Ответ священника

Вопросы священнику

1 000 вопросов православному священнику

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Православный христианин, живущий в современном мире, постоянно сталкивается с различными ситуациями, в которых возникают вопросы разного характера, ответы на которые хочется услышать из уст священника.

И, наверное, самый сложный путь, путь семейной жизни, на котором возникает множество различных вопросов, заслуживающих отдельного внимания православных священников.

Не каждый человек имеет возможность подойти к священнику в храме, и задать ему тот или иной вопрос. Поэтому, мы создали большую рубрику «Вопросы священнику», которая вмещает в себя 1 000 вопросов, касающихся многих тем церковной, семейной и светской жизни.

Для удобства поиска нужного вопроса-ответа, рубрика поделена на 11 разделов:

Желаем Вам, дорогие братья и сестры, мира и радости, духовного возрастания и укрепления в христианских добродетелях!

Храни Вас Господи на всех путях Вашей жизни!

Практические советы относительно повседневной жизни христианина

Прирождённый проповедник, прошедший школу умного делания, братолюбивый пастырь, упорно взыскующий усердия своих чад, о. Ефрем имеет в своём арсенале всё разнообразие Православной духовности, его пронизанные тёплой заботой проповеди и наставления изобилуют ссылками на Священное Писание, примерами из жизнеописания древних подвижников Православной веры, яркими суждениями Отцов Церкви.

Старец Ефрем Филофейский

Дорогие мои дети,

От всей души желаю, чтобы Благость Божия даровала нам спасение!

Зима приносит снег, он покрывает зелёную траву, но та не сохнет под снегом, а сохраняется до весны. Весной снег сходит и трава вновь начинает зеленеть. То же происходит и в духовной жизни. Зима искушений и житейских попечений приходит и охлаждает ревность. Любое же собрание воедино с целью насаждения Слова Божия — чем мы, Его ничтожные служители, по благодати Его и занимаемся — оживляет духовное произрастание, то есть ревность о подвиге ради спасения, ради стяжания Царствия Божия.

Сеется семя, и какова почва, которая его принимает, таково будет и растение, таков будет и плод. Так и Слово Божие — в зависимости от того, как Его воспримет наше сердце, — такой Оно и принесёт плод Благодати, вводящей в жизнь вечную.

Чтобы обрести спасение, необходимо подчинить свою жизнь определённому чину. Ведь где порядок — там мир, а где мир — там и Бог; но где беспорядок — там путаница, а где путаница — там диавол. Для того, чтобы в жизни был порядок, необходимо следовать наставлениям духовного отца. Всякий грешный человек, который сподобился великого благословения безмездного врачевания в Таинстве Покаяния, должен соблюдать наставления и советы духовника, если ему дорого его душевное здоровье.

Так же как врач обследует больного, ставит диагноз и на основании этого диагноза назначает лечение, как и больной, чтобы получить исцеление, должен аккуратно принимать все лекарства и в точности выполнять рекомендации врача, и как самое малое отклонение от схемы лечения ставит под угрозу всё выздоровление, — так и, когда духовный врач назначает духовную терапию, верующий обязан следовать его советам и исполнять данные ему правила. Что это за правила? Молитва, земные поклоны, чтение Нового Завета и всего Священного Писания (Новый Завет — это новая Благодать Христова, вся Благодать Святой Троицы, а Ветхий — тень Её). Затем — это пост и внимание к помыслам. Помыслы не надо принимать, но тут же отсекать при самом их зарождении, так как, если ими пренебречь, то они произведут много терний, которые часто бывают очень острыми, до крови поражают человека и нередко вызывают рак.

Благодатью Божией мы поднимаемся утром, кто раньше, кто позже. Первое, что нам надлежит сделать по нашему христианскому долгу и обязанности, по душевной необходимости ради спасения — это встать на колени, поднять руки к Богу и помолиться. Как прекрасны церковные молитвы! Что за слова, они дают жизнь: «Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне»! Проснувшись и припав ко благости Христовой, нужно, во-первых, поблагодарить Его за благополучно прошедшую ночь.

Сон — это образ смерти. Мы спим и не знаем, где в это время находимся, не ощущаем времени, и вновь восстаем, возвращаемся к осознанной жизни. Поблагодарив Бога от всего сердца за то, что Он удостоил нас вновь увидеть дневной свет, станем просить Его об оставлении наших грехов.

Помолимся и о своих врагах, о тех, кто на нас клевещет, кто нас осуждает, преследует, вредит нам. Это первое, что мы должны сделать, потому что, если не простим их, то и нас Бог не простит.

Старец Ефрем во время пасхального богослужения в Филофее

Настоящая любовь к ближнему обнаруживается тогда, когда человек от всего сердца — а не только потому, что так нужно, ибо Бог так заповедует, — молится за врагов, прощает их и любит, ведь, по сути, наши враги — это наши благодетели. Кто нас искушает, кто осуждает, создает всякие неприятные ситуации, — тот, с одной стороны, есть орудие диавола, а с другой, — Иисуса. Святые отцы говорят, что враги — это калёное железо, которым Господь выжигает наш эгоизм и гордость, врачует нас. Человек действует по злобе, а мы дикую маслину прививаем к доброй и получаем плод полезный для жизни. Вот почему так благотворны для нас действия наших врагов!

Те, кто нас хвалят — если, конечно, они делают это по любви, — сами достойны похвалы, так как имеют в себе любовь Христову. Однако Христос говорит: «Если вы любите любящих вас, то каковая вам благодать? То же делают и грешники, и мытари… Я вам говорю — любите врагов ваших, тех, кто творит вам зло, кто вас преследует, строит вам ковы». Ведь Бог, наш Небесный Отец, освещает солнцем и орошает дождём неправедных и праведных, злых и благих. Для всех Он одинаков: подаёт Свои блага и тем из детей, которые любят Его всей душой, и тем, кто богохульствует и пребывает в нечестии, — всем без исключения, дабы и грешники не явились на Суде безответными. Так и мы, молясь за этих людей, с одной стороны, оправдываем себя перед Богом, а, с другой, — способствуем их просвещению. Ведь, возможно, эти люди даже и не мыслят о Боге, не молятся, даже крестного знамения не творят! Кто же им поможет? Так что им совершенно необходима наша молитва. Помолимся же Богу об их прощении и освящении и в то же время поможем и им самим прийти к покаянию. Это великое дело!

Хочешь отомстить своему врагу? Святые отцы говорят, что нужно помолиться о нём, и твоя молитва вынудит Бога вмешаться. Бог будет действовать в согласии с правдой Своей, и ты оправдаешься за свою любовь.

Пусть жёны молятся за мужей своих и за детей, а мужья — за жён и детей, дети же — за родителей. Так, взаимно помогая друг другу молитвами, мы будем идти к духовному возрастанию.

Помолимся с утра, сделаем поклоны (сколько определил духовник), а если позволяет здоровье, то прибавим к ним и ещё.

Что такое поклон? Это поклонение Богу. Мы покланяемся Богу, а наш враг диавол этого не делает, не преклоняет ни главы, ни колен. Он Богу не поклоняется. Те, кто поклоняются Богу — враги диаволу, а, значит, люди Божии. Поэтому поклоны имеют большое значение. Даже один дополнительный поклон — это уже труд подвижничества, за который будет своё воздаяние от Бога. Те немногие поклоны, что мы творим, копятся потихоньку у Бога на Небе, и когда мы отправимся в Горняя, обретём их там в большом количестве. И это поможет нам дать добрый ответ в страшный час Суда.

Итак, мы молимся утром по долгу, потому что молитва подаёт нам свет, и свет этот светит в течение всего дня, а дальше мы отправляемся каждый по своим делам: кто на работу, кто в школу, кто в путешествие. Но и потом нужно нам не оставлять памяти Божией, ведь за утренней молитвой мы получаем от Бога Благодать, силу, благословение; одесную нас становится Ангел, и мы принимаемся за работу. И где бы мы ни оказались, не будем оставлять памятования о Боге.

Что значит памятование о Боге? Это молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» С памятованием о прощении, о котором мы просим всякий раз, когда воспоминаем о Боге, Господь удостоит нас спокойно вернуться домой.

Старец Ефрем Филофейский

На работе будем внимательны: рядом работает много людей и говорят всякое. Говорят слова подчас очень скверные, так как пребывают в страстном состоянии и ни о чём не помышляют, только о временном, суетном, о земных наслаждениях. Если молящийся человек внимателен, то не последует им; он жалеет таких людей и молится, чтобы Бог просветил их, чтобы они освободились от такого удушливого духовного состояния, вышли на чистый и вольный воздух. И вечером перед сном вновь будем преклонять колена и приносить наши молитвы Богу. А среди дня или вечером откроем Новый Завет и прочитаем оттуда хотя бы одну главу. Ведь святой Златоуст говорит, что из дома, где есть Евангелие, диавол бежит.

Дни, годы, века проходят как тень и все мы приближаемся к своему концу. Жизнь любого человека — книга, а каждый день жизни — одна её страница. У каждой книги есть конец, конец есть и у человеческой жизни. На страницах этой книги есть и плохое и хорошее, записаны и светлые и тёмные дела человека. А когда окончится жизнь, тогда откроется пред Богом эта книга и на основании того, что в ней написано, человек даст ответ.

Будем молиться по силам так, чтобы при исходе из сей жизни у нас не было больших тяжких грехов, а если и оставались, то небольшие и не тяжкие. Большой помощью нам, конечно, будут тогда молитвы Церкви за Литургией, панихиды, милостыни, молитвы близких, дабы и за мельчайшие грехи — ведь кто без греха! — получить прощение от Бога. Самую большую опасность для спасения представляют грехи смертные, и таких грехов очень много.

Однако если мы проводим внимательную жизнь, то бываем свободны от таких грехов. Так человек, склонный к болезни, если часто посещает врача и следует его рекомендациям, то сохраняет своё здоровье. Но если же пренебрежёт посещениями, то нанесёт своему здоровью вред. Потому, часто посещая духовного врача, мы соблюдаем здоровье своей души, которая ценнее всего мира. Ведь целый мир не стоит одной бессмертной души! Мир проходит, а душа не умирает никогда.

В одном церковном тропаре говорится о трезвении. Он читается каждый день за полунощницей, особенно в монастырях: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, его обрящет бдяще, недостоин же паки, его же обрящет…» Блажен, говорится в нём, человек, которого Жених, придя, найдёт бодрствующим, недостойный же тот, которого застанет унывающим и нерадящим.

Человек удерживается в трезвении бодрствованием. Кто избегает травм? Тот, кто бодрствует, трезвится, кто внимателен, кто следит за собой и за дорогой, потому он реже падает. Кто получает травмы? Тот, кто невнимателен в пути, и потому легко падает. И часто причиной этого является нерадение. Нерадение при исполнении нами своих обязанностей ведёт к опасным последствиям. Нерадение наводит то, что усердие на время отодвинуло от нас. Один из подвижников говорит, что молитвы, чётки, поклоны, посты и т. д. нужны не Богу, а нам, так как, если всего этого нет, то в душу входит зло. Если человек не принимает назначенные ему врачом лекарства, то тем он вновь открывает доступ к себе болезни, но уже в более тяжёлой форме. Не радея об исполнении духовных обязанностей, мы открываем доступ в нашу жизнь бесам, дозволяем им причинять нам боль, наносить раны и ввергать в опасности. Потому нам обязательно нужно усердие ко спасению: нельзя не радеть, ведь мы не знаем, будем ли живы завтра. Мы не имеем власти даже над самой малой секундой времени. Все неустойчиво, непостоянно: наша жизнь, жизнь наших родителей, детей, родственников, здоровье, финансы — всё, что у нас есть, это всё ненадёжно, и всего в любой момент можно лишиться.

После трапезы. На переднем плане старец Ефрем

Одно не подлежит никакому сомнению — грядущая смерть. Она следует за нами по пятам. Ни одному человеку на земле не миновать того моста, по которому перейдём мы на противоположный берег, в иную жизнь. Об этом нам нужно крепко задуматься. Мы серьёзно заботимся о многом: о здоровье, о деньгах, о детях, о родителях и о многом другом. Переживаем и волнуемся. Но гораздо меньше заботимся мы о неизбежном — о смерти. Но ведь смерть напрямую приведёт нас к Богу!

Господь говорит: «Изыдох от Отца, и приидох в мир: и паки оставляю мир, и иду ко Отцу». Тем же путём пойдёт и душа человека. Известно, что в человеке душа и тело соединены в одну ипостась. Душа, сотворённая Богом через Сына и Святого Духа, после смерти временно отделится от тела и пойдёт к Богу. После Второго Пришествия воскреснет тело, душа соединится с ним, и весь человек предстанет пред Страшным Престолом Христовым на Суд.

Будем бороться всеми силами души в небесном свете Евангелия за Царствие Небесное. Будем бороться, чтобы в тот Страшный час наше <духовное> состояние было как можно лучше. Мы не знаем на своём опыте, что такое смерть; тот, кто знает, может подтвердить, насколько всё это серьёзно. Все мы пройдём через эти тесные врата и перейдём тот тяжкий мост, и почувствуем серьёзность вопроса. Потому нам необходимо очищение: нашей душе необходимо приобрести достоинства, характерные признаки сыновства, родства Небесному Отцу. В противном случае, если их нет, то душа запечатлеется признаками диавола. Насколько возможно будем очищать себя, приводить в порядок свои мысли, которые бывают причиной нашего отпадения от Благодати Божией.

Господь сказал, что один невнимательный помысел нечистого пожелания поставляет нас виновными. Много людей из-за помыслов лишилось Небесного Царствия. Господь, зная такую нашу немощь, пролил свет и бальзам исцеления на сам корень зла. А корень зла — это пять чувств, питающие разум и сердце. Глаза питают воображение, и вот диавол побуждает очи души направляться на то, что он сам им представляет. Через то он делает сердце человека настолько нечистым, что Христос не может прийти и обитать в нём.

Господь сказал в блаженствах: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят». Значит, сердце нечистое не может узреть Христа. Господь не проявляется в чём-то чувственном, Он проявляется в Своей любви, радости, тишине, мире, «всяк ум превосходящем». Люди думают, что ум состоит в отсутствии помыслов. Такое состояние тоже можно назвать миром. Но Святые отцы, когда говорят о мире духовном, имеют ввиду обручение Небесного Царствия. Христианин, вкусивший этого Божественного мира, делается как бы вне себя. Этот мир есть предощущение в меру человеческих сил Царствия Небесного, так как по учению Святых отцов и тело, и душа человека услаждаются миром в Царствии Божием.

С великой душевной болью настоятельно побуждаю вас к борьбе! Не допустите, чтобы полученное теперь было развеяно ветром, не потеряйте этого, держите глубоко в своём сердце, осуществите на деле, дабы получить пользу и вкусить красоты Царствия Божия. Когда вы обретёте душевное здравие, мера вашей радости и благодарности Богу не будет иметь границ. Напоследок ещё раз хочу попросить вас сохранить в себе то немногое, что Благодатью Божией было здесь сказано: сохранить пользу, которую вы для себя получили в священном Таинстве Покаяния, бороться за то, чтобы увеличить её для себя и передать окружающим. Чтобы, когда Бог удостоит нас вновь собраться вместе, вы были бы в лучшем <духовном> состоянии. Семя, посеянное нами, худое и бедное, потому что сами мы хуже и неключимее этого семени. Желаем вам приумножить полученное и просим молиться, чтобы и нас, убогих, душевно и телесно сохраняла Благодать Святого Духа и удостоила нас спасения во славу Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

60 вопросов, на которые «не могут» ответить Христиане

1. ВОПРОС: Если Иисус Бог, то кому поклонялся он сам?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ (любителям простоты): Богу Отцу.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ (для более любознательных): Иисус Христос — Бог и человек в одном Лице. Как человек, Он следовал принятым в Его среде обычаям истинного богопочитания.

2. ВОПРОС: Был ли он сам покорным Богу?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Да.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Более точно — послушным.

3. ВОПРОС: Призывал ли он покорности Богу?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Да.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Точнее, к послушанию Его воле.

4. ВОПРОС: Носил ли Иисус рясу, на шее крест, и размахивал ли когда-нибудь кадилом?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Нет.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Стиль одежды и религиозная символика имеют свои особеннсти в разные эпохи у разных народов.

5. ВОПРОС: Был ли Иисус христианином?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Нет.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Слово «христиане» вошло в употребление значительно позже Воскресения Спасителя, как о том сообщает Св. Писание, Деян.11:26. Так же и Будду не называют буддистом, и Конфуция — конфуцианцем.

6. ВОПРОС: Принес ли он христианство?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Да.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Христианство — это образ жизни и мысли, данный Христом

7. ВОПРОС: Чем различаются православие и христианство?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Ничем.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Некоторые религиозные сообщества, уклонившись в той или иной мере от христианской истины, сохраняют её частично. Во многих случаях мы продолжаем именовать их христианскими из вежливости и доброжелательности, в надежде на их освобождение от заблуждений.

8. ВОПРОС: Был ли Иисус православным?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Да.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Как человек, Он в полной мере следовал принятому в Его среде образу жизни и обычаю истинного богопочитания.

9. ВОПРОС: Если Иисус был распят, а по-вашему, он был Богом, то кто тогда руководил всем мирозданием в течение трех дней?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Бог.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Смерть, присущая воспринятой Им человеческой природе, не оказала воздействия на природу Божества.

10. ВОПРОС: Я слышал, что в течение трех дней, пока Иисус был мертв, мироздание работало в автономном режиме. Это правда?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Плохо слушал.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: См. ответ на вопрос №9.

11. ВОПРОС: Если Он был распят и умер, признаете ли вы, что ваш Бог смертен?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Нет.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Бог стал человеком, не утратив Божественной природы. См. ответ на вопрос №9.

12. ВОПРОС: Если умерла только одна треть Бога, то в чем смысл смерти Иисуса?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Дроби неприменимы к Божеству.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Смысл Его смерти в Его Воскресении, которому вслед за Ним может быть причастен каждый человек.

13. ВОПРОС: Иисус — царь иудейский, но тогда причем тут Россия?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : При том же, что любая другая страна.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: В иудейском народе в ту эпоху сохранялось истинное богопочитание и надежда на явление Христа, Которого они именовали своим грядущим царем.

14. ВОПРОС: Вы утверждаете, что он умер за грехи людские. Во время второго пришествия вы его опять убьёте? (ну, чтобы простились грехи людей, живших уже после Рождества).

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Нукайте на своих ослов.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Бог существует вне времени, и плоды Его Жертвы, принесенной в конкретный исторический момент, доступны каждому человеку, вне зависимости от эпохи.

15. ВОПРОС: Слово «Христос» в одном из значений — «избранный», вы говорите, что он Бог. Он, по-вашему, выбрал сам себя?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Нет оснований для такого значения.

16. ВОПРОС: Вы утверждаете, что Отец, Сын и Дух появились одновременно. Может ли сын и отец появиться одновременно? К тому же единородные?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Не было ни появления, ни временности.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Бог существует вне времени.

17. ВОПРОС: Если Иисус был с «папой» с самых беззначальных времен, то в чем смысл рождества?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Спросите папу.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Если речь идет о папе Римском, пишите письма в Ватикан. В противном случае вопрос непонятен.

18. ВОПРОС: Кем до отцовства был Отец?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Не было «до».

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Бог существует вне времени.

19. ВОПРОС: Был ли Бог двуедин до рождества Иисуса?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Бог не «двуедин».

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Природа Божества неизменна.

20. ВОПРОС: И что все это время делает Дух?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : То же самое, что и в другое время.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Бог познается в Своих энергиях, то есть воздействиях на сотворенный мир. Частично эти воздействия очевидны и общезначимы, частично сокровенны и индивидуальны.

21. ВОПРОС: Что делали Дух и Иисус, когда Господь творил планету Нептун?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : То же самое.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Творение — совокупное действие всех Божественных Лиц. — Человеческое имя Иисуса присуще Богу Сыну с момента Его воплощения около двух тысяч лет назад.

22. ВОПРОС: Кто создал кого: Отец Сына, Сын Отца, Дух их или они Духа? Кто же был первоначально?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Никто никого.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Бог существует вне времени.

23. ВОПРОС: Почему, если это одно целое, они мыслят и действуют независимо друг от друга? Самостоятельно.

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Зависимо.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Самостоятельность не требует независимости. Пример — обычная человеческая семья, соединенная любовью.

24. ВОПРОС: Из икон мы знаем, что Бог белый, знаем что Бог создал человека наподобие Себя. Наподобие кого Он создал негров, азиатов, женщин и животных?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Из икон мы ничего не знаем.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Мы создаем иконы в качестве символических пособий к молитве на основании принятых обычаев и знаний, доступных всем желающим учиться.

25. ВОПРОС: Какое отношение имеет крест к учениям Христа? Ведь это орудие его убийства?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Крест — живая символическая связь с Его подвигом.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Нормальный человек не усомнится, какое отношение к нашей жизни имеет Брестская крепость, Сталинград, Освенцим, Бородинское поле, Косово поле, Куликово поле.

26. ВОПРОС: Если признать, что ваш Бог — Три в Одном, то какое отношение имеют к Богу несколько тысяч покойников, называемые вами «святые мощи»? Ведь они даже себе помочь не смогли.

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Покойников мы так не называем.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Мы называем святыми людьми тех, которые превосходно смогли помочь себе, а также и многим другим. Материальные памятники их земной жизни мы называем святыми мощами.

27. ВОПРОС: В чем смысл горящей свечки перед иконой?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Содействие нашей молитве.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: См. «Зажечь свечу», convent.mrezha.ru/_text/qnaPrayer.htm#57

28. ВОПРОС: Жег ли свечи перед иконами Иисус?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Нет.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Формы молитвы имеют свои особенности в разные эпохи у разных народов.

29. ВОПРОС: Христиане говорят, что у мусульман Бог злой, так как Он, наряду с добром, создал и зло. А кто, по-вашему, создал зло?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Кто говорит, тех и спрашивайте.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Церковь свидетельствует о том Боге, Которого знает она. О верованиях других конфессий она не свидетельствует и свидетельствовать не может.

30. ВОПРОС: Кто создал сатану?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Он стал таким самостоятельно.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Еврейское слово «сатана» и греческое «дьявол» означают одно и то же: противник. Бог создал ангелов и людей свободными; ангел, употребивший свою свободу для противления Богу, стал сатаной.

31. ВОПРОС: Если Иисус — Бог, получается, что Он выводил Моисея из земли египетской, Он сотворил человека, установил солнце. Да?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Не совсем так.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Хотя творение и промышление о вселенной представляет собою совокупное действие всех Божественных Лиц, человеческое имя Иисуса присуще Богу Сыну лишь с момента Его воплощения, то есть принятия Им человеческой природы.

32. ВОПРОС: Триединство нелогично ни с какой позиции. С математической точки зрения должны быть или единица, или тройка. Три никак не равно одному. С позиции русского языка — то же самое. Союз «и» делит отца с сыном. Делит, значит даёт понять, что это две разные субстанции. С позиции физиологии отец и сын тоже не могут появиться одновременно, пусть даже с безначальных времен. Почему вы не задумываетесь об этом?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Задумаемся о том, сколь вредоносен грех пустословия.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Крайнее неразумие — произносить (писать) слова без всякой связи с реальностью, стоящей за ними. Неразумие становится безумием, когда реальность, подлежащая исследованию, лежит вне пределов материального мира, а следовательно, позитивного знания. — Желающие легко могут ознакомиться с тем, как христианские богословы преодолели возникшие в IV веке недоумение о Святой Троице.

33. ВОПРОС: Евангелие от Марка, глава 13, стих 33 «О дне же том или часе никто не знает — ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Если Сын и Отец — одно, то почему Сын не знает о часе?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Единство не требует тождества.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Божественная и человеческая природы Христа состоят в единстве, но человеческая природа уступает Божественной в способности познания.

34. ВОПРОС: К кому придет Иисус во второй раз — к католикам или к православным? А может к протестантам?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : К каждому человеку в отдельности.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Второе Пришествие Спасителя — завершение материального бытия в его нынешней форме («конец света»). По этой причине бытие за его пределами не поддается позитивному описанию, однако личная судьба каждого человека определяется его предшествующей жизнью.

35. ВОПРОС: Иисус обрезан, почему православные это не практикуют?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Не практикуют, поскольку нет еврейской Церкви.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Обрезание было заповедано еврейскому народу. Другие народы, принявшие Христа, свободны от этого обычая, о чем подробно сказано в 15-й главе книги Деяний Апостолов.

36. ВОПРОС: Кто отменил обрезание?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Церковь.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: См. ответ на вопрос №35.

37. ВОПРОС: Что будете делать вы, если во втором пришествии Иисус придет не к христианам, а к мусульманам? Опять вздернете его?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : С хамами дела иметь не будем.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: См. ответ на вопрос №34.

38. ВОПРОС: Если во втором пришествии у Иисуса родится сын — вы будете считать его внуком Бога? Будет ли это четырехединством (то есть дед, сын, внук и святой дух)?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Если кто-то глуп, то это надолго.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: См. ответ на вопрос №34.

39. ВОПРОС: Если во втором пришествии у Иисуса родится сын и кто-нибудь спросит его «Ты кто?» он ответит «я внук Бога»?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Если кто-то глуп, то, вероятно, навсегда.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: См. ответ на вопрос №34.

40. ВОПРОС: Кем по вероисповеданию были Моисей, Авраам, Ной?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Последователями ветхозаветного иудаизма.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: За 2000 лет, истекшие с момента разрушения Храма, иудаизм утратил внутреннее единство и приобрел черты, в значительной мере превратившие его в новую религию.

41. ВОПРОС: Вы говорите, что православие — истина, тогда в какой из православных церквей? Если во всех, то почему раскол и каждые сто лет реформация?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Учебник истории нежелательно читать в пьяном виде.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Реформация известна в единственном числе, в западной Европе XVI века, приблизительно пять столетий спустя после отпадения римо-католицизма от Православия. — Расколы в Православии возникают время от времени по той же самой причине, что мусульманских имамов десятками расстреливают свои единоверцы. О прочих говорить не приходится.

42. ВОПРОС: Из икон и изображений мы видим, что все мужчины бородатые. А сегодня бородатые только священнослужители. Или ношение бороды кто-то отменил?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Предоставляется личному усмотрению.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Борода, усы и другие атрибуты внешнего вида суть элементы обычая, а не догмата. Они имеют свои особенности в разные эпохи у разных народов.

43. ВОПРОС: Все тот же вопрос, про хиджаб. Ведь на иконах все женщины в платке.

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Всё тот же ответ.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: См. ответ на вопрос №42.

44. ВОПРОС: Приходится порой слышать, что пророк Мухаммад (с.а.с.) якобы плохо отзывался о православных. Были ли тогда православные? И если были, то какой народ это был?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Да, были во всех народах.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Понятие Православия не зависит от эпохи или народности, см. ответ на вопрос №8. Слово «Православие» вошло в употребление в религиозном контексте начиная со II столетия по Р.Х.

45. ВОПРОС: Можно ли с помощью Православия вывести человека из алкогольной зависимости?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Нет. Человек — не пешка.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Помощь бывает от Бога, и Православие — путь к получению этой помощи. С этой помощью человек может освободиться от алкогольной зависимости

46. ВОПРОС: Где в современном обществе присутствует православный закон?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : В Церкви.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Церковь отделена от государства, но неотделима от общества, от народа.

47. ВОПРОС: У простолюдина просто крестик на шее, а у попа — золотой крест, и ещё огромных размеров. От какого креста польза больше?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Польза больше от прочистки мозгов.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Ношение креста, как и другие атрибуты внешнего вида, суть элементы обычая, которые имеют свои особенности в разные эпохи и у разных народов.

48. ВОПРОС: Сколько весил крест на шее Иисуса Христа?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Сколько весят кресты всех людей, вместе взятые.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Распятие на кресте — казнь не только позорная, но и крайне мучительная, о чем свидетельствуют как исторические источники, так и исследования Туринской Плащаницы. Страдания Спасителя на Кресте, в силу восприятия Божественной Личностью человеческой природы, неизмеримо превосходили страдания обычного человека во время такой же казни, уподобляясь страданиям всего человеческого рода.

49. ВОПРОС: Какой крест у Отца Небесного?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Такой же, как у Сына.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Действия Божественных Лиц согласны друг с другом. — См. ответ на вопрос №48.

50. ВОПРОС: Есть ли крест у Духа Святого?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Да.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: См. ответ на вопрос №49.

51. ВОПРОС: Есть традиция поминания водкой. В чём смысл?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : В алкогольном самоубийстве.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Слово «традиция» далеко не равнозначно религиозной заповеди. Злоупотребление алкоголем (в отличие от умеренного и безвредного употребления) — отнюдь не единственная губительная «традиция».

52. ВОПРОС: Православные называют мусульман «братьями» и «друзьями», а при этом они нас ненавидят. Ваш Бог научил вас лицемерить?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Кто ненавидит, тех и спрашивайте.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Все люди — братья, дети Адама и Евы. Христос учит людей жить в мире и согласии; Церковь всеми силами добивается этого. Разрушить дружбу христиан и мусульман России, превратить нашу страну в Палестину или Ирак — голубая мечта сатаны.

53. ВОПРОС: В Новом Завете упоминается «Новая песня», которая не будет искажена. Мусульмане считают, что это сказано о Коране. Почему вы это отрицаете?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Нет оснований для такой трактовки Откр. 5:9, 14:3.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Священное Писание, как Нового, так и Ветхого Завета, изучалось и комментировалось множеством авторов. В Интернете можно найти обширные материалы такого рода. Наиболее обстоятельный свод святоотеческих и более современных комментариев на Св. Писание на русском языке содержится на сайте bible.optina.ru

54. ВОПРОС: Вас возмущает, что Ислам разрешает 3-4 жены, не проще ли вам представить, что три жены мусульманина — это одна, по вашей же теории о триединстве? )

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Кого возмущает, тех и спрашивайте.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: От субъективных представлений объективная истина не зависит. Брачный стандарт Адама и Евы — один муж, одна жена, на всю жизнь — искаженный в ветхозаветную эпоху, был восстановлен в христианской Церкви и останется в ней до конца.

55. ВОПРОС: Какая разница между православием, христианством и учением Христа? Многие говорят, что никакой разницы нет, тогда почему разные названия?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Синонимы есть в любом языке.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: См. ответы на вопросы №6 и №7. — Христианство включает в себя учение, но к нему не сводится. Если бы это было возможно, не было бы смысла ни в рождении Спасителя на земле, ни в Его страданиях и смерти, ни в Воскресении. Не было бы и христианства.

56. ВОПРОС: Священник Даниил Сысоев писал про мусульман, что <цитата удалена>. Разве так пишут о братьях и друзьях?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Спросите его самого (если сумеете).

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Анти-исламские сочинения о. Даниила Сысоева не имеют ничего общего с Церковью. Они запрещены к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

57. ВОПРОС: Когда я говорю, что Иисус еврей, то православных это возмущает. Они говорят, что это хула, богохульство. В чем здесь хула и богохульство? Разве ваш Бог не еврей?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Кого возмущает, тех и спросите.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: В Лице Спасителя соединены две природы, Божественная и человеческая. Человеческая природа включает в себя принадлежность тому или иному народу. Без сомнения, Иисус из Назарета по Своей человеческой природе принадлежит еврейскому народу.

58. ВОПРОС: В последнее время от православных приходится слышать «надо спасать Православие, сражаться с зеленой чумой». Не является ли эта борьба нарушением Христовых заповедей: «Не убий»,»Возлюби врага своего», «Бьют по правой щеке — подставь левую»?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : От кого приходится, слышать, тех и спросите.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Православие спасать не надо. Спасать надо прежде всего мусульманские народы и страны, которые гибнут от рук своих так называемых единоверцев. Мусульманам нужен новый Салах-ад-дин: ищите кандидата. Заодно примирит курдов, турок и арабов. — Про «нарушение христианских заповедей» см. «Люди узкого толка», convent.mrezha.ru/_xtra/heretic.htm.

59. ВОПРОС: Не является ли борьба с Исламом ересью, нововведением в православие?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Нет «борьбы с Исламом».

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Церковь не борется с Исламом: см. ответ на вопрос №56. В 1867 году Святейший Синод потребовал, чтобы в богослужебных книгах «были исключены оскорбительные для магометанской веры слова». Определением Синода от 11 октября 1868 г. было предписано перепечатать и заменить в этих книгах соответствующие листы.

60. ВОПРОС: Пока вы боретесь с Исламом, Ислам занимается вашими людьми. Поэтому бывшие христиане переходят в Ислам. Вы с этим согласны?

— КРАТКИЙ ОТВЕТ : Колхоз дело добровольное.

— РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ: Мы не боремся с Исламом. Мы боремся с глупостью, тупостью, невежеством, упрямством, хамством и занудством. — Но человек создан свободным, и свободным остается — принимая последствия своих поступков.

Вопросы взяты с исламских сайтов, орфография и стилистика сохранены.

Просим распространить ответы на них для пользы всех тех, кто желает расширить и обогатить свои знания.
Что же до тех, кто задает вопросы с иными намерениями, они сами за себя ответят перед Богом и людьми.

На вопросы отвечал иеромонах Макарий (Маркиш)

Сделайте репост этой публикации


Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb

Как православным справлять Новый год в пост и как это происходит в семьях священников? Ответы батюшки Алексея

Здравствуйте, дорогие друзья, всем прекрасного самочувствия и самое главное здоровья!

Очень скоро нас ждет большой, семейный праздник — Новый Год. А у нас этот праздник приходится на время поста. И тут возникает противоречие — и отметить то хочется, особенно молодым — собраться с друзьями и повеселиться, и в то же время по православной традиции главнее всего — Рождество. Здесь уже сами православные, думаю, должны решить. Но вот перед Новым Годом сходить в храм и подойти к священнику, а лучше исповедоваться и причаститься, я считаю нужно обязательно. И там же в храме и задать у батюшки вопросы, нас так занимаемые, и насчет поста, и поведения в праздники.

А вот как ответил на интересный вопрос на православной страничке одного журнала, ведущий её священник Алексей Завгородний.

Священник Алексей Завгородний. Фото из свободного доступа

Вопрос батюшке:

«В нашей стране Новый год встречают и отмечают раньше, чем Рождество, и новогодний праздник всегда выпадает на пост. Вы уже писали о том, что истинный православный христианин найдет способ соблюсти пост в Новый год, а разговеется на Рождество.

Хотелось бы знать, как встречают Новый Год в семьях священников. Ведь это самый радостный праздник, к которому готовятся дети и очень ждут его. А у священников дети тоже есть. Наряжают ли для них новогоднюю ёлку? Дарят ли подарки? приглашают ли Деда Мороза?

Дед Мороз пришел на праздник.Из открытого доступа.

Под бой курантов поднимают ли в этих семьях бокалы с шампанским (пусть даже за постным столом)?

Ответ священника — отца Алексея.

«Конечно, если Вы считаете себя православным христианином, то приоритет нужно отдавать церковным праздникам. Я воспитывался в семье священника и помню, что из года в год под Новый год мы устанавливали ёлку. Родители нам дарили подарки, поздравляли с наступающим Новым годом, желали помощи Божией в учебе, в духовном развитии и.т.д. Вечером мы шли в церковь, так как 31 декабря вечером практически во всех храмах совершается молебен на новолетие, просили у Бога благословления на предстоящий год, затем возвращались домой, это уже было около 21.00, и устраивали чаепитие, которое длилось до двенадцати часов ночи. В двенадцать слушали поздравление Президента России (потому что это — наша страна, и нам не безразлично, что говорит нам наш Президент,), ну и под бой курантов взрослые и наливали себе шампанское, а нам лимонад и, поздравив друг друга, ложились спать. Конечно же, о нарушении поста никакой речи и не было.

Ну а на Рождество после ночной службы начиналось все самое интересное, мы ходили на утренник, встречались с дедом Морозом( получая еще один подарок), ходили на аттракционы, которые приезжают только зимой, ну и , естественно, разговлялись.

В моих воспоминаниях остались два замечательных праздника. Если вы пожелаете встретить Новый год, то помните, ни о каком разговлении не может быть и речи»

Веселые зимние праздники .Картинка из общего доступа.

Такие советы нам в помощь от священника Алексея. А так же пусть помощью будут нам и пост и посильное воздержание и постоянные молитвы и помыслы благие с добрыми делами!

Помоги всем в этом нам Господь, Матушка Богородица и все святые и заступники наши небесные!

Надеюсь статья была интересной и полезной!