возрастов, социального положения и интеллектуального развития, что мысль о том, что это люди единой организации, казалась абсурдной.

Но между тем с 10 июня по 5 июля в большом зале филармонии упорно шли заседания с 12 часов дня до 10-12 часов ночи.

И ревтрибунал выдавал билеты на вход в зал.

— Подсудимый гражданин Казанский, — так вызывали владыку Вениамина.

И он — по залу проходило волнение — поднимался и размеренным шагом, не спеша, опираясь одной рукой на посох, а другую, приложив к груди, выходил на середину зала. На лице не было признаков «ни волнения, ни смущения». Очевидцы вспоминали, что он был скуп в движениях и словах, не говорил ничего лишнего, отвечал по существу. И только иногда в его ответах сквозила некая уклончивость, диктуемая пропастью между взглядами монаха и неверующего мирянина.

«- Как вы относитесь к советской власти?

— Мое отношение к ней — отношение к власти. Все ее распоряжения и все декреты по мере своего разумения исполняю и принимаю к руководству.

— Ну да, это так. Но признаете ли вы ее?

— Признаю, как и всякую гражданскую власть».

Когда трибунал перешел к центральному пункту обвинения — двум письмам митрополита в Помгол, митрополит подробно рассказал историю их возникновения: для безболезненного проведения в жизнь большевистского декрета.

Он подчеркивал: вопрос об изъятии ценностей для церкви и верующих мог взбудоражить людей, поэтому к его разрешению нужно было подходить особенно осторожно.

«Вы их как писали, — посоветовавшись с кем-нибудь или самостоятельно? «Я писал их сам». Полтора дня допрашиваемый митрополит уводил других из-под обвинений и подозрений.

«И др. князья церкви»

Совещание ревтрибунала шло около трех суток.

5 июля здание филармонии было закрыто до трех часов. Публика впускалась к вечеру и после тщательной проверки входных билетов. Образовался огромный хвост очереди. И это были не любопытствующие. Нет, в зале собирались люди, любившие владыку. Чтобы защитить его хотя бы своим присутствием.

Когда вышел ревтрибунал, шел девятый час вечера. По церковному «девятый час» означает воспоминание о Крестной смерти Христа.

Чтение приговора заняло 45 минут. «Казанский (он же митрополит Петроградский Вениамин) совместно… в лице его активной группы… с целью вызвать народные волнения в осуществлении единого фронта с международной буржуазией» — даже не хочется цитировать целиком вмененную ему трибуналом вину.

Такое чувство, что новая власть хорошо чувствовала свою нелегитимность, и от этого пряталась за абсурд террора.

«Патриарх Тихон, митрополит Вениамин» — везде называются через запятую, иногда к их именам прибавляется «и др. князья церкви». Звучит так пародийно, как будто Ильфом и Петровым уже написаны «Двенадцать стульев».

Им вменялись в вину волнения в Шуе, Иваново-Вознесенске, Москве… И беспорядки в Петрограде «с нанесением тяжких поранений отдельным представителям советской власти». О получившем пулю в рот отце Петре забыли, о пулемете против людей, защищавших лавру, — тоже.

Приговор: десятерых — расстрелять. (Шестерым из приговоренных смертную казнь потом заменят лишением свободы).

Точное место казни неизвестно. Предполагают, что это известный в Петербурге, как в Москве Коммунарка, Ковалевский лес. Настоящую могилу ищут… Фото: wikipedia.org
“Рабочие массы должны раздавить главного классового врага, выступающего под религиозной оболочкой,— призывал главный безбожник Страны советов Емельян Ярославский. — Пора, наконец, покончить с активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, шаманов, колдунов и прочих паразитов, притаившихся на теле СССР, а на деле являющихся махровой контрреволюцией, еще не попавшей в Соловки…”
Как же проходили новые советские праздники? Очень просто – с ночными факельными шествиями, что было схоже с подобными шествиями у итальянских фашистов. “Антирелигиозники устроили в селе ночное факельное шествие с песнями, на площади у церкви поставили громкоговорители, чтобы осыпать бранью прихожан, — писал в своих дневниках ученый и протоиерей Михаил Елабужский. — На вокзале схватили епископа Амвросия за волосы… Надо ждать новых бедствий”.
Следом предлагалось отказаться от христианских имен, и давать детям новые, “коммунистические”.
Для большей убедительности, лекции о вреде религии читались в бывших храмах, которые переделывались в капища новой коммунистической “религии”.
Впрочем, доставалось не только православным храмам. Синагоги тоже закрывались
В Белоруссии были закрыты все католические костелы.
Но, несмотря на усилия безбожников, граждане не спешили следовать их примеру. Более того, ответом же на гонения стала волна чудесных «обновлений» – граждане верили, что мистическим образом “обновлялась” позолота то на церковных куполах, то на окладах икон. Резко выросло число сектантов и членов различных старообрядческих общин. И тогда власти решили нанести сокрушающий удар: была запрещена Библия, празднование Рождества, изменен календарь – вместо привычных недель были введены “пятидневки”, по которым сложно было высчитать время важнейших церковных праздников…
Было организовано и рабочее движение “Долой Пасху!”
Но и сама власть не могла обойтись без “чудесных знамений” – например, на этом фотоснимке из Ленинграда показаны чудесно проступившие следы прохожих в виде звезды.

1937
Февраль
24.02. В Сыктывкаре арестован епископ Вязниковский Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев). Расстрелян 15.09.1937 г. Причислен к лику святых 06.10.2001 г.
27.02. Расстрелян епископ Тульский Онисим (в миру Михаил Владимирович Пылаев). Причислен к лику святых 17 июля 2001 года.
Март
14.03. Арестован архиепископ Елецкий и Задонский Серафим (в миру А. А. Протопопов). Расстрелян 8 августа.
17.03. Арестован находившийся на покое епископ Конотопский Иоанн (в миру И. М. Доброславин). Расстрелян 14 декабря 1937 года.
Апрель
13.04 (по другим данным 14.04). Арестован епископ Серпуховской Арсений (А. И. Жадановский). Расстрелян 27 сентября.
из Списка расстрелянных церковных иерархов 1937 -1939

Религию сравнивали с опиумом для народа ещё до Карла Маркса, но именно из его труда «К критике гегелевской философии права» цитату подхватил Ленин и неоднократно приводил. «Религия есть опиум народа, – это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса», – писал Ильич в 1909 году.

Идейная борьба с религией велась в Советском Союзе через общественные организации, периодические издания и креативные плакаты, которые собрал в своей книге британский писатель и журналист Роланд Эллиот Браун (Roland Elliott Brown). В сентябре 2019 года вышла его книга «Безбожная утопия: советская антирелигиозная пропаганда» (Godless Utopia: Soviet Anti-Religious Propaganda), посвящённая, как следует из названия, борьбе с религией в СССР.

Издание щедро снабжено иллюстрациями из атеистической газеты «Безбожник», первый номер которой вышел в 1922 году, и журнала «Безбожник у станка», а также образцами плакатного искусства послевоенных времён. К полному отмиранию религиозных предрассудков они не привели, а вклад в советское культурное наследие оставили.

Место и роль религии в СССР

В 1917 году в России произошла революция, которая коренным образом изменила положение религии в новом обществе. Хотя ее былое влияние было утрачено, окончательно искоренить религиозные чувства у населения не удалось – религия по-прежнему занимает важное место в сердцах многих людей.

Религия и Советская власть

В царской России религия занимала важное место в жизни общества, являясь частью государственного аппарата. Доминирующую роль среди многих вероисповеданий занимала Православная церковь, которая руководилась Синодом. Все религии на огромной территории страны верой и правдой служили русскому самодержавию, препятствуя и осуждая любые попытки свободолюбия.

А вы верите в Бога? ДАНЕТ

В результате большевистского переворота в 1917 году власть царя была свергнута, страна на долгие годы погрузилась в хаос. Разрушительное влияние революционных преобразований сполна ощутила на себе и некогда всесильная религия – коммунисты, захватившие власть, планировали полностью искоренить из людей любые религиозные чувства. Желание верующих просить помощи у небес высмеивалось, отрицалось и запрещалось. Отныне только коммунистическая идеология являлась непререкаемым авторитетом и основой всех преобразований.

Положение религии в СССР определялось декретом Совета Народных Комиссаров, принятом в 1918 году. Отныне все религиозные организации – а в дореволюционной России они были весьма многочисленными – потеряли ту роль, которую они имели в обществе. Они больше не являлись юридическими лицами, все вероисповедания были отделены от государства и образование от церкви.

Население России и территорий вблизи от нее издавна было религиозным. Авторитет церкви был непререкаемым. Извечное стремление к лучшему люди связывали только с Богом. Большевикам же (впоследствии – коммунистам) хотелось, чтобы все надежды людей были возложены на новую власть. Религия считалась пережитком прошлого, тормозом для перемен, «опиумом для народа». Предполагалось религию заменить всеобщим атеизмом – полным отрицанием существования Бога и его руководящей роли в жизни людей.

Религия в годы революции

Новая революционная власть, желая иметь абсолютное влияние на общество, заняла крайне враждебную позицию к религиозным организациям. Отрицая и высмеивая веру в Бога, новое государство объявило церквям настоящую войну, отнимая у них земли и храмы. Теперь все церковное имущество принадлежало государству; никакой деятельности, кроме религиозной, церкви осуществлять не могли.

Под видом «революционной необходимости» многие храмы были разрушены, их имущество разграблено. Тысячи священнослужителей лишились своих приходов, а некоторые – и жизни.

В период массовой организации колхозов – коллективизации – даже ставилась цель создания новых сельскохозяйственных объединений «без попов и храмов».

Религия в 1930-е годы

Террор в отношении религии значительно усилился после переписи 1937 года, по результатам которой более 70% населения открыто признало себя верующими. Незамедлительно последовали новые аресты: было осуждено более 32 000 «церковников и сектантов». Только епископов среди них было около 200 человек. Многие из мест заключения так и не вернулись.

Продолжилось и уничтожение церковного имущества. В результате на всей огромной территории СССР перед началом Великой Отечественной войны насчитывалось всего несколько сотен уцелевших храмов, многие из которых использовались не по назначению.

Мнение эксперта Ртутный Степан Игоревич Видный историк, эксперт в области исследований истории СССР, член археологического общества, академик. В Белоруссии функционировала всего одна церковь в отдаленном селе – видимо поэтому и сохранилась.

Роль религии в войне 1941-1945 г.г

Понимая, что победа над фашизмом невозможна без небывалого сплочения советских людей, И. Сталин решает использовать религиозные чувства населения. Карательная роль государства в отношении религии значительно ослабевает. Используя религию в корыстных целях и стремясь понравиться военным союзникам (которые открыто осуждали притеснение религии в СССР), советское правительство в 1942 году официально разрешает проводить богослужения в праздник Пасхи, а в 1943 году под эгидой Сталина состоялись выборы нового православного Патриарха.

Очевидцы подтверждают проведение зимой 1941 года молебнов о победе во многих городах страны. Вокруг Москвы на самолете даже была пронесена Тихвинская икона. Все это – по мнению правительства – способствовало поднятию боевого духа советских людей. Как известно, на войне все средства хороши.

Часто антирелигиозная пропаганда в СССР была выгодна немцам – свое вторжение на нашу территорию они называли освободительным, чтобы активно восстанавливать на оккупированной части страны храмы. Советскому правительству нужно было немедленно исправлять эту ситуацию.

Религия в 1960-е годы

В послевоенное время атеистическую пропаганду попытались поставить на научную основу. В эти годы давление на религию ослабевает. С 1959 года проводится активная разработка новых методов воздействия на народные массы. Всей работой в этом направлении руководит специально созданный Институт научного атеизма. Организовывается выпуск журнала «Вопросы научного атеизма», повсеместно общество «Знание» проводит тематические лекции, обсуждая философские и религиозные вопросы.

Религия в современном обществе

В 1980-м году планировалось показать по телевидению последнего попа…Сейчас это может казаться смешным. Но еще живы те, кто помнит яростное сопротивление государства противиться вечному стремлению людей подчиняться божественной силе.

В современном обществе к разным вероисповеданиям относятся по-разному, но в целом религия сейчас переживает период активного возрождения.