Петр Апостол

ПОТАЙНАЯ ЛЕСТНИЦА
(Легенда)

Призвал Господь Петра-апостола к ответу
И говорит: «Какой в тебе Мне толк?
Не поступаешь ты по Моему завету.
Не исполняешь больше ты свой долг!

Я дал тебе Петру ключи от двери рая,
Чтоб души всех умерших ты встречал,
И строго всю земную жизнь их разбирая,
Сюда лишь праведных ко Мне впускал.

Что ж вижу Я, Мой Петр? Поют и славят Бога
Миллионы грешников в Моем раю!
Иль спишь ты сладким сном с ключами у порога?
Чем объяснишь оплошность ты свою?»

Развел апостол Петр беспомощно руками:
«Не знаю, как вошли они сюда!
Стоял я день и ночь у райских врат с ключами,
Не покидал я своего поста!»

И, поглядев на лица грешников с тревогой:
«Я этих лиц у входа не встречал!
Прошли они сюда окольною дорогой; —
Я двери рая им не открывал!

Позволь мне осмотреть все уголочки рая
И тайную лазейку отыскать!»
«Ну, будь по твоему!» – сказал Господь, вставая:
«Хочу и Я скорее правду знать.

Идут Господь с Петром-апостолом по раю,
Уж дальние аллеи все прошли,
Уже приблизились к его другому краю,
Но никакой лазейки не нашли.

Стоит там Божия Мать, склонившись над лазейкой,
И устремив в нее Свой добрый взгляд…
Веревка шелковая вьется тонкой змейкой
В Ее руках, спускаясь прямо в ад.

Ползут по ней наверх там грешники из ада,
И тихо пролезают в небеса,
В измученных глазах надежда и отрада,
Блестит на них раскаянья слеза…

К Заступнице своей, полны святой надежды,
Подходят в покаянии слезах,
Хватаются с мольбой за край Ее одежды
И горько плачут о своих грехах.

Покрыв сих грешников святым Своим Покровом,
Благословяет их Она с мольбой,
И души грешные блестят в сияньи новом,
Омытые божественной слезой.

И молится за них Заступница Святая
И, тихо приподняв Покрова край,
Целует каждого, крестом благословляя,
И пропускает всех тихонько в рай….

«Идем!» – сказал Господь, прикрыв глаза рукою,
«Мы не должны с тобой об этом знать!
Тому, что здесь творит Она святой слезою,
Не в силах мы с тобою помешать!

Бери свои ключи и будь без состраданья!
И только праведных ко Мне впускай!….
А этой тихою дорожкой покаянья,
Пускай же грешники проходят в рай!»

LiveInternetLiveInternet

Петр I был сыном царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Он родллся 30 мая 1672 года, а царем стал в 1682 году, когда ему было всего восемь лет. Царствование Петр I является одной из самых славных страниц в истории России.

Петр I — наиболее выдающийся представитель династии Романовых. Он резко отличался от других самодержцев. С детства и всю жизнь Петр не гнушался простым трудом, он гордился тем, что знал 14 ремесел. Об этом хорошо сказал А.С.Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник».

Любознательный от природы, Петр учился всю жизнь. И требовал этого от других. Царь видел отсталость России и отчетливо понимал необходимость государственных преобразований. Большое значение имело путешествие молодого Петра по Европе в 1697-1698 годах. Пребывание в чужих краях в течение полутора лет окончательно сформировало личность молодого царя. Он получил множество полезных знаний, привык к европейской культуре, да и сам по духу стал европейцем. Кроме того, произошло сближение России с Западом. С тех пор русские стали жить и учиться за границей; в Россию приглашались сотни иностранцев, многие из которых стремились сюда по велению души и сердца. Наконец, Петр постиг тонкости большой европейской политики и дипломатии. Вернувшись домой, царь смело начал ломать старые, зачастую дикие и невежественные обычаи и порядки, тормозившие развитие страны. Он провел важнейшие реформы во всех сферах государственной и общественной жизни.

Прежде всего были созданы регулярная армия и флот. Это позволило России победить шведов в борьбе за выход к Балтийскому морю. Эта война получила название Северной и длилась 21 год: с 1700 по 1721. При Петре бурно развивалась промышленность, возникло большое количество мануфактур и горных предприятий, процветала торговля. Царь заботился о культуре и просвещении, при нем открывались новые учебные заведения, из которых вышла целая плеяда талантливых ученых и техников. Петр I всячески поощрял деятелей науки, инженеров, архитекторов, писателей и художников. В его эпоху было возведено много замечательных зданий и сооружений.

В своей политике Петр стремился к укреплению царской власти и опирался на широкие круги дворянства. При выборе помощников царь руководствовался не знатностью их родов, а умом и талантами. Но простому народу при Петре I жилось тяжело: усилился гнет помещиков, увеличились налоги, которые самодержец нещадно выколачивал для своих преобразований. Недовольство крестьян жестоко подавлялось царским правительством.

Был реформирован государственный аппарат. Место Боярской думы занял Сенат, вместо приказов учреждены коллегии. Взамен отмененного в 1700 году патриаршества Петр создал Синод и подчинил церковь государству. В административном отношении Россия стала чиновничье-бюрократическим государством со строгой централизацией управления. Вместо старых уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 10 губерний во главе с губернаторами, а позже эти губернии были разделены на 47 провинций.

Преобразования Петра I проходили в острой борьбе с теми, кто упорно держался старины и выступал против реформ. Все заговоры врагов царь подавлял с беспощадной жестокостью. Он не пощадил даже собственного сына Алексея, который возглавил сопротивление курсу отца. В 1718 году специальный суд, созванный царем, приговорил царевича Алексея к смерти.

В результате всей многогранной деятельности Петра I Россия быстро превратилась в великую европейскую державу. В 1721 году за особо выдающиеся заслуги Сенат присвоил Петру титулы императора, Великого и Отца Отечества. Россия была провозглашена империей. Петр Великий скончался в Петербурге 28 января 1725 года. Он и его потомки похоронены в Петропавловской крепости.

Апостол Петр

Дни памяти: 16 января, 29 июня, 30 июня (12 ап.)
Апостол Петр

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущен-ности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».

Апостол Петр – рыбак, ставший камнем в основании Церкви

Апостол, о котором чаще и подробнее всего рассказывается в Евангелиях, не выделялся среди прочих происхождением, образованием или талантами. Он носил вполне обычное еврейское имя Симон, отца его звали Иона, брата – Андрей, учениками Христа братья стали одновременно.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Апостол Петр», 1632

У Симона была жена и собственный дом в селении Капернаум, вместе с братом и отцом они рыбачили на Галилейском озере. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников, столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам и почти что язычникам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра потом опознают во дворе первосвященника.

А рыбак – самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, продать улов (если повезло) надо было пораньше с утра, пока он не испортился под жарким солнцем. А еще надо было промыть и починить сети… Рыбак пропах рыбным запахом, он вечно не высыпается, а его доходы невелики и слишком непредсказуемы. Может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» – сразу послушались Его, бросив в беспорядке свои сети. Так рассказывают об их призвании Матфей и Марк.

Иоанн приводит другой рассказ: братья Андрей и Петр были учениками Иоанна Крестителя, они услышали, как он называл Иисуса «Агнцем Божьим». После этого Андрей и привел Петра к Иисусу. «Иисус же, взглянув на него, сказал: “ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень”». Именно так получил он свое второе имя со значением «камень, скала»: по-арамейски оно звучало Кифа, по-гречески Петр. Именно под этим именем мы знаем апостола сегодня.

Есть ли противоречие между двумя рассказами? Да, безусловно. Его легко можно устранить, сказав, что в тот раз Андрей и Петр всего лишь поговорили с Учителем, но не последовали за Ним, а призвал Он их позже – это ничуть не противоречит евангельскому тексту.

По-видимому, два рассказа призваны подчеркнуть две стороны жизни братьев до того, как они стали апостолами.

Матфей и Марк показывают жизнь совсем простых людей, занятых тяжким трудом. А вот Иоанн, который всегда говорит о возвышенном, подчеркивает, что они и до обращения вовсе не были чужды духовных интересов, что слушали проповеди Иоанна Крестителя и ждали прихода Мессии. Такова манера многих библейских повествований: представлять каждую сторону события или явления в целостности и полноте, не объясняя внешних противоречий.

Как бы то ни было, пророчески данное имя «камень», кажется, совсем не подходило Петру. Он по характеру – скорее пламень, чем камень.

Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова – и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «повели мне придти к Тебе по воде». Да, потом он усомнился в собственных способностях и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, всё для него свершается здесь и сейчас.

  • И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго».

А ведь даже Иоанн Креститель посылал тогда ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он утвердит Свою Церковь. Именно здесь и раскрылось значение нового имени, Петр-Кифа, которое было когда-то дано как предсказание – а теперь объяснено.

Дело не в личных качествах Симона, а в его пламенной вере, в его готовности принять Учителя и последовать за Ним. Только на этом и может стоять церковь как на нерушимой скале.

Но тут же происходит между Петром и Учителем еще один разговор. Христос предсказывает Свои страдания и смерть… «Петр начал прекословить Ему: “будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!” Он же, обратившись, сказал Петру: “отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое”. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”». То есть даже очень глубокая личная вера не гарантирует безошибочности, и апостол, переживая за любимого Учителя, хочет отговорить Его от самого главного, что должно было с Ним произойти. И тогда Тот обращает к нему самый резкий упрек, даже называет «сатаной», т.е. «противником». Один и тот же человек может оказаться в двух таких разных ролях с совсем небольшим интервалом между ними.

По местам апостолов Петра и Павла.
Материал Анастасии Спириной, фото Полины Лысенко

Но однажды Петру предстояло испытать куда более резкий переход от веры к неверию, а потом от отречения к покаянию. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… Когда арестовывали Учителя, Петр даже попытался оказать вооруженное сопротивление, нанес удар мечом одному из противников, но Христос велел ему: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Дело было вовсе не в том, у кого сколько воинов, какое вооружение. Значение имело совсем другое…

Валантен де Булонь. Отречение Святого Петра

Но вот арест состоялся, а за ним и допрос, и суд у первосвященника. Петр следовал за любимым учителем, и холодной весенней ночью грелся у костра во дворе дома первосвященника, вместе с его слугами и другими людьми. Петра прежде видели многие… «и ты был с Иисусом!» – начали спрашивать его. И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по будничному, сам того не заметив. Он трижды успел сделать это, как вдруг раздался петушиный крик. «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько».

После воскресения (Петр сам убедился в том, что тело Иисуса исчезло, а в гробнице лежат лишь пелены, которыми оно было повито) апостолы вернулись в Галилею, к привычному занятию – большинство из них, как и Петр, были рыбаками. Да и что, в самом деле, оставалось теперь делать? И снова, как однажды еще до всех тех великих надежд и огорчений, были заброшены сети, снова они оказались пустыми, и снова какой-то человек с берега велел бросить их еще раз, в иное место… И переполненные сети уже невозможно было поднять на лодку! Первым узнал Господа Иоанн – но именно Петр схватил свою одежду и бросился в воду, чтобы доплыть до Него прежде, чем причалит лодка с остальными рыбаками. Не мог Петр сидеть на месте, видя перед собой Христа.

Именно во время этой встречи прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «паси овец Моих». Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «любишь ли ты Меня?» Задан вопрос его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

Только за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». Это было предсказание мученической смерти, которая, впрочем, ждала не одного Петра, но и других апостолов. Петр действительно был распят в Риме в шестидесятые годы н.э., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Но до этого еще было далеко – сначала должна была прозвучать апостольская проповедь. В день Пятидесятницы в Иерусалиме, когда на апостолов сошел Святой Дух и проповедь эта началась, именно Петр обратился ко всем присутствовавшим с пламенной речью о Христе: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». Как непохожи эти слова на его прежнюю робость во дворе первосвященника! Теперь с ним был Воскресший.

С самого начала его проповедь была обращена прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. В этом видении Бог предложил Петру пищу, которая считалась нечистой для иудеев, и когда тот отказался, то услышал голос: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Сразу после этого Петр получил приглашение от римского центуриона по имени Корнилий, отправился к нему, проповедовал и крестил его вместе со всеми, кто собрался в его доме.

И все равно Павел потом сказал:

«мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (т.е. иудеев).

Может быть, выходцу из Галилеи не так уж и просто давались иностранные языки, тот же греческий, на котором говорили меж собой представители разных народов в Восточном Средиземноморье. С Павлом у них даже вышел спор о том, как принимать в церковь людей, не имевших никакого отношения к иудаизму – и мы видим, что победила точка зрения Павла. Петр сначала колебался, несмотря на пережитый опыт с Корнилием.

Книга Деяний рассказывает и о первом тюремном заключении Петра за его проповедь – тогда его из-под стражи чудесным образом освободил ангел. Но это было далеко не последнее заключение апостола… Ему еще предстояло отправиться в Рим (об этом мы уже находим сведения в Предании, а не в Писании) и стать там главой местной общины. Возможно, именно там он рассказал своему спутнику Марку то, что помнил об Иисусе – и так было написано Евангелие от Марка. А может быть, он даже сам составил некоторые записи, которые Марк только собрал и перевел на греческий, мы ничего об этом точно не знаем.

Караваджо
Распятие Святого Петра. 1601

Зато в Новый Завет вошли два послания, написанные Петром. В отличие от Павла (некоторые из его оборотов речи Петр и сам находил трудными для понимания), он не столько рассуждает о сложных богословских материях, сколько дает простые и конкретные наставления, впрочем, украшая их обильными ветхозаветными цитатами и цветистыми риторическими фигурами: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите… будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов… Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Впрочем, во первом из посланий есть сложнейший для понимания отрывок, о котором и по сю пору спорят многие толкователи: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». Каким же это духам проповедовал Христос, в какой темнице, и что именно проповедовал? Православная традиция видит здесь указание на сошествие во ад: после крестной смерти, но еще прежде Воскресения, душа Христа спустилась во ад, чтобы разбить его запоры и вывести оттуда ветхозаветных праведников. Этот сюжет можно увидеть на многих пасхальных иконах: Христос держит за руку Адама, попирая в то же время разбитые адские врата.

Пожалуй, Петр, познавший на собственном опыте, как может Христос спасти из бурных вод Галилейского моря или из бездны отчаяния после отречения, лучше, чем кто либо другой из апостолов, мог рассказать об этом.

В период правления императора Константина в 4 веке были заложены и построены в Риме и Константинополе первые храмы, посвященные двум святым, особо почитаемых христианской церковью. В их честь, 29 июня приурочен праздник святых апостолов Петра и Павла, который отмечается как один из главных в Католическом мире. По преданию, именно в этот день они были казнены, по разным источникам – в период 64-67 годов, при Римском императоре Нероне, отличившимся, кроме всего прочего, жестокими гонениями на христиан. Но в один год апостолы приняли смерть, или же Павел был казнен через год после Петра, церковные историографы дают неоднозначные утверждения.

Апостола Петра, ученика самого Иисуса, распяли на перевернутом вниз кресте, так как сам проповедник считал, что не достоин принять смерть так же, как Спаситель. Апостола Павла казнили усекновением головы, так как, будучи римлянином, он не мог быть распят.
Праздник связывают еще с одной датой – в 258 году именно 29 июня в Риме состоялось перемещение мощей святых апостолов, но с течением времени значение данного события утратило свое содержание, а праздник сегодня преподносится как день памяти и общего мученичества первоверховных апостолов Петра и Павла.

Как Петр стал Апостолом

Апостол Петр считается приемником и продолжателем учения Христа. Он появился на свет в семье простого рыбака в упоминаемом в Новом Завете городе Вифсаида Галилейская. Отец дал ему имя Симон, или Шимон, а Петр – возникло уже позже, от данного Иисусом прозвища Кифа, что с арамейского переводится как «камень», который, свою очередь, по-гречески звучит как «петрус». В один из дней уже женатый Симон и его брат Андрей встретили Иисуса, который позвал их с собой, пообещав «сделать ловцами человеков», как говорится в Евангелие от Матфея. С тех пор Петр следовал за Учителем, став его любимым учеником.

Интересен тот факт, что апостол Петр трижды до «первых петухов» отрекся от Иисуса сразу же после ареста Спасителя. Он боялся гонений, поэтому проявил слабость, что заранее было предсказано Учителем. Но впоследствии, после своего искреннего покаяния, Петр был прощен. По преданию, перед ним первым из апостолов предстал Иисус после воскресения. Именно ему была вручена реальная власть и полномочия в основании церкви Христа после вручения «ключей от Царства Небесного». Петр всю оставшуюся жизнь проповедовал и совершал чудеса, обратив в христианство не одну тысячу страждущих.

Святой Петр — первый Папа Римский

Святой Петр стал первым Римским Епископом, или Папой Римским. Его понтификат длился, начиная с 33 года до самой смерти апостола. В 42году он был арестован в Иерусалиме по указанию Агриппы, царя Иудеи, но сумел спастись. По истечении более 20 лет Петра приказал арестовать римский император Нерон, двух любимых жен которого апостол обратил в христианство. Святой, узнав об этом, попытался скрыться и, уже выйдя за пределы Рима, он увидел возникшей пред ним образ Господа, который сообщил, что идет на распятие в город. Поняв «знак» по-своему, Петр вернулся в Рим, где был заключен в темницу, а вскоре – казнен.
Booking.com
В Ватикане расположен один из первых и главных христианских храмов – Собор Святого Петра. Под его главным алтарем расположено место захоронения Первопрестольного апостола.

Святой Павел и его приход в христианство

Павел не входил в число известных двенадцати учеников Иисуса. Более того, в юности он принимал участие в гонениях и преследованиях христиан. Но чудесное видение и дальнейшее исцеление христианином от слепоты привело его к крещению, а впоследствии – к основанию апостольской миссии.
При рождении будущий апостол получил имя Савл, или Шауль. Мальчик появился на свет примерно в 5-10 годах в киликийском городе Тарс. Сегодня территория относится к одной из провинций Турции, а город известен, как Тарсус. Римское гражданство Павел получил в наследство от отца. В те времена подобный статус для провинциалов Римской империи считался высоким и престижным. По некоторым предположениям Савл назвал себя Павлом, обыгрывая смысл имени с греческим «паулос», что в переводе означает «маленький», и обозначая себя как «наименьшего из апостолов».
Считается, что Павел стал первым христианским писателем, а на его сочинениях, мыслях и сведениях о вере основана бóльшая часть Нового Завета. Он сыграл огромную роль в становлении христианства как отличной от иудаизма религии, создав самостоятельную ветвь вероисповедания. Павел стал «апостолом язычников», проповедуя в их рядах христианские истины. Святой почитается среди верующих как первопрестольный апостол, хотя к близким ученикам Иисуса не относился.

Павел прославился тем, что пытался обратить язычников в христианство, за что иудеи предъявили ему обвинение и даже повели его в суд, доказывая, что язычников в Храм Соломона вводить не положено. Агриппа, бывший в то время иудейским царем, распорядился отправить Павла в Рим на суд императора, так как проповедник был римским гражданином, которого казнить иудеи не имели ни какого права.
Апостол Павел был обезглавлен по указанию Нерона. Место его погребения благодарные ученики обозначили памятным знаком, позволившим императору Константину, спустя четверть тысячелетия после смерти Святого, построить на этом месте церковь Сан Паоло фуори ле Мура, впоследствии неоднократно достраивающуюся, а в 19 веке – восстановленную после сильного пожара.

Сегодня базилика является одной из четырех патриарших соборов Рима и находится в одном ряду с Собором святого Петра.