Почему бог?

Почему Господь допускает зло

Когда старца Клеопу спрашивали: «Почему Господь допускает зло?», он отвечал на этот вопрос следующей историей.

Давным-давно в Египетской пустыне жил один монах – отшельник. Иногда он ходил в Александрию, чтобы продать корзины, которые делал. Почти все полученные за корзины деньги отшельник раздавал бедным, а себе покупал только самое необходимое.

Однажды, идя в город, он задался вопросом: «Почему Господь допускает зло в жизни людей, если Он – Добрый, Справедливый и Всемогущий?» Его ум возмущался от того, что он видел так много несчастья и скорби, когда в последний раз был в городе.

По дороге ему встретился другой монах, тоже идущий в Александрию. Они разговорились, и он рассказал попутчику о своих терзаниях. Видя, как взволнован отшельник, монах утешил его и сказал, что Господь откроет ему истину, когда они придут в город, но сам он должен будет непрестанно молиться и ни о чем не спрашивать, что бы ни случилось с ними.

Отшельник обещал исполнить то, о чем просил монах, и они продолжили путь. На ночлег они остановились в одном доме. Хозяева любезно приняли и щедро угостили их. На столе стоял красивый серебряный сосуд. И вот перед тем, как отправиться спать, монах потихоньку взял этот сосуд и положил в свою котомку. Отшельник хотел было упрекнуть своего спутника, но вспомнил об обещании и ничего не сказал.

Утром они пришли к реке. Монах вынул из котомки сосуд, осенил его крестным знамением и опустил в воду.

К обеду путники добрались до другого селения. Их пригласили на трапезу в один из домов. Когда они уходили, во дворе залаяла собака. Монах убил ее. Тут из дома выбежал мальчик и принялся кричать. Спутник отшельника схватил его за правую руку, дернул и сломал, а затем спокойно продолжил свой путь. Возмущенный отшельник хотел было высказать ему все, что думает, но вспомнил о своем обещании и снова промолчал.

Когда стемнело, монах и отшельник решили заночевать в полуразрушенном доме, но в нем, как оказалось, жили дети. Их родители умерли, и некому было о них позаботиться. Путники провели тут ночь, а утром, прежде чем уйти, монах взял горящее полено из печи и поджег этот дом. И вновь отшельник возмутился, но опять ему пришлось промолчать.

Они пришли в третье селение. Там стоял разрушающийся храм, но все-таки в него еще можно было зайти, чтобы помолиться. Монах взял камень и бросил его в окно церкви – оно разбилось. Затем повел своего удивленного собрата в харчевню. Зайдя, монах сделал три земных поклона. Отшельник уже смирился со странными поступками своего спутника и только молился.

В последнюю ночь путников пригласили переночевать в дом на опушке леса. Тут жила молодая семья, у которой не было детей. Утром хозяева отправились работать в поле, а путники продолжили свой путь. Но вдруг монах вернулся и поджег и этот дом.

Наконец-то они добрались до Александрии. Отшельнику не терпелось понять суть того, что случилось с ними по пути в город. И он спросил своего спутника:

– Скажи мне наконец, кто ты такой?

– Я Ангел! – ответил тот ему.

– Какой же ты Ангел?! – возмущенно произнес отшельник. – Ты сущий диавол! Только демон может совершать все те мерзости, которые ты делал. Все время на гостеприимство этих добрых людей ты отвечал черной неблагодарностью. Ты был вором, поджигателем, убийцей, святотатцем. А еще носишь монашеские одежды!

Я – Ангел, и послан дать ответ на мучающий тебя вопрос, почему Господь совершает зло

– Ты заблуждаешься, – спокойно отвечал попутчик. – Я действительно Ангел. И послан к тебе потому, что Господь увидел твои терзания и захотел ответить на мучающие тебя вопросы. Я знаю, ты хочешь узнать, почему я все это сделал. Начну с самого начала.

Почему стащил сосуд? Я отвечу тебе: его украл дед хозяина из одного монастырского храма, и из-за этого святотатства три поколения этого рода были наказаны болезнями и другими недугами. В знак благодарности за гостеприимство я решил избавить их от этого наказания. Осенил сосуд крестным знамением и опустил в реку. Туда придут монахи стирать свои вещи, найдут его и возвратят в свою обитель.

Я знал, что та собака уже бешеная. Она искусала бы своих хозяев, и потому я убил ее. А их сыну сломал руку, потому что предвидел: повзрослев, он стал бы разбойником. А с такой больной рукой не очень-то поразбойничаешь.

Почему я поджег дом детей? Эти дети без заботы о них вскоре бы умерли, а теперь на пожарище они найдут спрятанное их родителями серебро и смогут поехать в Александрию к своему дяде-епископу – он позаботится о них. Когда вырастут, мальчики станут священниками, а девочки выйдут замуж.

Люди дела Божии воспринимают как скорби, а Господь так поступает только ради добра и их исправления

Знаю, что ты недоумеваешь, почему я бросил камень в церковь и поклонился в харчевне. Я увидел, что демоны пляшут у церковного окна, и этим камнем прогнал их. Тот храм скоро отремонтируют. Как раз в харчевне один богатый купец обещал священнику, что оплатит все расходы по ремонту храма. Поэтому я поклонился ему.

И наконец, о последнем доме. Я поджег его, чтобы избавить молодую семью от проклятия бездетности. Ранее супруг заключил нечестную сделку и на вырученные деньги построил свой дом. Поэтому у них и нет детей. Я вижу, что он кается в своем поступке и не знает, как избавиться от своего жилья. Теперь он построит более скромный дом, но на честно заработанные деньги. И Господь благословит их детьми.

Ты понял? Во всем проявляется Божие милосердие к людям, но они этого не видят и не могут уразуметь. Господь никогда не совершает зла. Но люди Его дела воспринимают как несчастья и скорби, а Господь так поступает только ради добра и их исправления. Поэтому не смотри на внешнюю сторону, а постарайся во всем видеть Божию всесправедливость.

Тест по всеобщей истории Историческое познание сегодня, Первобытность, Древний Восток с ответами для учащихся 10 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 13 заданий.

1 вариант

1. Историография изучает

1) даты исторических событий и явлений
2) развитие письменности, помогает определить авторство документа
3) историю денежного обращения, монетной чеканки
4) концепции, взгляды учёных, закономерности становления самой исторической науки

2. Человек современного вида появился

1) 2—1,5 млрд лет назад
2) 4—3 млн лет назад
3) 100—40 тыс. лет назад
4) 6—5 тыс. лет назад

3. Признаки неолитической революции

1) возделывание злаков и разведение животных
2) отсутствие частной собственности
3) преимущественно кочевой образ жизни
4) существование соседской общины
5) возникновение племенных богов
6) преобладание собирательства

4. На рубеже IV—III тыс. до н. э.

1) возникли первые цивилизации
2) началась неолитическая революция
3) появился человек современного вида
4) зародилась религия

5. Установите соответствие между народами и их достижениями.

Народы

А) Шумеры
Б) Китайцы
В) Финикийцы
Г) Египтяне

Достижения народов

1) Создание шестидесятеричного счёта
2) Создание алфавита
3) Строительство гигантских усыпальниц-пирамид
4) Изготовление шёлка

6. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи

1) буддизма
2) даосизма
3) ведизма
4) конфуцианства

7. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом

1) аккадцы
2) шумеры
3) ассирийцы
4) хетты

8. На Древнем Востоке

1) возникла письменность
2) произошёл переход к кочевому скотоводству
3) появилось классическое рабство
4) зародилась монотеистическая религия
5) зародилась демократия

9. Древневосточный правитель

1) имел неограниченную власть над подданными
2) выбирался высшей знатью
3) имел лишь религиозные функции
4) не имел никакой собственности

10. Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для

1) цивилизационных теорий
2) исторической антропологии
3) теорий модернизации
4) сравнительного изучения истории

11. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему — это

1) тотемизм
2) анимизм
3) фетишизм
4) магия

12. «Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии

1) иудаизма
2) буддизма
3) зороастризма
4) ведизма

13. Дайте определение понятию

1) история
2) древневосточная деспотия

2 вариант

1. Палеография изучает

1) авторство, время и место создания письменного источника
2) историю денежного обращения
3) даты исторических событий и явлений
4) значение гербов

2. Эволюционная теория происхождения человека создана

1) А. Тойнби
2) Ч. Дарвином
3) М. Блоком
4) Ф. Энгельсом

3. Признаки неолитической революции

1) существование родовой общины
2) второе разделение труда — выделение ремесла
3) преимущественно кочевой образ жизни
4) появление пахотного земледелия
5) переход к монотеизму
6) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности

4. Переход человечества от первобытности к цивилизации произошёл

1) 40 тыс. лет назад
2) в IX тыс. до н. э.
3) во II тыс. до н. э.
4) на рубеже IV—III тыс. до н. э.

5. Установите соответствие между народами и их достижениями.

Народы

А) Шумеры
Б) Египтяне
В) Индийцы
Г) Китайцы

Достижения народов

1) Возникновение буддизма
2) Создание клинописи
3) Изготовление шёлка
4) Строительство гигантских пирамид

6. «Жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Чтобы обрести спасение, надо отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь». Такова основная идея религии

1) зороастризма
2) иудаизма
3) буддизма
4) ведизма

7. Небо считалось высшим божеством, правитель — Сыном Неба, а само царство стало называться Поднебесным. Речь идёт о

1) Персии
2) Египте
3) Индии
4) Китае

8. В эпоху первобытности

1) появилась письменность
2) были созданы первые государства
3) зародилась религия
4) появились научные знания
5) произошёл переход к земледелию и скотоводству

9. Для древневосточной деспотии характерно

1) участие народа в управлении государством
2) всеохватывающее господство государства над подданными
3) отсутствие налоговой системы
4) отсутствие письменных законов

10. Высказывание «В истории существовали и существуют определённые типы человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т. е. в области культуры» характерно для

1) цивилизационных теорий
2) исторической антропологии
3) теорий модернизации
4) сравнительного изучения истории

11. Вера в одушевлённость окружающего мира, в существование духов природы и людей — это

1) тотемизм
2) анимизм
3) фетишизм
4) магия

12. Особенность финикийской цивилизации

1) создание крупнейшей империи Древнего Востока
2) значительное отставание в политическом развитии от других государств
3) создание первой монотеистической религии
4) преобладание в хозяйственной жизни ремесла и торговли

13. Дайте определение понятию

1) исторический источник
2) неолитическая революция

Здоровье детей– не гарантия их счастья

Сегодня моему ребенку поставили диагноз «шумы в сердце» и направили на обследование, которое будет через две недели, за которые я успею себя накрутить до панического состояния. Но я сейчас не конкретно о себе хочу поразмышлять, а в принципе темы детей с проблемами здоровья. Это к вопросу «Почему Бог дал мне больного ребенка». Строго не судите, я со своей колокольни. Девочки, у кого проблема со здоровьем деток, не обижайтесь, если что не так сказала.

Конечно, конечно я желаю услышать, что эта болячка — ерунда, и я хочу, чтобы мои дети были здоровы, и вообще все дети были здоровы. Но ко мне приходит мысль, что здоровье — это не гарант того, что у детей будет удачная или неудачная жизнь. Подумайте сами.

Вот парень с ДЦП. Он передвигается в коляске. Он знает, что все, что у него есть — это его руки, которые могут печатать. И он работает программистом на дому. Обеспечивает своих родителей, помогающих ему совершать действия в быту. Да что далеко ходить — многим знаком Ник Вуйнич, парень без рук и ног. Он пользуется только своим голосом. Женат и имеет сына. А вот другой парень. У него есть руки и ноги, он здоров. Целый день валяется на диване, посылает маму за сигареты, может поднять на нее руку. Не желает работать и двигаться в принципе.

Вот родился ребенок с диагнозами. Его лечат, помогают адаптироваться в обществе, преодолевать моральные и физические препятствия. И вот, это уже взрослый человек, знающий о своих недостатках, и — вот что важно — знающий, что ему надо предпринять, чтобы выделиться в этой жизни, цену которой он знает слишком хорошо. А вот обычный паренек. Его ничего не радует, и он напрасно тратит свои дни. Рискует собой, своими близкими, испытывает удачу, чтобы понять — где эта грань между жизнью и смертью? Как оно — быть на волоске? И иногда узнает о том, что имел очень много, слишком поздно, когда уже потерял все.

Опять же, родился больной ребенок. Все , родные сразу настроены, что у него нет будущего. Они не смогут повести его в школу, услышать его речь, увидеть внуков. А вот здоровый ребенок. Совершенно счастливый, с перспективами, со светлым будущем. И вот его сбивает машина на пешеходе. Или другой несчастный случай, неважно какой. И все. А ведь казалось, все есть у него. И жизнь, и здоровье. Жизнь не дает никаких гарантий и обещаний. Вот так.

А что касается меня… Там, свыше, знают, как я просили своего ребенка, как плакала, когда думала, что потеряю ее, и как молилась о ее здоровье. И я верю, что и в этот раз меня услышат. Ведь все, что мы можем сделать за своих детей — это просить Небеса присмотреть за ними и дать нам сил и мудрости воспитывать их правильно.

Богооставленность: что делать, если Господь тебя совсем забыл

Может ли Господь оставлять людей без Своего попечения? Разговор с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

– Хорошо, когда в жизни все на пять, но иногда начинаются сплошные неприятности (это и проблемы со здоровьем, и неурядицы в семье и на работе). Тогда кажется, что Бог тебя совсем забыл и оставил. Отче, может ли такое быть?

– Богооставленность чем-то напоминает страсть уныния, но это не одно и то же. Если унынию большей частью предаются люди из-за множества грехов своих, в которых они не хотят каяться, то чувство богооставленности может возникать не только у великих грешников, но и у людей довольно благочестивых. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Господь может оставлять людей без Своего попечения ради их испытания и совершенствования. Это похоже на то, как мать оставляет ребенка, учащегося делать первые шаги в жизни. Если бы она этого не делала, то ребенок так и не научился бы ходить. Он все время, даже будучи взрослым, лишь бы ползал.

– Получается, что чувство богооставленности обманчиво, Господь никогда никого не оставляет?

– Господь не оставляет человека, даже если тот из-за своих грехов отвернулся от Него. Бог терпеливо, как никто другой, ждет возвращения к Нему, так же, как Он ждал (помните из евангельской притчи) возвращения блудного сына.

– Но ведь Господь может и прогневаться на человека через его грехи, в которых он погряз и не хочет раскаиваться?

– В таком случае, по объяснению святителя Феофана Затворника, может возникать чувство богооставленности, которое сохраняется довольно продолжительное время, пока человек не осознает, на какое дно он опустился, и не раскается. Испытательная же богооставленность обычно длится недолго.

– Некоторые люди активно ходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, но со временем у них наступает период охлаждения к духовной жизни и они перестают посещать в храм. Это тоже богооставленность?

– Не всегда. Такое охлаждение чаще всего наступает из-за того, что они не смогли побороть свои основные грехи – гордыню, самолюбие, тщеславие. Пока им в храме уделяют особое внимание, дают особые поручения, они испытывают от этого радость, а когда такие люди остаются немного в тени из-за того, что священник стал больше уделять внимания другим, расстраиваются и теряют интерес к духовной жизни.

– Может быть, по этой же причине перестают ходить в храм и дети? Пока на них батюшка обращает внимание, дает послушание в алтаре или благословляет читать и петь на клиросе, то они чувствуют себя востребованными. Но как только появляется кто-то лучше их, из-за чувства ревности, а иногда и нескрываемой обиды, они уходят из церкви.

– Случается и такое. Еще полбеды, когда по этой причине из храма уходят дети. Они через какое-то время, когда пройдет обида, могут сюда вернуться. Страшно, когда люди взрослые, иногда даже облеченные духовным саном, делают такое. Из-за властолюбия, корыстолюбия и самолюбия, если что-то происходит не так, как бы им хотелось, они начинают обвинять не только окружающих людей, но не боятся гневаться на Самого Бога. Кто-то по этой причине начинает искать себе иных богов, уходя в раскол или секту, где не надо бороться с самим собой, а где, наоборот, всячески льстят человеческому властолюбию и самолюбию.

– Возможно ли застраховать себя и других людей от такого опрометчивого шага?

– Очень многое зависит от пастырей Церкви. Они должны стараться относиться ко всем людям ровно, с одинаковой любовью. И не только священникам, но и всем приходящим в храм Божий нужно много работать над тем, чтобы с помощью молитвы, исповеди и причастия искоренять из своего сердца гордыню, тщеславие и самолюбие. Иногда эти пороки до поры до времени скрываются за особой набожностью, но на самом деле мы можем любить больше себя, нежели Бога.

– Как подготовить себя к духовным испытаниям?

– Нужно никогда не забывать о том, что Господь, какими бы капризными и непослушными детьми мы ни были, не перестает нас любить. А потому все неприятности, случающиеся в нашей жизни, надо воспринимать как горькое лекарство, которое нас оздоровит, сделает более рассудительными, терпеливыми, не властолюбивыми и не корыстолюбивыми, а любящими Бога и других людей от всей души и от всего сердца.