Почему бог создал человека?

ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАНО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?:
«ВЫСШИЕ ТВОРЦЫ СОЗДАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭНЕРГИИ, КОТОРОЙ ОНО ДОЛЖНО СНАБЖАТЬ НЕ ТОЛЬКО ВЫСШИЙ МИР, НО И ЗЕМЛЮ….»
«…Земля участвует в общекосмических процессах производства и взаимообмена энергий как внешнего, так и внутреннего круга, существующего между всеми физическими и энергетическими видами жизни данного объёма пространства. А если кто-то из этого круга общего процесса взаимодействий энергий не справляется со своей работой, то либо погибает, перегружаясь от большого объема приходящих и не перерабатываемых энергий, либо его уничтожают СВЫШЕ как брак, заменяя кем-то другим..»
«КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК РАССЧИТАН НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФУНКЦИИ и должен выработать соответствующий вид энергии». (стр.129).
«Несмотря на далекие перспективы приобретения в себе качеств суперчеловека в далеком будущем, настоящее не может порадовать современного человека ничем хорошим.
БЛИЖАЙШИЕ ДВЕСТИ ЛЕТ ЯВЯТ СОБОЮ СУРОВЫЙ ПОЛИГОН ИСПЫТАНИЙ ЧЕЛОВЕКА, поэтому в прекрасное будущее шагнут не все души, а лишь те, кто успешно справится со своими задачами в эти двести лет.» стр. 170
( Выписки цитат из книги : «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» изд. 2014г. Авторы Секлитова Л.А, Стрельникова Л.Л.)
***********************
Но Предлагаемый ниже материал «ЯРОК И ПОНЯТЕН» и столь мощен по образу слова, мысли и энергетике (ВЫПИСКА) :
Вчера вечером вполглаза один репортаж по телевидению увидел. И на голову словно шапку одели, так что мозги чувствовал. А в репортаже показали одну ферму для насекомых, где сверчков разводят. Создана искусственная мини-биосферная система, в которой сверчкам привольно живется. Они собираются стайками, конкурируют за лучшие уголки проживания, самцы дерутся из-за самочек, и тут же на самочек лезут с половым сношением… Потом самочки яички или личинки откладывают, которых заботливые сверчки выкармливают и выращивают во взрослых сверчков, — словом, размножаются и воспроизводят себе подобных… Меня как током ударило: — совсем, как у людей! Модель Земли и Человечества! Те же войны, конкуренция самцов, любовь, и тд., и т.п.
Но не знают, и не подозревают сверчки, что хозяин не об их «счастье» заботится, а их как корм выращивают, на продажу. Оказывается, сверчки, — лучший корм для обитателей террариумов… Вот их и выращивают для этого, и торгуют ими… Хозяину этой фермы по большому счету наплевать, счастливы сверчки, или нет, нравится им их судьба, или нет, — главное, чтоб размножались побольше, и побыстрее вырастали до товарных кондиций, чтобы вкусными были… Хозяину нужно только следить за условиями этой сверчковой экосистемы, — чтобы загрязнений не было, болезней или какой другой напасти, что сверчков погубить может, и за сверчками присматривать, чтобы не разбежались, и куда не влезли…
Время от времени, если экосистема дает какой-то сбой, или какая зараза болезнь заведется, приходится все обновлять. Экосистему чистить, заболевших сверчков уничтожать, а в очищенную экосистему новых сверчков заселять, чтобы те заново расплодились, и опять чтобы сверчков на продажу на корм много было…
Совсем, как история Земли с ее миллионами лет неизвестных цивилизаций, гибелью лемурийцев, и проч., проч., проч… Как у нас теперь, — Хозяин размышляет, — чистить людскую «конюшню», или немного обождать? Если чистить, то как и каких «сверчков после чистки расплодить и выращивать??? Вот и думает пока…
Попытался я от этого наваждения «сверчковой» темы избавиться, — у меня как раз друзья из Самары приехали, так с ними приняли «на грудь» коньячку, чтобы забыться, и мозги очистить… ан нет, — не успел проснуться, а «сверчковая» тема занозой в мозгу сидит, и сверчком заливается…
Действительно, — в природе существуют давно сбалансированные и жесткие цепи питания: большой всегда поедает малого, и так по всей цепочке, от бактерий до человека… Пирамида питания, в которой человек на самом верху, и особняком стоит, — у человека душа есть. Это как пирожок с начинкой…
Всю эту биосферу и пирамиду питания не человек создавал, и самого себя человек не создавал, — все это создано кем-то другим, пока «сверчку» невидимым, но создано именно для «сверчка», чтобы «сверчков» больше было, и они дошли до кондиции по зрелости «начинки», — такие много вкуснее и ценнее, оказывается…
Однако все в мире подчиняется законам подобия, и по этим законам, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВУЕТ В ЦЕПИ ПИТАНИЯ, ТО ОН ДОЛЖЕН И ОБЯЗАН БЫТЬ КОРМОМ ДЛЯ ДРУГИХ, КТО СТОИТ ВЫШЕ… Быть «кормом» для тех, кто эту пирамиду питания создал, и на нее человека посадил с его вкусненькой «начинкой» — душой…
ТАК ДЛЯ КОГО ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ КОРМОМ? Для Хозяина «фермы», или кого то другого, на продажу… Или это чушь, вымысел?
Но в истории Земли ВСЕ НАРОДЫ ( и Арии не исключение) всегда приносили жертвы Тем, Кто на Небесах… кормили их жертвенными подношениями, попросту говоря… Для этого у каждого народа существовала особая каста избранных, — жрецы, что имели право общения с Небесами, и следили, чтобы именно в вопросах жертвоприношения всегда порядок был, и люди не забывали о своей обязанности, и их жертвы были обильными… Когда людей мало было, все ягнят жертвовали, да быков, а как люди расплодились, и людей жертвовать начали… Людишки гораздо «вкуснее» для Небес оказались, особенно начинка этого «пирожка», — души людские…
Не вкусны новорожденные души, — пресные они, а вот как на Земле в телах людей подрастут, созреют, так в самый раз… Тела людские не нужны в жертву, — пусть остаются для размножения, куда новорожденные души подсаживать для доращивания и созревания, — такая «начинка» гораздо лучше…
Вот такие мысли… Вот и думает Хозяин, как вырастить более «вкусное» поколение 6-й расы и ее размножить… Хозяину попросту наплевать на «сверчковое счастье», — ему бы лишь побольше сверчков новой породы было…
А тут эти «сверчки» сами догадываться начинают, что они попросту «корм», и никуда от этого предназначения не денутся…. Рожать потомство отказываются… чтобы не производить больше своих детей на этот «корм»… Лучше смерть самим, и не рожать детей вовсе, что им такая судьба была уготована… Самое время «конюшню» чистить…. И нас убивать, кто с такой концепцией заведомых рабов и «корма» не согласен, — дурачков на расплод всегда найти можно….
Вот такие мысли, кажутся чудовищными по своей сути, но они же многое объясняют, в частности, почему Ариев на корм Злу стравили, и почему мне запрещали и запрещают Правду открывать. И Ахею запрещали, и Перуну теперь… Только однажды Ахей обронил, что не предатель он, а тоже подневольный, и только приказы выполнял… вот мне в спину свои же и стреляли, поганые…
Такие мысли кажутся чудовищными, но на них упорно с Небес наталкивает этот невидимый «дирижер»… Думаете, зря???
С уважением Ю. Бабиков 16.09.2009
***************************
И об этом же из контактов Авторов:
ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАН ЧЕЛОВЕК
Л.Л.
Мы познали религию на человеческом уровне – в форме ритуалов и тех бытовых смысловых значений, в форме которых она преподнесена нам Свыше, а также перешли к космическому осознанию её задач в системе связи человек – космос. Теперь уясним себе тот главный процесс или механизм, в котором участвует человек, точнее, разберём подробнее вопрос – для чего человек создан.
Религия, молитвы, как мы узнали, – это закодированный энергетический процесс, в результате которого космические Системы получают по определённым каналам энергию требуемого качества. Церкви – места концентрации энергии для передачи её затем по каналам в
Космос, а точнее – в конкретные Иерархические Системы нашего Бога.
И для этого имеются специальные энергосборники (эгрегоры), куда стекается чистая энергия из всех церквей, от всех верующих. Кроме того, человек участвует в энергообменных процессах между Иерархическими Системами и Землёй, между другими планетами солнечной системы. И отсюда вытекает та цель, ради которой был создан человек на Земле.
Человек был создан для того, чтобы производить для Космоса и для Земли необходимые им на данный промежуток времени виды энергии, а не сам для себя, не для удовольствий, не для того, чтобы только растить детей и выращивать урожай, как принято у нас говорить.
Это слишком мелкие и ничтожные цели. Человек создан специально для более глобальных целей, и поэтому, когда он перестаёт выполнять свои космические обязанности, для нормального течения которых требуется соблюдение определённых норм и правил поведения, то его просто убирают. И всё внутри человека устроено таким образом, чтобы, прежде всего, производить всевозможные виды энергий: и для этого у него существуют энергетические каналы, чакры, оболочки, и для этого он наделен чувствами и эмоциями. Таким образом:
Человек – это мощная биоэнергетическая машина, перерабатывающая и излучающая в Космос самые разнообразные виды энергий.
Схема 1
При этом их бесчисленное множество. Человека можно сравнить с призмой, на которую падает белый луч света. Призма разлагает его на спектр цветов (схема 1), и наблюдатель видит радугу, т.е. из одного получается множество. Аналогично работает организм человека:
-получает из Космоса какой-то вид энергии, соответствующей назначению конкретного человека, а разлагает её на другие виды через ряд преобразований. При этом три типа разных грубых человека будут давать три типа совершенно разных спектров, отличающихся друг от друга на какие-то доли частот. Аналогично и люди высоконравственные и духовные разлагают энергию Космоса на высокочастотные типы энергий светлых чистых тонов, но каждый даёт свой вид новых энергий. Спектр каждого человека индивидуален. Преобразование энергий идёт через работу мысли и всевозможные эмоции: радости, любви, ненависти, ярости, страдания, через болезни и т.д. При этих процессах перерабатывается тонкая энергия. Пищеварение тоже даёт выплеск большого количества энергии, но более грубой, материальной.
Человек перерабатывает энергию двойственно: ту, которую он непосредственно получает из Космоса (незаметную для глаза и наших чувств) и более ощутимую, материальную энергию Солнца и энергию, получаемую с пищей. В пище тоже заложена преобразованная энергия Солнца плюс энергия Земли. Всё, что создаётся в Космосе, имеет многоцелевое назначение. Человек, таким образом, создан для выработки определённых видов энергии, основных типов которых – двенадцать согласно знакам Зодиака плюс тринадцатый знак «Змееносца».
И второе его предназначение, т.е. предназначение его телесной оболочки – это совершенствование души. Или иначе можно сказать, что, совершенствуя душу, человек перерабатывает множество видов энергий, отдавая часть Космосу, часть Земле, Солнцу и другим планетам нашей системы.
Следовательно, человек производит энергию для других космических структур, как, например, деревья – кислород для человека, животных и всего живущего на Земле. Космос не терпит паразитизма. Каждый обязан производить что-то для другого. И каждый свои обязанности выполняет, хочет он этого или нет. А с помощью религии отбирают духовные типы энергий для Высших Иерархических Систем.
(Выписка из книги «ОТКРОВЕНИЯ КОСМОСА» авторы Стрельников А.И., Стрельникова Л.О.)
Продолжение о цели создания человека последует…

Согласно описанию Сотворения мира в Ветхом Завете, в Книге Бытия, человек был заключительным творением Бога. Это не значит, что Бог не продолжает создавать. Как раз наоборот, в Новом Завете Христос говорит:

Отец Мой доныне делает, и Я делаю. (Евангелие от Иоанна, глава 5)

Это означает, что Бог продолжает творить. Когда мы говорим, что заключительным творением Бога был человек, мы имеем в виду процесс Сотворения мира, который длился шесть дней и описан в первых двух главах Книги Бытия.

Бог создал человека иначе, нежели животных.

Почему человек главное творение Бога? Просто потому, что человек не принадлежит ни к материальному миру, ни к духовному. Он – дитя двух миров: он имеет духовное начало (душу) и материальное тело. Человек, таким образом, является связующим звеном между духовным и материальным мирами. Чтобы лучше это понять, давайте посмотрим, что говорит Священное Писание о том, как Бог сотворил человека.

Бог создал всех животных и птиц одним лишь только словом. Но создавая человека, он избрал совершенно другой способ — действие.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Книга Бытия, глава 2)

Мы видим, что Бог иначе творил человека – Он сделал особые усилия, Он дал человеку душу и тело, и сделал его царем на земле, чтобы тот имел власть над всеми земными тварями.

Сотворение человека: Бох вдохнул в человека душу.

Душа человека, как его духовная составляющая, имеет большое значение, настолько большое, что даже Христос говорит нам:

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Евангелие от Марка, глава 8)

Библия часто говорит нам о душе и духе. Дух человека – это его душа. Его не следует путать со Святым Духом, или Духом Божьим. Сначала Бог создал тело человека, а затем он вдохнул в человека «живую душу». Так бог сотворил человека. Душа и тело человека задуманы и созданы одновременно. Именно данный факт стоит в основе того, что Церковь выступает против абортов. Считается, что в душа ребенка существует с момента зачатия – с момента появления первой клетки его тела.

Бог создал тело человека.

И тело также имеет большую ценность, так как душа неразрывна с телом. Тело – это храм души, которая обитает в нем.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (Первое послание Павла к коринфянам, глава 6)

Тело освящается духом Божьим, который живет в нем. Человек получает тело и кровь Христа во время Святого Причастия. После смерти тело вернется в землю, но во время второго пришествия Христа человек будет воскрешен. Воскрешен и воссоединен с душой.

Бог создал женщину.

Когда Бог создал человека, он решил создать ему помощника и партнера. Он создал Еву из ребра Адама. Почему женщина была создана из ребра? Это было сделано таким образом, чтобы не было никаких сомнений в том, что женщина имеет ту же природу и сущность, что и мужчина, и поэтому всегда будет сотрудничество и любовь между ними. Мужчина дополняет женщину, а женщина дополняет мужчину; оба дополняют друг друга. Они живут не в одиночку, а вместе. Женщина не уступает мужчине, и не превосходит его. Она плоть от плоти его. Женщина равна мужчине, так природа человека была установлена Богом.

Все люди являются потомками Адама и Евы. Это кажется странным, особенно если вспомнить, что есть несколько рас и множество языков. Даже после Великого потопа, во времена Ноя,

На всей земле был один язык и одно наречие. (книга Бытия, глава 11)

Это означает, что существует одна раса людей на земле, и что все они говорили на одном языке. Тогда что случилось? Как мы были раздроблены? Люди размножились. Они стали гордыми и перестали уважать Бога. Они решили построить Вавилонскую башню, но не для славы Божией, а для собственной славы.

Бог сошел и смешал их языки – и люди разделились на народы и расселились по земле. Проживая в разных климатических условиях, они изменились внешне. Однако, не стоит забывать, что все люди происходят от одного предка, Адама, от одной пары, Адама и Евы. От одной крови. Апостол Павел в Деяниях:

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деяния святых апостолов, глава 7)

Бог создал человека по образу своему.

Когда Бог творил человека, сказал Он:

сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Книга Бытия, глава 1)

Но что значит для нас быть сотворенными по образу и подобию Бога? Быть сотворенными по образу – не значит быть внешне похожими. Бог не имеет отношения к материальному телу. По образу Божьему означает, что мы суверенны и независимы. То есть, у нас есть свобода выбора. Без свободы выбора человек не был бы совершенным.

«Подобие» – образ в действии, это использование свободной воли человека для того, чтобы морально совершенствовать себя. Это движение к святости и совершенству.

Быть созданным по образу и подобию Бога означает иметь необходимые качества личности, интеллект и ум, чувственность и чувство, и волю, то есть способность делать моральный выбор. Этих качеств нет существуют нет у других существ. Они позволяют человеку общаться с Богом, а также быть морально ответственным за свои действия.

Первая глава Книги бытия дает нам представление о сотворении всего сущего, включая человека. Но человек имеет столь важное значение, что вторая глава Книги Бытия сосредоточена на дополнительных сведениях о создании человечества.

То, что человек был кем-то особенным для Бога свидетельствует тот факт, что бог создал дом для человека:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (Книга Бытия, глава 2)

Следует обратить внимание на особую заботу Бога о человеке, он не создал для человека сад, а насадил его, приложил усилия для того, чтобы человеку было хорошо. Бог проявил личную заботу о человеке.

Согласно Библии, первый человек был совершенен, создан по образу Бога.

Бог Всевышний согласился поделиться с человеком господством и властью над животным миром.

Бог наделил человека некоторыми из его божественных атрибутов, тем самым отделяя и отличает его от зверей. Какие особые Божественные качества получил человек? Их шесть:

  • язык,
  • творчество,
  • любовь,
  • святость,
  • бессмертие,
  • свобода.

Для чего Бог создал человека.

Зачем Бог создал человека? Бог создал нас, чтобы явить свою благость и поделиться с нами своим вечным счастьем на небесах.

Создавая мир, Бог не увеличил свое счастье, так как он был бесконечно счастлив от всей вечности, но он явил Свою славу и Свою благость внешне.

Бог создал человека, чтобы особым образом проявить свою славу. Он дал человеку разум и волю. При жизни Бог дает нам свет Своей славы и свою благодать.

Французский философ Рене Декарт ещё в ⅩⅦ веке высказал ныне широко известное утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую». И, на самом деле, вполне можно сказать, что человек больше думает, чем дышит. Ведь пока мы набираем в легкие воздух, в нашей голове могут появиться тысячи мыслей. А когда человек идентифицирует себя верующим, то поле для разбега мыслей становится просто гигантским.

Другой американский философ сказал: «Вы то, что вы думаете». Вся наша жизнь — результат наших мыслей и их последствий. Христианин, помимо помыслов обыденной жизни, наполняет себя ещё и мыслями о Боге и смысле жизни, о мире и о себе самом. Думаю, не совру, если скажу, что львиная доля верующих людей когда-нибудь да думали о том, зачем Бог создал человека и вообще весь мир? Особо остро данный вопрос встаёт перед нами, когда мы читаем криминальные сводки или хотя бы просто включаем телевизор во время трансляции новостных передач. Но обо всем по порядку.

Пожалуй, начнем с самого главного. Что явилось причиной, по которой Бог принял решение создать мир? Если мы вспомним истории про античных богов, то увидим, что они питались и вообще жили за счёт благодарности людей; по крайней мере, голливудские киноленты упоительно нам рассказывают именно об этом. Но для православного христианина данная мысль несостоятельна, ведь книга Бытия говорит нам, что Бог Всемогущий, значит, Он не нуждается в чьей-либо помощи для существования.

ФОТО: www.tatmitropolia.ru

Может быть, Бог создал мир для того, чтобы властвовать и вершить судьбы всех «подчинённых»? Но и это не совсем похоже на правду с точки зрения православия, ведь Бог даровал этому миру свободу. Причем полноценную свободу, свободу, в которой человек является определяющей причиной своих действий. И без нашего позволения Бог не будет нарушать личные границы человека.

А, может быть, Бог создал мир для того, чтобы посмотреть, как этот самый мир будет справляться в тех или иных условиях?../ (Эх, сейчас бы попкорн — и вышел бы потрясающий фильм, включающий в себя все жанры, кроме скучного!) Но нет, ведь рай, с которого все началось, не знал ничего, кроме радости и блаженства. Так зачем и почему Бог создаёт мир?

Прекрасный ответ на этот вопрос мы находим в третьей сотнице под номером 46 в «Главах о любви» преподобного Максима Исповедника:

«Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому что в чем-либо имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались: Сам же Он веселился о делах своих, видя их веселящимися и всегда ненасытимо насыщающимися ненасытимо» .

Получается, что Бог создал мир для его же (т.е. мира) радости. Евангелист Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). И, безусловно, это не та любовь, о которой многие твердят друг другу, а потом, разводя руками, вдруг говорят, что она исчезла, не оставив и следа. Бог — это не абстрактное существо, любящее Самого Себя и обособленное от окружающих. Бог это Троица: Отец, Сын и Дух Святой, и все три лица находятся в постоянном и непрерывном общении любви.

Следовательно, если Бог как Святая Троица есть таинство разделяющейся любви, то решение о сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога. Это не значит, что если Бог является непрерывным источником любви, то Он «обязан» сотворить мир. Нет, это, напротив, говорит о том, что никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать акт сотворения мира. Он действовал абсолютно свободно.

Как писал протоиерей Георгий Флоровский:

«Мир существует. Но он начал существовать. И это значит, что мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через всемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога» («Тварь и Тварность»).

Получается, что единственной причиной для создания мира является Сам Бог как неиссякаемый источник любви и добра.

Творение мира увенчалось созданием человека как венца всего видимого и невидимого. И ведь, казалось бы, Бог знал и знает, как поступит человек, и что, в конце концов, он, созданный некогда для райского блаженства, будет впоследствии находиться в постоянных мучениях и слезах, да ещё и по собственному желанию. Но любовь Бога настолько велика, что она не предполагает ограничения человеческой свободы в каком бы то ни было виде. Бог позволяет человеку все, вопрос состоит в том, как сам человек будет распоряжаться дарованной ему свободой. К сожалению, чаще всего мы, люди, не ценим этого проявления Божьей любви и используем ее во вред себе и ближним.

Но причин, которые смогли бы успокоить и удовлетворить нас, нет! Ведь к настоящему состоянию человека Бог не имеет никакого отношения. И не Бог силой заставил уйти человека из рая. Не Бог даёт в руки оружие, а в сердце поселяет злобу и ненависть по отношению к ближнему, заставляет убивать и идти на преступления. Эх, как же мы любим искать виноватых вокруг!

Почему Бог терпит все это?

Мне кажется, что прекрасным ответом на столь терзающие ум человека вопросы будет русская народная пословица: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Вся суть в том, что, чтобы человек всё понял и, наконец, осознал сладость, ему нужно примерить состояние, в котором он лишён всего, что казалось само собой разумеющимся.

Ведь цена здоровья понятна человеку тогда, когда он болен, особенно сильно. Цена жизни с Богом очевидна, когда понимаешь, кто ты без Бога. Кажется, Фридрих Ницше сказал: «Всё познается в сравнении». Жаль только, что иногда у этого познания сильный привкус горечи.

Сам человек и весь мир по своему рождению являются прекрасными: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт 3:31). Но, по словам апостола Павла, всё творение «покорилось суете» и «стенает и мучается доныне», ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Свободными от греха, так мучительно нас поедающего.

В конце концов, Бог — это не зло, просто мы сами часто забываем о том, как «дивны дела Твоя, Господи»!

иерей Михаил Макаров

Зачем людям Бог?

Этот противный Фрейд

К ответу мы призовем… самого доктора Фрейда. Спиритического сеанса не обещаем. А вот наследие знаменитого «Зизи» — бессмертно. Тем, кто думает иначе, читать дальше не рекомендуется. Шутка. В последней, впрочем, есть доля правды. Ведь до сих пор слишком большой процент прогрессивного человечества относится к дедушке Фрейду крайне непочтительно, обзывая его не вполне здоровым и, страшно сказать, «старым извращенцем». А все потому, что «великий и ужасный» основатель психоанализа посмел предположить, что человек — вовсе «не хозяин в своем собственном доме», в своей голове. Им движут некие «влечения», да еще и самые низменные. Галилей был уверен, что Земля — не центр мироздания. (Сегодня против его учения активно выступают дети). Дарвин — о, ужас — объявил «венец творения» обезьяной. (Несогласные попадаются до сих пор, как правило, среди граждан религиозных или просто далеких от науки). Но выходка Фрейда названия не имеет вовсе. (Согласиться на подобное пока готова в основном лишь незначительная в масштабах Вселенной кучка психологов и критичных к себе «мизантропов»). Это и понятно. Заявить, что в основе всех человеческих поступков лежат, в основном, лишь два мотива: агрессивный и сексуальный, — неслыханная дерзость. А как же альтруизм, дружба, любовь, наконец! По мнению Фрейда, все это — лишь «выгодные» (в условиях «строгой» человеческой культуры) заменители вышеназванных «инстинктов». Современный психоанализ этого не отрицает, но добавляет: человек способен на искреннюю любовь и нежность. Другое дело, что в основе ее всегда лежит эгоистичный мотив, который в процессе взросления «переродился» в «настоящее чувство». Впрочем, для многих (а, точнее, для большинства) понимание любви так и осталось на незрелом, примитивном уровне. Когда вместо того, чтобы уважать мужа, жена начинает контролировать или манипулировать благоверным. А вместо заботы о ребенке мамаша не дает ему ступить шагу самостоятельно, отец же — выбрать того жениха (невесту), которого хочется. Когда мужчина говорит жене или подруге, что она мешает его свободе/карьере/саморазвитию, а в глубине души (совершенно неосознанно, разумеется) до смерти боится близких отношений и естественной зависимости от них. Список, как тещин язык, бесконечен. Впрочем, об этом — в другой раз.

В 1980-х годах в Монреале была основана Церковь Святого Приапа, которая в настоящее время имеет последователей в Канаде и США, главным образом из числа гомосексуалистов. Приверженцы этой религии обожествляют фаллос, считая его первоисточником жизни, радости и наслаждений. На церковных службах нередко проводятся акты групповой мастурбации.

То, что известно всем психологам, подчас откровение для неискушенных. В основе всей психологии сегодня лежит учение Зигмунда Фрейда. И не беда, что со временем появилось великое множество психологических школ. На первой странице любого учебника по психологии почти всегда красуется «древо психологической науки», у корней которого высечено славное имя основателя психоанализа. Как имя Менделя в учебниках генетики.

Для тех, у кого аллергия на психоанализ, эти доводы, разумеется, аргументом не являются. Такое отвержение своих идей сам Фрейд называл неприятным словом «сопротивление». Всем, кто оскорблен формулировкой «трагического Вотана сумерек буржуазной психологии», читать дальше не стоит, дабы не тратить попусту время. Остальным мы расскажем, как Фрейд отвечал на вопрос, ставший заголовком этой статьи.

Мать Тереза, посвятившая свою жизнь служению бедным и больным людям и получившая за это Нобелевскую премию мира, неоднократно признавалась в своих сомнениях по поводу веры и даже в полном ее отсутствии на протяжении 50 последних лет жизни. Тем не менее, после смерти она была причислена католической церковью к лику блаженных.

Братья «во тотеме»

Начать придется издалека. Прежде всего в историческом смысле. А еще потерпеть: для начала приведем, казалось бы, не относящиеся друг к другу факты. Да еще и из «тьмы веков». Только так можно ответить на вопрос, откуда взялись явления современной жизни, одно из которых — религия. Если готовы — продолжим.

Некоторые паломники, приезжая в Иерусалим, под действием психического расстройства начинают вести себя как святые или пророки, будто они наделены божественными силами. Для такого поведения есть даже специальный термин — иерусалимский синдром, и проявляется он у людей самых разных вероисповеданий — христиан, иудеев, мусульман. По статистике, Иерусалимский синдром наблюдается в среднем у 100 паломников за год, из которых 40 попадают в местную психиатрическую больницу.

В одной из своих главных работ — «Тотем и табу» — Фрейд исследует уклад жизни современных ему австралийских племен. Впрочем, то, что характерно для них, присуще всем общинам дикарей, как существующим ныне, так и нашим предкам. Всех их отличает наличие системы тотемизма. Племена распадаются на кланы, каждый из которых носит имя своего тотема — священного животного (реже — растения или природной стихии). Тотем считается праотцом всего клана, который защищает и ограждает от опасности своих «детей». Последние, кстати, называют друг друга братьями и сестрами, а любых мужчин (соответственно, и женщин), которые могли бы жениться на их матерях (или женщин, которые потенциально могли бы выйти замуж за их отцов) — также отцами (и матерями, соответственно). Лицам одного тотема под страхом смерти запрещено убивать свое священное животное и употреблять его мясо в пищу. А еще братьям и сестрам «во тотеме» ни в коем случае нельзя вступать друг с другом в половую связь (это не смотря на то, что семьи клана связывает лишь сакральное животное, кровными родственниками друг другу они не являются; о кровном родстве внутри самих семей речь, естественно, не идет). Мужа и жену молодые люди могут выбрать только из другого клана (тотема), но никак не из своего. Кара за неповиновение все та же — неминуемая смерть. Забегая вперед, скажем, что ни о каких гигиенических, медицинских и т. п. соображениях, связанных с инцестом, в обществе дикарей речи быть не может. Это знает любой исследователь диких племен. «Они не склонны задумываться над угрожающими в будущем несчастьями их племени», — говорил о дикарях еще Чарльз Дарвин.

Карнавал в католических странах — это, по сути, прямой аналог Масленицы. И то, и другое празднуются перед Великим Постом и были в своё время адаптированы церквями из народных языческих праздников. А само слово «карнавал» по одной из версий означает: «Прощай, мясо» (от латинского ‘carne vale’).

Надо сказать, что тотем у дикарей передается по наследству, чаще — по материнской линии. На основе этого Фрейд предполагает, что запреты тотема в первую очередь направлены на сыновей и отцов, нежели на прекрасную половину клана. Именно сыновья, прежде всего, не могут иметь инцестуозные связи со своими матерями и сестрами (как в действительности кровными, так и кровными по тотему). Причем здесь Бог и религия? Немного терпения.

Аборигены почему-то съели Кука

Интересный нюанс. Убить некое жертвенное животное всем миром, а потом также сообща съесть — высшее счастье и благодать для любого дикого племени. Если же ты осмелился сделать это в одиночку — «секир-башка» и вечные проклятия твоим детям и детям их детей. Фрейд приводит множество собственных доводов и доказательств других исследователей, которые позволяют сделать единственный вывод: жертвенное животное — и есть тотем (только более древний). Дикари убивают его и съедают, ибо только так можно установить священную связь как между участниками трапезы, так и между ними и их «богом». А еще получить «силу» любимого животного и пролить на себя благодать. Обязателен ритуал оплакивания (под страхом наказания). Главная цель действа, понятное дело, снять с себя «ответственность» за убийство. Характерно, что вслед за скорбью наступает шумный праздник, где разрешается все, что было запрещено. «Праздник — это разрешенный, больше того, обязательный эксцесс, торжественное нарушение запрещения», — говорит Фрейд, имея в виду явление праздника как таковое: как в седой древности, так и в наши дни.

В Индии можно купить разлитую в бутылки мочу коров (священных животных в индуизме). Покупатели ее пьют, втирают в кожу, купают в ней детей.

Что общего у ребенка и дикаря?

Почему дикари возносят до уровня святости не людей, а тех, кто, казалось бы, ниже на ступень развития, — животных? Чтобы ответить на этот вопрос — попробуйте понаблюдать за детьми, для которых животные чаще всего гораздо ближе и «понятнее», нежели загадочные взрослые. Не успели покормить с утра своего здоровенного кота Ваську? Ваш ребенок может устроить настоящую истерику по этому поводу, пока Вы отводите его в детский сад. И ему неважно, что папа/мама опаздывает на работу — он переживает за Ваську да еще, пожалуй, за дюжину бездомных кошек, собак, голубей, мышек и прочую живность, снующую во дворе, как за самого себя. Будьте уверены: Ваш ребенок и дикарь из племени «мумба-юмба» быстро найдут общий язык, поскольку оба — дети. Первый — дитя по биологическому уровню развития, второй — по уровню развития общества. Если Вы не в курсе, то у общества тоже есть детство. В буквальном смысле этого слова. Яркие его представители — ныне живущие дикие племена (когда-то на том же уровне развития был и наш с Вами социум, разумеется). Переход от анимизма к очеловечиванию религии (более зрелой ее форме) красной нитью проходит через мифы и легенды Древней Греции (кентавр — получеловек-полуконь), египетское наследие (сфинкс) и т.д.

Пеликан почитается почти во всех мировых религиях. У мусульман он считается священной птицей — по преданию пеликан носил в горловом мешке камни для постройки святынь в Мекке. В европейской геральдике пеликан, «кормящий детей своих», представляет символ самоотверженной родительской любви: считалось, что он разрывает клювом собственную грудь и кормит голодных птенцов кровью. Раннехристианские писатели за это сравнивали его с Иисусом Христом, пожертвовавшим свою кровь ради спасения человечества.

Люблю или ненавижу

И любить, и ненавидеть можно одновременно. Вернее, только так и бывает. Любовь не бывает без доли ненависти (а у кого-то — без доброй половины), а ненависть — хотя бы без крупицы любви. Даже если мы этого не осознаем. Об этом говорят психоаналитики. Тем не менее, что такое хорошо, а что такое плохо — мы усвоили еще из одноименного произведения Маршака. То же касается любви и ненависти. Сознательно отличать одно от другого мы, как правило, умеем. У дикарей (а еще у детей) эти понятия пока как бы слиты. Вспомните про неприкосновенное тотемное животное, которое при определенных условиях можно с радостью убить и съесть. Они обожают и боятся своих вождей, но если те, к примеру, не сумеют вовремя вызвать дождь — убьют их без зазрения совести. Не говоря уже о многочисленных запретах, которыми как паутиной окутаны здесь «любимые» вожаки. Дикари обожают своих умерших родственников и… безумно боятся их злобного духа, который ни с того ни с сего может развернуть хитроумный план мести любимым сородичам. Папуасы какой-нибудь Новой Гвинеи не увидят в том никаких противоречий, сколько бы Вы не доказывали им обратное. Столь явное сосуществование любви и ненависти в одном флаконе психологи называют амбивалентностью чувств. Это означает, что дикари не только любят свой тотем, вождя или близких, но с не меньшим упоением терпеть все это не могут (сами того не осознавая, конечно, ибо это — социально неприемлемо). Откуда такая ожесточенность против «самого дорогого» их сердцу? Еще немного терпения.

Кельты настолько сильно верили в загробную жизнь, что могли одолжить деньги с условием их возвращения в ином мире.

Лирическое отступление

Впрочем, и представители цивилизованного мира иной раз могут «проглядеть» некоторые логические ошибки. Ведь совершают же отдельные представители рода человеческого гадости друг другу, но прощения — странное дело — почему-то просят у Бога. Ничто не мешает считать добродетелями — обычай не есть «скоромного» на протяжении некоего отрезка времени и не работать в выходной и само собой разумеющимся — побить жену за пересоленный суп, написать письмо любимой маме из тюрьмы, накричать на ребенка, ненавидеть тружениц коммерческого секса и с удовольствием пользоваться их услугами. А еще можно откровенно недолюбливать ближнего своего при жизни, а на его похоронах вдруг осознать, что почивший — не кто иной, как архангел Гавриил. Да, и о мертвых «либо хорошо, либо ничего»… Не кажется странным людям верующим и обычай есть «тело» распятого Христа (кулич) и пить его «кровь» (вино) на Пасху. Как говорится, удивительное рядом. Хотя ничего удивительного — общество продолжает развиваться. И если не так давно оно было «ребенком», совсем недавно — «в подростковом возрасте», это не означает, что «пубертат» завершен.

Анимизм

А ведь «зрелость» социума не за горами. Фрейд подчеркивает, что человечество за всю свою историю создало три системы миросозерцания. Самая примитивная, она же самая древняя — анимистическая (та, что существует у дикарей). По мнению Фрейда, такая система никоим образом не могла возникнуть из любопытства, удобства и прочих «рациональных» причин (на которые ссылаются многочисленные исследователи, в том числе современные. За неимением места в этой статье мы не можем осветить их все. — прим. авт.). Дикари слишком примитивны для таких качеств, как любознательность, «ненужная» фантазия и любопытство. Это удел более зрелых представителей человеческого рода. Задача дикаря — выжить в суровых условиях дикой флоры и фауны. Ему не до излишнего удобства — ему важно как-то защититься от ужасов сил природы, объяснения которым он не знает, а значит, боится. Самый простой способ для ребенка понять мир и успокоить страхи — превратить сучок в волшебную палочку, для дикаря — призвать на помощь магию. (В психологии это называется «магическое мышление», оно свойственно всем детям, а также не вполне созревшим взрослым, которые боятся сглаза и ходят к гадалкам. — прим. авт.). Именно поэтому дикарь обращается к прообразу бога — тотему: чтобы защитил и дал власть над миром. К тому же это очень легко, делать самому ровным счетом ничего не нужно.

Только в 1992 году Ватикан официально признал, что Земля не является неподвижным телом и действительно вращается вокруг Солнца.

Религия и наука

Но если в анимистической стадии человек сам себе приписывает некое всемогущество (которое придет к нему через совершение определенного ритуала, поедание жертвенного животного и т.д.), то на следующей ступени миросозерцания — религиозной — он уступает его богам (богу). Однако, если приглядеться внимательно и не оглядываясь на предрассудки, здесь тоже есть отголоски возможности управлять. Просто теперь это происходит с помощью богов и, конечно, более цивилизованно, но глубинная суть от этого не меняется: помолиться, поставить свечку, дать денег на строительство храма и пр. Человеку на этой стадии непременно нужен сильный покровитель — себя самого он ощущает еще как слишком слабого и никчемного, чтобы справиться в одиночку. И это, опять же, намного легче, чем грызть гранит науки, вникать в особенности человеческих отношений, вырабатывать в себе качества для успешной и счастливой жизни, мириться с неудачами и учиться принимать себя несовершенным. Лучше попросить все это у бога.

Третья и последняя система мировосприятия — научная. Она же, по мнению Фрейда, соответствует «зрелости» социума. В ней нет места для могущества человека, он расписывается в своей слабости, отдавая должное силам и законам природы. Он понимает, что может лишь изучать их и приспосабливаться.

Главная гипотеза

Собственно, то, к чему так долго шли. Как известно, еще незабвенный сэр Чарльз Дарвин, исходя из привычек высших обезьян, пришел к выводу о первичном социальном состоянии рода Homo sapiens. Он заключил, что человек первоначально жил небольшими группами под предводительством главного самца. Тот любовью к собственным сыновьям не отличался. Всякий, кто покушался на любую самку из стаи, карался изгнанием (а часто, вероятно, и кастрацией). Понятно, что главарь попросту был ревнив и боялся, что титул «альфа-самца» присвоят его более молодые и сильные сыновья, а он будет повержен.

Исходя из всего вышеизложенного, Фрейд формулирует свою гипотезу: «В один прекрасный день изгнанные из первобытной орды (за посягательство на женщин — прим. авт.) братья собрались вместе, убили и съели своего отца, положив таким образом конец его тирании. Они осмелились сообща совершить то, что было невозможно в отдельности». Акт поедания, по мнению Фрейда, вполне естественен для дикарей, которые являются каннибалами. Если исходить из особенностей мышления дикарей (и детей), то это еще и способ отождествить себя с могучим отцом, в буквальном смысле съесть его силы. Получается, что тотемическая трапеза — ни что иное, как повторение и воспоминание этого убийства. Конечно, после такого «зверства» над любимым тятей у сыновей проснулись и нежные чувства: раскаяние, вина и идеализация мертвого отца. Сыновья «отменили» свой поступок, объявив недопустимым убийство и поедание «заместителя» отца — тотема (который, как помним, и является праотцом клана дикарей), и отказались от отцовских «бонусов» — женщин своего клана. Если бы братья не заключили между собой некий союз со всеми вытекающими из него запретами (табу), демонизм отцовской орды, как понимаем, повторился бы вновь.

Здесь стоит остановиться и сказать, что речь, разумеется, идет о серии подобных убийств, которые происходили на протяжении веков, а, возможно, тысячелетий.

Как появилась религия?

Создание института тотема и послужило целью оправдаться перед отцеубийством, снять жгучее чувство вины. Что делали и стали делать в последующем все религии (а также человеческая культура вообще, социальные организации и нравственные ограничения), которые, по мнению основателя психоанализа, и произошли от тотемизма. Некий первородный грех, тема Отца и сына, отцеубийство, чувство братства, снятие вины и спасение — черты всех без исключения мировых религий. Естественно, в более модифицированных формах.

«К религиозно обоснованному запрещению убийства присоединяется еще социально-обоснованное запрещение убивать брата, — говорит Фрейд. — Много пройдет времени, пока заповедь освободится от ограничения только кругом соплеменников и будет гласить просто: не убий». Прочие аналогии Вы можете провести сами.

Автор «Тотем и табу», однако, делает и оговорку: реального убийства могло и не быть. Мышление дикарей похоже не только на мышление ребенка, но и на особенности оного у невротика. Последний ставит свою собственную «психическую реальность», фантазию выше реальности действительной. То есть у сыновей первобытной орды могли существовать лишь помыслы об убийстве деспотичного отца, но этого, по мнению Фрейда, хватило бы для возникновения раскаяния, института тотема и в дальнейшем — религии. Впрочем, дикари куда более склонны делать, а не размышлять, поэтому автор заключает: «Я думаю, не будучи сам вполне уверенным в несомненности своего суждения, что к рассматриваемому случаю можно применить слова: в начале было деяние».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter. Закладка Скопировать ссылку Email Печать Twitter VK Facebook Telegram

Сотворение человека

Поделиться:

Сотворение человека согласно Библии, произошло в последний, шестой день творения мироздания. Причина сотворения человека и остальных творений не объясняется, кроме слов – «это хорошо», в которых возможно и скрыта разгадка самого факта творения.

Прежде чем сделать человека, Господь сотворил небо и землю: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Книга Бытие приводит последовательность творения – небо и земля, разделение между небом и землёй, сушей и морями. Земле было приказано производить зелень, траву, деревья. Сотворены два светила, кстати, автор этого текста похоже намерено избегает называть светила «Солнце» (Шемеш) или «Яреах» (Луна) в честь ханаанских божеств, и называет солнце и луну просто большим и малым светильниками:

И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю (Быт. 1:15).

На пятый день по воле Бога вода производит пресмыкающихся, птиц и животных. А на шестой день Господь по образу Своему и подобию делает человека – мужчину и женщину:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27).

Вторая глава книги Бытия, вероятно, опирается на другую версию истории о Сотворении. В ней говорится о первоначальном сотворении только мужчины – Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

И уже впоследствии видя, что животные не подходят человеку, сделал существо близкое к нему, так как взял часть тела от самого Адама.

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:18-23).

Сотворив первых людей, Господь заповедал им плодиться, размножаться, заполнять землю и владычествовать над животными. Функция человека сводилась не только к размножению, требовалось освоить землю и подчинить её (об этом свидетельствует глагол «реду» רְדוּ в повелительном наклонении в двух смыслах этого слова) и живущих на ней.

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).

Однако не позволялось убивать животных ради пищи не только людям, но и самим животным:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1:29-30).

Если, библейская причина сотворения мира, включая человека – «это хорошо», т.е. Господь благ и творит благое, таким образом, Он проявляет свойства Своего характера, то древние шумерские, ассирийские сказания повествуют о других причинах, весьма прозаических…

Давайте рассмотрим шумерско-вавилонскую поэму: «Когда боги, подобно людям…» (Перевод В. К. Афанасьевой).

«Боги (вероятно, низшего звена), тяжко трудились более двух с половиной тысяч лет.

Начали боги выкапывать реки,

Жизнь страны, каналы, прорыли.

Игиги стали выкапывать реки,

Жизнь страны, каналы прорыли.

Реку Тигр они прокопали,

Реку Евфрат прокопали также.

Они трудились в водных глубинах.

Боги-трудяги, устроили возмущение и потребовали облегчить тяготы работы, грозясь переизбрать верховного правителя, советника высших богов-творцов Энлиля:

Они кричали, наполняясь злобой,

Они шумели в своих котлованах:

“Хотим управляющего увидеть!

Пусть он отменит труд наш тяжелый!

Он, советник богов, воитель!

Пойдем, разыщем его жилище!

Энлиль, советник богов, воитель!

Ныне ему объявляем войну!

Сражение да столкнется с битвой!

Боги вняли его речам.

Они спалили свои орудья,

Они сожгли свои лопаты,

Предали пламени свои корзины.

За руки взявшись, они пошли

К святым вратам воителя Энлиля!.

Энлиль, услышав о возмущении, так как Игиги или Ануннаки окружили его храм, призвал своего советника Нуску, который предложил обратиться за помощью к высшим богам:

Почему ты сынов своих боишься?

Позови, и пусть опустится Ану,

Энки предстанет перед тобою”.

Он послал, и Ану к нему спустился.

Энки предстал пред его очи.

Воссел Ану, владыка неба,

Внимал Энки, владыка Апсу.

Верховные боги предлагают прежде чем подавить бунт игигов, посылают Нуску, узнать о причинах возмущения.

Нуску пытается выявить подстрекателей, но бунтовщики заявляют, что нет зачинщиков, «все, как один войну объявили».

Так говорит воителю Энлилю:

“Отчего Игиги

Врата окружили,

Нуску пошли узнать и разведать;

Приказ отдай своему посланцу,

Чтоб сыны твои открыли причину!”

Энлиль уста свои открыл,

Говорит своему советнику Нуску:

“Нуску, отвори ворота!

Вооружись, предстань предо мною!

Перед собранием всех богов

Склонись, поднимись, передай наше слово;

“Меня послал отец ваш Ану,

Ваш советпик, воитель Энлиль,

Ваш управляющий Нинурта

И надсмотрщик ваш Эннуги!

Кто подстрекатель этой битвы?

Кто зачинщик этого боя?

Кто из вас призывал к нападенью?

Кто столкнул сраженье и битву?

В собрании всех великих богов

Так сказал я, ответ принесу Энлилю.

Все, как один, войну объявили!

Энлиль требует от верховных богов наказать бунтовщиков:

Энлиль его посланью внемлет,

Так говорит он воину Ану:

“Благородный, там, у себя на небе,

Закон укрепи, покажи свою силу!

Когда Ануннаки пред тобою воссядут,

Вызови бога, предай его смерти!

Однако Ану не спешит применять силу, он предлагает создать существ, которые бы заменили ануннаков на тяжелых работах, на которых можно было возложить «бремя богов»:

Ану уста свои раскрыл,

Так говорит богам, своим братьям:

“За что мы к ним питаем злобу?

Их труд тяжел, велики невзгоды.

Каждый день они носят корзины,

Горьки их плачи, их стенанья мы слышим,

Да создаст праматерь род человеков,

Бремя богов на него возложим.

Боги поддержали совет Ану, призвали Белет-или или Мами, которой были известны секреты сотворения. Она же узнав о задании, потребовала глины и крови одного из богов, так как для создания нового вида, нужна была божественная кровь, чтобы «Воистину божье и человечье соединилось». Новое создание должно было быть разумным.

Кликнули богиню, позвали

Повитуху богов, мудрейшую Мами.

«О праматерь, творец человека!

Сотвори человека, да несет он бремя!

Да примет труды, что Энлиль назначил!

Корзины богов — носить человеку!»

Нинту уста свои раскрыла,

Так говорит богам великим:

«Я не могу сотворить в одиночку,

Только с Энки исполню работу,

Ибо только он освящает,

Пусть глины мне даст, и я исполню!»

Энки раскрыл свои уста,

Так говорит богам великим:

«В первый же месяц, в день седьмой

и пятнадцатый,

Я совершу обряд очищенья.

Один из богов да будет повергнут,

Да очистятся боги, в кровь окунувшись.

Из его плоти, на его крови

Да намешает Нинту глины!

Воистину божье и человечье соединятся,

Смешавшись в глине!

Чтоб вечно мы слышали стуки сердца,

Да живет разум во плоти бога,

Да знает живущий знак своей жизни,

Не забывал бы, что имеет разум!”

“Да!” — ответствовало собранье…

Богини приготовили глину, Мами, которая получила от бога Эйа заклинания, произнесла их, отломила четырнадцать кусков глины, разделила их на две части, справа семь и слева семь и сотворила семерых мужчин и семь женщин, которые в дальнейшем сами должны производить потомство.

Ануннаки, восславили богиню, которая произвела существ, на которых можно было возложить тяжкие труды: «Владычицу божью, премудрую Мами да славят!»»

Итак, мы видим существенную разницу между библейской версией причин создания человека и шумеро-вавилонской. В одной и другой, говорится о соединении божественного и земного, но цели, поставленные богами согласно шумерскому повествованию, отличаются от задач, возложенных на человека Богом Израиля. Согласно книге Бытие, человек сотворён, чтобы быть владыкой на земле «и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным…», а не для того, чтобы «носить корзины богов». И только лишь за непослушание, человек был изгнан из рая и стал трудиться в поте лица, добывая себе пропитание: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Бытие 3:19).