Перекладина на кресте

Крест — символ христианства и не только. Эта простая фигура использовалась многими людьми в разные времена, мы же немножко порассуждаем только о интересующем нас направлении, христианстве. Наверняка всякий хоть раз, но задумался о том, зачем на православном кресте имеются ещё и две перекладины, причём одна из них косая и почему-то правая сторона её ниже левой. Хотя с нашей ментальностью привычнее принять слева направо, снизу вверх.


Крест латинян не имеет таких дополнений. У них всё просто. Просто крест, без излишеств. Замечу мимоходом, что такой латинский крест допустим и в православии. То есть, будучи освящённым, он имеет ту же законную силу для православного, что и крест с перекладинами.
Перекладины на православном кресте имеют такое значение:
Верхняя символизирует табличку на кресте распятого Иисуса, которая располагалась над его головой и содержала надпись: «Иисус назарянин, царь иудейский».
Нижняя представляет собой подпорку для ног распятого, причем она ещё означает и направление пути распятых по левую и правую сторону от Христа преступников. Для того, кто был распят справа, как для раскаявшегося, она указывает путь на небо. Для того, который даже будучи распят, хулил при том Иисуса, она указывает вниз, в направлении Ада.
Вполне разумно будет предположить, что плотники, изготавливавшие те кресты, не слишком были озабочены такими тонкостями и удобствами для распятых, даже ради коллеги (Иисус был сыном плотника, и наверняка сам владел этим ремеслом). Табличка располагалась, скорее всего где-то ниже, чтобы всякий мог прочесть, а подставка для ног если и была, то уж точно была перпендикулярной основанию.
Но так уж сложилось исторически. И даже тот, кто предложил такое расположение перекладин, вряд ли претендовал на историческую достоверность. Геральдика не требует этого. В геральдике важны символы. И эти символы появились у православных, дополняя смыслами общий для всех христиан крест. Разумеется крест, как символ христианства, появился гораздо позднее самого явления. Через несколько столетий. Потому сам Иисус Христос креста не носил, как не носили его и апостолы, и последователи. Креста на них не было, как говорится.
Кроме креста на прямом основании существует ещё и «андреевский» крест, изображённый на военно-морском флаге России, в виде буквы «Х», две пересечённые диагонали прямоугольника. Считается, что на таком кресте был распят апостол Андрей Первозванный. Андрей был рыбаком, ловил рыбу в Галилейском море. Потому его крест был избран в качестве флага для флота России. Использовался в царские времена, используется и сейчас.
Мало кто знает, что когда-то имел место быть и перевёрнутый крест, у которого перекладина располагалась ниже центра основания. На таком кресте, вниз головой, распяли апостола Петра:
Вроде бы всё. Разве что следует отметить ещё раз, что профессии мессии и пророка довольно опасны, и нередко приводят на такого рода приспособления. Берегите себя, что ли.

Что означает нижняя наклонная перекладина у православного креста

Восьмиконечный крест состоит из вертикальной составляющей и трех перекладин. Две верхние прямые, а нижняя — косая.

Есть версия, которая говорит о том, что верхняя часть перекладины православного креста обращена на север, а нижняя – на юг. К слову, именно так и устанавливают крест сегодня.

Почему нижняя перекладина креста косая, вряд ли смогут объяснить даже богословы. Ответ на этот вопрос до сих пор не найден. Существует множество версий, каждая из которых отражает определенную идею и подтверждается зачастую убедительными доводами. Но, к сожалению, точных доказательств ни одной версии на сегодняшний момент нет.

Версии, основанные на библейских легендах

Варианты того, почему же все-таки нижняя перекладина креста косая, разнообразны. Бытовая версия объясняет сей факт тем, что Иисус оступился на подножии, поэтому оно перекосилось.
Также имеет место вариант, что верхняя часть нижней перекладины православного креста указывает на путь в Рай, а нижняя в Ад. Также часто встречается версия о том, что после пришествия Иисуса Христа на Земле было нарушено равновесие добра и зла, все люди ранее грешные начали свой путь к свету, и именно это нарушенное равновесие и показывает перекосившаяся перекладина.

Версии бытовые

Более всего правдоподобно выглядит версия о том, что нижняя перекладина – это символическое изображение такой специальной перекладины для стоп человека, который подвергался распятию. Раньше такая форма казни была распространена. Человека подвергали распятию, но при полном отсутствии опоры вполне вероятно, что под тяжестью собственного веса человек просто падал с креста, так как под его весом руки и ноги, прибитые к кресту, просто разрывались. Вот как раз с целью поддержания человека в висячем положении, дабы продлить его мучения, и была придумана такая подставка, которая и отразилась символически на православном восьмиконечном кресте. В среднем, как указано в некоторых источниках, время до наступления смерти при таком виде казни составляло примерно 24-30 часов.
Также существует в литературе вариант, что нижняя перекладина только условно обозначена, как косая. На самом же деле это лишь схематическое изображение объемной фигуры в двухмерной плоскости. А на самом деле поверхность перекладины была все-таки ровной.
В какую же все-таки версию из предложенных верить, похоже, что каждому выбирать самому, потому что по прошествии стольких лет истина вряд ли будет кому-то открыта.

Людмила Осокина

Тайны креста Крест сопровождает нас повсюду. Кресты стоят на могилах и на христианских храмах, красные кресты нарисованы на машинах скорой помощи, зеленые — на аптечных вывесках, синие — на ветлечебницах, нательные кресты носят священники и православные верующие. Крест предстает в виде знака плюс в арифметике, как ось ординат в алгебре… Существуют еще кресты тюремных решеток… да мало ли где еще в нашей жизни можно найти явные и скрытые изображения креста. Но что такое крест? Как расшифровать значение данного символа? Для современной науки крест представляет собой символическое изображение мироздания: горизонтальная перекладина обозначает пространство, вертикальная — время. Но есть и более развернутый символ — это православный крест. Почему у православного креста не одна перекладина, а три, что это означает? Православный крест знаменует собой символ распятия Христа: верхняя перекладина обозначает табличку над головой Спасителя, на которой написано «Иисус Христос, царь Иудейский»; средняя перекладина указывает на расположение его распятых рук, нижняя является как бы подставкой для ног. Таким образом трактуется символ креста простым верующим — как распятие Спасителя. Но вся ли это правда, не скрывает ли такой простой и всем известный символ гораздо более значительную информацию, чем ту, которой мы удостоились? Да, скрывает, и эта тайны удивительны. 1. Крест, как символ жизни и смерти. Итак, как уже известно, крест — это символ мироздания, то есть, Жизни. Понятно также, что крест — это символ распятия, то есть, Смерти. Так что же получается: крест — это символ Жизни или символ Смерти? Как в этом разобраться, что более истинно? Предположим, что верно и то и другое. Хотя, если уж честно говорить, то вернее последнее. Разберемся пока что именно с этим последним предположением, что крест — это символ Смерти. И в связи с этим рассмотрим православный крест с тремя перекладинами, как более верный, так как православие является более ранней версией христианской религии, соответственно и более истинной. 2. Жизнь — это Смерть, Смерть — это Жизнь. Итак, православный крест, как символ Смерти. Вспомним историю грехопадения из Библии. Ева с Адамом съели яблоко, за что были изгнаны Богом из Рая. За вратами Рая они положили начало человеческому роду, т.е. жизни в обычном понимании этого слова, ведь «Ева» в переводе с еврейского означает «жизнь». Для людей их земное существование называется жизнью, но для Бога такая жизнь является смертью. Для Бога люди в результате греха умерли, поэтому все на земле, начиная с Адама и Евы уже мертвы. Вспомните высказывание Христа: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов!» Это как раз об этом! Или известная всем расхожая фраза: «Мертвые не умирают!» Поэтому, если посмотреть на вопрос о кресте уже с этой позиции, то никакого противоречия в том, что крест является для людей одновременно и символом Жизни и символом Смерти, нет. Людская жизнь после грехопадения является смертью с точки зрения Бога. Поэтому изображение мироздания в форме креста, а также кресты на христианских церквах и храмах как раз об этом и говорят. 3. О трех перекладинах креста. Простой крест говорит об этом в общем. Православный же расшифровывает некоторые немаловажные подробности. У православного креста три перекладины, что они символизируют? Для этого надо понять, что такое Смерть с точки зрения Бога. Смерть — это ничто иное, как грехопадение. Заметьте, грехо-падение. То есть, в результате совершенного греха люди упали. Куда же? Вниз, естественно, в третий мир, или по-научному, в третье измерение. Ведь в нашем земном мире именно три измерения. Люди совершили тройной грех: духом, душой и телом, они совершили тройное грехопадение и попали именно в третий мир. Вот о чем символизируют три перекладины на кресте. Мы живем именно в третьем мире, поэтому и крест наш тройной! Первая перекладина креста символизирует Первый, Божий мир, Небо. Вторая — Второй мир, мир Сатаны, Небеса, духов. Третья — Дьявола, землю, людей. Но почему первые две перекладины прямые, а третья — наклонная. Получается, наш мир перекошен. Так оно и есть. Косая перекладина означает не только нестабильность, неустойчивость, неопределенность земного мира, мира людей, но она означает также наклонную плоскость, по которой можно скатиться и дальше вниз. Значит, наклонная перекладина — это символ дальнейшего падения, символ дальнейшей и окончательной смерти. Но куда же дальше? Дальше, казалось бы, уже некуда, ведь собственно крест на этом уже кончается. Но…христианский крест, стоящий на православных церквах после этого плавно перетекает в церковный купол, в маковки церквей. С одной стороны, может быть они и маковки, но с другой они больше напоминают луковки, не правда ли? 3. Символ Ада. В одной древней легенде рассказывается о происхождении лука и чеснока. Когда Сатана после изгнания из Рая впервые ступил на землю, то там, где ступила его правая нога, вырос лук, где левая — чеснок. Значит, лук и чеснок — сатанинского происхождения. Не зря эти овощи такого горького и довольно неприятного вкуса. Говорят: горе горькое, горе луковое. Таким образом, лук символизирует собой горе. От какого еще овоща люди при чистке плачут? Если яблоко является символом соблазна, греха, то луковица символизирует конечный результат этого соблазна, Луковица — это символ Ада, символ горьких страданий и слез. Помните у Данте в Божественной комедии: «Оставь надежду всяк сюда входящий!» Церковный купол, сделанный в виде огромной луковицы, как раз и говорит о том, что ожидает человека в конце его земного пути, ведь под третьей наклонной перекладиной креста как раз находится церковный купол, символизирующий собой Ад. Человек на земле должен еще раз умереть, хотя для Неба он уже трижды умер. Человек умирает, тело его кладут в землю, а душа его идет дальше вниз, в луковицу, в Ад. На этом всё кончается. Ведь написано же в Библии: «Ибо прах ты и во прах обратишься.» Поэтому земная церковь — это церковь Мертвых. Она является символом грехопадения человека и его последующего ужасного конца. Не зря она увенчана крестом, символом смерти, ведь и на могилах стоят кресты. Поэтому в ней всё по-кладбищенски ужасно: свечи, иконы, лампадки; всё черное, пугающее, закопченное. Священники, монахи одеты в черное, а черный — это цвет смерти. 4. Местонахождение Ада Он — под нами. Земля и есть та самая гигантская луковица Ада, внутри которой находится юдоль страданий и слез. Мы живем на поверхности Ада и отсюда нам пока еще видны и Бог и Сатана. Попав внутрь, люди уже ничего этого не увидят. Как это не прискорбно сознавать, но планета Земля — гигантская клоака, наполненная дерьмом Мироздания. 5. Где находится настоящий храм Божий? Настоящий храм Божий не здесь, не на земле. Его здесь не может быть в принципе. Земная церковь создана для обмана, для того, чтобы дурить людям головы. Поэтому еще говорят «маковки церквей» или «религия — опиум для народа». Потому маковки, что религия — опиум. Чтобы до своей окончательной смерти человек не прозрел и не наделал глупостей, чтобы меньше с ним было проблем. Зачем ему знать правду? Узнает правду, молиться не будет, не будет подчиняться, не станет работать. Зачем ему себя мучить, если все равно конец один и довольно-таки пренеприятный. «Ибо прах ты и во прах обратишься». Вот так. Храм Божий существует, но он не земле, а на Небе. И храм этот ни что иное, как Солнце. Солнце и есть настоящий храм Божий. То есть, храм Божий выполнен в виде Солнца, а солнечные лучи, это ни что иное, как Божественная Любовь, освещающая и согревающая Мироздание. Поэтому и сказано, что Бог есть Свет и нет в нем никакой тьмы. Солнце дает жизнь и энергию всему живому не только на земле, но и во всем Мироздании. Храм Сатаны, соответственно, Луна. Она светит отраженным солнечным светом /Вспомните, Дьявол — обезьяна Бога/. Так что наши боги очень даже близки к нам. Они у нас на виду, мы у них соответственно тоже. Все мы, как говориться, под Богом ходим. Теперь понятно, каким это происходит образом. 6. Четвертая перекладина Креста Имеется в виду вертикальная перекладина, пронизывающая собой все три поперечных перекладины, как бы нанизывая их на себя, соединяя их между собой. Соединяет она также нижнюю перекладину с куполом храма. Что означает эта четвертая перекладина? Будем мыслить по аналогии. В простом кресте вертикальная перекладина означает собой Время. Значит, все три мира соединяет между собой вертикаль Времени. Время, по воззрению материалистов, это четвертое измерение. Правильно, поэтому вертикаль Времени является именно четвертой перекладиной Креста. Эта вертикаль может иметь еще и другие названия: дорога, коридор, тоннель, труба, ствол мирового древа, основа мирозданья…Есть и еще некоторые названия, но об этом чуть позже. 7.О трубах и свечах Есть такое выражение: вылететь в трубу, т.е. обанкротиться, разориться, сойти к нулю, превратиться в ничто. Причем вылететь можно как вниз /в трубу мусоропровода/, так и вверх/в печную, заводскую трубу/. Но ничего хорошего в обеих случаях не происходит. Труба символизирует собой четвертую перекладину Креста, поэтому является символом трансформации или смерти. Смерть — это трансформация, переход в другое состояние. Свечи, горящие в церквах, символизируют собой горящие, действующие трубы, т.е., опять же трансформацию, смерть. Почему человек, приходя в церковь, должен в первую очередь поставить свечку? В знак того, что он мертв и принадлежит Богу Мертвых, по этой же причине люди, православные христиане во всяком случае, обязаны носить на себе нательные кресты. 8. Усложненный крест. Некоторые кресты на православных церквах имеют затейливый, усложненный характер. Мало того, что у креста три перекладины, так еще концы каждой из перекладин ограничены маленькими перекладинками, получается что-то наподобие маленьких крестиков. Как известно, ничего просто так, связанного с символами, не бывает, каждая мелочь имеет значение. Что же означают эти маленькие перекладинки? Будем рассуждать по аналогии. Маленькие перекладинки идут вертикально, Значит, по аналогии с большой вертикальной перекладиной, они символизируют собой Время. Таким образом, если горизонтальные перекладины обозначают пространства, то маленькие вертикальные на их концах — ограничение этих пространств во времени. Это означает, что не только наш земной мир конечен, бренен, но и два других мира тоже. Конечен мир Сатаны и демонов, но самое удивительное, что конечен и Божественный, Первый мир, мир ангелов, конечен Рай. Кто б мог подумать! Но самое интересное, что есть ограничение и для основной вертикальной перекладины. Получается, что Время в мироздании тоже конечно, оно ограничено пространством. Итак, Пространство ограничено Временем, Время — Пространством. Получается замкнутый круг, в котором конечное Время и конечное пространство перетекают друг в друга и становятся бесконечными. 9. Как Рай превращается в Ад. Значит ли это, что Рай становится со временем Адом, а Ад соответственно, Раем? Да, конечно. Православный крест как раз на это и указывает. Ведь две нижние перекладины — пространства Второго и Третьего миров есть ни что иное, как трансформация Рая во Времени, как он все более и более ухудшается и превращается в итоге в свою противоположность — Ад! Да и слова эти похожи: Сад и Ад, отличаются одной лишь буквой. Ведь Рай называется Садом, Райским Садом. Когда буква С со Временем сойдет к нулю, Сад превратится в Ад! Какая, однако, малость способна произвести такую трансформацию! Но, кроме того, буква С по форме напоминает собой половинку другой буквы, буквы О, которая символизирует собой круг, бесконечность или, также, как и крест, мироздание в целом. 10. Обратная сторона Креста. Вертикаль Времени проходит через Первый Божественный мир, через Райский Сад и уходит дальше как бы в бесконечность. То есть, получается, что Время продолжается и за Раем. Но куда эта дорога Времени ведет? Казалось бы, дальше чем Рай, уже некуда, да и что может быть Божественнее Бога? Но на усложненном кресте показывается ограничение этой дороги маленькой горизонтальной перекладинкой, то есть, дорога Времени, там, за Божьим миром, за Райским Садом, ограничена еще каким-то пространством. Каким же? Это пространство ни что иное, как Ад, в своей высшей ипостаси. Хорошо пережженное, слежавшееся перегнившее адское дерьмо становится неплохой почвой для Райского Сада. Ад поставляет Раю необходимую ему почву и энергию — и жизнь продолжается! То же самое с другой стороны Креста, с нижней. Нижний край Креста перетекает в церковный купол, который символизирует собой луковицу Ада, а купол — в храм Божий. Под куполом начинаются непосредственно стены храма. Значит, адская луковица дает питание храму Божьему? Круг замыкается и с этой стороны. Круг в виде змея, голова которого поедает собственный хвост. Ад /голова змея/ поедает Рай /хвост змея/ и этим сыт бывает. Замкнутая самодостаточная система. Вспомните из Библии, Бог говорит Змею, соблазнившему Еву: » Я положу вражду между семенем твоим и семенем жены: оно будет поражать тебя в голову, ты будешь жалить его в пяту.» И у Рая есть своя ахиллесова пята. 11. О Змее, соблазнившем Еву. Получается, что Змей, соблазнивший нашу прародительницу, есть ни что иное, как Время. Еву и Адама искусило Время и увлекло за собой. Попав во власть Времени наши прародители стали претерпевать изменения, неизбежные для тех, кто подвластен Времени. Не от слова ли «змей» произошли другие, однокоренные слова: «изменение», «измена»? Значит, вертикаль Креста — это ни что иное, как символическое изображение древнего Змея, то есть, Сатаны. Змей или Сатана, пронизывает собой всё наше Мироздание и нигде от него не спастись, даже в Раю. А Время /Змей, Сатана, Дьявол/ безжалостно не только к тем, кто ему подвластен, но даже к самому себе, ведь символическая Змея Мироздания поедает даже собственный хвост! 12. Трансформация Бога. Таким образом, Змей, Сатана, Дьявол являют собой трансформацию Бога во времени. Дьявол — это ни что иное, как старый Бог, Бог, который постарел со временем. Если Рай со временем становится Адом, то и Бог со временем становится Дьяволом, логично ведь? Но Бог на то он и Бог, чтобы придумать что-нибудь такое эдакое. Чтобы оставаться молодым хотя бы частично, он свою устаревшую, больную часть отсоединил от себя и отбросил вместе со Временем в Пространство, то есть, для этой цели он создал и Пространство и Время, которых раньше не было. 13.Что в действительности сорвала Ева с древа? Как известно, Ева сорвала с древа яблоко, но попробуйте посмотреть на яблоко в разрезе, что оно вам напоминает? Сердце. Точнее, изображение сердца, как символа любви: сердце, пронзенное стрелой. Яблоко с веточкой, чем не сердце, пронзенное стрелой? Так что Ева на самом деле сорвала с древа сердце. А поскольку сердце является символом любви, то наша прародительница соблазнилась получается на любовь! Ева предложила Адаму свое сердце, свою любовь, он принял этот дар, вот за что они были изгнаны из Рая, а не за какое-то там яблоко. 14.Что такое Любовь? За Любовь Адам и Ева были изгнаны из Рая, вот в чем их настоящий грех. Ведь Любовь — это не только платоническое, сердечное влечение, но и секс. Значит, они, помимо всего прочего занимались еще и сексом. Таким образом, получается, что Любовь — это Смерть, ведь они, после того, как позанимались любовью, умерли. 15. Крест, как символ секса. Таким образом, крест является, к тому же, как ни странно, и символом секса, где горизонтальная перекладина символизирует женское начало, влагалище, чашу, а вертикальная — мужское, мужской член. Получается, вертикаль креста являет собой большой вселенский член, конец. Не зря мужской член называют концом, ведь Адама погубил его конец. Продолжение следует.

Православный крест: виды, значение перекладин

История появления креста в православии очень интересна. Этот древний символ почитался еще до возникновения христианства и имел сакральное значение. Что обозначает православный крест с перекладинами, каков его мистический и религиозный смысл? Обратимся к историческим источникам, чтобы узнать о всех видах крестов и их отличиях.

Историческая справка

Символ креста используется во многих мировых верованиях. Только 2000 лет назад он стал символом христианства и приобрел значение оберега. В древнем мире мы встречает символ египетского креста с петлей, выражающий божественное начало и принцип жизни. Карл Густав Юнг относит возникновение символики креста вообще к первобытным временам, когда люди добывали огонь с помощью двух перекрещенных палочек.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android) Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Ранние изображения креста можно встретить в самых разнообразных формах: Т, Х, + или t. Если крест изображался равносторонним, он символизировал 4 стороны света, 4 природных элемента или 4 Неба Зороастра. Позднее крест стали сравнивать с четырьмя сезонами года. Однако все значения и виды крестов так или иначе соотносили с жизнью, смертью и возрождением.

Мистическое значение креста во все времена было связано с космическими силами и их потоками.

В средние века крест стал прочно ассоциироваться со смертью и воскрешением Христа, приобрел христианское значение. Равносторонний крест стал выражать идею божественного присутствия, могущества и силы. К нему присоединился перевернутый крест как символ отрицания божественной власти и приверженности к сатанизму.

Крест святого Лазаря

В православной традиции крест может изображаться по-разному: от перекрещенных двух линий до сложного сочетания нескольких перекладин с дополнительными символами. Все виды православных крестов несут единый смысл и значение — спасение. Особое распространение получил восьмиконечный крест, который распространен также в странах восточного Средиземноморья и восточной Европы. Этот восьмиконечный символ носит особое название — крест святого Лазаря. Часто на данном символе изображают распятого Христа.

Восьмиконечный православный крест изображается с двумя поперечными перекладинами вверху (верхняя короче нижней) и третьей — наклонной. Эта перекладина несет значение подножия: на нее опираются ноги Спасителя. Наклон подножия всегда изображается одинаково — правая часть выше левой. Это имеет определенный символизм: правая нога Христа опирается на правую сторону, которая выше левой. Согласно словам Иисуса, на Страшном Суде праведники будут стоять по правую руку от него, а грешники — по левую. То есть, правый конец перекладины символизирует путь в небеса, а левый — путь в адскую обитель.

Малая перекладина (верхняя) символизирует табличку над головой Христа, которую прибил Понтий Пилат. На ней было записано на трех языках: Иисус Назорей, царь иудейский. Вот такое значение креста с тремя перекладинами в православной традиции.

Крест Голгофа

Есть еще одно изображение восьмиконечного православного креста в монашеской традиции — схимнический крест Голгофа. Он изображается над символом Голгофы, на которой осуществилось распятие. Символ Голгофы изображается ступенями, а под ними находится череп с костями. По обе стороны от креста могут изображаться и другие атрибуты распятия — , трость, копье и губка. Все эти атрибуты имеют глубокий мистический смысл.

Например, череп с костями символизируют наших прародителей, на которых стекла жертвенная кровь Спасителя и омыла от грехов. Таким образом осуществляется связь поколений — от Адама с Евой до времен Христа. Также это символизирует связь Ветхого Завета с Новым.

Копье, трость и губка — еще один символ трагедии на Голгофе. Римский воин Лонгин пронзил копьем ребра Спасителя, из которых потекла кровь и вода. Это символизирует рождение церкви Христовой, подобно рождению Евы из ребра Адама.

Крест седмиконечный

Этот символ имеет две перекладины — верхнюю и подножие. Подножие имеет глубокий мистический смысл в христианстве, так как связывает собой оба завета — Ветхий и новый. О подножии упоминает пророк Исайя (Ис. 60, 13), псалмопевец Давид в псалме №99, также о нем можно прочитать в книге Исход (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест можно увидеть на куполах православных церквей.

Седмиконечный православный крест — изображение:

Крест шестиконечный

Что означает крест шестиконечный? В этом символе нижняя наклонная перекладина символизирует следующее: приподнятый конец имеет значение освобождения через покаяние, а опущенный вниз — нераскаянный грех. Эта форма креста была распространена в древние времена.

Крест с полумесяцем

На куполах церквей можно увидеть крест с полумесяцем внизу. Что обозначает этот церковный крест, имеет ли связь с мусульманством? Полумесяц являлся символом Византийского государства, откуда и пришла к нам православная вера. Существует несколько различных версий происхождения данного символа.

  • Полумесяц символизирует ясли, в которых был рожден Спаситель в Вифлееме.
  • Полумесяц символизирует чашу, в которой пребывало тело Спасителя.
  • Полумесяц символизирует парус, под которым плывет корабль церкви в царство Божье.

Какая из версий правильная, не известно. Мы знаем лишь одно, что полумесяц был символом Византийского государства, а после его падения стал символом Османской империи.

Отличие православного креста от католического

С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:

  • На православном кресте всегда больше одной перекладины.
  • В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
  • Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
  • Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.

Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни. На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.

Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.

Несмотря на разнообразие форм и символики креста его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.

LiveInternetLiveInternet

Традиционно форма восьмиконечного креста раскрывается богословами следующим образом: верхняя планка считается титлом (с надписью INRI), а нижняя – косая – подножием. Старообрядческий крест, вдобавок, снабжен как бы крышей. Вот и весь его «секрет».
Как мне представляется, подобная трактовка не может считаться удовлетворительной, т.к. использует не сакральную символику, а некие отвлечённые понятия (титл, подножие).
Можно предположить, что косая планка досталась от полумесяца, который вследствие размежевания церквей, был «низведён» до уровня прямой планки. Однако, эта версия опровергается довольно известным обстоятельством. Косая планка не может быть редуцированным полумесяцем по одной причине – накупольные кресты во многих случаях сохранили полумесяц хотя и в «лежачем» виде:
Богословы, правда, и здесь пускаются во все тяжкие лишь бы представить полумесяц в иной ипостаси: «крест четырехконечный с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх,— очень древний вид Креста. Чаще всего такие кресты ставились и ставятся на куполах храмов. Крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем в Царство Божие. Есть и другие толкования этого символа: полумесяц — это чаша Евхаристическая, в которой находится Тело Христово; это люлька, в которой лежит младенец Иисус Христос. По иному толкованию, луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце Правды» (http://prav-molitva.narod.ru/azyprav/natkrest/natkr.htm).
Подобное толкование смотрится весьма нелепо и как минимум свидетельствует о том, что богословы не имеют представления об этой символики, а намёк на месяц, подразумевающий, как они полагают, мусульманский символ, полностью отрицается. Поэтому у них выходит, что луна отражает всё что угодно только… не саму луну.
Если, однако, посмотреть на месяц непредвзято, то можно легко догадаться, что мы имеем дело с богородичной символикой, которая встречается в католической иконографии:
Соединение луны и Девы Марии выглядит вполне естественно и не взывает какого-либо антагонизма, а игнорирование богородичной символики приводит к неверному пониманию христианских символов и как следствие введению общественности в заблуждение.
То, что косая планка не служит подножием, доказывается очень просто — в христианской символике встречаются кресты, на которых косая планка расположена НАД головой Иисуса Христа, как на следующем фото (катарская церковь, Франция):
Попутно, раз уж зашла речь о катарах, внесу ясность в само название «катары», которое якобы было придумано для идентификации очередной ереси. На самом деле, подобное объяснение само можно назвать ересью, так как слово «катар» происходит от греческого слова СОТЕР (Σωτήρ ) — спаситель. Катарская «ересь», таким образом, вписывается в привычную христианскую аксиологию.
Теперь рассмотрим «осьмиконечный» крест с точки зрения, допускающей наличие богородичных символов, и в этом нам помогут сведения о православных богородичных традициях, а также последний снимок из французской церкви катаров. Косая планка в данном исполнении даёт право утверждать, что она символизирует лестницу, ведущую в Царство Небесное, поскольку восхождение на крест выступает ритуальным апофеозом на пути к спасению и обретению бессмертия в Царстве Божьем.
Текст Библии содержит упоминание лестницы, представленной в виде так называемой «лестницы Иакова»: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! (Быт.28:12-16)».
Появление лестницы в Библии отнюдь не случайно. Тема лестницы широко представлена в древнеегипетских погребальных текстах: «Почтение тебе, о божественная Лестница! Почтение тебе, о Лестница Сета! Стань прямо, о божественная Лестница! Стань прямо, о Лестница Сета! Стань прямо, о Лестница Хора, по которой Осирис взошел на небеса, подчинив Ра своей магической силе… Ибо Пепи — твой сын, и Пепи — Хор, ты родила Пепи так же, как родила бога — Властелина Лестницы, и ты дашь Пепи Лестницу бога, ты дашь ему Лестницу бога Сета и по ней Пепи взойдет на небеса, подчинив Ра своей магической силе. О ты, бог тех, чьи Ка проходят вперед, когда Око Хора парит на крыле Тота с восточной стороны божественной Лестницы, о люди, чьи тела на небеса, Пепи — Око Хора. И когда Око обращается к нему, где бы он ни был, Пепи идет рядом с ним, и вы, собратья богов, радуйтесь, что Пепи путешествует с вами. И возрадуются собратья Пепи, боги, встретив Пепи, так же, как был рад Хор, встретив свое Око. Он поместил свое Око перед отцом своим Себом, и каждый бог и каждый дух простирает руку свою к Пепи, когда он восходит на небеса по Лестнице. Пепи не надо «пахать землю» и «собирать приношения», ему не надо идти ни в Зал в Анну, ни в Зал Утра в Анну, ибо то, что он видит и слышит, станет пищей ему, когда он взойдет на небеса по Лестнице. Пепи подымается, как уреи во лбу Сета, и каждый бог и каждый дух протягивает руку свою к Пепи на Лестнице. Пепи собрал свои кости, собрал свою плоть и сразу же взошел на небеса с помощью двух пальцев бога Лестницы» (гробница Пепи).
Как пишет Уоллис Бадж («Египетская магия»): «Существовало поверье, что сам Осирис добирался до железной плиты с трудом и лишь с помощью лестницы, которую дал ему его отец Ра, смог наконец взойти на небеса»…
Не трудно догадаться, Иисус Христос, как «правопреемник» Осириса, нуждался в лестнице в не меньшей степени, в особенности когда события подошли к финальной фазе — моменту воскрешения, после чего Иисус вознёсся на небеса.
В эпоху традиционного христианства лестница, как сакральный фетиш, также пользовалась большой популярностью. Описанию райской лестницы посвятил свои труд византийский богослов Иоанн Лествичник (Иоанн Синайский), получивший с XIV века широкое распространение в Древней Руси под названием «Лествица». На Руси также был известен апокриф «Лествица Иакова» — переводной текст, включённый в состав Толковой палеи. Образ лестницы получает развитие и у других авторов (встречается у Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Макария Великого; в форме лестницы добродетелей из 17 ступеней написаны наставления аввы Пинуфия — ).
Несмотря на признанную официальной церковью апокрифичность «лествиничных текстов», тема лестницы, была отражена в иконографии, повторяя в той или иной степени библейский сюжет (слева — икона XII в., справа — миниатюра из книги «Лествица Иоанна Лествичника с дополнениями». 1622 год):
На следующей иконе (последняя четверть XVIII в.) присутствует любопытная деталь — Бог представлен в виде сияющего пирамидиона:
В православии символизм лествицы традиционно связывается с образом Богоматери, называемой «Небесной лествицей», что нашло отражение в иконописных канонах, изображающих Богородицу с лестницей в руках (слева — «Неопалимая Купина», справа — «Гора Нерукосечная):
Семантическая связь между лестницей и Богоматерью довольно прозрачна — только через лестницу может быть осуществлена связь между небом и землей, и только лестница-богородица может явить через своё посредство бога земного, посланного богом небесным. Если же наше предположение о богородичной символике, присутствующей в восьмиконечном кресте, подтверждается, то мы получаем два очевидных символа, отражающих Христа (крест) и Богоматерь (лестница — косая планка). Осталось выяснить значение короткой планки, принимаемой святыми отцами за место написания титла.
Здесь надо вспомнить, что до Петра I Святой Троице отводилась особая роль, и распространённое в то время обращение «Бог наш Троица» следовало ритуализированному догмату о троичности Бога, отражавшего небесную иерархию, подчёркивая таким образом её нерушимость и нераздельность. Однако церковный догмат не предусматривает в Троице женского начала, декларируя единосущную связь между Богом Отцом и Богом Сыном посредством Святого Духа. Если же взглянуть на данную тему шире, то обнаружится некоторое разногласие с богословской интерпретацией Троицы.
Троица, как известно, встречается в Ветхом Завете, что сразу ставит под сомнение упомянутый догмат о Троице — ветхозаветная Троица включает трёх человек, не говоря о том, что никакого Бога Сына там нет и в помине:
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер , во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него». (Быт.18:1-2)
Аналогичная сцена описана и в Новом Завете, когда к рождению Иисуса явились три волхва. По сути, это — сюжетная калька с ветхозаветного явления триипостастного Бога к Аврааму и Сарре по случаю рождения у них Исаака.
Такая путаница и непоследовательность объясняется тем, что образ Троицы существовал в дохристианскую эпоху и к началу становления европейских христианских церквей почти полностью утратил первоначальный смысл. Самая ранняя Троица зафиксирована в Египте и в частности мемфисская Троица включала Пта, Сехмет, Нефертум и ещё одна, включавшая Осириса, Исиду и Хора, оказала, как давно отмечено учёными, влияние на христианский символ веры. Поэтому следует понимать, что христианская Троица постепенно эволюционировала до современной семантики, лишенной богородичной составляющей. Собственно, это было показано выше на примере Ветхого Завета, в котором триипостастный Бог является в образе трёх мужей. То, что среди них не было женщины — не должно вводить в заблуждение. Как будет показано в следующей работе на примере сохранившихся икон, среди этих ветхозаветных мужей обнаружится женщина.
Возвращаясь к рассматриваемому кресту, в котором была обнаружена богородичная символика, можно утверждать, что восьмиконечный крест представляет собой монограмму Троицы, включающую Бога Отца, Бога Сына и Богородицу. Отцу соответствует большой крест, Сыну — малый, а лестница (наклонная планка) соответствует Богородице. Схематично монограмму можно изобразить в следующем виде:
В такой интерпретации православный крест лишается двусмысленности и нелепых ассоциаций, навязанных церковью в угоду политическим аспектам и в ущерб исторической преемственности религиозной символики.
Характерно, что богословы, увлёкшись рассуждениями о подпорках и табличках, развешанных на кресте, не в состоянии раскрыть символизм старообрядческого креста, полагая, что имеющаяся у него двускатная крыша служит исключительно утилитарным целям наподобие крыши дома. Стоит ли объяснять глумливую абсурдность подобных интерпретаций?..
В старообрядческом кресте большинство элементов нам уже знакомо, осталось объяснить назначение крыши. Для этого нам придётся вернуться немного назад и обратить внимание на представленные иконы Божьей Матери, а также предыдущую икону, где на вершине лестницы изображена пирамидка. Она присутствует там не случайно и при этом не имеет никакого отношения к масонской символике. На иконах Богоматери хорошо видно, что кроме лестницы, в её руках изображен пирамидообразный домик с двускатной крышей — точь-в-точь как на старообрядческом кресте. Здесь мы в очередной раз сталкиваемся с отголоском древней дохристианской эпохи также пришедшего из Древнего Египта.
Дело в том, что египетские пирамиды служили не местом захоронения — ни в одной из них нет и намёка на чьи-либо останки, — а представляли собой своеобразные культовые сооружения, использовавшиеся в обрядах инициации фараона (хеб-сед). Пирамида использовалась в богородичной мистерии, в ходе которой действующий фараон на 30 год своего правления обретал божественную сущность (=благодать). В связи с этим, наличие в сочинении Иоанна Лествичника 30 слов, представляющих собой «ступени» лестницы уже не выглядит чем-то абстрактным, при этом восхождение по 30 ступеням понимается как необходимое духовное совершенствование перед достижением Царства Небесного.
Учитывая вышесказанное, можно сделать однозначный вывод о том, что двускатная крыша на старообрядческом кресте служит ещё одним богородичным символом. Семантика в данном случае полностью соответствует представленным иконам на тему «лестницы Иакова» — умерший, обретая силу и поддержку Пресвятой Троицы, совершает подъём по лестнице в Царство Небесное (смотри текст из гробницы Пепи), совершая метафизичесое возрождение, которое, как и любой акт рождения, требовал участия женского начала. В случае старообрядческого креста ими выступают косая планка (лестница) и подобие пирамиды — двускатная крыша.
Любопытно, что у старообрядцев был в хождении ещё один вид надгробного креста, называемого крест-голубец, который по большому счёту крестом не являлся. Как видно на представленном ниже снимке, по сути эти «кресты» повторяют женскую фигуру, а двускатные крыши довершают богородичный символизм:
П.С. Выражаю особую благодарность Марине Пироговой за представленную информацию.