Овчая купель

Часть B

Прочитайте текст и выполните задания A28 — A30; B1 — B8; C1.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.

(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.

(9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)»Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага… (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 — А30, В1 — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

B8

«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:

1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы

Ответ

Ворота Иерусалима (Gates of Jerusalem)

Современный облик Иерусалима сложился из многих составляющих. Этническое и религиозное разнообразие, множество архитектурных памятников, священных мест, древнейшая история превратили его в уникальный город.

Иерусалим вырос из Старого города, ставшего его историческим центром. Его окружают стены, сооруженные в XVI веке.

Территория Старого города составляет менее одного квадратного километра, поэтому периметр стен тоже небольшой – всего 4,5 километра. Из Иерусалима шли дороги в разные части страны, к другим городам.

Соответственно для каждой дороги предназначались свои ворота, их количество со временем менялось. При крестоносцах их было четыре, при Сулеймане Великолепном оборудовали шесть ворот. Точнее будет сказать, что турки использовали ворота, существовавшие еще до их появления.

В 1887 году к числу действующих добавили так называемые Новые ворота, в итоге их стало семь. Ворота Кожевников – восьмые по счёту, но они, наоборот, не новые, а были обнаружены в ходе раскопок в 1990-е годы.

С закрытыми воротами возникает больше неясностей. Некоторые из них сохранились лишь частично, от других, обнаруженных археологами, остались лишь следы и почти неразличимые остатки.

Поэтому получается, что ворота как будто есть, об их существовании известно, но в действительности они давно не существуют.

При разговоре о Воротах Старого города следует иметь в виду, что могут использоваться их разные названия, что некоторые ворота имеют сразу по несколько наименований.

Это связано с тем, что каждый народ называл ворота на своём языке, используя собственную этимологию и мотивировки, которые иногда приходили в противоречие с другими иноязычными названиями. Кроме того, ворота меняли названия в течение своей длинной истории.

Золотые ворота (The Golden Gate) относятся к числу закрытых.

Они не только самые старые, построены около 520 года, но с ними связано наибольшее количество легенд и преданий.

Распространено старинное предсказание (Езекиель 44:1-3), что через них в город войдёт Мессия, поэтому Сулейман Великолепный и приказал заложить Золотые ворота.

На самом деле, Золотые ворота стояли заложенными со времён Средневековья. Сулейман Великолепный повелел их распечатать, а потом снова закрыл, но при этом руководствовался не предсказаниями, а оборонительными соображениями.

Аналогичная ситуация повторялась и раньше, когда крестоносцы открыли ранее заложенные мусульманами Золотые ворота в 1102 году, а потом султан Салладин снова приказал их запечатать.

Через Золотые Ворота открыт проход к Гефсиманскому саду. Сегодня от них видна Масличная гора с церковью Всех Наций и находящимся немного выше русским православным монастырем святой Марии Магдалины.

Древнюю историю имеют Дамасские (Шхемские) ворота (The Damascus Gate).

Считающиеся главными воротами мусульманского квартала Старого города, Дамасские ворота расположены в стене на северо-западной стороне города, напротив арабского квартала Шейх Джарах в Восточном Иерусалиме.

Отсюда берёт начало шоссе на Наблус (Шхем), а оттуда — в прошедшие эпохи — на столицу Сирии Дамаск; этим объясняются их современные европейское и ивритское названия.

Впервые они оборудованы во времена Второго храма и не дошли до нас. Археологам удалось обнаружить только развалины ворот, отстроенных римлянами.

Нынешние Дамасские ворота, как и большинство других, появились в первой половине XVI века. Они находятся на севере, считаются самыми красивыми за счет двух изящных башен с зубцами.

Ворота стоят на дороге к Дамаску и через них можно пройти в Мусульманский квартал, к арабскому базару.

Ворота Ирода (The Herod’s Gate) не имеют прямого отношения к имени царя Ирода Антипы.

Это ворота Мусульманского квартала Старого города Иерусалима, расположенные в северной стене Старого города, немного к востоку от Дамасских ворот, напротив арабского квартала Баб-эль-Заара в Восточном Иерусалиме и обращенные на север.

Это христианское название появилось в результате того, что место, находящейся рядом православной церкви Святого Никодима, ошибочно отождествлялось с месторасположением дворца Ирода.

Арабы называют эти ворота Баб аз-Заара по ассоциации с холмом и кладбищем, которые находятся через дорогу от ворот.

На иврите название Ша-ар А-Прахим значит Цветочные ворота, и согласно популярной версии, оно происходит из-за каменной розетки, украшающей верхнюю часть башни, возвышающейся над воротами.

Когда строилась крепостная стена, здесь оставался простой узкий проход. Ворота Ирода и сегодня смотрятся очень скромно.

Через Львиные ворота (The Lion Gate) согласно христианским преданиям прошёл Иисус Христос, направляясь к месту казни, и отсюда берет начало Виа Долороза – последний земной путь Спасителя.

Львиные ворота (также Ворота Св. Стефана или Овечьи ворота) — одни из восьми открытых ворот в стенах Старого города Иерусалима. В своём современном виде построены 1538-39 годах султаном Сулейманом Великолепным.

Одна из легенд рассказывает, что предшественнику Сулеймана Селиму I приснились львы, собравшиеся съесть его из-за его планов сровнять город с землёй. Тогда он пообещал защитить город, построив вокруг него стену, и его пощадили.

В результате лев стал геральдическим символом Иерусалима.

Другая легенда гласит, что Сулейман обложил жителей Иерусалима тяжёлыми налогами, выплачивать которые они не могли себе позволить.

Тогда и приснились Сулейману два льва, пришедшие, чтобы съесть его.

Правитель отказался от своей непопулярной идеи и в честь построил Львиные ворота, дабы защитить город от захватчиков.

По одной из версий название ворот происходит из-за четырех вырезанных в камне леопардов, которых ошибочно принимают за львов.

Мусорные (Навозные) ворота (The Dung Gate) (также можно слышать и другие названия – Сильванские ворота, Марокканские ворота) — одни из ворот в стенах Старого города, расположенные рядом с юго-восточным углом Старого города, к юго-западу от Храмовой горы.

Ближайшие ворота к Западной Стене; сразу за ними находится вход на территорию Западной стены.

Мусорные ворота являются главным пунктом проезда автомобилей.

Изначально они были гораздо меньше, однако в 1952 году — через четыре года после того, как Старый город перешёл под контроль Иордании — ворота были существенно увеличены иорданским правительством.

После захвата Мусорных ворот Израилем в 1967 году архитектору Шломо Аронсону было поручено обновить их

В древности ворота использовали для вывоза мусора, отсюда возникло и название.

Марокканскими ворота называли потому, что за ними находился Марокканский квартал Старого города, который ныне не существует.

Сионские ворота (или Ворота пророка Давида) (The Zion Gate) — одни из восьми ворот Старого города Иерусалима, сохранившихся со времён королевства крестоносцев наряду с Золотыми, Давидовыми, воротами Святого Стефана и воротами Иосафатовой долины.

В дальнейшем город укреплялся айюбидским наместником аль-Маликом аль-Матамом, в частности выстроившим сторожевую башню над стенами города примерно в 100 м восточней современных Сионских ворот.

Однако в 1219 году сам аль-Малик аль-Матам приказал разрушить все городские укрепления

По-арабски название звучит Баб ан-Наби Дауд, то есть «Ворота пророка Давида», поскольку на Сионе находится гробница царя Давида.

Еще арабы называют эти ворота Баб Харат аль-Яхуд – «Ворота еврейского квартала» – это понятно без комментариев.

На них видны отметины от пуль – это свидетельства войны 1948 года.

Яффские ворота (The Jaffa Gate) назвали из-за дороги, соединяющей Иерусалим с городом Яффо.

По ней двигались паломники, прибывающие на Святую землю через этот морской порт.

Согласно легенде, Иерусалим окончательно достанется тому завоевателю, который пройдёт в город через Яффские ворота.

Существует версия, что во время приезда на Святую землю кайзера Вильгельма II в 1898 году турки устроили для него проход рядом с воротами, чтобы император думал, будто он прошёл в Яффские ворота.

По другой версии, ворота были просто увеличены, чтобы карета Вильгельма могла свободно проехать.

В 1917 году генерал Алленби, который командовал британскими войсками, принимал у Яффских ворот капитуляцию и торжественно объявил о победе.

Но он прошел в Иерусалим через Яффские ворота пешком в знак уважения к вечному городу.

Новые ворота (The New Gate) названы так, потому что они стали исторически последними, устроенными в стене.

Случилось это на исходе XIX века, когда город готовился к приезду кайзера Вильгельма, который должен был пройти через них в Христианский квартал, однако это не понадобилось.

Зато Новые ворота сократили путь для паломников, которые шли к христианским святыням в Старом городе.

Ранее паломникам приходилось идти к ним из монастыря «Нотр-Дам де Франс» и Русского подворья через Яффские ворота, где и без того всегда наблюдается значительный людской поток.

Когда Иордания заняла Старый город в результате войны 1948 года, она закрыла Новые ворота, и они были открыты лишь в 1968 году, после окончания Шестидневной войны.

Все ворота Старого города можно увидеть во время прогулки по так называемой обзорной тропе, которая проходит по гребню городской стены. Путь от одних ворот к другим открывает своеобразную круговую панораму Иерусалима.

Вокруг Старого города располагается «Зеленый путь» – это аллеи для пешеходов, сады и другие зеленые зоны, где находятся археологические заповедники.

Купальня Вифезда

Исцеление расслабленного при Овечьей купели Вифезда

Вифезда — Бифезда (ивр. בריכות בית חסדא‎). Транслит. «бассейны Бейт Хисда», «также «овечьи бассейны» досл. «место благодати, исцеления».
* * *
В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил больного возле купальни Вифезда. В тексте даже описаны пять крытых ходов, ведущих в купальню. Ученые долгое время считали, что этой купальни не существовало, пока не нашли ее на глубине сорока футов под землей, полностью сохранившейся и имеющей пять ходов.
Купальня Вифезда (Фото)
Купальня Вифезда сейчас и воссозданый макет

Вифезда — купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один, наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нём жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв.
Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных.
Рядом с ними находится высохший водоём, который ранее содержался некогда в исправности, так как его берега выложены прочными стенами древнееврейской кладки. Он имеет правильную четырёхугольную продолговатую форму.
У местных жителей-арабов он называется «Биркет Израиль» то есть прудом израильским. У его западной стены сохранились развалины двух арок, которые могут соответствовать упоминаемым евангелистом Иоанном «крытым ходам».
Вифезда, большой бассейн (150x50x15 м), состоящий из двух резервуаров, разделенных стеной. Обнаружен в 1914 году на территории монастыря Белых отцов, рядом с церковью св. Анны.
Купальня Вифезда

Храм, его возникновение и символика

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сио́нская го́рница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «и́косом», а у римлян «э́кусом». По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

До Миланского Эди́кта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях – базилики.

Базилика

Базили́ка – прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем.

Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

Катако́мбы – обширные подземелья в древнем Риме – стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства. Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями. Существовало три основных категории катакомбных помещений: куби́кулы, кри́пты и капе́ллы.

Символичекие изображения в катакомбах:

Рыба – «ИХТИС», символ Спасителя

Рыбы, как символ христиан, возродившихся в купели Крещения

Куби́кулы – помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.

Кри́пты – использовались не только для захоронений, но и служили для оправления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек. Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.

Капе́ллы – храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений. Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы отличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин.

Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени. Деталь, присущая только катакомбным храмам – это так называемые люмина́рии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.

Рыба и корзина с хлебом, как символ Христа и Причащения

Корабль – символ христианской Церкви

Якорь – символ христианской надежды

Основные символические изображения, существовавшие в катакомбах, следующие: якорь – знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании; голубь – символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души; феникс – мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения; павлин – символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению; петух – также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью; агнец – символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя; лев – символ силы, могущества, власти; оливковая ветвь – символ мира, возрождающейся жизни; лилия – символ чистоты; рыба – глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» – «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель; виноградная лоза и корзина с хлебом – символизируют Таинство Причащения. Языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей – так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников.

Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; пророк Даниил между львами; получение скрижалей пророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.

Изображения Христа в катакомбах были трех типов:

1. Символический: Добрый Пастырь, Агнец, Орфей.

Пастух – символ Доброго Пастыря Христа

2. Античный: Спаситель в молодых летах, стройного телосложения, с мягкими чертами лица и без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом или со свитком в руке.

Агнец – ветхозаветный прообраз жертвы Христа

3. Византийский: лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, борода, разделенная иногда на две части. Крещатый нимб (золотое полукружие со вписанным в него Крестом) увенчивает голову Спасителя.

Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах. Эти изображения делились на два типа:

1. Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Ее лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках – Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом на голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии.

2. Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.

Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением).

Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абси́дой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма. Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконоста́сом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престо́лом . В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой – солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря площадку, затем следовала средняя часть храма, далее – его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притво́ру . В центре солеи устраивался полукруглый амво́н, с которого обычно произносились проповеди. Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.

Период, начавшийся после принятия христианства в Римской империи как государственной религии, положил начало новой эпохе в истории храмоздательства. Причем разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базили́ка, в то время как в Восточной Церкви в V-VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль. Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

Схема храма в форме креста

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV-XVI вв. Псков

Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16; 18).

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва

Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва

Шлемовидная форма купола Спасского собора Андроникова монастыря, XV в. Москва

Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру, характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.

Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5; 15, 16). Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.

Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.

Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую «привязку»: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке; вмч. Георгия в Ендове.

father_ingwar

Вчера мы совершили небольшую прогулку по Иерусалиму, рассказ о монастыре святых Иоакима и Анны и о русском монастыре в Гефсимании вы уже видели во вчерашних записях, сегодня публикую фотографии, которые были сделаны так сказать «попутно» в двух тоже интересных местах. Католические храмы в Вифезде, на месте упоминаемой в Евангелии Овчей купели и у подножия Елеонской горы храм Всех наций на месте Моления о Чаше.
Паломники обычно посещают эти места, никаких препятствий им не чинят, тем более места весьма знаменательные. В Вифезде правда берут плату за вход — 8 шекелей (80 рублей или 2 с небольшим доллара.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА О ВИФЕЗДЕ
(из главы 5-й)
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
место, куда обычно не заглядывают паломники — раскопки одного из прудов Вифезды — шурф уходит не очень глубоко, а глубина пруда была не менее 13 метров
В Вифезде видна большая археологическая активность (в прошлом), но на самом деле тут ничего практически не раскопано, в 20-м веке все окружение было застроено и не определены до конца подробности этого грандиозного древнего сооружения, существующего (-вавшего) тут примерно с 8 века до н.э. Видны постройки византийского и крестоносского периодов, очень мало видно остатков самих бассейнов
напротив Вифезды ближе к Храмовой горе находился еще один большой резервуар для воды — так называемый Пруд Израиля (150х50х15 метров), вот фото из Вики — 19 век, воды уже тут не было и пруд превращался в грандиозную свалку арабского квартала, где-то после 2-й мировой войны он был окончательно засыпан, сейчас на его месте нет ничего (автостоянка и какие-то непонятные постройки). Но все же он прожил более долгую жизнь, чем пруды Вифезды.
на картинке из ивритской Вики показан план-реконструкция Вифезды в общих чертах.
Между двумя внушительными прудами, еще в античное время окруженных двойной колоннадой находилась дамба с регулирующими уровень воды в бассейнах устройствами, дамбы использовалась и в ритуальных целях — на ней была лестница 35 метров в ширину для схода в воду для очистительных обрядов. Позже на дамбе построили византийскую базилику (розовым и красным цветом), внутри желтым выделены остатки языческих храмов Асклепия и Сераписа, в которые за исцелением от воды приезжали люди со всей Империи (ну или не со всей), зеленым показаны постройки монастыря времен крестоносцев.
о Вифезде интересная, но небольшая статья в Православной Энциклопедии — http://www.pravenc.ru/text/158882.html
церковь св. Анны — рядом как мы помним место Рождества Пресвятой Богородицы, альтернативную пещеру показывают и под этим храмом. Церковь тут была и в давние-давние византийские времена. После захвата Иерусалима мусульманами и после крестоносцев здесь существовала мусульманская школа, но со временем это место превратилось в помойку, пассионарности не хватило.
в середине 19 века, в благодарность за помощь Османской империи в Крымской войне прости России, турки предложили Британии подарок на выбор — или Вифезду или остров Кипр, королева Виктория была очень умная женщина и выбрала конечно Кипр, Вифезда же досталась другим союзникам турок в той войне — Франции. Теперь тут католическая семинария, наверное монастырь и собственно провал.
в храме все очень просто, и на фоне этой простоты классическая статуя св. Анны и Девы Марии
и котэ
участок внутри очень красивый — все в цветах
А это уже Гефсиманский сад и храм Всех Наций, творение незабвенного Антонио Барлуцци (20-й век)
оливы Гефсиманского сада. Под ними молился Спаситель.
внутри храма — камень Моления о Чаше перед алтарем
просите мира Иерусалиму, а также самим себе, своим близким и всем на Земле
И два фото из «Нового Иерусалима», окончание нашей прогулки, естественно назовем это «Иерусалим — город контрастов», супер-трамвай на ул. Яффо и там же бездомный наш брат…
Tags: Иерусалим, Святая земля