Перенос столиц

Перенос столицы из Петербурга в Москву

Перенос большевиками столицы из Петербурга (Петрограда) в Москву случился в марте 1918 года (официально было объявлено Зиновьевым на 4 съезде Советов 16 марта). Важно отметить, что сама идея переноса столицы не была изобретением Ленина. Еще после февральской революции правительство Керенского рассматривало такую возможность и даже подготовило Приказ от 3 октября 1917 года, по которому въезд в Москву запрещался всем, кто в городе не прописан, и кто там не находится по государственным делам. Тем самым создавалось пространство для возможного переезда госаппарата. Октябрьская революция этот процесс отсрочила на незначительно.

Причины переноса столицы

Перенос столицы из Петербурга в Москву в марте 1918 года получился в лучших традициях большевиков: говорили одно, а думали о другом. С помощью прессы создавалась иллюзия, что столица переносится временно, чтобы снизить факт немецкой угрозы.

Столица будет перенесена в Москву. Этого требуют интересы всей страны. Германские империалисты остаются врагами Советской власти, и сейчас они готовят поход против революционной Финляндии. В таких условиях оставлять столицу в Петрограде нельзя. Для безопасности города необходимо перенести столицу в Москву. Незачем говорить, что после ВРЕМЕННОГО переноса столицы в Москву, Петроград останется первым городом революции.

Становится понятно, что оправдывали перенос столицы из Петербурга в Москву в марте 1918 года наличием германской угрозы, а также подчеркивали временный характер переноса столицы. Не случайно в июле 1918 года принимается конституция РСФСР, но в ней ничего не говориться о статусе столицы. Только конституция 1924 года закрепила за Москвой статус столицы СССР. Наличие немецкой угрозы было официальной версией для населения. Действительные же причины переноса были в другом:

  • Рост недовольства большевиками со стороны жителей Петрограда.
  • Давление со стороны оппозиции.
  • Боязнь, что церковь создаст свой религиозный и политический центр в Москве.

Ситуация в Петрограде

К началу февраля 1918 года в Петрограде сложилась очень тяжелая ситуация, прежде всего в плане продовольствия. Достаточно привести следующие сведения:

  • Ежедневно для обеспечения города требовалось 100 вагонов пшеницы (различных сортов). Теперь же поступало только 23. Сокращение в 4,3 раза. К концу февраля поступления составляли 8-10 вагонов в день, или наступило сокращение более чем в 10 раз от нормы! Начался голод!
  • Мясное питание сократилось в 20 раз.

В стране была транспортная и торговая разруха, в результате чего в столице не хватало буквально всего. Начался разгул преступности, матросы грабили и убивали людей. Большевики в это время открещивались на войну — мол мы в состоянии войны с Германией и Австро-Венгрией, поэтому и проблемы такие. Это была попытка отвлечь внимание население от реальных проблем. Показательно, что даже после подписания в Брест-Литовске мирного договора, большевики не изменили планов переноса столицы. Более того, процесс был ускорен. Ленин и его окружение полагали, что наладить снабжение в Москве будет проще.

Организация переезда

Еще до заключения мира с Германией, Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич (родной брат Управляющего делами СНК Владимира Бонч-Бруевича, бывший генерал императорской армии, с 1917 года руководитель Высшего военного совета) обратился к Ленину с предложением о переносе столицы. Ленин нашел предложение разумным и в ночь с 24 на 25 февраля 1917 года было проведено тайное заседание СНК. на повестке дня только 1 вопрос — перенос столицы из Петербурга в Москву. «За» выступают Ленин и Троцкий, «против» — Зиновьев и Луначарский. Очень важно понимать, что единства у большевиков не было. Зиновьев и Луначарский говорили, что Петроград и Смольный это символ революции в России. Если расстаться с этими символами — власть пролетариата закончится и дело революции вместе с ней. Ленин не был настолько сентиментальным человеком.

Смольный это Смольный до тех пор пока мы в нем.

Главное же, чего опасались противники переноса столицы — переезд был очень похож на бегство. В действительности все так и происходило. Большевики захватили власть и очень спешно под покровом тайны бежали в Москву.

В 1918 году шла реальная борьба за власть, и у большевиков были серьезные оппозиционеры, которые могли использовать «бегство» в своих целях. Чтобы этого не произошло, по Петрограду стал распускаться слух, что хотят переносить столицу в Нижний Новгород. Делалось это, чтобы отвлечь эсеров и защитить партийную верхушку большевиков. Дело в том, что все лидеры большевиков должны были ехать в Москву на одном поезде. То есть можно было пустить под откос всего 1 поезд и власть захвачена. Поэтому вопросам дезинформации и безопасности Ленин и Бонч-Бруевич уделяли повышенное внимание.

Спецсостав №4001

Подготовка к переезду столицы проходила тайно. Было решено двигаться железной дороге, которая в целом была подконтрольная большевикам. Но для переезда использовались не основные железнодорожные пути. На станции «Цветочная площадка» (Путиловская ветка Николаевской железной дороги) был сформирован поезд №4001. Состав получился внушительным:

  • Классных вагонов — 53
  • Товарных вагонов — 393
  • «Теплушек» — 293
  • Платформ — 87
  • Санитарные поезда — 3

Вечером 10 марта спецсостав был сформирован и начал движение на Москву. Его охрана была поручена латышским стрелкам, которые до сих пор сохраняли полную верность большевикам. За весь переезд случился только 1 инцидент, который потребовал вмешательства охраны. На станции Вишера на эшелон была предпринята попытка нападения, которую организовали матросы, возвращавшиеся с фронта. Ни к каким последствиям это не привело.

11 марта 1918 года в 21:45 поезд №4001 прибыл в Москву. Тем самым большевики физически перенесли столицы из Петрограда. Советский период правления в Петрограде, длившийся 124 дня, был завершен. Начался новый период — московский. Формирование власти началось фактически с нового листа. В дальнейшем с 14 по 16 марта в здании Дворянского совета прошел 4 всероссийский чрезвычайный съезд Советов. На нем и было объявлено о переносе столицы в Москву.

Подготовка Москвы

К 1918 году Москва была довольно средним городом с населением в 2 млн человек. Планируя свой переезд сюда, большевики предполагали выселить из Москвы 500 тыс человек, чтобы обеспечить необходимое место для работы и проживания чиновникам и служащим. Это вызвало недоумение у властей Москвы, поскольку в эти 500 тысяч мог попасть кто угодно. Тогда было предложено разделить население на категории, выселять в первую очередь тех, кто не имел определенного занятия. Также в рамках «очистки» Москвы было решено реквизировать все особняки буржуев и здания, пригодные для работы и жилья служащим. Эвакуация была запланирована на 29 марта 1918.

Фактическая подготовка Москвы к роли столицы началась 3 марта, когда в город прибыл Свердлов (председатель ВЦИК). Началась реквизиция зданий, прежде всего особняков и гостиниц. После прибытия поезда №4001 видные деятели большевиков размещались в гостинице «Метрополь». Ленин с семьей расположился в гостинице «Националь», которая в дальнейшем стала «первым домом Советов». Проживание в гостинице длилось недолго и скоро Ленин и его сподвижники стали переселяться в Кремль. Подготовка города велась стремительно, и была завершена примерно за 2 недели. Тем самым перенос столицы из Петербурга в Москву был завершен. На бумаге переезд был временным, но реально все понимали, что возврата у процесса уже нет.

Кремль — крепость новой столицы

Хочу обратить внимание, что если мы будем изучать официальную историю России по школьным учебникам, или по учебникам для ВУЗов, то там вопрос переноса столицы в Москву в 1918 году либо вообще не рассматривается, либо рассматривается в виде 2-3 предложений, что это был продуманный ход для защиты России от Германии. Но в реальности еще 3 марта был подписан мир с Германией…

Если вспоминать октябрьский переворот, то он сводился примерно к следующему — большевики пробуют удержать власть, но в случае чего всегда есть «Аврора» и другие корабли: погрузились и уехали. Но время шло, большевики власть держали, популярность их падала, а постоянно рассчитывать на «побег» нельзя, поскольку страной нужно управлять. В этих условиях власть переносилась в Москву, как в старый исконно русский город, в котором есть Кремль!

Много говорится, что верхушка большевиков размещалась после приезда в Москву в гостиницах, но мало кто говорит, что это была временная мера и буквально через неделю они начали переселяться в Кремль, причем переселялись массово, занимая в Кремле всё пригодное для жилья пространство. Также в Кремле создавались:

  • Запасы провизии и формировался штат кухарок, лакеев.
  • Медицинские учреждения.
  • Закрытые и открытые средства связи.
  • Военный гарнизон.

Другими словами, Кремль стал выполнять свою историческую функцию — крепость. Большевики создавали крепость, за которой они смогут укрыться в случае опасности.

Вопросы безопасности

После переноса столицы в Москву в марте 918 года перед большевиками остро встал вопрос безопасности (личной и государственной). Фактическую охрану осуществляли латышские стрелки, а командование комендатурой Кремля было поручено Стрижаку. Он исполнял эту должность 10 дней (с 11 по 21 марта), после чего комендантом Кремля был назначен Мальков (бывший комендант Смольного). Мальков командовал уже не латышскими стрелками, которые были отправлены на фронт, а курсантами Первых московских пулеметных курсов.

Еще раз хочу подчеркнуть, что в кремле фактически была создана крепость. Сколько бы историки не говорили, что все в России очень любили большевиков, реально в начале 1918 года их власть была слаба: их правление в Петрограде закончилось голодом в городе и позорным бегством Ленина, а на политической арене тоже были конкуренты. ведь обратите внимание, что те Декреты, за которые хвалят большевиков, это были лозунги других партий… Поэтому перенос столицы из Петербурга в Москву большевиками в 1918 году это был продуманный ход именно в плане безопасности.

Секретный вокзал

Как только появилась железная дорога, встал вопрос о передвижении первых лиц. Старейшие вип-составы появились на родине железных дорог — Англии. Спецсостав королевы Елизаветы II Royal Train впервые вышел на рельсы в 1842 году. Первое путешествие было из Слау в Паддингтон. В специальном королевском вагоне были оборудованы спальни, рабочие кабинеты и ванны. Интерьер был отделан кленом. Кругом диваны и зеркала. Потолок — стеганый шелк. Поезд существует и теперь. Королева нет-нет да отправится на нем с государственным визитом.

Спецвокзал выглядит очень скромно. Зал ожидания с буфетом и единственная платформа Фото: Кирилл Федоров

Первые бронированные вагоны в СССР появились у Сталина. Вождь народов не любил самолет. Тряска, частые посадки, шум. Поэтому и на Черное море, и в Тегеран, и в Ялту он отправлялся в бронированном составе. Ход был такой, что совершенно непонятно, едет состав или стоит. Вот доклад Берии по поводу поездки в Потсдам:

«Товарищу Сталину И.В.

НКВД СССР докладывает об окончании подготовки мероприятий по подготовке приема и размещения предстоящей конференции. Подготовлен специальный поезд. Маршрут длиной в 1923 километра (по СССР — 1095, Польше — 594, Германии — 234). Обеспечивают безопасность пути 17 тысяч солдат и офицеров войск НКВД, 1515 человек оперативного состава. На каждом километре железнодорожного пути от 6 до 15 человек охраны. По линии следования будут курсировать 8 бронепоездов войск НКВД.

Л. Берия».

Хрущев обожал новинки авиации, но Политбюро настаивало в целях безопасности передвигаться по железной дороге. Первых лиц обслуживали специальные локомотивные бригады, расквартированные в Киеве. Там стояло под парами 12 образцовых локомотивов. За сутки железнодорожники узнавали о предстоящей поездке. Выделяли три локомотива и перегоняли состав в Москву, на один из вокзалов. Вокзал оцеплялся. Кроме двух проверенных машинистов в кабине сидели еще инструктор и сотрудник КГБ. Стрелки по пути следования запирались на специальные замки или просто заваривались. Только при Брежневе сообразили: зачем каждый раз перегонять состав из Киева в Москву. Так было принято решение о строительстве спецдепо в Москве и пересадочного узла при нем. Тут главное не привлекать внимания зевак из вражеских спецслужб. В 1974-м «Брежневский вокзал» был открыт.

Спецвокзал окружен обычными железнодорожными путями, которые идут от Ленинградского и Ярославского вокзалов. Расположен в так называемом парке «Б» железнодорожной станции Москва-Техническая-Курская Московской железной дороги. Со всех сторон окружен забором с колючей проволокой. А так — депо как депо. Правда, чистенькое. Желтый «цековский» кирпич. Поезда отправляются с единственной платформы. Она зажата между стеной депо и залом для приемов. Круглое выпуклое зеркало у края платформы, как в метро, чтобы машинист знал, когда ему трогаться. А сверху массивный бетонный козырек. Ни заглянуть, ни снайперскую пулю пустить с соседних многоэтажек.

Вокзал охраняет служба безопасности РЖД. На снимке проходная. Фото: Кирилл Федоров

Но самое интересное скрывается за огромными серыми воротами депо. Там стоят уникальные вагоны. Есть брежневские бронированные. Есть хрущевские (отличающиеся минимализмом). Но жемчужина — «Восточный экспресс». Те самые легендарные вагоны, в стиле ар-деко, которые в начале прошлого века ходили по маршруту Париж-Стамбул и в которых действовали герои Агаты Кристи, Грэма Грина и Сидни Шелдона. На мягкие пурпурные ковры ступали ноги почти всех коронованных особ Европы. В начале 90-х некая совместная турфирма выкупила один из составов, отреставрировала и запустила по новому маршруту Москва-Шанхай. 8 дней с аниматорами, с тремя шикарными ресторанами, концертным залом и кинотеатром стоили 5 тысяч евро. Первый рейс нашего «Восточного экспресса» отправился именно с Правительственного вокзала.

Иду по Пантелеевской улице. Справа гаражи. Слева ГАИ. А за ней шумит электричка. Состав проехал. За рельсами неприступный забор из желтого кирпича. Но где платформа? Где бетонный козырек? Сгрудились строительные вагончики. Работает экскаватор. По полотну ходят рабочие в робах. Явно правительственный поезд сюда не прибудет. Въезд на территорию спецвокзала преграждают аж два вечно закрытых шлагбаума, железные ворота и охранник в форме РЖД.

— Вы куда? Съемка объекта запрещена! Вызываю группу немедленного реагирования!

Я спешно ретировался. Пошел по периметру. Буквально в пятидесяти метрах от забора жилая кирпичная пятиэтажка. Зашел вместе с жильцом Володей, который был более приветлив.

— Я уж и не знаю, куда жаловаться! — рассказывает Володя. — Мало того, что под окнами электрички грохочут, да тут еще целая стройка. Правда, в пять они заканчивают. И на том спасибо.

— Может, ломают спецвокзал? Кому он теперь нужен? Все на самолет пересели.

— Нужен не нужен, а каждый месяц тренировки проводят. Выгоняют состав. Проверяют его. Потом опять в депо под крышу.

Я дождался окончания рабочего дня. Молчаливые строители потянулись через проходную. Только Дмитрий согласился побеседовать со мной, пока мы шли к троллейбусной остановке.

Брежнев любил поезда. Спецвокзал был построен по его указанию в 1974-м. Фото: РИА Новости

— Нет, вокзал не рушат. Реконструкция. Козырек обветшал. Мы его и срубили. Леса поставили. Потом, этот, зал банкетный. Мы дубовые шпалеры снимаем. Все прогнило.

— А красиво там внутри?

— Симпатично было. Широкая барная стойка. Мраморный пол. Алюминиевые широкие рамы. Понятно, что не для простых людей строили. Хотя по нынешним временам совсем скромненько.

— А как он будет выглядеть после реконструкции?

— Это не к нам. Это другая бригада работать будет. Приходите весной. Сами все увидите. Если вас, конечно, пустят.

Спецвокзалом пользовался Ким Чен Ир во время своего визита в Москву. Его встречали на Ярославском с помпой, а состав обслуживался именно здесь. Еще одним клиентом спецдепо, как мне удалось узнать, была Примадонна со своим Киркоровым. Звезда часто брала в аренду бронированный «ельцинский» вагон производства Тверского завода для гастрольных поездок. Кстати, Солженицын со свитой возвращался в Россию в этом самом спецвагоне.

Сейчас лидеры все больше на самолетах передвигаются. Внуково-2, борт номер 1. Время — бесценный ресурс, тем более для руководителей такого ранга. Доподлинно неизвестно, пользовался ли когда-нибудь наш президент Правительственным вокзалом. Говорят, в 2001-м как-то отправился отсюда в неизвестном для местных жителей направлении. Но это больше похоже на легенду. Хотя если вокзал реконструируют, значит, это кому-нибудь нужно? Мы не знаем, что будет завтра. Вдруг железнодорожный транспорт опять окажется самым актуальным? Ведь никакие «Буки» ему не страшны. А тут как раз наш бронепоезд стоит на запасном пути.

Споры о том, какой город лучше, Москва или Питер, больше не актуальны. Конечно, Москва! И звание культурной столицы Санкт-Петербург потерял. Культурная столица России теперь тоже Москва. Почему? Сейчас все объясню.
Посмотрите на эту фотографию:

Это летнее кафе в Москве.
А теперь посмотрите на эту фотографию. Этот снимок сделан утром на самой барной улице в бывшей культурной столице, Санкт-Петербурге:

Чувствуете разницу? В это сложно поверить, но в Питере до сих пор вместо летних кафе строят какие-то уродливые пристройки к зданиям.
Москва:

Питер:

В Москве такое невозможно. В Питере возможно все.

В Москве есть жесткие правила, определяющие, какими должны быть летние кафе. Пока они касаются всех кафе и ресторанов в пределах Третьего транспортного кольца. В следующем году под эти правила попадёт вся Москва.
Одно из самых главных условий – терраса не должна загораживать пешеходную зону.

Ну неправильно, когда люди спокойно по тротуару пройти не могут и, пытаясь обойти эту веранду, в лучшем случае толкаются, в худшем – прыгают по проезжей части.

Запретили власти и установку шатров, в которых создавался парниковый эффект. Вместо них рестораторы могут устанавливать зонты. Их высота не должна превышать высоту первого этажа здания. Так безопасней. А их цвет должен быть выполнен в пастельных тонах. Ничего пестрого и несоответствующего архитектурному облику окружающей застройки.

Не должно быть на летней веранде садовой и дачной мебели.
Не допускается использование кирпича или бетона. И все элементы конструкции должны быть изготовлены на заводе.
Сама веранда по своим размерам не должна быть больше ресторана, к которому примыкает. На входе обязательно должны быть пандусы.
По Москве приятно гулять! Куда ни посмотришь – кругом красота!
В Питере лучше лишний раз не смотреть по сторонам. Достраивают очередную теплицу, место которой где-нибудь на трассе под Калугой, но никак не на ул. Рубинштейна.
Летние веранды – очень важный элемент благоустройства города. Как это должно работать?
Город разрешает ресторанам занимать часть тротуаров и прилегающей территории. Рестораны взамен делают улицы дружелюбнее, уютнее и безопаснее. Согласитесь, намного приятнее гулять, когда на улице стоят столики, где люди общаются и едят. Город становится живым.
К сожалению, не все владельцы ресторанов это понимают. Некоторые думают, что они могут построить себе пристройку, перегородить тротуар и просто увеличить количество посадочных мест в заведении. Нужно ли это городу? Нет.
Летняя веранда – это элемент благоустройства. Как фонтан, лавочки, сквер или клумба. Хорошая летняя веранда должна украшать город. Надеяться на сознательность владельцев ресторанов не приходится. Поэтому в Москве есть правила.
А в Питере – нет. Поэтому Москва летом намного лучше Питера.
Хотя Питер старается:
Местами выходит неплохо:
Местами хорошо:
Но в целом вот так:
На самом деле, не всё так плохо. У Питера есть все шансы на то, чтобы догнать и, возможно, даже перегнать Москву. Дело в том, что в Питере работает отделение «Городских проектов». Ребята проводят исследования, читают лекции, изучают общественные пространства. Они хотят, чтобы чиновники тоже работали и не хотят, чтобы веранды вроде тех, что вы только что видели, в Петербурге существовали. «Городские проекты» тыкают чиновников острой палкой и заставляют их заботиться о внешнем облике Санкт-Петербурга и о комфорте петербуржцев.
Но филиал существует исключительно на пожертвования граждан. Сейчас питерскому отделению нужна ваша помощь. Если вы хотите, чтобы «Городские проекты» помогли Петербургу стать лучше, помогайте «Городским проектам»! Так вы сами сможете содействовать тому, чтобы ваш город стал удобнее для жизни и ещё красивее.

Смена столицы в России. Шансы, претенденты, реалии

Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмина, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай!
/Н.В. Гоголь. Женитьба/

«Что такое Москва? — провинциальный город с двухмиллионным населением, живущий своей жизнью, куда явятся тысячи пришельцев из Петрограда, чтобы править не только Москвой, но и всей Россией…», — писала газета «Правда» 10 марта 1918 года, комментируя решение властей о перенесении столицы из Петрограда в Москву. Впрочем, в то время у сторонников идеи миграции чиновников были очень серьезные аргументы в виде расположенных на расстоянии двухдневного перехода германских войск, и сопротивляющихся эвакуации было не так много. И хотя к моменту принятия окончательно решения о переезде мир с немцами был подписан, все прекрасно понимали, что «германские империалисты» остаются «смертельными врагами Советской власти» («Новое слово» от 12 марта 1918 г.).

Однако для российской истории решение о возвращении административного центра государства в Москву имело и важное культурное значение. Выбор столицы обозначил разрыв Советской империи с империей Российской, одновременно превратив Москву в «центр собирания земель советских», символ эпохи новой централизации, причудливо соединивший идеи Третьего Рима и Третьего Интернационала.

Брать пример с Казахстана

Можно сказать, что в любом решении о переносе столицы содержится элемент цивилизационного самоопределения, возможно, не всегда осознаваемый современниками. Какими бы ни были причины, побудившие власти инициировать масштабный переезд, будь то желание освоить новые земли или соображения безопасности, перенос столицы — это всегда смена вех.

Возможно, поэтому такой ажиотаж в СМИ вызвало высказывание губернатора Подмосковья Бориса Громова о том, что «Москве уже трудно, а в ближайшие годы станет еще тяжелее сочетать в себе столичный статус и масштаб мегаполиса», а потому столица России должна быть «в другом месте и в другом формате». «В самые ближайшие годы мы к этому придем объективно. Масштабы России, супердинамичное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, необходимость развития наших сибирских, забайкальских и дальневосточных республик, краев и областей и обеспечение их безопасности, да плюс еще масса других резонов просто заставят нас серьезно заниматься проблемой новой столицы России», — считает Громов. Он заметил, что речь может идти как о переносе столицы в уже существующий город, так и о разделении столичных функций между несколькими крупными городами. «Казахстан справился, так что нам тем более по силам», — заключил губернатор Московской области.

В словах Бориса Громова нетрудно разглядеть реакцию на недавнее высказывание мэра Москвы Юрия Лужкова о том, что неплохо бы объединить Москву и Подмосковье в единый субъект Федерации, однако это не мешает задуматься о проблеме, им поставленной, тем более, что обсуждается она уже давно.

Великое переселение

Так, в 2003 году депутат, член фракции «Единая Россия» Валерий Гальченко внес на рассмотрение Госдумы проект Федерального закона «О столице РФ», в котором предложил забрать у Москвы некоторые ее столичные функции и перераспределить их по региональным центрам. Обойдя вниманием Северную Столицу под предлогом того, что с запада никакой угрозы для нас не исходит, Гальченко предложил перевезти правительство в Екатеринбург, Конституционный суд — во Владивосток, Верховный суд — в Омск, Высший Арбитражный суд — в Иркутск. Для Думы было определено место в Нижнем Новгороде, а Президент и его администрация, по мысли депутата, должны были остаться в Москве.

Поиронизировав над Гальцевым и попеняв ему за то, что он вносит заведомо бесперспективный законопроект, отнимающий рабочее время у законотворцев, депутаты и общественность про идею забыли.

Однако недавно вновь начали ходить слухи о возможном перераспределении столичных функций. Предлогом послужило одобрение Госдумой перевода в Северную столицу Конституционного суда.Идея была активно поддержана петербургскими чиновниками, которые, впрочем, высказывались именно за некоторое перераспределение столичных функций, не поддерживая разговоры о лишении Москвы столичного статуса. «Залог эффективного менеджмента не в том, чтобы уметь делать все за всех, а в том, чтобы уметь верно распределять обязанности. Думаю, данный принцип может быть использован и при пересмотре статуса столицы, раз уж этот вопрос кажется актуальным все большему числу региональных руководителей», — сказал РИА Новости председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, комментируя высказывание Громова.

Vox Populi

Согласно исследованию Фонда «Общественное мнение», большинство россиян возражают против переноса столицы из Москвы в Петербург. Эта идея вызывает одобрение только у четверти россиян (24%), в то время как 48% респондентов считают ее неудачной (затрудняются ответить 28%). Среди жителей Северо-Западного округа примерно равное количество поддерживающих и не поддерживающих такую перспективу.

Отвечая на вопрос о том, какие российские города подходят для выполнения столичных функций, 61% опрошенных называют Москву. Среди других городов, способных полностью или частично взять на себя эти функции, респонденты чаще всего называют Санкт-Петербург (39%), Екатеринбург (10%), Новосибирск (9%) и Нижний Новгород (8%).

По мнению 45% участников опроса, передача столичных функций другим городам принесет России больше вреда, чем пользы. Противоположной точки зрения придерживаются 23% респондентов, затрудняются ответить — 32%.

Схожие результаты дало и голосование на сайте РИА Новости. На момент сдачи материала из 223 проголосовавших почти половина (48,8%) высказалась за то, чтобы столицей России оставалась Москва. На втором месте по популярности находится ответ «Институты власти нужно разместить в разных городах» (15,7%). Петербург, Екатеринбург и Новосибирск получили по 10,8; 9,0 и 9,4% голосов соответственно. За ними следуют Владивосток (4,9%) и, наконец, Красноярск (1,8%).

Мировая практика

Идея перенесения столицы Казахстана из Алма-Аты возникла у Нурсултана Назарбаева в 1993 году, одобрена она была в 1994. Ранее с инициативой придания столичных функций Целинограду (Акмола) выступал Никита Хрущев, однако реализовать эти планы ему так и не удалось. В результате столицу все-таки перенесли, однако уже после это чиновники поняли, что немного ошиблись с названием: с казахского «акмола» переводится как «белая могила». Тогда было решено переименовать город в Астану, что буквально означает «столица». А через некоторое время по указу президента в столице Столице был создан район Алма-Ата. По этому поводу среди жителей прежнего административного центра ходила шутка о том, что теперь их город переименуют в «Астана емес» («не столица»). Как говорится, хоть горшком назови, замечает по этому поводу российский политолог Леонид Смирнягин.

В случае с Астаной речь шла о создании новой столицы практически с нуля: имевшаяся в городе инфраструктура явно была недостаточна для того, чтобы город мог выполнять столичные функции. История знает несколько подобных примеров. Это Вашингтон, возникший по воле американского президента на стыке Севера и Юга, бразильская Бразилиа, турецкая Анкара. И, конечно же, Петербург. Рассказывают, что когда Петр Великий осматривал устье Невы, местные чухонцы пытались отговорить его от того, чтобы размещать город именно здесь, и показывали березу, на которой они делали зарубки в годы больших наводнений; самая высокая зарубка была выше Петра. Государь поступил вполне в духе времени. Он повелел: срубить березу.

Однако перемещения столиц не всегда свершаются так стремительно. Москва стала центром русских земель задолго до прибытия туда греческой царевны и двуглавого орла. Принятие городом столичных функций в XV веке стало скорее констатацией политических, экономических, культурных реалий, чем историческим вызовом.

В России в настоящее время чаще обсуждается идея переноса столицы в один из крупных региональных центров (или распределения столичных функций между ними). Среди кандидатов фигурировали в разное время Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Красноярск, Владивосток.

Измышленная столица

Петербург мог бы претендовать на звание столичного города по множеству причин. Во-первых, есть вся необходимая инфраструктура. Промышленный, культурный и научный центр РФ, являющийся также одним из крупнейших транспортных узлов страны вполне мог бы рассчитывать на возвращение столичных функций, уже принадлежавших ему в 1712-28 и 1732-1918 гг. Кроме того, перенос столицы в Питер означал бы восстановление исторической преемственности с Российской империей.

Что касается соображений «против», то, не говоря о тех минусах, с которыми, пожалуй, сталкивается любой столичный город (наркотики, игорные заведения, коррупция) и не принимая во внимание субъективные факторы (наличие или отсутствие политической воли) можно выделить следующие препятствия к переводу правительства в Питер.

Во-первых, пробки. Бурное экономическое развитие и наплыв туристов практически заблокировали узенькие, европейские улочки Питера. Если же некоторые из них еще и будут перекрывать для чиновников, то навигация и в без того сложном для движения мегаполисе станет совсем невозможной.

Во-вторых, смещение центра РФ на запад было бы странно в условиях охлаждения отношений с западными государствами и все большей ориентации государства на восточных соседей. К тому же, к российскому Северо-западу время от времени проявляют «интерес» то прибалты, притязающие на Смоленск и кусок Псковской области, то финны, с аппетитом взирающие на утраченные когда-то богатства Карелии. Конечно, это угрозы не из числа первостепенных, но списывать их со счетов не стоит. (Справедливости ради заметим, что некоторые приводят эти соображения в пользу перенесения столицы).

Кстати говоря, Питер — это пример того, как можно успешно развиваться, не меняя официально статуса. Город является одним из ведущих регионов России по уровню инвестиционной активности. Среди представленных здесь компаний выделяются Coca Cola, AssiDomain, Otis, Phillip Morris, International Paper, Japan Tobacco International, British American Tobacco/Rothmans, Ford, Gillette International, Wrigley’s, Skanska, Radisson, Ikea и более 300 др. менее крупных зарубежных фирм.

Достаточно динамично развиваются и отечественные производители. Здесь базируются такие гиганты машиностроения, как Ижорские заводы, Кировский завод, Электросила, ЛОМО и Ленинградский металлический завод. Особая роль в развитии отрасли принадлежит судостроительной промышленности. Санкт-Петербург был и остается главным центром судостроения России. Здесь расположены крупные судостроительные предприятия — Балтийские заводы, Адмиралтейские верфи, Морской Завод Алмаз — строящие суда различных типов в диапазоне от яхт до атомных ледоколов.

Словом, придание столичных функций городу, скорее всего, лишь создало бы дополнительные трудности, ничего не прибавив к тем «бонусам», которые уже есть у города. Что касается культурных фондов, то они, как показывает опыт, сохранятся скорее в провинциальном городе, чем в крупном мегаполисе.

На границе Европы и Азии

Расположенный на границе европейской и азиатской частей РФ, Екатеринбург нередко называют «третьей столицей России»: именно сюда в годы войны переводились президиум Академии Наук, МХАТ, коллекции Эрмитажа и многие государственные учреждения. Идея переноса столицы в Екатеринбург, в свое время приглянувшаяся Н.С.Хрущеву, обсуждается время от времени и в настоящее время, а в августовские дни 1991 г. именно в Екатеринбурге размещался бункер с «запасным» правительством России.

Но дело не только в безопасности. Екатеринбург, в первую очередь, — это важный транспортный узел, который может стимулировать развитие всего уральского региона. Еще во время правления Екатерины II через молодой город проложили главную дорогу Российской империи — Сибирский тракт, а позже железнодорожную магистраль — Транссиб. Екатеринбург стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию». Это значение сохраняется за городом и поныне.

Город является промышленным и торговым центром Свердловской области. Здесь развиваются машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, черная металлургия, легкая промышленность, торговля и общественное питание, строительство, транспорт, связь. Впрочем, это же можно отнести и к минусам кандидата: если «сердце России» сместится к «Уралмашзаводу» мировая общественность может серьезно насторожиться. И про распложенное в том же Екатеринбурге объединение «Слад Ко» не послушает…

Начальник управления Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерва) Геннадий Удовиченко на вопрос РИА Новости о возможности размещения органов управления системой Росрезерва в Екатеринбурге ответил, что «гипотетически» это не исключено. «Обоз всегда идет в арьергарде», — заметил Удовиченко. Он добавил, что «структура Росрезерва представляет собой вертикаль власти, региональные управления являются самостоятельными единицами», и «если будет потребность или ЧС, Уральское территориальное управление Росрезерва способно решать многие проблемы».

В свою очередь, начальник департамента аппарата полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе Олег Смирнов высказался против того, чтобы переносить в Екатеринбург какие-то органы власти из Москвы, мотивировав это тем, что «столица должна быть одна». «Это будет очень дорого — создавать соответствующую инфраструктуру в нескольких городах», — отметил он.

А вот директор Института экономики УрО РАН академик РАН Александр Татаркин считает, что «в Свердловской области в принципе можно организовать работу кабинета министров РФ». «По крайней мере, в одном из населенных пунктов существуют для этого все условия», — сказал он. Татаркин напомнил, что именно в Свердловской области расположен резервный кабинет правительства РФ, созданный на случай чрезвычайных обстоятельств. «Если уж допустить, что у нас зуд пошел на то, чтобы рассредоточить органы власти из Москвы, то для Урала наиболее близко Агентство по атомной энергетике — все-таки большая часть предприятий отрасли расположена в регионе и на прилегающих территориях, в Красноярске, Новосибирске. Ну, и может быть, целесообразно перенести поближе к запасам углеводородного сырья управление нефтегазодобывающей отраслью. Все-таки 90% газа добывается на Урале, и Газпром в принципе не московская структура, это ямало-ненецкая структура», — считает Татаркин.

С ним согласен екатеринбургский политолог Илья Горфинкель. «Город вполне готов принять столичные институты власти не в меньшей степени, чем любой другой город-миллионник, а, может, даже и в большей. За последние 15 лет был сделан большой шаг в области развития городской инфраструктуры. Другое дело, что перенос части столичных полномочий в регионы не слишком целесообразен», — говорит он. Горфинкель признает, что «есть чрезмерная централизация функций в столице». В то же время, по его мнению, «с учетом гигантских размеров территории страны и специфики отечественной системы управления, разнесение в пространстве отдельных органов власти — решение не самое оптимальное». Политолог напоминает, что существующая система федеральных округов формировалась именно для того, чтобы снизить нагрузку на центральные органы власти и управления, и эта система проблему сверхконцентрации власти в какой-то мере решает. «Эта мера не имеет аналогов в других федерациях и связана именно с огромными географическими размерами страны», — отмечает Горфинкель.

Сибирское созвездие

Следующие два города, находящиеся друг от друга на достаточно приличных расстояниях, следует, как представляется, рассматривать вместе. Дело в том, что главным аргументом в пользу этих кандидатов является их возможное значение для освоения Сибири. Речь идет о Новосибирске и Красноярске.

Довод «за» привела, как ни странно, экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт, заявившая о том, что «величайшая несправедливость, когда такими землями, как Сибирь, владеет одна Россия». А тут еще Китай и опасность «ползучей колонизации», а тут еще дефицит энергоресурсов в мире и неподписанный мирный договор с Японией… Словом, решение было бы в высшей степени стратегическим.

Новосибирск долгое время был одним из самых быстро развивающихся городов мира, обойдя в 50-е годы по темпам прироста населения американский Чикаго. Сегодня это третий по населению город России, имеющий мощный мультимодальный транспортный узел, научный центр. Здесь расположены несколько академгородков (кроме Сибирского отделения РАН, это уникальный молекулярно-биологический комплекс «Вектор» и отделение Российской академии сельскохозяйственных наук). В последние годы Новосибирск вернул себе статус одного из самых театральных городов страны, в театры города приезжают работать ведущие российские и мировые режиссеры и актеры.

В плюсы можно записать и очень выгодное географическое расположение Новосибирска. Город находится немного южнее Москвы, но климат здесь резко континентальный: морозная сухая зима, жаркое лето и высокий процент солнечных дней в году, удовольствие от которых можно оценить на лоне естественных насаждений.

Центр города совпадает с географическим центром Российской империи — это придает некоторую амбициозность выбору.
Кстати, в декабре 2005 года в Москве в МГТУ им. Н.Э.Баумана проходила встреча активистов молодежного движения «Россия молодая» и студентов Бауманки с президентом Фонда эффективной политики Глебом Павловским. На ней Павловский поддержал инициативу молодежного движения «Россия молодая» о переносе столицы России из Москвы в Новосибирск, напоминает «Newsru.com».

А в январе этого года идея переносы столицы России в Новосибирск была поддержана членом фракции ЛДПР Николаем Курьяновичем. «Этот город находится в наилучшем, и с точки зрения стратегической, и географической, положении. Сделав Новосибирск столицей, можно стянуть экономическое пространство с Запада и Востока», — приводит слова депутата ИА REGNUM.

Необходимость ускоренной колонизации Сибири приводится в качестве аргумента и сторонниками переноса столицы в Красноярск. Крупнейший промышленный и культурный центр Восточной Сибири является также столицей второго по площади субъекта РФ — Красноярского края.

Через Красноярск проходят три важнейшие транспортные магистрали: Транссибирская железная дорога, автомобильная дорога федерального значения и река Енисей. Город занимает второе место в России после Москвы по строительству жилья.

Что касается минусов, то о них вполне четко высказался губернатор Красноярского края Александр Хлопонин: «Новое освоение востока страны и перенос столицы России на восток — разные вещи. Более того — не совместимые, по моему убеждению».

Аргумент, применимый и ко всем другим претендентам на столичный статус.

Хватит ловить рыбу

Второй по численности населения (после Хабаровска) город Дальнего Востока, Владивосток рассматривается многими как возможная «тихоокеанская столица» России. Эти соображения диктуются и геополитическим положением России в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), и все теми же соображениями развития Сибири и Дальнего Востока в условиях необходимости сдерживания Китая и Японии.

Владивосток — важный транспортный узел, конечный пункт Сибирской железнодорожной магистрали. Здесь расположен один из крупнейших российских портов на Тихом океане. Кроме того, это промышленный, научный и культурный центр Дальнего Востока.

Основными отраслями являются рыбная промышленность и машиностроение. Рыба добывается в водах Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. Основная часть рыбы (90 %) перерабатывается непосредственно в море. Переработкой рыбы на берегу занимается Владивостокский рыбокомбинат, выпускающий продукцию в виде пресервов, кулинарных изделий и полуфабрикатов. Из машиностроительных отраслей во Владивостоке наиболее широко представлены судоремонт и судостроение, приборостроение.

В числе минусов — сложные климатические условия, удаленность от европейской части России.

Приволжская надежда

Еще одна «третья столица», «столица реформ» — Нижний Новгород. Город действительно имеет все основания претендовать на столичность: по численности населения он занимаетчетвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска; по промышленному потенциалу входит в первую пятерку городов России.

Здесь находится не только административный центр Приволжского федерального округа, но и огромное количество предприятий. Нижний Новгород — важнейший центр машиностроения (70% промышленной продукции), в т.ч. авто- и судостроения. Здесь развивается передельная металлургия, химическая промышленность, деревообработка, пищевая и легкая промышленность.

Выгодное географическое положение Нижегородской области, традиционная функция Нижнего Новгорода как торгового центра обеспечили создание сравнительно высоко развитой транспортной инфраструктуры. Железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути удобно соединяют Нижегородский регион с любым регионом России и СНГ, с зарубежными странами. Нижегородский транспортный узел — один из наиболее насыщенных и развитых в России. Через Волгу по системе каналов Нижний Новгород имеет выход на пять морей — Балтийское, Белое, Азовское, Черное, Каспийское.

Нижний Новгород является одним из 100 городов в мире, представляющих, по мнению ЮНЕСКО, мировую культурную ценность.

Заключение

В заключение обзора главных претендентов на звание новой российской столицы хотелось бы отметить, что в ближайшее время российские власти переезжать не собираются. Еще в июне 2003 года в Кремле во время традиционной ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин заявил, что считает неоправданной идею полного переноса столицы из Москвы. «Россия — ядерная держава и перенос столицы означал бы огромные затраты, ничем не оправданные», — сказал Путин. «Много уже читал и слышал о якобы имеющихся планах по переносу столицы из Москвы в другие места. Это не соответствует действительности», — сказал глава государства. Президент добавил, что «в России может быть только один глава государства, один председатель федерального правительства и одна столица — город-герой Москва».

В то же время, по мнению главы государства, что касается переноса отдельных столичных функций, «об этом можно подумать». «Это должно решаться в естественном режиме, спокойно и без всякого ажиотажа», — заявил Путин. Что ж, по-видимому, на этом пока и остановимся.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Вся важная информация о коронавирусе в Казахстане публикуется в telegram канале «zakon.kz». Подписывайтесь!

На протяжении нескольких столетий, до 1712 г., Москва являлась столицей Русского государства. После перенесения официальной столицы России в Петербург Москва сохранила за собой некоторые столичные функции, оставшись «первопрестольной», местом коронации российских государей.

В конце лета – начале осени 1917 г. сложная внутриполитическая обстановка и приближение германских войск к Петрограду вынудили Временное правительство задуматься о переезде в Москву. Столица была объявлена в опасности, и 6 октября Временное правительство вынесло постановление о переводе в Москву основных государственных учреждений. Начало эвакуации было запланировано на 12 октября; само же Временное правительство собиралось покинуть столицу в первых числах ноября, но так и не предприняло никаких действий.

В конце февраля 1918 г. в связи с германским наступлением, поставившим под угрозу ближайшие подступы к Петрограду, вопрос о переносе столицы в Москву вплотную встал перед Советским правительством.

26 февраля 1918 г. в Петрограде состоялось заседание Совета Народных Комисаров, на котором В. И. Лениным был составлен проект постановления об эвакуации правительства в Москву. В нём говорилось: 1) Выбрать местом нахождения Москву; 2) Эвакуировать каждому ведомству только минимальное количество руководителей центрального административного аппарата, не более 2-3 десятков человек (плюс семьи); 3) Во что бы то ни стало и немедленно вывезти Государственный банк, золото и экспедицию заготовления государственных бумаг; 4) Начать разгрузку ценностей Москвы.

В реальные планы по переезду были посвящены только избранные. Приготовления к отъезду и сам отъезд не афишировались. Конспирация была строжайшей. Правительство опасалось не только терактов, но и массовых беспорядков, когда новость о переезде всего руководства Советской республики станет известна народу.

Сообщение о переезде правительства было опубликовано в газете «Правда», уже после того, как члены ВЦИК и Совнаркома покинули Петроград. В обращении Военно-Революционного комитета при Петроградском Совете к гражданам Петрограда говорилось: «СНК и ЦИК выехали в Москву на Всероссийский съезд Советов».

Согласно постановлению ВЦИК всем правительственным учреждениям надлежало переехать из Петрограда в Москву 11-12 марта.

12 марта 1918 г. Москва вновь стала столицей, но теперь уже Советского государства.

16 марта 1918 г. Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов санкционировал своей резолюцией решение правительства. В резолюции съезда говорилось: «В условиях того кризиса, который переживает русская революция в данный момент, положение Петрограда, как столицы, резко изменилось. Ввиду этого съезд постановляет, что впредь до изменения указанных условий столица Российской Социалистической Федеративной Советской Республики временно переносится из Петрограда в Москву».

См. также в Президентской библиотеке:

Переезд Советского правительства из Петрограда в Москву, 14-16 марта 1918 года : . СПб., 2011.