По вере

«Каждому воздастся по вере…» — почему у М. Булгакова именно так, если человек ограничен в эпохе, в знании и в среде; здесь даже и божеского милосердия нет?

Андрей Ларионов 30958 3 года назад мои ответы не являются «глубокомысленными» статьями для ЯДзен

Христианство — религия откровения. Поэтому не страшно, что человек ограничен.

Для этого и в истории Бог воплощается, приходит сам к людям, раз человек ограничен.

Для этого Бог и к каждому конкретному человеку приходит, желая спасти каждого.

А в романе Булгакова этого, конечно, не видно. Потому что, роман не пересказ евангелия, а роман, где евангелие используется для других художественных целей. Там евангельские события пересказываются Воландом. Который, вообще-то, отец лжи, лжец от начала. И он старается представить Иешуа странствующим философом, у которого всё люди добрые, а сам он даже и посмертную участь людей не решает, а просит! о ней его, Воланда. Впрочем, намек оставлен, всё-таки, Иешуа может исцелять, а у Воланда вечно больная нога, от боли в которой он избавиться не может.

Сама фраза:

Каждому воздастся по вере…

сравните с евангелием:

  1. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
  2. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
  3. Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

(от Матфея 9:27-29) www.bibleonline.ru

И это благая весть, так как ранее было:

  1. и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

(Псалтирь 61:13) www.bibleonline.ru

Ранее человек действительно был ограничен — дела. Теперь же вера, которую надо принять, которую даёт Бог, может исцелить.

Повторю, вот что происходит, вот в чем благая весть:

  1. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
  2. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

(от Марка 9:23,24) www.bibleonline.ru

Он сам приходит, сам предлагает исцеление и исцеляет. Человеку нужно было сделать лишь встречный шаг, когда Он пришел и постучался.

Это же касается Вашего второго вопроса:

За что М.Булгаков хотел «наказать»(?) Берлиоза, почему его голова оказывается на балу? Есть ли вообще в романе милосердие Булгаковского бога к людям?

Булгаков не пересказывает евангелие, он показывает мир отказавшийся от Бога, куда приходит Воланд. Воланд и пародирует Бога, и врет о Нем, и выступает или притворяется, что выступает орудием справедливости, то есть Бога. Всё это одновременно и нам самим надо думать и смотреть. В мире, который дождался справедливости от Воланда (нам же нравится как он наказывает там глупых, жадных, лживых), принцип «воздастся по вере» из благой вести о возможности исцеления превращается в отрезание головы атеисту. Нам же предлагается торжествовать и смеяться над самонадеянным атеистом Берлиозом. Хотя, как Вы почувствовали, не очень то смешно.

А как в жизни, как на самом деле? Где правил бал Сталин, где непонятно было, что сделать, чтобы писать романы. Правильно ли поступала реальная Маргарита?

Отсюда и вся двойственность романа такого же как жизнь.

По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29)

Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

27Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Сегодня Церковь предлагает нам евангельское чтение от Матфея — повествование об исцелении двух слепых и немого. Мы можем только поражаться, насколько велико милосердие Бога к людям, насколько чудесен этот неиссякаемый источник исцеления, который Господь подает каждому человеку. Вопрос в том: как мы можем принимать участие в этом чуде исцеления, хватит ли нашей веры и нашей молитвы?

Слепые следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, сыне Давидов». Обещание пророка Давида, что от него произойдет Мессия, было всегда живо в израильском народе. И вот эти два слепца идут и проповедуют в Капернауме о том, что Мессия уже здесь на земле. Можно только удивляться, как Промыслом Божиим, эти люди, лишённые телесного зрения, духовными очами уже прозрели великие дела Божии. Но также удивительно, что они просят Бога о милости. И именно такой же молитве нам нужно учиться у этих слепых. Мы должны просить Бога о милости, прежде всего. Возможно, Господь не исцелит нас в данный момент от болезни и не избавит от какой-либо нужды, но если мы будем пребывать в Божией милости, будем доверять Ему, то обязательно однажды получим от Бога великое утешение, будем знать, что не одиноки в своей беде.

Также вызывает удивление и то, что оба эти слепца молятся друг о друге. Они не говорят каждый за себя — «помилуй меня», но говорят — «помилуй нас». Если бы мы знали, что значит общая молитва, преодоление эгоизма и забота друг о друге в постигшей беде!

Назидательно в этом тексте и то, как Господь реагирует на их просьбу. Христос продолжал идти, как бы ни слыша их, не обращая внимания на эти крики. Господь тем самым просто желает испытать, насколько искренне и сильно их желание, насколько реально осознание ими своей беды. Это должно научить каждого верующего усердию в молитве. Молитва — это труд, а не «волшебная палочка», исполняющая любые желания по одному лишь слову.

Еще одна важная подробность: Господь не реагирует на их слова и поэтому они должны последовать за ним в дом. Святые отцы видят в этом особенное значение: для каждого из нас рано или поздно неминуема встреча со Христом. Мы принимаем участие в богослужении, молимся на Божественной Литургии вместе со всеми и каждому рано или поздно неизбежно предстоит лично встретиться со Христом. Будь то в пустом храме, в доме, при посещении болезни или беды. Господь обязательно откликнется на наше следование за ним. И это всегда будет тайна, Господь нам точно также скажет: «Смотри, только никому не рассказывай — это твоя личная тайна, которую ты должен сберечь в своем сердце».

Это евангельское повествование напоминает нам о том, что наша молитва обязательно должна быть совмещена с глубокой верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам».

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Христос мог бы исцелить всех слепых, немых и глухих на земле одним лишь словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда имеет право выбора между добром и злом. Если мы выбираем добро, то живем со Христом, если выбираем зло — отвергаем Бога. То же самое происходит и с немым человеком, о котором повествуется в сегодняшнем Евангелии. Он как бы становится бессловесным существом.

Мы видим с экранов телевидения, и из средств массовой информации: как интенсивно идет пропаганда «скотского» образа жизни. Святые слова перемешиваются с грязными — происходит обессмысливание слова. Люди не стыдятся публично произносить любые постыдные вещи.

Господь сначала изгоняет беса из немого человека, только потом дает ему возможность говорить. Представьте себе, что Господь сначала просто исцеляет человека и этот человек своими нечистыми устами сразу же начинает хулить Бога и человека, и прославлять грех. Но Господь устраняет причину одержимости, корень зла, всех хульных слов и деяний — избавляет от беса. Нашими общими устами мы должны хвалить Бога, просить чистоты душевной и телесной, чтобы Господь избавлял нас от бесовского воздействия. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. В таком случае мы сможем прославлять Бога и принимать участие в тех великих чудесах, которые Господь творит на земле.

Каждому воздастся по вере его. Воланд По роману Ма

…И повелит Он им, дабы пошли они в огненный ручей,
а дела каждого предстанут перед ними.
И воздастся каждому по делам его…
{Пс. 61:13; Мф. 16:27.}
Однажды, читая афоризмы о Вере (пишу это слово с большой буквы из чувства уважения к его значению), мой взгляд остановился на строчке, которая принадлежит Силовану Рамишвили. С этой строчки я хочу начать своё сочинение-размышление на столь философскую и для многих непонятную тему.
«Бог в тебе таков, в какого ты веришь»! Эта строчка потрясла меня. До этого я никогда не задумывалась над тем, во что верю я. Моё сознание перевернулось…
Вторая вещь, которая внесла изменения в мой 17-летний мозг, была книга Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Это многоплановый роман, главным звеном в котором является Воланд. Читатель предупреждён о существовании в романе «нечистой силы» с самого начала: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…». Не трогательно ли? Меня всегда волновал образ Воланда. Для некоторых – это Сатана, Князь Тьмы, Лукавый Обманщик, Искусный Манипулятор. Да, это так, но согласитесь, без всех этих ловушек, манипуляций и даже жестокости невозможно изменить людей, которые уже пошли по дороге зла, обмана, одним словом – греха. Мне кажется, что именно в таких случаях цель оправдывает средства. В наше время, когда материализм доходит до такой степени, что эгоизм перестаёт быть здравым и переходит все границы, духовности почти нет места в человеческом сердце. А должно быть наоборот.
«Каждому воздастся по вере его» — так перефразировал Михаил Булгаков известную фразу из Библии. Давайте подумаем, почему «Вера» заменила «Дело» у Булгакова. Может, потому что Дело – следствие Веры? Но бывают ситуации, где Вера – следствие Дела. Ведь для того, чтобы изменить и даже спасти ещё не до конца сформировавшееся сознание Ивана Бездомного, Воланду пришлось на его глазах убить М. Берлиоза. Столь странную и ироничную смерть Берлиоза Воланд потом объяснит читателям и самому Берлиозу (то есть его голове) на Балу Сатаны: » Вы всегда были проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие». Вот самое главное событие в романе, которое подтверждает, насколько сильна вера человека и к чему она может привести. Не зря же говорят, что люди должны бояться своих мыслей, так как эти мысли могут материализоваться. Мысль, как гром, поражает мозг, избавиться от неё очень трудно. И самое страшное в том, что чем больше о ней думаешь и хочешь прогнать, тем больше она укореняется и становится Верой.
Но не всё так плохо в романе «Мастер и Маргарита». Светлая героиня романа верила до конца в свою Любовь, берегла засушенную розу в наполовину сгоревшей тетрадке, подобно фитильку надежды в наполовину перегоревшем от страданий и горя сердце. Маргарита верила, и вера её была твёрдой и непоколебимой. Она была настолько сильна, что спасла даже Мастера, который уже ни во что не верил и просто плыл по течению. Она потом будет упрекать его в подвале: «Ах, ты, маловерный, несчастный человек». Горькая нежность подступила к лицу Мастера, и он заплакал…
На самом деле не так уж и важно, во что вы верите: в Бога, в Аллаха, в Будду, а, может, просто в Любовь. Главное, чтобы мысли ваши были чисты и вера ваша крепка. И тогда, я точно знаю, мы спасём этот мир! Помните: «Бог в тебе таков, в какого ты веришь»!

«По вере вашей да будет вам»

Вопрос о чудесах, даже явных, зиждется на вере человека: «По вере вашей да будет вам» (Мф 9:29).

Там где христианин увидит чудо Божие, Его промысел, человек неверующий увидит совпадение, случайность, стечение обстоятельств.

Человек, ведущий подлинный церковный образ жизни знает, что вся его жизнь наполнена чудесами, которые увязаны с нашими молитвами и обращениями ко Творцу.

Мое первое явное чудо случилось во время моего служения в больничном храме. Заканчивая службу я давал прихожанам прикладываться ко кресту, когда увидел подходящую ко мне женщину с ребенком на руках.

То, что ребенок был нездоров было видно сразу. Уставший, замученный вид, посиневшие губы. Как я и предполагал у девочки были врожденные пороки сердца и предстояло множество операций, которые, к сожалению, идут до сих пор.

Я разговорился с женщиной, оказалось, что в ближайшее время им предстоит сложная операция в Москве, на которую у них нет денег. Сама операция была бесплатна, по квоте, но вот проезд, питание и лекарства только за свой счет. Не знаю почему, но некое вдохновение подсказало мне, что нужно непременно ей помочь. Я пообещал найти на поездку 50 тысяч рублей, при моей зарплате в 20. Они приложились ко кресту, а я стал судорожно молиться и думать, почему я это сказал и где мне взять эти деньги в такой короткий срок.

На следующий день меня пригласила освятить квартиру незнакомая женщина. После молитвы, следуя ее приглашению я согласился выпить чаю и пообщаться.

В процессе знакомства выяснилось, что она профессиональный спортсмен. Но на данный момент она завершила карьеру и ей осталось выполнить свое последнее желание. В ближайшие дни ей должен был придти остаток гонорара за какое-то выступление. Сказав это она посмотрела на меня и спросила: «Батюшка, там немного, всего 50 тысяч рублей, не знаете, кому можно было бы отдать эти средства для доброго дела»?

Не 20, не 30 и не 80 тысяч, а именно та сумма, которая была нужна на поездку.

Иллюстрация: Хождение Иисуса Христа по водам. К. Лебедев, хромолитография, начало XX века.

Школа № 60 «Одаренные школьники» — детский центр

Композиция произведения связана с философским смыслом произведения, с его идеей (слайды 22, 24).

«Человечество мало изменилось. Люди как люди, иногда милосердие стучится в их сердца…», — говорит Воланд. Модель устройства общества, поведение людей, нравственные критерии, чувства и эмоции остались те же, что и много веков тому назад.

— Как мы определим идею произведения? (Слайд 27).

VI. Подведение итогов урока. Вспомним слова Воланда: «Каждому будет дано по его вере». Это и есть идея произведения. Все персонажи романа получают то, во что они верят, то, что они заслужили: свет, покой или тьму. И все обидчики Мастера, Иешуа, М.А.Булгакова, упомянутые в первой части, отвечают за свои прегрешения во второй. Идею романа помогает раскрыть многоплановость и разноуровневость повествования. Зеркальное отражение у Булгакова является философией возмездия: что заслужил, то и получил. Это некие чаши весов в поисках равновесия. И все же добро побеждает зло. «Свободен! Свободен!», — кричит Мастер. И нет никакой казни Иешуа, освобожден от мук совести Понтий Пилат. А Мастера и Маргариту больше никто не побеспокоит в их вечном покое. Все сошлось: время и пространство, герои и загадки, все обстоятельства и декорации: «Все сбылось…Это факт. А факты – самая упрямая в мире вещь». Так уясним для себя эти нравственные уроки М.А.Булгакова.

Кафедра культурологи и филологического образования АИПКП

Мастер-класс па курсах ПК учителей
русского языка и литературы

Изучение творчества М.А.Булгакова
в старших классах.

Малахова Елена Васильевна,
учитель МОУ «Красноярская СОШ №1»

На сайте — Печать баннеров в типографии

Страницы: 1 2 3 4 5