Плащаница туринская

Туринская Плащаница

Одной из бесценных реликвий в христианстве по праву является Туринская Плащаница (итал. Sindone di Torino). Для многих миллионов людей – это подлинное полотно для погребения Иисуса Христа, на котором таинственным образом отпечатался лик раненного Тела Иисуса со следами крови. По убеждению верующих христиан льняная плащаница из Турина является свидетелем Страданий Иисуса Христа и вызывает перед саваном трепет и благоговение.

Плащаница называется Туринская, так как больше 400 лет она находится в Турине, что в Италии и хранится в храме Святого Иоанна Крестителя. Хорошо сохранившаяся реликвия представляет собой полотно продолговатой формы 4,36 м Х 1,1 м. Соткана Туринская плащаница из льна, который происходит с регионов Ближнего Востока.

Бесценным полотном официально владеет Католическая церковь после смерти Гумберта II Савойского в 1983 году, который завещал ее Ватикану, где она и находится по настоящий день. Римские первосвященники во главе с Папой признают, что верят в подлинность реликвии и что на полотне запечатлен именно Иисус.

Исследования

Немногие святыни подверглись такому тщательному изучению, как Туринская Плащаница. До сих пор ведутся научные споры вокруг отреза полотна, в которое по притче было завернуто тело Иисуса Назаретянина после распятия.

Любите Италию? Приглашаем подписаться на наш Instagram, а также скачать лучшее приложение для телефона с советами перед поездкой в Италию. Ждём вас в стране солнца и вина, Артур и Яна.

Отпечаток тела вызывает неподдельный интерес у лучших умов человечества, ведь если это действительно настоящие погребальное полотно Иисуса, то запечатленный таинственным образом на нем Лик Богочеловека свидетельствует о Воскресении Иисуса. Скептикам и атеистам же приходится опровергать очевидные подтверждения достоверности святыни.

Изучением древнего отреза ткани занимались всемирно известные ученые со всего мира, объединив усилия в решении значимой исторической задачи. Туринская Плащаница множество раз подвергалась тщательному анализу историков, фотографов, генетиков, математиков, химиков, археологов, художников, микробиологов, биофизиков, патологоанатомов, хирургов.

Появляются все новые доказательства против гипотезы скептиков о том, что это творение является делом кисти мастеров эпохи Возрождения. Ученые обнаружили, что плащаница содержит:

  • известняковые частички, характерные для региона Мертвого моря;
  • пыльцу и микроорганизмы из Иерусалима;
  • арагонит в крови;
  • монеты на глазницах;
  • мужскую кровь, что подтверждено химическим путем.

Образ на ткани

На отпечатке отчетливо видны очертания мужского тела высокого роста с многочисленными ранами. Видны даже малейшие капли крови и царапины. Если Туринская Плащаница – это подделка, то значит, ее автор был отлично знаком со Священным Писанием, запечатлев страдания Иисуса с высокой точностью.

Между 5 и 6 ребром справа отчетливо видно ранение от копья, рваные раны от гвоздей в области запястий и стоп, множество следов от ударов плетью, спина представляла собой месиво, ведь плеть римлянина была изготовлена из жил вола с металлическими кусками на концах. Также видны следы от шипов тернового венца, многочисленные следы побоев и надругательств, на плече заметен отпечаток от перекладин креста, как у Иисуса.

Распятый Иисус мог делать только порывистые вдохи, происходило медленное жестокое удушение. Если прибавить к мукам палящее палестинское солнце, невыносимую жажду, то Туринская ткань предельно точно сохранила следы бесчеловечных надругательств, не пощадивших Богочеловека. Иисус подвергся избиению целым полком солдат.

Одна сторона полотнища имеет два отпечатка человеческого тела в позе, свойственной похоронным обрядам 1 века. Отпечатки напоминают опалины, как от горячего утюга. По словам очевидцев, лучше всего плащаница с изображением видна с расстояния 2 м и более. Чем ближе подойти к полотнищу, тем таинственное изображение разглядеть сложнее, так как оно начинает расплываться.

Древняя плащаница сохранила следы событий, которые случились в 1532 году, а именно – произошло повреждение пожаром. Складки полотна были опалены раскаленным серебром. Хотя само полотно было повреждено частично, огонь почти не тронул Божественный образ.

Следы казни

По всему образу наблюдаются пятна крови, особенно кровотечение сильно наблюдается в области ступней и запястий, рана в правом боку, что с точностью совпадает с повествованием о кощунственных надругательствах, нанесенных Иисусу во время казни. По римским обычаям Иисусу Христу в запястья были вбиты гвозди, после чего воин воткнул копье между 5 и 6 ребрами, чтобы удостовериться в его смерти.

Для распятия римляне использовали гвозди только в первых столетиях н. э. Также на изображении видны следы кровавых подтеков на лице и голове, согласно библейскому описанию бичевания и мучений от тернового венца, предшествовавших распятию Иисуса. Следов разложения на льняном отрезе найдено не было.

В 4 местах на полотне имеются группы из 3 дырок, расположенных буквой «Г», прожженных раскаленным предметом. Предполагается, что основной причиной появления отверстий являются горящие кусочки ладана на сложенное вчетверо полотнище.

Специалисты, рассматривая пожелтевший отрез чудом сохранившегося полотна под увеличительным прибором, отметили поразительную вещь – изображение выполнено без каких-либо красителей или пигментных веществ, не просматриваются мазки кистью и не имеется сходства с произведениями каких-либо художников, отсутствуют характерные особенности определенного художественного стиля. Также удивительным оказался тот факт, что запечатленный отпечаток затронул только верхний слой волокон, хотя все красящие вещества обязательно проникли бы внутрь ткани.

Современная наука

Фотографический негатив

Еще одним уникальным чудом оказалось открытие, сделанное в 1898 году, когда фотографу Секондо Пиа (Secondo Pia) разрешено было выполнить 2 снимка святыни. Изумленный Секондо был повержен в шок, когда на негативах проступили очертания силуэта, а проявившийся образ был позитивным. Туринская ткань с чудесным изображением оказалось негативной, а если ее сфотографировать, то можно получить позитивное изображение. С благоговением Секондо проникся к этому снимку, его поразила та реальность, которая предстала перед ним на фотографии, ведь черно-белый снимок усиливает контрастность в разы.

Необычность изображения обусловливалась еще отсутствием каких-либо контуров. Чтобы придать портретам форму все художники использовали контуры, вплоть до импрессионизма 19 века. Достоверные исследовательские данные обычно основываются на манере рисования, характере контуров. Вряд ли кто-то из мастеров эпохи Возрождения смог запечатлеть на ткани такой превосходный негативный опечаток, когда про науку фотографирования совсем ничего не знали?

Новые открытия

В 1931 году одному из лучших профессионалов фотографов Джузеппе Энри (Giuseppe Henri) было поручено выполнить серию фотографий святыни. Тогда обнаружились новые открытия и другие детали, такие как возможность присутствия римских монет на глазах лежащего в плащанице.

Специалисты в работе над чудесным полотном применяли следующие методы:

  • рентгенография;
  • инфракрасное излучение;
  • термография;
  • радиоуглеродное датирование;
  • плазменная масс-спектрометрия;
  • лучи ультрафиолета;
  • макрофотография;
  • электронная микроскопия;
  • анализ ДНК;
  • современные достижения микробиологии и химии;
  • научное моделирование;
  • компьютерные технологии.

Сохранность ткани

Тщательно и бережно хранится Туринская святыня, избегая попадания микроорганизмов. Хорошей сохранностью плащаница обязана засушливому климату и отсутствию воздуха. Веками святыня находилась в раках, сундуках, не попав под лучи дневного света. Около 500 лет Туринская плащаница вообще была тщательно замурована в стену из камня.

Туринская ткань находится в превосходном виде и это неудивительно, множество саванов хранится до наших дней, хотя они в 3-4 раза старше Туринской плащаницы. Ученым известно великое множество погребальных полотен, датированных 1 тысячелетием до н. э. и позже, но ни на одном из них не было никаких отпечатков.

Радиоуглеродный метод

Для изучения реликвии была создана специальная Туринская комиссия из знаменитых ученых, которые определили, что плащаница абсолютно не подвержена атмосферным действиям. Специалисты решили провести новые опыты на нитях и маленьких кусочках ткани, засняв процесс на видео.

Доктор Раес отметил, что над пряжей работал мастер высочайшего класса, плотность ткани соответствует высококачественным египетским тканям. Для того времени этот кусок ткани стоил очень дорого. В Святом Писании говорится, что Иосиф Аримафейский, обвивший тело Иисуса плащаницею, был весьма богатым горожанином.

Радиоуглеродный метод показал присутствие очень древних волокон хлопка египетского происхождения, доказывающие то, что полотно ткали на том станке, на котором до этого ткали хлопок. До 9 столетия европейцам была неизвестна эта разновидность хлопка, англичане не были знакомы с подобным видом материи до 15 века, поэтому вряд ли можно было предположить фальсификацию.

В 1978 году Туринская плащаница прошла тщательные исследования 40 специалистами, которые применили ультрасовременное оборудование. Группе ученых удалось определить, что образ на ткани появился в результате некоего феноменального события, как будто тело прошло сквозь ткань, оставив после себя опалины, напоминающие следы огня, затронувшие только верхние слои ткани. Это могло бы полностью подтвердить Воскресение Иисуса Христа.

В 1988 году исследования ученых о возрасте материала оказались в тупике, когда мировые светила пришли к выводу, что плащаница возрастом не превосходит больше 7 веков. Хотя и были произведены скрупулезные вычисления, специалисты не учли факт пожаров, сказавшиеся на ткани. В 1995 году ученые из России Андрей Иванов и Дмитрий Кузнецов выявили просчеты по анализу радиоактивного углерода и научно доказали, что огонь, дым, копоть повысили содержание атомов, что и послужило причиной уменьшения возраста известного полотна. В результате научных экспериментов было установлено – возраст плащаницы около 2000 лет.

Такой оттиск, который находится на плащанице, невозможно получить ни одним действием, известным на сегодня. Отдаленно его можно сравнить с очертаниями тел, оставшихся после атомного взрыва, произошедшего в Хиросиме. До сих пор никому так и не удалось дать объяснения этому феномену.

Для верующих в Воскресение Иисуса Христа Туринская Плащаница – это чудо, оставленное для следующих поколений, чтобы дать им пищу для размышления.

Книга

Вышла в свет книга «Леонардо да Винчи и Братство Сиона. Откровения тамплиеров». Ее авторы Клайв Принс и Линн Пикнетт пришли к заключению, что к загадочной Туринской плащанице непосредственное отношение имел гениальный Леонардо да Винчи. Книга раскрывает множество тайн, которые могут скрываться за священным полотном.

Советую также скачать книги:

  1. Туринская плащаница: вопрос остается открытым
  2. Слово о Воскресении. Туринская Плащаница – Евангельская история наших дней

Фильм

«Туринская плащаница» — документальный фильм про новые открытия преследует главное намерение: установить оригинальность и возраст плащаницы. Авторы картины тщательно исследуют научные гипотезы, проливающие новые открытия на историю происхождения реликвии. Показана уникальная нашумевшая детализированная видеосъемка работы ученых. Документальный фильм и книга достаточно интересно преподносят различные мнения ученых.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

В достоверности исследований, авторы которых еще в 1988 году установили возраст Туринской плащаницы, усомнились итальянские и французские ученые. Свои доводы они привели в журнале Archaeometry Окфордского университета ( Oxford University). Кратко с ним знакомит портал Phys Org.

Напомню, Туринской плащаницей называют льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров, которое хранится в итальянском городе Турине в соборе Иоанна Крестителя. На полотне два негативных опечатка человеческого тела — спереди и сзади.

Евангелии свидетельствуют: снятый с креста Спаситель был обернут в полотно. Обернут именно в это, по мнению энтузиастов, в Туринскую плащаницу, на ткани которой таинственным образом появился отпечаток тела. Его тела.

Скептики сомневаются. И подозревают, что плащаница все-таки поддельная. То есть, изображение на ней, если и не нарисовано, то как-то получено искусственно. Обе стороны спорят уже многие годы. С переменным успехом.

Главный довод скептиков — исследования 1988 года, в ходе которых радиоуглеродное датирование ткани Туринской плащаницы провели независимые лаборатории.

В исполнители просились семь лабораторий. Но Ватикан допустил к полотну три команды ученых: американцев из Университета Аризоны в США (University of Arizona), швейцарцев из Федерального технологического института (Federal Institute of Technology in Switzerland) и британцев из Оксфордского университета (Oxford University in the U.K). Каждой группе дали по крохотному кусочку ткани.

Результат датирования: ткань была изготовлена в средние века — в период с 1260 по 1390 год нашей эры. И стало быть, настоящим погребальным полотном Иисуса Христа быть никак не могла, посколько Спасителя распяли в 33 году нашей эры.

Энтузиасты верят, что в ткань, которую ныне называют Туринской плащаницей, был обернут снятый с креста Спаситель.

Выводы, по которым Туринская плащаница оказывалась средневековой подделкой, ныне и оспаривают ученые, ведомые Тристаном Касабьянкой (Tristan Casabianca). Он с коллегами, узнав, что подробности анализа были засекречены, подал в суд на Оксфордский университет с требованием рассекретить научный отчет. И выиграл дело — получил желаемый доступ.

Оказалось, что радиоуглеродному анализу был подвергнут участок в несколько квадратных сантиметров — с самого края полотна. Истцы вполне обоснованно считают, что признавать его убедительным неразумно. Края могли обтрепаться, их могли чинить — несколько раз за сотни лет. Отсюда, мол, искаженные данные и разброс датировок.

Правильный результат дало бы датирование центральной части плащаницы, разрешение на анализ которой хотели бы получить Касабьянка с коллегами. Но Ватикан упирается.

Ватикан не дает провести новую датировку Туринской плащаницы. Видимо его устраивает нынешняя двусмысленность.

О недавних х исследованиях полотна читайте Доказывая, что Туринская плащаница подлинная, ученые распяли несколько человек

Всегда находились энтузиасты, которые были готовы исполнить роль Иисуса.

город с плащаницей, 5 букв, сканворд

  • Автоград в Италии
  • административный центр области Пьемонт
  • в каком городе находится штаб-квартира итальянской автомобильной компании «Фиат»?
  • в каком итальянском городе находится знаменитая Плащаница?
  • Город «Ювентуса»
  • Город в Италии (столица Савойского герцогства в 16-18 вв., столица Итальянского королевства в 19 в.)
  • Город в Сев. Италии, где находятся заводы автомобильного концерна «ФИАТ
  • Город в Сев. Италии, где находятся заводы автомобильного концерна «ФИАТ»
  • Город в северной Италии, центр Пьемонта
  • город зимней Олимпиады
  • Город на Севере Италии
  • Город Олимпиады 2006
  • город с замком Валентино
  • город с плащаницей
  • Итальянская провинция
  • Итальянский автоград
  • место дислокации «Фиата»
  • построен на реке По
  • резиденция Ювентуса
  • Родной город для футбольной команды «Ювентус
  • Родной город концерна «Фиат»
  • столица зимней Олимпиады 2006
  • столица зимней Олимпиады 2006 года
  • столица зимних Олимпийских игр 2006 года
  • Столица Олимпиады 2006
  • Столица Савойского герцогства в XVI-XVIII вв
  • столица Савойского герцогства в XVI-XVIII вв.
  • Столица Савойского герцогства в XVI-XVIII вв.; город в Италии
  • этот итальянский город расположен при впадении реки Дора-Рипария в реку По, на Паданской равнине, у подножия Западных Альп, на подступах к Альпийским перевалам

Scisne?

Многие годы мы слышали о Туринской плащанице, но мало кто представлял себе грандиозный масштаб развернувшейся вокруг неё дискуссии. Теперь эта проблема живо обсуждается и в нашей стране: организован Российский центр Туринской плащаницы, только за последние месяцы опубликовано несколько пространных статей в серьёзных и несерьёзных изданиях, телевидение посвящает этой теме свои программы. В фокусе Туринской плащаницы скрестились многие научные, исторические и богословские проблемы. Однако среди них пока нет проблем астрономических. Кто же дал право вступать в дискуссию мне, астроному? Это право дает мне любовь к науке и желание поддержать у моих сограждан чувство здравого смысла.

Мне странно слышать от авторов некоторых выступлений о стремлении учёных отмахнуться от проблемы Туринской плащаницы, о неспособности науки разгадать природу этого исторического памятника. Разумеется, всё это не так: любой документ XIV века (и уж тем более I века!) бесконечно ценен для науки, для истории культуры. Именно поэтому так придирчиво стремятся учёные установить его подлинность. Установить истинную, а не мифическую историю Туринской плащаницы — цель научного исследования. К сожалению, этот памятник культуры в полной мере так и не попал в руки учёных. Но и то немногое, что уже удалось сделать квалифицированным исследователям, некоторые «комментаторы» упоминают вскользь или с явными искажениями.

Поэтому я хочу представить на суд читателей некоторые материалы, опубликованные в изданиях Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах (Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal = CSICOP). Это весьма уважаемая международная организация учёных-скептиков (а существуют ли иные учёные?), имеющая целью объективную проверку сообщений о необычных явлениях — от НЛО и телекинеза до хиромантии и астрологии. В нашей стране существует и дружественная CSICOP организация — Российское гуманистическое общество (РГО) со своим журналом «Здравый смысл». Осенью 2001 года в Москве по инициативе РАН и МГУ силами РГО и CSICOP был организован международный симпозиум «Наука, антинаука и паранормальные верования». На нём обсуждалась и Туринская плащаница. Здесь я привожу наиболее интересные, на мой взгляд, данные научных исследований плащаницы, собранные экспертами CSICOP. Надеюсь, это даст читателям журнала дополнительный материал для размышлений над интереснейшей исторической загадкой.

Отношение католической церкви к Туринской плащанице

Научный интерес к этой реликвии пробудился в 1898 году. До того времени господствовало убеждение, что изображение на плащанице нарисовано красками. Но первые фотосъёмки полотна показали, что изображение на нём выглядит, как фотографический негатив. Это побудило некоторых исследователей заявить, что изображение является нерукотворным, что ни один художник не смог бы добиться такого жизнеподобия, которое проявилось на фотографических негативах. Однако все попытки получить изображение человеческого тела на холсте иными, нехудожественными средствами оказались безуспешными.

Католическая церковь никогда не делала официального заявления по поводу подлинности плащаницы. В XX веке плащаница несколько раз выставлялась для публичного обозрения; последние её показы проводились в 1978, 1998 и 2000 годах. После выставки 1978 года к плащанице был разрешён ограниченный доступ исследователей. Тогда группа учёных, в основном из США, провела первое всестороннее обследование реликвии. Полученные результаты были представлены в 1981 году на выставке, организованной в Коннектикутском университете в Гротоне. Был сделан вывод, что на плащанице изображена реальная фигура человека, подвергнутого избиению плетьми и распятию на кресте. Отмечалось, что пятна крови содержат гемоглобин.

Верующие в подлинность плащаницы утверждают, что на ней изобразилось тело Иисуса под действием энергии, исходящей из него во время воскресения. Однако в 1989 году после радиоуглеродных исследований (используемых для определения возраста предметов органического происхождения), независимо проведенных учёными трёх различных лабораторий, было доказано, что плащаница изготовлена не ранее XIII века. Допуская истинность этого вердикта, католическая церковь призвала своих членов почитать плащаницу как живописное изображение Христа.

Католическая церковь не признаёт Туринскую плащаницу как реликвию и официально считает её иконой. «Плащаница является отображением, рассказом в иносказательной форме о страданиях Христовых, описанных в Евангелии», — поясняет вице-президент комиссии по плащанице, толкователь библейских текстов Дон Джузеппе Гиберти.

Во время публичного показа плащаницы в Турине 24 мая 1998 года папа Иоанн Павел II в своей приветственной речи сказал: «Плащаница бросает вызов нашему интеллекту. Она открывает свой сокровенный посыл только тем, кто наиболее близок ей своим смиренным и в то же время живым умом. Её таинственное свечение ставит вопросы о происхождении и жизни исторического лица — Иисуса из Назарета. И так как это не имеет никакого отношения к вопросам веры, то церковь не может взять на себя смелость и ответить на них. Она доверяет науке задачу исследования того, что же случилось с полотном, в которое, по преданию, было завёрнуто тело нашего Спасителя. И церковь при этом настаивает, чтобы результаты исследования плащаницы были представлены общественности. Она предлагает учёным работать с чувством внутренней независимости и в то же время с вниманием к чувствам верующих.

Для нас, христиан, Туринская плащаница прежде всего является зеркалом евангелизма. И когда мы при этом рассматриваем изображение, мы чувствуем глубочайшее успокоение, видя очевидную связь с тем, что сообщает нам Евангелие о страданиях и смерти нашего Господа Бога. Каждый приближающийся к покрывалу замечает, что плащаница не вызывает почтения к себе, а указывает на того, чьё доброе провиденье доставило оно нам. И мы должны всегда осознавать это драгоценное значение изображения Иисуса, которое мы видим здесь перед собой. Таким образом, плащаница является единственным в своём роде знаком, указывающим на Иисуса Христа, воплощённое слово Создателя, и призывает нас сверять нашу жизнь с ним, который пожертвовал собой ради нас».

Кто изображён на полотне?

Несмотря на официальное мнение католической церкви, многие верующие считают Туринскую плащаницу святой реликвией. К выставке 1998 года появились книги по данной теме, и все они старались доказать «подлинность» покрывала в смысле его причастности к биографии Христа. Такие исследователи плащаницы называют её словом «синдон», а себя — «синдонологами». Это слово имеет греческое происхождение и изначально относилось к куску ткани, который можно использовать и как плащаницу (это отличает её от лицевого платка для вытирания пота). Среди сторонников подлинности плащаницы основную роль играет группа STURP (Shroud of Turin Research Project) из США.

Основным тезисом синдонологов служит утверждение, что после снятия с креста Иисуса положили на покрывало, в которое затем и завернули тело. Поэтому контур тела отпечатался на холсте. Другие утверждают, что Христос «оставил своей церкви образ: поскольку тогда не существовало фоторепортёров, он сотворил чудо. В момент своего воскрешения в пасхальное утро он произвёл вспышку света, вспышку огромной энергии. Иначе, как установлено современной атомной теорией, сохранение его изображения на полотняном покрывале было бы невозможно». Для доказательства того, что это именно Иисус Христос, синдонологи ссылаются на большое количество признаков изображения на покрывале, которые согласуются с библейскими данными.

Поклонники плащаницы также указывают на другие предметы с изображением Христа, которые существовали до XIV века: монеты, медальоны и прочее. Они убеждены: сходство изображённых на них ликов Христа доказывает, что ещё до XIV века Туринская плащаница использовалась как оригинал для изготовления монет и других произведений искусства.

Однако скептики с этим не согласны. Если внимательно приглядеться, говорят они, то можно заметить, что сходство старинных изображений Христа с изображением на плащанице не так уж велико. Единственное совпадение только в том, что везде это изображение длинноволосого, бородатого мужчины. Даже если эти изображения имеют сходство с изображением на Туринской плащанице, нужно ответить на вопрос о том, а не было ли само покрывало создано по какому-либо художественному оригиналу. Иными словами, все совпадения можно объяснить общностью традиций и стремлением к их сохранению. И для того чтобы проследить это возможно дольше, нужно совершить экскурс в теорию искусств. Ещё великий теолог Августин жаловался, что нет никакой возможности узнать, как выглядел Иисус. С течением времени менялось и представление художников об облике Христа. До III века Иисуса изображали с короткими волосами и без бороды. И только позже появились изображения бородатого, длинноволосого Христа. Изображение на Туринской плащанице довольно точно соответствует традициям искусства XIV века. Тот факт, что в то время были модны одноцветные изображения, усиливает предположение о том, что здесь мы имеем дело с работой художника.

Историки отмечают, что в библейские времена евреи хоронили своих покойников со скрещёнными на груди руками. Руки, сложенные на гениталиях, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с XI века и были уступкой стыдливости того времени. Покойников во времена Христа хоронили голыми и бритыми, что тоже не соответствует изображению на плащанице, считает руководитель германского общества скептиков Амардео Сарма.

Техника изображения

Что касается предположения о «чудесном негативе», то изображение на Туринской плащанице не является подлинным негативом, поскольку волосы и кровь на нём выглядят тёмными, тогда как должны были бы казаться светлыми, разумеется, если Иисус не был блондином или седым, что маловероятно.

Туринская плащаница в развёрнутом виде

Если принять гипотезу, что Туринская плащаница действительно зафиксировала подлинное тело Христа, то в глаза бросается ряд нелепостей:

— когда покрывало лежит на теле, оно прилегает к поверхности этого тела. Следовательно, отпечаток на той части, которая обволакивает, скажем, лицо, должен быть больше изображения лица, когда мы смотрим на него спереди. Даже при наличии идеальных условий и использовании ещё не известного способа получения изображения, например, такого, как «выпаривание», покрывало должно быть жёстко закреплено над телом на каком-то каркасе, чтобы получилось неискажённое двумерное изображение. Иначе, когда мы снимем и разложим покрывало, привычные пропорции тела будут на изображении искажены. Но на плащанице нет таких искажений;

— совершенно отсутствуют пустые места, которые должны появляться из-за складок. Изображение слишком гладкое для того, чтобы быть подлинным;

— отпечаток окровавленных ступней на покрывале геометрически не соответствует положению ног. Ступни лежащего человека обычно направлены пальцами вверх, а здесь ступни подошвами стоят на покрывале и тогда колени должны быть согнуты;

— волосы человека, изображённого на Туринской плащанице, не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на плохих картинах;

— руки и пальцы различной длины; так, одна рука на 10 сантиметров длиннее другой;

— кровь течёт так, как это бывает на какой-нибудь мазне, по небольшой канавке и не сворачивается, что было бы естественно. Тот, кому хоть раз попадала кровь на одежду, знает, какие безобразные пятна образуются при этом. Со временем они чернеют. А кровь на покрывале всё ещё красная.

В своей книге «Иисус умер не на кресте» Грубер и Керстен (1998) пытаются привести экспериментальные доказательства использования метода «выпаривания». После того как Керстен побывал в сауне и намазался маслом, он лёг под полотняное покрывало. Появился отпечаток одной стороны его тела, однако без черт лица. Судя по фотографиям, приведённым в его книге, отпечаток тела совершенно чётко расширен в области бедер. В отличие от плащаницы, не заметно «удлинения» обеих рук. Даже при контролируемых, идеальных условиях чётко проявляются определённые признаки отпечатка трёхмерного оригинала, а на Туринской плащанице они не заметны.

Кровь или краска?

Этот вопрос многие считают важнейшим, однако он же и наиболее запутанный. Два химических анализа ткани и вещества на ней были предприняты с согласия католической церкви ещё в 1970-е годы. Первый анализ провела итальянская комиссия в 1973 году. Профессора Джиорджио Фраке, Эуджения Ридзатти и Эмилио Мари обнаружили на ткани красноватое гранулированное вещество. Все специальные тесты на кровь дали отрицательный результат. Профессора Гуидо Филогамо и Альберто Дзина обнаружили красноватые овальные частицы диаметром 0,5-0,7 микрона.

Во время проведения второго анализа в 1978 году основную роль играла группа STURP. Эксперты наложили 32 клеевые полоски на покрывало и затем осторожно их содрали. Полоски разрезали на две части и отдали Уолтеру МакКрону и Рею Роджерсу. Эти микроаналитики исследовали частички вещества и волокна покрывала, прилипшие к клеевым полоскам. В частности, МакКрон не обнаружил следов жидкости или каких-либо других признаков трупа. Ему удалось найти всего лишь неорганические компоненты, прежде всего окись железа (ржавчину). Поскольку МакКрон считал возможным античное происхождение покрывала, он сделал вывод, что краска была использована дополнительно для более выразительной реставрации пожелтевших пятен, оставленных телом на покрывале.

При подробном изучении волокон МакКрон нашёл на них два компонента: растворимая в воде краска темпера с окисью железа (железистая охра) и с киноварью. Этот второй компонент использовался старыми мастерами как алый цвет, и получали они его из сернистой ртути. Частицы этих двух компонентов отождествляются вполне уверенно. МакКрону удалось показать, что обнаружить железистую охру можно только в области самого изображения, и её нет в контрольных областях покрывала. А краска из сернистой ртути встречается исключительно в «кровавых» областях. Тот факт, что в живописи XIII и XIV веков киноварь часто использовалась для изображения крови, только усиливает предположение о покрывале как о произведении искусства. Наряду с этим МакКрон нашёл и следы других частиц, причем многие из них типичны для малярных красок. Всё это укрепило МакКрона во мнении, что покрывало могло время от времени попадать в мастерскую художника.

Факты постепенно склонили МакКрона к мысли, что плащаница — искусственное изделие. Но когда он поделился своими выводами с другими членами группы STURP, то встретил сопротивление. У него отобрали клеевые полоски, и он не смог продолжить исследование. Ему было запрещено сообщать о своих результатах без согласия группы. Со временем МакКрон потерял надежду переубедить своих прежних соратников и приостановил свое членство в STURP. И наконец, он начал публиковаться в различных журналах, в результате чего смог найти согласие с непредубеждёнными учёными.

Усилия по химическому анализу плащаницы продолжаются, однако на ткани не удалось найти никаких других существенных составляющих крови, например калия, которого в крови в три раза больше, чем железа. Правда, позже появились сообщения, что на покрывале найдены следы ДНК. Наличие ДНК может, конечно, свидетельствовать в пользу наличия крови, но это очень слабый свидетель. После того как столько людей на протяжении столетий имели дело с покрывалом, было бы чудом, если бы на нём не было найдено никаких человеческих следов.

Возраст ткани

Исследователи Туринской плащаницы пытались разгадать её тайну многими изощрёнными методами, скажем, исследуя застрявшие в ткани частицы пыльцы растений, которые могли бы поведать о географии её перемещений. Но самым простым и надежным методом, очевидно, является радиоуглеродное измерение возраста ткани. Напомним, что радиоуглеродный метод — это способ определения возраста органического вещества, в котором используется распад радиоактивного изотопа углерода С-14. В археологии это один из важнейших методов датировки.

Фрагмент плащаницы с человеческим ликом

В 1970-е и 1980-е годы исследователи часто требовали разрешения на проведение точной, радиоуглеродной датировки плащаницы. Однако в 1970-е годы для проведения исследования нужно было использовать большое количество ткани покрывала, и разрешение не было получено. Но позже техника усовершенствовалась, и сейчас можно определить возраст, обладая малым количеством ткани. Это обстоятельство и облегчило католической церкви в 1988 году принятие решения об определении возраста плащаницы.

Первоначально для исследований было выбрано семь лабораторий. Это было зафиксировано в так называемом Туринском протоколе специалистами по датировке под руководством председателя научного совета Ватикана. К тому же были намечены детали взятия образцов, чтобы потом не было повода для критики. Однако позже число лабораторий было сокращено до трёх, что вызвало недовольство учёных: они опасались, что небольшие отклонения из-за случайных ошибок при исследовании одного из трёх образцов дадут повод сомневаться в надёжности исследований. Семь образцов, разумеется, значительно уменьшили бы риск. Оказалось также, что была изменена методика отбора образцов. Учёным из лабораторий не разрешалось больше непосредственно присутствовать при взятии тканевых образцов. В конце концов, покрывало было исследовано тремя научными коллективами: в лаборатории геофизики Аризонского университета (Тусон, США), в лаборатории археологии и истории искусства Оксфордского университета совместно с лабораторией Британского музея (Англия), а также в Институте физики Цюриха (Швейцария). Результат оказался однозначным: с учётом всех возможных неопределённостей исследователи заключили, что ткань покрывала возникла в период между 1260 и 1390 годами. Этот результат убедительно подтверждает гипотезу о том, что Туринская плащаница является работой художника XIV века.

Всё ещё только начинается…

Казалось бы, радиоуглеродное датирование должно было поставить точку в истории с плащаницей. Как бы не так! Сразу же после публикации этих результатов появились сомнения, связанные с отклонением от Туринского протокола при процедуре взятия пробы; напомню — на отклонениях настояла церковь. Действительно, непрерывная и документированная идентификация образцов не была проведена. Упаковки образцов осматривались только тремя представителями церкви, и, к сожалению, всё это не фиксировалось фотокамерой.

В среде журналистов это неизбежно привело к возникновению теории о заговоре.

Однако независимые эксперты считают, что образцы взяты честно и исследование выполнено на высоком уровне. У всех трёх лабораторий в пределах ошибок совпал не только возраст плащаницы, но и возраст контрольных образцов двух других исторических тканей, даты рождения которых историкам точно известны. И всё же этот случай показывает, что может произойти, когда исходя из политических или церковных интересов происходит отклонение от установленной процедуры. Опасение, что случайное отклонение, полученное в одной из трёх лабораторий, поставит под вопрос общий результат, не оправдалось. Но отсутствие безукоризненно выполненного протокола исследования всё же дало повод для различных спекуляций.

В России серьёзных публикаций о Туринской плащанице и тем более о связанных с ней исследованиях было немного: ведь никто из нас не держал её в руках, да и мало кто видел. Поэтому мой интерес привлекла статья в «Вестнике Российской академии наук» (Фесенко и др.; 2001), в которой ответственные сотрудники Института криминалистики и Министерства юстиции РФ поставили под сомнение радиоуглеродный возраст плащаницы. Как говорится, за дело взялись профессионалы! Они отметили, что пострадавшая от пожара 1532 года плащаница по историческим данным подверглась реставрации, в процессе которой её могли пропитывать растительными маслами и таким образом привнести в её состав свежий органический материал, способный существенно изменить соотношение изотопов углерода (С-14 / C-12). Авторы статьи экспериментально показали, что методика подготовки образцов плащаницы к радиоуглеродному исследованию, использованная, в частности, специалистами Оксфорда, не обеспечивает полного удаления из ткани плащаницы высохшего растительного масла. Встаёт вопрос: насколько это могло «омолодить» плащаницу?

И вот тут авторы статьи допустили промах: они сделали расчёт, исходя из предположения, что неотмытое растительное масло привнесло в ткань лишь радиоактивный изотоп углерода (С-14), тогда как, на самом деле, ткань в результате загрязнения свежим природным углеводородом могла обогатиться только природной смесью изотопов углерода. Эта ошибка обошлась авторам статьи дорого: их вывод гласит — ткань, изготовленная 2000 лет назад, в результате указанного загрязнения вполне может дать средневековый радиоуглеродный возраст. Но аккуратный расчёт показывает, что это не так: загрязнение маслом могло сдвинуть возраст плащаницы лишь на несколько десятков лет. Жаль, что нашим криминалистам не удалось сказать своего слова в «плащаницелогии». По правде сказать, мне трудно понять причину их столь элементарного промаха. Ведь решалась школьная задача!

Впрочем, промахи и даже подвохи допускались и раньше. Например, в 1989 году физик из лаборатории высоких энергий Гарвардского университета Томас Филлипс предположил, что в момент воскресения Христа его тело испустило мощный импульс тепловых нейтронов (а почему бы и нет — что мы знаем о физике воскресения?). При этом некоторые ядра изотопа С-13, захватывая нейтроны, могли превратиться в ядра С-14, «омолодив» таким образом ткань плащаницы с точки зрения радиоуглеродных исследований. Хотя всем было ясно, что эта идея относится к разряду «Физики шутят», она была тщательно проанализирована специалистами. Были найдены аргументы, например, нормальный изотопный состав других элементов, полностью отвергающие эту гипотезу. Так закончилась нормальная научная дискуссия.

В качестве курьёза отмечу, что неверное решение задачи про «омоложение» плащаницы, полученное в работе Фесенко и др., совершенно верно описывает ситуацию, рассмотренную Филлипсом. Так в «деле о плащанице» добавилась ещё одна загадка. Думаю, их будет ещё много. Ведь Туринская плащаница — не столько объект научного исследования, сколько фокус идеологических и социальных проблем.

Владимир Сурдин
«Знание-сила»