Панихида в церкви

Каждый верующий христианин испытывает глубокую внутреннюю потребность молиться не только лично за себя, но и за своих родных и близких. И молитва эта может быть как о живых людях, так и об уже умерших. Православие учит, что душа человеческая жива, и после физической смерти тела она не исчезает, а отправляется к Богу ждать решения своей участи в Вечности. И вот в этом ожидании молитвы еще живых близких людей могут очень помочь душе умершего человека. Для того, чтобы обратиться к Господу об усопших, существуют специальные заупокойные службы — панихиды.

Что такое панихида

Такое название носит специальная заупокойная служба, на которой в церковной молитве испрошается прощение грехов умершего человека и упокоение его в Царстве Божием. Служатся такие службы не только в храме, священник может отслужить и на кладбище во время или после похорон, и дома у родственников умершего. Но чаще всего, заказывают такое поминовение в церкви, а сам чин происходит после Литургии.

Панихида — это специальная заупокойная служба

Значение такого поминовения для души умершего очень велико. Поскольку умирает только тело, а душа вечно жива, она ждет решения своей участи и проходит мытарства. Согласно Преданию нашей церкви, на мытарствах душа отвечает за все совершенные за жизнь грехи, а их у каждого человека набирается немало. И вот именно молитва любящих людей очень облегчает это прохождение, вплоть до спасения даже практически безнадежных душ.

Чаще всего панихиды заказываются перед похоронами умершего, а затем на 3, 9, 40 день. Кроме того, важными датами поминовения является годовщина смерти, а также даты рождения, именин умершего.

Читайте о датах поминовения:

  • Что происходит на 40-й день после смерти
  • 9 дней после смерти
  • Как правильно поминать усопших в годовщину смерти

Важно! В течение всего церковного года, если есть возможность и духовная потребность родственников, можно заказывать служение панихид в храме после окончания Литургии.

Очень желательно не просто написать записочку с именами поминаемых родных, но и лично присутствовать на служении. Церковная молитва тогда имеет особую силу, когда она соединяется с личным прошением близкого человека о судьбе умершего. Кроме того, и живым родственникам такое молитвенное поминовение будет приносить большую духовную пользу и утешение в своей скорби от потери близкого.

Правила служения панихиды

Для того, чтобы по вашему умершему близкому человеку была отслужена панихида, нужно подойти в храм, в свечную лавку. Там можно на специальном бланке или обыкновенном листке бумаги написать перечень имен умерших родственников. Как правило, в одной записке можно указывать до 10 имен, но можно и одно — если вы хотите сугубо помолиться именно об этом человеке.

Продукты питания на панихиду приносят в в дар священнику

При подаче записок на поминовение принято приносить какие-либо продукты на специальный панихидный столик (канун). В народе считается, что это еда для покойников, чтобы якобы они не голодали на том свете. Конечно же, такие суеверия не имеют ничего общего с православием — покойникам совершенно не нужна обычная еда, которой питалось их тело при жизни. Лучшая «еда» для человека, ушедшего в мир иной — это молитва ближних и милостыня.

Продукты питания и еду приносят в жертву, в дар храму и священнику, который совершает службу. После прочтения всех молитв все пожертвования освящаются и во многих храмах раздаются бедным и неимущим. Поэтому желательно также следовать этой традиции и приносить продукты на панихидный стол, как милостыню. Приносить желательно постные продукты длительного срока годности — подсолнечное масло, кагор, крупы, печенье и т.д. Не приносят на панихидный стол мясные блюда.

Совет! В записках на панихиду можно указывать только имена людей, крещенных в православии. Недопустимо заказывать эту службу об умерших еретиках, откровенных гонителях Церкви, самоубийцах.

Это очень важный момент, который часто не принимается во внимание. Многие убитые горем родственники думают, что если они скроют от батюшки факт отлучения своего умершего от Церкви и Бога и будет отслужена панихида, то они смогут облегчить участь грешной души. На самом деле, если человек сознательно при своей жизни гнал Господа, то какое значение будут иметь посмертные молитвы о нем? Такое делание не только бессмысленно, но и грешно.

Во время служения заупокойной службы родственники и все присутствующие часто стоят с зажженными свечами, которые символизируют веру в светлую и чистую, как пламя, будущую жизнь. По окончании моления свечи тушатся в знак того, что земная человеческая жизнь каждого из нас также рано или поздно потухнет.

Панихиды вселенские

Для того чтобы заупокойная молитва охватила всех «от века почивших христиан», т.е. всех тех, кто когда-либо умер в православной вере, установлены специальные дни всеобщего поминовения усопших. Они носят название «вселенских родительских суббот». Понятие «родительская суббота» вовсе не означает, что поминать можно только умерших родителей, но всех родственников, весь род, который жил до нас и исповедовал православие.

Панихиду можно совершать не только в храме, но и на кладбище

В церковном году выделяют такие дни для служения вселенских панихид:

  • Мясопустная суббота. Она припадает на конец мясопустной недели, следом за которой начинается Масленица, а далее Великий пост. Это первая вселенская поминальная суббота, когда Церковь во время службы воспоминает о том, что каждого человека ждет Страшный Суд перед Богом. И для того, чтобы облегчить загробную участь уже умерших до этого дня христиан, служится эта большая заупокойная служба.
  • Троицкая суббота. Перед пятидесятым днем по Воскресению, когда вся Церковь празднует сошествие Святого Духа, принято поминать умерших в знак того, что они также ждут спасения своей души. В молитвах этого дня мы просим, чтобы дары Духа Святого снизошли не только на живых, но и на почивших братьев и сестер в вере.
  • Родительские субботы Великого поста. Они отмечаются на 2, 3 и 4 неделе Святой Четыредесятницы. Время Великого поста — самый скорбный и покаянный период всего церковного года, когда человеку необходимо отложить все мирские дела и максимально постараться посвятить мысли Богу и служению ближним. Конечно же, мы не можем в эти дни забывать о наших умерших родных, которые очень нуждаются в молитвенной поддержке.
  • Радоница, или Антипасха. Это так называемая Пасха для умерших, когда радостная весть о Воскресении Христовом разносится и тем, кто уже покинул этот мир. Христос после своей смерти на Кресте спустился в ад, и даровал спасение уже умершим прежде праведникам. Поэтому весть о Светлом Христовом Воскресении несет радость жизни вечной не только для еще живых людей, но и для умерших христиан. Поскольку на Светлой седмице сразу после Пасхи панихиды не служат, на Радоницу все верные христиане спешат помянуть своих умерших родных.

Что такое панихида об усопших

Как заказать панихиду по усопшему?

Соблюдение традиций важно, но не стоит забывать заказывать панихиду по усопшим. Молитвы связывают живых с загробным миром. Чтобы оказать помощь душе, важно знать, как заказать панихиду по усопшему. Это не просто подача записки с именем в церковную лавку, но и предварительная подготовка. Узнайте, как заказать панихиду по усопшему, чтобы не допустить ошибок и не упустить время.

Это заупокойная служба, богослужение по умершим (заупокойное чинопоследование). Во время нее поется “Упокой”: когда тело обретает полный покой, с душой этого автоматически не происходит. Во время панихиды рассказывается о том, как души возносятся к небу, со страхом предстают перед Судьей и исповедуются в своих поступках. Оставшиеся на земле просят упокоить душу, простить ее грехи и дать облегчение в муках. Заказывают панихиду по усопшему, чтобы помочь душе в мучительном переходе между мирами.

Как найти поминальный столик

В церкви памяти усопших организуется отдельный уголок. Здесь стоит канун или тетрапод (четырехугольный стол), на котором горят свечи за упокой. Иногда это круглый подсвечник. Рядом с ним ставят панихидный столик или корзину для продуктов. Это место можно найти в храме по закрепленному на каноне распятию.

Чтобы заказать панихиду по усопшему, в первую очередь нужно положить на канун продукты. Священнику отдается записка с именем покойного.

Какие продукты приносят

Ориентироваться нужно на церковный календарь. Постные дни или недели означают, что нельзя приносить скоромное (мясные, молочные продукты, яйца). На канун (канунник) кладут любую пищу, кроме сырого мяса. Из этих продуктов будут готовить для бедных, бездомных, живущих при храме.

Обычно на кану н кладут хлеб и крупы, подсолнечное масло, муку для выпечки просфор. Сахар, конфеты, сладости — традиционные продукты для поминального стола. Для алтаря покупают кагор или лампадное масло. Подойдут рыба, овощи и фрукты.

Заранее уточните, не совпадает ли день с постом или церковным праздником. На Радуницу (девятый день после православной Пасхи) приносят пасху, кулич, яйца. Конкретных рекомендаций для поминального стола не существует, главное — жертвовать продукты с любовью.

Когда заказывать панихиду

Отдают продукты на помин и подают записки на третий, девятый и сороковой день после смерти, первую, вторую и третью годовщину смерти. Панихиды заказывают по усопшим на “родителей”, именины и день рождения. Есть еще поминание на Литургии, часто заказывать панихиду по усопшим не обязательно.

Кого не поминают

Никакие требы не заказываются по некрещеным, поэтому по таким людям не заказывают службы. За близких, умерших не в православии, молятся дома.

Как проходит панихида

В храме каждое утро в 9 часов совершается Панихида. Перед службой в церковной лавке пишутся списки. Указывают в них одно имя, в крайнем случае — пять или десять. Форма должна быть такой, которая дана при крещении. Например, в святцах нет имени Светлана, его аналог — Фотиния, Юрий — это Георгий и так далее.

Нужно не только подать записку, но и выстоять службу, молиться вместе со священником, особенно когда он читает имя вашего близкого. В руках держат горящую свечу.

Существует традиция приносить на канун кутью (колево) из пшеницы с медом или риса с изюмом. Это единственная еда, которой можно поминать усопшего на кладбище.

ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

всякое богослужение, посвященное молитве об усопших. В правосл. традиции существует неск. видов З. б.: в первую очередь это различные чины погребений усопших верных и особые последования для их как частного, так и общего поминовения (в т. ч. на 3, 9, 40-й день по кончине и ежегодно); кроме того, в годовых подвижном и неподвижном богослужебных кругах для особого поминовения усопших выделено неск. суббот (т. н. родительские), которые по общему строю суточных служб и по содержанию исполняемых за ними песнопений также могут быть отнесены к З. б.; в седмичном богослужебном круге тема поминовения усопших особенно подчеркнута в богослужении вообще всякой субботы; наконец, в том или ином объеме поминовение усопших совершается ежедневно.

Формирование правосл. системы З. б. происходило постепенно. До IV в. обычные усопшие поминались вместе с почившими святыми (мучениками) (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 140). В совр. условиях это сохранилось, напр., в том, что заупокойные песнопения в субботних службах Октоиха объединены с песнопениями в честь всех святых. От IV-V вв. до нас дошло неск. описаний чина погребения и порядка поминовения усопших (Const. Ap. VIII. 41-44; Areop. EH VII. 2-3). В этот период о поминовении усопших писали такие отцы и учители Церкви, как свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Philip. 3), свт. Кирилл Иерусалимский (Cyr. Hieros. Catech. 5. 9-10), свт. Епифаний Кипрский (Epiph. Adv. haer. 75). 50-е правило Карфагенского Собора (393-419) запрещает совершать Евхаристию не натощак, даже если есть память усопшего (что, вероятно, следует понимать как попытку запретить практику совершения вечерних литургий). Тогда же появляется и древнейшая заупокойная гимнография; среди гимнов, приписываемых прп. Ефрему Сирину († 373), есть несколько циклов, посвященных теме смерти и поминовения усопших.

Погребение (отпевание)

Специальные молитвы, читаемые при погребении христианина, приводятся уже в «Апостольских постановлениях». Раннее описание чина погребения содержится в трактате Ареопагитик «О церковной иерархии» и включает чтение Свящ. Писания, песнопения, молитвы, целование усопшего и возливание елея. В этом описании отмечается различие между совершением погребения лиц в священном сане и погребения мирян: во время отпевания тело усопшего мирянина располагается перед входом в алтарь, а усопшего священника — внутри алтаря перед св. престолом. В дальнейшем в правосл. традиции получили распространение как отдельные молитвы (см. Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 57, 293, 553, а также 21 по 2-й паг.), так и полные чины погребения христиан того или иного сана и положения.

В совр. изданиях правосл. богослужебных книг приводятся чины погребений «мирских человек» (мирян), монахов, священников и младенцев. Все эти последования, известные по древним рукописям и старопечатным изданиям, имели многочисленные варианты (см.: Пентковский. Типикон. С. 416-419; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 67-68, 75, 83, 108; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 57 passim; Velkovska. 2001. P. 22-45), часть из к-рых могла даже запрещаться. Так, в издании Потребника иноческого (М., 1639) был опущен чин священнического погребения (древнерус. последование, значительно отличающееся от принятого ныне в РПЦ) со ссылкой на то, что он был создан болг. еретиком Еремеем. Окончательный вид службы погребений приняли после реформы патриарха Никона в издании и переизданиях Требника 1658 г. В дониконовском московском Потребнике 1623 г. содержалось особое последование погребения архиереев, но в последующие издания Требника, включая послениконовские, оно не вошло, и архиереев отпевали по чину монашеского погребения, а с 1767 г.- священнического. В 1956 г. митр. Мануилом (Лемешевским) был составлен новый чин архиерейского погребения (см.: Нефедов. 1999. С. 241-242), иногда употребляемый в наст. время. Кроме того, на Поместном Соборе 1917-1918 гг. поднимался вопрос о создании особого чина диаконского погребения (см.: БТ. Вып. 38. С. 322); варианты этого чина были предложены Б. А. Тураевым, но не вошли в практику. Наконец, в московском издании Потребника 1633 г. было напечатано особое последование погребения на Светлой седмице; оно перешло в послениконовские издания и употребляется до наст. времени.

В РПЦ известен также чин погребения неправосл. усопшего, составленный при участии Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Этот чин не содержит поименного поминовения такого усопшего. Подобные чины известны и на Востоке: в 1869 г. чин погребения неправославного был установлен патриархом К-польским Григорием VI, в России еще в 1797 г. Святейший Синод разрешил пение «Трисвятого» в подобном случае. Тенденция к церковному отпеванию (в той или иной форме) лиц, не принадлежащих Церкви, характерна лишь для последних столетий, ранее же отпевание неправославных не допускалось.

Суббота

является специальным днем поминовения усопших. Согласно Типикону, в субботу может совершаться служба с «Бог Господь» или с «Аллилуия», в последнем случае увеличивается количество заупокойных песнопений. В обоих случаях устав предписывает вечером в пятницу, после вечерни, совершать панихиду с пением заупокойного канона текущего гласа (при совершении утрени с великим славословием или полиелеем панихида отменяется, а канон поется на повечерии; при совершении под субботу бдения канон опускается; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 57-70). Однако поскольку в месяцеслове совр. Типикона почти не осталось дней памяти святых без тропаря (что и является условием совершения «аллилуйной» службы), служба с «Аллилуия», предполагающая совершение панихиды вечером в пятницу, в рядовые субботы практически нигде не совершается, поэтому рядовое субботнее богослужение содержит немного заупокойных текстов — почти столько же, сколько и рядовое вседневное.

Исключением являются 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, к-рые сохранили статус суббот с «аллилуйной» службой благодаря наличию архаичных особенностей у богослужений периода Великого поста. Эти 3 субботы в народе носят наименование родительских и понимаются именно как заупокойные, хотя в действительности объем заупокойных песнопений в эти субботы не столь велик, а их заупокойная тематика полностью отменяется в случае совпадения этих суббот с полиелейной службой или праздником Благовещения Пресв. Богородицы.

Годовые круги

В 2 вселенские субботы, обрамляющие собой цикл Триоди, тема поминовения усопших, напротив, является центральной, и их можно назвать важнейшими днями З. б. в году. К ним примыкает Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 26 окт.), не упоминаемая в Типиконе, но в практике РПЦ являющаяся 3-м важнейшим поминальным днем в году.

В совр. практике РПЦ кроме этих 3 суббот днями особого заупокойного поминовения считаются Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе), возникновение которой обычно связывают с переносом поминаний со Страстной и Светлой седмиц, и 9 мая по новому стилю, посвященное поминовению воинов, павших в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. (поминовение установлено в 1994). Среди дней, некогда считавшихся в Русской Церкви днями особой молитвы об усопших, но ныне утративших эту специфику,- 29 авг. (это день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи; в 1769 г. имп. Екатерина II повелела совершать в этот день поминовение правосл. воинов; однако память Усекновения относится к великим праздникам, в к-рые устраняются все заупокойные элементы из службы, поэтому данное поминовение было неуместным и со временем было оставлено); суббота перед праздником Покрова Пресв. Богородицы 1 окт.; а также четверг 7-й седмицы по Пасхе, когда в древнерус. традиции молились за убогих, не получивших церковного погребения, и устраивалось соборное погребение странников (кроме того, в одном из Синодиков в собрании ТСЛ (РГБ. Троиц. № 818. Л. 212) в четверг 7-й седмицы по Пасхе предписано петь панихиду по избиенных в опричнину).

Ежедневное поминовение

Прошение об усопших присутствует в сугубой ектении, возглашаемой за вечерней, утреней (кроме постовых) и литургией, и в ектении-помяннике в конце повечерия и полунощницы; на литургии усопшие всегда поминаются за проскомидией, при чтении помянников и во время анафоры (поминовение во время анафоры является одним из древнейших церковных установлений и имеет важное богословское (см. ст. Евхаристия) и духовное значение; литургически с ним связано употребление диптихов, а также совершаемое диаконом каждение). Кроме того, в будничное богослужение повечерия и литургии добавляется кондак (в рус. практике при пении этого кондака на литургии добавляется заупокойная ектения, а в нек-рых храмах поется «Вечная память»; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 119-121, 225); поминовению усопших посвящена заключительная часть вседневной и субботней полунощницы.

Согласно Типикону, ежедневно после вседневных вечерни и утрени вне периодов пред- и попразднств должна совершаться краткая заупокойная лития, состоящая из неск. тропарей и заупокойной ектении (на практике обычно опускается). Сходное чинопоследование можно встретить уже в Студийско-Алексиевском Типиконе (чин ежедневного поминовения патриарха Алексия Студита, основателя мон-ря — Пентковский. Типикон. С. 414-415). Чин литии в дониконовских богослужебных книгах не включал тропари (Служебник. М., 1646. Л. 48 об.- 49). Подобное же краткое заупокойное моление может совершаться над коливом в честь усопших после заамвонной молитвы или же после отпуста литургии.

Воскресный день, а также праздники лишены поминальной специфики, поэтому с т. зр. устава добавление заупокойных песнопений в воскресную службу является нарушением (см. ст. Колливады).

Частное поминовение

По просьбе верующих священнослужители могут совершать в храмах или на кладбищах заупокойные панихиды (на к-рых могут петься различные каноны или в сокращенном варианте только запевы без тропарей; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 170-175) и литии в дни памяти тех или иных усопших или просто для их сугубого поминовения. Неуставной формой поминовения является т. н. заупокойное всенощное бдение, или парастас, имеющее некоторое распространение в РПЦ, но не содержащееся в офиц. изданиях богослужебных книг (Там же. С. 141-143). Существуют также различные традиц. формы совершения молитвы об усопших каждым верующим (Там же. С. 195-225).

Библейские тексты православного З. б.

В текст православного З. б. входит Пс 118, составляющий 17-ю кафизму Псалтири и являющийся одним из самых поэтичных текстов Свящ. Писания. 17-я кафизма, обычно обозначаемая как непорочны (по первым словам Пс 118), входит в состав чинов отпеваний, панихиды, утрени с пением «Аллилуия» в субботу. На всех этих заупокойных службах 17-я кафизма должна исполняться нараспев, с прибавлением особых припевов после каждого стиха и цикла особых тропарей «по непорочных» — в конце. На панихиде и утрене кафизма делится на 2 статии (части), с припевами к стихам: 1-й: , 2-й: на отпевании — на 3, с припевами «Аллилуия» к 1-й и 3-й части и ко 2-й (в дониконовской и старообрядческой традициях 17-я кафизма всегда разделена на 2 части, а припевы не во всем тождественны с указываемыми в совр. изданиях богослужебных книг; так, на панихиде и отпевании положены припевы: и ). Кроме Пс 118, а также 50 и 90, особое место в З. б. занимает и Псалтирь в целом — ее принято читать над гробом усопших, начиная сразу после кончины и заканчивая временем погребения, а после того — и в качестве особой заупокойной молитвы по усердию.

Помимо ветхозаветных псалмов, за заупокойными последованиями читаются специально подобранные новозаветные зачала (отрывки), содержание к-рых связано с рассуждениями о смерти и проповедью о воскресении. Наиболее часто используются апостольское и евангельское чтения 1 Фес 4. 13-17 и Ин 5. 24-30; они входят в состав чинов погребений и читаются за литургией родительских суббот. В указанном апостольском чтении говорится о грядущем воскрешении усопших при гласе трубы архангела, потом и усопшие, и живущие будут «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (ст. 17); в евангельском чтении упоминается о том, что истинно верующий не будет судим, но сразу получит вечную жизнь: «На суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (ст. 24). Кроме этих новозаветных чтений, в православном З. б. используется ряд др., в частности, в чин священнического погребения входит 5 апостольских и 5 евангельских чтений (а надгробное чтение Псалтири над умершим священником заменяется чтением Евангелия), а в богослужебных Апостоле и Евангелии, в указателе чтений на разные случаи, излагается система из 6 будничных заупокойных чтений, соответствующих каждому из дней седмицы, кроме воскресенья. В слав. книгах эта система установилась только к XVI в., тогда как в более раннюю эпоху в разделе общих чтений выписывались 3 чтения об усопших (Апостол: 1 Кор 15. 20-28, 1 Кор 15. 47-57, Сол 4. 13-17; Евангелие: Ин 5. 17b — 24; Ин 5. 24-30 и Ин 6. 35b — 39) — возможно, по аналогии с др. подборкой из 3 чтений над болящими.

Гимнографические тексты православного З. б.

Правосл. литургическое наследие включает большое количество песнопений, посвященных теме смерти и молитвы об усопших и принадлежащих ко всем основным гимнографическим жанрам. Среди авторов этих песнопений были такие выдающиеся песнотворцы, как, напр., прп. Иоанн Дамаскин и прп. Феофан Начертанный. Прп. Иоанну Дамаскину принадлежит цикл заупокойных стихир, по несколько на каждый из 8 гласов. По преданию, эти стихиры были написаны прп. Иоанном в период его пребывания в мон-ре прп. Саввы Освященного по просьбе одного брата, лишившегося близкого родственника (Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1882. Т. 3. С. 196). В совр. редакции чина отпевания мирян приводится лишь по одной стихире прп. Иоанна Дамаскина на каждый глас, тогда как в чине погребения священников поются по 2-3 стихиры каждого гласа. В дониконовских и старообрядческих богослужебных книгах чин погребения мирян имеет иной по сравнению с совр. вид: в нем нет канона, но после 17-й кафизмы поются заупокойные стихиры прп. Иоанна Дамаскина, по несколько стихир на каждый глас. В этих стихирах, принадлежащих к числу наиболее знаменитых образцов правосл. гимнографии, объединены все аспекты христ. понимания смерти; особенно много говорится в них о неожиданности смерти и о тлении, постигающем телесную красоту: (стихира 4-го гласа), (стихира 5-го гласа), (стихира 2-го гласа); о страшных испытаниях, ожидающих людей после смерти: (стихира 2-го гласа). Стихиры прп. Феофана входят в чин монашеского погребения, а также в состав субботних последований Октоиха. Известны памятники, включавшие стихиры прп. Феофана (а также нек-рые др.) и в состав чина погребения мирян (см.: Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и 1-й половине XVII в. К., 1912; М., 2000р. С. 237-243).

Среди канонов, входящих в состав правосл. заупокойных служб, чаще прочих употребляются «мертвенные» каноны 6-го и 8-го гласов из Октоиха (см.: Афанасий (Сахаров). 1995. С. 170-175). «Мертвенные» каноны помещены в субботних службах Октоиха 2-ми в чине утрени и имеются в каждом гласе. Согласно уставу, на панихиде в пятницу вечером должен исполняться канон текущего гласа; в совр. приходской практике панихида обычно совершается с каноном 6-го гласа (чаще всего даже без тропарей), в более строгой практике — с каноном 6-го гласа в дни нарочитого поминовения и 8-го гласа в прочие дни; в старообрядческой традиции келейной молитвы канон 8-го гласа употребляется как «канон за умерших». 1-й тропарь этих канонов Октоиха всегда посвящен всем святым (прежде всего мученикам), что подчеркивает связь святых и усопших, но зачастую завершается молением об умерших (напр.: — 1-й тропарь 1-й песни канона 3-го гласа); 2-й и 3-й тропари являются собственно заупокойными. Будучи помещены в чине утрени, «мертвенные» каноны Октоиха, согласно совр. уставу, никогда за утреней не исполняются (лишь за панихидой) — на утрене звучит только 1-й канон (но и в нем всегда присутствует один тропарь, посвященный усопшим: перед богородичном, на «Славу»).

Помимо использования канонов Октоиха, заупокойные последования содержат и ряд др., собственных канонов: в последовании по исходе души от тела помещен канон 8-го гласа, начинающийся с моления об умершем: (1-й тропарь 1-й песни); особый канон включен в состав последования священнического погребения. Важное значение имеет канон 6-го гласа, входящий в состав утрени вселенских родительских суббот (мясопустной и субботы перед Пятидесятницей) и печатаемый в Триоди. Этот канон является наиболее продолжительным из канонов об усопших — каждая его песнь (включая 2-ю) содержит 4-5 тропарей, не считая троичнов и богородичнов. Содержание этого канона подчеркивает вселенский характер этих суббот, когда Церковь молится не только об усопших, к-рых верующие поминают ежедневно, но даже и о тех, о ком некому молиться, кто не получил христ. погребения и молитв: (2-й тропарь 2-й песни).

Заупокойные песнопения представлены и др. гимнографическим жанром — кондаком. Чаще всего заупокойный кондак 8-го гласа употребляется в сокращенной форме — в виде одного лишь проимия (начальной строфы) , к-рый входит (под наименованием «кондак») в состав вседневных повечерия, полунощницы, рядовой литургии, заупокойной утрени, панихиды (а на практике — и заупокойной литии, хотя устав этого не предписывает). В этой небольшой строфе выражена сама суть христ. посмертных чаяний об упокоении: . В полном виде, со всеми 24 икосами, этот кондак поется только в чине погребения священников, а в чине погребения мирян положено петь проимий («кондак»), 1-й икос и снова повторять проимий (такой порядок является следом пения полного кондака и на практике часто не соблюдается). В чинах заупокойной утрени, панихиды (а также заупокойной литии) кондак поется с одним икосом, без повторения проимия.

К правосл. заупокойным песнопениям относятся отпустительные тропари 8-го гласа (поется во вселенские родительские субботы и на панихиде) и 2-го гласа (поется в рядовые субботы), цикл тропарей 4-го гласа (поются на заупокойной литии), цикл тропарей по непорочных 5-го гласа ; седальны 5-го гласа и 6-го гласа и проч.

А. А. Лукашевич

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Панихида по усопшему, панихида на кладбище

Для людей верующих церковные службы и обряды важны на протяжении всей жизни. При рождении ребёнка крестят, как бы вверяя его судьбу в руки Господа. Затем следует первое причастие. Дальше, когда человек становится взрослым и создаёт семью, – венчание. Чтобы очиститься от грехов, он исповедуется. Чтобы поддержать здоровье, заказывает соответствующие молебны. И в последний путь уходят воцерквлённые люди тоже с напутствием священника, соборовавшего их и служащего по ним панихиду.

Значение слова

Для тех, кто не знает, панихида – что это такое, поясним. Это всенощная по умершему человеку. То есть служба, которая длится в течение ночи и переходит в заутреню, или заупокойную утреннюю службу. Следует отметить, объясняя, что представляет собой панихида, что это обряд, характерный именно для православия. В католичестве и протестантских конфессиях его не совершают. Правда, как поясняют священники, дома, в частном (келейном) порядке можно помолиться об иноверце, почитать псалмы. В храме же для таких представившихся не проводится панихида. Что это означает для умершего? Если его не проводят в последний путь согласно его религии, то он предстанет перед своим Создателем без отпевания. Для людей верующих такая смерть является большой трагедией, ибо молитвы за душу грешную крайне важны. Помимо церковной, существует и гражданская панихида. Что это – изложим ниже.

Виды церковных панихид

Первая из заупокойных служб совершается над только что умершим телом – до того, как его погребут в земле. Следующая проводится на третий день после отхода его в мир иной. Затем на 9-ый, 40-ой. Дальше отмечается первая и последующие годовщины смерти, дни рождения и именины – на них тоже заказывается в церкви панихида. Что это имеется в виду: по каждому умершему в день его святого обязательно правится служба. Кроме отдельных, существуют и общие панихиды – их называют Вселенскими. Это традиционные дни, когда поминают всех умерших. Например, Родительская Суббота. Панихида по усопшему имеет ещё одно, историческое церковное наименование: заупокойное чинопоследование. Совершается оно и дома, когда специально по вызову приходит священник, и в храме, и на кладбище.

Гражданская панихида

Это официальная торжественная церемония, не связанная с духовными сферами. Такая панихида по усопшему обычно делается для высокопоставленных лиц, глав государств или известных, прославленных личностей. На похоронах знаменитых актёров, писателей, музыкантов и других представителей культурной элиты, видных политиков, военачальников говорятся прощальные речи, за гробом следуют длинные процессии. Гражданская панихида может включать почётный караул, траурные митинги, обязательное возложение венков и букетов, торжественный салют. Иногда подобные действа перерастают в манифестации, политические акции, если умерший был членом какой-либо неформальной или диссидентской организации. В этом плане гражданская панихида коренным образом отличается от церковной. Правда, в отдельных случаях оба ритуала могут совмещаться.

Структура древнерусской заупокойной службы

Служба за упокой за время своего существования претерпела ряд структурных изменений.

  1. Первоначально, в эпоху Древней Руси, образцом для богослужения были византийские каноны и правила. В то время начиналось оно примерно в первой половине ночи и включало в себя:
  • Ектении (слова, призывающие к молитве, содержащие ряд прошений и прославление Господа).
  • 3 антифона (песнопения хора, символизирующие голоса ангелов, также славящих Всевышнего).
  • 5 особых молитв. Такое чинопоследование существовало в русском христианстве примерно с 8-го века. Песенная служба за упокой часто проводилась в именины святых мучеников, особенно в местах их упокоения. Это определяло, каким святым молиться следует в конкретный день. Впоследствии произошло перенесение обряда по времени на вторую половину ночи. Отдельные панихиды сводились к общему поминовению усопших, другие – к параклисисам.

Панихида в православии

Позднее, уже в русском православии, сложился свой регламент отправления панихиды. Вначале Устав предписывал проводить её на Троицкую субботу (перед святым праздником) и ещё в одну субботу, называемую «мясопустной». Затем такие панихиды были наречены «Вселенскими». К ним относятся сейчас, помимо уже перечисленных дат, службы Дмитриевской субботы, панихиды на субботы второй, третьей и четвёртой Великопостных недель, на Радоницу (Фомин понедельник и вторник) и в субботу перед Покровом.

В это время было принято поминать родных и близких, всех братьев и сестёр по вере и тех христиан, кого настигла скоропостижная смерть, кто не был отпет вовремя. Тогда же было принято решение проводить панихиды над умершим до его предания земле и затем по определённым дням и годовщинам.

Порядок проведения службы был записан в специально для этого предназначенных Требнике, Псалтыре, Октоихе и «Последовании за усопших». Там же содержатся предписания о том, каким святым молиться, какие духовные тексты читать.

Обычная панихида состоит из заупокойной утрени (основная часть) и литии (заключения). На столик с распятием и свечами, перед которым производится ритуал, ставится кутья (её ещё называют коливом). Это кушанье после обряда едят за помин все собравшиеся. Литию читают, когда покойника выносят из дома или другого помещения, где он находился, а также при вносе его в притвор храма, после возвращения похоронной процессии с кладбища и т. д. Последнее песнопение панихиды – «Вечная память». Песню поют все, кто присутствует на службе. Если человек умер в Великий пост, по нему служится только лития.

Стоимость обряда

Предположим, вам по умершим близким нужна панихида. «Сколько стоит обряд?» – вопрос достаточно актуальный и совсем не праздный. Естественно, что единого тарифа нет, а в каждом приходе свои цены. О них следует заранее справиться у духовных лиц, к которым собираетесь обратиться с требой. Например, просто поминальная записка, то есть проскомидия, может стоить от 10 рублей и выше; стоимость сорокоустов начинается от ста рублей, только панихиды стоят столько же, а отпевание – примерно 500. В разных храмах эти цифры могут колебаться в пределах 50-100 рублей.

Для чего нужна панихида

Какую роль играют песнопения панихиды, молитвы во время неё и вообще, для чего умершему человеку весь этот обряд? Во-первых, он облегчает душе переход из одного состояния в другое, от нахождения в теле до бестелесности. Когда за усопшего молятся, раздают милостыни и пожертвования, это является своего рода ходатайством за его душу перед Всевышним. И чем больше милосердных дел будет совершено и молитв прочитано, тем больше оснований для того, чтобы многие грехи покойного были ему прощены.

Об этом повествуют жития святых и говорится в Писании. Как учит Церковь, в первый и второй дни после смерти душу сопровождает посланный за нею ангел, вместе с которым она путешествует по местам, которые были дороги умершему. Она вспоминает потерянную жизнь и одним событиям умиляется, за другие раскаивается. На третий день душа должна предстать перед Богом, чтобы поклониться Ему. Это очень важный и ответственный момент, потому на него обязательно проводится панихида. Она является первым ходатайством за грешников, коими все мы являемся. С третьего по девятый дни душа находится в созерцании райской обители, наслаждаясь её красотою и благами, которые сулит пребывание в ней. А на 9-ый она снова идёт к Богу на поклонение. Поэтому именно к этой дате приурочена следующая панихида, на которой усиленно молятся о прощении души и о том, чтобы она была оставлена в раю с другими святыми душами.

Следующее местопребывания души умершего – в преддвериях ада, где она с содроганием лицезреет муки грешников. На сороковой день она в третий раз появляется пред престолом Господним. И особую силу имеет проведённая панихида на 40 дней, ведь решается участь преставившейся души в зависимости от её прижизненных дел. И молитвы, поминание за умершего смягчают Божий приговор и могут даже полностью оправдать отошедшего в мир иной человека.

Символика цифр

Как заказать панихиду? Об этом можно узнать у священника в храме. Вам подробно объяснят, что нужно делать, к кому обращаться и т. д. Мы же вновь вернёмся к символике цифр. Трёхдневная панихида совершается также в честь Воскресенья Христа и Святой Троицы. Девятидневная – для прославления 9-ти ангельских чинов, которые перед Царём Небесным просят о помиловании грешника. Панихида на 40-й день служится в память о сорокадневном плаче евреев по Моисею; о посте такой же длительности, после которого Моисей удостоился говорить с Богом и получил скрижали от Него; о 40-летнем хождении евреев по пустыне; о вознесении Иисуса Христа на небо после того, как тот умер, воскрес и ещё 40 дней был со своими учениками на земле. Именно поэтому Христианская Православная Церковь и советует совершать поминовение усопших на 40-ые сутки, чтобы их души могли взойти на Небесный Синай, лицезреть Отца нашего, достигнуть обещанного Всевышним блаженства и остаться в райских кущах среди праведников. Поэтому столь важно, чтобы в каждый из указанных дней родными умершего заказывалась служба, подавалась поминальная записка. Панихида и литургия очень полезны душам.

Регламент действа 1-й части

Рассмотрим теперь подробно содержательную сторону обряда. Обычный регламент его таков. С возгласа «Благословен всегда наш Бог, и ныне, и присно, и во веки веков» начинается панихида. Текст ее неизменен на протяжении многих столетий. Потом священник и все присутствующие трижды читают главную молитву верующих – «Отче наш». Следом двенадцатикратное повторение возгласа «Господи, помилуй!», православные молитвы «Слава и ныне», «Придите и поклонимся». Далее читается важнейший для всех христиан псалом №90, известный более по первой строке своей: «Живый в помощи…». Он является утешительным для всех, кто живёт с Богом в сердце, так как рисует картину счастливого перехода души от земных мытарств к вечной радостной и беззаботной жизни на небе, рядом с Творцом.

Через изображение фантастических чудовищ, аспидов и драконов в псалме аллегорически отражаются преграды, стоящие на пути усопшего для его сближения с Отцом Небесным. Однако Господь не оставляет Своих детей в одиночестве, поддерживая их во всех испытаниях, в том числе и в этих. Данный псалом как бы составляет основу службы. Панихиды не обходятся без него, ведь суть ритуала глубоко отражена в этом произведении.

Затем в последование звучит ектения «Миром Господу помолимся». Батюшка читает прошения – обычные и об умерших. Первое из прошений – об оставлении (прощении) грехов. Ведь именно они могут не пустить душу в рай, а уготовить ей вечные муки. Заканчивается прошение возгласом: «Господу помолимся!» Второе прошение – о больных, немощных, скорбящих, жаждущих утешения. Завершается оно традиционным воззванием помолиться Богу, чтобы Он избавил от всяких напастей и болей, послал свет надежды и ободрения. Третье прошение – о душе умершего, дабы отправил её Господь в «места злачные», где пребывают все праведники. Завершается оно всё тем же «Господу помолимся» и славословием Святой Троице. Заканчивается ектения исполнением «Аллилуйи». Завершают эту часть такие песнопения панихиды, как тропарь «Голубиная мудрость».

Регламент действа 2-й части

Следом поют ещё тропарь «О непорочных», в припеве которого есть такие слова: «Благословен, Господи еси…». Потом произносят новую ектению – заупокойную – и поют «Покой, Спасе…». После этого священник читает 50-ый псалом и со своими служками поёт канон. Между его частями (после песен 3, 6, 9) читают малые ектении заупокойные. Должны звучать кондак «Со святыми упокой» и икосы «Сам Един…». Лития – заключительная часть панихиды. Она начинается с чтения «Трисвятого», продолжается тропарём 4 гласа «Со духи праведных», ектенией «Помилуй нас» и песнопением «Вечной памяти».

Парастас

Так называется великая панихида. Во время богослужения хор поёт «Непорочны» и весь канон целиком. Слово «парастас» переводится с древнегреческого как «ходатайство». А великое оно потому, что молебны проводятся за всех умерших христиан. Начинается служба в пятницу вечером и продолжается ночью (всенощная) на родительские субботы. Состоит такая панихида из традиционного начала, великой ектении, тропарей, кафизсы 17, 50-го псалма, канона и малого служения.

Кладбищенская панихида

Каким образом проходит панихида на кладбище? В проведении ритуала есть свои особенности. В первую очередь отличие состоит в том, что у могилы совершается лития, то есть часть панихиды. Причина этого кроется в характере самой службы. Заупокойная утреня должна проводиться в церкви, так как там находится святой престол, стол с распятием и другие необходимые предметы культа. Начинается она с «Благословен Бог», по окончанию которого все присутствующие и певчие произносят: «Аминь». Потом трижды читается «Отче наш» и поются тропари (заупокойные) «Со духи праведных».

После этого следует собственно заупокойная ектения, возглас «Слава Тебе, Христе…» и отпуст, когда присутствующие духовные лица трижды восклицают «Вечная память…». В самом конце обряда тихо проговаривается «Бог да ублажит…». Это очень важная молитва, которая объединяет всех верующих, живых и усопших, в одно целое в лоне Святой Церкви перед лицом Господа. Кутья для такой литии обычно не приносится. Исключение могут составлять пятничные панихиды, более торжественные и потому выделяемые особо.

Записки о поминании

В церквях принято подавать записки для поминовения, но касается это только тех умерших, которые были крещены, то есть относятся к православию. Написана она должна быть чисто и аккуратно, разборчиво, чтобы священник прочёл всё правильно. Как конкретно должна выглядеть записка? Панихида служится по тем усопшим, которые представлены следующим образом:

  • Имя обязательно записывается в родительном падеже (кого? – Анны).
  • Форма имени должна быть полной, не сокращённой или уменьшительно-ласкательной. Касается это не только взрослых, но и умерших детей. Потому указывают: не Дима, а Димитрий.
  • Обязательно нужно узнать церковный вариант светских, мирских имён. Например, у Егора духовный аналог Георгий, у Полины – Апполинария.
  • Если в записке речь идёт о ребёнке, то до 7-ми годов он записывается как «младенец», далее, до 15, – отрок (отроковица).
  • Фамилии и отчества, гражданство, чин, национальность или степени родства в поминальных записках не указываются.
  • Можно отметить, как давно человек покинул этот мир. Писать «новопреставленный» следует, если ещё не прошло 40 дней, «покойный» — при более позднем сроке. Употребляется термин «приснопамятный», если у усопшего в данный день памятная дата.
  • В записках не поминаются те, кто Церковью признан святым. В записках «о упокоении» любой может написать не только имена кровных родных, но и своих покойных друзей, учителей, вообще дорогих людей.

Годовщина смерти

Как уже указывалось, поминать усопшего нужно не только на 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, но и на годовщину, другие важные даты. Все они – отличный повод для заупокойной молитвы, столь необходимой душе человека. Это та неоценимая помощь, которую «отсюда» могут оказать живущие ушедшему в мир иной человеку.

Каким образом совершается панихида на годовщину смерти? К началу службы утром следует прийти в церковь. Заранее напишите поминальную записку, а в храме передайте её свечнице. Обычно такие записки принимаются на проскомидиях, обеднях, ектениях. Во время панихиды они зачитываются во всеуслышанье. Сами усопшие считаются «приснопамятными».

Отстояв службу, нужно пойти на кладбище, побыть там, положить цветы, помолиться. Обязательно следует подать милостыни, дать еду или одежду бездомным. Ведь добрые дела, совершаемые во имя какого-либо человека, являются, как учит церковь, хорошим подспорьем душе. Затем помяните умершего за трапезой. Перед едой нужно прочесть «Отче наш» или псалом 90-й.

Сороковины

Очень важной считается панихида на 40 дней. Её обязательно нужно заказать (или сорокоуст) и заплатить деньги. По одним поверьям, душа покидает в этот день землю, отправляется навсегда в иной мир для ожидания судного дня. По другим, наоборот, она на краткое время возвращается к людям, чтобы попрощаться и расстаться навсегда с теми, кто был некогда дорог. Молитвы, панихида и сорокоуст крайне важны именно теперь, так как могут определить место, где пребывать душе вечность. Церковь считает крайне полезным до этого срока заказать Неусыпаемую Псалтирь. Обряды в церкви проводятся по заведённому порядку.

После службы основной попросите провести панихиду. Можно заказать на кладбище литию. Подаются поминальные записки, посещаются могилы, организуются угощения. Или же поступают христиане так: накануне важного дня заказывают в храме поминание во время Литургии, на сами сороковины совершают панихиду, днём читают псалтырь, вечером делают поминки. День должен быть проведён степенно, в разговорах и воспоминаниях о том, ради кого всё совершается. Без соблюдения этих ритуалов душе очень сложно в своей новой обители. Поэтому нельзя, чтобы живые отказывали мёртвым в поддержке через Господа.