Пикник на обочине о чем

Пикник на обочине

В Википедии есть статья

«Пикник на обочине» — фантастическая повесть братьев Стругацких.

Рэдрик «Рэд» Шухарт

  • Остин парень неплохой, смелость и трусость у него в нужной пропорции, но он, по-моему, уже отмеченный. Кириллу этого не объяснишь, но я-то вижу: вообразил человек о себе, будто Зону знает и понимает до конца, значит, скоро гробанется. И пожалуйста. Только без меня.
  • Нет, пришельцы эти всё таки порядочные ребята были. Нагадили, конечно, много, но сами же своему дерьму обозначили ясную границу.
  • — Настоятельно рекомендую, — говорю, — расспросите господина Тендера, почему у него нос как свекла. Он по скромности замалчивает, а это было наше самое увлекательное приключение.
  • Темно, как у негра в ухе.
  • С Зоной ведь так: с хабаром вернулся — чудо; живой вернулся — удача; патрульная пуля — везенье, а всё остальное — судьба…
  • Ничего он покуда не добился, замучился только вконец, серый какой-то стал, молчаливый, и глаза у него сделались как у больного пса, даже слезятся. Будь на его месте кто ещё, напоил бы я его в дым, свел бы к хорошей девке, чтобы расшевелила, а наутро бы снова напоил и снова к девке, к другой, и был бы он у меня через неделю как новенький — уши торчком, хвост пистолетом. Только вот Кириллу это лекарство не подходит — не стоит и предлагать, не та порода.
  • Да разве вы меня звали, капитан? — говорю. — Вы же какого-то сталкера…
  • Нет, Гуталин хоть и пропойца, хоть и психованный он на религиозной почве, но иногда подумаешь-подумаешь, да и скажешь: может, действительно оставить дьяволово дьяволу? Не тронь дерьмо…
  • Человек рожден, чтобы мыслить.
  • На восьмом этаже Рэдрик вышел и, чтобы хоть немного разрядиться, громко, старательно произнес:

— В душу твою небритую, карга, старая ты лягва, кашлюном вонючим, полудохлым в бога трахнутая, пополам с сопляком слюнявым, шоколадным…

Валентин Пильман

  • …Обычно исходят из очень плоского определения: разум есть такое свойство человека, которое отличает его деятельность от деятельности животных. Этакая, знаете ли, попытка отграничить хозяина от пса, который якобы все понимает, только сказать не может. Впрочем, из этого плоского определения вытекают более остроумные. Они базируются на горестных наблюдениях за упомянутой деятельностью человека. Например: разум есть способность живого существа совершать нецелесообразные или неестественные поступки.
  • — Подождите, — сказал Валентин. — Послушайте. «Вы спросите меня: чем велик человек? — процитировал он. — Что создал вторую природу? Что привел в движение силы, почти космические? Что в ничтожные сроки завладел планетой и прорубил окно во Вселенную? Нет! Тем, что, несмотря на все это, уцелел и намерен уцелеть и далее».
  • — Это зависит от того, повезет нам или нет, — сказал Валентин. — Мы теперь знаем, что для нашей части планеты Посещение прошло, в общем, бесследно. Конечно, не исключено, что, таская наугад каштаны из этого огня, мы в конце концов вытащим что-нибудь такое, из-за чего жизнь не только у нас, но и на всей планете станет просто невозможной. Это будет невезенье. Однако, согласитесь, это всегда грозило человечеству. — Он разогнал дым сигареты ладонью и усмехнулся. — Я, видите ли, давно уже отвык рассуждать о человечестве в целом. Человечество в целом слишком стационарная система, ее ничем не проймешь.

  • — Гипотеза о боге даёт ни с чем не сравнимую возможность абсолютно всё понять, абсолютно ничего не узнавая…
  • — Дайте человеку крайне упрощённую систему мира и толкуйте всякое событие на базе этой упрощённой модели. Такой подход не требует абсолютно никаких знаний.
  • — Несколько заученых формул, плюс так называемая интуиция, так называемая сметка и так называемый здравый смысл.

Ричард Нунан

  • В общем, завертелся я, Гута. Я иногда спрашиваю себя: какого черта мы так крутимся? Чтобы заработать деньги? Но на кой черт нам деньги, если мы только и делаем, что крутимся?..
  • — Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать…

Диалоги

    Шухарт: — Что это у тебя в заднем кармане? — спросил он небрежно.
    Артур: — Пистолет, — буркнул Артур и закусил губу.
    Шухарт: — Зачем он тебе?
    Артур: — Стрелять! — сказал Артур с вызовом.
    Шухарт: — Брось, брось, — строго проговорил Рэдрик и сел прямо. — Давай его сюда. В Зоне стрелять не в кого. Давай.

      Шухарт: — Молишься? — спрашиваю. — Молись, — говорю, — молись! Дальше в Зону, ближе к небу…
      Панов: — Что? — спрашивает он.
      Шухарт: — Молись! — кричу. — Сталкеров в рай без очереди пропускают!

        Шухарт: — Это не ваша забота, во что я там на самом деле верю, — говорю я. — Это я про город говорил. А про себя я так скажу: чего я у вас там, в Европе, не видел? Скуки вашей не видел? День вкалываешь, вечер телевизор смотришь, ночь пришла — к постылой бабе под одеяло, ублюдков плодить. Стачки ваши, демонстрации, политика раздолбанная… В гробу я вашу Европу видел, — говорю, — занюханную.
        Макно: — Ну почему же обязательно Европа?..
        Шухарт: — А, — говорю, — везде одно и то же, а в Антарктиде ещё вдобавок холодно.
        И ведь что удивительно: говорил я ему и всеми печенками верил в то, что говорил. И Зона наша, гадина стервозная, убийца, во сто раз милее мне в этот момент была, чем все ихние Европы и Африки. И ведь пьян ещё не был, а просто представилось мне на мгновение, как я весь измочаленный с работы возвращаюсь в стаде таких же кретинов, как меня в ихнем метро давят со всех сторон и как все мне обрыдло и ничего мне не хочется.

          Пильман: — Пожалуйста, тогда ещё одно определение — очень возвышенное и благородное. Разум есть способность использовать силы окружающего мира без разрушения этого мира.
          Нунан сморщился и замотал головой.
          Нунан: — Нет, — сказал он. — Это уж слишком… Это не про нас… Ну а как насчет того, что человек, в отличие от животных, существо, испытывающее непреодолимую потребность в знаниях? Я где-то об этом читал.
          — Я тоже, — сказал Валентин. — Но вся беда в том, что человек, во всяком случае массовый человек, с легкостью преодолевает эту свою потребность в знаниях. По-моему, у него такой потребности и вовсе нет. Есть потребность понять, а для этого знаний не надо. Гипотеза о Боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая… Дайте человеку крайне упрощенную систему мира и толкуйте всякое событие на базе этой упрощенной модели. Такой подход не требует никаких знаний. Несколько заученных формул плюс так называемая интуиция, так называемая практическая сметка и так называемый здравый смысл.
          — Погодите, — сказал Нунан. <…> Человек встретился с инопланетным существом. Как они узнают друг о друге, что они оба разумны?
          — Представления не имею, — сказал Валентин веселясь. — Всё, что я читал по этому поводу, сводится к порочному кругу. Если они способны к контакту, значит, они разумны. И наоборот: если они разумны, они способны к контакту. И вообще: если инопланетное существо имеет честь обладать психологией человека, то оно разумно. Вот так.

            Нунан: — Нет, погодите, — сказал Нунан. Почему-то он чувствовал себя обманутым. — Но если вы таких простых вещей не знаете… Ладно, бог с ним, с разумом. Видно, здесь сам черт ногу сломит. Но насчет Посещения? Что вы все-таки думаете насчет Посещения?
            Пильман: — Пожалуйста, — сказал Валентин. — Представьте себе пикник…
            Нунан вздрогнул.
            Нунан: — Как вы сказали?
            Пильман: — Пикник. Представьте себе: лес, проселок, лужайка. С проселка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фото- и киноаппараты… Разжигается костер, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что же они видят? На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, перегоревшие лампочки, кто-то обронил разводной ключ. От протекторов осталась грязь, налипшая на каком-то неведомом болоте… ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, пустые бутылки, чей-то носовой платок, чей-то перочинный нож, старые, драные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян…
            Нунан: — Я понял, — сказал Нунан. — Пикник на обочине.
            Пильман: — Именно. Пикник на обочине какой-то космической дороги. А вы меня спрашиваете: вернутся они или нет?

            Другое

            • …и побрели они через весь институтский двор к выходу в Зону. Так здесь у них заведено, чтобы все видели: вот, мол, идут герои науки живот свой класть на алтарь во имя человечества, знания и святого духа, аминь.
            • Просто уму непостижимо: такая роскошная баба, век бы с ней трахался, а на самом деле — пустышка, обман, кукла неживая, а не женщина. Как, помнится, пуговицы на кофте у матери — янтарные такие, полупрозрачные, золотистые, так и хочется сунуть в рот и сосать в ожидании какой-то необычайной сладости, и он брал их в рот и сосал, и каждый раз страшно разочаровывался, и каждый раз забывал об этом разочаровании — даже не то чтобы забывал, а просто отказывался верить собственной памяти, стоило ему их снова увидеть.
            • Мясник денег не жалел. Он был очень опытным и очень модным хирургом, светилом медицины не только города, но и штата, и со сталкерами он связался, конечно, не из-за денег. Он тоже брал свою долю с Зоны: брал натурой, разным хабаром, который применял в своей медицине; брал знаниями, изучая на покалеченных сталкерах неизвестные ранее болезни, уродства и повреждения человеческого организма; брал славой, славой первого на планете врача специалиста по нечеловеческим заболеваниям человека. Деньгами он впрочем тоже брал с охотой.
            • …Работать идти? А не хочу я на вас работать, тошнит меня от вашей работы, можете вы это понять? Если человек работает, он всегда на кого-то работает, раб он — и больше ничего, а я всегда хотел сам, сам хотел быть, чтобы на всех поплёвывать, на тоску ихнюю и скуку…
            • Рэдрик молча взял его за волосы и повернул его голову в сторону кучи тряпья на каменной осыпи.
              — Это был Очкарик, — сказал он. — А на левом холме — отсюда не видно — лежит Пудель. В том же виде. Понял? Вперёд.

            • Кто идёт следом за Стервятником, тот всегда глотает дерьмо. Ты что, этого раньше не знал? Во всем мире так. Их слишком много, Стервятников, почему и не осталось ни одного чистого места, все загажено…
            • «…Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти твари не дали мне научиться думать! Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю — там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: „СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!“»

            См. также

            Цитаты из книг и экранизаций братьев Стругацких

            Мир Полудня:

            «Полдень, XXII век» (1961) · «Попытка к бегству» (1963) · «Далёкая Радуга» (1963) · «Трудно быть богом» (1964) · «Беспокойство» (1965/1990) · «Обитаемый остров» (1968) · «Малыш» (1970) · «Парень из преисподней» (1974) · «Жук в муравейнике» (1979) · «Волны гасят ветер» (1984)

            Другие повести и романы:

            «Четвёртое царство» (1952) · «Страна багровых туч» (1959) · «Извне» (1960) · «Путь на Амальтею» (1960) · «Стажёры» (1962) · «Дни Кракена» (1963) · «Понедельник начинается в субботу» (1964) · «Хищные вещи века» (1965) · «Улитка на склоне» (1966/1968) · «Гадкие лебеди» (1967/1987) · «Второе нашествие марсиан» (1967) · «Сказка о Тройке» (1967) · «Отель «У Погибшего Альпиниста»» (1969) · «Пикник на обочине» (1971) · «Град обреченный» (1972/1987) · «За миллиард лет до конца света» (1976) · «Повесть о дружбе и недружбе» (1980) · «Хромая судьба» (1982/1986) · «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988)

            Драматургия:

            «Пять ложек эликсира» (1987) · «Без оружия» (1989) · «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990)

            С. Ярославцев:

            «Экспедиция в преисподнюю» · «Подробности жизни Никиты Воронцова» · «Дьявол среди людей»

            С. Витицкий:

            «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» · «Бессильные мира сего»

            Экранизации:

            «Отель «У погибшего альпиниста»» (1979) · «Сталкер» (1979) · «Чародеи» (1982) · «Дни затмения» (1988) · «Трудно быть богом» (1989) · «Искушение Б.» (1990) · «Гадкие лебеди» (2006) · «Обитаемый остров» (2008—9) · «Трудно быть богом» (2013)

            Персонажи:

            Лев Абалкин · Тойво Глумов · Максим Каммерер · Геннадий Комов · Рудольф Сикорски · Леонид Горбовский · Алексей Быков · Владимир Юрковский · Иван Жилин · Григорий Дауге

            30 цитат Стругацких о нашем сложном и прекрасном мире

            Братья Стругацкие — не просто классики современной фантастики. Их книги — это не только бластеры, пиу-пиу, космические корабли, роботы и пришельцы. А иногда и совсем-совсем не это. Романы, повести и рассказы Стругацких учат нас мыслить шире, ценить человеческое общение.

            Мы собрали для вас лучших цитат из их произведений. И немного фильмов. Но с фильмами по книгам Стругацких всегда засада, читатели видели их мир совсем не так и каждый по своему.

            1. «Целыми неделями тратишь душу на пошлую болтовню со всяким отребьем, а когда встречаешь настоящего человека, поговорить нет времени». Трудно быть богом

            2. «Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать». Пикник на обочине

            3. «Просто удивительно, как быстро проходят волны восторга. Грызть себя, уязвлять себя, нудить и зудеть можно часами и сутками, а восторг приходит и тут же уходит». Отель «У погибшего альпиниста»

            4. «Но ведь не может быть так, чтобы среди тысячи дорог не нашлось верной!» Желание странного

            5. «Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо». Хищные вещи века

            6. «Волчица говорит своим волчатам: „Кусайте, как я“, и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: „Удирайте, как я“, и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: „Думай, как я“, а это уже преступление». Гадкие лебеди

            7. «Почему не помолчать, когда все ясно без слов?» Пикник на обочине

            8. «Лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем относиться с подозрением к каждому». Стажеры

            9. «Всё на свете вздор, есть только одна роскошь — роскошь человеческого общения». За миллиард лет до конца света

            10. «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Понедельник начинается в субботу

            11. «Вот мы совершенствуемся, совершенствуемся, становимся лучше, умнее, добрее, а до чего все-таки приятно, когда кто-нибудь принимает за тебя решение». Далекая радуга

            12. «Каждый человек в чем-нибудь да гений. Надо только найти в нем это гениальное». Улитка на склоне

            13. «Удивительная, между прочим, вещь: как ни придёшь — вечно эти бармены бокалы протирают, словно у них от этого зависит спасение души». Пикник на обочине

            14. «Я не жалел себя! И я получил священное право не жалеть других!» Град обречённый

            15. «Фантазия — бесценная вещь, но нельзя ей давать дорогу внутрь. Только вовне, только вовне». Хищные вещи века

            16. «А чем вы занимаетесь?» — спросил я. «Как и вся наука, — сказал горбоносый. — Счастьем человеческим». Понедельник начинается в субботу

            17. «Скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, потому что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни». Стажеры

            18. «Это что-то вроде демократических выборов: большинство всегда за сволочь». Гадкие лебеди

            Фотография из личного архива М. Н. Беркетовой / ТАСС

            19. «В конце концов противник обладал таким мощным оружием, как большая круглая печать, и нам нечего было ей противопоставить». Сказка о тройке

            20. «Среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье — в непрерывном познании неизвестного, и смысл жизни в том же». Понедельник начинается в субботу

            21. «Что это такое — нужен? Это когда нельзя обойтись без. Это когда все время думаешь о. Это когда всю жизнь стремишься к». Улитка на склоне

            22. «Какой смысл говорить о будущем? О будущем не говорят, его делают!» Туча

            23. «Особенно я ненавижу, когда вечностями швыряются. Братья навек. Вечная дружба. Навеки вместе. Вечная слава… Откуда они все это берут? Что они видят вечного?» Град обречённый

            24. «Тупик — это отличный предлог, чтобы ломать стены». Далекая радуга

            25. «Восемьдесят три процента всех дней в году начинаются одинаково: звенит будильник». Понедельник начинается в субботу

            26. «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные». Трудно быть богом

            27. «Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается история человечества». Второе нашествие марсиан

            28. «Это ведь неправда, что бывают дети и бывают взрослые. Все, на самом деле, сложнее. Бывают взрослые и бывают взрослые». Стажеры

            29. «Нет на свете ничего такого, чего нельзя было бы исправить». Пикник на обочине

            30. «Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» Пикник на обочине

            Фильмы по произведениям Стругацких — почти всегда не экранизация книги, а кино, снятое по мотивам. Чаще всего они сами писали к ним сценарии или принимали активное участие в их написании. Об этих фильмах всегда много спорят, находятся и те, кому фильм очень понравился, и те, кто категорически не согласен с такой постановкой. Но без внимания они не остаются никогда.

            Чародеи

            Кадр: Одесская киностудия

            Из повести «Понедельник начинается в субботу» взяли место, где разворачивается действие фильма, некоторых персонажей и кое-какие детали. Лента пришлась зрителям по душе и до сих пор транслируется на всех каналах минимум один раз в год. А мы смотрим с удовольствием.

            Сталкер

            Кадр: Киностудия «Мосфильм»

            Фантастическая притча, снятая по мотивам «Пикника на обочине». Картина снималась три года, при проявке пленки первый вариант погиб. Но это самый знаковый фильм в фильмографии Андрея Тарковского и труды по его пересъемке стоили того. Чертовски атмосферное и завораживающее кино получилось.

            Отель «У погибшего альпиниста»

            Кадр: Таллинфильм

            Классический детектив в духе Агаты Кристи. Только с сюрпризом в конце. Фильм снимался в урочище Туюк-Су, немного выше по ущелью от известного горнолыжного курорта Чимбулак. Все панорамные съёмки гор сделаны там же. Красиво.

            Гадкие лебеди

            Кадр: Proline-film

            В фильме есть приветы из других произведений. Их интересно и приятно узнавать. Например Банев читает стихотворение Пастернака «Во глубине лесного лога», которое взято эпиграфом к «Улитке на склоне».

            Обитаемый остров

            Кадр: Art Pictures Studio

            Дилогия была обругана вдоль и поперек, но все же посмотрена всеми.

            Трудно быть богом

            Кадр: Ленфильм

            Еще одна очень спорная лента. Мнения кинокритиков и зрителей разделились пополам. Тут все же главную роль сыграла наша фантазия, которая у всех разная и всем нарисовала разные картинки по книге. И они очень разошлись с картинками, данными нам Алексеем Германом. Великий «долгострой» снимался больше десяти лет и вышел на экраны уже после смерти режиссера и обоих Стругацких. И мы, к сожалению, не узнаем мнение авторов.

            Герои произведения

            • Алоиз Макно

            Внешность: Николас Кейдж.
            Род занятий: полномочный агент Бюро эмиграции.
            Краткое описание: проводит агитацию среди хармонтцев на то, чтобы они уехали из окрестности Зоны. При этом Бюро обеспечивает подъемные, трудоустройство, а молодым — возможность учиться.

            • Артур Барбридж

            Внешность: Орландо Блум.
            Род занятий: неизвестен.
            Краткое описание: сын Стервятника Барбриджа.

            • Бенни

            Внешность: Роберт Дюваль.
            Род занятий: работник в бардачке Ричарда Г. Нунана. Точный род занятий не упоминается.
            Краткое описание: —

            • Господин Лемхен

            Внешность: Майкл Дуглас.
            Род занятий: босс G.S.I.
            Краткое описание: —

            • Гута

            Внешность: Рене Зельвегер.
            Род занятий: неизвестен.
            Краткое описание: в будущем жена Рэда Шухарта, сейчас же его девушка.

            • Гуталин

            Внешность: Микки Рурк.
            Род занятий: координатор общества Воинствующих Ангелов.
            Краткое описание: Верующий. Считает Зону дьявольским местом. Скупает артефакты и возвращает их обратно в Зону.

            • Джеймс Каттерфилд, Мясник — хирург, светило своего штата. Первый в мире врач — специалист по нечеловеческим заболеваниям человека. Смог добиться этого, ибо изучал на покалеченных сталкерах неизвестные ранее болезни, уродства и повреждения человеческого организма. Плату брал не только деньгами, но и хабаром, который применял в своей медицине.

            • Дина Барбридж

            Внешность: Деми Мур.
            Род занятий: неизвестен.
            Краткое описание: дочь Стервятника Барбриджа. Необычайно вспыльчива и самолюбива.

            • Доктор Валентин Пильман — исследователь феноменов зоны, нобелевский лауреат, первооткрыватель «радианта Пильмана».

            • Доктор Кирилл Панов — занят

            Внешность: Даниил Страхов
            Род занятий: русский исследователь, в будущем доказавший, что «пустышка» — это магнитная ловушка.
            Краткое описание: —

            • Доктор Сэм Дуглас
            Внешность: Дэвид Духовны.
            Род занятий: сотрудник МИВК.
            Краткое описание: —

            • Капитан Вилли Херцог
            Внешность: Джордж Клуни.
            Род занятий: начальник охраны института.
            Краткое описание: —

            • Капитан Квотерблад
            Внешность: Дэвид Линч.
            Род занятий: один из полицейских охраняющих Зону от посещений сталкерами.
            Краткое описание: —

            • Костлявый Фил — скупщик артефактов.

            • Мадам
            Внешность: Джиллиан Андерсон.
            Род занятий: одна из работниц публичного дома (судя по всему «Мамаша») владельцем которого является Ричард Герберт Нунан.
            Краткое описание: —

            • Мосол Катюша, наст. имя Рафаэль
            Внешность: Чарли Шин.
            Род занятий: управляющий в бардачке Ричарда Г. Нунана.
            Краткое описание: —

            • Остин
            Внешность: Мэтт Дэймон.
            Род занятий: лаборант доктора Панова.
            Краткое описание: —

            • Ричард Герберт Нунан
            Внешность: Аль Пачино.
            Род занятий: работает под прикрытием, официальная легенда — представитель поставщиков электронного оборудования при Хармонтском филиале МИВК. На самом деле сотрудник компании или, возможно, спецслужбы, которая негласно контролирует деятельность сталкеров.
            Краткое описание: —

            • Рэдрик Шухарт
            Внешность: Ральф Файнс
            Род занятий: сталкер.
            Краткое описание: —

            • Стервятник Барбридж
            Внешность: Роберт Де Ниро
            Род занятий: один из первых сталкеров.
            Краткое описание: изворотлив, способен любое дело повернуть в выгодную для себя сторону. Ему принадлежит находка уникального артефакта — «золотого шара»

            • Суслик, ранее Красавчик Диксон — полусумасшедший калека, бывший сталкер, попавший в т. н. «мясорубку», но выживший после этого. В изувеченном состоянии был вынесен из Зоны Стервятником Барбриджем, за что впоследствии был ему пожизненно благодарен и работал в его доме на должности прислуги.

            • Тендер
            Внешность: Мел Гибсон
            Род занятий: второй лаборант доктора Панова.
            Краткое описание: женат, имеет детей.

            • Хрипатый Хью — скупщик артефактов.

            • Эрнест
            Внешность: Жерар Депардье.
            Род занятий: бармен в заведении «Боржч».
            Краткое описание: —

            • Другие сталкеры — Боб Горилла, Гундосый Гереш, Каллоген, Куренок Цапфа, Карлик Цмыг, Креон-Мальтиец, Норман Очкарик, Носатый Бен-Галеви, Пит Болячка, Пудель, Слизняк, Счастливчик Картер, Фараон Банкер, Хлюст.

            Аннотация Править

            » Представим — инопланетный разум однажды посетил Землю. И там, где побывали пришельцы из космоса, стало твориться что-то странное – изменились физические свойства пространства, появились какие-то необыкновенные странные предметы с совершенно непонятными характеристиками, а с людьми, которые оказались в «зоне посещения», вообще стало твориться что-то странное – они то слепнут, то вдруг непонятно от чего умирают, то притягивают к себе все неприятности и катастрофы.

            Но, несмотря на то, что пришельцы объявились на планете Земля, контакт, как таковой, не состоялся. Видимо, не пожелали инопланетяне выходить на контакт. Или, быть может, просто не заметили человечество. А может и специально создали эти непонятные зоны со своими странными непонятными законами — для того, чтобы человечество ознакомилось с возможностями инопланетян.

            Как бы то ни было, человечество оперативно огородило «зоны контакта» колючей проволокой и принялось изучать последствия посещения. Правда, ответов было найдено ничтожно мало. Но вот зато вопросов возникли тысячи. Каким образом инопланетянам удается изменять физические свойства пространства? Какие функции выполняют сотни и тысячи разнообразных предметов, найденных в «зоне»? И вообще зачем все это – все эти непонятные «зоны»? Случай, небрежность, или какое-то осознанное действие? Как, например, предполагает один из ученых, зоны посещений — это вовсе не «зоны контакта», скорее это банальный пикник на обочине, устроенный какими-то неизвестными существами следующими в неизвестном направлении, и незачем искать там – в этих зонах – какой-либо смысл.

            »

            Сюжет Править

            Действие повести происходит на Земле предположительно в 1970-е годы в городке Хармонт, в выдуманной англоязычной стране.

            Примерно за 13 лет до начала описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре возникает шесть «зон» — областей, в которых начинают происходить странные явления, нарушающие известные законы физики. Зоны расположены вдоль плавной линии на поверхности Земли, проекции так называемого радианта Пильмана — точки, лежащей на прямой, соединяющей Землю и Денеб. Быстро выяснилось, что люди и животные проживать в Зонах не могут, и всё население было из них срочно эвакуировано. Территории Зон были обнесены ограждением, взяты под строгую охрану и официально стали предметом осторожного научного изучения. Также очень быстро обнаруживается, что в Зонах много артефактов непонятного предназначения. Некоторые из них весьма полезны — например, могут лечить болезни, некоторые просто странные игрушки, а некоторые — крайне опасны.

            Предполагается, что Зоны созданы представителями внеземной цивилизации, и строится множество гипотез, по-разному объясняющих, что они из себя представляют и каким образом нужны инопланетянам для контакта с жителями Земли. Один из героев книги, лауреат Нобелевской премии доктор Валентин Пильман, образно предполагает, что все артефакты — «пустышки», «этаки», «браслеты» — это всего лишь космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения, сродни пустым банкам и бутылкам, забытым после человеческого пикника на обочине дороги.

            Одна из основных тем — нравственный выбор тех, в чьи руки попадают артефакты Зоны, то, как ими воспользуется человечество, которое, строго говоря, плохо понимает, в чём предназначение этих опасных вещей, неизвестно зачем оставленных пришельцами.

            Одна из Зон оказалась невдалеке от города Хармонт. Главный герой книги Рэдрик Шухарт, житель Хармонта, становится сталкером, то есть зарабатывает на жизнь, вынося из Зоны артефакты, обладающие необычными свойствами и продающиеся за большие деньги. Сюжет произведения построен как описание жизни Шухарта от 23 лет до 31 года. Большую часть жизни он был нелегальным сталкером, преступником, сидел в тюрьме, в молодости был официальным сотрудником Института внеземных культур.

            У сталкеров, как правило, рождаются дети с многочисленными физическими и биологическими отклонениями от нормы, причём причины этого медицина найти не может (в частности, радиации и химических примесей в атмосфере Зоны нет). Та же участь постигла и единственную дочь Шухарта — Марию (Мартышку). Рэдрик любит жену и дочь, но периодически теряет контакт с семьёй из-за тюремных сроков. Тем не менее он не может отказаться от походов в Зону, разрушившую его жизнь — отчасти из-за желания получать большие деньги и не считать их, но главным образом — из-за магнетического притяжения Зоны, понятного только настоящему сталкеру. В Зоне он чувствует себя на своём месте и без неё уже не может.

            В конце книги Шухарт планирует и осуществляет свою заключительную миссию в Зоне: он решает найти «Золотой Шар» — артефакт, который согласно легенде может выполнить самое сокровенное желание того, кто его обнаружит. Шухарт идёт к Шару, будучи совершенно разочарованным в своей жизни и в людях, как к последней надежде. Сложность миссии состоит не только в том, что дорога к Шару смертельно опасна, но и в том, что последняя ловушка на пути к нему требует жертвы — одной человеческой жизни. И Шухарт приносит эту жертву в виде своего спутника, юноши, который напросился к нему в ученики — Артура Барбриджа.

            Отец Артура — старейший сталкер по прозвищу Стервятник, известный тем, что ходившие с ним в Зону часто не возвращались. У Барбриджа двое нормальных здоровых детей — исключение среди сталкеров. Барбридж по секрету сообщил Шухарту, что вымолил себе детей у Золотого Шара. Сам он больше не может дойти до места, где находится артефакт, потеряв в Зоне обе ноги — тогда его вытащил на себе Рэдрик. Стервятник раскрыл Шухарту местонахождение Шара и расставленные на пути к нему ловушки, одна из которых требует «жертвоприношения» («мясорубка»), не только из благодарности — он надеется, что Шухарт сможет вернуть ему ноги. Барбридж не знает, что Рэдрик взял Артура с собой.

            Финал книги остаётся открытым — Артур погибает в «мясорубке», Рэдрик подползает к Шару, тщетно пытаясь сформулировать своё самое сокровенное желание. Он вспоминает всю свою искалеченную жизнь, пытается вспомнить что-то светлое, но не получается. В итоге он не может придумать ничего, кроме того, что воскликнул Артур за несколько секунд до своей смерти: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!»

            Персонажи Править

            • Алоиз Макно — полномочный агент Бюро эмиграции. Агитировал хармонтцев уехать из окрестностей Зоны. При этом Бюро обеспечивало подъёмные средства, трудоустройство, а молодым — возможность учиться. Впоследствии, с установлением корреляции числа эмигрантов из Зон в отдельных регионах, с увеличением количества природных и техногенных неблагоприятных происшествий и катастроф, эмиграция была запрещена.
            • Артур Барбридж — сын Стервятника Барбриджа. Был «выпрошен» папашей у Золотого Шара. Молодой идеалист. Рэдрик Шухарт был о нём крайне низкого мнения — ещё один романтичный дурак, который «увлёкся Зоной», не зная, что это такое. Но после гибели Артура у Золотого Шара Шухарту пришлось повторить его фразу… К чему это привело, и возможно ли вообще «счастье для всех», авторы умалчивают — книга на этом заканчивается.
            • Бенни — работник в бардачке Ричарда Г. Нунана. Точный род занятий не упоминается.
            • господин Лемхен — босс Нунана.
            • Гута Шухарт — жена Рэда Шухарта и объект его постоянной заботы. С трудом выдерживает свалившиеся на неё беды.
            • Гуталин — огромный негр, друг Рэда, координатор общества Воинствующих Ангелов. «Сталкер наоборот» — скупает артефакты и возвращает их в Зону.
            • Джеймс Каттерфилд, Мясник — хирург, светило своего штата. Первый в мире врач — специалист по нечеловеческим заболеваниям человека. Смог добиться этого, когда изучал на покалеченных сталкерах неизвестные ранее болезни, уродства и повреждения человеческого организма. Плату брал не только деньгами, но и «хабаром» (артефактами), который применял в своей медицине.
            • Дина Барбридж — дочь Стервятника Барбриджа. Красивая и весьма циничная, в отличие от своего романтичного и открытого брата, молодая женщина, «ведущая рассеянный образ жизни».
            • Доктор Валентин Пильман — исследователь феноменов Зоны, лауреат Нобелевской премии по физике, якобы первооткрыватель «радианта Пильмана», хотя сам он это отрицает.
            • Доктор Кирилл Панов — советский исследователь, доказавший, что «пустышка» — это магнитная ловушка. Дружил с Шухартом во времена его работы в МИВК. Трагически погиб от разрыва сердца после одного из походов в Зону (предположительно, в результате соприкосновения с «серебристой паутиной»). Рэдрик винил в его смерти себя и, вероятно, именно после этого бросил работу в Институте.
            • Доктор Сэм Дуглас — сотрудник МИВК. Погиб при неуказанных обстоятельствах через 12 лет после Посещения. На него Кирилл «свалил» информирование о нахождении «полной пустышки», дабы снять с Рэдрика подозрения в том, что тот является сталкером.
            • Капитан Вилли Херцог — начальник охраны института.
            • Капитан Квотерблад — один из полицейских, охраняющих Зону от посещений сталкерами. Постоянно пытается убедить Шухарта бросить сталкерство. Оба раза, когда Рэд попадает за решётку, его ловит Квотерблад.
            • Костлявый Фил — скупщик артефактов.
            • Креон-Мальтиец — сталкер. В начале книги пытался стать учеником Шухарта, но получил отказ. Позднее стал наиболее опытным сталкером из оставшихся в живых, связался со Стервятником Барбриджем и под видом «офицерских пикников» подготавливал новичков-сталкеров. Ухаживал за Диной Барбридж без особого успеха.
            • Мадам — одна из работниц публичного дома (судя по всему, «мамаша»), владельцем которого является Нунан.
            • Мария Шухарт — дочь Рэдрика Шухарта. Мартышка — её прозвище: дети сталкеров не были полноценными людьми, и дочь Шухарта была похожа на обезьянку. В раннем детстве вела себя как нормальная девочка, отличаясь от других детей только внешностью. К концу книги она теряет возможность говорить и как-либо общаться с людьми. Она, очевидно, любит общество восставшего из мёртвых отца Шухарта — одного из порождений Зоны (см. ниже).
            • Мосол Катюша (наст. имя Рафаэль) — управляющий в бардачке Ричарда Г. Нунана. В его обязанности также входило скупать хабар у «приручённых» молодых сталкеров, а также наблюдать за действиями сталкеров-ветеранов. Мослом его прозвали за чудовищные кулаки, а Катюшей он звал себя сам в полной уверенности, что это имя великих монгольских царей.
            • Остин — лаборант доктора Панова.
            • папаня Шухарт — отец Рэдрика, умерший до Посещения и позже вернувшийся домой в качестве «муляжа» (ожившего мертвеца из Зоны, см. ниже).
            • Ричард Герберт Нунан — работает под прикрытием, официальная легенда — представитель поставщиков электронного оборудования при Хармонтском филиале МИВК. На самом деле сотрудник компании или, возможно, спецслужбы, которая негласно контролирует деятельность сталкеров. Друг Рэдрика. При этом, весьма вероятно, что именно он подставил Рэдрика, когда тот во второй раз был арестован. В пользу этого говорит то, что он назначил Шухарту встречу в «Боржче» именно на то время, когда там его ждала засада во главе с капитаном Квотербладом.
            • Рэдрик Шухарт (Рыжий) — главный герой произведения. Сильный человек, озлобленный нелёгкой жизнью. Обладает высочайшим чутьём на опасность и потому успешно ходит в Зону. Очень любит свою семью и друзей. Из-за постоянного стресса злоупотребляет табаком и алкоголем.
            • Стервятник Барбридж — один из первых сталкеров. Ему принадлежит находка уникального артефакта — «Золотого Шара». Первоначально носил прозвище «Битюг», кличку «Стервятник» получил за то, что часто возвращался из Зоны без напарников (по всей видимости, бросая их на произвол судьбы, оставляя умирать в различных аномалиях или намеренно принося в жертву «ловушкам», используя в качестве «отмычек»).
            • Суслик (ранее Красавчик) Диксон — полусумасшедший калека, бывший сталкер, попавший в так называемую «мясорубку», но выживший после этого. В изувеченном состоянии был вынесен из Зоны Стервятником Барбриджем (который, вероятно, опасался расправы со стороны других сталкеров, если бы снова вернулся один), за что впоследствии был ему пожизненно благодарен и работал в его доме в качестве прислуги.
            • Тендер — второй лаборант доктора Панова.
            • Хрипатый Хью — скупщик артефактов.
            • Эрнест — владелец заведения «Боржч» (Кирилл настаивал на названии «Борщ»), скупщик артефактов. Сдал Шухарта капитану Квотербладу, позднее сел в тюрьму.
            • другие сталкеры — Боб Горилла, Гундосый Гереш, Каллоген, Курёнок Цапфа, Карлик Цмыг, Линдон-Коротышка, Мослатый Исхак, Норман Очкарик (наст. имя Стефан Норман), Носатый Бен-Галеви, Пит Болячка, Пудель, Слизняк, Счастливчик Картер, Кактус (наст. имя Джонатан Майлз), Фараон Банкер, Хлюст.

            Аномалии Править

            • «Бродяга Дик» — так учёные называют предположительный источник шума на заводе. Валентин Пильман сравнил его с «бесчинствующим заводным медвежонком». Возможно, единственный обитатель Зоны.
            • «Ведьмин студень» («коллоидный газ») — некая текучая субстанция. Хорошо проникает сквозь кожу и любую другую органику, пластик, металл, бетон. Единственный материал, который ему «не по зубам» — специальные фарфоровые сосуды. Почти всё, с чем реагирует, превращает опять же в «ведьмин студень». В книге описывается, как Стервятник Барбридж, наступив в «ведьмин студень», получает серьёзную травму ног: «ожоги» кожи, а кости превратились в резиноподобную массу. При этом поражение начало распространяться далее, поражая здоровую плоть и кости. Единственным методом помощи является срочная ампутация пораженных конечностей. В связи со сложностью транспортировки и опасностью для человека «ведьмин студень» не подлежит исследованию, его запрещено выносить из Зоны. Шухарт нарушил этот запрет, вынес фарфоровый контейнер со «студнем» вместе с раненым Стервятником, но не хотел продавать и спрятал контейнер в гараже. Решился продать его, когда понял, что его надолго посадят в тюрьму, и перепрятал под телефонную будку. На вырученные деньги его жена и дочь были обеспечены в течение всего срока заключения. Возможно, именно этот контейнер исследователи из Карригановских лабораторий позднее открыли манипуляторами, что привело к крупной катастрофе: здание лаборатории было частично разрушено; растворив перекрытия, студень вырвался наружу и опустился через все этажи до подвала, погибло 35 человек, более 100 было изувечено.
            • «Весёлые призраки» — аномальные воздушные турбулентности в определённых участках Зоны, представляющие опасность для человека. Упоминаются в книге как легенда, однако в последней главе Рэдрик Шухарт видит эту аномалию с безопасного расстояния.
            • «Зелёнка» — неизвестная субстанция, способная течь по земле и, вероятно, опасная для человека (упоминается эпизод, когда Рэдрик Шухарт и Артур Барбридж два часа пережидали поток «зелёнки» на холме).
            • «Комариная плешь» — область с аномально высокой (в тысячи раз) гравитацией, в научном кругу известная как «гравиконцентрат». В книге упоминается потерпевший крушение вертолёт, попавший в «комариную плешь», сплющенный в тонкий «блин». Сталкеры обнаруживают их, бросая гайки.
            • Живые покойники или муляжи — автономные блуждающие тела людей, похороненных в Зоне до Посещения. Обычно «муляжи» покидают Зону и возвращаются в дома, где человек раньше жил. Упоминается также, что отдельные части тела «муляжей» полностью автономны. Часто их ошибочно называют «ходячими мертвецами». Движения «муляжей» неуклюжие и резкие, напоминают движения механической куклы, интеллект практически на нуле. Пытаются имитировать повседневные действия людей. В книге упоминается, как Рэдрик Шухарт и Стервятник Барбридж видели так называемого «этого», сначала блуждающего среди могил, потом бредущего вдоль дороги. На следующий день этот пришёл к себе домой. Также к Рэдрику Шухарту пришёл домой его отец, умерший задолго до Посещения. Рэдрик пытался воспринимать его как члена семьи и подрался с санитарами, которые собирались увезти его отца для исследований.
            • «Мясорубка» — смертельно опасная аномалия. При попадании в её поле действия предмет или существо моментально скручивает, деформирует и разрывает на части. Внешне почти не заметна. «Мясорубка» находится непосредственно на подходе к Золотому Шару. За всё время существования Зоны из «мясорубки» живым вышел только один сталкер — Красавчик Диксон, получивший впоследствии кличку «Суслик» (его, изуродованного, вытащил из Зоны Барбридж). По наблюдениям сталкеров, после «срабатывания» «мясорубка» на некоторое время становится неактивной. Эту особенность использовал сталкер Барбридж, пропуская в мясорубку ничего не подозревающих напарников, чем обеспечивал безопасный проход для себя.
            • Ржавое мочало — что-то похожее на мочало, «растёт» на телевизионных антеннах в Чумном квартале (некогда жилой квартал, оказавшийся в Зоне Посещения). При соприкосновении с металлом моментально вызывает сильную коррозию и постепенно переходит на него. В связи с этим транспортировка «ржавого мочала» затруднительна. Не подлежит исследованию.
            • «Жгучий пух» — некое вредоносное переносимое ветром образование, одно из немногих, от которого можно защититься ношением защитного костюма. По непонятной причине не выносится ветром за пределы Зоны.
            • Серебристая паутина — тонкие блестящие нити неизвестного происхождения, замеченные Рэдом в гараже. Прочность нитей небольшая, примерно как у обычной паутины. Описан один случай смерти человека (Кирилл Панов) от разрыва сердца предположительно после случайного соприкосновения с паутиной через защитный костюм. Смерть наступила внезапно, без каких-либо предшествующих признаков, через некоторое время после выхода из Зоны.
            • Пастухи — люди-мутанты, живущие в Зоне со дня Посещения. Вскользь упоминаются Рэдриком Шухартом.
            • Тени — аномальные тени от освещённых предметов в Зоне. Как правило, находятся не с той стороны предметов, часто тень направлена к солнцу. Возможно, это явление безопасно, но сталкеры предпочитают сторониться его.
            • «Чёртова капуста» — упоминается только один раз, как некое опасное образование, выстреливающее вредоносные частицы. От «плевков» предохраняет ношение защитного костюма.

            Артефакты Править

            • «Белый обруч» (название условно, возможно, этот объект обозначает упоминаемый в книге термин из жаргона сталкеров — «белая вертячка») — белое кольцо из лёгкого металла. Если насадить его на ось и слегка раскрутить, продолжает движение до тех пор, пока силой не будет остановлено. Первый найденный в Зоне «вечный двигатель». По ошибке сначала был принят за «браслет» (см. ниже), однако отличается цветом, весом и диаметром. В книге упомянут единственный экземпляр этого объекта (найден Шухартом).
            • «Браслеты» — металлические кольца, благотворно влияющие на здоровье человека.
            • «Булавки» — небольшие, напоминающие булавку, объекты, которые при определённых условиях начинают излучать последовательности цветов видимого спектра.
            • «Золотой Шар» («Машина желаний») — объект, имеющий форму золотистого или красноватого шара. Согласно легендам, обладает способностью исполнять желания, но не любые, а только самые сокровенные. Однако никаких прямых доказательств этих свойств в книге не дано.
            • «Зуда» — устройство, вид и форма которого в книге не описаны. В активном состоянии (для инициации достаточно сдавливания между пальцами) каким-то образом воздействует на людей и животных, вызывая чувства страха и дискомфорта. По мнению Рэдрика Шухарта, первыми работающую «зуду» чувствуют собаки.
            • «Пустышка» («гидромагнитная ловушка», «объект 77-Б») — два металлических диска, пространство между которыми ничем (кроме воздуха) не заполнено, но которые при этом сохраняют взаимное расположение при произвольных нагрузках. В книге упоминаются «малые пустышки» (естественно предположить, что есть и большие). Была найдена и отправлена на исследование как минимум одна «пустышка» с содержимым — вязкой жидкостью синего цвета, возможно — ведьминым студнем.
            • «Смерть-лампа» — устройство, вырабатывающее излучение неизвестной природы, губительно влияющее на земные организмы. В произведении упоминается только рассказ о единственном случае нахождения устройства:
            • «Чёрные брызги» («объекты К-23») — небольшие чёрные образования, имеющие форму шарика. Попадающий в них пучок света выходит с задержкой и на более низкой частоте. Применяются в ювелирном деле. Существует также предположение, согласно которому эти образования являются гигантскими областями пространства с иной метрикой, принявшими под воздействием нашего пространства компактную трехмёрную форму.
            • «Этак» — «вечная батарейка», малогабаритный неиссякающий источник электрической энергии. Артефакт нашёл широкое применение в технике и привёл к отказу от углеводородного топлива. При определённых условиях размножается делением. Одного «этака» достаточно, чтобы приводить в движение легковой автомобиль.

            Экранизации Править

            Фильм 1979 года «Сталкер» Андрея Тарковского. Сценарий фильма был написан братьями Стругацкими и Андреем Тарковским по мотивам повести. Стругацкие переписывали сценарий неоднократно, в результате последняя версия, использованная для фильма, не имела почти ничего общего ни с первой, ни с самой повестью.

            В 2000 году кинокомпания Columbia pictures объявила о намерениях сделать высокобюджетную экранизацию, под названием «После посещения» (англ. After the Visitation), в качестве постановщиков были приглашены Глен Морган и Джеймс Вонг. В 2006 году вместо них в этот проект был приглашён режиссёр Дэвид Якобсон. Тогда же была озвучена информация, что одну из ролей должен исполнить Джон Траволта. Впоследствии запись об этом проекте была удалена из IMDB.com.

            11 сентября 2015 года в новостных лентах появилась информация, что кинокомпания WGN America объявила о начале работы над сериалом по книге «Пикник на обочине». Идею реализуют сценарист Джек Паглен и режиссёр Алан Тейлор.

            Пикник на Обочине — официальный трейлер 2017

            В 2012 году независимая кинокомпания Pilman Radiant Pictures выложила на YouTube результат пятилетней работы над инди-фильмом Vyöhyke (Зона) по мотивам повести Стругацких.

            В 2016 году появилось сообщение, что главную роль в сериале Roadside picnic для канала AMC по мотивам повести сыграет Мэттью Гуд, а в феврале 2017 появился трейлер к сериал. Режиссером сериала заявлен Джек Паглен (автор сценариев к таким фильмам, как «Превосходство», «Чужой: Завет»).

            Также на IMDB появилась запись о мультипликационном проекте «Zona», запуск которого также намечается на 2017 год.

            Пикник на обочине (повесть)

            Пикник на обочине (повесть)

            Пикник на обочине


            Обложка издания 2007 года

            А. Стругацкий, Б. Стругацкий

            Жанр:

            Научная фантастика

            Язык оригинала:

            русский

            Оригинал издан:

            Издательство:

            АСТ

            Выпуск:

            Страниц:

            ISBN 5-17-040960-5
            ISBN 5-9713-4225-8
            ISBN 5-9762-1887-3

            Электронная версия

            Пикни́к на обо́чине — фантастическая повесть братьев Стругацких, изданная впервые в 1972 году. Повесть лидирует среди прочих произведений авторов по количеству переводов на иностранные языки и изданиям за пределами бывшего СССР. По состоянию на 1998 год Борис Стругацкий насчитал 38 изданий повести в 20 странах.

            На английском языке роман опубликован в переводе Антонины Буа (Antonina W. Bouis). Предисловие к первому американскому изданию романа (MacMillan Publishing Co., Inc, New York, 1977) написал Теодор Старджон.

            По мотивам повести снят вышедший в 1979 году фильм Андрея Тарковского «Сталкер». В 2000 году в США было объявлено о намерениях поставить новую крупнобюджетную экранизацию.

            Термин «сталкер», устойчиво вошёл в русский язык и, по признанию авторов, стал самым популярным из созданных ими неологизмов. В контексте книги сталкер — это человек, который, нарушая запреты, проникает в Зону и выносит из неё различные артефакты, которые впоследствии обычно продаёт и тем зарабатывает на жизнь. В русском языке этот термин приобрел смысл проводника, ориентирующегося в различных запретных и малоизвестных другим местах и территориях. Понятие «Зона» стало устойчиво ассоциироваться с зоной отчуждения в Чернобыле после происшедшей там аварии атомной электростанции в 1986 году.

            • 1 Создание и публикации
            • 2 Сюжет
            • 3 Зона
            • 4 Герои произведения
            • 5 Аномалии
            • 6 Артефакты Зоны
            • 7 Награды и номинации
            • 8 Адаптации
            • 9 Продолжения и подражания
            • 10 Цитаты
            • 11 См. также
            • 12 Примечания

            Создание и публикации

            Повесть была написана братьями Стругацкими в 1971 году (первые наброски сделаны с 18 по 27 января в Ленинграде, чистовой вариант закончен с 28 октября по 3 ноября в Комарово).

            Впервые опубликована с продолжением в 1972 году в журнале «Аврора» (Ленинград). Отрывок из повести (фрагмент пролога и начало первой части) был опубликован в составе 25 тома «Библиотеки современной фантастики» (1973). Повесть также публиковалась в газете «Молодёжь Эстонии» (Таллин) с декабря 1977 по февраль 1978 годов.

            «Пикник на обочине» не удавалось выпустить книжным изданием в Советском Союзе (первое англоязычное издание вышло в США в 1977 году) на протяжении 8 лет — первый договор на издание его в составе сборника был заключён авторами с издательством «Молодая гвардия» в 1972 году, готовая рукопись одобрена и прошла первую редактуру в 1973 году, однако из-за последующих многочисленных проволочек и откровенного саботажа нового состава редакции сборник под названием «Неназначенные встречи» вышел только в 1980 году в изменённом составе и с многочисленными исправлениями в тексте «Пикника», часто малоосмысленными (например, название города «Хармонт» было изменено на «Мармонт», название группы сталкеров «Варр» — на «Веер» и т. д.), а в других случаях отражающие эстетические и идеологические установки редакции (убраны «грубые» реплики персонажей, добавлены «материалистические» объяснения для некоторых порождаемых Зоной явлений и т. д.). Значительная часть связанных с историей этой публикации документальных материалов (в том числе переписка авторов с редакцией с обсуждением претензий и предлагаемой правки) опубликована в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие».

            Затем повесть была опубликована в 1984 году в сборнике «За миллиард лет до конца света» (М.: «Советский писатель», сборник переиздан также в 1985 году) по тексту журнальной публикации и в 1988 году в сборнике «Повести» (Л.: «Лениздат»).

            В 1989 году в издательстве «Юридическая литература» вышел двумя изданиями под разными обложками авторский сборник с «Пикником на обочине», текст которого значительно отличался от всех ранее и впоследствии опубликованных вариантов — это было обусловлено тем, что Аркадий Стругацкий (вероятно, по ошибке) передал в издательство один из черновых вариантов повести.

            Впоследствии повесть переиздавалась регулярно.

            Полностью восстановленный и наиболее близкий к авторскому замыслу текст повести вышел в книжной серии «Миры братьев Стругацких» (1997), а также включён (с некоторыми исправлениями) в так называемое «чёрное» собрание сочинений Стругацких, выпускавшееся в 2004—2007 годах. Этот текст используется во всех последующих изданиях последних лет, он также размещён на официальном сайте братьев Стругацких.

            Сюжет

            Действие повести происходит на Земле предположительно в 70-е годы XX века в городке Хармонт, в выдуманной англоязычной стране.

            Примерно за 13 лет до описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре происходит высадка инопланетных пришельцев. Зоны расположены вдоль так называемого радианта Пильмана — мысленной линии, соединяющей Землю и Денеб. Быстро выяснилось, что люди и животные проживать в Зонах не могут и всё население было из них срочно эвакуировано. Сами зоны обнесены строго охраняемым ограждением и официально стали предметом осторожного научного изучения. Также очень быстро обнаруживается, что в Зонах много артефактов непонятного предназначения. Некоторые из них весьма полезны — могут лечить болезни, некоторые просто странные игрушки, а некоторые — крайне опасное оружие.

            Герой книги доктор Валентин Пильман образно предполагает, что все эти «пустышки», «этаки», «браслеты» — это космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения, сродни человеческому пикнику на обочине дороги и забытым там банкам и бутылкам.

            Одна из Зон собственно и оказалась невдалеке от города Хармонт. Главный герой книги Рэдрик Шухарт становится сталкером, то есть зарабатывает на жизнь, вынося из Зоны артефакты. Сюжет книги построен как описание жизни Шухарта от 23 лет до 31 года. Он был нелегальным сталкером, преступником, отсидел срок в тюрьме, был и официальным сотрудником Института внеземных культур. Основная тема — это моральный выбор тех, в чьи руки попадают артефакты Зоны и того, как ими воспользуется человечество, которое, строго говоря, плохо понимает, в чём предназначение этих опасных игрушек, неизвестно зачем оставленных пришельцами.

            В конце книги Шухарт планирует и осуществляет свою заключительную миссию в Зоне, он решает найти «Золотой Шар» — артефакт, который согласно сталкерской легенде может выполнить самое сокровенное желание того, кто его обнаружит. Шухарт идёт к Шару, будучи совершенно разочарованным в своей жизни и в людях, как к последней надежде. Сложность миссии состоит не только в том, что дорога к Шару смертельно опасна, но и в том, что последняя ловушка на пути к нему требует жертвы — одной человеческой жизни. И Шухарт приносит эту жертву в виде своего спутника, юноши, который напросился к нему в ученики — Артура Барбриджа.

            Зона

            Зона Посещения — представляет собой участок местности на Земле — результат так называемого Посещения. На Земле насчитывается 6 Зон. Зоны необитаемы, в них не могут жить люди и животные. Многие из тех, кто не успел вовремя эвакуироваться из Зон, пострадали — ослепли, перенесли болезни.

            Зона, которая возникла недалеко от города Хармонт, представляет собой частично городские руины, здание завода, карьер, пустынную равнинную местность и горы. Предположительно её площадь достигает десятков квадратных километров. Зона содержит в себе большое число аномалий, в том числе и различных «ловушек», опасных для человека. Расположение аномалий в зоне постоянно меняется, несмотря на то что в присутствии человека зона кажется «статичной». У Зоны есть собственная чётко очерченная граница, то есть никакие аномалии (например, переносимый ветром «жгучий пух»), на первый взгляд беспорядочно перемещающиеся по Зоне, никогда не пересекают её границ. Зона также ограничена по периметру, который охраняется военными. Официально в нее можно было попасть через Предзонник расположенного рядом с ней Института Внеземных Культур.

            Приборы не зашкаливают. Повышенного электрического, магнитного, радиационного фона не наблюдается.

            Сталкеры, которые посещают Зону на свой страх и риск, ориентируются в ней благодаря своим чрезвычайно развитым рефлексам, интуиции и возможно какой-то сверхчувствительности (Рэдрик Шухарт, герой книги, описывает у самого себя внезапные приступы, когда он начинал различать запахи так же хорошо, как собака). Типичный способ прокладывать маршрут в Зоне — это бросать по пути гайки, которые могут выявить опасные флуктуации типа комариных плешей.

            Герои произведения

            • Алоиз Макно — полномочный агент Бюро эмиграции. Проводил агитацию среди хармонтцев на то, чтобы они уехали из окрестности Зоны. При этом Бюро обеспечивало подъемные, трудоустройство, а молодым — возможность учиться. Впоследствии, с установлением корреляции числа эмигрантов из Зон в отдельных регионах с увеличением количества природных и техногенных неблагоприятных происшествий и катастроф, эмиграцию запретили вообще.
            • Артур Барбридж — сын Стервятника Барбриджа.
            • Бенни — работник в бардачке Ричарда Г. Нунана. Точный род занятий не упоминается.
            • господин Лемхен — босс G.S.I.
            • Гута Шухарт — жена Реда Шухарта.
            • Гуталин — координатор общества Воинствующих Ангелов. Скупает артефакты и возвращает их обратно в зону.
            • Джеймс Каттерфилд, Мясник — хирург, светило своего штата. Первый в мире врач — специалист по нечеловеческим заболеваниям человека. Смог добиться этого, ибо изучал на покалеченных сталкерах неизвестные ранее болезни, уродства и повреждения человеческого организма. Плату брал не только деньгами, но и хабаром, который применял в своей медицине.
            • Дина Барбридж — дочь Стервятника Барбриджа.
            • Доктор Валентин Пильман — исследователь феноменов зоны, нобелевский лауреат, первооткрыватель «радианта Пильмана».
            • Доктор Кирилл Панов — русский исследователь, доказавший, что «пустышка» — это магнитная ловушка. Трагически погиб от разрыва сердца после одного из походов в Зону (предположительно, в результате соприкосновения с «серебристой паутиной»).
            • Доктор Сэм Дуглас — сотрудник МИВК. Погиб при неуказанных обстоятельствах через 13 лет после Посещения. На него Кириллом «сваливается» информирование о местонахождении «полной пустышки», дабы снять с Рэдрика Шухарта подозрения в том, что тот является практикующим сталкером.
            • Капитан Вилли Херцог — начальник охраны института
            • Капитан Квотерблад — Один из полицейских охраняющих Зону от посещений сталкерами. Оба раза главный герой попадает за решётку, так как его ловит Квотерблад.
            • Костлявый Фил — скупщик артефактов
            • Мадам — Одна из работниц публичного дома (судя по всему «Мамаша») владельцем которого является Ричард Герберт Нунан.
            • Мария Шухарт — дочь Рэдрика Шухарта. Мартышка — её прозвище: дети сталкеров не были полноценными людьми, и дочь Шухарта была похожа на обезьянку. К концу книги она теряет возможность говорить и как либо общаться с людьми.
            • Мосол Катюша, наст. имя Рафаэль — управляющий в бардачке Ричарда Г. Нунана. В его обязанности также входило скупать хабар у «приручённых» молодых сталкеров, а также наблюдать за действиями сталкеров-ветеранов.
            • Остин — лаборант доктора Панова.
            • Ричард Герберт Нунан — работает под прикрытием, официальная легенда представитель поставщиков электронного оборудования при Хармонтском филиале МИВК. На самом деле сотрудник компании или, возможно, спецслужбы, которая негласно контролирует деятельность сталкеров.
            • Рэдрик Шухарт — центральный герой произведения.
            • Стервятник Барбридж — один из первых сталкеров. Ему принадлежит находка уникального артефакта — «золотого шара»
            • Суслик, ранее Красавчик Диксон — бывший сталкер, попавший в т. н. «мясорубку», но выживший после этого. В покалеченном состоянии был вынесен из Зоны Стервятником Барбриджем, за что впоследствии был ему пожизненно благодарен и работал в его доме на должности прислуги.
            • Тендер — второй лаборант доктора Панова.
            • Хрипатый Хью — скупщик артефактов
            • Эрнест — бармен в заведении «Боржч»
            • другие сталкеры — Боб Горилла, Гундосый Гереш, Каллоген, Карлик Цмыг, Креон-Мальтиец, Норман Очкарик, Носатый Бен-Галеви, Пит Болячка, Пудель, Слизняк, Счастливчик Картер, Фараон Банкер, Хлюст.

            Аномалии

            • Бродяга Дик — так учёные называют предположительный источник шума на заводе, Валентин Пильман сравнил его с «бесчинствующим заводным медвежонком». Возможно, единственный обитатель Зоны.
            • Ведьмин студень — коллоидный газ. Хорошо проникает сквозь кожу и любую другую органику, пластик, металл, бетон. Единственный материал, который ему «не по зубам» — специальные керамические сосуды. Почти всё, с чем реагирует, превращает опять же в «ведьмин студень». В книге упоминается, как Стервятник Барбридж, наступив в «ведьмин студень», получает серьёзную травму ног: «ожоги» кожи, кости превратились в резиновую массу. В связи со сложностью транспортировки и опасностью для человека «ведьмин студень» не подлежит исследованию, запрещено выносить из Зоны.
            • Весёлые призраки — аномальные воздушные турбулентности в определённых участках Зоны, представляющие опасность для человека. Упоминается в книге как легенда, однако в последней главе Рэдрик Шухард видит эту аномалию с безопасного расстояния.
            • Комариная плешь — точка с аномально высокой гравитацией, в научном кругу известный как «гравиконцентрат». В книге упоминается потерпевший крушение вертолёт, попавший в «комариную плешь». Сталкеры обнаруживают её, бросая гайки.
            • Муляжи — автономные блуждающие тела людей, умерших в Зоне ещё до посещения. Обычно «муляжи» покидают Зону и возвращаются в дома, где человек раньше жил. Упоминается также, что отдельные части тела «муляжей» полностью автономны. Часто их ошибочно называют «ходячими мертвецами». Движения «Муляжей» неуклюжие и резкие, напоминают движения механической куклы, интеллект практически на нуле. В книге упоминается, как Рэдрик Шухарт и Стервятник Барбридж видели так называемого «этого», сначала блуждающего среди могил, потом бредущего вдоль дороги. На следующий день этот пришёл к себе домой. Также к Рэдрику Шухарду пришёл домой его отец, умерший задолго до посещения.
            • Мясорубка — смертельно опасная аномалия, при попадании в её поле действия предмет или существо моментально скручивает, деформирует и разрывает на части. По наблюдениям сталкеров, срабатывает только один раз. Внешне почти не заметна. За все время существования Зоны из «мясорубки» живым вышел только один сталкер — Красавчик Диксон.
            • Ржавое мочало — что-то похожее на мочало, «растёт» на антеннах в Чумном квартале (некогда жилой квартал, оказавшийся в Зоне Посещения). При прикосновении с металлом моментально вызывает сильную коррозию и постепенно переходит на него. В связи с этим транспортировка «ржавого мочала» затруднительна. Не подлежит исследованию.
            • Жгучий пух — некое вредоносное переносимое ветром образование, одно из немногих, от которого можно защититься ношением защитного костюма. По непонятной причине не выносится ветром за пределы Зоны.
            • Серебристая паутина — тонкие блестящие нити неизвестного происхождения, возникают в затенённых местах. Прочность нитей небольшая, примерно как у обычной паутины. При разрыве нитей возникает сильное поле неизвестной природы, вероятно, крайне вредно влияющее на здоровье человека. Описан один случай смерти человека (Кирилл Панов) от инфаркта после случайного столкновения с паутиной. Смерть наступила не мгновенно, а в течение суток. Характерно, что паутину видел только Шухарт — для погибшего она была невидимой.
            • Тени — аномальные тени от освещённых предметов в Зоне. Как правило, находятся не с той стороны предметов, часто тень направлена против солнца. Возможно, это явление безопасно, но сталкеры предпочитают сторониться его.
            • Чёртова капуста — упоминается только один раз, как некое опасное образование, выстреливающее вредоносные частицы. От «плевков» защищает ношение защитного костюма.

            Также описано много явлений, не имеющих названия.

            Артефакты Зоны

            • Белый обруч — белое кольцо из легкого металлического материала. Будучи насаженное на тонкий горизонтальный стержень и слегка раскрученное, продолжает движение до тех пор, пока силой не будет остановлено. Первый найденный в Зоне «вечный двигатель». По ошибке сначала был принят за «браслет» (см. ниже), однако отличается цветом, весом и диаметром.
            • Браслеты — металлические кольца, благотворно влияющие на здоровье человека.
            • Булавки — устройства стержневого типа. Некоторые при определенных условиях начинают «говорить» — отображать последовательность спектрально чистых цветов видимого спектра.
            • Золотой шар — место исполнения сокровенных желаний. Реальный объект, имеющий форму шара, однако никаких прямых доказательств его мистической силы не существует. Возможно, именно из-за этого он оброс легендами. Книга не дает ответа, обладает ли этот Шар вообще какими-либо внеземными свойствами.
            • Зуда — устройство неизвестной фактуры, инициируемое одним или несколькими сдавливаниями между пальцев. В инициированном состоянии испускает некие волны и/или звук на некой частоте (инфразвук?), вызывающие чувства страха и дискомфорта. По показаниям Рэдрика Шухарта первыми работающую Зуду чувствуют собаки и предположительно другие животные. Зафиксирован как минимум один случай, когда Зуда была использована против людей.
            • Пустышки (гидромагнитная ловушка) — диски-колбы — два медных диска, пространство между которыми не заполнено никакой дополнительной материей (в том числе и полевой), но которые при этом сохраняют взаимное расположение при произвольных нагрузках. Предположительно использовались внеземными цивилизациями как сосуды. Упоминаются в двух вариантах — большие и малые. Была найдена и отправлена на исследование как минимум одна «пустышка» с содержимым — вязкой жидкостью синего цвета.
            • Смерть-лампа — устройство, вырабатывающее излучение неизвестной природы, губительно влияющее на земные организмы. В произведении упоминается только рассказ о единственном случае нахождения устройства:

            Восемь лет назад, — скучным голосом затянул Нунан, — сталкер по имени Стефан Норман и по кличке Очкарик вынес из Зоны некое устройство, представляющее собою, насколько можно судить, нечто вроде системы излучателей, смертоносно действующих на земные организмы. Упомянутый Очкарик торговал этот агрегат Институту. В цене они не сошлись, Очкарик ушел в Зону и не вернулся. Где находится агрегат в настоящее время — не известно…

            • Черные брызги — небольшие черные образования, имеющие форму, приближенную к шарику. До неузнаваемости искажают попадающий в них пучок света (выходит с задержкой и более низкой частотой). Кроме как в ювелирном деле, никакого применения не нашли. Влияние на человека не изучено. Существует также предположение, согласно которому эти образования являются гигантскими областями пространства с иной метрикой, принявшими под воздействием нашего пространства компактную трехмерную форму.
            • Этак — вечная батарейка. Нашла широкое военное применение, привела к отказу от нефтяного топлива. Главное ее достоинство — при определенных условиях размножается делением. Одного «этака» достаточно, чтобы приводить в движение легковой автомобиль.

            В повести в разговорах также упоминаются другие различные артефакты, например «рачий глаз» или «гремучие салфетки», но описание этих артефактов отсутствует.

            Награды и номинации

            • 1977 год. Награда Джона Кемпбелла за книгу года.
            • 1978 год. После выпуска «Пикника на обочине» в США братья Стругацкие стали почетными членами «Общества Марка Твена» за «выдающийся вклад в жанр Фантастики».
            • 1979 год. На скандинавском конгрессе фантастической литературы книга была награждена премией Жюля Верна «За лучшую книгу года».
            • 1981 год. На Шестом французском фестивале фантастики в Метце братья Стругацкие были награждены за лучшую иностранную книгу года.

            Адаптации

            • Фильм 1979 года «Сталкер» Андрея Тарковского. Сценарий фильма был написан братьями Стругацкими и Андреем Тарковским по мотивам повести.
            • Две любительские видеоигры для ZX Spectrum — «Сталкер» (1997 г.) и «Zone the Last Stalker» (1999 г.)
            • В 2003 году финская компания Circus Maximus спродюсировала театральную версию «Пикника на обочине», названную «Stalker».
            • В 2007 году вышла компьютерная игра «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», использующая идеи книги и фильма. 22 августа 2008 года вышла вторая компьютерная игра серии — «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо». Парадоксально, что при большом количестве материала, отсылающего к повести Стругацких (от основных терминов «сталкинг», «хабар», вплоть до идентичного наименования большинства аномалий), разработчики игры никак не упомянули о вкладе творчества писателей в свой проект.
            • В 2000 году кинокомпания Columbia pictures объявила о намерениях сделать крупнобюджетную экранизацию повести под названием «После посещения» (англ. After the Visitation), в качестве постановщиков были приглашены Глен Морган и Джеймс Вонг. В 2006 году вместо них в этот проект был приглашён режиссёр Дэвид Якобсон. Тогда же было заявлено, что одну из ролей исполнит Джон Траволта. Выход фильма предварительно намечен на 2010 год.

            Продолжения и подражания

            Цитаты

            • Сталкеров в рай без очереди пропускают!
            • Дальше в Зону — ближе к небу…
            • Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!
            • С Зоной ведь так: с хабаром вернулся — чудо, живой вернулся — удача, патрульная пуля мимо — везенье, а все остальное — судьба…
            • Каждый за себя, один бог за всех.
            • Сталкер — фильм, снятый по мотивам повести
            • Хармонт — вымышленный город, в котором происходит действие повести
            • Термины «сталкинг» и «хабар»
            • S.T.A.L.K.E.R. — компьютерная игра, во многом наследующая идеи романа
            • «Они сделаны из мяса»
            • «Сфера» — роман о золотом шаре, материализующем мысли людей

            Примечания

            Ссылки