Первые мученики на Руси

один из христианских мучеников, 6 букв, 1 буква «А», сканворд

  • (76—138 н. э.) римский император с 117, родился в Испании
  • 10-й, последний в досинодальный период, с 24 августа 1690 Патриарх Московский и всея Руси
  • IV, Николас Брейкспир (1100—1159) — папа римский 1154—1159, англ. происхождения
  • андрей на древнеримский манер
  • Более известный как Адриан
  • Значение мужского имени (греч.) житель Адрии, побережья Адриатического моря
  • Латинское мужское имя, произошедшее от имени Hadrianus. Имеет женскую форму
  • Мужское имя (лат. житель Адрии, государства венетов)
  • Мужское имя в рифму к бактриану
  • Мужское имя со значением: (греч.) житель Адрии, побережья Адриатического моря
  • мужское имя: (греческое) житель Адрии, побережья Адриатического моря
  • обычное имя для императора Рима
  • Один из римских императоров
  • один из христианских мучеников
  • один из христианских мученников
  • патриарх русской православной церкви в 1690-1700 гг
  • персонаж повести Пушкина «Гробовщик»
  • персонаж Пушкина «Гробовщик»
  • Персонаж Пушкина, «Гробовщик
  • подходящее имя для императора Рима
  • пушкинский гробовщик
  • римский император из династии Антонинов
  • Римский император, при котором был построен Пантеон в Риме
  • русский патриарх и папа Римский
  • Угадайте имя по значению. (от греч.) Сильный, зрелый
  • Хорошее имя для императора Рима
  • Христ. мученик, пострадавш. в Коринфе
  • христианский мученик, пострадавший в Коринфе
  • этот император дал имя городу, который турки называют Эдирне

Список великих христианских святых

Сюда перенаправляется запрос «Великие христианские святые». На эту тему нужна отдельная статья.

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов.
Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии.

Это список прославленных Великих христианских святых, разделённый по ликам святости: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные. В списке в первую очередь находятся святые прославленные с приставкой «Великий». Но так же и самые почитаемые, в нескольких Христианских конфессиях (как в Восточном христианстве, так и в Западном христианстве), святые — по почитанию равные Великим святым.

Этот список может быть использован для развития статей: Христианство и Православие, а также для создания новых статей на эту тему, например таких как: Великие библейские пророки, Великие христианские святые.

В каждом разделе имена выстроены по алфавиту. Список пополняемый.

Великие пророки

Основная статья: Древние Великие пророки

  1. Пророк Илия;
  2. Пророк Моисей, Боговидец;
  3. Пророк Елисей;
  4. Пророк Даниил;
  5. Пророк Иезекииль;
  6. Пророк Иеремия;
  7. Пророк Исаия.
  8. Пророк Енох, сын Иареда;

Основная статья: Древние праведники

  1. Пророк Иов Многострадальный;
  2. Mелхисидек

Основная статья: Великие Патриархи

  1. Пророк Ной.
  2. Пророк Авраам;

Основная статья: Богоотцы

  1. Пророк Давид;
  2. праведные Иоаким и Анна,

  1. Пророк Иоанн Креститель;

Апостолы

Основная статья: Превысшая Апостолов

  1. Дева Мария, Богородица;

12-ть ближайших учеников Христа:

Основная статья: Двенадцать апостолов

  1. Апостол Андрей Первозванный;
  2. Апостол Варфоломей;
  3. Апостол Иаков Алфеев;
  4. Апостол Иаков Зеведеев;
  5. Апостол Иоанн Богослов и Евангелист;
  6. Апостол Матфей, Евангелист;
  7. Апостол Матфий;
  8. Апостол Пётр, Первоверховный;
  9. Апостол Симон Кананит;
  10. Апостол Фаддей;
  11. Апостол Филипп;
  12. Апостол Фома.

Равные по почитанию с 12-тью учениками Христа:

  1. Апостол Лука, Евангелист;
  2. Апостол Марк, Евангелист;
  3. Апостол Павел, Первоверховный.

Основная статья: Апостолы от семидесяти

Великие святители

  1. Святитель Василий Великий († 379 год).
  2. Святитель Григорий Богослов († 389 год);
  3. Святитель Иоанн Златоуст († 407 год);
  4. Святитель Афанасий Великий († 373 год);

Равные по почитанию с Великими святителями:

  1. Святитель Григорий Просветитель († 326 год);
  2. Святитель Николай Мирликийский († ок. 345 года);
  3. Святитель Спиридон Тримифунтский († 348 год).

Великомученики

I век

  1. Великомученица Ирина Македонская († конец I — начало II веков).

II век

  1. Великомученик Евстафий Плакида († 118 год).

III век

  1. Великомученица Маргарита Антиохийская († 275 год);
  2. Великомученик Меркурий Кесарийский († 252 год);
  3. Великомученик Мина Котуанский († 288 год);
  4. Великомученик Прокопий Кесарийский († 290 год).

IV век

  1. Великомученица Анастасия Узорешительница († 304 год);
  2. Великомученик Артемий Антиохийский († 362 год);
  3. Великомученица Варвара Илиопольская († 306 год);
  4. Великомученик Георгий Победоносец († 303 год);
  5. Великомученик Димитрий Солунский († 304 год);
  6. Великомученица Евфимия Всехвальная († 303 год);
  7. Великомученица Екатерина Александрийская († 305 год);
  8. Великомученик Никита Готский († 372 год);
  9. Великомученик Пантелеимон Целитель († ок. 305 года);
  10. Великомученица Параскева Пятница;
  11. Великомученик Феодор Стратилат († 320 год);
  12. Великомученик Феодор Тирон († 306 год).

V век

  1. Великомученик Иаков († 421 год).

Великие преподобные

IV век

  1. Преподобный Антоний Великий, Египетский († 356 год);
  2. Преподобный Иларион Великий († 371 год);
  3. Преподобный Макарий Великий, Египетский († 390 год);
  4. Преподобный Онуфрий Великий († 400 год);
  5. Преподобный Паисий Великий († 400 год);
  6. Преподобный Пахомий Великий, Египетский († 348 год).

V век

  1. Преподобный Арсений Великий († 449 год);
  2. Преподобный Евфимий Великий († 473 год);
  3. Преподобный Пимен Великий († 450 год);
  4. Преподобный Сисой Великий († 429 год).

VI век

  1. Преподобный Варсонофий Великий, Киновиарх († ок. 563 года);
  2. Преподобный Феодосий Великий, Киновиарх († 529 год).

IX век

  1. Преподобный Иоанникий Великий († 846 год).

Равные по почитанию с Великими преподобными:

IV век

  1. Преподобный Аммон, Египетский († 357 год);
  2. Преподобный Ефрем Сирин († 373 год);
  3. Преподобный Иоанн Прозорливый, Египетский († 394 год);
  4. Преподобный Макарий Александрийский, Египетский († 394 год);
  5. Преподобный Павел Фивейский († 341 год);
  6. Преподобный Памва Нитрийский, пустынник († 386 год).

V век

  1. Преподобный Виссарион Египетский, пустынник († конец V века);
  2. Преподобный Герасим Иорданский († 475 год);
  3. Преподобный Даниил Столпник († 490 год).
  4. Преподобный Симеон Столпник († 459 год).

VI век

  1. Преподобный Авва Дорофей († конец VI века);
  2. Преподобный Кириак Отшельник, Палестинский († 556 год);
  3. Преподобная Мария Египетская († 522 год);
  4. Преподобный Савва Освященный († 532 год).

VII век

  1. Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский († 649 год);
  2. Преподобный Исаак Сирин († ок. 700 года).

VIII век

  1. Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 753 года);
  2. Преподобный Петр Афонский († 734 год).

IX век

  1. Преподобный Феодор Студит († 826 год).

XI век

  1. Преподобный Симеон Новый Богослов († 1022 год).

XIV век

  1. Преподобный Григорий Палама († 1359 год).

См. также

  • Список православных миссионеров

Ссылки

  • «Общий список православных святых». // Православие.Ru

Христианский мученик — Christian martyr

«Крещение кровью» перенаправляется сюда. Для бразильского фильма см мученичества .

Первый христианский мученик Святого Стефана , картина Джакомо Каведона

Мученик человек , который был убит из — за их свидетельство Иисуса и Бога . В годы ранней церкви , это часто происходило через распиливание , удаления косточек , распятие , сожжение на костре или других форм пыток и смертной казни . Слово » мученик » происходит от койне слова -> μάρτυς, mártys, что означает «свидетель» или «показания».

Во — первых, этот термин применяется к Апостолам . После того, как христиане начали подвергаться преследованиям , этот термин стал применяться к тем , кто перенес тяготы своей веры. Наконец, он был ограничен теми , кто был убит за свою веру. Ранний христианский период до того Константина I был «Век мучеников». «Ранние христиане почитают страстотерпцев как мощные ходатаев , и их высказывания были дорожили , как вдохновленный Святым Духом .»

В западном христианском искусстве , мученики часто показывают проведение пальмовой ветви в качестве атрибута , представляющих победы духа над плотью, и это было широко распространено мнению о том , что картина ладони на могиле означает , что мученик был похоронен там.

Страдание святых мучеников Виктора и Стефаниды

Память 11 ноября

В царствование Римского императора Антонина7227, под начальством воеводы Севастиана служил один воин, родом из Италии, называвшийся Виктором. Сей Виктор веровал в Господа нашего Иисуса Христа и открыто пред всеми исповедовал Его всесвятое имя. Когда в то время было воздвигнуто гонение на христиан, то воевода призвал к себе блаженного Виктора и сказал ему:

– К нам пришел царский указ, повелевающий принуждать вас, христиан, к жертвоприношению нашим богам, а не повинующихся предавать тяжким мучением. Посему и ты, Виктор, принеси жертву богам, дабы не подвергнуться мучениям и не погубить своей души.

Но святой Виктор отвечал воеводе:

– Я не послушаю безбожного повеления смертного царя и не исполню его воли, ибо я раб бессмертного Царя, Бога и Спасителя моего Иисуса Христа, Царство Коего бесконечно, и исполняющие волю Коего будут жить вечною жизнью, а вашего смертного царя и царство временно, и исполняющие его нечестивую волю погибнут во веки.

На это воевода сказал Виктору:

– Ты воин нашего царя, исполни его повеление и принеси жертву.

– Нет, – ответил Виктор, – я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного; если же я и был временно воином под властью вашего царя, то я всё-таки не переставал служить моему Царю, и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы. Делай со мной, что пожелаешь: мое тело в твоих руках, и ты имеешь над ним власть, над душою же моею имеет власть только один Бог мой.

Тогда воевода стал уговаривать Виктора:

– Ты сам, – говорил он, – устраиваешь себе бедствие, не исполняя царского повеления; советую тебе принести жертву богам, дабы избавиться от мучений, кои ожидают тебя.

– Я того и желаю, – отвечал с твёрдостью святой Виктор, – чтобы претерпеть мучение за моего Господа и сильно радуюсь, что сподоблюсь страдать за имя Его.

Тогда воевода тотчас приказал сломать ему пальцы и вывернуть их из суставов. Потом мучитель повелел сильно разжечь печь и бросить в нее святого Виктора, в каковой печи мученик пробыл три дня и остался живым и невредимым подобно тому, как и три отрока в печи Вавилонской (Дан.3:50). А мучитель, не ожидая, что святой Виктор останется живым, повелел на третий день отворить печь, взять из неё прах мученика и высыпать его в реку. Но когда отворили печь, святой вышел оттуда невредимым, прославляя Бога за то, что огонь не коснулся его и не повредил ему.

Видя свою неудачу, воевода призвал одного чародея и приказал ему умертвить святого Виктора отравой. Чародей сварил мясо с смертоносным ядом и дал есть святому.

Святой сказал:

– Хотя мне и не подобает брать от вас нечистое мясо и есть, однако я съем его, дабы вы уразумели, что ваш смертоносный яд ничего не может сделать против силы Жизнодавца Господа моего.

Затем помолившись, мученик съел отравленное мясо и нисколько не пострадал. Чародей, видя, что святой остался невредимым от съеденной отравы, приготовил другое мясо с сильнейшим ядом и сказал святому:

– Если ты съешь это мясо и останешься жив, то я оставлю всё свое волшебство и чародейство и уверую в твоего Бога.

Святой Виктор и это мясо, отравленное сильнейшим ядом съел, но остался невредимым. Тогда чародей громким голосом воскликнул:

– Ты победил силу моего волшебства, Виктор, и мою душу, уже давно погибшую, избавил от ада, ибо я уверовал в проповедуемого тобою Господа Иисуса Христа.

После сего чародей пошел в свой дом, и собрав все свои волшебные книги и все волшебные талисманы, сжёг их и сделался истинным христианином.

Воевода видя, что ничто не может повредить святому, пришел в сильную ярость и приказал вытягивать из тела мученика жилы; после чего повелел бросить мученика в кипящее масло.

А святой в это время говорил:

– Мне также приятно сие кипящее масло, как жаждущему холодная вода.

Такая твёрдость святого Виктора привела мучителя в еще большую ярость, и он повелел повесить святого на дереве и опалять его тело свечами; а чтобы еще больше увеличить тяжесть мучений, смешали прах с уксусом и вливали эту смесь в уста мученика.

Но он говорил:

– Уксус сей и смертоносный яд ваш для меня всё равно, что мёд и медовые соты.

Тогда мучитель, приходя всё в большую и большую ярость, повелел выколоть Христову мученику глаза. После сего, повесив святого вниз головой, воины ушли и оставили его висеть в таком положении в течение трех дней. В четвертой же день, думая, что мученик уже умер, воины пришли посмотреть на него, и найдя его живым, удивились. От сего они пришли в ужас, и ослепли, и каждый из них начал искать себе проводника.

Святой, милосердовав о них, усердно помолился Богу и сказал им:

– Во имя Господа моего Иисуса Христа прозрите!

И они тотчас прозрели и придя к воеводе рассказали ему бывшее. Но воевода еще сильнее разгневался и повелел воинам содрать кожу со святого Виктора. Когда это нечестивое повеление приводили в исполнение, то одна женщина, по имени Стефанида, пришедшая посмотреть на мучения святого, христианка по вере, супруга одного из воинов, увидала два прекрасных венца, спускающихся с неба. Один из сих венцов спускался на главу святого мученика Виктора, а другой на её главу.

Увидя сие, Стефанида начала громким голосом прославлять мученика:

– Блажен ты, Виктор, и блаженны твои страдания за Христа, благоприятна Богу твоя жертва, как жертва Авеля (Быт.4:4), ибо ты праведным сердцем принес Ему самого себя! Бог так же принял тебя, как некогда праведного Еноха, коего Он взял с земли в рай, дабы он не вкусил и временной смерти (Быт.5:24); ты праведен, как Ной, исполненный благих дел и самый святой из народа своего (Быт.6:9). Ты уверовал, как Авраам, принес себя в жертву Богу, как Исаак, претерпел труды, как Иаков. Премудр ты, как Иосиф, коему было дано провидеть будущее; искушение претерпел ты, как Иов, который после многих страданий победил диавола и показал пример терпения (Кн. Иова, Иак.5:10–11)! Ты подобен Исаии, который был по приказанию царя Манассии перепилен пилою; тебя не коснулся огонь, как в Навуходоносоровой печи трех отроков (Дан. 3:1–100); ты возложил свою надежду на Бога, как Давид, сын Иессея. Вот я вижу два венца, ниспосланные с неба, один больший и прекраснейший, другой меньший; – больший приносится тебе двенадцатью Ангелами, и меньший мне; ибо и я, хотя и немощной сосуд, готова принять подвиг мученичества и мужественно пострадать за имя Господа нашего и положить за Него свою душу.

Услыхав сии слова Стефаниды, воевода повелел воинам взять ее и привести к себе. Гордо посмотрев на нее, он спросил:

– Ты кто?

– Я христианка, – ответила святая.

Потом воевода спросил ее об имени, и о летах, и узнав, что имя её Стефанида, что ей пятнадцать лет и восемь месяцев от роду, и что она замужем год и четыре месяца, начал с кротостью говорить ей:

– Зачем ты так скоро хочешь покинуть сей прекрасный мир, хорошую жизнь и замужество, и желаешь погубить свою молодую жизнь, добровольно отдавая себя на смерть за Распятого.

Святая на это отвечала мучителю:

– Я оставляю временный и суетный сей мир и все земные плотские желания и моего смертного мужа, дабы пойти вместе с мудрыми девами навстречу нетленному и бессмертному Жениху, Христу Спасителю моему.

Воевода сказал ей:

– Не говори таких бессмысленных и бесполезных слов о твоем Боге, обратись к нашим богам и принеси им жертву.

Но святая Стефанида с твёрдостью отвечала:

– Ты и твои боги исполнены лжи, я же говорю истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятною жертвою Истинному, живущему на небе, Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве.

Тогда мучитель повелел наклонить к земле вершины двух находящихся там финиковых пальм и привязать к ним святую, чтобы разорвать ее. Одну её ногу привязали к вершине одной наклоненной финиковой пальмы, а другую к другой, и отпустили их; пальмы, поднявшись в высоту, разорвали мученицу надвое. Святая же душа мученицы, как бы птица вылетевшая из разорванной сети, нашла себе гнездо на небе в уготованном ей венце.

После сего и святого Виктора воевода повелел усекнуть мечом. Услыхав о сем повелении, святой Виктор возблагодарил Бога. Перед тем, как хотели ему отсечь главу, он предсказал о смерти своих мучителей, говоря:

– Чрез двенадцать дней вы умрете, а воевода ваш через двадцать четыре дня будет взят в плен неприятелями.

Предсказав сие, святой помолился и преклонил свою главу на усечение. И отсечена была мечом честная глава святого мученика.

По усечении главы святого Виктора, из тела его вытекло молоко с кровью, и многие из неверующих, видя таковое чудо, уверовали во Христа. Наипаче же уверовали многие, когда увидели исполнение пророчества мученика, ибо как он предсказал, так и сбылось: мучившие погибли внезапно, а воевода был взят в плен неприятелями.

Святой Виктор и святая мученица Стефанида пострадали одиннадцатого ноября в городе Дамаске. А ныне они водворились в том граде, каковой не имеет нужды ни в солнце, ни в луне, чтобы светить ему, ибо слава Божия просвещает его, и Агнец Божий светильник его.

Феодор и Иоанн: варяги-мученики

Состоялось бы Крещение Руси в 988 году, если бы варяг Тур не выступил против всей дружины, отказавшись отдать сына для жертвоприношения языческим богам?..

Жребий

Вероятно, христианскую веру варяг Тур — в крещении Феодор — воспринял в то время, когда военная служба занесла его к грекам, в Византию. В будущем центре православия на Руси — Киеве — он осел позже и жил там вместе со своим сыном, Иоанном. Заявлял ли он вслух, что верует в Иисуса Христа, или верил тайно — неизвестно.

Небезопасное в то время дело — быть христианином. Язычники-варяги – опора Киева, и князь Владимир еще поклоняется Перуну. А по всей Европе язычество яростно сопротивляется христианству, приобретающему все больше последователей. Новая вера пугает и ожесточает.

Немецкий хронист XII века Гельмольд пишет о западных славянах, что те «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам».

Если верить Нестору-летописцу, у наших предков было не многим лучше: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими».

Человеческие жертвоприношения, по всей видимости, — обычай не регулярный к тому времени, но такое случалось. Особенно при бедственных событиях — засухе, голоде, эпидемиях и пр. — как умилостивление богов: ведь человеческая жертва считалась самой сильной.

Жертва как благодарность — тоже вероятный вариант. В то время князю Владимиру было, за что благодарить грозного Перуна: он с дружиной вернулся из похода, в котором одержал победу над балтским племенем ятвагов.

Случались жертвоприношения, ни к чему не приуроченные — «плановые», как мы бы сейчас сказали. Гельмольд пишет, что Свентовиту (богу плодородия у славян) ежегодно приносят в жертву «человека-христианина, какого укажет жребий».

Вероятно, похожий жребий — умышленно или нет — пал на сына Феодора, молодого Иоанна. Вот как рассказывает об этом «Повесть временных лет»:

«И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».

Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?».

Феодор и Иоанн в этой неравной битве погибли: после неудачных попыток взять дом штурмом, пришедшие подсекли столбы, на которых держались сени… Вероятно, отец и сын были погребены в собственном доме. Или добиты разъяренными воинами.

Это случилось, по разным источникам, в 978 или 983 году. Феодор и Иоанн стали первыми известными нам христианами, убитыми на Руси за христианскую веру…

Воины

Говорят, что эти смерти поразили князя Владимира, заставили его задуматься и повлияли на решение принять православие. Дело в том, что Феодора ценили в дружине за мужество и честность. Как мог такой человек исповедовать что-то недостойное, да еще и, не боясь смерти, стоять на своем – один против всех?!

Но вопрос религиозных различий был таков, что никакие заслуги и положительные качества не принимались в расчет. И Феодор был не первым, кто это испытал на себе. Например, одержанная мучеником Андреем Стратилатом победа над персами при императоре Максимилиане не помешала правителю жечь его огнем, а его дружинников — распинать на крестах за исповедание Христа. А мученик Варвар, убивший великана-фракийца в одной из битв, несмотря на этот подвиг, был замучен, когда отказался принести за свою победу жертвы идолам.

Ну, скажет кто-то, был ли у Феодора выбор? Трудно сказать. Быть может, пользуясь своим положением и заслугами, он мог бы попытаться что-то предпринять. Многие в то время в страхе подчинялись бесчеловечному приговору: отдать своего ребенка в жертву. Тем более, член дружины должен подчиняться воеводе. А для варяга это стало поводом, чтобы исповедать свою веру, да еще обличать языческих богов.

Знал ли Тур, что подражает воинам-мученикам древности? Что, по сути, повторяет слова Севастиана (мученика II века, служившего в императорской армии в Дамаске), сказанные воеводе: «Теперь я воин Небесного Царя и Ему одному буду служить, а идолов я презираю!»

Кто-то из святых воинов, как Феодор, практически никак не обнаруживал своей веры, пока не настал «момент истины», а другие — Феодор Тирон, Феодор Стратилат — крушили идолов и идольские капища или, как Димитрий Солунский, в лицо обличали императоров-гонителей христиан.

Кто-то пострадал один, кто-то — вместе с семьей, как великомученик Евстафий Плакида, сожженый с женой и двумя сыновьями в медном быке. Кто-то — вместе с сослуживцами, как 40 мучеников из армянского города Севастии, оставленных замерзать в озере зимней ночью, или девять кизических мучеников.

Одни из прославленных во святых воинов погибали в бою, как святой Меркурий Смоленский, по призыву Богородицы убивший в стане монголов великана из войска Батыя и настигнутый врагами. А другие, приняв крещение, бросали воинскую службу — мученик Гордий, ушедший в пустыню, или миссионер и епископ Лонгин-сотник…

Феодор и Иоанн перед самым Крещением Руси стали в этот длинный ряд.

На месте, где по преданию стоял их дом, князь Владимир после своего обращения в христианство построил Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси, хранивший мощи Климента, Папы Римского, одного из 70 апостолов. Затем туда были положены мощи самого Владимира и членов княжеского дома. Сегодня эта церковь восстанавливается из руин.