Почему купола у церквей золотые?

Покрытие куполов золотом: как это делали наши предки, как это делается сейчас.

Покрытие куполов золотом характерно для православной церкви так же. Золотые купола на Руси всегда были символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы.

И сотни церковных построек с величественными куполами украшают славянские города. Обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришел к нам из Византийской империи. И по сей день золоченые купола храмов остаются важной традицией для любого православного человека.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. Такая тенденция наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над зданием как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.

Покрытие куполов золотом всегда было крайней ответственной и трудоемкой работой. А еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков был даже опасным. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения. Для этого бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась амальгама.

Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров.

Покрытие куполов нитридом титана.

Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже. Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана. Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту.

Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Почему в России купола кроют золотом?

В Русской православной церкви не существует особого канона, который регулирует, какого именно цвета должны быть купола на храмах, поэтому в современном часто мире исходят из материальных средств, и если их мало, то купол церкви могут сделать из деревянной осиновой черепицы или из железа, покрашенного в зеленый или синий цвет.

«Греха в этом нет – говорит священник из Екатеринбурга Максим Меняйло (Храм-на-Крови), – Бог создал все эти материалы для того, чтобы человек сам решал, как ими воспользоваться».
Однако до сих пор сусальное золочение храмовых куполов остается идеалом церковного строительства, так как золото в сознании человека – это символ нетленности, символ вечного Божьего Бытия.

Обычай пришел «от ромеев»

Обычай покрывать купола золотом пришел на Русь из Византии, и конечно, на первых русских христиан производил огромное впечатление самый большой православный храм Константинополя – собор Святой Софии. На устроение Святой Софии ушло три годовых дохода империи, император Юстиниан считал, что этим он превзошел царя Соломона, возведшего Храм в Иерусалиме, и хотел покрыть золотом не только купола Софии, но и стены от купола до фундамента.
От этого его предостерегли константинопольские мудрые мужи, предрекшие, что в «конце времен придут в город беднейшие цари и сроют золотую Софию до основания», поэтому делать этого не надо.
Посещавший Византию в XIII веке новгородский епископ Антоний описывал внутренности собора с восхищением. Он писал про золотой иконостас, про серебряный амвон и «столпия алтарныя», упоминал огромный золотой крест с жемчугом и драгоценными камнями в два человеческих роста «за святым престолом» и о золотых лампадах, «учиненных» Юстинианом.

Золото и нищета, жизнь и смерть стояли рядом

После принятия Русью православия встал вопрос о строительстве православных храмов – ни строителей, ни архитекторов не было, поэтому обновленная Русь была вынуждена приглашать к себе «ромейских» мастеров, которые и принесли с собой традицию золочения куполов.
Ни в одной другой христианской конфессии такой традиции не закрепилось. Одной из первых церквей на Руси, имевшей золотой купол, стал храм XII века на Нерле в честь Покрова Богородицы, купол которого был вызолочен по приказанию Св. князя Андрeя Бoгoлюбскoго
Разумеется, за сакральным смыслом покрытия купола тончайшим слоем позолоты скрывался и свой практический смысл – кровельное железо в те времена анодировать не умели, а золоченый купол мог без ремонта простоять 100 лет – золото надежно закрывало железо от коррозии и защищало от дождя святая святых – алтарь.
Работа мастера-золотильщика была очень вредной, так как купола в Средние века крыли смесью золота и ртути, а затем металл нагревали, чтобы пары ртути испарились, а потом повторяли это снова – поэтому хорошие мастера долго не жили. Известно, что при золочении куполов петербургского Исаакия в XIX веке от отравления умерли 60 золотильщиков, а всего на купола был потрачен центнер золота.

Символичность золочения

Традиция золочения куполов до сих поражает умы европейцев, которые считают это бесполезной расточительностью.
Но недаром волхвы, принесшие дары Божественному младенцу, кроме смирна и ладана преподнесли ему золото – металл, который никогда не меняется. Этот металл в душе православного человека неразрывно связано не с богатством, а с Богом, с вечной жизнью, с небесной славой. Он является знаком бессмертия, величия и пламенеющей в душах русских людей веры.
Священник Андрей Чиженко указывает, что золотые купола в форме луковицы символизируют горящую свечу и являются молитвой православных людей к Богу. Этот архитектурный прием раскрывает сыновью любовь созданий к Создателю и является жертвой Господу.
Со временем в русском православии сложилась традиция золотить купола храмов, посвященных Христу.
Если на храме купола синего цвета со звездами, то храм, скорее всего, посвящен Богородице, а звезды и небесный цвет куполов напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Спасителя.
Зеленые и серебристые купола свидетельствуют о том, что храм воздвигнут в честь Святой Троицы либо какого-нибудь святого, а черные купола говорят о том, что перед вами – монастырское строение.
Однако всё это не более чем традиция. Например, храм во имя Святой Троицы, воздвигнутый в самой северной точке планеты – в Антарктиде покрыт деревом.

Нитрид титана не заменит золото

К покрытию золочению куполов прибегают и сейчас. Делают это как с помощью гальваники, так и с помощью покрытия куполов сусальным золотом, которое клеят на лак, в свою очередь нанесенный на грунтовку. Каждый из этих методов имеет свои достоинства: нанесение сусального золота позволяет сделать купол идеально круглым и позволяет его отреставрировать в случае повреждения. При гальваническом методе золочения купол при повреждении приходится делать заново.
В современном мире технологии не стоят на месте, и теперь «золотые» купола делают, покрывая их слоем нитрида титана. Он тоже долговечен и не так дорог, как золото.
Нитрид титана был впервые использован в истории современной России при восстановлении московского храма Христа Спасителя.
Золочение куполов было тогда признано мэром Юрием Лужковым слишком дорогим, и он приказал остановить свой выбор на нитриде титана. В агрессивной атмосфере мегаполиса фальшивое «золото» покраснело через три года.
Однако в скромной провинции титановые купола продолжают пользоваться спросом. Правда, некоторые священнослужители считают, что блеск нового материала лишен того внутреннего достоинства, который присущ настоящему золоту.

Изготовление куполов уже давно приняло промышленные масштабы, а применяемые технологии и материалы, позаимствованные из различных отраслей промышленности, доказали свою надежность, качество и долговечность. Применение общепринятых норм в строительстве и проектировании позволяют создавать по-настоящему качественные и долговечные купола.

Материалы каркаса купола

Несущим и формообразующим основанием купола является металлический каркас, выполненный из металлопроката различного сечения и толщины. Готовый металлокаркас купола проходит антикоррозийную обработку и подготавливается к облицовке. Именно основание из металлического каркаса гарантирует долговечность и надежность будущих изделий при минимальных затратах на обслуживание.

Материалы облицовки купола

В качестве облицовки купола мы применяем:

1. Нержавеющие листы с нанесением нитрид-титанового покрытия под цвет золота.
Эта, практически новая, и с недавних времен ставшая уже традиционной технология облицовки куполов, активно используется практически на 90% всего строительства храмов в России и зарубежом. В своих работах мы на 95% применяем эту технологию.

Преимущества:

  • Низкая стоимость по сравнению с сусальным золочением
  • Стилизация изделий «под золото»
  • Повышенная устойчивость к атмосферному воздействию
  • Устойчивость к механическому воздействию
  • Стойкость от выцветания более 50 лет
  • Срок службы – неограничен.

Это означает, что купола облицованные с применением технологии вакуумного нанесения нитрид-титана на нержавеющие листы, прослужат долго, не потеряют свой внешний вид, долгое время без дополнительных затрат на их обслуживание и реставрацию.

2. Облицовка кровельными металлическими листами с полимерным покрытием

С использованием материалов этой технологии делается вся фальцевая кровля. Мы используем этот материал, если требуется изготовить своды и кровлю храмов. А так же при изготовление цветных куполов. Благодаря наличию материала практически любых оттенков и цветов, можно изготовить купола любого цветового решения и осуществить самые интересные решения архитектора.

Преимущества:

  • Низкая стоимость по сравнению с другими технологиями облицовки куполов
  • Разнообразие цветовых решений
  • Большой выбор материалов по цене и качеству

Недостатки:

  • Ограниченный срок службы 30-50 лет.

3. Нанесение сусального золота

Самый древний способ придания куполам золотого блеска. Суть метода заключается в том, чтобы на предварительно подготовленное основание приклеить тонкие до 0,1 мкм листы и раскатанного золота. Расход золота и, соответственно, стоимость будут определяться точной площадью покрытия купола и всех элементов, на которое наноситься позолота.

Преимущества:

  • Благородный, настоящий золотой цвет купола

Недостатки:

  • Высокая стоимость
  • Большая трудоемкость
  • Требуется периодическое обслуживание
  • Невысокая стойкость к атмосферному воздействию и механическому повреждению

ЧТОБЫ УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ КУПОЛ ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ

или позвоните по телефонам 8(812)408-17-42, +7911-275-13-22

novikovski


Существует такая редкая и ответственная профессия — золотник. На примере Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Солотчинском женском монастыре, что в славной Рязанской области я вам покажу, как и из чего сделаны современные купола церквей, но не простые купола, а золотые.
В последнее время, покрытие куполов золотом стало характерной и отличительной чертой для российской православной церкви. Золотые купола на Руси всегда были символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы, величия религии. И сотни церковных построек с величественными золотыми куполами украшают славянские города. Древний обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришел к нам из далекой Византийской империи, где золотом и ярким декором подчеркивалась архитектура храмов.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. По одной из версий, в России стали делать купола вытянутой формы, чтобы снег скатывался с кровли, и не образовывался на куполе лед. Кроме того, чтобы лучше сохранять тепло, потребовалось утепленное подкупольное пространство. Куполная тенденция в архитектуре храмов и церквей на Руси наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над храмом, как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.
Но самое сложное и кропотливое в купольной постройке — декорирование самих куполов, а покрытие куполов золотом — крайне ответственная и трудоемкая работа. Еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков считался — одним из самых опасных, сопряженных с высоким уровнем риска и требующий определенных скалолазных навыков строительной работы и работы с вредными химическими элементами. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения — бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась золотая амальгама. Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Например, во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров золотильщиков.
Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже. Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана. Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту. Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы изначально был деревянный, перестроен в начале XVI — XVII веков. Храм пятиглавый, с востока примыкает трехчастная апсида, с запада — двухэтажная пристройка 1691 года (вверху — ризница и библиотека, внизу — трапезная). В советское время частично был разрушен и восстановлен в начале XXI века.

В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570 — 1580 годах монастырь считался одним из главнейших монастырей Руси. Он вошел в число самых крупных и значимых обителей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного, после чего деревянную постройку собора решено было перестроить.

Пятиглавый Собор Рождества Пресвятой Богородицы располагается на территории Солотчинского действующего женского монастыря. Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь является крупнейшим на Рязанской земле памятником архитектуры нарышкинского барокко, расположен монастырь в курортном районе Солотча на берегу старицы Оки в Советском округе города Рязани.

Новые золотые купола из нитрид-титанового покрытия. Золотник — профессия золотых мастеров

Не смотря на то, что современные технологии не стоят на месте и материалы стали качественнее и современнее, без высоких стропил на храм для установки декора золотых куполов — не добраться

Высокие стропила

Отходы золотых куполов — из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана

Золотые отходы куполов

Тем не менее, изготовление золотых пластин из нитрид-титана происходит на месте

Панель из нитрид-титана — материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту. Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Воз из таких квадратных панелей и крепится декор купола

Вот как выглядят золотые панели из титана

Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту

Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей

Отдельно панелями декорируется и основание креста

Такие купола видно за версту

На ярком солнце купола переливаются золотом

Солотчинский монастырь и Собор Рождества Пресвятой Богородицы с новыми золотыми куполами

Золотые купола Собора Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Золотые купола — как они есть

Фрагмент вохода в храм Рождества Пресвятой Богородицы

Теперь монашки возрадуются вместе с прихожанами новым золотым куполам храма Рождества Пресвятой Богородицы, что на исторической для России Солотчинской земле
Такие дела
Максим Новиковский/Canon
Все предоставленные фотографии являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна — http://novikovski.livejournal.com/
Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут:
Мой фейсбук / Мой в контакте / Мой инстаграм / Мой твиттер / Мой блогер / Мой гугл / Мой фотографер / Мой Расфокус / Мой ЮТУБ
Tags: canon, canon 16-35, canon 17-40, canon 70-200, canon camera, google, rambler, yandex, архитектура, гугл, женский монастырь, мещера, монастырь, монастырь рождества богородицы женский, путешествие, рамблер, рязанская область, рязань, собор пресвятой богородицы, соборы, солотча, фото, фотограф, фотография, фоторепортаж, храмы и соборы, церкви, церковь спаса преображения, яндекс